ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
		Международные
отклики.

ТЕНЬ МАКАРТУРА
НАД ГОСДЕМАРТАМЕНТОМ
США
	Собравшись вновь после довольно про-
	толжительного‘ перерыва, Генеральная Ас-
	самблея QOH B конце прошлой недели
одобрила американскую резолюцию 06 0бъ-
явлении эмбарго (запрещения) на ностав-
ки в Китайскую народную республику и
Корейскую народно-демократическую -pec-
публику. Послуншная «машина голосова-
ния» снова была приведена в действие, и
наблюдатели смогли зафиксировать еще
одно нарушение Устава ООН, столь же без-
застенчивое и наглое, как и предыдущие.

Английская газета «Таймс» признает,
что одобренная американскими сателлита-
ми резолюция 0б эмбарго продиктована
Соединенными Штатами: «Данное событие
открыто расценивают как капитуляцию
под нажимом американцев, если не как
прямую победу (!) доктрин генерала Мак-
артура».

Принятие резолюции о ввелении эмбарго

как раз и разоблачает перед веем миром
тщетные потуги тех официальных амерн-
канских кругов, которые отстранение Мак-
артура пытались представить чуть ли не
как «мирную акцию». кардинально изме-
няющую-де политику Соединенных Штатов
на Лальнем Востоке. Ничего подобного!
Хотя Макартур сетолня не у дел, ему нё
приходится особенно печалиться: в конеч-
ном счете, ведь именно его политику про-
водит госдепартамент США. И не только
проводит, но подчас п заявляет 00 этом
открыто.
_ Едва ли не в тот самый день, когда
американское большинство в ООН с готов-
ностью проштемпелевало резолюцию о вве-
дении эмбарго, на ‘приеме, устроенном в
нью-йоркском отеле «Уолдорф-Астория»,
выстунило  поджигательское — «трио» —
дипломаты Раск и Даллее и сенатор Дуг-
лас. Их откровенные высказывания на-
глядно подтверждают «победу доктрин ге-
нерала Макартура», о которой писала га-
зета «Таймс».

Помощник государственного секретаря
США по делам Дальнего Востока Раск, «не
вдаваясь в детали», как он сам прелупре-
AMI слушателей, и злобно брызжа слюной,
‘обрушил на нравительство Китайской на-
родной республики горы клеветы и приня-
тых разве только в среде американеких
‘дипломатов непристойных оскорблений.
«Мы не признаем пекинские власти, —
истерично вопил Раск. — Это не правн-
тельство Китая. Оно не имеет права вы-
ступать от имени Китая», ит. д. ит. п.
	Но кто же тогда, если не Центральное
народное правительство, являетея подлин-
ным представителем Китая? Как и слело-
вало ожидать, мистеру Раску He душе 01-
вергнутая и изгнанная народом растленная
клика Чан Кай-ши.
	Нриетул бешеной злобы, обуявшии аме-
риканского дипломата. свидетельствует не
только о полной утере государственными
деятелями США чувства реальностн. Его
выступление кроме того показывает, что
американские империалисты, введя эмбар-
то на экепорт в Китай. намерены продол-
жать в то же время войну в Корее, ‘веору-
жать клику Чан Кай-ши и раситирять. та-
ким образом. агрессию против свободного
итая. _

Раек. имеющий, межлу прочим. звание
полковника, с истинно солдафонскей пря-
мотой, по-макартуровски выболтал то. что
другие американские офипиальные лица
предпочитают камуфлировать фальшивыми
‘заверениями о «лоброй воле». Ноэтому со-
всем He случайно лондонекая «Таймс»,
проявляя явное беспокойство по поволу ре-
зультатов англо-американекой авантюры в
Корее. пишет: «Точка зрения. высказанная
Раеком. во многих отношениях совпалает
	‘с точкой зрения Макартура». Подобное
«совпадение» ‘и нео удивительно, если
учесть. что 0бе. с позволения сказать.
	  “TOUR зрения», это, по сути дела, один и
‘тот же агрессивный куре нарушения меж-
  ryHapotHoro мира и безопасности наролов.
	ЛИТЕРАТОР
	за здоровье
русского
	...В мир пришел май. . Незабываемый
май 1945 года. Советские люди радова-
лись и ликовали: позади остались годы
войны — годы великих жертв и потряее-
	ний, годы етрадапий и лишений. Фз-
шизм разгромлен, в Берлине над зда-
нием рейхстага гордо алеет знамя оево-
	бождения. Советские люди мечтали о fiy-
дущем: впереди их ждали светлые годы
нерушимого мира, счастливого труда.

- 94 мая 1945 года в Кремле соетоался
	прием в ч6сть командующих войсками
Красной Армии. Под величественными
сволами Кремлевского дворца собрались
	маршалы и тенералы, академики и ин-
женеры,  хозяйственники и стахановцы,
артисты и писатели. Лучшие люди  совет-
ской страны  призетствовали любимого
и мухрого, простого и великого товарища
Сталина, гениального вхохновителя и ор-
танизатора наших побед,

Товарищ Сталин произнес тогда слова,
которые с волнением и благодарностью
всегда будут помнить советские люди.

«Я хотел бы, — сказал товарищ
Сталин, — поднять тост за здобовье на-
шего Советсного народа и, прежде всего,
русского народа.
	Я пью, прежде всего, за здоровье рус-
сного народа потому, ЧТО OH ABNRETCA
наиболее выдающейся нацией из всех Ha-
ций, входящих 8B состав Советского
Гою?а.
	_Я поднимаю тост за здоровье русского
народа потому, что он заслужил в этой
войне общее признание, как. руководящей
силы Советского Союза сбеди всех наро-
пов нашей страны.
	Я поднимаю тост за здоровье русского
нарзда не только потому, что он — руко-
водящий народ, но и потому, что у него
иместся ясный ум, стойкий характер и
терпение».
	Каждый, кто слушал, кто читал потом
эту здравицу товариша Сталина в честь
русского народа, невольно обращал свои
мысленные взоры к истерии, в глубь
веков, к славному прошлому народа.
	Русский народ славится своей беспре-
дельной любовью к Родине-матери. В на-
родных былинах, в «Слове о полку Иго-
рев» воспеваются величественные нодвн-
ги русских людей, мужественно защитщав-
ших родину от врагов. Имена Алекгандра
Невского и Димитрия Донского, Кузьмы
Минина и Димитрия Пожарекого, Алек-
сандра Суворова и Михаила Кутузова
вдохновляли многие поколения русских
людей на беззаветные подвиги во славу
своей родины. Имена Разина и Пугачева,
Радищева и Рылеева, Герцена и Черны-
шевского, Белинекого и Добролюбова оли-
цетворяют сзмоотверженную борьбу рус-
ских людей—идейную и с оружием в ру-
ках — за освобождение любимой: отчизны
от гнёта и насилия.
	В революционном воспитании русского
народа, в воспитании его таким, каким
вн веть в наши дни — дни ‘вамоотвержеч-
ных свершений во имя коммунистическо-
го Завтра, — неоценимую роль сыграла
передовая русская литература. .
	Нередовая русская общественная мысль
XIX столетия, развивавшаяся в материа-
листическом направлении, готовила почву
пля восприятия русскими людьми вели-
ких идей коммунизма, идей Маркса и
Энгельса. И не случайно именно Россия
стала родиной ленинизма — гениального
учения, изменившего и во много крат
ускорившего весь ход истории. Не.слу-
чайно именно наша ‘@трана дала челове-
	честву тениез революции — Ленина и
Сталина.

Русскому народу всегда были чуж-
хы великодержавные,  шовивистические
	устремления. С благоролетвом сильного и’
	любящего старшего брата передовые демо-
кратические силы русского народа защи-
щали народы России от угнетения, помо-
тали им развивать свою национальную
культуру, бороться за свою  незавиеи-

MOCTE.
	` ата благородная традиция сохранилась
и упрочилаеь в наши дни. Русская лите-
ратура является ведущей в богатой и
многонациональной советской литературе.
На творчестве М. Горького, В. Маяковского,
А. Толстого, А. Серафимовича, М. Шолохо-
ва, А. Фадеева, А. Твардовского и других
русских советских писателей и поэтов
учатся ноэты“и писатели наших союзных
и автономных республик. т

‚ Русский народ по ‘праву может горхить-
ся великой исторической ролью своего ра-
бочего класса. На всем протяжении своего
существования партия Ленина — Сталина
воспитывала в ’маесах любовь к родной
стране, к ее народу.

В 13-м томе Сочинений товарища
И. В. Оталина впервые опубликованы вы-
держки из письма Демьяну Бедному,. где
имеются следующие поразительные по
силе ‘и значению ‘строки. С

«Революционные рабочие всех стран, —
писал товарищ Сталин, — единодушно
рукоплещут советскому рабочему классу
и, прежде всего, русскому рабочему
классу, авангарлу советских рабочих, как
признанному своему вождю, проводящему
самую революдионную и самую активную
политику, какую когда-либо мечтали про-
водить пролётарии других стран, Руково-
дители революционных рабочих всех стран
е жадностью изучают  поучительнейшую
историю рабочего класса России, его
прошлое, прошлое России, зная, что кроме
России реакционной существовала еще
Россия революционная, Россия Радищевых
	и Чернышевеких, Желя-
бовых и  Ульяновых,
Халтуриных и Алексее-
вых. Все это вселяет (не
) может не вселять!) в
. ` сердца русских рабочих
чуветво революционной
  национальной гордости,
) a способное двигать гора-
° ми, способное творить
. чудеса».

..Творить чудеса! Разве не чудо из
чудес, когда русские рабочие — голодные
и холодные, измученные трехлетней вой-
ной, сокрушили натиск четырнадцати дер-
жав-интервентов и отстояли мелодую Co-
ветскую Республику? Разве не чудо из
чудес, когда русский рабочий вывел
своего брата-крестьянина, темного и от-
сталого, на путь социализма? Разве не
чудо из чудес, когда русские люди, спло-
тив вокруг себя все народы нащей стра-
ны, не только разбили наголову гитлеров-
ских захватчиков, но и принесли осво-
бождение от гитлеровекого ига другим
народам Европы. Разве не чудо из чудес,
когда всего за пять лет советские люди,
руководимые евоим старшим братом-—рус-
CKHM народом, залечили. кровавые раны
войны с фашизмом и приступили к о6у-
ществлению гигантских планов преобразо-
вания природы, к строительству великих
сооружений коммунизма.
	Но есть еще одно, едва ли не самое
главное «чудо из чудес», которое не
измеришь ни тысячами жертв. ни мил-
	лионами рублей, ни тоннами зерна, ви
киловаттами электроэнергии. Речь идет о
тех невидимых, но очень прочных нитях,
которые, вопреки пограничным кордонам,
вопреки войнам и кровопролитным cpa-
жениям, протянулись, между Москвой и
миллионами точек на земном шаре, между
советскими людьми’ и трудящимися мира.

Величественные идеи ленинизма, как
ни стараются этому помешать буржуазные
пигмеи, завоевывают сознание сотен мил-
лионов людей. Воммунистические партии
во всех странах непрерывно растут, на-
считывая в своих рядах уже около 25
миллионов человек. Весь богатый истори-
ческий опыт первого в мире социалисти-
ческого государства становится  достоя-
нием масс. И трудящиеся массы всего ми-
ра жадно тянутся ко всему тому, что
исходит от нашей великой страны. Они
хорошо усвоили солну простую и ненре-
ложную истину:

Ленинизи — это борьба за радость в
труде, за дружбу народов, за мнр!

Вот русские саперы любовно  возволят
своими умелыми руками красивый моет
через Шведен-канал в Вене — в той са-
мой Вене, в которой наши воины самоот-
верженно сражались с фашистами. Сапе-
рам помогают венские металлисты. Мост
получает символическое название: «Мост
Мира». И старый аветриец-рабочий гово-
рит русским солдатам:

— Хорошую память вы оставляете по
себе тороду; нам, людям, у которых руки
трубы от мозолей, этот моет будет гово-
рить о дружбе, о той радости труда, ко-
торую мы узнали.

Вот американский певец Поль Робсон
вдохновенно исполняет на русском языке
советекую песню, мелодию которой и, по
	враиней мере, первые четыре слова знает
теперь едва ли не каждый грамотный че-
	ловек на земле.
— Широка страна моя родная!
	Вот китайский школьник, елва овладев.
	иероглифами, с любовью читает книжку о
жизни вождя советского народа, вождя
всех трудящихся — великого Сталина.
Каждый день со всех частей света иря-
сзжают в Москву гости. Это блатородное
паломничество совершают люди физическо-
го труда, деятели науки и искусетва —
люли разных национальностей, политиче-
ских взглядов, религиозных убеждений.
	Они — эти самоотверженные борцы за
мир — едут сюда, в нашу столицу, пото-
му что народы земного шара не хотят но-
вой войны, потому что древняя русская
Москва возвышается сегодня над землей,
гак неугасимый маяк мира и свободы.
	_ Пронивновенные слова товарища
Сталина 0 русском человеке, о русском
народе вооружают каждого из нас —и
прежде ‘вето деятелей культуры — на
борьбу против любых проявлений нацио-
нального нигилизма по отношению к ве-
ликому русскому народу и о народам
нашей страны..

Шесть лет назад нроизнес товари
Сталин свою здравицу в честь великого
руеского народа. За эти тоды на гори-
зонте мира вновь сгустились тучи. Под-
жигатели новой войны подняли голову и,
бросая вызов миролюбию народов, грозят
атомным, водородным и прочим оружием.

Но не такие теперь времена, господа
неофашисты! Народы Польши, Чехослова-
кии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Ал-
бании прочно вступили на путь етрои-
тельства социализма. Великий народ Ки-
тая расправил свои плечи и создал мо-
гущественную и миролюбивую народную
республику. На путь глубоких демократи-
ческих преобразований становитея немец-
кий народ. На примере героической ЁВо-
реи, вот уже год успешно  сопротивляю-
щейся натиску Соединенных Штатов, оео-
бенно ярко видно, что никакие трумэны
никогда не в силах победить народ, как
бы мал этот народ ни был.

Великий пример русского народа, бес-
страшного -в борьбе и неутомимого в тру-
де, вызывает восхишение братских наро-
дов нашей страны и стран народной ле-
мократии, братских народов Витая и Ко-
реи, трудящихся всего мира. Этот вели-
кий пример служит им надеждой и опло-
том.

— 3a одоровье русского народа! ы—
вслед за товарищем Сталиным  провоз-
глашают братские народы нашей страны
и люди труда во всем мире свою здрави-
цу в чееть великого народа-победителя.
	LL PAN TP SYT RPT TAN A
се TTS A QT RTT A
	Цена 40 коп.
	Четверг, 24 мая 1951 г..
	народа!
		исатели и великие стоойки
	олижаишее время у нас начнется широкое
использование ветра. Ведь динамическая
сила ветра неизмеримо больше динамиче-
ской силы всех наших рек! Скоро мы бу-
дем пользоваться по своему усмотрению
тенловой энергией солнца, силой морских
приливов и отливов. Трудно даже вообра-

знть, какие могут произойти тогда пере-
went!
	Всем существом своим наш писатель
должен жить среди строек KOMMYHH3-
Ma: и среди тех, что на Волге и на
Дону, и в любом пункте нашей Родины, и
среди тех, которые только замышляются,
проектируются, которые находятея сейчас
пусть даже только в воображении! -
	Божевников вносит предложение:
создать при Союзе советских писателей
консультационный кабинет, где писатель
мог бы получить информацию, документа-
цию, библиографию, литературу по вопро-
сам, связанным с великими стройками.

Критик Е. Златова упрекнула докладчи-
ка в том, что ‘он не рассказал, какие
практические мероприятия наметил Союз
советских писателей, чтобы планово ор-
танизовать работу писателей на великих
стройках. Далее тов. Златова останавли-
вается на ошибках, допущенных писате-
лями и журналистами в описаниях стро-
ительства Главного Туркменгкого канала.
Она критикует очерк В. Величко «Поко-
рение Кара-Вумов», опубликованный в
журнале «Знамя», за допущенные в нем
отклочения от истины.
	Е. Долматовский критикует за неточ-
ность и поверхностность очерки Ф. Пан-
ферова и Ю. Капусто, опубликованные в
«Литературной газете».
	М. Шагинян поделилась опытом своей
работы по созданию «Гидроцентрали» и
горячо присоединилась к ‘призыву тов.
Суркова — быть на стройках не свидете-
лями, а практическими участниками их
повседневной жизни.
	 — Товарищ Сталин писал 0 Волго-
Донском канале еще во время обороны
Царицына в 1918 тоду,— напоминает в
своем выступлении Г. Фиш. —Первана-
чальный проект Вуйбышевекой  гидро-
станции был утвержден четырнадцать лет
назад. Какими легковесными выглядят в
свете этого планы некоторых наших ли-
тераторов, преднолатающих постичь Bee
многообразие, все величие и значение ве-
ликих строек, поехав туда в случайную
командирозку и даже ие зная толком, ка-
кую стройку предпочесть, —ничего у них

-с поездкой на ту или другую стройку не

accolinapyercs!
	Познать великие стройки только эмпи-
рически невозможно, как невозможно пу-
нять величие замечательного сооружения
архитектуры, подойдя вплотную к ero
стенам. Надо иметь представление 060 Brew
здании, 060 всем архитектурном замыеле.
А это мы. можем получить, только овла-
девая  маркоистско-ленинской теорией,
только неустанно повышая свой идейный
уровень. Командировка писателя на строй-
Ку сама но себе еще не решает вопроса о
созлании полноценной книги!
	. Фиш на ряде примеров показывает,
как одна проблема народного” хозяйства
тянет за собой десяток новых нерешен-
ных проблем и как пренебрежение любой
из них ведет к провалу всей цепи. В США,
например, орошение не подкреплялось
травопольными севооборотами. В результа-
те плодородные земли превратились в пу-
стыни. У нас же введение . травонольных
севооборотов — закон при проведении оро-
шения.
	Или взять лесные ‘полосы. Чтобы им
развиваться кормально, нужно, чтобы на
них тнездились птицы, а птицы летят
только туда, где родились. Перел учены-
	‚ми встает проолема: как привлечь птиц к!
	лесополосам’ Чесам нужны муравьи. Вета-
ет проблема завоза муравейников.
	  Нет ни одной профессии, ни одной ене-
‘ циальности, ни одной отрасли науки, ко-
‘торые не должны были бы принять ак-
тивного и непоередетвенного учаетия в
‘великом деле преобразования природы.
 Мы должны это знать и уметь разбирать-
ся в том, как различные отрасли науки
решают встающие перед нимн проблемы,
иначе мы будем писать тусклые произве-
дения.
	Тепло вотретило вобрание одного из ео-
здателей «шагающего экскаватора» лау-
	реата Сталинской премии проф. Домбров-
ского.
	— Я не писатель, — говорит проф.
Домбровский. — Хочу сказать, чего ждем.
от писателей мы, читатели. Очерки, ста-
тьи, рассказы, посвященные великим
стройкам,— это хорошо. Но хочетея, что-
бы вы дали монументальные полотна, по-_
казали бы всею картину в целом. И oro
должны быть полотна о людях — творцах

наших строек. Дело прежде веего в
них — созидателях гигантских сооруже-
НИЙ.
	Но писать о людях — это не значит
забывать о. технике, которой управляют
люди, влюбленные в свое дело. Литерато-
ру не обязательно . кончать технический
институт. Я думаю, что достаточно жела-
ния да прочтения вполне, достунных. об-
разованному человеку книг и журнальных
статей, чтобы войти в курс того, какими
техническими интересами живет сейчас
работник стройки.
	В прениях высказались также писатель
Б. Галин, заместитель начальника Гидро-
нроекта лауреат Сталинской премии
Г. Руссо, декан гилроэнергетического фа-
культета МЭИ Т. Золотарев, инженер-ге-
нерал— директор речного флота 3-го ран-
га М. Чернов.

В кратком заключительном  слозе
А. Сурков подвел итоги собрания.
	дач, вытекающих из новой обстановки. В
свете всего этого великие стройки коммуниз-
ма представляются мне ключом к пони-
манию объема и высоты тех задач, кото-
рые стоят сегодня перед советской ли-
тературой.
	Сейчае все писатели стремятся в Сталин-
град, в Куйбышев, в Цимлянекую, в КА-
ховку и на Тахиа-Таш. Стремление ecre-
ственное. Но некоторые разочаровываются,
потому что могучих плотин еще нет, по
степи ходят геологи, геодезисты проверяют
дно на местах будущих плотин. Идет oe-
воение строительных плошалок.
	Однако уже теперь нет в стране ни од-
ного мало-мальски значительного  пред-
приятия, которое бы не работало на вели-
кие стройки коммунизма. Лесорубы в Во-
логодской области и где-нибудь на бере-
гах Печоры еще в прошлый зимний сезон
работали для великих строек коммуниз-
ма; плоты по Ветлуге, по Волге, по Ени-
сею плывут, как плоты великих строек
коммунизма, Всесоюзная, всенародная
кооперация созидательных усилий, обеене-
чивающих осуществление великих CTPOSK,
	не имеет примера даже в нашем плановом
хозяйстве!
	Именно это здесь, на собрании писате-
лей, я хочу 060бо подчеркнуть. Глубина
фронта великих строек коммунизма —
Всесоюзная. Болыше того: великиё строй-
ки коммунизма, точно так же, каки ве-
ликие наши планы лесонасаждений, вы-
зывают творческий отклик во всех стра-
нах народной демократии.
	Без ощущения этого пространственного
масштаба было бы неправильно подходить
К разработке того комплекса тем, который
	теперь возникает перед нами, писателями.
	1 неправильно было бы забывать прин-
ципиальное историческое значение вели-
ких строек, как в капле воды отражаю-
щее самую природу нашего общеетва, про-
тивостеящую природе капитализма. Без
	понимания того, о чем. как восегла яеноя
	сжато, говорил товарищ Сталин, отвечая
корреспонденту «Правды», — 0 том, каков
смысл наших великих строек с между-
народной точки зрения, с точки зрения
разоблачения . поджигателей войны, — 6ез
этого работа писателя на великих сгоой-
ках, даже при езмых лучших побуждени-
ях; окажется не тем, чего ждут от нашей
литературы.
	Последний вопрос, который мне хочется
поставить: кем нам быть на великих
стрейках? Быть ли. нам «командирован-
ными товарищами» с портфелями и тол-
втыми - блокнотами,  приезжающими ис-
кать героев, которые затем в беседах
возвращают писателям и журналистам их
же плоские слова, написанные в очерках?
Многие очерки 0 великих стройках,
появившиеся в газетах и журналах,
угнетают убийственным — однообразиём.
Они — результат кавалерийских. нале-
тов, результат  блокнотного собесело-
вания: полчаса ¢ начальником  строй-
ки (потом ему будет некогда!), полчаеа —
с начальником участка, лвадцать минут—
с парторгом и по десяти минут с двумя-
тремя рабочими.

Так работать советским писателям и
журналистам нельзя! Мы должны быть не
летописцами и соглядатаями, & участ-
никами великих строек. Как это сде-
лать,— общего рецепта не дашь, да это и
не нужно. Если бы мне, например, выпало
светлое счастье ноехать на стройку не на
неделю и не на две, а надолго, чтобы не-
ренлести свою судьбу с судьбами всех ее
строителей, я бы сказал: пошлите меня на
участок пропагандистом! Можно найти на
стройке много меета, где писатель окажет-
Фя не соглядатаем, не летописцем, а жи-
вым участником дела. И совсем хоронюо
‚будет, ебли ‘писатель пойдет работать в
многотиражку стройки. Мы не должны
забывать. опыта первых ‘пятилеток и в
особенности опыта Великой Отечествен-
ной войны. Самую крепкую связь с жиз-
нью дает именно работа в газете! Не ма-
шины — пусть самые совершенные! —
определяют стиль ‘великих ‘строек, а лю-
ди. Вот с ними, с коллективом строителей
данной стройки, и должен слиться. воедино
советский писатель.

Ilepel лицом величественного нового
этапа нашего движения в коммунизм —
закончил свой доклад тов. Сурков.—для
выполнения наших литературных задач
нам надо быть люльми, соответствующими
своими творческими и духовными каче-
ствами тому объекту, который нам
предстоит запечатлеть в XYAOMECTRETIEDIX
образах!

Доклад тов. Суркова вызвал оживлен-
‘ные прения. Кроме пивателей в прениях
приняли учаетие также гости. собрания —
работники ряда организаций и научно-ис-
следовательских учреждений, связанных в
своей деятельности с великими стройками
	коммунизма.
Писатель А. KomeeHunos в своем вы-
	ступлении сказал,

— Много тысячелетий люди  отноен-
ливь к земле, как иждивенцы: брали от
нее больше, чем возвращали ей.

Впервые новое отношение к земле, как
	 & матери-земле, как к своему дому, кото-
	рый надо обогащать, украшать, сделать
колыбелью человеческой радости и сча-
стья, родилось у нас. Оно пришло е Ве-
ликой Октябрьской революцией.
	Гениальный сталинский план преобра-
зования. природы — это всемирно-истори-
ческий перелом в отношении человека’ к
планете. За грандиозными лесонасаждени-
ями в стенной полосе, за первыми вели-
кими стройками ‘коммунизма последуют
еще более грандиозные мероприятия и с0-
оружения. Я не сомневаюсь, что в самое
	На днях состоялось собрание партийной
организации московских писателей, посвя-
щенное участию литераторов в великих
стройках коммунизма. Доклад на эту те-
му сделал заместитель генерального секре-
таря Союза советских писателей тов.
А. Сурков. :

— Великие стройки коммунизма долж-
ны явиться для нас обозначением нового,
качественно более высокого этана в раз-
витии советской литературы, — сказал тэв.
Сурков.
	Вели оглянуться на прошлое и просле-
дить живые процессы развития советской
литературы, то станет ясным, что вее
	основные периоды ее определяются решаю-
	щими этапами в движении нашего обще-
ства К КОММУНИЗМУ.
	Двадцатые годы прошли в советской
литературе под знаком господетва мате-
риала 0 тероике гражданской войны.
Вслед за этим встает новый круг вопро-
сов, возникиняй в связи с тем, что страна
вплотную приступила к выполнению ве-
ликих задач строительства социализма.
	С этой точки зрения интересно просле-
дить за эволюцией темы судьбы интелли-
тенции в нашей литературе.
	Вепомним книги того ‘времени — «Го-
рода и ды» и «Братья» В. Федина,
«Севастополь» &. Малышкина, «Вапи-
тальный ремонт» Л. Соболева и ряд других
книг. Все они решали вонрое отношения
интеллигенции к революции и отношения
рабочего класса в иятеллигенции.

Но когда в нашей стране в годы пер-
вой и второй пятилеток произошел етре-
мительный рост новой интеллигенции и
глубокая, коренная перестройка сознания
старой интеллигенции, эта тема «тяж-
бы» интеллигенции с революцией уходит
из литературы, уступая место повым те-
мам.
	Годы первых сталинеких пятилеток 03-
наменовались такими великими события-
MH, как индустриализация страны и ко-
ренная перестройка веей жизни нашего
крестьянства в результате сплошной кол-
лективизации и проведенной на ее‘ основе
ликвидации кулачества как класеа. Ли-
тература того времени отмечена серьезной
и очень для нее значительной ступенью
перехода в новое, высшее качество. Если
в двадцатых годах такие. произведения,
как «Цемент» Ф. Гладкова, «Доменная
печь» Н. Ляшко и некоторые другие, ста-
вившие тему жизни рабочего класса в его
производственном ‹ бытии, наечитывались
единицами, то в годы нервых сталинских
нятилеток ‘ произошел крутой поворот к
этим темам. Такие произведения, как «Гид-
роцентраль» М. Шагинян, «Энергия»
Ф. Гладкова, «Время, внерел!» В. ВБатаева,
«Не переводя дыхания» и «Лень второй»
И. Эренбурга. «Поэма о’топоре» u «Moir
	труг» Н. Ноголина. а также романы о e-!
	ревне — «Ноднятая целина» М. Шолохова
и «Бруеки» Ф. Панферова, являлись зако-
номерным выражением того, что вместе с
перехолом всего нашего советского обще-
ства на новую стунень вступила в новый
этан своего развития и. наша литература.
	Нельзя перезценить влияние этого по-
	  ворота и на судьоы отдельных писателей.
	Возьмем, например, М. Шолохова. оначи-
тельной вехой в развитии его творческой
судьбы была «Поднятая целина», работа
Hal которой чрезвычайно благотворно сха-
залаеь на трактовке событий в заключи-
тельных частях «Тихого Дона».
	Во многих писательсвих сульбах нахо-
дим мы столь же глубокие следы, остав-
ленные началом тридцатых годов. Великие
социалистичеекие преобразования нашей
страны привели в созданию ряда книг
нового качества. Результатом этих ието-
рических сдвигов было решение ЦЕ
ВЕН(б) от 23 апреля 1932 года о ликви-
дации РАНИ, возможность консолидации
нашей литературы под одной крышей
Союза советеких писателей.
	Выполнение нашей литературой своего
долга перед историей, перед народом в
напряженные дни Великой Отечественной
войны также в немалой мере  подготов-
лено тем отромным жизненным социаль-
ным опытом, который приобрела совет-
ская литература в период строительства
социализма в нашей стране.

Odo всем этом нельзя не вепомнить ‘те-
перь, когда перед советскими писателями
встала новая громадная задача, рожден-
ная нашей жизнью, — задача участия в
великих стройках коммунизма.
	Особенно необходимо помнить 0 тех
указаниях, которые ‘неоднократно делал
Центральный Комитет партии — в поета-
новлении о журналах «Звезда» и «Ленин-
град» и в других документах, обращенных
к нашей литературе и искусству.
Партия постоянно и настойчиво обра-
щала наше внимание на 190, что
работники литературы и искусства
должны глубоко знать жизнь, — изу-
чить дело, за освещение которого бе-
рутся, иначе неизбежны поражения и про-
валы. Хотя за пять лет, минувших 0
времени постановления ЦА ВЕН(б) о жур-
налах «Звезда» и «Ленинград», наша ли-
тература сделала очень многое, мы не м0-
жем еше утверждать, что указания пар-
тии выполнены полностью. Это относится
в равной мере ко всем вилам искусства,
подвергиимся партийной критике за эти
годы. Сегодня, определяя евою роль в де-
те осуществления великих строек комму-
низма, мы, писатели, особенно должны 06
ЭТОМ ПОМНИТЬ. С

> - с 8

=

Л.
Н

=

С
	Мне кажется, ATO MBI CTOHM сейчас. на
пороге нового периода в развитии нашей
литературы: после полосы «первоначаль-
HHIX накоплений» В разработке созидатель-
ной тематики послевоенных дет МЫ
вплотную полоили к ‘разрешению нз бо-
лее глубокой и широкой основе новых за-
		AAT a

Накануне юбилея
Большого театра
	Через несколько днеи советекии народ
будет отмечать знаменательную дату в
истории русского музыкального  искус-
ства — 175-летие Государственного ака-
лемического Большого театра Союза COP.
На предприятиях, в клубах, театрах, в
учреждениях сейчас читаются доклалы и
устраиваются беседы о значении Боль-
moro театра в создании русского наиио-
нального исполнительского стиля в опере
и балете — стиля, получившего  веемир-
ное признание.
	Co -всех концов страны в адрес юбиля-
ра илет. поток писем и телеграмм. Нинут
рабочие, колхозники, деятели искусства,
литературы и науки, учашиеся, солдаты
и офицеры Советской Армин. Идут при-
вететвия из-за рубежа — пингут работни-
ки театров Варшавы, Вроплава, Познани,
Софии, Бухареста, прогрессивные  теа=
тральные деятели буржуазных стран. В
этих приветствиях выражена сердечная
любовь к «русской национальной  акаде-
мии музыки», к театру. на сцене которо
го многие десятилетия звучат  классиче-
екие оперы Глинки и Даргомыжекого,
Чайковского и Мусоргского, Боролина и
Римского-Корсакова. произведения мировой,
музыкальной классики, лучшие произве-
дения советских композиторов.

В связи с предстоящим юбилеем мно-
гие ведущие. артисты Болыного театра вы-
езжалн с творческими рапортами на ве-
ликие стройки. в колхозы, во многие го-
рода Урала. Поволжья, Украины.

Торжества, непосредственно связанные
с юбилеем, начнутся в Большом театре
26 мая приемом делегаций. В последние
	IBA дня в Москву прибыли делегации из
	Грузии, Армении, Украины, Латвии, Азер-
байджана, Казахстана и Ленинграда. При-
вететвия театру готовят многочисленные
театральные, советские, общественные ор-
ганизации, коллективы заволов. культур-
	но-просветительных учреждений, учебных
заведений. Многие предприятия готовят
подарки Театру-юбиляру: молели новей-
	ших машин и приборов и другие образцы
своей продукции.
	К ДЕКАДЕ УКРАИНСКОГО ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ
В МОСКВЕ
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.) Местные
дательства выпустили в свет новые
	книги к предстоящей декаде украинского
искусства и литературы. В отделении
издательства «Искусство» вышел двухтом-
ник «Классическая украинская ` драматур-
гия». В нем собраны лучшие произведе-
ния украинских драматургов Х!Х— начала
ХХ века: Т. Шевченко, Г. Квитка-Основь-
яненко, И. Котляревского, М. Кропивниц-
кого, М. Старицкого, П. Мирного. И. То-
билевича (Карпенко-Карый), И. Франко и
	Леси Украинки. В. сборнике 16 пьес, мно-
гие из них выходят на русском языке впер-
вые. Над их переводами работала группа
московских и ленинградских литераторов—
К. Чуковский, П. Антокольский, А. Про-
кофьев и другне. .

Ленинградское отделение издательства
«Советский писатель» выпустило «Избран-
ные произведения» Леси Украинки в одном
томе. В сборнике широко представлены
лирика, поэмы и легенды, драматические

ПОЭМЫ.