ФЕЛЬЕТОН
	Слово
	Г. БАКЛАНОВ.
	специальныя корреспондент
«Л итературной газеть!»
	Мих. ЛЕВИТИН
	ЛАУРЕАТЫ СТ АЛИНСКИХ
ПРЕМИЙ

г. ( . РОШАЛЬ
	ivi.

A. GCTEJIDMAX
	КАЗАКОВ Миклай
(Николай Иванович)
	А. С. Макаренко настойчиво пнредупре-
эБДал 0 том, что недопустим шаблон в вос-
питании детей, механическое примене-
ние отдельных педагогических средств,
вырванных из общей системы. «Her
никаких  непогрешимых средств и нет
средств обязательно  порочных, — го-
ворил он.-— В зависимости от обетоя-
тельетв, времени, особенности личности и
коллектива, от таланта и подготовки вы-
полнителей, от ближайшей цели, от толь-
хо что исчернанной конъюнктуры, —
диапазон применения того или иного сред-
слва может увеличиваться до степени поя-
ной общности или уменьшаться до поло-
жения полного отрицания».

Вот этому конкретному подходу, глубо-
хому пониманию и умелому определению
логики педагогического процесса и на-
до учиться у А. ©. Макаренко всем, кто
хочет разумно воспользоваться его наелед-
ством. А существующие учебники, педаго-
гики, по которым учатся десятки тысяч
будущих учителей, как раз очень плохо
используют наслелетво А. С. Макаренко.
	{. Номеранцева в своей статье «На
постной пише кабинетных тассуждений...»
(«Литературная газета» № 29 от 10 мар-
та с. г) правильно подметила серьезные

недостатки учебника проф. Шимбирева и
Огородникова.

Вместо того, чтобы прислушаться к
справедливому голосу критики, проф. Шим-
бирев в своей статье «0 «постной пише»
и_о педатогическом наследстве А. С. Ма-
каренко» («Литературная газета» № 38
от 29 марта е. г.) еще яснее обнаружил
свое непонимание сути идей А, 0. Мака-
ренко. Он юбвиняет А. С. Макаренко в «тру-
бой ошибке»—в отрицании связи обучения
с производетвом. Пооф. Иимбирев пишет.
что, «имея производетво се передовой тех-
никой, А. С. Макаренко мог бы добиться
крупных усмехов в осуществлении ирин-
ципа политехнического образования». Шо
он умалчивает о том, против какой связи
	В порядке обсуждения вопросов исполь-
зования педагогического наследия А. С.

Макаренко.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 19 anvena 1951 r. № 47

‘Что делается для того, чтобы советские
люди скорее получили эти вещи?

Вот к директору одного из заводов Ми-
нистерства судостроительной промышлен-
ноети приходит работник павильона.

— Предлагаем, товарищ директор, обра-
301, автоматического утюга с подпаркой...
И технология разработана. Нам кажется,
вы бы могли его производить в своем це-
xe ширнотреба. Не правда ли?

— Еще бы, понятно, могли бы... емот-
ри, какая хорошая вещица.

— Значит, запускаете утюг в производ-
ство?

— Что вы! У нас и так хлопот полон
рот! Чего ради будем мы собственными ру-
ками грузить ‘себе на спину новую обузу?

— Но, товарищ директор. вам же за
этот утюг все скажут спасибо. Да это и
прибыльно,

— Ну ладно. Так и быть. Попробую.
Но имейте в виду: только в порядке лю-
безноети... В елучае чего — ко мне ника-
ких. претензий...

— Да что вы!.. Предъявлять претензии
нам не положено... Мы только просим...

Цосле этого разговора проходит немного
времени, и завод осваивает производство
автоматических утютов, Но все идет хоро-
то лить до тех пор, пока не выясняется,
чм за выруек  утюмв завод отве-
чает Tak же. как и за основную про-
дукцию. Что? Отвечать за какие-то утю-
ra? Ну, нет... И начинается невероятное.
Дирекция завода в течение трех лет
писала слезные ходатайства и обивала по-
роги министерства с просьбой избавить
завод от тяжелого утютгового груза. И до-
билась евоего! Отныне многострадальный
утюг с подпаркой вновь существует толь-
KO B качестве музейного экспоната да еще
живет в воспоминаниях работников заво-
да, как пример того, к чему может приве-
сти согласие взяться за новое дело.

Надо сказать, что завод этот, о котором
идет речь, не одинок. За один только про-
шлый 1950 гох расторгнуты договоры на
освоение 1620 образцов павильона!

Иные руководители гредприятий в про-
изводетве новой хорошей вещи видят преж-
де всего новую обременительную заботу.
У ‘таких  хозяйственников ° выработался
столь стойкий «антиширнотребовский им-
мунитет», что его f° могут осилить He
только уговоры работников павильона, 10
даже строгие постановления весьма авто-
ритетных организаций,

Не выполнено, например, постановление
Мособлиеполкома от 24 декабря 1949 года,
в котором предприятиям местной промыш-
ленности категорически предлагалось
освоить выпуск 18 образцов мебели —
той самой мебели, которой мы только что
любовались...

Ни один из отих/ образцов
Зало множество *^ промкомбинатов
сочло своим главным призванием  произ-
BOICTBO He слишком  доброкачеетвенных
шариковых ручек или конфет «коровка».

Павильон создал образцы великолепных

не освоен.
МоскрРы

гнутых стульев. Сделали чертежи, разра-
ИОВА ТОО
	По следам выступлений «Литературной газеты»
	О РАЗВИТИИ АЛЬПИНИЗМА
	ноетям. Не используются, благоприятные
условия для массового развития горного
спорта в районах Карпат, Крыма, в пред-
горьях Кавказа, на Урале, на Алтае, в Во-
сточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Неудовлетворительно занимаются альпивиз-
мом в физкультурных организациях Узбек-
ской, Азербайджанской, Киргизской и Тад-
жикской ССР.

Комитетам по делам физкультуры и
спорта союзных республик и городов Мо-
сквы и Ленинграда предлагается обсудить
план развития горного спорта и включить
в спортивный календарь альпинистские но-
ходы, сборы и восхождения. Комитеты по
	биревым против А.С. Макаренко. Проф.
	Шимбирев подошел к использованию неда-
гогического наследства А. С. Макаренко
с метафизических позиций.
Это и привело его к отрицанию системы
А. С. Макаренко, которая по своей приро-
де диалектична. Сосредоточив внима-
ние на отдельных приемах, механически
вырванных из системы, он He сумел до-
нести до читателя основные идей и прин-
ципы А, С. Макаренко. Именно в этом и
упрекает Л. Померанцева профессора Шим-
бирева, критикуя его учебник.

Бедно и убого выглядят в учебнике
проф. Шимбирева и Огородникова идеи
А. 0. Макаренко. Зато сильно веет от
этого учебника духом гербартианства. Это
проявляется в абстрактном подходе к пе-
дагогическому процессу и учебной деятель-
ности ребенка — в отрыве от всей coBo-
купности воздействий на него условий
жизни и от самой жизни ребенка,
как развивающегося человека, живущего
и действующего в коллективе. Это прояв-
ляется лалее в одностороннем понимании
воспитывающей роли обучения и в пере-
оценке роли словесното воздействия в вас-
питании, В основе этой концепции лежат
идея известного немецкого педагога-мета-
физнка Гербарта, который утверждал, что
«из мыслей вытекают чуветвования. а из
них — принципы и поступки». А. С. Ма-
каренко, как известно, резко критиковал
«бесконечное разглагольствование о pa3-
ных хороших вещах». «Самое упорное на-
таскивание человека на похвальных мые-
лях и знаниях, — товорил он. — пустое
занятие, в лучшем случае получится хан-
жа или граммофон». Чтобы поетроить 6о-
знание на опыте, необходимо упражнение
в поведении, а гимнастическим залом лля
такой «гимнастики» А. С. Макаренко ечи-
тал коллектив. “

Нельзя не ‘остановиться на приемах но-
лемики, применяемых проф. Шямбиревым.
Покритиковали слегка его учебник педа-
гогики, и вот он уже пишет, что тт, Виг-
дорова и Померанцева огульно  охаивают
всею нашу систему педагогического
образования.

Упрекнули проф. Шимбирева в том, что
он плохо отразил идеи А. С. Макаренко и
не раскрыл их в своем учебнике. И вот он
	уже говорит, будто от него требуют,
чтобы OH пронизал учебник «только
одними мыелями А С Млака-
ренко».
	Ф. Вигдорова пишет: «На основе уче-
ния марксизма-ленинизма о коммунистиче-
	‘ском воспитании Антон Семенович смело
	колхозного счетовода
	бая подготовка о очетоводов отражается
па деле. Люди в колхозе тол работали,
соревновались, одна бригада вперед вышла,
в другой — и урожай нелобрали, и тру-
долни перерасходовали,

Почему, спрашивается, так получилось?
Тут бы надо послушать счетовода, чтобы
полный экономический анализ сделал. А
он выходит на общее собрание и цифры
вычитывает по бумажке; пахали, мол,
столько-то, сеяли вот Сколько и так
далее. И 0ез него известно, что пахали и
свяли. Нет, ты смыел раскрой. Без емыс-
ла пифра — одно изображение.
	Я не говорю о работниках опытных, 0
них другой разговор, но’ достигли-то они
ебосй квалификации многими - годами!
Можно сказать, пешком шили. Значит, что-
бы не отставала молодежь, надо учить
ее как следует, Не хуже, чем  агрономов.
Я так понимаю: счетовод должен быть
правой рукой председателя колхоза; агоо-
ном — по научной части. очетовед — по
	Слышно, -как на электростанции Ды-
шит движок. № окнам прильнул весенний
сырой туман.

Я рассказываю Григорию Поликарпо-
вичу о Петровском сельскохозяйственном
бухгалтерском техникуме.
	Техникум должен давать  етудентам
среднее экономическое образование, но ос-
новные две дисциплины, такие, как «Тео-
рия бухгалтерекого учета» и «Учетв МТС,
совхозах и колхозах». там ведут пренолз-
ватели, сами не имеющие законченного
среднего образования. :

— Про тои я вам товорю, — подхва-
тывает Товчигречко. — Преподаватели и
рады бы студентам знания дать, да у сз-
мих нет. Преподавалелей тоже надо гот-
вить, однако не слышно, чтобы Тимиря-
зевская академил или другие  сельеко-
хозяйственные вузы выпускали бухгал-
теров-экономистов для сельекохозяйствен-
ного производства.
	Ла и заочного  бухгалтерекотго  сель-
скохозяйственного техникума нет. Пчело-
волов, полеводов, зоотехников, механиза-
торов выпускают. Ну, а счетовод? Кончил
он курсы или олногодичную школу, пора-
ботал год, другой, понял, что к чему и
желает повысить свое экономическое обра-
зование без отрыва от колхоза. Почему бы
для него не открыть заочное отделение?
Непонятно.
	..Рассказывал я вам, как у нас с 10-
дами заполнялиеь графы в отчетах, как
хозяйство, культура росла. А теперь так
получаетея, иной раз и нужной графы не
найден, Скажем, радист. Вот он— жи-
вой человек, сидит на ящике, — и Товчи-
гречко усмехнулся в усы. — Посылали мы
его учиться, пе первый год заведует на-
шим радиоцентром, а его. в перечне про-
фессий нет. Не указан. Да разве он один?
Мало ли в колхозе новых профессий. В
Чувашии, читал я в газетах, есть кол-
хоз, Коротков там председателем. Так у
них своя типография. газету двеналцать
лет уже выпускают. И должности имеют-
ся, как полагается: редактор, наборщик.
Тоже новые колхозные профессии. А куда
их здесь проставлять? Некуда. Выходит,
не поспевает форма за жизнью.
	— Ты. Григорий Ноликатпович. зюищи
повнимательнее, — говорит не учтенный ни
в одной трафе радист, — не должно быть,
чтоб меня вдруг не было...
	Товчигречко прячет панки и счета в
каф, и мы выходим на крыльцо.

— Я старый человек,— говорит. Тов-
чигречко,-—— булу двадцать второй годовой
колхозный отчет составлять. Сам-то в
счетоводном деле практик. И вижу: дол-
жен Колхозный счетовод быть экономистом
по образованию, обязательно.
	САРАТОВСКАЯ область
	рев неправ
	из московских школ. Лиректор предупре-
	дил: «Власе очень трудный, сборный:
шестнадцать второгодников, ИЗ НИХ BO-
семь — крайне  педисциплинированных,
	Сейчас их временно ведет строгий педагог,
который пользуется у класса авторите-
том». Я все же согласилась. Вогда вместе
с педагогом я вошла в классе и села на
заднюю парту, дети враждебно и вызы-
вающе посмотрели на меня, а один грубо
заметил: «Вы, тетенька, учить Hac
пришли? А мы не хотим». Было шумно.
Я решила, что этих детей надо взять сра-
зу круто, но вместе с тем произвести на
них и хорошее впечатление,
	Ъ первому своему уроку я приготови-
лась так, что начала работу, буквально
не давая ученикам опомниться. Вызыва-
ла их по фамилии быстро, одного за дру-
гим, неизменно одобряя тех, кто хоть не-
много заслуживал этого. И чт же? Дети
сразу как-то подтянулись. Я не выпу-
скала их из поля зрения ни на минуту.
Соблюдая * спокойствие *и размеренность
действий, я, что называется, брала кре-
пость. И — взяла. № концу года мне уда-
лось добиться в этом классе очень хоро-
IHX результатов, а главное, у нас уета-
новилиеь искренние, простые отношения
между мною. детьми. их родителями.

0 чем говорит этот рассказ? Учитель-
ница, чтобы «взять крепость», предири-
няла «атаку в 100», предъявила классу
«решительный, категорический поток тре-
бований». Здесь, несомненно, налицо все
признаки того приема, который А. С. Ма-
каренко образно назвал «взрывом». Не-
правильно проводить аналогию между этим
пелагогическим приемом и философским
понятием «взрыва», как это пытается де-
лать проф. Шимбирев, и на этом основа-
нии объявлять данный прием антипедаго-
гическим. Но нужно заметить, что если бы
учительница на каждом уроке в спокой-
HOM. классе стала бы пользоваться таким
приемом и держала бы всех детей в по-
добном ненрерывном напряжении, «не да-
вая переглянуться», она могла бы пре-
вратить хороший прием в недопустимую
антипедагогическую муштру. Стало быть,
этот педагогичеекий прием нельзя  при-
знать ни абсолютно положительным, ни
абсолютно отрицательным вне конкретных
связей се общим ходом всего педагогиче-
	скот) процесса.
	Григорий  Поликарпович  Товчигречко
работает счетоводом в колхозе немало —
двадцать второй год. За это время и кол-
хоз его неузнаваемо изменился и Новая
Краснянка стала действительно новым се-
пом. И, пожалуй, подробнее, чем другие,
может рассказать об этом колхозный ече-
товод. Недаром в его горнице хранятся под
стеклом две грамоты за образцово поетав-
ленный учет. 2
	По вечерам можно видеть, как 1овчи-
	гречко что-то высчитывает, записывает,
размышляет.
	В один из таких вечеров Товчигречко,
достав панки с годовыми отчетами, обра-
THACH ко мне:

— Вот посмотрите — тридцатые годы.
Что видно по этим отчетам? Во-первых,
видно, что половина граф пустует. О чем
это говорит? 0 том, что колхоз нанг тогда
развивалея в одну сторону. Видите, в
отчете графа «Оторолничеетво»  сирот-
	ствует, иты ее прочеркиваешь вродь

gh ИГ! TY... ee

бы за ненадобностью. Бздыхаешь. а Шо-
черкиваешь... Бывало, придешь на правле-
ние, положишь вею эту выгоду на счеты.
объясняешь понятно. «Граждоне, — гово-
ришь, — вдумайтесь! Жажлая me пустая
графа — 910 дыра в колхозном кармане».

А возьмем ‘теперь отчет за пятидеся-
THA TO...
	—- Видите, цифры чуть ли не по всем
трафам заняли места. И все больше циф-
ра идет крупная. А ведь в каждой свое,
можно сказать, 060б0е содержание. Bor
эта — сады, вот — механизмы, = эта —
скот племенной, & эта — орошаемые сево-
обороты. Вы пруд наш видели? Конечно,
дело хорошее, но он еще He дает всей
своей экономической выгоды. Правда, но-
ливные огороды при нем есть и урожай
на них радует, но должно быть так: но
берегам, — чтобы овощь, фрукты, в. пру-
де — доходная рыба водилась, а на воде—
птица разная жила. Тогда, можно сказать,
Колхозный пруд соответствует своему наз-
начению.
	Дверь в кабинет председателя колхоза
притворена. Tam темно. orga по ‘улице
проходит автомашина, стекла ‚медленно на-
ливаются светом, и по потолку проплывя-
ют большие квадраты теней. .
	5& стеной радист транслирует пеени.
Каждый раз, пустив новую пластинку,
входит и, чтобы He мешать разговору,
осторожню  присаживается на железный
яшик и слушает.
	У Тригория Иоликарповича очки сидят
на самом кончяке нога: так удобней —
через них он смотрит на бумаги, а поверх
пих —— взглядом встречает входящих.
	Размышляет он, по установивитейся с
годами привычке, со счетами под рукой,
во время нашего разговора в комнате не
стихает сухой стук костяшек.
	—щ Наблюдаю я и вижу, — говорит Тов-
чигречко,—агрономов у нас готовят и в
институтах, и в академии, а счетоводов —
все больше на курсах, и там им экономи-
ческих знаний дают не так-то уж много.
ВЗУК, скажем, — есть такие заочные учет-
ные курсы —— готовят счетовода за девять
месяцев. Ho ‘окончившие их работники ——
	мою же помощницу возьмите —— присзаают
И гГолового отчета не могут составить.
	Ведь что получается’? Учебники, про-
граммы, задания — все это высылалот па
места: учись только! Неть даже в районах
специальные пункты, где заочник может
получить консультацию. А дальше? Ё при-
меру, поедет на консультацию моя по-
мощница, и что же она там получит, если
и в районе подготовка учетных кадров
поручена нашему брату, практику, пе
сильно ученому. Ей желалельно бы ‘по-
слушать лекцию, скажем, по теории уче-
та, а лектор и сам этото предмета не изу-
uaa, Ладно еще. если курсы кончил. Сла-
		Mou
	ботали Технологию. Министерство лесной
промышленноети в докабре 1949 года из-
дало ‘специальный приказ о выпуске сту-
льев. Но стульев пет и поныне... В Мое-
облисполкоме говорят, что BCH беда в 0т-
сутствии леса. Неужто нет леса и в Мини-
слеретве лесной промышленности т

Необходимо добавить, что для поощрения
работников предириятий, осваивалощих вы-
пуск новых товаров ширпотреба, установ-
лены большие денежные премии. Вот этим
обстоятельетвом KOC-KTO  BOCIOILIOBaTh-
cH непрочь. Тогда делаетея Tak: вы-
пускается нужное для получения премии
количество предметов, а как только премия
получена, производство новой веши прекра-
щается. И павильон ничего не может сде-
лать. Он не в силах принять решительные
меры даже тогда, когда безответетвенность
предприятия, осваивающего его образцы,
переходит все границы.

Был, например, такой факт... B cBoe
время, выполняя указание правительства о
снабжении колхозников дешевыми бата-
рейными радиоприемниками, павильон
сконструировал приемник «Искра». Произ-
водить эти приемники взялся Алексанлров-
ский радиозавод (директор т. Постников).
Завод выпустил 60 тысяч приемников и
направил их в торговую сеть. Одновремел-
но с этим заводоуправаение обратилось в
павильон с просьбой о выдаче заводу пре-
мии за эту успешную работу. Ходатайство
о премии поддержало Министерство про-
мылитенности средств связи. Tpedya пре-
мию. министеретво ссылалось на то, чм
60 тысяч приемников «Искра» прочно во-
шли в быт колхозника.

Работники павильона решили: прежде,
чем передать ходатайство о премии эксперт-
ному совету, узнать отзывы о работе pa-
`диоприемника. Й выяснилось, что из 60
тысяч приемников «Искра» 45 тысяч ра-
ботать попросту не в состоянии, поскольку
они не снабжены... батареями!.. Работники
министерства явно поспешили ¢ утверж-
дением, что приемники прочно вошли в
быт колхозника. Большинство  приемни-
ков прочно легло на Полки магазинов.
Беда состоит в том, что на этом уточне-
нии положения радиоприемников и закан-
чиваетея вся их история.
	Павильону определены такие ограничен-
ные и пассивные функции, что он, no
сути дела. Upespalies B музей хороших
вещей. работники же его — в пропаганая-
стов гениально простой мыели, что х0,0-
шая вещь лучше плохой или поередствен-
НОИ.
	Не пришла ли пора основательно пере-
смотреть права и обязанности этого уч-
реждения, именуемого  «Шостоянным па-
BHALOHOM лучших образцов товаров  пгиро-
кого потребления»? Может быть, ma базе
этого павильона пора создать учреждение
совершенно новое? И пусть’ будет в ем
названии меньше слов, но пусть больше у
него будет прав для продвижения отличных
товаров. И тем самым для прекращения
	“Ва
ия
	производства вещеи плохих.

Прежде всего мы должны сообщить чи-
тателям, ‘что обнаружили в Москве музей,
который не значится в самых подробных
списках музаев столицы. Называется он
«Постоянный павильон лучших образцов
товаров широкого потребления».

И том не менее это — музей; абсолют-
ное большинетво вешей, которые там де-
монстрируют, уникальные.

Вот стоит электрическая плитка. Прав-
да, красиво сделана? Причем у нее три
степени нагрева, ‘что очень удобно для
приготовления самой разнообразной пищи.
Какой чудесный подарок хозяйкам! К
тому же плитка наредкость экономно рае-
ходует энергию. Но самое удивительное ее
качество то, что она существует  толь-
ко в одном экземпляре!

Другой экспонат: хозяйственная сумка.
Изготовлена из пестрой бумажной ткани и
‘покрыта нитролаком. Это делает ее краси-
вой и прочной. Очень дешева. Такие сумки
в свое время начала выпускать фабрика
«МЮД», но ввиду огромного спроса, что
ли, производетво сумок было... прекраще-
но. Почему? На этот вопрос мы пока отве-
тить не можем. Илемте дальше...

Складной портативный зонт. Он дожде-
вой, он же и солнечный. За изготовление
таких образцов артель «Металлогаланте-
рея» получила денежную премию. Получи-
ла и решила болыне зонты не’ делать...

Опять «почему»? Подождите. Идемте
дальше. .

Мебель. Сколько любви и таланта вло-
жено в конструкцию и отделку этих удоб-
ных и красивых буфетов, шкафов, кресел,
диванов... Гнутые стулья самых разнооб-
разных фасонов. Но и этой чудесной ме-
бели присущ тот же общий недостаток:
в кресло, на диван и на стулья нельзя
сесть, в шкаф нельзя ничего. повесить, а в
буфет — поставить. Эта мебель сущест-
вует только в двух видах: здесь, на вы-
ставке, в одном экземпляре на-правах экс-
понатов и во множестве протоколов, пред-
писаний и приказов, где товорится о необ-
ходимости «ерочно освоить и начать мас-
совый выпуск» долгожданной продукции!..

Вздохнем и отойдем от мебели, тем бо-
лее. что на экснонаты садиться нельзя.

А вот это — автоматическая предохра-
нительная электропробка. Вечный  предо-
хранитель. Дешево, прочно, удобно. Пред-
мет самого широкого потребления. Ни
предохранитель существует в количестве...

Впрочем, вы уже сами подсказываете:
в количестве одного экземпляра. Вы пра-
вы, совершенно верно... ‘

Нет возможности сразу осмотреть весе
находящиеся в музее предметы ширпотреб-
ной редкости. Вто же виноват в том, что
в магазинах торгуют вещами, подчас и ме-
нее красивыми, и менее удобными, и более
дорогими, но изготовляемыми из тода в год
миллионными тиражами, а чудесные образ-
цы, изготовленные нашими предприятиями,
образцы, которые мы здесь увидели и ко-
торые могли бы улучшить наш быт, упро-
стить и облегчить труд домашних хозяек,
остаются музейными экспонатамя?

Дважды в последнее время «Литера-
турная газета» выступала за массовое
развитие альпинизма: 28 декабря 1950 го-
да в статье заслуженного мастера спорта
М. Погребецкого «Завоеватели горных вБер-
шин и те, кто им не помогает...» и 3 марта
1951 года в обзоре откликов на эту статью.

И. о. председателя Комитета по делам
физической культуры и спорта при Совете
Министров СССР тов. Н. Романов издал
специальный приказ «О состоянии и мерах
улучшения работы по альпинизму».

приказе отмечается, что развитие мас-
	сового альпинизма ни В какой мере не со-
ответствует имеющимся для этого возмож-
	Ироф. Шимбирев считает далее серьез-
ной ошибкой А. С. Макаренко построение
коллективов, объединяющих детей различ-
ных возрастов. Но известно, что А. С. Ма-
каренко не отрицал необходимости объ-
единения детей в школе в классные кол-
лективы, построенные по возрастному
принципу. Он лишь указывал на опасность
замыкания в себе такого коллектива, на
опасность отрыва его от общешкольного
коллектива. На основании своего дли-
тельного опыта А. С. Макаренко при-
шел к выводу, что вне класса, в повее-
дневной жизни колонии детей целесооб-
разно объединять в коллективы HE по воз-
растнюму признаку.
	Во многих школах  внеклассные меро-
	‘приятия сплоить и рядом строятся на 00ъ-
единении детей разных возрастов. HW at,
вопреки утверждениям pod. Шимбирева,
имеет положительное влияние на создание
общеткольнохо коллектива, отнюдь не 1о-
давляя самодеятельности детей младших
возрастов.

В качестве примера можно сослаться
хотя бы на интересный опыт 273-й шко-
лы г. Москвы. Здесь в течение многих
лет успешно действует «клуб юных ма-
етеров», объединяющий 300 школьников
с третьего по десятый класс. Членами
клуба состоит также и несколько студен-
тов-——выпусвников этой школы. Вее члены
клуба разбиты на бригады — электриков,
‘радистов, художников-оформителей, пере-
‚плетчиков и т. д. В бригаде — школьники
‘разного возраста, во главе каждой бригады
стоит наиболее опытный старшеклассник,
хороший организатор. Бригадир учит ма-
стерству младших товарищей и заранее
тотовит себе заместителя, которому пере-
лает свои функции, расставаясь с клубом.
Так создается сотрудничество и преем-
ственность, передача опыта и традиций.
Клуб играет большую роль в жизни школы
и содействует созданию  общешкольного
коллектива.

Вряд ли кто-либо сможет сказать, что
такое построение работы детского клуба—
педагогическая оптибка. Но было бы гру-
бым педагогическим промахом соединять
для учебных занятий в класее или в 06-
разовательных кружках детей младшего и
старшего возраста. Это только мешало бы
‚правильной организации занятий. Стало
быть, и вопрос о принципах построения
детских коллективов надо решать конкрет-

но, в зависимости от того, для какого дела
они созлаютея.
	Неубедительны и необоснованны и дру-
гие обвинения, направленные проф. Шим-

делам физкультуры и спорта Украинской,
Узбекской, Казахской, Грузинской, Азер.
байджанской, Киргизской, Таджикской, Ap-
мянской ССР, Дагестанской, Кабардинской
и Северо-Осетинской АССР обязаны вой-
ти с предложениями о мерах развития аль-
	пинизма в Советы Министров республик.
Центральные советы спортивных обществ
должны усилить помощь альпинистским ла’
герям, своевременно подбирать и готорить
инструкторов, обеспечить лагери необходи-
мым оборудованием, снаряжением и тран-
спортом. Намечены конкретные меры для
широкой пропаганды горного спорта.
	прокладываля новые пути в педагогической
науке и практик»... сформулировал важ-
нейшие педагогические принципы комму-
нистического воститания детей и разрабо-
тал его методику». Проф. Шимбирев заяв-
ляет, что Ф. Вигдорова приписывает «о д
ному А. С. Макаренко заслугу разработ-
ки` методики коммуниетического воспита-
НИЯ».

Так полемизировать нельзя!

В заключение хочется сказать, что хотя
тонкое дело воспитания и обучения не
терпит шаблона, все же умелое подража-
ние в той или иной мере вполне ‘допу-
CTHMO,

Все знают чудесное описание праздника
первого снопа в «Педагогической поэме»
А. 0. Мэкаренко. Из строя выходит коло“
нист и говорит: «Восьмой сводный! За то,
что вы хорошие комсомольцы, колонисты
и хорошие» товарищи, колония наградила
вас большой наградой: вы будете косить
наш первый сноп. Слелайте это как пола-
гается и покажите еще раз всем пацанам,
как нужно работать и как нужно жить».
Бурун подымает еноп на плечо и говорит
курносому серьезному Зореню: «Возьми
этот енол из моих рук, работай и учись,
чтобы, когда вырастешь, был комсомоль-
цем, чтобы и ты добилея той чести. кото-
рой добился я,— косить первый сноп»,

Под влиянием «ЛПедагогической поэмы»
в Старо-Солищевской семилетней  пколе
Мордовской АССР установилась традиция
передачи учениками  седьмых  клаессср,
оканчивающими школу, своих  «июдиоф-
ных» деревьев новым их  «воспитате-
лям» — ученикам вторых классов.

Вак правило, ученики-отличники пере-
дают деревья только отличникам. Свой по
желания они оформляют в виле «наказа»,
	на, который получают тоже по определен:
HOW Форме «ответ».
	Приводим текст наказа:

«Я, ученица седьмого класса, Юля Дья-
коза, кончая родную школу, торжественно
первхаю  выращивземую мною  яблоню
ученине-отличнице второго класса Hale
Тебайкиной и налаюсь. что Haas було
	узиться еще лучше и вырастет настоящим
мичуринлем» .
	представляет
	Разве это илохо, хотя и
собой прямое подражание?

Мих. СКАТКИН,
	член-корреспондент Академии
педагогических наук РСФСР
		труда с обучением боролся A. ©. Мака-
ренко, который говорил:

«Вы помните, наверно, предрассудок,
что трудовой процесе должен быть «увя-
зан» с учебной программой. Сколько мы
ломали голову над этим проклятым во-
просом. Вот дети делают табуретку, а
надо, чтобы это было связано с географи-
ей и с математикой. Я очень плохо себя
чувствовал, когда приезжала комиссия и
не находила согласованности между табу-
реткой и русским языком. Потом махнул
рукой и прямо стал утверждать, что не
должно быть связи».
	A. ©. Макаренко был совершенно прав,
отрицая именно такую связь обучения
с трудом. Советская педагогическая нау-
ка совместно с передовыми учителями в
настоящее время ищет правильные и про-
думанные пути связи обучения с прояз-
водетвенным трудом.

Ссылаясь на неизвестную диссертацию,
проф. Шимбирев предлагает решительно
осудить «всякую попытку насаждения в
школах «метода взрыва». Но А. 0. Ма-
каренко никогда и не предлагал «насаж-
дать в школах» метод взрыва. Что же
касается самого термина «метод взрыва»
У А. С. Макаренко, то этим образным вы-
ражением он, как известно, обозначал
«рениительный, категорический поток тре-
бований» к ребенку, «атаку в лоб, без
всяких обходов, без всяких хитростей».
Целью этих приемов, применявшихея Ан-
тоном Семеновичем редко, в исключитель-
ных случаях, по отношению к детям, ко-
торым «удержу никакого нет». было, как
он сам товорил, вызвать «быетрое тормо-
жение». Такой педагогический прием,
имеющий глубокие основания в павловекой
материатистической физиологии, в исклю-
чительных случаях может применяться
в школах. .

Вот что рассказывает, например, опыт-
ная учительница начальной школы А. Ды-
лева- Казанская:

— После шестнадцати лет работы в селе
я получила назначение в 3-й класс одной
	*

Перед педагогической наукой стоит все
вще не решенная, огромного благородетва
и маетитабов задачу‘ творчески разрабаты-
вать и внедрять в школу  лрагопенное
	наследство выдающегося советского педа-
гога А. 0. Макаренко.