летию ГОСУДАРСТВЕННОГО
(ЕМИЧЕСКОГО БОЛЬШОГО
ТЕАТРА СОЮЗА ССР

ГОРДОС
	Тралиции живут
	Много сил, вдохновения и таланта 0т-
дал Шаляпин осуществлению постановки
«Хованщины», Драгоценным  советчиком
тля него был Стасов. так же, как он был
	им для Мусоргекого, когда убеждал ком-
	позитора равкрыть в опере силу духа Н9-
родного. Стасов подчеркивал презритель-
ное отношение Досифея к князьям и 60я-
рам. Вот эту «орнепальность духа» Bd-
площал ва сцене Шаляпин. В созданном
им образе Досифея кротость была. страш-
нее ярости, а благость фанатизма — по-
истине ужасна. Эта тлеющая свечечка,
которой Досифей поджитал ‘костер, спо-
войствие и величие, е которыми расколь-
ник веходил на него, — можно ли было
воспроизвести эту картину из тьмы веков
правдивее и убедительнее! Все, чем обла-
дал артист, — тенлота, мягкость, сила его
голоса, все было отдано для того, чтобы
добиться драматической выразительности,
самых тонких оттенков переживаний.

— Музыкальная фраза — это главное.
Вее дело в фразе, — часто говорил Ша-
ana.

‚..Недавно мы увидели «Хованщиву»
на сцене Большого театра. То, что наме-
чалось проникновенным исполнением Ша-
ляпина, исторически правдивое, верное
изображение сути движения раскольни-
ков, борьба старого ¢ всепобеждающими
новым, вместе с тем’ то народное, что
было В.движении раскольников, удалось
воплотить на советской оперной сцене.

Исполнители главных ролей в «Хован-
щине» стремились создать художествен-
ный реалистический образ, перелать вею
мощь A глубину музыкальной Фразы У
Мусоргского. Это был высокий, благодар-
ный труд. и успешным завершением его
Большой театр во мвогом обязан мастеру
старшего поколения Н. С. Голованову.

Молодо и дерзновение. прозвучало в
«Хованщине», поставленной в Большом
театре в 1950 году. то новое, что несла с
собой Петровская эпоха. Это новое было
отражено и в боевом жизнерадостном мар-
ще петровских солдат, будущих побелите-
лей под Полтавой, и з появлении петров-
цев в последнем акте оперы, сцене. кото-
рая подчеркивала обреченноеть старой
парской Руси и рождение Российского го-
суларетва.

В постановке гениального творения
Глинки «Иван Сусанин» основой  твор-
ческого замысла явился величественный
образ крестьянина-натриота, жертвующе-
го жизнью во имя спасения отчизны.

Прекраеные традини русского искус-
ства живут на советской оперной ercue,
этимо традициям пропикнуто творчество
мастеров и талантливого молодого поко-
ления Большого театра.

Мы чаето слышим 06 радио голоса тех,
	кто возвеличил русское искусство, — Ша-
ляпина. Незжлановой. Собинова. И когда
	acre) 39 1X голосами звучат из зала Боль-
		шого театра «Иван Сусанин». «Борпе `Го-
лунов». «Евгений Онегин».—мы с чувет-
вом законной горлости лумаем о том. что
живет и процветает русское искусство,
KHBOT H торжествует музыкальная правла,
	He перезедлутся таланты:
	не перевелись и ве unvebuly I:
на благодатной советской _ земле.
	тического актера, который избирает лю-
бой теми для монолога. _

На русской оперной сцене появилось
поколение выдающихся певцов и певиц,
создавших нозаторский, истинно резлисти-
ческий стиль в искусстве музыкальной
драмы. Россия издавна славилась певцами
с замечательными голосовыми данными,
но теперь на оперную сцену вышли
артисты, пленявшие публику и как пре-
восходные певцы и как создатели незабы-
ваемых, ярких сценических образов.
В Большом театре они воплотили образы
классической русской литературы — обра-
зы Онегина. Ленского, Татьяны, Снегуроч-
	ГЕИ и: H3 весенней сказки Островекого, Бори-

on ЕО Tasenna
	са Годунова и лермонтовекого Демона.
Творцы музыкальной правды на оперной
сцене— Шаляпин, Хохлов, Собинов, Неж-
данова — своим великим искусством за-
тмили славу прославленных певцов-вока-
листов. Шаляпин не имел соперников ни-
где в мире, Хохлов в роли Онегина был
несравниио выше итальянского прослав-
леннего баритона Батистини, Это поколе-
ние русских оперных артистов сделало
оперу, как мечтал Чайковский, нанболее
доступным и любимым видом музыки.

Замечательные русекие оперы «Иван
Сусанин» Глинки, «Борие Годунов» и
«Хованщина» Мусоргского, «Русалка»
Даргомыжекого, «Снегурочка» - Римского-
Корсакова привлекают, восхищают наш
народ потому, что это — произведения,
рожденные народной русской песней.

«..еколько там народушки есть, сколь-
ко там правды... — писал ПТаляпин А. М.
Горькому о; «Хованщине».—Иакие удиви-
тельные пародные семена раетилеэтот уди-
вительный Модест Мусоргский...»

Эту правду музыкальную и правду дра-
матического образа воплощал на сцене Ша-
ляпин. В одной из лучших своих ролей,
в роли Бориса Годунова, гениальный ар-
тист сумел показать не только личную
трагедию Бориса, но и трагедяю прави-
теля, которого отделяет от нарола непре-
одолимая пропасть. Не случайно Шаляпин
написал на фотографии, где он изображен
в роли Годунова: «Гололная, бедная, сто-
нет Рубь...», т. в. слова из арии-моноло-
га паря Бориса.
	...В 1948 году Большой театр. поставил
«Бориса Годунова».

Новая постановка гениальной оперы
напомнила нам слова, высказанные озна-
жлы Пушкиным. «Что развивается в тра-
гедии? Какая цель ee?» — спрашивал
поэт, Й отвечал: «Человек и народ. Судь-
ба человеческая. судьба народная»,
	Мусоргекий написал на клавире оперы
«Борис Годунов»: «Я разумею нарол, как
великую личноеть, олушевленную единой
идеей. Это моя задача». Эту задачу решил
композитор. Эта задача решена на сцене
Большого театра в новой постановке на-
родной музыкальной драмы «Борис Году-
НОВ». г
	Только в советском театре «судьба на-
родная» в «Борисе Годунове» получила
полное и правливае отображение в изве-
стных сценах у Новодевичьего монаеты-
ря. у храма Василия Блаженного и пол
	Кромами.
	ИИВУИЦИИЦИИНИИИИИИНТИННИИИ
	Л. НИКУЛИ

Н
	В 1901 тоду, полвека назад, моеков-
ский иллюстрированный журнал «Искры»
напечатал следующую любопытную 3a-
метку:

«Первый выход Ф. И. Шалянина в этом
сезоне состоялся в опере «Пековитянка»...
Спектакль, на котором ` присутствовал И
автор оперы, специально для этого при-
бывший из Нетербурга, носил тэржествен-
ный характер, так Kak  «Исковитянка»
впервые шла на сцене Большого теятра,
хотя москвичи знакомы с этим‘ прэкрас-
ным, произведениех г. Римского-Корсако-
ва по частной опере, гле она шла © боль-
шим успехом также с г. Шаляпиным,
Опера имела большой успех и на. импера-
торской сцене, где она уже сделалась ре-
пертуарной. Этот факт лишний раз. под-
твердил, как не права была дирекция им-
перзторских театров, пренебрегавшая
раньше операми г. Римского-Корсакова.
Можно только пожелать, чтобы вскоре по-
явилась на той же сцене и другая его
опера — «Царская невеста».

Эта небольшая заметка — показатель-
ный документ. Она отражает борьбу, ко-
торую вели талантливейшие русские пев-
цы против убогих вкусов чиновников при-
дверного ведомства, управлявших «импе-
раторским» театром. В начале века были
еще сильны о0бскуранты. предпочитавшие
сладкогласую итальянскую музыку и за-
летных соловьев, в начале века буржуаз-
ные декаленты пытались отравить опер-
ую сцену ядом реакционной мистики.
Всем этим господам наносили богатырекие
удары гениальные русские оперные певцы
во главе се Шаляпиным.

Ни Большая опера в Париже, ни ми-
ланский театр «Ла Скала» не име-
ли такого оркестра, хора и балета, каки-
ми располагала русская опера. Хор жил,
действовал на русской сцене, а не был
только неподвижным фоном для певцов-
тастролеров и оперных примадонн. Вели-
кой заслугой русской оперы было и т9,
что ве переловые предетавители главной
своей задачей считали создание реалисти-
ческого сценического образа.

Замечательный артист Малого театра
Александр Павлович. Ленский только меч-
тал о времени, «когда певцы станут и
актерами... Найдутся же когда-нибудь «ка-
лики перехожие», которые разбулят епя-
ную половину этих богатырей, не сознаю-
щих всей своей мощи». Эти строки
были написаны в 1898 голу. в том году,
когда Шаляпин впервые выступил в опе-
pe  Римского-Корсакова  «Пековитянка».
	_ Ролилея реалистический стиль исполнения
	оперы, родилась музыкальная правда.
Кога Шаляпин в «Рубалке»  Дарго-
MEIRCKOTO явился в образе  мельника,
обезумевшего несчастного отца, слушатели
забывали. что он пел арию мельника.
Музыка, пение, жесты, мимика— все гармо-
нично сливалось в образе несчастного без-
`умца. Никто не думал о музыкальном тем-
пе арий, — он существовал, но ниеколь-
во Не мешал гениальному артисту жить
на сцене и воплощать трагедию отца, по-
	терявшего любимую дочь. А ведь еще не
	так давно некоторые знатоки‘ утверждали,
что зотиста связывает музыкальный теми,
	чт0 он не может слеловать методу драма-
	В. ДАВЫДОВА,
	заслуженная артистка РСФСР
и Грузинской ССР
	Свое 175-летие Большой театр отме-

чает не вак престарелый юбиляр, заслуги)
Которого все в прошлом и который дожи-
вает свой век, окруженный «уважением в
старости». Он встречает эту знаменатель-
ную дату своей истории в расцвете твор-
чества, молодым, как никогда полным сил
и новых замыелов.
. Бережно собирает и любовно выращи-
вает театр молодые силы, взлелеянные
народом. Приток этих молодых сил
несказанно богат именно теперь, когда
на почве. подготовленной нашим  совет-
ским общественным строем, щедро раскры-
лись душевные богатства и, одаренность
наших: людей.
` За последние годы в Большой театр,
пришло много молодежи. Молодой актер
принимает из рук бтаршего поколения.
чудебную эстафету — волнующую душу
высокую ответственность нести дальше в,
жизнь, в наше  завтрашнее, к зрителю,
кровно близкому, благодарному и требова-
тельному, благородные идеи, неувялаемые,
вечно живые образы. Это образы заме-
цательного русского патриота Ивана Су-
санина, борющегося за независимость
Руси князя Игоря, нежные и сильные
образы русских женщин — Антониды,
Ярославны. Татьяны.

Но вечная молодость искусства не в
том, чтобы новое поколение актеров —
молодежь-——повторяло образы. созданные
пусть даже великими мастерами русской
сцены. Она в том, что новые исполнители
вносят в спеническое искусство свое
ошущение времени, свою  индивидуаль-
ность, творчески обогащая его силами
своего дарования и новым пониманием
	ЖИЗНИ.

Таков один из источников «вечной
мололости» нашего искусетва. Я не могу
	здесь не сказать 0 другом источнике,
которого мы еще не научились черпать в
	полную меру. Я   говорю о животворном
источнике нашей советской действитель-

ности, 0 ее волнующей  героике, о ве
поэзии, о создании образов наших совре-
	менников. С этой задачей мы еще He
справились, но она требовательно призы-
вает к себе гаждого советского актера,
принадлежит ли он К более старшему по-
колению или к молодежи.
	В сегодняшней и завтрашней работе
Большого театра молодежи принадлежит
большое место. Мое формирование, как
актрисы, проходило в тоды советской
власти, но мои старшие товарищи еще
помнят то время, когда каждое появление
на сцене нового молодого дарования было
связано с большими трудностями. Толь-
ко непредвиденный случай, например
болезнь «примадонны», создавал те «сча-
стливые» обстоятельства, которые поз-
воляли молодому исполнителю проявить
себя. Сейчас молодые имена в ведущих
партиях появляются на афишах Большого
	В юбилейные дни на сцене Большого театра ставятся лучшие оперы русских композиторов. На снимке: сцена из про-
		лога оперы А. Бородина «Князь Игорь» — обращение Игоря к народу перед походом против половцев.
					Большой театр и русская литература
	$Ф*
М. СОКОЛЬСКИЙ
	%7
	ственным чувством меры, поразительной
объективностью в передаче характеров,
верностью тона... «Эффект. произведенный
на меня этам чтением, был тот me, Бото-
рого достигает игра капитальнейшего вир-
туоза или пение самой первоклассной пе-
вицы — то-есть сочетание безукоризнен-
ной техники с тончайшею хуложественною
отделкою полробностей».
	Примечательно это сближение Чайков-
ским искусства драматического актера
и оперного певна: он видел знееь общие,
единые напиональные черты русского ис-
KYCCTBa.

horda-Tro Белинский, сравнивая игру
Каратыгина и Мочалова. говорил по пово-
ду Каратыгина: «Его  всеглашнее opy-
дие — эффектность.  ‘грапиозноеть и бла-
городство поз,  живописнееть и красота
лвижений. искуеетво  декламании. Ha
прасно обвиняют его в излишестве э9-
Ффектов; его игра не может сушествовать
‘вне их... Давайте мине актера-плебея!,.—
восклинал Белинский. — не выглаженного
лоском  паркетности. а энергического и
глубокого в своем чувстве. Пуеть подер-
гивает он плечами # хлопает себя по бел-
рам: это лерганье п хлопанье пошло и
отвратительно. когла делается от незнания,
что надо лелать: но когла оно бывает
прелвестником бури. готовой разразитьея,
Т0 что мне ваш актер-ариетократ!.. »
	Русская оперная классика требовала ce
бе @перного певпа-плебея. артиста Новой
формации. и наш Большой театр пеетовал
и создавал таких русских певцов нового
реалистического стиля. Потому-то русский
музыкальный ‘театр всегла так выгодно
отличался от лругих европейских театров.
Потому-то- Большой театр уже в послел-
ней трети ‘прошлого века стал одним
из лучших в мире. Ш потому-то именно
русская спена явила миру величайних
оперных актеров. Их создавали вкуне
русская музыка и русская литература.
Разве не Пушкин © Мусоргским созлали
Шаляпина. разве не Пушкин @е Чайков-
ским создали Собинова. a Островский и
Римский-Корсаков — Снегурочку — Неж-
дланову?
	Говоря о помощи, которую русская ли=
тература всегла оказывала русской one-
ре, не нужно забывать и о том, что и
русский музыкальный театр оказывал ли-
Ттературе «услугу за услугу». Этот вопрос
неё ставился в нашем искусствознании. А
ведь совершенно несомненно. что Большой
тватр по-своему популяризировал русекую
литературу, способствовал ее распростра-
нению. возбуждал к ней ‘любовь. Театр
вывел на свою спену массу литературных
героев, не имевших никаких надежд стать
героями спены. «Борис Голунов» Пушкина
был написал для драматического. театра,
HO На оперной снене он неизмеримо более
частый гость. Евгений Онегин. ‘Татьяна
	Ларина. Владимир Ленский на сцену и не
	претендовали и стали пюбимыми театраль-
ными персонажами только благоларая опер-
ному театру. Герман. Лиза. старая графи-
ня, Томский не вилалн света рампы до то-
го. как Чайковский не вывел их на
музыкальную сцену. То же было и с Йва-
ном Сусаниным. в мельниковой  лочкой
Наташей и с самим Мельником, с Влали-
миром Дубровеким. в Мазепой и Кочубеем;
с Оксаной и Солохой, с парем Саатаном и
с’парем Далоном. с Левко и панночкой,
с Парасей, Хиврей и Гринько. © новгорол-
ским гостем Салко и с князем Игорем —
героем эпического «Слова о полку. Игоре=
ве». Множество литературных героев. 0б-
рело свою вторую — театральную жизнь
на музыкальной снене, и в этом заслуга
Большого театра перел наролом и перед
отечественной литературой.

Вель и впрямь подумать: образы скольз
ких литературных героев. получивших
«музыкальное крещение» на оперной еце»
не, в сознании миллионов  еоветевих
зрителей и слушателей неотлелимы oD
	имен прославленных артистов Большого
театра —.Пирогова. Рейзена: Мигая. Дер-
	жинской, Барсовой. Степановой,  Возлов=
ского, Лемешева, Вас. Петрова,  Ватуль-
ской. а также нашей мололежи. которой
	так богата пыне труппа тТеатра-юбяляра.
	Напомнить 060 всем этом в дви елав-
ного юбилея Большого театра ве только
	  интересно. но и чрезвычайно важно. И не
	лить истории и юбилея ради. Весь опыт
русского. музыкального театра, его неиз-
менная дружба е русской классической ли-
тературой полсказывают; только союз 0-
ветекой музыки в большой воветекой sa-
тературой поможет ренгать: олну из глав-
ных проблем нашего искусства. поможет
созлать настоящую советскую  классиче-
скую оперу. Й именно на снене Большого
театра этот со10з нашей музыки и нашей
литературы лоджен получить свое реаль-
ное. живое воплотение.
	лИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 62 26 мая 1951 г = 5
	О связях Московекого Малого театра
се русской литературой написаны целые
книги, иселелования, статьи.
	Взаимоотношения Московекого Большого
театра се русской классической литерату-
рой не прослежены вовсе. А между тем
проблема взаимоотношений музыкального
театра и литературы очень интереена ни
важна. .
	Прежде всего, конечно, надо говорить 0
литературе, как одном из источников влох-
новения для театра. И сразу же мы стал-
киваемея здесь — в особенности в отноше-
Hun XIX века — с совершенно. неожидан-
ным и даже поразительным фактом: ока-
зывается, самая проблема эта может быть
поставлена только применительно к рус-
ской литературе и русскому музы-
кальному театру. Нигде больше — ни в
одной ДРУГОЙ стране—национальная клас-
сическая литература не служила источни-
ком вдохновения для национального опер-
ного театра и оперной драматургии в та-
кой мере. как в Россия.
	Творчество какого крупного писателя
Запада ‘оказало сколь-нибудь серьезное
влияние. получило настоящее; глубокое
огражение в оперном искусстве CBOE it:
	страны? Пельзя назвать ни одного. Рази-
тельным. действительно «классическиа»
примером в этом смысле может’ служить
Англия. Шекспир. Байрон. Диккенс, Флет-
чер. Шелли, Теккерей, Вальтер-Скотт —
оставили ли темы. идеи. герои произведе-
ний этих классиков хоть какой-либо за-
метный след в английском музыкальном
театре, в английской оперной. литературе,
скудной донельзя? Решительно никакого!

Какую резкую и полную иротивополож-
ность представляет в этом отношении рус-
ская оперная классика!

Достаточно упомянуть одне ‘имя _ Пуш-
кина. чтобы противоположноеть, эта стала
ясной каждому. Почти все творчество. Пуш-
кина «перешло» в в русскую оперу и в
русский балет (в этом отношении больше
всего сделали советекие музыканты. со-
здавшие балеты ‹ «Бахчисарайский  Ффон-
тан». «Кавказский пленник», «Медный
всадник» H ap.). Hezapom лавно уже ком-
	позиторы жалуются, что вовсе не осталось
	«свободных», неиспользованных в русской
музыке пушкинских сюжетов! А пуш-
кинское в русской музыке не исчер-
пывается лишь заимствованием сюжетов.
Пушкин — еолние руеской поэзии — осве-
шал весь путь русского классического му-
зыкального искусства. =~

Неповторимым своеобразием тематики,
богатством и разнообразием форм рус-
ская опера. а значит и Большой театр, во
многом обязана русской литературе. Илею
создания наролной музыкальной драмы
полеказал Мусоргскому. пушкинский «Бо-
рие Годунов». Идея сохранить в опе-
ре в полной  неприкосновенноети текст
«Каменного гостя» могла  родитьея У
Даргомыжекого лишь из чувства величай-
шего” уважения к Пушкинскому слову.
Тот же источник имеют творческие искд-
ния Мусоргского, мечтавшего о преодоле-
нии «последнего барьера» оперной услов-
ности в своей «Женитьбе», Чайковского,
создавшего в «лирических сценах» «Оне-
тина» единственный в своем роде «психо-
логический роман» в опере. Такая опера,
как «Вражья сила» Серова, выросшая на
народно-песенном  «черноземе», в самом
своем замысле возникла из песенной сти-
хин драматургического творчества А. Ост-
ровского. который сам был первостатей-
	ным знатоком, собирателем и храни-
телем р. сской народной песни, Да,
без  обиняков можно сказать, ° 910
	в противовес западноевропейскому музы-
кальному театру русский музы-
кальный тезтр рос и расцве-
Tal под огромным, неустан-
ным и благотворным влия-
нием русской классической

литературы.

Жизнь и вся творческая практика рус-
ской оперы толкали ее нз союз с русской
литературой —— своей «старшей сестрой»,
и этот 6003 имел решающее значение хля
всей истории русского музыкального тват-
ра и в первую очередь, конечно, для
Большого театра. На чем зижлилея этот
60103? Чтобы уяснить себе это, надо. иметь
в виду, что нигле и никогда оперному ис-
кусству и оперному театру не придавалось
столь большой общественной значимости,
как у наб в России. Борьйа за влияние на
музыкальный театр, борьба за юперные
	подмостки — в. особенности в ХХ веке —
приобретала сплошь и рядом яркий и с0-
вершенно откровенный политический ха-
рактер.

Политические страсти. бушевавшие за
	стенами музыкального театра. то и дело
врываляеь и в его зрительный зал и па
	сцену. П это. превратилось в традинию.
	силой, своей’ Первая классическая русская опера’ Глин-
	EU — OH CaM называл ее «отечественной
	герсико-трагической» —имела открыто по-
литичеекий оттенок. Глубоко символично,
что лебелиной песней великого могикава
	русской оперной классика. Римекого-Вор-
	сакова был «оолотой петушок» — едкая
сатира Ha самолержавие.
	Мимохолом уместно вспомнить, что еще
в 40-е голы прошлого века Некрасов в
своем «Говоруне» нарисовал сатирический
образ чиновника срелней руки Белопятки-
па, которого охватила страсть к итальян-
ской опере. Чиновники Белопяткины толь-
ко копировали начальство:  прилварные
круги, «еливки обществя» заражены были
этой язвой итальяномании. № через три-
дцать лет — в середине 70-х голов—Чай-
ковский возмушалея тем. что эго иоветрие
на иностранщи ” мешало «чисто наротно-
му телу» — музыкальному — проевешению.
	развитию отечественной оперы. мешало
работе труппы Болыного театра.

С горечью и ненавистью Чайковский
	писал том. как выглялит в дни итальяь-
ских премьер «роскошная зала Большого
театра,  унизанная изящными дамами,
испещренная господами в белых галету-
ках. упитанная велякосветеким ароматом,
да в придачу ко всему этому оглашаемая
звуками Патти». С презрением отзывалея
композитор 06 «императорской» лирекпий,
называя ee сообщниней итальянского ап-
тренренера. Итальянская труппа. играв-
шая в Москве, по мнению Чайковского, ни-
чего общего е целями поллинного искуест-
ва не имела. Так. борьйа за родной напио-
нальный оперный театр для передовых
русских музыкантов самым непосрелетвея-
ным образом переплеталась и неразрывно
связывалась © борьбой за лемократические
идеалы искусства.
	Руеская класенческая опера не влекла
зрителя «в невеломый прелел». Русские
композиторы-класейки были реалиета-
	ми И В своем творчестве накрепко были
связаны со своим наролом, исповелуя, что
«прекраеное есть жизнь».
	В страстном стремлении СЛУЖИТЬ
этой жизни, слиться с лействительноетью.
русская опера и русский музыкальный
	театр обращались за помощью к русской
литературе. Литература открывала перед
	ними окно в жизнь. Злееь объяснение то-
	му, что русская классическая опера с пер-
вых же своих шагов заняла место в олном
	строю с русской клаесической  литерату-
рой. тверло и решительно избрав реализм
	  в качестве своего творческого метода. И
	вполне естественным оказалось. что Ры-
леев («Лума про Ивана Сусанина») и
Нушкин («Руслан и Йюдмила») стояли у
‘колыбели русской оперной классики. A
после «Сусанина» и «Руслана» лесятки
сюжетов и десятки героев перекочевали из
‘русской литературы в русскую оперу —
всех их и не перечесть. Причем. повторя-
ем, речь шла не только о сюжетных ехе-
мах и популярных именах литературных
героев, а прежле всего и больше всего об
идеях. Опера потому так льнула в ли-
тературе, так влосталь и широко черпала
для себя литературные сюжеты и обра-
зы, что у русского оперного искусства
были те же залачи. те же стремления,
что п У русской ‘литературы: борьба за
реализм и народность. 33 национальную
самостоятельность. против заснлия инозем-
ного и подражания иноземному.

Нельзя переоценить значение того исто-
рического факта, что голос русской лите-
ратуры немолчно звучал в нашем музы-
кальном тезтре. Мысленно перебирая лите-
ратурные темы и литературные образы,
ставшие музыкальными, представ-
ляешь себе, какие новаторские тре-
бования и задачи ставили они перел рус-
ской оперной режиссурой и оперными
артистами. Вель на дурных оперных штам-
пах не сыграть было опер Глинки
й Мусоргского, Чайковского и Римского-
Корсакова. Ведь оперными  «голубыма
героями» не представить ва сцене Бо-
риса Годунова, Евгения Онегина, Cyca-
нина. Зритель не простил бы лжи. отвер-
нулея бы от грубо искаженных любимых.
сбразов. Так русская оперная драматургия
помогала театру себрасывать всею ветошь
придворного маскарала, а ее герои обязы-
вали исполнителей биться за правду. за
реализм, за высокое мастерство перевопло-
щения.

На спене Большого театра зачастую
устраивались квонперты, на которых €0-
вместно выступали артисты Большого й
Малого театров. В репеязий на Олин из.
	таких Кконпертов. Чайковский писал о
Шумском, который читал [espana
«Прошаюсь. ангел мой. с тобой». Чайков-
ский восхищался непритязательной про-
стотою исполнения  Шумского.  художе-
			Прекрасная Молодость
	Любава из «Садко». Бее эти разнохарак-
терные партии удаются молодой певице
благодаря прекрасным вокальным данным
и серьезной актерской работе вал раскры-
гием образа. :
	можно оыло оы рассказать 0 певице
большого диапазона Евгении Смоленской,

создавшей на епене теплые ‘образы рус-
	создавшеи на сцене теплые образы рус-
ских женщин: Лизы («Пикозая лама»),
Ярославны («Внязь Игорь»). Наташи
(«Русалка»): о замечательных балеринах
Майе Плисецкой u Pance Стручковой —
исполнительницах ведущих партий в
балетных спектаклях: ов виртуозном ис-
полнении партий Джильлы («Риголетто»),
Лакме («Лакме»). Розины («Севильский
цирюльник») Марией Звездиной: о мо-
	цирюльник») Марией Эвездиной: о мо-
лодой, но уже сложившейся певице Ипине
	Масленниковой, Нине Нелиной, Вере Фир-
совой, Нине Покровской. Георгии Фарма-

нянце п о многих других одаренных ар-
тистах оперы и балета Вольного театра.
	Искусство кажлого из них полно CBOE-
образия, но всех их объединяет одно:
творческое горение, горячее стремление
	лвигать советское искусство вперед.
	Ha лолю нашей мололежи выпало сча-
стье воспитываться на музыке Глинки и
Чайковского, Мусоргского и Римекого-
Корсакова, Бородина и Даргомыжекаго.
Русская оперная классика, которая яв-
ляется ‘основой репертуара — Большого
театра, открывает перед молодежью 6бо-
гатейшие возможности для развития ху-
дожественногс вкуса. для дальнейшего
	развития HX исиолнительсвкего — мастер-
ства.
	Это бесконечно много, но это не все.
Молодые артисты-—это молодые советские
люди. Им присущи вее черты, свойетвен-
ные советскому человеку, — горячий пат-
риотизм, жажла знаний и действия, Мно-
гие из них — комсомольцы и молодые
коммунисты. Осваивая классическое на-
следие, молодежь мечтает воплотить на
сцене и многогранный образ нашего совре-
менника. Нужно удовлетворить это закон-
ное стремление.
	Боспитание молодых всегда было тра-
лицией многих мастеров Большого театра.
Заботливо’ воспитывали мололых певцов
Нежлданова и Собинов. Теперь молодые
таланты бережно растит наш коллектив:
Большой тватр — одна из многих кузниц,
где создаются молодые кадры нашего веч-
но молодого искусства.

Сегодня мне хочется обратиться к
композиторам и поэтам: дайте нам хуло-
жественное произведение, пронизанное лу-
хом нашего времени — активным и рево-
люционным! Дайте нам произведение, ра-
ботая над которым. молодые таланты сред-
ствами своего искусства могли бы ра-
скрыть поэтическую красоту наших дней,
прекрасных именно этой своей  созила-
тельной и революционной силой, своей
устремленностью вперел.
	театра не случайно, а систематически В
	‘числе артистов первого состава.
	Театр, служащий народу, широко откры-
вает свои двери молодым талантам. По-
сылаются специальные экспедиции BO
все концы страны. Участников этих экс-
педиций кто-то метко назвал «искателями
жемчуга». На колхозных гуляниях, в ра-
бочих клубах, в районных музыкальных
школах. в Кружрах самодеятельности, В
музыкальных училишах и консерваториях
страны разыскивают они жемчужины Ha-

родных талантов.
	  Чрезвычайно типична лля нашей Роди-
‚ны, для нашего времени биография Деока-
  ии Масленниковой — бывшей работницы
‚ трикотажно-галантерейного комбината. Ee
путь в Большой театр начался с кружка
‘художественной самодеятельности. Сейчас
Масленникова поет первые партии лЛири-
‘цеского сопрано. Хорошо проводит сна
партию Маргариты в «Фаусте» и Ма-
женки в «Проланной невесте». _ Особен-
но удалась мололой певице роль Мажен-
RH — она созлала нолный поэзии образ
	чешской левушки.
	‚Всесоюзный смотр студентов-вокалистов
помог выявить богатые голосовые ланные
Александра Огнивцева. Только второй се-
зон поет он в Большом театре, но уже
исполнил несколько ответственных пар-
тий: Досифея в народной музыкальной
храме «Хованщина», - Пимена в «Борисе
Годунове». Гремина в «Евгении Онегине»,
	Дон-Базилио в «Севильском цирюльнике».
Партия Досифея — олна из самых  труд-
ных партий для баса. Много пришлось
	поработать над ней. молодому певцу.
Творческая, вдумчивая работа над рас-
крытием образа и вокальная  одарен-
	ность артиста принесли заслуженный ус-
пех: первый же дебют молодого певца на
сцене Большого театра был отмечен
Сталинской премией.

За исполнение партии Досифея Сталин-
ской премией был отмечен и другой мо-
лолой певец -— Иван Петров,  обладаю-
щий замечательным дарованием  певца-
	артиста. Петров с большим успехом вы-
ступает в операх «Руслан и Людмила»
(Руслан), «Вражья сила» (Еремка), «Ио-
ланта» (Рене), «Мазепа» (Кочубей).
Партию Руслана Петров проводит в
своеобразной манере, давая решение, наи-
более близкое образу сказочного героя —
отважного и благородного. Молодому пев-
пу удается в этом герое сохранить все
	резлистические черты, которые в сочета-
гай пп бРЯЗАЧНОоТЕЮ бОСТАвляют HeNOB-
	Рус-
	HHA CO сказочностью составляют
торимую прелесть пПушкинско1
	лана.

Большим разнообразием отличается ре-
пертуар Вероники Борисенко. Злесь и
Груня из «Вражьей силы», и Ганна из
	«Майской ночи»,.ий Марфа из «Аованщи-
ны», и Кончаковна из «Ювязя Игоря», и