ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
		Принятый Верховным Советом СССР в марте
1946 года послевоенный ‘пятилетний план
восстановления и развития народного хозяйства
СССР на 1946-1950 годы успешно выполнен,
а важнейшие задания плана значительно

перевы
	С ва ay
	полнены.

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
	СОВЕТСКИХ ПИСАТРАЕЙ СССР
		№ 46 (2764)
рр
	Cc O OB
	Государственного Планового Комитета СССР и Центрального Статистического

Управления СССР об итогах выполнения четвертого (первого послевоенного)
пятилетнего плана СССР на 1946—1950 годы
		По кормовым нультурам посевные площади в 1950 году
увеличились по сфавнению е 1940 голом на 15 процентов,
однако задание пятилетнего плана по увеличению площадей
пох многолетними травами неловыполнено и производство KOD-
мов отетает от возросших потребностей животноводства.

По животноводству — задания  нятилетнего плана по Росту
		поголовья общественного скота колхозов перевыполнены.
Довоенный уровень поголовья продуктивного скота и

птицы в колхозах значительно превзойден: Брупного
рогатого скота — на 40 процентов, овен и KOS — на
63 процента, свиней — на 49 процентов. птицы —

в 2 раза. Ш всем  категориам хозяйств — в  волхо-
	зах,  совхозах, у колхозников и единоличников. у рабочих и
служащих — общее поголовье прохуктивного скота, резко сокра-
тившееся во время войны, восстановленю и в 1950 голу воз-
росло по сравнению с 1940 годом на 4 процента. а поголовье
птяны — на 14 процентов. За голы пятилетки в колхозах и
совхозах проведена значительная работз по улучшению  пле-
менного дела в живогноволетве: расптирилаеь сеть племенных
совхозов, государственных племенных  расездников и племен-
ных ферм колхозов. ‘ Е
	Возроела техническая вобруженность сельского хозяйства.
За пятилетие сельскому хозяйству поставлено 536 тысяч трак-
торов в переводе на пятналнатисильные. 93 тысячи зерновых
комбайнов, в том числе 39 тысяч самоходных. 341 тысяча
тракторных плугов. 254 тысячи тракторных сеялок. 249 ты-
сяч тракторных культиваторов и большое количество о других
ночвообрабатывающих. посевных и уборочных машин. В то же
время имеет место отставание в снабжении сельского хозяй-
етва машинами но уборке хлопка, льна и конопли, сахарной
свеклы, по кормодобыванию и 10 механизации трудоемких ра-
бот на животноводческих фермах колхозов и совхозов.’ Црове-
дены значительные работы по элеклрификации колхозов. ма-
шинно-тракторных станций и совхозов. Мощность сельских

электростанций к концу 1950 года увеличилась против 1940
гола в 2.8 раза.
	Достигнуты крупные успехи по полъему культуры земледе-
лия: развернуты работы по введению и освоению правильных
полевых и кормовых травопольных севооборотов в колхозах и
совхозах; свыше 90 пронентов всех паров и зяби в колхозах
в 1950 юлу было вспахано тракторами: вепашка  плугами ¢
предплужниками составила 87 процентов всей тракторной иа-
хоты Upetagp 13 процентов в 1940 году: посевные  плошщали
яровых культур по. зяби и но чистым парам в колхозах соета-
вили в 1950 году 63 процента от всей площахи против 54 mpo-
нентов в 1940 poly: сортовые посевы зерновых KYABTYD 22
пятилетие увеличились на 64 процента. а пшеницы — в два
раза; половина веех плошалей зерновых культур в колхозах в
1950 голу убрана комбайнами.
	Успешно осуществляются задания по полезащитнему лесо-
разведению. Колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции,
лесхозы и. лесозашитные станции, осуществляя сталинский
нлан преобразования природы, произвели посадки и посев за-
щитных лесонасаждений на площади 1 миллион 350 тысяч
гектаров. из них в 1950 толу на площади 760 тысяч тектаров.
	Выполнены задания пятилетнего плана в области совхозного
строительства. Совхозы значительно расширили за пятилетие
посевные площади сельскохозяйственных культур. Урожайность
зерновых культур в 1950 rosy превысила урожайность 1940
года на 16 процентов. В совхозах Министерства совхозов СССР
в основном завершена механизация полевых работ. В 1950 году
свыше 95 процентов пахоты, сева и уборки зерновых выпол-
нено на механической тяге. К концу 1950 года в совхозах
Министерства совхозов СССР крупного рогатого скота было
больше, чем до войны, на 20 процентов. овец и 03 — Ha
29 пропентов и свиней — на 36 пронентов. Значительно повы-
силась продуктивность скота. Средний улой молока на одну ко-
рову в 1950 году в совхозах Министерства совхозов СССР пре-
высил уровень 1940 гола на 28 пропентов.
	оа голы пятилетки провелена большая работа по дальнейше-.
	MY организационно-хозяйственному укреплению колхозов, по
ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели;
осуществлены мероприятия по улучшению организации и упо-
рядочению оплаты труда в колхозах, укреплению постоянной
производственной бригады, как основной формы организации
артельного труда; значительно укрепилась трудовая лиспиплина
п повысилась производительность труда в колхозах. Неделимые
фонды колхозов к 1950 году увеличились в 1,6 раза по срав-
нению с 1940 голом.
	Ирестьянским хозяйствам Иитовекой, Латвийской, Эстонской,
Молдавской союзных республик и западных областей Украян-
ской ССР и Белорусской ССР, подпавшим под немецкую окку-
пацию, Советским Союзом была оказана большая  производ-
ственная помошь по укреплению сельскохозяйственной коопе-
рации, по организации машинно-тракторных станций,  завозу
тракторов и машин, минеральных удобрений, предоставлением
кредита. К концу пятилетки в этих районах на лобровольных
началах завершена в основном коллективизация крестьянских
хозяйств.
	Развитие социалистического сельскохозяйственного производ-
ства, его высокая товарность позволили обеспечить возросшие
потребности населения в хлебе, мясе, молоке и других проло-
вольственных продуктах и увеличить доходы колхозов и колхоз-
ников. Увеличение производства зерновых и технических куль-
тур и рост продукции животноводства создали прочную сырье-
вую базу для дальнейшего подъема легкой и пищевой промыш-
ленности.
	Ббыполнение пятилетнего плана.
в области транспорта и связи
	Железнодорожный транспорт в годы пятилетки обеспечил ра-
стущие потребности народного хозяйства в перевозках. Уста-
новленное на 1950 голд задание тю грузообороту железнолорож-
ного транспорта перевыполнено на 13 процентов. Среднесуточ-
ная погрузка на железных дорогах в 1950 тоду составила
121 пропент от уровня 1940 года и 103 процента от задания
пятилетнего плана.

В результате внедрения передовых методов труда и новой
техники значительно улучшено использование технических
средств железных дорог. В 1950 году нагрузка товарного ваго-
на возросла против 1940 года на 14 процентов. средний веб
грузового ноезда увеличен против 1940 гола на 10 процентов.
Среднесуточный пробег товарного вагона превзошел довоенный
уровень на 4,6 пропента. Оборот вагона за пятилетие был уско-
рен, однако в 1950 году еше не достиг уровня, прелусмотрен-
ного пятилетним планом. В результате восстановления народ-
ного хозяйства в районах, пострадавших от войны, и проведени-
	( Окончание на 2-й стр.)
	Принятый Верховным Советом СССР в марте 1946 roza
послевобнный пятилетний план ‘восстановления и развития на-.
родного хозяйства СССР на 1946—1950 годы успешно вынол-
нен, а важнейшие задания плана значительно перевытюлнены.
	Вьшолнение пятилетнего плана
	в области промьшиленности
	В истекией пятилетке доститнуты крупные усиехи в BOC-
становлении и развитии промылленности СССР.  Пятилетним
планом было установлено, что объем продукции всей промыш-
ленности СОСР в 1950 году — последнем году пятилетки —
должен увеличиться на 48 процентов по сравнению с предвоен-
ным 1940 годом. Фактически в 1950 году было произведено
промышленной продукции на 73 процента больше, чем в 1940
тоду. Пятилетний план выполнен промышленностью СССР до-
срочно — в 4 года и 3 месяца. Установленное пятилетним
планом задание на 1950 тод но’ объему промышленной продук-
ции перевыполнено’ на 17 процентов. На основе внедрения
новейших достижений современной техники обеспечено даль-
нейшее повышение технического уровня всех отраслей социа-
листической промышленности.
	Задания пятилетнего плана в области черной металлургии
ло выплавке стали и производству проката  перевыполнены.
Установленный нятилетним планом на 1950 тод уровень ирэ-
изводотва проката черных металлов достигнут досрочно — в
Ш квартале 1949 года, а: уровень производства стали — во
П квартале 1950 года. Выполнен пятилетний нлан по вы-
плавке чугуна Министерством черной металлургии. Производ-
ство черных металлов в целом в 1950 году превысило довоен-
ный уровень на 45 процентов при задании пятилетнего паа-
на — на 35 процентов; при этом производство чугуна увели-
чилось по сравнению с довоенным уровнем на 29 процентов,
выплавка стали — на 49 процентев и производство проката —
на 59 процентов. Металлургическая промышленность Юга. пол-
костью разрушенная во время войны, восстановлена на новой
технической базе и лает металла больше. чем ло войны. Прэ-
	LOTRATOCh дальнейшее развитие черной металлургии в восточ-.
	ных районах страны. Производство чугуна на Урале увеличи-
ось в 1950 году но сравнению c 1940 годом в 2,6 раза,
стали — в 2,7 раза и производство проката — в 2,8 раза.
В Сибири производство чугуна увеличилось в 1,2 рава. стали —
в 1.7 раза и проката — в.2 раза, Организовано пфоизволетво
черных металлов в Средней Азии и в Закавказье. Несмотря на
	= перевыполнение плана по стали и прокату, производство ‘чер-
	ных металлов и 0собенно некотерых видов проката отстает от

розросших потребностей народного хозяйства.
	В черной металлургии совершенствовалась технология преиз-
родства. В сталеплавильном нроизводстве освоено применение
кислорода. Освоено производство специальных профилей проката
и марок стали для изготовления новых типов машин и прибо-
ров. В широких размерах осуществлена механизация трудоемких
и тяжелых работ и автоматизация производственных процессов.
Значительно улучигилось использование оборудования. Так, к
концу 1950 года на заводах Министерства черной металлургии
иснользование нолезного объема доменных печей увеличилось
по сравнению с 1940 годом на 25 процентов, а съем стали ©
одного квадратного метра площади пода мартеновских печей—
на 33 процента.
	В облаети цветной металлургии в результате строительства
новых рудников, обогатительных фабрик и заводов, а также
улучшения работы действующих предприятий. производство
меди, алюминия, никеля, свинца, цинка и других цветных и
редких металлов значительно превысило довоенный уровень.
Однако растущие потребности наредного хозяйства требуют еще
более быстрого роста производства цветных металлов.
	Пятилетний план mo добыче угля перевыполнен. Добыча угля
в 1950 году еоставила 104 процента к заданию пятилетнего
плана и увеличилась по сравнению 6 довоенным уровнем на
57 процентов. Установленный пятилетним планом на 1950 год
уровень добычи угля на шахтах Министерства угольной про-
мышленности достигнут досрочно — в 1У квартале 1949 года.
Восстановлены угольные шахты в пострадавших ог войны рай-
онах. Шахты Донбасса. дают угля больше, чем до войны, и
больше, чем предусмотрено пятилеткой. Донбасс вновь является
самым крупным и наиболее механизированным угольным бас-
сейном страны. Добыча утля в Подмосковном бассейне увеличи-
	` лась по сравнению с довоенным уровнем в 3 раза. Наряду ¢
	восстановлением Донбасса и Подмосковного бассейна продолжа-
лось развитие угольной промьшиленности на Урале, в Кузбассе,
в- Карагандинском бассейне и в других районах страны. На
Востоке в 1950 году добыто угля в два с лишним раза больше,
чем в довоенное время. Значительно распирена новая угольная
база — Печорский бассейн. Превышен довоенный уровень до-
бычи торфа.
	Завершена механизация процессов зарубки, отбойки и достав-
ки угля, з также механизация подземного транспорта и погруз-
ки угля в железнодорожные вагоны. Созданы и ‘внедрены новые
машины лля механизации навалки угля в очистных забоях, а
также для погрузки угля и породы в подготовительных выта-
ботках. Начаты работы по переводу на комплексную механиза-
цию угольных шахт и внедряется дистанционное и автомати-

Ческое управление работой машин и механизмов.
	Задание пятилетнего плана по восстановлению и развитию
нефтяной промышленности перевыполнено. В 1950 году добыча
нефти составила 107 процентов к заданию пятилетнего плана
и была на 22 процента больше, чем _ до войны. Полностью
восстановлена и технически  перевооружена разрушенная во
время войны нефтяная промышленность Майкопското и I po3-
ненского нефтяных районов и нефтяная промышленность За-
падной Украины. В результате успешного проведения геолого-
разведочных работ выявлены и подготовлены значительные
промышленные запасы нефти и газа. ПТироко внедряется новая
техника в добыче нефти, в бурении скважин и в переработке

нефти, Распгирено производство высокоовтанового авиационного
топлива и авиамасел и улучшилось качество вырабатываемых
	rom. HADTENDOLVETOR. Построены новые нефтеперерабатывающие за-
	воды и установки, оснащенные. современной отечественной тех-
никой, сооружены крунные магистральные нефтепроводы. Вме-

сте с тем быстрый рост добычи нефти требует еще более фор-
сированного строительства новых нефтеперерабатывающих 3a-

BOIORB.
	Серьезно возрослю значение новых нефтяных районов на Ву-
стоке. Созданы новые крупные нефтяные промыслы и нефтене-
рерабатывающие заводы в Башкирской АССР. Быстро разви-
вается добыча и переработка нефти в Куйбышевской области.
Туркменской ССР, Узбекской ССР и Казахской CCP. Открыты
новые крупные нефтяные месторождения в Татарской АССР.

Удельный pee восточных ‘районов в общей добыче. нефти по
Союзу увеличился ло 44 процентов против 12 процентов. в
	1940 году.
	В лесной промышленности вывозка деловой древесины
в 1950 году увеличилась против 1940 года на 36 про-
центов. однако задание пятилетнем плана выполнено
	He полностью. оадание пятилегнего плана по поставке машин
и механизмов лесной промышленности перевыполнено. но. в
результате неудовлетворительного использования механизмов.
темпы роста произволятельности труда в лесозаготовительной
промышленности за годы пятилетки были недостаточными.
Произволетво бумаги в 1950 году увеличилось по ставне-
Ню & 1940 голом на 47 процентов.
	В период 1946—1950 годов происходило быстрое восстаноз-
ление и развитие текстильной. твейной. трикотажной, обувной
и других отраслей легкой промышленности. В 1950 году
продукция этих отраслей промышленноети  увеличилаеь 10
сравнению с 1940 годом на 17 процентов. Производство оенов-
ных изделий легкой промьииленности увеличилось за пятилз-
тие: по хлопчатобумажным тканям в-2,4 раза, шерстяным тка-
ням —в 2,9 раза. чулочно-носочным изделиям — в 5.2 раза.
кожаной обуви — в 3,2 раза, резиновой обуви — в 7 раз, однз-
ко задание пятилетнего плана по выработке  хлопчатобумаж-
ных тканей и обуви недовыполнено. Значительно улучшен и
расширен ассортимент тканей, швейных, трикотажных изделий
я обуви.

Произволетво основных продуктов пишевой промышленности
	возрослю за пять wer в значительных размерах. В 1959
TORY довоенный уровень производ ства животного масла
превзойлен на 57 пронентов, растительного масла и других
	жиров -—— на 10 процентов, мяба — на Г. процентов. улова ры-
бы — на 27 пропентов, производства колбасных изделий — на
20 процентов, ‘консервов — на 48 процентов. сахара — на
17 процентов. кондитерских изделий — на 23 процента и мы-
ла — на 16 процентов. Расширен ассортимент и улучшено каче-
ство пищевых продуктов. В 1950 голу продукция высших coD-
тов составила 75 процентов всего производства  сливочното
масла и 42 процента производетва сыра. Изтотовление лиэти-
ческих продуктов увеличилось по сравнению с ловоенным уров-
нем в 5 раз. детоких продуктов —в 5,7 раза, витаминов —
в 104 раза.
	местная промышленность и  промыслозая поолерация
увеличили выпуск валовой продукции ‘в 1950 тоду по
сравнению с довоенным уровнем в .1,5 раза. Однако
вое еще недостаточно используются местные вилы сырья
для Увеличения производства товаров птирокого потребления.
Ассотимент и качество нродукиии местной промьшиленности и
	промысловой. кооперации ‘отстают от возроеших требований
	_ населения,

Основные производственные фонды всей промышленности
СССР в результате восстановления. строительства и рекон-
струклии предприятий. оснашенных передовой отечественной
	техникой, увеличились в 1950 оду по сравнению с 1940 ~-
лом на 58 нроцентов. Нри этом етаночный парк за счет попол-
нения новыми, более производительными станками увеличился
к концу пятилетки в два с лишним раза по сравнению с 1940
толом. Электровооруженность труда в промышленности по рас-
	чету на одного рабочего увеличилась в 1900 голу по cpaBHe-
	нию се 1940 голом в Полтора раза.
	Дальнейшее развитие получила газовая промышленность.
Построены и введены в действие газопроводы Саратов—Москва,
Датнава-_Киев и Кохтла-Ярве— Ленинград. Было развернуто

строительство предприятий по производству искусственного
жидкого топлива.
	Захание пятилетнего плана по выработке злектрознергии пе-
ревыполнено. Установленный нятилетним нланом на 1950 год
уровень производетва электрической энергии достигнут д0сроз-
но —в [У квартале 1949 года. Выработка электроэнергии в
1950 году составила 110 процентов в заданию пятилетнего
плана и превысила уровень 1940 года на 87 процентов. В рай-
онах, пострадавших от войны. произведено электроэнергии зна-
чительно больше. чем в 1940 году.
	Восстановлены разрушенные во время войны электростанции
Донбасса, Приднепровья, Киева, Харькова, Львова, Одессы, Ни-
колаева, Севастополя. Новороссийска, Краснодара, Грозного,
Сталинграда, Воронежа, Брянска, Калинина, Минска, Вильнюса,
Риги, Таллина, Петрозаводска и других городов. Восстановлены
все гидроэлехтростанции, в Том числе 6 крупных гидроэлектро-
станций, предусмотренных пятилетним планом. Восстановлена
Днепровская гидроэлектростанция имени Ленина. Ностроены и
полностью введены в действие новые гидроэлектростанции —
Щербаковская, Нивская № 3, Фархадекая, Храмская, Сухум-
ская. Краснополянская, ПТироковская и другие. Были осуще-
ствлены большие строительные работы по Верхне-Свирекой,
Усть Каменогорской, Гюмушекой, Цимлянской, Нивской № 1,
Маткожненской и другим гидроэлектростанциям, обеспечиваю-
щие ввод их в действие в 1951—1952 годах. Широко развер-
нуто строительство Горьковской гидроэлектроетанции на Волге
и Молотовской гидроэлектростаниии на Каме.  Осуществлено
строительство новых тепловых электростанций, электрических и
тепловых сетей.
	В 1946—1950 годах на электростанциях осуществлялось вне-
хрение новейшей энергетической техники. На тепловых электро-
станциях устанавливались паровые турбины и котлы выюокого
давления отечественного производства, в том числе новые типы
теплофикациенных турбин высокого давления мощностью по
25 тысяч киловалт, барабанные котлы на давление 100 атму-
сфер и температуру пара 510 градусов, а также прямоточные
котлы Ha те же параметры пара. Внедрены генераторы с вохо-
родным охлаждением, воздушные выключатели высокого напря-
жения, высокочастотные и другие современные тины защиты,
д также автоматизация процессов горения и питания котлов
на электростанциях. Две трети райоиных гидроэлектростанций

имеют автоматизированное управление агрегатами.
	В облаестя машиностроения задание пятилетнего плана “10
производству станков, машин, механизмов и приборов перевы-
полнено в целом на 17 процентов. Нродукция машиностроения
в 1950 roxy превысила в 2,3 раза производство 1940 года.
Установленный пятилетним планом на 1950 год уровень произ-
водства машин, оборудования и приборов достигнут досрочно —
в   квартале 1950 года.
	Рост производства машин и оборудования происходил на
новой технической основе. Ha машиностроительных заводах
большое распространение получили высокоэффективные методы
производетва и технологические процессы: поточные и автома-
тические линии обработки, сварка автоматами и полуавтомата-
ми под слоем флюса, закалка деталей токами высокой  часто-
ты, центробежное литье и литье в кокиль. штамповка, скороет-
ные метолы резания металла.

За годы пятилетки отрасли мапиностроения в основном
обновили номенклатуру выпускаемой продукции. Оевоено около
250 новых тинов металлорежущеих станков общем  назначе-
ния. более одной тысячи типов специальных и атрегатных
станков. 23 тина автоматов и полуавтомалв, 34 тина кузнеч-
но-прессовых автоматов. мощные пневматические формовочные
машины. машины для литья под давлением и центробежного
литья. Созданы 26 автоматических сланочных линий и авт\о-
матический завод по изготовлению эвтомобильных деталей.

В 1950 голу производство металлургического оборудования
увеличилось по сравнению с 1940 годом в 4,8 раза, выпугх
паровых турбин — в 2,6 раза, производство электрооборудова-
ния — в 3 раза. Для топливной прюмышгленноств производились
угольные комбайны, породотюгрузочные и утлепогрузочные ма-
шины, нефтебуровые установки лля глубокого бурения. мощ-
ные грязевые насосы и много других видов выеокопроивводи-
тельного оборудования. Прюизволотво нефтеаппаратуры в 1950
тоду увеличилось против 1940 года в 3 раза.

Лля нужд железнодорожного транспорта освоено и офганизо-
вано производство невых магистральных товарных паровозов,
электровозов, тепловозов, думпкаров, цельнометаллических гон-
лол и изотермических вагонов.  цельнометаллических - пасва-
жирских валонов.

Выпуск траклюров в 1950 тоду увеличился по сравнению е
1940 голом в 3,8 раза, комбайнов — в 3,6 раза, плугов трак-
терных—в 3,1 раза, ееялок тракторных—в 5,5 раза, культи-
	ватороз тракторных — в 3,1 раза. 9евоено и приняю на мх-
	совое произволетво свыше 150 новых высокотроизводитеяьных
сельскохозяйственных машин.

о Однако достигнутый уровень произвохства энергетического
оборудования, тяжелого металлорежущего и кузнечно-прессового
оборудования. еложного оборудования Lin нефтяной помышлел-
ности и некоторых видов приборов не удовлетворяет возросших

потребностей наролнюхо хозяйства.
	В области химической промышленности пятилетним
планом был установлено задание превзойти в 1950 m-
ху довоенный уровень производства в 1.5 раза. Фактичесвя
	продукция химической промышленности иревысила довоенный
	уровень в  1,8 раза. Довоенный уровень произволетва азотных
улобрений в 1950 году превышен в 2,2 раза и калийных улоб-
рений — в 1,4 раза. то есть больше. чем это быле предуемот-
рено пятилетним планом. Производетво фосфатных удобрений в
1950 году увеличилось по сравнению с 1940 годом в 1,9 ра-
за. Увеличено по сравнению ¢ довоенных уровнем  произвол-

ство синтетического каучука.
Значительно распгирено и освоено производство новых видов

продукции для промыпгленноети искусственного волокна, пласти-
ческих масс, для лакокрасочной, фармацевтической и других от-
раелей химической промышленности. Пятилетний план по про-
изволству красителей перевыполнен. Количество выпускаемых
марок красителей возросло ло 320 наименований в 1950 году
против 186 в 1940 году. При этом возросло производство
высококачественных и прочных красителей. Освоено произвед-
ство многопветной кинопленки.

Производство строительных материалов превысило лово-
енный уровень. Производство цемента в 1950 году уве-
личилось по сравнению ¢ 1940 тодом в 1,8 раза, окон-
ного стекла — в 1,9 раза, Задание пятилетнего плана па 1950
тод по производству цемента Министеротвом  птюмышиленяостя
строительных материалов СССР выполнено на 101 процент,
а р целом по СССР — на 97 прюцентов. Не полностью вынол-
нено задание пятилетнего илана по проязводетву кирпича и
черелицы. Производство строительных  малеризлов и их каче-
ство все вше отетают от растуших потребностей народного хо-
	ЗЯЙСТВА.

Успешное внедрение новой техники позволило в больших
масштабах провести дальнейшее техническое — перевооружение
народного хозяйства и повысить уровень механизации трудоем-
ких и тяжелых работ. Наряду с этим, технический прогресс,
повышение квалификации и творческая инициатива рабочих,
инженеров и техников обеспечили значительный рост произво-
длительности труда. Производительность труда рабочих в про-
мыпыенности возросла в 1950 году против довоенного 1940
года на 37 пропентов вместо 36 процентов. установленных
пятилетним планом. Мроизводительность труда в строительстве
в 1950 rery превысила уровень 1940 гола на 23 процента.
	В результате лучшето использования оборудования в прэ-
мышленности, более экономного расходования сырья, топлива
и электроэнергии. сокращения потерь и отходов материалов.
повышения производительности труда, ускорения оборачиваемо-
сти оборотных средств выполнен установленное пятилетним
планом на 1950 год задание по снижению себестоимости про-
мышленной продукции.

Неполностью выполнено залание пятилетнего плана по ени-
жению стоимости строительных работ. Стоимость строительства,
несмотря на значительный рост капитальных работ. остается
все еще высокой. В связи с этим Правительством в 1950 голу
приняты меры в удешевлению строительства и улучшению
проектирования, росту производства строительных материалов.
а также к устранению недостатков в области планирования и
снабжения капитального строительства.
	Бьполнение пятилетнего плана
р области сельского хозяйства
	В результате успешного  вышюлнения пятилетнего = tut
сельское хозяйство достигло нового мощного подъема. За годы
пятилетки выросло и еще более окреплю общественное хозяй-
ство колхозов. возросла материально-техничеекая база сельского
хозяйства, повысилась роль машинно-тоакторных станций в
колхозном производстве, подготовлены новые квалифинирован-
ные кадры организаторов сельскохозяйственното производства,
мастеров земледелия, животноводства и механизации.
	По зерновым культурам посевные паощади  узеличились за
пятилетие более чем на 20 процентов. Валовой урожай зерна
в 1950 году превысил уровень 1940 года на 345. миллионов
нудов, нри этом производство нненицы увеличилось против
довоенного уровня на 376 миллионов пудов. Задание пятилет-
него плана по Урожайности ` зерновых Культур перевыполнено.
В 1949 и 1950 годах урожайность зерновых культур была на
13 процентов выше. чем в 1940 году.

По техническим культурам посевные площади за пятилетие
увеличились на 59 процентов, в том числе пох посевами хлоп-
ха— на 91 процент, льна-лолгунца — на’ 90 процентов. са-
харной свеклы — на 57 процентов, подсолнечника — на 23
процента. Валовой урожай хлопка за пятилетие увеличился в
2,9 раза, льна-волокна более чем в 2 раза, сахарной свеклы—
в 27 раза. подсолнечника — на 70 процентов.
	_ Серьезным недостатком в произвохетве- сельскохозяйственных
культур являются все еще большие потери при уборке урожая.
особенно — зерна. льна-долгунна и сахарной свеклы. в
	По овоце-бахчевым культурам и картофелю посевные плс-
щади увеличились по сравнению с 1940 годом на 5. процентов.
а валовой урюжай картофеля в 1950 году превысил довоенный
уровень на 21 процент.

За пятилетие проведены значительные работы по дальней-
шему укреплению и расширению  картофеле-овошных баз во-
круг Москвы, Ленинграда, Баку. Харькова, Киева,  Горькото,
промышленных центров Урала, Донбасса. Кузбасса, городов
Сибири и Дальнего Востока, а также других крупных горолов.