ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ} .
	№ 62 (2150)
			Советские писатели
Большому театру.
	Советские писатели горячо  привет-
ствуют: Государственный ордена ‘Ленина
Академический Большой театр Союза
ССР в дни ‘его славного 15-летнего
юбилея.

Юбилей старейшего русского музы
кального театра — большое и, радостное
событие в общественной и культурной
жизни Советской страны. +

Большой театр Союза ССР — сокро-
вищница русской и мировой музыкаль-
но-театральной культуры, слава и гор-
дость нашего советского . социалистиче-
ского искусства.

На протяжении 175 лет Большой театр
утверждает великие идеи и принципы
	русского реалистического искусства. На-
	ши великие композиторы Глинка, Му-
	соргский, Чайковский, Бородин, Рим-
	ский-Корсаков, вместе с передовыми
деятелями Большого театра; создали
самый передовой в мире русский музы-
кальный театр.

Великая Октябрьская социалистиче-
ская революция, поставившая искусство
на службу народу, открыла перед Боль-
шим театром новые перспективы и со-
здала все условия для подлинного его
расцвета.

Любимый народом, мудро и бережно
руководимый великой партией Ленина—
Сталина и советским правительством,
Большой театр в наши дни стал цент-
ром музыкально-театральной жизни ва-
шей страны.

Русская музыка всегда была родной
сестрой великой русской литературы.
Недаром первоосновой для лучших тво-
рений нашей музыкальной драматургии
были гениальные произведения Пуш-
кина, Лермонтова, Островского.
	Советские писатели глубоко осознают
свой ‘большой долг перед советским
народом. Вместе с советскими компози-
	торами и деятелями музыкального теат-
ра мы несем полную ответственность
перед народом за создание новой совет-
ской оперы, которая должна правдиво
и художественно полноценно отобразить
славные подвиги советского народа,
строящего коммунизм.

Дорогие друзья!

Мы, советские писатели, вместе со
всем советским народом, горячо желаем
успеха Большому театру в создании но-
вых ярких произведений советской му-
зыкальной культуры.

В дни 95-летия Большого театра мы
шлем братский привет творческому кол-
лективу театра-юбиляра!
	А. ФАДЕЕВ, А. СУРКОБ, К СИ-
	МОНОВ, М. ШОЛОХОВ, А. КОР-
НЕЙЧУК, Л. ЛЕОНОВ, Н. ТИХО-
НОВ. А. СОФРОНОВ, Ф. ПАНФЕ-
	РОВ, П. ПАВЛЕНКО, И. ЭРЕН-
БУРГ, К. ФЕДИН, Н. ГРИБАЧЕВ,
Б. ГОРБАТОВ, М. ИСАКОВСКИЙ,
А. ТВАРДОВСКИЙ, В. КОЖЕВНИ-
КОВ, В. КАТАЕВ, Ф. ГЛАДКОВ,
Н. „ПОГОДИН, Б. POMALUOB,
Б. ЛАВРЕНЕВ, С. МАРШАК, М. БУ-
БЕННОВ, Н. АСЕЕВ, Б. ПОЛЕВОЙ

и другие.
		К ДЕКАДЕ УКРАИНСКОГО
ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ
В МОСКВЕ

В Союзе советских
	нисателей СССР
	Беседа с заместителем генерального

секретаря, председателем комиссии

ССП СССР по проведению декады
тов. А. СУРКОВЫМ
	— Подготовка Е литературной части
декады украинского искусства и литера-
туры начата в Союзе советских писателей
давно, — сказал в беседе е нашим сотруд-
ником А. Сурков. — Секретариат неодно-
вратно обсуждал на своих заселаниях во-
просы. связанные в прелстоящей хекалой,
заслушал сообщения пентральных изла-
тельств 0 выпуске книг украинских пи-
сателей и информапию руководителей жур-
налов о произведениях украинской лите-
ратуры. которые будут опубликованы в
июньских и июльских номерах.

22 мая на заседании президиума
ССП был утвержден план литературных
вечеров. Литературная часть декады
(проведение которой намечается в сере-
дине июня) откроется большим вечером
	особенно важно—-в опер-
ных и балетных спек-
таклях последних лет. с
честью выступила мо-
T лодая смена Большого
С “ театра. Теперь уже в ря-
ду с проелавленными мз-
стерами оперного и балетного искусства —
Барсовой, Катульской, Давыдовой, Шпил-
пер, Максаковой, Михайловым, Козловским,
Пироговым, Рейзеном, Лемешевым, Улано-
вой, Семеновой, Лепенинской и другими—
народ называет имена молодых арти-
св, прочно ставших на трудный и
славный путь искусства — И. Маеленни-
ковой, Борисенко, Покровской, Фиреовой,
Нелиной, Л. Масленниковой, Соколовой,
Петрова, Огнивцева. Нлисецкой, Отручко-
вой. Фарманянца, Кондратова. Вот оно —
будущее Большого театра, его воспитан-
ники, преемники славных традиций!
Опера — один из наиболее любимых
народом театральных жанров. Советские
зрители высоко ценят классические про-
изведения оперной драматургии, но они
хотят также, чтобы наша современная
жизнь была запечатлена в оперном ие-
кусстве, чтобы ни с чем не сравнимая
по своему действию, красивая, мелодиче-
ская музыка и голос певца выразили
героический дух и прекрасные черты со-
ветского человека. К этому же стремятся
и художники советского музыкального теат-
pa. Ha совещании деятелей советской
музыки в ЦВ ВКП(б) Е. Катульская,
выражая желание всех своих товарищей
по искусству, сказала: «Наши певцы-ар-
тисты умеют с энтузиазмом работать и
искренно стремятся Участвовать в 603да-
	нии  высокохудожественной советской
оперы».
Неразрывно связанный в народом, ак-
	тивно участвующий в строительстве Ha-
шей жизни, Большой театр поевящает
немало своих творческих сил делу созда-
ния советской оперы. На этом пути у него
есть Удачи: «Тихий Дон», «Броненосец
Потемкин» были первыми, BO многом
успешными спектаклями.

Однако сделано еще ничтожно мало.
За последние годы, принимая к постанов-
ке плохие, антихудожественные оперы,
Большой театр напрасно растрачивал свои
силы, допуская серьезные идейные опгиб-
ки. Мы говорим 0б этом прямо и открыто
в дни славного юбилея нашего театра, не
боясь испортить праздник. Таков больше-
вистекий принцип: лучший способ отме-
тить юбилей — это сосредоточить внимание
на нерешенных задачах, на недостатках,
чтобы устранить их и добиться еще боль-
ших успехов.

Недавно «Правда» опубликовала редак-
ционную статью, в Которой подвергла рез-
кой критике оперу Г. Жуковского «Or
всего сердца» и постановку этой оперы
на сцене Большого театра. Справедливая
критика партийной печати должна заста-
вить наших композиторов, писателей, дея-
	телей наших оперных театров серьезно.
	задуматься над дальнейшими путями 603-
дания И сценического воплощения совет-

ской оперы. Большой театр проявил непро-
стительную нетребовательность к авторам

оперы, коллектив не сумел противопоста-
	вить свое мнение бывшему. руководетву
Комитета по делам искусств и Большого
театра. Следовательно, опять и опять нуж-
но вспомнить основополагающев указание
партии о том, что только’ при условий
принципиальной, честной критики й само-
критики можно достигнуть успеха в твор-
чёстве и избежать ошибок.

Постановка неудачной оперы «От всего
сердца» ни в коей мере не должна осла-
бить стремление Большого театра, по ко-
торому равняются вее музыкальные теат-
ры нашей страны, к воплощению на CBO-
ей сцене темы. советской современной
жизни, темы исторической борьбы па-
mero народа за свое счастье. Руковол-
	ствуясь указаниями партии, Большой те-
атр обязан — это его долг перед наро-
дом — г еще большей настойчивостью и
затратой творческих сил добиваться созла-
ния высокохудожественной оперы о го-
ветских людях. «...Именно Большой театр,
лучший оперный театр нашей страны,
показывающий высокое художественное
мастерство в постановке классических
опер, — писала «Правда», — должен стать
образцом для всех театров и в постановке

советских опер».
	Для того, чтобы добиться успеха, Боль-
шому театру необходимо установить пол-
линно творческие отношения с композя-
торами и писателями, отношения, в кото-
рых не будет и следа беспринцинноети,
недостойной боязни высказать свое мн?-
ние. неправомерного пиэтета перед темой.
Необходимо изжить все еще бытующую
среди деятелей музыкального театра точку
зрения, будто опере «не свойственно» по-
казывать современную жизнь, современного
человека. Нет, современная жизнь может
и должна быть воплощена на оперной сце-
не! Следует только помнить о снецифиче-
ских особенностях оперного жанра, о том,
что музыка и гГолос певца — являются
главными средствами выявления внутрен-
него мира человека, характеристики героя.
Необходимо. наконец. чтобы к постановке
оперы на современную тему были привле-
чены лучшие силы театра, начиная с ди-
рижера и кончая исполнителями «второ-
степенных» партий.

Советский народ горячо любит свой
Большой театр. Любит и верит в его не-
сметные творческие силы. Вот почему
славный юбилей старейшего русского те-
атра отмечают не только деятели искус-
ства, но весь наш народ. Оправдать лю-
бовь и доверие народа — святой долг
Большого театра, гордости русской музы-

кальной культуры!
	Большой
		ОРГАН ПРАБЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. СССР
	Суббота, 26 ма
	НАЗ Е,
			я 1951 г.
	Цена 40 коп.
		театр.
	ИАЦ
	«Иметь свой родной театр и гордиться
им’ желает всякий народ», — писал Остров-
ский. Советский народ законно гордится
тем, что у него есть замечательные, луч-
шие в мире театры, и среди них — древ-
нейший, богатый традициями, свискавший
всенародную славу Большой театр Союза
ССР. Контур величественного здания в
центре Москвы стал эмблемой  советекого
театрального искусства. Проходя по пло-
щади Свердлова, москвич непременно за-
держит свой взор на Большом театре, по-
тому что с ним связаны минуты высокого
душевного волнения, нотому что в нем
видят наши люди величие русского искус-
ства. И где бы ни жил советский, человек,
попадая в Москву, он, наряду с  другими
примечательными местами столицы, счи-
тает своим долгом побывать в Большом
театре.

Большую жизнь прожил наш лучший
музыкальный театр. И главное в его доре-
волюционной жизни — борьба передовых
людей русской музыкальной культуры,
передовых писателей и критиков за на-
циональное, подлинно народное, патрио-
тическое искусство. Нелегка была эта
борьба: находящийся в ведении придворно-
то ведомства, состоящий под особым «по-
вровительством» императора, Большой. те-
атр насильно  отторгался от народа и
должен был служить «верхним десяти
тысячам». Однако, как ни старались ти-
тулованные чиновники и иностранные га-
стролеры, лишенные чувства родины,
превратить русский тезтр в филиал
итальянской или французской оперы, в ме-
сто великосветеких развлечений, музыка
Тлинки и Чайковского, Мусоргского и
Римекого-Корсакова  завоевывала ецену
Большого театра, звучала с потрясающей
мощью и силой своих идей, своей прав-
ды заглушала бессодержательную, холод-
ную музыку второразрядных иностранных
композиторов, любезных сердцу меломанов
и балетоманов из «высшего евета».
	«Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»,
«Евгений Онегин» и «Пиковая дама»,
«Борис Годунов» и «Хованщина», «Князь
Игорь», «Садко», «Золотой петушок» и
многие другие оперы русских классиков—
вот слава Большого театра, вот почва, на
Которой выросли замечательные дарования
русских артистов-певцов, создавших новую
неведомую ни в одной другой стране реа-
листическую школу оперно-вокального ис-
кусетва. Навсегда вошли в сокровищницу
русской художественной культуры образы,
созданные корифеями Большого театра
Шаляпиным, Собиновым, Неждановой.

Славу русскому балету  принеели
Гельцер, Кригер, Тихомиров и другие ма-
стера хореографического искусства.
	Великая Октябрьская социалистическая
революция впервые широко открыла лве-
ри Большого театра народу, подлинному
хозяину и ценителю искусства. В нашу
советскую эпоху с новой силой зазвуча-
ли великие творения русских классиков,
исполненные глубочайшего патриотизма и
народности. На сцене советского Большого
театра продолжали и продолжают свою
плодотворную деятельность певцы, артн-
сты балета, дирижеры, музыканты ‹стар-
шего поколения и выросли поколения мо-
лодых художников. Творчески развивая
традиции великих прелшественников, ны-
нешний коллектив Большого театра де-
лает огромное культурное дело, воспиты-
вает народ в духе любви к своей Родине,
доставляет миллионам советских людей
эстетическую радость, множит изобилие

духовной культуры народа.
	К своему славному Т75-летнему юбилею
Большой театр Союза ССР пришел с нема-
лыми творческими достижениями. Каждо-
дневная забота Центрального комитета
большевистской партии, отеческое внима-
ние товарища Сталина помогли Большому
театру в наиболее трудную пору его твор-
ческой жизни преодолеть серьезные фор-
малистические ошибки и сделать „первые
шаги по пути воплощения на сцене со-
ветокой оперы. Огромное значение в твор-
честве TeaTpa имели постановления ЦК
BRI(6) по идеологическим вопросам и
прежде ` всего постановление” «Об опере
«Великая дружба» В. Мурадели». После
этого постановления, решительно осудив-
шего забвение великих традиций русской
музыкальной классики и формализм в му-
зыве, Большой театр поставил ряд зна-
чительных спектаклей. являющихся 0с-
	новой его нынешнего репертуара.
Советекие зрители высоко; оценили. но-
вые постановки русских классических
опер — «Бориса Годунова», «Садко», «Хо-
ванщины» и выдающихся произведений
западноевропейской музыки; © большой
силой прозвучали со сцены театра произ-
ведения зарубежных славянских компози-
торов-—«Проданная невеста» и «Галька»;
в последние годы Большой театр добился
серьезных успехов в области балетного
искусства и, что весьма важно. в области
	создания балетов советских композиторов.
новые постановки «Красный мак», «Мед-
ный везадник»; «Пламя Парижа» получили
признание советского зрителя.
	Лучшие епектакли Большого театра,
насыщенные большими идеями и отмечен-
ные печатью высокого мастерства, по-
казали, Какими неисчерпаемыми богатства-
ми владеет лучший в мире музыкальный
театр, как повысился идейный и художе-
етвенный уровень его творчества. И что
			[Jos cancosac: weenne е+ь

МАЗОК
	указывая театру и на допускаемые им
идейно-художественные ошибки. В беселе
с создателями. одной из первых советских
опер «Тихий Дон» товарищ Сталин при-
звал композиторов к серьезной и упорной
работе для того, чтобы вполне. овладеть
всеми музыкальными ресурсами для пол-
ноценного выявления в музыке идей и
страстей, движущих советскими героями.
Кажлое указание ‘партии по вопросам му-
зыви и оперного искусства лает приме-
ры яркой и последовательной борьбы за
человечность, мелодичность и: реализм в
музыке. Постановление ЦК ВКП(б) «06
опере В. Муралели «Великая дружба» и
совещание ‘деятелей музыки в Централь-
ном Комитете партии дали не только
идейную. но и эстетическую
программу развития советского оперного
искусства и всей советской музыки.
	Разве можно Забыть замечательные
слова товарища А. А. Жданова, обращен-
ные к композиторам: ‘«..лля того. чтобы
перегнать класейков, нало их догнать, а
вы сталию «догоняния» исключаете, как
будто это уже’ пройленная ступень. А ес-
ли говорить ‘откровенно и выразить то, э
чем думает советский зритель и слуша-
тель, то было бы совсем неплохо, если бы
у нае появилось побольше произведений,
похожих на классические по содержанию
и по форме, по изяществу, по красоте и
музыкальности». «Музыкальное произве-
дение, — говорил тов. жданов. — тем вы-
ше, чем больше струн человеческой души
оно приводит в ответное звучание».

Под этими словами с величайшей радо-
стью подпишется каждый художник, каж-
дый музыкант.

Недавно редакционная статья «Правлы»
0б опере Г. Жуковского «От всего серл-
ца» подвергла суровой и непримиримой
критике. эту. оперу, поставленную на еце-
не нашего театра, за примитивизм ну-
зыки. за плохое либретто, за промахи
идейные и ‘художественные, а театр —
за недостаточную взыскательноеть к твор-
честву композитора и неулачную  поста-
новку. Я ‘убежден. что это критическое
выступление партийной печати‘ самым
благотворным образом скажется на тво]-
ческой работе мастеров театра. Эта кри-
тика указывает нам Ha необходимость
строжайшего отбора произведений: и борь-

Академия русской
	Н. ГОЛОВАНОВ,
	народный артист СССР,
главный дирижер Большого театра
	Союза ССР
¢

любивые устремления. В опере  «Золо-
  той петушок» Римского-Корсакова pyc-
	ские люди видели злой памфлет на цар-
ское самоуправство. В «Евгении Онегине»
звучала красота и чистота простой рус-
ской девушки, которая оказалась беско-
нечно выше эгоистической, себялюбивой
дворянской среды. «Пиковая лама» — это
гениальное философское ‘и гуманистиче-
ское разоблачение индивидуализма. стра-
сти к обогашению, отравляющей все жи-
вое в человеке. Каждая из  классиче-
ских опер была близка и понятна совре-
менникам. как отклик на жгучие пробле-
мы, волнующие русское общество.
Гражданское национальное самосозна-
ние русского общества и деятелей искус-
ства неуклонно росло. На рубеже ХХ ве-
	ка в Большой: театр пришли замечатель-
	ные русские музыканты, такие дирищс-
ры, как С. Рахманинов, В. Сук. вылаю-
щийся хормейстер У. Авранек и дру-
гие. В начале нашего века пышно рас-
цвела триада русских певцов, которые
стали своеобразным камертоном. по кото-
рому настраивалось все наше вокаль-
ное искусство. Больше того, певцов веего
мира вдохновляет пример Шаляпина. Со-
бинова, Неждановой.

Величайшим из них был Федор Ивано-
вич Шаляпин. В искусстве этого худож-
ника слилось бесподобное ощущение му-
зыки © яркой, выразительной и прав-
дивой актерской игрой. Он заново открыл
и силой своего могучего актерского” из-
стерства возвратил на сцену многие про-
изведения русских композиторов. Рефор-
маторами исполнительского искусства в
опере были и А. Нежлданова и J. Co-
бинов. Великолепный актер и широко o6-
разованный человек, Собинов как бы за-
ново прочитал партии многих героев руз-
ских классических опер и был непревзой-
денным Ленским, а также Ромео, Орфеем,
Лоэнгрином. Он говорил 0 себе в расцвете
творческих сил: «Я словно научился це-
нить эту хуложеетвенную правду в ка-
ждой произнесенной фразе, в каждом дви-
жении... Я только теперь смотрю не на
певца, а на образы, ищу этих героев жи-
вых, в Крови и плоти». Эти же черты,
эти же неустанные поиски правды для
выражения чувств и переживаний отли-
чали и искусство А. Неждановой. Самое
существо ее дарования великолепно оце-
нил К. С. Станиславский. Он писал ей:
«..в Вас соединились: серебристый голое
удивительной ’` красоты, талант,  му-
зыкальность, совершенство техники с веч-
но молодой. чистой, свежей и подчас“ на-
ивной душой, Она звенит, как Ваш голос.
Что может ‘быть’ прекраснее,  обаятельнее
и неотразимее блестящих природных  дан-
ных в соединении с совершенством искус-
ства!».

Соединение правды чувств, жизненно-
сти, реализма, совершенного мастерства—
вот что отличало руеский исполнительский
стиль. Большой театр по ‘праву называет-
ся академическим потому, что является
созвезлием больших талантов,  храни-
телем ‘и продолжателем славных  тра-
диций русского оперного искусства. Но в
предреволюционные годы театр пришел
к творческому застою, к. модернизму и
академизму, в самом дурном смысле этого
слова. Искусство театра вывела из тупика
только Великая’ Октябрьская социалисти-
ческая революция.

В первые же годы после Октября неко-
торые ‘«леятели» левацкого толка предло-
жили закрыть Большой театр, объявив его
искусство «чуждым пролетариату». Пер-
вым нашим защитником был В: И. Ленин.
Он слелал все для того. чтобы сохранить
театр, и в трудные годы создал все. уело-
вия для его роста и пропветания.

Советское государство заботится 0
процветании театра. 0 его идейном
и. художественном направлении.  Пар-
тия и лично товариш Сталин  поддер-
живают передовые начинания театра,

Русская национальная опера с первых
дней своего существования стала впиты-
вать в себя все сокровища нашей куль-
туры. Стоит. только припомнить образы
героев русских опер, и перед нами ветанут
терои древнего эпоса и далекого истори-
ческого прошлого, всякому русекому серд-
пу дорогие образы нашей великой литера-
туры. На оперную сцену они выходят
окрыленные и обогащенные музыкой, ко-
торую великие русские композиторы щел-
ро черпали из самых глубинных источ-
ников народного творчества.

Большой театр Союза ССР празднует
175-летие со лня своего рождения. Театр,
который, по выражению академика Б. Аса-
фьева, стал русской национальной Акале-
мией музыки. Программа ее была превос-
ходно выражена eme Bp 1825 году, когда
торжественно было открыто новое злание
	Большого театра в Москве. на Цетровке. —
	в ту пору второе в мире по величине, по-
строенное по проекту проф. Михайлова
архитектором Бове. В знаменитом прологе
«Торжество муз». написанном поэтом
Дмитриевым и композиторами Верстовеким
и Алябъевым, деятели театра, обращаясь
к зрителям. торжественно провозгласили:
	Россияне! Грядут те времена
счастливы!

И чужеземеп горделивый,

Смотрящий с завистью на ваши
знамена,

Вам позавидует в плодах обильных
мира. —

И ваша северная лира,
	Отбросив чуждый звук, Народному
верна!
	Мы должны высоко оценить подвиги
русских оперных артистов, дирижеров п
художников, которые создавали наши пер-
вые национальные оперные спектакли.
Императорский двор, выеший свет, дирек-
ция императорских театров, аристократия
признавали только итальянскую и Ффран-
цузекую оперу. Но уже. первые руеекие
композиторы емело обратились к русской
народной жизни. В одной из первых опер,
написанной Аблесимовым и Соколовским,
«Мельник—колдун, обманщик и сват» ила
в таком произведении. как «Аскольдовь
могила» Верстовского, на сцену вышли
простые люди. зазвучали народные, рус-
ской жизнью порожденные мелодии.

К появлению на сцене Большого театра
в 1842 году первого классического произ-
ведения русской оперы — оперы М. Глин-
ки «Иван Сусанин», а Через четыре года
оперы «Руслан и Людмила», — театр уже
имел немало замечательных певцов и Ере-
постных ‹ музыкантов.

Во второй половине XIX века роди-
лась плеяда замечательных композиторов,
которые создали эпоху в развитии нашей
музыки и прославили ее Ha весь мир.
Русская опера вошла в веокровищчицу ми-
ровой культуры со своим своеобразным и
неповторимым обликом. Верные сыны св0-
его народа, представители передовой 06-
щественной мысли, русские композиторы
не только создали свой стиль оперного ма-
стерства, но и придали глубокую идейную
насыщенность и психологическую глуби-
ну каждому музыкальному образу. Много
	титанов музыки взрастила русская зем-
	ля. Но как непохожи друг на друга такие
неповторимые индивидуальности, как
Глинка и Чайковский, Римский-Корсаков
и Мусоргский, Даргомыжский и Бородин,
Серов. Антон Рубинштейн и Рахманинов.
	‘Здесь что ни имя. то неповторимый ху-
	дожник. и веех их объединяет — величие
идеи, народное чувство, широта и могу-
шество души, высокий полет фантазии.

Почти ни однё опера. русских компози-
торов, за редкими исключениями, не по-
пала на сцену императорского театра без
яростного сопротивления царских чинов-
НИКОВ. Становление классического очер-
ного искусства проходило в упорной борь-
бе прогрессивной части общества с рути-
нерами и  реакпионерами, — вражлебны-
ми идеям народности и демократизма.

Нет, не безмолвствовал народ в му-
зыкальных драмах Мусоргского — ов вы-
ступал в них. как активная, действую-
щая сила: музыка выражала и его волю,
и его гнев, и его грозные, могучие свободо-
	бы как с формалистической  усложнен-
ностью, эстететвом и упадочничеством в
музыке, так и с примитивизмом,  вуль-
гарным приспособленчеством и петребова-
тельностью в искусстве.

в Колонном зале Дома

пительное слово 0

союзов. Bery-

состоянии  украин-

ской литературы сделает

правления Союза
УССР А. КВорнейчуе.

советских
Затем

председатель
писателей

украинские
	писатели выступят с чтением своих про-
изведений. Вечер закончится концертом
в Участием мастеров украинского искус-
ства. В последующие дни участники лека-
ды встретятся о трудящимися Киевского
района столицы, © офиперами и генера-
лами Советской Армии. с московским сту-
	денчеством, с0[  ветахановцами автозавода
имени Сталина, комбината «Трехгорная
мануфактура». е аспирантами Академии
	общественных наук. Украинские гости
выступят также в Зеленом театре Пен-
трального парез культуры и отдыха им,
А. М. Горького. Заключительный вечер
литературной части декалы состоится в
Конпертном зале им. Чайковского.
	В подготовке в декаде принимают уча-
стие все комиссии и секпии Союза писате-
лей. Основная организационная и творче-
ская работа сосредоточена в бюро комисз
cui mo литературам наролов СССР. Комис-
сии по драматургии, по теорий литературы
и критике, по детской литературе, секции
прозы, поэзии и другие привлекают ши-
рокий актив авторов & участию в твор-
ческих обсуждениях произведений украин-
ских писателей. Обсуждения эти продлят-
ся несколько дней. в течение которых 0б-
стоятельному критическому обзору будут
подвергнуты новые и наиболее интерес-
ные произведения всех литературных жан-
ров.

В заключение состоится заселание пре-
зидиума Союза советских писателей СССР,
посвященное итогам украинской лекалы в
	‘области литературы.
	В 1175-ю годовщину своего существо-
вания театр о вступает в. расцвете творче-
ских сил. На замечательных образцах его
искусства учатся музыкальные театры всех
национальных   республик. нашей страны.

Сиену Большого театра украшают заме-
чательные мастера вокального и хореогра-
фического искусства, он обладает велико-
лепным оркестром, замечательным хором,
опытными дирижерами и даровитыми ху-
дожниками и ‘режиссерами. В его рядах —
прославленные мастера, живые носители
его лучших традиций, талантливая моло-
дежь, пришедшая на сцену в последние
годы. Весь этот творчески спаянный кол-
лектив преисполнен желания не только
показать народу великое классическое на-
следие оперной музыки. но и создать
спектакли, отражающие жизнь и творче-
ские подвиги советского народа.
	итература всегда играла выдающуюся
роль в деле создания русских классиче-
ских опер. Бепомним. великого Пушкина,
Гоголя, Лермонтова. Островского и других,
на сюжеты которых были написаны рус-
скими композиторами самые глубокие и
идейные произведения. Мы — за самый
	тесный творческий cows писателей и
композиторов. в надежле, что это 60о-
дхружество даст такие произведения. ко-
	торые во всю силу прозвучат на сцене
Большого театра Союза ССР. Но хля этого
Нужно, чтобы авторы опер знали жизнь,
знали думы и чаяния своего народа. глу-
боко и заинтересованно ‘изучали класси-
ческое музыкальное наследие великой
русской музыки. Удача ждет только того
художника, который создаст произвеление
глубокого идейного смысла и высокой и
совершенной художественной формы.
	Москва. Коллективу Большого театра
	Этот адрес особенно часто сейчас назы-
вается на московской почте. Непрерывным
потоком идут приветствия театру-юбиляру.

Вот одно из писем: «Когда мне было
пять лет, меня первый раз привезли
в Большой театр. Теперь мне 80 лет, и за
моими плечами большая театральная
жизнь. Но этого спектакля я никогда не
забуду. Когда я приезжаю в Москву, я сно-
ва слушаю в любимом Большом театре одну
за одной оперы и каждый раз я ‘вижу
театр в расцвете сил.

С берегов седого Каспия, из славного
нефтяного Баку шлю мой пламенный при-
вет юбиляру. Профессор А. Турганов».

Поздравления к 175-летию ГАБТ шлют
люди самых различных профессий: прези-
Дент Академии наук СССР академик Не:
смеянов, начальник «Сталинградгидростроя»
Логинов, от имени колхозников Таловского
района, Воронежской области, секретарь
	райкома ВКП(б) Б. Кушев, один из ста-
рейших писателей Н. Телешев, солдат
С. Федоров и многие, многие советские

люди и организации,
	Немало писем приходит из стран народ-
ной демократии. Вот пибьмо, присланное
певцами, балетными артистами, режиссе-
рами, дирижерами и художниками Буха-
рестской оперы: «!75-летняя деятельность
Большюго театра, обогатившая не только
сокровишницу русской, но и мировой куль-
туры, служит для нас прекрасным  при-
мером реалистического искусства, возвы-
шенного гуманизма, неразрывной связи
между народом и искусством». Получены
приветствия от коллективов оперных те-
атров Катовице ‘и Гданьска, работников
польской сцены и кино, работников Бол-
гарского столичного оперного театра. Свои
поздравления прислали прогрессивные дея-

тели английского театра. 9