В МИРЕ СОВЕ
		ТСКОЙ НАУКИ
	По следам выступлений
	«Литературной газеты»
а щщ—щ———-
	«В борьбе с песками...»
	В статье Ю. Королькова «В борьбе ¢
несками...» («Литературная газета» № 18)
были подвервнуты критике Главное управ-
пение полезащитного  леборазвеления й
Министерство лесного хозяйства CCCP за
бюрокоатическое отношение к новому мз-
тоду закрепления песков битумной эмуль-
сией. поедложенному Н. Г. Захаровым.
	Начальник Главного управления  ПолС-
	зашитного лесоразведения тов. Чекменев
сообщил редакции:

«Главное управление полезащитного
лесотазвеления при Совете Министров
	CCCP на заседании Вюллегии расемотрело
статью Ю. Королькова «В борьбе с пес-
ками...» и признало изложенную В этой
статье критику в основном правильной.

Коллегия считает, что со стороны Глав-
ного управления полезапуегного — лесораз-
ведения не был осуществлен достаточ-
ный контроль за практическим проведе-
нием в жизнь Министерством лесного хо-
зяйства СССР и другими ведомствами ит-
изволетвенных испытаний эффективности
применения битумной эмульсии при 2a-
креплении песков.

С учетом этого нами с участием автора
предложения тов. Захарова разработаны
по этому вопросу конкретные  мероприя-
тия». ;

В ответе. полученном редакцией от ми-
нистра лесното хозяйства СССР ‘ros. Bo-
вина, говорится, что Миниетерством л63-
ного хозяйства тазработаны мероприятия
по проведению в 1951 году в широком мас-
штабе производственных опытов закрепле-
ния песков битумной эмульсией. Дирек-
торам Всесоюзного. Украинского и Сред-
не-Азиатекохо  научно-исследовательских
институтов лесного хозяйства вменено в
обязанность оказывать методическую о-
мошь местным ортанам по организации й
провелению опытных работ.
	Тов. Бовин сообщает также, что дирэк-
тор Пюрупинской лесозащитной станции
тов. Крюков освобожден от занимаемой
должности, как не обеспечивший руковод-
ство станцией и не организовавший про-
ведение осенью 1950 года опытов но при-
менению битумной эмульсии.
		Университет и жизнь
	$
Борис ЛЮБИМОВ,
	специальный корреспондент
«Литературной газеты»

Бынов посвящает  агротехнике сахарной
свеклы на почвах Предуралья. :

‚ Ихтиологи ‚во главе с проф. М. И.
Менышиковым работают нал разведением
карпа в Молотовекой области. Кафедра
физиологии растений занимается повыше-
нием урожайности огурцов и помидоров.
Гидробиологи изучают влияние сточных
вод на фауну реки Вамы. a эчтомологи
создают препараты против садовых вреди-
телей. Профессор географии С. Н. Лаптев
вместе со своими, ассястентами. и студента-
ми изучает малые реки  Молотовекой об-
ласти и определяет возможноети строитель-
ства новых колхозных  гидроэлектростан-
ций. }

Нет, пожалуй, в университете ни одной
кафедры естественных и точных наук,
которая етояла бы в стороне от насущных.
потребностей жизни. Некоторые научно-ис-
следовательбкие работы имеют своим на-
значением непосредственную помощь вели-
ким стройкам коммунизма.

№ сожалению, Факультеты и кафедры
гуманитарных наук в гораздо меньшей
степени связаны с близкими им по духу
и специальности учреждениями города и
области. Нельзя сказать, что они совер-
шенно замкнулись в стенах университета,
Языковеды, историки и литературоведы
выступают иногда с лекциями, докладами,
пишут рецензии на рукописи, поступаю-
щие в областное издательство. Однако в
целом эти кафедры не установили еще по-
стоянного творческого общения с организа-
пиями, нуждающимися в их помощи: шко-
лами, театрами, с местным отделением
Союза советских писателей и др.

Объясняется это отчасти тем, что гума-
нитарные факультеты и кафедры гумани-
тарных наук испытывают большой недо-
статок в высококвалифицированных кад-
pax. Например.  историко-филологический
и юридический Факультеты не имеют В
своем составе ни одном профессора. Нет
также ни одного профессора и на кафед-
рах основ марксизма-ленинизма,  филосо-
фии, политэкономии. Более того, кафедра
политэкономии не имеет даже заведующе-
то — есть только исполняющий ero 0бя-
занности. Кафедрой литературы заведует
временно командирозанный из Москвы
доцент. Министерству высшего образова-
ния СССР давно вледовало бы укомплек-
товать эти кафедры и факультеты высо-
коквалифицированными специалистами.

Следует указать и на такой  суще-
ственный, на наш взгляд. недостаток.
Университет не имеет деловых связей с
другими вузами города. Ему следовало бы
проявить инициативу в установлении
тесной связи с другими институтами, что

послужит источником взаимного научно! о
обогащения.

И еще 00 одном. .

Нельзя недооценить большой работы,
которую ведут университетские препода-
ватели в сети партийного просвещения го-
рода. Но ведь университет располагает
громадными возможностями для пропаган-
ды самых разнообразных знаний среди
широких слоев трудящихся и в городе
Молотове и в области. Интересные пиф-
	ры! В Университете 138 научных работ-
	НИКОВ: А’ За, весь прошлый год выступало
с лекциями по поручению Общества 10
распространению политических и научных
знаний всего лишь 24 человека.

За последние годы университет накопил
опыт тесной евязи науки © практикой, И
те черты, которые положительно характе-
ризуют его работу в этом направлении,
дают основание полагать, что он в силах
преодолеть свои недостатки.
	г. МОЛОТОВ
	Почти на самом берегу Вамы располо-
жился  Молотовекий университет. Ему
трихцать пять лет, и хотя это не такой
уж почтенный возраст, университет про-
жил очень болыную содержательную
жизнь. Он явился рассадником высшего
образования в г. Молотове. За годы совет-
ской власти от него отпочковалиеь меди-
цинский, педагогический,  сельскохозяй-
ственный институты. Но значение уни-
верситета не уменьшалось, а росло. По-
стененно в нем создавались новые фа-
культеты. Теперь в университете учится
почти вдвое больше студентов, чем до’
войны.

Немного в нашей orpane областей. ко-
торые могли бы сравниться с Молотовской
областью многообразием своих природных
богатств и промышленности. В недрах
земли хранятся сотни видов полезных ис-
копаемых и минералов. Здесь добывают
уголь и нефть, вырабатывают бумагу и
минеральные удобрения, плавят чугун и
сталь. Две трети всей территории области
занимают леса, и по Каме ежегодно сплав-
ляются миллионы кубометров древесины.

В этом богатейшем уголке Урала есть
тде приложить свои силы и знания лю-
дям науки.

Советская наука стала повседневным.
спутником народных дел. С каждым днем
все больше и тлубже вторгаются в жизнь.
многие тысячи ученых, обучающих  сту-
дентов в высших учебных заведениях.
Органическая связь с жизнью страны ста-
новится неотъемлемой частью всего. про-
цесса обучения и воспитания молодого
специалиста.

Научный коллектив Молотовского уни-
верситета обогащает заводы, шахты, неф-
тяные промыслы, колхозные поля своими
достижениями, полученными в лаборато-
риях, на опытных участках.

Прочно связан университет с крупней-
шим в стране Камским бумажным комби-
натом. 7

Почему происходит электризация бума-
ги в машинах и как избавиться от этого
явления, порождающего брак? Нельзя ли
придумать дешевые средства борьбы с жи-
вущими в воде микроорганизмами, которые
мешают бумажному производству? Эти
и другие вопросы поставили работники
комбината перед ученым советом универ-
ситета. На комбинат выехала группа хи-
миков и физиков во главе с проф. Г. А.
Остроумовым. Они дали ценные советы. Не
все удалось реигить сразу, и в плане ис-
слеловательской работы университета по-
явилиеь новые темы.

Научные работники университета —
желанные гости на заводах. Они читают
лекции по электроакустике коллективу
завода патефонов. делятся с машинострои-
телями результатами своих опытов по
тальваническим покрытиям. Заводы не
только Молотовской, но и соселних обла-
стей присылают и привозят в университет
для анализов образцы металлов и строи-
тельных материалов.

Много пешер и воронок образовалось в
Кизеловском бассейне в результате кар-
ста — химического и Физического воздей-
ствия подземных вол на горные породы.
В некоторых шахтах, чтобы добыть одну
тонну угля, приходится выкачать несколь-
ко тонн воды,

Университетские геологи изучают кар-
стовые воронки (лве тысячи уже учтены
й нанесены на карту). исследуют пути,

Вера СМИРНОВА
		сложен. На обнаженный кровеносный со-
суд се обеих сторон’ накладываются зажимы
аппарата. Кровотечение останавливается.
	  Хирург: вырезает. поврежденную честь 0:

йе рт ’ААЛУТАРЛА ПАРНИ
	суда. Затем оба конца кровеносиото сосула
отворачиваются, как манжеты, на поверх-
ность втулок подвижных частей аппарата
и закрепляются резиновыми зажимами,
После того. как концы кровеносного сосу-
па промыты физпологичеевим раствором,
0бе части аппарата сводятся вместе так,
что втулки герметически соединяют внут-
ренние оболочки сосудов. Врач. нажимает
рычаг, и ссуд механически сшивается.
Образуетея плотный шов.

Для наложения шва при помощи аппа-
рата требуется всего лишь несколько до-
лей секунды, тогда как ручным способом
для этого нужно было бы затратить 30—
40 минут. Да и брались за эту сложную
операцию немногие, наиболее опытные
врачи. Теперь операция сшивания крове-
носных сосудов стала доступной всем хи-
рургам страны.

Аппарат В; Гудова позволяет решить
еще одну задачу — приживление отрезан-
ных частей тела. Не так давно в клинику
2-го Московского медицинского  инсти-
тута имени И. В. Сталина скорая помошь
доставила В. Захарова, у которого в резуль-
Tare несчастного случая была  отрезана
рука. Она держалась Только на  неболь-
Tom кожно-мьыииечном лоскуте.  Врач-хи-
рург М. Ахалая при помоши аппарата
Гудова смог полностью  приживить ео,
Кровеноеные сосуды были соединены ап-
паратом, нервы сшиты вручную, мышеч-
ная ткань и кость срослись самостоятель-
	но. В итоге — больнои стал трудоспо-

собным.
Новый аппарат‘ ставит на прочную
	основу проведение опытов по пересадке
органов от одного организма к другому.
Подобные опыты уже не единичны,
Только в одной клинике 2-го Москов-
ского медицинского института имени
И. В. Сталина © успехом проведено’ пят-
надцать таких опытов.

Группа инженеров и врачей, возглавля-
емая В. Гудовым. разрабатывает сейчае
новые сложные хирургические аппараты.
		В одну из клиник Виева была достав“.
лена девочка с большим повреждением
бедренной артерии. Чтобы спасти боль-
ную, требовалось сшить кровеносный со-.
суд диаметром в’ несколько миллиметров,
Boxee того, требовалось дефектную часть
сосуда заменить Повой. Улачи при таких
онерациях до сих пор не знали даже луч-
шие клиницисты. Оставалось ампутиро-
вать ногу.

Олнако ногу девочке не отрезали, опе-
рация прошла удачно, больная выздо-
ровела.

Что же сопутотвовало этой  улаче?
Опытность хирурга? Его уменье найти
правильный метод лечения? Этого было
недостаточно. Хирурга проф. Ю. Вороного
в этом затруднительном положении выру-
чил аппарат для сшивания кровеносных
сосудов, сконструированный еще в 1945
тоду инженером В. Гудовым и усовершен»
ствованный группой специалистов под его
руководством. Этот коллектив, В который,
помимо В. Гудова, входят инженеры Н. Ва-
питанов 4. Кукушкин, Ф. Поляков,
А, Стрекопытов, А. КВакабьян и врачи
Н. Петрова, П. Андросов, М. Ахалая, ныне
удостоен Сталинской премии.

Из всех хирургических операций опе-
рация по соединению кровеносных сосу“
дов — одна из самых сложных и самых
трудных. Знаменитые русские хирурги
Н. Пирогов и Н. Бурденко считали, что
положительное ‘решение этой проблемы:
т. е. быстрое и надежное соединение кро-
веносных сосудов, явилось бы, новой эрой
в хирургии, Эту эру открывает новый ап-
	парат для сшивания кровеносных сосудов.
	Труден был путь изобретателя. му
притилось отказаться от применения для
пгва пгелковой нити. Она иногда разрывала
тонкие стенки  кровеносного сосуда ик
тому же зачастую. являлась причиной об-
разования тромбов (сгустков крови), заку-
поривающих сосуды.  Шелковую  НАтТЬ
В. Гудов заменил скрепкой из тантала —
металла, обладающего хорошей иластич-
ностью. Такие скрепки не мешают свобод-
ному проходу крови, не окисляются и не
вызывают воспаления.
	Процесс сшивания сосудов очень Н6-
		по которым вода проникает в забои, —
это помогает шахтостроителям и эксплуа-
тапионникам так рассчитывать горные
выработки, чтобы карстовые явления ми-
нималрно рлиялн она их работу.
	— Bee курбвовые и дипломные работы
наших студентов, — рассказывает руко-
водитель кафедры динамической геологии
и тидроеологии проф. Г. А.  Макеимо-
вич, — ведутся на материалах  Визелов-
ского бассейна.
	‚ Тесно связана с жизнью и кафедра
исторической геологии и палеонтология,
которой руководит профессор Н. НП. Герз-
CuMos.
	— Вот уже несколько лет, — говорит
он, — мы вместе с петрографами изучаем
месторождения нолезных ископаемых При-
уралья. Разведчики ищут новые месторож-
дения угля, а мы определяем, до какой
тлубины надо бурить скважины, чтобы
установить: есть ли в данном районе
уголь или нефть, и если есть, то на ка-
ком горизонте они находятся.

В естественно-научный институт уни-
верситета на имя доцента А. И. Оборина
пришло письмо: &Я читал Вашу статью
06 успешной мелиорации солонцов. Я то-
же занимаюсь этим вопросом и хотел бы
получить более подробный материал Ha
интересующие меня темы. Мне очень нуж-
ны были бы семена растущих у Вас co-
леустойчивых растений для опытов по
мелиорации сильно промытых  солонцов.
Поэтому прошу послать мне немного
семян этих растений. Одновременно посы-
лаю Вам две статьи о мелиорации венгер-
ских сотонпов».
	Это пишет профессор почвенного инсти-
тута из Венгрии, узнав о том, что ученые
успешно экспериментируют на солонцо-
вых почвах, добиваясь высоких урожаев

зерновых культур на этих землях.
	Старая пермская земля сяавится своим
клевером. «Золотая трава» — так прозва-
ли ее в народе. Но южное растение — лю-
церна в некоторых отношениях лучше,
экономичнее клевера. Ее достаточно, на-
пример, сеять один раз в пять-шесть лет,
чтобы снимать ежегодно обильный уро-
жай. в то время как посевы клевера Hale
производить каждые два года. Как при-
способить люперну к уральской земле?
Й естественно-научный  инетитут BMe-
сте с университетскими кафедрами  пы-
тается акклиматизировать это полезное
растение в колхозах. Сто гектаров в пят-
надпати районах области уже заняты по-
севами люцерны и дают хорошие резуль-
таты. Если удастся получить устойчивый
урожай семян Этого растения, то скоро
настанет время, когда тысячи гектаров
уральской земли покроютея травой юга.
а это будет иметь громадное значение для
развития животноводства в Молотовской
области. ‘ a

Сахарная свекла никогда прежде ‘здесь
He росла. Этой культуре нужно много
тепла, на Урале его недостаточно. Допент
Ф. А. Бынов шесть лет. занималея эконе-
 риментами и установил: может, вполне
может расти сахарная свекла в Молотов-
ской области.

Специальная комиссия Министерства
пищевой промышленноети проверила и
одобрила выводы доцента Бынова, его аг-
рономические и экономические расчеты.

Свою докторскую диссертацию доцент

Метеоритное вещество
	Из чего. же состоит метеоритное веще-

ство, каков его химический состав?

В метеоритных” осколках, как установ
лено. кроме железа. пикеля и кобальта,
составляющих 99% их содержания, име-
	ются примеси досятков других элемен-
	тов — меди, хрома, магния,  марганра,
алюминия, кремния, олова. а также бла-
городных металлов —— золота, серебра,
	платины и других. Это еше раз полтвер-
жлает. что материя. проникающая в нам
	из Космического пространства, состоит из
тех же элементов, что и вещество земли.

На очереди определение геологического
возраста самого метеорита. Это будет уста-
новлено по методу распада радиоактивных
веществ. то-есть тем же способом, кото-,
рый применяется для определения возра-
	ста земных горных пород. Будут изучать-
я ‘Также его физические свойства, в том
числе магнитные свойства  монокриетал-
лов никелистого железа, представленных в
нем весьма ботато, что имеет огромный
научный и практический интерес. Дело в
TOM, чм в земных образованиях эти кри-
сталлы настолько малы, что подчас их
можно рассмотреть лишь под MAKPOCKO-
пом. В этом же метеорите найдены кри-
	сталлы, диаметр Которых достигает We
скольких сантиметров.
	Подведены первые итоги четырехлетних
работ по изучению метеорита, упавшего на
Дальнем Востоке, в отрогах хребта Сихотэ-
Алинь 12 февраля 1947 года.

Общая масса вещества. вторгшегося в
нашу атмосферу, превышала полторы ты-
CHUM тонн, из которых земли достигло
около десяти процентов (остальная масса
распылилаеь в атмосфере). Как сообщил
корреспонденту «Литературной газеты»
начальник  сихотэ-алинской экспедиции
Академии наук СССР С. Фонтон, собрано
свыше 35 тонн осколков. Самый крупный
из них весит около двух тонн. Недавно
он доставлен в Москву.

До сих пор известны три класеа метео-
ритов, падавших на землю, — железные,
каменные ий жЖелезо-каменные, причем
подсчитано. что железным является лишь
один из каждых тринадцати. Сихотэ-алин-
	ский является вамым крупным из желез-
ных метеоритов. упавших на глазах oue-
	видцев. Установлено, что он предетавляет
собой типичный астероид (то-есть малую
планету), столкнувтийся с землей.
Собран достаточный фактический мате-
риал, на основании ‘которого академику
В. Фесенкову удалось, в частности, точно
рассчитать орбиту движения метеорита в
межпланетном пространетве, то-есть полу-
	чить ответ на вопрос — откуда он в нам
прилетел.
	«Висит на заборе
мочала...»
	, Tak назывался фельетон о судебной во-
	локите, опубликованный в «Литературной
газете». В  фельетоне описывалось, как
тринадцать раз в народном суде Куйбы-
шевского района и дважды в Московском
городском суде слушалось дело, затеянное
сутяжницей Рябовой.

Как сообщил редакции заместитель ми-
нистра юстиции Союза ССР П. Кудрявцев,
специальным расследованием установлёио,
что указанные в фельетоне судебные орга
ны допустили нетерпимую волокиту в рас-
смотрении дел по. обвинению инженера Г.
и гр-ки М. и не пресекли попытки Рябо-
вой использовать суд для сведения личных
счетов с соседями по квартире. =

Коллегия Министерства юстиции СССР
обратила внимание присутствовавших на
ее заседании народных судей на допущен-
ные ими ошибки и предложила начальни-
ку управления юстиции города Москвы
тов. Будаговскому обсудить решение кол-
легии: на очередном совещании народных
судей.
	в художественном произведении живет не
само по себе, и ценность и значимость его
определяютея тем, когда, где, на каком
месте и, главное, для чего оно поставлено.

«Атмосфера», например, —научный тер-
мин, слово, не вызывающее никаких эмо-
ций, тем более смеха. Однако, когда аку=
шерка Змеюкина в «Свальбе» А. Чехова
		и Маяковский — очень серьезно — именно
так и назвали свои стихи: «войсками».
	Как весело стихи свои вести
Под цыфрами, в порядке, строй

за строем,
Не позволять им в сторону брести,
	Как войску, в пух рассыпанному

_ боем!
(Пушкин).
И все
поверх зубов вооруженные
войска,
что двадцать лет в победах
пролетали;

ло самого
	последнего листка
я отдаю тебе,
‘ планеты пролетарий.
(Маяковский).
	Идея, образ, композиция, слово в художз-
ственном произведении находятся в посто-
янном взаимодействии, и анализировать их
можно и нужно именно в этом взаимодей-
ствии. Без идеи нет’ композиции, вне ком-
позиции образ становится бесцельным, сло-
во не в образе = пустой звук.

Но анализ художественного” произведе-
ния —— образа, композиции, стиля — дело
очень конкретное, и я позволю себе на
примере показать это.
	2. Опыт сравнительного
анализа
	У нас почему-то не принято сравнивать
книги разных писателей, а тем паче==гез
роев разных книг. Мы словно боимся вый=
ти 38 ‘рамки одного произведения, сойтя с
пути одного писателя, рискнуть на какие-
То сопоставления. А между тем. разбирая
одну книгу, полезно оглянуться на ту, что
лежит рядом и во.времени и по материалу
и несет, так сказать. одну и ту же боевую
службу. Многое становится при этой оглял-
ке виднее, яснее. Ибо литература не про-
сто сумма произведений, собрание романов,
новелл, стихов и пьёс и не разношерстная
компания людей, в разной степени владею-
щих пером, — литература это сгусток
жизни, истории, это ум и воля народа,
отраженные в зеркале писательского  та-
ланта, это общее дело тысяч писателей и
миллионов читателей.

Я беру лве широко известные книги:
«Ясный берег» Веры Пановой и «Жатву»
Талины Николаевой. Эти книги писались
почти одновременно и перекликаются, хотя,
конечно, здевь нет и намека на подража-
ние или заимствование. .

_Чуветво русского языка, ero богатства,
его выразительности очень сильно у обойх
авторсв -— это видно уже по заглавиям.
	«Иеный» — хорошее русское елово, ynor-
ребляется во многих значениях (ne Слова -
	рю Д. Ушакова): светлый, сияющий, не
затуманенный, спокойный. не омраченный,
отчетливый. очевидный и еще — 06060 —
как ласкательное обращение А Панова
приложила его к слову «берег», соединив,
казалось бы, несоединимое, Разве берег
может быть ясным? Ни одно из ука-
занных Д. Ушаковым значений — и лас-
кательное тоже =— как будто не примёени-
мо к слову «берег», Но великий слово-
творец — народ сказал же: «Ясная по-
ляна», и Панова, слушая народ, следуя на-
роду; смело говорит: «Яеный берег», — как
бы вбирая в это сочетание вее возможные
смысловые оттенки, вплоть до ласкатеаль-
ного. и этот поэтический сплав — мирный,
чистый, легкий — становится названием
такой же чистой, легкой и мирной книги.

«Жатва» — энергичное. кренкое слово,
в нем даже слышитея звук серпа, подре-
зающего колосья, чувствуются всопротивле-
ние и усилие. Правда, если посмотреть
на это слово: с точки зрения сегодняшнего
обихода, то можно сказать, что оно не-
сколько устарело, ведь мы говорим теперь:
«уборочная», «уборка урожая». ибо гла-
гол «жать» не годится для обозначения
Того, что делает, например, комбайн. Но,
неприменимое в колхозных сводках, 9%
слово — в своем другом, более широком
значении —= дорого писателю и, став на
званием книги, приобретает и новую силу
и новый емысл.

Wa эгих книг я анализирую только
то, что относитея к двум эпизодическим
персонажам, имеющим и черты сходства и
очень важное, примечательное и принци-
пиальное различие. Но даже этот неболь-
шой to объёму материал, благодаря та-
лантливости и своеобразию обоих писат®-

лей, ласт очень много для анализа образа,
композиции. языка.
	Б совхозе «Ясный берег» и в колх08
Первомайском На молочных фермах рабо:
тают две молоденькие доярки — Нюша и
Ксюша. 0бе, наверно. ровесницы, во вея-
ROM случае, обе — «моложе. всех на’ ep
уе», 0бе даже внешне чем-то похожи -=
тоненькие, смуглые, у одной «глаза 616
стели из-под косынки». у другой «глаза
спяют. как алмазы». Лаже в именах у
них Ласковое созвучие. (бе — комсомол:
ки, обе проводят в жизнь решенай deb
ральского Пленума ЦЕ партии о развитии
животноводства. Вак они 510 делают. ка
относятся к ним авторы, = вор 06 эм
Mie и хочется сказаль,

Вера Панова любит обтров слово. у
словом, язык у Нее живой. быетрый. очейь
подвижный. «Всё в городе начинаетя 00
слова «рай»:  рай-исполком,  рай-собо,
рай-финотдел. Самый горол называют
рай-центр. И весной, когда улицы завои
белыми лепестками и пухом и воробьи
ным чириканъем заглушено шелканье cae
Ton B pall sarurnantope, — gamete, 91
	^ () некоторых вопросах
	миасгтеоства писателя
	как творит». При том великолепном стрем-
лении к созпательному творчеству, к с9-
знательному отношению в своему труду,
‘какое характерно для советского человека,
такой ответ кажется не только неконкрет-
‚ным, но даже и неверным. Конечно, уни-
версального «секрета», «как сделаться
‘ писателем», HeT. Ho есть множество «ее-
кретов» литературного мастерства—и тех
«специфических особенностей», о которых
говорил товарищ Жданов, и тех открытий
старинных и современных мастеров лите-
ратуры, без знания которых, без овладе-
ния которыми нельзя обойтись‘ писателю.

Даже призыв «учиться у жизни», такой.
	  BEPHEIH и нужный призыв, требует объяс-
‚нения и показа: как и чему учиться у
жизни. Процесс литературного творчества
должен быть прослежен и а как

‘всякий другой процесс.

Нотребность в большом серьезном раз-
ropope о мастеретве писателя огромна, Ёго
	первое условие —— конЕретность.
=
в
	Дискуссия по вопросам языкознания ‘и
работы товарища И. В. Сталина вызвали
самый живой и действенный интерес к
проблемам языка, в: частности. языка ху-
дожественной литературы. И тут же стало
ясно, как мало разработана у нас эта
проблема. Еще совсем не изучены язык на-
шей литературы, стиль крупнейших ее
представителей. Что мы Знаем о языке
Шолохова, Фадеева, Федина, Серафимовича,
где у нас исследования о языке Маяков-
ского, Горького, Алексея Толстого? Наше
литерятуроведение не накопило ещё доста-
точно аналитического материала, чтобы
делать какие-либо выводы. Наша п0все-
дневная критика мало помогает накопле-
НИЮ этого материала: в большинстве кри-
тических статей и рецензий анализ стиля
отсутствует, мы отписываемея — обычно
пустой фразой о том, что книга «написа-
на прозрачным. ясным языком» и т. п.
А ведь литература — искусство слова,
более Toro, слова написанного.
В книге все выражается словами. Образ,
возникший в воображении писателя, реа-
	низуегоя вы 671056, чувство  Передаетея
строем речи, интонация = расстановкой
СЛОВ.
	Мне кажетея, что спор между Ан. Тара-
‘сенковым и А. Юговым, несмотря на как
 булто  лиаметрально крайние позиции,
‘только видимость спора, в0 всяком случае.
	пор только по очень частным вопросам и   Говорит: «Дайте мне атмосферы!» —= вто
	случаям. Они спорят о словах, а ведь сло-
во само по себе и слово в данном литера-
турном произведении — разные вещи. Ка-
кое слово употреблено и как оно употреб-
лено в художественном произведении, опре-
деляется не бытовой нуждой, не просто
здравым смыелом, не только грамматикой,
& особым чутьем художника, чувством ху-

пожественного такта. Язык в хуложествен-
	HOH литературе — категория эстетическая.
	Когда я читаю или слышу, как ново-
явленные «пуристы» вроде тов. С. Покров-
кого из г. Кунгура (ем. se ee ae

Газету», №43) возмущаются тем, что во-
лейболисты говорят  «ерезал», «тавил».
и т. д, мне хочется бпросить, что же они
предлагают взамен этих невинных «игро-
вых», очень выразительных слов, и я,
Право, не могу себе представить, как же
Такие «пуристы» читают, например, «На
дне»‘ Горького; или’ «Сорочинбкую ярмар-
ку» Гоголя, или «Тихий Дон» Шолохова.
Гоголь, например, ковчает прекрасное опи-
сание степи в «Тарасе Бульбе» возгласом,
явно неприемлемым для «пуристов»: «Чорт
вас возьми, степи, как вы хороши!» Не
лучше ли было бы, еслиб он сказал: «Ах,
боже мой, степи, как вы хороши!»? Нет,
не лучше. Даже больше того: «чорт» здесь
уместнее, так как за этим восклипанием
чувствуешь лихого казака-запорожца Aa
еще в тот момент, . когда он решил: «Все
думки к нечистому!», да закурил, да при-
шцорил коня, да летит по степи Так, что
й птица не угонится за ним... И если чи-
Татель. даЖе родившийся и выросший в
советское время, не верящий ни в бога, ни
в чорта, подпадет под обаяние тех первых
глав гоголевекой повести, где после тро-
гательного материнского раздумья над
судьбой сыновей идет сцена расбтаванъя,
а потом лирическое прощанье с родным д9-
мом, с детством, навевающее грусть и вы-
зывающее у каждого. тысячи  ассоциа-
ций. — естественным ни жизненным пока-
жется ему желание автора переменить то-
нальность, перевести в другое состояние и
своих героев и своего читателя. Еели же
читатель из всего прочитанного запомнит
и возьмет себе на вооружение только этого

«чорта», значит, он еще не дорос ло того.
	чтоо читать Гоголя, и его еще надо Учить.
	Я думаю, что язык в. художественном
произвелении-—хуложественное елово=-ие-
	отделим от образа, от вомпозиции. Слово
	смешно; слово здесь не только само в
устах этой женщины звучит как-то ина-
че, но, повторяясь в ее речи, оно делается
самым ярким и характерным признаком;
и вот оказывается, что этим одним словеч-
ком она выдает себя с головой — всю
свою духовную бедность, мещанекую пре-
тенциозность, жалкие потуги Ha «cBeT-
скость» и «образованность». Нацепила на
себя чужое слово, думала украсить себя
HM, & оно пристало — не оторвешь. и КрИ-
	чит, разоблачая даже это желание укрз-
СИТЬСЯ.
		1. Образ, композиция, стиль
	Б чем заключается мастеретво писате-
ля? Этот вопрос задают себе и другим
и молодой начинающий писатель, который
хочет поскорее овладеть этим мастерством,
и опытный литератор, который стремитея
осмыслить свой творческий опыт, и любо-
знательный читатель, который хочет но-
НЯТЬ это мастерство, как и всякое другое.

«Труд мой любому труду родствен»,—
торло говорил Маяковский, определяя «ме-
сто поэта в рабочем строю». Никому в г9-
лову не придет теперь выделять мастеров
литературы в какую-то особую «касту
жрецов», владеющих «тайной» воздейст-
вия на человеческие умы и сердца. Но,
Бак и во всяком деле, в труде писателя
есть своя специфика. свои особенности.
	«Нельзя быть инженером человеческих
	душ, не зная техники литературного дела,
причем необходимо заметить, что техника
писательского дела имеет ряд специфиче-
ских особенностей», —= говорил на [ съезде
писателей товариш А. А. Жданов.
	Сила воздействия литературного произ-
ведения всегда поражает читателя, кажет-
ся порой чудом, как. впрочем, чудом ка-
жется для непосвященных и  сваренная
сталь, и цветная ровная гладкая ткань,
которой стала кипа хлопка. и белый чи-
стый сладкий сахар, полученный ‘из кучн
трязной, вырытой из земли свеклы. Но
стоит пройти но заводу или фабрике, по-
следовательно увидеть весь процесе пройз-
водетва, как это впечатление «чуда» ив-
чезает, сменяясь восхищением перед уме-
лым трудом человека. перел ero мастер-
ством. перед высокой техникой. Чем лучше
челове5 разбирается в каком-то мастерстве,
тем выше его требования к продукции, а
повышение требований масс вызывает роет
мастерства, повышение качества. Мне по-
	натны жалные. нетерпеливые вопросы мо-:
	лодежи о «секрете» поэтического мастер-
ства — подобные вопросы задаются пе
только писателям, а всякому мастеру сво-
его дела. Но меня, как, вероятно, и спра-
шивающих, Не удовлетворяет ответ, что
«никакого секрета нет», что «надо учить-
ся у жизни», что писатель сам «не знает.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
о 10 мая 1951 г. № 55
	Замысел автора, его тема; его идея боль-
ше всего видны в композиции произведе-
ния. Недаром по отрывку, хотя бы и за-
мечательному, нельзя понять главной мыс-
ли автора. Свидание Анны с сыном в «Ан-
не Карениной» — удивигельно  закончен=
ный, эмоционально насыщенный, необы-
чайно сильный художеетвенно кубок рома-
на. Его часто. читают 60 сцены актривы,
й он вызывает чувства, которые Толстой
хотел вызвать: жалость к ребенку и мате-
ри, любящим и разлученным. радость. что
	они все-таки свиделись, и боль, И стыд,  .
	и страх какой-то за них. «Не разлучайте.
ребенка с матерью»; == говорит писатель
этим отрывком. Й мысль эта связана ©
идеей всего ‘романа — в утверждением «ce-
мейного начала», которое, по словам Тол-
стого. так важно было для него в «Анне
Карениной». Но в романе, в книге эту
сцену читаешь иначе. Эта ветреча озна-
чает в романе трагический поворот в судв-
бе Анны. То, что было до этой встречи и
что следует за нею. заставляет нашу
мысль, наше сознание двигаться втбм
направлении, куда ведет Толстой. План
этого движения, монтаж частей, paccranos-
ка сил, направление — это и есть то, Что
составляет композицию произвеления.

Я позволю себе не согласнться е тем
простым и доходчивым, но, по-моему, не-
верным образом. которым воспользовался
. Федин в своей речи na Beecowanom co-
вещании молодых писателей. ‘говоря о
композиции литературного произведения,
как о плане лома. Нет, лом стомт на
месте. а повествование движется, и ели
композиция ееть план, то скорее план
сражения, которое писатель ведет.

Но победа достигается. замысел полко-
водца осуществляется. реализуется вой-
сками. Не случайно й Пушкин, шули.