В САЯНОВ
	А. БЕЗЫМЕНСКИЙ
	Использовать.
‘богатый опыт
	Мое первое стихотворение было напеча-
тано в газете, Несня «Молодая гвардия»—

тоже в газете.
С 1930 года «Правда» включила мепя

вместе со многими писателями в орбиту
своей кипучей деятельности. «Правда»
была для меня другом, взыскательным кри-
THROM, внимательным и требовательным
учителем.

Работа в газете невиданно  оботаща-
ет жизнь и творчество писателя. Газета
учит писателя умению выбирать актуаль-
ную, важную тему, умению обобщать фак-
ты, находить и собирать их; она учит
применению всех видов оружия  больше-
BHCTCKOTO слова, равно пеня и больную
поэму, рисующую жизнь и людей советской
слраны, и моментальный отклик на злобу
дня. Очень часто газета дает направление
творческой мысли писателя, рекомендуя ту
или иную тему для поэмы, для стихотвор-
Ном фельетона, для сатирической басни,
лирического стихотворения.

Работа нисателя в газете приносит ему
огромную — пользу, — особенно писателю

молодому.
Тазета связывает писателя © жизнью,
	  помогает ему «вторгаться В иен».
	С порвой бригадой «Правды», созданной
в ночале <«0собото квартала» 1930 года,
выехал я на Днепропетровский металлур-
тический завод и с той поры побывал в
воставе бригад «Правды», «Комсомольской
правды» и «Литературной газеты» Wa
«Красном  путиловце», на  Днепроетрое,
Электрозаводе, строительстве московекого
метро, заводе «Шарикоподшипник», Ба-
пахнинском бумажном комбинате, Сталин-
традеком траклорном заводе, Горьковском
автозаводе и на многих других предирия-
тиях и стройках. Из этих поездок роди-
лись и крунные произведения, в том чи-
сле ноэма «Трагедийная ночь», но могу
сказать, что большую творческую радоеть
доставила писателям, принимавшим уча-
стие в таких поезлках, непосредетвенная
	помошь прелириятиям и стройкам оружием
	художественного слова.
	TT. ПАВЛЕНКО
	Драгоченное
качество

Мне вспоминается 1931 год, Пустынная,
выжженная. солндем Захшекая долина,
B те дни здесь слышался необыкновенный
шум — экскаваторы вгрызались в землю,
Эло была одна ‘из первых ирригационных
строек в Советоком (01036-—Вахшекий ка-
нал имени Сталина. Вооруженные мощной
по тому времени техникой, с помощью все-
то советского народа талжикские колхоз-
ники осуществили вековую мечту своих
‘предков—=укротили бурный Вахш, превра-
“PHIM пустынную. долину в долину колхо-
‘зов-миллионеров —  житницу советского
‘длиниоволоквиетого хлопка. Там, где были
пени, теперь растут хлопок, инжир, ли-
моны. сахарный тростник. гранаты.

И сейчас, читая о начале гравдиозных
строек коммунизма на Аму-Дарье, Волге,
Днепре, я вспоминаю, как пешком и вер-
хом, в качестве корреспондента и редак-
тора газеты «Ударник строительства Вах-
ша» я пробиралея сквозь камыши, лодеа-
живалея к кострам, вступал в споры о
темпах, о качестве строительных работ—и
писал. писал заметки, статьи, стихи в
свою газету.

Как радостен и увлекателен этот под-
линно творческий труд. газетчика! И я
представляю себе, как почетна и ответ-
ственна роль журналиетов и нае, писате-
лей, на новых грандиознейших стройках
воммунизма,—падо вее запечатлеть в па-
мати записать, глубоко и ярко 060 веси
	рассказать не TOAbKO советевому о варду,
но и народам веего мира. Мне это особен-
	HO ясно потому, что мы тогда, В ГОДЫ
своей молодости. на’ первой стройке ие
успели этого сделать. Мы жили напряжен-
ной жизнью, спепгили, не учитывали мно-
гого. о чем сейчае было бы интересно
узнать молодежи, строителям новых кана-
лов. Мы, тогла еще юные газетчики, не
имели опыта и хотя много писали, но ма-
ло записывали впрок для большой работы.
Хочется. чтобы молодые журналисты, Ko-
торые. будут работать на стройке новых
каналов. учли эти наши ошибки.
	Надо сказать, что все наши писатели—
и Мирзо Турсун-заде, и Сатым Улуг-заде,
и Аблусалям Дехоти, и другие начинали
свою работу в газете. Да это и законо-
мерно. Многочисленные поездки по пору-
чению редакции ‘помогали нам ‘изучать
жизнь, быетро откликаться на новые яв-
ления, жить интересами народа, узнавать
его мыли и мечты. Вее эти драгоценные
рачества воспитывала в нас газета.
	До сих пор я стремлюсь не порывать
связь с тазетой, ибо порвать. © пей
связь-хто Же самое. что отстраниться OT

жизни,

Горячо люблю Яя боевую работу литера
тора. День печати всегда для меня —
большой ‘праздник. Так празднуют дети
лень рождения своего ‘отца. Газета нае
воспитала ий мы приветствуем в этот
праздник всех тех, кто день за днем без-
sapeTHO блужит боевым задачам советекой
болыгевиелекой печати.
			СТАЛИНАБАД
	Большая, ‘интересная работа
	мы тем, что узкие рамки «литературных
страниц» были разрушены, что песия,
стих, фельетон, рассказ, отрывок из рома-
на, печатаемые в тазете, органически ста-
ли подчиняться общему редакциочному за-
дано, что поэты и писатели вошли В
единый коллектив ‘советских журналистов.

Тем, что наши товарищи — советекие
писатели и поэты могли так активно и с
такой пользой для общего дела работать в
советской печати в военные годы, мы обя-
заны Горькому и Маяковскому. Их влдох-
новляющий пример стал лучшей школой
	литературы.

Помню дни, когда А. М. Горький в на-
чале 30-х годов приезжал в, Ленинград.
Писатели направлялиеь тогда на маневры
Красной Армии, и Алексей Максимович

одобрял участие ‘литераторов. в эрмейекой
печати. в солдатеких газетах, каких нет
	и ne было пиме. кроме нашей страны
	Советов, одобрял статьи, зацищатоние мир
на земле.

Наша работа в армейской печати в 10-
енные годы была замечательной школой
жизни для всей советской литературы.
Армейская печать помогла нам глубоко
понять духовную жизнь советского солда-
	та — мужественного. воинз, самоотвержен-
ного борца за дело мира.
В мирную пору, в тоды послевоенной
	сталинской пятилетки наша печать была
активным борцом за осуществление гран-
диозной программы творческого труда CO-

ветского народа.
Трудясь над завершением большого “po-

мана о нашей советской эпохе, я с вооду-
шевлением работаю над статьями и очер-
ками для советской печати.
	ЛЕНИНГРАД
fa]
	чолоса
	В те Роды, когда я иисал нервые стихи,
выходили в большом количестве BCEBOS-
можные поэтические сборники, альманахи,
антологии,  пользовавшиеся успехом В
кружках, объединявших начинающих п0э-
тов. Тиразжа этих сборников были ничтож-
ны, круг читателей узок, и темы, над ко-
торыми. работали молодые поэты, были под-
стать тиражам их издания. Условно-поэ-
тическое, выдуманное заслоняло в стихах
подлинное, живое, всепобеждающее в жиз-
ни. Малокультурные, но очень самоуве-
ренные критики (2 каждый кружок. ечи-
тал.непременной принадлежностью своих
сборников статью. собетвенного «теорети-
ка») нпорили Пегаса, требовали, чтобы он
устремлялся в заоблачным высотам КНИЖ-
пых стихов, подальше от дел и забот те-
кущего дня. Многие талантливые стихо-
творцы так и зачахли в тенлицах поэти-
ческих альманахов двадцатых годов, увяз-
ли в мелкотемье, выдохлись в тщетных
поисках. оригинальности, завяли в прия-
тельской кружковшине.

Только газета дала лучигим поэтам мое-
го поколения настоящий выход в жизнь.
Массовость, веенародность -— одни из. важ-
нейших критериев новой эстетики. Нельзя
понять, как развивался современный руб-
ский етих, не изучив работы поэтов в га-
зете, их участия в работе радиовещания,
их выстуилений перед тнирокой читатель-
ской аудиторией. Новые стихотворные фор-
мы были вызваны к жизни духовными
запросами многомиляионной ‚ читательской

аудитории.

Сначала мы шли работать в «литератур -
ные страницы», еще  отделенные от
остального материала, печатавшегося в га-
nere.  Могучей воле Маяковского обязаны

Залечательная инола
	Впрочем, даже самые отпетые. скептики
не станут утверждать, что газета портит
мысли писателя. Она отточивает их, при-
даэт им BOMHCTBCHHOCTS.

С благодарностью и любовью вспоминаю
я своих товарищей по газетной работе в
мирное и военное время, всегда помня, что
многим обязан и им, зачастую более моло-
дым и менее сведущим, чем я, газетчикам.
Я обязан им тем, что я назвал бы чув-
ством ловля. В газете ощущаешь себя не
ОхиНоЧкОой — в строю. В газете всегда,
действуешь от коллектива и вместе с ним.
Уснехи и неудачи становятся не личными,
а артельными. Й это тоже немаловажная
школа.

Когда, работая над книгой, я замечаю,
что устал, что напряжение пало, что серд-
це требует волнений, которых не дает на-
чатая работа, я зепоминаю о газете.

Мне искренне хотелось бы никогда не
терятв этой привязанности и любви. Боль-
шевистская нечать -— замечательная пхо-
ла. и счастлив тот, кто евязан © нею го-
лами жизни и творчества.

В Лень большевистской печати отдадим
должное газете, воспитавшей многих из
нас. Мало кто оказался в стороне от этой
замечательной школы. В моей же личной
жизни работа в газете всегда Имела и
имбет большое, быть может, даже решаю-
шее значение. Я не представляю себя 0ез
работы в газете. То, что для поэта-—лирика,
то для меня,  прозаика-журналиста, сра-
зу есть и жизнь п 1в0е отномение к
определенному ее явлению. Жизнь и Ты.
С глазу на глаз.

Теснота газетной полосы, маленькие
«жилишные размеры» очерка, рассказа
или статьи, постоянная срочность задания
и зытевающая отеюда необходимость бы-
стро и ответственно снравитьея © темой,
как она поставлена самой жизнью, — все
это учит, тренирует, волнует, растит.

Я ле особенно верю тому, кто говорит,
что его «завла» работа в газете. Значит,
он плохо работал. Или Газета его дурно
воспитывала. Говорят еще, что газета пор-
тит язык писателя. Но любая работа мо-
жет испортить то, что легко портится.

п
	Высокая
	С МАРШАК
	Н. ВИРТА
	трибуна
	В фельетонах молодого Иегудиила Хла-

миды, напечатанных в «Самарекой Газе-
те», мы слышим гневный и страстный го-
лое будущего Горького.
° Знаменитая статья, написанная Але-
ксеем Максимовичем в последние годы его
жизни и озаглавленная «С кем вы, «масте-
ра культуры»?», жива и поныюе. Она была
рассчитана не на один день. Каждое ее сло-
во звучит и долго еще будет звучать горя-
чим призывом и грозным обличением.

Маяковскому было тесно жить на cTpa-
ницах журналов. Ои мог развернутьея во
BCH ширь только на просторных и крыла-
PRIX газетных полосах, летящих к своему
читателю без промедления. —

Каждого из нае, советских литераторов,
газета учит во-время откликаться на го-
лос жизни, приводить в боевую готовность
свое вдохновение, сверять свои писатель-
ские часы е чавами страны.

Портит ли газета своим так называемым
«титампом» писательский язык и сталь?
	Нет, если писатель отдает газете CBM.
лучшие. живые мысли, чуветва и наблю-.
дения, он никогда не впадет в газетный .
штамп, присущий, кетати сказать, He
TOAbRO иным газетным статьям, но и He-
которым романам и поэмам.
	Участие советских писателей в газете
	‘’етаповитея с каждым годом вее заметнее.
	Тазета закаляет и точит их писатель-
ское оружие, острие которого обращено
сейчас против заговорщиков, грозящих мя-
	ру НОВОЙ Войной.
а
	Олин из иностранных журналистов,
привхавших на Московскую конференцию
	министров иностранных дел (а на эту
конференцию  слетелоь  пемалю  пред-
старителей самой реакпионной,  желто-
	черной прессы), помянул как-то в беседе
с нами, советекими писателями, покойного
Чарльза. Диккенеа.

—- Какой он писатель! — сказал жур-
налиет. — 0н — репортер, газетчик!..

— Вы, должно быть, эстет, вн0б? —
осведомился я.

— ЛДь, эстет и сноб, — развязно и не-
возмутимо ответил журналиет.

Трудно передать, как пренебрежительно
прозвучали в уетах этого газетного кор-
респондента слова «репортер». «газетчик».

Что x, может быть, та пресса, которую
представлял наш: вобеседник, и в самом
долё не заслуживает особого почтения.
Диккенсов в ней и вовсе не найдешь, а
просто честных, независимых людей соч-
TCID по нальнам.

В Советской стране профессия журнали-
ста — одна из самых ответственных и но-
четных. Газету читает весь наи народ, ее
любят, ей верят.

Для писателя газета = высовая трибу-)
на, с которой он обращаетел к свозй стра-
не. Для писателя газета — школа, которая
учит его горорить с миллионами людей о.
самом значительном и жизненно-важном,.
товорить просто, коротко и образно.

Такой трибуной и школой была газета.

лля Горького и для Маяковското.
	B 1922 roxy B «Тамбовской правде» (в
Которой сотрудничаю и до сих пор) появя-
лись первые мои рассказы, при чтении
которых тенерь я умиляюсь их великолен-
ной наивноети. бт нае, репортеров, тре-
бовали жестоко и справедливо — быстрых
нот, энергии, находчизости и умения в
пята строчках  излогать 10, чему мы
обыкновенно намеревались посвящать Цце-
лые етелоны.
	Еремадное влияние на меня и всех м0-
лолых тазетчиков того времени оказало
рабкоровекое движение — оно начиналось
как рзз в те годы. В редакции начали по-
являться люди заводов и фабрик. нае по-
сылали в ним — неносредетвенно к стан-
ку, где они работали, в их семьи, мы всей
одакцией выезжали в рабочие клубы. С
тех пор у меня появилась любовь Е опи-
сакию быта рабочих, я записывал их
мыели, сказанные велух...
	Я стал просить редактора посылать
	меня в окреетные деревни, и крестьянекии
	мир, который я горячо любил © детства,
но любил по-особенному, етал  предетав-
пяться мне точно в ином свете.
	«Тамбовская правда» и три года рабо-
ты в ней были как бы первыми классами
познавания жизни, первыми политически-
ми уроками. Они определяли всю дальней-
пгую мою жизнь, Из Тамбова я переехал
	на работу в коетромекую «Северную прав-
avy. Bore rot отронлось пюсее Hoecrpoma-—
	ду». В те голы строилось пюсее Вострома—
Углич. Поезлки по строящемуея  тоссее,
	встречи с множеством всяких людей, тру-
IOR0H энтузиазм не могли не захватить
		А. КУЛАКОВСКИЙ
	Первая

Я часто вепоминаю, как лет двадцать
тому назад, осенью 1931 года, мне было
поручено подготовить полосу для районной
газеты.

Материал для полосы нужно было орга-
низовать в передовом колхозе. Пришлось
добираться в самый дальний колхоз за
30 километров. Пошел пешком, нивавого
транепорта не было. Шел, а сердце билось
от радости и тревоги. «Большое дело по-
ручено, настоящее дело... Бывало, радуешь-
ся, котла хоть одна строка появится, а
тут целая полоса отводится. Смогу ли,
справаюсь ли?..» Всю дорогу я обдумывал
детали предстоящей работы. Вак буду го-
ворить се людьми, куда сначала пойду, что
	осмотрт... Шел без отдыха, без передыш-
ки. Полоса должна быть во-время.
	Пришел во второи половине дня и сра-
зу же взялся за дело. В редакции дали
мне блоклот © трифом. «Будешь записы-
вать, — оказали, — все, FIO увидишь,
все, что услышишь». Но я стеснялся вы-
нимать этот блокнот, когда беседовал с
колхозниками, и стремилея все запоми-
нать. Когла же вее сведения и впечатле-
	ния до такой степени заполняли память,
что я начинал  тоевожиться, чтобы
	‘не упустить их, Тогда забивалея в укром-
	ный уголок и там наспех, с сокращением,
как некогда из лекциях, записывал и 34-
писывал.

Ночью, несмотря на большую  уста-
лость, я долго не мог заснуть. Перед
глазами рее время вставали люди, кото-
рых я видел, в которыми беседовал. «Ма-
териала» было так. много, FPO я не знал,
с чего начать. /

Я пробыл в колхозе еще два дня. Вти-
хомолку исписал почти весь свой блок-
ног. На o§paTiom пути был сильный
дожль. Никогда, ни о чем я так He тре-
вожился, как о своем блокноте. Я поло-
жил его себе на грудь под одежду и, если
дождь лил в лично, старался итти боком,
чтобы уберечь свои записи. Я чуветво-
	вал себя обладателем такого влада, и мне
	казалось, что л1юбзя крупица из него мо-
жет заполнить газетную полосу.

Это было началом моей газетной ра-
боты.

Очерк я написал, а исписанный блок-
нот остался у меня далеко не использо-
ванным. С тех Top почти в каждой
командировке я вот так же наблюдал, бе-
седовал, восхищался, записывал. Люди,
их дела всегда захватывали, волновали
меня. Небольшие доли собранного мате-
риала использовались в газете, а осталь-
ные  откладывались, накапливались. Я
мечтал о том врёмени, когда все это пона-
добится, когда будег смысл попробовать
свои силы в литературе.

Но грянула война. Сгорели все мои за-
писи и толотая папка напечатанных
очерков. В войну не пришлось мне рабо-
тать в газете — служил в пехоте, коман-
девал подразделением. Однако . привычка
тазетчика не оставляла меня и здесь. Как
и прежде, я всегда носил в собой блокиот
и старалея записывать самое важиое, са-
мое интересное.
	Лемобилизовавииись в мае 1945 года, я
снова пошел сотрудником в газету. Очень
час бывал в колхозах,  совхозах, Ha

предприятиях. Снова появился y меня
блокнот е записями, и снова использовал-

ся в тазете далеко ие весь материал. Вос-
поминания иногда спать спокойно He да-
вали. Захотелось попытаться написать рас-
сказ.

Не знаю, уместно ли сейчас говорить о
каких-то итогах моей работы. Они пока
еше незначительны. Однако все, ‘что я
сделал как писатель, я сделал только
благодаря газете. Я не хочу этим CHa-
зать, что это единственно правильный
путь в литературу. Каждый идет своим
путем. Но мне лично пртнилось итти в ли-
тературу через газету, и язнаю, что имен-
но газота научила меня видеть и наблю-
тать,
			Писатель мог видеть свои лозунги вися-
enn на домнах, мартенах, станках, ‘на
улицах, в ‹ общежитиях, в клубах: свой
эниграммы, восневающие героев, раскле-
енными па спичечных и’ папироеных
коробках, на бутылках с молоком; свон
стихи  напечатанными B местной ra-
зете и  размноженными  сотиями  ли-
стовок. Отромный резонане имели сти-
хотворные «молнии», карикатуры 6 под-
писями, фотообвинения, письма в стихах,
обращенные к цеху, пролету или отдель-
ному человеку. Каждый день приносил пи-
сателю доказательства пользы и значения
его работы. Писатель к тому же учился
	быстро откликаться на задание Дня.
Встречаясь © сотнями советских лю-
дей писатель находил темы и 06-
	разы лия. своих, художественных пронерело-
ний. Глубоко уверен, что опыт такой ра-
боты может ‘и должен быть использован и
применен на великих стройках  комму-
низма.
	Нечататься в газете для писателя
почетно и интересно. Никакой журнал не
может дать ему столь мпогочиелениого
читателя. Говорят, что газета живет один
день. Это и таки не так. Хорошая сталь:
в газете, хороший фельетон, хорошие сти-
хи, эпиграммы живут долго и запоми-
наютея надолго. Отромная  чаеть изуми-
тельных произведений Маяковекого появи-
лась в газете, подавляющее число стихов
Демьяна Бедного — тоже в газете. заме-
чательная поэма Н. Тихонова ` «Виров в
нами» была напечатана в газете, поэма
Самела Вургуна «Негр говорит» — в га-
зете.

Мы живем в такое время, когда в газе-
те печатаются не только те писатели,
творчество которых по характеру своему
является наиболее публициетичным. Про-
изведения большого чувства, птирокого об-
общения, к какому бы жанру они ни при-
надлежали, могут и должны появляться в
тазете. <
			М. ИСАКОВСКИИ
	По конца жизни
	Ю. ЯНОВСКИИ
	РВоспитатель
литератора
	Помню первую поездку в 1924 году от
киевской газеты «Рльшовик» в Черкассы.
Сколько незабываемых встреч, ярких краз
сок, какое дуновение подлинной жизни!
Помню другую поездку, `отделенную от
первой двадцатью одним годом, — в Нюрн-
берг, на процессе тлавных военных пре-
ступнаков. Притихшая Германия, низкое
сырое небо, замки, где недавно еще про-
октировалиеь летающие снаряды, древние
камни Швропы, советские гвардейцы,
пеедииие от Волги, стоящие на Эльбе. Аме-
рикаиское раскормленное воинство, жую-
lee резинку, задирающее ноги выше го-
ловы...

Вепоминая поездки, вспоминая связи ©
газетой, задаю себе вопрос: что же дала
мне, литератору, работа в газете, как от
разилась, как повлияла она на мое форми-

рование?
	Работа в газете воспитывает в литерз-
торе большое чувство ответетвенноети пез
ред читателем: факты должны быть про
верены, диалоги — достоверны. — Газета
требует (и справедливо!) краткости изло-
жения. Лаконизм ‘дисцинлинирует перо,
	тренирует мысль, обогащает язык. hax
бесконечно много в этом плане лает для
	писателя изучение работ БВ. И. Ленина и
И. В. Сталина. Великолепное отточенное
слово облекает предельно ясную философ“
скую формулировку, словам тесно — мыс+
лям просторно, богатая синонимика рус
ского языка переливается алмазными гра
нями... Лаждый день надо обращаться
к этой сокровищнице.

Краткость и выразительность, С благ
дарноетью веноминаю газету, воспитываю-
шую эти данные. «Точность и краткость—
вот первые достоинства прозы», — писал
еще Пушкин. Сколько великих качеств
вуещает такая коротенькая фраза. Ведь
это готовая тема для многолистной нау
ной диссертации, Ираткость — не метуе
ческая, конечно. Четырехтомный роман
«Война и мнр» краток по отношению #
мыслям, запечатленным в нем, а какой:
нибуль ватный рассказик бесконечно дли-
нен по той же причине..,

Газета — воспитатель литератора. Ре
идет, разумеется, о нашей советской газе-
те, Буржуазная печать развращает ANTe-
раторев, проновелует продажность и 1%
лость,  уголовщину и гаигетеризи. ДУ
них и цели другие: оболванивать чита
лей, прививать им исихоз, нужный вор
тилам Уолл-стрита, пропагандировать ис
	вый кровавый бизнес — войну,

Наша советская печать — светлое 0ру
дие мира, дружбы, братетва людей. И о
	нагандируем мы
ЛИ -— КОММУНИЗМ!
	КИЕВ
	солнечное будущее sen
	моего воображения, я начал печатать
очерки и рассказы в литературном журна-
ле «Ледоход», в юмористическом журнале
«ИРмель», начал искать в народной речи
поговорки. остроумные слова и выраже-
ния... Жизнь перебрасывала меня из одной
газеты в другую — от Костромы в Махач-
калу, пз Дагестана в Шую, из Шуи в Са-
ратов. Я полюбил работу разъездного кор-
респондента по селам и городам, работал
на нефтепремыелах Грозного, в первых
 политотделах первых МТС на Украине, ви.
дел могучий рост колхозов на Кубани, вы-
пускал газету на шахте №30 Метростроя,
	‘заведывал редакцией в газете «Электроза-
вода», служил репортером в «Вечерней
Москве»: эта газета, так сказать, завер-
игила мое журналистское образование, ра-
ботал в экономическом отделе  «Гудка»,
ездия от «Красной звезды», «Правды»,
«Известий» на фронты Великой Озечест-
венной войны. `
	Да, это громадная и отличная школа —
газета и газетные редакционные коллекти-
вы  Многие из. нас обязаны газетам тем,
чем мы в конечном счете стали. Газета
привила нам вкусе K исследованию жиз-
ни, к судьбам людей. Важдая статья
за моей подписью, помешенная в любой
газете, радует меня не меньше, чем выход
книги или постановка пьесы. Я бываю
необыкновенно счастлив, когда  какой-ни-
будь журнал опубликует мой репортерский
фотоснимок. Газета номогла мне стать пи-
	сателем. С газетой я — до конца жизни!
oO
	Анна БРОДЕЛЕ
		та, которой заняты люди нашеи страны.
Поэзия отвлеченная, ноэзия, не связанная

се живой  действительностью, меня не
устраивала.
	Став на такую точку зрения 0 содержа-
нии поэзии, я должен был соответствен-
ным образом найти и ее форму. Ия 1е-
пил, что эта форма не должна быть какой-
либо вычурной, высокопарной и т. п.
Она должна быть доходчивой, простой,
понятной самому‘ рядовому читателю, даже,
может быть, не совсем грамотному.

Разумеется, не во всякой простоте со-
держится‘ поэзия, Пясать простые и понят-
ные стихи, может быть, и не трудно. Го-
раздо труднее добиться того, чтобы в про-
CTLIX по форме стихах была подлинная
поэзия, & не просто зарифмованные строч-
	ки. № этому я и стремился, насколько мог,
в своей поэтической работе. Н повторяю,
что на эти мыели (о простой понятной
	поэзии) меня натолкпула прежде веего га-
зёта.
	Однако, думал я, газета, как говорят,
живет один день. И стихи в ней довольно
часто печатаются такие, которые, предпо-
ложим, сегодня интересно прочесть, а
завтра они уже забываются и никого не
могут интересовать.
	Цисать такие ‹однодневки» мне не хо-
телось. Я думал о другом. Я хотел пи-
сать стихи, се одной стороны, «газетные»,
т. с. такие, в которых бы говорилось о
нашем сбгодняшнем дне, а с другой сто-
	ропы, -— такие, которые OLE могли Жить
более или менее длительное время.
	Конечно, в этой краткой заметке труд-
но рассказать, каким способом я доби-
вался намеченной цели, как я работал нал
	стихами и пр. По общее направление моей
работы, надеюсь. ясно.
	Первый мой стихотворный сборник
«Провода в соломе» вышел в 1927 году.
Этот сборинк явилея как бы своеобразным
отражением моей работы в газете он был
	как бы подсказан мне газетой.
	Многие стихи из «Проводов в соломе»
	перепечатызались впоследствии В ДРУГИХ
	моих сборниках. И это подтвердило мою
уверенность в том, что газета дает поэту
очень широкие возможности и что только
от него самого зависит, как он использует
их: будет ли он писать «однодневки», ко-
торые быстро, забываются, или же полно-
ценные стихи, которые могут жить более
или менее ллительное время.
	Вюонечно, работа в газете была для меня
единственным источником, из которого я
черпал свои жизненные познания и пред-
ставления, но она все же дала мне очень
многое и, несомненно, оказала большое
влияние на формирование моей поэзии.
	Привычка к газете оказалась у меня
настолько сильной, что и впоследствии,
когда я уже жил в Москве, мне больше
всего хотелось иечататьея именно в таЗе-
	тах. Так, во время войны я почти вое.
	напиеанное мной, печатал в «Правде». И
	здесь я стремилея писать так чтобы мой
	стихи были интересны для газеты и что-
бы в TO же время они заключали в себе
все необходимые поэтические качества.
	Некоторые молодые поэты боятся рабо-
ты в газете по ‘той’ причине, что газета
якобы «сушит» поэзит, якобы ‘ограничи-
вает поэтические возможности того или
HHOLO человека. отдавая предпочтение сти-
	AGM, вошрые Написавы ва определенную
(зтободневную) тему и притом в опреде-
	денном пларе.
	Около десяти лет я работал в смолен-
ской газете «Рабочий путь».

Это были годы (1921—1930), когда я,
еще «зеленый» поэт, искал свой путь в
поэзии и когда, наконец, после долгих по-
исков и раздумий в основном наметил и
определил его.

Й я считаю, что в поисках и определе-
нии этого пути газетная работа была для
меня очень ценной,

Человек, работающий в газете, имеет
самое тесное, самое’ неносредетвенное со-
	прикосновение со всем тем, что ироисз9-
дит в жизни, — с фактами, случаями, яв-
лениями, событиями. И если он хочет
быть хорошим газетным работником, то
обязан ежедневно, ежечасно изучать Bech
этот богатый жизненный материал, ана-
лизировать его, делать выводы, уметь от-
личить главное от второстененного ит. и.
Вее это, вместе взятое, пеизмеримо рас-
ширяет его кругозор, обогащает его позна-
‘ния жизни, что; кав известно, имеет самое
первостепенное значение для писателя.
	Далее, тазета приучает работающих в
цей писать кратко и просто, причем писать
He вообще, нисать не о чем угодно, а 0
самых конкретных и пвасущных вещах,
о том, что происходит в нашей действи-
тельноети. А это; в ввою очерель, также
не может не быть полезным для писато-
ля или поэта,

Нееколько лет подряд страницы газеты
«Рабочий путь» были и моей единетвен-
Hoh трибуной, с которой я. мог выступать
как поэт. (Хотя, замечу в скобках, я рабо-
тал в газете не в качестве поэта, а в Ka-
чеетве рядового журналиста, занимаюнщего-
ся поэзией, так сказать, дополнительно).
	И передо мной неизбежно должен был
встать и встал вопрос — о чем же я дол-
жен писать стихи и как их нужно писать,
чтобы они могли печататься в газете?
	Для себя я решил этот вопрое в том
смысле, что предметом моей поэзии должна
	стать та деиствительность, которая меня
окружает, та повседневная жизнь и рабо-
	Путь к сердцу народа
	=

работала над пьесой «Весна в селе Реч-
ном». Я ездила но деревням, ветречалась
© крестьянами, партийными и советскими
работниками, собирала материал, вгляды-
валась в события, которые происходили
тогда, анализировала их. Возвращаясь в
Ригу с одним из первых председателей
колхоза, я сказала, что буду пиеать пье-
Су о зарождении колхозной жизни в Лат-
вии. : :

— Bro очень хорошо, — задумчиво
произнес он, — такие пьееы и книги
нужны. Но надо ‘уже сейчае вот через
газету, — он вынул из кармана аккурат-
но сложенную «Циню», — надо сегодня

рассказать, что происходит в латвийской
леревне.
	Т в ту же ночь я написала большую
статью о первых днях в колхозах.

Мне думается, что в День большевиет-
ской печати многие и многие писатели
мысленно благодарят газету за то, что
она духовно обогащает и вооружзет их
знанием жизни, связывает их © жизнью
и народом.
	РИГА
	Недавно пришлось мне елышать, как
олин из молодых поэтов, выпустивигий
первую книгу стихов, усталым голосом
заявил, что газета отрывает его от рабе-
ты над стихами, загружает повседневны-
ми оперативными заданиями.

Стоит ли говорить о том, как не прав,
как заблуждается этот молодой человек,
лишенный жизненного опыта?

Ясно, что писатель, пытающийся отго-
родиться от тазеты, отгораживаетея от
ЖИЗНИ.

Работа в тазете предоставляет писателю
счастливую возможность товорить еже-
дневно, ежечасно с читателями, откликать-
CH на самые злободневные, самые ак-
туальные, волнующие наших людей со-
бытия, Газета — это трибуна, которая
сближает писателя °е  многомиллионной
читательской массой.
	Mue помнится день, когда в Латвии на-
	чали созлаваться колхозы. В то время я
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 5 мая 195152.   №53
	Думаю, что такая боязнь ни на чем ие’
основана. Газета может «засушить» лишь
такого поэта, который легко впалает в «га-
	зетный шаблон», к сожалению. еще ветре-
чающийся у нас. Ноэт же живой. талант-
ливый, знаюлтий, что он хочет сказать че-
рез газету своему читателю, и умеющий
это ‘сказать, пе только не «засохнет» Ha
газетной работе, а, наоборот, «расцветет».

Поэтому я ‘обеими руками голосую. за
TO, чтобы наши поэты как можно больше
	работали ив газете и для газеты.