Путь к мастерству
		> .
Павел АНТОКОЛЬСКИЙ
®
	Везде орлов романовских сшибают,
праделывают` флаги ‘ва кресты,
по-но-ому проспекты называют,
и все — товарищи, и все — на «ты».
	Неред коммунарами Невской заставы
письмо от питерских рабочих,  езлавших
на Алтай: предложение создать первую
	земледельческую коммуну далеко Ha BOCTO-
ке. Коммунары идут к Ленину — прове-
рить себя. посоветоваться относительно
возникшего плана: «A BADY tHe тот мас-
штаб? Вдруг размахнулись робко?»
	Ленин внимательно и любовно прислу-
пивзется к аим. Он увлеченно говорит ¢
ними о проекте, но прежде всего зовет их
с облаков на землю. к реальной обстанов-
ке, к трудностям и борьбе, которая неиз-
бежно ожидает их*
	-= Согласен! А сколько берете оружья?
— Оружья, Владимир Ильич? Не берем...
Ни в чему,
	мы с мирною пелью.
-- Ах, с мирной? Ну. значит, сражаться!
	доммунаров снаряжает в дорогу ВеСЬ
рабочий Петроград. «Бывший император-
	ский фарфоровый» (ныне вавол имени
Ломоносова) дарит им кяяжеский сервиз.
Артель «евоболных настройшиков» снаб-
жает их пианино из. дворянского особняка.
С Выборгской стороны, из Арсенала. при-
ходит по слову Ильича машина © винтов-
ками. Наборщики привозят оборудование
для типографии. На военном заволе впер-
	вые куются лля них мирные плуги. Так в
малом, в частном, в Kable волы побазана
великая эпоха.
	Далекий. многотысячекилометровый.
трудный путь. Остановки из-за нехватки
топлива, из-за того. что путь разобран
бандитами. В пути коммунарам приходится
митинговать, гле-то за Омском они при-
нимают боевое крешение в схватке е бе-
лыми. Но вот они на месте, указанном в
письме холоков. Действительность в0 много
раз суровее и сложнее их прелположений.
Алтайская горная долина «лля землелелья
не годна»: злесь могут расти только пве-
ты, чьи семена занесены ветром. Приезжих
жлет встреча с контрреволюпионными &4-
заками. У рабочих созлается впечатление:
«советской власти вроле здесь и нет»...

— Ну нет, так булет! = Берггольн рас
сказывает о длительной. упорной борьбе
питернев с темнотой, © ведоверием. 60
всеми вилами саботажа и вражды. ЕВете-
ственные и неизбежные в этих условиях
действия Коммунаров показавы c большой
достоверностью и свежей поэтической ся-
лой. Показана их неотразимость,  правла
их слов. трудового примера.

История не раз уже была и не раз еше
булет источником вдохновения ANA говет-
ского писателя. @0 важен нё самый Факт
обращения к истории. в оживление
прошлого. Это улалось Ольге Берггольп.
	A дерел этим был Иртыш... А прежде.
щел, поезд. сквозь. огромную Россию,

а, перед поездом — дорога в Смольный,
во раныше — Революция была,

а раньше—гол е Кровавым Воскресеньем,
а до него — Парижская Коммуна

и мятежи российских крепостных...

—~ так чувствует и живет в поэме ее ге-
рой, Василий Гремякив.  «партиеп гола
Ленского расстрела». Но точно так же, в
точно таком же тугом узле  многозначи-
тельных раздумий. на скрещении истори-
ческих дорог, ‘бегущих и в прошлое в в
булушее. чувствует себя и читатель. на-
правляемый поэтом. Имензо это лелает
поэму Берггольн значительным явлением
нашего искусства.
	Первые плоды трудов коммунаров е0ж-
	жепы и сметевы € лица земли врагами.
Герой -поэмы расстреляны. Чем ближе в
трагяческому финалу, тем стремительнее
		Проблема народности литературы
	od -
А. ИВАЩЕНКО,
	доктор филологических наук
		только 10, чем был писатель для своего
времени, но и те моменты или черты эго
творчества, которые делают писателя жи-
вым и сегодня, те обобенности, которые
превращают ero в живую, лейственную
социально-культурную сизу для народных
трудящихся масс нашего времени:
	Мы ныне ясно видим, KAR B образах
своих Гобсеков. Гранде и Нювинженов
Бальзак шел в направлении все ` более
глубокого раскрытия’ общественной и эко-
номической бессмысленности  господетва
частной собственности. к обнажению 0ез-
нравственной природы паретва «чистогана»,
к постижению Паразитической, антиобще-
ственной роли буржуазии. Разве не ясно,
сколь, в общественном смысле, беецельна —
в истинном значении этого слова — бес
нлолна бурная деятельность  стяжателей
Бальзака? Но так увидеть стяжателей,
«рыцарей наживы», ве значило ли для
писателя увидеть их «енизу», глазами
производителей материальных благ, глаза-
ми мира неимущих? «Открытие» , глубоких
противоречий  собетвеннического миропо-
рядка оказалось возможным для автора
«Человёческой комедии» только в свете
великого исторического опыта Низов, 073
учета которого творчество Бальзака вы-
глялит мистически Неностижимым.
	Мы можем с полным правом утверж-
дать. исходя -из гениальных‘ статей В. i.
Ленина о Д. Толетом, что там, тле речь
захолит о действительно великом хулож-
‘нике, там неизбежно поднимается вопрос
о народности этого художника, что одни-
ми фактами классового происхождения п
бытия писателя его творчество объяснить.
неВозмож но.
	Сложность проблемы состоит, однако, в.
том, чтобы, не енимая вопроса о м
вом положении писателя, вместе © тем су-
меть увидеть черты, определяющие народ-
ность его.
	Перед нами бтойт залача, исходя из
ленинского учения о двух вультурах в
важЖлой национальной культуре, правяль-
но раскрыть содержание и смысл. глубо-
ких противоречий, от которых не свободно
творчество многих значительных писате-
лей, творящих в условиях классового эке-
пауататорского строя. Мы еще недостаточ-
но глубоко, недостаточно последовательно
пользуемся учением о двух культурах в
деле изучения и пропаганды творчества
современных прогрессивных писателей за
рубежом. Разве неё вправе ваш читатель
потребовать от критиков, Чтобы они 70э-
дительно раскрыли идейную и хуложе-
ственную связь между творчеством Пабло
	Неруды, Говарда Фаста. dya Арагона.
Назыма Хикмета. Джека danices и
элементами демократической культуры
	народов Чили, Соединенных Штатов Аме-
рики. Франции. Турции, Англий?..
	Само появление писателей, составляю-
щих предмет национальной горлости на-
родов, выглялят в представлениях бупжу-
азных историков литературы, как чечто
почти мистячесви случайное. В лействи-
тельности, оно закономерно, историчеекия
мотивировано и пряхолитея «кетати». так
как обычно совпадает се периодами общь-
ственного полъема в истории нарола.
	Настроение Белинского в письме в То-
голю, полчеркивал В. П. Денин, зависело
OT настроения крепостных Креетьян, как
история нашей публицистики зависела от
возмущения народных Mace остатками.
крепостнического гнета.
	Мы, еще ло сих пор не имеем историй
демократической литературы различных
зарубежных стран, нет представления о
	развитии литературы, непосредственно от-
ражавшей наролные нужды и интересы,
как процессе, имеющем вековые тра-
диции, неразрывно связанные с «иетори-
ей производителей материальных благ».
Буржуазные литературовелы упорно 3а-
малчивают, например, чартистекую n0a-
зию в Англии, творчество писателей Па-
рижекой Коммуны, революционную поз
зию в Германии 30—40-x годов. А межлу
тем, передовое хля своего врёмени соци-
ально-политическое мировоззрение, ска-
wey, Луизы Машель, Эрнета Джонса, Ге-
орга Веерта и многих других писателей,
позволило им в наиболее последовательной
и, вместе с тем, наиболее непосрелетвен-
ной форме выражать и защищать корен-
ные интересы трудового народа в литера-
туре.

Итак, не следует отгрублять, yupo-
щать понятие народности литературы, во-
здаваемой в условиях экспауататорекого
строя. Бальзак в своей «Человеческой ко-
медли» сравнительно очень мало’ касает
ея жизни и положения трудовых wade
Франции. Злесь важен угол врения
HB действительность, на важнейшие
(с точки зрения положения народных
Mace) вопросы, который объевтивно пол-
водит пивателя к настроениям и чаяниям
народа.

Творчество писателей прошлого могло
быть в преоблалающей степени отведено
изображению жизни господствующих влас-
ов; 10, Что делает их творчество фактом
«истории трудящихея масс», делает их
национальным достоянием, состоит в спо-
собности писателей посмотреть «снизу»,
Т. в. глазами эксплуатируемых, на жизнь
«верхов», в умении увидеть в них, «хо-
зяевах жизни», черты  узости, кастовой
исключительности, исторической обречен“
ности...

`Тольво в советском обществе, ликвили-
ровавшем эвсплуататорекие классы, уни-
чтожившем почву, питающую  антагони-
стические классовые различия, писатель,

вооруженный маркеистско-ленинеким ми-
	ровоззрением, — становится народным В
прямом и точном смысле слова. Советская
	литература в прямой форме выражает ин-
тересы народа, етавшие у нае  государ-
ственными интересами.

Для наших писателей’ смотреть глаза-
ми нароля на действительность — значат
вилеть ее в революционнохи развитии, в
движении К коммунизму.

Во всем этом сказывается глубокое ка-
чественное отличие литературы социали-
стического реализма — литературы вамо-
10 народа и для народа—от прехлшествовав-
шей ей литературы классовой  прелисто-
	рии человечества.
	Вопрос 0 народности литературы при-
надлежит в числу сложных и важных
проблем, стоящих перед советским литера“
туроведением. Только советскому литера-
туроведению, вооруженному марксистско-
ленинской теорией, оказывается посиль-
ной залача подлинно научного освещения

явлений литературы и искусства,
	Взглялы классиков марксизма на народ,
на его роль в общественно-историческом
прогрессе HMCHIOT чрезвычайно важное,
пойстине основополатающее значение для
постановки и решения проблемы народно-
сти литературы. Указывая на основную 38-
дачу советской исторической. науки,
товарищ Сталин говорит: «... историческая
наука, ссли она хочет быть действитель-
ной наукой, не может больше сводить
историю общественного развития к ABH-
сетвиям поролей и полководцев. к  дей-
CTBHAM «завоевателей» и «покорителей»
государств, а должна, прёжде всего, за-
нЯться Историей производителей  мате-
риальных благ, историей трудящихся
масс, историей народов».

Это указание И. B. Сталина имеет жи-
вой, глубокий смысл и для советского ли-
тературовеления. Ставя перед собой» зада-
чу изучения истории развития литерату-
ры в 66 подлинных закономерносгях, на-
ше литературоведение обязано постоянно
учитывать основополатающее  маркеист-
свое положение об общественной история,
как исторни трудящихея массе, истории
каролов.
	Буржуазное литературоведение никогда
серьезно, по существу, не ставило и He
могло поставить вопроса о народности ля-
	тературы. Иричина этого состояла не
только в нежелании буржуазных  уче-
ных  полнимать проблему народности,
но и в объективной неспособности их,
которая обусловлена ограниченностью
и узостью классового мировоззрения.
Форенной порок буржуазного  литера-
	туроведения состоял и состоит в том, что
оно в своих взглядах на общественно-ли-
тературные пуоблемы иехолит из опреде-
	ляющеи роли личности в историческом
процессе, в развитии культуры и циви-
чизации. Известно. что в положительной
	программе буржуазных гуманистов всегда
решающее место отводилось проблеме «су-
веренной личности», стоящей над «тол-
пой».
	Труды товарища Сталина по .языкозна-
нию, явившиеся документом творческого
марксизма, служат ключом кв подлинно
научному, т. е. маркеистскому, истолкова-
нию литературы. В высшей степени важ-
на мысль И. В. Сталина о том, что ието-
рия языка, его существование органически
связаны © историей народа — его творна
и носителя. Имеется несомненная связь
между указанием И. В. Сталина о том, что
предметом нашей исторической науки
должна стать прежде всего история про-
изводителей материальных благ, история
трулящихся масс, история народа, и укл-
занием его, что нельзя понять язык. и его
законы, не изучая истории народа-—творпа
и носителя языка. В обоих случаях, идет
ли речь о законах исторического развятия
общества или о законах развития языка,
товарищ Сталин указывает на определяю-
щую роль народа.
	Суть проблемы состоит в том, чтобы
полойти к истории литературы как к явле-
	нию, сложно опосредствованному  «исто-
рией производителей материальных благ».
«Искусство принадлежит народу», — ука-
зывал В. И. Ленин.

История литератур различных стран

знает многих писателей лалеких и чужлых
народу, целиком связавших свои творче-
ские судьбы с сульбами: эксплуататорского
меньшинства.
° «Общественные иден и теории бывают
различные, — читаем мы в Кратком курсе
истории ВЕП(б). — Есть старые идеи й
теории, отжившие свой век и служащие
интересам отживающих сил общества. Их
значение соетоит в том, что они тормозят
развитие общества, его пролвижение вие-
рех. Бывают новые, передовые илей и
теории, служащие интересам передовых.
сил общества. Их значение состоит в том,
что они облегчают развитие общества, его
продвижение вперед, причем они ‚приобре-
тают тем большее значение, чем точнее
они отражают потребности развития ма-
териальной жизни общества».

Это положение могло бы служить заме-
чательным эпиграфом к историй развития
так называемого романтического ваправ-
ления в литературе. Феодально-абеолю-
тистский порядок. уже терявший в TO,
время историческое оправдание, смысл
своего существования, нредетавлял с0бой
«отживающие силы общества». На защи-
ту, на идейное и эстетическое оправдание
CHA, “ названный
прямо. либо подразумеваемый, — это чита-
тель (или слушатель). Без непосредствен-

ного общения ве ним стихи Beprroxsno не
	существуют. Они всегда атресованы.
	Произведения Ольги Берггольй не 6e3-
ошибочны. В них есть срывы, которые
можно объяснить и спешкой, и неряшли-
востью, и недостатком вкуса. и невнима-

нием к языку. Но мне еше придется вер-
ВУТЬСЯ К ЭТИМ ИЗЪЯНам.
	После войны 0. Берггольн грозила бела
застыть В одном и том же круге тем, свя-
занных © воспоминаниями о блокаде. «Ре-
квием несовершенный мой»—лишком за-
тянулся. Но сейчас 06 этом можно уже
говорить. как о преололенном кризисе.
	Б прошлом году Ольга Берггольц выету-
пила с новым значительным произвелени-
ем, с поэмой «Перворбссийск». которая
заново утверждает лучшие стороны ее ла-
рования. Поэма заслуживает пристального
РНИМания.
	Речь илет о прошлом. Семнахцатый год.
Первые дни и месяцы нашего госуларетва.
	Ночь. Петроград. Нал Невскою заставой
полярного сиянья полоса,
Дощатый дом, й в двух окошках справа
веяркий свет, и дым, и голоса.
..Пусть подойдет со мной и пусть
заглянет

мой друг в тот год,

в ту комнату...
	Это штаб районной Коммуны, совещание
питерских ` рабочих-больневиков. Tyt a
«нартиед ‘гола Ленского расстрела». и ме-
таллист. ставший революционером В
1905 году, п «тетя Катя, невская ткачиха»,
и товарищи помоложе. Вокруг широко и
вольно разворачивается новая жизнь, ре-
волюционное творчество — освобожденных
	МИЛЛИО
	движется рассказ. Ольга Берггольт не 95-
танавливаетея на ` подробностях. ee 48
прельшает возможность разжалобить или
потрясти читателя. Задача‘ поэта шире и
проше. [lo сути дела. вся поэма Берггольц
стянута к последней главе, повествующей
O HATHI JRAX.
	В тридцатых голах на Месте гибели пер-
вых Коммунаров вырос колхоз «Перворос-
СИЙСК».
	..Я Там была, в колхозе. их, землячка
навеки юных первороссиян.
	Трагедия. как и полобает ей. вавёритает-
ся торжественными и прозрачными ‘аккор=
лами. Правла жизяи в0 всей ee непопра-
вимости остается правлой поэзии. не сам
поэт стоит на горном перевале времени, и
он должен сказать о будущем:
	..Гак мы беселовала ло восхола,
раскрыв глубины серлпиа своего
перед великим булушим народа,
перед живой историей его.
	И вот — заря зарлелась. И зарею
вершины гор окрасились сперва. —

Мы обернулись к вим лйцом, всё трое:
за ними, там — влали — была Москва, —
там Сталин был — страны душа а сила,
великий Первороссиянин — тот,

кто говорил, что первою Россия

Европу к коммунизму поведет...
	Тав кончается поэма Ольги  Берггольн.
И на ‘этом мог бы поставить точку и ее
критик, тем более что этот отклик про-
диктоьан безоговорочной радостью за Берг
гольп. за её победу.
	Но тем более можно и должно сказать
0 недостатках. присущих всему  творче-
ству Берггольц; сказавтихея и ва сей раз:
Я уже упоминал о них. Они относятся к
технике мастерства. В новой поэме sepam-
ливости значительно меныпе. ` нежели
раньше у Берггольц, но все же она есть.

Она сказывается. прежле всего. в появ-
лении кусков непереваренной прозы. Что
иное, как не рыхлая проза, такие, напри-
мер, строки:

В прошедшем веке. в левяностых годах
сюда пришли учителями те,
	кто стал отважно правалам свободы
учить живуших в рабстве, в темноте...
	Ведь и как прозу это трудно произнести
членоразлельно!

Важнейшая глава поэмы. посвященная
встрече с Лениным, ванцисзна тяжело, 8
растянутом ритме:
	добиралися? Конкой?
	— Ну, грейтесь, товаришв... Как
	кого романтика Новалиса, отчетливо вос-
производящем социальные идеалы  писа-
теля, идеализируется «милая бедность».
To была попытка идеализировать немец-
кое убожество и отёталость, историческую
немощность Германии. Наконец, англий-
ский романтик Вордеворт ‘втал певцом ва-
мых отсталых, бамых косных черт вре-
стьянства, прославляя его непротивление
злу, нищету, невежество и предрассудки,
умиляясь духовному одичанию народа.

Можно ли говорить о народности этих
писателей? Разумеется, нет. И не случай-
но всё наиболее реакционное. что появ-
лялось потом во французской, немецкой
или английской литературе, тянулось в

этим писателям, рассматривая себя в
прямой духовной преемственности с ними.
	В литературе различных стран’ были
свои Булгарины. Беда ‘их состояла че
Столько в том. что они была лично 693-
	дарны как писатели, сволько в том. чт6
безларными, бесплодными -— воциально-
исторически п эстетически — были идеи,
на защиту которых поднимались эти писа-
тели.
	Вак бы ни был сам по себе талантлив
писатель, он неё избежит забвения, вели
перо его будет служить отжившим силам
общества. Великий русский критик Бе-
ЛИНСКИЙ совершенно правильно заметил:
дело не в таланте писателя, dO BR TOM,
каков направление имеет этот талант.
Понятно вместе с тем, что передовой об-
раз мыслей писателя приобретает огром-
ную силу общественного воздействия, бу-
дучи соединен с развитым художествен-
ным талантом.
	Вечно живым явлением назвал поэзию
Пушкина великий Белинский. В поэзии
Пушкина с удивительной Глубиной` отра-
зилось общенародное содержание русской
жизни своего времени. Пафосом этой позэ-
зии является, вели воепользоваться выра-
жением В. Г. Белинского,  «еоциабель-
ность», та общность чуветв и пережива-
ний, та совершенная полнота в их изо-
бражении, которая отбылаёт наб не в тем
или иным кастовым прехрассудкам поэта,
но к живым источникам народной жизни,
народных представлений 0 любви и друж-
бе, о жизни и смерти...

Гениальный первый концерт для фор-
тепиано с оркестром Чайковекого вырос
из народных мелодий. Чайковский сохра-
AHI пленительную поэтичность простых
народных напевов, но в бесконечно бога-
том звучании концерта раскрыл всю фи-
лософскую глубину основной темы.
	«Мы знаем,—говорил М. И. Калинин, —
что самые даровитые поэты, вамые та-
лантливые композиторы становились ге-
	ниями в своем творчестве только тогда,
когда они  соприкасались 6 народным
	творчеством, Когда они обращались в его
истокам. Вне этого нет гениальных дюЮ-
	деи».

Творчество писателей прошлого и миро-
воззрение их не были свободными от неиз-
бежной исторической  отраниченности. (и
классовых ‘предрасеулков. Писатели неиз-
бежно платиля дань (большую или мень-
щую) идеологии господствующего кларса.
Совоеменная буржуазная критика во Фран-
	ции, отражающая интересы «американ-
екой партии», приходит в ярость от того,
что великий Бальзак — обличитель капи-
тализма — становится достоянием  трудо-
вого народа. Эта критика, злостно замал-
чивая или забрасывая грязью все Lporpec-
сивное в творчестве писателя, выдвигает
на первый плав все косное и отбталое в
нем, старательно подчеркивает его клас-
совые предрассудки; она объявляет Баль-
зака ревностным защитником ^ «порядка»
и собственности, трона и алтаря. Но под-
черкявать в Бальзаке только моменты
«предрассудков» означает отодвигать его
целиком в исторически отжившее, в
прошлое, лишать серьезного общенаролчо-
го значения его творчество для нынешней
демократической Франции.

А между тем Бальзаку, как и многим
другим крупного масштаба писателям, в
некоторых существенных моментах миро-
воззрения и практики удавалось, если
воспользоваться выражением В. И. Ленина,
«вырваться из рабства» у эксилуататор-
ского меньшинства, отразить в своем
творчестве исторический опыт «низов»,
выразить настроения  эксплуатируемого
большинства общества в ввязи с важней:
шими вопросами времени.

Важно понять, что за плечами Бальзз-
ка был нарол, проделавший революцию.
Руководствуясь верным историческим ин-
стинктом. избирает Бальзак эЭ10ху Фран-
пузской революции 1789 года исходным
определяющим моментом в построении
«Человеческой комедии».

Народность Бальзака следует искать не
столько ‘в его прямых высказываниях о
народе, сколько в глубоком всестороя-
нем, охватывающем различные ёласеы of-
щества изображении социальных и мате-
ризльных последствий революционного пе-
реворота конца восемнадцатого века,

Ибличительный реализм Бальзака ве
мог бы сложиться во всей ero мощи й
глубине, не опирайся ов ча широкое 06-
щественное возмущение господетвом фа-
нансовой плутократии, заправлявшей
Францией в эпоху июльской монархии.
[resin протест Бальзака против чуло-
вищно уродливых проявлений нового OO
тому времени буржуазного общественного
строя ‘находился не в противоречия, во в
вогласии © настроениями народных масс
Франции. Главное здесь состойт в том,
какой характер носит критика капита-
лизма у Бальзака, как он обличает раз-
личные стороны буржуазного господства.
Столетие отделяет нас выне от эпохи
Бальзака. Но только теперь для нас, как
и лля народа Франции, раскрывается во
веей полноте социальная логика и исто-
рическая направленность антикапитали-
стической критики Бальзака.
	Ставя вопрос о народности того ила
	иного писателя, мы обязаны выяснить be!
	Смущенно:
— Пытались.. да встал паровик
. на пути, —
паров не хватило!
Смеется. как юноша. звонко:
	— Так как же, друзья? Не пора ль
: нз трамвай перейти?
	Тягучий. многословный стих — И это
после Маяковского и Тихонова. после всв-
го, что Берггольп любит и ценит так же,
как ее читатели А вель она отлично
знает, что такое энергия крылатого етиха,

Можло рифмовать как › уготяо. можно
совсем ве рафмоврать. но такие рифны:
как «Энгельсе — воскресений», «красиво—
первая российская», «меншкают — нежно-
стью», «бурно — коммуну». и еше многие
‘другие произволят внечатление опечаток.
Кажется. что кажлый раз автор лает себе
поблажку: лално. мол, collier a taki

А почему, собетвенно говоря. coftaer?
Кто подарил поэту право обхотить требо-
вания лиспиплины. обязательной в поэзии
TOUHO так же, как в любом другом ис-
кусетве?

Необхолимо оговориться: — творчество
Ольги Берггольн значительно и дорого нам.
RK ней можно и лолжно прелъявить самые
серьезные требования. Именно в данном
случае есть все основания лля такого раз-
говора. У Ольги Берггольн широкая и пря-
мая дорога. которая велет-Е мастерству я
	совершенетву.
	Ольга Берггольц, Стихотворения и Nos
мы, Гослитиздат. Ред. А. Дымшиц,. 1951 ry
180 стр. Е 2
	Дезинформация
в „Информационном

сборнике“
	В «Информационном сборнике» Академии
художеств СССР (вынуек третий. Москва,
1951) aa erp. 35 напечатано“ «Н. Г. Чеъ-
нышевский говорил: «Прекрасное в пря-
роле непрелнамеренно: ужё по этому одно-
My He может быть оно так хорошо. как
прекрасное в искусстве, создаваемое пред-
намеренно»,

Читатель. хоть азбучно знакомый с э6-
тетическими воззрениями великого мыевлв-
тля. — в недоумении! Цитированная 8
сборнике Фраза полностью противоречит
взгляду Чернышевского, считавшего, как
Известно. 970’ красота в жизни выше Ера-
соты искубства. Не веря глазам своим. чи“
Татель обращается к «Эететическим отно-
шениям искусства & действительности» i
в самом деле нахолит там приведенный
текст. Но.‘ мысль эта (пуивеленная В
	книге Чернышевского в кавычках)  при-
надлежит илезлисту, гегелианцу Ф. Фи-
перу. и Чернышевский цитирует ee,
	чтобы тут же опровергнуть.

Редакторам «Информационного сборняка»
Академии художеств СССР стоило бы оза-
боиться тем, чтобы не приписывались
Н. Г. Чернышевскому мыбли. лиаметраль-
но противоположные его взглядам.
	р.

di.
		Товые КИШ
	Апрель—май 1951 года
ГОСЛИТИЗВАТ
	Горький М. Собрание сачинений, В 30
томах Т 9 Повести. 1909—1912. 840 erp.
	сочинений В 12
Пе» © англий-
	  Неизвестная повесть В. Г. Белинского
	В конце письма к брату от 13 ноября
1833 года Белинский сдёлал ‘следующую
приписку: «Если имеешь случай доставать
Телескоп, то гляли в оба: скоро будет там
помешена моя оригинальная статья:
Тоска. Также мои переводы в 5, 13 и
14 № под рубриксю В. Б.>

Поиски «Тоски», произведенные исслело-
вателями В «Телескопе», не увенчались
успехом. Статьи с таким названием там
He оказалось. Но разве название; притом
довольно. неудачное, не могло быть изме-
нено редакцией? Кроме того, при поисках
«Тоски» надо было принять во внимание,
что «статьей» в журналах того времени на-
зывалось любое ‘прозаическое сочинение.

«Тоску» Белинского ° нало, очевидно,
	искать в «Гелескопе» за 1555 год. в книж-
ках. слелующих ва упомянутыми им. №№ 13
и 14. Е

В № 17 между двумя переводами Белин
ского, помеченными его буквами, находиг!ся
освесть, имёющая заглавие: «Человек н8
совсем обыкновенный», Она подписана фа-
милней без инициалов: Лесовинский Ee
тема — тяжелое состояние героя,‘ «тоска
невыразимая», причину и объяснение ко-
торой пытается раскрыть автор в повести.
Размеры газетной статьи не лают возмож-
ности привести все доказательства в поль-
зу того, что эту повесть надо считать той
«сригинальной статьей «Тоска». о которой
писал Белинский. Исследование по этому
поводу, так же как ий полный текс! по
вести печатается в «Ученых записках»
Института мировой литературы им.
А. М. Горького Академии наук СССР.
Многочисленные идейные и стилевые. связи
соединяют повесть как ¢ прелшествующим
ей «Дмитрием Калининым», так и С позл-
нейшими статьями и письмами Белинского.

Повесть написана от пеового липа ‘Ее
рассказчик знакомится с Юлием. который
некогда, в молодости. был человеком €¢ ro-
ловою пылкою, мечтательною, с лушой бла-
городною, высокою». Однако K моменту
встречи это «несчастный» человек, несмотря
на богатство. глубокую образованность. тон-
кое эстетическое чувство, любовь к науке
и искусству. Причиной его страданий яв-
ляется полная оторванность от действи-
тельности, сосредоточенность в мире отвле-
ченной мысли, Юлий рано разочаровался в
столичной светской жизни: «Я думал. ITO
это удовлетворит возникави!им потреб-
ностям души моей... но нет, то, что рас-
цвечало жизнь других, начинало ‘убивать
мою! Эти заведенные часы  пошлых
	общественных обрядов, это бессмыслен-
ное однообразие, презренный — эгоизм
и целая семья, полосбных уродливостей ваг-
нали на меня такую тоску. что я е востор:
гом принял предложение присоелиннться к
посольству. стправлявшемуся в То время
в Константинополь». Юлий попал в Грецию
В эпоху ее освоболительной борьбы против
Турецкого владычества. Ов был захвачен
революпионным духом этой борьбы: «Гам
феникс начал возникать из дивных своих
развалин; там человеческое  лостоинство,
обиженное веками порабошения. стряхвуло
постыдный пепел унижения с чела своего
и горлое, величавое обнажило губительный
меч за святые права свой: тула рвалась
	душа моя, туда стремились все помышле-
НИЯ...» Однако, сознавая в себе огромные
силы и призвание для творческой леятель-
ности Ha пользу родины и человечества;
Юлий не может их осушествить
Невозможность действовать. олиночество;
гибель возлюбленнсй правели Юлия к
«‹невыразимсй тоске». В заключение повести
рассказчик пытается объяснить причину
страланий Юлия. Он видит ее в вВазрыве
	с действенной ЖИЗНЬЮ, посвященной
«человечеству». он приволит слова Бай-
рона: «Не лостаточна в прололжание
	жизни своей написать стихи; надобнс чемз
нибудь большим служить человечеству!»
Такова основвая tema повести Белин-
ского. Ее изучение проливает свет на раз-
витие мысли Белинского в 1832—1833 годах,
после его исключения из университета.
На разгрсм польского восстания уду?
паюшую атмосферу реакции, на стремлеё-
ние лучших людей современности vara
от действительности в область отвлеченного
мышления Белинский ответил образом
Юлия и произнес. сул над ним. Через год,
	B «Литературных _ мечтаниях», он еше
более отчетливо сформулировал свою
мысль O причинах «тоски», которая по-
	жирала будущих Печоричых: «Без борьбы
нет заслуги. без заслуги нет награлы а без
действования нет жизни!» и призывал:
«отрекись от себя. полави свой эгоизм,
попри ногами твое своекорыстное я, дыши
лля счастия других, жертвуй всем Aaa
блага ближнего, родины, для пользы чело-
	вечества...» В НЕЧАЕВА
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 62 29 мая 1951 г. 3
	и
	Драйзер Т. Собрание сочин
томах Т. 1 Сестра Керри. Пер.
	` ского М. Волосова. 499 стр. 15 р.

Львова К. На лесной полосе. Повесть.
(«Массовая” серия»). 118 стр. 2 р.

Марич М, Северное сияние, Историче-
ский роман. 780 стр. 14 р. 50 к:

Мирный П. Собравие сочинений. в 4
	`’томах. Т, 1. Пропащая сила, Роман из Ha:

EE

родной жизни. Пер. с украинского H, Hapa-
	бана. 415 crp, 10 Pp.
	Из донлада на научной сессии по Сы
туроаерению,