ский адвокат
	редакцию
		Есть олна профессия, 0 HOTODOH Ma-10
говорят и еще меньше пишут, — STO про-
фессия адвоката. Большая работа, проводи-
мая алвокатами на суле, их общественно-
политическая деятельность слабо освещал
ются на страницах газет и журналов.

Не показан моральный облик советского
алвоката и в нашей литературе. А один
из юных  тероев «Молодой  гварлии»
А. Фалеева произносит даже такую стран?
ную фразу: «Все-таки глупо, например,
быть зашитником на нашем суде».
	Да и в житейской практике еще имеет
хожление старое прелетавление об алвока-
те, как о «присяжном поверенном», Кото-
рый может, торгуя своей совестью, дока-
зывать и защищать все, что угодно,

Тот, кто так думает, забывает, очевидно,
что в нашей етране адвокат — это помеш-
ник правосулия. заинтересованный в том,
чтобы, в рамках закона, установить оено-
вания и мотивы для емягчения вины 19д-
защитного или признания его невинов-
ности. Алвокат должен помочь советскому
тражланину. привлеченному ® ответетвен-
ности, реально ‘использовать свои права,
гарантированные в статье 111 Конетиту-
nun CCCP.

Недооценку роли и задач советекой
адвокатуры, кое-где существующую, можио
в определенной мере объяснить и тем, что
	I

ряды некоторых _ адвокатских коллегий
еще заеорены случайными людьми.

Положение 00 адвокатуре, нуждало-
	щееся в коренной пефеработке, не запре-
щает допуск К ‚этой работе лиц, ставших
злвокатами после того, как они не олраз-
лали ловерия на какой-либо другой `пабо-
	те, например, в прокуратуре или в суде.
	Тегкомыеленное отношение К 1010ору
кадров. либерализм и халатность презилиу-
мов отлельных коллегий создают возмож-
ность для проникновения в алвоватуру
«деятелей» вроде некоего Барсукова, ко-
торый успел перебывать чуть ли не В два-.
дцати коллегиях и всюду соверттить ряд
злоупотреблений и аморальных.. поетупкоз.

Почему же в адвокатекой среде терпят
таких людей?
	Ва эм можно ответить одно. в ИНЫХ
коллегиях еще слабо развита большевиет-
ская критика и самокритика, еше живы
либерализм, боязнь «обидеть» товарища,
нежелание «выносить: сор из избы».
	Весьма неблагополучно обстоит дело. и
на тооретичееком фронте. На каких moro-
биях должен учиться молодой совотекий
адвокат? Лишь после Великой Отечеетвен-
ной войны отлел алвокатуры Миниетеротва
юстиции РСФСР выпустил рял полезных
поеобий по уголовному процессу для на-
чинающих адвокатов. Олнака это нужное
дело прекратили, а 0 переизлании никто
не лумает. За вое годы существования на-
шей адвокатуры Юридическим  излатель-
ством была сделана лишь одна попытка —
да и та неулачная — выпустить сборник
статей в качестве пособий лля адвокатов.
Теоретических работ просто нет. Нет
и сборника речей лучших советских адво-
катов. . :

А ведь какие сложнейшие вопросы ста-
вит подчас перед нами жизнь! Возьмем
пример из поактики. Идет судебный про-
песс. Вина полеудимого полностью докаЗа-

„пословица
wena DOM молвится””
	Яркость. лаконичность и простота на-
родной речи нашли и находят свое выра-
жение в Пословицах И потоворках. И нет
нужды говорить о том, что, изучая род-
ной язык, нельзя не обращаться к Фольк-
лору.

Но ‘почему-то’ за последние лесятилетия
у нас не издаются сколько-нибуль значи-
тельные сбобники пословиц и поговорок.
Старые же фундаментальные издания уже
TABHO стали библиографичаекой ПРЛКОСТЬЮ.
Нослелний раз сборник Даля «Поеловицы
русского варола» был издан В 1904 голу:
лить с большим трудом его. можно найти
в букиниетических матазинах. Дпугих по-
лобных изданий Fe было. Но и Даль, ко-
нечно, ‘не мог собрать, a TEM более опу-
бликоо ть всех пееловиц. К тому же в жи-
вом языне Bee втемя появляются новые
пеелорицы и погозорки. Советекие hobs
AOPHCTH ЗУПИЫВАЮТ ИХ. Олнако пабота эта
чаето проводится впустую, так как собран-
ный материал почти не публикуется,

Издательствам следует заинтересоваться
работой фольклористов. Целесообразно бы-
ло бы пересмотреть и иереиздать отдель-
ные старые еборники.

«Пословица недаром молвится». Устное
народное творчество должно найти све
мегто в нашей печати. Хороший сборник
пословиц, поговорок, устных легенд и пе-
сен очень нужен атитаторам, писателям,
журналистам, педагогам.

А. АСТАФЬЕВ,
	преподаватель кафедры марксизма-
ленинизма Военно-инженерной Красно-
знаменной академии
	ОТ РЕДАКЦИИ.
	имени В. В, Куйбышева
		рпатье
	Университет
	Из окон Ужгородского государственного
университета видны земли трех гобу-
даретв. Поднимемся тихой, тенистой, из-
вилистой улочкой на невысокий холм,
войдем в большие двеви университетской
фундаментальной библиотеки и широкими,
пологими лестницами пройдем в читаль-
ный зал. Высокие потолки, мягкая, успо-
каивающая глаз окраска стен, сверкающие
полировкой светлые столы и стулья ра-
боты знаменитых ужгородеких мебельщи-
ков, простор и тинтина —вее это распола-
гает к труду за книгой, к размышлению,
В каждом окне, словно в раме, заключен
законченный живой пейзаж, радующий
тлаз своеобразием красок, мягкостью
очертаний. Вот, подернутые дымкой, в03-
никают вдали округлые горы. Это Кариа-
ты. В той стороне-—Польекая народная де-
мократическая республика. А вон равети-
лазтся ровная, зеленая,  стенного THBA
земля — это уже Чехословакия. Видно,
Как селяне пашут землю, как над их до-
уикамя вьются’ дымы... Вдали, где тем-
	неет лес, — Венгрия. земли . трех  т0бу-
дарств — Польши, Чехословакии и Вен-
грии — сходятся возле Ужгорода. Co-
весм недавно, в ‘день Т Mas, наши
границы представляли вобой — Удн-
вительное зрелище’ к самой границе
	подходили празднично наряженные жители
окрестных зарубежных сел с букетами
иветов и Флагами. Они. стоя на своей —
чехословацкой, польской, венгерской зем-
ле вдоль границы с Советским Союзом,
приветственно взмахивали флагами, цве-
тами и кричали: «Да здравствует Совет-
ский Союз!». «Да злравствует великий
Сталин!», «Сталин мир! Сталин-мир!»
	Прежде, вилоть до своего освобождения.
в 1944 году, Закарпатье на протяжении
многовековой истории, полной страданий.
народных, находилось в упадке как эко-
номическом, так и культурном. Сменялиеь
различные колонизаторы-оккупанты, а ре-
жим, направленный на уничтожение всего
национального — культуры, литературы,
искусства -и, наконец, языка, оставался
одним и тем же. Особенно наглой и 063-
застенчивой была оккупация Закарпатья.
буржуазно-помещичьей Австро-Венгрией.
«Земля без имени», «вымирающее племя»,
«погибающий народ», «медведи» — вот
клички, которыми аветро-венгерские фез-
далы-помещики и капиталиеты награжда-
ли эту землю и людей, живущих на ней.

Каленым железом выжигалось все YR-
раинекое В 1916 голу будапепиекая
газета «Пешти гирлап» писала: «Есть в
	нашей державе народность из трехсот ты-,
сяч душ. Она полностью мадьяризирова-
лась, так что и забыла говорить на своем
языке...»

Нет, не забыли закарпатцы свой род-
ной язык! На Верховине — так здееь на-
зывают горные районы области — в дале-
ких селах сохранился прошедший сквозь
бури и грозы истории чистый народный
украинский язык. Многие крестьяне и ра-
бочие предпочитали не отдавать своих де-
тей в школы, зная, что их будут насиль-
ственно обучать искусственно созданному
мадьяризированному жаргону. Его насаж-.
дал и фашистский режим при гитлеров-
ском прихвостне Хорти.

Но вот’ изменилась судьба народа. В ок-,
тябре 1944 года войска 4-го украинекого
фронта освободили Закарпатье. 26 ноября
1944 года первый съезд Народных коми-
тетов, выражая волю народа, принял ма-
нифест 6 воссоединении  Закарпатекой,
Украины с Советским Союзом в составе
Украинской Советской Социалистической.
Республики.

Это сразу же отразилось и на судьбах
национальной культуры.

В побелном 1945 голу 18 октября бы-

только грамотно излюжить Ловоды ПодСу-

димого, утаив от суда свое мнение.
Прав ли Пашутин или нет? Как вообще

gw к
	Bhp < ЗЧ: о:
лжен поступать алвокат В полобных Cily-

И О oe oA
	ЯР а
чаях?” Ясный ответ на подобный И МНо-

гие другие вопросы. должна дать теория
советской адвокатуры.

“Пора нолумать и 00 изменении Формы
оплаты алвокатекого труда, В настоящее
время заработная плата qIBOKATA Зависит
в о новном от личного усмотоения Заве-
дующего консультацией, Нужно подумать
00 установлении гарантийных Ставок лая
адвокатав. Существующая ИНСТрУкЛИЯ
устарела, она He предусматривает целого
ряда поручений, выполияемых адвокатом,
не предусматривает его квалификации,

В январе этого года состоялось Всесоюз-
ное совещание председателей коллегий
злвокатов. в Министерогве юстиции CCCP,
K wemy LOIro MW апалельно готовились в
воллегиях, по заланию министерства = Tas-
рабалывали. и обсуждали HOBHIE [DORKRTH
положения 0б адвокатуре, думали OO Waves
нении Фофм оплаты труда алвоватов, Oana.
ко совещание приняло характер лишь 9б-
мена опытом работы межлу коллегиями и
обсулило проект положения 06 адвокатуре,
	выработанаый самим. миниеторетвюм И,
	Е ра РУЗ EE

сути дела, очень мало отличающийся 9
действующего положения, Обмен опытом,
конечно; очень. ненное начинание, но мы
ожидали большего. Мы хотели серьезчой
переетройки работы алвокатуры и Daspe-
шения всех наболевших. вопросов.

И. ВЛАДИМИРОВ,

председатель президиума Ленинградской
областной коллегии адвокатов

В работе Ужгородекого о универеито-
та проявилась одна’ характернейшая
черта советекого общества: чувство ‘кол
лективной заинтересованности как органи-
заций, так и отдельных лиц во всяком
нужном и’ государственно. важном - деле.
Из Киева, Харькова, Ростова,  Олесы и
Дненройетровека приехали в Ужгород пре-
подаватели и профессоры. Московский, _
Ленинградский, Киевский и Ростовский
университеты, Нежинский педагогический
институт, — Государственная библиотека
СССР им. В. И. Ленина прислали Ужгород-
скому университету книги для его библи-
отеки. Уже сейчас она насчитывает
920.000 томов. Московский университет,
кроме того, подарил. ужгеродцам приборы
для физических кабинетов.

Очень интересное и плодотворное начи-
нание возглавлено академиком Героем Co-
цизлистического Труда В. Н. Филатовым,
который вместе со своей клиникой взял
шефство над медицинским факультетом
Ужгородского университета. Академик Фи-
латов дважды — в 1949 и 1950 тг. —
приезжал в Ужгород и читал студентам
особый куре по наиболее сложным  глаз-
‘ным заболеваниям,  иллюстрируя лекции
специальными кинофильмами. Два его бли-
жайших сотрудника — профессор Фишер
и foment Курьзикин — также приезжали
для лекций и консультаций в Ужгород-
ский университет.

Окруженный вниманием и заботой всей
советской страны, растет и расцветает
этот первенец Закарнатья. На факульте-
	тах Ужгоролекого университета идет боль-
	шая научная работа.
	Виктор ВАЖДАЕВ,
	специальный корреспондент
«Литературной газеты»
		ло принято постановление 00 открытии в
Закарпатье, в Ужгороде, госудапетвенного
университета. А 1 февраля. 1946 года
здесь, в этом первом за всю многовековую
историю Закарпатья университете, нача-
лиеь учебные занятия. —
	— У нас учится около тысячи студен-
TOB,— говорит ректор университета тов.
Ткаченко. — Кроме того, заочно обучается
797 человек. В вамых отдаленных окру-
гах люди тянутся к знанию. Например, в
Раховском округе на протяжении двадцати
лет хозяйничания буржуазного чехословац-
кого правительства не было ни одной
средней школы! А сейчаю там 4 средних
школы, 21 семилетка, 46 начальных школ,
в которых обучаются 10.356 детей,

Университет получил, не считая поме-
щения библиотеки, пять больштих зданий:

ое Я С Зы.
	ет

ри — нод ‘учебные корпуса историко- фи-

лологического, физико-математического,
биологического, химического и медицин-
ского факультетов и два здания Под 0б-
щежития для студентов.

— Когда открывался университет, бы-
ли люди, которые «предупреждали» нас,
что мы не наберем нужного числа студен-
тов, — рассказывает ректор. — Нам cope-
товали подождать с открытием учиверси-
тета, покуда, мол, не поднимется общий
уровень всей областной сети народного
образования. Однако перестраховщики про-
считались, заявлений в университет оказа-
лось больше, чем мест. Многне поступаю-
ние держали экстерном за среднюю школу.
	— Мы жили в селе Горяни, под самым
Ужгородом,— говорит студент-историк Ми-
хаил Повч.— Отец работал чернорабочим
на каменоломне. При чехах мне удалось
учиться, но в 1938 году, котда в Ужго-
род пришли мальяры, учение принтоеь
	бросить и пойти работать на каменолом-
	ню вместе с ‘отцом. Помню, как я тогда
плакал. «Чего ты ревешь, мальчишка? »—
спросил меня пан начальник. «Обидно, —
сказал я— люди учатся, а мне дорога за-
казана». «Люди! — повторил он.— А ты
разве — люди? — Он рассмеялся. — За-
помни, щенок, —сказал пан,— человек на-
чинается с барона!». Он повернулся и ушел.
А я остался на каменоломне; Что было бы
со мной дальше, не знаю. Но пришло
освобождение Закарпатья. Я вступил в
комсомол, и комсомол направил меня по
верному пути. Я окончил совпартшколу и
остался на комсомольской работе. Я не
мечтал получить законченное среднее 0б-
разование, как вдруг—университет!.. Це-
лый тод я занималея, не жалея сил. Хо-
роший человек —— учительница тов. Ужва
помогла мне: и я слал экстерном за еред-
HW школу и поступил в университет.
Сейчае я на третьем курсе...
	06 этом же говорит и Мария ПНещак—
стулентка третьего курса историко-фило-
логического факультета. Она коммунист-
ка, член горсовета и сталинский стилен-
лиат, Родители ее раньше батрачили в
Чехословакии, потом переехали в. Мукаче-
во, где занимались поденной работой, , Там
Мария училась в «гражданской». школе
(нечто подобное семилетке). Но что это
была за школа!

— Нас учили вышиванию, вязанью,—
говорит Мария Пещак.— Мы делали кор-
зиночки из бумаги... Мою речь ие-
коверкала «гражданекая» школа так, что,
когда я после освобождения в. 1944 году
поступила в недагогическое училище, мне
пришлось заново учить украинский и рус-
ский языки. .
			Под руководетвом доцентов Борисовой,
Ауслендера, Редько, Теряева. и других ету-
денты историко-филологического факуль-
тета в своих дипломных работах ведут
исследования, связанные в современноетью,
с жизнью Закарпатья. Таковы, например,
работы выпускников тов. Тимочука «Ста-
чечное движение в Закарпатье в годы ми-
рового экономического кризиса 1929 —
1930 гг.» или тов. Небесника «Колхозный
фольклор Закарпатья». Интересные, имею-
щие народнохозяйственное значение. рабо-
ты написали дипломанты — сталинский
стипендиат тов. Бубряк, исследовавший
грибные болезни плодовых деревьев ТЯ-
ческого округа и меры борьбы с ними,
и тов. Добош, разработавитий тему; «Рас-
пространение печеночного сосальщика ро-
гатого скота в Свалявском и Ужгородеком
округах».
	Ужгородекии университет постепенно
превращается в крупный научный центр.
Здесь куются кадры новой воциалистиче-
ской интеллигенции,
	В феврале 1951 года 64 ужгородеких
	отулента получили дипломы 09 окончании
	университета. Сейчас оканчивают универ-
ситет еще 108 человек. В один год уни-
верситет дает два выпуска общим чиелом
в 172 динломанта. В области ог-
ромная потребность в педагогических
кадрах. Сейчае здесь работает 6.200 учи-
телей. Открываются новые школы; кроме
университета, есть педагогический инети-
тут, 14 техникумов.

Какое бесчисленное множество высших
учебных заведений создала  советекая
власть в нашей стране! Всюду и везде—
от солнечного Таджикистана до суровой,
холодной Якутии —— распахнулиеь двери
выснгих учебных заведений для небыва-
лого в истории . культуры потока мо-
лодежи, идущей к знанию. И здесь, в
освобожденном Закарпатье, в этой цвету-
щей радостной стране, вырвавшейся из
кациталистичеекого плена, народные та-
ланты получили доступ к вершинам на-
уки. Такова сила нашего общественного
строя, обусловливающего невиданный рас-
цвет национальной культуры, культуры
социзлистических наций, объединенных в
дружной семье советских республик.
	CCCs tb

быть, что сопоставлениями в духе так на-
зываемой сравнительно-исторической шко-
лы десятки лет забивали головы литерату-
роведам. Иные из тех, что в молодые годы
цодпали под влияние этой школы, Tapio
уже стали профессорами и академиками.
Скольким тысячам студентов внушали они
за десятки лет научно-педагогической рабо-
ты свои отсталые представления! А ведь
речь идет не о каких-то отвлеченных по-
нятиях, касающихся небольшого круга еле-
циалистов. Речь идет о коренных вопросах
мировоззрения, о воепитанни патриотиче-
ских чувств, 06 умении правильно, под-
линно научно расценить роль налиего Ha- ,
рода в развитии мировой культуры.

Напомним одно из «еравнений», типич-
ных AIA школы Веселовского.

Византийской сказке. писал  Весе-
ловский, сопоставляя русские былины
o Чуриле Пленковиче и Иване Гостином
сыне © византийским «образцом», «при-
шлосъ найтись в новой, более простой бы-
товой обстановке и поступиться многим,
что не шло в новой среде, либо полупо-
нятное необхолимо облекалось в бодее гру-
бые формы. Такове неловкое «щапление»
и лубочное щегольство Чурилы — по ерав-
нению © византийскими юношами,  кра-
сующимися перед Афинаилой; тем же де-
ревенским шаржем, дающим чувствовать
за собой более утонченный подлинник, от-
зываетвя в’ песнях о Чуриле  вычурное
описание его дворца, его любовные при-
ключения, впечатление, произведенное им
на женииги; это — настолько же трубость
житейского взгляда, насколько. грубое ус-
воение чужого»;

Пе ясно ли, что в подобном сопостав-
лении дейтмотивом: является неуважение к
своему народу, его культуре? Не ясно ли
также, что подобные «исследования» иг-
‘рают наруку именно тем, кто объявляет
русский народ неполноценным, второсоют-
ным. Выступая против таких «сравнений»,
мы выступаем против лживых KocMoro-
литичееских версий, против попрания на-
циональной гордости советеких людей.

Думается, что тов. А. И. Белецкий неос-
новательно проводит аналогию между
сравнительно-историчеекой школой в ди-
тературоведении и сравнительно-иеториче-
ким методом в языкознании. Дело не в
названии, & в. той реальной работе, на ко-
торую ориентирует та или иная школа,
тот или иной метод,

Сравнительно-исторический метод в язы-
кознании помогает предетавить картину

ели потовотить се каждым адвокатом в
отлельности, можню узнать много инте
ном. Вам расскажут о судебных иоюпез-
сах, PIG B условиях сложного анализа
улик восторжествовала линия защиты.
Рам расскажут и 06 огромной конеульта-
ционной работе, проводимой среди населе-
ния этим отрядом специалистов.
^И все же лалеко не всегда работа адво-
ката уловлетворительна.

Врачом может быть лишь человек, окоя-
чивитий медицинекий институт. А адвока-
тами иногда работают люди свовее 003
всякого ‘специального образования. Пора
решгить: кто не имеет юридического обра-
зования, тот не может быть адвокатом.

Обязан ли алвокат принять любое пооу-
чение по уголовному или гражданскому
делу. если © позипией подзащитного (ло-
вепителя) он заранее не согласен?

Пало прямо сказать — нельзя КривитЬь
дупюй. He согласен © линией защиты,
избраннюй подзащкитным, —— предупрехи его
06. этом заранее.

Вправе ли. адвокат выступать в любой
стадий судебного разбирательства? Надо
тверло установить, в каких судебных ин-
станциях после принятия дела судом к
своему произволетву адвокат может вы-
	ступить, конечно, за исключением слу-
чаев, 06060 оговоренных в законе. Ведь
закон о сулотустройетве СССР не  запре-
	щает, например, ведения дел адвокатами
в порядке надзора.
Президиумы  коллегай алвокалов зал
	условиями ‘труда адвокатов не думают; .нв
считают это своим  лелом. Несмотря на
специальный приказ’ министра. ‘адвокатом
в ряде судов. приходится изучать дела... в
коридоре, Многие: юридические  консуль-
TAIL  ютятея в плохих помещениях.
	Нора широко обеулить 30100е 00 алзво-
RITYDC, подвергнуть ве работу коитике и
вместе © тем изжить еще имеющиеся
	соръезные недочеты. }
Л ЛЕНСКИЙ.
	член Московской городской
коллегии адвокатов, канди-
дат юридических наук
	Вопрос. полнятый А, Астабъевым, име-
	ет немаловажное значение, Нанги изда-
тельства до сих пор ¢ непростительным
	пренебрежением относятся к фольклору.
ТТапример. Гослитиздат и «Советский пи-
	сатель» за всё время своей работы не
дали. читателям ни одного ‘достаточно
	полного (включая (Пословицы, TOPOBOOKH,
	загадки и т, п.) издания, русского фольк-
лора.

Руководствуясь сталинским учением о
языке, советские фольклористы должны
создать полные научно классифицирован-
ме и комментированные сборники уст-
	ного творчества всех советских народов.
Пора наним издательс%вам коренным
	образом изменить свое отношение к
фольклору!
		По следам выступлений
	«Литератирной газеты»
	«Товарищ Ратушный
опровергает...»
	Так назывался опубликованный в «Лите-
ратурной газете» 5 апреля этого гола
фельетон о серьезных недостатках B KOM-
мунальном хозяйстве г. Уральска. Заме-
ститель председателя Горисполкома тов:
Ратушный, нетерпимо относясь к критиче-
ским сигналам трудящихся, нужных мер к
устранению недостатков не принимал.

Нредеедатель Западно-Казахстанского
	облисполкома. ©. Гафиатулдин сосбитил Pe:   И RE
uae higes BShoxeHHWe p фола ина Материалами дела. Однако подсудимый
	вае-таки отказывается признать себя ви-
новным. Слово для защитительной течи
предоставляется адвокату Пашгутину. Но в
процессе дела алвокат пришел к выводу 9
	локазанности вины своем MOT ANTH TROD и,
выступая, просит лишь смягчить пака-
зание. Подсудимый возмущен и в 6в06м
последнем слове обвиняет адвоката чуть
ли не в прелалельстве. Дело’ Напутина

рассматривается па президиуме коллегии.
Разгораютея прения, многие  ечитают,
	чо алвокат неправ, что он должен NDI.
	следство на три составные Yan ~~
труды представителей русской. демо:
кратичеекой мысли, работы представителей
«академической» науки (Веселовский, Пы-
	пин, Буслаев, Тихонравов) и, наконец, ра-
	боты буржуазных литературоведов бур-

жуазных стран.
В изучении наследия революционных
	ВИДИТ  ТОЛЬЮ 0
	демократов автор тезисов
«несомненные достижения»,
	дакции, что факты, изложенные в фелье-.
тоне, полностью’ соответствуют  действи-
тельности.

За пренебрежительное, барское отноше-
ние к критическим письмам трудящихся и
отсутствие серьезной заботы о наведении
порядка в городском хозяйстве тов. Ра-
тушному объявлен строгий выговор с пред-
упреждением. Горисполкому предложено
улучшить контроль за деятельностью Гор-
комхоза, оказывать ему систематическую
помощь в успешном выполнении плана бла-
	’ гоустройства города.
	‘стающий против печатания революционной
эмиграцией за границей трудов Чернышев-
ского, выхолащивающий революционное со-
держание наследия Чернышевекого и Добро-
любова, не содействовал разоружению
тех демократических маес, о вооруже-
нии’ которых заботился Чернышевский?

Следует помнить, WTO за нашей литера“
турной наукой пристально следят прогрес-
сивные литературоведы и критики зару-
бежных стран, и прежде всего стран народ-
ной демократии. Им приходится вести оет-
py борьбу с космополитическими, ниги-
лиестическими взглядами нА культуру и
искусство своих народов, преодолевать
реакционные концепции, культивировав-
шиеся в прошлом и ныне экепортируемые
американскими рангстерами от идеологии,
Не яено ли, что либеральная терпимость к
реакиионным взглядам мешает мобилизации
сил прогреесивной литературной науки 38
рубежом!

Деятельноеть Веселовского, Пынина и
их соратников в истории русской науки
была проявлением ‘теоретического упадка,
тлетворных  реакционяых влияний. Мы
критикуем не отдельные пробелы, как
изящно ‘выражается А, И, Белецкий; ми-
ровозврение. Веселовского враждебно
советской культуре, советской науке.

В основе опенки деятельности Веселов“
ского должно лежать признание вражде-
ности системы его BAarAHAo
советскому литературоведению. Что касает-
вся широкой эрудидии и большого количе-
ства накопленных фактов, то следует ска-
зать. что только четкое осмыеление pe-
‚акционной сущности концепции Веселов“
ского позволит критически использовать
‚  Фактические материазы раб0р его школы,
Рассужлать. иначе —= значит менять 01480

перворолетва HA чечевичную похлебку,
сдавать принципиальные позиции,

Тов, А. И. Белецкий высказывает
свои мыели так. как бут ATO не было кри“
тиви Веселовского нашей общественностью,
как будто можно проето пройти мимо BO
преса о космополитизме, национальном ни
гилизме «теории» Веселовского,

Такие выступления, как выетуплелие
А. Белецкого, должны заставить серьезно
задуматься критиков и литературоведов,
Видимо, мы в литературоведческой и кри-
тичеекой практике недостаточно развенчи-
ваем концепцию, метод, мировоззрение 6

жуазиого компаративизуа, не сумели глу-
боко векрыть ег порочноеть, его вражде
ность идеологии советского общества, если
до спх пор отлельные крунные ученые вы-
ступают с проповедью терпимости к эту
ЧУЖЛЫМ ВЗРлалам.
	Б. РЮРИКОВ
	исторического развития словарного состава
и грамматического строя языка. Сравне-
ние языков, если оно не выхолащивает
реальную историческую почву, на  кото-
рой они образовались и развиваются, по-
может разобраться во многих. вопросах
семантики, синтаксиса и т. д.

Товарищ Сталин, поставив перед языко-
велами задачу изучения языкового родства
славянских наций, указывает;

«...Изучение языкового родства этих на-
ций могло бы принести языкознанию
больнгую пользу в деле изучения законов
развития языка». ё

Водьшую помощь в деле изучения за-
конов развития языка — вот что дает
сравнительно-исторический метод, если его
освободить от присущих ему недостатков!

Но обратимея к «иколе» Веселовского.
Какие законы развития искусетва и лите-
ратуры может помочь постигнуть ona?
Работы Веселовского проникнуты равноду-
шием к конкретной историн, к литературе,
как отражению жизни, отрипанием значе-
ния идейности в искусстве. Сравнительно-
исторический метод, как он выражен в ра-
ботах о Веселовского, есть надруга-
тельство над требованиями HO LH
ной науки: изучать каждое явление
конкретно, в его. историческом своеобразии,
Грубая схема, насильственно налагаемая
на живые и вечно подвижные явления
искусства, пе может дать ничего для ио-
стижения законов развития искусства.

Нам кажется, что в докладе А. И, Бе-
лецкого в туманной, предположительной
форме ставится вопрос: нельзя ли пе-
ресмотреть сложившееся у нашей науч-
ной общественности отношение к Ве-
селовскому и его «школе»... В повестку
дня недавней научной сессии по литера-
туроведению в Москве был включен доклад
тов, Белецкого «Проблема научного  на-
следетва в советском литературоведении».
К сожалонию, проходившая в эти дни в
Киеве сессия Академии наук УССР ие
позволила тов, Белецкому принять уча-
стие в сесеий по литературоведению, Но
тезисы, разработанные им, опубликованы
в числа других материалов сессии, и они
подтверждают сделанные выше предполо-
жения, Много неверного в тезисах товари-
ща Белецкого!

Бместо того, чтобы провести четкую
грань между революционными марконетами
и их ближайшими предшественниками -—
великими революционными демократами—
в одной стороны, и буржуазным литерату-
реведением, е другой, показать все ве-
ликое превосходство передовой науки
(такое сравнение здесь необхолимо!). тов.
	Белецкий делит литературоведческое Ha-
	Туман, который надо
		Вонрос of отношении в литературовед-
ческому наследству имеет глубокое значе-
ние для советского  литературоведения.
Есть много неразработанных проблем, и
плодотворная творческая дискуссия вокруг
них закономерна. Поэтому естественно, что,
выступая в Киеве е докладом «Значение
трула И. В, Сталина «Маркеизм и во-
просы языкознания» для советского лите-
ратуроведения», член-корреспондент Ака-
демии наук СССР, действительный член.
Академии наук УССР А. И. Белецкий вы-
двинул некоторые дискуссионные вопросы.
В его хокладе есть нлодотворные мысли и
интересные замечания: заслуживают, Ha-
пример, серьезного внимания мысли, на-
правленные против догматизма и схола-
стикн, против тех, кто рассматривает
литературу не как надстройку. Но воть
положения, которые заставляют насторо-
житься, а кое в чем решительно возра-
зить автору.
	Партыйная печать, писательская и на-
учная общеетвенность года три тому назад
подвергли резкой критике буржуазно-либе-
ральную концепцию академика А. Весе-
 ловского. разоблачили реакционность его
	космополитической, компаративиетской
«теории», ложность его так называе-
мото  «сравнительно-историчеекого  мето-
	да». Веселовскии пропагандировал антина-
учную теорию «миграции сюжетов», до-
казывал, что развитие мировой литерату-
ры состоит в обновлении старых сюжетов.
«Каждая новая поэтическая эпоха не ра-
ботает ли над исстари завещанными обра-
зами, обязательно вращаясь в их грани-
Tax, позволяя себе лишь новые комбина-
ции сталых?..» — писал Веселовский;
	Эта теория рассматривает литературу,
как замкнутый, оторванный от жизни на-
рода ряд, как явление, не имеющее на-
циональной почвы, народных корней ин
питающееся соками чужеродных, принесен-
ных из других стран образов и мотивов.

- Реакциенная роль так называемой ерав-
нительно-исторической тиколы Веселовско-
то была разоблачена со всей. убедительно-
стью. Партийная печать указала, что
нужно «разоблачать буржуазно-либераль-
ное существо егб конценции и идеологи-
ческий врел литературных выступлений с
эпологетикой реакционных взглядов Весе-
	товевоге»
	Реплика члену-корреспонденту
Академии наук СССР
А. И. Белецкому

Трудно согласиться © этим . слишком
благополучным выводом, оправдывающим
беглое скольжение мимо вопроса о васло-
дии революционных демократов. Нам’ ка-
жется, ‘что великое наследие Белинекого,
Чернышевского, Добролюбова еще плохо
изучено, что имеется немало извраше-
ций их творчества, которые еще прелетоит
преодолевать. Тов. Велецкий умалчивает
of этом, считая необходимым призвать
прежде веего к изучению «академической
науки» в России и буржуазных литерату-
роведов Запада. (Заметим в скобках, что в
тезисах отсутетвует даже уноминание о
необходимости изучать наследство значи-
тельных, хотя и не свободных от отибок,
марксистских ивеледователей-—зарубежных,
‘как Ф. Меринг, Р. Люксембург, П, Лафарг,
и русеких, как В. Воровский. М. Ольмин-
ский).

Пафос тезисов акалемика Белепкого — в
борьбе с «односторонне отрицательным»,
как он пишет, отнотением к трудам’ та-
ких ученых, как Веселовский. Пынин и
другие. Он подчеркивает прежде всего
«несомненно положительные стороны» ИХ
деятельности, их эрудицию, знание боль-
шого количества Фактов. Явно стремясь
обезопасить себя от упреков BO OLN
зторонности, А. Велецкий говорит и
о «серьезных пробелах» леятелей ака-

демической науки. Он говорит of их
«несостоятельноети в области  синте-
за», о «тяголении ученых к глубокой
старине», «отрыве от живой жизни». Но
мало сказать, что Веселовский и „Лыпин—
кабинетные ученые,  стоямние в стороне
от жизни. Когда Веселовский проновеловал
свою реакционно-илеалистическую теорию,
OH He стоял в стороне от борьбы, Her,
он участвовал в борьбе против илей
Белинского и Чернышевского против
материализма и революционной демократии.
Вогла он оскорблял чуветво плниональной
	гордости, утверждая HECAMOCTOSTCADHOCTH,
потражательноеть нашего искусства, —
разве не помогал он объективно тем,
	вто держал Россию в кабале и не хотел
допустить развития духа  напиолальной
горлоети и духовной независимости в на-
шем народе? Разве предетавитель «куль:
	турно-исторической школы» Пыпин, вос-
	И вот сейчас, спустя три года, тов. Бе-
лецкий сновз поднимает вопрое о школе
Веселовского. правда, в виде глухих наме-
ков. «И. В. Сталин указывает, что Н. Я.
Марр ошельмовал сравнительно-историче-
ский метод, как идеалистический, что у
Н. Я. Марра и его учеников слово «фор-
мализм» употреблялось как попало и что
0ба термина стали пугалом, которым Map-
ристы отгоняли своих противников. Лите-
ратуроведу следует над этим задуматься.
Он не должен отвергать априорно всякие
научные сопоставления отечественной ли-
тературы е литературами зарубежными» *.
	Когда мы встречаемея с глухими наме-
	Ками, с туманными выражениями, всегда
полезно бывает рассеять туман и обна-
жить существо вопроса. Тов. Белецкий
намекает, что совершенно справедливые
слова И. В. Сталина о сравнительно-исто-
рическом методе в языкознании следует от-
нести и к сравнительно-историческому ме-
тоду в литературоведении.

Прежде всего о. сопоставлениях отече-
ственной литературы с зарубежными. Да,
научных сопоставлений отвергать нель-
зя. Сравнение является полезным подсоб-
ным приемом при исследовании. Одной из
прекрасных ‘традиций русской обществен-
ной мысли было оценивать свои силы как
раз сравнением с зарубежной мыслью. С
гордостью говорили о силе русской peBo-
люционной, — материалистической мысли
Белинский и Чернышевский; © гордостью
писал о Чернышевеком Ленин, подчеркивая
превосходетво его над модными  Филосо-
секими учениями, «последним словом» eB-
ропейской науки; с гордостью товарищ
Сталин говорит о представителях великой
русской нации, воплощающих в глазах
всего мира величие своего натода,

Но были и сопоставления другого рода,
в которых упражнялиеь Александр и
Алексей Веселовские и их соратники.

Слова 0 сопоставлении — пустые слова,
пока не будет выяснено, о каких ео-
поставлениях ищет речь, Нельзя за-
	* А. И. Белецкий. «Значение труда .
Сталина <«Марнсизм и вопросы языковна-
ния» для советского литературоведения».
Киев, 1951. стр. 18.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	24 мая 1951 г. Ne 61