We VW p
	С. ОЛЕЙНИК м O и
	Нусть зной или свищет метелика-вьюга—
Мой друг завимается делом свонм,
а, впрочем, вы знаете нашего друга,
нкак не могли вы не встретиться с ним.
Коли вы учитель — то вилелись в школе.
Коли тракторист — то встречались не раз.
На самом далеком вы будете поле,
И там он найдет за работою вас.
Вайдет, улыбиется, беседу завяжет,
Про все, чем богаты, запишет в блокнот,
А завтра об этом народу рассказкет,
Да так, чтоб и знал и любил вас народ.
Прославит на все на окрестные села,
	Чтоб знали вае в
	каждом колхозном дому.
	Дадут вам награду — он ходит веселый,
	Как будто награду вручили ему.
Засажена лесом степная яруга,

Хлеб в поле стоит и могуч и высок, —

Все это касается нашего друга. .

Он должен быть всюду. И всюду он — в срок.
Как съездить в бригаду быстрее и лучше?
Он знает все тропки и стежки вокруг...
Пешком, на нодводе, на бочках с горючим
Спешит с постоянным блокнотом мой друг.

И коль новостей’у вас много хороших,

Звоните!. Пусть дождь по-весеннему льет,

Подвяжет мой друг ремешками галоши,

И к вам прямиком непременно придет.

Он даст вам, коль надо, толковый совет.

Где надо — он критик, где надо — поэт.
С ним встречи бонтся чннуша: с испуга
Моргнет секретарше, мол, — занят, нельзя!..
Напрасно! Оружие нашего друга
До самых костей пронимает, друзья!

Коль надо — так надо! Нри всякой погоде

Идет, как солдат, он дорогой своей.

}го уважают и любят в народе,

И в этом районе, и в области всей.
Он славит и мир и свободу на свете,
Tpyasice вдохновенно и ночью и днем.

вас ежедневно он пишет в газете,

Но редко в газете прочтете о нем.

Его не увидите вы на портрете,

Хоть ваших портретов он первый творен.

Работает друг мой в районной газете,

И доблести вашей он — скромный певец.
	Перевел с украинского Бор. Палийчун
			БЕТОН

Борис ЕГОРОВ и Ян ПОЛИЩУК
	_ Дельные и
	Наблюдательный администратор одной
из московских гостинид, Ha оснований
своего долгого опыта, деля кочандирован-
ных на две разные и даже, более того,
противоположные категории, определял их
так: дельные и бездельные,

Мы в своем фельетоне будем говорить
только о второй категории.

Ибо, что можно сказать по адресу тех,
которые «дельные»?.. Только одно: здрав-
ствуйте, дорогие товарищи! Будьте в Мо-
скве, как дома. А поскольку дома, мы
знаем, вы работаете, продолжайте это за-
нятие и здесь. Москва работящих людей
любит!..

А вот © «бездельными» разговор будет
иной... Представители этото вида команди-
рованных, по свидетельству опытных
людей, подразделяютея на «толкачей» и
«прогулочников».

Первые — народ стремительный. На их
мужественных лицах написано сознание
избранности. «Вабы не мы, еще He из-
вестно, что было бы»... Почему-то, ни из
вого не надеясь и никому не веря, они
готовы ватоны е запасными деталями или
	elle с какой-нибудь «добычей» толкать
собственноручно до самого дома:

Они стараются веего урвать 1по0-
	больше. Или, как они говорят, выцара-
пать. Они постоянно что-нибудь выцара-
пывают. Это их главная работа (если
можно назвать работой борьбу против пла-
новости в нашей жизни). Нервно стуча
полевой сумкой в окошки бюро пропусков.
«толкачи» создают вокруг себя атмосфе-
ру пожарной тревоги... «Дай, иначе вее
рухнет в преисполнюю!»...
	В отличие от «толкачей» племя «про-
гулочников» — жизнерадостное и щедрое.
Им необходимо попасть в Москву на от-
крытие футбольного сезона или на финал
кубка. Обязательно нало отпраздновать
именины приятеля, и обязательно только
в ресторане «Аврора». Или отрегулировать
сложные взаимоотношения со столичными
родственниками. Да мало ли чего им
надо!? А для всего этого’ они добывают
командировки. При этом оказывается, чте
Иван Иванович срочно направляется в
Москву за оконными шиингалетами. Петр
Петрович — для уточнения чертежей по-
пулярной игрушки «уйди-уйди». Василий
Васильевич =— изучить проблемы долго-
вечности сапожных щеток... И вс6 эти
Сидоры Сидоровичи домой никак не торо-
пятея. Им хорошо в гостях. Проездные,
суточные, квартирные создают устойчивое
настроение жизнерадостности. И они уди-
вительно спокойны. Шо возвращении к
родным пенатам никто с них не спросит,
никто не осудит. Стояли бы печати Ha
словах: «прибыл», «убыл». Bee осталь-
ное — голая техника. Много, много еще
таких странствующих рыцарей  команди-
ровочного образа передвигается по землям
нашим, Hx крылья -— скромная бумажка
с сиреневой печатью. Действительно с
пятого по лесятое...
	Племя «прогулочников» обходится госу-
даретву в копеечку. В миллионы копеечек.
В тысячи и тысячи рублей, и в конечном
итоге — в миллионы рублей.
	Начальник Планово-экономического от-
дела Челябинского обллегирома Е. П. Вз-
таева, работающая по совместительству
начальником планово-экономического отде-
ла Горлегирома, решила отиравитьея в
вояж. Для далекого путешествия нужна,
так сказать, материальная база. Мало ли
предстоит предвиденных и непредвиденных
расходов. Й плановик-двойник заручается
команлировками сразу от двух  учрежде-
ний. Нет, не дрогнула y Hee рука, кома
она первечитывала суточные и прочие го-
стиничные, почеринутые из двух kapMa-
нов. А точнее, из одного:  государетвен-
ного. Не дрогнула рука и заместителя на-
цчальника Главшвейпрома тов. Лощенова,
когда он продлил и без того затянувиийся
срок пребывания Е. П.. Катаевой в гостях.
Продлия и поставил свой автограф. Ha
обеих командировках... А что ему? Нео
вто личных деньгах речь...

Рекорд по затяжным командировкам по-
ставил Д. И. Новиков, сотрудник северо-
кавказского учреждения «Пенькотрест».
251 день в роли толкача по отгрузке ле-
соматериалов! Это звучит не менее роман-
тично, чем жюльверновские «80 тыеяч
километров под водой» или «Пять недель
на воздушном шаре». Для того, чтобы
долго быть под водой, нужен запас киело-
рода. Для того, чтобы долго летать’ на
возлушном паре, нало сбрасывать баласт.
		НЯ; СОКОЛОВА

«Видишь на экране человека... в .09-
ках, будто близорукость такое уж неотъ-
еилемое качество журналиста, обязательно
е вечным пером, суматошного  такото..
Но ведь журналиет — это партийный ра-
ботинк, владеющий, плюс ко всему, лите-
ратурной частью партийного лела. Разве
не так?.. — говорит  корреепонлент Ана
Якутова в книге WO. Капуето «В среднем
райдне» —.. „Главное, чтобы ее в жизин
тебя задезало... чт0б до веего было. дело.
В этом. по-моему. суть газетчика». _
	Издазна на флоте бытовало выражение:
«вперед смотрящий». Какие хорошие слова!
Название это как нельзя более подходит
K созетскому газетчику, неутомимому раз-
водчику Honore.  Журналиет  всегла на
линии огня, на переднем крае, в первой
шерзнге  сражающихея за завтрашний

день.
	Тазота живег один день. Но многое па
тадетном листе живет делыне, многое не
утрачизает своего значения и через го-
ды после того, как руки библиотекартии
подюили очередной номер к толетому то-
доваму комплекту «Празды» или «Изве-
слий». «Красной звезлы» или «Труда».
	че
Я

dkanp тазетного очерка, газетного рас-
сказа —— трудный жанр. Не один тод рабо-
тают в этом жанре А. Колосов, И. Рябов,
Е. Кригер, В. Величко, Т. Тэес, В. Полто-
рацкий, Л. Кудреватых и другие. Конеч-
но, не все, палисанное ими, выдержало
испытание временем. Многие очерки и
корреспонденции, вызвавшие в 6806 время
широкий читательский отклик, утратили
сейчас свое былое значение. Но в лучших
вешах, иаписанных по заданию газеты, в
результате командировки, полученной от
газеты, в лучших очерках, зарисовках и
рассказах, напечатанных на газетной по-
лосе, бьется живой пульс времени, CAH-
шитея дыхание современности, — «влает-
ный глагол истории» (А. М. Горький). Та-
кой очерк, написанный всегда по KOH-
кретному поводу, но свежему следу со-
бытий, «на злобу дня», соединчет в себе
	«злободневность» — © дальним прицелом,
оперативноеть -—— © анализом и 0б0бще-
Huey. rn
	95а последнее время издано несколько
KHUT очерков советских журналистов, ко-
торые уже много лет записывают жизнь
стразы в 6 наиболбе важных проявле-
ниях. Наряду с внигами Ю. Мукова,
0. Чечеткиной, целиком посвященными
международным вонросам, вышли за по-
слелние тоды сборники А. Колосова,
И. Рябова, В. Нолторацкого, И. Белявеного,
рассказывающие о созидательном труде со-
ветених людей, о наших послевоенных
успехах. Вниги эти -— наилучитее локаза-
тельство того, что газетный очерк — не
однодневка, если он написан с умом, сду-
шой, с талантом, если фактический ма-
терзал накренко сцементирован большой
мыелью, если факты в очерке осмыслены,
оценены с точки зрения нашего движения
Briepet, е точки зрения будущего. На не-
	которых из этих книг хочетея  оетано-
виться более подробно. :

“A

‘} «Rak о деле решенном,  ‘оеальном,
	>” говорят люди в Булгакозке о реке, кото-
рую они заставят течь по-новому, 0
электростанции, о новых общественных
зданиях, о новом строительстве, о скоте
лушией породы, о пасеке © полтысячей

ульев, 0 садах, которые украсят  мест-
ность»
	Так писал И. Рябов из села Булгаков-
ка Саратовской области в 1945 году,
векоре после окончания войны, едва толь-
ко первые демобилизованные воины сту-
пили на полную волжекую землю.
	Когда узнаешь о присвоении  Сталин-
ской премии 1950 года труппе работни-
ков «за создание комплекса машин,
обеспечивающих механизацию  обработкл
почвы в садоводстве»; вепоминаютея сло-
ва из корреелонденции И. Рябова (1947):
«Механизация —0о ней больше весго
товорили колхозниви и колхозницы. Ca-
	ды и ягедники здесь занимают десятки
гектаров, но у садоводов нет самото не-
обходимо инструмента... Пусть заводы
	поскоров выполнят директивы партии 9
выпуске ‘машин для деревни, инвентаря
длЯ Ное — 60ез механизации застопорит-
ся дело».

А. Колосов еще в 30-х годах писал об
использовании колхозами «малых вод»,
о необходимости создавать пруды и водо-
емы и следовать примеру первых энтузи-
астов колхозного рыбоводства. Й это —
„ почти наугад взятые примеры.

°  Кет, не «традиционной близорукостью»,
но зоркостью, умением видеть и предви-
деть наделен образ советекото корреспон-
дента. И дальнозорки наци газетчики He
потому, что они необыкновенные люди,
но потому, что они обыкновенные люди
сталинской эпохи, воспитанные партией.

Бернард Шоу писал когда-то, что нич-
то так не противопоказано журналисту,
писателю в буржуазных условиях, Kak
«нормальное зрение», т, е. способность
видеть точно и ясно; если он хочет до-
быть 6666 хлеб насущный литературным
трудом, то должен надеть непормальные
очки ип исказить свое зрение в нужном
направлении, должен научиться «видеть
все вкривь и вкось». По свидетельству
Шоу, «обыкновенный англичанин, прак-
тический, здравомыслящий и превыше
всего пеняший деньги», решаетея на это
проело и 663 особых переживаний.

Конечню, буржуазная пресса в отноше-
нии лицемерия, прямой лжи и клеветы
за это время далеко шагнула вперед, но
в ословном  сопиальный диагноз Шоу
остаетея в силе. Да, это они клевещут на
Советский Союз и обливают грязью 00р-
цоз за дело мира, — те же господа в оч-
	KOX цвета Грязи, Отлично выучившисея
видеть и судить вкривь и вкось в инте-
ресах власть имущих, продажные  про-
ституированные писаки.

2.
Внига очерков В. Полторацкого носит
название «В дороге и дома». Дома — это

на Родине, среди родных советеких лю-
	дей: в степях Владимирского Ополья, Ha
ттахте № 96 Подмосковного бассейна, В
	0ез единого огреха, 0ез пустоцвелов . a
сорняков, Важно и дорого ему, чб во
главе каждой артели стоял дельный, pa-
чительный хозяин, чтоб тянулись м0ло-
‹ые дубкн из собранных  ребятииками
молудей, чтоб звучали на колхозных енев-
ках мелодии Глинки и Чайковекого, чтоб
росли благосостояние и культура  нарол-
ные, И за все это Колосов. талантливый
	советский журналиет, сражается своим
пером.
	веть у писателя рассказ: «Пиковая
хама». Приезжает из Москвы старичок
навестить сына, директора МТС. Cxyua-
eT, собираетея обратно. Забредает нена-
роком на колхозную спевку: голоса золо-
	THe, HO поучить людей некому. Федор
Анатольевич, который смолоду был opKe-
	странтом в оперном театре, берется
разучивать с колхозниками отрывок из
«Пиковой дамы».

После предетавления. которое  имало
	шумный ‘уснех, участники возвращаются
гурьбой. «Раздобудем пианино, — говорит
Федор Анатольевич, — непременно раздобу-
дем пианино или даже рояль, и тогда...»

На этом кончается рассказ. И вы пони-
масте — никуда Федор Анатольевич не
уедет, здесь нашел он свое счастье, пото-
му что здесь он лает счастье другим, по-
тому что он полезен, необходим людям. А
счастье — это быть необхолимым.
	О многом сказано в этой маленькой, но
богатой смыслом и оттенками Benue.
Но писатель откликается этим рассказом
и на непосредственный запрос, на прак-
тические нужды колхозной жизни.

Чтоб нашлись хорошие педагоги, хоро-
шие руководители хоров и драмкружков,
которых вее еше нехватает; чтоб культу-
ра широким потоком проникла к тем, кто
ее жаждет; чтоб одинокий пенсионер He
доживал бы век в своей комнатушке, а
шел бы к тем, кому он нужен,-— за все
это и ратует рассказ «Пиковая дама».
Й это практическое стремление, эта воя-
кретная цель ничуть не «принижает»
искусство, наоборот, она его оплодотворя-
	eT, HOO сама по себе эта конкретная цель
	высока, благородна и находится в общем
русле нашего стремления вперед.
Колосов в этом отношений —= He исклю-
	чение. Эта его черта —— в традиции всей
нашей литературы, в традиции нашего
	времени, когда неудачливому директору
парторг предлагает прочесть «Далеко от
Москвы» и хорошенько над прочитанным
подумать; когда писалель Алексей Кожев-
ников становится одним из инициаторов
разработки и внедрения в сельскохозяй-
ственную практику новых, более прогрес-
сивных методов орошения.
		волхозе «вапорожекая Сечь». В дороге —
это там, по ту сторону границы, в Па-
риже 1946-—1949 годов, в Нью-Йорке, где
побывал В. Полторадкий в качестве кор-
респондента «Известий». Единство книги
скреплено отношением автора к тому, что
он видит и слышит, мяроошущением 60-
ветекого человека и созетекого журнали-
ста, единством этого мироощущения.
	Осень 1948 гола застала В. Полтораи-
кого на Урале, куда он приехал по пору-
чению редакции, чтобы налиеать статью
о шахтерах  Кизеловекого бассейна. От-
туда ему пришлось срочно возвращаться
в Москву с тем, чтобы немедленно выле-
теть в Париж. .
	Тремя-чегырьмя вотупительными абза-
нами — о прекрасном и суровом таежном
крае, где по-хозяйски устраиваетея совет-
ский человек, о трудовой гордости ураль-
eB, о новых школах и новых фруктовых
садах — открывается очерк «Паряжекая
осень». Неуклюжий редактор, пожалуй,
решил бы, что их и вычеркнуть можно,
как «не идущие к делу». А между тем ими
освещено все последующее; они, эти аб-
зацы, спредаляют тональность, = эмоцио-
нальное звучание очерка в ето дальней-
шем развитии. В строках вступления хо-
рошо передан строй, лад  светлою и
тарионичного мира, в котором живут со-
ветские люди. И рядом с этим как-то
особенно остро воспринимаютея контрасты
Франции, Парижа, где над воротами глав-
ной тюрьмы можно прочесть: «свобода,
разенство, братство». Где снова и снова
дорожают хлеб, мясо, масло, табак ca-
хар. Где министр внутренних дел Жюль
Мок произносит по телефону условную
фразу: «Маленький Шарль встает в че-
тыре часа» — сигнал для наступления
армейских частей, при поддержке танков
и авиации, на безоружных шахтеров...

Характерное явление в нашей после-
военной журналистике — о ‘Западе пи-
Wy? не обязательно  поофосеионалы-ме-
ждународники, не обязательно специали-
сеты по зарубежным вопросам,  Нишет
журналист, который пакануне писая о
красных звездах,  вепыхивающих нал
копрами уральских шахт. Мир советеко-
го человека широк. и Франция Тореза и
Америка Робсона — наряду c Кореей,
Китаем, странами народной демократии —
органически входят в Кохг его интераеов.
	Одному очеркисту свойственна патети-
ка, Y другого ярче выступают черты
публицистики, обобщения, философские
раздумья, у третьето преобладает факти-
ческая сторона над другими сторонами
такой многогранной, мнотосторонней фор-
мы, такого ветвящегоея богатого жанра,
каким р наших условиях является жанр
очерка. В. Полторацкий — лирик в
очерке. В книге пробивается пусть пе
очень мнотоводный еще, не бурный, но
светлый и прозрачный родник  поэтиче-
ского отношения в действительности.
	Очеркист с тонким лиризмом, с лю-
бовью в людям рассказывает о трудовой
жизни старом волжского бакеншика, 0
том, как полтавекий агроном в 41-м году
пронес через фронт мепючек с отборным
опытным зерном, рисует свою ветречу с
Москвичом — так прозвали в колхозе
бригадира, вчерашнего солдата, который
под Москвой получил свой первый орден,
пох Москвой вступил в партию и высту-
пления свои на собрании начинает елова-
	BUMH: «Мы, москвичи...»

Для Полтерацкого, как и для многих
наших очеркиетов, хафеклерно тяготение
к очерку сюжетному. Очерк «В 6ec-
	сарабекой степи» рисует день директора
Днестрозского совхоза. Материал прешит,
пронизан тоненькой, но прочной ниточ-
кой лирического сюжета.
	Начало очерка — единоличники  50-
пают ямки в земле, ищут земляные оре-
хи, съедобные корни дикорастущего мест-
ного растения. Индивидуальное  хозяй-
ство, работа в одиночку на клочке земли
не оправдывает 6ебя в Бессарабии, 060-
бенно в засушливые годы; но некоторые
по привычке все еще ценляются за свое
одинокое дикое бытие, боятся лучшето...

На полях совхоза  ветречается  очер-
кист © бригадиром по кукурузе, замеча-
чельным работником, которого директор
	совхоза нашел три года назад «так Me,
как нынче этих двух, на лороте, копаю:
щим земляные орехи». В совхозе Teop-
	гий Хомич, потомственный батрак, нашел
свое счастье.

А вот конец очерка, конец знойного дня
на проеторах Молдавии. «На пороге уже
бригадир вспомнил и, обращаяь к ди-
ректору, сообщил:

— Там двое нынче ко мне пришли на
работу. Говорят, вы послали. Как с ними?

—- Какие двое?

— Ла говорят, что возле овеобв орехи
копали, а вы их там встретили»...

Так, без лидактики, не назойливо очер-
	кист самым построением очерка, есте-
ственным движением повествования pac-
крывает социальную — неизбежность: на-
	стоящее бригадира Георгия Хомича — это
недалекое будущее искателей земляных

орехов, вчера еще темных, лишенных
света и прадости.
	Концовка в лучших вещах Полторацкого
подчинена основной идее, пронизывающей
очерк, и в то же время эта концовка в
каком-то смысле неожиданна для читате-
ля, что-то добавляет к очерку, расширяет
мысль писателя. Очерк о Москвиче, кол-
хознике из небольшого села на Волге, близ
Костромы, замыкается зарисовкой, кото-
рая. опять возвращает Hac к мысли 0
Москве, передает поэтическое ощущение
близости, слитноети страны и столицы:
«Деревня просыпалась. Скрипели ворота,
звякнуло ведро у колодца и где-то, веро-
ятно возле колхозной конторы, выетав-
ленный наружу громкоговоритель каплю
‘за каплей ронял позызные Москвы».

Хочется, чтобы толос В. Полторацкого
окреп, чтоб получили дальнейшее разви-
тие черты творческого своеобразия, TO
характерное, индивидуальное, что есть В
его первой книге очерков. Можно посове-
товать очеркиету смелее браться за боль-
шую тему, емелее начинать большой раз-
товор по основным кардинальным вопро-
сам современности, не меняя, однако, ха-
рактера своих лирических зарисовок, не
‘лишая эти зарисовки тепла конкретности,
не нодменяя  конкретность риторикой.
Пусть шире войдет в творческий MUD
очеркиста наша действительность в ее 0с-
‘новных решающих проявлениях, — И
	творчество это станет весомее, богаче, не

теряя своей лирической, я 6 Сказала, ин-
тимной окраски, которая составляет

сильную сторону, составляет своеобразие
книги «В дороге и дома».
		А. Волосов — один из лучших, само-
бытных мастеров маленького рассказа в
нашей литературе — векормлен и веопоен
газетой.
	«Большая ‘часть творческой жизни
Алексея Roxocopa неразрывно связана с
работой в газете «Правда» — говорит
Б. Полевой. — Разъезжая по стране в
качестве специально — корреспондента,
все время находясь в гуще жизни, ветре-
чаяев с десятками, с сотнями интересней-
пгих людей нашего времени, Алексей Ko-
лосов наблюдал социалистическую  дей-
ствительность в самых интересных ee
прэявлениях...» Правильно Б. Полевой на-
зываот мастерство А. Воюлосова  «мастер-
етвом жизненной правды».
	Творчество А. Колосова пронизано борь-
бой, насыщено проблемами и. противорэ-
чиями живой жизни, заполнено людьми и
событиями. Рассказы его необыкновенно
емки, экономны, «обезвожены». За ма-
пеньким штрихом угадывается больной
MID.

Подросток Егорка, рабочий черепично-
го завода, поймал в яме между двух ко-
ряг гигантекого восьмипудового сома. Он
притащих рыбину ловару заводской сто-
ловой, «отдал на общественность», Kak
говорит парторг завода,  приметивитий,
прилаекавший нарнишку, распознавший в
нем ту закваеку, на которой растут у нае
в стране передовые люди.
	«Игорка... взбудоражен, но уже не
ТОЛЬКО тем, что  «обратал»  редкостную
рыбину, но и чем-то иным, несказанно
сладостным и огромным, werd он He
умеет назвать. Пройдут годы, и он веном-
HHT, как впервые ощутил он несравни-
мую, окрыляющую радость коллективиз-
ма, служения людям и ответную любовь
их. И вспомнит старенького парторга Ан-
дрея Никодимова, умевшего, видно, ‹нод-
мечать в человеческой душе и взращи-
вать в ней 10, чем неололимо могуч наш
народ!» (рассказ «Парторг и Егорка»).

Простой, незамыеловатый сюжет, каза-
лось бы. незначительный случай приобре-
Tact у Колосова новый, неожиданный
смысл, высокое звучание. Смешной и ми-
лый анекдот — о знатной колхозной ue-
весте и менее знатном женихе (рассказ
«Инициатива») — повествует 06 очень
серьезных вещах: о новом «неравенетве»,
«неравенстве по труду»; 0 знатиости 8B
советском смысле слова; о чудесном
даре инициативы,  котэрый так светло
укрантает невесту и о котором He очень
складно, может быть, но с душевным по-
чтением говорит даже старик Прохор, са:
мый отеталый человек в деревне...
	Ваписанный с хорошим юмором, рас-
сказ «В глуши» говорит о рождении под-
линного, неформального соревнования из
соревнования формального, показного, не
затрагивающего души людей. Живые,
неказенные формы критики, этой великой
дрижущей силы сопиалистическото обие-
ства. рисует Колосов в таких рассказах
и заривовках, как «Дело о Кузьме Ве-
тельине», «Самокритика», «Вожак».
	люди из Тарасовки побывали в пере-
довой артели «Муравей» и яснее увиде-
ли, как запущены дела в их родном кол-
х03е. Вот уже вторюй вечер идет разго-
вор в тарасовской правленчеекой избе о
Павле Трохине, уроженце их села, кото-
рый сумел так наладить хозяйство в «Му-
равье». Десять-двенадцать лет не видели
тарасовцы своего земляка, смутно помнит
тихого, тощего, совсем молоденького па-
ренька, каким он тогда был, но каждому
хочется вставить в разговор свое горячее
слово. Хозяин Паша был замечательный,
все в колхозе к сердцу брал, с каждым
умел поговорить, в грамоте сильный был—
у него больших книг Ленина— Сталина
целый шкаф стоял...
	«Так эти люди, пронятые чудесной за-
внетью В знаменитой артели, создают
образ своего вожака, который мог бы по-
ставить запущенный их колхоз ‘ вровень
е «Муравьем». Они собирают воедино вее
лучшие черты прежних председателей и
	партортов колхоза и цереносят их Ha
Павла Трохина. Какой aro организатор,
	какой атротехник, какой пропагандист!
	B избе за столом сидит и нынешний
председатель тарасовского колхоза Григо-
рий Туркин... Он взволнован, ибо живой
образ вожака, творимый этими людьми,
сильней и действенней самой суровой, не-
щадной критики» («Вожак»).

..Й какой рассказ Колосова ни 0т-
кроешь — везде речь идет 06 основных
онрёделяющих чертах советского образа
жизни, взятых писателем в их движении,
изменении.
	0 Гайдаре кто-то’ из его’ друзей сказал,
что у него талант — он умеет хоротно
смеяться. В высвокой степени наделен
этим талантом А. Колосов.
	YOmop A.  МВолосова — позитивный,
утверждающий, оптимистический мор.
«Многознающим,  общительным, — радост-
ным человеком» называет очеркиет од-
ного из своих героев; таким он сам пред-
ставляется читателю. Многие помнят, ве-
роятно, как в 1949 году в фельетоне
«Интересный дядька» А. Колосов вету-
	пилея 3а право молодости на звонкий
смех, на веселое лукавство, Ha шутли-
ВЫЙ легкомысленный ответ прохожему
	человеку и со страниц «Правды» осмеял,
опозорял, пранечатал на весь Советский
Союз чванного самодура, для авторитета
которого оказались опасными «шайтанчи-
ки» смеха в глазах девушки!
	Аизнерадостны не только очерки, рас-
сказы писателя, но и его фельетоны,
согретые любовью и уважением к тру-
женику, простому советскому человеку,
исполненные презрения в тунеядцам, жу-
ликам и проходимцам, которые еше He
перевелись на нашей земле, путаются под
ногами у сильных и счастливых людей,

Действенная сила, активное  етрем-
ленье — вот что делает таким убедитель-
ным творчество А. Колосова. В рассказах,
очерках, фельетонах стучится, как кровь,
живое нетерпенье автора, его желанье
увидеть человека красивым и лицом и
платьем, увидеть землю нашу цвотущьей,

бездельные
	если по закону полагается не более ше-
стидесяти? Тут нельзя неё оценить наход-
чивости работников «Ненькотрвеста». Они
ударились в мистиву и превратили своего
«толкача» в привидение. Но документам
неопровержим. факт, что Новиков время от
времени возвращалея к себе в Нальчик.
А на самом деле там и духа его не было.
Привидению выплачено около 13 тысяч
рублей суточных и квартирных...
	Вели мы отнесем в категории «бездель-
ных» командированных начальника Ун-
равления снабсбыта Грузкоопинеоюза,
Ш. И. Беридзе, он, вероятно, обидится.
«Поввольте,  дорогиё товарищи. Ведь в
Центропромсовете было совещание! Я же
присутствовал... Специально приезжал».
А мы возразим Шалве Ивановичу: — Да,
присутствовали... Все четыре дня, сколько
и продолжалось совещание... А как за счет
государства провели остальные двенадцать
суток?

Служебное рвение директора Мариин-
ского спиртозавода тов. Богданова приво-
дит нас в восхищение. Он тоже заседал.
На балансовой комиссии в Главенирте.
С 14 по 17 марта. И уж было собрался
во-свояси. Да вдруг вспомнил, что 10 ап-
реля состоится еще одно мероприятие —
хозяйственный актив. И что же? Самоот-
верженно остался в Москве двалнать три
дня ожидать этого совентания, Чего не
сделаешь во имя елужбы!?.
	Пока тов: Богданов He щадил себя во
имя службы, старший инженер Главснаба
Министерства пищевой промышленности
тов! Нежный выбивалея из сил. Пришлось
тов. Нежному четыре раза подряд выез-
жать в. Ленинград для организации произ“
волетва -. почетных  трамот и этикеток.
Представьте, в Москве этого сделать нель-
sal Естати сказать, сотрудники этого глав-
ка вообще предпочитают ездить почему-то
в Ленинград и на юг (туда — три четвер-
ти веех командировок).

Читатели, редко выезжающие в коман-
дировки, спросят: как все это получает-
ca? Й почему?
	Ответ простой: потому, что контроль
Hal комзнлировками и команлированными,
мягко выражаясь, из рук вон плохой. Вот,
к примеру, Министерство лесной промыш-
ленности СССР. Ежемесячно сюда. приез-
жают, прилетают, приплывают сотни лю-
дей. 0 некоторых из них никто ничего не
ведает. Они отмечают день приезда в...
отделе найма и увольнения. И в этот же
день куда-то испаряются. Эная порядки в
этом министерстве, они даже не заботатся
сделать отметку 0б отъезде.

Начальник отдела найма и увольнения
тов. Резванов объясняет это явление 09-
стоятельно:

— Ито их знает. Может быть, у секре-
тарей-машинисток в главках их и отме-
чают... и, подумав, добавляет: — А Mo-
жет, и нет...

-— А может, и ner? — спросили мы. —=
Так где же?

Й тов. Резванов припомнил еще один
вариана.

— Видел я тут одного товарища из
Молдавии. Ходит-ходит тут по коридорам...
Восемь ‘месяцев в голу вижу его здесь.
Но у нае не отмечается. Вот это я твердо
знаю. Говорят, печати на командировках
	‘ему проставляют в Моллавском . предетави-
	тельстве. Ну, тут уж я, извините, нае-
CVE)...
	Ежелневно в Москве бывают тысячи
	команлированных. . Как мы уже убехились, —
	среди них есть бездельники, злоупотре-
	‘бляющие московеким гостеприимством.
	Не пора ли создать такие условия, при
которых бездельники не катались бы Ha
государственный счет в столицу, & также
во все другие города страны? Не пора ли,
скажем, строго-настрого установить круг
тех должностных лиц в учрежлениях, ко-
му дано право отмечать командировки?

Не пора ли вспомнить учреждениям
о своем праве делать и такие пометки на
улостоверениях:  «Надобчости в команди-
ровке не существовало» или: «Вее дела
командированным. вами представителем
были закончены в нашем  учрежлении
20 апреля, но отметку производим 29-го,
так как за срок с 20 по 29 апреля ваш
представитель к нам не показывался»? ,

Не пора ли сделать так, чтобы осталась
только одна-елинственная категория 6о-
манлированных —= дельные?
		о мая 1951 г.
	Критика в долгу перед очерком. Сомни-
тельную пользу приносят рецензии, в ко-
торых сначала кратко излагается то пре-
красное в нашей жизни, что нашло отра-
жение в разбираемом очерке, а потом в
связи с этим механически объявляется
прекрасным и сам очерк.

Действительноеть наша прекрасна, 00-
гата, но оказалея ли очеркист достойным
своей натуры, мобилизовал ли он вее
средства. чтобы художественно показать
ве, — вот вопрос, который критик должен
поставить перед собой.

Из уважения к нашим товарищам, га-
зетчикам, надо по-хозяйски разобраться,
что плохо, а что хорошо в их работе. Не
нужно думать, что следует издавать все
подряд газетные очерки и рассказы. Нет,
необходим отбор — и строгий отбор! Вни-
ги, о которых говорилось в этой статье,
не лишены недостатков. Й надо 0б этих
недостатках говорить в полный голос, 0ез
ложнею умиления, без скидок на
«специфику». Этого требуют интересы 0б-
щего дела.

«В дороге и дома» В. Полторацкого —
книга неровная. Очерки В. Полторацвого,
	посвященные «Запорожстали»,  шахтерам
Подмосковного бассейна, сл8бее ето кол-
хозных этюдов, американские зарисовки
	бледнее зарисовок парижеких. Ворреспон-
денцию «За океаном» не стоило вклю-
чать в сборник, она  бессодержательна.
Досадно, что слабым очерком «Строители
мира» открывается книга. Здесь отсут-
ствует конкретная и точная деталь, при-
сущая манере  очеркиста, В. Полторац-
кому изменяет его тонкое чувство слова.
	Темпераментный публициетическии
очерк, очерк как социальное  иселедова-
ние, Kas обобщение -— вот стихия И. Ря-
бова. Интересны, самобытны его раздумья
над историей землепашества на просторах
России, наблюдения над характером, нра-
вом и духовным миром крестьянина Н0-
вого типа, мысли о современном земледе-
лии, которое в социалистических услови-
ях переходит в новый, выеший класс
своего развития. Но напрасно наступает
Рябов на горло собственной песне и толь-
ко изредка, в порядке иллюстрации мы-
сли позволяет себе нарисовать - еценку-
картинку или портрет живого человека.
А он умеет это делать —тому порукой
хотя бы очерк «Три портрета».

Можно упрекнуть А. Волосова в том,
что послевоенных очерков и рассказов у
него меньше и они как-то тонут, теряют-
ся среди разнообразия и богатства очер-
ков и рассказов 1933—1940 годов.
	Интересные рассказы «Новое поле»,
«Охотники», отличный поэтический рас-
сказ «Завещание», содержательные кор-
респонденции из Сальской степи, фельето-
ны — вот чем представлен в своих кни-
гах Колосов. послевоенных лет. Хорошо, —
но мало. От мастера можно требовать боль-
пой пгироты охвата жизни, большой глу-
бины анализа тех сдвигов и изменений,
которые характерны для советской дерев-
ни: 50-х годов.

В заключение — одно замечание.

Ёниги журналистов завоевали своего
читателя. Они не залеживаются на пол-
ках и не нуждаются ни в защите, ни в
опеке. Хочется отметить только одно об-
слоятелтетво — изланы  вниги A. Ro.wo-
	сова, И. Рябова издательством  «Иравда»,
книги В. Полторацкого, II. Белявского
излательством «Известия». Хотелось бы
	чаще видеть на книгах журналистов мар-
ку излательства «Советский писатель»,
		А как пообыть в командировке 251 день,! № 53

сл