лолежи всех стран от! ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ `СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	Ne 93 (2811)
	— ВСЕШИРНБЕЛ
Г ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЕЖИ
	Берлин, б августа
	Огрохный, вылитый из бронзы, стой
на высоком гранитном постаменте совет-
ский солдат в плаш-налатке. Одной ру-
кой он бережно держит ребенка. В дру-
гой его руке — меч, опущенный на 06-
ломви разбитой свастики. Пристальный
взгляд солдата устремлен вперед. Этот
монумент — вечный памятник  еоветеким
воинам, епасшим мир от фашистской чумы.

Вчера 26.000 делегатов, съехавшихея
в етелицу Германии буквально со всего
света, пережили незабываемые часы от-
крытия фестиваля, когла ечастье мира,
радоеть верной дружбы объединяли тыся-
чи еердец. Какое веселое ликование цари-
ло на новом стадионе, раскинувшемея
среди берлинских развалин! На уцелевитей
стене разбитого дома написано: «Мы
съехались сюда на праздник мира». И эта
надпись снова наноминала о советском
солдате. Ведь эт6 он завоевал мир наро-
`дам. .
  06 этом помнят все участники радост-
ного юношеского праздника. Вот почему
еегодня, на следующий день после откры-
тия фестиваля, его делегаты пришли сю-
да, в Трептов-парк, к памятнику советских
воинам.

Не впервые представители разных на-
родов приходят к полножью монумента в
Трепов-палке отдаль дань священной па-
мяти советских воинов, павших в боях за
Берлин. Но сегодняшний день навсегда
запомнитея тем, кому довелось 6 августа
1951 года быть в столице Германии. Се-
тдня в Трептов-парк пришли представи-
тели молодежи 90 етран мира! Они при-
  ши сюда, чтобы поклясться священной
памятью павших  тероев — подобно им
отетаивать JO конца дело мира во всем
мире!

Неподвижна зелень дубов и лип Треп-
тов-парка. знойное безветренное утро. Ти-
шина. Торжественное и молчаливое шест-
BHC молодежных колонн Е памятнику.

Впереди шли наши советские делегаты.
Под величавые звуки Государственного
Гимна ОССР советские девушки и юноши
BO главе с секретарями ЦВ. ВЛЕСМ
тт. Н. Михайловым и В. Вочемасовым
возлагают огромный, пылающий розами
венок в небольшом зале внутри гранитно-
то постамента.

Волонны молодежи растянулись по пар-
ку. Они шли вдоль строя немецкой моло-
дежи, под сенью приспущенных знамен
всех стран’ мира. Вот они подходят к пер-
вому монументу. Резец художника изваял
фигуру Матери, преклонившей колена
перед могилой сына. Люди невольно оста-
‘навливаются. А потом смотрят туда, куда
устремлен скорбный. взор Матери. -Й они
видят широкую гранитную дорогу, веду-
щую к холму. На вершине этого холма
стоит советский солдат. Шо обе стороны
входа на мемориальную площадь приспу-
шены гигантские гранитные знамена.

В торжественной тишине движутся без-
молвные колонны. Представители делега-
ций по гранитным ступеням поднимаются
к подножью монумента и возлагают вен-
ки в знак благодарности солдату-0свобо-
дителю.

Вот идут китайцы — юноши се солдат-
ской выправкой, одетые в скоомные ко-
сетюмы стального цвета. Е полножью  на-

мятника ложится венок от молодежи №-.
	реи, от ее героических сынов и дочерей,
бесстрашно сражающихея за свободу cBo-
ей родины. Этот венок принесли еюда
юноши, которые приехали на фестиваль
прямо е фронта. Они тоже солдаты. И то-
же, как и он, стоящий на высоком поста-
менте, — солдаты мира. Положив венок,
они долго смотрят на памятник...

Президент Всемирной федерации демо
кратической молодежи Энрико Берлингуэр
и председатель Международного сотоза сту-
дентов Иосиф Громан возлагают венок от
имени более чем семидесятимиллионной ар-
мии демократической молодежи.

Тожатся на гранит венки от молодежи
Венгрии, Польши, Румынии, Болгарии,
Албании, Чехословакии, Германии. Свобо-
ду, счастье мирного труда на благо варо-
Да, — все это принес им советский сол-
дат. *

Подходят все новые и новые колонны.
На лентах венков — слова благодарности
на самых различных языках: от молодежи
Вразилии, Швеции, Ирана, Франции и дру-
гих стран обоих полушарий.

Вот к памятнику подошли делегации
США и Англии. Склоняются к земле звезд-
ный флаг Соединенных Штатов и перекре-
щенный — Британии. Юные посланцы на-
родов этих стран бережно кладут венки.
Стоит ли объяснять, что этот благородный
‘акт юных англичан и американцев не со-
‘тласован с вашингтонскими и лонлонекими
властями. Но мы знаем: эти девушки и
юноши выражают чувства всех простых
людей Америки и Англии.

Велед за делегацией молодежи Австралии
венок возлагает известный турецкий поэт—
борец за мир Назым Хикмет;, За ним идут
делегации молодежи Канады, Въетнама,
Египта, Мадагаскара, Малайи, Мексики и
других стран,

Более часа в торжественной тишине про-
должаетея эта молчаливая лемонетрация
благодарной любви молодежи к советекому
солдату-победителю, защитившему мир во
всем мире.

0 том, что мир надо бдительно охранять;
напомнила одна деталь и в это солнечное
утро. Все время. пока происходило возло-
жение венков. в небе вертелея желтый,
похожий на ящерицу, американский гели-
коптер. Он также шнырял вчера над ста-
дионом, в час открытия фестиваля. Какую
цель преследовали непрошенные гости? Не
слышали ли они, как возмущенно свистел
им стадион? Почему их так беспокоит бер-
динская встреча юных защитников мира?
Разве господин Моррисон не уверял. что

они его единомышленники хотят только
мира?
Василий АРДАМАТСКИЙ,
специальный корреспондент
«Литературной газеты»
	Слет молодых
	борцов за
	,

Б воскресенье в Берлине, на стадионе
имени Вальтера Ульбрихта, торжественно
открылся третий Всемирный фестиваль мо-
лодежи и студентов в защиту мира. Когда
делегации выстроились на зеленом поле
стадиона, его участники запели Гимн де-
мократической молодежи. В мопном хоре
слились голоса молодых людей более чем
девяноста слран. И над всей Землей по-
неслись боевые призывные слова:
	Дети разных народов,

Мы мечтою о мире живем.

В эти грозные годы

Мы за счастье бороться идем.
	  У флага, в торжественный момент oT-
хрытия фестиваля, сошлись пути эстафет
мира, участники которых пересекли мно-
тие страны и Целые континенты.
Они рассказали о том, как во время подго-
товки к слету молодежь бороласьх против
угрозы войны, как участвовала в` кампа-
нии сбора  полписей под. Обращением о
заключении Пакта Мира между пятью ве-
ливими державами. Молодые борпы за мир
доставили мирные послания молодежи 26
стран.

Фестиваль в Берлине — дело десятков,
сотен миллионов юношей и девушек, ре-
зультат их напряженной совместной борь-

бы и труда. Подготовка в тфетьему
РВеемирному фестивалю  началаеь ее
в конце прошлого года. Фестиваль
был объявлен открытым для молодежи
всех стран, для людей, имеющих различ-
ные политические взглялы и религиозные
убеждения, но единых в одном — в. стрем-
лении отстоять мир. На призыв Всемирной
федерации демократической молодежи и
Международного союза студентов. пе ини-
пйативе которых проводится этот слет,
торячо откликнулись юноши и девушки
доброй воли всей Земли. И вот представи-
тели различных политических партий, ре-
лигиозных течений, общественных. спор-
тивных и культурных организаций собра-
лись в Берлине лля того, чтобы во’ все-
услышанье заявить 0 своей единой воле
B MHDY. :

Авантюристическая политика  Уолл-
стрига легла тяжелым бременем на плечи
подрастающего поколения. Сотни тысяч
молодых корейцев, китайцев, въетнамнев,
змериканцев, англичан, французов пали
жертвами кровавых авантюр американ-
ских монополистов. Гонка вооружений в
капиталистических странах губительно от-
ражается на жизненных условиях молодых
людей. Воснный бюджет съедает расхо-
хы на народное просвещение и здравоох-
ранение. Изнурительная работа на  воен-
ных предприятиях разрушает здоровье
юношества. Вот почему вопрос о том —
быть миру или войне — является поисти-
но вопросом жизни и смерти для моло-
ACRE.

Двадцатилетний англичанин Джон
Суит, член лейбористекой партин, заявил,
что он понимает, как. фестиваль  «MO-
жет помочь всем, 0600610 молодежи,
убедиться в том, что война не является
ни необходимостью, ии целью для моло-
лежи других стран... Фестиваль поможет
рассеять миф о «железном, занавесе».

Евангелист из Коста-Рики Чеваррия
призвал всех молодых  спортеменов при-
нять участие в этой демонстрации в за-
щиту мира и культуры.

Чувства многих молодых людей выра-
зил генеральный секретарь организации
социалистической молодежи Италий Дарио
Валори: «Мы хотим, чтобы возможно боль-
птее число молодых социалистов приехало
на фестиваль, чтобы приехала молодежь,

oe

которая перед лицом событий начинает по-
	нимать правду, видя престунную полити-
ку правых социал-демократических лиде-
ров, молодежь, которая порывает с поли-
тикой пассивного выжидания и присое-
линяется к силам мира, которая избирает
единственный путь, приемлемый для мо-
лодых социалистов, —— путь прогресса и

интернационализма».
Эти взволнованные, ‚ идущие от сердца
высказывания —— голое молодежи TeX

стран, где парит покрытый кровью и
трязью доллар. где свирепствует военный.

нсихоз.
_ Юноши и девушки из лагеря мира, сзо-
боды и демократии, возглавляюмого Совет-
ским Союзом, словами братского  привета
встречают в’ Берлине посланцев молодежи
из стран капитала. Как и в прошлых фе-
стивалях, активное участие в Берлинском
фестивале принимает советская молодежь. В
лечение нескольких месяцев по всей не-
объятной Советской стране проходили ху-
дожественные конкурсы и спортивные ©6-
ревнования, на которых отбиралиеь участ-
	ники фестиваля — лучшие из лучших
молодых артистов, участников  художе-
стренной самодеятельности,  спортеменов.
	Юные поедетавителия 16 братских совет-
	ских республик вместе с посланцами мэ-
	Пресс - конференция
	Di XA врыли праздник мира и
д дружбы. Они продемон-
стрируют на фестивале
достижения самого пере-
МИ дового в мире советско-
го искусства, самого
массового в мире со-
ветского спорта, они
расскажут своим молодым друзьям 0
светлой и счастливой жизни советской мо-
лодежи, согретой  отеческой ‘сталинской
заботой.

В течение двух недель Берлин будет
столицей молодежи всего мира. Молодые
люди принимают участие в различных ху-
дожественных конкуреах, концертах, спор-
тивных соревнованиях, демонстрациях, ми-
тингах, веселятся на шумных балах, кар-
навалах. Многообразная кипучая жизнь
фестиваля подчинена его главному лозун-
гу, выражающему требования молодежи
реех государетв: «Молодежь, объединяйся
в борьбе за мир, против угрозы новой вой-
ны!» у

«Без нае, Эйзенхауэр!» — так еще и
еше раз заявляют юноши и девушки За-
падной Германии. В Берлине они встре-
чаются с молодежью Германской Демокра-
тической Республики, строящей новую
свободную жизнь. Молодые немцы подтвер-
дят на фестивале свою непоколебимую во-
лю к миру, к единству Германии.

«Мы никотла не будем воевать против
	‘страны Зои Восмодемьянской и OUnera
	Кошевого!» — эта клятва начергана Ha
нолотнищах, которые несут молодые фран-
узы и итальянцы.

«Черчилль и Эттли, отправляйтесь сами
в Корею!» —с этим. красноречивым ло-
зунтом идут по улицам Берлина ангелий-
ские юноши и девупеи.

«Сбросим в море поджигателей  вой-
ны!» — звучит на японском языке по-
пулярный лозунг миролюбивой молодежи
Японии...

Мир! Это слово гремит над Берлином на
языках всех наций. Оно вселяет новые
силы, надежду и ‘уверенноеть в сердца
миллионов людей.

Американо-антлийские поджигатели вой-
ны задолго до дня открытия Фестиваля
натали  ненстоветвовать, задыхаясь `от
	бессильной злобы. Черед лицом народов
всех стран сам себя разоблачил как врага
мира английский министр иностранных
дел Моррисон: он пыталея оклеветать фе-
стиваль и запугать английскую молодежь,
желающую принять участие в слете. Ан-
глийские юноши и девушки достойно от-
ветили лейбористекому министру —— они
послали в Берлин большую делегацию
своих представителей.

Охин из членов английской делегащии,
24-летний Джордж Гуд, чертежник, бес-
партийный, заявил:

«Мне кажется, что каждого, кто может
товорить 0 новой войне после всего пере-
житого во время прошедшей войны, необ?
ходимо обследовать и выяенить, все ли В
порядке у него с головой... Мне кажется
совершенное ясным, что если У вас есть
	: возможность уетановить настоящие друже-
	ские- связи е представителями различных
наций. вы должны воспользоваться этой
возможностью. Честно говоря, я ие моту
понять, как некоторые люди могут иметь
сомнение по этому вопросу».

Что сможет ответить г. Моррисон на
законные вопросы  своето  соотечествен-
ника?

Вслед за британским министром  ино-
странных дел многие другие маршаллизо-
ванные «правители» поспешили  выету-
пить ¢ клеветой и нападками на фести-
Bab HW CCU отдали различные раетюря-
жения, цель которых —— помешать моло-
дежи проехать в Берлин. Вокруг моло-
дежного праздника развернулась  ожесто-
ченная борьба. Сигнал к преследованиям
и травле, как и следовало ожидать, был
подан из-за океана. Состоявшийся в США
конгреес организации «Моральное пере-
вооружение» (под этим кричащим назва-
нием скрывается кучка крупных  амери-
канских промышленников и финансистов)
потребовал принять все меры для того,
чтобы сорвать фестиваль.

Сама жизнь показала тщетноеть попы-
ток врагов мира сорвать берлинский фе-
стиваль. Не удалось запугать молодых
борцов за мир! Нет такой силы, которая
может убить всенародную любовь в миру
и простое человеческое стремление в друж-
	бе!
	Открытие третьего Всемирного фестива-.
	ля означает новую большую победу сил
мира над силами Войны, новый вклад мо-
лолежи во всенародную борьбу за мир.
Именно поэтому праздник юности в Bep-
лине горячо приветствуют и поддержива-
от все люди доброй воли. В Берлине с
молодыми борцами за мир встретятся мно-
гие выдающиеся деятели всенародного
движения сторонников мира.

Перед лицом испытанных и стойких
борцов за мир молодежь клянется само-
отверженно защищать мир, ототаивать свое
право на мирную жизнь, на дружбу и
счастье. ‘

Народы, в том числе молодежь всех
стран, ренглительно берут в свой руки дело
	мира и клянутся отстаивать его до конца!
	делегации деятелей
	РАСТУТ TAN
ны
	Цена 40 коп.
	Вторник, 7 августа 1951 г.
	НАША СОВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ.
	На 02-м градусе
	севериой жиройы
	Еще совсем недавно самые обыкновенные
овощи — капуста, огурцы, картофель, по-
мидоры—были для жителей ленских долин
диковинкой. Поборники северного земледе-
лия сделали их обычными в Якутии.

Местный колхозник Михаил Григорьевич
Егоров — один из пионеров развития ово-
щеводства. Фн занимается разведением
культурных растений с первого дня вступ-
ления в колхоз. Ныне он считается у нас
лучшим огородником. За свои работы по
развитию огородничества в Якутии М. Его-
ров награжден орденом Ленина.

Пытливый ум новатора неустанно искал
наилучших способов получения в якутском
климате, на 62-м градусе северной широты,
плодов и овощей. От первых экспериментов
в парниках и теплицах он смело перешел
к пересадке растений в грунт и, применяя
передовую мичуринскую агротехнику, стал
снимать невиданные здесь урожаи,

Его методы начали применять на прак-
тике не только колхозники артели «Новая
жизнь», но и многих других артелей.

В 1940 году М. Егоров демонстрировал
свои достижения в Москве, на’ Всесоюзной
сельскохозяйственной выставке. Здесь он
не раз выступал с лекциями.

Вернувшись с выставки, Михаил Грн-
горьевич предпринял попытку вырастить в
Якутии арбузы. И этот опыт привел к
успеху. Уже несколько лет подряд он сни-
мает четырехкилограммовые арбузы с ярко-
красной сердцевиной. Сейчас он лелеет за-
ветную мечту — вырастить такие яблоки, ко-
торые могли бы зимовать и плодоносить
даже в этом суровом крае.

Недавно в колхозе «Новая жизнь» за-
кончено строительство новой теплицы с
двойными рамами и паровым отоплением.
Тов. Егоров решил выращивать в ней ово-
ци не только летом, но и зимой.

К талантливому 66-летнему колхознику-
овощеводу, накопившему богатый опыт,
обращаются не только колхозники-прак-
тики. Нередко на его огороде можно встре-
тить научных сотрудников Якутского
филиала Академии наук СССР и _агрономов
из Министерства сельского хозяйства Яку-
	тии,

Г ИВАНОВ
	ЯКУТСК
		Всегда в строю
	Весть о начале Отечественной войны
застала машиниста Василия Григорьевича
Маяцкого на паровозе, а два дня спустя
он уже вел первый боевой состав.

В апреле 1943 года Маяцкий получил
приказ вывезти со станции Шалаево на
Харьковщине состав с важным грузом.
Фашистские летчики обнаружили поезд в
степи и начали его бомбить. Осколки
насквозь прошили будку паровоза и тен-
дер. Сраженный осколком, упал  кочегар,
	за ним — помощник машиниста Ширяев.
Маянцкий, тяжело раненный в обе ноги,
мужественно держался на своем посту.
Очнулся Маяцкий в госпитале. Он осто-
рожно отвернул одеяло и увидел вместо
левой ноги короткий забинтованный обру-
	бок...
Почти лва года лежал Маяцкий на гос-
	питальной койке, а в 1944 году возвратил-
ся на родину, в город Пологи. Товарищи
решили подыскать для него ‚легкую работу.
Однако Маяцкий не хотел мириться с
мыслью, что ему заказан путь на паровоз.

В депо все хорошю знали этого энергич-
ного, волевого человека. Однако никто не
мог решиться доверить безногому маши-
нисту паровоз. Узловой партийный комитет
поручил Маяцкому руководить техническим
кабинетом паровозного депо.  Маяцкий
горячо принялся за дело, а едва случа-
	лась свободная минута, шел к машини-
cram. On твердо решил возвратиться
на паровоз. Он занимался физкультурой,
	переносил тяжести, ° забирался с гаечным
ключом под локомотив.

Много рапортов и телеграмм отправил
Маяцкий в управление Сталинской желез-
ной дороги. В 1949 году министр путей сооб-
шения вызвал его в Москву и после по-
ложительного заключения медицинской ко-
миссии разрешил работать на паровозах.

Василий Григорьевич получил назначе-
ние на паровоз «СО-17-3307>.

Нелавно из Москвы в адрес Маянкого
пришла телеграмма:

«Вашему паровозу присвоено звание
«Лучший паровоз сети дорог Советского
	Союза».

Н. ПЕЧЕРСКИЙ
ЗАПОРОЖЬЕ
& &
	Сельские художники
	Если вам доведется побывать в сельхоз-
артели имени Сталина, вам покажут
чайхану-читальню и павильон колхозного
дома отдыха. Восхищение вызывает орна-
мент, которым украшен просторный зал
чайханы-читальни. В тончайшее кружево
орнамента вилетены пронизанные солнеч-
ным светом гроздья винограда, белоснеж-
ные коробочки хлопка, плоды урюка, Пан-
но, изображающие труд колхозников на
хлопковых полях, радуют яркостью и све-
	жестью красок. ВБ павильоне дома отдыха.
	много света и воздуха. Стройные колонны,
отделанные ажурным орнаментом, прида-
ют зданию ‘легкость и изящество. Все это
принадлежит pesky HM кисти колхозных
художников — Абдунаби Маллаева, Муми-
джона Бободжанова и Хакимджона Сан-
дова.

Абдунаби Маллаев и Мумиджон Бобо-
джанов — мастера старого поколения. Ха-
кимджон родился и вырос’ при советской
власти, учился в Самаркандском художе-

ственном училище.
	У молодого мастера выработалась своя
оригинальная манера письма. Он смело
сочетает орнамент с живописью. В альбоме
художника — зарисовки лучших людей
колхозного кишлака, колхозных новостро-
ex. Сейчас Саидов готовит большое полот-
но «На полевом стане».

Т_ КАРАТЫГИНА
	ЛЕНИНАБАД
	В одной из экспедиций близ будущего нижые-
	го шлюза  пуип<бышевеного —тивроузла
технин-геолог Н. Жугина. Она получ
специальность на Куйбышевгидрострое
		не будущего нижнего шлюза. И она полу-
чила свою специальность на Куйбышев-
гидрострсе.

В августе открываются новые курсы:
техников-геодезистов,  электромонтеров-вы-
соковольтников и дежурных на щитах.
Слушатели будут учиться в вечернее вре-
мя, а днем — работать на строительстве.

1 сентября начнется первый учебный
год в вечернем гидротехническом техни-
куме, который будет выпускать квалифи-
цированных  строителей-гидротехников, а
также техников гражданского. и промыш-
ленного строительства. В этом же году от-
крывается здесь высшее учебное заведе-
ние — филиал Куйбышевского  индустри-
ального института. Эти учебные заведения

будут готовить  инженерно-технический
персбнал и для других великих строек
коммунизма,

Сейчас сооружается специальный учеб-
ный городок, где возволятся здания для
института, техникума и учебного комбина-
Ta, а также общежития для учащихся и
	квартиры преподавателей,
В РЕУТ
	КУЙБЬЫШЕВГИДРОСТРОЙ
	ПРИЕЗЖАЙТЕ!
	От корреспондентов «Литературной газеты»
	Когда перелистываешь доку-
менты, собранные в этой папке с
прозаической надписью  «Пере-
писка», проникаешься особым
волнением, по-новому постигаенть
величие всенародной  стройкн.
Между тем это всего-навсего от-
клики ва небольшое объявление
о приеме в вечерний гидротех-
нический техникум Куйбышевгид-
ростроя, напечатанное в ряде го-
родских газет. Письма идут в
адрес строительства CO всех KOH-
цов страны — е Урала, Украи-
ны, из Сибири, из приволжских
городов и сел...

Всего же Управление crpon-
тельства и областные организа-
ции за короткое время получили
более 25 тысяч писем.

«Разделяя патриотический подъ-
ем многомиллионного народа на-
шей Родины, я хочу внести ча-
стицу личного труда в эту гран-
диозную стройку сталинской эпо-
хи, прошу зачислить меня на
любую работу, независимо OT
моей специальности, и дать воз-
можность закончить техническое
образование», — пишет из Сверд-
ловска Николай Сарычев, смет-
чик по строительным и монтаж-
	ным работам.
«Хочу работать на великой
стройке коммунизма и одновре-
	менно учиться», — заявляет в сво-
ем письме гвардии майор запаса ТГ и”
Алексей Зименков, ныне старитий ино
мастер столярного производства в
Саратове.

«Хотел бы выехать для работы на стро-
ительство Куйбышевской — гидроэлектро-
станции в качестве монтера или хотя бы
на курсы монтеров; имею среднее образо-
вание», — нитаем мы заявление Владимира
	Агафонова из села Зубовка, Куибышев-

ской области.
«Приезжайте! — отвечает им дирекция
	техникума. — Все, имеющие десятиклассное
образование, принимаются на третий курс
без вступительных экзаменов. Принятым
предоставляются работа и общежитие».
Куйбышевгидрострой становится замеча-
тельной, многосторонней школой, Здесь,
как и на Волгодонстрое, создан учебный
комбинат. Лаже квалифицированных рабо-
чих приходится подчас переучивать, так
как они на стройке получают в свое рас-
поряжение такие машины, каких прежде
никогда не видели. За короткое время под-
готовлено около 1600 шоферов для работы
на дизельных автосамосвалах, электромон-
теров высоковольтных сетей, каменщиков,
плотников... В одной из геологических экс-
пелиций мы встретили у буровой вышки
	техника-геолога Надежду  Жугину, заня-
тую определением свойств грунта в райо-
					НОВЫЙ МИКРОКЛИМАТ
	питалистических странах, например, в
США, кондиционеры устанавливают в до-
рогих ресторанах и магазинах, в особня-
ках богачей и т. п, — на предприятиях их
нет.

На «Компрессоре» кондиционеры пред-
усмотрены коллективным договором. Пер-
вые два таких агрегата были построены
и пущены недавно‘ в термическом цехе.
Внутри каждого агрегата в кассетах, сде-
ланных из металлических сеток и постав-
ленных одна на другую, уложены десятки
тысяч тонких колец, нарезанных из латун-
ных труб. Горячий воздух, нагнетаемый
снизу, пробирается между кольцами, а
сверху на кассеты’ непрерывно льется BO-
	да, охлаждая, очищая и увлажняя воздух.
Рабочий, прикрывая или открывая жалюзи
над шелями, направляет его то вдоль пе-
чи, то на пол — туда, куда вытружаются
из печей раскаленные детали.

Чем ближе к кондиционеру, тем свежее
окружающий воздух, и рабочие в свобод-
ную минуту, сделав шаг в сторону конди-
ционера, отдыхают в атмосфере прохлады.
Главный механик завода В. Ивлиев подно-
сит термометр к щели кондиционера.
Ртутный столбик быстро опускается с 32

до 16. Е
— Следующие установки, — говорит он,—

мы построим более мощными.
Одну воздухоохлаждающую установку
завод изготовляет специально для кранов-
щика литейного цеха. Он: работает навер-
ху, куда устремляются жар и‘ газы рас-
плавленного металла, пыль от -формовоч-
ной земли. Скоро «машина климата», уста-
новленная прямо на кране, будет посылать
в кабину крановщика непрерывные струи

охлажденного чистого воздуха.
. И. ЕЛИСЕЕВ
	МОСКВА
	В летние дни в термическом цехе мо- ] питалистических
	Oa. Diet завода «Компрессор» стоит жа-
. Электрические печи с тысячеградусной
	температурой и груды раскаленных дета-
	©}
	лей, выгруженные из печей, излучают ог-
ромные массы тепла. Чтобы рабочие мо-
гли работать в этих условиях, приходится
принимать защитные меры.

Наружный воздух, проникая через рас-
пахнутые ‚двери, омывает печи и, отняв У
них часть тепла, уходит в настежь откры-
тые окна, расположенные под потолком во
всю длину стен. Мощные вентиляторы еже-
часно нагнетают свежий воздух в объеме,
который в 22 раза превосходит объем са-
мого цеха. М все же воздух здесь сухой,
изнуряющий.

Но, подойдя к одной группе печей, вы
вдруг чувствуете разительную перемену:
тут не так жарко, откуда-то с боков дует
прохладный, влажный ветерок. Сразу ста-
новится легче дышать. Эту чудесную пере-
мену создают два металлических шкафа
шириной сантиметров в семьдесят и высо-
той чуть повыше человеческого роста. Ос-
вежающий ветер дует из щелей, прорезан-
ных в шкафах.

Это кондиционеры, или «машины кли-
мата», как их называют на советских пред-
приятиях. Они облегчают и оздоровляют

условия труда. С помощью таких машин,
	различных по конструкции и размерам,
	можно менять температуру, влажность и
скорость воздуха и создавать таким об-
разом возле мартеновских печей, кузнеч-
ных молотов, повсюду, где работа проте-
кает в условиях высоких температур, лю-
бой микроклимат.

На предприятиях такие установки можно
увидеть только в Советском Союзе. В ка-
	Гроздью этого винограда MOMHO AQWS
любоваться. Сочные, круглые ягоды. На их
блестящей поверхности играют лучи солн-
ца. Если смотреть на свет, то сквозь ян-
тарно-прозрачную оболочку отчетливо про-
ступают маленькие черные зернышки. Ко-
жица одного ядра лопнула — медленно,
тягучими капельками › сочится  сахарно-
сладкий OK,

«Воскеваз» -— «Золотая лоза» — так на-
звал народ этот чудесный сорт винограда.
По своим качествам (он хорош как сто-
ловый и винодельческий сорт) «Воскеваз»
давно привлекает внимание ученых. Их
мысль’ занята одним — как повысить уро-
	жайность. Сорт дает лишь 35—40 центие-
	ров с гектара.
Увеличению урожайности «Воскеваза»
	посвятил годы исследовательского труда
Сурен Атанесян. Он живет в Аштаракском
	районе, в селе, которое так и зовется —
Воскеваз, руководит укрупненным  колхо-
зом «К коммунизму».
	Атанесян, агроном по образованию, на-
чал работать с «Воскевазом» еще до войны
	QUOTES EE
	ДИССЕРТАЦИЯ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОЛХОЗА`
	можно лолго и возобновил эту работу после войны, ко-
	гда, демобилизовавшись, вернулся в род-
ное село. :

С 1948 года он председатель правления
колхоза «К коммунизму». Колхоз выделил
ему участок, на котором Атанесян продол-
жает свои опыты, готовя кандидатекую
диссертацию ‘о методах удобрения. вино-
градников. О ней знают и в Академии
наук Армянской ССР. Доктор. сельскохо-
зяйственных наук, профессор Г. `Агаджа-
нян и доцент Е. Мовсесян — руководите-
ли диссертационной темы  Атанесяна —
часто наведываются на подопытный уча-
сток председателя колхоза.

Совсем недавно Атанесян за высокий
урожай виноградников — 3300 центнеров с
20 гектаров поливных земель —был на-
гражден орденом Ленина. Это уже более
160 центнеров «Воскеваза» с гектара —
первая победа ученого-агронома.
		Г БАГРАЗЯН
	индийской литературы н искусстга
в Союзе советских писателей СССР
	ки. «Люди этих республик достигли такого
культурного уровня, — говорится в заявле-
нии, — которому позавидовали бы многие
страны». Г Е

— Борьба за мир под руководством ве-
ликого Сталина _ является лейтмотивом со-
временной жизни Советской страны. Нас
тронули гостеприимство и дружба, которые
мы встречали повсюду, — сказал Харин»
дранат Чаттопадхайя. Он закоичил свое
выступление здравицей во имя мира, во
имя дружбы народов Индии и Советского

Союза.
На конференции присутствовали пред-
	ставители советской и иностранной печати,
	писатели Москвы.
	Вчера на пресс-конференции в Союзе
советских писателей члены делегации пи»
сателей, журналистов и деятелей культу-
ры Индин, гостящие в СССР, поделились
своими впечатлениями о поездках по горо-
дам и республикам Союза.

Пресс-конференцию открыл заместитель
генерального секретаря ССП А. Сурков.

С заявлением от имени делегации вы“
ступил Хариндранат Чаттопадхайя.

‚ — Все живое в Советском Союзе свя-
то, — сказал он, — отношение к человече-
ской жизни преисполнено’ глубокого ува-
жения. Гле бы мы ни бывали, мы видели
	убедительные доказательства феноменаль-
ных успехов, достигнутых Советским Сою-
зом за послевоенные шесть лет.

В заявлении делегации особенно подчер-
кивается всесторонняя забота советского
правительства о рабочих, о простых лю-
дях, независимо от их пола и националь-
ности. Поездки в Грузию и Узбекистан
показали членам делегации торжество
ленинско-сталинской национальной полити-
	Гостям было задано много вопросов. От-
вечая на них, Джанг Бахадур Сингх, Шам
Jian, Бхабани Бхаттачария, Чандралека
Патель рассказали о борьбе индийского
народа за мир, о том, как члены делега-
	ЦИИ намереваются по возвращении на
родину поведать народу свои впечатления

от поездки в страну Советов.