ПРОЛГЕТАРИЙ ВСЕХ- СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬЯ
	№ 59 (2777)
		Доллары,
	Американский доллар... В истории че-
ловечества есть слова, которые звучат,
как проклятие вызывают гнев, нена-
BUCTh BH отвращение всех честных лю-
дей. Едва ли не самыми гнусными, сз-
мыми омерзительными останутся в памя-
ти народов — надолго после того, как они
потеряют свой нынешний смысл, — эти
два слова: американский доллар. И рядом:
Уолл-стрит — логово магнатов доллара.

Доллар — это материальное воплоще-
ние наглости и хищничества американ-
ских ростовщиков, универсальное оружие
заокзанских поджигателей войны. „Мар-
шаллизованные министры и реакционные
тазеты, воздушные нираты — палачи Ko-
рей и лакействующие динломаты в ООН,
наемные ландскнехты Аденауэра и чум-
ные крысы Иосида, титовские диверсан-
ты и франкистские палачи, право-социа-
листические лидеры и реформистекие
профсоюзные «боссы», декадентетвующие
писатели и растленные «мэтры» Голли-
вуда — все, что связано с ухолящим в
прошлое, умирающим миром капитализма,
вес пенитея и покупается на доллары.

В «Пнеьме американским рабочим»
В. И. Ленин в конце первой мировой
войны писал: «Американские миллиарде-
ры были едва ли не всех богаче и нахо-
дились в самом безопасном географическом
положении. Они  нажилиеь больше всех.
Они сделали своими данниками все, да-
же самые богатые, страны. Они награби-
ли сотни миллиардов долларов. И на ка-
MAM долларе видны следы грязи... Ha
каждом долларе — ком грязи от «доход-
ных» военных поставок, обогащавиих в
каждой стране богачей и разорявших бед-
няков. На каждом долларе следы крови...»

Вели первая мировая война принесла
Соединенным Штатам «новую жатву мил-
хионероз», как буквально  говоритея в
специальном отчете комиссии американ-
ского конгресса, то результатом второй
	мировой войны был невиданный «урожай».
	миллиардеров: в 1917 году в США суще-
ствовало только 6 компаний с активами
в 1 миллиард долларов и выше, в 1942
тоду их было уже 32, ак 1950 году— 56!

Однако салют Победы,  возвестивший
исстрадавитимея народам наступление ми-
ра, прозвучал погребальным звоном для
морганов и рокфеллеров. Мир опасен для
миллиардеров: как только перестали
греметь пушки, капиталистическая эко-
номика США вачала хиреть и задыхать-
ся. Над Америкой снова навис upuspas
экономического кризиса.

Мочонолиеты США нашли «выход» —
они стали еще сильнее грабить трудящих-
ся Америки и других стран. Прикинув-
шись благодетелями разоренных войной
людей,  заокеанекие шейлоки навязали
народам Западной Европы ° «план Map-
шалла». Никогда еще за всю свою исто-
рию американский империализм не с0-
вершал столь грязного и гнуеного наду-
вательства, как этот пресловутый «план».
Волее ‘десяти миллиардов долларов за три
гола осуществления «илана Маршалла»
перскочезало из карманов трудящихся в
сойфы американеких монополий. Й на ка-
ждом долларе — ком грязи от «доходных»
поставок. залежалых товаров. На каждом
долларе — следы слез голодающих женщин
и детей Западной Европы. На каждом дол-
Лаз — пот американских и западноевро-
пейских рабочих, сотнутых в три поги-
бели капиталистической эксплуатацией.

Но ни «план Маршалла», ни ему по-
добные способы «американской помощи»
не могли насытить  бездонное чрево
Услл-стрита. Для приобретения новых
миллиардов долларов империалистам нуж-
ны новые моря крови простых людей —
таков закон дьявольской механики капи-
талистического накопления. И америкая-
ские правители снова перевели экономи-
ку США и всех своих васеелов на воен-
ные рельсы, начав подготовку к войне.

«...в Соединенных Штатах Америки, в
Англии, так же как и во Франции, —ука-
зывает И. В. Craann,— имеются атрес-
сивные силы, жаждущие новой войны.
Им нужна война для получения сверх-
прибылей, для отрабления других стран,
Это — миллиарлеры и миллионеры, рас-
сматриваюшие войну как доходную ста-
тью, дающую колоссальные прибыли».

Правящие круги США от политики
подготовки агрессии перешли к прямым
актам агрессии; начав интервенцию в &о-
рее и захватив Тайван,

Война в Корее вызвала новый скачов
прибылей американских монополистов. Но
данным бюллетеня, издаваемого «Нейшил
сити бэнк», только. за первые три меся-
ца после вторжения американских агрес-
соров в Корею прибыли 500 концернов
США выросли на 54 процента по сравне-
нию с третьим кварталом 1949 года.

Весьма характерно, что наибольший
объем операций на бирже Нью-Йорка
приходится, по данным газеты «Нью-
Йорк таймс», на два дня прошлого
года: на 25 июня (сейчас me после
начала лисынмановекой провокации в
	Разговор
	Корее) и на 17 декабря

(после объявления Тру-

мэном = «чрезвычайного

положения» в США).

Так вскрывается пря-
e мая связь между агрес-
сивной политикой аме-

риканского  правитель-

ВЮ ства п теми, кто пожи-
нает ее кровавые пло-

3 ды!

Прошедшее под знаком все нарастаю-
щей гонки вооружений послевоенное ня-
тилетие — 1946—1950 —— принесло
американским .монополиям 158 миллиар-
дов долларов прибылей, или почти в пол-
тора раза больше, чем предыдущие пять
лет второй мировой войны. Недаром ce-
натор-республиканец Тафт заявляет, что
перевод хозяйства на военные  рельевы
является для Соединенных Штатов пере-
ходом к «новым нормальным условиям»
развития на ближайшие 10—15 лет.

Вполне понятно, что люди, извлекаю-
щие несметные прибыли из «экономики
перманентной подготовки к войне»—как
американский журнал «Манели ревью»
	охарактеризовал недавно JROHOMARY
США — не заинтересованы в  установле-
нии подлинного мира. Именно поэтому
	американские правящие круги бегут, как
чорт ‘от ладана, от советских предложи-
ний о сокрашении вооружений и воору-
женных сил, о мирном урегулировании
важнейших международных проблем. Op-
Тан Американской ‘° торговой палаты
«Нейшне бизнес» прямо пишет, что
«оживлению» деловой активности и ко-
лоссальным сверхприбылям монополий
придет конец, если правительство Tpy-
мэна примет мирные предложения СССР.

Империалисты хорошо знают, что наро-
ды не хотят войны и стоят за сохранз-
ние мира. Эта всеобщая воля к миру
страшит поджигателей войны. Они пу-
скают в ход все средства, чтобы опутать
ложью народные массы, обмануть их,
изобразить свою подготовку к новой за-
хветнической войне, как «меру обороны»,
а мирную политику Советского Союза и
других миролюбивых стран, как агрессив-
ную. В этой кампании всеобщего обмана
американские империалисты и их с00бщ-
ники полагаются на «веесилие» доллара.

Вера во «всемогущий доллар» стала
своего рода религией для миллиардеров
и. миллионеров и для всех тех, кто отрав-
лен ядом наживы и стяжательства. «Для
людей этого класса— писал в свое вре-
мя А. М. Горький. — нет в мире пичого
	Хроника
	культурной жизни
			покрытые.
кровью
	ИННИНУНИННИНОНИ
	«РУСАЛКА» В ПОСТАНОВЬЕ
УРЗКУМСЕИХ УЧИТЕЛЕЙ
	КИРОВ. (Наш корр.). Звучит чудесная
музыка. Открывается занавес. Начинается
первый акт оперы Даргомыжского «Ру-
салка». Ее поставил не профессиональный
театр, а коллектив учителей города Уржу-
ма, Кировской области.

Поют вопере учителя школ и педучили-
на, воспитатели дошкольных учреждений.
«Русалка» уже несколько раз успешно
проила в Уржуме. На областном смотре
художественной самодеятельности в Киро-
ве музыкально-драматический коллектив
уржумских учителей за постановку «Ру-
салки» был награжден почетной грамотой.

Постановщик оперы — преподаватель се-
	милетней школы имени ©. М. Кирова
Ф. Ларионов. Он же исполнил партию
‘мельника. В партии Наташи выступила
	воспитательница детского сада Н. Фили-
монова, в партии князя — учитель К. Юр-
кин. Ученина Надя Федорова хорошо сыз
грала маленькую русалку.

Опера пользуется большим успехом. Это—
вторая опера, поставленная самодеятель-
ным коллективом. В прошлом году ус-
пешно прошла опера Глинки «Иван Су
		санин».
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	Суббота
	Некоторые вопросы
советскою литературоведения
	Труд товарища Сталина «Марксизм и
вопросы языкознания» открыл новую эру
в развитии советского языкознания. Ou
освоболил советскую лингвистику от плена
тех ошибочных немаркенстеких идей и
формул, к которым акад. Mappom был
прикреплен рекламно-заманчивый ярлык
«нового учения о языке», и вывел ее на
широкую дорогу творческого марксизма.

В работах И. В. Сталина по языкозна-
HMO B отчетливой, лаконичной, точной,
яеной, доходчивой форме изложена строй-
ная, последовательная, глубокая общая
теория марксиетекого языкознания, охва-
тырающая все его важнейшие вопросы.

Определяя смецифику языка, как обще-
ственного явления, отношение его’ в про-
изводетву, базису и надстройке, его обще-
народный характер. законы его развития,
	характеризуя структуру языка, его с9-
славные элементы, ето общественные
функции, связь с мышлением, его роль
	в истории развития человечества, товарищ
Сталин освещает целый ряд сложнейпьих
проблем марксистской философии и исто-
рии общества и открывает для всей со-
ветской научной мысли тирокий простор
в реанении новых грандиозных задач, етоя-
ших перед советеким обществом.
	оначение этих  классичееких работ
товарища Сталина для научной жизни на-
ней страны неизмеримо. Являясь блеетя-
щим образцом творческого марксизма, они
определяют  общую® генеральную линию
развития всей советской науки, оснорРан-
	нинизма, которое создает 0с0бый тип ле-
нинца-работника». Особенное и своеобраз-
ное в методе  словесно-художественного
творчества, в теории и принципе отбора
и художественного применения  общена-
полного языка. отличающее того или ино-
	  Го художника елова, должно стать предме-
	том пристального наблюдения и изучения
советских литературоведов.

Маркс, разбирая прусскую цензурную
инструкцию, ее насилие над стилем лич-
ности, над свободой выражения  мировоз-
зрения и взглядов, говорит: «Закон разре-
тает мне писать, но я должен писать не
в своем собственном стиле, a B
каком-то другом. Я имею право выявлять
лицо своего духа, но должен придать ему
предписанные складки!». Итак,
стиль писателя — это выявление лица его
духа, т. е. его мировоззрения, его творче-
ской индивидуальности, его отношения к
действительности.
	В тех же «оаметках о новейшей прус-
ской цензурной инструкции» Марке е яр-
KOH иронией изображает стесненность сти-

ля писателя, порожденную гнетом калтата-
листическото госудалетва. ‘
	«Бы восторгаетесь восхитительным раз-
нообразием, — неисчерпаемым богатством
природы. Ведь не требуете же вы, чтобы
роз» имела запах фиалки, почему же вы
требуете, чтобы самое богатое, чтобы дух
существовал только в одном виде?
Я юморист, но закон велит писать серьез-
HO. Я задорен, по закон предписывает,
чтобы слог мой был скромный. Серое
из серого — вот единственно дозволен-
ный цвет свободы. Каждая капля росы,
азаряемая солнцем, отливает  неисчернае-
мой игрой цветов, но духовное солнце,
в скольких бы индивидуальностях оно ни
отражалось, в каких бы предметах лучи
его ни преломлялись, должно порождать
только один, только официальный
цвет!» ,

В искусстве сопиалистического. общества
безграничны возможности стилистического
многообразия.

Качество стиля определяет художествен-

ную ценность литературного произведе-
НИЯ.
	книге «Что тэкое собственность?»
	1 Марке отзывалея так:
	>
Академик В. ВИНОГРАДОВ

Ф*

*
. национального художественного опыта,
	полученных в наследство.

Таким образом, работы товарища Сталина

По вопросам языкознания ставят Tepes
советскими литературовелами е новой си-
Hoi вопрос о специфике литературы, о ме-
сте литературы в ряду других явлений.
‚ Исторический подход к литературе тре-
бует внимательного изучения ‘изменений
в объеме и содержании самой категории
художественной литературы в разных ус-
ловиях развития общества.

Исторический подход к литературе обя-
зывает литературоведов точно определить
место художественной ‘литературы в си-
стеме культуры народности и нации,
лено охарактеризовать различия в степе-
ни и содержании народности литературы
на разных этапах ее развития, в разные
периоды истории общеетва.
	Для решения этих вопросов имеют важ-
Ное значение и работы по иеториин лите-
ратурнего языка, устанавливающие формы
взаимолействия общенародного и литера-
TYPHOTO языка в разные эпохи.
	  А. М. Горький говорил, что первоэле-
`меттом литературы является язык. Он —
‘основное орудие и, вместе с фактами, яв-

лениями ‘кизни,— материал литературы.
рии и явления жизни входят или, во
всяком случае, должны входить в литера-

туру в обобщенном, идеологически  осве-

щенном виде, вонлощенные в елевееных
  образах й кзртинах.
	Таким образом, значение языка, как
остовного орудия и материала  художеет-
венной литературы, является одной из
центральных проблем в литературоведении
и языкознании.

«Модлинная красоты языка, действую-
щая как сила — писал А. М. Горький в
статье «0 социалистическом реализме», —
	создается точностью, ясностью, 3By t-
ностью слов, которые сформляют картины,
характеры. идем книг».

Аудожественная литература широко и
всесторонне отражает язык народа и влияет
на его развитие. В. И. Ленин, товоря о
могучем русском языке, называет ero
языком Тургенева, Льва Толстого, Лобру-
лобова, Чернышевского. Товаринт Сталин
указывает, что 06сновз современного рус-
екого языка та же, что и языка Пушкина.
Он учит также, что литература вносит
больылие изменения в развитие языка. Ху-
дожественная литература —— не только с9-
‘кровищница национального языка, HO
творческая лаборатория, в которой откры-
ваются новые средства художественного
использования народной течи.

Труды товарища Сталина, ярко осве-
шающие отромное значение языка, как
формы национальной культуры, привлек-
ли внимание советекой общественности в
вопросу о роли писателя, поэта и публи-
циста в развитии национального языка.

Пациональный язык — это форма на-
циональной культуры. Литература народа—
одно из высших проявлений и выраже-
ний национальной культуры. В художеет-
венной литературе общенарюдный, нацио-
нальный язык 60 всем своим грамматиче-
ским своеобразием, co всем богатством и
разнообразием своето словарного состава
используется, как средство и как форма
хуложественного творчества. Иначе гово-
ря, все элементы, все качества и особен-
ности общенародного языка, в том  чиеле
ето грамматический строй, его словазь,
система его значений. его семантика, слу-
Mat здесь средством  художествечного,
обобщенного воспроизведения, и освеще-
ния общественной действительности.

Художественная литература воздвигаетея
па базе общенарюдного языка посредством
его образно-эстетической трансформации.

“Широта, многообразие и эстетическая
целенаправленность явлений общенаролно-
го языка и его ответвлений резко отличают
художественную литературу от ижологи-
ческих надстроек друтого типа, которые
выражаются, сохраняются и закрепляются
‘с помошью языка. Функции языка в Xy-
дожественной литературе  расширяютея и
‘усложняются. На базе общенародного язы-
‘ка при помощи ето выразительных в93-
можностей создаются формы художествен-
ного изображения, принципы речевого по-
‘строения образов и характеров, приемы
типизации и индивилуализации речи пер-
	сонажей, осложненные с1060бы ведения
диалога, богатая художественная фразео-
логия, целый арсенал изобразительных
	средств. B закономерностях развития
средетв словесно-художественной  образно-
сти выражается национальная специфика
литературы. Чем ближе они к словесно-
художественному творчеству народа, его
национальным качествам, тем они силь-
Hee и действие их долговёчнее.
	Историки литературы не отрицают важ-
ности изучения этих сторон литературно-
худокественного творчества. Однако в тео-
рии литературы они охотно пользуются
обветшалыми орудиями античной и сред-
невековой риторики и поэтики, слегка
подновленными классицизмом ХУШ века.
Перед историками литературы возникают.
новые важные задачи. И тут трудами.
товарища Сталина для них открыты но-
вые пути исследования.

В связи с этим советекие литературо-
велы должны внести полную ясность в
марксистское понимание стиля писателя,
стиля литературного направления.

Товарищ Сталин в своем произведении
«0б основах ленинизма», говоря о стиле
в работе, называет стилем в работе то

«особенное и своеобразное в практике ле-

AY AOS EC TRENT ВЫСТАВКА
В ИРКУТСКЕ
	ИРКУТСК. (Паш корр.). Здесь открыз
лась ежегодная художественная выставя
ка. В залах художественного салона со-
браны лучшие произведения живописи и
графики, созданные в 1950 году. Tema-
тика полотен тесно связана с жизнью
Сибири, с ее людьми, с ее историей:
Экспонируются портреты передовых лю-
дей Иркутской области — рабочих, Koa
хозников, ученых, деятелей культуры.

Труду советских людей посвящены кар-
тины: Юшкова «Геологи», Закирова «Кол=
хозное стадо», Шеметова «К больному»,
Бобылева «Возвращение колхозников с
поля» и другие.

Старейший художник Сибири Б. Лебе-
динский в серии пейзажей: «Утро в тай-
ге», «Баргузин», «Осень на Байкале» зз-
печатлел неповторимую красоту далеких
уголков нашей Родины.
	Особое впимание’ зрителей привлекает
картина «Чернышевский в Вилюйской
тюрьме». Автор картины -= молодой ху-
	дожник Александр Зудилов, родившийся
и выросший на месте ссылки Чернышев-
ского в далеком Вилюйске, недавно за-
кончил Иркутское художественное учили-
ше. Картину Зудилова решено  экспони-
ровать в Москве.
	На выставке
работ.
	представлено более 900

NE ЕЕ NENA NE AN AMER RENT RAR MAR ee

— RY =
  дороже е золота, и 506 — науку, ибеледую- я ца, философии марксизма-ленинизма ий

АК ЗА. ЗЕЕ АНН ВХ ЗН НА Ня

содействующей великой программе по-
строения коммунизма.

Работы И. В. Сталина по языкознанию
озаряют ярким светом творческого Map-
ксизма разнообразные области обществен-
	 ых наук. смежных с языкознанием. OHa-
	менуя с000й коренной перелом и начало
нового, сталинского этапа в развитии ©о-
ветского языкознания, они выдвигают но-
вые задачи и перед наукой о литературе.

Советская художественная литература,
впитавшая в себя лучшие достижения pyc-
ской и мировой литературы прошлого си
	‘развивающаяся на оснозе принципов боль-
	шевистской  илейности и‘ партийности,
играет огромную роль в благородном деле
коммунистичеекого воспитания народа,
в идейном вооружении советских люлей —
строителей коммунистического общества.

Товорх о ‘литературе, как форме общеет-
венного сознания, ках надстройке, мы
должны, следуя указаниям И. В. Сталина,
сосредоточить сеневное внимание на спе-
	пифических особенностях литературы, как
	общественного явления, на сложности,
многогранности ‘и внутренней противоре-
чивости содержания литературы, на мно-
тообразий взаимоотношений литературы
в лругими общественными явлениями.
	Академик И. НП. Павлов говорил, что
факты — это воздух для науки, теория —
ее крылья.

Воздухом литературы является общена-
родный язык, неразрывно связанный с
жизнью и историей народа. Крылья писа-
теля — его мировоззрение, а высота по-
лета зависит OT художественного мастер-
ства, от высокохудожественной формы от-
ражения «правды жизни».

Отнесение художественной литературы
к надстройке вообще, без учета ве специ-
фики, без учета своеобразия связи лите-
ратуры © развитием общенародного, на-
циональното языка и ето выразительных
средств, приводило в полному  смешению
литературы с другими видами надстройки,
& ликвидации самой проблемы и самого
понятия художественности.

Художественная литература в этом слу-
чае отождествлялась с разными видами
идеологической надстройки, с философеки-
ми, общественно-политическими, правовы-
ми и другими воззрениями общества.

В этой связи нельзя не вепомнить олно-
то места из письма Энтельса к Ф. Мерингу
от 14 июля 1893 года: «...Вначале веегда
Из-за содержания не обращают внимания на
форму». Тем самым стирается специфика
самой художественной литературы в ряду
других общественных явлений.

Между тем товарищ Сталин учит нас
тлубоко вникать в те специфические 060-
бенности общественных явлений, которые
отличают их друг от друга и которые
больше всего важны для дела науки.

Признание специфики литературы, как
формы общественного сознания или как
надстройки, обязывает советских литера-
туровелов углубленно изучать внутренние,
специфические законы развития русской
или . иной национальной литерагуры
в связи с исследованием общей‘ социально-
историчеекой обусловленности литератур-
но-исторического движения.

Товарищ Сталин, охарактеризовав спе-
цифику языка, как общественного явления,
и подчеркнув необходимость исследования
языка, основных законов его развития в
неразрывной связи с историей общества, ¢
историей народа, указывает, как на глав-
ную задачу языкознания, на изучение
внутренних законов развития языка.

Здесь товарипе Сталин углубляет, уточ-
няет и творчески развивает указания клае-
сиков марксизма на необходимость при
исследовании тех или иных общественных
явлений считаться с0 своеобразием их
собственного JBHMeHHA, с самостоятель-
ными законами, вытекающими из приро-
ды, из специфики этих явлений.

В отношении художественной литерату-
ры и законов ее развития должна быть
принята во внимание также историческая
роль литературной традиции, накопленного
	Сокращенная стенограмма вступительного
слова на научной сессии по вопросам лите-

ратуроведения.
	щую явления мира, технику, сездавную
затем, чтобы облегчить физический трул
людей, искусства. призванные. облагоро-
дить их, — 566 капиталисты обрашают в
золото, так же как и кровь трудового на-
рода».

Но угнетенные народы Западной Евро-
пы, Азии, Латинской Америки и других
стран. мира на повседневном  торькем
опыте познают цену хваленого «долларо-
вого образа жизни». Истинное лицо коо-
вавого долларового империализма начинают
‘постигать и миллионы простых американ-
цев. Вот письмо рядового американца,
озаглавленное «Бизнее и война». Автор не
‘отважился в условиях свиренствующего в
США террора назвать свое имя — пись-
мо подписано’ «Читатель» и появилось
в октябре прошлого ‘года на страницах
провинциальной  тазеты «Газетт энд
Дэйли» (г. Йорк, штат Пенсильвания).

«С того момента, котда Соединенные
Штаты начали воевать в Корее, — пишет
‘американский читатель, — цены подяя-
лись настолько, что это ударило но каж-
дому рабочему... Однако эти же самые,

возносящиеся с.быстротой молнии ввыеь
цены, грабящие нас, приносят огромные
барьини банкирам и бизнесменам, агенты
которых управляют правительством... Не
нужно знаний Эйнштейна, — заклю-
чает автор письма, — чтобы сложить два
и два и увидеть, кто же сетодня  ответ-
ствен за появление белых  кладбищен-
ских крестов в’ Корее... Когда же мы все

поймем это?»
	Самостверженный  полвиг советского
народа, построившего социализм на од-
ной шестой земного шара и успешно
	идущего по пути к коммунизму, навсегда
разбил легенду 0 всевластии доллара и
его хозяев над судьбами людей. По при-
меру советских людей народы Китая и
стран народной демократии сбросили кро-
вавое иго империализма.

Американские миллиардеры и миллио-
неры мечтают «пустить в оборот» нако-
пленные ими кровавые доллары, развязав
новую мировую войну.

Но американским поджигателям войны
никогда не удастся ни за какие доллары
повести за собой народы. Отравленной
клевете и поджигательской пропаганде
прислужников доллара сотни миллионов
простых людей противопоставляют широкую
кампанию за сохранение мира, последова-
тельно разоблачая преступные махинация
поджигателей войны. Борьба миролюбивых
народов, объединяющихся вокруг Совет-
ского Союза и великого знаменоеспа мира
	товарища Сталина, опрюкинет весе расче-
ты владыЕ доллара.
Jina миллионов честных людей всех
	стран доллар — это кровавый символ угне-
тения, разбоя, человеконенавистничества.
Он навсегда низвергнут с того пьедестала,
на который его десятилетиями  возносила
шайка пропагандистов Уолл-стрита.
	по лушам
	ЛУЧШИЙ КНИЖНЫЙ МАГАЗИН
СТРАНЫ $
	«Пассаж книги» в Баку завоевал пер-
венство во всесоюзном соревновании кни-
готорговых организаций в первом квартале
текущего года. Ему в третий раз присуж-
дено переходящее Красное знамя Совета
Министров СССР.
	Пассаж открыл книжные киоски во всех
	вузах, многих школах н других организа-
циях столицы Азербайджанской ССР.
	Тесная дружба завязалась между работ=
никами пассажа и сотнями иногородних
читателей, особенно из нефтяных районов
страны. Пассаж сообщает им о новинках
литературы, выходящих в Баку. В УФу,
Краснодар, Куйбышев и другие города
страны отправлено около 750 книжных
посылок. Сотни библиотечек посланы в кол-
хозы ‘республики. Болыную помощь в ра-
боте пассажа оказывает совет содействия
распространению книги, в который входят
научные работники, писатели, педагоги.

аз
		МИНСК. (Наш корр.). В новое проз
сторное помещение переехал ` литератур-=
ный музей народного белорусского поэта
Янки Купалы.
	— Наш музей создавался в очень труд-
ных условиях, — рассказывает его дирек=
тор вдова поэта Владислава Францевна
Луцович. — Основные рукописи поэта сго-
рели вместе с домом в первые дни Вели-
кой Отечественной войны. А тем, чем мы
располагали вначале, мы не смогли бы
заполнить и одного зала. Теперь же экс-
понатов столько, что они с трудом вме-
тпаются во многих залах.
	Материалы музея повествуют о жиз+
ненном ‘и литературном пути Янки Купа“
лы, о великой поддержке, оказанной мо-
лодой белорусской литературе русскими
литераторами. Первое ‘стихотворение Ян-
ки Купалы «Мужик» было напечатано в
русской газете «Северо-западный край»,
первый сборник поэта «Жалейка» был
издан в Петербурге; первым, кто но до-
стоинству оценил талант поэта, был вели-
кий русский писатель Максим Горький.
	Тема «Я. Купала и. М, Горький» зани-з
маег значительное место в экспозиции
музея. Она отражена в многочислен-
ных литературных материалах, в произ-
ведениях живописи и скульптуры. Вни-
мание посетителей неизменно ‘привлекает
скульптурная группа А.  Глебова «Янка
Купала и Максим Горький».

Материалы музея дают широкое прел-
ставление о многогранной литературной
и общественной деятельности поэта, поз
святившего себя служению народу.
	Бережно хранит народ память о своем
поэте. Его именем названа одна из улиц
белорусской столицы; его имя присвоено
одному из лучших театров республики; в
Минске ему воздвигнут памятник.
		«..В этом произведении Нрудона преоб-
падает еще  сильлая: мускулатура стиля.
И стиль этот я считаю главным его досто-
инетвом».
	В том же письме Марке характеризует
стиль прулоновской «Философии нищеты»
как стиль сплошь и рядом напьиценный,
отличающийся высокопарной спекулятив-
ной.  тарабарщиной,  базарно-крикливым,
рекламным тоном.

«Искренняя теплота, которой проник-
нута его первая работа, — пишет №. Марке, —
здесь в определенных местах системати-
чески подменяетя  лихорадочным жаром
декламации». Этот стиль вылает, обнажает
философскую нищету пооизведения.

При стилистическом анализе язык в ху-
дожественной литературе  неотделим от
идейного замысла писателя, от образной
ткани произведения, характеров действую-
щих лиц и той творческой личности по-
вествователя, которая создается всей ком-
позицией художественного произведения.
Ценность и значимость художественного
слова определяются тем, когда, где, на ка-
ком месте и, главное, для чего оно постав-
лено.

Пушкину принадлежит афоризм, остро
векрывающий огромное значение способов
подбора и сочетания елов в системе цело-
го произведения: «..разум ненетощим в
соображении понятий, как язык не-
истощим в соехинении слов. Все ело-
ва находятся в лексиконе; но книги, по-
минутно появляющиеся, не суть повторе-
ние лексикона».
	Идея, образ, композиция, слово в ху-
дожественном произведении находятея в
тесном взаимодействии. Пример такого ин-
дивидуально-стилистичеекого — иепользова-
ния слова приводит критик Вера Смирнова,
в сталье, посвященной вопросам  мастер-
ства писателя.

«Атмосфера», например, — научный
термин, слово, не вызывающее никаких
эмоций, тем более смеха. Однако, Korma
акушерка Змеюкина в «Свадьбе» А. Че-
хова говорит: «Дайте мне атмосферы!» —
это смешно». Слово это делается самым
ярким и характерным признаком образа
Змеюкиной. ‘«Этим ‘одним словечком она
выдает себя © головой — вею свою ду-
ховную бедность, мещанекую  претенциоз-
ность, жалкие потуги на «еветскость» и
«образованность».
	В стиле художественного произведения
выражаются общественное лицо писателя и
его индивидуально-творческая личность.
Стиль великих произведений русекой ху-
дожественной литературы, их образные
обобщения, приемы выразительности во-
площают и концентрируют неиссякаемую
силу народного русского языка в его
идеальном пределе, в его поэтических воз-
можностях. Поэтому-то процеее  художе-
ственного творчества великого народного
писателя, так же как и его стиль, не мо-
жет быть и не должен быть сведен только
к отражению и словесному художествен-
ному выражению узкого классового миро-
воззрения. :
	Труды товарища Сталина по вопросам
языкознания открывают новые широкие
творческие перспективы развития совет-
ской филологии, вдохновляя ее на разре-
шение задач общенародного значения, при-
зывая ее к’ сближению своей теории с
практикой строительства  коммунистиче-
	ского общества.
			Очень долгий путь проходят книги,
прежде чем они попадут к читателю. Осо-
бенно долго задерживаются в типографи-
ях литература, необходимая. читателям, за-
нимающимся политической учебой. Осенью
почти нельзя было достать в магазинах
«Коммунистический Манифест». Редко бы-
вают в пролаже также’ пособия, нужные
для овладения техминимумом; технические
справочники и т. п. Много нелестных слов
было сказано и онизком качестве оформле-
ния некоторых книг.

Зачастую плохо планируется книготор-
говля. В книжном магазине, обслуживаю-
щем, главным образом, автозаводцев, пон-
мерно две недели не было новинок. Их,
оказывается. копили... для книжного базара.
	Обычно библиотека автомобильного’ заво-
да, которую ежедневно посещает более ты-
сячи читателей получает новинки... по
	одному экземпляру. Имея 200 тысяч рублей
в год на покупку книг, автозаводцы рас-
холуют в коллекторах всего 25—30 тысяч
	рублей.
Выступавшие читатели выразили надеж-
	ду, что эта встреча поможет Главполи-
графиздату устранить недостатки, на кото-
	рые они указывали.
	Встреча эта произошла несколько дней
назад, после традиционного весеннего книж-
ного базара. Заводские книголюбы встре-
тились © руководителями ‘издательств.
«Зал ударника» Московского автомобиль-
ного завода имени Сталина заполнили ин-
женеры, стахановцы, служащие.

Разговор шел и о тех книгах, которые
уже вышли, и о тех, которые пока только
значатся в планах издательств. Началь-
ник Главполиграфиздата Л. Грачев при-
вел несколько цифр, показывающих,
как растет в нашей стране выпуск лите-
ратуры. В прошлом. году было издано
830 миллионов книг — вдвое больше, чем
в последнем довоенном году. В одной Мо-
скве продано книг столько же, сколько
продавалось во всей дореволюционной Рос-
сии за год.

Подробный перечень изданий, которые

должны выйти до конца года, привели в
своих выступлениях директора Гослитизда-
та А. Котов и «Советского писателя»
М. Корнев. .
‚ Но во всех этих трех сообщениях не
было и «двух строк самокритики», как за-
метил один из заводских инженеров. Про-
бел был заполчен читателями. Критика их
была резкой и справедливой.
	ГОРОД ОБЪЯБЛЕН
ЗАПОВЕДНИКОМ
	Началась реставрация исторических здаз
ний латвийского города Цесиса, объявлен-
ного по решению республиканского прави“
тельства городом-заповедником. Взято на
учет 145 зданий. Многие из них являются
ценнейшими памятниками ‘архитектуры
ХИЕ-ХГУ веков.

Свыше семи веков назад немецкие заз
воеватели построили здесь огромный за-
мок. Во время. Ливонской войны он был
занят и превращен в резиденцию Ивана
	  розного. Носле ухода русских войск за<
	MOK был захвачен восставшими против
немцев латышскими ‘земледельцами. До
наших дней сохранилась западная башня
замка. Строители провели работы, предо-
храняющие ее от дальнейшего разрушения:

Реставрируется и так называемый новый
замок. В его восстановленной части раз+
местился краеведческий музей.