ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫЬ
	Ne 97 (2815)
		Новое
	Международныё
’ отклики
	ВОЛЯ МИЛЛИОНОВ.
	«Мир ‘будет сохранен и упрочен, если
народы возьмут дело сохранения мира в
свои руки и будут отстаивать его до
конца». Эти слова великого знаменосца
мира товарища Сталина воодушевляюР”
сегодня сотни миллионов людей, настой
чиво и непреклонно борющихся за предз
отвращение опасности новой войны.

Прошло меньше шести месяцев с тот
хня, когда Всемирный Совет Мира на пер-
вой своей сессии в Берлине, отвечая стре=
млениям миллионов людей во всех странах,
принял Обращение о заключении о Пакта
Мира между пятью великими державами.

«Мы требуем, — говорилось в этом
историческом документе, — заключения
Пакта Мира между пятью великими дер-
жавами —— Соединенными Штатами Амез
рики, Советским Союзом, Китайской наз
родной республикой, Великобританией и
Францией». .

В Обращении указывалось. что отказ
правительства любой из великих держав
от встречи в пелях заключения Пакта
	Мира будет расематриваться как свиде-
тельство _ агрессивных замыслов  этоге
правительства.

“Ныне сбор подписей под Обрашением
	Бсемирного Совета Мира. развернулся -в
подавляющем большинстве стран земного
шара. Первые плоды этой гигантской, не
знающей себе равных в истории кампа-
нии приведены в опубликованном вчера
сообщении Информационной службы Bee-
мирного Совета Мира.

Общее число подписей, собранных в 48
странах в ходе всемирной кампании за
  заключение Пакта Мира. говорится в
этом сообщении, ныне превысило 430
миллионов. Уже завершен сбор подписей
в странах народной демократии-—Албании,
Болгарии, Венгрии, Польше, Румыния и
Чехословакии. В этих миролюбивых госу-
дарствах, где сбор подписей под Обраще-
нием Всемирного Совета Мира вылилея в
широкое и свободное волеизъявление на-
родов, собрано более 51 миллиона подпи-
сей. В Китайской народной республике,
тде сбор подписей также завершен, под
Обращением поставили свои имена свыше
343 миллионов человек.

По отдельным странам собрано подпи-
сей: Австралия — 25 тысяч, Бэльгия-—=
218 тысяч. Бразилия — 450 тысяч,
Бирма — 100 тысяч, Дания — 106 ты-
сяч, Франция — более 5,5 миллиона,
Индонезия — 431 тысяча, Иране —
1,5 миллиона, Италия — 10 миллионов,
Япония — 2 миллиона, Канада — 270
тысяч, Корея — свыше 7 миллионов,
Австрия — 764 тысячи, Иепання —
200 тысяч, Швеция — 205 тысяч, Ty-
ние — 100 тысяч, Великобритания —
500 тысяч, Вьетнам—1.646 тысяч и т. д.

Проводившийся в прошлом голу coop
подписей под Стокгольмским  Воззванием
уже показал, какие могучие народные си<
лы поднимаются на защиту дела мира:
Напомним, что к середине августа 1950
года пол Стокгольмеким Воззванием было
собрано 336 миллионов подписей, Теперь
же, к середине августа текущего года,
под Обращением о ‘заключении Пакта Ми-
ра поставили свои подписи почти  пол-
миллиарда человек.

Где и когда мир видел такой размах,
‘Такую мобилизацию лучших передовых
‚сил человеческого общества на борьбу
`за торжество идеи мира и справедливо-
ети? История человечества не знает еше
общественных движений подобного раз-
маха! Не надо забывать и тег, что в
значительном числе государств, где сви-
ренетвует фашистский  империалистиче-
ский террор. миллионы простых людей,
всей душой стоящих за мир и ненавидя-
щих войну, не могут открыто встать в
ряды сторонников мира.

Благородная идея защиты мира, труд-
ная’ борьба за дело мира рождают своих
героев. Примером такого самоотверженно-
го полвига в защиту мира являетея дея-
тельность 24-летней домашней хозяйки
Биби Далджит Притам Синг из Дели (Ин-
дия), которая собрала уже 40 тысяч ‘под-
писей! Собрав значительное число подписей
в предместье Дели, где она проживает,
Синг поехала к своей матери в Пенджаб.
В районе Амритсар она ходила из дерев-
ни в деревню, разъяеняя крестьянам
смысл и значение Пакта Мира и собрала
еще 21 тысячу подписей. После этото
Биби Далджит Притам Синг обязалась co-
брать 75 тысяч подписей. Ее примеру сле-
дуют десятки и сотни сборщиков подпи-
сей в Индии и других странах.

Воля всех советеких ллодей, их неиз-
менное миролюбие ни готовность до конца
бороться за дело мира нашли свое вы-
ражение в известном ответе председателя
Президиума Верховного Совета CCCP
Н. М. Шверника на поелание президента
Трумэна и в резолюпни Президиума Вер-
ховного Совета СССР, в которых содер-
житея предложение правительству и кон-
rpeccy Соединенных Штатов  безотлага-
тельно заключить Накт Мира между пятью
великими державами

Полмиллиарда подписей под Обращени-
ем о заключении Пакта Мира выражают
твердую решимость народов защитить мир

от посягательств любых империалистиче=

свих агрессоров.
	91ИТЕРАТОР
—————3————
	Вести отовсюду
	+$- Совещание молодых писателей Яку-.
тии, продолжавшееся четыре дня, заслуша-
ло доклады председателя правления ССП
Якутии Н. Золотарева и писателей Н. Мор-
динова и Ф. Софронова. Произведения
начинающих литераторов были обсуждены
на творческих семинарах.
	+ 125 лет исполнилось Керченскому го-
сударственному историко-археологическому
музею имени А. С. Пушкина — одному из
старейших музеев страны, в фондах кото-
рого хранится свыше 30 тысяч экспонатов,
отражающих экономику, быт, культуру
древнейших поселений на Керченском по-

луострове.
	> Литературный вечер, посвященный
обсуждению романа азербайджанского пи-
сателя С. Рагимова «Шамо», состоялся в
клубе  нефтеперерабатывающего завода
имени Андреева в Баку. Около четырехсот
читателей встретились с автором романа.
Заводская библиотека организовала вы-

ставку советской азербайджанской литера“
РТ y
		тугодие off Bospec 10
сравнению с первым по-
лугодием 1950 года на
12,5 процента, в Бол-
гарии — на 19,3 про-
тает цента. Эти цифры сви-
детельствуют, что стра-
ны народной  демокра-
тии сделали новый крупный шаг вперед
по пути строительства основ социализма.

Вместе с промышленностью быстро раз-
вивается и сельское хозяйство. Пользуясь
всесторонней государственной помощью,
свободное крестьянство неуклонно подни-
мает производство сельскохозяйственных
продуктов и по примеру своих советских
братьев все увереннее идет к лучшим, пе-
редовым формам организации своего труда
и жизни на основе добровольного коопери-
рования. В этом году во всех странах на-
родной демократни созрел обильный уро-
жай.

Миллионы людей в странах народной де-
мократии приобщаются к знаниям, куль-
туре. Растет число высших учебных заве-
лений и научно-исследовательеких инсти-
тутов, широко ведется строительство но-
вых театров, клубов, дворцов культуры.
Ярким показателем расцвета духовной
жизни является присуждение Димитров-
ских премий в Болгарии, премий имёни
Кошута в Венгрии и Государственных
премий в Полыне и Чехословакии деяте-
	Таковы Факты, опрокидывающие Н3-
мышления империалистических клеветни-
	ков. Терпят позорный провал и «прогно-
зы» различного рода западных «экспертов
по вопросам Восточной Европы». № разря-
ду таких «экепертов» относится Хью Си-
тен Уотсон, доцент Окесфордекого универ-
ситета. Его книга о странах народной де-
мократни, широко использованная лондон-
ским радио для клеветы на эти страны,
переполнена самыми дикими измышле-
	сена самыми дикими иИзмышле-
«Постройка жилых домов, — пишет
	НИЯМИ. «авллруйка UI DLA QUID, OME
он,—— конечно, не входит в экономические
	планы как срочное мероприятие». Далее
незадачливый эксперт предрекает «неиз-
бежное обострение жилищного кризиса» в
странах народной демократии, а также ис-
чезновение личных библиотек из-за... не-
постатка площади для их размещения.
	Клеветника нетрудно поймать с полич-
	ным. Бсем известно, что в странах -народ-
ной демократии в связи © приобщением
широких масе трудящихся к грамоте, нро-
свещению и культуре невиданно выросли
тиражи книг и газет. А что касается жи-
лищного строительства, то такого размаха
еще не знает ни одна капиталистическая
‘страна. Новая Гута в Польше, Димитрэв-
трад в Болгарии, Дунайпентеле в Венг-
рии — десятки новых городов растут вме-
		те с крупными промышленными предприа-
иями во всех странах народной  демо-
	THAME BO BOCs
кратии. .
	  TPT PAN TSI PITA
    gpran manana conse TTS A\ FDOT RATT A\

Цена 40 коп.
	Четверг, 16 августа 1951 г.
	побеждает
	Когда советский народ досрочно выпол-
нил план первой пятилетки, товарищ
Сталин говорил: «Стоило нам проделать
строительную работу в продолжение ка-
ких-нибудь 2—3 лет, стоило показать
первые успехи пятилетки, чтобы весь мир
раскололся на два лагеря, на лагерь лю-
дей, которые лают на нас без устали, и
лагерь людей, которые поражены успеха-
ми пятилетки, не говоря уже о том, что
имеется и усиливается наш собственный
лагерь во всем мире, — лагерь рабочего
класса капиталистических стран, который
радуется успехам рабочего класса СССР и
готов оказать ему поддержку на страх
	готов оказать ему под
буржуазии всего мира».
		сы атлеринансного мермера присченсона
сенатор  Уайли от штата Висконсин
		«Лоротой сенатор!

Х. Морган Крисченсон, мелкий
фермер из Грантсбурга, штат Ви-
сконсин, отправился в Вашингтон
для того, чтобы поговорить о на-
сущных делах с сенатором от этого
штата, членом республиканской пар-
тии Александером Уайли. Крисчен-
сон хотел спросить у «своего сена-
тора», нельзя ли сделать что-нибудь
для улучшения положения ферме-
ров, переживающих огромные эконо-
мические трудности.

Но фермера не пустили к Уайли.
Он смог повидаться только со служа-
щими его канцелярии, которые за-
явили, что фермерам ничем помочь
нельзя, ибо сейчас в стране «чрез-
вычайное положение».

Возмущенный ледяным равнодуши-

ем к нуждам фермеров, Крисченсон
возвратился домой и послал сенато-
зу Уайли следующее письмо, кото-
рое опубликовала американская га-
зета «Дейли уоркер»: т

Не верю я в операцию «международного
убийства». Я верю, что если мы захотим,
то. сможем ускорить наступление эпохи
международного братства людей без разли-
чия цвета кожи, расы или веры. Однако
я не ожидаю, что этому поможете вы —
республиканцы, демократы и так назы-
ваемые либералы. Мы, трудовой народ,
очень долго не могли осознать нашей соб-
ственной силы и потому доверяли все
людям вроде вас, дорогой сенатор.

Нам необходима крепкая международная
солидарность  трудящихея, чтобы — кро-
вожадная клика эксптуататоров и полити-
канов при всех своих усилиях не могла
сломить добрую волю и дружбу между
людьми всех стран и наций.

О стремлении масс к миру не говорят
ни наши газеты, ни радио, принадлежа-
щие трестам. Из этих источников только и
слышатся. что разговоры о войне да нпри-
зывы к ненависти. Как долго, я вас ‘спра-
шиваю, должны наша страна и ее народ ды-
	шать ялом, распространяемым этими источниками «инфор-
	мации» !
	Это было сказано в начале 1933 года.
С тех пор прошло сравнительно немного
лет. Сталинские пятилетки в корне пре-
образили облик Советекой страны. Теперь,
	осле того как могущество слолуияцегося
в СССР социалистического общества побед-
но выдержало тяжелые испытания второй
мировой войны, особенно ярко видно меж-
дународное значение сталинских нятиле-
TOK.

Всемирно-историческая победа, одержан-
ная Советским Союзом во второй мировой
войне, открыла перед рядом стран Цент-
ральной и Юго-Восточной Европы путь к
национальному и социальному возрожде-
нию. Трудящиеся этих стран получили
возможность практически применить у себя
богатейший опыт социалистического строи-
тельства, накопленный советским наро-
	HOM.

` Шестую тодовщину своего освобожде-
ния от гитлеровского ига отметили Вен-
грия и Чехословакия. Недавно отпраздно-
	- 5 вал светлый праздник своего возрождения
	польский народ. Готовятся отметить исто-
рический день своего освобождения Румы-
ния, Болгария, Албания. Трудящиеся этих
стран с тордостью оглядываютея на прой-
хенный путь — путь невиданных никогда
ранее достижений.

_ Страны народной демократии органи-
зуют свое хозяйство на плановых нача-
лах. Они могут уверенно планировать
развитие экономики, ибо опираются на
опыт и все растущую поддержку со еторо-
ны Советского Союза, на тесные связи
между всемн странами латеря демократии
и социализма, на беспредельный энту-
зиазм трудящихся. Отсюда’— поразитель-
вые успехи шестилетнего плана экономи-
ческого развитня и строительства основ
социализма в Польше, пятилеток — в Че-
хословакии, Болгарии, Венгрии и Румы-
нии, планового хозяйства — в Албании.
Эти успехи показывают всему миру, что
может совершить раскренощенная энергия
масс, справедливая организация общества.
На фоне успехов стран народной демокра-
тин еще более обнажаетея гнилоеть капи-
	тализма, несущего трудящимся массам
безработицу, голод и нищету.

Главари  капиталистичеекого мира в
бессильной ярости пытаются помешать
	победной поетупи социализма, с помощью
	клеветы Я лжи утаить от своих народов.
тостижения стран народной демократии.
	Американская газета «Нью-Норк таймс» В
толы первой сталинской пятилетки в СССР
” зтвердила. что пятилетка — это не план,

«это — спекуляция». Теперь, когда стра-
ны народной демократии победно шеству-
ют по пути социализма; она вопит, FTO
эти страны «вступают в кризис». А ale
тлийская газета «Йоркнир пост» пытается
выдать желаемое за  совершившееся,
«...Наложенный западными державами 3a-
прет на экспорт стратегического сырья в
Восточную Европу, — пишет она, — уже
начинает ощущаться за железным занаве-
сом Это особенно очевидно в таких по-
	ава странах, как Че-
упетопавиня и Поль... Выполнение раз-
	хословакия и Нельша... Выполнение
тичных планов развития срывается».
	Факты сокрушают эти  смехотворны!
измышления. Достаточно привести в При-
	ней любую страну народной демократии.
В Польше, скажем, промышленное про-
изволство лишь за первый год шестилетне-
га плана увеличилось почти на 31 процент.
В Чехоеловакии промышленное  про-
изволетво возросло в 1950 году 900-
	тее чем на 15 процентов, в Румынии —
	более чем на 37, в Болгарии — более чем
на 23, в Венгрии — на 37 процентов.
( росте промышленности в Албании мож-
но судить по таким замечательным фак-
там, хак строительство крупного тек-
стильного комбината имени Сталина в
Тиране, тидроэлектростанции в Селите.
Сейчае страны народной демократии
	‹ - подвели итоги выполнения народнохозяй-
	- + CTBOHHDIX планов за первое полугодие 1921
	гола.
	В Польше и Венгрии выпуск промышт-
	ленной продукции’ во втором квартале Te-
кущего года по сравнению с тем же пе-
рнодом прошлого года вырос в среднем на
одну треть’ в Чехословакии за первое по-
	Только что я вернулся из поездки в
Вашингтон. Я надеялся встретиться ©
вами и обсудить ряд вопросов. вполне за-
служивающих того, чтобы о них погово-
рить.

Я — фермер, хозяин небольшой фермы
недалеко от Грантебурга. Мы. мелкие фер-
меры этого района, да и всего штата Ви-
сконеин, находимся сейчас в таком иоло-
	жении, На которое, нам кажется, следузт
обратить внимание нашим так называемым
представителям, заседающим в конгресее, а
также федеральному правительству, притом
не завтра и не послезавтра, а имепио
сегодня!

Из-за нынешней военной лихорадки все,
что фермеру нужно покупать для себя и
своей семьи, страшно вздорожало и продол-
жает дорожать, а цены на наши сельско-
хозяйслвенные продукты очень мало изме-
нились. Этак мы скоро протянем ноги!

В северной части Висконсина наблю-
	лаются истощение и эрюзия почвы, начаз-
		шиеея много лет назад и все усиливающиеся. Когда я направил-
ся в Вашингтон, чтобы поговорить с вами об этих вещах, ваши
секретари и их помощники сообщили мне, что вы куда-то уеха-
Тиз Никто не мог сказать. куда. — и предложили, чтобы воп-.
	юсы, се которыми я пришел, подождали, пока не минуег «<чрез-
	вычаиное положение».
	Чужие страны. старающиеся сбросить с себя оковы векового
‘ства. предаются опустошению: на деньги американских
	рабства,  предаютс
налогоплательщиков
ные похолы Кровь
	против них организуются контрреволюцион-
и лостояние нашего народа используются
	для защиты капиталов, вложенных «свободными предпринима-
телями» США в других странах. Так народы, долгое ›время
бывшие рабами, сразу стали нашими врагами, едва только они
	потребовали свободы от эксплуатации.
Скажите. прошу вас, кто занимается политической обрабат-
	кой служителей в Капитолии’ —— даже они относятся с през-
рением к тем, кто приходит туда во имя мира. Я приехал в Ba-
	ШЯнНГтТоОнН Поговорить
	о сохранении не только почвы. но и чело-
	Есть в наших краях люди, которые буквально голодают. 00
этом я тоже хотел побеседовать с вами; в Вашей канцелярии
мне посоветовали лишь прислать вам коллективную петицию
для того, чтобы вы, в свою очередь, отослали ее в военное
ведомство, военное ведомство — в какую-нибудь комиссию кон-
гресса ит х. Так она и путешествовала бы без конца по бю-
	рократическим инстанциям!
	Bee тверже и увереннее поступь и на-
	рода Витая. сбросившего с себя иго импе-
риализма. Изо дня в день множатея про-
изволственные победы китайского рабоче-
го класса. Растущая промышленность уве-
	ренно набирает темпы, осваивает новые
вилы изделий. Богатый урожай собирают
	китайские земледельцы, впервые ставшие
подлинными хозяевами своей земли.

Однако буржуазные клеветники, как
чумы, боятся фактов. Глашатаи преслову-
того. «американского _ ‘образа ЖИЗНИ», они
стараются скрыть от бвоих народов прав-
ду 0 истинно человеческом  06разе
творческой, созидательной жизни в сгра-
нах. лагеря мира, демократии и социа-
	лиза.
  Но простые люли в странах капитала,
  несмотря на все преграды, узнают эту
правду. Рассказывая о своем посещении в
г. этого года Польши, члены американ-
ской профсоюзной делегации пишут:

«Мы поняли, почему эти люди всем
сердцем ненавидят войну и так горячо при-
зывают нас в установлению мира между
нашими двумя странами. Мы видели, что
‚восстановление страны является для них
самым важным — что всю свою энергию
они отлают восстановлению жилых домов

CMEXOTBOPHPIE   ir pe uIpHATHH MW созданию лучшей жизни».
	МИНИН
	Народы мира воочию видят на нримере
Югославии, в какое положение может по-
пасть страна, очутившиеь в путах «аме-
риканского образа жизни». Банда Тито—
 Карлеля—Ранковича лишила югославский
  народ реех его революционных завоеваний,
превратила страну в послушное орудие
агрессивных заокеанских монополистов.
	Народы, вырвавшиеся из капиталиети-
	ческого рабства и преисполненные радости
новой жизни. смело смотрят вперед. Они’
	связаны братской дружбой с. могучим С0-
	ветским (Союзом, их  осеняет знамя
пролетарского интернационализма, знамя
Тенина—Сталипа. Огромны их первые
	уенехи, неодолимы воля и желание пре-
одолеть все трудности в борьбе за построе-
ние мощной базы для нового расцвета
своего благосостояния и культуры. Уве-
ренне их движение по пути к социализму.
Новое побеждает! Оно приводит в бесеиль-
ную ярость врагов мира и народного сча-
стья, оно вызывает восхищение и наде-
жду всего прогрессивного человечества.
	Сам собой напрашивается вопрос (в вашей канцелярии мне
на него не ответили, поэтому я задаю его вам): что же всем
нам, по-вашему, остается делать пока? Или «Операция «Убий-
ца» (так назвал одно из своих наступлений в Корее генерал
Рилжуэй.—— Ред.) уже началась, быть может, в нашей собетвен-
	ной стране’
	веческой крови и пота. Служитель сказал мне, что на делега-
ции сторонников мира здесь смотрят, как на «сумасшедших».
Там у вас, в конгрессе, мраморные стены и полы, сверкзет
на солнце окружающая Капитолий медная ограда, но все это He
может устранить зловония коррупции, хоносяшегося изнутри.
Что делаете вы, чтобы защитить американскую конституцию?
Вы и ваши коллеги втаптываете ее в грязь и говорите о ней
с таким же ханжеством, с каким вы разглагольствуете на всех
вапгих заседаниях. В то же самое время вы яростно разверты-
ваете кампанию профашиетского законодательства. Я лично
убедился. что у нас создано фашистское нолицейское государ-
	Гитлеру не
	ство, Которое даже
	снилось. Вы. законодатели,
	Это еще отнюдь не все вопросы, которые толкнули меня 3d

свой счет предпринять поездку в Вашингтон.
Из всего, что я видел в столице, из каждого ответа, который
слышал от ваших служащих, можно было сделать только один

вывод: налиа страна готовится к войне. Вер остальное может

подождать, подождать до тех пор, пока не утолят свои ‘Allie
титы те. кто хочет войны, кто жаждет огромных. прибылей.

В газетах я читал, что комнания «Дженерал моторс» нажи-
вает теперь больше прибылей. чем когда-либо раньше за всю
евою историю, тотда как у нас, американских фермеров, все
больше снижается наш жизненный уровень. Что вы делаете
для того, чтобы изменить подобное положение? Я лично думаю,
что если бы наше правительство нроводило политику мира, это
	нам всем во многом бы помогло.
Мы, фермеры, получаем на такие пели,
вы и производство продовольствия, HW
	вы и производство продовольствия. ничтожные средства Ot
государства. А вот тем, кто собирается заковать в цепи вею
	полларов. чтобы они
	пивилизацию. ассигнуется 70 миллиардов
	могли спекулировать и наживаться на крови и поте народа.
Для кого мы ценой таких усилий стараемся сохранить почву,
если следующим поколениям суждено будет погибнуть на полях

сражений!
	сами создали «политическое пугало» и теперь боитесь чуть не
каждого встречного в Вашингтоне, хотя бы это был вали зобет-
	венный избиратель.
	«Мелезным занавесом» окоужили вы холм
	Капитолия, но придет день — народ разнесет его на куски.
Вот тогда вы предстанете перед всеми «голенькими», как Адам,
тогда все увидят вашу коррупцию и продажность...

Спрашиваю вас снова, когда все наши граждане станут paB-
В а Уверен, что. будь я представитель Круппа или

Дюнона, я встретил бы в Вашингтоне совсем другой прием. Вы
лично поспепгили бы оказать мне все знаки внимания...
	Для всякого американца, обладающего здравым смыслом. воз-
никает вопрос: зачем же вы сидите в Вашингтоне за счет нас,
	американских . налогоплательщиков 7

Проникнутый отвращением избиратель,
фермер Х. Морган КРИСЧЕНСОН»
		ИГ Ва

как сохранение поч- _ноправными?

ННОНННОНОИОЕНААНТСИИУИУВЕЗИИИЗЕИИАУЗИЕНИВАИНЕИААИНУТНТИЯ
		История Комсомольска на Волге нача-
	лась. когда ‘здесь был, по словам поэта,
	..На костер поставлен первый чайник,
Первый груз. немудрый сложен рядом,
Первая раскинута палатка...

той поры не, прошло и года, а на
холмах, над. левобережной. поймой великой
русской реки, в густой зелени сосен уже
белеют кварталы свежесрубленных до-
бротных зданий: двухэтажные и одно-
этажные жилые дома, магазины,  учеб-
ный комбинат, клуб, средняя школа, дет-
ские ясли. Многие семьи уже справили
новоселье и обжились на новом месте, а
рядом растут в строительных лесах все
новые и новые постройки.

Этот юный поселок — центр одного из
важнейших строительных районов «Куйбы-
 шевгидростроя». Здесь будут сооружены
шлюзы, судоходный канал, судоремонтный
завод; к этому же участку  примкнет
огромная плотина, которая  преградит
Волгу и образует Куйбышевское море.

— Кто же предложил назвать городок
Комсомольском? — спросили мы парторга
района тов. А. Анфимова.

— Никто этого не знает. Имя «Комсо-
мольск» возникло так же, как рождается

народная песня... .
Когда первая группа строителей  выса-
дилась на левом берегу и временно устро-
илась жить на речном дебаркадере, выяс-
нилось, что все они — молодые  шоферы,
слесари, инженеры, техники — комсомоль-
цы. Они сразу поняли, что здесь их ждет
не легкая работа. ‘Кругом простирались
леса и болота. «Как в амурской тайге, —
сказал кто-то. — Помните, как там строи-
ли город юности — Комсомольск?..»
Весть о строительстве Комсомольска на
Волге дошла до Комсомольска-на-Амуре,
молодые строители-волжане получили
письмо из далекого дальневосточного го-

рода.
	«Дорогие друзья! — пишут KOMCO-
мольцы ‘с Амура. — Вам известна замеча-

тельная история’ нашего города. Мы уве-
рены, что и вы осуществите великий за-
мысел любимого Сталина, и на Волге вы-
растет красивый юный город Комсомольск.
Нам хочется рассказать, каким стал наш

Комсомольск теперь, как мы продолжаем
традиции первых комсомольцев-энтузиа-

стов, 19 лет назад пришедших штурмовать
дальневосточную — тайгу... Теперь здесь
	один из красивейших городов страны.
В Комсомольске больше сорока школ,
	техникумы, дворцы культуры, парки, ста-
дионы. Пройдитесь по главной улице —
Аллее труда. Она одета в асфальт и пыш-
ную зелень деревьев. С одной стороны к
Аллее труда примыкают парк и огромное
здание Дворца культуры, по другую сто-
рону — четырехэтажные, здания: Дом ин-
женера и техника, библиотека, техникум
	Таких улиц у нас много...»
Авторы этого письма — Анатолий Бату-
	рин, Аня Алтухова, Фатых Карымов, Иван
	Никулин и другие — рассказывают 09 дея-
тельной творческой жизни Комсомольска-

на-Амуре, о прекрасных, благоустроен-
ных домах, в которых живут его строите-
ли, о зримых чертах коммунизма,  сози-
даемого руками нашего поколения.

Говоря о планах дальнейшего развития
Комсомольска-на-Амуре, молодые  строи-
тели торода заявляют: «Мы выполним их!
Великие стройки коммунизма вдохно-
вляют ‘нас на новые трудовые подвиги».

Когда в Комсомольске на Волге полу-
чили это письмо, на левом берегу реки все
шире развертывался фронт строительства.
Начались земляные работы в районе бу-
‘дущего нижнего шлюза, одного из основ-
ных звеньев гидроузла. 10 июля машинист
экскаватора Николай Аленин подал пер-
вый ковш грунта на самосвал, и первый
кубометр земли был сброшен в речную
протску, образующую Федоровский затон на
Волге. ‘Сейчас затон’ уже наглухо пере-
крыла земляная перемычка, и она растет
с каждым днем. К берегу протоки непре-
рывным- потоком` идут автомашины с зе-
млей. В. несколько. секунд, самосвал сбра-.
сывает грунт на перемычку, а бульдозер.
тотчас разравнивает его.

Перемычка оградит строительство шлю-
за от волжского паводка. Она будет пред-
ставлять ‘собой’  4-километровый зе-
мляной вал высотой около’ 16 метров: В
этом году на основном сооружении нуж-
но вынуть 1 миллион кубометров земли.и
800 тысяч кубометров грунта намыть спо-
собом гидромеханизации.

Недалеко стсюда — за широкой поймой,
поросшей лесом, — новая ‘строительная
площадка. Недавно на ней закончено  со-
оружение двух бетонных, фундаментов для
43-метровых металлических мачт линии
высоковольтной электропередачи для «Куй-

бышевгидростроя». ‘Бторая пара мачт мон-
тируется на правом берегу Волги, на
склонах Жигулей. Ширина пролета через
Болгу — 1.380 метров. Провода электро-
	передачи «перешагнут» с правого берега
на левый. По ним пойдет из Куйбышева
	‘ток для питания мощных электрических
` экскаваторов и других механизмов вели-
кой стройки.

Здесь мы встретились со старшим .ин-
_женером производственно-технического от-
‘дела управления строительства Комсомоль-
ского района В. Баркуном — старожилом
Комсомольска. Ему довелось жить еше в
молодежном общежитии на дебаркадере,
при его участии заложен и самый посе-
лок. На его глазах сыграна первая в Ком-
сомольске! свадьба...

Когда он рассказывал о буднях своего
юного городка на Волге, невольно встава-
ли в памяти эпизоды борьбы отважных
строителей Комсомольска-на-Амуре... `

Комсомольск на Болге растет ‘быстро.
Строители ‘величайшей в мире гидроэлек-
тростанции уже получили’ здесь в свое
распоряжение первые тридцать домов. За-
кладывается еше более двадцати новых до-
мов. Заканчивается внутренняя отделка
здания средней школы, в которой с 1 сен-
тября дети строителей приступят к заня-
	тиям. В помещении школы временно 0у-
дут заниматься ‘и студенты филиала Куйбы-
шевскогс индустриального института, пер-
вого на стройке высшего учебного заве-
дения. В городке работают амбулатория
(в дальнейшем будет построен целый кли-
нический городок), почта, телеграф, бойко
торгует книжный магазин. На берегу Вол-
ги создается парк культуры и отдыха,
	городе проектируется построить хлебоза-
вол, ° теплоэлектроцентраль, водопровод,
газопровод.
	Говоря ‘о работах, сделанных в 1951 го-
ду, начальник Комсомольского строитель-
ного райопа В. Загородников. назвал их
«подготовкой к большому наступлению на
Волгу». В этом году в основном строятся
подсобные и вспомогательные предприя-
тия и жилища.

— Одна из самых неотложных наших за-
бот, — сказал он, — как можно скорее
получить электроэнергию (сейчас пока
приходится пользоваться  станциями-вре-
мянками). Тогда вступит в строй вся наша
мощная техника — электрические экскава-
торы, ‘землесосные снаряды, гидромонито-
ры. ‘Программа будущего года — про-
грамма бурного развития’ работ ‘на всех
основных узлах великой стройки. Она зна-
	чительно превосходит объем работ 1951
года. :
: : B. PEYT,
‘специальный корреспондент
«Литературной газеты»

КУЙБЫШЕВГИДРОСТРОЙ
	На собрании писателей Ленинграда
	Библиотекарь Кировского завода E. Ma-
нуйлова рассказала 0б огромном интересе
читателя к книге. Стоит появиться в пе-
чати сообщению о выходе новой книги,
как в библиотеку приходят рабочие заво-
да, инженеры, подростки из ремесленного
училиша и спрашивают новинку.

—- К сожалению, — сказала тов. Ма-
нуйлова, — многие книги ленинградских
писателей живут недолго. Писательница
В. Панова быстро, оперативно откликается
на большие, важные темы современности,
но вот ее книгу «Спутники» читатели уже
меньше спрашивают. Характерно, что и к
«Звезде» читатель проявляет интерес
меньший, чем к другим  литературно-
художественным журналам.

Н. Никитин товорил 0 необходимости
	борьбы с приятельескими отношениями, с
приятельской «жалостью» к писателю, со-
вершившему ошибку, о необходимости соз-
дания подлинно творческих товарищеских
взаимоотношений между литераторами.

В прениях выступили также А. Пунче-
нок, В. Львов, В. Панова, главный ре-
дактор «Звезды» В. Друзин.

Участники собрания с огромным вооту-
	шевлением приняли текст приветственного
письма товарищу И. В. Сталину.
	ЛЕНИНГРАД. (Наш керр.). 14 августа
состоялось собрание ленинградеких ниса-
телей совместно с представителями обще-
ственности города, посвященное пятилетию

_ постановления ЦК ВКП(б) «0 журналах
` «Звезда» и «Ленинград». С докладом вы-
ступил ответственный секретарь Фенин-
традского отделения ССП А. Чивилихин.

— За пять лет, прошедигих после опуб-
ликования постановления, — сказал он, —
издано более трехсот книг ленинградских
писателей — прозы. поэзии, очерков, дра-
матургии, критики и литературоведенил.

Перечислив ряд книг ленинградских ав-
торов, заслуживших признание читателей,
доклалчик указывает, что эти достижения
не дают ни малейшего повода к  само-
успокоснности и благодущию. Он называет
выпюдшие в Ленинграде произведения,

_ ошибочные по своей идейной сущности,
“слабые в художественном отношении, го-
ворит 06 ошибках редколлегии журнала
«Звезда». опубликовавшей  идейно-пороч-
06 стихотворение В. Сосюры в перевоще
А. Прокофьева, очерков И.  Груздева
«Горький и ето время» и др-

Выступая в прениях, М. Слонимсний
говорил о необходимости глубокого изуче-
ния писателями марксизма-ленинизма. Кри-
тик Д. Молдавский остановился на при-
	чинах отставания критики и теории лиге-
ратуры.