—
		Выхватить отдельныю BUI La. lb o hit
средства или набор средств, применявиих-

К ЗМ ге . 6UwmaAnodwease OD
	Ее

сея с успехом в определенных условиях 20
лет назад А, ©. Макаренко, и механиче-
сии перенести эти срелетва сетодня в
правлику своей школы вовсе ке означает
правильного использования его педагоги»

tT...”

meri › MY AR neces
	oe Te

ческого наследия, Необходимо творчески

и критически применярь В практике pa-

боты Школы теоретическую GCHOBY g
	главные методы, определяющего пелатоги-
ческие взгляды А, С. Макаренко, оевобож-
даясь от всего устаревшего и наприюу де:
мого в условиях современной маюсовой 05:
щеобравовательной школы,

Учителя и родители в своих письмах в
а Чен зпразел тизо указывают, 419
	редакцию справедливо yee Th
Академия педагогических наук и ву

екмо
жны
гать
кой
ся в
пока
ежих

кафедры педагопики на местах 19т-
болюе активно и действенно помо
советскому учитольству и родитель:
обиееетвенноети правильно разобрать:
наслелии Макаренко. № сожалению,
что в трудах Академии пелагогиче-
наук, кроме лекларативных, поверх-
	ностных статей о Макаренко, ничего на
yror счет не появилось. Яурвал «Совет
ская педагогика» ограничиваетя юбилей-
ными славословиями в адрес Макарено,
не заботясь о том, чтобы пропатанхиро-
вать ценные методы А. С. Макаренко и
настойчиво внедрять их в Практик
	В постановлении ПК ВКП(б) «0 пех:
	логических извращениях В многое на»
комиросов» указывалось, Что «широкий,
разносторонний опыт многочиеленной ар-
мии школьных работников не разрабиы
вается и не’ обобщается...» Надо сказать,
что наша педатогическая наука еще не
сделала всех необходимых выводов из эт
го указалия. Между тем именно непосра-
ствонное изучение ботатейшей сокровиц-
ницы коллективного опыа учителей п
творческое обобщение этото опыта, внима-
тельное и коитическое изучение пелаго-
	тических взглядов A. ©, Макаренко
в плане использования их в пракии-
ке нынешней школы помогло бы  изжить
еновной и самый крупный порок эй
	науки —— отставание тесрии от прантиии
советской школы, от жизни, от современ-
	ных требований,
Министерства просвешения и Академия
	педагогических наук РОФСР должны  за-
нять ясную и четкую позицию в вопросах
	пепользования Педагогического наследия
А. С. Макаренко, ломая сопротивление
консерваторов, пытающихся превратить
	такую творческую, диалектическую Hayy,
как педагогика, в застывигую, незыблемую
догму. Деятели педагогической науки обя-
‘эаны любовно пестовать вое новое. про-
гресоивное, зародившееся в © среде, и
продвигать это новое в жизнь, Само с-
бою разумеетея, чл для выполнения Ta-
кой новаторской миесии деятели педаго-
гической науки должны осуществлять
иную ©вязь теории е практикой и Mor
линную, а не формальную критику и
самокритику.

Академия  педатотических наук пока
еще плохо, очень плохо реализует даже
свои собственные решения. Свыше ro
назад в «Литературной газете» была опуб-

‘ликована передовая статья «Наука о в00-
	питании не терпит застоя». В этой
статье. ‘.в чаетноети, говорилось, чГо при
разработке академией вопросов обучения
	и воспитания He применяется пазловеокю
учение; что в научной деятельности ака-
лемии не получают должного развития
вопросы полготовки ‘учащихся к жизни,
® труду; что сельская тикола не в почете
у‘академии: что лучитие работы учителей,
предетавленные на «Педагопические чте-
ния», должным образом не обобщаются п
не пропаганлируются; что многие труды,
выпускаемые академией, находятся #8
низком научно-теоретическом уровне.

Президиум академии в обширном 19-
становлении по указанной статье признал
правильной критику и наметил многообе-
щающий перечень «мероприятий». Ho...
прошел fol, а указанные недостатки
абадемией не изжиты.

Выстуная за несколько месяцев до своей
смерти, Антон Семенович Макаренко гово-
рил ленинградеким учителям, что он хочет
«заняться большим трудом»: «Года три Я
думаю пиеать большую книгу о коммуни
стическом воспитании. уже не  художе-
ственную книгу, & самую наслоящую учи-
тельскхуо». .
	оадача теоретиков педагогики заклю-
чаетея в том, чтобы обобщить передовой
отыт созетеких учителей и. опираясь 18
	этот опыт, создать. накопен, методику м
мунистического воспитания, написать 1
«настоящую учительскую книгу», таланте
ливое начало которой положил Антон Ce
менович Макаренко.

Академия педагогических наук должиз
оказать помощь советскому учительетву 1
изложить в целостном виде, с критиче-
ским обобщением и анализом педагогиче-
		ские взгляды А, С. Макаренко. Первооче-_
	релной должна быть, нам кажется, п
работа, помогающая применить основные
принципы и методы воспитания, изложен-

ные Макаренко, в практике обучения, в
учебном процессе,
	Макаренко являл собой образец пропа-
гандиста воспитательных идей марксизма:
ленинизма, проводника этих идей в широ-
кие народные маесы.
	Макаренко горячо любил детей, любили
ценил красоту нового советского человека,
В} ответ на замечание критика-антипатриота
Ф. Левина о том, что в книге «Флаги на
башнях» много красивых героев, А, С. Ма.
каренко сказал: «Почему вы не упрекаете
Льва Толетого за то, что у него Taw Mure
красивых в «Войне и мире»? Они люби
свой класс, — я люблю мое общество, —
многие люли кажутся мпе красивыми»,
	Нередовой, прогрессивный характер пе
датогических взглядов Макаренко ваклю-
частея прежле всего в том, что они слу
ват, в конечном счете. великим преобразо-
вательным нелям большевистской партии и
Советекого государства.
	Пелагогическое наследие Макаренко 1
должно и не может быть объектом хране-
ния в исторических архивах, материалох
пля бесстрастных академических изданий,
Наследие Макаренко, очищенное от отдель-
ных неправильных и устаревших положе-
НИЙ, — aro действенное, боевое оружие в
арсенале коммуниетичеекого воспитания, #
	UGA0 относиться к нему! именно как к т
кому боевому оружию.
				подразделение педатогюв бб opello
рии — собственно воспитателей и препо-

давателей, выключенчых из воспитатель-
ного процесса. И не случайно в «Педаго-
тической поэме» при описании коммувы
им. Дэержинокюого Макаренко не нашел
нужным показать учебные будни школы-
десятилетки и рабфака.

«Метод взрыва», описанный А. С. Ma-
KapeHie, является спорным методом,
Неудачные и неточные формулировки,
допущенные Макаренко ири определенни
ето приема «внезапного потока требова-
ний» со стороны коллектива К одному из
его членов, имеющих целью добитьея ипе-
релома в его поведении, способны создать
недоразумение. Но Макаренко ие противо-
поставлял «взрыв» повседневной настой-
чивой воспитательной работе; напротив,
так называемый «взрыв», в сущности, ИМ
мыслилея, как составная часть этой рабо-
ты. Что же касается термина «взрыв», сам
Макаренко говорил: «Может быть, найдут
более удачное  педатопическое слово».
Проф П. Шимбирев («Литературная газе-
may or 29 марта ©. г.) назвал «метод
взрыва» антипедатогичесяим, неправомер-
но придав частному приему вначение вее-
общего принцииа, которое ему He прида-
вал и сам Макаренко.

Учитель А. Скоробогатов («Литератур-
ная газета» от 26 июня с. т.) критикует
мнение А. С. Макаренко, что наказа-
ние не должно причинять нравственного
страдания, «Наказание, не причииятющее
нравственного страдания, — фикция, ——
пишет тов. `Скоробогатов. — Ученик про-
винился. и его, скажем, лишили права
нести знамя отряда. Если он этим правом
гордился, то он не может не страдать.
Если же такое наказание он Ввоспринима-
ет безразлично, то, стало быть, наказание
выбрали ему неправильное». -

В письмах, поступивших в редакцию,
имеется ряд справедливых замечаний чи-
тателей по поводу отдельных неточных и
неверных формулировок и положений в
`‘помезелониях А. С Макаренко. Приведем
	произведениях д. Sy мере ee
один пример. А. С. Макаренко говорил
в оной из своих лекций: «Главное
	воспитание совершается до пяти лет, и т%,
что вы сделали до пяти лет, — это девя-
носто процентов всего воспитательного
процесса». Это гиперболическое  утвер-
жление Макаренко опровергаетея всей на-
шей практикой, воем богатым и талант-
ливым опытом самого Макаренко и 4e-
пользовано было им, повидимому, чтобы
подчеркнуть особую важность воспитания
в. раннем детстве. Много неточностей и
противоречий было допущено также Ма-
каренко в различных его выступлениях о
сушности дисциплины и режима.

Но эти отдельные опгибочные или не-
точные формулировки и наличие «белых
пятен» в системе педагогических  взгля-
дов А. С. Макаренко не могут заслонить
от нае того ценного, что смело, новатоу-
Chu внесено им в советскую педатогиче-
скую науку. Это только лишний раз
убеждает в необходимости приступить, на-
	конец, к. внимательному анализу пПедаго-
гического наслелия Макаренко и к 9г0
творческой разработке. Вмеете с тем нато
предупредить против безоговорочного, не-
критического отношения к этому насле-
лию, против попыток некоторых неуме-
ренных последователей Макаренко превра-
пить его чуть ли не в елинственного с9о-
зтателя советской пелатогихкм.
	о. Боевые задачи.
педагогической науки
	Многочисленные поступившие в редак-
цию — опубликованные и неопубликован-
ные — письма советеких учителей; твор-
ческие конференции педагогов, посвящен-
ные использованию наследия А. С. Мака-
ренко (например, в г. Сверлловеке); вы-
ступления учителей в «Учительской ra-
зете», в областной и республиканской
печати; ряд ценных работ на эту тему в
последних «Педагогических чтениях» —
все это свидетельствует 06 огромном ин-
тересе к трудам Л. С. Макаренко.

Но если внимательно приглядеться 4%
процессу освоения наследства А. С. Ма-
каренко, то наряду ев хорошим, животвор-
ным, полезным для школы мы увидим
кое-что, что не может не вызвать тре-
воги. Имеют место отдельные факты вне-
исторического, механического использова-
ния теоретического наследия и опыта
А. С. Макаренко: факты вульгарного при-
менения лишь отдельных внешних Форум
работы Макаренко (подчае мало притол-
ных для налних дней) при забвении ос-
новных его педагогических принципов.
Принцины и средотва, главное и второсте-
пенное, живое и оТмирающее из насле-
дия А. С. Макаренко — все порой омеши-
вается в.-одну кучу.

Надо учиться у самого Макаренко кри-
тическому отношению к своему опыту и
к своим однажды сформулированным по-
ложениям, умению отказываться от узко-
го, однобокого. устаревшего. «То, что сде-
лано в жизни мною и моими коллегами-
коммунарами,—это еще только оныт,—го-
ворил Макаренко.—И, очевидно, для того,
чтобы из этого опыта можно было сделать
какие-либо определенные выводы, надо
еще проверить его не раз и не два». Мы
видим, что, взыскательно проверяя свой
опыт, Макаренко находил мужество иног-
да отказываться от первоначальных выво-
	дов и заключений. Tak, он пережил
значительную эволюцию взглядов на
трул. как метод воепитажия. отказавитиеь
	от первоначального увлечения «увязками»
трудовых процессов ребенка е общим его
образованием. Он откавалея впоелелетвии
от своего неверного тезиса отлеления вос-
питания от обучения и пришел к пра-
вильному выводу, что «вопросы воспита-
ния, метолику воспитания нельзя ограни-
	чивать вопросами преподавания» , Он
очень самокритично относился, как мы
видим, м в Tak называемому «методу

взрыва».
	Б педагогике не может быть мертвых
п ‘застывших нору. «Я лично Убежлен в
следующем, — говорил А. С. Улкаренко в
одной из своих лекций: — если мы возь+
мем обычную советскую школу. лалим ее
в руки хороших пелагогов. организаторов,
воспитателей, и эта школа булет жить
20 лет, то в течение этих 20 лет в 52:
роших пелатогических руках она должна
пройти. такой значительный Путь. что
система воспитания в намале и в Roane
	ADT S сильно отличаться одна от ‚Дру-
гой».
	В попимании А. С. Макаренко сопла то
стическая, советекая дисциплина выра“
жаетея в выборе поведения, наиболее по-
лезного для советского общества.

Естественно, что нарушение диеципли-
ны в этом ее новом понимании является

действием иногда противозаконным и все-
гда — антиморальным. Отсюда — 060бую
важность приобретает вопрос о наказании,
хак о необходимом средетве коммунистиче-
ского воспитания. В свое время А. C.. Ma-
каренко ‘пришлось выдержать серьезную
борьбу по. этому поводу со сторонттиками
так называемой «педагогики  Товного To-
лоса». Виоследотвии соображения Мака-
ренко о наказании, продуманные и раз-
работанные со свойственным ему педато-
тическим тактом, хотя и не вотречали от
крытого сопротивления CO стороны тооре-
тиков педагогики, WO часто замалчивались
пли отводились путем множества оговорок.

Макаренко считает, что наказание дол-
	  но быть поддержано авторитетом воллев-
	тива воспитанников. Вместе с тем он п9-
пагает, что наказания не могут «делать
ся бытом в коллективе,  паказания дом
жны быть настолько редки, чтобы весь
коллектив обратил на наложенное наказа-
ние внимание».

В тесной связи е учением Макаренко
о коллективе, как объекле и средстве вос-
питания, находятся и ето взгляды на
воспитание детей в семье,

Социалистическое общество создает OC-
нову подлиннюго семейного счастья, vll-
ределяемого тармонией личной и обще-
ственной жизни. Между тем «накопление
социалистических традиций и традиций
хоммуниетического поведения в области
семый, — писал А. С. Макаренко, — У
нас не приобрело еще широкого опьгрнюго
характера».

А. С. Макаренко высказывал, между.
прочим, следующую мыель: «...Совершенно
необхолима правильная и целеустремлен-
ная организация влияний на ребенка, на-
правляемая большим педатотическим зна-
нием. В семью организация влияний на
ребенка должна притти через пвирокую

сдагогичеескую пропаганду. через пример
пучивой семьи, через повышение требова-
ний к семье». Одним из методов такого
государственного  недагогического влия-
ния на семью для Макаренко служит нз-
стойчиво им осуществляемый нонтакт KON-
лектива воспитанников с семьей.

Сама по себе советская семья, по мне-
нию Макаренко, должна быть коллекти-
вом. «Теряя признаки коллектива, семья
теряет большую чаеть своего значения, как
организации воспитания и счастья», —
пиеал OH,

Таковы в сжатом изложении основные
взглялы А. С. Макаренко на вопросы ком-
‘мунистического воспитания. Ови м0-
тут и должны быть использованы в жиз-
пи нашей семьи и школы. Нетрудно ви-
деть, что педагогические взгляды А. С. Ма-
каренко зиждутся на маркеистеко-ленин-
ском учении. Нетрулно видеть также, что
на педагогике Макаренко, этой требова-
тельной и мужественной педагогике, пе-
дагогике «воли и борьбы», сказалось и
влияние воспитательных идей великих
нащих _ революционеров-демократов. Bea
педатогика Макаренко пронизана укренив-
щейся в нем горьковской оптимиетической
верой в человека —— верой, соединенной
с требовательностью. «Как можно большое
требования к человеку, но вместе с тем и
как можно больше уважения к нему» —
вот девиз, красной нитью проходящий
через весь педагогический труд А. С. Ма-
каренко. «Всея наша система  воспита-
ния, — говорил А. С. Макаренко, — это
реализация сталинского лозунга о внима-
нии в человеку».

4. Несколько
критических замечаний
	Олнако отдельные положения педагоги-
ческого наследия А. С. Макаренко и су-
щественные пробелы в его так называе-
мой «педагогической системе» — ветре-
чают справедливые критические  замеча-
ния CO стороны теоретиков педагогики и
учителей.

Остановимея на наиболее серьезных
из таких замечаний.

У Макаренко нет строго изложенной
целостной системы педагогических взгля-
дов. В педагогическом наследии А. С. Ма-
харенко нет ни одной работы, которая
представляла бы собой целостное изложе-
ние’ всей суммы педаготических вопросов.
Больше того, такой — исчерпывающий
KEYPC педагогики» нельзя получить и пу-
тем объединения в одной книге избран-
ных произведений А. С. Макаренко.
В лучшем случае таким путем можно е9-
ставить часть курса пелатопики, расемат-
ривающего некоторые закономерности воз-
питания COBETOROTO подрастающего поко-
ления вне связи с вопросами образования
и обучения. Здесь не булет ни иселело-
ваний по умственному воспитанию, ни
рассмотрения принципов м вопросов ди-
даттгики, содержания и методов обучения,
системы и формы урока в школе. Очень
скупо решены в педагогических трудах
А. С. Макаренко вопросы физического в06-
питания и почти совершенно не получили
освещения вопросы, связанные с работой
вомсомольских и пионереких ортанизацяй
в школе.

У Макаренко не разработаны вопросы
воспитания в процессе обучения, на уро-
ке. Будучи руководителем коммуны, Мака-
ренко, разумеется, занимался  организа-
цией учебного процесса в ортаническом
его единстве с задачами воспитания. Но
в его произведениях — художественных и
педагогических — это не получило долж-
нога отражения, а поэтому по вопросам
воспитания в процессе обучения мы из
произведений Макаренко noWepHAYTs MO-
жем очень немного.

Больше toro, A. C, Marapentio, будучи
талантливым  мастером-воспитателем, не-
дооценивал огромного значения  воепита-
ния в процессе обучения и допускал
опибочнут страховку этото вопроса, ог-
деляя воспитание от обучения, образова-
ния, «Я имело склонность отделять поо-
	Цесс воспитания от процесса  образэва-
ния, — говорил он. —Й знаю, что про-
тив Этого возразит кажлый  епедиалиет-
	педагог. Но я счита 10, чо процессе вос-
питания может быть логически выделен
ий может быть выделено мастеретво в5е-
	питателя». этой весьма нечеткой форму-
лировкой Макаренко кав бы допускает
	‘гического ‚ принципа,

3.Воспитательные
методы А.С. Макаренко

Многочнеленные отклики учителей, по-
лученные редакцией из Калининграда и
Сахалина. из раку и Happan-Mapa, из
Тамбова и Краснодара, из Иркутска п
Бнева — во всех концов нашей - страны, ‚
свилетельствуют о жизиенности сформу-
лированного А. С. Макаренко и проверен-
ного ео блестящим опытом принципа в06-
питания в коллективе, через коллектив и
для коллектива. .

Исходя из этого руководящего” педаго-
опираясь на свой
Личный оны, на опы и. выводы Мака-
ренко, передовые советские учителя назы-
рают нокоторые сформулированные А. С.
Мэкаренкю методы воспитательной работы,
которые они с уснехом применяют в наши
дни, в нашей школе. и

Рот наиболее существенные из этих
методов.

Важный вывод, который сделал А. С,
Макаренко из своего шестнадцатилетнего
педагогического опыта, — вывод о невоз-
можности воспитать должным образом дет-
ский коллектив, если не будет настояще-
то, единого ноллектива педагогов. «Совер-
шенно несомненно, — говорил он, — чм
нельзя воспитать коллектива, если 15 пе-
даготов будут каждый воспитывать вто
как умеет и как кто хочет».

Макаренко отдавал отчет в том, что со-
здание такого единого коллектива учите-
лей — дело трудное. Оно требует выюс-
кой дисциплинированности CO стороны ка-
ждого педагога, умения подчинить тше-
славное желание «выдвинуться»  интерз-
сам и достижениям своего коллектива.
Это трудное дело, требующее большой ра-
боты со стороны руководителя коллектива
и каждого из ето членов, дает, однако,
прекрасный результат: создается  сило-
ченный коллектив педагогов © хорошим
советежил ожилем работы. Макаренко не раз
выражал досаду, что «учителям до сих пор
не помогли понять, что Нормальная рабо-
та школы не мыелима 6e3  еплоченного
педагогического коллектива,  придержи-
вазлотнегося единой методики и коллектив-
во отвечающет не только ва «евой»
класс, а за всю школу в пелом». K co-
жалению, и сейчас, как показывают пись-
ма учителей, роль сплоченного педагоги-
ческого коллектива часто недооценивается,
во многих школах подлинный коллектив
учителей отсутствует, там нет единых
воспитательных требований, нет творче-
ской работы  педатогического созета, нет
настоящей критики и самокритики.

Второй вывод А. С. Макаренко завлю-
чается в постановке перед коллективом
учащихся большой цели, ясной,  оитими-
стической, здоровой перспективы — TOM,
что педагог-новатор назвал  «завтрашиней
радостью». «..Вея жизнь нашей партии,
вся жизнь рабочего класса и его борьба —
говорил А. А. Жданов на первом Веесоюз-
ном съезде советских писателей, -— заклю-
чается в сочетании самой суровой, самой
трезвой практической работы с величай-
шей героикой и грандиозными  перспек-
тивамиу. А. C. Макаренко ‘имеет в виду
«перспективные линии»  общественното ни
личното значения. Исходя из высоких
этических норм, определяющих облик CO-
ветского человека, он делает  правиль-
ный вывод: чем выше и общественно-зна-
чимее задачи и цели, определяющие дея-
тельность данного человека, тем выше его
моральный уровень. Макаренко настамвал
Ha TOM, что личное счастье не должно
быть «стыдным» счастьем, не должно во-
зникать на почве обособления, за счет
других; большое, настоящее счастье Ha-
ступает тогда, когда личная деятельность
человека гармонирует с общим движением
к высокой цели, когда личные  дастиже-
ния создаются на почве служения обще-
ственному целому.

Замечательные

образцы управления
	оамечательные = образцы управления
коллективом, воспитания его с помощью
«перепекливных линий» мы находим в
произведениях самого Макаренко. Переезд
колонии в Куряж, подготовка к этому
переезду, описанные в «Педагопической
поэме», — блестящий пример тажюого рода.

Читатели «Литературной газеты» счита-
ют, что применительно к школе здоровая
перспектива должна намечаться и в’ учеб-
ной, и в воститательной работе. Дети
должны попимать великие цели, которыми
живет весь наш народ, вся советская
	слрана. Они должны связывать с этими
общественными задачами свои частные
цела.

Третий вывод А. С. Макаренко зажлю-
чаетея в благотворной роли традиций в
деле воспитания молодежи.

Коллектив не забывает пройденного пу-
ти и лучшее, что есть в его опыте, бе-
режно хранит и накапливает, ках тра-
дицию  коммунистического поведения.
«Ничто так не скрепляет коллектив, —
говорил А. С. Макаренко, — как традли-
ция. Воспитать традиции, сохранить
их — чрезвычайно важная задача воеги-
тательной работы. Школа, в которой нет
традиции, конечно, не может быть хоро-
шей школой, и лучшие школы, которые я
наблюдал... это школы, которые  нако-
пили традиции».

Множество фактов умелото использова-
ния больших и малых традиций коллек-
THEA B целях воспитания мы находим в
трудах А. С. Макаренко. 0б этом же пи-
шут и чаши читатели. Преподаватель
Алтайского элеваторного технику ма
Н. Хильченко, депутат Мукачевекого гот-
совета (С. Саламатин («Литературная га-
зета» от 26 июня и от 19 мая се. г.) и
другие приводили убедительные примеры
благотворнюй роли коммунистических трз-
диций в воспитании пгкольных коллекти-
BOB.

Большую практическую и  теофетиче-
скую ценность представляют собою мно-
гие суждения А. С. Макаренко mo вопросу
0 воздействии коллектива на личноеть, 0
дисциплине. Ленин учит. что каждый
новый общественный строй созлает свою
форму общественной связи людей и свой
тип трудовой диепиплины. Следуя этому
указанию Лепнина. А. С. Макаренко при
холит к выволу, что преязняя, дореволю-
ционная дисциплина — дисциплина, лри-
нуждаютщая трудящихся к слепой покор-
ности, не могла способствовать военита-
нию высоких моральных качеств чело-
века. Советская  дисциилина—это союзна-
тельная дисциплина преодоления,  дис-
циплина борьбы и движения вперед.

%
	о пелагогическом   фронте педагогики
	фронте  педаготики ° подвизалиеь  «лева-
ки» — сторонники антиленинской «тео-
рии» отмирания школы.

Свое отношение к такого рода «теоре-
тикам» Макаренко выразил в следующих
словах: «Я чрезвычайно увамаю педаго-
гическую теорию, не могу жить без Hee,
люблю” недатогическую теорию... Я люблю
именно педагогическую теорию, а не пе-
дагогическую болтовню, а иногда всякую
болтевню называют педагогической те9-
рией. Я хочу, чтобы педагогическая теория
была настоящая».

Палнатлпате. wer 742497 A wood 1936
	Пятнадцать лег назад, 4 июля 1290
года, ЦВ ВЕШ(б) принял постановление «0
педолотичееких  извращениях в системе
наркомиросов». Этим постановлением пе-
дагогика, как наука, была полностью вос-
становлена в своих правах. С тех пор
слелаНо очень многое, чтобы  пелатогиче-
	ская теория стала «настоящей». Однако и.
	сейчае. как со стороны людей, осталощихея
	на схоластичееких позициях, проходящих
	равнодушно мимо педагогического = Hac.te-
ция А. С. Макаренко, так и CO стороны
	некоторых его сторонников наблюдается
тенденция противопоставить друг другу
Макаренко и советскую педагогическую
	науку. Олни утверждают, что Макаренко
во многом отклоняется от основ советской
педагогической науки и поэтому OH нам
не нужен; другие склонны утверждать,
что у Макаренко есть какая-то своя, 060-
Gan «педагогическая система» и что имен-
но она является «панацеей от всех зол».

В педагогическое наследие А. С. Мака-
ренко входят не только его лекции о вос-
питании, его публицистика, теоретические
статьи по вопросам педагогики, HO 4H
прежде всего его «Педагогическая поэма»,
этот «один из наиболее значительных И
влохновенных литературных памятников
нашего времени», и другие его художе-
ственные произведения. «Педагогическая
поэма», «Флаги на башнях», «Ёнига для
родителей» играли, играют и будут иг-
рать большую роль в воспитании совет-
ской молодежи, в пропаганде перодовых
идей коммунистического воспитания. Bes-
тла надо помнить, что это — не научные
трактаты, а художественные  произведе-
ния. Надо помнить, что многие воспита-
тельные приемы. описанные в художе-
ственных произведениях Макаренко, не
могут сейчас войти в прежнем виде в с0-
ветскую педагогическую систему, так как
воспитываемые в школах и детеких домах
дети и подростки — совсем не такие, как
те. которых воспитывал Макаренко. Они
требуют к себе иного подхода, иной «ие-
дагогической тактики».

Для правильного и творческого исполь-
зования педагогического наследия Мака-
ренко важно He слепо копировать его
воспитательные приемы, а прежде веего
определить оеновы, на которых эти прие-
мы зиждутея. .

Какова же теоретическая основа взгля-

дов А. С. Макаренко?
	Внимательное изучение трудов А. С.
Макаренко позволяет сделать прежде  вес-
го вывод, что эта основа исходит из мар-
ксистекого, ‘советского понимания роли
личности и коллектива. : т
	Социалистический принципи воспитания
личности в коллективе, через ноллентив и
для коллентива является ‘основой’ педаго-
гической деятельности Макаренко. «Наш
воспитанник, кло бы он ни был, -—— писал
Макаренко, -—— никогда не может выету-
пать в жизни как носитель некоего лич-
ного совершенетва, только как добрый или
чаотный человек. @и всегда должен вы-
ступать прежде всего как член своего кол-
леклива, как член общества, отвечалощий
за поотунки не только свои, но и своих
товарищей».

В статье Н. Лукина «Вместе с живнью
	страны» («Литературная газета» от
7 автуста с. г.) убедительно  показа-
но. как школьный коллектив и в годы
	войны. и в послевоенный период чутко
откликается на события, которыми живет
страна, каж эта евязь Школы © жизнью
помогает решать сложные вопросы воети-
TAT
	А. ©. Макаренко разработал ряд 0c-
HOBH BIX положений 0 коллективе, Kak 0
средстве и методе воспитания человека,
живущего всеми интересами советского 06-
щества. «Правильное, советекое воспита-
ние, — подчеркивал он, — должно быть
организовано путем созлалия единых, CH.Tb-
ных влиятельных коллективов. ИТкол a
должна быть единым коллективом, В
котором  о`ртанизованы BCE воститатель-
	ные процессы, и отдельный член это-
го коллектива должен чувствовать свою
завиегимость OT него — от коллектива,
	должен быть предан интересам коллекти-
ва. отстаивать эти интересы и в первую
очерель хорожить этими интересами».
	А. С. Макаренко различал первичный
ноллектив классов и общий ноллектив
школы, Он считал; WN «в школе, раз-
	умеется, дети должны быть организованы
по классам», что пренебрегать возрастны-
ми различиями при организации первич-
ных коллекливов нельзя. Вместе с тем он
полагал, что организация детского  кол-
лектива только 00 учебному признаку
(класс) ограничивает, обедняет  деятель-
ность коллектива. Многолетний опыт  на-
шей школы подтверждает ошибочность
такого ограничения коллектива в рамках
класса, в рамках чисто учебных и воз-
растных интересов. Комсомольская и пио-
нерекая  ортанизапии,  производственно-
трудовые мероприятия, спортивные круж-
ки и общества, общешкольные вечера и
праздники — все это приводит к объеди-
нению и сотрудничеству учащихся разных
возраетов.
	Правильно понимая, что интересы кол-
лектива являются кравугольным камнем
налгих общественных отношений, Mana-
ренко в числе задач воспитания, осуще-
ствляемого через коллектив, ставит на
первое место воспитание коллевтивиста,
воспитание чуветва коллективизма. «Глу-
бочайний смысл воспитательной  рабо-
ты, — пишет он, — ..завлючается в OT-
боре и воспитании человеческих потребно-
стей, в привелении их к той нраветвен-
ной высоте. которая возможна только в
бесклаесовом обществе и которая только и
может побужлать человека к борьбе за
	лальнейшее совершенетвование. — Нраз-
ственно  оправданная нотребнаеть — это
есть потребность коллектириста, то-есть
	человека, связанного ©0 своим ROCK TABIUM
елинои целью движения, единством порь-
	вЫ, ЖИВЫМ и несомненным ощущением
свосго долга перед обществом».
		Не случайно вопрос 0 педагогическом
наследии А. С Макаренко, поднятый на
	страницах «Литературной газеты»,  при-
влек широкое внимание читателей и вы-
звал много взволнованных откликов.

А. С. Макаренко был «инженером чело-
веческих душ» не только как писатель,
нэ и как вылающийея созетекий педагог-
	новатор. Эн был не только теоретиком,
прокладывавшим новые пути советской
пелатогики, но и пракликом-воспитате-
	лем, опыт которого, по свидетельству
А. М. Горького, «имеет мировое  значе-
ние». Он был художником-педагогом —
высокоидейным, смелым, волевым, страст-
ным и честным, мысли которото о воспи-
тании и сейчас, по прошествии ряда лет,
волнуют умы’и будоражат чуветва совет-
ских людей.

«Уливительный Вы человечище, — пи-
сал А. М. Горький Макаренко,—и как 143
из таких. в каких Русь нуждается». И в
практической деятельности, и в художе-
ственных произведениях Макаренко пред-
стает перед нами, как выразитель ак-
тивного духа большевистской педагогики.

1. Школа
			И

и социалистичесьое
общество
	Советская педагогика основана на уче-
наши Маткеа-—Энгельса—Ленина— Сталина,
на конкретных указаниях у
и партии по вопросам народного 0образо-
POH.
	Нартия учит, что не только школа, но
и всея нана советская жизнь, новые с4-
циалистические общественные отношения
являются мощным фактором  воетитания.
«Мы не верили бы учению, воспитанию и
ооразованию, — подчеркивал Ленин, —
если бы ено было загнано только в шко-
лу и оторвано от бурной жизни».
	Ленинский принцип связи советской
колы е жизнью полутил 6806 конкрет-
ное развитие в известных решениях пар-
тии и правительства о школе. В них ука-
зано, что школа должна давать учащимся
глубокие и прочные знания основ наук и
осуществлять коммуниетическое  востита-
ние подрастающего поколения. Решения
партий о школе 0собо подчеркивают, что
основной формой учебной работы шнолы
является уреэк учителя в классе.
	Олнако высокая роль урока, как основ-
пой формы обучения, вовее He означает,
что обучение исчерпывает проблему 306-
питания. Еше в постановлении ЦВ ВКП(б)
о школе от 5 сентября 1931 года подчер-
кивалось, Что «исключительно важное
значение приобретает выдержанное ком-
мунистическое воспитание в советской
школе и усиление борьбы против всяких
попыток привить детям советской школы
элементы антипролетарской идеологии». В
последующие двадцать лет в решениях
партии ло идеологическим вопросам, в
высказываниях руководящих деятелей
партии не раз говорилось O TOM, каним
должно воспитываться наше подрастаю-
щее поколение, и о том, кан надо осуще-
ствлять это воспитание. «Если бы меня
спросили, что самое главное требуется в
настоящий момент от учителя, —— гово-
poa М. И. Калинин. — то я бы сказал:
растить нового человека... У нас создается
новый человен социалистического  обще-
ства. Этому новзму человеку надо приви-
	вать самые лучшие человеческие  качс-
ства».

Руководетвуясь постановлениями ЦЕ
РЕП(б) о школе, советекое учительство
	лобилось серьезных успехов в улучшений
учебной работы. Надо, однако, сказать,
что. уснешно решая общеобразовательные
задачи, многие наши школы еще не до-
стигли высокого уровня воспитательной
работы, в частности, высокого уровня
нравственного воспитания. И в этом в
значительной мере повинны деятели, педа-
тогической теории. Они не изучают как
следует и научно не обобщалот опыт луч-
ших педагогов в области нравственного
воспитания. Это пассивное отношение т60-
ретяков педагогической HayRH 5 творче-
ской разработке лучшего опыта учителей
сказывается и в том равнодушии, которое
проявляют деятели педагогической науки
к наслелию А. С. Макаренко.
	2. Воспитание
в духе коллективизма
	итературое и теоретическое  наслед-
ство А. С. Макаренко весьма разнообраз-
но. Оно включает роман, повесть,  рас-
сказ, пьесу, сценарий, публицистику. Ма-
каренко был воинствующим новатором,
боровшимея со всем тем, что стояло на
пути развития советекой педагогической
науки. В то время, как многие теоретики
_ педагогики продолжали рабски преклонять-
ся перед зарубежными авторитетами, Ma-
каренко опрокидывал закоснелые каноны,
смело двигалея вперед по нути развития
марксистеко-ленинекой науки 0 воспита-
нии. И не случайно схолаеты и рутинеры
всех мастей. орудовавшие в то время на
фронте воспитания, встретили произведе-
ния Макаренко враждебным улюлюканъем.

«Педатогическая поэма», например, бы-
ла квалифицирована как, «художественный
манифест против педагогики». Шо поводу
	«Йниги для родителей» было заявлено,
ETO она «является попыткой оспорить
	права пелатопихи в семейном воспитании,
опорочить учителя и советекую школу,
попыткой, вредной для дела воспитания».
Противники подлинно большевистского,
творческого духа в воспитании, ветретив-
тие в штыки новаторский опыт и лите-
ратурные произведения Макаренко, пыта-
лись противопоставить его советской пе-
датотике. вотавали в позу... защитников
пелагогики от Макаренко.

Вспомним, каково было состояние педа-
тотической науки в нашей стране в годы
работы А. С. Макаренко в трудовых к0-
лониях. Это был период становления со-
ветской школы. Педагогика еще не была
в то время воестановлена в правах. На

Этой статьей редакция заканчивает об-
	сундение вопросов использования педаго-
гического наследия А. С. Макаренко.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 11 августа 1951 г. № 95
	cM
	СТ
		CI
	Ag
м
Th
				AQ
IL.
			oh
i