Мариэтта ШАГИНЯН
	Межцународное со
	Социализм превратил взукБу

з могучее орудие развития
производительных сил, подъе- Bece

ма материального благополу“
чия и культуры народа, в
орудие мирного созидания,
строительства коммунизма. Одним из са-
мых ярких проявлений этой роли на-
	шей науки является акливнюе участие
ученых в осуществлении великих строк
коммунизма.
	Никогда ‘и нигде наука не играла и пе.
играют такой важной роли в жизни обще-
ва, как в Советоком Conse, me научно.
плалируетея развитие всех отраслей налюд-‘
ного хозяйства. Советежюе государство по-.
строено и развивается на основе маркеиз-
ма-ленинизма— самой передовой, подлинно.
нзучной теории,

Исключительную заботу о процветании
советской науки проявляют коммунистиче-
кая шалтия и same товарищ Отатин.
Тениальные Труды коруфея Науки
И. В. Сталина направляют деятельность
ученых веех отраслей anata.

Влатородным служением на блато наро-
да наи деятели науки сниевали любовь
советских людей, уважение передовых
ученых веето мира и прежде веело ученых
ан Зои Jemoipanm, maa moTopLax
Hall опыт, связь науки с сопиалистиче-
CRUM строительством и научные достиже-
ния СССР являются примером Toro, Bax
надо трудиться в интересах народа, как
бороться за миф во всем мире.

Постоянное стремление к сотрудниче-

отву 6 теми иностранными учеными, ко-
торые хотят работать во имя прогресса
науки, во имя интересов своего народа. во
имя дела мира, — славная традиция Ака-
демин наук СССР.
_ Послевоенные тоды  хараклерны для
Академий наук СССР не только воселанюв-
лением связей, утраченных во время вой-
ны, но и значительным раепирезием их
п, чм особенно важно, тюявлением более
совортениых форм связей. В первую оче-
тель это касастея содружества ученых
СССР и стран народной демократии. Рань-
ше для научного общения использовались
вотречи на межлунатодных конгрессах,
обмен литературой, взаимное побешение
стран небольшими группами ученых, а
чаще отдельными учеными, приезжавилими
обычно по собственной инициативе. Те-
перь же наши связи с учеными стран на-
родной демократии носят характер по-
стоянного делового контакта. Сейчас уже
МОЖНО ТОВОМИТЬ 0 теснюм содружестве це-
лых академий, обществ, институтов, лабо-
ратортей.

Дружба. сложившаяся между учеными
Советекого Союза и стран народной демо-
хратии, взаимно обогащает как тех, таюи
других, нлодотворно сказываелея на pelbe-
нии наУЧНыЫх шюблем в интересах мира и
прогресса. Ученые оказывают друг другу
Номощь в самых различных отраслях зна-
ния и техники. обмениваются тезульгата-
ми своих работ, техническими новинками,
патентами. Важно заметить. что эта взаи-
мопомощь касается прежде воего наиболее
аниуальных вопросов натюднюго хозяйства,
культуры, здравоохранения. Сотрудничество
ученых Tame страны с учеными , отран
народной демократии благотворню  отра-
жаетея на полготовюе мололых  вахчных
	работников.

Вяце-презилент Академии наук CCCP
академик И. П. Бардин побывал в прош-
лом году в Венгрии. Он вотречалея с уче-
ными, инженерами и передовыми рабочими
многих предприятий, в: частности Четель-
ского моталлургическото комбината им. Ра-
коши. Академик Бардин познакомил вен-
тереких ученых не только се конкретными
техническими проблемами, но и вообще с
оргатизацией советской научно-иселедова-
тельской работы, с организацией и рабо-
той советских предприятий тяжелой про-
мыпгленности.
	руппа советских ученых во главе с
академиком №. М. Быковым, посетившая
Румынию, ознакомила научную обществен-
ность с достижениями пазловского учения.
Мичуринская биология получает все боль-
шую популярность в странах народной
демократии как в научном, так и в праж-
тическом своем выпажении, В Румынии
успешно применяется метод яровизалии,
Тазработалный академиком Т. Д. Лысенко,
внедряются атротехнические приемы, с03-
данные нашей наукой и отахановлеми по-
лой, широко пасптюстраняются сорта хлюп-
чатника, подсолнуха, выведенные  сювет-
скими селекционерами. Биологи Румынии
используют мичуринский метох вегетатив-
ной гибридизалии растений.

Для развития медицинских наук в стра-
не номалое значение имели проведенные
летом прошлого гола «Румыно-советскле
дни медицины». Нани ученые выступили
© локлададви 0б успехах медицинской науки
в СССР, принали участие в заседаниях
медицинских научных учреждений. Py-
мынекая Академия наув приняла  струк-
туру нашей академии: в ee системе уже
работают более 10 научно-исслелователь-
ских институтов, в том числе институт
физиологии им. Павлова.

В результате поездки группы советоких
астрономов во главе © проф. Б. В. Кукар-
киным на второй научный съезд польских
астюномов были намечены пути сотрулни-
чества по тажим важнейшим научным те-
мам, как каталог слабых звезд. служба
широты, переменные звезды, звездная
астрономия.

Большой интересе у болгарской научной
общественноети вызвали публичные вы-
ступлепия советского археолога С. П. Тол-
стора. Сейчае намечается совместная Da-
бота болгаюоних и советских археюлогов.

Пруимором тестого содружества ученых
могут служить работы советских и мон-
тольеких палеонтологов. археологов и исто-
panos. Bor выдержка из письма,
недавно полученного нами от поелеелателя
Комитета паук Монгольской Наролной Рес-
публики Дамлин Сурэн: «Перед Комитетом
наук стоит конкретная задача — оказать
научную помощь своему народу, строяще-
му новую жизнь, У нас уже есть мололые
научные работники, окончивлние высшие
учебные заведения в Советоком Союзе и
Монголии. Некоторые из них получили в

Москве и Ленинграде ученые стелени кан-
дидатов наук. В дальнейшем необходимо

посылать в СССР еще большее число
аспирантов»:

Лля оказания повседневной научной по-
мощи МНР пои Академии наук СССР
созлана постоянная Монтольская комиссия.
Хомиссоия сутествует уже 25 лет. В нее
	птолят  коупнейтие ученые Советского
	Литературная
хроника
		ученых
	Доу жество
	Советская Армения
	В течение короткого времени, кажу-
щегося одним мгновеньем, вместе с плы-

вущим оком аппарата зритель  совер-
шает путешествие по всем областям хо-
зяйства целой страны. Режиссер бросает
его в это путешествие сразу, сделав свой
	первый ход в какой-то беспредельной
щедрости и расточительности, © самого,
казалось бы. EDYILHOLe, c ay were,
	GTO y Hero есть на руках. Светлеет. экран,
	и перел нами во всей его величавой, по-
чти непереносной красоте — Арарат, близ-
кий, стоящий в небе двумя своими седы-
ми головами: горные склоны под ним
покрыты крупными, яркими цветами —-
красные маки, белая ромашка; розовым
цветом осыпаны яблоневые сады; въыются
тропинки. Почти торлом ощущаешь вы-
COTY, разреженный, целебный, нокалываю=
ший холодком воздух. Близкие облака Ge-
гут, гонимые ветром, волоча за собой по
бархату горных склонов живые шлейфы
дымчатых теней... Иуда еще?  Пажется,
нет дальше дороги в красоту, мы у пе-
дела. Но апцарат движется ниже и ниже,
из неполвижно-прекрасного —— ® осколкам
далеких веков, к руинам «одной из древ-
нейших цивилизаций мира», как говорит
Диктор, и зритель начинает ощущать
историю. Но опять на мгновенье. Скупо и
ярко мелькнувшие памятники прошлого
нужны режиссеру лля того, чтоб показать
живучесть народа, тысячелетия сопротив-
лявшегося завоевателям. И этот короткий
пробег по руинам возвращает зрителю по-
новому 06083 Арарата, Kak живого свиде:
теля прошлого, как живого свидетеля на-
стоящего. Арарат становится далеким фо-
ном для цветущего советского города, для
дворцов из туфа и мрамора, созданных со-
ветской властью на пустынной, веками
обатрявшейся кровью земле. Столица co-
ветской республики Армении — Ереван,
ве памятники, площади,  кристально-чи-
стая родниковая вода, бьющая из фонта-
HOB, ее сады и цветы, театры, детская
железная дорога... Девушки покупают цве-
TH, мальчуган пьет воду, люди проходят
но улице, стая ребятишек е веселым пти-
чьим гомоном, криками, смехом несется в
открытом вагоне своей железной дороги...
Яркая, простая человеческая жизнь захва-
THBAeT, очаровывает, тянет вас за собой,
и уже неподвижная панорама Арарата не
кажется самым главным, уже она отошла,
отодвинута развивающимся клубком вие-
‚чатлений.

’ В этой экспозиции картины, длящейся,
может быть, минуту, уже налицо весь чу-
лесный талант режиссера Арши Ованесо-
вой, знакомой нам по фильму «Юность
мира». Умение связывать кадры так, что
получается как бы округлое движение —
без сопротивленья материала, без пауз,
без сучка и задоринки. каждый миг вле-
кушее за собой все новое и новое, не
останавливаясь и не показывая зрителю
ни швов, ни сцепек,— словно льется на
вас из опрокинутого рога изобилия пе-
нистый поток жизни, —— это уменье кажет-
ся вам сперва стихийно-непосредетвен-
ным. И только разбирая картину внослед-
ствии, видишь, как оно строго обдумано,
как подчинено общему замыслу, как
исполнено мельчайнтих сюжетов, целых
маленьких новелл, продолжаемьых уже ca-
MUM зрителем в его собственном воббраже-
НИИ.

Вот кузкицы — кадров — университет,
инетитут. Стуленты слушают большеборо-
дого, чуть похожего на Льва Толетого, .про-
фессора С. М. Смиренского.— он говорит о
революционно-демократических тралициях
передовой русской науки, о том, как эти
тралиции онлодотворяли армянских yue-
ных., 0н рассказывает студентам о
своем ученике  Бошьяне,  учившемся
в этом институте... И снова улица, маши-
на пересекает трамвайный путь, в ма-
игине уже знакомый зрителю проф. Сми-
ренский — рядом с загорелым, без шан-
ки, Бошьяном, приехавшим в Ереван,
	Вот сессия Академии наук, доклад
В. А. Амбарцумяна о работах его обсерва-
тории в Бюрокане, — и уже пытливое: око
	телескопа на знакомой башне Бюроканской
обсерватории рышет в небесных простран-
ствах, ‘приближая человеческие очи к
звезлным тайнам вселенной...
	ВаменщиЕ 34 тонкой резьбой камня.
Это знаменитый мастер Вартанян, боль-
шой художник. Он обучает в Ереван-

ской мастерской ученика. Он говорит об
искусстве древней резьбы по камню, и
зритель вместе с учеником — уже в Гар-
ни, он любуется древней красотой орна-
мента в развалинах дворца, созданного
тысячелетие назах. ‘
	+ «Советская Армения». ИЦИветноч доку-
	ментальный фильм. Сценарий И. Баче-
лиса и А. Ованесовой. Режиссер А. Оване-
сова. ‘Операторы: А, Левитан, С. Геворкян,
	В Ча: eee eee С eee eee ee

И. Дильдарян, Н. Симонян. Еревансная сту
ия художественных и документальных
ильмов. 1951.

Вамень — ботатство республики, сокро-
вища розового туфа в Артике идут на.
великие сталинские стройки, они служили
Днепрогосу; служат Сталинграду. Из ту-
фа выстроили рабочий поселок в 19-
ри,— что за россыпь еветлых  краси-
вых домиков, таких новых и м0л0-
ABIX, как рассыпавшиеся по’ лутови-
не ребятишки. И в новый домик пе-
  реселяетея рабочая семья. Веходит по ле-
`сенке старуха, Синомарк  Мелкумян. Ей
сто пять лет, Ее почтительно ‘ведут под
руки; перед ней расступаются. На мгно-
венье ee большие темные глаза, ее про-
стодушное; хорошее лицо живо и прямо
глядят на вас,— и вы. как ее окружаю-
(ие, внезанно чувствуете глубокое ува-
жение к ной, к ‘этому темному лицу, к
этим лампадам-глазам,— она держит в себе
огонек. целой эпохи, она удержала заж-
женное ‘пламя времени, пронесла Жизнь
через сто пять лет, из черной тьмы нише-
ты и униженья до светлых дней начала
коммунизма, — слава ей, матери матерей!

Два знатных пастуха ветретились и 6е-
седуют, а встреча двух пастухов в необъ-
ятных горных просторах Армении, как
встреча горы е горой. Какие стада у них!
Беседа — о -машинно-животноводческой
станции, пришедшей в горы, помогающей
доить, поить, стричь. Не простая станция!
Bor ев директор — Галуетян. Отанция
работает в Лори только еще один. год, а
уже заняла первое место во всем налием
Созозе. Й лорийский нлеменной совхоз, вы-
ведший свою новую породу, разворачивает
перед зрителем чудесные картины. трудо-
вой жизни, знатных своих людей, — усие-
XH, достойные такой станции!

_ Так, чередуя кульминационную точку
каждого раздела се ее сюжетным развитием
на людях, режиссер и сценарист говорят. в
вами о рудниках и меденлавильном заводе,
о карбидном и транеформаторном заводе, о
рабочих, выросших из  фабзавучников,
о рабочих, выросших из репатриантов, 36
энергии, на которой работает армянская
промьниленность, о гидростанциях Севан-
кого каскада, о строительстве каналов, 06
‘архитектуре родников, о хлонке, о зерне.
Бессюжетного показа почти нет. Но сю-
жеты в три-четыре строчки, новеллы
на два абзаца, Шехерезада из ко-
‘ротких сказок, ожерелье из  крохот-
ных жемчужинок. Еще про одну жемчу-
жинку не могу удержаться, чтобы не упо-
мянуть, я с ней вотретилась, как со ста-
рой знакомой. Только четыре месяца на-
зад сидел у меня в гостях в’ Ереване мо-
лодой рабочий одного из вамых крупных
заводов Еревана, Тигран Тумикян. On
увлекалея Генрихом  Борткевичем. On
стал первым скоростником на своем заво-
де, не ему мешала проклятая стружка.
Она так быстро нарастала в длине, 919
обвивалась, как лиана, вокруг инстру-
мента и глушила его скороеть. И Тумикян
придумал обрезать ее на ходу, применив
изобретенный профессором Касьяном ре-
зец... это ` было. в живом paccKa-
зе. И вот на экране я увидела, как
зоркий взгляд и зоркая мысль режиееера
не прошли мимо этого факта, мало извест-
ного за ‘пределами республики. Друж-
ба ученого и рабочего, с0юз науки и
производства в нашей великой стране!
Скромный, почти застенчивый, перед оком
аппарата больной ученый, професеор Ваесъ-
ян, и.озабоченный Тумикян, «сынок», как
его зовут на заводе, — у станка; и BOT
она. стружка, обвивитаяся вокруг инстру-
мента; и вот он, резец, обрезающий метал-
лическую стружку...

Последние кадры картины посвящены
народу в целом, народу, празднующему
богатый ‘урожай. На короткий миг и, к
сожалению, в звуковом отношении He
совсем удачно, — серебристый голос соловья
Армении, замечалельной певицы-репатри-
антки из Египта Гоар Гаспарян с лаской
касается. словно нежной ладонью, вашего
	слуха. Идут тесною группой, вместе
се секретарем ЦК КП(б) Армении Г. А.
Арутиновым, Герои  Социалистического
	Труда. Четко встают над городом, осеняя
новую его жизнь. гранхиозные очертанья
«Монумента Победы» с  скульнтурой
товариша ‘Сталина из кованой армянской
меди. Монумент стоит на торе над Ере-
ваном, пятидесяти с половиной метров вы-
сотою, вилимый почти из каждого проле-
та улиц. Жизнь идет, работа продолжает-
ся, хочетея смотреть еще и еще. Но фильм
окончен.
	Арша Ованесова и et соавтор но сцена-
рию Й. Бачелис создали прекрасный
цветной документальный очерк. Он лает
наслажленье не только своим  содер-
	жанием. но и методом показа этого содер-о
	жания. Творчески разобрать и обсудить
этот фильм было бы полезно и’ работни-
кам кинематографии, и писателям-очер-
кистам.
	бежных ученых печатаются 65
“CP журналах Академии наук COCP
и выпускаются Издательством
иностоанной литературы.
Интересно отметить Факт,
пмевный место на юбилей
ных торжествах, посвященных 250-де-
тию ‘терманской Академии наук 8B
которых принимала участие делегация
Акалемни nays CCCP. Сображеь много
прогрессивных ученых, и все они горячо
приветствовали слова советского делегата—
прозиденна Акалемин наук Украинской
ССР. академика А. В. Паллалина 0 том, что
наука должна служить целям созидания, а
не уничтожения, о том, что настоящий
ученый не может допустить. чтобы плоды
вто творческой мысли были исаюльзованы
для войны, для разрушения, для гибели
людей. После выступления академика Пал-
лалина елово взял президент австрийской
	Аказлемин наук нроф. Фиккер. «Я © чув-
	CTBOM зависти, —— оказал он, — наблюдаю
за тем, что теперь происходит в Берлине.
Многие считали экспериментом новый путь
германской Академии наук, направленный
на связь с государством и народом. Но
в свое время некоторые люди также скец-
тически смотрели на уважаемую теперь
всем миром Академию наук СССР, на юби-
лее которой я присутствовал пять лет то-
му назад в Москве. Последние 25 лет по-
казали, что новый путь советской акаде-
мии был не просто экспериментом, То же
самое в будущем может быть и с Акаде-
мией наук демократической Германии».

Резклелотные KpyrH Запаяа © помощь
услужливых продажных журналистов пы-
таются раепростражить версию о том, что-
де советские деятели науки хотят отго-
родиться от научной общественности за-
рубежных стран. Нет нужды подробно до-
казывать всю вздорность таких утвержде-
ний. лостаточно привести хотя бы такой
	пример. Библиотека нашей академии в
1949 roxy осуществляла книгооб-
мен в несравненно больших  маюшта-
	бах, чем до войны. Никотда в истории
Академии наук СОСР рассылка литературы
ве достигала таких размеров. В 1412 з2-
рубежных научных учреждений было по-
сланю 103.020 периодических и серийных
изданий, а также монографий и оттисков.
Библиотекой установлены связи с 61 го-
сударством.

Эти цифры лишний раз  тавоблачалт
клеветнические измышления реакционной
печати.

Академии и научные общеслва многих
стран избирают деятелей советской науки
почетными членами и членами-корреспон-
дентами, и наши ученые,  удостоившиеся
этой чести, ведут с захубежными учеными
оживленную деловую перетиеву.

Около 150 советских ученых состоит
почетными членами иностранных акаде-
мий и научных пнетитутов, в том числе
академий и научных обществ стран на-
родной демократии, а также индийской,
толландекой,  датекой, норвежской, па-
рижской академий наук, нью-йоркской и
фролцузекой академий медицины,  Амери-
канскотго географического, Физического и
химического обществ, Финлянлекого науч-
ного общества, Минералогического общеет-
-ва Великабриталии и Ирланяйи. Амерякан-
ского общества испытания материалов,
Сорбонекого университета, Лондонской ас-
сопиации влинических патологов и многих
	прупих налэных учрежлений.
	Беседа с президентом Академии наук СССР
академиком А. Н. НЕСМЕЯНОВЫМ
			Главполиграфиздат предложил всем рех-
публиканским, краевым и областным кий-
готоргам образцово организовать торговлю
книгами в дни празднования   Мая и Дня
большевистской печати.

Продажа книг будет происходить на на-
родных гуляниях, на площадях. Организу-
ются выставки книг, читательские конфе-
ренции, литературные вечера, лекции и
доклады на литературные темы.

Азербайджанский книготорг начал с 16
апреля двухмесячник книги. Продажа ли-
тературы организована “во всех клубах,
дворцах культуры, кинотеатрах, в школах,
вузах, на колхозных рынках,

Весенний месячник книги организован BO
всех районах Ленинградской области. УС-
	пеншно проходит месячник книги в Cras-
ропольском крае,
			Союза: акалемиви В: №. Обручев, Б. Б. ПШо-
лынов и другие. За это время комиссия
выпустила свыше 50 капитальных тоулов,
посвященных Монголии. послала в МНР
несколькю  экспелиций, ‹ Академия наук
СССР и Комитет наук МНР совместно pa-
ботали над историей Монголии. В резуль-

тале подготовлен однотомник истории 1е<-
публики.

Академия наук СССР считает свом по-
четным долгом помогать научным учреж-
дениям стран народной демократии, Ки-
тайской Налюлной Республики и Герман-
ской Демократической Республики.
	В последнее время Академию наук
CCCP неолнююрално посещал президент ки-
тайской Академии наук Го Мо жо. С орга-
низацией науки в СОСР знакомились так-
ще генеральный cexmeraph академии Ян
Цзи-ци, декан факультета поихиатрии
Нанкинского университета Пань Шу, за-
меститель директора Харбинекото инотиту-
та физиологии Пзин Чжун-пу и другие.
В Пекин выезжала советокая делегация во
главе с проф. С. В. Киселевым, научные
учреждения Китая посетили также профес-
сор В. Н. Столетов и многие другие совет-
ские ученые. В настоящее время в Mo-
скве гостит делегация китайских ученых.

Чрезвычайный и полномочный посол
Народной республики Болгарии в CCCP
г-жа Cr, Baarcesa обратилась в Акадёмию
наук СССР е ноосьбой предоставить ин-
формацию oO участии советеких научных
Институтов в работах по планированию
народного хозяйства. «Эта информация, —
указывалось в письме, — иеобходима для
использования советского опыта в работе
Государственного комитета по делам народ-
нохозяйственного плана при Совете Мини-
стров Народной республики Болгарии».
Академия исполнила просьбу посла.
	Общение и творческое содружеетво уче-
ных содействуют делу мира. Но интересы
мира являются целью не только ученых
Советского Союза и демократических стран.
Это насущная забота всех прогрессивных
ученых земного шара. Мы никогда не от-
казываемея от приглашений посетить ту
или иную страну. сели речь идет о воз-
можности научного  солижения народов,
стремящихся к миру и прогрессу. Точно
Так же с радостью мы приглашаем к себе
тех. кто искренне желает установить де-
ловой контакт е советскими учеными, кто
хочет вместе с деятелями советской науки
сюлействовать уклеплению лела мира.
	oa юслелние полтора гола в страны Ra-
питализма выезжньлю большое число деле-
гаций Акацемии ваук СССР. Эти поездки
показали, что, несмотря на все происки
реакции, авторитет советской науки за ру-
бежом неизменно возрастает. На междуна-
родной конференции математиков,  про-
исходившей в прошлом году в Риме, члены
советской делегации были окружены все-
общим вниманием. Во время 3aceda-
ний быд поднят вопрос о создании Между-
народной ассоциации математиков. Высту-
павитию представители многих стран  под-
черкивали, что подобная ортанизалия будет
иметь смысл лишь при условии участия в
ней советожих матемаликюв. Это и неуди-
вительно: на этой конференииии пезультаты
работ нашел  Ученюто Л. С. Понтрягина
были квалифицированы, каж сенсащион-
ные. Неоднократно  отмечалиюь и выхаю-
шиеся достижения нашей научной моло-
дежи.

На ХУШ Международном физиолотиче-
ском конгрессе в Копенгагене глава совет-
ской делегации В. М. Быков был пригла-
шен участвовать в работах Интернацио-
нального комитета конгресса, члены совет-
ской делегации А. В. Паллалин, Х. С. Кош-
тоянц и Jl, А. Бирюков рукюволили сек-
THAME.
	Доклады сюбелских ученых, прочитан-
ные в Париже на шюшлюгоднем междуна-
	POLHOM совещании пю астрономическим пю-
стоянным, были выслушаны © огромным
	вниманием. Всеобщий интересе вызвали
работы В. А. Амбарцумяна, президента
Акалемии Have Apusucnok ССР, вице-пре-
	зидента Междуналюлнюго астрономического
союза. Лиреклор Палижжежющо аслрюфизиче-
ского института Г. Минер подчеркнул, что
работами  совотекото ученого в области
звездных аосощиатий космотония  влервые
поставлена на экспериментальную основу
и тем самым приобрежа характер точной
Науки.

Поездка советской делегации, возтлав-
ляемой академиком В. Н. Сукачевым, в
Стокгольм на УН Международный ботани-
ческий конгресс дала возможность зару-

сти.
В оклтябое 1949 тода вице-президент
Академин наук ССОР В. П; Волгин и
проф. И. Е. Глущенко были питлатщены в
Англию английским Обществом  культур-
ной связи с СООР. Многочисленные встре-
чи с учеными Лондона, Кембриджа, Окс-
форда, Манчестера. Эдинбурга и Глазго \по-
хазали. что англичане проявляют большой
интерес к советской науке. Харажлерно то,
что лекции советских ученых всегда чита-
лись в многолюдных аудиториях и выслу-
шивались с огромным. интересом. Так, на-
пример. аудитория Кембриджекого универ-
ситета, тле проф. И. Е. Глущенко читал
доклад «Вегетативная гибридизащия = pac-
тений», не смогла вместить всех желаю-
щих послушать советского ученого. До-
клалчик получил приглашение повторить
свое выступление для более широкой ау-

дитории.

Передовые английские ученые правуль-
но оценивают смысл мичуринской агро-
биологии. Особенно интересна в этом отно-
шении книга профессора Файфа «Лысенко
прав!», изданная в Лондоне в конце 1950
гола.

В декабре прошлого года мне прииглось
выступить перед учеными Парижа в Cop-
бонне © рассказом 06 организации дела
научного исследования в СССР, и я мог
убедиться в горячем интересе, который
французские ученые проявляют к более
высокой и совершенной, чем у них, орга-
низации научной деятельности в нашей
стране, к гораздо большим возможностям
для творческой работы, созданным социа-
тистичесжим строем. Многие труды зару-
	УСПЕХ «НЕДЕЛИ
ДЕТСКОЙ КНИГИ»
	Традиционная «Неделя детской книги»
прошла в нынешнем году по стране oco-
бенню широко и интересно. Миллионы
школьников побывали на утренниках, по-
священных детским книгам. Многие писа-
тели встретились на этих утренниках со
своими читателями. По предварительным
данным, такие встречи проходили в 89го-
родах.

Только в Москве комиссия по детской
литературе ССП СССР и Дом детской
книги организовали более 400 выступлений
писателей перед детьми. Огромный HHTe-
рес детей вызвали выступления  участии-
ков Всесоюзного ‘совещания молодых пи-
сателей в школах и клубах столицы. Мо-
лодые писатели не только читали свои
произведения, но и рассказывали о родных
краях, откуда они приехали. После такнх
встреч всюду происходили обмены адре-
сами между детьми и писателями.

Из Ижевска сообщают об утренниках,
проведенных в деревенских школах и биб-
лиотеках с участием местных писателей.
В Благовещенске была передана по радио
беседа «Книга — друг школьника», в ко-
торой дели рассказывали о прочитанных
	и наиболее понравившихся им книгах.
В Магнитогорске . «Неделя» закончилась
торжественным утренником во Дворце
	культуры, в фойе которого были организо-
ваны книжный базар и выставка детских
рисунков. Свыше тысячи ребят собралось в
орехово-зуевском Дворце культуры, куда
приехали московские писатели. В Уфе, по-
мимо утренников, был проведен городской
слет юных читателей. Газета «Подольский
рабочий» посвятила полосу  высказывани-
ям детей о прочитанных ими книгах.

Очень интересную работу провела 329-я
школа города Москвы. «Люби, цени и знай
великий русский язык» — было написано
на красочных плакатах с высказываниями
Ленина, Сталина и классиков русской ли-
тературы о величии и красоте русского
языка. Со школьниками были проведены
беседы © литературном языке, организо-
вано художественное чтение.

Во время «Недели детской книги» 1951
	года значительно улучшилась пропаганда
детской книги. Кроме того, в этом году
удалось организовать во много раз ‘боль-
шую, чем в предыдущие годы, сеть книж-
ных киосков и базаров, где продавались
лучшие классические и современные книги
		для летей.
			ТВОРЧЕСКАЯ УЧЕБА

НОВОЧЕРКАССК. (Наш корр.). В лите-
ратурном объединении при газете «Знамя
коммуны» занимается более двадцати на-
чинающих авторов — студенты, научные
работники, рабочие, служащие.

Недавно здесь состоялось выездное за-
седание правления Ростовского областного
отделения Союза советских писателей.
Руководитель литературного объединения
Новочеркасска писатель Б. Изюмский рас-
сказал о творческой учебе и работе начи-
нающих авторов. С чтением своих произ-
ведений выступили: студентка Политехни-
ческого института И. Донецкая, инженер
ремесленного училища Г. Шаповалов, ин-
спектор городского финансового отдела
Ф. Харченко, доцент Политехнического
института Ф. Чернявский, сотрудник гор-
жилуправления А. Цуканов, инженер строи-
тельного треста Б. Чернинын и другие.

В обсуждении произведений молодых
авторов приняли участие приехавшие из
Ростова писатели Г. Шолохов-Синявский,
П. Никитин. М. Соколов и другие.
	У МОЛОДЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
ЛЕНИНГРАДА

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Молодые
ленинградские литераторы собрались на
днях в Большом зале Дома имени Мая-
ковского. чтобы обсудить смтоги второго
	Всесоюзного совещания молодых писателей.

С сообщением о задачах, стоящих перед
литературной молодежью, выступил секре-
тарь Ленинградского отделения ССП поэт
М. Дудин. Участники второго В‹есоюзного
совещания молодых писателей П. Петунин,
А. Чепуров, Ю. Принцев, Н. Кутов рас-
сказали о работе творческих семинаров
совещания, о том болышом подъеме, кото-
рое оно вызвало.

Лауреат Сталинской премии Н. Никитин
товорил о своей работе над романом «Се-
верная Аврора». Заведующий редакцией
Ленинградского отделения издательства
«Молодая гвардия» М. Бернович сообщил
о работе по подготовке к печати третьего
выпуска альманаха «Молодой Ленинград».

Поэт А. Прокофьев отметил недостаточ-
ное внимание к творческим вопросам BO
время обсуждения итогов совещания. Он
указал, что многие задачи воспитания
молодых писателей пока еще не решены,
за что несет вину Ленинградское отделение
ССП. Попрежнему слабо руководят секре-
тариат и комиссии ССП литературными
кружками на предприятиях и в домах
культуры. Большинство этих кружков фак-
тически беспризорно.
	Qa

АЛЬБОМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ГЕРБОВ

Государственное издательство  «Искус-
ство» выпустило в художественном офофм-
лении альбом «Государственный rep
СССР и государственные гербы союзных

республик».
	Альбом предназначается, как наглядное
справочное пособие, для парткабинетов и
для школьных и общих библиотек. Он мо-
жет быть широко использован преподава-
	телями всех учебных заведений.
rn 92a
	ОТЪЕЗД ДЕЛЕГАЦИИ СОВЕТСКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ В ВЕНГРИЮ
	27 апреля из Москвы в Будапешт вы-
схала делегация советских писателей в со-

ставе Б. Полевого (руководитель делега-
нии). К. Федина, С. Бабаевского. Деятели
	советской литературы примут участие в
работах первого конгресса Союза венгер-
	ских писателей,
	Академия наук CCCP в свою очерель
избрала членами-корреснондентами 52 вид-
ных иностранных ученых,  представляю-
щих 17 стран.

Участившиеся в последнее время визиты
в СССР иностранных ученых также на-
	глялно разоблачают миф о «железном за-
навесе». Лишь в прошлом году в Москве
побывало околю 200 зарубежных ученых.
приглашенных нашей академией и ВОКС,
Министерством сельского хозяйства и
	друтими ведомствами. Были сели этих
тостей и такие, которые относились к на-
шей стране если не враждебно, то во
	всяком случае предвзято. Однако викому
не возбранялось знакомиться с тем, что
его интересовало.

Группа шведских ученых — Хивер-
шельд, Зрихсон, Якобеон, Эренберг. Окес-
сон и другие перед поездкой в СССР были
дезориентированы буржуазной реакиионной
печатью небылицами о советской стране.
Поэтому шведов прежде всеш интересова-
ли цифры и факты. касающиеся новых
тигантевих гидросооружений. Проф. В. А.
Ковда и другие наити специалисты под-
робно ознакомили иностранных ученых с
этим вопросом, и наити гости убедилиеь
в лживости заявлений буржуазной печати.
	Делегалия норвежеоких. ученых также
интересовалась вопросами . строительства
новых’ гидростанций и оросительных си-
слем. Подводя итог виленному и елышан-
ному, проф. Фанне заявил: «После наше-
го возврашения на родину, делясь впе-
чатлениями о пребывании в Советском
Союзе, мы будем рассказывать и всегда
помнить 9 том, чм новое, ‘грандиозное
строительство в СССР имеет мирные пели».

Практически доказано, что. несмотря на
различие социалистической и капитали-
стической систем, вполне возможно широ-
кое развитие научных связей. Тем не
менее правящие крути’ империалистиче-
ского ‘лагеря, прежде всего американские
реакционеры, проводят политику подрыва
научного сближения с СССР. Это вынуж-
дены признавать даже буржуазные газе-
ты. Так, датевая газета  «Политикен»,
комментируя опубликованную в «Правде»
статью акад. А. В. Топчиева о чинимых
СПА препятетвиях в Деле международно-
го научного сотрудничества и причинах
срыва 8-го съезда Международного acrpo-
номического союза, который должен был
состояться в Ленинграде, заявляет: «Ясно,
что европейские астрономы опасаются, что
посешение России может привести к то-
му, что впоследствии им будет отказано
во въездной визе в США».
	Hama тесная научная связь © чеестны-
ми учеными других стран может содей-
ствовать делу мира и счастья народов и
стать грозным препятствием на пути
импёриалистических клик, пытающихся
развязать новую мировую войну: Вместе
со всем советским народом наши ученые
будут и впредь в первых рядах борцов за
мир во всем мире,
		Путаница в биографиях писателей
	Письмо
	ичителя
	Но в 7-м издании названной хрестоматии,
«Родная литература».

Очень. трудно в это поверить, так кав
впервые Сталинские премии были при-
суждены только в 1941 году.

Е. Зелинский в статье «0 творчеетве
Александра Фадеева», напечатанной в
сборнике статей «Советская. литература»
в 1950 году, пишет: «...А. А, Фадеев ro-
ворил... «Мой отец и мать, фельдшер и
фельдшерица в глухой деревне, еще сами
обрабатывали, землю...» А в изданном в
том же году пособии «Литературное чте-
ние. в школе» А. Дипаев утверждает, что
А. Фадеев «родился в семье ссыльного ре-
волюционера, сельского учителя...» В этом
случае правильные сведения сообщает
В. Зелинский.

Нет нужды доказывать, что мы должны
давать детям точные, He допускающие
сомнений сведения. Авторы  биографича-
ских статей и издательства должны с
большей ‘ответетвенностью относиться к

своей работе.
Учитель Ф. БОЛДЫРЕВ
	г. СТАРЫЙ ОСКОЛ,
Курской области
	азбирая то или иное литературное про-
изведение советского писателя, преподава-
тель литературы, естественно, должен
рассказать учащимся и биографию авто-
ра. К сожалению, не всегда мы можем
найти полные биографий советских писа-
телей. Вроме того, часто приходится стал-
киваться © ничем не оправданной путанн-
цей в биографиях писателей. Приведу не-
сколько примеров.
	В хрестоматии «Родная литература»
(издание 7-е, переработанное. — Учнедгиз.
1949 г.) в биографии А. М. Горького гово-
рится: «Варваре Васильевне © четырех-
летним сыном пришлось вернуться в Ниж-
ний, к деду Алеши — Василию Ивановичу
Капгирину». А в 8-м издании этой книги,
составленной теми же авторами, вышед-
шей в том же издательстве, написано:
«..пришлоеь вернуться в Нижний, к деду
Алеши — Василию Васильевичу Катири-

ну».

Так как же: Василий Васильевич или
Василий Иванович?

На самом деле’деда Горького звали Ва-
силий Васильевич.
	«Страна Муравия» — большая поэма
Твардовского — написана им в 1936 19-
ду. В 1939 году эта поэма была удо-
стоена Сталинской премии», —— так сказа-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
Ne 51 28 апреля 1951 г. 3