Ю. ДМИТРИЕВ
	Слово на арене
	9. Кио включил в свой номер фокусни=
ха остроумные, злободневные шутки, его
фокусы приобрели теперь качество живых
политических карикатур, и от этого фоку-
сы Кио, не переставая быть цирковыми,
стали гораздо более  содержательными и
интересными.

Клоун выступает в цирке, ‘rae oT Hero
требуются ‘ловкость, сила, смелость. On
выступает на арене. среди акробатов, гим-
настов, наездников, дрессировщиков, музы-
кальных эксцентриков. Й каждый клоун,
хоть в малой степени, должен быть уни-
версалом и владеть этими жанрами искус
ства. Но он должен в совершенстве вла-
деть ‘также’ искусством слова, ибо в
умном, OCTPOM слове, прежде всего, сила
клоуна.
	Многое должен знать и уметь артист,
избравший трудную, но увлекательную
профессию циркового клоуна. Но, к сожа-
лению, цирковых разговорников нигде пе
готовят. ~
	В 1950 году Главное управление учеб-
ными заведениями Комитета по делам
искусств при Совете Министров СССР ре-
шило открыть в Москве при Государствен-
ном институте театрального искусства им.
A. В. Тупачарского специальное отделение
влоунады. Решили, но не открыли! Веро-
ятно, сочли не coBceM «удобным» го-
товить клоунов в вузе. И напрасно.
Было время,  сщажем, кола  гар-
монь, балалайка, домра — встречали иро-
ническое в с6бе отношение co стороны
«просвещенных» любителей музыки. Сей-
час народные инетрументы звучат с эстра-
ды лучших концертных залов и в классах
консерваторий. Й это справедливо. потому
что эту музыку любит народ,

Пора всерьез поставить вопрос о про-
фессиональной подготовке выступающих
сейчас на арене клоунов. Пусть сущест-
вует студия клоунады при Главном управ-
ленин цирков, — ее цель повышать квали=
фикацию уже работающих артистов. Сде-
дует, по нашему мнению, организовать
отделение клоуналы в одном из выеших

‚ театральных учебных заведений H UpH-.
	влечь для работы в нем крупных
писателей-сатириков и опытных рг-
жиссеров. На таком отделении  моло-
дые актеры глубоко изучат обществен-
но-политические, искусствоведческие дис-
циплины, & это для артистов ‘цирка и 069-
бенно для клоунов имеет не меньшее зна-
чение, чем для артиетов драмы, кино или
опёры. Нельзя забывать, что цирковой
разтоворнив — всегда автор или соавтор
ввоего репертуара, и глубокие знания ему.
нужны, как; воздух.
Цирк — любимое народное зрелище, по-
этому очень важно, чтобы цирковая клоу-
нада стала примером выбокого юмора и
подлинной сатиры. А для этого необходимо
Е созданию ренертуара разговорников при-
влечь талантливых и квалифицированных
писателей — юмористов и ‘сатириков.^
“_ Совелекий цирк должен  решитель-
но отказаться ‘от пошлых буржуазных
антре, от Кобмополитических  клоунеких
масок, которые еше продолжают жить в
цирковых представлениях и мешают пра-
вильному развитию клоунады. Настоятель-
но необходимо создавать и решительно вы-
двигать новые клоунские номера, новые
приемы режиссуры, актерской игры и но-
	ВЫХ талантливых BJOV HOB.
	Сейчас, когда плоунада всё чаще
строится на слове, актерская беспомощ-
ность некоторых клоунов стала очевидной,
Ее пыталтся скрыть разговорами 0 «спе-
цифике» цирка, который якобы требует
скорее междометий, чем слов. Но ведь луч=
шие русские клоуны == Дуровы, Лазарен-
ко, Бим-Бом — прекрасно говорили с
арены. Й сейчас стоит только послушать
выступления лучших влоунов, скажем,
куплеты Г. Рашковекого и Н. Скалова,
чтобы убедиться, как умеют настоящие
	Мастера пирка донести ло зрителя глу0о-
	кую и содержательную мысль, слово, му-
зыкальную фразу.

Плохо разговаривают и тав называемые
«коверные» клоуны: №. Берман — замеча-
тельный мастер почти во всех жанрах
цирка; несомненно способные артисты —
молодые коверные Г. Карантоние, Г. Бан-
ников: и У всех у них бвамая слабая стор9-
	на выступлений — разговорная. Происхо-
ДИТ это И потому, Что актеры не владеют
мастерством речи, и потому. что авторы
снабжают их недоброкачественным Mare-
риалом.

Многие из литераторов, пишущих для
цирка, почему-то считают, что цирку
нужны лишь примитивные шутки, по-
верхностно тенденциозные монологи. Это
не так. С арены звучали глубоко содер-
жательные, умные стихи и шутки
В. Маяковского. лирические песни В. -е-
	бедева-Кумача, злые эпиграммы Д. Беде
ного, ‘и они прекрасно воспринимались
публикой. -
	В создании циркового репертуара не
принимают участия наши лучшие писате-
ли-юмбристы. Видимо, ‘только поэтому
место этих писателей охотно занимают
люди 6 малыми литературными способно-
	стями, поставляющие Цирку халтурные
произведения.

Выступая в KOCTPOMCKOM цирке. клоун
	10. Пименов, например, появляется на
арене с обвязанной головой. «Что е ва-
ми?» — спрашивает его режиссер: — «У
меня болит живот», = отвёчает клоун.
«Так зачем вы завязали голову” »—«А на
живот полотенца нехватило».

Или: клоун Биль жалуетея на зубную
боль. «Чтож ты сделал?-—спрапивает его
клоун Виль,— пошел к зубному врачу?»—
«Нет, — отвечает Биль, —я пошел на
вокзал и привязал свой зуб канатом в по-
езду». «Ну и что? Поезд пошел и вырвал
У тебя зуб?» — «Нет, последний вагон от
поезла оторвался».

И такиё «перлы» не исключение в рс=
пертуаре клоунов.

Конечно, цирк —— искусбтво cBoecotpas-
ное. Влоун по-своему смотрит на явления
жизни, сатирически или юмористически их
оценивает, средствами своего искусства
раскрывает их содержание зрителям, Ва-
ран д’АШ. например, в лучших своих но-
	‘мерах показал пошлую самоуверенность н
	ничтожество Титлера и его клики; Ю. Ду-
	Неизвестный портрет
великого баснописпа
	В Муроме, в фондах краеведческого му-
зея, обнаружен. портрет великого  басно-
писца Ивана Андреевича Крылова. Краёвед
И. Богатов, рассматривая старинный аль:
бом, обратил внимание на портрет, под ко-
торым была краткая подпись на француз-
ском языке: «Крылов». Указывалась также
дата создания портрета — 1816 год.

По соседству в альбоме находятся пор-
треты графа Уварова, А. Разумовского,
Н. Лопухина, А. Шербатова и других. Эти
портреты относятся к 1805—1809 годам.
	Крыловский портрет был написан поз-
же, в период, когда баснописек находился
в зените славы. В 1816 году вышли. четвер-
тая и пятая книги его басен, и именно в
этот период Иван Андреевич совмещал
литературный труд с должностью библио-
текаря в Петербургской Публичной библио-
теке. На крыйще альбома стоят инициалы
«П. М.». Быть может, по этим инициалам
удастся установить, кому принадлежал
альбом и кем был сделан портрет. Кры-

лова.
Найденный портрет во многих чертах от-

личается от известных изображений поэта,
сделанных художником Кипренским. На-
пример, у Кипренского Крылов выглядит
старше, черты лица более расплывчаты.
Найденный портрет, возможно, рисовался
не с натуры, а по памяти — художником,
близко знавшим И. А. Крылова. .
	На снимке: Вновь найденный портрет
И. А. Крылова (публикуется впервые).

Е. ОСЕТРОВ
фоны
	Новые кии
«СОРБЕТСНИЙ ПИСАТЕЛЬ,»
	Въишеславсний Л. Песня с Днепра. Стихи.
100 стр. 2 р. 50 к. ,
 Hapanuna E. B pogppii myts. Повесть. 223
стр. 4 р. .

Маяновский В. Стихотворения. Поэмы. (Се-
рия «Библиотека поэта». Основана М. Горь-
	ким. Малая серия. 2-e издание). Т. В.
19121921. 403 crp. 8 ps F 1 1922—
1925. 407 стр. 9 р.; т. Ш. 1926-19380: 356
стр. 8 p.

Прут И. Пьесы, Содержание: «Князь
	Мстислав Удалой». Год девятнадцатый (Член
Реввоенсовета). Тихий онёан. 982 стр. 5 р.
Усенко П;. Под солнцем Родины. Стихи;
Перевод с украинского. 171 стр, 2 р. 75 н.
Шишнов В. Повести и раесказы. Содер-
зкание: ‘Тайга. Краля. Ваньна Хлюст и др.
640 стр. 16 р. 50 к.
	«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» мт

Джованьбли Р. Спартак. Роман. Пер. ©
итал. Л. Френкеля, 388 стр. 13 р. 50 н.

Листозский А. Солнце над Бабатагом. Ро-
ман. (Продолжение романа «Каленые тро-
пы»). 407 стр. 19 р. .

Маяковсный В. Собрание сочинений. В 6
томах: чт. Г— Стихотворения. 320 стр, 5 p.
50 к. (риложение к журналу «Молодой
колхозник»)). р
	ЛЕНИЗДАТ
Кассиль Л. и Поляновский М. Улица млад:
	шего сына. Повесть. (Серия «Библиотека
школьника». Для среднего и старшего воз-
раста). Издание. исправленное и дополнен-
	ное. 504 стр. 12 р. Е
Толстой Л. Война и мир. Т. Зи 4. _(Серия
	«Библиотека школьника»). 780 стр. 13 р.
	‚ ВОДОПЬЯНОВ

Я хорошо помню, как однажды, еще до
Отечественной войны, на.одном из школь-
ных вечеров, где я делал доклад,  ма-
ленькая черноглазая пионерка  звенящим
0т волнения голосом спросила меня: знал
ли Я лично наших славных летчиц — По-
лину Осипенко, Валентину Гризодубову,
Марину Раскову.

После моего утвердительного ответа в
зале раздался гул, а затем наступила пол-
ная Тишина. Я рассказал все, что знал
о мужестве наших тероинь, их любви к
Родине, 06 их подвиге. Но меня т
ли вопросами:

— Как они стали летчицами? В какой
школе учились? Шо всем ли предметам

имели «отлично»? Любили ли читать кни-
ги? Какие? Как относились к спорту?
	Мне пришлось сознаться, что на добрую
половину вопросов я не могу дать ответа.
И это было очень жаль, потому что я ви-
дел живейший интерес ребят в очень
важной Теме — «Как герои стали героя-
ми?» Причем ребята подходили к этой теме
не «в 100», а издалека, словно понимая,
что все их вопросы имеют прямое отноше-
ние к делу. даже вели они спрашивают о
	какой-нибудь, с первого взгляда, «ипоето-
ронней» подробности.
И вот. десять лет спустя, я прочел
	«Жизненный путь Марины» — книгу ма-
тери Матины Расковой — А. Малининой в.
литературной записи М. Яновской. Я на-
шел в ней ответы на большинство вопро-
сов, которые ельниал от ребят,

Читатель видит детство Марины. ее ув-
лечения, опибки, хорошую дружбу со стар-
шим братом, знакомится с множеством не-
значительных, на первый взгляд, эпизодов,
которые Тем не менее играют большую
роль в жизни ребенка. ты

Вот маленькой девочкой Марина борет-
ся со страхом перед темнотой: чтобы cMe-
лее войти в неосвещенную комнату, она
мурлычет себе под нос смешную  песен-
ку: «Чижив-пыжик, тде ты был...»; вот
она заставляет себя мужественно перено-
сить боль... Верные, умные наблюдения,‘
точно отобранные Факты показывают чи-
тателю, как складывался характер первой
советской женщины-штурмана. Они гово-
рят о том, что смелость, выдержка, чув-
ство товарищества и многие другие свой-
ства Характера будущей тероини разви=
вались в Марине Расковой с детства, ук-
ренлялись в юности. LO

Знакомясь с этой книгой, юный чита-
тель сможет сделать для себя важный вы-
вод 0 том, что работу над собой не вле-
дует откладывать На «потом», что’ вос-
питывать В 666бе волю, стойкость харак-
тера надо се раннего возраста.

А. Малинина == педагог, и, видимо, это
помогло ей отобрать из ярвой, богатой
жизни дочери именно то, что ценно для
юного читателя.

Поучительны страницы, в которых вы-
ясняетея, вак разносторонне была одарена
М. Раскова, сколь широки. были ее инте
реб. Музыка. пение, театр, затем химия,
заводская лаборатория, потом — чертежная
Военно-воздушной академии, наконец —
учеба в заочном отделении Авиационного

института... В таком разнообразии воз-
можностей соеди множества  увлекатель-
	ных путей не вечкий молодой человек су-
Meer выбрать цель и твердо. ити к ней.
Иному векружат голову собственная ода-
	путь  мари-
М. Яновсной.
	А. Малинина. «Жизненный
ны». Литературная запись
	Детгиз, 1951, 184 стр...
	ренность и первые удачи: бросая одно;
начиная другое, такой молодой человек
или девушка ничему He научится серьез-
но, погубит свои способности. (С Pac-
HOBOH этого не случилось, и рассказ: 9.
том, почему этого не случилось, — еще
один добрый урок молодым читателям
книги. Большая  целеустремленность и
упорный, ежедневный, «будничный» труд.
были теми необхолимыми  «приложения-
ми» ко всем незаурядным данным Марины.
Расковой, без которых и она не достигла
бы успехов.
	Марина Михайловна была хорошей.
матерью и бережно, любовно растила свою
дочь. н0... «я видела и понимала, — го-*
ворит А. Малинина,— ...ни тревога за.
Танюшу, ни тобка по семье, по дому —:
НИЧТО не оторвет уже мою Марину от из-
бранной цели. Путь, по которому она
идет, — верный путь, и она не свернет с.
него, не остановится...»

Шаг з& шагом раскрывается перед чи-
тателем продвижение Марины Михайлов-
ны по этому пути. Она стала штурманом
с огромными теоретическими познаниями,
прекрасным педагогом и практиком. По-.
стоянная требовательность в себе приво-\
ДИТ K TOMY, Что она не ограничилась этим: ‹
овладела еше и искусством летать. ай
	санятия всеми видами спорта: на тур-
нике, кольцах, брусьях, все стили плава-
ния и прыжки в воду, гребля, паранио-*
тизм и самая «обыкновенная», но совер-
шенно обязательная ежедневная гимнасти-.
ка — все это (как не может не видеть:
читатель) имело прямое отношение в тем
победам, которые так блестяще одержи->
вала Марина Михайловна впоследствии,
Как М. Раскова во время знаменитого по-’
лета на Дальний Восток перенесла один“
надцать дней одиночества в суровой тай-`
ге, не растерялась, сама нашла путь в
самолету? Ответ на этот вопросе дается“
на многих страницах книги, в Том числе `
и на тех, где рассказывается о «чижике-
пыжике» и о каждодневной гимнастике.

- Внига читается очень легко. Языев
прост и ясен, повествование нв вагруже-`
но лишними подробностями. С моей точки”
зрения, в книге есть и некоторые промахи
не объяснено, например. почему Расковой
дали ответственную работу до того, как
она сдала экзамен на штурмана; почему,
еще не будучи штурманом, она была ко-
мандиром воздушного корабля (обычно им
бывает летчик, a He штурман); непонятно
жестокое испытание, которое дал Раско-
вой летчик, поставивший Марину на лы-
ву самолета ин возивший 6е таким ‘образом.
в мороз по аэродрому. Написано это место
так нечетко, что может создаться впечат-.
ление, будто летчик поднимался в воздух:
Это невозмокно. не
	Таковы отдельные недостатки пужной,
полезной и интересной книги, в которой
юный читатель найдет для ce6a много
поучительного. Тактично, хорошо наниса-
ны последние страницы, в которых’ нет
места для уныния. Раскова погибла при ис-.
полнении боевого задания в дни ,Отече-
ственной войны, но молодые летчицы про-.
должают ее дело, боевыми делами поддер-
кивают честь полка, которым она коман-
довала, и сами заслуживают звание Ге-
роя Советского Союза:

«Мизненный путь Марины» еще и еще
раз подтверждает, что только в нашей
стране мог так быстро и с такой силой
расцвебти талант нашей первой женшины-
штурмана, ставшей примером для многих
юношей и левушек нашей страны.
	Советский цирк упорно и не безуспешно
ищет все новое содержание, все новые
формы. Однако один из самых важ-
ных жанров цирка — разговорный ==
неизменно отстает. А между тем борьба за
качество разговорных номеров в Цирковых
программах — это борьба за дальнейший
идейпый и художественный рост советского
цирка. М. Й. Калинин писал: «..мне ка-
	°жется, главный номер цирка — это талант-
„ливый клоун; который умеет смешить
массу народным юмором. Это. по-моему,
	самая трудная театральная роль, которая
требует безусловной талантливости. И за-
дача управления цирков — найти, беречь
и растить эту талантливость, которая лег
им, незаметным образом, как бы в м0-
мент легкого времяпрепровождения, дей
ствительно культивирует народную мабсу».

Буржуазный цирк стремился оторвать
клоуналу от народной основы и превратить
выступления клоунов в грубое и Пошлое
зрелище. Из цирка изтонялась сатира, ве
заменяли так называемые антре с трюками,
которые состояли в TOM, ITO клоуны били
друг друга палками, обливали водой, 0б-
сыпали мукой.и т. д. Родилась даже ене-
циальная теорийка молчаливой клоунады,
ев последователи утверждали, что артисты,
выступающие на арене, должны действо-
BaTh только пантомимически. Таким об-
разом, крупнейшие русские клоуны-сати-
рики А. (. и В. И. Дуровы, В. Е. Лаза-
ренко, С. С. и Д. С. Альцербовы объявля-
либь «неспецифичными» для цирка. Зато
`В число его корифеев попадали представи-
	< тели пошлой буржуазной клоупады — Эй-
и жен. Лепом, Коко,
	Не стоило бы вспоминать низкопроб-
ные приемы буржуазного цирка, если бы
выступления некоторых клоунов на Ma-
exe He доказывали, что их влияние
существует и сегодня.

Откуда на аренах цирков все эти Yoc-
пода в далиннополых сюртувах, каких дав-
HO уже никто и нигде не носит, в старо-
модных котелках или соломенных шлянах-
каНотьё? Откуда эти грубые и глупые
антре с ветхими трюками -=—-с ведрами
воды, которой клоуны обливают друг’ дру-
Ta? Зачем эти размалеванные мертвые
Маски вместо человеческих лиц?’ Это и
есть та самая космополитическая, лишен-
ная национальных черт клоунада, которую
так активно и упорно насаждает буржуаз-
ный цирк. Й борьбу с клоунадой, постро-
енной на пошлости, на унижении челове-
ческого достоинства, пужно вести реши-
тельно и беспощадно.

Сила настоящей клоунады прежде всего
В обтроумном слове, в злой сатире, тонком
юморе. За последнее время немало сделано
для того, чтобы утвердить на арене цирка
современный репертуар. Но в этой работе
встретилиеь препятствия, которые нелегко
преодолеть. .

Главнейшее из них состоит в том, что.
				1лавнеишее из них состоит в Том, что > ров в «Аллегорическом шествий» дал ea-
‚ Многие клоуны не умеют разтоваривать, Ha ‘тирические портреты врагов мира, поджи-
> арене. Они говорят в каким-то ложным  тателей войны. Клоуны Шетр, Николай №

пафосом или странной фистулой, нередко
воверкая русские слова. («Как я тебя
трахну чибуреткой!»). Такие клоуны, как
Роллан и Дубино, Сенкевич и ` Есиков-
ский, Кисс и Бондаренко, Воно и Сказка,
Балошин и Голубцева, Генин, Биль-Виль
й другие, не освободившиеся от влияния
старой буржуазной клоунады, всё яенёе
обнаруживают свою несостоятельность в
	условиях развития советского цирва.
	готелей войны. Клоуны Шетр, Николай и   Писателей -— юмори
‘Haspadonit lasnoant. onmapagaen B éKovi  ОоветскйЯ цирк

Лаврентай Лавровы, отиравляяеь в