ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
	Новочеркасска, Шахт, Красного Сулина и
других городов и’ районов Ростовской 0-
ласти поступили рукописи более 50 авто-

Ведущие писатели прочли  произве-

ров. me а д арии: ое
	р.

дения Молодых, наиболее достойные 019-
ба паоати’ Затем правление отке-
	брали LAA WevaTh. Jadleish pee aN
нения ССП поручило групие опытных пи-
сателей отредактировать сборник; Была
	проделана большая и одоброеовестная ра-
В январе этого го-

бота над рукопиеями.
отделении С0П.

ца сборник обсужлалея в
готовом виде сборник объемом в 20 пе-
Че тах га.
	ON EEE

чатных листов был передан в POCTH3 Aart.
	Цто же произошло дальше? Управляю-
щий издательством ВБ. Вакулин = Kate
горически отказалея издавать  самостоя-
тельный сборник молодых авторов. On
предложил все материалы передать ред-
коллегии альманаха «Дон», чтобы опа
выпустила специальтый номер из произ-
ведений литературной молодежи. Отделе-
ние  ССП согласилось © этим, материал
передали иа чтение членам редколлегии
В. Закруткину, А. Оленичу-Гнененко,
A. Костанову. И. Стальскому. После их aa-
мечаний сборник был доработан, исправлен
и снова передан издательству. С февраля
по апрель материалы сборника пролежали
в столе у ВБ. Вакулина. Он, видите аи,
не мог «выкроить время», чтобы прочи-
тать произведения молодых авторов. Ко-
гла отделение ССП настаивало на немед-
ленной сдаче сборника в производетво,
Вакулин неизменно отвечал: «На днях я
все прочту: и‘едам в набор».

Цо капризу управляющего  издатель-
ством из сборника объемом в 20 печатных
листов едва осталось 8 листов. Но когда
будет излан и этот «урезанный» сборник
чололых авторов, HURTO не знает...
	В прошлом году в «Литературной газе-
те» уже публиковалась корреспонденция
«Чуждые нравы», разоблачающая › немд-
ную практику работы с авторами, кото-
рую ввёл управляющий Ростиздатом
В, Вакулин, Корреспонденция тогда o6-
суждалась на собрании коммунистов изда-
тельства. Тор. Вакулину было указано: на
серьезные недостатки в его работе и во
взаимоотношениях с авторами. Он клялся
не повторять этих ошибок. Но в издатель-
стве все осталось попрежнему.  Мно-
гие писатели Ростова буквально  за-
дерганы Вакулиным. ° Ему ничего
не стоит отказаться от своих слов, изме-
нить ранее дававшуюся оценку тому или
иному произведению, попросту обмануть
автора. Руководители отделения ССП mac-
су времени затрачивают на то, чтобы «ми-
рить» управляющего издательством с пи-
гателями.
	оатянув составление производетвенного
плана на 1951 год, руководители  изда-
тельства включили в план много нереаль-
ных, ничем не подкрепленных заявок,
Здесь вошло в систему  безответственное
отношение к графику сдачи рукописей в
набор. В. январе, например, график вы-
	полнен по объему на 61 процент, в Ффев-
рале — на 32, почти на столько же в мар-
те. Не улучшилось дело и в апреле.

Ростовское книгоизлательство -— одно
	из крупнеиших меетных издательетв На-
шей страны. В свое время оно зарекомен-
	довало себя хорошей работой. Теперь’ же”
Ростизлат находится в глубоком. прорыве. *
	Вл. ПОНЕДЕЛЬНИК,
соб. корр. «Литературной газеты»
	POCTOB-HA-ILOHY
		Повая постановка
«Бронепоезда 14-69»
	СВЕРДЛОВСК. (Наш корр.). На Урале
снова ‘поставлена пьеса Вс. Иванова «Бро-
непоезд 14-69». Написанная более четверти
века назад и рассказывающая об америка-
но-японской интервенции на Дальнем. Во-
стоке в 1920 году, пьеса приобретает осо-
бую политическую остроту в наши дни.
	Совместно со Свердловским  драматиче-
ским театром Вс. Иванов создал новый ва-
риант пьесы, Автор ‘много поработал над

ве языком, устранил недостатки отдельных
сцен и образов.
	Спектакль поставлен лауреатом Сталин-
	ской премии, заслуженным деятелем искус-
ства РСФСР Е. Бриллем.
		в РОСТОВСКОМ
	lo cero BPeCMOHH Bf ee ee on ae wala
с uw ортвептая книжки альмана-
	CBE 2pOlL De tee ge
ха «Лон» за прошлый год. Почему? Мо-

жет быть, У редколлегии вет рукописей
лы ЗВ, ee mata - оралия в типо-
	или случилась серьезная авария в оо
графии?

Олин из редакторов Ростиздата тов. Ce-
Memon, которому по совместительству при-
ходитея заниматься всеми организацион-
но-редакционными делами альманаха, го-
ворит, что, в папках редакции лежат про-
заические, поэтические, драматические И
критические произведения. которых хвати-
ло бы на несколько номеров альманаха. г
основном — это произведения молодых И

начинающих авторов Ростовской области.
	Руководители типографии имени Цали-
нина, которая обслуживает Ростиздат, дали
справку, Что их предприятие первые че-
тыре месяца этого года работает с большой

a
	нелогрузкой, простаивают машины и ра09

ee mw
	oT

чие. Издательство систематически срывает
график сдачи рукописей в набор. месяцами
затягивает корректуру, без конца заменяет
один материал другим...

Альманах. «Дон» — орган областного
отделения ССИ. Шфедседатель правления
Ростовского отделения Союза советских
писателей М. Соколов объясняет причи-
	ну невыхода альманаха в срок OTCy t=

CTBHEM... редактора.
—- Обязанности редактора выполняет
	управляющий Ростиздатом Б. БВакулин и
вынолняет крайне безответетвенно, — гово-
рит М. Соколов-— Мы неоднократно пы”
тались воздействовать на редколлегию и
Вакулина, чтобы. заставить HX своевре-
менно выпускать альманах. Ничего из это-
то не вышло... Мы просто устали разго-
варивать на эту тему с Вакулиным...
	Нам улалось проследить весь путь про-

maa th
	a м

хождения материалов для альманаха №5.
По графику издательство обязано было
сдать в типографию рукописи еще
в июле прошлого года, a сдало их

только 16 февраля 1951 года.
Б. Вакулин задержал сдачу  альма-
наха в производство, пока бывший
	редактор «Дона» А. 1ончаров заканчивал
повесть «Наш корреспондент». Когда же,
наконец, повесть была окончена и мате-
риал послали в набор, тов. Вакулин решил
самолично именовать третий номер альма-
naxa за 1950 год первым номером за
1951 год.

Но и на этом злоключения не кончи-
лись. Тов. Вакулин не пожелал прислу-
шаться к голосу нескольких членов ред-
коллегии, отмечавших серьезные недостат-
‘ки повести «Наш корреспондент». В ре-
зультате ее дали на повторное релактиро-
вание уже в гранках. После  редактиро-
вания и доработки гранки оказались на-
столько  испешренными поправками и
вставками, что теперь стало проще заново
набрать повесть. С грехом пополам альма-
нах «Дон» № 3 (теперь уже № 1) был
набран и сверстан, издательство получило
гранки для корректуры. После этого тов.
Вакулин десылает в набор рукопись ста-
тьи ‘члена редколлегии А. Костанова «Йзык
художественных произведений ростовских
писателей». Была набрана и эта статья, а
досыл в типографию не прекращался.
16 апреля Вакулин послал свою собствен-
ную рецензию на роман В. Закруткииа’
«Пловучая станипа», 19 ‘апреля были 104
еланы ‘полторы страницы к повести «Наш
корреспондент».

И вот результат: уже середина мая,
а альманах «Дон» № 3 за 1950 rox ewe
из печати не вышел. И трудно сказать,
‘как скоро он выйдет.
	История с альманахом «Дон» — только.
	одна из деталей, характеризующих серь-
езное неблагополучие в Ростиздате, векры-
вающих порочные методы работы его ру-

ководителя ВБ. Вакулина,
В октябре пропилого года областное от-

деление ССП решило выпустить сборник
произведений молодых авторов Дона. Из
литературных групи Ростова, Tarampora,
	вкладе в педайогическую науку». внесен-
ном А. С. Макаренко. И, хотел или не хо-
тел проф. Шимбирев, статья его прозвуча-
ла. как предостережение тем, кто хочет
	учиться у Макаренко  воспитательскому
мастерству.
Макаренко писал:  «Коммунистическое
	воспитание — это счастливый процесс, ко-
торый сам в себе несет успех, и поэтому
дело воспитания — легкое и счастливое де-
ле». От каждой строчки сочинений Мака-
ренке веет горячей, страстной ‘любовью в
Родине, преланноетью великим принципам
марксизма-ленинизма, веет твердой убеж-
денностью в безграяичных возможностях
воспитания в нашей стране, веет прекрас-
ным сопиалистическим гуманизмом и оц-
ТАМИЗМОМ.
	Он смело говорил о недопустимости бра-
ка в. педагогической работе. Он смотрел
па эту работу, как на работу творческую,
не терпящую шаблона. косности. Он го-
ворил: «Область нашего производства —-
область воспитания — никоим образом ке
может быть исключена из общего совет-
ского движения. И в нашей области — я
в этом глубоко убежден был вею жизнь —
также необходимы изобретения, даже изо:
бретения в отдельных деталях, даже в
мелочах, а тем более в группах леталей,
в системе, в частях системы. И такие
изобретения могут итти, конечно, не толь-
ко от работников теоретического фронта,
HO H OT обычных рядовых работников»,
	Для меня, проработавшего в школе око-
ло-тридцали лет, и для многих моих това-
ришей-учителей знакомство с сочинепиями
Антона Семеновича Макаренко было cuacr-
ливой педагогической, профессиональной
находкой. большой радостью.
	Макаренко продолжает оставаться - на-
шим современником не только как писа-
тель, но и как талантливый советский
педагог, теоретик и практик. Отромный
интерес советских людей -— учителей, ету-
дентов, родителей к его сочинениям — это
лучиий показатель  жизненности многих
высказанных им RACH.
	Богатейшее научно-педагогическое  на-
слелие А. С. Макаренко, тщательно изу-
ченное,  обобщенное и критически  пере-
смотренное под углом зрепия воспитатель-
ных залач  сетолияцтнего и  завтрапулего
дня, должно войти в арсенал средств вос-

пртания поколения, которое будет жить в
коммунистическом обществе.
	КАШИН Калининской области
	ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР
	Просьба к Домам
офицера...
	С явлением, описанным в Фельетоне

«Николаю Егоровичу почтенье!» («Лите-
ратурная газета» № 37), к сожалению,
приходится сталкиваться довольно часто.
Государство думает и заботится 0 Hat,
стариках, по-отечееки. А рот некоторые
	Ирина СНЕГОВА,

‚ спец. корреспондент
®Литературной газеты»

р книжного магазина
	пателей магазина. — Зашел < как-то ®   тракторной бригаде поздно вечером, вижу,
	сидят девушки, читают. это в страду, ко-
гда и спать-то некогда, а от зари до зари,
кажется, рукой достать! Читают, — помню,
з слезы капают... Нодхожу ближе, смот-
рю -— «Анна Каренина».

ним за одной брошюрой, по семеноводству,
Очень нужна мне была, Искали, искали—
нигде, даже на складе, не обнаружили.
Видимо всю распродали. Затем прошло
уже порядочно времени, я успел забыть о
ней, захожу в магазин, говорят: «Нашли!
Нашли! »— «Что, — удивляюсь, — нашли?»
«А брошюру, номните, вы спрашивали?»
Очень я был тронут: я забыл, а они пом-
Hat!
Они помнят о том, что призваны нести
книгу в станицы и хутора, в дома, где до
революции не видали печатной строки, а
	теперь в переднем углу накренко прибита
	книжная полка. Не бывает в районе тако-
го’ вобытия, которое прошло бы мимо АННЫ
Агоевны. Будь то въезд передовиков жи-
вотноводетва, конференция учителей или
открытие электростанции, —всюду расстаз-
	rn. т: ВЮ

тяютея столы книжного магазина. И это не.
	простое «обслуживание». В зависимости от
характера совещания будет подобрана спе-
циальная, интересующая собравшихся ли-
тература, скомплектованы индивидуальные
библиотечки. Рядом 60 специальными
книгами там будут труды по социаль-
но-экономическим вопросам, новинки ху-
дожественной = литературы, Be забудет
Анна Атеевна положить в библиотечку и
нарядную детскую книжку, потому что в
каком же доме нет детей!

И результаты говорят сами за себя:
план магазина из месяца в месяц значи-
тельно перевынолняется.

жа
	т ослепительно белых домов, от BbIKPA-
пенных известью стволов деревьев, пря-
мыми рядами бредущих вдоль улиц к мо-
рю, от окантованных белой каймой троту-
аров город кажется насквозь пронизанным
солнцем. Огромные кусты сирени всех от-
тенков — от темнолиловой до голубой и
розовой — поднимаются над заборами. Мы
идем медленно, потому что, если не
третий, то уж наверняка каждый четвер-
	тый прохожий останавливает Анну Аге-

евну.
— Так когла же заходить? — раздается

голос.
	— После первого ждем Bac, — машет

рукой Анна Агеевна,
— А меня когда ждете? — слышится
	ад

— А тля вас уже приготовлено «Хлоп-
	ководство»! — оборачивается она.

Высокую фигуру моей спутницы узнают
me издали. Кое-кто, завидев ее, переходит
улицу, просит порекомендовать книги 10
тому или иному вопросу. Многих Анна
Агеевна останавливает сама:
	— Не забудьте, вышел третий том! —
говорит она вдогонку торопящемуся куда-
то человеку в спецовке.
	— Передай Mame: поступила карта
СССР, пусть заходит. Да не забудь — кар-
та! — наклоняется она вк белокосой веену-
	щатой девчурке.
#*
Pa
Мвого работы у Анны Агеевны — депу-
тата городского Совета и члена горкома
партии, но главное ее поприще — книги.
Надо помочь колхозам в комилектовании
библиотек. Колхозы теперь большие и раз-
мах у них большой. Это самые богатые
покупатели и подинечики. Надо прове-
рить работу киоскеров города и_ района,
а их 25 человек. Нужно наладить регуляр-
ное снабжение колхозников КНигами ‘через
	книгонош. А скоро начнетея  прополоч-
ная — значит, надо будет выехать с
книгами на поля...

Удивительно изменились станицы. На
	книжных полках у колхозников — Ленин,
Сталин, Мичурин, Пушкин, Горький да
все, взе, что выходит! А сколько неуло-
вольствий каждый раз из-за того, что
нельзя подписать всех желающих Ha Ta-
кое-то собрание сочинений. Вот хоть бы
е Драйзером...

— Как рзанулась вперед жизнь! —
голос Анны Агеевны зазвучал особенно мо-
лоло и звопко. — В прошлую уберочную в
			Солнце светит в окна, яркозеленые ли-
стья ‘вЯз0в. шумят у самых витрин. Свет-
кая новенькими переплетами, стоят на
полках Ейского районного магазина книги,
готовые начать свою увлекательную, бла-
городную жизнь. }

К прилавку с художественной. литерату-
рой подходит мальчик лет двенадцати,

— Тетя. — обращается он к молодень-
	кой продавиице, — у меня есть три ру:
	бля, дайте мне интересную. книжжу.

— А о чем бы вы хотёли почитать? —
спраптивает продавщица, И лока мальчик,
смущенный непривычным обращением «на
вы», раздумывает, девушка достает е пол-
ки стопку книг. На несколько: минут 06a
склоняются над. прилавком. Муки. выбора.
Хочется прочесть все. Вполголоса девушка
рассказывает, о чем написано в той и в
этой книжке. Но что ще все-таки лучтие?..
	— Ры в каком клаеее учитесь? — за-.
	дает вопрос продавщица.

— В пятом.

— Ну тогда вам нужно купить эту: He
будуший год очень пригодится, Мальчик.
решительно протягявает три рубля и через
минуту © ЕНИГОЙ Роголя подмышкой
и лватиатью копейками сдачи в кулаке
	+E
	высггазт На улицу.
	ee АЕ *

Воскресенье. Утро. В магазине особенил   организации, в которых человек прорадо-

ре wa YP
	NOHO. [oO и дело открывается дверь, и эа
перегородку к Анне Агеевне кто-нибуль
входит. «Только на минуточку», занести
по дороге ветку сирени забежал агроном
Тананаев и осталея, разтоворившиеь 0
том, что партийные организации колхозов
недостаточно еще уделяют внимания рабо
те книгонои. а спрос на книгу растет;
что гемидесятилетний колхозник из еедь-
мой бригады, Озчинников, вчера опять
жаловался: «Закончил «Весну на Одере»,
а лальше читать нечего: все перечитал!»

Поблаголарить за присланную литерату-
	ру по техминимуму затиел Георгий AHanet-
	вич Мурарьев из плодоовощного совх0а4,
—- И как это вы проелышали, Анна

Агеевна, что у нас занятия ИДУТ? —— УДИВ>

ляется он.
— Ньюх, — улыбается Анна Атеевна и

уже раскланивается с заглядывающим в
дверь Иваном Михайловичем Вочубеем.
учителем математики.

— Губите вы нас, губите с метоличе-
ской литературой! Плачут от вас. педаго-
ги! — сердито говорит Кочубей, прочно
усаживаясь на стул.
	— Даяи сама, Иван Михалыч, пла-
чу. Не присылают ее, и все, нету, говорят.
Прямо стыдно учителям в глаза  емот-
реть,— расстроенно говорит Анна Атеевна.
	А народ вое подходит. важется, со всего
магазина снессвы уже за перегородку
стулья, но когда появляется кто-нибудь
	еще, находится место и для него. С прихо-
	дом новых людеи разговор несколько меня-
ется. Вот узнать, не слышно ли чего п
справочниках по строительству, заглянул
Иван Яковлевич Попов, и разговсо заходит
о новых постройках в его совхозе, о пос-
леднем чуде — рассадо-посадочной маптине,
которая не только сама сажлзат, но и по-
	лирает помидоры, © появлением хирурга
Макарова вспомнят про новую книгу о
продлении жизни,  затоворят о работах
Тенентинской.
	—- Вее-таки неправильно, что почти
не завозят нам научных книг, — сетует
директор консервного завода Александр Вла-
димирович Николаев, — думают, если нет
в районе вуза, то люди не интересуются
ни историей, ни биологией, ни техникой!

— Ла, закажешь в Краснодаре 200 эк-
земпляров, а пришлют 10, — возмутится
Анна Агеевна. но в это время кто-нибуль
вновь вошедший спросит, не появилась
ли «Жатва», и разговор пойдет о худо-
жественной литературе, о недавно и дав-
но прочитанных книгах.
	А потом RTO-HHOVADB расскажет, как
	агроном Анна Примак читает колхозникам
	«Корею в огне» Сергея Борзенко, начнет-
ся разтовор о Корее, и лица людей потем-
неют от гнева и печали.

++
	Передо мной на столе общая тетрадь в
телтой обложке: «Книга жалоб и mpex-
	ложений». Подписи разных людей стоят
	под отзывами, разнои величины отзывы
занисаны в книгу. Есть на целую страни-
цу, есть всего в несколько строк. Но во
всех них есть одно и то же слово — бла-
тодарность.  Блатодарность работникам
книжного магазина и особенно Анне Агеев-
не Онищенко за внимательное и сердеч-
ное отномение к своим землякам. И мне
хочется, пользуяеь тем, что тетрадь эта
на 1951 год и в ней есть еще свобод-
ное место, добавить от имени многих лю-
дей, не бывавших в Ейске, но любящих
книгу, несущую человеку знание и ра-
дость:
—- Спасибо, Анна Агеевна!
		вею жизнь, забывают о нем, Kah

‘только он уходит на пенеию.
  Moa жизнь прошла в рядах Советекой

Армия. Болезнь и возраст  заставиии
‘уйти в отставку. Но разве это значит,
	что должна порваться моя вровная Связь
	en Cc полной армией?
	Тарнизонные Дома офицера © успехом
уогли бы привлекать к своей работе нас,
	‘бывших воинов. Могли бы приглашать
‘нас на торжественные заседания, поевя-
 шщенные революционным датам, на лек-
	ции и доклады. Осуществить это не слож-
it Й хочется надеяться, что работники
Домов офицера подумают об этом.

В. СМИРНОВ

БЕЛОРУССКАЯ CCP
oO og
	Создать. клубы
для пенсионеров
	Много лет я работаю учителем и уже
давно получаю пенсию. Сейчас работу
мою хвалят, Но наступит момент, когда
придется Уйти из школы. На примере
своих уже неработающих  коллег-пен-
`сионеров вижу — они оторваны от жиз-
ни. Их не приглашают в Школу,
Боторой онл отдали свою жизнь, им негде
встретиться друг © другом, побеселовать...
А между тем ВЦСНС мог бы открыть в
‘некоторых городах своего рода клубы,
‘где пенсионеры проводили бы свой досуг
в соответствующей старости обстановке.
1 Учительница А. ЧЕРЕВКО

Оскорбление
равнодушием
	В ноябре этого года мне исполнитея
30 лет. Стаж моей сценической работы
превышает 62 года. В кино я снимаюсь
с 1908 г. За мой труд Родина отблагода-
рила меня очень щедро. Я — лауреат
Сталинской премии, заслуженный артист
РСФСР, награжден орденами, имею пер-
сональную пенсию. За все это Родине, Со-
ветскому правительству мой низкий по-
клон и неиссякаемое желание быть по-
лезным! Я работаю до сего дня. На экра-
нах страны идет фильм «Донецкие шахте-
ры», в котором я играю старого игахтета...

А вот на днях мне позвонил по телефо-
ну человек, не имеющий отношения к
кинематографу, и от него я узнал, что я
уволен из Студии киноактера.

Не подумайте, что я обращаюсь к Вам
G проеьбой помочь мне восстановиться в
штатах студии, Я понимаю, что произ-
водственная необходимость — серьезное
дело. Да и материально я обеспечен,

Но я глубоко обижен отношением ко
мне руководителей студии. Неужели ни
один из них несимел’ времени ‘позвонить
мне —= старому’ человеку — по телефону,
пригласить & студию; объяснить все 06-
стоятельетва. предоставить мне возмож-
ность самому подать заявление об ухоле,
чтобы не было в моей трудовой книжке
(она моя заслуженная гордость) записи
«сокращен». Короче говоря, сделать вее TO,
что называется вниманием к человеку.

Ничего этого сделано не было. Вместо
этого мне, старому труженику, на пороте
моего 80-летия нанесено оскорбление. Вы-
вает оскорбление действием, словом.
Я оскорблен равнодушием -—— этим, может
быть, самым страшным для нашего об-
щества свойством. человеческой души.
	Ив. ПЕЛЬТЦЕР
	СОЧИ
	Последний покупатель, распрощавшиеъ,
уходит. Обеденный перерыв. За перегород-
кой, в маленькой комнате, — кабинете ди-
ректора магазина, собрались вее работни-
ки. Идет деловой разговор.

— Таких случаев мы терпеть не мо-
жем, — заявляет сидящая за столом темно-
волосая женщина лет сорока. — Помните,
товарищи, мы с вами торгуем не гребен-
ками, а кни-гой, — она медленно, с тас-
становкой произносит последнее слову. —
У нас не простой покупатель. Он — чита-
тель, для которого все, все это напиеано!
А вы обидели его, — женщина  поворачи-
вается к одной из продавщиц, — отказали
ему в нужной, может быть дозарезу необ-
XOXHMOH ЕНИГе. °

— Да я же; Анна Атеевна, все полки
облазила, — оправдывается та, — и Wo Ka-
	талогу смотрела, нет ее у нас.
— Как могли вы отнустить человека,
	не узнав, кто он, откуда. Ноимите, ведь
он за этой книгой в Москву не отправится.
А кто ему, кроме нас с вами, поможет ее
здесь достать?

— А мы и достанем, закажем в Краено-
даре... — неуверенно говорит провинив-
шаяся девушка.

— Мало заказать, — уже мягче говорит
Анна Агеевна, — надо же вручить, а мы
не знаем, из какой станицы этот товарищ.

— Подумайте, друзья, — совсем тихо
добавляет она, — люди уже все сделали до
нас: книга написана, издана, привезена,
Halle дело — только вручить ее читателю,
именно тому, кому она  предлазначена.
	Невеликое, кажется, но, верьте слову, ——^
государственного значения дело.

**
=

Хорошая книга — большая радость в
	жизни человека. И нести ее людям нужно
от чистого сердца. Вот так, как делают это
Анна Агеевна Онищенко и ее помощники.
Кто бы ни пришел в магазин — ребенок
или старик,  колхозник или врач, его
встретят радушно. Посоветуют, что вый-
рать, расскажут, какие интересующие его
издания выходят из печати. Если нужной
книги не окажется в магазине, в особую
тетрадь запишут его фамилию, адрес, про-
фессию, название книги. И только одна
клеточка останется незаполненной, пока в
ней не проставят: «Просьба удовлетворена
такого-то числа», Слова эти будут. внесэ-
ны тогла, когда книга, выписанная из
Краснодара (а то и из Москвы!), будет
вручена покупателю, пришедшему за нзи
по вызову магазина. Около ста таких пи-
сем послал своим покупателям за послед-
ний квартал Ейский книжный магазин.

— Никогда we забуду, — рассказывал
мне агроном сортоучаетка Алексей Влади:
	мирович Тананаев, один из давних поку-
	За ‚„педозютическую технику“
	°
Чик. МОЩАНСКИЙ
®
	шинском районо мне сообщили, например,
что две-три школы пробуют что-то делать
в этом направлении. Однако в районном
недагогичееком кабинете не оказалось ни-
каких матерналов, освещающих опыт
практического использования наследия Ма-
наренко. За десять лет учительству райо-
па не было сделано ни одного доклада о
Макаренко.
	Учитель остро нуждается в  хорошеи
книге по методике коммунистического вос-
нитания. в. которой были бы подробно
разобраны принципы и приемы, применяв-
псиеся А, С. Макаренко. Но до сих пор
кола не имеет программы нравственного
воспитания, построенной по годам обуче-
ния, включающей в себя, помимо проблем
нравственного воснятания, подробную би-
блиографию, методику, формы, приемы.
	В поисках такого документа мы обрати-
лись недавно в кабннет педагогики Вали-
нинекого ‘педагогического ‘института. Нам
была предложена тощая ученическая тет-
раль, в которой собрана случайная библио-
тгафия по случайным темам этических
бесел. HL pee!
	Учитель ждет книги по методике нрав-
ственного воспитания. То, что пол этим
	названием имеется в учебниках педагоги-
		ки, ни в какой степени не может удовле-
творить учителей, студентов.

Нас, учителей, называют наряду с пи-
сателями инженерами человеческих душ.
Да. это очень почетно. но и очень ответ-
	ственно. Похожи ли мы на инженеров?
Веь у Hac нет  пастоящей науч-
ной «технологии». У пае есть яеные,
	принпипиальные установки, нам даны чет-
кие директивы относительно того, что мы
должны воспитывать в паших детях, а
MCTOIHKH воспитательной работы У НАС
по существу пока нет. А вот у А. С. Ма-
харенко такая методика, такая  «техноло-
тия» была. И нас, учителей-практиков,
опыт и теоретические сочинения Макарен-
ко увлекают именно тем, что мы находим
в них богатый арсенал срелетв, приемов,
	которые применял выдающийся советекий.
	педагог. Он справедливо говорил, что ни-
	Тря мееяца читатели «Литературной
газеты» ждали участия деятелей педаго-
гической натки в обсуждении вопроса 0
паслелетве А. С. Макаренко. И вот, на-
конец, недавно проф. Il. Пимбирев вы-
ступил в печати.
	Читатель. и в особенности читатель-
	утитель, с интересом познакомился с этой:
	статьей. так как в неи впервые прямо го-
воритея 0 том, что именно в педагогиче-
ском наследии Макаренко не может быть,
по мнению теоретика педагогики; исполь-
зовано в практике советской школы, как
онтибочное и о устарелое. Именно в этом
указании нз недостатки в опыте и идеях
Макаренко емыел статьи профессоза.
	Советский учитель до сих пор не имеет
в своем распоряжении научной работы, в
которой был бы дан глубокий и всесторон-
ний анализ опыта и теоретических поло-
жений А. С. Макаренко, а нужда в такой
книге острая. Интерес к опыту Макарен-
о огромен, огромен петому, что его опыт
является удачным, необычайно эффектив-
ным по своим результатам.
	Острая потребность в глубоком исследо-
ваний 0 Макаренко обусловлена еще и
тем, что в учительской среде до сих пор
не изжиты предрассудки или предубежде-
ния в отношении Макаренко, питаемые не-
которыми теоретиками от педатогики. Учи-
телю говорят: «Макаренко не работал ес
«нормальными» детьми. Макаренко не рабо-
тал в школе. Макаренко писал свои сочи-
нения свыше десяти лет назад».

Ни Академия педагогических наук, пи
Манистеретво просвещения РОФСР не дали
хо сих пор никаких руководящих указапий
6 том, как следует использовать в пколе
педагогическую систему и опыт Maxa-
ренко. И вот в школах, в порядке c46-
	ственной инициативы, отдельные учителя.

j
	я Целые педзгогичесвьие лоллевктивы начи-
нают изучать наследие Макаренко, upa-
менять его в своей практической работе.
Делаетел это стихийно. без руководетва,
подчас. 6e3 критического подхода и,
может быть иногла во вред делу. В Ва-
	В пооллие обсуждения »вопросов исполь-
зования ›педагогичесного наследия А. С. Ма-
каренно.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	22 мая 1951 г. № 60
	какой талант не заменит педагогического
мастерства, и настойчиво проводил мысль
о необходимости учить учителей искусству
«педагогической техники» — вилоть до
постановки голоса, до умения стоять, хо-
`лнть, разговаривать с учащимися.
	Встати, термин «педагогическая техни-
ка» впервые введен в педагогическую ли-
тературу А. С. Макаренко. Он писал: «У
нас не было педагогической техники преж-
де всего потому, что и слова «педагогиче-
ская техника» никогда не произносились,
и самая педагогическая техника не наблю-
далась и не исследовалась». В своей рабо-
те Макаренко выработал ряд приемов, при-
менявшихся им в различных ситуациях
сложнейшей и непрерывно меняющейся
педагогической практики.
	И эта часть его педагогического насле-
ua наряду со многими другими частями
представляет большую практическую цен-
ность. У Макаренко было много точных,
отработанных технических приемов. Как
боротьея © круговой порукой? Вак на-
учить ребят критиковать друг друга?
Вак быстро и по-деловому проводить 0б-
щие собрания (пусть читатель вепомнит
песочные часы на столе председателя co-
бгания в коммуне имени Дзержинского)?
Как бороться за чистоту. в здании? И да-
же: как отучить держаться за перила?
Как отучить от дурной привычки иле-
ваться?” Ha весе эти и подобные им во-
просы Макаренко нашел опытным путем

ответы и много. раз проверял их на прак-
THES.
	фак воспитывать мужество: поставить
доклад? провести беседу? прочитать  рас-
сказ о герое? «Попробуйте серьезно,
искренно, горячо‘задатьея пелью воспитать
`мужественного человека, — пит А. С.
“Макаренко. — Ведь в таком случае уже
нельзя будет ограничиться душеспаситель-
ными разговорами. Нельзя будет закрыть
форточки, обложить ребенка ватой и рае-
‘сказывать ему о Папанине... Нельзя воепи*
‘тать мужеетвенного человека. если не поста-
пить его в такие условия, когла бы он
мог проявить мужество, — все равно в
чем,— в сдержанности, в прямом откры-
том слове, в некотором лишении, в терие-
ливости, в смелости». И Макаренко умел
создавать такие условия, причем вполне
естественные условия, вогда воспитанники
	усилием воли должны были преодолевать
страх.

А вот профессора П. Шимбирев и
И. Огородников в своем учебнике педа-
TOTHKH рекомендуют «систематически
задерживать ребенка в комнате во время
постепенного перехода от дневного света к
сумеркам и затем к все более сгущающей-
ся темноте... Ребенок именно в силу по-
степенности потемнения не обнаружит
страха, и, в результате подобных упраж-
нений, у него может выработатьея при-
вычка к темноте». В том же учебнике в
целях «воспитания мужества» рекомен-
дуется показывание специально подобран-
ных сперва красивых масок, а потом
«страшных»,

У А. С. Макаренко в отличие от по-
добных анекдотических  разглагольствова-
ний мы находим подробно разработанную
систему практических приемов по
воспитанию це только мужества, но и
дисциплины, честности, ‹ трудолюбия. Ои
придавал большое значение упражнению
в воспитании нраветвенных качеетв.
	Разумеется, исчерпывающей  «техноло-
тии», годной на все случаи школьной
жизни, дать нельзя, и‘сам Макаренко па
это никогда не претендовал, не раз под-
черкивая. что педагогика — самая диалек-
тическая наука. Ло если хирургия воору-
жает врача точными указаниями о TOM,
как вести ‘операцию и как поступать в
‚ходе операции при различных осложне-
‚ниях, если технолог имеет в своем раепо-
`пяжении тщательно разработанную рецеп-
туру и методику технологического проце»-
са. то тем более важно, чтобы такой от-
ветственнейший процесс, как процесе фор-
она человеческой личности, имел
  свою технику. Здесь недопуетимо цели-
ком полагаться на интуицию, на чутье,
па талант воспитателя, на кривую, ко-
‚терая лолжна обязательно вывезти. ©
	Весьма показательно. что в статье, ко-
торая печатается в порядке обсуждения
использования педагогического наследства
А. С. Макаренко, проф. Шимбирев счел
пужным указать лишь на  педостатки

(с его точки зрения) в педагогических
идеях и опыте Макаренко и не нашел воз-
можным остановиться на том пенном, что
	й сеичас не утратило своего значения для
советской школы. Он отраничилея декла-
ративной оговоркой о «весьма  ценном
		Клуб Н-ской воинской части организовал
	встречу воинов с писателями. Выступив-
ший со вступительным словом критик
`П. Муравьев познакомил собравшихся
	солдат, сержантов и офицеров с творче-
ством местных писателей, с их планами.
	На вечере с чтением своих произвелений
	выступили поэты Н. Рыленков, Д. Дворец-
кий, А; Печерский. прозаики В. Шурыгин.
	В. Цыбизов, В. Кудимов. Выступившие на
вечере воины высказали пожелание. чтобы
	захатели в своих произведениях показали
послевоснную жизнь Советской Армии.
		По следам выступлений
	«Литературной газеты»
	«СВИДЕТЕЛЬСТВО О СМЕРТИ»
	Так называлась корреспонденция, опуб-
ликованная 8 «Литературной газете»
29 марта этого года, В ней сообщалось
про неправильное оформление документов
о рождении ребенка Стерлитамакеким го-
родскям Сюро. ЗАГС.
	Заместитель министра  государственнай
безопасности. Башкирской АССР тов, Ма:
тюгин сообщил редакции, что при провеэ-
ке факты подтвердились. На заведующую
Стерлитамакским городским бюро ЗАГС
тов. Сухорукову наложено взыскание.
		«ЮНОШИ ПРИШЛИ НА ЗАБОД..»
	В корреспонденции Н. Асанова nog 12
ким заголовком, опубликованной в № @
«Литературной газеты», критиковались
серьезные недостатки в воспитании и 06:
учении молодых рабочих на Минском стан
костроительном заводе имени Ворошилова.
	Секретарь Минского горкома КП(б) fe
лорубсии тов. Л, Лубенников сообиил. pe
	‚дакини, что горком обсуждал это высту-
`пление газеты и признал критику правиль
ной. Бюро горкома указало секретарю
партийной организации тов. Валькову 4
директору завода тов. Якимчику на 94°
пущенность политико-воспитательной рабо
	ты среди молодежи и утвердило мероприя:
	тия по устранению недостатков, отмечен:
ных в корреспонденции.
	РА <> 62 a ee
	ot