Чехословацкие фильмы
	Иржи ГЕНДРИХ,
	председатель Чехословацного ниносовета
	Франтишек ДВОРЖАК,
	кинодраматург
		Для нае, работни-

ков чехословацкой ки- H

ржи Г
де НН А председатель °Чехос
Ob ти, че
радость встречи с со- Франтишек

ветскими зрителями.
Фестиваль чехосло-

вацких фильмов, толь-

ко-что закончивитийся в Москве, свидетель-
	ствует о том, что наше киноискусство до
билось первых успехов.
	Напг путь был нелегок. Создание кар-
тин, которые увидел советский зритель,
было сопряжено со многими трудностями.
Они, эти трудности, преодолевалиеь в борь-
бе против безидейности, космополитизма и
формализма, пропвотавших в нашем кино.
Нужно было очень наслойчиво пробивать
в нашем киноискусстве дорогу к социали-
стическому реализму — единетвенному ме-
тоду, в помощью которого можно создать
правдивые картины о нашей героической
действительности.

Весной прошлого года президиум Цент-
рального Комитета коммунистической пар-
тии Чехословакии вынес постановление 0
творческих задачах чехословацкой кинема-
тографии.

Постановление подчерхивало, что глав-
ная задача киноработников заключается в
том, чтобы чехословацкие фильмы, по
примеру советских, играли важную роль
в деле воспитания нового сознательного
гражданина республики, самоотверженного
строителя социализма.

С тех пор прошел год. Результаты годо-
вой работы показывают, что работники на-
шего кино приложили много‘сил для того,
чтобы выполнить указание партии.
	Фильм «Встанут новые бойцы», создан-
ный режиссером Иржи Вейссом по одно-
именному роману премьер-министра Чехо-
словакии Антонина Запотоцкого,— одно из
основных напих достижений. Этот фильм
является глубоко человечным, правдивым
произведением, рассказывающим о наибо-
лее значительных событиях нашего рабо-
чего движения 90-х тодов прошлого сто-
летия, 00 истоках тоРо пути, по которому
илет сейчас наш народ к социализму.
	Сила этого фильма, главное его досто-
инство -— в художественном изображении
тех глубоких перемен, которые происходят
в людях, вотупающих на путь борьбы 3a
социальную справедливость и лучшее
будущее.

Фильм показывает, как в отсталой де-
ревне Заколаны, где безраздельно хозяйни-
чали хищники-капиталисты, из забитых
крестьян и неосознавших еще свою силу
рабочих под влиянием ссыльного социа-
листа Будечекого вырастают новые люди,
впервые познавшие, что тажое человече-
ское достоинство.

Глубоко правдив образ нищего деда Кол-
мистра (артист Ф. Смолик), который
вступает в добровольный рабочий cows
взаимопомощи, организованный Будечеким,
и там впервые осознает, что в результате
своей трудовой жизни он имеет право на
	уважение ° общества и  обеспеченную
старость.

Эпизоды © делом Шолмистром, очень
	сильные в романе А. Запотоцкого, удачно
развиты и сценаристом Иржи Фридом, и
режмесером Иржи Вейссом.
	Дел Колмистр становится жертвой злобы
	старосты Вальдека, который отнимает у
умирающего старика ето нищенекую пен-
сию. Сцена похорон Волмистра -—— одна из

наиболее сильных в фильме. Похороны ня-
щего старика, в которых участвуют все
члены союза, превралалотся в подлинную
демонстрацию заколанских пролетариев,
демонстрацию, которая увлекает всех ко-
леблющихся, привыкших гнуть спину пе-
ред господами. Зритель видит заколанских
жителей, вчерашних забитых рабочих и
креетьян, а Ныне сознательных борцов.

И зритель верит, что это — творцы бу-
дущих судеб страны, которым придут на
смену их дети, придут тыеячи и тысячи
новых борцов.

Несколько слов о дубляже фильма на
русский язык. Лубляж представляет собой
	точный литературный перевод  чешекого
НИНЕ
	сценария, Однако В
рамках картины со-

НДРИХ, “
вацного ниносовета BeTCRHE зрители по
РЖАК лучают более полное
1BO ’ представление о глав»
marypr ном герое фильма —

социалисте Ладиелаве

Будечеком. Чешский
артист Отомар. Крейча ‘создал обаятельный
и глубоко правдивый образ тероя, пока-
зал внутреннее спокойствие, мудрость и
репгительноеть вождя рабочих. Ho, как
правильно отмечала  чешекая критика,
Oromapy Крейче не в полной мере удалось
передать силу и смелость Будечекого. Ме-
стами у героя как будто нехватало духа
проявить всю силу своего  пламенного
убеждения, весь пафос своих идей.

Этот недостаток удалось устранить в
русском. дубляже. .

На фестивале чехословацких фильмов,
кроме того, демонстрировались известные
советскому зрителю фильмы — «Западня»,
«Плотина», «Немая баррикада», «Новая
Чехословакия», «Герои старой Праги».
Только в Москве в дни Фестиваля наши
кинофильмы просмотрело свыше миллиона
зрителей.
	В скором времени в Советском Союзе
	`булет показан еще один новый фильм —
	«Закаленные», удостоенный на Междуна-
родном фестивале в Карловых Варах «Пре-
мии борьбы за социальный прогресс» (ре-
жиссер Мартин Фрич). В этом фильме изо-
бражена борьба рабочих Остравского края
в самый тяжелый период экономического
кризиса 1930—1932 гг. Забастовку рабо-
чих завола «Карлова гуть» возглавили
тогда руководители рабочего движения во
главе се Клементом Готвальлом.
	Фильм показывает живые и яркие вар-
тины борьбы и имеет большое воспита-
тельное значение. Однако у фильма есть и
существенный недостаток — неполно pac-
крыта роль деятелей коммунистической
партии в руководстве забастовкой и их
влияние на бастующих рабочих.
	В этом году наша кинематография, ру-
ководствуясь постановлением партии, с0-
средоточивает свои лучшие творческие си-
пы на создании нескольких наиболее важ-
ных произведений.
	Режиссер Отокар Вавра начал снимать
фильм «Сыны народа» по сценарию М. Фа-
беры. Этот фильм прослеживает великую
историю борьбы за свободу нашего народа
от черных дней Мюнхена до освобождения
Праги Советской Армией. Фильм должен
выразить глубокую благодарность И’ лю-
борь нангих люлей в Советекому Союзу.
	По знаменитому роману писателя Ивана
Ольбрахта: «Анна-пролетарка» снимает од-
ноименный. фильм режиссер Стеклы. Этот
фильм рассказывает о событиях, проиешед-
ших в 1920—1921 годах, когда nog
влиянием Великой Октябрьской социали-
стической революции в Gopbie против
правых элементов в социал-демократиче-
ском движении родилась коммунистическая
партия Чехословакии:
	Писательница Мария Майерова написала
сценарий фильма «Крепость», который
снимает сейчас режиссер М. Цикан. Эт
произведение отображает великие  созида-
тельные усилия нашего народа от первых
дней освобождения до февральской победы,
борьбу с отечественной и иностранной ре-
axel.
	По роману Т. Сватоплука будет постав-
лен фильм  «Ротострой», раскрывающий
эксплуататорский характер предприятий
«Батя» и борьбу рабочего класса против
угнетателей,

По роману нашего национального клас-
сика Алоиса Ирасека «Пеоглавцы» снимает
Фильм режиссер Мартин Фрич.
	У чехословацкой кинематографии есть
великий пример —славная кинематография
Советского Союза. Идя по дороге, которую
	указывает нам советское кино, мы павер-
няка достигнем хороших результатов. Oco-
бенно последовательно нам ‘нужно бороться
3a идейность наших фильмов, постоянно
учиться художественному мастерству и
создать таким образом картины, достойные
наших дней, нашей великой борьбы за
	мир и социализм.
	Письма
в редакцию
	Маленькое предприятие
большого значения
	На ‘одной из улиц Еревана — неболь-
пой домик. Нал дверью дощечка 6
надписью; « Правление артели «у шардзан»

Стромпромеоюза Армпромеовета». Под этой
вывеской действует маленькое предирия-

тие, от которого зависит успешная работа
многих бумажных комбинатов и фабрик
	странь:.
Армения издавна славитоя неиечерпав-
	мым богатством самых различных BAIS
камней. Eme до войны специалисты  ис-
	Е ОТО Р.

следовали местную породу андезито-ба-
зальтового камня И установили, что этот
камень по своим качествам He только. не
	Буа ARP

уступает импортному, ввозимому из тер-
мании, не и во многом лучше его.

Поеле лабораторных испытаний было
	“we

доказано, что армянский андезито-базаль-

товый камень с угпехом может быть ие-
пользован тля произволетва деталей, не-
	обхолимых бумажным Фабрикам. Это да-
вало возможноеть значительно сократить
	Е Тот ВЕЕТ Г

ввоз Из-за гразицы дефицитных деталей.

Первую большую патгию камней лля ра-
финирования бумажной массы артель

изготовила по заказам Балахнинекого цел-
люлозно-бумажного комбината. Векоре по-
ступили отзывы, подтверждающие высокое
качество этих камней, и ножелания о рас-
ширении ассортимента выпускаемой прю-
ДУКкЦИИ.

С 1948 по 1950 год артель отправила
детали 84 комбинатам и фабрикам, в том
числе таким крупным комбинатам бумаж-
ной промышленности, как Камскому, Ба-
лахнинскому,  Вищерекому, Соликамекому
и Марийскому.

Выполнение заказов ни фазу не было
сорвано, несмотря на то, что весь произ-
	волетвенный процесс — от лобычи сырья
в карьерах лю упаковки готовых изде-
лий — производится вручную. Ho отсут-
	‘ствие самой элементаюной механизаявии не
	дают возможности вынусвать многию Thy aA-
ные бумажной промышленности летали,
Вольной спросе предъявляет бумажная
промышлениосль на андезито-базальтовый
поротток. получаемый из андезито-базаль-
товото камня. За ипослелние пять лет в
артели обращались с просьбой дать этот
порошок почти все предприятия бумажной
промьинленности нашей страны. Артель
могла бы принять заказов на 10 тысяч
тонн! Олнако ни грамма порошка изгото-
вить для предприятий не удалось, потому
что артель не имеет ни камнедробилки,
ни мельницы, ни автомалеины,
Миниетеретво бумажной и деревоперера-
батывающей промытиленности СООР лолж-
но взять на себя инищиативу и отеталую
кустарную мастерскую  превралить B CO-
рременное механизированное предприятие.
Л. ХАЧИКОГЛЯН
ЕРЕВАН
		изнь и требования молодого врача
	©
П. ПОДЛЯШУК,
	специальный корреспондент
«Литературной газеты»
		Характерно, что буквально весе хотят
учиться дальше, расти, приобретать новые
знания. Но молодого врача в районе порой
страптит — а вдруг не поснееть за наукой...
	Некоторые основания для этого ееть,
	Меркиной нужен «Вестник офтальмоло-
гии», Ни в районе, ни в Горьком журнал
выпивать не удалось. Дурневу необходимо
научиться лучше «читать» рентгеновекие
снимки. Но как это сделать? Ведь даже
журнала по рентгенологии в район не
дали. Малы тиражи медициневих журна-
non!

И вообще литературу по специальности
достать крайне трудно. А; без нее -—— нак
позысишт, кэзалификацию?:.
	Ежегодно Горьковский о облздравотдел
устраивает конференции врачей: в 00-
ластной центр приезжают то. хирурги, то
педиатры... Дело очень полезное. Но ведь
эт6 ЛИШЬ раз в год. А почему бы не прак-
тиковать —- и почаще — межрайонные КУ-
стовые совещания 110 специальностям? И
почему не подумать о своего рода «кольце-
вых» объездах районов крунпыми епециа-
листами из. Горьвого — для. научной кон-
сультации, для практической номощи молэ-
дым, наконец, просто для беседы,
	Бывает, прилетит на’ самолете: из обла-
сти консультант, Но это в ‚пожарных
случаях, по экстренному вызову. А речь
идет о TOM, чтобы AenaTocs это плано-
мерно.

И хоть изредка устраивали‘ бы В Tope-
ком «День районного врача».

Доктор Меркина предлатает, чтобы вра-
чей в районах систематически извещали о
новостях медицинской науки и практики—
0 методах лечения, препаратах, инетрумен-
тах. Систематически!
	Доктор Бутырева тяготеет‘ к научной
деятельности: «И в условиях района мож-
но научную работу вести. Хочется специ-
ализироватьея по микробиологии. Но труд-
но и тему выбрать, и разработать ее без
помощи опытного специалиста».
	Из этого разговора родилась любопытная
мысль. Учителя —— и сельские, и город-
ские — участвуют в «Педагогических чте-
ниях», Готовят к ним доклады, накапли-
вают и обобщают интересный материал из
практики, из жизни. Руководит «чтения-
ми» Академия педагогических наук, И луяч-
шие доклады читаются в Москве,
	‚--—= Чочему же у нас. у врачей, нет ево-
их «Медицинских чтений»? Не потому ли,
что Академия медицинских наук далеко
стоит от нужд, требований и запросов: рай-
онного врача?

#8

a

Профессор Ростислав Николаевич Буд-
рин, декан санитарного факультета Горь-
EKOBGHOPO  мелинотитута, бережно хранит
письма, полученные от бывших своих ету-
дентов. Писем целая пачка: иные подпи-
саны ‘уже официально: «Врач Вязигина
Е, А.», другие —— по-школьному просто:
«С приветом Баранцева Неля», — но все
одинаково проникнуты благодарностью к
учителям, все полны любовью к институту.

Письмо из Игаркви. Доктор Новикова
вспоминает про институтскую многотираж-
ку: «Хотелось бы быть постоянным под-
писчиком «Кировца» и следить, хотя и. из-
далека, за жизнью института. Как это сде-
лать?»

Другие корреспонденты проф. Будрина
обращаются за советом или делятея своими
успехами. Старый профессор очень внима-
телен к нереписке — быстро отвечает, до-
стает и посылает книжки, помогает сове-
том.

Жаль только, что пример Р. Н. Будрина
не нашел широкого распространения среди
	профессоров и преподавателей Горьковекого
	мединститута. Связей с бывшими восни-
танниками здесь не поддерживают — ни
инливидуально, ни в организованном 119-
рядке. В других институтах есть специаль-
ные комиссии по связи — здесь этого нат
В других институтах бывают традицион-
ные встречи ВЫПусЕНИкОоВ — И Этого нет.

С горечью говорила мне Л. М. Бутыре-
вз: «Когда приезжаю теперь в Горький,
в институт почти не заглядываю. Там
своя жизнь, не до нае...»

Нравильно ли это, уважаемые товарищи
профессоры? Ведь связь ¢ учениками
всегда была благородной традицией рус-
ских педагогов, в TOM числе и медиков.
Направляющая рука учителя очень нужна
молодому врачу — и на Игарке, и в по-

селке Сосновское,

eR
«x

Ирина Меркина показала мне фотогра-
фию: девушки и юноши на высоком волж-
стом берегу, у памятника Валерию Чкалову.
	— Наша группа. Врачи выпуска 1949
года... Вот Таля Маточкина — она в Яку-
тии, Лена Усова работает в Вологде, Ира
Алексеева попала на Алтай, а Вера Бит-
ная в Елатьму, Володя Панасенко хирур-
гом стал, он в Горьковской области, в Тон-
шаевском районе, Лида Африкантова в Ир-
кутске, Саша Кузнецов — в Ульяновске...

Разлетелись все по советской земле.
И у всех, конечно, есть планы на буду-
щее — планы ближайшего времени и своя
«программа-максимум».

Они сбудутся, эти планы, как сбывают-
ся все планы в нашей великой стране. И
желанья, конечно, исполнятся. А что ка-
сается справедливых требований, о которых
говорилось выше, то, честное слово, их
совсем не трудно удовлетворить — и Ми-
нистерству здравоохранения, и Академии
медицинских наук, и институту.
	ПОСЕЛОК СОСНОВСКОЕ
Горьковской области
	Широко разлилась Волга. С высокого
берега  далеко-далеко видна серебрието-
стальная водная гладь, то совсем светлая,
& то, местами, темвая, тронутая легкой
зыбью.

Как хорошо здесь! Легко дышится,   лет-

ко и спокойно на душе, даже меньше ие-
чалит разлука с друзьями. Вот они стоят
рядом: тенлый ветер птевелит волосы де-
вушек, юноши придерживают кепки... Все
молчат, но, конечно же, думы у Beex a6
одном — о будущем.
- Труппа прощается е институтом. Схан
последний экзамен. Вчера еще. были эту-
дентами, а сегодня — врачи. Позади годы
учения, впереди — жизнь, труд.

Горьковский медицинский институт вы-
пустил еще один отряд молодых специали.
стов. Назначение получено — очень скор
	Bee разлетятея по городам и селам
страны.
Труша  прошаетея © институтом,
	группа прощается с юностью. По тради-
ций прощание это завершается здесь, на
крутом волжеком берегу, у памятника ве-
пикому земляку — Валерию Чкалову. Эжесъ
и ботографируютея на память.

— Hooton еще минутку, друзья, — И
в путь! Ло счастливой ветречи.

Главное зке в том, что наш молодой епе-
циалиет сразу попадает в коллектив 1об-
рожелательных людей, в среду товарищей.

Среди своих COCHOBCKAX советчиков ® мо-
лодой врач называет фельдшера Елизаве-
ту Ивановну Врутову:

— Елизавета Ивановна — знающий,
опытный человек. Она так деликатно да-
вала мне еоветы, тек тактично исправляла
мои промахи, так умело выручала в труд-
ную минуту. Всегда ей буду благодарна...

— Ну, конечно. Юрий Леонидович Дур-
нев,— продолжает Ирина Яковлевна список
своих друзей.— Он на тод раньше копчил
наш институт, на год раньше и в Соспов-
ское приехал. Юрий Леонидович — тера-
певт и рентгенолог, очень вдумчивый врач
и чудесный товарищ... *

И Фарисеев, Иван” Григорьевич, старый
хирург. Он здесь старожил, знает всех и
вся. Лет пятнадцать назад он да доктор
Булатникова вдвоем весь район лечили,
А сейчае, знаете, сколько у нас врачей?
Девять! .

Ирине Яковлевне помогал и помогает
коллектив. Опираясь на дружескутю руку,
она постепенно накапливает опыт, поете-
пенно завоевывает авторитет, — ни То, ни
другое быетро не приходит...

Издавна так повелось в Соеновском рай-
оне: у кого глаз заболит, тот едет в
Павлово, ближайший город. А то и ненком
вышагивает; даже из дальних сел ходили:
из Венпа или Селитьбы,

Ирина Яковлевна поставила себе зада-
чу: «отбить» у павловских глазников `сво-
их пациентов. И надо сказать, что в этой
задачей справляется неплохо.

Недавно к лечебным и депутатевим обя-
заниостям молодого доктора прибавилась
еще одна, весьма ответственная; ей. пору-
чили руководнть районным отделом здра-
воохранения,

Новзя ‘обязанность — новая, большая
ответственность, Тенерь оне только за себя,
но за весьлотряд медицинеких работников
района (а число их уже к сотне прибти-
жается!),

— Трудно?

— Очень. Во-первых, навыков нет.
Вель организацией здравоохранения зани-
	маться налв, а этому почти не учили --иИ
	посебий не найти. Некотерым врачам ‘ite
иравитея, что девчонка ими командует. Да
и © лечебной работой совместить ие легко,
4 Я её не бросаю и ни за что не брошу!
Ужаено трудно. Но интересно... Вот, на-
пример, нак мы тенерь участки к убороч-
ной тотевим..

ИЯ яркие искорки загораются в коричне-
вых, очень светлых глазах.

ae
&

Вечером MBI сидим в комнате Ирины
Яковлевны, беседуем.

Радиоприемник передает из Москвы
трансляцию новой оратории  Шокофьева
«На страже мира». Ёругом много книг и
вычнивок. На полке—курс глазных болезней
рядом со стихами Твардовского, медицин-
ские справочники соседствуют с пьесами
Островского, е «Анной Барениной». „даме-
чу, кстати, что стихов и пьес на этой
полке больше, чем книг по медицине,
«А ‘где их достать, — возмущается хозяй-
ка комнаты, — хорошая книжка по специ-
альности у нас на вес золота. Видите тет-
радки — это конснекты лекций,  записы-
вала в институте. Они очень пригодились
сейчас — нет-нет, да и приходится загля-
дывать. Но разве это дело — по старым
конспектам восполнять знания?..»

Красивые вышивки оказались собетвен-
ной работы. Даже портрет великого. пиеа-
теля, в широкополой шляпе’ и крылатой
навидке, —— и тот вышила сама Меркина.

Мы беседуем 0’планах на будущее. ПГут-
AWBO это сформулировано. так: «програм-
ма-минимум» (na ближайшие год-два)
и «программа-максимум» (на более дли-
тельное время).

Ближайшие планы определенны:

— Построить в Сосновском новую боль-
нину. Старая, сами знаете, нас давно ни-
как не устраивает;

— и делать в новой больнице операции
посложнее. Так хочется самой «залезть» в
глазное яблоко или катаракту снять...

Што же касается «программы -макеимум»,
планов на дальний срок; то они, ‘естествен-
но, не столь ясны. Есть мечты о дальней-
шей учебе в ординатуре, о самостоятельной
научной работе.

Нельзя не заметить, что во всех планах,
во. всех разговорах молодого врача Сос-
ноззкий район фигурирует, как «наш».
А это значит, что городекая девушиа, не-
давняя студентка, а ныне врач и депутат,
стала коренным жителем сельского района,

Ей интересно здесь жить и работать.
Открыт простор для творчества, инициати-
вы, для роста. И радостно сознавать, что
ежедневно приносишь пользу’ народу. -

= .

Во время поездки я познакомился е не-
сколькими молодыми врачами. В Соснов-
ском — с доктором Дурневым, тем самым,
о котором так хорошо говорила Ирина
Яковлевна. В Павлове — с доктором Бу-
тыревой, «ровесницей» Меркиной по вы-
пуску. Вотречал и других товарищей. Все
хоро и прочно ‹ устроены, работают с
огоньком, нашли правильное приложение
своим силам. Все, как и Ирина Яковлевна,
	успели уже честным отношением в 080°9му
врачебному долгу заслужить уважение.
	«Литературной газеты»
	Но следам выступлений
	RUELUERVELERLHLER EURPELERR ITER EEE TERT EEE ETE
	Ве прошло и двух лет с тех пор, как.
Ирина Меркина, двадцатитрехлетняя ком-
сомолка, сретловолосая русская девушка,
выпускница Горьковского мединститута,
прощалась е друзьями на крутом Че
Волги. А теперь мы встретились е ней в.
маленькой больнице поселка Сосновекое,
	Ирина Яковлевна любит свою профессию.
После института она несколько месяцев.
специализировалась в Горьком по глазныйм
болезням (хотелось пойти по стопам покой-
ного отн, который был врачом-окулистом
на Горьковском автозаводе), а потом при-
ехала вот еюда...
	..ВБольница в Сосновеком расположена
на пригорке, который почему-то зовут
злесь Карпатами, А амбулатория — в са-
мом центре поселка. Чосле обхода в боль-
пице доктор Меркина торопится в амбулз-
теорию, почти бежит по деревянным тротуд-
рам — большые скдут. Но то и дело прихо-
дитея останавливаться: мать хочет лосозе-
товаться о лечении ребенка; а вот эта де-
BITES и поправилась: «ну-ка, погля-
ди на м Bee в порядке у тебя, bee
хорошо»; ие драмкружка напо-
минает о репетиции. Вот и аптекарь задер-
живает («только на минуточку»), и фельд-
щер с Богдановского пункта приехал...

И кто повотречается — обязательно здо-
poBalones, Молодой — рукой махнет: привет
доктору! Старый степенно картуз припод-
нимет: здравствуйте, Арина Яковлевна!
Пилно, знают врача в поселке, видно, поль-
зустоя она уважением.

Ла, немало хорошего успела сделать в

Сосновеком Ирина Яковлевна за то недол-
гос время, что работает здесь. Хоть и моло-
дой она доктор, и опыта не веегда хвата-
ет, а любят и уважают ее. Ценят за доб
Poe отноптение к людям и легкий нрав, за
отзывчивость («ей больной, что родной», —
сказала мне е Меркиной старуха-колхозни-
на), за уверенную руку целителя и за
неистощимую комеомольскую энергию.

`В лекабре проптлого года молодой врач
Ирина Меркина была избрана ‘депутатом.
Соеновекого районного Совета — в этом
сказалась высокая степень народного до-
верия,

..Новае, приема в амбулатории Ирина
Яковлевна, наскоро пообедав, уезжает в
Панано инспектировать участковую боль-
ницу, —— на заседании райисполкома будут
слунать ее отчет, надо проверить на, месте,
Потом, поздно вечером, садится за книж-
ку— врачу нельзя не расти, чуть 0тор-
венться от науки, не заметишь сама, как
отстанешь. Вот сегодня сложный случай
был, посоветоваться. не е кем — только с
учебником... А завтра утром семинар за-
редующих колхозными. яслями, надо еще
полготевиться в лекции...

День до предела заполнен. Некогда даже
помечтать, Хотя, если говорить честно, для
мечты всегла время найдется.

хз
*

Молодой врач приехал в район. Hure

«на губах молоко не 0обсохло», еще душа.

полна воспоминаниями 00 инетитуте, а
надо врачевать людей. начинать самостоя-
тельную медицинскую жизнь.

Помните, в «Записках врача» Вересаев

писал, каким трудным было тогда начало:

«..Внижная, отвлеченная наука, не про-
веренная мною в жизни, постоянно обма-
нывала меня; в ее твердые и неподвижные
@ормы никак не могла уложиться живая
жизнь, а сделать эти формы эластичными
и подвижными я не умел... Жизнь больно-
го человека, его душа были мне’ совершен-
но неизвестны... мы с грехом пополам изу-
чали болезни, но о больном челове-
ке не имели даже самого отдаленного
представления».

Нынче все по-иному. Молодой советский
врач выходит в мир с основательной теб-
ретической подготовкой, и, что самое важ-
ное, он знает жизнь: обучение в медицин-
ском инетитуте максимально приближено
к ней — и лекмии, и клиника, и практи-
ка. Наш молодой медик умеет распознавать
болезнь, умеет распознавать и больного.
Словом, он умеет лечить. Конечно, опы-
та у него еще нет, и в знаниях порой
бывают пробелы (их надо заполнять еи-
стематической учебой — учиться всегда),
но первые шаги на медицинском поприще
несравненно уверенней, тверже, чем вста-
рые времена.
	Редакция получила письмо председателя
исполкома саратовского горсовета Н. Сто-
якова по поводу заметки «Как относятся
к писателям в Саратове»,  опубликован-
ной в «Литературной газете» от 3 апреля.
Н. Стояков сообщает, что исполкомом город-
ского Совета были проверены жилищные
	‘условия писателей города Саратова, и в
результате проверки выяснилось, что
нуждаются в жилой площади писатели
	тт. Матвеенко Соловьев и Лапинский,
«Исполкомом городского Совета принима-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
о 17 мая 1951 г. № 58
	Нужен учебник
хорового пения
	Из года в год увеличивается в нашеи
стране количество кружков  художествел-
HO самодеятельности. Особенно растет ко-
личество хоровых КРУЖКОВ. Ш вольные
учителя пения и пионервожатые, сельские
избачи, руководители заводских хоровых
кружков хотят иметь общедоступный учеб-
ник по хоровому пению, чтобы избавиться
	OT разучивания песен «По слуху».
	В течение двух лет я пишу 00 этом и в
Музгиз. и в Комитет по делам искусств
СССР, и в редакцию журнала «Советская
музыка», но тщетно, Такое отношение к
насущной потребности руководителей во’
кальных кружков непонятно. Ведь выпу-
скзет же Музгиз самоучители для игры на
	баяне, аккотдеоне, балалайке и других
инструментах. Необходимо учебник по хс-
ровому пению выпустить, и как можно
	скорей.

И. ШАТРОВ,
	работник Чаплыгинского дома культуры
			О литературе для самых

Секретариат Союза советеких писато-
лей обсудил вопрое о литературе для еа-
мых маленьких читателей.

Председатель комиссии по детской ли-
тературе М, Белахова подробно охаракте-
ризовала в докладе положение с литера-
турой для маленьких. Это наиболее слабое
звено детской литературы. До сих пор
родители тщетно разыскивают в магази-
нах новые книжки для детей.
	М. Белахова рассказала о том, что Дет-
гиз издает меньше вниг для дошколь-
ников, чем до войны, и по названи-
ям и по тиражам, Хотя в областных изда-
тельствах вышея ряд интересных книг
местных авторов для малышей, но неред-
ко издательства выпускают и плохие,
халтурные книжки © примитивными ил-
люстрациями и нелепым текстом. Недо-
брокачественные книги в больших коли-
	чествах издают и некоторые райпром-
тресты Министерства  меетной  промыш-
ленности.

Друтой существенный — недостаток —
	тематическое однообразие книг для детей
младитего возраста.
	Хотя писатели в Последнее время стре-
мятся к более широкому отражению жиз-
ни в книгах для малышей, эти попытки
еще недостаточны. Круг авторов, 1860-
тающих для малышей, невелик.
	Мало книг, которые удовлетворили бы
пытливость и любознательность детей.
Впиги, созданные много лет назад, не мо-
гут теперь ответить на многие вопросы
малышей. Рассказ К. Ушинского «Как ру-
башка в поле выросла», единственное
произведение для маленьких 0 том, как де-
лают ткань, написан почти сто лет назад,
когда горстями  разбрасывали по полю
зерна, ткали в темной избе, Это — уже
далекая история. А между тем миллионы
советских детей узнают о производстве
ткани именно из этого рассказа,

Выступая в прениях по доклалу М, Бе-
лаховой, директор Детгиза Н. Писнунов
	говорил о том, что в Детгизе в этом году
KHET ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ выйдет почти в
		активизировать вВритиву литературы ДлЯ
малышей, печатать статьи 06 этой лите-
ратуре в журналах. М. Прилежаева при-
вела примеры равнодушия критиков к дет-
‘ким писателям: о Л. Воронковой за все
время ее упорной работы в детекой лите-
ратуре только один раз выступила «ЛТитез
ратурная газета». Писатель Н. Носов раз
ботает в этой области пятнадцать лет, а ©
нем была только одна, да и то неспра-
ведливая статья в журнале «Вожатый».

Существенным недостатком в. работе за-
седания было то, что и локлалчик, и
	выступавшие в прениях мало говорили 0
мастерстве детских писателей.
	Итоги . совещания подвел в своем
выступлении А. Сурков.

aK %
*
	На совещании были поставлены су-
щественные организационные — вопросы,
связанные с развитием литературы для до-
пкольников. Впрочем, вопросы эти возни-
кают после ХШ пленума правления ССП
далеко не впервые. Сейчас основная зада-
ча состоит не в том, чтобы конетатиро-
	вать, что литература для дошкольников
отстает, а в том, чтобы принять, и неза-
медлительно, практические меры для  е9
подъема.

Успех этой работы в значительной ме-
ре будет зависеть от того, насколько ру-
ководители  Детгиза  прислутаютя к
критике и, не прельщаясь цифрами и про-

центами, позаботятся об издании хороших
RHA ДЛЯ маленьких читателрй.
	Успех этой работы будет зависеть так-
же от того, насколько руководители пе-
чатных органов Союза писателей, в свою
очередь, прислушаются в справедливой
критике и, не довольствуясь случайными
рецензиями, будут систематически — печа-
тать статьи по вопросам детской литера-
туры.

И тлавное: общественные организация
писателей должны создать атмосферу под.
линной заинтересованноети всех писателой
	в создавии новых произведений для детей
всех возрастов,
	В Союзе советских
писателей

два раза больше, чем в прошлом. Но де-
ло не только в росте тиражей, а и в ко-
личестве названий. Особенно важно, что-
бы выходили новые книги, а их издается
недостаточно. № Пискунов вынужден был
признать, что Детгиз мало привлекает
новых авторов и что в тематике книг для
маленьких ееть существенные пробелы.
— Я думаю, — сказал В. Пискунов, —
что если Союз писателей поможет нам,
мы найдем ключ к сердцу и наших ма-
ститых и наших молодых писателей, ко-
торые никогла не писали для маленьких.
	На заседании было высказано мнение
о том, что большим вкладом в литературу
для малыпюей было бы привлечение к ра-
боте людей, обладающих опытом и зна-
ниями в разных областях науки и тех-
ники. Литературная запись их рассказов
могла бы послужить основой для интерес-
	ных произведений большого познаватель-
ного значения.
	Ъ созданию книг для маленьких нуж-
но смелее привлекать талантливую моло-
ACME,
	На совещании было отмечено, что неко-
торые авторы, писавшие книги для до-
школьников, отходят теперь от этой ра-
боты, С 1945 ‘года мало сделал. для
маленьких читателей С. Михалков. не
	пишут новых произведений для дошколь-
ников М. Пришвин, В. `Бианки, Л. Кас-
силь, ®. Чарушин,

Одна из’ причин отставания литерату-
ры для малышей состоит в том, что вни-
мание к тоненьким книжкам для дошколь-
ников CO стороны писательской обще-
ственности очень невелико. Критика ли-
	тературы для маленьких Почти  отсут-
ствует.
Писатели М. Прилежаева, Б. Емелья-
	нов, А. Барто говорили 0 необходимости
	«КАК ОТНОСЯТСЯ К ПИСАТЕЛЯМ В САРАТОВЕ,»
	ются меры к обеспечению тт. Матвеенко,
Соловьева и МЛапинского жилой пло-
щадью». Далее тов. Стояков пишет: «Го-
  Род располагает клубами, Домом учителя,
Га также Домом- ученых, где в настоящее
время размещается отделение писателей. Го
  своему оборудованию и количеству комнат
‘этот Дом отвечает условиям для  творче-
	От редакции.
	ской работы членов Саратовского отделе-
Hua CCI...
	Вопрос «Литературной газетой» поднят
правильно, и исполкомом городского Сове-
та в дальнейшем будут приняты меры к
обеспечению лучших условий для творче-
ской работы и быта писателей гор. Сара-
		  Аотелось бы, чтобы эти меры были эф-
фективны и чтобы приняты они были без-
отлагательно.

Что же касается ответа тов. Стоякова
по вопросу о помещении для работы мест-
ного отделення ССП, то его нельзя при-
‘знатв удовлетворительным. Саратовские
писатели в своем письме указывали, что
	отделение помещается в... бывшеи гарде-
робной Дома ученых. Не опровергая этого
факта, тов. Стояков пишет, что по своему
оборудованию и количеству комнат Дом
	отвечает условиям для творческой работы
членов Саратовского отделения ССП. Дом
	или гардеробнаяр