ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯИЙТЕСЬ!
	№ 63 (2781)
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕАРЙ СССР
	Долг советского
служащего
	16 резолюций значатся на жалобе ин-
валида Отечественной войны тов. Портно-
ва. Восемь комиссий. созданных николзез-
скими областными и городскими организа-
циями, побывали у него на дому. Все ко-
миссии подтвердили законность жалобы
Нортнова, все резолюции отметили обоено-
ванность его требований o6 улучшении
жилищных условий. Среди многочиелен-
ных подписей, скрепивших законность
и обоснованность жалобы, нетрудно разли-
чить энергичные росчерки. председателя
Николаевского горисполкома тов. Гурова,
его заместителя тов. Решетько, секретаря
облисполкома тов. Сазонова.

06 этой беспримерной истории сообщила
недавно ‘николаевская областная’ газета
«Бугская заря». Случай этот чрезвычай-
ный; он свидетельствует об исключитель-
ном бюрократизме. Ходил человек, обивал
пороги, & дело за два года не продвину-
лось ни на шаг. Только после выетупае-
ния газеты в Николаеве решили, нако-
Hey, удовлетворить требования Портнова.
Но выводов из критики по-настоящему не
извлекли — виновные He наказаны, и
случай этот. даже небыл обсужден на соб-
раниях работников городских учреждений.

Наш советский зппарат — высший но
типу государственный аппарат в cpaBHe-
ний со рееми. существующими в мире.
Наши учреждения созданы для народа
и не отделены от него някакими барьера-
ми. Наши служащие служат народу.
Элементы бюрократизма, бюрократические
нравы и привычки, коеность и волоки-
та, равнодушие, которые встречаются еще
порой в отдельных звеньях нашего аппа-
рата, — остатки старого, отживающего.

Мы горды тем. что благодаря великой
воспитательной работе коммунистической
партия бюрократизи у нае отживает свой
век. Всё реже встречаются в канцеляриях
и конторах равнодушные чиновники, люли
с тусклыми глазами и холодной кровью. Но
порой все же прихолится сталкиватьея и ©
такими людьми. Бывает также, что тина
бюрократизма затягивает и хороших, чест-
ных служащих. Бумажный поток, текучка,
заселательская суета лишают их перепек-
тивы, лености цели в работе, заслоняют от
трудящихся, служить которым. верой и
правдой они призваны.

Двалцать нять лет назад товарищ
Сталин говорил: «Бывает, что тыкаются в
двери учреждения месяцами «простые»
граждане, которые не имеют «связей и
знакометв» в учреждении и ничего не мо-
тут добиться. Ходят люди месяцами и ня-
чего не могут добиться, не могут лице-
зреть руководителей упреждений и нрине-
сти им жалобу, заявление. На что это п-
xome? »

Позднее, на ХУ съезде ВКП(б), товарищ
Сталин привел в своем докладе яркие при-
меры «матушки-волокиты». Назвав их по-
зорными, он поставил задачу —«борясь
против  бюрократизма и за
улучшение  государетвенно-
то аппарата, выжигать кзле-
ным железом такие безобра-
зия в нашей практике...»

Сказано это было в 1927 голу. Много
	лет пошло с тех нор, много воды утекло.
	тала могучей и непобедимой, чудесно рас-
пвела наша великая страна. Семимильны-
ми шагами шагнула вперед культура со-
ветского народа. Укрепился, стал качест-
венно иным и наш апнарат. Но элементы
бюрократизма нет-нет да и обнаруживают-
ся в отдельных его звеньях.

И достаточно обратитьея в факту, со0б-
щенному газетой «Бугская заря», чтобы
понять, сколь живуч бюрократизм, как
важно вести с ним борьбу, решительную
и беспощадную. Вести, не прекращая ни
на минуту!
` В редакционной почте наших газет не-
редко можно найти письма трудящихся о
плохой работе различных учреждений.

Инвалид Отечественной войны С. Вага-
HOB пишет о серьезных непорядках в Ce-
мипалатинском горсобесе — долго, нелопу-
стимо долго оформляли там его пенсион-
нов дело. Престарелая работница Ф. Мак-
симова с горечью ‘рассказывает о волокита
в Ворошиловском районном. отделе ЗАГС
города Баку, mie никак не улосужатея
выхать ей необходимую справку. Рейдозая
бригада владимирекой газеты «Призыв» —
тт. Степанова, Шеломатова и Борисов —
вигнализирует о бюрократических нравах,
процветающих в отделах Каметковского
райисполкома: жалобы, заявления трудя-
щихся месяцами лежат здесь в канцеляр-
ских панках, а порой дело доходит до то-
го, что жалобу «нерокидывают» тому... на
Еого жалуются!..
	Факты, разные но масштабу, по значе-
нию, но природа их, конечно, одна —
ауждая нам, не советская природа!

Будь то поетупки руководителей Никола-
евского горисполкома, о которых речь шла
выше, или руководителей Семипалатинского
горсобеса; будь то действия председателя
Камешковского райисполкома тов. Игнатье-
ва, донустившего «залежи» жалоб ин 3a-
явлений, или заведующей  Воротилов-
ским пайЗАГСом города Баку тов. Бухер-
Страшновой. заставляющей старую работ-
	Государственное издательство художест-
венной литературы, в связи с предстоящей
декадой украинского искусства и литера-
туры в Москве, выпускает около 20 книг.
Часть этих книг недавно вышла в свет.
В их числе — сборник «Песни и думы Со-
ветской Украины», роман П. Козланюка
«Юрко Крук», «Английские впечатления»
М. Бажана. .

В ближайшее время будет выпущен тре-
тий и последний том собрания сочинений

М, Коцюбинского под’ редакцией ИП. Ты-
чины и Н. Ушакова, а также второй том
четырехтомного собрания сочинений П. Мир-
	‚ ного. Первый и третий томы этого собра-
	ния уже выпущены издательством, четвер-
тый выйдет к концу года. Выпуском пя-
Того тома заканчивается издание собрания
сочинений И. Франко. В.:июле выйдут в
свет однотомники избранных произведений
Л. Мартовича и П. Грабовского. В массо-
вой серии тиражом 150 тысяч экземпляров
выпускаются к декаде сборники рассказов
М. Коиюбинского и И. Франко.
	Издательством получены сигнальные экК-
земпляры романа С. Скляренко «Путь на
	Киев» и ORHOTOMHHKa избранных пройзве-
	СЕГОДНЯ В. НОМЕРЕ:
	1 стр. Передовая. — Долг советского слу-
жащего. Вчера в Большом театре, Н. Шат-
ский. — Содружество.

2 стр. Ар. Григорян. — Акоп Акопян #
его литературное наследство: Василий Ар-
	даматский. — Поэма о шахтерах. Коротко
о важном.
3 стр. А. Иващенко. — Проблема народ-
	ности литературы. Пазел Антокольский. —
Путь к мастерству.

4 стр. Польша голосует за Пакт Мира.
О. Литовцев. — Что такое Англо-иранская
нефтяная компания (АИНК)}? В. Пудов-
кин. — Экран и жизнь. Растлители дет-
ских душ.
	точный ответ: тектоника района ий в этом
отношении не вызывает опасений: По-
волжье — одна из наиболее спокойных,
зсейсмичных. областей Советекого Союза.

..Хорошее лучше всего познается ерав-
нением. Мне хочется бросить взгляд в
прошлое, вепомнить, как мы вели изы-
скания прежде. На Волге я начал рабо-
тать, будучи мололым геологом, еще в
1916 году. Изысканяя велись тогла «0т-
	делом земельных улучшений», земствами,
отдельными частными  предпринимате-
ЛЯМИ.
	_Я уж не говорю о нашей тогдашней
вооруженности. Телега, геологический мо-
лоток, горный компас, рюкзак за спи-
ной — вот, собственно, и все. Разве срав-
	НИИТЬ. Эт09 с нынешними экснелициями,
оснащенными автомобилями, катерами,
собственными самолетами, вовейшими
	приборами для полевых исслелований:..

Ho eme хуже была разобщенность, су-
ществовавшая в те времена ° не только
межлу геологами-практиками и наукой, но
зачастую и межлу геологами разных групи.
Работа шла по принпилу «кто во что го-
разд», Свеления по геологическому етрое-
нию Поволжья собирались по крохам, без
единого научного плана.
	И я представляю себе сегодняшнего на-
щего геолога, который, силя на Волге, ви-
чит. всю страну, к которому звонят из Во-
ронежа, телеграфируют из РостоБа, пи-
гут из Москвы, который часто приезжает
к нам, в Асалемаю наук СССР, и кото-
рый у себя на строительстве встречает
вилнейших ученых страны.
	Может быть. именно этими теснейшими
связями практики ё наукой объясняются
замечательные качества нынешних геоло-
гичееских изыеканий.
	В необычайно короткие сроки лелаетея
то, на что в прежние времена требовалнеь
голы и годы. Лучший пример — работа
изыскателей и проектировинков Буйды-
шевекой  гилроэлектростанции, улостоен-
ных в этом голу Сталинской премии. 05-
работка материалов велется все время па-
  раллельно с разведкой. То, что сегодня
добыто бурением из недр земли, завтра
пзучаетея и в экенедиционных лаборату-
риях. и почти одновременно -— в научных
лабораториях десятков городов. Дальней-
шее направление разведки все врема за-
вясит от полученных результатов. При
этом кажлый геологический факт. оцени-
‘вается с точки зрения инженерной геоло-
rua.

Инженерная геология, как наука, очень
молота. За гранилей она и сейчас влачат
жалкое существование. У нас она стала
развиваться, по сути, только при совет
ской власти, а окрепла на стройках пер-
вых сталинеких пятилеток — на Беломор-
ско-Балтийеком канале имени Сталина, на
строительстве Лнепрогава и Свирьгэса, на
‘канале имени Москвы. Элесь выверялиеь
`й внелрялись приборы и методы исследо-
‚ваний инженерной геологии — новой с5-
ветской науки, призванной «чистую тек-
тонику», «чистую стратиграфию»  поета-
вить на службу стройкам нашей Родины.

Уже в сахих задачах этой пауки за-
ключено было зерно того великого содру-
щества, которое так замечательно расцве-
л0 на стройках коммунизма. Ныне на-
ступил новый этап этого содружества.
Жизнь ставит перед наукой лесятки вэ-
просов, тоебующих безотлагательного pe-
шения. И жизнь толкает ряловых геологов
и гилрогеологов, химиков и грунтоведов
на большие научные обобщения.

Нет сомнения, что рожденное в стране
социализма и необычайно окрепшее на
сталинеких стройках содружество людей
науки и людей практики вызовет к жиз-
AB десятки новых замечательных откры-
ТИЙ.

В ЛНИ ЮБИЛЕЯ
	Вчера были опубликованы Указы 0
присвоении артистам Бельшого театра по-
четных званий и награждении их орде-
нами и медалями.
	Почетное звание Народного — артиста
CCCP присвоено: А, Il. Иванову,
0. В. Лепешинекой, A. Ш. Мелик-Паша-
еву. Г. М. Hasenny, Г С, Улановой,
	Ю. Ф. Файеру, Н. С. Ханаеву; Народного
художника СССР —Ф. Ф. Фелоровскому.
Нятналцати артистам присвоено почетное
звание Народного артиста РСФСР, левя-
ти — Заслуженного леятеля искусств
РСФСР и тридцати — Заслуженного арти-
ста РСФСР.

Орленом Ленина награждены: народные
артисты СССР Н.С, Голованов, И. С. Коз-
ловский, С. Я. Лемешев. М. Л. Михайлов,
А.С. Пирогов. М. 0. Рейзен, наролные ар-
тисты РСФСР П. М. Норнов, Ц. Я. Шпил-.
лер. Орленом Трупового Красного Знамени
награждены 76 человек, орленом «Знак
Почета» — 232 человека и медалью «3a
трудовое отличие» — 347 человек.
	Тесвыми Узами связан Большой театр
СССР с советским народом. Это е особой
снаой ощущалось в лни юбилея. когла со
всех концов страны съехалиеь в Моекду
‘делегации, чтобы принести свои сердечные
поздравления юбиляру. 26 и 27 мая в тоэ-
жественной обстановке происходил прием
делегаций. /

Театр. приветствовали делегании ученых,
коллективов крупнейших московских про-
мышленных предприятий, работников ис-
кусств братских союзных республик,
московских и  ленингралских  теагров,
солдаты и офиперы Советской Apu,
писатели, художники, артисты и многие
другие.

В течение двух дней звучали со спены

Театра эти горячие позлравления совет-
	CROTO Hanno

ницу  обивать пороги
КОГО «вверенного ей учрежде-
ния»,— все эти факты
говорят одно и то же:
~ здесь работники забыли

O 0 своей ответственности,

0 своем долге перед на-
родом, а в коллективе
учреждения критика не в почете.

Выше рассказано о своего рода чрезвы-
чайных происшествиях. Это — факты
единичные, Чаще встречаются в нашей
пражтике случаи нечеткой работы служа-
щих, которые забывают ту элементарную
истину, что за каждой бумагой стоит жи-
вой человек. Так, например, случилось в
аппарате Министерства просвещения
РСФСР— недавно Совет Министров РСФСР
вынужден был в своем постановлении
указать на крупные недостатки в работе
этого министерства по рассмотрению жа-
100 H заявлений трудящихся.
	Партия Ленила — Сталина неустанно
учит всех работников — больших и ма-
лых — всегда прислушиваться к голосу
масс, в голосу народа. Советские люди
кровно заинтересованы в образцовой поста-
новке дела в наших учреждениях; своими
письмами и предложениями они часто ока-
зывают неоценимую помощь в ‘полъеме хо-
зяйства, улучшении работы государствен-
ных и общественных организапий. И мно-
гочисленные письма, жалобы, приходящие
в наши учреждения, — даже если эти
письма ‚ касаются личных интересов авто-
ров, — есть документы общественного зна-
чения.
	Вот почему чуткое и внимательное от-
ношение к письмам и жалобам трудящих-
ся — важнейший показатель, определяю-
щий качество работы каждого совет-
ского учреждения. #
	Бот почему ни одно заявление не
может остаться нерасемотренным.
	Бот почему «маринование» писем, фор-
мальные отписки вместо ответов по суще-
ству, «перекидка» писем и жалоб по ин-
станциям граничат е преступлением.
	А проверку исполнения надо
поставить отлично — товарищ Сталин
назвал ве прожектором, который «помога-
ет освещать состояние работы аппарата в
любое время и выводить на свет божий
бюрократов и канцеляристов».
	С бюрократизмом необходимо вести борь-
бу систематически и повседневно. воспи-
тывать у работняков аппарата непрями-
римость к малейшим фактам волокиты, эт-
ветственность за порученное лело и ува-
жение к людям. Задача борьбы © элемен-
тами  бюрократизма, указывал товарищ
Сталин, «будет стоять перед нами весе вре-
мя, пока имеется у нас государственная
власть, пока существует государство...»
И мы не должны, мы не вправе мирить-
ся с любыми проявлениями бюрократизма,
волокиты и рутины, где бы ни свили они
себе гнездо. Им не может быть места в
нашей Советской стране, где человек —
превыше всего, где сталинекое отношенне
к лютлям — закон!
	Борьба с бюрократизмом — во всех его
видах и разновидностях — принесет тем
большие плоды, чем смелее и сильнее мы
будем пользоваться могучим оружием боль-
шевизма —— критикой и самоклитикой.
	Ведь именно самокритика есть тот 060-
бый, большевистекий метод воспитания
кадров, в результате которого работники
	начинают нодтягиватьея. етановятея более
	чуткими, более отзывчивыми на запросы
Mace. Нелиценриятная, смелая и прямая
критика — на собраниях, на произволст-
венных совещаниях, в печати-—есть луч-
шее срелетво улучшить дело.
	Вспомним слова Владимира Маяковского:
	Мы всех зовем.

Н. ШАТСКИИ,
	член-корреспендент
Академии наук СССР
			СОЛРУЖЕС

«Мы, нижеподнисавигиеея, будучи 0бо-
юдно заинтересованы во внедрении новой
техники, заключили настоящий договор 0
взаимопомощи...»

Обоюхно заинтересованы —
вот главная мыель в этом документе.

В самом деле, приезжает в Сталинграя
по этому самому договору сотрудник на-

‚ учно-исследовательского института, канди-

дат технических наук Евгений Владими-
рович Симонов. Начинается, так сказать,
первый’ этап содружества: наука пом о-
гает практике. Симонов, — изобре-
татель. Там, на месте, в экспедиции, он
изобретает способ легко и быстро опреде-
лять статический уровень грунтовых вол.
Это — важный показатель, необходимый
проектировщикам для расчета котлованов:
под Сталинградекую ГЭС.

Начинается второй этап’ содружества:
ширится практика. Никто ведьи
не мечтал прежде о таком количестве опы-
тов. На основе нового метода проволятея
массовые иселедования. Разумеется, теоло-
ги Сталинградской экснедиции делают
прежде всего то, чего требует стройка. Но
одновременно они накапливают  гигант-
ский научный материал.

И — неминуемый третий этап: прак-
тика движет теорию. Изыскатели
демонстрируют у нае, в лаборатории гил-
рогеологичесвих проблем Академии наук,
карту глубинных водоносных горизонтов,
составленную в экспедиции. Й доктор гео-
лого-минералогических наук Алексей Ива-
нович Силин-Бекчурин притти в себя не
может от изумления:

— Какие удивительные матёрналы!

Изолинии гндрогеологической карты. не-
опровержимо доказывают, что грунтовые
воды нролейского. горизонта, в нарушение
всех известных законов, текут вол pye-
лом Волги против течения реки.
Открыт новый, не известный прежде глу-
бинный поток, целая подземная Волга,
несущая свой волы с юга на север. Ha-
до ли говорить`о том, какое значение для
науки имеет это открытие практиков, ря-
довых геологов?

Таких случаев немало. Это объясняет-
сл, во-первых, тем, что мир не знал еще
изысканий таких масштабов, какие про-
водятся ныне на стройках коммунизма.
Это объясняется, во-вторых. прекрасными
лвловыми качествами советских специа-
листов, которые в большинстве своем уме-
ют не только собирать, но и по-настоя-
щему научно обобщать материалы широ-
чайших исследований.

`Иризеду еще один пример. — пример,
особенно. близкий мне, ибо’ он касается

‚моей специальности тектоники. Речь идет
0 сбросах — о разрывах толщи’ земных’

пластов, вызванных грозными тектониче-
скими процессами. Достигая по временам
грандиозного напряжения, они способны
сминать, дробить, изгибать в складки и
опрокидывать слои горных пород. Так
возникли на земной поверхности величай-
шие горные хребты и глубочайшие впа-
длины, так возникли складки и сбросы.
Знаменитые игули, к примеру, есть He
что иное, как поднятое крыло склалки,—
это доказал более 65 лет назад академик.
Алексей Петрович Павлов.

На Волге во многих местах сбросы бы-.

ли открыты еще  пятьдесят-шестьдеесят

лет назад... Великая русская река течет
вдоль восточной окраины Русской палат-
формы. По этой линии происходило с
древних времен опускание Прикаспия —
самой большой низменности на земле, ле-
жащей виже уровня моря. Н повеюлу это
опускание сопровождалось разломами зем-
HOH коры.

Взгляните на карту: на участке от Са-
ратова до Сталинграда Волга имеет пря-
молинейное направление, словно она’ вы-
черчена по линейке. Эта удивительная
	Когда говорят и пишут о содружестве
науки и практики на стройках коммуниз-
ма, то нередко делают, на мой взгляд, су-
щественное упущение. Принимается го
внимание лишь одна его сторона — по-
мощь ученых строителям. А надобно гово-
рить и о мощном ветречном потоке —
о помощи практиков науке.

Две эти стороны великого  едннетва
теории и практики неразрывно связаны
между собою.

Наука — стройкам коммунизма... Э10—
отромная тема. В сводном плане Вомите-
та содействия великим стройкам . Акаде-
мии наук СССР — более четырехсот На-
учных тем. Число научных учреждений,
включившихся в работу, исчисляетея де-
сятками.

Мне приходится консультировать про-
екты новых гилроэлектростанций и кана-
лов © точки зрения геологии районов
сталинских строек. И я знаю, что олной
Сталинградской экспедиции  «Гидропро-
CRAY помогают ученые многих городов.

Крупнейптие ученые втраны, целые на-
учные коллективы заняты решением кон-
кретных вопросов производства,

На трассе Сталинградекого магистраль-
ного канала были обнаружены соляные
куполы. Это — весьма интересное явале-
ние. В глубине земли лежит мощный co-
ляной пласт —— cael древних латуни м0-
	рей. А соль, обыкновенная поваренная
соль, имеет свойство стекатьея из зон вы-
сокого давления в зоны давления Gore
низкого. И, «нащупав» место, где выше-
лежащие слои земли давят меньлте, соль
начинает стекаться туда. Соляной пласт
образует купол, который медленно растет
вверх.

Геологов-практиков волновал вопрос: не
нарушают ли эти подземные титаны Conn
находятся на несколько сот метров нод
поверхностью земли) тшалельно расечи-
танного уклона канала? Они обратились ©
этим вопросом к нам в академию. Боль-
шой знаток соляно-купольных структур,
доктор геологических наук Юрий Алек-
сандрович Восыгин  спепиально‘ изучил
эту проблему. Он установил, что самые
редкие но активности соляные  куполы
способны в гол прибавлять в росте два-
три миллиметра. Эт значит, что 3a
двадцать лет дно капала может подняться
на пять сантиметров. Самотечность ка-
нала становится пол угрозу!

Изыскатели и проектировщики в 60-
пружестве с учеными в конце концов на-
шли выход: если соляной купол обнару-
жит признаки жизни, то достаточно будет
pag & двадцать лет ‘пустить по трасее ка-
нала мощный  скрепер, который ‘за не-
сколько часов срежет вековые «труды»
соляного купола.

Так решена была эта проблем, вылвн-
нутая одной из великих строек. Наука
помогла практикам. Но можно ли поста-
вить здесь точку? На мой взгляд, никак
нельзя.

Ю. А. Косыгия годами изучал соляно-
купольные структуры в Эмбинском районе
и в других местах. Очень долго приходн-
лось ему собирать научные данные. А тут
	  за какие-нибуль полгода геологи разведа-
	ли и изучили в степях между Уралом R
Волтой — с помощью бурения, с помощью
геофизических методов исследований —_
много новых куполов. Тут-то и откры-
взется новая глава содружества: практи-
	КИ Дают ученым огромное воличество цЕН-
	ных наблюдений, материалов, обобщений.
Практики и сами делают нередко боль-
шие научные открытия.

Только так, на мой взгляд, и можно
говорить о содружестве теодии и практи-
ки на стройках коммунизма.

Олин из многочисленных договоров
«Гидропроекта» с научными организациями
начинается словами:
	Вчера
	для равнинной реки прямолинейность до-
казывает, что Волга  приспособила свое
течение к геологическим особенностям
района. Она как бы загнана здесь в уз-
кий коридор, из которого не может вы-
рваться. Коридор образован, нало полагать,
серией сбросов,

До недавнего времени это было емелым
предположением русских ученых-геологов.
Сбросы удавалось обнаружить только
на высоком правом берегу Волги в есте-
ственных обнажениях — в глубоких ов-
рагах, балках, буераках. А на левойе-
режье, где древние слои земли не имели
выхода на поверхность, мы “не. знали сбро-
сов. Лет нятнадцать назад в Вамышине
велись большие буровые ‘работы. Но и там
удалось обнаружить сбросы лишь на пра-
Bom берегу.
	Для того, чтобы решить эту научную.

проблему, нужны были широкие, коч-
плексные, ведущиеся но единому плану
исследования. Такие исследования п на-
чались год назад в долине Волги, когда
на берега ев пришли большие экспедиции
«Гидропроекта».

Сознаюсь, когла практики — рядовые
геологи и гидрогеологи Сталинградской
экспедиции — доложили два месяца на-
зал о результатах своих изысканий, я был
поражен,

На подробной тектонической карте, го-
ставленной в экспедиции, был хорошо 19-
‘казан необыкновенный левобережный
еброе, дающий целый рял отвегвлений —
мелких сбросов. Большой Сталинградекий
сброс размахом более ста метров сопро-
вождалея сбросами более мелких ампли-
туд — в пять-лесять метров.

Вея эта сложная вартина была замлг-
кирована более поздними отложениями.
Прирола скрыла от человека следы древ-
них ‘гвологических катастроф. Люди прак-
тики, сталингралекне изыскатели — глав-
  ный геолог объекта Василий Лмитриевяч
Галактионов, геэлоги Юрий Иванович На-
нов, Николай Петрович Синяков и дру-
гие — сумели разгадать эту загалку при-
роды. Они открыли для вауки, подкрепи-
ли фактическими дапными т9, что рань-
ше было лишь гипотезой ученых.

А лальше... лальше, разумеется, начал-
ся обратный процесс: наука стала оказы-
вать помощь практикам. Строители; как
правило, боятся сбросов. По трешинам мо-
гут развиваться пути фильтраций, и то-
гла вода уйлет из водохранилища в обход
плотяне. Кроме того, считается, что поро-
лы в зоне сброса обязательно должны по-
страдать от древних потрясений п ухул-
шить свои инженерно-геологические свой-
‘ства: сопротивление на сдвиг, на сжатие.
и прочее.

Были произведены самые тщательные
исслеловапия © привлечением геофизики,
геохимни, геотехники, гилрогеологии. Уда-
лось доказать, что горные породы в зоне
сбросов не потеряли своих строительных
качеств, что опасных трещин нет, — сло-
вом. тектоника района не является препят-
ствием лля строительства крупных инже-
нерных. сооружений.

Оставалея послелний вопрос: не возоб-
HOBATCH ли движения земной коры в этом
районе? Разумеется, не следует прелгтав-
лять себе землю, на которой мы будем
строить Сталинградекий гилроузел, эта-
EAM огнелышащим вулканом. Речь илет о
геологических категориях времени. «Ё\и-
вое» в точки зрения геолога — для строи-
теля есть «мертвое». Земля неполрижна
в течение тысячелетия — этого лостаточ-
но хля любого строительства. А лля гео-
лога время измеряетея дегятками тыеяче-
летий, миллионами лет. И тот еброг, ко-
торый  ичтересовал нас, произошел не-
‘сколько десятков тысячелетий тому назал.

Геологи и проектировщики обратились.
в Академию наув СССР. Ученые дали вм
	Коллектив театра пришли поздравить
рабочие и колхозники, ученые, waca-
тели, леятели искусств; представители
Советской Армии. и Военно-Морского

Флота.
	Тепло встречают собравшиеся вице-пре-
зидента Академии наук СССР  зкалемика
В. П. Волгина, передавшего. привет юби-
лярам от советских ученых. Взволнован-
ную речь произносит украинский поэт
Н. П. Бажан, выступивший от имени вех
делегаций работников искусств союзных
республик.
	От трудящихся Москвы и. Московской
области выступает народный артист СССР
М. И. Царев. На сцене — делегация арти-
стов театров столицы. От имени. работни-
ков: искусств с приветственным словом 9б-
ращается кв юбиляру народная артистка
СССР А. Ё; Тарасова. От трудяшихея го-
рода Ленина юбиляра приветствует народ-
ный артист СССР Н. Е. Черкасов. от. Со-
ветской Армии и Военно-Морского Флота —
маршал Советского Союза Л. А. Говоров.

Ответное слово предоставляется народ-
ному артисту СССР М. Д. Михайлову. От
имени коллектива Государственного Акаде-
мического Большого театра СССР он пере-
дает искреннюю. серленную благодарность
за теплые и дружеские привететвия и по-
желания.

С огромным подъемом участники собра-
ния принимают приветствие великому вок-
дю, влохновителю и организатору веех побед
	советского народа товарищу И В. Сталину.
Торжественная часть заканчивается.
«Кантатой о Сталине» в исполнения хора
и оркестра Большого театра.
В заключение состоялея большой кон-
перт с ‘участием лучших артистических
сил страны. о
			чтоб в лоб,
а не пятясь,
критнка
дрянь
косила,—
и это
лучшее из доказательств
нашей
чистоты и силы.
	Горький котла-то мечтал: «как лег-
ко и приятно жить, если люди понима-
ют и уважают друг друга». Мечта ве-
ликого писателя сбылась. В могучей и
славной стране Советов люди понимают
и уважают друг друга. И жизнь наша ое-
нована на дружбе и единении в борьбе за
БСММУНИЗМ.
	Наш аппарат управления государством
не отгораживается от миллионных нарол-
ных масс, а сливается е ними через бес-
численное множество ‘массовых организа-
ций. Это — невиданный в мире, подлинно
народный аппарат. И народ законно
требует, чтобы он работал хорошо; народ
законно’ негодует, когда видит налет бю-
рократической ржавчины на том или ином
его звене.
	01 работников советских учрежлений не
	требуется ничего особенного. От них
требуется обычная, советская, человече-
ская отзывчивость, да честное выполнение
своих служебных обязанностей. Быть от-
зывчивым к люлям и блюсти настоящий
советский порядок в учреждении — святой
долг служащего, независимо от его ранга
и положения.

Пусть он всегла помнит, что призван
служить народу.
	HHT Ш.
	в Большом театре
	ным демократическим стилем в мировом
музыкально-театральном искусстве. _
— Принципиальные критические ука-
зания нашей партии, не раз обращенные
в адрес Большого театра, направляют его’
творческую деятельность на служение: на-
роду, —говорит тов. Анисимов в заключе-
ние.— Советский народ ждет новых опер,
в которых были бы правдиво воплощены
образы, нашей современности, раскрыты
красота и богатство духовного мира совет-
ских людей. Театр в большом долгу перед
народом; будучи лучшим оперным театром
нашей страны, показывая высокое хуло-
жественное мастерство в постановке ‘клас-
сических опер, он должен также стать 06-
разцом для ‘всех театров и в постановке

советских спектаклей. :
Внимание, забота и любовь к Большому
	театру советского народа, партии, великого
Сталина являются залогом дальнейшего
процветания и развития искусства Боль-
шого театра, залогом его новых  творче-
ских побед:

Да здравствует самое передовое, самое
демократическое искусство советского нз-
рода!

Да здравствует Всесоюзная коммунисти-
ческая партия большевиков!

Да здравствует лучший друг и Вождь
советского искусства, гениальный вожль

всего прогрессивного человечества великий

Сталин!
Все встают. В зале возникает бурная

овация в честь товарища Сталина.

Слово предоставляется председателю
Комитета по делам искусств при Совете
Министров СССР Н: Н. Беспалову.

— С чувством законной гордости и го-
рячей любви; — заявляет он, — смотрит
соретский народ на свой Большой театр,
радуется его. успехам, ‘высоко’ ценит
	его олистательное MacTepc TsO.
	Советский народ отметил вчера 175-ле-
тие Государственного Академического
Большого театра Союза ССР.

В зале театра собрались представители
партийных, общественных организаций,
работники искусств, писатели, предетави-
тели братских республик.

Открывается занавес. На сцене театра—
юбиляры, члены Всесоюзного юбилейного
комитета, виднейние мастера искусств.

В глубине сцены портреты великих
вожлей В. И. Ленина и И. В. Сталина,
	Над сценой золотом написаны. слова
«Ла здравствует вождь советского народа
великий Сталин».

Торжественное заседание открывает
вступительным словом председатель Все-
союзного юбилейного комитета заслужен-
ный деятель искусств РСФСР А.И. Ани-
симов. Он говорит, что юбилей Большо-
го тезтра отмечается советским народом в
эпоху великого расцвета многонациональ-
ной культуры Советского С010за, в эпоху
торжества сталинских идей в науке, ис-
кусстве и литературе, в эпоху, когда
народы Советекото Союза успешно строят
величественное здание коммунизма.

На Большюй театр, лучший оперный
театр нашей страны, возложена  ответ-
слвенная и благородная задача правдиво-
го показа образов нашей современности,
красоты и богатства духовного мира co-
ветского человека и величия героического
прошлого народов Советекого Союза.

Большой театр, основанный в 1776 го-

ду, был созданием передовых обществен-
ных и культурных сил России. На спене
	Большого театра в последней четверти
18-го столетия были заложены основы
вапионального исполнительского стиля р
	опере и балете, явившегося самым нарол-
	ПОЛМИЛЛИОНА ЭКЗЕМПЛЯРОВ КНИГ.
УКРАИНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
	дений Ванды Василевской, включающего
романы «Родина», «Песнь над водами»
и очерки: «В Париже и вне Парижа»,
«Письма из Рима». Однотомник оформлен
художниками А. Кобриным и А. Билль.
Объем издания около 60 печатных ли-

стов.

В начале июня издательство выпустит
сборник статей «Русско-украинские лите-
ратурные связи» под редакцией академика
Н. Гудзия. Статьи, помещенные в этом
сборнике, раскрывают художественные свя-
зи и плодотворность общения русских и
украинских писателей.
	Кроме перечисленных книг Государст-
венное издательство художественной лите-
ратуры выпустит в этом году также рома-
ны М. Стельмаха «Большая родня» и
В. Собко «Залог мира». Сдается в печать
книга стихов А. Малышко «За синим мо-
рем».

Общий тираж изданий произведений
	классиков и современных писателей укра-
инской литературы, выпускаемых Гослит-
излатом только в этом году, превысит пол-
	миллиона экземпляров.