Носле совещания
	молодых писателей.
	кароо. оо азаосовоуофоатов:

тассасочевоевоя ся!

we д.
	_О пациональной специфике литературы
	кие представители
русской классичеекой
	точно сформулировал
om) наиболее  силь-
	Товарищ Сталин указывает, что «каж-

Хая нация... имеет свои качественные.
особенности, свою специфику, которая при-
надлежит только ей и которой нет у дру-
гих наций, Эти особенности являются тем
вкладом, который вносит каждая нация
в общую сокровищницу мировой культуры
и дополняет её, обогащает её»,
‚ Качественные особенности, специфика
нации, выступают в наибольшей нагляд-
ноетью в общности ее духовного облика,
психического склада, «проявляющегося в
общности специфических особенностей на-
циональной культуры»,

В обществе, разделенном на классы,
национальное и классовое находятся в не-
разрывной связи; поэтому необходимо раз-
личать в национальной специфике то, что
прогрессивно, ‘то, что растет и развивается,
то, что обращено вперзд, в будущее, то,
что связано с коренными интересами нации
HO преимуществу, т. е, ее большинства, ее
трудяняхея слоев, производителей мате-
риальных благ. Необходимо отличать на-
циональный «разум» от национальных
«предрассудков», связанных с узко-коры-
стными интересами эксплуататореких клас-
сов или порожденных тяжелыми условияхи
жизни эксплуатируемых народных маее,
например, крепостническим гнетом в цар-
ской Россини, вызывавшейся им народной
отсталостью и т, д. В национальном «рз-
зуме», а не в национальных «предрасеуд-
ках» и заключается то подлинно ценное,
что является вкладом данной нации в
общую сокровищницу мировой культуры,

Чем более порадовым, исторически про-
гресенвным являетоя тот или иной класс,
тот или иной социальный слой, тем в
большей мерз оказывазтея он носителем в
данный исторический момент националь-
ного «разума», подлинной наниональной
епениийики.

В один из грозных критических момен-
тов истории русского народа, когда серьез-
ная опасность нависла над всей страной,
когда гитлеровские орлы ‘рваливь к Мо-
скве, товарищ Сталин co sce энергией и
силой подчеркнул мощь и величие рус-
ской нации — «нации Плеханова a
Ленина, Белинского и Чернышевекого,
Пушкина и Толетого, Глинки и Чайков-
ского. Горького и Чехова, Сеченова и
Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и
Кутузова!...» В этом перечне деятели рус-
впой художественной литературы ‘зави-
мают, как видим, весьма ночетное мРето,

Чзм более национальным в истинном
значении этого слова является ланный
писатель, чем полнее, глубже и художеет-
веннге выражает он качественные особен-
ности, специфику своей нации, тем боль-
ще его творчество дополняет и обогащает
сокровищницу мировой культуры, тем не-
вомненнее приобретает оно мировое значе-
ние. Отсюда и проистекает мировое значе-
ние таких великих гениев, вак - Гомер,
Данте, Сервантес, Шекспир, Мольер. Гёте,
как Пушкин, des Толетой, Максим
Горький. 7

Выделить, показать в произведениях
художественной литературы  нацнональ-
ную специфику являвтея одной из ‘важ-
ных задач критика-литературоведа. Путь
К этому — изучение литературного явле-
ния в теснейшей непосредственной связи
с. налиональной почвой, его породившей,
с. национально-историческими особенностя»
ми жизни данного народа в данный период
(расстановка социальных сил, класеовая
борьба и т. д.), с национальными  вуль-
турными и литературными традициями.

Национальная специфика русской лите-
ратуры обусловлена своеобразием русского
исторического процесса. В противополож-
ность странам Европы буржуазия в России
не была носителем революционных на-
строений, даже таких ограниченных, как
в буржуазной революции ХУГ века во
Франции. В то же время  болышинетво
нации изнемогало в тисках самого бесче-
ловечного и несправедливого крепостниче-
ского гнета. Это создёвало особые, более
демократические, чем на Западе, формы
русского освободительного движения. Борь-
бу за ликвидацию феодализма, за новые
общественные отношения начали Радищев
и дворянские  революционеры-декабристы.
«...Политическая наша свобода неразлучна
6 обвобожлением крестьян», — прямо и
	Из донлада на научной сессии по лите-
ратуроведению.
	И. БОБРОВА
	торая является основой современного рус-
ского языка,

Величайший национальный поэт, как
никто ло него художественно воплотив-
ший все олементы национальной  специ-
фики, Пупин тем самым и стал  «нача-
лом всех начал» русской классической
литературы. :

Послепушкинекая русская классическая
литература развивалась во все более и
более усиливающейся и  обостряющейся
классовой борьбе —в борьбе между лагз-
рем прогрессивным, демократическим, ре-
волюционным и лагерем  реакционным,
между различными общественными направ-
лениями и течениями внутри самого про-
грессивного лагеря. Это определяло боль-
шую идейную пестроту, порой резкие от-
личия в творчестве отдельных её предста-
вителей, Однако национальным типом руе-
ского искусства слова, вкладом русской
литературы в CORDOBHULHAILY мировой aH
тературы был тот русокий критический
реализм — самый правливый, беспощадно
срываюний «вее и всяческие маски» ¢
экеплуататорского общеетва;, и вместе с
тем самый передовой, блатородный и чело-
очный из всего, что было создано каким-
либо другим народом, — тот- специфически
русский реализм, основы которого были
заложены Пушкиным,

После того как русский народ в резуль-
тате победы Великой Октябрьской рево-
эпоцин стал социалиетической нацией, его
‘облик во многом существенно изменился,
«Мы уже не те русекие, какими были до
1917 года. и Русь у нае уже не та, и
характер у нае не тот.’ Мы изменились
и выросли вместе се теми величайшими
преобразованиями, которые в корне изме»
нили облик нашей страны» (А. Жданов).

Великий революционный подвиг, совер-
шенный рабочими и крестьянами России. в
октябре 1917 года, имеет огромное интер-
национальное значение. В то же время,
как напомнил ‘товариш Сталин в письме
к Демьяну Бедному, ‘русские рабочие,
«проделав Октябрьскую революцию, конеч-
но, не перестали быть русекими».

На оенове высшего раецвета подлинной
напиональной специфики развивается, при-
‘обретая все большее интернациональное
существо и значение, и самая передовая
в мире русская советская литература, В
ней в основном сохраняется. развиваясь и

OOOTALAICh, такой сущшественнейний эле-
‚мент национальной специфики, как рус-
‘ский национальный язык -—— язык Пуш-
	кина, оамечательно расцветают и в жизни
советского сопиалистического общества и
в отражающей ее литературе лучшие
черты русского национального склада.
	Б своей исторической  здравице в
честь русского народа товарищ Сталин
сказал: «Я  полнимаю тост за злоровье
	руссвого народа не только потому, что
о руководящий народ, но и потому, чт
у него имеется ясный ум, стойкий халак-

сл и терпение».
	vl папоолес силь”
ный поэтический вы-
разитель идеологии
декабризма— молодой
Пушкин в своих

Д. БЛАГОЙ,

доктор филологических наук

О АРУ ИА РЕ ВУ ЩЕ

литературы, если они
являлись действи-
тельно великими ху-
_ дожниками, — вепом-
	замечаниях по русской истории ХУШ ве-
ка, Еще более широкий демократический
характер обрело рубекое освободительное
движение на ето втором революционно-
демократическом этаце, прямо выдвинув-
шем идею и лозунг крестьянской  paBo-
июции. Русская буржуазия попыталась
было выйти на первое место. сыграть
историческую роль в конце ХГХ — начале
ХХ века. Но было уже поздно. № этому
времени в стране сложился самый передо-
вой и революционный во всем мире рус-
ский пролетариат, возглавивший борьбу
за освобожленне всего народа,
	Своеобразие русского исторического про-
цееса определило евовобразие рувской ли-
тературы. Чернышевекий  проницательно
указал в качестве особой снецифической
черты русской литературы чрезвычайно
вильно выраженный в ней патриотизм,
«страстное, беспредельное желание блага
ролине», «елужение на пользу обнсло».
	Действительно литературно-художеет-
военная деятельность воех передовых пред-
ставителей новой русской литературы —
читаратуры послепетровского периода —
была твижнма неизменным натриотическим
стремлением к «общей пользе», «пользе:
общества», ощущалась как прямое  граж-
нев служение. Это стремление евизы-

валось у передовых русских пизателей в
сочуветвием угнетенному большинетву на-
рода = крестьянству, е резкими  обличе-.
нИямИ по адрееу помещиков-крепостников.

‘Конечно, следует твердо помнить 0 тех.
исторически и классово ограниченных
рамках, в которых развивалась  русекая
литература ХУПГ века. Матриотизм русской.
литературы ХУШ века отнюдь нельзя рас-.
сматривать в качество некоего «единого.
потока», Пропикнутый идеями  обтщена-
ционального служения, высокий и благо-.
родный патриотизм вычедщего. по слову
Радищева, «из среды наролныя» Ломоно-
сова резко отличалея от дворянского па-
триотизма Сумарокова, в сознании которо-.
го судьбы страны были неразрывно евч-
заны © судьбами класса помещиков. Сен-

тиментально-конеервативному — Помешщичь-
ему патриотизму Карамзина решительно
противостоял революнионный натристизм
Рали:иева. Но не забывая 060 веех этих
	отличиях и ограничениях, все же можно
й ДОЛЖНО выдвинуть указанные черты —
	патриотизм,  гражданственность,  гуманя-
стичность, поенмушеетвенно выраженный
сатирический x арактер, вее нарастаюшие
	элеженты демократизма и народности, как
некоторые типовые черты и особенности,
определявшие уже в то время склальтвав-
шуюся и утвержтавшуюся национальную
спепифику русской литературы.

Эти черты и устремления передовой
русской литературы ХУШ века находят
замечательное развитие, возводятея на ка-
	чественно новую ступень в литературной.
	деятельности Радищева — первого предета-
вителя и деятеля России революционной.

В только что опубликованных выдерж-
ках из письма Демьяну Бедному товарищ
Сталин пишет: «Руководители революциоч-
ных рабочих всех ‘стран с жадностью изу-
чают поучительнейшую исторню рабочего
класса России, ето прошлое, прошлое
России. зная, что кроме России реакцион-
ной существовала еще Россия революцион-
ная, Россия Ралишевых и Чернышевеких,
Желябовых и Ульяновых, Халтуриных и
Алексеевых».

Радищевекое «Путешествие из ПЦетер-
бурга в Москву» оказалось как бы герои-
ческим прологом ко всему дальнейшему
развитию передовой русской литературы.

Вровная связь послерадищевекой лите-
ратуры с развитием революционного дви-
жения не подлежит сомнению; достаточно
назвать три великих имени — трех Ba-
ликих буревестников русской  литерату-
ры — Пушкина, Некрасова, Максима Горь-
кого, основополатающая деятельность  ко-
торых непосредственно и теснейшим обра-
зом связана с каждым из трех, намечен-
ных Лениным, основных периодов в pas-
витии русского освободительного  движе-
ния трех поколений. трех классов, дей-
	ствовавиих в русской революции. Бели-
	ним слова фенина о Иьве Толетом-—должны   10м всех
	были в своем творчестве отразить хотя бы
некоторые из существенных сторон“ все
нарастающего, приобретавщего все более
и более демократический размах руеского
революционного лвижения.

«Литература наша, — прозорливо  заме-
чал Белинекий, — ..постоянно стремилавь
К самобытноети, народности, из риториче-
ской стремилась сделаться  естественною,
натуральною. Это стремление, озна-
менованное заметными и постоянными
‘успехами, и составляет смыел и душу
‘истории нашей литературы»,

_ В творчестве Пупкина — «поэзии дей-
‚отвительносвти» — проявились не только
ze или иные влементы русекой на-
циональной. специфики, как это было у
om предшественников, HO качественные
особенности, национальная олецифика
‘русской литературы в ве полноте.

Ham великий национальный художник-
мыслитель ибетавил и отразил наиболее
	острые и вместе с тем наиоолее коренные
‘общественно-политические вопросы своей
современности. прололжавшие в ряде. слу-
	‚чаев сохранять свое значение и намного
‘вперед: самодержавие и народ («Бори
Годунов»). оторванноеть. страшная — дале-

‘коеть от народа передовой дворянской ин-
 теллигенции («Цыганы». «Евтений One-

PHT» ). личность и тосударетво («Медный

‘возлник»), наконец, и в особенности, тот.
‘вопрос, который ие только во время Пуш-.

‘кина, но и много спустя продолжал  оста-
	EE оо 6 нь а EE E 725 РЕ

` ваться, по словам товарища Сталина. ocho
	  TE RN EE EI ЕАН Ире NA WR ANTE ee

политической жизни Росеии — вонрое рае-
‘крепошения страны, вопросе аграрный,
крестьянекий, не перестававитий волновать
Пушкина на всем протяжении его творче-
ства от юношеской «Деревни» до «Истории
‘села Горюхина», «Дубровекого». «Сцен из
рыцареких времен». «Капитанской лочки».
	Тлубко национальным озтавалея Пун-
БИН И В тех своих произведениях — у
Него, как извесано, чрезвычайно — много-
‘численных, —в которых он переносит
‚своих читателей в самые различные
«части света», дает вартины жизни
‘разных времен и народов, Этой «mupo-
`объемлющей» широтой художественного
‘кругозора Пушкина, ero единственной в
‚своем роде епособноетью «быть как у себя
‘дома во многих и самых противоположных
	сферах жизни», восхищалея уже  Белин-
ский. Но это не только це стирал ©
	‚этих произведении национальных красок,
а, наоборот, раскрывало богатство и ши-
роту русского характера. И в - произведе-
‘ниях, дающих такое изумительно правди-
`р0° изображение «стороннего мира», Пуш-
	вин глядел на него русскими Глазами,
чувствовал русским сердцем. .
Созлана Пушкиным и национальная
	‘эстетическая норма, национально-русский
‘идеал прекрасного, связанный с демокра-
тическим характером пушкинского  твор-
чества и его глубоко реалистической на-
правленностью. Завещая свои поэтические
создания не 1/10 нации, a ee 9/10—
всему народу. Пушкин етремился сделать
их макоимально  достуНными,  доходчие
‘ выми. Это достигалось сочёжанием  вели-
чайшего художественного мастерства —
яености и точности языка,  звучности и
‘музыкальноети = стиха, стройногти и
тармоничноети композиции — с величай-
шей же непринужденностью, — естествен-
ностью и высокой художественной про-
стотой. Именно в этом заключаетея тот
эстетический, стилевой принцип. который
был завещан Пушкиным последующей
русской классической литературе. Пушкин
завешал последующей русской литературе
свою творческую смелость и свободу, от-
каз во имя  правдивого изображения
жизни от всяческих литературных уелов-
ностей, литературного  севтантетва, зако-
стеневших жанровых и стилевых форм,
свою борьбу с внешней красивостью, изы-
сканностью ‘и манерностью стиля, И эти
пушкинекие традиции также стали тради-
циями русского искусства слова. ‘
Пушкин закрепил ту структуру русско-
то национального языка—трамматический
строй и основной словарный фонд, ко-

На заключительных заседаниях второго Всесоюзного совещания молодых
писателей правильно говорилось о. необходимости организационного закрепления
итогов совещания, были намечены конкретные мероприятия.

В республиках. краях и областях проходят сейчас собрания с отчетными
докладами участников совещания. «Литературная газета» уже  опублико-
вала корреспонденцию из Ленинграда Сегодня мы публикуем корреспонденции
из Риги, Пензы и тревожные сигналы из Златоуста и Красноярска, где работе
с молсдыми авторами попрежнему не уделяется достаточно ‘внимания.

se RePpe Paes:

Se BRE 8) ооо».

P.  yKOGOOUTID
начинающими
авторами
	шюрой очерки Г. Вьюнова, сдается в нроиз-
водетво еборник очерков А. Ткачева, на
днях выходит в свет новый сборник па-
сен А. Анисимовой «В полевом простора»,
готовится к изданию сборник стихов и пе-
сен М. Инюшкина. В последнем номере
альманаха «Земля родная» опубликованы
произведения четырналцати новых авторов.
	Аорошо прошла ветреча молодых лите-
раторов с читателями. Свои новые работы
прочитали сельекая учительница Е. Медяв-
цева, автор многих популярных песен.
кантидат исторических наук А. Немиров-
ский, преподаватель Педииститута А. Пет-
ров, колхозница из села Рузекий Ишим,

Городищенского района, М. Смирнова и
другие.

На совечании были высказаны: спра
ведливые критические замечания в адрес
комиссии по работе е молодыми пивате-
лями, которая не заботится о руковолетве
молодыми литераторами области, не орга-
низует обмена опытом между областными
	объединениями. :
® CAMAPHH
	„Доле краево1о

вожделения ССГ
	КРАСНОЯРСК. (Наш. норр.). На первом
Всесоюзном совешании молодых писателей
	 Врасноярекий край был представлен всего

лишь одним начинающим поэтом. В работе
второго Всесоюзного  совешания приняли
участие два ‘красноярских прозаика; торго-
вый работник Н, Волков, написавший 1о-
ман «Наше родное», и горный ` инженер
А. Попков, который привез в Москву свой
роман «Дорога счастья». Несмотря на
серьезные недостатки этих произведений,
появление двух болыших романов и других
произведений молодых писателей на стра-
ницах журнала «Сибирские огни»,. альма-
наха «Енисей» и краевых газет говорит.о
несомненном оживлении литературной жиз-
ни края за последние годы,

На днях в отделе пропаганды и arwra~
ции Красноярского краевого комитета пар-
тии состоялось совещание писателей H Dee
дакционно-излательских работников. Отче-
ты тт. Волкова и Попкова об. итогах Все-
союзного совещания молодых \` писателей
вызвали оживленные прения. по вопроеам
работы с молодыми авторами края. Лро-.
шли собрания литературных объединений
и литературных кружков. и в других го-
родах края.

Странно, что краевое отделение. Союза
писателей, возглавляемое С. Сартаковым,
по существу. устранилогь от’ работы с мо-
	\лодыми авторами. Оно недостаточно инте-
	ресуется деятельностью литературных 060ъэ-
динений и литкружков, Плохо организова-
на литературная консультация для начи-
нающих авторов, рецпензирование их про-
изведений чаето поручается  малоквалифи-
цированным работникам. Е
Крайисполком уже несколько лет `обз-
щает помочь писателям, выделить ‘помеще-
ние для: организации кабинета молодого ав-
тора, но далыше обещаний дело не. идет:
Почти все собрания писателей приходится
проводить на квартире секретаря отде-
лёния ССП. Лальше- мириться с этим
	нельзя. :
В. КИРЬЯНОВ
	Обещания u dena
	ЗЛАТОУСТ. (Наш корр.).— Присылайте
нам, товарищи, евои произведения, будем
помещать их в альманахе, в сборниках.
Во всяком случае ‘без ответа и консульта-
ции не оставим.

Так говорила на собрании литературно-
го объединения Златоуста председатель
бюро Челябинского областного отделения
Союза писателей Л. Татьяничева. .

За пять месяцев, прошедших после это-
го собрания, число участников литератур-
ного объединения города увеличилось в
три раза. Регулярно дважды в месяц
  редакция городской газеты «Большевист-
ское слово» проводит «литературные пят-
ницы», Особенно возрос интерес молодежи
к литературе в период подготовки ко вто
рому Всесоюзному совещанию молодых пи-
сателей,

Но вскоре оказалось, что бюро титера»
турного объединения уже не в состоянии.
«справиться» © потоком поступающих py
кописей. Достаточно сказать, что только:
в текущем году на обсуждение и. кон-
сультапию ноступили произведения более“
50 авторов: два романа, две повести, око-
ло двадцати раесказов и очерков, четыре
пьесы, более ста стихотворений.

Молодой поэт Ал. Круглов послал на
консультацию в областное отделение ОСЛ
свои стихи для сборника, Недели прохо-.
дили за неделями, а ответа он не полу-
gay. Круглов сам поехал в Челябинск,.
три. часа ждал, пока консультант т. Ше-
пелев разыскал в канцелярии пакет со
стихами, который оказалея даже... нераспе-
чатанным. Такая же печальная участь по=
стигла расеназы Г. Даниленко, стихи Вл.
Колчина, Н. Мазакова, Л. Забалуева,
В. Нечаева и других.

Равнодушно относится к запросам моз
лодых авторов и Челябинское областное
издательство (директор тов. Кузнецова).

Литературная молодежь Урала ждет по-
мощи и внимания к своей работе:

РИГА. (Наш корр.). Союз советских пи-
сателей и ПИ комеомола Йатвии провели
	однодневное республиканское совещание
молодых писателей, в котором приняло
участие свынте ста начинающих авторов
	из различных городов и раволев polly
блики. .

С содержательным докладом выступил
руководитель латвийской делегации на
тов. Р. ‘Блюм. Участники совещания
В. Алатырцев, Б. Бурлак, Н, Бетра, В. 30-
лотов поделились своими впечатлениями
о работе семинаров, рассказали о том, как
ведущие мастера  советекой литературы
анализировали их произведения,

Цоклал о залачах советской латышской
литературы сделал В. Краулинь.

(С большим  интерееом  выелушали
участники совещания выступление Анны
Саксе, тюсвященное работе молодых пи-
сателей над языком. Пользуясь примера-
ми из отдельных произведений литератур-
ной молодежи, Анна Сакее убедительно
говорила о том, как важна кропотливая,
настайчивая работа нал словом, надо с0-
вертенствованием художественного  мМа-
отеретва.

Ван Грива, в основном посвятивший
свое выступление молодой латышской
драматургии, поднял актуальный — вопрос
0 ранней профессионализации молодых
писателей, Некоторые из  начинаюлтих
авторов. преждевременно оставив работу
на предприятии, в учебном заведении, в
газете, нанесли серьезный вред своей
творческой деятельности. В. Raynyx,
Н. Задорнов и другие писатели. говоря о
произведениях молодых прозаиков, напом-
нили о необхолимости серьезно овладевать
теорией марксизма-ленинизма, без знания
которой не может работать советский ли-
тератор.

Участники совещания Л. Пуре, 0. Гер-
мане, П. Зунтнер и другие сделали ряд
серьезных критических замечаний в адрес
правления Союза советских писателей
Латвии и журнала «Кароте», которые не-
достаточно руководят учебой литературной
молодежи, мало помогают начинающим пи-
сателям в работе над их произведениями.

В республиканском совещании приняли
участие `Ян Судрабкалн, Валдис Луке,
Арвил Григулие, Юлий Ванаг, Анна Бро-
деле. Фрицие Рокпелние, Ян Плаулие, се-
	кретари. ЦВ ЛЕСУ: Латвии тт. 9. Беман и
	И. Андерсон. 12`—
М ЗОРИН
	Творческие встречи
	ПЕНЗА. (Наш корр.). Два дня длилось
областное совещание молодых литераторов,
созванное книжным издательством и ред-
коллегией альманаха «Земля родная». В
нем приняло’ участие ›ворок литераторов.

Ф. Дворянов, работник местного  изда-
тельства, рассказал об итогах Всесоюзного
совещания молодых писателей. Редактор
альманаха «Земля родная» 3. Гусева осве-
тила состояние литературного ‘движения в
области,

Joxxayameu и выступавшие в прениях
единодушно отмечали, что за последний год
пензенская писательская организация‘ зна-
чительно выросла. Так, член литобъедине-
ния Г. Федотов издал книгу рассказов
	«Счастье матери». вышли отдельной бро-
	шем композиции повести «Б дороге», ac-
новные эпизоды которой продуманы до
деталей, и в характеристике главных пер-
сонажей. и в описанчях природы. Худож-
ник’ точен в энитетах. Он стремится к
лаконичности, краткости описаний. Ему
удается одной-двумя фразами передать
мыель. созтать портрет.
	Тем обиднее отмечать, что He Bee обра-.
	зы повести равноценны. Писатель очень
бегло обрисовал секретаря укома Рамму,
важный образ главного механика мелио-
ративной станции Андрея Петровича
Мельникова также принадлежит к числу
наименее удавшихся. Правильно опреде-
лив роль и значение работников мелиора-
тивной станции в жизни эстонских кол-
хозов, писатель не раскрыл характеров
этих людей с той художественной  убеди-
тельностью, которая присуща созданным
им образам колхозников.
	Отмеченное выше’ стремление автора Е
скупости и лаконичности художественных
средств иной раз етановитея чрезиерным
и приводит к сухости. Излишне. слержи-
вая себя, писатель ограничивает. свои
возможности. как художник. Его стремле-
ние придать чуть ли не каждому эпизоду
сиуволический. смыся приводит к извест-
ной рассудочности, временами лишает по-
весть эмоциональности и лиричности.

В повести несколько сюжетных линий
остаются незавершенными. То; это кажет-
ся писателю менее значительным для рас-
крытия его главной илен. не довелено им
до конца. Внезапно обрываетея ‘история
любви Эльмара и Сальме-— самой актив-
ной комсомолки колхоза, налеленной мно-
гими живыми и привлекательными черз
тами. По существу остается незакончен-
ной нетория поезлки механика о мелнора-
тивной станции Отта в подшефный колхоз
с литературой.

Из-за этого талантливая повесть Лебе-
рехта оставляет у читателя впечатление
некоторой торопливости. Хочется увидеть
эту книгу одинаково завершенной во веех
		Черты эти, выработавшиеся в многове-
ковой борьбе с чужеземными  захват-
чиками, издавна присущи русскому наро-
‚Ду —— нации, лавшей миру таких гениев,
как Ломоносов, Пушкин, Чернышевский,
как ленин.

„Ярчайшего расцвета достигают в рус-
ской социалистической нации ясность ума,
‘стойкость характера, териение, отражаясь
в Книгах наших писателей о  советеких
‘тружениках и созидателях, в таких заме-
‚чательных ‘образцах советского искусства
слова, как «Молодая твардия» А. Фадеева,
«Как закалялась сталь» Н. Островекого,
«Повесть о настоящем человеке» ВБ. По-
‘тевого.

Реализм является основной ведущей,
специфической формой советской литера-
туры, но в соответствии с изменивиимея
до неузнаваемости лицом страны, в 600г-
ветствии ес новыми  социалистическими
условиями жизни нашего нафода, победо-
ноено строящего коммунизм, эта глубоко
национальная форма русского искусства
слова полнимаетея на качественно новую

ступень, наполняется  содиалистическим
содержанием: °становитея реализмом со-
циалистическим, а

В условиях жизни социалистических
	наций подлинно общенародное и веенарод-
ное значение приобретает и творчестве
носителей национальной специфики pyc-
	ской художественной Ат PEI ~ — BEAN
ких TIHC ателей прошлого.
	жевых камней, перепаханных  6б0розд,
Клочков сена, выхваченных из соседских

СТОРоВ...

Но теперь Мадис видит могучую ма-
‚шину, присланную русским народом, что-
бы помочь ему, Мадису, победить болото,
  которым он сам, его ore и его дед
безустентно боролись всю жизнь.

Велико влияние этого простого факта.
И недалекь уже день, ‘когда упрямый,
осторожный, медлительный Малис, сломив
в себе привычные взгляды и убеждения,
смело обличит перед колхозниками Хуго
Маркуса, того, кто хотел погубить эвека-
ватор...
  В свете этих событий 060б0е значение
  приобретает композиционно обрамляющая
повесть история борьбы Мадиса’ с живу-
` шей на болоте волчицей.  Выслеживая
ee, Marne задумывается of окружающих
его людях, о работе...

«Й об экскаваторе подумал Мадис... Вы-
ведет он волу из болота, как дурную кровь
выпустит. Поля там будут, а куда волкам
деваться? Изведут волков. Это хорошо.

Волку не должно быть места на земле».

И Мадлис делает вывод:

«Мить имеют право только мирные лю-
ди, те, кто пашут поля, езжают деревья,
осушают болота под новые поля, те, кто
строят машины и проводят. электриче-
ство...»

Так сливаются воедино, приобретают
обобщенный символический емыел карти-
ны борьбы с волчицей и врагом.

Гане Леберехт стремится в сценах и
эпизодах, охватывающих.  казалоеь бы,
лишь небольшой круг событий и людей,
дать глубока обобщенные, тянические кар-
тины. приобретающие значение  художе-
ственного спувола, Уже самое название
повести «В дороге» нодчеркивает OCHOB-
	ную мысль автора, его стремление пова-
зать эстонекий народ, идущий по дороге
Коммунизма,

Новое произведение свидетельствует о
	росте художественного мастерства писате>
	ля. Это чуветруется и в слаженной, в 00-
	  лубокие перемены.
	Но если Марта Нийлус воплощает
сегодняшний и завтрашний день эстон-
ской деревни. то председатель колхоза
«Заря» Алам Туйск — ев вчерашний
день. В образе  Туйска писатель показал
человека с узким, ограниченным круго-
	30D0M, который никак не может отва-
	заться от старых привычек. Марта за0о-
	титея O главном, начинает с самого труд-
ного — с переделки земли, а Туйск ищет
выгоды в подсобном хозяйстве, возлагает
все надежды на разведение серебристых
лисин. Раесчитывая на легкие заработки,
Туйск запускает основные работы в кол-
хозе. «Хоть и делец, — говорят о нем
крестьяне, — но однодневный хозяин: из
ладони да в рот».
	Показаны в повести и прямые враги
колхозного строя, вроде Хуго Маркуса,
В пятсовекой Эетонии, владея  трак-
тором и молотилкой, Хуго приобрел не Ma-
лое состояние, В дни войны он состоял в
фаптистской банде. Однако Хуго удалось
пробраться в правление колхоза «Заря» и
подчинить своему влиянию  недалекого и
тщеелавного Туйска,
	Такие люди, как Туйек, тормозят разви-
тие эстонских колхозов. В сущности гово-
ря, они служат только ° улобным при-
крытием для таких врагов HOBOTO, Kak
Маркуе. Бедняк Мадие, как работал —
обособленно, по-старинке - на трудном
глиниетом клочке земли, так и продол-
жает на нем работать. Попрежнему он па-
шет землю на своей старой лошади евоим
старым, изношенных плугом, Ведь Мар-
куе и Туйск распределили людей по звень-
ям семьями, и так, что за каждой семьей
закрепили ее прежние клинья, прежних
лошадей, прежний инвентарь, Давно уже
в колхозе «Заря» поля считаются общи-
ми, а на них все еще торчат древние жер-
дяные ограды.

Но как ни велика сила старых привы-
чек. новое оказывается сильнее, и про-
	тив этого нового бессилен Ауго Маркус. ;.
	Крестьяне, всю жизнь работавшие на зем-
	ле. с неимоверным трудом отвоевывавщие.
	у трясины под паптню каждый новый
крохотный клочок, радостно встречают ме-
хаников, агрономов, мелиораторов, при-
бывших на Хальдя лля осушения болот.
	Недаром во время задушевной беседы
е Маркусом Адам Туйск говорит: «Ko-
нечно, таким, как Мадие Пяртель и Яан
Сымер, я больше по душе, потому что мы
старые привычки уважаем и все  поти-
XOHBRY 4a по-добрососедеки стараемся
обойтись, Но кто их знает. как они завт-
та?...В реке а главное. в машине вся
	 причина..,».
  Ганс Леберехт обладает драгоценным
умением зорко подмечать в нашей дей-
ствительности ростки коммунизма, с лю-
бовью раскрывать их в образах наших
современников. Его предыдущая книга —
«Свет в Вюорлди» была посвящена ста-
_новлению первых эстонских колхозов. По-
весть «В дороге» рисует новый этап в
жизни эстонской деревни, организацию в
‘республике первой мелиоративной стач-
‚ции и начало укрупнения колхозов.

_ Шиеатель сумел убедительно показать,
Kakoe огромное значение приобретает мо-
гучая советская техника не только в деле
преобразования природы, но и в форми-
ровании сознания людей,
	Глубокие перемены в сознании колхоз-
ников нисатель особенно наглядно раскры-
вает в образе старого Мадиса Пяртеля. С
юных лет Мадис привык работать в оди-
ночку. Жизнь была к нему скупой и не-
справедливой. как болотная земля, Ona
ожесточила характер этого вечного тру-
женика, Не елучайно в начале повеетя
вепыхивает беспричинная ссора старых
соседей — Мадиса и Кай Лаубы. Второй
год работают они в одной колхозной семье,
но все еще не могут забыть старых ме-
	Из столицы Эетонии на юг республики.
отправляется гусеничный экскаватор, Ему
предстоит далекий путь на реку Хальдя.
	У молодого механика Эльмара Aaya
много времени для того, чтобы и
размьнилять 0 своем недавнем  дететве,
протекавшем в тех самых местах, ку-
	да направляется экскаватор. Вспоминает
Эльмар и жалкие урожаи, которые соби-
рал его отец, и беспросветную нужду н
кабалу у кулака Пийпера. Но главная ду-
Ma Эльмара—ю0 предстоящем штурме Халь-
ля. Экскаватор должен пробить реке путь
	через болота и доломитные барьеры, по-.
	мочь отвести от колхозных полей горькие
стоячие воды.

Так небольшой, на первый взглях, эпи-
зот разрастается в целое художественное
полотно, приобретает под пером художни-
ка глубокий, обобщающий смысл. Ганс
Леберехт в повести «В дороге» сумел
показать жизненные, типические процес-
Chl, происходящие в современной эестоп-
ской деревне. Писатель сумел  рас-

ЕрЫТЬ характеры основных героев

своей повести в их отношении к TO-
му новому, что пришло на колхозные
seman вместе с могучей машиной, По-раз-
ному волнует это событие людей. Прел-

свдатель передового колхоза «Будущее»,.

недавняя батрачка Марта Нийлус, глубо-
ко понимает, какие огромные перспекти-
вы открывает перед колхозниками в03-
можность увеличения пахотных и Jyro-
вых угодий. Бедна здесь земля. Но Мар-
та в своих мечтах видит эту землю пре-
ображенной. Для того, чтобы справиться ©
этими новыми большими задачами, нужно
объединить усилия многих людей. унре-
пить колхозы. Марта выступает в пове-
сти выразителем новых, коммунистических
взглядов, которые зреют в крестьянской
массе.

i

I

ay

eee he

CC wwe tet ee

—

м мне <“
	Ганс Леберехт. «В дероге». Повесть. Ячур-
Мал «Знамя», № 1. 1951 г.
		ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 61 24 мая 1951 г. $