Археолошия и «meopuu» Mappa
	o
С. КИСЕЛЕВ,
	доктор исторических наун,
	А. МОНГАЙТ,
	кандидат исторических наук
		Работы товарища Сталина по вопросам
марксизма в языкознании указали новые
пути не только лингвиетам, но и фило-
софам, историкам, археологам ‘и другим
прелставителям общественных наук.
	Разработка И. В. Сталиным важнейнгих
проблем воциально-экономического, истори-
ко-культурного, этнического и языкового
развития открывает широчайнтие нерепек-
тивы конкретного исследования истории
племен и народностей, населявших нашу
Родину в доевнейшие времена,
	Партия и правительство проявляют
большую заботу в отношении apxes-
логических исследований. Только за но-
следние голы были организованы сотни
археологических экспедиций, воторые
охватили весь Советский Союз и открыли
много важнейших памятников прошлого—
стоянки древних охотников на мамонта,
стоянки охотников и рыболовов неолитиче-
ской энохи, поселки первых земледельцев
и скотоводов. развалины античных и сред-
невековых городов Врыма, Вавказа и Сред-
ней Азии, остатки древнерусских деревень
и городов. Сейчае развертываютея архео-
логические исследования в районах велп-
ких строек коммунизма.
	Сзонх уснехов еоветская археология до-
билась, борясь вместе со всеми историками
за маркоистеко-ленинские позиции в науке.
Но ло недавнего времени она испытывала
на себе вредное влияние теорий Н. Я. Мар-
ра и его учеников. Лишь разоблачение
товарищем Сталиным Марра, как упрости-
теля и вульгаризатора марксизма, помогло
ряду наших археологов избавиться от
«марристских» ошибок и заблуждений.
	Однако еще пе все ученые полностью
отдают себе отчет в значении борьбы за
преодоление марризма в археологии для
дальнейшего успешного развития ° этой
науки. Так, на заседаниях ученого совета
ленинградекого отлеления Института ието-
рии материальной культуры Академии
наук СССР, а также ученых советов исто-
рических факультетов Московского и
Ленинградского университетов раздавались
голоса, утверждавнитие, что Марр не имел
никакого отношения к советской археоло-
гии, что некоторые археологи всего линь
«сочувственно относились к теории акаде-
мика Марра». Другие: проф. А, Окладни-
ков, проф. А. Бернштам, член-корреспон-
дент Академии наук СССР В. Равлоникае
отстаивали иной тезис — о том, что Марр
был выдающимся археологом, создателем
советской археологической науки и его по-
рочное учение о языке не имеет отноше-
ния к его якобы положительной деятель-
ности как археолота.
	Большинство советских археологов в
своих выступлениях в печати и на спе-
циальных заседаниях дало отпор этим по-
пыткам извратить действительное положе-
ние вещей. Марр не был ни создателем
советской археологии, ни ее теоретиком, ни
выдающимея ее практиком. Археологией он
интересовалея лишь постольку, поскольку
мог «использовать» ее для обоснования
своих лингвистических «теорий».
	Почему же все-таки случилось так, что
на протяжении более двух десятков лет
все основные достижения советской ар-
хеологии связывались с Марром?
	Причиной этого были заблуждения мно-
гих археологов, поверивших шумливой
пропаганде марристов. которые кричали,
что они борются против буржуазной науки
с марксистеких позиций. Резкая по форме
критика расизма и других буржуазных
учений, «левая» Ффразеология Mappa при-
влекли к нему ряд научных работников,
не сумевших рассмотреть того, что эта
критика велась с неправильных, немар-
ксистских нозиций и носила ликвидатор-
	ский характер —— наряду с огульным отри-
	цанием сравнительно-исторического метода
марристы опорочивали все методы архебло-
гического исследования, как буржуазные.

Советская археологическая наука вела
борьбу с расизмом. с теорией праязыка и
	Борис АГАПОВ
	новение этих ошибок понятно, ‘Нельзя ре-
math проблемы происхождения народов,
абстрагируясь от истории языка; но если
концепция этой истории ошибочна, 0 и
попыкй опереться на нее при разрешении
вопроса о происхождении нарола неминуе-
мо должны привести к ошибочным заклю-
чениям.

Долг советских ученых показать вредо-
носную роль марризма. Нужно показать,
что марризм, так же как ошибки так на-
зываемой «школы Покровекого», восходит

к вульгарно-материалистическим построе-
ниям Богтанова..
	Марризм опасен тем, что его вредоносная
сущность скрывается за внешне маркеиет-
ской фразой, поэтому его подчас труднее
разоблачить. чем откровенно буржуазную
теорию. Но именно вследствие этого борь-
ба с матризмом не может носить характер
кампании, а должна быть продолжена в
течение длительного времени.

Вместе с тем надо предостеречь и от
огульной критики,—как ошибочных, мар-
ристеких,—многих ценных работ советских
археологов только потому, что их авторы
ссылались на Mappa или цитировали его
(а такая неправильная тенденция у неко-
торой части научных работников  появи-
лась). Так как апологеты Марра неправо-
мерно связывали советскую археологи с
его именем. то некоторые могут думать
так: Марр боролся против буржуазной
науки, Марр оказалея неправ, следователь-
но. отказ от ошибок Марра есть в какой-
то мере возвращение к некоторым выводам
буржуазной науки. Но это — рассуждение
люлей, не понимающих, что основой 0-
ветской науки является движение вперед
только по пути марксизма-ленинизма.

За время. истекшее с момента появле-
ния статей товариша Сталина. археологи
проделали значительную работу.

Естественно. что наиболее энергичная
работа ведется сейчас в той области. где
допущено больше веего ошибок.— в обла-
сти разработки вопросов происхождения
народов. Важнейшей работой археологов
является их участие в создании «Всемир-
пой истории» и «Иеторин СССР». гле най-
дут конкретное применение указания
товарища Сталина.

Историки. археологи. этнографы  холж-
ны принять самое активное участие в от-
ветственнейшей работе. которая выпадает
	сейчас на долю липгвистов. «Вне обще:
ства нет языка. — пишет товарищ
Сталин. — “Поэтому язык и законы его
	развития можно понять лишь в том елу-
чае, если он изучается в неразрывной
связи с историей общества, с историей на-
рода, которому принадлежит  изучаемый
язык и который являетея творцом и носи-
телем этого языка». Без помощи истори-
ков и археологов невозможно решить ряд
проблем лингвистики; в частности пробле-
му происхождения тех или иных языков.
Точно так же археологи без содружества
с лингвистами не`могут решить проблемы
происхождения современных‘ народов.
Необхолимо усилить работу по изучению
отдельных племен и народов. населявших
налту Родину, с тем, чтобы создать пол-
ноценную и в достаточной степени полную
ее историю. Уже проделана большая
исследовательская работа, но нужно завер-
шить ее созданием трудов широкого охвата.
	Необходимо по-новому. В соответетвий с
	разработанной товарищем Сталиным  тео-
рией базиса и надстройки. подойти к
проблемам первобытной идеологии и дру-
THM надетроечным явлениям.

Церед советекими археологами стоит за-
дача окончательного искоренения влияния
антинаучных взглялов Марра. Они могут
и должны справиться с этим, чтобы верно
и полно решать. в дальнейшем проблемы
археологии, Советская археологическая
наука может двигаться вперед, лишь не-
престанно развивая и уточняя методику
исследований, лишь следуя по путя. ука-
	занному в гениальных трудах товарища
Сталина. .

матч, волнующий миллионы
			>
Евгений ЗАГОРЯНСКИИЙ,
	мастер СССР по шахматам

o !
	«олимпийцев». Иногла «олимпийцы» прэ-
игрывали. №10 из старых москвичей He
помнит бешеного восторга зрателей wore
побел Ильина -Женевекого и’ Верлиневого
нал Капабланкой, Левенфиша — нал lat-
кером, Романовеком — нал Торре?

Но не в этом было лело. Пока знаме-
нитости неторопливо передвигали фигуры,
за барьером для зрителей пылали дерз-
кими мечтаниями, великим азартом сотни
мальчишеских глаз. 910 из них — тогаз
15—16-летних — потом  составилаеь 42-
гортА мастеров,  полнявшая советские
шахматы на мировую вершину, вылвинув-
шая из своих 0я408 чемпиона мира и
большую групйу гроссмейстеров. Это они
упорной работой неизмеримо подняли  60-
ветскую шахматную культуру и создали
новый, динамический. атакующий и побе-
доносный советский стиль.

Вот что было главное на том турнира,
в 1925 полу.
	Сейчас все иначе. Совеем иначе. Все
	вилы международных шахматных состяз:

нии — командных и личных — выиграны
советскими шахматистами.
	Уже не заграничные _ гроссмейстеры, 3
выросигие среди нае люди борютея за ти-
тул шахматного чемпиона мира. И вет
на нынешнем турнире пропасти между за-
лом и сценой. Просто лвое из этого зала
вышли на сцену, чтобы выяснить, кому
из них быть иервым? Тот, кто станет
первым в этом зале, станет и чемпионом
всего остального мира.

На спене зала им. Чайковского — щит.
обтянутый темносиним бархатом. На нем
золотыми букзами: «Матч на первенство
мира», Под шитом — огромная, в четыре
квадратных метра, демонстрационная 20-
	ска с фигурами. А чуть ближе к краю
сцены за маленьким столиком ¢ двумя
красными флажками, наклоняеь г в
	другу. CHIAT лва сильнейнеих шахматиста
нашего времеви.

Чемпион мир» почти не шевелится, бул-
то он малейнгим движением боится потре-
вожить напряженную 10 предела мыель.
Броннигейн более полвижен. Он часто п9-
правляет очки, откилываетя на спинку
стула. Иногда. в ожидании хола против-
ника, он ветает, отходит в сторону и
внимательно изучает позицию на демоч-
страционной доске.

Слева у кулис — столы. за которыми
силят судьи и секунланты. Рагозин тихо
беселует о чем-то c Конетантинопольским.
Флегматичный швед Штальберг — помош-
ник главного сульи — разглядывает зал.
Главный судья малча чехословацкий ма-
стер Карел Опоченский вее’ время в дви-
жении. Когда зал начинает волновать я.
он выходит на аванецену, поднимает
руки. И гул етихает.
	Вого только не увидишь в эти дни в
зале Чайковского! Напряженно  сдвинув
брови, ждет хола Ботвинника Николай Ни-
колаевич Зотов — сталевар © завода «Серп
и молот». Всемирно известный  советекяй
скрипач. Давид Ойстрах не пропускает ви
одной  партни. Герой Советского Союза
Мальков в фойе в разлумье стоит перед

демонстрамионной лоской, как перед воен-
ной картой.
	Семен Андреевич Данилов поначалу чув-
ствует себя несколько смущенно. Но лю-
бовь к шахматам быстро знакомит людей,
заполнивших этот зал. И рот Семен Ан-
	ДРЕРВИЧ — МОеХУЗНИК экскаватора, приехав-
ший в Москву по делам стройки Borr-
Дона, — оживленно беседует е артистом
	Астанговым. Тема их разговора -— не бы-
ло ли у Ботванника хола более очного?
	Б самом деле, не было ли? Посмотрите,
как всех это волнует! Можете быть уве-
	Внешне всегда ровный, неразговорчи-
вый, сдержанный, Андрей живет горячей
душевной жизнью. В нем непрестанно илет
внутренняя работа, сосредоточенная и на-
пряженная. Прежде всего — это работа
мысли. Пусть он еще мало училея. но
склал его ума — паучный. Он стремится
к глубине идеи и к точности ее выраже-
ния. Больше веего он боится пышных и
пустых фраз. Он умеет смотреть вперед
и видеть будущее. Андрей продумал и с0з-
дал технологию рекорда.

Правда, рекорд устанавливает Виктор.
Андрей передает ему это счастливое пра-
во не только из чувства дружбы, но я
вследетвие TOTO же, присущего ново-
Му человеку объективного отношения к се-
бе, как к члену коллектива, одному из мно-
гих. Андрей считает. что с ответственным
лля всей шахты делом — достижением ре-
корла — Виктор справится лучше, так как
он физически сильнее и крепче Андрея.
Но едва поставлен рекорд, как Андрей
	EEE EERE AN Ee

уже вилит дальнейший этап. Анализируя
	NYTH движения стахановцев, он приходит
5 идее  стахановеких  забоев, участков.
шахт, идее, которая могла появиться
только в результате понимания государст
венной пользы. Страсть к новому. чуветво
нового присущи Андрею, органичны для
него.

Рост Андрея хорошо показан в романе,
Величайшую роль в этом росте сыграла
партия.

Мыслью о партни пронизано все про-
изведение Б. Горбатова. Черты больше.
визма с особенной подробностью и береж -
ностью подчеркивает автор во всех пер-
сопажах, независимо от их ‘партийной
припаллежности,

С ясностью. простомй и глубокой по-
бовью написан образ товарища Сталина в
заключительной главе романа.

В романе изображено несколько ряловых
партийных работников. Светличный п На-
чаенко являются теми. чьи черты автор
особенно тщательно рисует. — их органи-
заторскую горячность (оба oun — «заволи-
лы»). их хозяйственную заботливость. ах
страстность в борьбе, наконец. их мораль-
ную требовательность к себе и к другим.
Последняя особенно важна.

Светличный стал совестью ROMCOMOTE-
ской группы, приехавшей na шахту. Un
был моральным авторитетом для пебят. хэ-
тя сам еше пе был взооелым. Но он DO,
bee быстро. и прожжами этого роста была
неумолимая строгость к себе и к ДРУГИМ.
Самые. свои затаениые мыели он провь.
	> “ne BSUS Ea”

рял, Не для самобичевания. а для оргвы-
волов.
	рены, что на полярной зимовке ночью, 3а-
	писав переданную 00 ралио отложевную
позицию. зимовщики долго не могут за-
нурь и обеужлают  опрометчивый ход
	Бронттейна или везамеченную Ботвинни-
ком возможность избежать размена фер-
зей. И разве ие думают o6 этом еше ты-
сячи, лесятки тысяч  люлей?  Лумают!
В этом, если хотите, главная черта и 95-
новное значение происходящего  шахмат-
ного сражения. Шахматы, считавшиеся
прежде игрой для избравных, — В нашей
стране стали одним из самых массовых
витов CHODTA.
	6 недавнем шахматном турнире Master
М. И. Читорина поиняли участие 720 ты-
сяч шахматиетов. Их могло бы быть 1-
разло больше. В нашей стране почти мил-
лиол шахматистов имеет квалификакион-

ные разрялы.

А такое небывалое во всей многовек»-
poll истории шахмат событие, как все-
союзный турнир колхозников, турнир, в
котором ‘приняло Учаетие 130.000 кол
хозников-шахматистов? Новая, сопиалиети-
ческая культура пришла в колхозную де-
ревню сиянием электрического света, гу-
	JOM сложных могучих машин, мудростью
КНИГ И напряженной тишиной в доме кол-
	хозника, Cie за столом CKRAOHIAHT b над
шахматной доской” колхозный бригадир и
комбайне. &
	Народность шахматного спорта в CCCP
породила интересные пифры: более поло-
вины гросемейгтеров мирового класса —
советские шахматисты. у нае более ше-
етилесяти мастеров, за которыми стоит не-
сколько сот канлилатов в мастера, Шах-
MATHCTOB первуг оазряла — около позуто-
ра тысяч, Hs этого нейесякаемого резерва
ненуерывно понолняютея рялы мастеров и
гроссмейстеров. Вель и нынешний претен.
дент на титул чемпиона мира Давид Брюн-
штейн стал гооссмейстером — всем лишь
два гола назад...

В зале им. Чайковского в дни борьбы
на первенство мира находятся десятки со-
ветеких мастеров и гроссмейстеров. Вон
сидят Смыелов. Котов. Болеславекий a
многие другие. Эло они пронеели славу
советекого шахматного оружия по Bey
аренам мира. А теперь они пристально
приглялываются к творчеству чемпиона
мира и его противника: вель не раз пре-
слоят им упооные схватки за шахматной
доской.

Мы  знакомимея © пожилым — венгер-
ским мастером доктором Лайошем  Аетало-
шем и уливляемея, что он так хорошо го-
ворит по-русеки. Мастер смеется;

— А как же иначе? Разве может
шахматист нацего времени не знать pye-
ского языках русской шахматной литерз-
туры? Его же будут бить, как ребенка!

В фойе концертного зала также васят
демонстрационные доски. И giech yee
можно разговаривать. Шумные споры п
стихают здесь часами. Как из рога шах:
матного. изобилия, сыпятея варианты, тут
же опровергаюлея и умирают. чтобы через
минуту снова ролиться у этой или дру:
гой лоска. Слушаешь страстно спорящих
й все понимающих «болельщиков» и ве-
вольно улыбаенться: ведь там. на спеве,
	играют все же не они, там Ботвиниик в
Boounrrefin.
	Вдруг фойе быстро пустеет, вее бегут
в зал... Зал гоемит тысячами лалоней. Пл
	спене  побежленный протягивает руку
победители...

А не станет ли  когла-нибуль чем.
	пионом мира вот тот паренек в клаеном
	талстуве. что прорвался сейчас к самым

сцене и не сводит гофящих глаз е note
дителя?
	Бют олин из группы вырвалея вперэл,
хобилея успеха, И Светличный. еще ЮНо-
ша, уже думает о нем как воспитатель
«Это в нем— человек проснулся! И какой
	человек! Гордый. е чуветвом собственной
силы и достоинства».
	9-Е COUN OUTBCTCTBEH-
него есть eno, on obe
	Он за всех чувствует себя
ным, до всего у него есть
	всем «болеет».
Ся См
	Залитый огнями великолепный кон-
пертный зал имени Чайковского. Тысячи
людей заполняют высокий амфитеатр.

Но на огромной сцене нет ни строгих
фраков. ни длинных концертных платьев,
ни блистающего лаком рояля.

В пентре сцены два человека в обых-
новеннейших пиджаках. Они не поют, не
играют Ha инструментах, не декламиру-
ют и не танцуют.

Они молчат. Модчат и думают.

А зай?
	Зал бурлит и клокочет. Изредка ero
	гудение нарушает вопйль восторга или 9т-
чаяния. немедленно тонущий в строгом

ШИКАНИЙ.
	Временами гул зала становитея . гром-
че — зал встревожен. А 10 вдруг, как в
театре в самые острые драматические ми-
нуты, в зале наступает такая Тишини,
что невольно оглядываешься, — a не опу-
стел ли зал? Но нет, все на месте. Ты-
сячи воволнованных глаз устремлены на
сцену.

Й влруг тишина взрывается бурным и
долгим рукоплесканием. Зал восторженно
благодарит тех двоих, которые несколько
часов молчали на спене.
	Цва человека на сцене играют в шахма-
ты. Й это волнует миллионы  советеких
людей.

Молодой московский гроссмейстер Давад
Бронштейн оспаривает звание чемпиона
мира у’Маяхаила Ботвинника.
	Советские люди, работающие на строй-
ке Туркменского канала и стерегущие
погоду на острове Диксон, следят за этой
борьбой. Печать и радио делают ее достоя-
нием всей страны. Десятки - иностранных
корреспондентов ‘слетелись в Москву — в
мировую шахматную столицу.
	orga погружаешься в волнующую ат-
мосферу переполненного зала имени Чай-
ковекого, невольно вспоминается  совеем
иное... Страна Советов поднималась па
ноги после гражданской войны и paapy-
хи. Нужно было начинать стропть нат
новый лом. Советские люли понимали, что
в этом. новом доме им предстоит и жить,
и работать, и... играть в шахматы. Не-
смотря на величайшие потрясения, пере-
несенные нашей страной, шахматная
мысль в ней не угасла. Творческое на-
слелетво великом русского шахматиста
Михаила Чигорина бережно — сохранилось.
В новом советеком доме жили и рабогали
соратник Чигорина Ф. И. Дуз-Хотимир-
ский, основоположник советского шахмат-
ного движения А. Ф. Ильин-Женевский,
учителя почти всех нынешних мастеров—
П. А. Романовский и Г. Я. Левенфиш.

В 1925 году в Москве состоялся пер-
вый московский международный шахмат-
ный турнир. Он происходил в зале №-
стиницы «Метрополь». Олиннадиать зару-
	бежных и десять советеких шахматистов
боролись за победу.

Мы хороше помним наших  гоетей
1925 гола.
	Б клубах табзчного дыма низко скло-
нялея нал лоской Эммануил МЛаекер. Как
изваяние, сидел на стуле маленький Фред
Иэте, чемпион Англии, впоследствии умер-
ший от голола в своей благословенной
стране. С подчеркнуто небрежным видом
разгуливал спели столиков элегантный
Хозе-Рауль Капабланка, тогхалиний  чем-
Пиоч мита. .

В Ленинграле Вапабланка провел ceanc
одновременной игры. Вряд ли он запом-
Нил В TOT вечер четырнадцатилетнего
мальчика в очках, которого соседи назы-
вали Мишей и которому чемпион мира
проиграл партию. Впрочем, когда в 1938
году в Аметерламе Капабланка встретил-
ся с этим мальчиком, он снова ему про-
играл. Это было не в сеансе  одновремен-
ной игры. а в турнире сильнейших гросс-
мейстеров мира.

Зал «Метрополя» был битком набит.
Восторженный шопот отмечал кажлый хо
	роятно, труднее. Но образ Андрея — боль-
шая удача Б. Горбатова.
	Поначалу читателю кажется, что в этой
двойке друзей ведущим являетея Виктор,
& ведомым Андрей. Но стоило юношам
вступить во взрослую жизнь, как с 6бес-
спорностью обнаруживаются  преимуше-
ства тихого и скромного Андрея.
	В одном из лучших эпизодов романа
талантливо описано первое знакомство ге-
	роев с шахтой. Они ползут по низкому,
узкому, темному ходу,
	Биктор, хоть и впервые, полз легко.
	«Вот рассказать в Чибиряках, как тут
уголь добывают, — ахнут!» — е восторгом
думал он. — Вот он завтра сам пойдет
уголь рубать, уж он всем покажет!..»

Для Виктора в это время интересна не
столько шахта, сколько он в шахте.

По-иному воспринимает шахту Андрей.

«Он полз во тьме, ничего не видя, не

понимая, извиваясь всем телом, как чер-
ВЯК...

«Да нет, червяк ничего не думает! А
человек, —— не червяк. Человек — все мо-
жет!» — «А ползем, как черви». — «Ну и
пусть! Это оттого, что тут механизации
настоящей нет...»

«Да какая же машина сюда сможет
вползти?..>-—«Машину всякую можно при-
думать». — «Да кто ж придумает? Не-
бось, пытались уж». — «А может, это 4,
я придумаю!» — вдруг в запале сказал се-
бе он, и сам поразилея этой мысли.

Он даже остановился на секунду, пере-
стал ползти».

Й тут, под землей, куда он попал впер-
вые, у него созревает план; ехать учить-
сея. Он выучится, создаст машину... Он
победит полземную узость и выведет шах-
теров на простор!

Таковы были мыели Андрея, человека
воллектива,,

Сила. сосредоточенная на поставленной
пели, пель, вытекаюшая из желания при-
нести пользу коллективу. — вот Андрей.
Он добр. прямодушен. скромен. Он спосо-
бен ва большую, робкую  восторженную
любовь. Меньше всего он похож на желез-
ного, сурового Фапатика, Это и неудиви-
тельно; Андрей—человек нового сознания.
	yoOCTh и ограниченность фанатизма для
Nerd невозможны.
	Цели личной жизни Андрея совпалают с
целями общества. Это пе значит, что их
легко хостичь. но Анлрею не надо тратить
силы на борьбу с собой. Он может пол-
ностью отдать себя борьбе в объективиы-
	ми явлениями, мешающими движению
вперед.
	прародины, е теорией миграций (переселе-
ний), которые буржуазные ученые пыта-
лись представить, Kak основу историче-
ского процесса. Но все успехи в этой об-
Лаети, так же как достижения в разработ-
ке конкретных вопроеов истории народов,
припиеырались лишь Мароу И его теория.
	Безудержное славоеловие  Марфру по-
должалось до недавнего времени. Можно
сказать, что оно было доведено 10 BbIv-
шей точки в книгах В. Миханковой
«Николай Яковлевич Марр» (третье, до-
полненное издание вышло в 1949 г.) и
А. Окладникова «lL Al. Mapp и совет-
ская археология» (1950 г.). Советсках
археологов призывали к тому, чтобы He-
сти имя И. Я. Марра, «как символ свэ-
его елинства (7!). как боевую программу»!
	Аотя в целом советежая археология раз-
вивалась, следуя по маркеоистеко-ленин-
скому пути, вее же взгляды Н. Я. Марра
сыграли свою вредонюную роль, заведя в
TVIHE отлельные разлелы археологии.
	Так, археологи «обязаны» марризму. тем,
что долгое время обобщающие — историко-
археологические работы стралали грехом
абстраклното  сониологизирования. Вместо
того, чтобы делать выволы на основе изу-
чения конкретного материала, поступали
наоборот: этот материал нередко подго-
няли пол заранее изобретенную маррист-
‘скую схему. Так,  невзирая . на факты,
допускалось, что на определенном этапе
исторического развития один нарол путем
чудесной трачеформации. в результате яко-
бы скачка, превращается в другой: напри-
мер, киммерийцы — в скифов, скифы — в
сарматов. сарматы — в готов. ит. п.
	Вровозглашая стадиальное единетво. на-
холя мнимые элементы сходства  межлу
различными процессами. Марр и его уче-
ники лишали отдельные культурные явле-
ния национальной специфики. Эти космо-
политические построения подменяли кон-
кретное историко-аохеологическое иселело-
вание, мешали выяенению этнических KOD-
ней и местных этнических особенностей
исторического процесса. В этом отношении
Марр был близок к известному коемопо-
литу Алексаняру Веселовскому. Марр ечи-
Tal. iro Веселовский  «революционизит-
вал»  литературоведение и Фольклористи-
ку, и призывал археологов и этнографов
слеловать его «метолу».
	Олин из примеров подобных  коемопа-
литических построений: Марр утверждал.
что русский народ «не помнит своего рол-
ства», что всюду существовала «заквашен-
ная этническая почва». на которой вырос
русекий нарол. Русь рассматривалась. как
	один из «четырех элементов». рвазоросан-
ных повсеместно. Следуя этому поетрое-
нию Mappa, еще нелавно проф. Юшков
	писал, что «Русь—это социальная группа».
	Марристы считали важнейшей своей за-
слугой борьбу против буржуазной теорин
миграций. Но положения ‘06 автохтонном
(местном) развитии отлельных племени
народов были вылвинуты прогрессивной
наукой задолго до Мара и независимо от
него. Зал марризму мы обязаны голоелов-
ным отрицанием веякой роли миграций в
историческом процессе.

Отдельные отибочные положения
Н. Я. Марра отразились в ряде историко-
археологических монографий, написанных
за последние голы. например. в книгах
А. Бернштама. С. Киселева. Т, Пассек и др.

Были допущены ошибки и в археоло-
гических работах, посвященных  вопро-
сам происхождения народов —— этноге-
неза ОН М. Артамонова, П. Третья-
 кова. (С. Толетова. А. Удальнова). Возник-

оман о рабочем классе
	ных и товарищей, привыклтий к тому, что
все дается ему легко, и полный романти-
ческих мечтаний о славе. он сразу. как
только начинается его рабочая жизнь.
вступает в жестокий и драматический
конфликт с действительностью.
	Этот конфликт паписан Б. Горбатовым
с большой силой, остротой и правдива-
стью. Обиженный на весь `мир за свои
производственные неудачи, Виктор рабо-
тает нераливо. Он оказывается прогуль-
щиком. И коллектив шахты о начинает
борьбу — не с ним, а за него! Очень точ-
но показывает автор огромную моральную
	силу воллектива, влияние народа на че-
ловека.
	Собрание шахтеров судит  прогульщи-
ков. Никакие кары им не угрожают, кро-
ме одной: подняться на сцену и стать пе-
	ред обществом. Но это и есть самое страш-
ное.
	сказал он,
умоляюще
	«— Л не пойду! — глухо
когда услышал свое имя, и
посмотрел на Светличного.
	читателем очертания всей величественной
эпохи, в которой действуют герои. Орга-
нично и плодотворно сливаются здесь две
линии в творчестве Бориса Горбатова:
публициста, корреспондента «Правды» и—
художника-романиста.

Виктор и Андрей приехали в Донбассе в
то время, когда только начиналось на-
сыщение нашей индустрии передовой тех-
никой.

Новый, ‘высший этан социалистическо-
го соревнования, как назвал товарищ
Сталин стаханонское движение, был бы
невозможен 663 совершенной техники.
С другой стороны, он был бы немыс-
THM и без новых людей, сумевших овладеть
механизмами. Такими людьми были Виктор
и Андрей. Вместе с сотнями тысяч и мил-
лионами своих ровесников и единомышлея-
ников они принялись за богатырекую ра-
боту-—ломку отживших технических норм,
переделку старых производственных пла-
нов, создание новых методов искусного,
разумно организованного труда.
	И они подняли на значительную, более
высокую ступень экономику страны, олер-
жали олну из величайших побед в исто-
рии борьбы 3 сопиализм.

На новый, выеший уровень подняли они
и себя — весь рабочий классе. Они xopa-
стают до понимания своей государственной
роли, они видят себя хозяевами всех бо-
гатетв, вершителями судьбы своей страны.

Таково социальное содержание романа.
Но ведь классы состоят из людей: истории
не было бы, если бы не было отдельных
человеческих жизней. а люди и их био-
графии при ближайшем рассмотрении име-
ют ее много особенностей, которые пеза-
метны в широком историческом огляле.

В характеристике лип и в их биогра-
Фиях В. Горбатов тоже не боится показы-
вать противоречия и трудности.

Два товариша. пришедшие на шахту
«Прутая Мария», не эпические  бога-
гыри: они — простые пареньки, обыкно-
венные люди, которым весьма далеко 10
совершенства. Участвовать в огромном
историческом сдвиге, более того — стать
застрельщиками во всенародном движении
пм совсем нелегко, Особенно Виктору.

Виктор горяч, поровиет, капризен. Мо-
гучая физическая сила соеднняетея в пем
	C повышенным самолюбием. Он привык

все воспринимать применительно к себе и
отворачиваться от всего. что не дает ему
сразу успеха. Избалованный любовью 1001-
	1.
«Жили два товарища... Олного звали
Виктором, другого Андреем. В 1930 году
	им 000им вместе было тридцать пять
лет».
Судьбе, этих лвух юношей из тихого
	городка Чибиряки и посвящен новый ро-
ман Бориса Горбатова. Мобилизованные
комсомолом, они попадают в Донбасе, про-
ходят немало испытаний и на земле и
под землей и, наконец, становятся передо-
выми рабочими. Через пять лет, т.е. в
1935 году, они на своей шахте «Ерутая
Мария» ставят рекорд производительности
труда и оказываются среди зачинателей
стахановского движения.

Тахим образом, роман охватывает пяти-
летие 1930—1935 г.г., т. е. чаеть того
решающего периода, в течение ‘которого
осуществилея коренной перелом как в
экономике Советского Союза, так и в исто-
рии советского рабочего класса.

Именно в этот период происходило
превращение нашей Родины из отсталой
аграрной страны в передовую индустри-
альную державу, именно в это время шел
процеес создания нового, небывалого в
истории мира рабочего’ класса.
	Чувство истории присуще автору «Дон-
басса». Черты первой половины 30-х го-
хов хорошо и точно показаны в романе.
Не приукрашивая = действительность,
Б. Горбатов рассказывает о трудностях
того времени — о текучести рабочей си-
лы, 0 жестокой классовой борьбе, когда
враг хотя и потерял надежду на победу.
но с яростью огрывалея, где только мог.
06 отсталых хозяйственных  руководите-
лях, навонец, о неопытности молодых
рабочих, без которых, ‹ однако. не могла
обойтись бурно растущая наша промыш:
ленность. .

В многочисленных публицистических
отступлениях рисуется широкая картина
страны, принявшейся 3a. переустройство
всех сторон жизни необъятных своих
просторов — от Арктики до Черного моря,

Голос публициста, врывающийея в ху-
дожественное повествование, создает в 10-
мане исторический фон. открывает перед
	«Но-
	Роман.
	Борис Горбатов. «Донбасс».
вый мир», №№ 1—3, 1951,
	ила  Светличного и Нечаенко в их
близости к рабочим. близости человече-
ской. глубоко ‘@рганической, а не nan
ранной, как у каръериста Рулина. 110-
бравшегося в партию и нытавшегося на+
жить себе на этом благополучие.
	Борьба для Светличного — это жизнь
«Вак замечательно все сложилось! On
	приехал еюла
самую

№. rt

на DARTHRY, a попадают в
гущу лраки. Опять лрака — хор:
	о АВ ФА. OA

о! Опять борьба. Вечная борьба нового
со старым... Он подумал, что без этого
тугого. порохового воздуха боя ему и
жить было бы невозможно».
	1 он вступает в борьбу с таким труд-
НЫМ противником, Rank «Дед». начальник
шахты, человек хороший. добрый. но ot

аа © 8.
	EEE ENE

из тех, кто консерватизмом своим
азвитию стахановекого лвижения.

сталыи,
мешал р
		— Нало итти, — печально ответил тот.
	и, Виктор, сгорбясь, стал подниматься с
места.
	г, беря в
ничего. на.
	— Ничего, ничего! — друже
нул ему Светличный. — Иди.
надо»,

Тав говорит больному хирург.
	руви скальпель, — «ничего,
nol».
		Тема возникновения cTax

жения хорошо разработан
Хорошо показано, к

ановского . дви-
а Б. Горбатовым,

ак исподволь, в самой
гуще рабочего класса готовилась замеча-

тельная побела сопиалистического труда,
побела, которой сужлено было полнять 1`ю
экономику. вею Культуру Советекой cTpa-~
ны на повую, высшую ступень,

Глава 0 рекорде —-TORe олна из самых

фа,
	о Фу, ЧАР о ЗЗРЧЕ a,

удачных в романе. Чувство своеобразной
суровой красоты Донецкой вемли. звучаз
	со ON a

чает и эту главу.
	ТВ < EAD ROOT
Проглялывая записки новаторов. стз-
хаповнев. изобретателей. локументальную
литературу. отражающую жизнь и т
рабочих в Совемеком Союзе. мы в кажлом

TAROM NDOASBC ASIAN НАХОДИМ момейт све]-
Шона mans.
	REE AC О“
ПЕНИЯ. Когда осушествляетея залуманнол.
Момент. которого не может быть В биогра=
о Пк.
	a EE MOPED GB DMO Pa
OHA пролетария капиталистических стран.

Он характеризуетея не только волне“
нием за собетвенный убнех. Это aveereo
МАР Деб  --...
	il EN AED SDV DLT ON
МОжет быть знакомо любому буржуазному
инливизуйлисту. Он экрашен говеем иным,
BPORRIM Bntancre.

ом чем PLS PD ky

вегетвенностью He
OAJORTHRON.

НОВЫМ волнением -— от
pea обществом. перел к
Woe

~~
	Нечаен*
скрыть
	Ра те Cee SEP DL.
у! — негромко — сказал
50. — С богом! — Он erapanca

~~
	Боллектив шахты, товарищи Виктора.
его партийные и комсомольские руководи-
тели. стремясь освободить его от залат-
вов инливилуализма, воспитать в нем но-
вое, социалистическое сознание. делали
это любовно, с подлипно большевистской
верой в человека. Они’ сумели опереться
в своей борьбе на самого Виктора. т.е.
на то доброе, что было в пем. — на его
честность, горячность, на его жажду ра-
ботать, на его прямолушие. на его талант-
ливость... Но главным их союзником в
самом Викторе было то, что юноша этот
был свободен от большинства дурных на-
	клонностей и стремлений старого, соб-

ственнического мира. Он был советским
нарнем.
	Огромную роль в воспитании Виктора
сыграл Андрей. Внешне Андрей не столь
ярок, как Виктор. Писать его было, ве-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
о 24 апреля 1951 г. № 49