в МАШЕЙ ПЕРЕЦИ CK

а лы г

fw

ae ON Ро ЧЕ
	в поселке Чертково,
районном центре Ростовской области. И

TY. writ
	*_ АН ОМ
давно уже журчит, несколько лет. Но ти-
хий шопот воды не доставляет радости жи-
телям Черткова. Вода в ручье вредная,
насыщенная солями. Она не только раз-
мывает мостовую, не только заболачивает
улицы поселка, — она губит зелень:

Но почему, в Таком случае, не осупить
ручей или, на худой конец, не отвести за
территорию поселка? Оказывается, это не
так-то просто. Ручей, протекающий 10
Черткову, не простой, а ведомственный.
Рождается он на полосе отчуждения желез-
ной дороги, поэтому районные организации
пад ним не властны.

В центре рабочего поселка Чертково рас-
положен льдопункт Юго-Восточной желез-
ной дороги. Лед, ожидая погрузки в лед-
ники, тает и образует широкий, вредновод-
ный ручей, о котором рассказано, выше. $
		« BOZMOKHOCTb
	Сергей Бородин был
	строителем, металли-
етом, потом стал сту-
дентом Первого Mo-
CKORCKOTO  мединсти-
тута. На третьем кур-
се случилось несча-

` Могуч ведомственный ручей. Много раз
писали чертковские товарищи в Россошь,
в отделение дороги, просили вывести склад
льла за ‘пределы поселка; о том же приня.
ла специальное решение сессия районного
Совета депутатов трудящихся. Но куда
там, ие внемлют железнодорожные  удель-
ные князья — ни из Россошанского отделе-
ния, ни из управления дороги, расположен»
ного в Воронеже. Ответствуют так” каса»
тельства к нашему транспортному ведом»
ству ручей сей не имеет, полосы отчужде-
ния не портит. Мало того, протекает он №
по нашей, воронежской, а По «чужой», по
ростовской земле...

Сообщая об’ этой истории, председатель
Чертковского райнсполкома тов. И. Брагин
пишет в редакнию` «Литературной газеты»:

«Принять меры через областные органи-
зации мы ие можем, так как Россошанское
отделение дороги находится в Воронежской
области; территория же Чертковского рай.
она входит в административное подчинение
Ростовской области», А дальше от имени
жителей поселка тов. И. Брагин просит
выступить в газсте, «помочь привести
районный центр в благоустроенный и

~

‘культурный вид».
Выполняя просьбу тов, Брагина, мы п

выступаем в газете, Что же касается за.
конных требований жителей Черткова, то
нет сомнений, что они, наконец, будут ус-
лышаны тов. Охремчиком, начальником
Юго-Восточной железной дороги. Будут ус-
льшаны, хотя и живет он на «чужой зем-
	пе». в Боронеже.
		Ведомственный ручей
				В МИРЕ НАУКИ
	Картофель
за Полярным кругом
ив субтропиках
	Много лет своей жизни посвятил Пре-
фессор Шенинградекого сельскохозяйствен-
ного инетитута И.  А. Веселовский вуяь-
туре картофеля. Почти четверть века Ha-
зал он вывел ранний сорт картофеля «Эи-
он», богатый ‘витаминами, один из пац-
более урожайных, Нод который колхозы
средней полосы нашей страны  @жетодно
огволят тысячи гектаров.

B ve голы болыневиетевая партия на-
чала боръбу За освоение и преобразование
Крайнего Севера. Мять лет трудился в За-
	ЗИ РР РС.

полярье ученый- -мичуринеци   реселовский и

Бе. м со

вывел морозоубтойчиный,   ани
err TTP TRADE BIE. ВКУСНЫЙ сорт
	скороснелый, Пиар Bly Ue ee
картофеля «Имандра». Это была крупная
победа советеких  солекционеров,  разру-
шивших прежнее предетавление о. певоз-
уожности выращивания овощей за Поляр-
ным круюм. Ныне  «Имандра» широко
паспространена по всему Кольскому полу-
	На Врайинем ULepepe i. a. BoM. ibe
селовекие вывели сорт «Мурманский»,
Ву: ХЛ А аи pane AMCTLTOGRARITHE себя И
	превосходно  зарекомендовавший › 07,
пол Ленинградом. Совхоз «Красный выбот-
жец» собрал урожай «Мурманского» В
350 пентнеров с кажхлого гектара.
Пультура картофеля нужна He только
Прайнему Северу, но и Крайнему Югу. В
субтропической зоне советской Страны,
гле летом температура доходит до 50—60
градусов, вырастить картофель не yAaBa-
noch, Ботва поднималась в человеческий
рост, а клубни оставались © лесной орех.

Профессору И. А. Веселовскому улалось
вывести сорт картофеля Для условий
влажных советбких субтропиков. Ученый
предложил снимать по два урожая карто-
феля в год. Один раз посадка производи-
лась в августе. сбор урожая — в декабре.

’
	Второй раз высаживали в начале Map:
Ta, убирали — & июню.

Вольное хозяйственное значение ДлЯ.
отдаленных И высокогорных районов ]
	EEE

страны имеет рекомендуемый проф. И.
РВеселовским 61060б выращивания карто-
феля семенами. Картофолеводам, поля 5о-
торых разбросаны высоко в горах или же
находятся леалеко от железных дорог, не-
легко доставлять клубни для посадки: на
тектар нужно 2—4 тонны. а семян на
тот же гектар потребуетея всего сто грам-
мов.
Картофель необходим многим отраслям
промышленности.  Текстнльщики, напри-
мер, применяют картофельный крахмал
для провлеивания тканей. Разные сорта
и виды картофеля дают и качественно
различные крахмалы. потребные для при-
чания Ткани прочности или гладкой по-
верхности. Эти исследования проводит при
деятельном участии автора новых ценных
сортов картофеля проф. Веселовского одна
из лабораторий Всесоюзного института
раетениеволства,

Научным исканиям и дерзаниям лауреа-
та Сталинекой премии проф. Веселовского
можно было бы прелпослать в качестве
эпиграфа вещие ‘елова Сергея Мироновича
Кирова: «Нет таной земли, которая бы в
умелых руках при Советской власти не
могла быть повернута на благо  челове-

чества»,
	_ ПОРТНОЙ НА ЛАВРАХ
		Лишь помогает выбирать фасон,
. Визирует готовые. изделья
И даже запил от безделья...
	` Вее те, кто шли к Портному на поклон,
<На этот раз к нему явились объяеняться,
‚ На ‘все претензии что им ответит OH?
_ Помилуйте! — Портной воскликнул. — Братцы!
Да я, по-мовму, работать лучше стал!
Как вешалку пришил! Как летли обметал!
Здесь лично проследил! Здесь указанье дал!
Тут Мысль видна моя!. Извольте разобраться!
	Ш всё уговорилиеь Ha одном;
Оставить мастера наедине с сукном,
Дать ножницы ему, мелок и всё, что надо,

Веё—от наперстка до приклада!
И пусть докажет OH уменье ловких ‚рук —
	Сошьет костюм
Портной
	двубортный с парой брюк!
был заперт в мастерской
	И там, без подмастерьев, день-деньской
Он над заказом протомился,
Веё исчертил сукно, весь ааа мелок,

Но как ни бился,
‘Ha выкроить костюм, ни сшить его не смог —
	Портной работать разучился!
		Сертей МИХАЛКОВ
	БАСНЯ
	Жил-был мужской Портной — хороший мастер,
		ая съел» он по портиобвской части,
это было видно по тому,
Что каждый, кто хотел ‘принарядиться,
Мечтал нопасть на очередь к нему,
Так трудно было ‘мастера добиться.
И в самом деле,
Портной не портил зря сукно —
тлично ва Заказчиках сидели,
“Что пиджаки, что брюки — все равно.
	Сезон сменял сезон— так проходили годы.
Наш знатный мастер жил да жил,
	Bee шил да шил,
	Журчит ручей, Bo-
да Подходит K HOBO-
му зданию кинотеат-
ра; потом. минуя Lo.
продолжает свой путь
под мостиком, разли-
вается у окон райфин-
отдела, райкома пар-
тии, около здания про-
куратуры поворачивя-
ет и стремительно бе-
жит к зданию сред-
ней школы...

Журчит этот ручей
	Росла о нем молва — росли его доходы...
	Ho вдруг
	Вее стали подмечать вокруг,
	Что у Портного изменилась хватка,
И, невзирая на размер задатка,
Известным мастером пошитое пальто
	Уве — не то!
	Обужена спина. Не там, где надо, складка.
	Моржщит подкладка.
	Неладно вшиты рукава...
Другая тут пошла из уст в уста молва,
	И все усльшшали, ушам своим не веря.
	Вроят и шьют теперь в портновско
	А мастер, задавая важный тон,
	подмастерья! Нам довелось
	DEECHETEESER TEETH ERTL EEE Ee
	таких портных
	Встречать в профессиях иных...
	ДРУЖЕСКИЙ, ПОЛЕЗНЫЙ РАЗГОВОР
	всультации, чаще устраивать научные кон-
ференции.

Пять лет назад приняла больницу
Ханкинекого района. Хорезмекой области,
врач Жукова. Приехала она в эту дале-
кую область прямо из Ташкента, co cry-
денческой скамьи., Больница оказалаев за-
пущенной, а сейчас считается лучшей в
области. Тов. Жукова изучает акушерство,
любит свою специальность и хочет ити
вперед.

Самое настойчивое стремление каждого
врача (и это со всей очевидноетью пока-
зало совещание) — лучше лечить больных.
Многие товарищи в районах Узбекской
CCP достигли на этом пути серьезных
успехов. Но эти убнехи были. бы куда
более значительными, если бы теснее была
связь в клиниками и кафедрами.

Редко заглядывают в районные центры
ташкентекие профессора. В Байсунекую
больницу. например, за десять лет веего
лишь дважды приезжали научные работ-
ники клиник а из работников кафедр
еще не было никого. Однажды врач Давы-
дов послал письмо на кафедру фармаколо-
гии, просил разъяснить, как следует при-
менять один раствор, — но ответа так я
не получил...

Претензии, предъявленные врачами,
вполне справедливы и основательны. 0
этим согласились все выступавшие на во-
вещании профессора и доценты. Наиболее
полно выразил общее мнение заведующий
кафелрой рентгенологии, ленутат Bepxos-
	ного Совета Узбекской ССР проф. Молча-
нов. Он сказал:
— Нельзя дальше миритьея CTEM,
	чтобы институт был оторван от своих
воспитанников, от практиков здравоохра-
нения. Нужна тесная, неразрывная связь
между нами, совместная. дружная работа.

Директор инетитута тов, Гулямов coob-
щил! о формах. связи, которые намечены и
теперь будут. проводиться. При инетитуте
создано, консультанионно-методическое,. 910-:
po, состоящее из шести секций. В задачу
этого бюро входит постоянная связь между
клиниками. и работающими в районах вра-
чами, оказание им ломощи как в практи-
ческой, так и в научной работе. В район-
ных. больницах будут систематически, не
реже раза в месяц, устраиваться науч-
ные конференции сс докладами опытных
специалистов. На’ конференциях булут ва-
слушиваться и сообщения местных врачей,
обсуждаться их научные работы. .

Заслуженный деятель науки Узбекской
ССР проф. Масумов внес интересное пред-
ложение. Он обешал на определенный.
срок вылелить из клиники одного ассистен-
та для работы в районной больнице, а
оттуда взять врача на специализацию по
хирургии. Примеру проф. Масумова после-
довали и другие руководители КЛИНИК,

* +

Первая встреча воспитанников институ-
та со своими учителями прошла интересно.
и с пользой. .

Такие ветречи решено проводить еже-
	JI. COHHYEB
	ТАШКЕ

HT
	ваетея сейчае и в Белоруссии: В конце
прошлого года ЦЕ КН(б). Белоруссии про-
верил, как используются общественные
земли в колхозе им. Ворошилова Бориеов-
	ского района Минекой области, какие воз-
можности остаются здесь под спудом. Вы-
воды проверки оказались глубоко поучи-
тельными.
	земля — основной источник богатства
колхоза. Но достаточно ли рачительнымя
хозяевами этого великого богатства были
до сих пор колхозники. артели им. Bopo-
шилова? Метр за метром, гектар за тек-
таром были изучены земли этого колхо-
за, -H вот что в результате было выявле-
но. Среди массивов пашни этого колхоза
имелись понижения в виде «блюдец», об-
щей площалью в 30 тектаров, которые
заросли кустарником и не использова-
лись. Более 800 гектаров nanan засоре-
но камнями, ментающими обработке поч-
вы и вызывающими частые поломки ма-
шин. Когда по-хозяйски учли, оказа-
лось, что только площадь необрабатывае-
мой пашни вокруг камней составляет 17
гектаров. В запущенном состояния былн
сенокосы, пастбища -— около 30 пропен+
тов этих площадей было покрыто’ кустар-
никами. Колхоз почти не использовал
свыше 300 тектаров низинных болот с
мощностью залегания торфа в  один-лва
метра,

Колхозный актив вместе со специали-
стами подечитал если, опираясь на
всю силу укруиненного колхоза, е но
MOILbIO манипно-трахторной  стАниии на-
вести порядок на вевх этих землях, улуч-
шить их и правильно использовать, то
только за счет этого колхоз может еже:
годно дополнительно получать зерна ло
450 тонн, столько же корней кок-сагыза,
картофеля и кормовых корнеплодов. — до
1200 тонн, сена — до 1700 тонн, большое
количеетво зеленой маесы и т. д. Колхоз
мог бы дополнительно иметь. 750 голов
скота, повысить его продуктивность, зна-
чительно увеличить выход товарной про-
дукции. натуральные и денежные  тохолы.
	оплату трудодня колхозникам. При кел-
хозном строе, при нашей социалистической
	`В просторный зал клуба Ташщентекого >
медицинского института входят професеора,

в Ташкентском
пренодаватели и их бывшие ‘ученяки — Встреча т Hak
врачи. съехавшиеся со всех концов Узбе- мединституте
кистана. Среди приезжих есть и пожи-

meen er ntren а д wntAdiaA Wartuuryr oa TRB. &
	& azpy-
	чами AeCHTOK лет трулового стажа,
	тие лишь лвз-три гола назад окончили иц-
	Ученики тепло приветствуют ‘своих
учителей. Молодые врачи рассказывают
	«Ста-
ту-
	друг другу, Как начали 69509
ность в районных и участковых”
цах, г какими трудностями прих
да и приходитея еще встречаться.
рички» вспоминают общих друзе:
денческие и фронтовые годы,
	внечатлениями о переменах, которые про-.
	H30HLIH В HHCTUTYTE.
	области, еще в 1946 году написать инте-
ресную кандидатекую диссертацию и
успешно защитить ве. Став кандидатом `ме-
хицинеких наук, он несколько лет возглав-
лял больннцу Наркентекого района, `Тайи-
кентекой области, собрал там большой
материал для докторской диссертации и
сейчас заканчивает ее...

-Разве это не пример для практиков?

Окончено вступительное слово. а затем,
 еманяя друг друга, на трибуну выходят
учителя и ученики.
‚Выступает врач Давыхов из Байсунеко-
го района Сурхан-Дарьинекой области.

. Министр здравоохранения Узбекской   го раиона сурхан-дарьинекои области.
CCP тов. Захидов произносит вотупитель- Tax в местной больнице работают
ное с.10в0. шесть врачей-специалистов. ‘ Хирург

— Сешлня мы проводим, — говорит   Байметов делает сложные  полостные опе-
	он, — первую встречу воспитанников Таш-
кентекого мелипинского института CO CBO-
	слело-
	рании. Врач 1рюшева -— квалифицирован-
ный акушер-гинеколог. Хорошо знают
свое дело и другие спелиалисты. Населе-
ние района уже давно получает на месте
специализированную помошь по терапии,
хирургии, акушеретву.

Но тов. Давыдов хочет, чтобы районная
больница оказывала’ квалифицированную
врачебную помошь и по так называемым
узким специальностям.

— Наши колхозники, —— говорит он, —
вынуждены еще ездить в Термез, за 180
километров. в тлазнику, к невропатологу,
к другим специалистам. Пора нам их иметь
у себя!

Больница неплохо оснащена. Есть xo-
рошо оборудованный операционный блок,
ренатеновский кабинет, лаборатория. Ho
и это не удовлетворяет главного врача.
Уже подготовлено помещение ‘для  физио-
терапевтического отделения, — Давыдов
пробит миниетра как можно быстрее дать
необходимую аппаратуру. Обращается он
в министру и с просьбой о том, чтобы
больнице выделили более совершенное ла-
боратоерное оборудование.

— Врачи района начинают вести науч-
ные работы, — заявляет тов. Давыдов. —
Уверены, что вумеем с этим справиться.
Пусть только наши учителя помогут нам!..

На трибуне Мария Павловна Фролкова—
хирург больницы Сталинскогое района, Ан-
дижанской области.

— Я еще очень ‘мололой врач. Скоро.
поеду на усовершенствование, — говорит
Фролкова. — Хотелось бы, чтобы в клини-
вв, куда я попаду, дали возможность еде-
NATL Bak можно больше операций. Это по-
может скорее стать квалифицированным
специалистом.

Доктор Салихова, работающая в Haman-
гане, рассказала о том, как ей помогает
кафедра детских болезней.

— В затруднительных случаях мы ие
отиноки — мы знаем, что старпгие товари-
щи нам помогут. Вафедра знакомит нас с
новейшими методами лиатностики и лече-
ния. дает научно-прахтические задания.
	Желательна налалить и письменные KOH-
	Земл
	ASbICKABGETCH »
	Управление московской городской телефоя-
ной сети, редакция поддержала просьбу
больного товарища. :

Спустя почти три’ месяца пришел  следую-
щий ответ:

«Тов. Бородину С. С,

На Ваше письмо редактору «Литератур-
ной газеты» сообщаю, что установить теле-
фон в Вашей квартире не представляется
возможным ввиду полной ‹ загруженности
телефонных сооружений района. Начальни-
ку Дзержинского телефонного узла дано
указание изыскать возможность к установ-
Ke телефона-автомата в здании общежи-
тия»,

Подлинное подписал начальник Управле-
ния московской городской телефонной се-
ти, директор связи тов. Петров.
	Как же так? Просили установить теле:
фон у постели больного, а «дано указание
изыскать возможность к установке телефо-
на-автомата в здании общежития», Зачем,
спрашивается, Бородину  телефон-автомат,
если он не может встать с постели? И как
при «полной загруженности телефонных
сооружений района» можно «изыскать воЗ-
можность к установке автомата»? И поче.
му нельзя «изыскать возможность», чтобы
удовлетворить просьбу?..

Пришлось снова просить у тов. Петрова
ответа на эти войросы. :
	Прошло еше два месяца, и ответ из
управления поступил, Но теперь подписал
письмо не тов. Петров, а его ‘помощник,
директор связи П ‘ранга тов, Петухов,

Однако, несмотря на это, суть ответа не
изменилась. И аргументация, и стиль все
те же. Редакция—про одно, Петров с Гв-
туховым — про другое, мы —0 телефоне
для больного Бородина, а ‘начальник, уп-
равления с его помощником — о телефоне»
	автомате в общежитни..,
Опять. видимо, не ‘поняли нас тт. Петров
	и Петухов. Или не захотели понять.
	>
неграмотность
		заболел. G тех пор
вот уже тринадцатый
год Бородин прико-
ван к постели;
Настоящий совет:
ский человек, — тов.
Бородин, не теряя
мужества, стойко пе-
реносит невзгоды. Ему помогают друзья и
товарищи, общественность института, Ин-
валид первой группы, он заочно окончил
Институт иностранных языков, а ныне за-
очно учится на’ редакторском факультете
Московского полиграфического института,
Прикованный к ностели, он нетолько учит-
ся; но в Меру сил и работает-—-несколько
лет был внештатным литературным редак-
тором Медицинского’ издательства, сейчас
сотрудничает в медицинских журналах,

Мужество этого человека; его любовь к
жизни и стремление находиться в строю
советских людей достойны большого ува-
жения. И надо сказать, что все, кому бы
ни приходилось сталкиваться с С. Бороди-
ным, стараются помочь ему в жизни, в`бы-
ту, в учебе. Да это и не удивительно.
	Но вот Бородину довелось встретиться
с тов. Петровым... Знакомство это (не лич-
нсе, а по переписке) произошло так.
	Стремясь, как он пишет, «улучшить связь
с внешним миром», С. Бородин попросил
установить у его постели телефон, Это не:
обходимо для переговоров с институтом и
редакциями, с библиотеками И  врачами.
Свою просьбу “ов. Бородин прислал в «Ли-
	тературную газету», Направив письмо в
°

Запечатленная
	Пословица гласит, что бумага все стер-
пит. О мраморе пословица умалчивает,
И не случайно. Неграмотно написанную
бумагу можно выбросить. Надпись, высе-
ченная на мраморе, рассчитана на века.

Но иногда и она не заслуживает столь
долгой жизни. Читатели сообщают, что в
Одессе, на Приморском бульваре, на пьеде-
стале памятника Пушкину, красуется мра-
морная доска с такой надписью; .
	ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ
	Говор в зале стихает. Собрание отвры-
Миниетв эзтрароохпанения  Узбенокой
	вало бы устрайвать чаще. Этото требует
жизнь. У врачей, работающих в районах,
лолжна быть самая тесная и повседневная
	связь с клиниками и кафедрами.
	‚ Министр рассказывает о задачах, стоя-
ших перед здравоохранением республики.
	lipu-
	№ногое делается AIA того, чтобы
	близить К населению специализированную
врачебную помощь. Сейчас уже не только
в районных, но и в сельских участковых
больницах организуются терапевтические,
хирургические  акушереко-гинекологиче-
ские и другие специализированные отлелез
	ния, функционируют рентгеновские  кади-
неты и клинические лаборатории.
— Врачебная деятельность в paito-
	нах, — нодчеркивает министр, —- теперь
усложнилась, выросла необходимость в по-
сетоянной консультации опытных специа-
	H HAKOTODBIE
	работ-
	AHCTOB.
Министр наметил затем и He
формы связи учителей и учеников.
		ников медицинской науки и практики.
На базе многих районных больниц впол-
He возможно регулярно устраивать KOH-
	И ДО-
	ференции с доклалами . профессоров
	центов. Научные работники наидут здесь
большой и интересный материал, пользуясь
которым, смогут дать слушателям нагляд-
ное представление 0б учении И. И. Пав-
лова. научить их лучию вести лечебный
	бору:
	процесс. В районах есть прекрасно
хованные операционные. Нуеть к;
	дованные операционные. Нусть квалифи-
цироронные специалисты из клиник ин-
ститута время от времени делают там
сложные операции. Местные врачи, ас-
систируя при этих ‘операциях, научатся
	таионных врачеи надо привлечь
научной работе. Многие из них мечтают
06 этом. хотят проявить свои способности
на поприше науки и имеют для этого все
данные. Вель сумел же один из воетитан-
ников Ташкентского медицинского инсти-
тута — врач Н. Ярыгин, работая в Ваб-
кентской районной больнице, Бухарской
		Словарь древнерусского языка
	Институт языкознания Академии наук
СССР предпринял издание словаря древне-
русского языка в семи томах, В словаре
будут приведены наиболее употребительные
слова, входившие в словарный состав рус-
ского языка с ХГ по ХУП век включитель-
но. Значения слов иллюстрируются приме-
рами из памятников русского языка  соот-
ветствующего периода.

Сейчас заканчивается работа над первым
томом объемом около 70 печатных листов.
Он включает’ слова на буквы А и Б. Над
изданием первого тома, который выйдет в
будущем году, работает авторский коллек-
тив во главе с доктором филологических
наук проф. А. П. Евгеньевой. В редакцион-
ную коллегию входят академики В. В. Ви-
ноградов и С. П. Обнорский, члены-коррес-
понденты Академии наук СССР В. П. Ад-
	рианова-Перетц, С. Г. Бархударов и другие
ученые. .
	техник» все эти, вчера еще скрытые 60-
татетва сегодня буквально просятся
наружу!

Начав с колхоза им. Ворошилова, боть-
шевики Белоруссии обнаружили затем та-
кие резервы во всей республике. ЦК ВП(б)
Белоруссии ‘ разъяснил, что если _ делу
улучшения использования общественных
земель придать веенародный характер, то
колхозы республики могут лополнительно
	получить зерна сотни тысяч  тоин,
картофеля и кормовых корнеплодов 600
тысяч тонн, техничееких культур 160
	тысяч тонн и сена более 2 миллионов
тонн. Ради этого стоит дружно и хоро-
шо поработать!

Неисчерпаемые возможности тапт сила
большевистской организованности!  Пра-
вильно оценив глубоко принципиальное
значение овопрова 0б очистке и лучшем
использовании общественных земель кол-
х030в, белорусские коммуниеты заботятгя
0 том, чтобы в эту сторону направить
сознательные усилия широчайших  кол-
хозных масс. В определенный срок около
миллиона колхозников прослушало в Бе-
лоруссни доклад «Общественная земля —
источник силы колхозного строя», в коз
тором излагалась намеченная . партийной
организацией программа работ, по лучше-
му использованию земель. Живое слово:
партийного актива, его неносредетвенная
организаторекая работа помогли уже в
течение первого месячника по очистке
земель сдвинуть дело: в республике бы-
ли очищены от камней первые 18.000
гектаров пашии;, раечищен кустарник на
площади более 40.000 гектаров.
	уже есть в Белоруссии  передовики.
очистки земель. Когда в Речицком рай
оне приветствовали  отличивиуюся а
	раскорчевке одного из участков в урочи-
	ще «Луцкая Болотида» колхозницу Ма-
рию Гражник, опа ответила:
— На эти самые кустарники я, ох,
	как зла! Как подумаю, что в нашем кол-
	XO3€ Под «олюдцами» да пустарниками
десятки гектаров пропадают, так руки
сами к топору тянутся. Uro ж ми 3a
	хозяева будем В колхозе, если не приве-
дем в порядок всю общественную землю!
	«15 июля 1923 г.
В ознаменование столетней годовщины
пребывания в Одессе Александра Сергее:
вича. Пушкина».
	Тодовщины бывают первая, вторая,
сотая и Т. д., но не двухлетняя, не сто-
летняя.
	Право, Пушкин достоин того, чтобы на
его памятнике не увековечивалась негра-
MOTHOCT,
			` «ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛА»
	необходимая хлопчатобумажная ткань.

Получен также ответ заместителя. пред:
седателя Калужского облисполкома тов.
Н. Афанасьевой. Она сообщает о мерах,
принятых для помощи учебно-производст-
венному комбинату.
	. Het сейчас такого уголка Советской
страны, где бы ‘наши люди не жили ип-
тересами великих строек коммунизма, не
заслушивались жадно, какие вести идут
оттуда, где подготовляется невиданное
преобразование природы,— на огромных
пространствах за Волгой и Доном, в
районе Аму-Дарьи, на юте Укранны ив
Крыму...

И тысячи таких, как Аристарх Циги-
кало или Мария Гражник,— новых хозя-
ев земли говорят ееголня*
	— 910 и к нам клич, это и нам наз
каз: действуйте и у себя еще смелее! Нет
и не может быть нигде у нас неудобных,
неиспользуемых земель. В самом деле:
вон до каких пустынь народ добирается!
Как же мириться ¢ тем, что в наши пло-
дородные массивы вкраплены еще неудо-
би—1 «блюдца», то солончаки, то кустар-
ники, 10 болота, то песок? Е каждому тз-
кому участку можно найти ключ: наука,
опыт, техника, помощь государства неви-
‘данио умножают твои силы, — действуй!
	Мы говорили о белорусских районах.
Вот и на Волыни молодые колхозы и МТС
приняли инф нынешний год обязательство:
за счег осушения и раскорчевки 8аб0л0-
ченных и кустарниковых площадей
подготовить под посевы ° дополнительно
30 тысяч гектаров земли. :
	08 счег очистки и приведения в поря-
док неудобных земель посевная плошаль
	здесь может быть увеличена не MCHbMe
ueM Ha 3-—5 процентов.
	В Эстонской CCP более шести  тысяз
гектаров осушенной болотистой земли бы:
ло освоено в первый же год работы 00-
данных Здесь мелиоративных станций. В
недалеком будущем будут осушены Bee

болота, снесены все камни © полей Эето-
НИИ. 1
	ae ACE UTO ДНЯ. ШИрится 10
всей ниобъятной нашей зтране эта слав-

ная перекличка делами — соревноваане
новых, рачительных хозяев, которые не
знают преград в увеличении обществен-
	ных оогатетв колхозов, В умножении CH-
лы и мощи Родины.
	Так называлось письмо, напечатанное в
«Литературной газете»°30 июня с. г, В свя-
зи сэтим письмом председатель Всероссий-
ского общества глухонемых тов. П. Сутягин
сообщил редакции, что Калужским В.
	производетвенным мастерским выделена
	— Нели расчистим кустарники — у
нас сена хватит на два таких колхоза,
как наи, — Заявил ка собрании в колхо-
зе имени Ленина Ельского района, По-
	лесской области, 80-летний  колхозник
Григорий Голуб.
Ot резкю критиковал руководителей
	колхоза за TO, что они допустили перебои
в снабжении ферм кормами, не проявили
раньше инициативы в лучшем  использо-
вании общественных земель. Такой  твор-
ческой критики было много всюду на с9-
браниях. № сожалению, надо сказать, что
еще далеко не везде в республике она по-
деловому подхвачена партийными и совет-
скими руководителями районов и областей,
сельскохозяйственными органами. ще за-
метно отстает проверка выполнения вно-
сившихея колхозниками  поеле докладов
многочисленных предложений по лучшему
использованию земли, еще наблюдается кое-
тде недостаточно серьезный, кампанейский
подход к этому большому, насущному
делу, я

Очень метко, в том же Речицком райо-
Не. Колхозный агитатор Мария Соцюра на-

звала расположенное близ села торфяное
болото «золотым запасом» колхоза.
		Но торфяники — это и золотой
всей реенублики!
	С законной гордостью говорят в’ Бело-
руссии о сконструнрованных в республи-
ке новых машинах, позволяющих быстрее
	освоить «золотой запас» торфяников,
Большая заслуга в этом М. Мацепуро,
доктора технических наук, лауреата
	Сталинской, премни, возтлавляющего Ин-
стнтут механизации Академии наук
БССР. Институтом созданы, например,
замечательные конструкции  канавокона-
телей, позволяющие в десятки раз уско-
рить устройство мелкой осушительной ce-
ти. О0еобую ценность представляет комп-
леке машин и орудий для механизации
трудоемких работ, связанных © возделы-
ванием кок-сагыза на торфяных почвах.
Большая ответетненность — за Gotarpeiinies
	освозние массового производства этих но-
вых, ценных машин ложитея сейчае на
промышленность.
	Александр МИХАЛЕВИЧ о
	удоб:
	ые и неудобные
	добывать
удобре-
	хоза А. Цигикало предложил
на болоте торф — на топливо и
	по-своему распорядилея  подспудными 00-  ние, Ему пробовали возражать:  «Бере-
татотвами земли, в гигантской зеленой   ги», сколько помнил ‘народ, никогда ни-
лаборатории множества растений получил   чего, кроме сорняков да комаров, не да-
	СИЛУ
	желанные. несущие с собой самую
	жизни, плоды. Вакой это, будто бы дазв-
	всегда
	но привычный, и в то же время
	удивительный праздник оемысленного тру-
да. человеческой власти над природой!
	этот
HRY
	1 влвоине значителен и радостен
праздник. если земля, на которой
	собирают урожай, до этого времени долго
не отдавала человеку своих скрытых сок-
ровиш, чуть ли не от века оборзчивалась
в земледельцу болотами да кочками или

бесплодными песками, или валунами да
камнями. а ‘топерь обернулась золотым
зерном, сахариетыми кореньями. обильные
ми кормами для животных или драгоцен-
ным техническим сырьем для промышлен-
	Есть в Сумской области на Украине
 колхозный новатор —= бригадир торфеме-
	НЗ орса
	лиоративной бригады BROAKO3A им.
	Глуховского района Аристарх Дигикало.
			Bro стихия = именно
	вали, —= но Цигикало` настоял на своем.
Сколько сомнений с тех пор  развеяно,
сколько колебаний ‘преодолено и  сколь-
‚ко миллионов дохода уже получил © тех
пор от болота колхоз! Первым шагом был
опытный, а потом производетвенный  по-
свв конопли. Воноплю заставили давать
на осушенном болоте вдвое больше семян,
чем на старых кононлищах. В отдельных
водоемах, образовавшихся в’ торфяных
карьерах, Колхоз ‘начал затем разводить
‘рыбу. водоплавающую. птцу. Там, где бы-
‘ло болото, начали возделывать огородные,
кормовые культуры,

Новой ступенью было освоение траво-
польного севооборота на отвоеванных у
болота землях. Цигикало с особой  гор-
доетью подчеркивает: травосмесь. краено-
го клевера с тимофеевкой у него на тор-
фяниках дает по 125 центнеров сена с
гектара! Прочное место занял B ceBoobo-
‚роте кок-сатыв — урожай корней здесь
‘составляет 40—50 центнеров с: гектара.
ilo 20—25 пентнеров собирают на боло-
	...обегда 05009 значителен и радостен
момент уборки хорошего урожая: человек
	земель. превращение вчера ее оросовых
	земельных угодий, всегда  считавиихея   те проса.
тиблыми и неудобными, в удобные, плодо-  Успехи, непрерывные искания Ари-

носные поля. Законное удовлетворение   етарха Цигикало и его товарищей ‘убеди-
	приносит ему уборка и в этом году. 5
ближе подходит Пигикало к заветной це-
ди —— компленено освоить богатства, на-
копленные в «кладовой солнца» —— торфя-
ном болоте «Береги». на много километров
протянувшемея за родным селом Дунаец.

Emme в первые годы организаций. Кол-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
		№ 92
	16 августа 1951 г.
	и
общественное хозяйетво колхозов, если,
правильно иснользуя преимущества кол-
хозного строя, веюду смело итти на пре-
вращение «неудобных» земель в удобные,
высокопродуктивные утодия!
	fa
	Широкое движение за лучшее исполь-
	зование общественных земель разверты-