Н. ЛУКИН.
	директор 265-й шнолы
горю. Москвы
		”

Проходят года. Нет уже в школе тех
учеников, Которые обещали товарищу
Сталину выюоко держать знамя школы. Но
в учительской на самом почетном месте
висит дорогое письмо, и каждый год пер-
вого сентября, котда директор и учителя
поздравляют ребят е началом учебном го-
да, всегда вспоминается слово, которое
дали вождю восемь лет назад наши пионе-
ры и комсомольцы.
	В этот день мы стараемся объяснить
ребятам, что их предшественники дали
это слово не только за себя лично, а за
всю школу —— за всех ребят, которые бу-
дут учиться в этой иколе через десять и
двадцать лет, и за тех, кто вейчае в пер-
вый раз переступает ее порог. Мы ста-
раемея возможно чаще напоминать о тра-
дициях, созданных нашими учениками,
созланных ‘советской жизнью:
	Иногда в школу приходят нами бывшие
ученики. Встречаяеь с ребятами, они рас-
сказыватют, как жила и работала школа
в годы войны, как в борьбе м труде со-
здавалея дружный, смаянный коллектив
учеников и коллектив преподавателей. Та-

кие беседы имеют огромное воспитатель-
ное значение. Новичкам становится понят-

ным, когда и кем заведен сложившийся в
школе порядок, стиль школы, ее традиции.
Охнажды к нам приехая полковник, наш
бывший ученик. Я новел его в один из
самых беспокойных  класеов — в шестой
клас. Он рассказал  фебятам о cede H
своих товарищах и закончил свою беседу
словами о том, что и в огне войны не за-
бывал своей школы и гордился ею. После
этой беседы ребята ттеетого класса дали
слово. что у них вое будет в порядке.
	Прошла неделя. Я сидел в учительской.
В дверь постучали. Вошел мальчик из ше-
стото класса и, смущаясь, сказал: «Bac
просит зайти в нам классный руководи-
	тель». .

«Опять что-нибудь натворили, — с 40-
садой подумал я. — Только неделя 1fpo-
шла, и вот, на тебе, сорвалось. Вот Tete
и педатогика с пеихологией, умноженная
на практический опыт».
	В классе стояла тишина. Учительница
еказала, что поовала меня по просьбе
мальчиков. У них есть вопрос, который
они ме могут решить. «Ну, кто мне изло-
жит ваш спорный вопрос?» — спросил я.
Легкий шум. Все глаза обратились на пред-
седателя совета пионерского отряда. Ока-
зывается, дело было в том. что один из
школьников не выучил урока, надерзил
учительнице и товарищам. ‘«Он нае опо-
зерил—товорили ребята,— опозорил честь
нашей школы. №ласе просит вас иеклю-
чить его из нколы». Я понял, что вижу
в действии прием, одобренный Макафенко,
вижу здоровый коллектив, который соби-
рается наказать своего нераливого товари-
ща. Олнако горячность ребят была поспеш-
ной. Сославшись на позднее время, я
предложил им подумать 0б этом еще раз
и завтра до уроков сообщить свое оконча-
тельное мнение. На друтой день после
бурного собрания ребята решили, что про-
винившегося нало оставить и всем клае-
сом помочь ему.

=”
*

Кончилахь война. Наш народ стал те-
шать новые задачи. Начались тоды мир-
ного созидательного труда, годы грахиоз-
ных строек, началось великое преобразова-
ние природы по сталинскому плану.
	Так же, как и весь нарол, школа стала
жить этими великими и блатородными за-
зачами. Нынешней весной я вилел грунту
ребят. Уже несколько дней они  собира-
лись на одном и том же месте и чем-то
се увлечением занимались. Я подошел к
ним и спросил: «Что вы здесь делаете?»
	«Мы играем... а разве. нельзя... так мы
уйдем!» «Нет, нет, играйте». «Можно ит-
	геновским печам, разбирают, как говорит

мастер, «чужие грехи».
— Почему же мартены простаивают из.

за неподачи шихты? —— спрашиваем за-
местителя  хиреклора завода тов. Гри-
горьева.

— Ато вам сказал?

— Сталевары.`

—- Если бы это было так, — возразил
Григорьев, — мы бы план свой не выпол-
няли. А ведь план-то завод выполняет!

Так вот в чем дело! Действительно,
в мае, например. первый мартеновский
пех выполнил план на 102,7 процента.
Ва июнь — на 100 с какими-то десятыми
долями. А вот июльский план недовыпол-
нен на несколько десягых процента. Но
насколько же больше цех мог выплавить
‘стали, если бы его в достаточной мере
снабжали полнопенной worn?
	Старший мастер первого мартеновското
цеха лауреат Сталинской премии Семен
Васильевич Чесноков на этот вопрос от-
ветил так:

— На десять процентов больше, чем
выплавляем сейчас!

Знают ли 06 этом руководители Глав-
епецетали, в непосредетвенное подчинение
которого входит «Серп и молот»? Из раз-
товора с ваместителем начальника главка
тов. Савельевым выяснилось, что не знают.
	- — ПШлан У завода весьма напряжен-
ный, — сказал тов. Савельев, — и значи-
тельно перевыполнить его он не может.

— А смог бы завод получать сырья
столько, чтобы он имел возможность зна-
чительно перевыполнять план?

— Странный вопрос, — удивился
тов. Савельев. — Завод может быть обеспе-

чен шихтой в таком количестве, какое он
способен переработать.
	Так в чем же дело’ Оказывается, все
очень просто.‘ «План-то завод ‘вынюлняет!».
Вот и успокоились руководители  Глав-
спецстали. Не торопятся и руководители
завода использовать внутренние ресурсы:
в шлаковых отвалах, находящихся на за-
BOICKOH площадке, и поныне покоится
немало лома. А — сталевары-скорост-
ники 3-32 HEIOCTATRA шихты лишены
возможности зналительно узеличить вы-
плавку етали.
	О том, се какой «ритмичностью» рабо-
тают сталевары, можно судить по такому
примеру. Сталевар Чесноков 9 июня вы-
полнил свой сменный план па 124,5 про-
цента, а сталева Субботин — лишь на
86,8 процента. Но значит ли это, что
лауреат Сталинской премии Субботин ра-
ботал в этот день хуже, чем его товарин
лауреат Сталинской премии Чесноков?
	Вичего подобного. Просто Чеснокову 9 ию-
	За четыре месяца фебята фассортирова-
ли около полумиллиона писем. Эта работа,
видимо, и явилась побулительной причи-
ной к тому, чтобы писать письма бойцам
на фронт и в тоспитали. Ребята писали ©
том, что шефетвуют над детеким домом
детей-фронтовиков, о THMYPOBCKOM движе-
нии и о друтих евоих делах. Векоре мы
сталин получать мнорочисленатые ответы.
«Вы, может быть, считаете свой труд ма-
лельким? — писал один из защитников
Родины. —= Нет, ваш почин есть вклад в
дело разгрома врага, ибо каждый отец,
брат, идя в бой, знает, что о сыне, брате,
сестренке заботится вся страна. Ваш ма-
ленький труд — большое, благородное де-
ло. Враг на своих плечах почувствует, что
значит ваша помошь, что значит нерупги-
мая дружба Фронта и тыла. Но шить, пи-
лить и стирать, заботиться о малышах —
этого мало. У вас основная работа — уче-
ба. Сегодня вы сидите за партой, а завт-
ра, может быть, будете в одной из частей
Ерасной Армии».

Только за олин месяц мы получили ло
200 таких писем. Ребята чувствовали,
что не только учителя, а вевь народ тре-
бует от них хорошей учебы, высокой дис-
циплины, и воспитательное воздействие
таких писем на лентяев было гораздо
сильнее наших узещеваний. и внушений,

На одном из комсомольских собраний
ребята заявили, что хотят внести и свой
вклад в вооружение армии. Секретарь ко-
мнтета комсомола внес такое предложение:
«Мы не можем собрать столько денег,
чтобы купить TAHR или самолет, но пу-
лемет купить, наверное, сможем. Давайте
попросим Иосифа Виссарионовича Сталина,
чтобы построили пулемет имени 265-й
школы я вручили ero лучшему пулемет-
чику-комеомольцу». Нредложение было с
радостью принято, и через три дня деньги
перевели в банк. Долто, с большими вол-
нением и великой любовью сочиняли ре-
бята письмо товарищу Сталину.

После того ках письмо былое отиравле-
но, в каждем классе начались подечеты,
сколько дней оно пройдет, когда можно
ждать ответа. Через 2—8 дня быле реше-
но, Что Письмо получено и Иосиф
Виссарионович его читает. И после этого
не было часа. чтобы я не слышал вопро-
	са: «Еще нет ответа!»

Олнажды рано утром, еще до начала
занятий, ко мне прибежали несколько
учеников и взволнованно сообщили, что
меня спрашивалот. ;

Я вышел на KpLIIETO maou. Y woxs-
езда стояла машина. Военный человек до-
стал из портфеля пакет. «Вам письмо, —
сказал он, — от товарища Сталина».

Весть о письме миновенно облетела pe-
бят. Школа гудела. Вее ученики были в
сборе. Как только я вошел в зал, сразу
	наступила тишина.
Я вокрыл конверт и прочел вслух:
	Москва, школа № 265

Директору школы товарищу МЛукину
Передайте  пионерам, школьникам
школы № 265 г. Москвы и 9aa-
шимся  учебно-производственных  Ma-
стерских, собравшим 10.000 рублей
на строительство пулемета имени шко-

лы № 265 и учебно- производственных
мастерских г. Москвы, мой горячий при-
	вет и благодарность Красной Армии.
Желание учащихся будет исполнено.
	И СТАЛИН

_o—
  всюду гоняют». Было видно, FTO 91%
дружная компания претерпела много «не-
приятностей», прежде чем нашла стокой-
ное место. Я попросил объяснить, что у
них за игра. «Вот видите, этот большой
ручей — Воага. а это — Дон, а это — ка-
нал Волга—Дон, а это Цимлянское водо-
хранилище и электростанция, & 9T0 -—
Куйбышевская». И началось перечисление
мощностей элеклростанций, протяженности
элеклролиний. Нели в объяснении допус-
калась неточность. то сейчас же кто-ни-
будь из ребят исправлял ее.

Одно за другим выпались слова: скре-
перы, бульдозеры, нортальный кран, ша-
тающий эвокаватор. Оказалось, что здесь
представители самых различных спепиаль-
ностей, будущие строители великих строек.

И в сотый раз пришлось мне удивиться
широким познаниям ребят и ‘тому влия-
нию, которое оказывает на них налша пре-
красная, налюлненная трудом Жизнь. В
другой раз я шел с труппой шестиклас-
сников мимо Красных ворот, и ребята
рассказали © том, какие высотные здания
строятся в Москве, сколько у них этажей,
какие сроки стройки, Kan выполняется
план, «Я буду строить метро, вот в
Москве закончат, а потом будут строить
в других городах», — товорил один. «Я
буду строить высотные здания, 4 затем
Дворец Советов», — перебивал другой. Так
мечты наших ребят переплеталотся е дей-
ствительностью, потому что мечты эти —
не пустые, а реальные, осуществимые.
Эти мечты и стремления мы культивируем
у наних учеников всем содержанием учеб-
ной и воститательной работы.

На уроке физики учитель сообщает ©
Куйбышевской и Сталинградекой  тидро-
электростанциях, о линии передач в 800
и 1200 километров с налряжением в 400
тысяч вольт. Это — физика жизни, физи-
ка наших дней, напвих гранлиозных до-
‘стижений. .
	На уроке географии напги великие пла-
ны сразу делают зримой и интересной го-
тубую ниточку Волги на карте. Река
словно оживает, и ученики налеребой на-
чинают рассказывать о том, что они BH-
дели в прошлом году, когда они северша-
ли похол по берегу реки Волги вместе co
своим учителем геотрафии.
	В кабинете  естествознамия висят еде-
ланные ребятами схемы и карты, иллю-
стрирующие великое преобразование при-
роды. & ним часто обращается учитель,
рассказывая о работах Тимирязева, Мичу-
рина, Лысенко, 0б их вкладе в нашу оте-
цественную науку.

На уроках истории, Конетитуции СССР,
литературы перед учащимися встает вели-
чественный 0браз советского народа —
творца коммунистического общества.

Наши юноши не только мечтают о сво-
ем будущем, они знают и уверены, что
их мечты ебудутся.
		Работа лучших советских педагогов —
пример» для всего учительства. № числу
педагогов, идеи которых оказывают боль-
тт0е влияние на воспитательную Работу
советской школы, следует отнести и
А. С. Макаренко.

А. С. Макаренко близок и понятен каж-
дому учителю. Он отразил в своих педа-
тогических взглялах мыели тысяч совет-
	гогических взглядах мысли тысяч CORED
CRUX учителей. Эти мысли родились и по-
	лучили свое выражение в тактике раоо-
ты советской школы, а их идейной основой
служит великое учение Ленина-—Сталина.

Я не принадлежу к числу тех учителей
и директоров школ, которые ставят перед
собой залачу точно копировать все прие-
мы А С. Макаренко. Kan правило, та-
кие попытки терпят крах. В деле вое-
питания, требующего творческого подхо-
ла, обречено на неудачу механическое
применение тех или иных форм работы,
без учета условий и особенностей вре-
мени.

«Проблемы школьного совотокого воспи-
тания не могут быть выведены из поло-
жений, стоящих вне советской обществен-
ной жизни», — указывал А. С. Макарен-
ко. Многие голы моей педагогической
практики полаверлили справедливость и
глубину этого положения.
	Школа, которой я руковожу, созда-
валась в тоды войны. Учашиеся и
учителя пришли тогда из разных
мест. Требовалось самим приводить В
порядок школьное здание, содержать его
в пнотола PATNTARIATT тоттиво BBELIM-
	в чистоте, заготовлять топливо, ви
нять работу в мастерских. При этом глав-
‘ное было, конечно, для педатотов — хоро-
шо учить, для учеников — хорошо учить-
ся.

Жиэнь заставила’ нас искать методы, ©
помощью которых педагог получил бы
возможность быстро и уверенно сплотить
ребят в крепкий коллектив. И надо ска-
зать, что идеи и опыт А. С. Макаренко в
этих поисках оказали нам неоценимую

` ПОМОЩЬ.

На первых порах мы и направили во-
лю и усилия всех ребят на преодоление

‚ трудностей, которые переживала школа.

Напряженнюй работой были заняты Bee:
0т самых маленьких до самых старигих.
Каждый вкладывал в общее дело долю
своего труда. Это и положило начало на-

_выкам общественного труда и поведения
учащихся, формированию стиля школы и
ее традиций.

«..Вели перед коллективом нет цели, —
товорит ^ А. С. Макаренко, — то нельзя
найти ©10с0ба ero организации. Перед
каждым коллективом должна быть  постаз-
лена общая коллективная цель, — не пе-
ред отдельным классом, а обязательно пе-
ред целой школой».

Эту цель нам не пришлось  придумы-
вать — ее поставила перед нами жизнь.
Эта цель формулировалась коротко и яено:
«Bee для Фронта — все для победы»,

Олнажды в школу пришел  представи-
тель  военно-почтового  сортировочного

пункта Действующей армии и попро-
сил помочь сортировать письма. Пионеры
и комсомольцы © радостью откликнулись
на эту просьбу. Они приняли решение
ежедневно посылать в сортировочный поч-
товый пункт  тридцать-сорок лучших
учеников.
	В порясне обсуждения вопросов исполь-
зования педагогического наследия А. С. Ма-
	каренко.

ое ee

В Ленинградском филиале „Академии APA а-
АУ о, нзассё Гяавного Туркменского канала, Уже завершен
	новых населенных пуннтов По ое
первый этап работы по проентирован

НА СНИМКЕ: архитекторы ©, А.
ванием жилых кварталов Тахиа-Таша.

собственный
	Se sa a uh ces aM et MS SPO as A LE A A AL OE Sa mB ws PL END APT >
	юванию Тахна-Тамза,
А ИВАНОВА и Г. В. ЧАРНЕЦКИЙ за проектиро-
	ри ира тории,
	рл. ШОРОР.
	корреспондент
	Фото В ФЕПОСЕЕБВА

«Литературной газеты»
	5ез ссылок на источники...
	Учиться Григорий Руфович Гросеман ие
любил. Оценки в его зачетной  юнижЕс
преобладали посредственные. Да и трой-
ки он получал, Kak говорят студенты,
вить CO второго, а то и © третьего за-
	хода.

Но неприязнь Е науке не мешала
Григорию Руфовичу понимать все выго-
ды, которые она ему может принести.
Государство хорошо обеспечивает людей с
ученой степенью. Значит, надо получить
эту степень, решил Григорий  Руфович.
Однако в Иркутском  пединетитуте, куда
на заочное отделение Григорий Руфович
поступил уже в зрелом возрасте, дела у
него шли неважно. Даже на экзамене по
истории СССР, которую он избрал своей
будущей специальностью, он умудрился
провалиться дважды.

Случай этот. крепко огорчил прелоха-
вателя Дужова. Скрепя сердце, поставил
он Григорию Руфовичу тройку.

— Непутевый студент, — решил Ду-
лов. — И зачем только ему институт?

Но Григорий Руфович отлично 3824,
зачем. «Неважно знать — важно сдать» —
было его девизом.

Наконец, кое-как одав государственные
ш кандидатевие экзамены, Григорий Ру-
фович предетавил свое творение.

— Вот. Исследование. — Многолетвай
труд... —— екромно сказал он.
	Увесистая папка © сугубо научным за-
	головком — «№ истории крестьяневой
колонизащии Забайкалья ХУП-—ХХ ве-
ков» — произвела впечатление на доцен-
тов Иркутского университета М, Гудош-
никова и Ф. Кудрявцева. Бегло просмот-
рев диссертацию, доценты заключили:
можно представлять на соискание ученой
степени кандидата  историчееких HAY.
Неизвестно, как обернулось бы дело, если
бы кандидат в кандидаты защищал свой
«труд» в Иркутеже. Но в Иркутеке не
охазалось высококвалифицированных епе-
циалиетов-историков, и Григорий Руфо-
вич отправилея в далекий Воронеж. Один
уз оппонентов — профессор С. А. Покров-
охий, был добр и блатодущен. Обриюовав
большие и несомненные достоинства ис:
следования, он кратко коснулея недостат-
вов и заключил, что Григорий Руфович
достоин ученой степени. Другой  оппо-
нент, хоцент В. Н. Замятин, отметив в
	письменном отзыве, что в работе «err,
	ном на завод ответе за № 24-910 op 5
сентября 1950 года начальник  Главепец.
стали тов. Блохин писал:
	«министром дано указание  Гипромезу
разработать проект организации разливки
стали на тележках в мартеновоком цехе
№ 1 со стоком окончания проектного ва-
	дания и техно-рабочего проекта в 1951
году...»
	Указание-то дано, а что сделано?..
	Заместитель начальника Главенецетали
по капитальному строительству тов. Ци-
бирев сказал мне, что Гипромезом пока
составлено лишь проектное задание. Но
когда будет составлен сам рабочий про-
ект, тов. Пибирев сказать не смог.
		цитаты без ссылок на иоточеики», ооглаз
силея, однако, в оценке в Покровеким.

— Быть ему кандидатом nays! — рез
шил ученый совет университета. Решение
это утверлила и высшая аттестационная
комиссия. Вновь испеченный кандидат с
ликованием возвратился в Иркутск. Мечты
его сбылись!

Пренодаватель педагопического институ.
та Дулов искренне обрадовался за своего
бывиего ‘ученика: ведь какой нерадивый
был, а, поглядите, —— ученым стал!

Но радость учителя была преждевреч
менной. Вскоре он приехал в Москву и
получил возможность — ознакомиться 6

«трудами» ученика. Читая в Библиотеке
имени Ленина диссертацию Гросемана, Ду
лов глазам своим не поверил: 130 страниц
из 265 оказалиеь списанными из разных
источников. Один абзац Григорий Руфовач
выписывал из работы, изданной в 1900 гоз
ду, другой — из книги; вышедшей в 1942
году, третий — из трудов «Вуломзинской
комиссии» и т. д.

Впрочем, справедливость требует отиез

THTS, Что К списыванию он подходвл

KTBOD DOCH > , Tax, например, списывая 6

‘книжки Кауфмана «Земельные отношения

и общинные порядки в Забайкалье», из-
данной в 1900 году, Григорий  Руфовяч
никогда не забывал переводить все глаз
голы из настоящего ‚ времени в прошедз
шее...

В то время как Дулов олелал  немалоз
вазюное для характеристики Григория Руз
фовича открытие, последний развивал доз
стигнутый успех. Он решил обнародоватв
свою диссертацию, на этот раз под загоз
ловком «Очерки хозяйственного быта 38-
байкалья ХУП-—ХХ веков». Если в дисл.
сертащии списано из других источников
130 страниц из 265 возможных, TO
здесь — только 70. Впрочем, 70 только
найденных.

В Иркутском областном издательстве ©
Гроссманом поопелили заключить  дото-
вор и выдать аване.

Жотда мы спросили Григория Руфовича,
нет ли в его раббтах цитат без указания
источников, он гордо восклижнул:

— Чо вы, как можно!

Мы перечислили ему десятки ‘украдена
ных страниц и назвали  юлиги, из KOTO
рых опти были украдены. Григорий Руфо-
вич скорбно молчал несколько минут, п
том спросил с милой детокой наивноетью:
‚ — А разве нельзя переписывать и 1
неся 6 откуда?

— А мне сказали, что можно, что таз
кой метод существует... Я ведь неопыт-
ный, Значит, так нельзя? — mepecmpocux
он и смиренно хобавиле — Да, выходит,
в этом моя ошибка, В методе! Что axe une
теперь делать?

Мы посоветовали Григорию Руфовичу
налтисать о своем оригиналыном методе в
Высшую аттеотащионную комиссию и в
ученый совет Воронежского университета:
Пока неизвестно, послуталея ли Григорий
Руфович этого совета... Известно только,
что он попрежнему считается кандидатом
исторических наук и преподает в иркут
ском филиале Всесоюзного заочного pura
ческого института,
	ИРКУТСК
же
	_ Новые каши для детей
	Толстой Л. Рассказы для детей. (Серия
«Школьная библиотека»). `Детгиз. 64 стр,

Горький М. Рассказы и сказки. Для млад-
шего и среднего возраста. Детгиз, 116 стр.

Беспощадный П. Дружба. Стихи. Для до-
школьного возраста, Сталино. Облиздат.
16 стр.

Благинина Е. ‘Вот какая мама. Стихи. Для
дошкольного возраста. Детгиз, 16 стр.

Боровинов Г. Вода пришла. Рассказы. Для
младшего возраста. Саратов. Облиздат, 56
стр.

Васина-Гроссман В, Первая книжка о му’
зыке. (Серия «Школьная библиотека»). Муз:
гиз. 159 стр.

Вахов А. Неожиданные встречи, Расска
зы. Владивосток. Примиздат. 40 стр.

Вороннова Л. Снег идет. Для младшего
возраста. (Серия «Мои первые книжки»).
Детгиз. 64 стр. .

Григулис А. Третья бригада. Повесть. Для
среднего возраста. Перевод с латышского
	Ддетгиз. 128 стр.
Доброленская Ю. На солнечный простор:

Повесть. Для среднего возраста. Детгиз,
256 erp.
	Иваненно O. Hyna летал вдик. Сказ-
ки. Для младшего возраста. еревод с ук-
раинского. Детгиз. 176 стр.

Кунгуров Г, Топка. Повесть. 3-в издание,
дополненное. Иркутск. Облиздат, 131 стр.

Ляпунов Б, Рассказы об атмосфере. Для
среднего и старшего возраста. Детгиз. 96
стр, у

Нагишнин ЛД. Храбрый Азмун. Амурсние
сказки. Чита. Читгиз. 144 стр.

Ольхон А, Якутские волшебные сказни 6
Нюргуне Стремительном Светлом  Витязе;
Иркутск, Облиздат. 92 стр.

Островой С. Кто всех сильнее. Стихи, Лат
госиздат. 32 стр,

Рогова 0, и Чернышева А. Юным руко:
дельницам. Для среднего и старшего воз
раста. Детгиз. 120 стр.

Хавк. О. Тайна старого фрегата. По
весть, Чнта, Облиздат. 68 стр.

Тараторкы. Русские народные песенки,
сказки, потешки, загадки. Составила А. Куд-
	Bo ee Ans дошкольного возраста, Детгиз.
32 стр.

Тараховская Е. Стихи. Для младшего в03-
раста. Детгиз. 64 стр.
Твой праздник. Поэмы для детей. Для
мпадиего и среднего возраста, Киров. Обл“
излат, 147 стр.

Чалый Б. Всюду есть товарищи у нас
Стихи, баллады, поэмы, Для срелнего в03:

раста. Перевод с украинского, Детгиз,
стр.
	Правильность идей проверяется прак-
тикой. Сама жизнь, педагогические труд-
ности и задачи, которые ежедневно рож-
дает действительность, толкнули Hat Ha
внимательное изучение и использование
идей Макаренко. И я на основании на-
его оныта могу с уверенностью сказать,
что основные ето педагогические взгляды
денны и правильны.
	«Наше детекое общество должно отра-
жать жизнь всей Советской страны, — го-
ворил А. Макаренко — Школа должна 60-
роться за коммунизм © такой же волей, с
таким же мужеством, с таким же напря-
жением, как м все наше общество. И с
такой же радостью!»
	Замечательные слова! Слова, проверен-
ные практикой,
	ня удалоев получить шихты больше, чем
	Субботину. А вот 11 июня не повезло
Чеснокову. Он выполнил в этот день свой
сменный план лишь на 95,4 процента, а
Субботину, наоборот, «посчастливиловь»—
он дал 106,8 процента.

На заводе в этому привыкли, считаюг
	вполне нормальным явлением.
oe
_
	Через несколько дней я пришел в тот
момент, когда Чесноков принимал от Суб-
ботина смену. На этот раз шихта и другие
материалы подавались сравнительно хоро-
mo. HW нужно былю видеть, как  радова-
лись сталевар и его подручные каждой
приходившей со „двора лебедке се шихтой,
каждой поданной в печь мульде лома,
каждому заваленному пакету спресеован-
HOTO железа.

В этот день Чееноков еварил скороет-
	ную плавку за 5 часов 40 минут вме-  .
	ето 6 часов 50 минут — на чае десять
минут раньше графика.

Наступал торжественный момент — мо-
мент выпуска сваренной стали. Сейчас
подойдет к выпускному жолобу первый
подручный, ударит пикой в заделаннюе
отверстие, из которого, езаряя цех милли-
онами огненных искр, хлынет бурный по-
ток металла. Но прибежал начальник, еме-
ны и сообщил, что разливочная «канава»
не может принять сваренную сталь.
	йитейщики дорожили каждой секундой
времени. ОФни изо всех сил старались при-
тотовить «канаву» к выпуску плавки. И
то, что они все-таки ее не приготовили,
произошло не пю их вине.

Директор завода тов. Ильин говорит, что
разливочная, «канава» сдерживает произ-
водительность мартеновских печей на де-
сять-пятнаяцать процентов.
	И здесь еще десять-пятнадцать ‘процен-
тов!

— Нужно реконструировать — литейное
отделение, — добавил тов. Ильин. — На
протяжении десяти ле? мы ставили 09
этом вопрое. ;
	...В июле протлото гола группа литей-
(иков первого мартеновского цеха через
заводскую  многотиражку  «Мартеновка»
обратилась лаже к бывшему министру
металлургической промышленности, ныне
работающему заместителем министра
черной металлургии CCCP тов. Кузьмину
с открытым письмом. Яитейщики писали:
«Ванава» у нае очень тесная, раесчитат-
ная на старые, маломощные печи. Натиа
работа протекает в напряженных усло-
БИЯХ». :

Тов. Кузьмин счел, видимо, претензии
	литейщиков  справедливыми. В прислан-
	Взрыв радости, который мне пришлось
наблюдать в тот день, трудно передать
словами. Ребята хали слово вождю Ha-
стойчиво и упорно учиться.
	Николай СГОЛЯРОВ

цифические» условия
	bee Политехническом музее шла пу-
бличная лекция на тему «Как мы варим
сталь в мартеновеких печах». Читал ее
мололой сталевар московского завода, «Серп
п молот» лауреат Сталинской премии Ви-
талий Михайлов.

На лекцию пришли многие научные ра-
ботники металлурпической промышленно-
сти, инженеры-сталенлавильщики,  сту-
ленты Московского инелитута стали, пу-
сатели и журналисты. Михайлов расска-
зывал, как варят сталь он и ето сменши-
ки по мартеновской печи молодые стале-
вары Николай Чесноков и Анатолий Суб-
ботин, тоже удостоенные Сталинских 1ре-
mutt.

Речь шла о том, как осваивалось при-
менение кислородного дутья в мартенов-
ских печах; как боролись за Увеличение
их стойкости; как искали новые пути для
перехода на массовое скоростное варение
качественных сталей. Аплюдисментами бы-
ло встречено заявление сталевара о том,
это переход от выдачи единичных скоро-
стных плавок в массовому скоростному
сталеварению не только возможен, во я
подтвержден практической работой мно-
гих Сталеваров.

Korda окончилась лекщия, один из елу-
тателей задал вопрос:

— Пакое количество скоростных пла-
воЕ варите вы сейча?

— В средыем сорок процентов, — ска-
зал Михайлов.

— А почему не все, если считаете это
возможным?

Явно чего-то недоговаривая, сталевар
етветил:
` — Мы варим сталь че в лаборатории,
3 на заводе, где есть свеи специфические
условия...

06 этом ответе я вопомнил сейчаю, при-
дя на завод, чтобы познакомиться с рабо-
той сталеваров «Серпа и молота».

— Koro Bh считаете лучшим сталева-
ром? — спросил я начальника первого
мартеновского цеха тов. Лебедева.

— Николая Чеснокова, — ответчл
пов. Лебедев.

‚ Войдя в цех, мы увидели Чеснокова. Он
Стоял у завалочной машины.
	— Как илут дела’ — спросил я.
	ЛИТЕР
	АТУРНАЯ ГАЗЕТА
	7 августа 1951 г. de 90
	Вместо ответа он показал на барьер,
где стояли порожние железные ящики -—
мульды. Задерживалаеь подача шихты.

‘A per шихта — это то, из чего вы-
плавляется сталь: металлический лом, чу-
гун, добавочные материалы, загружаемые
в печь в точных пропорциях, в установ-
ленное графиком время.

На доске графиков против смены,
в которую работал Чееноков, было за-
писано: «Плавка № 45806. Начало за-
валки печи — в 8 чае. 30 мин., окюнча-
ние —в 10 чае. 30 мин.». Часы пока-
зывали без четверти двенадцать. А печь
все еще была не загружена.

Наконец, с шихтового двора подошла
подвесная лебедка, подала на барьер три
груженных металлической стружкой муль-
ды, забрала порожняк и ушла.

— Загружать такой стружкой печь—
все равно ‘что соломой топить паровоз, —
недовольно заметил Чееноков.-— И состав-
ляет она сегодня почти половину шихты,
хотя есть приказ министра, обязывающий
применять ее не более десяти процентов.
А вот если бы подавали шихту  бесие-
ребойно, я завалил бы печь за чае три-
дцать минут — на полчаса раныше гра-
фика. Вот и выходит, что только во время
завалки печь простояла два часа. А это—
десятки тонн недоланной стали!
	В этот момент пе шихтовой  пло-
Make, заваленной металлической струж-
кой и другим легковесным люмом, бегал
мастер шихтового двора тов. Федулов.

— Видите, что делается? — спросил
тов. Федулов и сам же ответил: — Ни до-
статка, ни порядка!

Й. действительно, на шихтовом дворе
неё было ни того, ни другото. Рабочие пгих-
тового двора оттаскивали В сторону длин-
ный, не вмешавитийся в мульды лом.
	— Эт длинномер подан сюда по ха-
латности начальника  московското город-
ского управления «Главвторчермета» тов.
Балясникова.

— Неужели он не знает, что этого де-
тать нельзя?
	— онает. Вогда работал сам на заводе,
требовал, чтобы лом подавался разобран-
ным по сортам и размерам, был снабжен
паспортами и данными химического ана-
лиза. А сам что делает? Подает все ско-
пом, навалом, чохом, — там разберут!

И работники шихтового двора, задер-
	кивая еоставление и подачу шихты в мар-
	Завод «Серп и молот» — одно из с3-
мых известных металлургических  пред-
приятий страны. Именно здесь, на этом
ззводе, старейпими  сталеварами Филип-
пом Ивановичем Свешниковым и Семеном
Васильевичем Чесноховым было положено
	начало скоростному варению качественной
етали.
	оамечалельные люди работают на этом
заводе — неутомимые труженики,  BAOX-
нювенные творцы, нодлинные — мастера
своего дела,  возведшие труд на степень
большого искусства. Многих новаторов ме-
таллургического производства, имена кото-
рых известны всей стране, выдвинул из
своих рядов коллектив «Серпа и молота».

Рабочие завода горят желанием pato-
тать как можно’ лучше, дать стране me-
талла как можно больше. Мастерство их
стахановского труда выросло так высоко,
что они могли бы значительно увеличить
выплавку стали. Но получается так, что
творческий труд сталевалов. их стаханов-
	све мастерство, их патриотический
порыв сдерживает и тормозит суще-
ствующая на заводе  отсталая  организа-
	ция производства. Да и действительно,
разве может удовлетворять еетодня стала-
варов-стахановцев работа  разливочной
«канавы», которая осталась почти в том
ие виде, в каком она была еше до ре-
конструкции мартеновских печей, произ-
водительность которых увеличилаеь в не-
сколько раз. В результате, сталеварам-
скоростникам приходится «становиться зв
очередь» на разливочную «канаву», чтобы
ВЫДАТЬ ГОТОВУЮ Сталь.
	Бот они — «специфические условия», о
которых умолчал сталевар Михайлов, от-
вечая в зале Политехнического музея на
заданный ему вопрос о количестве. скоро-
	СТНЫХ ПЛавок.