овен е

он ннои».
	= бен

позе нин а янъонрюное»

кропгитея › на мелкие, ° прочные, черные

влажные комочки.
— Смотрите! Уже. наощупь заметна
	разница. Из года в row должна улучшать-
ся структура и расти. плодородие, — убеж-
денно говорит он и подробно рассказывает
о севообороте на полях Колхозов В бли-
жайшие тоды, где и когла проведут глу-
бокую пахоту се предилужниками, когда
поле засеют травами, котда,. и сколько
внесут удобрений и Kan будет обрабаты-
ваться пар *..

Убеждения Мальцева основываются на
	глубоком. творческом постижении  ПРИРо-
ды А что касается хозяйственных за-
	бот,. тревог во время ливней и бессонниц
во время засух, то разве можно BCHOMHHAT
хоть одно лето, когда бы они миновали
полевода колхоза «заветы Ленина», этого
выдающегося ученого, который ни Ha
один ‘день не порывал со своим исконным
трудом -— трудом хлебороба.

..В больной угловой горнице, где живет
Мальцев, только и мебели, что ‘письменный
стол да потертый, просиженный диван.
На сундуке и на подоконниках маленьких
окон — тугие снопики разных сортов
пшеницы. На столе — старомодный теле-
фон с ручкой. На полках больших глубо-
ких шкафов в два, в три ряда теенятся
книги. Несколько. тысяч томов, старые,
дореволюционные календари и TOMbI Ми-
чурина, Тимирязева, Вильямса. Классики
марксизма-ленинизма, агрономичесвие бро-
шюры, комплекты газет и журналов за
много лет. Исторические исследования’ и
книги по философии... Гельвеций и Дидро,

Добролюбов и YUepunmencwnri, IToT ROATs-
	ник, который ви одного дня не ходил В
школу; за тридцать пять лет собрал такую
библиотеку; какой не найдется и BO MHO-
гих: институтах. Й книги эти все читан-
вые и перечитанные, с отметками, е заме-
чаниями на полях, со етроками, подчерк-
нутыми разноцветными карандашами.
	— Погла я приезжаю в Москву, то мне
	‚ничего не идет Ha УМ, пока я не обоилу

TT _

pte книжные магазины и букиниетов. Но
во всех этих книгах, — он показал на
нкафы, — я нигде не мог найти ви одно-
то доказательства того, что зерновые куль-
туры непременно требуют ежегодной па-
хоты! ,
— Терентий Семенович, ведь 10, ITM
вы делаете сейчае. так непривычно, что,
наверное, встретит большое  противолей-
ствие. Не будут ли снова мешать вам?
	— Да кто же сможет теперь помешать
нам, -—— отвечает Мальцев, вынимает из
ящика бумажку и бережно кладет ее на
стол. — Вот. читайте!
	Он показывает копию  правительствен-
‘ного распоряжения, которым Министерство
сельского хозяйства CCCP обязываетея
«для ‘проведення опытных работ лауреатом
Сталинской премии т. Мальцевым Т. С.
..организовать п колхозе «Заветы Ленина»,
Шадринекого района, Курганской области,
Шалринекую опытную станцию...»
	‚Опытная станция в Колхозе. Директор
	ec Мальцев, он же полевод колхоза. Bee
	работники станции, кроме четырех уче-
ных-спениалистов,—колхозники. Поля ар-
тели--— 4.300 тектаров пахотной земли—
становятея полями опытной станции, оста-
ваясь колхозными: все колхозники, ocTa-
ваясь колхозниками, становятся работни-
ками станции; принцип организации тру-
да — колхозный, бригадный. Артель «da-
веты Ленина» сдает государству хлеб и
прочую продукцию на равной с другими
колхозами основе. В ученый совет. стан-
ции, кроме спениалистов, входят председа-
тель колхоза, бригадиры и агроном. Новая
опытная станция является научно-иселедо-
вательским учреждением, в котором с не-
обыкновенной последовательностью вопло-
щается принцип единства науки и произ-
волетва, теории и практики.
	То, что еще совсем недавно казалось
таким далеким — уничтожение противопо-
ложности между уметвенным трудом и
трудом физическим, — сеголня в колхозе
«Заветы Ленина», в зауральской деревне.
на берегу ничем не примечательной речки
Канаш, встает во всей своей зримой веще-
ственности. И есть глубочайший внутрен-
ний смысл В TOM, FTO STO творческое
елинство труда физического и умственного
раскрываетея в опытах, еще раз локазы-
вающих, что в советском обществе законом
природы действительно является загон
все розрастатощего плодородия почвы,
	Найти пути быстрого и прогрессивного
повышения плодородия — такую залачу,
такую научную тему поставить и практи-
чески ее воплотить может лишь ‘народ,
строящий коммунизм.
	— Да разве теперь кто-нибудь сможет
нам помешать? — повторяет Терентий С8-
менович. -—— Очень волнует такое внима-
ние, но ведь и ответственноеть-то какая!
Возможно, будут у нас и неудачи и про-
счеты, но я убежлен, что  лело-то мы
	сделаем. Знаете, я ведь и в тридцать лет
не чувствовал себя таким молодым, как
сейчас!

FE
	Мотут епроеитв, почему мы рассказыва-
ем об опыте, еще не завершенном? Да по-
тому, что мы убежлены в том. что значе-
	` ние опытов Терентия Мальцева для веего
	сельского хозяйства чрезвычайно велико,
и думаем, что не так трулно быле бы в
равных райойах Союза на опытных став-
циях отвести но нескольку десятков гекла.
ров. чтобы повторить их И должны это
сделать люди по собетвенной инициативе,
по влечению души. Тогла быстрее будет
нащупано, что еше нужно доработать, до-
думать, . чтобы. предложения колхозного
ученого скорее могли етать лелом пгиро-
кой практики. Четыре опытных учрежде-
ния по приказу министра уже заложили
такие опыты. Не мало ли? Тем более, что,
как стало известно. на ‹ Макушинеком
опытном поле несерьезно отнеелясь к ва-
кладке этого эксперимента. Это? пример
ее раз укрепляет нае в мысли, ато опы-
ты Мальцева нало повторить в вамых раз-
личных условиях, чтобы олин-другой 9е-
точно, неправильно поставленный эксие-
римент не мог повлиять на выволы.
	Массовость опыта —= великое лело. это
	уже не раз было испытано ВИНО
ВаУвОЙ.
	Нельзя терять годы на разрешение та-
вого важного вопроса!
	* Подробно агротехника Мальцева опи-
сана в его статье «Пути борьбы за вепре-
рывное повышение плодородия почвы»
окурнал ‹Агробиология», № 1, 1951 г.).
	невых посевов. В эту
	нимается
создавая

селекцией,
солелюби-

Bylo шпеницу (дело

огромной

важности,

w

Валентин ОВЕЧКИН, ры

Геннадий ФИ

WAV BDA Le AE 2-44

комиссию входил и

‘Терентий Семенович

Мальцев. Он ездил

A Aa ea ame ore
		лю Омской. области и
‘ло Челябинекой, 06-
	‘

если подумать о том,

сколько земли у ‘нас
не используется из-за засоленности почв),

выводит озимую для Курганской области,
испытывает ветвистую пшеницу и т. д. А
в те дни, которые мы называли первым
велекпионным этапом его работы, он также
	неустанно занимался изысканием наилуз-
	ших приемов агротехники и всегда много
энергии отдавал  усовершенствованию и
созданию новых орудий. Сейчас в произ-
волство пущена. ланчатая борона ето кон-
	струкции, которая и удобнее, чем те, что.
	теперь применяются, и требует металла в
несколько раз меньше. И не случайно,
Korda пишут об узкоряфной сеялке Богаче-
Ba, за которую присуждена Сталинская
премия, ссылаются на 40, что сеялка эта
одобрена. Мальцевым...
		«Число
паханий»
	М. Горький.
	Опыты колхозного полевода `Терентия
Семеновича Мальцева на полях артели
«Заветы Ленина» в Зауралье, в- Шадрин-
ском районе, при всей своей научной
обоснованности, так необычны, что сна-
чала ошедомляют. Однако .все прошлые
открытия Мальцева, тоже, необычные, 103-
воляют надеяться, что и STH его. опыты
увенчаются успехом. В случае же успе-
ха они ‘обещают сельскому хозяйству
ускорение восстановления = плодородия
почвы н резкое ‘уменьшение затрат труда
в полеволетве. —
	В творчестве Терентия Мальцева можно
яено ‘разглядеть три оеновных этапа.

Первый — Korda он пытался разрешить
трудности земледелия в Зауралье выведе-
нием универсального сорта пшеницы —
одновременно и скороспелого, и засухо-
устойчивого, и морозоустойчивого. Это ему
не улалось, хотя попутно было много
важных для теории и практики находок.
В частности, были усовершенствованы и
размножены наиболее урожайные в мест-
ных условиях скороснелый и позднеспе-
лый сорта. Однако решение проблемы
пришло лишь тогда, когда Мальцев создал
пелый агрокомплекс, творчески применяя
который можно получаль высокий и
устойчивый урожай в лесостепной зоне
Зауралья. :

Комнлеке, предложенный  Мальцевым,
на первый взгляд казался еретическим.
Больше всего споров было о сроках сева.
Пословица «ce в грязь будешь
князь», верная для других мест,  счи-
талась верной и для Зауралья. А между
тем климат шадринский имеет свои 069-
бенности: июнь там почти всегда  за-
сушливый, в июле почти всегда дожди,
Й яровая пшеница, посеянная рано, ко
времени колошения попадала под июнь-
скую засуху, старела, и июльские дожди
уже не шли ей на пользу. Кроме июнь-
ской засухи у этой пшеницы был еще
сильный враг — овсюг. Здесь по-наетоя-
щему с ним можно бороться, уничтожая
его предпосевной культивацией, Но при
существовавших правилах бороться с ним
таким с10с0б0м было невозможно, так как
пшеницу сеяли раньше, чем успевал
взойти овеюг. Е

Мальцев предложил сеять так, чтобы
пшеница в июне не старилась и тепло
июньское шло ей па пользу и она могла
бы полностью использовать влагу июль-
ских дождей. При этом надо было cae-
лать так, чтобы пшеница успевала co-
зреть до ранних заморозков, столь частых
в Зауралье. Поэтому при’ ранней весне
он предложил сеять позднеспелый сорт,
при поздней — скороспелый. Такие сорта
са уже имел. Надо не рано cents, He
поздно, а своевременно, обязательно уни-
чтожив перед посевом всходы овеюта.
Так, маневрируя позднеспелыми и скоро-
спелыми сортами и сроками сева в за-
висимости от погоды, колхоз «Заветы
Ленина» стал получать устойчивые и вы-
вокие урожаи.

Но вместо того, чтобы распространить
и в других колхозах прогрессивную атгро-
технику, разработанную Мальцевым, py-
ководители областного управления сель-
ского хозяйства весной 1948. года заета-

_рили лаже колхоз «Заветы Ленина» отка-
заться от нее и сеять по шаблону в. еро-
Rly установленные старыми агроправила-

Бюрократам из канцелярий нехватало

а нового.

Трудное лето переживал Терентий Се-
менович. Только 240 гектаров смог он
посеять по-своему. № уборке стало ясно:
на полях написана убедительнейшая жи-
вая диаграмма. Там, тде сеяли по шабло-
ну, собрали лишь. 5—8 центнеров © гек-
тара. Там же, где колхоз «Заветы Ленина»
смог осуществить свою агротехнику} со-
бирали в среднем по 19 центнеров пше-
ницы. Если бы. пример мальцевеких кол-
хозников был своевременно ° подхвачен,
область могла бы дать советскому народу.
в лва в три раза больше зерна!
	Партия поддержала колхозного -уче-
Horo B ero борьбе и ‘осудила шаблон-
Hoe,  неквалифицированное  руководетво
	сельским хозяйством в Шадринском раио-
не. Это развязало широкую инициативу
колхозников, помогло агрономам занять
подобающее им место в борьбе за высокие
урожаи, а не ограничиваться только пе-
реписыванйем общих положений, пересы-
лаемых из одной канцелярии в другую.

В 1949 тоду за все лето не выпало ни
одного дождя, но, применяя агротехнику
Мальцева, колхоз «Заветы Ленина» ени-.
мал со своих полей и по сто и по ето
пятьдесят пудов яровой пшеницы! И всю-
ду, где сеяли `по-мальцевски, был хо-
роший урожай. В 1950 тоду урожаи по.
всему району превысили сто пудов!
	За свой агрокомплеке Т. С. Мальцев
был удостоен Сталинской премии. Это
было, так сказать, вторым этапом творче-
ского труда Терентия Мальцева. Но зна-
чение его все еще не выходило за грани-
	ны черноземной зоны оауралья.

То, что радует нае сегодня, уже завтра.
может стать недостаточным. Таков закон
советской жизни, закон нашего движения
влеред.

Как слелать, чтобы еще вернее,
еше быстрее возрастало плодородие now?

Этот вопрос не в силах решить наука
стран капитализма, где прирела подчине-
на грабежу. Советская  агробиология на
этот вопрос ответила травопольной еисте-
мой земледелия. Воплощая ее в жизнь,
колхозники дополняют, совершенствуют
ве. Нал этим же неустанно бъется пыт-
ливая мысль колхозного ученого Мальце-
ва. И труды его по введению и исолело-
ванию в колхозе нового севооборота —
это творческие развитие идей Вильямса 0
непрерывном повышении плодородия поч-
вы — ВАЖНЫ не только для Зауралья.

Когла мы говорим о трех этапах твор-
ческой работы Мальцева, то мы выделяем
самое существенное. В жизни разграничить
труднее. Ведь и сейчас, занятый   созда-
нием нового севооборота ‘он уепентно 3а-
	‚ТИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
		18 августа 1951 г. 5 № 93
	следуя посевы озимой пшеницы в колхо-
зах и на опытных станциях. Там, где сея-
ли точно, как советовал Шысенко, резуль-
таты. были хорошие.

—- Итак, можно один раз пахать, что-
бы собирать два урожая!

Терентий Семенович вспоминает, как
еще летом сорок третьего года Лысенко,
показывая комиссии поля под Омском, 90-
ратил внимание на то, что посевы по
стерне улучшают и структуру почвы.

Тогла же Мальцев ocean y себя на
нескольких тектарах по ненаханному, толь-
ко дважды °дискованному полю яровую
тненицу. И получил хороший результат.
Потом повторил опыт, Опять вый.
Значит, пшеница вообще, ме нуждаетея в
очень разрыхленной почве. Наоборот, она
любит, когла ее семена лежат на плотной,
влажной постели, хоротно прикрытые свер-
ху пушистым одеялом. И, видимо, одно-
летние злаки разрушают структуру толь-
ко потому, что каждый год для них рас-
пахирают почву. А если не пахать еже-
	годно, то и пшеница не будет paspy-
шать структуру.
И 100ше  залал он 666 вопрос,
	для чего Мы пашем? Чтобы уничтожить
сорняки, так! Ну, а если поля уже очи-
шены? Или найдены другие способы борь-
бы с сорняками, кроме пахоты? Рыхлим
землю. чтобы облегчить доступ воздуха,
	  необходимого для жизни полезных бакте-
	рий?.. Но ведь в структурную почву не
только влаге — воздуху легче проникнуть.

Мальцев, не откладывая дела в долгий
ящик. етал вводить на всей земле кол-
	хоза шестипольный севооборот. эа шееть
	лет — пахать лишь два раза. Один год —
черный пар, один год-—— многолетние тра-
вы (© двумя укосами), четыре года — нод
зерновыми-—яровой пшеницей и озимой’ ло
стерне...

Приехав в Москву на сессию Верховно-
то Совета, ночью в номере гостиницы в
феврале. 1949 года он набросал свои мыс-
ли на бумагу. Статья эта не была тогда
опубликована, она стала тезисами JOK-
пала на заседании в Министерстве сель-
ского хозяйства.

— Какая 0т этого польза? — отвечал
Терентий Мальцев на вопросы после до-
клада. —— Во-первых. многолетние травы,
воестанавливающие структуру, возвраша-
чотея на поле не через восемь лет, как
принято сейчас, а через пять. Во-вторых,
шиеница не участвует в разрушении
структуры почвы, наоборот, отмирающие
корни, накопляя в почве перегной, будут
способствовать созданию структуры. Й в-
третьих, сейчас мы в колхозе отдаем
хлебам 60 процентов, а при шестиполь-
ном севообороте мы сможем предоставить
хлебу 68 проп. посевной площади. А это
очень важно. Пашем же мы на всю глу-
бину!

— Вакая огромная экономия горючего,
машин и труда, если предположения Маль-
цева подтвердятся! — сказал  профессот-
механизатор. .

— Эю чм же, опровержение Вильям-
са? —с ехидцей задал вопрос другой про-
фессор, считающий себя  «охранителем»
научного наследства.

— Нет.`Я стремлюсь к тому, чтобы
лучше и скорее применить учение Вильям-
са на практике, — отвечал Терентий Маль-
пев.— И когда мы прогрессивно повьтаем
плодородие, уменьшаем затраты труда,
средств и материалов, мы твердо знаем,
что идем по его пути.

В этот лень в министеретве было при-
HATO решение заложить опыты на Челя-
бинской и Врасноуфимекей государствен-
ных селекционных станциях, на Вурган-
ской областной опытной станции и Маку-
шинском опытном поле по схеме,  пред-
ложенной Мальцевым.
	Колхоз -
исследователь

«Что касается до числа паханий,
то очень многие впадают в ошибку,
полагая, что чем больше раз вспа-
	хать, тем лучше».
Д. Менделеев.
	Почему это клевер с тимофеевкой с03-
дают структуру почвы и повышают пло-
ородие, ‘а пшеница ее должна обязатель-
но разрушать?.. Закон’ ли это природы
или результат нашего незнания этих 3а-
	KOHOB!
05 этом настойчиво думает Мальцев.
	Разве есть почвы плодороднее, чем п0д-
нятая черноземлая целина? ПШлодородна
она от того, что состоит из мелких ком-
ков, каждый из которых — склад пищи
для растений и резервуар влаги. Такая
земля названа структурной...

Но котда из года в год землю пашут,
она распыляется, = комочки-«кладовые»
разрупаютея. Почва становится все менее
и менее плодородной, все болыне и боль-
ше засоряется осотом, овсютом. и прочи-
ми сорняками. Так целые края, некогда
житницы страны, превращалиеь в «оску-
девающие области». Б прошлом там, где
не страдали от малоземелья, такую землю
оставляли «в залежь» —— на много лет
прекращали ее обрабатывать. Лет через
дваднать пять, когда плодородие забро-
шенной земли восстанавливалось,  каза-
‘лось, само по себе, ее снова начинали
	возделывать. В. Р. Вильямс точно и все-
	сторонние объяснил, как за двадцать лет
	на заброшенных землях  воссоздастея
структура почвы,  восстанавливается ве

плодородие.
	Чсимя СУ
A . пока снова станет
Такие сорта ‘Четверть века ждать, пока снова станет
	плодородной заброшенная земля’ Нет:
	Академик. коммунист нашел другой выход.
	Учение. Бильямса 0 законах  развитиз
ночвы ‘дало колхозам возможность
управлять процессом восстановления пло-
дородия. Это’ был. научный подвиг!

Вильямс установил, что, выеевая на
поле смёсь многолетних злавовых трав с
бобовыми, можно восстанавливать струк-
туру ночвы за два года.
	Колхоз «Заветы Ченина» уже освоил
травопольный севооборот с двумя полями
многолетних трав. Ho это значит, что
только два года на полях, засеянных тра-
вами, восстанавливается структура. И вот
Мальцев пришел к мыели, что если во-
семь лет разрушать структуру почвы, то
за два года она, в лучшем случае, вер-
нется в то состояние, в котором была в
начале севооборота. А нам надо непре-
рывно повышать, наращивать плодородие!
Можно было бы, конечно, увеличить число
полей, занятых травами; HO Tora
уменынатея площади под хаебами, a
этого нельзя допуетить. Но ‘кто это сказал,
что шиенипа требует  свежевзрыхленной
почвы. то-есть ежегодной пахоты?!
	— Bor бывает, — рассказывает Маль-
Цев, ——по кромке дороги случайно про-
шла тракторная сеялка и крайними дис-
	  ками зарыла семена пшеницы в плотную,
	утоптанную землю. If aro me? На кромке
пшеница и выше, и колос у нее круп-
нее... А на старых запахиваемых дорогах,
	которые плуги с трудом берут, разве He:
	лучше удается пшеница? Бот над этим-
т0 и нужно призадуматься!

Возможно, эти его мысли не получили
бы развития, если бы Мальцев не знал о
посевах озимых по стерне. За все суще-
ствование землелелия в Сибири никогда
	не удавалось ввести культуру озимой
пшеницы. ‘Самые зимостойкие сорта в
ветреных. морозных степях Сибири не-
изменно погибали. Казалось, чте эта про-
блема неразрешима. Как важно решение
ве для нашей экономики, можно судить
по тому, что даже в те дни, когда гитле-
ровские полчища рвались к Москве,
3 октября 1941 года «Правда» напеча-
тала большую статью академика Лысенко
0б озимой пшенице в Сибири.

Тогда: же, в годы Отечественной войны,
академик Лысенко установил, что озимая
пшеница потибает в степях Сибири и Се-
верного Казахстана не от еамого мороза, а
от последствий мороза. Не холод страшен
брошенным в землю семенам, Беда в том,
что’ от сильных морозов. в разрыхленной
почве накопляетея большое количество
кристаллов льда. Почва дает множество
трешин, и при этом механически повреж-
даются корни пшеницы. Лед разрывает
ткани, растения погибают от ран, а не от
холода. Т. Лысенко предложил сеять ози-
мую пшеницу дисковыми сеялками по не-
обработанному  жнивью — стерне после
того. как убрана яровая. Невепаханная,
уплотненная почва не дает трещив. Пше-
нина переносит 40-градусные морозы в
воздухе и 20-градуеные в’ почве.

Опыты лали положительные результа-
ты. И все же все стерневые  носевы
встретили упорное сопротивление, Те лю-
ди. которые считают  послелним словом
науки крылатую Фразу, сказанную еще
Катоном, — «пахать. пахать и удобрять»,
пытались воспользоваться каждым прома-
‘`хом на местах, каждой времениой неудачей,
чтобы пачисто опорочить эт предложение.
Но Мальцев привык верить евоим глазам.
	Летом 1945 года была создана государ-
ственная комиссия для обследования стер-

Новый лесопарк на Сухумсной горе, созданный руками горожан,
		местом отдыха,
	СИ а
; стал чудесным
	Дмитрий ГУЛИА,
	народный поэт Абхазии
	В маленькой кофеине — как
в жаровне...
	В маленькой — большие господа:
Князь, купец, барышник и чиновник
 Кадной сворой втиснулись сюда.
	Деловые кратки разговоры, —
И купец, покуда кофе пил,
Кончил сделку ловкую — и гору
На`корню у города купил.
	Он сказал, что мало интереса,

Мало прока людям от горы,
Что гора — она покрыта лесом,

А в лесу, посятно,— комары.
	Благодетель города родного,
Хоть сейчас избавить он готов
Гору — от лесистого покрова,

Город, стало быть, —от комаров.
	Умиленье сладкое на лицах —
До чего душа его добра...
Хмуро в море светлое глядится
Хмурая Сухумская гора.
	& e
Застучал топор на горных склонах,
Долетел` деревьев . стон глухой —
	И гора из гордой и зеленой
Crana голой темной и сухой.

РОЖДЕНЬЕ ГОРЫ
	А вокруг, как прежде, слышно , пенье
Комаров, сорвавшихся в полет...

А купец попрежнему в кофейне
Барыши считает. Кофе пьет,
	И глядела та гора в печали...
Синь внизу... Вверху — полет орла,
И гора рыдала бы ночами,
Если бы горою не была.
	Но когда, совсем в иные даты,
К ней иные люди подошли, —
Звонко застучавшие лопаты
Подняли засохший пласт земли.
	Ты прими, гора, от нае подарки;
Пальму юга, севера сосну,

Путь в цветах — и праздничный
и яркий —
	По горе уходит в вышину.
	Нёверху огням веселым чесно, ~
От созвездий отступает мгла.

И гора сказала б — я, воскресла! —
Если б говорить она могла.
	Вся в листве, обновою гордится,
Смотрит в Море, юная навек...
Ну не так ли в зеркало глядится
Молодой счастливый человек!
	Перевел с абхазского Марк СОБОЛЬ
	познании яние мы SHARPER TSHIVIS THR SEATS SCRH ERE ARES AE EAR ASRTEESSEST SETS ERE E ERR SERRE ET ERASER SHS EA EES wh

nenanccucereusanansane

ЗАМЕТКИ
	ПНациональными видами спорта увлека-
ются в нашей стране миллионы людей, да-

же не состоящих членами физкультурных
коллективов. Так же. каки общеизвестные
	классические виды, они воспитывают в че-
ловеке смелость, выносливость, ЛОВКОСТЬ,
	волю к победе, закаляют его здоровье,
	Национальные грузинские игры и COCTH-
зания возникли очень давно, и любовь’ к
ним передавалась из поколения в поколе-
ние. Но только в советские годы они ста-
ли спортом сотен тысяч людей, получили
всеобщую популярность. В развитии на-
родных видов спорта как средства при-
общения населения к’ систематическим за-
нятиям физкультурой огромную роль сы-
грало постановление Центрального Коми-
тета ВКП(б) от 27 декабря 1948 года и
ряд мер, принятых партийными организа-
циями Грузии.
	Дело было поставлено серьезно, по-го-
сударственному. Отобраны наиболее ‘по-
лезные виды национальных игр и состяза-
ний, разработаны единые правила, в го-
суларственном спортивном календаре пред-
усмотрены розыгрыши республиканских
первенств. Этим  первенствам предше-
ствуют районные и зональные отборочные
	соревнования, Нобедители съезжаются в
Тбилиси, где на ипподроме перед 200 —
300 тысячами зрителей участники конно-
	спортивных состязаний — наиболее рас-
пространенных видов народного спорта.—
демонстрируют свое мастерство. В  про-
грамму состязаний конников включаются
такие виды национальных игр, как исин-
	ди, кабахи, марула, цхенбурти, тарчия и

другие.
Исинди — исключительно трудная игра,
	требующая большой ловкости, умения от-
	O CTOPTE
		КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ
	видами спорта увлека-  лично держаться в седле, Скачут навстве-
		чу два всадника, стараясь поразить друг
друга деревянными копьями, причем надо
стремиться. поймать. налету пущенное в те-
бя копье и вернуть противнику удар. Ка-
бахи требует от всадника меткого глаза
и верной руки. Мчась во весь опор мимо
шестиметрового столба, на верхушке ко-
торого укреплен мяч, всадники должны
попасть в ‘него стрелой, пущенной из лу-
ка. Общее восхишение зрителей  вызы-
вает обычно скачка горцев, во время ко-
торой спортсмены, вооруженные KOPOTKH-
ми мечами и щитами, несутся к финишу
на неоседланных конях.

Ивлюбленной народной игрой является
лело — игра с мячом, в которой участвуют

десятки людей одновременно. Широ-
ко распространена в республике  грузин-
ская борьба — один из лучших способов

массового физического воспитания молоде-
жи, Отличное владение этим видом спор*
та позволяет грузинским спортсменам до-
биваться значительных побед во всесоюз-
ных состязаниях по борьбе вольного сти*
ля и самбо.
	Конечно, в развитии этих и других ви-
лов народного спорта предстоит сделать
еще очень многое, Но уже сейчас можно
заявить, что если сегодня в нашей рес-
публике спортом завимается каждый пя-
тый человек, то это в известной мере
объясняется и тем вниманием, которое уде-
ляется возрождению и развитию  нацио-
нальных игр и состязаний,
	А. ПАРУЛАВА,
председатель Комитета по делам
физкультуры и спорта при Совете

Министров Грузинской ССР
	«Великое будущее всего нашего
естествознания — в колхозах и COB-
	И. Мичурин.

Справа’ от дороги стоит спелая, чистая,
выше груди пшеница. Слева -—— тоже хо-
рошая, но хуже.

— Вот вдесь— показывает Мальцев
направо, — сеяли мы пшеничку по непа-
ханному, а там,  слева-—-по  паханно-
му, по зяби. Разница даже на глаз видна.
Дождей вель за лето было больше, чем за
год положено. Там еще опасно . комбайн
пускать, вязнет в почве, а здесь,  гля-
дите, работает за милую душу.

По ниве спокойно, медленно плыл ко-
рабль полей — комбайн. На ходу к нему
подъезжали запряженные парой лошадей
телеги и отваливали, нагруженные * меш-
ками тяжеловесного зерна. И такими радо-
стными были в. свете осеннего солнца и
эти нивы. и свежее жнивье, и комбайн,
ий эта плотной стеной ставшая у дороги
шиеница, и сам Терентий Семенович, с
	улыбкои оглядывавшии поле боя — поле
своей победы.
Главный агроном’ района П. ПКолма-
	ков —— человек в большим опытом иесле-
дователя и практика, и Hana Каткова,
участковый агроном МТС и секретарь
комсомольской организации колхоза, ‘юзле
тщательных взвешиваний, подечетов, про-
верок составили акт о том, что на поле
помер три, в так называемом «Пьяном уг-
HY», Pe cena по ненаханной земле, уро
жай в среднем достигал 27,9 центнера ©
га, а рядом, на паханной, на зяби, где
ces тот же сорт, в те же ероки, урожай
был не выше 24 центнеров е га. Й там и
там Урожай был высокий. Но на непахан-
ном поле он был почти на 25 пудов выше.

Значит, не только можно сеять. как за-
думано,— но это дает еше колхозу с са-
мого начала прибавку урожая в 12.000
пудов! Нераспыленная земля уже отвеча-
ет человеку на заботу,

—- Как ни трудно иногла бывает, а 3a
такие вот минуты, когда видишь — не
подвела тебя земля ролная и ты людей не
подвел, за такую ралоеть вее отдашь! —
говорит Терентий Семенович.

Ou достает из кармана маленькую л0-
Патку, наклоняется. вырезает кусок 3eM-
ли п. выпрямивииеь BO весь свой высд-
кий рост, начинает разминать его. JT mos
	его тонкими, гибкими пальцами земля
	ПЕРВОЕ УСЛОВИЕГ МАССОВОСТИ
	Все более широкую популярнссть у нас
приобретает настольный теннис. Эта увле-
кательная и на первый взгляд несложная
игра равно доступна гражданам и лвена-
дцати ‘и пятидесяти лет. Быстрота реакций
и вместе с тем плавность движений, по-
движность и гибкость, глазомер и внима-
ние, молниеноеная тактическая сообрази-
тельность — вот те ценные качества, кото-
рые постепенно развиваются у привержен-
цев настольного тенниса. Туфли на высо-
ких каблуках вскоре приходится сменить
на тапочки, Пиджаки и галстуки уступают
места майкам. Развлечение оказывается
	спортом, игрок становится физкультурни-
ком.

В настольный тенние начали играть
	ШКОЛЬНИКИ Ростова-на-Дону и ‘ученики
ремесленных училиш Красвоярска, рабо-
que рижского завода «ВЭФ» и бакинского
завода имени Вано Стуруа.. Играют в Уж-
городе и во Владивостоке, в Тюмени и в
Рязани. Спениальные столы для игры в на-
стольный теннис есть в колхозных клубах
Литвы и Украины, в домах отдыха Крыма
	и Подмосковья,
	ляются через «Физкультспортснаб» и отпу-
скаются только игрокам, имеющим всесоюз-
ный разряд. В результате, например, коман-
да Воронежа приехала на недавнее первен-
ство Российской Федерации, происходив-
шее в Молотове, вооруженная самодельны-
ми ракетками. Купить готовый стол для на-
стольного тенниса можно только в Талли-
не или на... Ялтинской кинофабрике, Мячи
для всего Союза производит только одна
	небольшая мастерская в Ленинграде.
	Нужды спортсменов-разрядников, правда,
с перебоями, но все же удовлетворяются.
Однако нельзя признать нормальным поло-
жение, когда рядовой любитель настольно:
го тенниса должен предварительно изучить
структуру ‚«Физкультспортснаба» и запа:
стись орлерами и накладными на инвен-
тарь, Мячи и ракетки должны постоянно
иметься в каждом магазине спортивных
товаров и продаваться своболно, а не по
разверстке или в так называеммх «коме
лектах», ‘представляющих собой не 910
иное, как принудительный ассортимент.

Управление спортивного инвентаря Все
союзного комитета по делам физической
культуры и спорта обязано организовать
массовое производство инвентаря для на-
стольного тенниса. Бесперебойное снабже-
ние всех, даже самых отдаленных уголков
страны спортивным — инвентарем — первое
условие массовости любого вила спорта.
	А, ЛАЦИС,
судья республиканской категории
	Сейчас в Советском Союзе занимается
настольным теннисом около 20 тысяч че-
ловек. Цифра эта могла бы быстрс уве-
личиться в несколько десятков раз, если
бы в продаже было достаточно принадлеж-
ностей для игры — столов. ракеток й -мя-
чей. Пока что инвентарь производится в
таких незначительных масштабах, что доб-
рокачественные ракетки и ‘мячи распреде-