ковский, -— что просьба советских пасха.
жиров рассказать о попутных городах
районах, об их истории и достопримеча.
тельностях вполне резониа и без особом
труда Может быть удовлетворена. Расска.
зать так, словно бы рассказчик, сам сверд.
ловчанин, едет в Поезде и рассказывает о
своем любимом Свердловске:

«Через несколько Минут наш поезд их.
тановится У станционных платформ города
Свердловска, города уральских умельцев
города передовой < советской техники,
Взгляните в окиа налево по ходу поезда,
Сейчас там появятся...»

Автор письма Тов. Барковзский — заме
ститель начальника дистанции радиосвяз
Ярославской железной дороги. Егв ape,
	ложение кажется нам ценным. К тому me
Atte, иворарено ина практике и успешц
	  OHO, проверено fa практике И успеет
осуществляется на многих экскурсионныя
линиях нашего речного транспорта.

Но тов, Варковсокий справедливо огова.
ривавт одно условие.

«Технические возможности Для таких
передач имеются,— пишет он, — Остановка
за хорошим очерком, ‚бассказом, написан.
ным человеком, знающим свой Город, край,
его историю, любящим все это, горляшим:
	‘ся всем этам. Кто, как не писатель, может
	сделать это лучше всего? Напишите, това.
рищи писатели, короткий рассказ © свой
городе, крае, а мы прочтем его через ра.
диоустановки в поездах. У вас будет мно-
гочисленная благодарная аудитория»,

Писатели и журналисты должны под:
держать железнодорожников В их заботе о
пассажирах. И тогда советские люди бу.
дут привозить из поездок увлекательные
рассказы о хлеборобах Кубани и домен.
щиках Сталино, о Новосибирском театре п
Куйбыпевской ГЭС, о славе тульских
оружейников и иванювских ткачей — тыся-
чи замечательных историй, а не только т)
истину, что «хороши весной в саду UBE-
точки...»
	aq a

А ПОЧЕМУ. Korga четырехлег-
Han ашенька при.
ОЛНИ ОЛИ? шла в лелекий сад

она прежде всего C
любопытством стала разглядывать кукол,
Потом подняла головку и спросила:

— А почему одни Оли?

— Нет, деточка, у нас нет ни одной
Оли, — отвечала воспитательница. — Вот —
Светлана, а вот -- Катя, вот — Нина, ря-
дом с ней Вера.

Машенька надула губы, покачала голо-
вой и повторила:

— ‘Her. это все Оли.

Такой разговор произошел в одном из
детских садов Трехгорной мануфактуры.
И нам кажется -— Машенька’ права.

В самом деле, взгляните на витрины ма*
газинов детской игрушки, и вы увидите,
что у всех кукол одинаковые лица, при-
чески, фасоны платьев. Куда девались
плюшевые медвежата, которых так любят
малыши? Почему нет кукол— летчиков. ми-
лиционеров, докторов, поварих, пожарных,
нюферов? Почему так мало голышей из
пластмассы и гигиеничных игрушек из ре-
ЗИНЫ?

В редакцию поступает немало писем с
жалобами на однообразие и плохое каче-
ства игрушек. В частности об этом пишет
директор объединения дошкольных учреж-
дений Трехгорной мануфактуры тов. Пап-
ковская, ‘

«Игры детей в детоких садах занимают
главное место во всей воспитательной ра:
боте. В распоряжении воспитателя каждой
группы должен быть набор разнообразных
игрушек для коллективных игр, соответ“
ственно возрастным особенностям детей»,
‚ В продаже нет кубиков, строительных
наборов, разборных игрушек, рассчитан-
ных для игры на’ воздухе. Нет инструмен-
тов — рубанков, молотков, пил. Нет. игру-
шечных тачек. лопат, грабель. леек. От-
	сутствуют настольные игры для дошколь-
НИКОВ.

Промысловая кооперация, в зедении ко-
торой находятся игрушечные артели и спе.
циальный научно-исследовательский инсти
тут не разрабатывает новых типов игр для
детских садов.

И еще один важный вопрос. Нужна ме-
бель для детей в возрасте от 3 no 7 net.
Предприятия Министерства просвещения
РСФСР делают такую. мебель только для
своих учреждений. Ведомственные же дет:
ские сады, —а их тысячи — вынуждены
заказывать мебель, гяе пбидется, по высо-
‚ким пенам.
	Коротко
	СЛИШКОМ Если открыть, на*
пример, Сибирскую

ДАЛЕНО Советскую Энцикло-
педию, то в ней мож-

ОТ МОСКВЫ — но найти интересные

сведения о кедрах.

Кедровые орехи содержат до 60 про-
центов жировых веществ, которые можно
применять в пишевой и кондитерской про-
мышленности, в фармацевтике и косметике
и даже в Микроскопической технике.

Древесина кедра является прекрасным
материалом для всевозможных столярных,
токарных ‘и резных изделий, а также для
карандашей, Из кедровой смолы -= «живч-
цы» вырабатывают лечебный  терпентин.
Кора дерева и скорлупа орехов — прекрас-
ное сырье для выработки наредкость
устойчивого красителя.

Почему же ничего не слышно о кедро-
вой промышленности? Почему наше зна:
комство с кедром ограничивается лишь
кульком кедровых орешков?

Оказывается, что потребительская коопе-
рация Сибири заготовляет не больше одно-

го процента годового урожая кедровых оре-
хов. Оказывается, что существуют еще ку-
старные способы добычи кедровых орехов.

Первый: по стволу великана, обдирая_
кору до «Мяса», старатели бьют молотком.
	(тяжелая чурка, насаженнаяч на шест).
И на  старателей сыплются кедровые
‘ини.
	Второй: особыми крючками ломают вет-
ки с кедровыми шишками, сбраеывают их
на землю.

И третий, самый варварский: спиливают
дерево вместе © шишками, Чего, мол, с
ним канителитьея: что я белка, что ли!

Кто эти тысячи добытчиков. кедрового
ореха?

«Частные лица»! Билеты на право сбора
ореха дают бесплатно всем желающим.

Оказывается, что ни одного завода по
переработке кедрового ореха нет. «Гонят»
кедровое масло местные колхозники,

И самое главное: из года в год большое
количество кедровника поражается сибиъ-
ским шелкопрядом. Борьба же с этим не
ведется. На десятки километров в Восточ-
ной Сибири стоят оголенные леса.
	Кедровое хозяйство запущено, а Мини-
стерство лесного хозяйства не обрашает
на это внимания, В министерстве счита-
ют, что кедр растет в труднодоступных
местах, удаленных от населенных пунктов,
и поэтому-де использовать его невозможно.

А. может быть, наоборот, — некоторые
	работники Министерства чересчур далеко
находятся от Кедровых массивов?

ре
НЕ ТОЛЬКО Поезд подходил к
‚ большой станции. Ва-
ЦВЕТОЧКИ гоны  перескакивали
НЕ со стрелки на стрел-

ХОРОШИ _ Е ку, и, словно вторя

им, дребезжащий па-
тефонный тенор, взаглушая все вокруг,
седьмой раз сообщал пассажирам, что
после встречи с милой «сразу жизнь ста-
новится иной...»

Все чаще и чаще приходят в редакцию
письма,” в которых наши читатели возму-
щаются тем, что в вагонах по радио C
утра до поздней ночи по нескольку раз
передают давно надоевшие,  заигранные
пластинки. Пассажиры, конечно, не о воз-
ражают против радиофикации поездов. Но
они просят, чтобы это хорошее, нужное
дело приносило не вред, а пользу, и вно-
CAT ценные предложения. “

«Кому не случалось путешествовать по
стальным путям нашей необъятной Роди-
ны,— пишет, например, тов. Барковский, —
Поездка ли в отпуск, служебная команди-
ровка или переезд к новому месту работы,

остались ли ваши заботы на станции от-.

правления или еще ожидают вас впере-

ди, = все равно: добрую половину; вагон:

HOrO BNeMeHH вы, не отоываясь, простаи-
	ваете у окон поезда. Нельзя не любо-
ваться пейзажами родной русской прифо-
ды, нашими красавцами-городами, нозо-
стройками, историческими ‚ памятниками.
Даже закоренелые преферансисты прекра-
щают свои бесконечные «пульки», когда
в окнах ‘проплывают гигантские заводы.
Какую популярность в вагоне всегда за-
воевывает любой самодеятельный рассказ-
чик — былой старожил здешних ‘мест! Рас-
сказчика всегда окружают многочислениые
слушатели, тем болев, Что рассказ сопро-
вождается живыми иллюстрациями, тут же
проллывающими перед глазами».

«Нам кажется, — продолжает тов. Бар-
	Хроника
научной жизни
		Акоп Акопян
	и его литературное наследство
	скому народу, к России, которая сплотила
вокруг себя все народы на победном пути
в счастливой, мирной жизни,

Для А. Акопяна характерен широкий
круг интересов, он Никогда He ограничи-
вался изображением только армянской
жизни. Он был подлинным, большевиет-
ским  интернационалистом, борцом и
неустанным пропагандистом дружбы наро-
дов. : :

А. Акопян первый в армянской поэзии.
отразил тему индустриализации страны,
В 1925 году он посетил Волховстрой и там
же под свежим внечатлением создал свою.
поэму «Вблховотрой». Эпиграфом в ней
он взял известные ленинские слова: «Ком-.
мунизм — это есть Советекая власть плюс

электрификация веей страны».
Внервые в армянской советской литера-
туре Акопян воспел в этой поэме вождей

большевизма. основателей советского госу-
даретва — Ленина и Сталина.

Бессмертие Ленина он видит в каждой
детали строительства коммунизма, в по-
всехневной жизни советских людей.
	Вековой мечтой армянского народа,
страдавшего от постоянных засух, была
мечта о воле. Только советекая власть
	осуществила эту сокровенную мечту. И ко-
гда в Армении были созданы первые ка-
налы, оросившие иссохшие земли, первые
электростанции, певец народа создал поэ-
му «Ширканал — большевик».  Многозна-
чительно это название. Шоэт  воспевает
расцвет своей Армении:

Страна, которая века могла скорбеть,
	Должна отныне расцветать, все громче
лать!
	Должна всех громче говорить! Пусть
слышит враг
В свободном хоре голосов тебя,
Ширак!
	В этой поэме А. Акопян достиг BLICORO-
го художественного мастерства, особенно
яркого и выразительного в языке.
	Образы, созданные народной поэзией, ор-
танически сочетаются в поэме с новым
содержанием, приобретая новую, чудесную
окраску.

Поэт прожил славную, большую жизнъ,
Он умер в 1937 году, но его поэзия жи-
вет, и значение ее, казалось бы, бесспот-
но. Олнако каждый раз, когда речь. за-
холит 0б определении характера его твор-
чества, наши литературоведы, механически
повторяя неверное положение А. В. Луна-
чарекого, высказанное им в 1928 году,
считают обязательным сказать, что А. Ако-
пян — это «армянский Верхарн». Даже
такой знаток А. Акопяна, как А. Асатрян,
тоже не обходится без этой стереотилной
фразы. А предисловие А. Воскерчана к
последнему изданию стихотворений
А. Аконяна на русском языке так и на-
чинается с определения его, как «армян-
ского Верхарна».

Верхарн — большой поэт, но его твор-
чество выросло на совершенно иной об-
щественно-исторической почве, и потому
это определение нвуместно’ по “ отноше-
нию К А. Акопяну, воспитанному на тра-
хициях русской революционно-демократи-
ческой литературы.

Но не только это ложное сопоставление
мешает правильному определению того
места, которое занимает творчество А. Ако-
	‘Няна в советекой поэзии. Не умея по-на-
	стоящему глубоко осветить богатое твор-
ческое наследие певца революции, некото-
рые критики, разбирая творчество А. Ако-
пяна, отрывают форму от содержания, в
итоге умаляя его значение, как худож-
	ника,
	К 85-летию со дня рождения
	А. Мкртчян, казалось бы, поет Акопя-
ну хвалебные гимны, но в то же время
пишет, что «Акоп Акопян подчае не изо-
бражает, не рисует, не прибегает к кар-
тинам и метафорам, а судит, приказывает,
смеется, грозит, пропагандирует, отбирает
острые слова, которые, подобно ИЕГЫХУ,
колют, а не ласкоют слух, побеждают
рифуу и гармонию: В его ноэзии главное—
общественно-политический интерес, кото-
рый составляет неодолимую силу литера-
туры поднимающегоея революционного
класса. В дни войны любовные песни не
пииЕут.

Однако в поэзии Акопа Акопяна раз-
бросаны, подобно веткам после бури, ие-
расврывшиеся бутоны поэзии, выражаю-
щие силу и фантазию поэта». Таким 05-
разом, критик представляет А. Акопяна,
как поэта нераскрывигихеся возможностей.

Не было бы необходимоети вспоминать
эти строки, написанные 16 лет назад,
если бы в течение последующих лет кри-
тик пересмотрел свои взгляды, вели бы
эти порочные взгляды были опровергну-
ты или разоблачены нашей критикой. Но
они живут еще и по сей день.

Известно, что А. Акопян вышел на ли-
тературную арену ‘в конце XIX — начале
ХХ в., в голы бурного роста рабочего pe-
волюциснното движения в России. Почему
же до сих пор во всех армянских учебни-
ках по литературе Акопян фигурирует
лишь как поэт послеоктябрьекой эпохи?
Ведь это искажает историю, обедняет фак-
тически нашу литературу, создает у уча-
щихся неверное представление о ее разви-
ТИИ.
Ёстати, необходимо напомнить, что еще
в 1948 году па ХИ пленуме правления
Союза советских писателей ССООР при 05-
суждении вопроса 06 армянской литературе
ряд выступавших заметил ‘эти промахи й
высказал свои соображения как 0б исполь-
зовании Литературного паследетва, так и
	© значений творчества Налбанляна и Ако-
		Ар. ГРИГОРЯН
	НА ЛЕСНЫХ ПОЛОСАХ
	Томплексное изучение степной, ft
степной и полупустынной территории Ев-
ропейской части COCP началось He
сколько лет назад. Сейчас закончена 06-
работка собранных материалов, которые
включены в дза сборника трудов научной
экспедиции по полезащитному лесоразведе-
нию. Первый из них, посвященный ха-
рактериетике природных условий и оценке
легорастительных условий на трассах го-
сударетвенных лесных полос, в ближайнее
время выйдет в свет, В печать сдан так-

же капитальный труд объемом в 85 пе-
чатных листов, В KOTOPOM освешаются про-
	блемы научного полезалдитного лесоразве-
дения в нашей стране. ,
Илчалея выезд отрядов комплексной
	зкепелинии Академии наук СОСР в раио-
		ны полезашитного лесоразведвния.
	В нынешием году экспедиционная рабо-
та примет большой размах, Около двадца-
ти отрядов Научных работников проведут
почвенную съемку и песледование почв в
районе между Волгой и Уралом, в преде-
лах Прикаснийской пизменноети. Вместе с
этими экснедициями Академии наук в Ах-
тубинской пойме, в большом районе от
Сталинграда до Астрахани, будут работать
отряды Московского университета. Cxoro
экспедицию направляет и Академия наук
Казахской ССР. Научное руководство вес-
ми работами будет осуществлять академик

В. Сукачев.
		В многовековой истории армянской ли-
тературы поэт-большевик Акоп Акопян за-
чимает особое место. Ёму удалось ярко от-
разить в своем творчестве два важнейших
исторических этапа в жизни народа: ре-
волюционную борьбу и социалистическое
строительство.

Понимание развития армянской литера-
туры в пределах этих двух этапов н6воз-
можно без понимания поэзии Акона Ако-
пяна. Почти полвека всю мощь своего та-
ланта отдавал он борьбе за дело  трудя-
щихся,

А. Акопян писал, что он почуветвовал
себя настоящим поэтом с 1904 года; ко-
гда окончательно связал свою судьбу с
судьбами большевистекой партий. Идей-
ное воспитание ноэт получил в славной
Тифлисской  организапии большевиков,
возглавляемой товарищем Сталиным.

Армянские буржуазные писаки травили
пролетарского поэта, принижали его зна-
чение как художника слова. Ho партия
большевиков поддерживала своего  заме-
чательного певца. Соратники и ученики
великого Сталина — Степан Шаумян И
Сурен Снандарян, выетуная в печати, вы-
соко оценивали творчество Акопяна.

Вог чло писал Степан Шаумян, опфре-
деляя его роль в армянской литературе:

«Среди армян есть Целый обществен-
ный слой — становящиеся сознательными
армянские рабочие, для которых Акоп
Акопян — признанный поэт. Он является
выразителем порывов и радостей рабочих
Масс...»

Восприняв тралиции русских револю-
ционных демократов, традиции Горького,
разрабатывая наследетво армянекого 1по09-
та, революционного демократа Микаэла
Налбандяна —— друга Герцена и Огарева,
Акопян открыл новый этап в развитии
армянской революционной поззии.

Мужественно и мощно звучал его голое
во время первой русской революции.

В этот период вышло два сборника сти-
хотворений Акопа Акотяна — «Несни тру-
да» и «Революционные песни». Примеча-
тельно, что последний сборник был издан
пб специальному указанию Кавказского
соцпиал-лемократического союзного комите-
та, а известное стихотворение «Хоть ТЫ
рабочий У машин, a Bee же властелин»
было напечатано в большевистской газете
«Врдзбла».

Погда в октябре 1905 года большевики
поднимали народ против лживых обеща-
ний царя в его манифесте от 17 октября,
поэт создал боевое, революционное стихо-
творение — «Еще раз». Он звал народ на
беснощалную борьбу с самолержавием.
	Еще раз, рабочий народ,
Еше и еще раз ударь,/—
Пусть дрожь пробирает господ,
И в прах обратится пусть царь!
	После поражения революции 1905 года,
когда особенно усилились разложение и
упадочничество в среде интеллигенции,
многие армянские поэты отошли от ревэлю-
ции, потеряв веру в ве победу. Акон Ако-
nf И В эти трудные годы шел с партией
Ленина—Сталина. Он создает чудесные
поэмы «Красные волны» и «Новое утро».
В богатой революционными мыслями”
поэме «Новое утро» Акопян велед за
М. Налбандяном выступил против сторон-.
ников «ЧИСТОГО искусства».
	Поэт создал стихотворение «Национали-
стам». Грозою обрушилось оно на армян-
ских нацноналистов-предателей.

Победа социалистической революции в
Арменин подняла творчество Акопяна на
новую высоту, открыла богатейшие в03-
можности для нового расцвета его талан-
та. Он первый в Армении сс болышим ма-
стерством нарисовал образ большевика,
труженика, строителя коммунизма.
	Бсеё творчество поэта проникнуто горя-
чей сердечной любовью к великому рус-
	Шахтерский дворец отбрасывает в ночь
снопы яркого света. У подъезда ряды по-
блескивающих лаком машин. Гремит ор-
кестр. Высокий светлый зал заполнен
люльми. Сюда спешит секретарь  сбкомА
партии... И все это в чееть одното про-
стого человека. Шахтера.
	Бот он, Степан Недоля, сидит на
самом почетном месте за огромным столом—
седоусый крепкий горняк. Умные глаза
	его прищурены, спрятались в сеточке
морщин. Жилистые сильные руки его,
	додывиие многие тысячи тонн угля, епо-
ROHHO лежат на коленях. Исполнилось
50 лет его работы на шахте, и этой дате
посвящено веселье в шахтерском дворце.
	Смотря на эту радостную картину
праздника шахтеров, хочется заглянуть в
прошлое этих людей. Узнать, как нача-
лась. как проходила жизнь Степана Нело-
ли. Ведь его жизнь — это сама нетория
борьбы партни большевиков, народа за
свободу, за гордое торжество людей труда.
	И Фильм открывает перед нами занавес
времени и яркими живониеными эпизода-
ми показывает истерию Степана Недоли—
историю нашего Донбасса...
	‚12-летний Степан идет по поселку шах-
терских землянок, слушает тоекливую пес-
ню шарманщика о горькой  шахтерской
доле... Вотоен ползком пробирается в низ-
KOM и темном 3а00е.  кайлом долбит
уголь... Вот его свальба: гармонист, бала-
лаечники играют веселую нтахтерекую но-
лечку; жених с невестой чинно сидат за
столом, танцуют тости. Н тут же умы-
ваётея только что пришелиий co смены
naxtep. В люльке сиит ребенок. Обедает,
сидя на нарах, семья. И вое же ках ве-
село в этом мрачном бараке!  Веселилея
неумирающая душа шахтера, которую не
убить, не согнуть... Й вдруг возникает
песня: Степан Недоля в солдатской шине-
ли, подняв над головой красное знамя,
шагает во главе батальона шахтеров. На
фронт! В Царицын! № Сталину! Из дверей
теплушки Ворошилов наблюдает марше шах-
repos... Потом — картины  copercKoro
Лонбасса. Первые празлиикн побелоноеного

а Е С а ОИ

труда шахтеров... И снова мы возвращаем-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 29 man 1951 r. № 63

АЛЬБОМ-ВЫСТАВКА
О МИЧУРИНСКОМ УЧЕНИИ
	Отромные кочаны капусты, выращен-
ной в открытом грунте; крупные и соч-
ные томаты; лук и огурцы; свекла, мор-
ковь, репа... Привычная картина, змако-
мая каждому огороднику  цептральных
райднов страны. Но все эти чудесные ла-
ры звмли. что запечатлел объектив фото
анпарата, собраны далеко за Полярным
кругом. Советские люди доказали, что,
владея передовыми методами современной
биологической науки, можно открыть до-
стуц культурным рабтениям в такие рай-
оны Крайнего Севера. где раньше не бы-
л0 никакого земледелия. В наши дни на
опытной станции в Хибинах выведены
скороспелые и морозоустойчивые сорта
овощей. Здесь отлично произрастают рожь,
овес. ячмень.
	О силе передовой советской науки на-
TA AHO рассказывает альбом-выетавка
«Мичуринское учение — основа современ-
ной биологии», вынущенный  Государ-
ственным издательством культурно-проеве-
тительной литературы вторым, дополнен-
ным изданием. Первое издание, вышедшее
в 1948 году. быстро разошлось: оно явилось
ценным пособием для вузов. школ, кол-
хозных лабораторий, агрозоотехнических
курсов, агрономов, работников совхозов.
Альбом-выставку перенздали в ряде етран
народной демократии. Нынешнее издание
дополнено поеслелними данными 0б уепе-
хах мичуринской науки, о достижениях в
развитии животноводства. Новое издание
отличается болышим количеством  много-
цветных рисунков и. карт-схем.
	Многие разделы. альбома посвящены
вопросам управления наследственностью ор-
ганизма, теории’ ‘стадийного развития,
учения Мичурина о гибридизации, исноль-
зования мичуринского учения в зерновом
	хозяйстве,  плодоводетве,  хлопководетве,
овощеводстве, животноводстве ит. д.
Популярно  рассказываетя о выдаю-
	щихся естествоиспытателях №. А. Тимиря-
зеве, В. В. Докучаеве, П. А. Костычеве,
В.Р. Вильямее, Т, ЛД. Лысенко.
	Альйом-выетавка (составители A. Bepe-
зин и А. Молодчиков, под редакцией док-
тора биологических наук, профессора
И. Глущенко) явитея отличным средством

иирокой пропаганды основ материалисти-
ческой биологии.
			Но положение с тех пор не изменилось.
Обратимся к свежим фактам. В 1950 то-
ду Академия наук Армянской ССР издала
Й том Истории армянской литературы.
В пятом разделе этой книги говорится:
«..Главным представителям армянской ли-*
тературы данного периода (начало ХХ в.—
А. Г.) (9. Туманяну, А. Исазкану, В. Па-
	 пазяну. Акопу Акопяну, В. Теряну, Д. Ва-
	ружану, М. Менаренцу, Ш. Кургинян)
будут посвящены отдельные главы».
	Воодушевленные этим обещанием, мы
перелистываем книгу, надеясь найти в
ней все указанное. Й находим все... за
	исключением главы 00 А Акопаноа.
	как в дореволюционном, так и в совет-
ском периоде развития армянской литера-
туры. И это должно найти свое отражение
в ‘соответствующих. изданиях. Писатель-
ская организация Армении имеет доста-
точно возможностей, чтобы взерьез занять-
ся разработкой творческого наследия
А. Акопяна. Это необходимо и для даль-

Акопяну принадлежит достойное место
]
нейшего развития нашей. поэзии.
	Следует сказать также, что А. Акопян.
является писателем союзного масштаба,
пора бы дать всесоюзному читателю д0-
стойное издание его трудов. Не плохо бы-
ло бы, если 6 Союз советеких писателей
СССР уделил должное внимание этому во-
просу.

Это явилось бы хоть и запозлалой, но.
действенной проверкой выполнения задач,
поставленных ХИ пленумом правления.
	COIL CCCP.
		роль проникновенно играет один из ста
рейших артистов кино И. Пельгцер) емо
PHT на работу пелземного комбайна и пла-
чет. А внучек нё может понять: что се де-
дом?
	Сквозь слезы старик говорит, что ему
жалко своей тяжко прожитой жизни... Вот
бы сейчае снова быть юным!
	Очень трудно в газетной статье достой-
но написать об игре веех артиетов этого
фильма. Необходимо сказать о явных актер-
ских неудачах, поскольку они в какой-то
мере отражаются на общем хуложеетвен-
ном уровне фильма,  Невыразительное
плоскостное изображение в фильме полу-
чили инженер Владимир Недоля (арт. А. И»
натьев), конструктор комбайна Трофименю
(арт. В. Дружников) и министр угольной
проиышленности (арт. В, Хохряков). В этом
повинны и авторы сценария, которые пло-
хо позаботились о развитии столь важных
для общей темы картины образов. He
если арт. А. Игнатьеву попросту нечего
играть, то арт. В, Дружников не сума
	в CBocy в общем маленькой роли уви:
деть больное содержание и играм
ние своих возможностей, а в сцене
с женой просто фальшиво. Ме помогла
ему в этой сцене и арт. Л. Супрнова
играющая свою Роль холодно и неинте-
реено. Арт. В. Хохряков сыграл. —вгаи
	можно так выразиться, фигуру министра,
& не его образ. Ero формальное чтении
реплик особенно заметно в сценах с сок.
	ретарем оокома партии, которого = ayn
С. Лукьянов делает живым и обаятельных
человевом.
	HLM в фильме нам кажется второй
финальный банкет. Такой способ наглял-

ного показа человеческого благополучия и

без того чересчур популярен в наших
фильмах и спектаклях.
	не HATTIE УМЫ
	Ничего — сиониального
	о pahore режиссера. В похвалу ему — к
	My же еще!—вое хорошое, написанное
здесь о его фильме. Оетаетея только ека-
	зать 00 очень красивой работе главного
оператора фильма М. Кириллова ноя
Kot, opraunuecny роса м
	о . UPPER ACCRA связанной со всем м
териалом картины, музыке Т. Хоеннико”

Бозглавляемый 1. Луковым коллектив,
работая над картиной, держал ответствей-
НЫЙ экзамен перед народом, которому 6лу
жит наше искусство. Экзамен выдержан

достойно =— фильм этот по праву мои

назвать — кинопоэмой

о наших славны
шахтерах,
	сать» сценарий, чтобы хоть в какой-нибудь
мере проявить  самостоятельность худож-
ника.

В центре фильма — не угольный ком-
байн, а Человек в самом  мнотообразном
смысле этого слова. Человек этот показан
с такой глубиной обобщения, что его тер-
риториальная принадлежность к Донбассу
становится только одной из ето черт.
Это — собирательный образ советекого че-
ловека наших дней.

В фильме действует немало хорошо за-
поминающихся зрителям людей. Каждый
из них наделен индивидуальными чертами,
все они вовлечены в самые разнообразные
витуации. Но люди эти не разобщены. Их
судьбы тесно связаны, зависят одна от
другой и непосредственно и в таких гро-
мадных масштабах, как судьба навалоот-
бойщика Васи, связанная с решениями,
принимаемыми товарищем Сталиным в
Кремле. В этом еще одно  достоинетво
фильма — его, жизненная правла в показе
	характерных особенностей нашего copet-
ского общества:

Очель трудно назвать главного repos
	картины. Степан Недоля? Да, он в центре
фильма, несмотря на то, что раскрытие
этого образа проиеходит без вихимого кол-
фликта и даже без активного действия.
Б. Чирков сумел увидеть в Этой роли то,
что в тексте сценария не написано. Ар-
тист понял, что Степан  Недоля —= это
полвека шахтерекой жизни, в которой по-
знано все: и‘ужас подиевольного труда на
иностранного концессиопера, и борьба за
то, чтобы жизль народа стала иной, и, на-
конец, сама эта иная жизнь при совет-
ской власти, И когда Недоля— Чирков в
Фильме присутствует при событиях наших
дней или является их участником, зритель
невольно смотрит на эти события глазами
старото шахтера, глазами, которые знают
цену каждому шагу нашей жизни. А раз
так, значит зритель видит события в ието-
рической перспективе и глубже их оемыс-
ливает. Б. Чирков понял, Что его Недола
это не очередной «дежурный старичок»,
кочующий из пьесе в сценарии и обратно,
а Что это маститаоный, обобщающий 06-
раз, проносящий через фильм высокий
идейный емыел и  палеленный большой
внутренней человеческой силой.
Чрезвычайно колоритна и содержатель-
на фигура начальника шахты  Горового.
Он — ровесник Степана Недоли, мо судьба
сго несколько иная. Талант организатора
сделал его начальником шахты. Неприми-
римый и в 10 же время очень добрый, на
	вид простоватый, а на самом деле очень
умный старик. он глубоко симпатичен зри-
телю в течение всей картины. Ha atom
образе авторы фильма строят очень инте-
ресный и тонкий конфликт. Горовой пер-
вый у себя в шахте внедряет комбайн. И
вот, когда пущенный в ход комбайн не
только изменил темп работы шахты, но и
весь ев облик, всю привычную структуру
работ под землей. Toposoh почувствовал,
что он уже не может быть хозяином этой
шахты, которая стала фактически  боль-
шим и сложным заводом. Он едет к секре-
тарю обкома партии и просит освободить
его от обязанностей пачальника шахты.
Этот разговор двух большевиков, больше-
виков двух поколений-—одна из самых луч-
ших сцен фильма. Сколько в этой сцене
большого смысла, ума, тенлоты! Сколько
партийности в самом высоком смысле это-
го понятия. Секретарь обкома видит. что
просьба ^ Горового продиктована не обидой,
не ссорой с кем-нибудь, а его кристаль-
ной честностью. Роль Горового ne легкая,
1 талантливый артист В. Меркурьев
играет ее очень хорошо.

Навалоотбойщик Вася (арт. А. Петров)—
совсем молодой шахтер. Но 6го уже знает
Донбасс. Его портреты печаталиеь в гаов-
те. Он влюблен в свою профессию и не-
множко важничает. И вдруг появляется
горный комбайн, который упраздняет и
профессию навалоотбойщика. Он совеем по-
ребячьи переживает свою «драму». Он хо-
	чет найти шахту 063 комбайна, но узнает,
что таких шахт скоро совсем ие будет. Он
хочет даже уехать из Донбасса. Вся ero
«драма» в TOM, ITO ему — известному
Шахтеру — стыдно сесть за парту пере-
учиваться. Но вот он ужё на вохзало
встречает Горового и узнает, что тот боль-
ше не начальник шахты. что седой шахтер
будет теперь учить молодежь и учиться
сам, а что товарищ Сталин сказал: учить-
ся и до ста лет ие позлно... И Вася стыд-
диво заталкивает ногой под стул свой
дорожный чемодан.

Есть в самом конце фильма эпизод, ко-
торый как бы завершает линию «кон-
фликта эпох», переводит его в конкрет-
ный илан одного образа. В преображенную

шахту, залитую дневным электрическим
светом, чистую, Rar тоннели

метро,
спускается глубокий старик-шахтер, ны-
не пененонер, со своим внуком.  Патна-

дцать лет ие был он в шахте, И вот, ил
шахтном электроноезде ‘его доставляют в
забей, где выламывает уголь мошная и
умная машина — комбайн. Старик (эту
	Ноэма о шахтерах
	> .
Василий АРДАМАТСКИЙ

>

ся в светлый зал шахтерского дворца
культуры. Юбиляр Степан Недоля duno
сидит с женой за праздничным столом.
	рядом с0 своими сыновьями—инженерами,.

Так авторы фильма используют в своем
произведении, на первый взгляд, простой
и не новый прием «ухода» в прошлое. Но
это не простой «уход». Он создает в филь-
ме своеобразный сквозной конфликт.
Столкновение настоящего и прошлого дано
с большой художественной силой. Or
этого глубже раскрываются характеры ге-
роев, и вее события фильма становятся бо-
лее выпуклыми. Напомнив вначале о про-
шлом, фильм как бы говорит нам: мы в
пути, путь этот не легкий, но радостный,
ибо мы все время идем вперед: Фильм 30-
вет зрителя к труду, к труду унорному, со
всей душой, ибо только в этом наше счастье,
И не случайно секретарь обкома партии
Кравцов (арт. С. Лукьянов) на юбилей
Степана Недоли привозит весьма’ евоеоб-
разный подарок: он сообщает о прибытии
на шахту первого угольного комбайна.
Машина, которая, кетати, упраздняет сие-
циальноеть юбиляра. Горький подарок?
Нет. Степан Недоля говорит, что эта ма-
шина позволит ему еще десяток лет пора-
ботать в шахте. И ничего, что седому но-
четному шахтеру придетея учиться...

Пять лет назад кинорежиссер Л. Луков
по сценарию П. Нилина снял вторую се-
рию фильма «Большая жизнь». Картина
была подвергнута суровой партийной кри-
тике. В постановлении ЦК ВКП(б) 05
этой картине говорилось: «В фильме изо-
бражен лишь один незначительный эпизод
первом приступа к восстановлению Дон-
баса, который не дает правильного
представления 0 действительном размахе
и значении проведенных совотеким  гобу-
дарством восстановительных работ в До-
нецком бассейне. № тому же восстановле-
цие Донбасса занимает в фильме незначи-
тельное место, а главное внимание уделено
примитивному изображению всякого рода
личных переживаний и бытовых ецен».

В центре фильма «Донецкие шахтеры»
уже не незначительный эпизод, а событие,
производящее революционный переворот в

горняцком деле —— освоение угольного ком-
байна. И как только художники поставили
в центр своего произведения событие та-
Koro масштаба и с ним связали судьбы
своих героев, так и все личные коллизии
картины наполнились большим водержа-
нием,

Режиссер Л. Луков создал этот фильм
о советских шахтерах в содружестве с
писателем Б. Горбатовым. Выбор не был слу-
чайным -— писатель в это время уже ра-
ботал над большим романом о шахтерах и
располагал материалом, почерпнутым из
жизни Донбасса. Для режиссера Б. Горба-
тов — автор, по иным, еще, к сожалению,
бытующим кинематографичеевким — попя-
	оыгующим  кинемапографическим поня-
тилм, He легкий. Куда легче Л. Лу-

ковуУ было бы работать с  каким-
нибудь «испытанным» на любых Te-
	мах киносценариетом, который слетал бы
в Донбасс на пару недель и, может быть,
сумел бы увидёть там те же факты и яв-
	ления, Чо и л Б. Горбатов. Ho в
этом сценарии «шторки». «затемнения»
и «наплывы» е полным знанием ET-
	нодела были бы обозначены как раз в тех
местах, тде следовало раскрыть глубину
характера героев и размах больших явле-
ний жизни. А сиенарист к моменту
сдачи сценария 0 ’шахтерах был бы
уже далече — или в колхозе собирал бы
материал к фильму о знатной звеньевой,
или чинил бы чей-то чужой сценарий о
хлонке в Узбекской киностудии...

Б, Горбатов в соавторстве с В. Алек-
сеевым написал, сценарий. который яв-
ляется самостоятельным художественным
произведением. В нем жива творческая
индивидуальность писателя = его своеоб-
разное видение жизни, своя манера пись-
ма. Принимая этот сценарий в качестве
основы будущего фильма, режиссеру нуж-
но было сжитьея с индивидуальность
писателя, полюбить ее, поверить в нее и
направить свой талант на развитие сцена-
рия, а не на ломку его по своему вкусу.
Или... отказаться от сценария,

В жизни такого «конфликта» не слу-
чилоеь. И не могло случиться. Нам кажет-
ся, что у настоящего режиссера-художни-
ка руки начинают чесаться как раз про-
тив сценария — гладенького, бедность
мысли и образов в котором порож-
дает неуважение режиссера. к своему ли-
	тературному соавтору и желание «EDON-