С“ ФЛОР,
	гроссмейстер
		ПОСЛЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО МАТЧА
	Турнир в Стокгольме снова  грене

крупный успех нашим  Шахматистам —
о а т Toe
	Е ee eee a

Бронштейн занял первое место, В Буда-
‘епме в 1950 году состоялся более узкий
	отборочный ‘турнир. Эйве после неудачи
в 1948 году решил больше ие участвовать:
в турнирах на первенство мира. Американ-
ский гроссмейстер Файн считал, что турнир.
надо играть в Буэнос-Айресе. а не в Бу-
лапеште, и отказался. Сильнейший max-
матист Америки Решевскийо хотело было,
приехать в Будапешт. но ему не. разре-
шили выехать в Венгрию. Тут уже были
виноваты не икра и не климат. а. только
государственный департамент СТА...

Будапеитский турнир закончился побв-
дой Болеславского и Бронштейна. «Звезла»

Аргентины М. Найлорф, который был уве-
рен в победе, занял лишь четвертое,
место.

После этого Бронштейн. выиграл матч у
Болеславского и. получил право сыграл
матч с Ботвинником.

Я здесь только коротко отметил ‘некотоз
рые этапы победного пути наших шахма-
тистов. Ясно. что ‘если в матче на первена”
‘ство мира встретились два ‘советоких грор- ;

смейстера, то это. вполне закономерно.
*

В спортивном отношении матч протеках
‘много напряженнее, чем все предыдущие.
Трудно сказать, какая партия была более
содержательной, более волнующей. Скажу
‘только, что. не было ни одной бесцветной
партии,   ре

Матч показал то, что и можно было
ожидать: Бронштейн оказался самым опасч.
ным противником для’ Ботвинника; Обычно
чемпиону мира удается в турнирах «от-
рываться» от своих противников уже на
старте. Но здесь этого не случилось. Толь-”
ко в шестнадцатой партии Ботвинник имел
возможность «оторваться» на два очка и.
тем самым практически закончить матч. в
свою пользу... Но Ботвинник упустил вы-
‘игрыш в этой, казалось, уже выяхралой
им партии...
  После этой творческой неудачи Bots
ник, повидимому, не сразу оправился, &
его противник воспрянул духом ий уравнял
счет. В 19-й партии Ботвиннию в послед-
ний раз в этом матче захватил лидерство;
и при положении 10,5:9,5 после 20-й пар=.
тии казалось, что ему легко будет защи-.
‘THT свое звание, набрав на’ финише. веего.
1,5 очка. :

Но если Ботвинник славится своим хоз
рошим стартом, то для Бронштейна харак:
терен блестящий финиш. И молодой гросс-_
мейстер начал бурно финишировать. Он
наносит. чемпиону мира два поражения
подряд. — положение Ботвинника становит-
ся опасным. Теперь уже Бронштейну до
статочно. сделать две. ничьи. Но Ботвинник
1 не теряет духа; он: выигрывает 23-ю пар-
тию, несомненно, важнейшую ‘в ‘своей
] жизни.

Итак, все решает одна партия, послед
няя! Никакой драматург не мог бы при-
думать позицию более острую, чем та,
‘которую создали, в матче, гроссмейстеры,
„Трудно ‚передать, что делалось в Moy.
_CRBe B UaTHuity, 11 мая.. «Шахматная -70-
рячка». дошла до. предела. «Болельщиких
запрудили площадь” Маяковского `0коло

Концертного зала имени Чайковского, м8
игрался матч.

В этот ‘день armocieps достигла мак-
симального ‘напряжения. Нервничают. зриз
тели,   нервничают, видимо, й участники:
Даже Ботвинник, который обычно сидит
за доской все время, не отрываясь, се-
годня нервно шагает по эстраде.
  Бронштейн смело. ринулся в, бой. Ho

техника защиты, Ботвинника в этой пар-
тии, как и во всем матче,—на высоком
уровне. Неожиданно быстро заканчивается
‘партия — у Ботвинника лучшее положе-
ние, но он предлагает ничью. Бронштей-
на ничья не устраивает, но позиция его
	такова, что при продолжении борьбы езть
шансы только на... проигрыш.

‚Чемционом мира остается Михаил Бот-
BHHHER. - .

Не буду злесь анализировать партии
это’ дело снециальное. Хочу только ска-
зать, что 0ба гроссмейстера играли co
свойственной нашим шахматистам Wea

циативой ий проявили огромную волю к
победе.
	Матч дал много прекрасных. партий,
	Когда в 1925, затем в 1935, 1936 го-
дах в Москву приезжали Ласкер. Капа-
бланка, Эйве и другие иностранные. гросс-
мейстеры. советские шахматисты присма-
тривались буквально к каждому их ходу.
Гости убеждались, что интерес к шахматам
в СССР огромный, всенародный.

Многие терпели поражение от советских
шахматистов. ‘Сеансы. которые дали В
1935 году Капабланка, Флор. затем Эйве
и Файн, показали всему миру, что общий
уровень игры в СССР исключительно вы-
сок. Сеансерам не удалось набрать и
50 процентов возможных очков.

В 1938—1939 гг. в СССР приезжал
чемпион Америки С. Решевекий. Он давал
сеансы. одновременной игры. во’ всех ©т9-
лицах Европы. «Капабланка и Флор не

умеют лавать сеансы, — говорил Решев-
ский.— Вот.я больше чем по две партия ие
проигрываю».

Чемпиону США ‘предложили сыграть
сеансе в Лворне пионеров в Ленинграде.
«С детьми! — воскликнул Решевский.—=
Это же -неинтересно!». Сеанс назначили на
шесть часов вечера. Перед уходом’ из го-
стинипы Решевский попросил админиетра-
	тора: «Пожалуйста, закажите мне билет в
сперу, через часок. ‘я вернусь...».

Чемпион США играл на 35 досках. Про-
птел час, второй. Билет в оперу уже про-
пал. В 11 часов вечера родители некото-
рых юных ‘шахматистов начинают. беспо-
коиться, звонить в милицию: У одних про-
пал Саша, у других Коля... А знаменитый
сеансер все играл. Сеанс продолжался
10 часов и кончился в 4 часа утра. Pe-
шевский выиграл 16’ партий. 13 свел
ВНИЧЬЮ, 6 проиграл. ‘Чемпион США
не попал в оперу и на следующий день:
после сеанса е детьми он отдыхал. отсы-
pares. .

Этот случай я вепомнил. сейчас. когда
во время матча на первенство мира между
Ботвинником и Бронштейном некоторые
наши гости проводили сеансы. одновремен-
ной игры в шахматы. Теперь иностранцы
не очень-то. охотно выступают в сеансах
в Москве, понимая, что это далеко не
«прогулка». Мастер Р. Вейд. приехавший
из далекой Новой Зеландии на матч Бот-
винник — Бронштейн, сыграл на 30 дос-
‘ках в Дворце пионеров. Сеанс продолжался
7 часов. Вейд сумел свести 10 партий
вничью, 20 партий мастер проиграл, а
выиграл — 0.

В Домах пионеров растет наша моло-
дежь. В московеком Дворце пионеров по-
лучил свое шахматное воспитание Смыслов,
Бронштейн — в Киеве, Болеславский — в
Днепропетровске.

**
*
	Мировая война помешала организовать
матч на первенетво мира между Алехиным
и Ботвинником. Сразу после окончания
войны `советекие шахматисты’ перешла в
	ОО В
праматургии   наступление на всех фронтах.
	Началось с того, что в 1945 году сбор-
ная’ команда‘ СОСР разгромила команду
США в радиоматче. Америка тогла’ счита-
	лась чемпионом мира, Kak неоднократный.
	победитель в «турнирах наций» `(шахма-
тисты СССР в этих турнирах не участво-
вали). Счет радиоматча был 15,5:4,5 в
Нользу команды СССР. Решевский проиграл
обе партии Смыслову, Файн проиграл пол-
тора очка... Болеславекому. Ботвинник В
	обеих партиях разгромил Денкера... Амери-.
	канцы прилетели. в Москву в 1946 году
и снова потерпели поражение. Наша сбор-
ная команда дважды победила в. те: годы и
Англию — по радио, а. затем. в Лондоне.
	. «Секрет». наших успехов, но. мнению
английского журнала «Чесс», зависел от...
‘климата. Журнал констатировал: «В Рос-
сии холодно. А раз холодно, то людям де-
лать нечего, они. сидят за самоваром и
играют в шахматы». А один «знаток»
шахматного искусства в Америке писал,
что трудно играть с советскими пгахма-
тистами потому, что они едят слишком
много икры!

В. марте. 1946 тода умер А. Алехин,
Шахматный мир без чемпиона —= беспреце-
дентный‘ случай. Что делать? Американцы
проектировали матч  Решевский — Эйве
на звание’ чемпиона мира; А голландцы
	предлагали. вообще. не. играть. По их мне-
нию, следует. провозгласить чемпионом мира
единственного оставшегося в живых: эко-
чемпиона -—— доктора Эйве.
	Но успехи советских шахматистов были
слишком очевидны, чтобы обойти их. .Со-
ветские : шахматисты сказали: давайте
лучше поиграем в шахматы: `Пускай чем-
пионом ‚будет сильнейший.
	‚ Решили провести матч-турнир в Голлан-
mun. nu в СССР. Результат этого турнира
у всех в Памяти — полное торжество co-
	Б. ЛАВРЕНЕВ, `
н. Погодин.

О некоторых насущных вопросах советского репертуара
		пинки ответят: «Директор». Но так
ли это на самом деле? Вовсе не так. Ди-
ректор театра загружен всевозможными
хозяйственными и организационными фун-
кциями, а до репертуара у него «руки
He доходят», да и не нужно это ему, по-
тому что Комитет все равно подменил его
начисто в вопросах планирования репер-
туара.

Станиславский сказал: «Kean y дирек-
тора театра нет вкуса, нет любви к поис-
кам репертуара, литературы для театра,
тогда не будет Театра в нашем понима-
нии, как организма, который, но выраже-
нию Гоголя п Щепкина, является вели-
кой школой, назначение которой «читать
зрителю живые уроки» о жизни и чело-
	веке в самые важные моменты его суще-
	ствования. Ёели этого нет — будет толь-
ко коммерческое предприятие».
	Должноеть заведующего литературной
частью во многих театрах оказалась
упраздненной вовсе. Там же. где эта долж-
ность Формально еще существует, — часто
	ее занимают ‘люди, совершенно не подго-
	товленные к тому, чтобы вести IAT e-
ратурную работу и осуществлять
связь между театром и’ писателем. Лан
нужен ли театру заведующий’ литератур-
ной частью, если Комитет по делам ‘ис-
кусств ‘установил систему, при которой
театр фактически лишен права самостоя-
тельно заказывать интересующую ^ ero
пьесу apaMaTypry # pasorars над этой
пъесой вместе е автором?
	Систему создания пьес по заказам Воми-
тета, призванную дополнить возмож-
ности, которыми располагали театры, и
усилить борьбу за создание репертуа-
ра, прежнее руководство Комитета умудри-
лось использовать так. что система эта
	` стала прегралой между драматургом и
	театром. Это произошло потому, что систе-
мой централизованных заказов ‘Комитет
бюрократически вытеснил и подменил си-
стему творческих отношений, которые
прежде мог писатель установить непоеред-
ствено с интересующим его театром.
Живое общение с постановщиком и -ак-
терами уступило место официальным от-
ношениям драматурга © заказчиком. Дол-
голетняя и плодотворная дружба, связы-
вавшая многих драматургов с определен-
ными ‘театрами, ослабела, а то и вовсе
разрушилась. . -
Нередко бывало и так, что, когда дрз-
матург и театр начинали все же coBMe-
	стную работу над новой пьесой, Бомитет
	считал возможным вмешаться, прервать эту
полезную работу и распорядиться пьесой
по своёму усмотрению. Так, например, на-
писанная А. Софроновым для театра им.
Моссовета пьеса «В наши дни» была
включена Комитетом в план театра имени
Вахтангова. Театр. драмы и комедии, всту-
пив в контакт с В. Овечкиным, присту»
пил к постановке его пьесы «Настя Коло-
сова». Однако Комитет передал пьесу Ma-.
лому театру. Театр имени Ермоловой свя-
зался с переводчиком китайской пьесы
«Седая девушка». По воле Комитета пъеса
была отдана театру имени. Вахтангова.
	Такой. метод. администрирования MOT
иметь своим следствием лишь один” рз-
зультат: снижение ответственности теат-
ра за создание собственного - репертуара, ‘а
у драматургов — утерю вкуса E COBMECT-
	ной работе с театром в процессе создания
		были полностью выполнены указания
Центрального Комитета - партии о работе
Художественного совета. ‘Думается, что
этот Совет не ‘должен быть совещатель-
„ным органом при Комитете, — он должен
быть независимым от Комитета органом
общественного мнения.
	Необходимо также вернуть театрам их
естественное право строить. собственный
репертуар, самостоятельно” заключать до-
‘товоры на новые пьесы, работать в са-
мом тесном ‘ содружестве г драматургом
над созланием этих пьес’ и сценическим
их воплощением. Театр. должен стать ‘цент-
ром творческой работы над созданием но-
вого репертуара.

Наконец, надо оздоровить систему зака
зов Комитета на пьесы. Из механиче-
	сЕОИ ‹ регистрации написанного система
эта. должна превратиться в  средетво
творческого - стимулирования драматургов;
	должна помочь. подлинному планированию
репертуара и художественному воплоще-
нию нужных, животрепещущих тем: --
		вы, чтобы исправить существующее поло-
хение в деле распространения драматиче-
ских Произведений. Пьесы, выпускаемые
теперь в издательстве «Искусство», печа-
таются слишком долго ив непомерно
малом количестве (20—25. пьес в год). К
тому же выпускаются, как правило, ЛИШЬ
иъесы уже поставленные И апробирован-
	ВВ ое Пг
ные в печати. Такие издания, осуще-

овченные тол епустя после’ постановки, —
	театрам уже, естественно, не нужны.

Нам думается, что было бы целесооб-
разно создать при Комитете по делам
искусств. репертуарно-редакционный совет
с редакторским квалифицированным апиа-
“пом Этот совет будет рассматривать все
	ее
поступающие пьесы -—— оригинальные и

переводные, работать с авторами  заслу-
ome OTP с
	Зе КЕ ат. ди
rs

живающих внимания произведении. Литера-

турно совершенные произведения, B ORO H-
чательном своем тексте, попра-.

ву принятые и одобренные
Комитетом при участии Художественного.
совета, — должны издаваться в ежемесяч-
ном ремертуарном сборнике. Осуществлять
излание такого сборника должно, по на-
шему мнению, издательство «Искусство».

Таким путем будут ликвидированы ву-
старщина, самотек и безответетвенность. в
таком важнейшем идеологическом деле, как
распространение репертуара для сотен дра-
матических театров нашей страны,
		Развитие сценического искусства ‘и раз-
витие драматической литературы нё толь-
ко неразрывно. связаны между собою: они
	взаимно обусловлены, и ни один из этих!
	процессов невозможен без другого. Нере-
довая русская драматургия . всегда была
тесно связана с театром, и, скажем, Малый
тватр”был «домом Щепкина» в той же ме-
ре, в какой был он и’ «домом ° Остров-
ского», ‘а основоположниками МХАТ, на-
ряду с В. С. Станиеславсвим и В. И. Не-
мировичем-Данченко, должны быть по пра-
ву. названы A. П. Чехов и чА. М.
Горький.
	<..Мы сказали, что актер есть худож-
ник, следовательно, творит свободно; но
вместе с тем мы сказали, что он и зави-
сит от драматического поэта. Эта свобода
и зависимость, связанные между собою
неразрывно, не только естественны, но и
необходимы: только чрез это соединение
двух крайностей актер может’ быть ве-
ЛИКЕ».
	В этих словах Белинского точно опре-
хелена творческая природа реалистического
театра, в котором драматургия и сцениче-
ское искусство выступают в неразрывном
единстве.
	Советский театр не только  унаследо-
вал, но развил и углубил прекрасные тра-
диции русского реалистического HCRY=-
ства. Этапные страницы истории каждого
из прославленных театральных коллекти-

BOB нашей страны — это. как правило,
победы, достигнутые в творческом вопло-
щении наиболее значительных созданий

советской драматургии.

В свою очередь, в самом тесном содру-
жестве с театром начинается обыкновен-
но и творческая биография драматурга.
	Возьмем, например, драматургов моло-
хого поколения. В дружной работе автора
с театром имени Моссовета рождалась пзр-
вая постановка первой пьесы А. Софро-
нова. С театром имени Ермоловой начинал
свою работу А. Суров; в тватром Совет
	ской Армии работали над ‘первыми свои-
	ми пьесами Ю. Чепурин, Н..  Винников и
А, Кузьмичев, с Центральным детским
театром — ©. Михалков, ‚ В. Любимова,
И. Ирошникова. -

Примеры эти не ограничиваются кругом
столичных театров. В Свердловске и Там-
бове театры помогли выступить © пер-
выми Пьесами Молодым драматургам
А. Салынекому и В. Девятову, в `водру-
жестве е Иркутским театром успешно ра-
ботает.Ц. Маляревский, с Чкаловским —
В. Пистоленко, с театром Коми. АССР —
Н. Дьяконов. ;
	№ включению в дело создания репер-
туара театров призывало всех работников
литературы и театрального искусетва исто-
рическое постановление ЦЕ ВКП(б) «0 рез
пертуаре драматических театров. и мерах
по его улучшению». .

Успехи, достигнутые советским театром
и драматургией за последние годы; бесзпор-
ны. Однако, как-ни значительны эти’ усне-
хи, они все же непомерно ниже тех
	хи, они все же непомерно ниже TEX)
творческих возможностей, какими . раепо-  .
	лагают и наша драматургия, и наш
театр. Театры все еще ‘испытывают: не-
достаток в хороших пьесах о современно-
сти. И причины этого коренятся не в ка-
KHX-TO «объективных причинах» — их
HeT,—a B серьезных недостатках в деле
руководства театром и драматургией со
стороны Комитета по делам искусств и
Союза советских писателей.

Чтобы вызвать BK жизни новый поток
драматических произведений, назыщен-
ных высвокоидейным содержанием и на-
писанных с подлинным художественным
мастерством, ‘необходимо устранить все,
что. тормозит развитие советской драматур-
гии. порождает благодушие и безответет-
венность, потворствует ремесленничеству,
мешает борьбе за обильный и полноценный
репертузр советского театра.

Вопрос 0б устранении некоторых та-

ких,— и притом, на наш взгляд, чрезвы-
чайно существенных, — недостатков и хо-
	тим мы вынести на обсуждение в настоя-
шей статье. ;
		Ремесленнический полход и невзыска-
тельность в оценке произведений драматур-
тии  порождали проявления  нетребо-
вательности самих драматургов к своей ра-
боте. Одним из таких проявлений стало.
желание некоторых. авторов поскорее
сбыть с рук напиванную пьесу, едва она
принята и одобрена Комитетом.

В результате, подчас случалось Tas,
что сырая, незавершенная пьеса распро-
странялась, как  готовов, апробироваНное
произведение. Затем автор начинал рабо-
тать вместе с театром, совершенствовал
свою пьесу, опять предэтавлял ве в Ко-
митет, и, вновь «принятая и’ одобрея-
‘ная», она’ во второй раз распространя-
лась в совершенно отличном варианте, 5
удивлению тех театров, которые. начали
работу над первоначальным вариантом.
	В любом другом жанре литературы не-
мыслимо положение, при котором автор’
смог бы напечатать ‘свое произведение в
двух журналах одновременно в двух ре-
лакциях, резко отличающихся друг от
друга. А драматурги примирились и’ счи-
тают нормальным, что ‘написанные ими
пьесы могут итти в различных театрах
не только с резкими разночтениями тек-
ста, но лаже ис серьезныхи  сюжетны-
ми изменениями,

Это оказалось возможным потому, что
система распространения пьес все еще
остается не продуманной и не совершен-
ной.

Любой поэт или прозаик перед опубли-
кованиём своего произведения работает с
квалифицированным редактором,  совер-

шенствуя написанное.

Приходя со своей пьесой в Комитет. по
делам искусств, драматург не. может рас-
считывать на то, что он найдет там
вдумчивого и опытного литературного ре-
дактора: такая должность в штатах Воми-
тета не предусмотрена. Аппарат. Главре-
перткома пытается вести редакционную
работу се авторами (хотя она не входит и
не может входить в его. задачи). Ho. He
располагая ни добтаточными силами, ни
соответственными полномочиями, он,
естественно, с этим не справляется. .
	Мог бы оказаться редактором заведую=
щий ‘литературной частью в. театре. Но
мы уже говорили о создавшемея положе-
нии, при котором самое существование
завлитов оказалось фикцией. .
	Есть, наконец. ‘организация, ‹ которая
выполняет своеобразные издательские`
функции, распространяя пьесы ‘по театрам
страны и размножая их на пишущей ма-
шинке или на стеклографе. Редактор, одна-
ко, отсутствует и здесь. «Одобренные ‘и
принятые» Комитетом пьесы буквально
штампуются без какой бы то ни ‘было ра-
боты с автором.
	Неречитывая эту  машинописную и
стеклографическую продукцию, выпускае-
мую отделом распространения Всесоюзного
управления по охране авторских прав, лег-
ко убедиться, что подавляющее большин-
ство пьес изобилует стилистическими ошиб-
ками. несуразностями и нелепостями. —
	А продукция эта отнюдь не мала. На-
пример, в 1950 году выпущено было
отделом распрозтранения 248 пьес. Из них
удовлетворительными по своим. литератур-
ным качествам можно считать лишь Te
32 пьесы, которые распространялись после
постановки в каком-либо из крупных теат-
ров. страны и, следовательно, прошли в
процессе работы. известную сценическую
и литературную правку. Остальные же
216 пьес выпущены в свет без какой бы
то ни было редактуры.
	Цифра «248», на первый взглял, будто бы
говорит о том, что отдел распространения
делает большое и нужное дело. Но стойт
посмотреть на «тиражи» этой мапгинопис-
ной литературы, чтобы убедиться‘ в том,
что в действительности-то распространяется
нередко никому не нужная макулатура.
Из 248 пьес только 14 имеют тираж ar
100 до 300 экземпляров, 21 пьеса распро=
странена в количестве от 50 до 100 эк-
земпляров. 20 — от 30 до 50, a ocraas-
ные 193 (сто девяносто три!) отстуканы
на машинке в количестве от десяти до три-
дпати экземпляров:
	Именно отсутствие редактора приводит
к тому. что многие пъесы, как мы уже
упоминали, нередко распространяются в
двух, 4 10 И в трех-четырех вариантах,
когда каждый последуюний вариант отме-
няет собой распространенные прежде.
	Безответственная штамповка распростра-
няемых пьес приводит к тому. что в обиль-
ном и разношерстном потоке (как ни как,
248 названий!) тонут подлинно значитель-
ные пьесы. Особенно часто, случается это
с пьесами молодых авторов, когда новое
имя, появившееся на обложке, не привле-
кает внимания тезтральных режиссеров.
Зато нередко получает вдруг широкое хож-

дение какой-нибудь убогий плод ремеслен-
вого драмолельчества.
	Б этой непростительной и вредной ку-
старщине повинен не только Комитет по
делам искусств. Давно бы пора подумать об
этом Союзу писателей и издательству
 «Иекусство». ‘
	Издательство, однако, легко мирилоеь с
существующим положением (Tak спокой-
	нее!) и не прояваяло никакой инициати-
	Было бы неверным возлагать ответстве! ”
ность за ослабление творческой. атмосферы

в среде  писателей-драматургов. только
на Комитет по делам искусств.
	В очень большой мере повинен в этэм
также и Cows советских писателей
СССР, в первую очередь секретариат
союза и комиссия по драматургии.

Нельзя сказать, что в союзе, — на пле-
нумах правления. на заседаниях секрета-
риата и президиума, на всевозможных го-
вещаниях и обсуждениях, проведенных
комиссией по драматургии, — ничего не
говорилось ‘о ‘недостатках репертуара и о
мерах к устранению этих недостатков. -

Нет. Говорилось немало. Беда в TOM,
что слова оставались словами и`к TOMY
же’ слишком часто — словами  несерьез-
НЫМИ.
	Союз писателей не поинтересовался, к
	  примеру, тем. что делают в Художествен-
	ном совете при Вомитете по делам искусств
	те ведущие драматурги, которые в CBOE
время были в этот совет введены.

Не вникая глубоко в содержание, не
	подвергая принципиальному анализу худо-
	жественные достоинства и недостатьи пьес,
	появивщихея за последние годы, руковод-
ство союза и комиссия по драматургии
проглядели тот факт, что в драматургии
получили хождение надуманные, нежиз-
ненные конфликты. Некоторые из них
стали уже штампом. Так, из пьесы в пьз-
су стал кочевать один и. тот же кон-
фликт, некогда имевший место, но. уже
не типичный для жизни: конфликт меж-
Ху отсталым руководителем и рабочим-но-
	затором. Воли бы творческому обсуждению
	в с0юзе подвергался процесс развития на-
шей Драматургии в целом, а нё отдельные,
Е Тому же часто случайные пьесы, —
	наличие штамцованных конфликтов хавно
указало бы на удаление некоторых драма-
тургов от живых явлений  действитель-
ности и подсказало бы необходимые выво-
ды для оздоровления творческой атмосферы.
	Многие писатели попросту отказывались
	от обсуждения своих пьес. в Союзе писа-
телей. Й это тоже. никого не волновало.
«Не хотят, ну и лално...»
	Быеступления участников обсуждений
нередко бывают продиктованы ‘гриятель-
скими отношениями. Нежелание ‘обидеть
приятеля рождает неискреннюю похвалу.
Tak было © пьесой А. Крона «Кандидат
партии», нелостатки которой ° не были
должным образом вскрыты при обсуждении
ее в Союзе писателей.
	Только  приятельскими отношениями
можно объяснить тот факт. что (за исклю-
	чением одного-двух искренних голосов) 06-
суждение пьесы «Честноеть» К. Финна,
проведенное в Союзе советских писателей,
превратилось в неумеренное  славословие
но адресу порочной пьесы.
	Организация систематических  творчэ-
ских обсуждений, проводимых на высоком
идейном уровне, е широким привлечением
работников театра,— такова главная  за-
лачз Союза советских писателей и его ко-
миссии по драматургии.
	Другой ‘не менее - важной задачей яв-
ляется помошь писателям в выполнении
их замыелов и планов, умное распределение
творческих командировок, помогающих на-
	копить жизненный MaTepRat для новой
пьесы. {
	Из знания творческих планов писателей,
из умения направить эти планы в верное
руело, из действенной критики написан-
ных произведений складывается то твор-
ческое руководство делом создания
полноценного репертуара, которого’ вправз
ожидать драматургия и театры от Союза
советских нисателей СССР и которое пока
осуществляется плохо.
		a Re бы еще, если бы, заказывая лье-
Комитет направлял писателей, ориен-
Вы их на важные темы, оказывал
творческую помощь. Но не было и этого.
В поеледнее время дело свелось к тому,
что готовые, написанные без участия и
даже без ведома Комитета пьесы. регистри-
ровались и оформлялись как написание
якобы по его заказу. Например. комедия
«Свальба с приданым», созданная драма-
тургом Н. Дьяконовым в Roan АССР и
переведенная А. Тлебовым. получила при-
знание, а после этого была «проведена»,
как написанная «но заказу» Комитета по
делам искусств. Можно было бы говорить
o6 этом, как о нелепости, если бы не
было здесь прямого обмана...

Грубые ошибки в работе Комитета и не-
которых руководимых им тезтров — горь-
кие ‘плоды, явившиеся следствием pe-
месленной нетребовательности. Только на
такой почве мог появиться окруженный
преждевременной и нездоровой шумихой
	спектакль «От в-зего cepana» в Большом
	театре. подвергнутый нелавно справелли-.
	вой и резкой критике в «Правде».
И только ремесленной замкнутостью в
кругу надуманных схем, оторванноетью
oT действительных явлений и „запросов
жизни можно объяснить историю  пороч-
ного спектакля «Честность», показанноге
театром имени Ермоловой, а затем снятого
по требованию общественности. Сотканная
из обрывков старых наблюдений и гото-
вых литературных штампов, начиненная
несуществующими «проблемами», игкА-
жающая действительность и оскорбляющая
достоинство советских ° людей, пьеса
В. Финна была принята Комитетом по де-
лам искусств. Оформленная все по тому
же «заказу» Комитета, она была рекомен-
дована для постановки столичным и пе-
риферийным ‘театрам. Восторженная реко-
мендация Вомитета оказалась Как бы 6po-
ней, которая, на беду писателя и театра,
оградила пьесу и спектакль от предвари-
тельного общественного обсуждения.

Этот беспрецедентный ‹ случай весьма
поучителен. г

В постановления ЦК ВЁП(б) «0 репер-
тузре драматических театров и мерах по
его. улучшению» было указано, что «...Ху-
дожественный совет при Комитете по де-
лам искусств нё выполняет своей роли
в деле улучшения качества репертузва,
повышения его идейного ‘и  художеаствен-
ного уровня, ведет работу замкнуто, ре-
зультаты его деятельности не становятся
достоянием. широких кругов. театральной
общественноети. не освещаются в печати».
	Руководство ‹бомитета не поняло всей
важности этого указания. Вместо того, что-
бы оживить работу Художественного ¢o-
вета, Комитет вовсе прекратил ето дея-
тельность: с 1948 года’ Художественный
совет не собирался ни разу.

Для того, чтобы воссоздать творческую
атмосферу в деле создания полноценного
репертуара для советских драматических
театров, нам кажется необходимым, чтобы
	Плохое руководство работой `Вомитета
по делам искусств. со стороны бывшего
его председателя П. Лебедева сказалось,
в частности, в том, что между пнисателя-
ми, работающими в области драматургии,
и’ театрами, для которых предназначен
весь труд этих писателей; был искус-
ственно воздвигнут целый ряд бюрокра-.
тических рогаток.

Комитет, по существу,  монополизиро-
вал заботу о репертуаре всех театров, по-
забыв о том, что создание репертуара.
есть первостепенное дело- самото’ театра.
Театр не только имеет право определять и
создавать свой репертуар, но несет за не-
го полную ответственность точно так же,
как редколлегия журнала несет  ответ-
ственность за содержание и направление
журнала. Выбор пьесы — это творческий
AKT.

Навязывая театрам «спущенные свер-
ху» репертуарные планы,  обязывая в
циркулярном порядке ставить те или иные
пьесы и лишая театры права на самостоя-
тельную творческую работу с писателями
и постановку пьес, вк которым коллектив.
чувствовал влечение, — Комитет насаждал
холодное ремесленничество, создавал зтмос-
феру безразличия, при которой   и театр
подчас не чувствовал потребности: в со-
трудничестве с творчески далеким ему ‘дра-
матургом, и драматург иногда не испыты-
вал желания работать с равнодушным к
нему коллективом.

Если спросить у работников  Бомитета
или у любого из театральных деятелей,
кло в театре ‘несет ответственность за
репертуарную линию, за привлечение
праматургов и подбор ньес,— они без за-

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 - > +8 wage 1951 fF, Ne 57
	OO

ветского шахматного искусства“ Звание   Встречаются и ошибки, вель. шахматы, —
чемпиона мира завоевал Михаил Ботвинник.   Это игра, ‘которую нельзя. механизировать.
	Василий Смыелов.
	Второе место занял
	Наибольшая ошибка; которую допустил
Ботвинник, заключалась, по-моему, в TOY,
что в течение трех лет он не играл в
турнирах. Ему нало излечиться ‘от «цейт-
нотной болезни», в пейтноте он уступает
Бронштейну, который ориентируется бы-
стро и хорошо в самые сжатые сроки.

На. торжественном закрытии матча
Ботвинник был увенчан лавровым  вёи-
	Третье и четвертое места разделили Верес   Ботвинник, заключалась, по-моем
	и Решевекий, и лишь пятое место занял
Эйве, которого хотели без игры провозгла-
сить чемпионом мира.

С того времени началась новая эпоха в
	розыгрыше первенства мира по шахматам.
По инициативе наших шахматистов. при
	поддерлке советского чемпиона мира, раз-
работана новая, справедливая система,
	при которой чемпион обязан через каждые   ком. Но особенность этого матча. в _том,
	как сказал председатель  Бсесоюзной
шахматной секции тов. Харламов, что

есть победитель, з нет побежденного. _
	ноовдила советская шахматная Школа,
победило советское шахматное движение!
		три. года защищать свое звание против   как сказ
сильнейшего претендента, завоевавшего это   шахматной
	право в отборочных турнирах.
	Первый такой турнир’ состоялся в
1948 году в Стокгольме. Здесь встретились
шахматисты многих стран. Отсутствовали
только американцы Кэжден и Горовиц.
Они имели право участвовать в этом тур-
нире, но не приехали. Американский жур-
нал «Чесс ревью» сообщил, что у Кэждена
и Горовица не было денег на дорогу.
Неужели правительство США не могло Ha
несколько сот долларов сократить астроно-
мические расходы на вооружение и отира-
вить двух представителей в Стоктольм,
чтобы добиваться для Америки звания
чемниона мира по шахматам — игре, в ко-
	Босстановить в правах творческое со-
дружество драматургов и‘ тезтров, пере-
нести центр работы по созданию репертуа-

ра в Театр — такова, на наш взгляд, пер-
вая залача. :
	Ликвидировать бюрократические методы
руководства, восстановить работу Хуложе-
ственного совета, сделать этот орган влия-
тельным и действенным — вот чего нало
	пожелать новому руководству Комитета по
делам искусств.
	Изгнать `кустарничество В издании и
распространении драматических произведе-
НИЙ, приравнять драматургию к другим
родам литературы, обеспечив кватифициро-
ванную редактуру новых пьес. — вст не:
	пременное условие дальнейшего роста си-
ветекого театра.
	Утвердить подлинно творческую атмо-
сферу в Союзе советских писателей, изжить.
наконец, проявления беепринцилности я
приятельских отношений. во имя которых
	нередко на сцену и в литературу пронв-
кает брак, — такова задача писательской
	общественности, Союза писателей, его сек-
ретариата и комиссии по драматургии.
	Прошло 15—20 лет с тех пор, nat
советские шахматисты учились у Ласке-
pa,  Капабланки и других rpoccyeficre-
pos, приезжавших в Советзкий _ Союз.
Ученики сами превратились в учителей,
Теперь уже инбетранные ‘шахматисты
приезжают в Москву, чтобы . учиться.
Во время матча весь мир следил за борь-
бой между Ботвинником и `Бронниейном,
членами советских спортивных обществ
	ской премии третьей степени за 1950. го
по разделу «Музыка» Жуковскому Гермаяу
Леонтьевичу, композитору — 3a музыку
оперы «От всего сердцах.   .
	торой наибольшее значение имеет голова?   «Энергия» и «Линамо».
	Совет Министров СССР удовлетворил хо-
	датайство Вомитета по Сталинским пре-
миям.в области литературы‘ и искусства
при Совете Министров СССР об отмене
прежнего решения о присуждении Сталин-
	Б Совете М инистров СССР