На сцене Московского Художественного
‘тра идет «Разлом» Б. Лавренева. Время
	о ея
теперь иное, чем то. когда впервые

(в 1927 году) был поставлен «Разлом».

aan awe amanda
	Уже построен бвоциализм, и выдержавтая
небывалое в истории иснытание, могучая,
как никогда, страна-победительница идет
к коммунизму. И люди уже теперь не те,
что были в 1927 году, и вея обстановка
нё та. Но попрежнему горячо принимает
зрительный зал эту, ныне уже историче“
скую, пьесу. Чутко откликается молодежь
на острые реплики матросов, негодует на
предателя фен-Штубе, волнуется за Bepce-
нева, гордится Годуном, сочувствует Татья-
не. смеется над Ксаной.
	В чем же секрет долголетия пьесы?
Ведь за истекшие десятилетия немало’
пъес. которые раньше шли при аншлагах,
навсегда сошло со`сцены, немало книг, чи-
тавттихся на-разрыв, уже невозможно пе-
реиздать, невозможно потому, Что, остро
актуальное в свое время, их содержание
сегодня до нас «не доходит».

Многие помнят, например, как читался
в свое время яркий и живой «Дневник
Кости Рябцева» Н, Отнева. Но когда на-
чинаешь перечитывать его теперь, BH-
хишь, что благодаря глухой прикреплен-
ности кв моменту эта книга восприни-
мается только как исторический документ,
проблемы её не волнуют, ибо сегодня они
уже решены.

«Долголетие» «Разлома»  объясвяется
глубиной сделанных автором обобщений.
Сила писательского таланта Б. Лавренева
сказалась здесь в яркости созданных дра-
матургом человеческих образов, живущих
в .бвоем времени, но невущих в себе бес-
смертную советскую философию, освещаю-
щую путь человечеству далеко вперед. Нам
близка и дорога философия самоотвержен-
ной борьбы за Родину и революцию, как
борьбы за свободу человека, Kak борьбы
‘за самую его жизнь и нравственное до-
	стоинство, а это и составляет идейную
сушность «Разлома».

Доработки текста, которые сделаны
	B. Лавреневым позднее, не касаются ни
ндейной основы пьесы, ни существа обра-
зов героев. Автору нечего было переосмыс-
ливать, так как идейно-исторический его
прицел был сразу взят не на месяцы и
недели, а на десятилетия вперед. Это не
сделало менее выпуклым изображение
исторического момента, дней Октябрьского
штурма, —а лишь расширило и углубило
его, показало его не изолированно, & В
перспективе развития. И весе же следует
сказать, что Не все дониски, сделанные
автором, удачны. Закономерно усиление в
тексте пьесы мотива борьбы за дисципли-
ну в Красном Флоте; удачно прояснены
черты любви к Родине в образе капитана
первого ранга Берсенева — они етимули-
руют его переход на сторону большевиков
и убеждают зрителя в его неколебимой
верности делу народа. Но вет в диалоге
между Берсеневым и его зятем, молодым
офицером ‘’фон-Штубе, нам кажется кое-
что неверным. Фон-Штубе для Берсенева
нетерпим не тем, что он немец, а тем, что
он барон, закостеневший на своей позиции,
враждебной народу.

Идеи и образы «Разлома», созданные
24 года назад, живут сегодня полнокров-
ной художественной жизнью и потому, что
цьеса эта отличается высокими драматур-
гическими достоинствами, и прежде вее-
го клаесически четким, компактным по-
строением сюжета.
	В пьесе проходит множество судеб са-
мых различных людей, судеб, правдиво
отражающих движение общественных сил
эпохи. Это поднимающийся во главе на-
родных масс к историческому творчеству
рабочий класс, представленный большеви-
ком  Годуном; 9T0 стремящийся ua-
встречу народу старый офицер и дворя-
нин. капитан Береенев и целиком живу-
щая жизнью мужа, хотя и не понимаю-
пая всей глубины его новых интересов,
жена. Это молодое поколение интеллиген-
ции в лице таких разных но своим устрем-
	лениям людей, как идущая к большевикам
Таня и ищущая легкой жизни Асана. И
	недаром вокруг Есаны вертится белогвар-
дейское отребъе, а Таня порывает со евоим
	$
3. КЕДРИНА
°

мужем, фов-Штубе, — молодым, но уже
закоснелым  белогвардейцем,  находящим
	свою опору в кулацком выродке, боцмане
Шваче. В

Мастерство В. Лавренева как драма-
турга с особой силой выразилось в TOM,
что он сумел найти такой исторически
правдивый конфликт, в котором скрести-
лись жизненные интересы. всех  представ-
ляющих самые различные слои населения
действующих лиц. Этот конфликт позволил
писателю создать единый  драматургиче-
ский узел, вокруг которого сосредоточено
все действие от начала и до конца пьесы.
Это единство действия и сделало драму та-
кой цельной, развитие ее таким изиря-
женным, борьбу противодействующих сил
такой захватывалоще страстной.

В ‹Разломе» совершенно нет иллюстра-
тивных моментов или ветавных, интерме-
дийных эпизодов. Каждая реплика, каж-
дый выход второстепениого даже лица He-
обходимы для развития единого действия.
TIBeCH.

Вот появляется на палубе боцман Швач
0 своим смешным назиданием 0 «созна-
тельности», путающий революционные пес-
ни с монархическим «Коль славену. Но этот
эпизод отнюдь не просто комедийный эле-
мент и не иллюстрация приснособленчеетва
чуждых элементов — это сцена маскиров-
ки лютого врага, сквозь наигранную при-
дурковатость ° которого скоро покажутея
железные когти хищника. Ведь именно
Швач убьет часового и проведет фон-Шу-
бе с адской машиной в минные погреба
корабля, уже готового к отилытию на
	штурм Петреграда.

Мы намеренно говорим здесь о BTODO-
степенном, по существу, эпизоде, чтобы по-
казать, что`в «Разломе» нет не только ни-
чего лишнего, но и ничего не необходи-
мого для развертывания единого драматур-
гического действия. Даже слова молодого
часового о жуткой темени на корабле, его
томление — «хоть бы смена скорей», его
наивный разговор со старослужащим Ma-
тросом —= ато не аксессуар обстановки, a
необходимая характеристика неопытного
матроса-новичка, мягкого юноши, кото-
рото легко было обмануть матерому вол-
ку — Швачу, заговорить, придунгить и уб-
рать с дороги.

Целостность композиции «Разлома», за-
кономерная необходимость всех его частей
и деталей обеспечивают действенность и
яркую характерноеть всех участвующих в
драме лиц. В «Разломе» поэтому совершен-
но нет статистов. Все. даже произносяние
по нескольку слов, эпизодические фигу-
ры — полнокровные и необходимые  дей-
ствующие лица.

*
$ *

Спектакль Художественного театра при-
мечателен не только тем, что на лучшей
нашей сцене возрожлена одна из лучших
классических советских пьес. ‚Он примеча-

телен и тем, что осуществлен, ‚силами, MO-
ледых артистических сил театра.
	Нельзя не отметать работу постановики-
ков В. Станицына и И. Раевожото, пока-
завших в этой молодежной постановке пе-
дагогический талант и хороший режиссер-
ский вкус. Молодежный коллектив отнесся
к своей задаче со всем энтузиазмом и всей
серьезностью нашей молодости, стремящей-
ся к мастеретву.
	Годун — А. Шербаков не матерый Mop-
ской волк с традиционными навыками, за-
	машками, интонациями. Это — молодой
большевик и молодой человек. Очень
искренний, очень чистый, по-хорошему,
ио-мололому ловерчивый, весь  устремлен-
	ный вперед, готовый впитывать в себя вее
хорошее, полезное, передовое, пришедший
учитьея Y Жизни и одновременяо учить
большевистской правде. Сквозь его мягкий
облик, овеянный торжествующей юностью,
устремленной в бесконечные, внезапно от-
Крывшиеся перспективы,  проглядывает,
однако, стальная хватка большевика, чело-
века несгибаемого, вооруженного силой по-
знания истинных путей истории. Тав и
чувствуется «лобротная прочность» этого
	человека, основанная на том, что у Тоду-
на «своя цель есть. А нынче только TOT
	ронщики порадовали народ новыми успе-
хами. Но только отдельные. А в Комитете
по делам физической культуры и спорта
при Совете Министров РСФСР и во Все-
союзном комитете’ считают Тулу одним ma
ведущих городов: в области: велосипедного

спорта. Однако мнение это, держится толь-
ко по привычке.

t
	— Шо» городу охвачено велосекдиями
около 500 человек, -— лали нам справку
в областном комитете физкультуры и
спорта и, явно чувствуя, что названная
цифра He слишком внушительна, посие-
шили добавить: —— Но в 1951 roxy мы
	намечаем довести число занимающихся до
ТЫСЯЧИ.
	Далее ‘выяснилось, что в юношеской
спортивной школе вообще нет‘ велосекции,
а следовательно. и гонщиков. Несколько
лучше в. молодежной спортивной школе,
где в велосекции занимается около 60
человек. Но разве такие масштабы нужны
Туле?

В чем дело? Не охладели ли туляки к
любимому спорту? Вонечно, ‘нет! Корень
	зла —— в равнодушии, в отсутствии раз-
маха у тех, вто призван направлять физ-
культурную работу.

Советские портемены — легкоатлеты,
футболисты, волейболисты, велогонщики -==
повсеместно перешли на круглогодичную
тренировку. Но в спортивных залах Тулы
имеется только 10 тах называемых стан-
ков для тренировки велосипедистов — на
зиму эти станки расписаны по минутам.
Новичкам доступ к пим почти невоз-
можен. А трудно ли в этом городе с его
отличной индустрией соорудить станки
хотя бы силами самих спортеменов?

До сих пор не восстановлен второй
трек.

Многократный чемпион страны, заслу-
женный мастер спорта Дмитрий Соловъев
с горечью говорит: «В 1920 году на вею
Тулу было едва ли 10 классных тоншиков
и один трек. Теперь У нае пе мепьте
	себя соблюсти может, кто цель перед co
бой видит». И, видя эту цель, Голун нахо“
дит силу, чтобы повести за собой матрос-
ский коллектив и намного старшего го&з-
	ми; ‘находящегося на разломе всего о при-
оттчного Уплада жизни капитана Hepce-

НВА.
	В <Разломе» половину времени и мест&
занимают массовые сцены. Естественно,
что пьеса о революции должна изображать
движение масс, и вот в изображении этих
массовых сцен заключается большая удача
молодежи, продолжающей традиции Хуло-
жественного театра. В массовых сценах
«Разлома» нет безликой толпы, а ееть ©о-
четание множества инживидуальностей. В
них нет статистов, как нет и масок; даже
молча драящий норучни матрос — харак-
тер, отработанный не менее тщательно,
чем ведущая роль. Это достижение театра
принцилиально, оно идет в русле устрем-
лений всего советското искусства, отказав-
шегося от изображения народа, как безли-
кой толпы, стремящетоея различить каж-
дый индивидуальный 0браз в богатом со-
четании множеств, которое носит има
<масеы».
	В пьесе Bb. Лавренева важная роль ври-
надлежит старшей хочери Берсенева, бес
предельно преданной отцу Тане, которая
отходит от мужа, скатывающегося к пре-
ательству, и душой тянется к силе и
правде Годуна. Да, таким путем пришли
иногив ‘честные, преданные Родине люди
к великой революции. Богатый чувствами
й переживаниями образ открывает широ-
кое поле для актерской работы. R coma-
лению, роль оказалась не под силу молодой
артистке М. Юрьевой, не сумевшей mepe-
дать сложный процесе крумения старого и
рождения нового в сознании молодой жен-
шины. Хотелось бы, чтобы режиссеры по
могли актрисе уловить черты конкретного
характера Татьяны. направили бы ее вни-
мание Ha то, что выразить большую мысль
можно только путем создания живого, ин-
тивилуального образа.
	С бельлюой свежестью и тактом испол-
няет Я. Кошукова роль легкомысленной
Исзны. У нее иехвалает только умения до-
нести ло зрителя трагический момент, 38-
ключающий третий акт, когда сана по-
нимает, что вместе с крейсером «Заря», о
предстоящем взрыве которого ей сообщил
за поцелуй мальчишка-поручик, взлетит
на воздух и ее, Ксанин, отец. Врик Кса-
ны: «Я не хочу “взрывать папу... Мне
страшно, Таточка. Я глупая, я ни черта
пе понимаю в этой проклятой политике», —
звучит у Кошуковой неуместно инфан-
ТИЛЬНО.
	Убедительны в снектакле враги — лей-
тенант фон-Штубе (В. Туманов), полков-
ник Ярцев (П. Людвитов) и поручик Пол
вой (№. Гралополов).

Строгая, слержанная игра старших ap-
тистов ^^ -— H. Cocnuna (Bepcencs) и
Е. Алеевой (его жена)-—направлена глаз-
ным образом к тому, чтобы ярче оттенять
молодежный ансамбль. Однако то, что мог-
ло быть оправдано в студийном спектакле,
вряд,ли верно на большой ецене, и нам
думается, что Берсеневу не следовало от
ходить в тень -— ведь но пьоее ему при-
надлежит одна из ведущих ролей. Сейчае
же он как бы умышленно держитея на
втором- плане. И это отзывается на всех
спектакле в целом, приглушая в нем тему
разлома. Затушеванный конфликт разлома
в жизни Боревиева и Тани делает ецены в
доме Берсеневых более камерными, чем это
залумао автором пьесы, а главное, — чем
	Это было в действительности. Буря 16ево-
люции, врываясь в изображенную МХАТ
квартиру Версеневых, стихает,  превра-
	умеренного»,
	щаясь в «ветер слабый до
как говорят в метеосводках.
		ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ _
	Право
на граммофонную
пластинку
	` «Я требую громче, чем скрипачи, права
на граммофонную пластинку», — писал
Маяковский. Мастер слова, поэт-трибун,
замечательный чтец, он боролся з% «рас-
ширение словесной базы», чтобы донести
свои произведения до миллионов слушате-
лей.

Подлинной радостью для всех, особенно
для молодежи, явилась бы возможность
услышать голое лучшего поэта нашей со-
	  ветской эпохи. «Товарищи потомки», вы-
	разили бы свою глубокую признательность
тем, кто помог бы им услышать «агитато-
ра, горлана, Главаря», кто сумел бы вол-
пебством современной техники вернуть
хорошо запомнившийся нам могучий бар-
хатистый, благородных оттенков голос
поэта.

Vimeercs ли такая возможность? Да,
имеется,
	Известно, что голос Маяковского был
записан только на восковые валики фоно-
графа. `В 1920 году Владимир Владимиро-
вич прочитал для записи семь своих про-
извелений: «Необычайное приключение,
бывшее © Владимиром Маяковским летом
на даче», «Послушайте!», «Гимн судье»,
«Отношение к барышне», «А вы могли
бы?», «Наш марш» и «Военно-морекую
любовь». Во второй раз (это было 3 янва-
ря 1926 г.) Маяковский, только что вер-
нувшийся из Америки, с подъемом прочи-
тал сперва «Блек энд уайт»; затем «Ат-
лантический океан». В тот вечер поэт
«разошелся». Он решил прочитать для
звукозалисй еще несколько CBOHK стихо-
творений из американского цикла. Но в
это время неожиданно выключили электро-
энергию, приймось прервать запись.

В 1930 году. для посмертной выставки
Маяковекого была сделана первая попыт-
ка ‘перезаписать его голос с валиков фо-
нографа на’ тграммпластинки. Эксперимент
оказалея не совсем удачным. :
	В конце 1940 года мы присутетвовали
при новой попытке воспроизведения голо-
са Маяковского. Тогда за это дело взялась
фабрика звукозаписи Всесоюзного радиоко-
митета, Второй опыт оказался значительно
удачнее. При оптической записи и пере-
записи удалось частично устранить посто-
ронние шумы, попавшие на старые ва-
ЛИКИ.

Не забыть этого вечера в стенах сту-
дии. Чудесный голос поэта гремел и рас-
катывалея по коридорам, как гремел он
когда-то в стенах Политехнического музея
в дни памятных выступлений самого Мая-
ковского. Иногда пропадали отдельные
слова, изредка голос казался невнятным.
Но это был живой голос Маяковского с его
великолепными перехолами от пафоса к
	иронии с ero убедительной простотой и.
	покоряющей искренностью.
		РШАК
	НАДЦАТИ РЕСПУБЛИК
	Посвящается
	_ гор: Петрозаводека
	НИНЕ ИННИНЦИ
	О. КРЕТОВА
	юным мичиринцам 1-й средней школы
	Но нет дороже и милей
Цветов, рожденных в Гори.
	Принес посылку почтальон
В обшивке полотняной.
А в ней—и роза и пион
	САД ШЕСТ
	Пвегы со всей родной земли,
Пветы садов и пбля

В Петрозаводске расцвели

В саду при первой школе.
	Здесь клумбу каждую зовут
Республиканеним садом,
И все республики живут
В Нытрозаводске рядом.
	Вот Латвия, Азербайджан
B соседстве с Украннсй.
Вот из Туркмении тюльнан,
Лаятосские люпины,
	Кзрельским детям всея страйз
Свои цБеты прислала.

Пришли в пакетах семена.

С Алтая и Урала,

Из крымскнх розовых аллей,

С днепревских солнечных полей,
ТНумяжих Ha просторе...
	СЕЯТЕЛ
	Бригадир тракторной бригады Иван
Кондратьсвич Яковлев начал свой доклад
со спокойной уверенностью человека, ко-
тороху есть о чем рассказать. То обетоя-
TeALCTRO, что выступает он не в майинно-
тракторной мастерской и не в конторе
своей Давыдовской лесозашитной станции,
зв Москве, в кабинете министра лесного
хозяйства РСФСР, нисколько ето не сму-
шало, Это было так же естественно, как и
приезд в Давыдовку ‘предетавителя мини-
стербтва, ученых о из ‘исследовательских

институтов, конструкторов новых машин,
	Па характеристике Давыдовской 430
Яковлев остановился кратко. Он сказал,
что станция создана в январе 1949 года,
в зону ее деятельности входят четыре
района: Давыдовский, Коротоякский,
Тискинский и Лево-Россошансвий. По
пятнадцатнлетнему плану станция должна
засадить лесом 7,5 тысячи гектаров песков,
6,5 тысячи гектаров приовражных земель
п отрезок государственной Донекой полосы
площадью 700 гектаров. Иван Вондратье-
вич заметил, что план первых двух лет
выполнен 60 значительным превышением
и все работы будут проведены не в
15 лот, ав 10, или еще быстрее. Заклад-
ка государственной лезной полосы по бере-
там Дона будет закончена в 1952 году.

Перед Яковлевым лежали напечатанный
на машинке текст его доклада и KapTa
закрепленного за его тракторной ‚бригадой
производственного участка» Ровным столби-
ком, одно под другим, стояли названия
машин. Для Яковлева это была не просто
«техника». За каждой машиной был чело-
век. со своим характером, привычками...
	Иван Кондратьевич живо представил себе
неутомимого Павла Зязина. Нелегко сирав-
пятьея с такой ‹«махиной», как «0-80»,
особенно ‘на ремонте. Но Зязин так берё-
жет трактор, что серьезного ремонта ма-
птина не требует.
	Ha «CT3-HATH» работает Яков Емелья-
нович Баранов. Ему уже под сорок. Еще
недавно Иван Кондратьевич брал его под
0с0бое наблюдение: постоянно наведывался
в поле, учил, объяснял, повазывал...
Теперь и Баранов идет в ногу со всей
бригалой.
	А на втором  «натике» — Саша Шуру-
пов. Перед глазами Ивана Кондратьевича
мелькнула тельняшка. Эх, как поет Саша
«Заветный камень»!.. И работает Саша 6
такой же взволнованностью. Правда, слиш-
ком уж горяч. Еренко кадо поработать ему
над собой, над своим характером, чтобы
итти, нё остунаясь.
	Николай Яроцких, товарищ Шурунова
по обороне Севастополя, работает на трак-
торе «универсал». У Николая лихой, зави-
той мелкими кольцами yb, но’ глаза
стальные, строгие. А резкая складка между
бровями говорит о твердой воле, 06 упор-
стве. Уже два года Яроцких держит пер-
венство в бригаде.
	Бригада Яковлева в 1950 году была
	ининиатором — Всесоюзного соревнования
тракторных бригад 13С и © честью вынол-
	Садов Узбекистана.
	Прислал далекий Казахстан
Для прионежской школы
	НЫ

Свой желто-золотой шафран,
	ACTOHUS — Виолы,
	Пришла в подарок цветенкву
Чудесная коробка.

ТИлют пионеры из Баку
Сорт скороспелый хлопка.
	Цветет и зеленеет сад,

И северные пчелы

Над грядкой Грузии жужжат
В саду карельской школы.
		большую пяошадь опоры, «универсал» пе-
рестал топуть в Hecke.

— Как буд проще простого! — во-
скликнул Яковлев. — Даже самим теперь
удивительно — Jo wero просто. А благолаля
этому мы Далеко шатнули в наступлении
на пески.

Давыдловской 43С в 1950 году пред-
стояло на правобережных черноземах Дона
и на приовражных землях заложить поло-
вы дуба. Решено было сеять дуб гнездовым
способом по методу академика Т. Д. Лы-
сенко.

Зимой в бригаде проходила’ агроучейа.
И вот у  и сам Яковлев и трактористы
задумались: как же это так — называется
«посев», а на практике производится
ручная посадка желулей.

— Видел я, как закладывают гнезда
на колхозных полосах, — сказал кто-то
из трактористов. — Впереди идет чело-
век с деревянным крестом из TOACTHIX
брусьев. Уларяет этим «маркером» плаш-
Ma по земле, и Нолучается пять меток.
Следом —= женщина с тяпкой, делает на
месте меток лунки. Вторая кладет в них
Жолуди. Третья сыцлет микоризную 3e-
илю. Четвертая заравнивает. Прямо ше-
crane какое-то. Смотреть не хочется на
такую первобытную. технику... `

Бригада стала обсуждать, как механи-
зировать и эту работу. Г

В журнале «Лес и степь» нашли’ опи-
сание сеялки для гнездового посева дубз,
предложенной молодым воронежским инже-
нером Полонецким. Но опытные экземпля-
ры этой машины еще нё вышли с Днеп-
ропетровского завода. _

Тогда решили сделать гнездовую сеялку
в своей машинно-тракторной мастерской.

писались © Полоненким. Он прислал
чертежи и расчеты,

Иван Кондратьевич рассказал, Rak
‘обычная конная лесная сеялка  «СЯ-4»,
предназначенная для рядового посева мел-
ких семян древесных пород, была пере-
оборудована в тракторную сеядку для
посева дуба.

Сначала c нее был снят старый высе-
вающий аппарат и поставлен новый, со-
  стоящий из трех железных коробок, вы-
брасывающих жолуди и микоризную зем-
лю.

Затем оказалось, что сошники конной
сеялки, расечитанные на взрыхление поч-
вы для мелких семян, не могут углуб-
ляться на нужную глубину, и их укрепи-
Ли при помощи газосварки.

Ваконен, было обнаружено, что заделы-
ватели семян, находящиеся позади сеялки,
непригодны для заделки желудей. Их сня-
ли и заменили металлической волокушей.

По этому образцу были переоборудованы
сеялки для всех производственных учает-
ков Лавыловской ASC, и результаты полу-
	С хрупких восковых валиков запись го-
лоса Маяковского была перенесена на
нленку. Изготовили также несколько грамм-
пластинок. С тех пор ежегодно в день
смерти поэта звучат в эфире стихи «Во-
енно-морская любовь» в исполнении авто-
ра. (Это стихотворение, прочитанное Мая-
KOBCKHM для фонографа, сохранилось в за-
писи лучше других).

Нам думается, что следовало бы снова,
во всеоружии новейшей техники, позво-
ляющей делать подлинные чудеса с запи-
санными звучаниями, заняться этим дра-
тоцпенным наследием веливого поэта, еде-
	тать все возможное для его воспромзведе-
	ния. Пора осуществить, наконец, законное
право Маяковского на граммофонную пла-
стинку, чтобы живой голос поэта, страстно
взывающий к нашим дням, сльнналея не
раз в год, а мог бы прозвучать во всякий
день в любом клубе и институте, в любом
	доме, где читают, любят и хотят слышать
	Маяковского.
	Лев КАССИЛЬ,
Макс ПОЛЯНОВСКИЙ
	Опыт возобновления «Разлома» должен
побудить нас к бережному пересмотру па-
копившихеся за три десятилетия советской
драматургии богатств. Не слишком ли лег-
ко мы отказываемея от своих достижений!
Охотно возобновляя постановку таких пьес,
как «Каширекая старина» или «Дети
Ванюшина», мы подносим советскому зри-
телю отгоревшие, чуждые ему етраети, ‹
легкостью сдавая в архив то живое, что
создано наитими художниками. проникнуто
	вБолнующими всех нас мыслями и чЧув-
ствами.
	400 разрядников, но тот же олин-едии-
ственный трек.»
	Тульские шахтеры, оружейники. метал-
	лурги живут в достатке. Многие из них
охотно приобрели бы собственную ronot-
ную ‘веломашивну. Но если даже удается
случайно достать ее, можно сказать на-
перед, что запасных частей в торговой
сети не найдешь. Мастер спорта Пиколай
Дронов, ‘председатель заводского коллекти-
ва физкультуры общества «Зенит», ска-
зал нам: «Вот список желающих приоб-
щиться в‘ велоспорту. Но одному только
	нашему заводу в секиия занамается 8 че-
	повек. А машин всего пять! Кому же охо-
	та  запиматься  велоспортом... теоретиче-
ceH?» :
	забыты дни «открытых стартов», когда
каждый любитель может ‘томеряться еи-
	лами с товарищами, с разрялникамя. 3a-
	быты и традиционные соревнования в6л0-
сипедистов Тула-—Ленинград, Тула-=Тби:
лиси, и выезды в села, в колхозы. Все эт
забыто в Туле-— в тороде. который про:
	славился велосипедным спортом. Cnop-
тивные традиции здесь не культивируют“
ся, тяга молодежи итти но пути просла“
вленных сепортеменов-земляков He поощ-
	ряетсл. Нет в Туле массового ве:
сипелното спора.
	А виноваты в этом слипгком хладнокров-
ные. работники физкультурных  организа-
ций. Не поддерживают они те спортивные
традиции, которые создавал и бережно 60-
хранял сам народ,

У многих наших городов есть своя спор
тивная слава, свои спортивные ‘традиции:
Заботясь о развитии Физической культуры;
	не следует забывать и об этих традициях:
Их надо поддерживать, умножать, разви

вать.
Евг. СИМОНОВ,

: В. СТЕПАНЧЕНКО
ТУЛА
	Нила взятые Ha себя обязательства дать чились отличные. Ocenusa проверка пока-
за сезон па каждый условный 15-сильный зала. что сохранилось и прижилось 95 про-
	трактор по 600 гектаров мягкой пахоты.   центов дубков. В 1951 году бригада Яков-
	лева будет сеять  гнездовым cnecobom
200 гектаров дуба, а вся AIC — 900 гек-
	— Теперь сеять жолуди нам предстоит
	Яковлев рецительно  отодвийул от с60я   лева будет
	государство, —— сказал   таров.
	страницы Налечатанного довлада.

— Советское — государство, -
он. -—— вооружило  лесозащитные
	самой разнообразной техникой. У нас И   по озими, — рассказывал Иван №ондрать-
	что сонникам не
	могучиё «б-80». и малютки «СОТ» хля евич, — и мы учли,
	Утраченные традиции
	Издавна любят в Туле велосипедный
	спорт; любят и понимают. Старики помнят
прославленных на весь мир тульских
спортеменов-самородков и раюсказывают
0 том. как на вамокатах (так эвали когда-
	— На сегодняшний матч жаловаться, в
общем. грешно. Мы побывали на ликеро-в9-
дочном заводе; вот его труба торчит по
соседству... Утоваривали администрацию,
чтобы посолействовала пам. Тирекпия по-
	пла навстречу, уважила просьбу  спорт-
CMEHOR.
	—-= Пой чем же тут ливер?
	— Не ликер; а зола.
	— Важая 20027
	работы в питомнике, и другие марки трак-   под силу будет продираться В КУСТИКах   ту велосипед) их земляки обходили ино-
	деры, культиваторы всех видов, лесопоба-
дочные машины, экскаватор... Этой техни-
кой надо было овладеть. Надо было на-
учиться использовать ее правильно. Для
механизированного ‘ухода за лесными по-
садками мы определили колесные тракло-
ры —= «универсалы». Теоретически все ка-
залось хорошо. А на практике такая «мяг-
кая пахота» получилась, что хоть караул
кричи!

Яковлев заметил недбуменное выражение
на лице одного из членов коллегии и по-
спешил объяснить:

— У нае ведь по левому берегу Дона
отромные массивы песков, на них мы сос-
ну сажаем. А «универсалы» через песок
не поля. Потрузятея по самую раму и
	буксуют. !

Ив Давыловке так, и в Лисвах, п в
Коротояке... Трактористы, закрепленные за
«универсалами», чуть не плачут. Их то-
варищи на гусеничных тракторах 10 пол-
торы-две нормы вырабатывают. а они ва
песке вхолостую крутятся.

Иван Кондратьевич рассказал. как трак-
торист Яроцких решил задачу. По ero
предложению колеса трактора были вдвое
уширены: к передним наглухо приварили
дополнительные ободы, а к задним ободы
прикрепили съемные, на болтах. Получив

ПИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА   СУЮ премию.
	№ 50
	ВОРОНЕЖ
	26 апреля 1951 г.
	ы, грей-  ржи, взрезать уплотненную землю. МЫ   земных «виртуозов стального колеса».
лесопоса-   облегчили им работу. Поставили перех  p poomany лу на тульском треке
	каждым  сошником лапку КУЛЬТИВатора.   мерялись силами мастера спорта UCCY и
На всякий случай у нас заготовлено по  франции. Низко пригнувшись к рулю,
	три комнлекта лапоь разных — Видов.
«пружинчатые», «ласточки», «долота».
Испытаем в работе: какие лучше себя по-
кажут, те и завреним.

== Что же у вас от старой сеялки оста-
лось? — спросили Яковлева.

— Почти что рама одна, — серьезно
ответил Иван Кондратьевич, — да и то
смотрим — жидковата она. Не мешало бы
сменить на б6л6е прочную.

Участники заседания засмеялись.
	Иван Иондратьевич с картой в руках
объяснил, как были составлены маршруты
и графики, не допускающие лишних пере-
ездов. Рассказал они о том, что бригада
взяла обязательетво выработать в пынеш-
нем году на условный трактор по 700 гек-
таров мягкой пахоты вместо 423 гектаров,
утвержденных планом, и каждый десятый
день работать на сэкономленном горючем.
	a 3
	Франции. Низко пригнувшись KR рулю,
гонщики 16 взлетали к вершине бетонного
эллипса; то стремительно бкатываливь к
его основанию. Туляки страстно пережи-
вали все этапы спортивной борьбы. Они
от души радовались победам спортеменов
валых фуфайках с гербом СООР на груди;
они искренно аплодировали мастерству и
упоретву гостей.

Трибуны трека ‘были’ переполнены,
трибуны того трека, полувековой юбилей
которого торжественно отмечали В
1947 году физкультурники страны.

B gens Marta «CCCP — Франция» были
переполнены не только трибуны = зрители
сидели и стояли вокрух всего трека, ha
деревьях повигли живые «гроздья»... Сло-
вом, было то, что и должно быть, еели со-
бираетея свыше 10 тысяч человек при
«плановой емкости» в... 1600. Наиболее
опытные болельщики,— а в Туле на ве-
логонки ходят целыми семьями. от мала
до велика, — собирались за чЧас-два до
первото старта. Иначе очутишьея в таком
месте. тле вся дорожка будет загорожена
	живой стеной, или попадешь туда, где
того гляди провалинться сквозь прогнив-
ший настил.

Богла мы посетовали на т, ‘To в
	Туле, е её богатыми тфадициями велоси-
педного спорта, единственный трек (хо
войны был еще один — земляной) _ вахо-
INTC в неприглялном состоянии, наф в0-
разили: :
		— Обыкновенная, из заводской трубы,
густая зола, которая засыпает трек. Пред-
ставьте себе, каково гонщикам, если ветер
хует со стороны завода!
	И нам рассказали. чо в те дни,
Когда проводятся особенно ответственные
соревнования, нриходитея уламывать ру-
ководителей завода, чтобы они перевели
свою котельную на газ. Но только на эти
НЯ. в ви Исключения, ТАБ сказать. в
в порядке любезности...
	Сегодня трек, бывший некотда гордо-
стью туляков. захламлен, запущен.
	До такого состояния довели его руково-
дители спортивного‘ общества «Нищевик»
(предеедалель областного совета \ тов. Сы-
чев). Они вкупе с городским комитетом по
делам физической культуры и спорта
(председатель тов. Яньтиков) несут ответ-
ственность за состояние спортивного соору-
жения, которым по праву гордилась Тула.

ee
s*
	В голы Великой Отечественной войны
туляки отстояли родной город. В мир-
ные AHH туляки не только сумели
восстановить то, что разрушил враг, но,
проявляя присущее им новаторство, внес-
ли немалый вклад в развитие советской
техники. Свидетельство тому — успешная
	работа шахтеров, металлистов, машино-
строителей.
	Й отдельные тульские спортемены-вело-
	за успешное внедрение гнездового. посе-
ва дуба по методу академика Т. Д. Лы-
сенко Совет Министров СССР присудил
бригадиру тракторной бригады Ивану
Кондратьезичу Яковлеву и трактористу
Николаю Владимировичу Яроцких Сталин-