ФЕЛЬЕТОН
	Борис ЛАСКИН

Как улучшить работу клуба?

А. ПЕТРАШИК
	Приблизить к жизни
	Важный вопрос поднял в своей статье
рабочий завода им. Ухтомекого С. Епиш-
кин. Я вполне с ним согласен. Нельзя
	водской, клуб перестает быть местом кузь-
турного отдыха рабочих и служащих,

Я. работаю на Молотовском. заводе
имени Дзержинского. И у нас ects Kay, B
который очень редко ходят рабочие, инже-
неры и служащие завода. Замечу, кста-
ти, что пришлоеь мне писать 00 этом. в
заводской многотиражной газете «Дзержи-
нец» в октябре прошлого года, но поло-
жение: не. изменилось- -
	Ничто в клубе не говорит о жизни на-
	шего завода, © замечательных его людях,
0б.их славных делах. Нриезжий ‘человек,
побывавший здесь, не сможет установить,
кому. в сущности, принадлежит влуб.

Клуб все более и более отрывается от
завода.

Мало этого. Руководители клуба пре-
небрежительно относятся к тем, весьма
редким вечерам, которые предназначены
для заводского коллектива. Стыдно ска-
зать: в этих случаях люди завода превра-
шаются в каких-то «бедных  родетвен-
ников», мешающих дирекции устраивать
платные киносеансы . или доходные «ве-
чера танца». А в этом дирекция. видит
основное назначение клуба.

В его работе установился какой-то
шаблон, стандарт; клуб часто проходит не
только мимо жизни завода, HO и мимо
важнейших событий в стране.
	Влуб перестало выполнять евои задачи
по вультурному воспитанию трудящихся
завода. В существующем виде он не име-
ет права именоваться заводским.

П РИМСКИЙ,
		ст. инженер отдела завода
имени Лзержинского
	С сентября 1950 года концерты `худо-  .
	жественной самодеятельности. состоялись
_веего три раза. Не лучше обстоят дело ие
ЛЕКЦИЯМИ.

Секретарь партийной организации TOB.
Рубан и прелселатель рабочкома. тов. ‘He-
дайвола не интересуются клубом — они в
нем редкие гости.
’_Й вот хочется задать вопрос: neymean

нельзя налалить работу в клубе, вак это
было в дни: перел. выборами? Думаю, что

не Только можно. НО И НУЖНО,
	Л_ ЗАРИЧАНСКИЙ
	Свеклосовхоз Кантского района
Киргизской ССР =^
		Вождение
		HO MYKAM «v-
	  зас а лля государственных машин. А вн
	частник. .
9-% enageneu: Кому вы полчиняетесь?

Технорун:  Тресту «Мосавтотехснаб»,

3.

Действующие липа: Емухвари c. H—~
управляющий трестом «Мосавтотехенаб»,
	Владелец. Секретарь.
Место лействия — кабинет  управляю-
	шего. : FF
Baaneneu  (вхоля, высоким голосом):
Я лнливилуальный влалелец. ©
Емухвари:; Успокойтесь. Салитесь, Вы:
пейте воды.
Владелец: Я со станций...
	Емухвари: Трудно мне с вами. Ox,
трулно! Васе нельзя планировать. С гозу-
ларственными ‘организапиями мы заклю-
чаем ‘договора, а вы. частники, народ
неналежный. Хотите — приезжаете на 0б-
служивание. не хотите — не ариезжаега,
	Владелец: Когда мы приезжаем, нам
во всем отказывают. Запасных частей,
говорят. чет.
	Емухвари: Минутку... (нажимает вноп-
ку звонка. Вхолит секретарь). У нае
есть фонды запчастей лля индивилузль-
ных влалельпев”
	‚ Секретарь: Фонды выделены, Сергей
Николаевич, но мы почему-то £0 сих пор
He YROCVRAARCE HK ПОЛУЧИТЬ.
	Емухвари (строго): Пехорошо. Хорошо.
Можете итти. (Секретарь уходит. На ли-
пе управляющего неожиланно появляется
мечтательное выражение). Мы. когда за-
тевали ато лело. прелетавляли себе такую
картину... Станция обслуживания. 36:
лень. Комната ожилания с террагой и 6у-
фетом. Приезжает влалелец. а мы уже его
ждем. голубчика. Пока машина орохохит
профилактику. влалелец отдыхает. листает
журналы, слушает радио. пьет димовад,
Не проходит и часа, как механики п0-
лают машину. Все в порялке. Вымытая
машина сверкает на солнце. Владелец ca-
дитея 338 руль и уезжает са счастливой
улыбкой... (Деловито). В общем претензии
ваши оденовательны. Если бы нам помог
Моегориеполком....
	Владелец: Я поелу в Мосгорисполвом.,
	Емухвари: Не нало. Там товарищи в
курсе дела. Вее будет в порялке.
	Владелец: Спасибо вам за добрые сло
ва. Булу  налеяться. (Пожимает руку
управляюшему. Выхолит. негромко напе-
вая: «бампер, бампер,  залний клык!»
Выйля на улицу. вилит свою машину,
Залумывается. Вепоминает. ‘что в Москва
имеются станции обслуживания. —п0дчич
ненныё ‹ Министеретву — автомобильного
транспорта. РСФСР. Свет надежды ложит“
ся на липо влалельлпа). ь
		Действующие липа: Понупатель (в
хальнейшем Владелец). Жена покупателя.
	Продавец. Швейцар.
Место < лействия — Москва. Бакунин-
	ская улица. Автомобильный магазин.
Время действия — наши ‘дни. °
Продавец: ° Рекомендую — синенькую...
Точно такую вчера приобрел токарь
Макаров. Тоже, межлу прочим, на вашем
заволе работает. ‘
	Понупатель: Да, вилел я. его машину,
Давно о машине мечтаю. В автокружке
	занимался. Права получил, А тут как
раз премия по вашему цеху... (Жене), Ну,
	Люба, выбирай. Твое слово...

Жена: Гриша, возьмем сянюю.

Покупатель (бодро): Конечно. Берем
синюю!..

(Продавец. выписывает, покупатель
платит в кассу, вручает чек пролавлу.
вместе с женой салится в машину B Ha
первой скорости выруливает из магазива).

Покупатель (уже владелец, проезжая
мимо швейцара): До свидания. папаша.
	Швейцар (вздохнув): Поезжай, п0ез-
жай. *серлешный!..
		Учитывать запросы.
	Кав и все рабочие механического заво-
да, я горжусь нашим клубом, ралуюсь его
успехам, Поэтому меня заинтересовала
статья «Почему я перестал бывать в клу-
бе». Автор тов. Епишкия — совершенно
прав: причина неудач клуба Люберец-
кого завода — это отсутствие  самодея-
тельности в организации клубной работы.
	Так было несколько лет назад и в на-
	шем Доме культуры: коллектав завода
не интересовался клубом, а клуб —— заво-
дом. Но вот на общем собраний было из-
брано авторитетное, работоспособное прав-
ление, твердо и четко распределены обя-
занности. Партийный комитет, завком и
комигет ВЛЕСМ стали непосредственно за-
ниматься клубными делами,  налалилась
связь е цехкомами, а через них —е 3a-
водеким коллективом, клубные. активисты
стали внимательнее прислушиваться к тре-
бованиям рабочих и инженеров, и поете-
пенно лело пошло на лад. + :

Трулно в небольшом письме рассказать
о всем интересном и полезном, что езже-
длревнос вилят и слушают посетители 4a-
шего клуба, Но главное, что все это —
буль то пикл лекций по основам скороет-
ного резания металлов или по историй
русской живописи, семейный вечер кол-
лектива кузнечного цеха или беседа тля
молодых матерей, выступление литейщи-
‘ка-воватора или. выезлной спектакль 12-
атра им. Вахтангова, выставка «Куда по-
ехать летом?» или занятие детского круж-
ка «Умелые руки», — Bee это отражает
интересы работников завола, вее это они

организуют сами и для себя.
	Обычно план работы клуба обсуждает-
ея на расширенном заселании  завкома
совместно с правлением клуба и предста-
вителями цехов. Все вместе, учитывая 00-
желания работников цехов и отделов, со-
злаем мы план большой и многообоазной
рабогы. который выполняется в помощью
Bcero заволского воллевтива. 5
	Много интересного делается по презло-
жению правления клуба. Клуб организо-
вал пионерский лагерь горолекого типа
для заволских ребят, летнюю базу отдыха
в Дубровицах на реке Пахре. Четыре го-
да назал клуб начал проводить заводской
празаник аеени и вляски. а сейчас он
становитея уже большим  тралиционным
праздником всего Полольска.
	hay6 должен быть в курсе всех завод-
ских лел. ов должен послевать за требо-
ваниями жизни. А для этого мало иметь
хорошего директора или даже хорошее,
работоспособное правление,— для этого у
влуба должен быть больной актив.
	У нае ещё очень иного пробелов и 4He-
	достатков, а получаются они потому, что
у нас мало постоянного, широ-
кого актива. А именно в нем — залог
успеха. *

Б. ПОПОВ,
° мастер кузнечного цеха
механического завода

имени Калинина
ПОДОЛЬСК
	Большой интерес представляет разверну-
тая, боевая критика, которой Ropadepr
подвергает прагматизм, — это специфиче-
CK «американское» течение позитивизмь.
«выражающее, — как пишет Корнфорт, —
воинствующую классовую точку зрения
самой реакционной и агрессивной части
монополяетичеевого каиийталйзма». г
	Отрипая познаваемость внешнего мира.
прагматизм объявляет истинным то, чт ве-
дет к успеху. Илеи. теории—это, якобы,
отнюдь не отражение объективной  дей-
ствительности. 910 лишь инструменты, с
помощью которых мы добиваемся успехов.
А инструмевты эти могут быть какими
угодно. Так под маской «новейшей» фило-
софий проступает звериное липо средневе-

ковых иезуитов: «цель оправдывает еред-
cra!
	С беспощадной последовательностью по-
казывает Ворнфорт, что скрывается за
требованием прагматизма, чтобы  тео-
рия служила практике. Это,  уточ-
няет он, «требование. чтобы теория
служила пелям вапиталастической практи-
ки, целям базнеса». Именно в этом смы“ле
главарь современных: прагматистов. — мате-
рый реакционер Д. Дьюй назвал свою фя-
лософаю «инетрументалязмон». «Идей
истинны, — учит Дьюй, — если они рабо-
тают», Вакой бы предельно, вздорной и ре-
вкиионной идея ни была, у нее есть абео-
лютная ценность — дозлары, которые она
приносит. Поэтому. в частности, прагмз-
тизм берет пол защиту религию. Вель pe-
лигиозные идеи тоже имеют свою практя-
ческую, то бить рыночную пенноеть. «Ре-
лигия, —— пишет Корнфорт. — выне столь
же  необхолима дельпам. Как она была
необходима в свое время феодальным лор-
дам». Но не только релягия!
	Выступая ва втором межамериканеком
съезде философов. профессор Ральф Бар-
тов Перри заявлял: «Американекое стрем-
ление в богатству не исключает искусства,
литературы. ваука я религий... Американ-
евий харзктер вноеит в искусство, литерз-
туру. науку и релягаю тзкой дух и такое
отношение. в которых вамым;, замечатель-
вым образом проявляется стремление в бо-
гатетву». Tpvano scree сформулировать
	олну из основных черт «змеряканского 09-
pata жизни»!
	Илеологический ял прагматической софи-
етики прецозлносятея греднему американцу
в разнообразных упаковках. Шаг за шагом
разоблачнет Корнфорт олно обличье субт--
ективного идеализма зв другим, векрывая
em реакпионную сущность. Ё числу но-
	работают. Иные члены правления мМеся-
цами se бывают во Дворце культуры,
иные изредка приходят на заседания, но
обсуждают только хозяйственные дела...
	Почему Центральный комитет профсо-
юза рабочих тяжелого машиностроения не
замечает, что демократическое ` руководство
клубом подменено административным?

И. ЕСИКОВ

СВЕРДЛОВСК : г
n ono
	Опираться на актив
	На мой взгляд тов. Епишкин правиль-
но укззал причину недостатков клуб-
ной работы. Она— в отсутствии само-
хеятельности, в оказенивании влу-
	бов.

Еели в клубе нет  работовпособного
правления, значит ‚нет и актива. ITO
можно легко доказать на примере Сара-
товского железнодорожного клуба имени
Карла Либкнехта. Правлелие, избранное. в
составе 17 человек, бездействует уже два
года. Председатель правления тов. Акинин
за это время провел лишь одно заселание.
Планы работы составляет заведующий
клубом, а просматривают их в политотде-
ле отделения дороги, либо в райпрофсоже.
«Деятельность» правления сводится лишь
к утверждению финансовых документов.
Правление ни разу не отчитывалось перех
активом и перел членами профеоюза, из-
бравшими его. Комиссий в клубе нет.
	Елуб’ не использовал всех возможностей
хля БулЬтурно-массовой работы. Молодые
	железнодорожники почти не принимают
в ней участия.

САРАТОВ

Е. НОСКОВ
	Не забывать
хорошего опыта
	Со всех концов страны идут на вели-
	кие стройки коммунизма не только
чулесные машины, облегчающие физи-
ческий труд человека, но и книги. Де-
сятки библиотек создаются для строи-
телей гидроэлектростанций и каналов
на Волге, Днепре, Аму-Дарье. `Дону.
Много книг поступает от жителей раз-
личных городов. На снимке: проф-
орги . Новочеркасского инженерно-
мелиоративного института Е. Сорокина
(слева) и Н. Сталь комплектуют биб-
лиотеку, собранную коллективом ин-
ститута в подарок строителям Волго-
Дона. Фото В. ЕЛАГИНА
		ЗАВОД
БЕЗ РУЧНОГО ТРУДА
	ХАРЬКОВ. (Наш спец. корр.). Неболь-
шим усилием рабочий нажимает на рычаг,
и большегрузный вагон со’ шлаком разгру-
жен. На всю операцию уходит несколько
минут. На харьковском ‘заводе: шлакобетон-
ных блоков весь процесс изготовления стеа-
ных, перегородочных блоков и потолочных
перекрытий. для строительства зданий. про-
ходит без применения ручного труда.

Процесс изготовления блоков начинает-
ся на’ железнодорожной - ветке. `Экскавато-
ры или автопогрузчики подают шлак, вы-
груженный © вагонов, на решетку прием-
ного бункера. Через решетку он попадает
на транспортер. Дальше механизмы сорти-
руют, дробят крупные куски, вылавливают
магнитами частины железа и угля. авто-
матически взвешивают и замешивают шлак,
пемент в воду, подают смесь на вибоо-
прессы. Операция изготовления сразу трех
блоков занимает 13—15 секунд.

Готовые блоки автоматически выталки-

ваются из-под пресса. Рабочий берет их
пневматическим  съемшиком — лопатой, с
помошью сжатого воздуха, и — так-
же без физических усилий. — перестав-
ляет блоки на металлическую этажерку,
Электрокар перевозит их в пропарочную,
а затем на склал готовой продукнии.
Люди только управляют механизмами али
наблюлают за работой автоматов. На

всем заводе непосредственно изготовлением
шлакоблоков занято ло 20 человек.

Шлакоблоки харьковского завода в ос-
HOBHOM адут на восстановление горола,

Сейчас выполняется и другой почетный за-
каз — пля Волго-Донского канала.
		Действующие лица: начальник  аВТО-
станции Степанов А. А. Технерук Вайн-
птейн. И М. Владельцы машин.
	Место’. действия — Рязавекое шоссе.
Станция обслуживания автомобилей гое-
ста «Мосавтотехснаб».

1-й владелец (начальнику): Привет,
уважаемый Александр Александрович. Как
здоровьице?..

_Начальнии (мрачно глядя в сторону):
B чем дело?

1-й владелец: Нельзя’ ли отполировать
левое крыло? Дело в том, что после 0э-
монта. который вы не бог весть ak
		элелали....
	Начальник: Пекогла мне с вазв ре
варивать. (Встает и уезжает обел
Вхолит технорук Вайнштейн. Не брит.
	ки в карманах).
Технорун; Что случилось?
1-й владелец: Я наечет полировки,
Технорун: А дигейка у вас есть?
1-й владелец: Иростите, в каком смы-
сле?
	Технорук (сухо): Для полировки нуж-
на цигейка. Купите цигейку и приезжай-

те. Тогла поговорим...
	1-й владелец: Может быть вам выдру
привезти ели котик?
	Технорув (не уловив иронии): Вылра
не годится. Надо цигейку. ’(Махнув py-
кой. первый влалелеп уезжает. Приезжа-
ат второй влалелен).
	2-й владелец’ Злравствуйте, я кБ вам.
Со мной случилась небольшая авария...
	Частнив,
	Что Вам
	Технорук, Частник?
2-й владелец: Кто?
Технорун: Вы.
	2-й владелец: Her. Я не
Я ивливилуальный владелец.
	Технорук;: Илохо.
9-й владелец? Не понимаю.
	Технорун: Сейчас поймете.
НУЖНО?
	2-й владелец: Фара.

Технорун: Фар нет,

2-й владелец: Бампер?
Технорук: Нет.

9-й владелец: Сальник? Фильтр?
Технорук. Нет. Ничего нет.
	2-й владелец (растерянно); Позвольте.
Мне говорили, что на склале все это есть.

Технорук (улыбаясь): Есть. но не для
	дятся все «школы» буржуазной идеалисти-
ческой философии. Всем пребывающих в
«мире ситуаций». в мире. лишенном пер-
спективы развития, в мире растоптаннсго
здравого смысла предлагается  елинетвен-
ный моральный критерий поступков: «пре-
уепеяние». Для одних ауть в нему лежат
через наиболее беззастенчивое подавление
последних остатков гражданских 680604,
через безулержную эксплуатацию  трузя-
щихся. Для других в качестве наиболее
«выгодного» ибхола проповедуются рабекле
подчинение. отказ от борьбы, от будущего.
от человеческого лостоинетва.
	Прагматисты объявляют себя врагами
созерпания, сторонниками «философии
лействия», призванной якобы в «рекон-
струвция нира». Что же это за «рекла-
струкция»? «Американский империа-
лизм, — саркастически замечает во этому
поводу Корнфорт, — имеет евою собетвен-
	ную разновилность демагогяй». Ke цель —
	«оправлание экспансионистекой политикя
крупного капитала, которая идеализаруется
как... реконструкция мира, в котэром мы
ЖИВЕМ».
	(овременные илеалисты объявляют, что
ими найлен какой-то 060бый  «ередний»
путь в философии. Они будто бы сохраня-
ют беепристрастноеть в ожесточенной борь-
бе межлу передовым, материалистическию
мировоззрением и илезластическим  мрако-

бесием. Речь Ворнфорта становятся горячей
	и оолной гнева. вогла он разойлачает эту
	якобы «объективную». якобы  беепартай-
ную позацаю открытых защитников амери-
	БАНСКОЙ экепансии.
«Философы эмпирики. — дает
	«Философы эмцирики, — пишет hopa-
форт, — не только на стороне лагеря реак-
ия, — они взяли на себя роль `велущях
ахеологов этого лагеря». Таков Фогг, «зз-
конями» семантяки обосновываюший люло-
едекие плзны уничтожения людей. Тзков
Рассел. истерически  призывающий уско-
PATH производство атомных бомб в пелях
войны против Советекого Союза, и другие,
Йх выступления. замечает Ворнфорт. «хо-
рошо иллюетрируют невероятную ‘деграда-
ЦИЮ гого. 970 пззывается сейчас буржуяз-
	ной философией».
	Привлечь
к руководетву массы
	Зрительный зал Дворца культуры Ypal-
изша вмещает более тысячи человек. Но
когда в ‘прошлом году назначена ‘была
клубная конференция, собралась только

треть делегатов.

На повестке дня стояло лза традици-
онных вопроса: отчет о работе старого

правления и выборы нового.’ Выступаю-
щие в прениях по доклалу говорили, что
из прежнего состава правления работают
всего три человека. Дворец культуры пре-
вратился в коммерческое зрелищное през-
приятие. Пеховые ‚вечера проходили не-
организованно. Много, очень много гово-
рилось о недостатках. =

Правление видело их, но ничего не де-
пало, чтобы Дворец культуры стал на-
стоящим клубом рабочих и технической
интеллигенции, центром  массово-полити-
ческой, культурной, научной, ‚ техниче-
ской работы коллектива.

Избрали новый состав правления —

семнадцать человек.
Прошло пятнадцать месяцев. Й прихо-
дится сказать, что новое правление ни-
чем не отличается от старого. Попрежне-
му всеми делами продолжают заниматься
только директор, бухгалтер, да платные
руковолители кружков.

Правда, члены правления распределили
между собой обязанности. Они стоят во
главе шести комиссий (политико-маесовой
работы, технической пропаганды, худо-
жественной самодеятельности и других} и
	библиотечного совета. Но эти комиссии не
	КНИГА, РАЗО
	Действующие липа: начальник стан“
пин В. И. Чумаков. Владелец.
	Место действия — Мосвва, Беговая
улица. Станция технического обслужива“ч
вия автомобилей № 9.
	Владелец (заканчивая фразу): Так как
же быть”
	Чуманов: Ееть такая поговорка. pan
ланин: «Человек бывает счастлив хва ра-
за в жизни. Первый раз. когла ов DORY-
	пазт автомобиль. & второй 033, когда он
его продает»,
	Владелец (упрямо): Вак же мне быть?
	Чумаков: А вы улучите момент. когда
	у меня договорник нарушит график, и
вклинивайтесь.
	Владелец: А когда же ине удастся, этд
самов... ВкЛИНИТЬ* а?
	Чумаков: Вот этого я вам точво ска
зать Ae могу. .
	Владелец (стиснув зубы): Посоветовах
мне товари Макаров КУПИТЬ Машину.
	Чуманов (весело): Я бы на вашем ие-
сте перестал е ним разговаривать.
	Владелец (трагически): Что мне дез
тать?
	Чумаков (доверительно): Самое лучшее;
знаете что — пролайте машину!..
	(Влалелеп встает и молча  покилает
кабивет . начальника. Безуспешно пытает
ся завести машину, Влалелеп становится
около машины я громко произносит за“

ключительный мополог в расчете на то,
Что его все-таки услышат).
	Владелец: Товариши!.. С кажлым голом
трулящиеся вашей страны покупают tHe
сячи в тысячи автомобилей. Рабочие и

колхозники. акалемики в артисты, инж
перы и токари салятея за руль собетвек
	ных автомашин. Это очень хорошо. товз-
рии!
	Поемотрите — вот ва рулем грузовой
машины в налписью учебная» едет из
вестный в столице новатор произволётва
отахановеп-сталевар. Взгляните. 6 каким
увлечением  овлалевает он искусством
вожления автомобиля. Завтра он прилет
в магазин и выберет по своему вкусу или
легкий «Москвич» или комфортабельную
«Побелу». Нужно постараться  слелати
так. чтобы ему — молодому автомобили:
сту — не пришлось повторять мой беекм
нечный и обилный маршрут. Надо орга
низовать лело так. чтобы на взех стан
циях обслуживания его встречали умелые
	мастера, внимание и забота.

Слелать все это совсем не трудно, 11%
этого нужно одно — желание!

—ы=—=—==ы————

ПО СЛЕДАМ
НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ

В оедакоию «Литературной газеты»

пришло оизьмо от читателя Г. Котюжие:
ского из Молдавской ССР. а котором 08
жаловался на грубое обоашение с боль
	ными врача дубоссарскосй оайовной боль
ницы П. Климухинсй Редакция вапоави
ла сигнал читэтеля е Министерство в1рё
воохранения Молдавской ССР. — Министр
тов М Хомутов ответил, зто расследе
вание подтвердило факты. Приказом 00
	министерству врачу _Клямухиной объявлев
ВыЫГОвОС
	тяком Ke Dante грубого отвошени
к больным написала в редаконю в БП!
сасевская из Москвы Заведующий Mo
ковским гободзким отделом — вд4ре600%03°
нения уэв. Придавников сообщил aan. si
врачу поликлиники № 18 tos, Werte

объявлев строгий выговор в предупре
лением.
	Клуб при 1-м отделении свеклосовхоза
(Кантский район, Фрунзенской области)
выстроен только в 1948 году. В нем хо-
роший зрительный зал co сценой и две
комнаты — для отдыха и для библиотеки.
	В дни избирательных кампаний по вы-
борам в местные Советы депутатов трудя-
щихся и по выборам в Верховный Совет
Киргизской ССР одна из этих комнат бы-
ла оборудована под агитпункт избиратель-
ного участка. Хороший был агитпункт.
На столах свежие газеты, брошюры. Бы-
ли и шахматы, и шашки... Словом, все
необходимое для культурного отдыха.
	Й всегда в агитпункте был народ.
	закончилась избирательная Кампания,
сняли вывеску «Агитпункт» и... на две-
ри повесили замок.

Елуб открывается нерегулярно, обыч-
но когда приезжает кинопередвижка или
	устраиваются танцы.
		Библиотека, основанная
А. М. Горьким
	Отбывая в 1902 году царскую ссылку в
Арзамасе, великий пролетарский писатель
А. М Горький подал мысль оргавизовать
в городе народную. библиотеку. Он же пер-
вым вложил в фонд этой библиотеки не-
сколькс сот собственных книг. В дорево-
люционные годы его посылки были OCHOB-
ным пополнением библиотеки.

Арзамасцы свято чтут память великого
пролетарского писателя. В связи е прибли-
жающимся пятнадцатилетием со дня его
смерти в читальном зале библиотеки орга-

низована выставка книг, подаренных Алек-
сеем Максимовичем.
	вейших прагматичееких «измов» относится
«натурализм», пророком которого высту-
пил тот же Дьюи. Узкой спенпиальноетью.
этого. ве позволения сказать, «течения» в
субъективном идеализме являетея сведение
чышления к «естественной реакции» 88
внешние стимулы. Мысль. оторванная «ва-
турализмом» от мозга, — это лишь ответ
организма нз затруднительную ситуацию.
А если так, то человек ¢ точки зреная
`Дьюи — не более как животное. биологиче-
ский BHA, и улучшать его можно тоже
только биологическими спобобами. Олеюда
прямой путь в доктринам евгеники, в тед-
рии «аристократизма» шестидесяти англо-
саксонских семейств, правящих Америкой,
ий кв практаке ку-клукс-клана, «Именно
этот «натурализм» и  «биологичеекай»
взгляя на человека, — пишет вборнфорт. —
проявляется в расизме... Существует непо-
срелственная связь между философией «нз-
турализма» Дьюй и человеконенавиетниче-
ством. погромной «деятельностью»  реак-
ционеров, что вместе с «натуралистиче-
	ской» философией широко распространено
в США».
	В целях полного подчинения теорий ин-
тересам бизнеса прагматизм  проституи-
‘pyer науку. По еловам того же Дьюи,
Нзука — это «высоко спепиализированная
промышленность», Это — предприятие для
разработка приемов наилучшего ведения
пел. Такое понимание залач науки, пря-
Вильно заключает Ворнфорт, «ясно отража-
ет существующее положение научных ис-
следований в США, гле они по преиууще-
ству ведутся в исследовательских инетиту-
тах (включая увиверситеты),  контроли-
руемых могущественныхй промышленнымя

вориорапиями, & в последние голы — воея-
ными властями».
	Позитивизм отражает ‘моральный ‘рз-
спад капиталистического . общества. Отри-
цая ‘способность человеческого ума fld-
стичь объективную реальность, оя вместе
Е тем отказываетея от пойсвов рапиональ-
вой основы человеческого повеления. Нрав-
ственные, этические заковы выражают
лишь эмопии. «Этика вообще не амеет на-
какой — основы, — восклинает профессор
Дингль. — В сущности. вее системы этики
должны основываться ва догмате. который
бееполезев, TAR как ве может быть оправ-
лан», Основа  цолобных рассуждений —
аморазлизм. Утвержлая его. идеологи имие-
ризлизма растлевают американскую и бра-

танскую молодежь, гумвят головорезов для
очередных военных авантюр. На этом схо-
		БЛАЧАЮЩАЯ
	ФИЛОСОФИЮ РЕАКЦИИ
		Имя английского философа коммуниста
Мориса Корнфорта хорошо известно совет-
скому читателю по его книге «Наука про-
тив идеализма». изданной в СССР в
1948 году. С позиций современного ^на-
учного материализма Корнфорт вскрыл не-
состоятельность субъективно-идеалисти-
ческих концепций идеологов современного
змерикано-английского империализма, убе-
дительно показал их хишническую, резк-
пионнуУюЮ СУЩНОСТЬ. :
	‚Недавно в Лондоне вышла новая книга
Корнфорта «В зашиту философии upo-
тив позитивизма и прагматизма».
	«Умирающий капитализм, —пишет Ворн-
форт, — в борьбе за сохранение  евоей
жизни угрожает всем Человеческим ценно-
стям, и нам необходимо защитить их. 38-
щита философии й ее прогресса -— это 33-
щита социалистической философии, т. в.
диалектического материализма, ‘точно таб
ше, как защита человеческой культуры в
целом есть. защита сопиалистическвой БУЛЬ-
туры».
	Опираясь. на основные принципы дид-
лектического и исторического материализ-
ма, Корнфорт критически анализирует
наиболее «модное» течение философии 4е2-
градирующего  капиталистического мира,
так называемый позитивизм. Cam mo ‘cede
этот термин не нов: ‘нозитивистами объяв-
ляли себя махисты и прочие ‘махровые
субъективные идеалисты. разоблаченные
Лениным в работе «Материализм и эмпи-
фиокритицизм». Ныне нозитивистами на-
зывают себя семантики,  прагматисты
и иные претенденты на звание «новато-
ров» в философии. Вак убедительно пока-
зывает Корнфорт, предлагаемые ими «но-
вые пути» на деле оказываются  исхо-
женнымя тропинками старого субъектив-
ного нлеализма.
	Софистика семантиков, нелепость кото-
рой очевидна всякому непредубежденному
человеку, сама по себе не заслуживала бы
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 ___ 26 man 1951 Fr. № 62
	серьезного разбора. Фпровергать бред —
занятие утомительное и достаточно беспо-
лезное, тем более, что идеалистическая
«семантика» не имеет ничего общего с ре-
альной, исторически сложившейся семан-
тикой — учением 0 значении слов языка.
Но в семантическом безумии есть своя си-
стема. и Ворнфорт’ раскрывает реакцион-
ное политическое содержание заумных уп-
ражнений семантиков.
	Семантик Чейз, например, утверждает,
970 такие понятия, как отечество, напия,
свобода, коммунизм и т. д., — это He Go-
лее, как «семантические бланки». кото-
рым в действительности, видите ли. ничто
но соответствует. Они только Фикции,
порожденные языком. Изучайте семанти-
ческие правила, приглашает Чейз, вы
поймете, что все эти слова — лишь коле-
бания воздуха. Стоит ли и3-за них так
страстно бороться? Фашизм. по Чейзу, это
не резльная угроза для жизни людей, а
всего лишь... семантячесвая ошибка.
	Массовая безработипа и нищета. крово-
пролитные войны и экономические кри-
зисы — все нелепости ий ужасы капитали-
стического строя пройстекают из... особен-
ностей языка! А если это так. то. соглас-
но софистической логике этих иракобесов,
переустройство общественной жизни лолж-
но состоять не в изменении невыносимого
положения миллионов тружеников в капи-
талистических странах, а... в преобразова-
ний существующей системы языка!
	Семантика объявляют, свою доктрину
орудием человеческого прогресса. На самом
деле они являются заклятыми врагами вся-
кого познания и всякого прогресса. Даже
тогха. когаа они привлекают для евойх #э-
строений Фактический материал cospemen-
вой наука, они делают это голько для то-
го. чтобы утопить его в пучине мистики,
Реальный иир для них не более как нено-
знавземая «безумная пляска электронов».
На ряде ярких примеров Ворнфорт разобла-
Чает те ухишрения, в которым прибегают
семантики в попытках «опровергнуть» ил-
териализмы в извратить в угоду своей субъ-
ективно-идеалистической ‘схеме данные
современной науки, в частности физики,
					“>
	Новая работа Корнфорта яваяетез горяз-
по болье политически острой и боовой.
чем его первая книга. Это — ценное и
актуальное исследование.  свилетельству-
юшее 06 успешной идеологической‘ борьбе
		С Силами
	передовых людей Англии
	BRIA.