Еше о диссертациял
	Плановое начало в
нашей науке обусло-
влено самой приро-
дой социалистическо-
о общества, всей

бы conet-  cede PAL с лисоертаций,

Обзор писем читателей
a

ружат десятьи AMCCEp-
тапий- «двойников»,

Дело, конечно, не
в названиях. Можно
вполне представить
весьма схожих
	по заголовку и весьма различных 19 6у-
ществу. Есть темы, которые требуют мно-
госторонней разработки в ряде работ, но
	в каждом отдельном случае пулно иметь
уверенность, что все необхолимые разгра-
ничения между отдельными разрезами
мы кем-то продуманы и предусмотрены,
	Пока можно видеть обратное...
	Вак же прекратить недопустимую 066.
плановость в практике подготовки диссер-
папий? Многие читатели справедливо пи-
	шут о том, что назрел созыв Всесоюзного
межу ведомственного. совещания 6 = y4a-
‘стием представителей министерств и круп-
нейших научных учреждений,  непоеред-
‘ственно руководящих подготовкой аспиран-
тов. Целью совещания должна стать вы-
работка принципиальных оенов комплеке-
ного планирования диссертационных работ,

Босспорна необхолимость широкого озна-
комления научной обществениости с содер-
жанием защищенных диссертаций.

Читатели отмечают в своих письмах,
что сосрелоточение в Государственной биб-
лиотеке СССР имени В. И. Ленина дис-
сертаций, защищенных в течение все-
го советекого периода, предлагаемое os.
А. Силиным («Литературная газета», №7
за 1951 г.), еше не решает дела. Профес-
сор В. Овчинников из Минска образно на-
звал рукониси диссертаций, хранящихея нз
полках Библиотеки имени Ленина, «34-
творницами». Вряд ли можно рассчитывать
a TO, что только методом межбиблиотеч-
ного обмена удастся слелать их достоянием
многочисленных культурных центров,

Для облегчения выбора тем диссертаций
по различным наукам должны быть 60-
ставлены списки примерной тематики кан-
дидатеких  лиссертапий и опубликованы
вместе со списками уже защищенных ра-
бот, — предлагает тов. H. Поташов из
Ярославля. Это предложение заслуживает
тем большего‘ внимания, что у Министер-
ства высшего образования CCCP уже
имеется удачный опыт публикации  при-
мерных тем и перечня защищенных 7а-
бот по истории ВЕШСб).

Пу, а сами собрания диссертаций, где
бы они ни  концентрировалиеь, неужели
они будут оставаться «кладбищами» идей?
Работа над диссертацией не сводит-
ся только к получению учепой степени,
HO должна вносить что-то новое в
науку, -—— это новое должно быть евое-
временно опубликовано. «Опубликова-
ние диссертаций, — пишет доктор истори
ческих наук, профессор В. Романовский из
Отаврополя,-—облегчит действительное пла“
нирование паучно-исследовательской рабо-
ты. устранит дублирование тем, создаст
предпосылки научной кооперации ученых,
разлеленных сотнями и тысячами кило
метров. Ознакомление с текстом диссерта-
ций поведет в организации действительно
деловой и приннипиальной кратики. помо-
жет преодолеть групповшину, семействен-
ность, которые так чужды советской об-
щественности, но которые все еще изредка
встречаютея в нашей жизни».

Ночему наши’ преподаватели и научные
работникя` на периферии обречены пользо0з
	Баться зачастую уже устаревшими трула-
	ми, в То время как новейпгие работы ле-
жат мертвым грузом на полках научных
библиотек? Наконей. каждая новая работа
с момента выхода в свет может явиться
основой для нового движения вперед.

В статье «Недопустимая растрата твор-
ческих сил» и в откликах. читателей по-
ставлен острый, волнующий научную об-
щественноеть вопрос. Он должея получить
исчернывающее и авторитетное  разреша-
ние, Растрата творческих сил, связанная
с хаотичностью в организации лдисеертаци“
онных работ, должна быть прекрашена.
	практической целеустремленностью совет
ской науки, оно согласуется © желанием

каждого научного работника принести
наибольшую пользу своей стране, народу.
	Диссертация мололого научного работни-
ка—это, по существу. его первая самостоя-
тельная научная работа. Это годы труда,
напряженных исканий, кропотливой обра-
ботки материалов, продумывания выволов.
Легко себе представить, как глубоко лол-
жен быть разочарован научный работник,
если неожиланно оказываетея, что по виие
равнодушных людей он шел уже хожеными
путями, хотя надеялся проложить в науке
пусть маленькую. но новую троику. Обна-
руживается,— причем обычно случайно, —
что тема. которую он любовно продумывал,
разрабатывал, лавно уже разрешена,

Вопросу планирования тем лиссертапи-
онных работ и была посвящена статья
«Недопустимая растрата творческих сил»
	(«Литературная газета», № 119 от 1% де-
	кабря 1950 г.), вызвавшая ряд читатель-
CKHX откликов.

«Мне хочется быть уверенной, что я не
занимаюсь растратой творческих сил, что
моя работа необходима и плодотворна», —
пишет тов. №. КВугель,  преподаватель-
ница литературы школы рабочей молодежи
г. Томска. Опа решила работать над
исследованием литературного творчества
	А. Макаренко. Но естественно предполо-
жить. что этой интересной темой занима-
	ются сейчас многие литературоведы в на-
	пей стране. Гле может найти тов. hyreab
	по этому поводу исчерпывающую справку?

«Уж три года я работаю нал темой «0т-
ражение особенностей революционной си-
туании в России 60-х годов в творчестве
	Н. А. Некрасова», — пишет преподаватель ео
литературы М, Шольеон из Рубцовска.—   Лидатских
Часть работы я сделал. Мне предстоит еще Вместе со
вперели большая и кропотливая работа по бот, — Пр
	завершению темы. И если три года тому
назад у меня была уверенность, что я могу
сказать что-то новое. то теперь мне кажет-
	ея. что я уже начинаю отставать в своем
	далеком Алтае и кто-нибудь уже сказал то
же самое, опередив меня». ,

ческих сил» были приведены лишь отдель-
ные случаи дублирования диссертацион-
ных Тем.-——письма читателей показывают,
что таких случаев много.

Например, тема «Комсомол Ростовской
области в Отечественной войне 1941—
1945 гг.» одновременно разрабатывается
в Московском и Ростовском государетвен-
ных университетах. Для разработки темы
«Борьба трудящихся Ростовской области
за восстановление народного хозяйства
(1921—1925 гг.)» в Ростов приехал из
Москвы преподаватель  Военно-политиче-
ской акалемии имени В. И. Ленина,в то вре-
мя как в самом Ростове эта тема уже Da-
нее была разработана в кандидатской лис-
	сертации старшего преподавателя Ростов-
ского педагогического института и, кетати
сказать, снова разрабатывается..: в том же
Ростове преполавателем областной партий-
ной школы и аспирантом Ростовского пе-
дагогического института. :
` По. сообщению. аспиранта ‘лениигралекого,
отделения Института истории Академии
наук СССР тов. И. Кривогуза. в этом ин-
ституте разными лицами параллельно раз-
пабатываетея одна и та же тема («С. М.
Виров и освоение Хибин»). Сам тов. Ври-
вогуз стал одной из многочисленных жертв
существующего беспорядка» в организации
диссертапионной работы. Ему пришлось
оставить тему, над которой он работал
шесть месяцев.

Несомненно, когда президиум Академии
наук СССР, Министеретво высшего образо-
вания и другие организации займутся
этим нетернимым положением. они обна-
	История
одной коллекции
	Почти тридцать лет собирает иллюстри-
рованные открытки действительный член
Географического общества СССР. Н. Таг-
рин: Коллекционировать он начал четыр-
надцатилетним мальчиком, собирая открыт-
ки с видами городов. Постепенно интересы
его расширялись, и вот сегодня в его со.
	брании четыре тысячи альбомов, насчитыза-
ющих свыше 290 тысяч почтовых карточек,
изданных во всех странах земного шара,
Многие из них обменены у других кол-
лекционеров, многие приобретены в анти-
кварных магазинах. В последнее время ние-
которые издательства присылают коллек-
ционеру. свои открытки, а .музеи отлают
свои вторые экземпляры. Недавно в адрес
Тагрина поступила объемистая бандероль
из Восточной Сибири. Неизвестный. коррес-
пондент прислал около ста китайских от-
крыток тончайшей ручной работы.
Материал коллекции расположен пе от-
делам. Особенно полно отражена жизнь
нашей Родины в открытках отделов гео-
графии ‘и истории. Так, в хронологичес«ом
порядке собраны открытки, изображающие
знаменательные исторические даты. Инте-
ресна почтовая карточка 1905 года с нари-
сованными от руки сюжетами на револю-
ционные темы. Много открыток с портре-
тами русских общественных и политических
деятелей, ученых, писателей, &ртистов Де-
сятки тысяч открыток находятся в отделах
живописи, театра, музыки, кино.
Уникальная коллекция представляет со-
бой своеобразную энциклопедию, в ксто-
рой можно найти иллюстрации на любой
запрос. И люди самых разных профессий и
возрастов обращаются к помоши этой кол-
лекции: художники и режиссеры ищут ма-
териал для картин и постановок, архитек-
торы и строители по открыткам восстчнав-
ливают изображения памятников зодчества,
работники издательств пользуются кол-
лекцией для подбора иллюстраций.
На старой открытке мы видим фотогра-
фию сгоревшего домика-приюта в Уржу-

Me, rie воспитывался Сережа Костриков.
При организации музея А. С. Попова не
могли найти фотографии мест, где протека-

ли юные голы ‘изобретателя радио. В кол-
	‘лекции Гагрина ‘оказались открытки © вн-
	дами Гурьинского рудника на Урале —
родины А. С. Попова. Нашли даже изобра-
жение улины, на которой он родился.

Н. Тагрин является сейчас старшим вауч-
ным сотрудником Музея истории и разви.
тия Ленинграда. Его коллекция с 1941 го-
да принята под государственную охрану.
	’ . М. ПИККИЕВ
ЛЕНИНГРАД
	НА СНИМКЕ: Н. Тагрин за просмотром
	своей коллекции
Фото В. ЦАПКИНА
	секретарем райкома партии. Изображение
этого момента в жизни героя автору не
улалось. Вепомним, как в первом томе пе-
реживал Сергей свое выдвижение на рабо-
ту в районный совет, как раздумывал, co-
ветовалея с товарищами, со своим боевым
командиром о переходе на государственную
работу. Но вот перед молодым человеком-—
новый участок работы, новый круг oba-
занностей, новая ответственность, а в его
сознании даже не возникает мысли о
своеобразии, о новом качестве этой
его деятельности. Почетнов. но и трудное
дело — быть партийным вожаком района!
Он должен руководить всеми участками
деятельности, направлять вею жизнь рай-
она, но делать это через партийные орга-
низации, коммунистов, через актив, через
людей, которых надо организовывать и
воспитывать, учить, направлять, одобрять,
критиковать. Для Сергея партийная рабо-
та -—— 1610, в сущности, незнакомое, — по-
чему же у него не возникает никаких BO-
просов в связи е этим новым делом?
	Б сцене, которая завершает вторую кни-
гу романа, Кондратьев и Тутаринов рас-
стаются: Кондратьев уезжает работать в
край, Тутаринов остается руководить райо-
ном. Сергей задает Кондратьеву, очень 06-
щие вопросы, вроде: что главное в работе
и что второстепенное, можно ли учиться
У других, и, естественно, получает столь
же общие ответы, ибо в партийной работе
не может быть рецептов на все случаи
жизни. Герои говорят верные и правиль-
ные вещи, по и в характере вопросов и
В тоне ответов есть оттенок дилактического
поучения. Мысли выражены здесь необык-
новенно важные, но ощущения, что Тута-
ринову действительно что-то неясно. что
	ему. жизненно важно получить совет. стар-
	шего и опытного товарища по трудным
для него вопросам. здесь нет.

Писатель оставляет героя на пороге но-
вых дел, не показав его духовно мобилизо-
ванным, напрягшимея для решения новых
залач. А это значит, что предшествующая
линия развития образа не получила долж-
ного завершения.

Уже говорилось. что образ Сергея во
второй книге романа несколько отодвинул
на второй план. Бабаевский вволит в дей-
ствие много новых героев. перебрасывает
пас из районного центра в колхоз «Крас-
ный Кавалерист». в станицу Усть-Певия-
скую, в полевой став или в пастущью сто-
рожку. У него большой круг наблюдений.
множество людей, о которых хочется рас-
сказать. Но чем больше в произведении те-
матических линий, различных характеров.
тем крепче оно должно быть организовано.
Здесь приходится говорить ио комно.
		В порядке обсуждения во-
просов использования педаго-
гического наследия А. С. Ма-
каренко.

мерно культивировать и насаждать. А. С.
Макаренко, например, ‘требовал создания
	традиции точного отношения Ко времени.
	«Эта традиция, — говорил он, — станет
привычкой, мы ‘научимея уважать ee,
сознавать. чувствовать каждым своим
	нервом, ощущать в кажлом своем движе-.
	нии». Но у нас во многих школах еще
	слабо воспитывают у учащихся дисципли-
	ну отношения во времени.

Проф. П. Шимбирев попрекает «усерл-
ных поклонников Макаренко» тем, что
они стремятся шире применить в жизни
школ педагогическое наследство замеча-
тельного педатога. № поклонникам Мака-
ренко он относит тт. Вигдорову. Поме-
ранцеву и. видимо, еще некоторых това-
рищей, выступивших на страницах
«Литературной газеты». Как же это слу-
чилось, что профессор, который говорит
о своих постоянных связях 0 школой, до
сих пор не заметил, что поклонников у
А. С. Макаренко сотни тысяч советских

людей?!

С. САЛАМАТИН,
депутат Мукачевского городского Со-
вета Закарпатской области, член по-
стоянной комиссии по народному
		образованию

агощенное наследстьо
	Главного не’ говорят
	Верно указывают, что к педагогическо-
му наследству А. С. Макаренко надо под-
холить творчески. Ho что это значит
«подходить творчески», — 06 этом никто
не говорит. .

Управлением детских домов Министер-
ства просвещения РСФСР и Центральным
научно-методическим кабинетом детских
домов издается сборник «Учебно-воспита-
тельная работа ‘в ACTCRUX домах».
В № 19 этого еборника помешена статья
кандидата педагогических наук А. Тер-
Гевондяна  «Культурно-массовая работа
в педагогическом опыте А. С. Макаренко».
В своей статье А. Тер-Гевондян дает опи-
сание некоторых форм культурно-массовой
работы. проводившейся А. С. Макаренко;
участие воспитанников в демонстрациях
во время революционных праздников, про-
ведение ‘общих сборов в коммуне, военные
игры, произволственно-техническая само-
деятельность детей и т. д. Заканчивает
автор свою статью заключением о том,
что «творческое и активное освоения»
системы культурно-просветятельной рабо-
ты А. С. Макаренко «является одной из
ближайших задач учителей школ и воспи-
тателей детских домов».

Ориентируя практических работников
на творческое применение педагогического
наследства А. С. Макаренко и не раскры-
вая этого понятия, автор статьи толкает
на использование некоторых форм работы,
явно сейчас ненужных.

Министерством просвещения разработя-
ны ий утверждены, например, новые про-
граммы по’трудовому обучению воспитан-
ников старшего и млалшего школьного
возраста. В основу программ положен
политехнический принцин. Это положение,
мнё кажется, исключает необходимость ре-
комендовать детским хомам  «универсаль-
ную свободную мастерскую», как это было
У Макаренко. Существуют утвержденные
«Правила для учащихся», в содержании
которых заложен глубокий недагогический
емыел. Отдельные пункты из «Правил»
должны быть использованы в воспитатель-
ской работё’ в качестве призывов. и нет
никакой нужды возрождать некоторые при-
зывьы, примененные в прошлом Антоном
Семеновичем. Если бы, скажем, макарен-
ковский призыв «не пищать» появился
сейчас на стене. детского дома, он’ вызвал
бы законное недоумение у наших воепи-
танников.
	Просьба практических работников дет-
ских домов состоит в том, чтобы Академия
нелагогических наук помогла разобраться
в том, чтои как из педагогического
наследства А. С. Макаренко можно пере-
нести в практику работы детеких домов
нашего времени.
, А. РОМОДАНОВСКАЯ,
инспектор сектора детских домов

Ивановского облоно
			щенного» подростка или ребенка, он В
резкой форме ставит вопрос о «взрыве»,
то-есть о доведении конфликта личности
с коллективом «до последнего предела»,
«когда ° ребром поставлен вопрос — или
быть членом общества или уйти из него».

Вполне понятно, что Макаренко выбро-
еил из своей книги эту  незаконченную
главу. сомневаясь в правильности и дока-
зательности содержащихся в ней мыслей.
Больше того, позднее, в повести «Флаги на
башнях» и в докладе «0 моем опыте»
Макаренко совсем в ином смысле говорит
0 педагогическом приеме, условно назвач-
ном им приемом «взрыва». «Взрыв»
теперь Макаренко видит в том, чтобы в
воспитательных целях производить на
ребенка неожиданное, яркое и оптимисти-
ческое впечатление — торжественностью
обстановки, красивой организованностью
коллектива, в который воспитанник попа-
дает впервые, и т. д,

Зачем же понадобилось Академии педа-
гогических наук заключить последний
том «Избранных педагогических” сочине-
ний» А. С. Макаренко (приложение в
журналу «Советская педагогика») именно
тем отрывком. который явно отвергнут
самим автором? № чему. кроме путаницы
в мыслях, может привести читателя по-
пуляризация подобных фрагментов? .

В трудах А. С. Макаренко есть кое-что
спорное, Тем более внимательно и крити-
чески надо относиться к опубликованию
его незаконченных работ, во всяком слу-
чае снабжая кажлую из них COOTBCTCTBY-
ющими комментариями.
	Боспитание
традиций
	В своей статье проф. ИП. Шимбирев
вначале одобрил идеи А. С. Макаренко, а
потом с легкостью, достойной удивления,
развенчал и по существу зачеркнул их.

Никто не утверждал и не утверждает,
что А; С. Макаренко «один представляет
с0б0й советскую педагогику». Эта мысль
выдумана самим автором статьи. Речь.
идет о том, что наследие великого педа-
тога глубоко не изучается, что это наеле-
дие почти совершенно обходят авторы
учебников по педагогике. До сих пор
глубоко не изучен и не освещен даже
вопрос о философской, методологической
основе педагогических воззрений и сиете-
мы А. С. Макаренко. А ведь педагог Ma-
каренко мог появиться только в совет-
ской стране, его педагогические  воззре-
ния мотли вырасти ‘только на базе
марЕсистеко-ленинской философии.

А. С. Макаренко научно обосновал
проблемы связи советской школы с семьей
и воспитания детей в семье. Дети — наше
будущее. И. чтобы воспитать их пра-
вильно, надо организовать пропаганду пе-
дагогических знаний среди населения.

А. С. Макаренко вылвинул вопрос о
тралициях школьного коллектива. Школы
всей страны подхватили и внедряют в
жизнь это простое и замечательное ука-
зание пелагога-новатора.” В’ нашем городе’

‘есть школа: имени ‘НПуикича. Имя с вели-
	вого русского. поэта шЕеола носит G FOp-
достью. Ежегодно она широко отмечает
юбилей поэта — «пушкинские дни»,
как говорят учащиеся. Есть У нае сред-
няя щкола имени Шевченко, которая на
примере жизни и творчества знаменитого
	украинского кобзаря также любовно CO-
здает свои школьные традиции.
Новые традиции вытесняют старые,
	воспитывают коммунистическое отноптение
к труду, к наследству прошлого. укреп-
ляют коллектив, воспитывают советский
патриотизм. И поэтому их следует Bce-
	Мария ПРИЛЕЖАЕВА
во
		Надо изучать
Макаренко
	Без Макаренко, без освоения его на-
следства педагогу просто нельзя работать.
Работать без знания Макаренко — это
значит пребывать в прошлом педагогики
или открывать открытое.

Каким невежественным выглядел бы
биолог, не знакомый с трудами Мичури-
на! А между тем у нас много еще педа-
гогов, в том числе и директоров школ, не
изучивших основные теоретические  про-
изведения Макаренко. Больше того, нахо-
дятея школы. в которых вы не обнару-
жите ни одного экземпляра произведений
Макаренко.

Но и в тех школах, где книги Мака-
ренко имеются, часто отсутствует органи-
зованное изучение его трудов. Общение
с педагогами показывает, что многие
нуждаются в том, чтобы привить им вкус
к теоретическим вопросам и помочь овла-
деть наследием Макаренко. Но вель нужно
не только понимать Макаренко, но и
практически применять его идеи. Отсюда
необходимость совместного изучения пе-
дагогами трудов Антона Семеновича.

Многие вопросы. поставленные Мака-
рено, не пользуютея вниманием теорети-
ков педагогики. Проблемы стиля коллевги-
La, коллективизма. традидий-—труднейшие
	педагогические продлемы, -— как правило,
	обходятся. А разрабатывать HX надо — и
обязательно — на основе ‘опыта. целых
коллективов.

Академия педагогических наук все еще
в большом долгу перед учительством. Пе-
чатные органы академии и Министерства
просвещения не связаны между собой,
не выступают единым фронтом в поста-
новке новых вопросов педагогики. А они
обязаны разрабатывать наследство Мака-
ренко и обсуждать его не вообще. не в
целом, а в деталях, конкретно.

Трудно найти область или отдельный
вопросе советской педагогики. разрешение
	которых не оыло бы связано с наследием
	Макаренко. Творческое освоение этого на-
следия должно сыграть огромную роль.

«Литературная газета» ‘начала разговор
о наследстве Макаренко. Этот разговор
должны продолжить и углубить педагоги-
ческие организации.

Учитель Э. МИНГАЗОВ
КАЗАНЬ
		Олно замечание.
	Отибки возможны у каждого писателя.
Однако автор нередко еще в процессе ра-
	боты умеет увидеть их вам и, _YBHLACR,
отбросить.

Так. требовательный к себе писатель
	и педагог Антон Семенович Макаренко, в
течение десяти лет работавший над «Пе-
дагогической поэмой». далеко не все свои
искания и мысли счел возможным вклю-
ЧИТЬ В КНИГУ.

Остановимся на одном примере. При
издании «Педагогической поэмы» Мака-
ренко не включил и ни разу отдельно не
опубликовал текста отрывка «Эволюция и
«взрыв», где, считая почти невозможным
эволюционный путь воспитания «запу-
			зиционной роли образа героя. В
«Кавалере Золотой Звезды» и первой кни-
ге «Света над землей» рост Сергея, его
инициатива, его активность и умение опе-
реться на массы композиционно укрепляли
ромап, делали развитие героя стержнем
произведения. Когла образ Сертея стал ме-
нее ярок и менее действен, возникло и
ощущение композиционной рыхлости и раз-
бросанности. По замыслу автора, герой.
думается, не должен отходить на второй
план, ‘но так получилось потому, что
писатель полностью не владеет еще своим
материалом.
	В романе Бабаевского есть немало эпи-
2010B, которые не столько двигают, сколь-
ко тормозят действие. Готовитея собрание
районного актива: писатель подробие рас-
сказывает, как собирается на актив Вар-
вара Аршинцева, как собирается Настень-
ка Варенцова. Зачем подробно описывать,
как не давал лошади Прохору Ненашеву.
обидевшийся Рагулин и как Прохор ходил
и требовал лошадей? Зачем воспроизводить
«лекцию» дорожного попутчика о том, как
укрепляет его ежедневная утренняя заряд-
ка? Подобные эпизоды, а их немало, не
углубляют образов. Так,  разрастаясь
вширь, роман теряет в напряженности
действия, а временами стачовится обозре-
нием, хроникой нравов и быта.

Бабаевский ведет читателя в колхоз
«Труженик», вспоминает 06 осетинском
колхозе, подробно показывает занятия кур-
сантов на курсах электротехников. Многое
из этого следовало бы изложить гораздо
экономнее, иначе боковые линии незаконо-
мерно разбухают, затрудпяя движение ос-
новной мысли.

Е этому следует прибавить, что ситуа-
ции. могущие усилить напряженность
действия, часто не развиваются. Автор
намекает, что в районе есть лжеколхозии-
ки, только пользующиеся маркой колхоза,
А на леле ведущие жизнь лодырей, спеку-
лянтов. Но эта тема мелькнула в двух ми-
молетных репликах и заглохла. В. другом
месте автор также мельком говорит о вто-
ром секретаре райкома Алдахине, который
утит в каждой бумаг видеть «прежде
всего документ», но не умеет видеть за
бумагой живого дела. Злееь дан намек на
два стиля работы, но наметивмевея про-
тиворечие Бабаевский торопливо «енима-
ет», сообщая о предстоящем переводе Ал-
хахина па другую работу.

Образ героя развертывается полнее,
когда он соприкасается ¢ живыми, с30з-
образными людьми. Когда же вокруг глав-
ного действующего лица вместо живых об-
разов возникают схемы, это обелняет д
	Жизнь Главного героя.
	романе «Свет над землей» есть чу-
лесные, полнокровные образы. но есть и
недописанные. Не вырос в романе образ
жены и друга Сергея — Ирины, её образ
во второй книге романа не стал яснее и
значительнее. Не стала четкой и опреде-
ленной личность Саввы Остроухова. Это
честный работник, хороший парень, семья-
HHH, но энергии и широты размаха у него
не прибавилось, и не убедительно, что
именно он становится преемником Сергея
по работе в исполкоме. Без чуветва меры
дан во второй книге образ отца Сергея,
Тимофея Ильича: в pare cen старик
своим наивным XBACTOBCTBOM, как ему
доверяет райком, производит  несколь-
ко комическое впечатление. crn B po-
мане ненужные, утомительные повторы,
Так, дав колоритный образ оторвавшегося
от масс, заболевшего болезнью бюрократиз-
ма и боящегося критики председателя кол-
хоза Хворостянкипа, нисатель не улержи-
вается от того. чтоб вновь и вновь по
	вторять т0, что и так воем уже вполне
NOWATIIO.
	Бот Аворостянкин обращается к Татьяне
Нецветаевой: «На собрании критикуеть
при всех колхозниках... Неприлично руко-
водителю экзаменоваться при всех».
	Тутаринову Хворостянкин жалуется:

«Й все же руководитель. а меня свали-
вают в общую кучу. Это же подрыв все-
го».

Той же Татьяне Нецветаевой в библио-
теке Хворостянкин изливает свое пегодо-
Bane:

«— И чего ты задумала перед этой лев-

чушкой меня в стыд вводить!.. кто такая
эта Чебанюк и ко есть я?»
	Инженера Виктора Грачева он уговарт-
вает*
	«Ла ты спрашивай, не давай мне ни-
какой пошалы. только не на люлях, в
так — со мной один на Олин».
	Й так лалее и тому подобное... Мы 01
Юль He исчерпали веех подобных приме-
ров. Вели читатель. наталкиваясь еще на
	олну попытку Аворостянкина спрятаться
от коллектива, думает — зато уже бы
л0», — врял ли это увеличивает интерес в
	Произвелению.

BEC

(МЮ
	ведения, невыразительность характеристик
некоторых персонажей, небрежности в
языке. Нам кажется, что в романе «Свет
над землей», и особенно во второй книге
его, писатель не развил. не укрепил луч-
шие стороны своего дарования и не пре-
одолел многие из своих недостатков.

«Задача романа, как художественного
произведения, -—— писал Белинский, — есть
совлечь все случайное с ежедневной жиз-
ни и с исторических событий, проникнуть
до их сокровенного сердца — ло живо-
творной идеи, сделать сосудом духа и ра-
зума внешнее и разрозненное. От глу-
бины основной идеи и от
силы, с которою она органи-
зуется в отдельных особно-
стях, зависит большая или
меньшая художественность
романа». (Подчеркнуто нами — Б. Р.)

Да, надо говорить об организованности
романа, о его пелостности, соразмерности
частей, о единстве действия — о вещах, о
которых иногда забывают наши романи-
сты, подчас невнимательно и небрежно от-
носящиеся к организации своего
произведения, к тому, как основная идея
выражается во всех составных частях ро-
мана.

Развитие действия и развитие характе-
ров — вот чем движется роман, В этом от-
ношении заключительные главы романа
«Свет над землей» не могут не вызвать
серьезных замечаний, Во второй книге ро-
мана главный герой Сергей Тутаринов во-
обще участвует гораздо меньше, но это еще
не беда, так как в главах, где нет Сергея,
есть люди, делающие дело, начатое им.
Плохо то, что там, где Сергей присутствует,
он уже не вносит той струи активности,
бъющей ключом инициативы, того боевого
напора, которые отличали его в первой
книге. А это противоречит замыслу авто-
ра, логике образа, месту героя в системе
образов романа.

Роман «Свет над землей» словно бы
кончился за несколько глав до того. как
писатель написал слова «Конеп второй
книги». Заключительные главы написаны
вяловато, нет в них необходимой на-
пряженноети. Таковы. например, главы,
посвященные партийной конференции. Сер-
гей впервые участвует в работе конферен-
ции большой партийной организации. по
участие в ее работе меньше всего показа-
но, как школа опыта.

Сергею Тутаринову партия оказывает
громадное доверие; его избирают первым
	Роман не случайно стал ведущим жан-
ром советской литературы. Наша действи-
тельность так богата и многогранна, что
естественно тяготение к этому эническому
жанру,  позволяющему охватить разно-
образные области жизни, ввести в действие
значительное количество героев, запечат-
леть развитие больших исторических со-
бытий. .

Белинский справедливо говорил, что
роман возник, «когда все гражданские, об-
щественные, семейные и вообще челове
ческие отношения сделалиеь бесконечно
многосложны и драматичны, жизнь раз-
бежалась в глубину и ширину в беско-
нечном множестве элементов». —

Новым содержанием наполняютея эти
слова о предназначении романа в нашей
стране, когда отношения людей стали баз-
гранично богаче, а жизнь развернулась в
небывало широкую, глубокую и красоч-
ную картину.

Тяготение к эпическому жанру харак-
терно’ для всего советского искусства, для
литературы. кино. театра. живописи. Эпи-
	ческий многоплановый роман позволяет,
пожалуй, наиболее полно разрешить
тлавную задачу нашей литературы —
	создание высокоиденных художественных
образов, больших и масштабных характе-
ров. Роман позволяет передать жизнь в
движении, в революционном развитии, от-
разить те замечательные перемены,  uTO
происходят в нашей стране.

Но как еще часто в романах, пубан-
куемых в журналах и выходящих отдель-
ными книгами, неполностью реализуются
безграничные возможности этого жанра!
Есть еще романы, написанные торопливо.
неряшливо. замыслы которых широки,
но авторы не дают себе. трула довести
произведение ло того уровня мастерства,
которое необходимо для воплощения ‘ши-
роких замыелов.

Роман, при всем его объеме и размахе,
должен быть единой, целостной тканью,
сотканной мастерской рукой. цельным
произведением, а не собранием отдельных,
пусть даже красочных сцен.

Можно назвать ряд произведений на-
чинающих авторов, в которых 060бо ощу-
тимы серьезные недостатки комиозиции,
развития характеров и языка. Но и мно-
тив произведения, заслужившие широкое
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 19 мая 1951 г. № 59
	Б. РЮРИКОВ
Pi
	признание, тоже не лишены серьезных
погрешностей. И плохо, что об этих не-
достатках критика либо молчит, либо го-
ворит в столь общей форме, что разбор ах
не становится поучительным.

Наша общественность с большой тепла-
той и заинтересованностью приняла р9-
	ман (С. Рабаевского «Кавалер Золотой
Звезды». Свежесть, правдивость, целе-
устремленность образа главного героя,
	острая, ясная и напряженная мысль, тем-.
пераментность, ощущение насыщенности
и богатотва жизни советских людей при-
сущи этому роману. Бабаевский запечат-
лел жизнь в движении, в развитии, в прё-.
одолении трудностей. Его герой изображен
растущим, уверенно идущим вперед. Ав-
тор показал красоту людей, налних co-
временников, строителей колхозной жиз-
ни. Писатель остро чувствует современ-
ность, знает жизнь, умеет воплотить в
правдивые образы сложные, часто проти-
воречивые явления жизни. Это художник
C подлинно поэтичным восприятием мира,
сочностью красок, теплым юмором.

Тема «Кавалера Золотой Звезды» была
продолжена в романе «Свет над землей».

В этом произведении есть многие драго-
ценные качества, проявленные Бабаевеким
уже в первом романе. Он умеет из эпизо-
дов жизни отдельных колхозов и их лю-
дей составить проникнутую единым дыха-
нием картину деятельности коллектива,
умеет показать, Как коллектив в лице луч-
ших и опытнейших поправляет тех, кто
дал увлечь себя настроениям благолушия,
решил сделать «передышку» и тем самым
оторвался от переловиков. Свет, разливаю-
щийся нал землей и освещающий повсе-
лневную деятельность паптих дней, — это
свет коммунизма, свет идей великой пар-
тии Ленина — Сталина.

Книга С. Бабаевского «Свет над зем-
лей» заняла заслуженное место в активе
советской литературы. Но именно призна-
ние ее высоких достоинств и обязывает
особенно требовательно оценить и поло-
жительное в книге и ее недостатки. Сде-
лать это тем необходимее, что роман про-.
изводит менее цельное впечатление. чем
первый роман С. Бабаевского. После вы-
хода «Кавалера Золотой Звезды» критика
указывала на известную рыхлость произ-

Б романе «Война и мир» 559 действую-
ших лиц. He pee они, разумеется. широ-
Ko раскрыты, во даже эпизодические пер*
сопажи — офицер-француз, с воторым
ветречаетея Пьер Безухов в горяшей Mo-
скве, казак, точаший шалику Пете Ростову,
партизан Тихон Шербатый п пругие, име-
ют свой, им присущие интонапий, свой
черты и свой голос. Среди персонажей
нет, пожалуй, пи одного, который пришея