Иня I] амятни Kens
героям Краснодона :
	Свыше четырех лет работали над па- ;
MATHHKOM молодогварцейцам Красжсдо- :
на ворошиловградские скульпторы Вик-:
тор Мухин, Василий Агибалов ‘и Васи- ;

:
;

лий Федченко. Б скульптуре запечат-
‚ лен момент, когда Олег Коше-

> Boll и его товариши Иван Земну- :
	хов, Сергей Тюленин, Любовь Шевщова :
и Ульяна Громова произносят у бэевого
знамени слова священной клятвы — до
конца бороться за правое дело совет-
ского народа.

Памятник будет установлен у входа
в парк Молодогвардейнев в городе
Краснодоне. Его высота с пьедесталом— «
11 метров.

а а

:
:
:
:
:
:
‚
;

‚ Сейчас скульпторы закончили рабо-
: чую ‘модель памятника и бюсты каж-
дого героя в отдельности.

Фото И. ПОПОВА.
	НОВЫЕ КНИГИ
	Дневное кино. Под редакцией проф. С. Май-!
зэля. Госкиноизлат. 148 стр. Авторы книги: !
М. Басов, С. Майзель, Р. Новицкий, В. Пет-!
	PCH.

Ендржеевский В. и Осипов Э. М. Ми-
хайлов. Музгиз. {Серия «Мастера Больцюго:
театра»). 56 стр.

}Миднов Г. Русское искуссфво XVII sera.
Архитектура. Скульптура. Живопись. ‘«Ис-
кусство»х. 143 стр.

Козлов А. Илларион Михайлович Ирянили-
ников. (Художник). 1840—1894. «Искусство».
(Серия «Массовая библиотека»); 39 стр.

Кузнецов А. Крепостные мастера — созда-
тели Останкинского дворца-театра. 2-е изра-
ние. 36 стр.

Ливанова Т. Педагогическая деятельность
русских композиторов-классинов (Серия «Рус-
ская музыкальная культура»). Музгиз. 100
	стр.

Матвей Генрихович Манизер. «Советский.
хулошнин». 80 стр. В нниге статья В. Ер-,
	монскои о творчестве художника и репро-
пукции © его произведений.
	Мастера советского. изобразительного HC
	кусства. Произведения и автобиографиче-
ские очерки.  Состапили ПП.’ Сысоев си В.
квариков. Т. 1; Живопись. «Искусство».
804 стр.
	Сиворов А. Древнерусская книжная гра-
вюра. Издательство Академии наук СССР.
396 стр.

Творческие задачи Союза советских архи-
тенторов, (Материалы ХИТ пленума правле-
ния Союза советских архитекторов СССР).
Государственное издательство архитектуры
и градостроительства. 164 стр.

Художники Советснсй Унранны. Краткий
справочник. Киев. «Мистецтво». 128 стр.
	ЕНмидт И. Степан Степанович Пименов.
1784—1833. (Скульптор). (Серия «Массовая
библиотека»). «Искусство». 86 стр.
	O KHATAYX
	С Лениным в сердце
	не дымят днем и ночью. Днем и. ночью
в мартенах варится сталь. Не ‘умолкая,
гремят прокатные станы. Война требует
все больше и больше металла». 1943 год...
Недавно с городской ратуши еняли траур-
ные флаги — память по шестой армии
Цаулюса. Рихард Грюнвальд, рабочий 3a-
вода, когда-то ротфронтовец, а ноеле то-
го как коммунистическая партия унла в
поднолье, просто человек под подозрением
у господинз Крукке — уполномоченного
тайной полиции, — работает крановагиком.
Он снимает се платформы огромные куеки
разбитых танков и кладет ‘их пол удары
стальной бабы копра. И когда та «падает
вниз, прямо на черного отвратительного
паука, намалеванного на металле», Грюн-
вальду кажетея, «будто он сам в такой
силой бьет по гитлеровской эмблеме, что
сталь разлетается на куски». Он только
что нащел Ленина, да, да, Ленина, —выве-
зенную из Роесии. отлитую из металла
	‘фигуру вождя пролетариев. вождя Совет-
	‘ского Союза, друга Сталина. Он бережным
движением крана перенес памятник за вы-
сокую’ груду металлического лома. «Дэлж-
но вель наступить время, когда его можно
будет поставить на площади Айеборна, —
думал Грюнвальд.

‚— Не вечно же будут ходить по ули-
цам мордастые наци».

Й вот начались тревожные, но славные
дни. Намятникю Денину, о котором снача-
ла знали только два-три друга Грюнваль-
да, стал символом единения революцион-
ных cua. Bee больше и больше людей
стягивалось к нему, озабоченных сначала
‘только всколыхнувшим всех чувством: не
дать гестапо найти памятник, сберечь,
`охранить. как святыню, не позволить фа-
игистам осквернить его своим прикоенове-
нием. А котла пол натиском Советской Ар-
мии рухнул гитлеровский режим. когда
в город пришли на короткое время амеря-
канцы, — передовым рабочим приходитея
охранять намятник тах же, как охраняли
они его от нацистов. Они сохранили па-
МЯТНИК. к

В. Собко умеет доетичь большой выла-
‘зительной силы в публицистически острых
и колоритных ситуациях, сюжетных
` ходах.
  Многозначительность деталей — сильная
сторона творческой манеры Собко. Сва-
стика. корчащаяся под ударами стальной
бабы, Грюнвальд, высекаюний дорогое имя
на гером граните постамента («ему каза-
лось, будто он начинает писать первую
страницу своей новой жизни»), сцена от-
крытия памятника перед отупевшим от
неожиланности американским оккунадион-

ЧИТАТЕЛИ
	Владимир ОГНЕВ
	Этого нельзя забыть
	Неред нами — небольшая кцига, напи-
ванная тридцать лет тому назад и не-
давно вновь перензданная Архангельским
областным издательетвом. «Записки заклю-
ченнога» — так называется эта’ книга. В
ней новествуетея о черных днях интервен-
ции 1918—1990) голов на советском @6-
	вере, @ KEOBABOM терроре американских,
английских и французеких  империали-
стов, зверских  расправах оккупантов
	над трудящимися Архангельска, 0 том,
чего нельзя забыть и чего никогда не за-
будет советский народ.

Автор «Занисок заключенного», Павел
Рассказов был активным участником борь-
бы за молодую Советскую республику, ру-
ководил нрофессиональным союзом рабочих
водного транспорта Архангельска,

Пятого авгуета 1918 года, через три дня
носле захвата Архангельска. американеки-
ми и английскими империалистами, Рас-
сказов был схвачен интервентами и бро-
шен в губернекую тюрьму. Там, а позднее
на острове Мудьюг, названном в на-
роде «островом смерти», и в темницах
буржуазной Франции, куда он был  увезен
заложником в сентябре 1919 года, Paccna-
зов воочию убедился в том, какие «свобо-
ды» несли народам советекой России ка-
ниталисты Америки, Англии и Франции.
	Овенью 1920 года П. Рассказов вернул-
ся из Франции на родину, в Архангельск.
Здоровье ето было вконец подорвано пере-
несенными лишениями в тюрьмах и на ка-
торге. Четвертого февраля 1922 гола odap-
валась короткая, но яркая, полная борьбы
и революционного горения жизнь Раеска-
вова, Он был с почестями похоронен в
братской могиле в Архангельеке рядом ес
другими товарищами — жертвами амери-
вано-английской интервенции,
	‹ АВТор не успел завершить свои восноми-
нания, которые он начал нисать в форте
Сюрвиль на острове Груа во Франции, Но
это отнюдь не умаляет большого общеет-
венного значения книги,

«Заниеки заключенного» начинаются с
описания событий. связанных © эвакуаци-
ей Архангельска Врасной Армией, и захва-
та города интервентами и белогвардейца-
ми. Англо-американсвие имнериалиеты ити-_
око и живо вещали, что они идут, «как.
друзья». Командующий войсками интервен-
тов генерал Пуль в своих прокламациях
писал: «Русские люди!.. Знайте, что мы
не хотим ни пяди ватней земли и ни фунта
вашего хлеба. Мы идом в вам, как друзья
и союзники...» Ho не успела еще высох-
нуть краска на этих гнусных прокламаци-
ях, как сразу же после захвата города ин-.
тервенты установили режим кровавого тер-
рора. Началиеь массовые аресты советеких
людей, расстрелы без суда и следствия.
«Следы побоев” на лицах прибывигих това-
рищей убелительно доказывали, что мы на-
ходимея в полуанрлийской колонии, назы-
ваемой «Северной областью», где свирепые
колонизаторы беспощадно расправлялиеь с
непокорными, где, как в неподеленной ко-
лонии, собрались представители из веех
империалиетических ‘держав Западной Ев-
попы и Соединенных Штатов Америки и
где благодаря. этому ни один гражданин не
имеет гарантии не быть раветрелянным —
в худшем случае и посаженным в тюрь-
му — в лучшем, тде ни одна женщина не
осмелится пройти вечером по пустынной
улице. где в темные вечера хватают и на-
снлуют детей. тде убивают изнасилован-
ных женщин, где производят узаконенные
грабежи среди белого лня, где школы Wpe~
вращаются в казармы, а школьными лоео-
биями и научными коллекциями топят пе-

Чи, где в биолиотеках открывают казенные
кабаки». Когда читаешь эти тридцать лет
назад написанные строки, невольно заду-
мываешея — кто же у кого училея наси-
лиям и зверствам: англо-американские им*
периалисты у немецких фашистов или на-
оборот?..-

Большая ‘группа узников. в которую
входил и Павел Рассказов, нод конвоем ан-
гличан была загнана в трюм железной
баржи и отвезена на Мудьюг — небольшой
остров в Белом море. Векоре этот остров
«прогремел своей жуткой славой по всему
Северному краю. Его название нроизноеи-
ли вполголоса, при закрытых дверях...
Представление о Мудьюге неразрывно свя-
зано в представлением о высшем  страла-
нии, о высшей человеческой жестокости и
неизбежной мучительной смерти, Это нуга-
ло для северян было куда стралинее, чем
«ад кромешный» для религиозного фанати-
ка. Вто попал на Мудьюг, тот живой трул...»
Более года провел на мудьюгской каторге
Ц. Рассказов. On был очевидцем . веех
ужаеов, чте творили Ha этом «острове
смерти» цивилизованные заокеанекие раз-
бойники.
	Толод, холод, цынга, эпидемии, изнури-
тельный, зачастую нарочито бессмыелен-
ный труд, дикие истязания, средневековые
пытки, расстрелы — все это было уделом
узников Мульюга.
	Телод и каторжный труд ежедневно вы-
водили из строя десятки заключенных.
Среди них свирепствовали болезни, но в
медицинской помощи оккунанты отказыва-
ли. Доктор из интервентов, принимая
больных, не расставался с револьвером и
стэком. Он цинично советовал заклю-
ченным: ,

«Вы ничего He кушайте и ходите на
работы: вам нужен воздух».

Жестокостям интервентов не было пое-
дела. По ночам, когда в бараке все спали,
пьяная орда вооруженных солдат-и офице-
ров врывалась в помещение и набрасыва-
ACH на заключенных.
	«Спящих, — пишет Рассказов. — стаски-
вали с. нар, многих избивали. В результа-
те каждого такого набега до десятка за-
ключенных, а то и больше, бросали в кар-
цер. на пятнадцать суток». А кафцеры эти
были особенные, карцеры-ледники. В этих
странных застенках заключенные или по-
гибали мучительной смертью или выходи-
ли оттуда калеками с обмороженными но-
гами.

Но никакие издевательства, пытки, звер-
ства, насилия и убийства не могли  сло-
мить ‘дух и волю заключенных. Они стре-
мились к свободе, к борьбе за дело рево-
mourn. Автор описывает массовый побег
	заключенных 6 острова и кровавую рат
праву интервентов после побега. Трина-
хнать человек были расстреляны на 6e-
	регу моря.
Воспоминания Рассказова обрываются
нА описании отправки заложников во
Францию, где они томилиеь до осени
1920 тода.
«Записки заключенного», в которых нет
ни’ единой ‘капли вымыела, являются об-
	винительным документом против американ-
	ских и английских ‹ империалистов. ‘эта
книга живет и сегодня. Она помогает раз-
облачать захватнические планы  амери-
кано-английских агрессоров, творящих сей-
час чудовищные преступления в Корее п
в Гоеции, в Бирме и во Въетнаме. Одни и
те же жадные руки обагрили кровью рус-
ский юетров Мудьюг и греческий остров
	Макронисос.
Б. ПОНОМАРЕВ
	АРХАНГЕЛЬСК
	Новая повесть украинского писателя
В. Собко, автора романа «Залог мира»,
посвящена близкой писателю теме — ста-
новлению демократической Германии поеле
победы Советского Союза над гитлеризмом
в Великой Отечественной войне.

В жнову повести «Сердце» положен
Факт поистине чудесный. Рабочие немед-
кого города Айслебена спрятали памятник
В. И. Ленину, вывезенный фашистами из
России, и, сохранив его до прихода Совет-
ской Армии, после разгрома фашизма  во-
друзити бронзовую фигуру вождя на цент-
ральной площади города.

Волнующая история этого события, сим-
воличного и поэтического в самом выесохом

смысле этих слов, была рассказана газе-
тами.
	На первый взгляд кажется, что пиеа-
телю легко писать, если в основе его нро-
изведения лежит такое событие. Легко по-
тому, что как будто не надо «подымать»
изображаемое до поэтического обобщения,
ибо жизнь в какой-то степени уже «иро-
целала» это. Ведь героическое—всегда по-
эзия, всегда волнует. Однако писать о ве-
тиком всегда сложно и необычайно ответ-
ственно. Найти яркое, выразительное сло-
BO, точную композицию — одно это уже
нелегко. Но еще труднее осмыслить собы-
тия, дать глубокое объяснение поступка
героя, полнее раскрыть хараклер и сущ-
ность связей этого события.
	Повесть написана в обычной манере
В. С0бко. Это проза, с острым драматур-
гически стремительно развивающимся ею-
жетом. Читаешь повесть с захватывающим
интересом. Она затрагивает глубокие пат-
риотические чувства советекого человека,
чувство большой, вее возрастающей любви
к Ленину.
	Читая «Сердце», чувствуешь, что Со9ко
в построении повести, в манере изображе-
ния словно бы сознательно избегал дета-
лизации образа. Разумеется, каждый ниса-
тель пишет так, как подсказывает его
дарование, свозобразие таланта. Было бы
опасно стричь писателей пол одну гребен-
ку. Но некоторые особенности манеры
Собко-прозаика внушают известные опасе-
ния. В «Сердце» эмоциональное  воздей-
ствие темы и. стремительность ее раз-
вития делают не столь заметным недоста-
точность разработки характеров. В  даль-
нейшем творчестве (Собко эта слабость
(заметная уже в «Залоге мира») может
стать серьезной помехой в исполнении
творческих замыслов.

Но обратимея к самой повести.
	«звенит и стонет, дробясь. металл. Че-
тыре трубы завода Штальверке в Айебот-
	его поют на своих языках немецкие граж-
хане и американские соллаты,— и, нако-
Hell, сцена «ночных учений»  американ-
ской армии, во время которых фапиствую-
щее американское командование пыталось
смлть танками фигуру Ильича. а немец-
кая женщина и советский офицер заело-
нили его своей грулью.— все это карти-
ны, за которыми стоит болышое обобще-
ние, Все это символично.

Вот хвастливый и бездарный  позер —
генерал Гроули. Он еще похлопывает рус-
ских по плечу и, осклабясь. играет В
рубаху-нарня. Это — американская воен-
щина, уже тогда торгатеская и каръериет-
ская, но, так сказать, еще дотрумэновекой
формации. Новый командир дивизии Кэн-
вей. сменивший «неенособного» для боръ-
бы с красными Гроули,— человек другого
сорта. Это «перой» откровенно фатшиетек»-
го Пентагона наших дней. «Я должен
иметь свободные руки. Корреспонденты
мне мепают».— его первые слова. 3a
	этим следует расправа ¢ голодными жен-
шинами, аресты немецких коммунистов.
	Олнако новесть В. Собко. сила которой _
	В острой злободневноети, яркой темпера-
ментности и почти документальной точию-
сти, несомненно, выиграла бы от углудле-
ния образов. Найти лаконичные, но выра-
зительные, свежие черты для углубления
характеристик своих героев, несомненно,
стоило бы.

В повести досадно мало таких черт, а
между тем только они способны оживить

образ. сделать его запоминающимея. В
«Серяце» есть спена назначения советеким
	комендантом нового бургомистра. Сравните
ce ¢ подобной сненой в «Залоге мира» —
и слова при этом говорятся те же и опи-
сание аналогичное. Советский комендант
в рассматриваемой повести повторяет
своего коллегу из «Залога мира», хотя и
характер, и возраст, и темперамент, Как
‚яветвует из других сцен, у них различны.
Почему же в сходных обстоятельствах их
трудно отличить друг от друга? В. Собко
не обогащает евою палитру изобразитель-
ных средств.

Шарж, гротеск — закономерный прием
в обрясовке фаптиетов неменких и aMepH-
ванских. Естеетвен он и для публици-
стического стиля Собко. Однако здесь ав-
тору порой изменяет чувство меры и вкуса.

В работе над повестью ощущаются `сле-
ды спешки. Язык перевода, может быть, и
точен. но не богат. Здесь, в известной
	_   Мере, повинен и переводчив г украинеко-
ОТ!

we С р ат р нь noite.
	ro  , Шапиро. В. Собко, а за ним редак-
ция журнала «Звезда» пропустили в тексте
		ным генералом, когда в наетунпившей TH-   несколько досадных противоречии. и из-
шине раздаются звуки Интернационала —   лишних повторений.

ЗАНЕСЕН 20H RED TBM @@_@—£§$_—$_annn nner

В. Co6Ko. «Сердце». Повесть. Журнал
«Звезда», № 4, 1951 год. Ред. В. Друзин,

Автографы СТОЛИЧНЫЕ ТЕАТРЫ Сборник произведений

Н. А. Некрасова В ДОНБАССЕ писателей Черкесии

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Институт  СТАЛИНО. (Наш корр.). На сцене ЧЕРКЕССК. (Haw  корр.). «Единая
русской литературы приобрел ряд рукопис-   Сталинского тосударственного театра опе-   <®Мья» — так называется = литературный
ту материалов ‘ свазанных с жизнью ие к - ucnexam pucrynser Macvon.   COODHHK, BBINYULGHHbIM Ha черкесеком язы:
	ке. Б него включены стихи, поэмы, расска-
зы и очерки двадцати черкесских, абазин-
ских, ногайских и русских авторов. ~
	Сборник ° открывается = стихотворением
черкесского поэта Абдулаха Охтова
«Сталин». Борьбе советского народа за
мир, строительству новой жизни и замеча-
тельным преобразованиям в колхозных
аулах носвящены стихотворения черкесских
поэтов Хусина Гашокова, Анзора Охтова,
Алима Ханфенова, -ногайского поэта Ca-
лихжана Заляндина, молодого абазинского
поэта Беймурзы Тхайцухова и других.

Рассказы и очерки сборника рассказы-
вают о знатных людях области, о. росте
колхозов и строительстве гидроэлектро-
станпий.
	ры и балета с успехом выступает Москов-
ский театр сатиры. Он показал здесь воде-
	виль А, Ленского «Лев Гурыч Синичкин»,
«Комедию онибок» В. Шекспира, «Вас вы-
зывает Таймыр» К, Исаева и А. Галича и
другие спектакли. и

В нынешнем году на гастролях в Дон-
Gacce побывал и другой театр — Киевский
драматический им. Леси Украинки. Киев-
ские артисты встречались со зрителями и
непосредственно на предприятиях.‘ Творче-
ские встречи состоялись, в частности, на
шахте № 13, «Никополь», «Мариупольская»,
«Ново-Мушкетово» и других.

Ко Дню шахтера в Сталино ожидается
приезд хора им. Пятницкого.
	ных материалов, связанвыхл © жизнью в
работой Н. А. Некрасова. Среди них — не-
сколько не известных, ранее писем поэта,
`В 1863 году петербургский журналист и
[историк В. Ф. Корш получил в аренду га-
‚зету «Санктпетербургские ведомости». Сре-
‚ди приобретенных материалов находится
‚проект договора Корша с Некрасовым на
‚совместное издание газеты.

Писем Е. Я. Панаевой-Головачевой к Не-
{красову почти не сохранилось. Поэтому
ёособый интерес имеет одно из последних
писем Панаевой к Некрасову от 8 июня
863 года из Петербурга в Карабиху. В
 нем Панаева раскрывает ряд моментов из
‘биографии поэта, много внимания ‘уделя-
ет литературным событиям шестидесятых
	годов прошлого столетия.
		ИИ Зы
	нас, на великих стройках коммунизма.
Мы — на переднем крае гигантекого сра-
жения за мир во всем мире. Мы строим
Ваховевую ГЭС не только в. борьбе с кли-
матическими и природными трудностями,
но и в борьбе с отсталыми методами Tpy-
да, в косностью и эгоизмом некоторых лю-
дей. Мы работаем в новым, ‘недостаточно
еще ‘изученным, ежедневно бурно расту-
щим коллективом строителей. Очень помэг
бы нам сейчае каждый добросовестный,
глубокий очерк о наших людях!

Там, где предстонт возводить плотину
на реке, там берутся тысячи проб из’ глу-
боких недр, там изучаются грунты, их ‘со-
став, их плотность и устойчивость. Co-
здать живой н борющийся, сплоченный
коллектив людей — разве это легче, чем
построить плотину, разве это требует
меньшей разведочной, изыскательской, под-
готовительной. работы? .
	Товари Сталин учит нас: «.. миллионы
трудящихся, рабочих и крестьян трудятся,
живут, борются. Вто может сомневаться в
TOM, ITO эти люди живут не’ впустую, что,
живя п борясь, эти люли накапливают
громадный. практический опыт? Разве
можно сомневаться в том, что руководите-
ли, пренебрегающие этим опытом, не мо-
тут считаться настоящими рувоводителя-
ми?»
Мы ждем наших писателей и сочерЕи-
стов, мы зовем их: приезжайте в Каховку,
помогите нам изучать наших строителей!
Не забывайте только, что нынешний pa-
бочий, наш советский рабочий второй по-
ловины ХХ столетия, совсем не таков; ка-
ким он был на заре индустриализации
страны. Гигантская воспитательная рабо-
та партии, сталинские пятилетки, самая
широкая в мире сеть профессиональных и
общеобразовательных пткол, годы войны и
вовстановительного периода. закалнвиие
наш народ, — все это глубоко изменило
лицо рабочего класса.

Рабочнй наш не тот, что был вчера, а
завтра будет не таким, как сегодня. Мы,
	партниные работники строительства Ва-
ховской ГЭС, должны сделать завтра’ весь
наш коллектив более сознательным и
	сплоченным, более культурным и 0бразо-
ванным, чем он является сегодня. Мы
должны завтра же полнять наших людей
еще на ступень выше. Помогите нам в
этом, товариши литераторы!
		строгий, в аккуратном синем комбинезоне
и широкополой соломенной пгляне, уверен-
но проходит по участку, чтобы опреде-
лить: нет, это человек отнюдь не робкого
десятка! Зачем же понадобилось  очерки-
сту М. Резницкому изображать обществен-
ного деятеля забитым пареньком, несмело
мечтающим о том, как бы добыть квали-
фикацию. как бы «выйти в люди»?
	Может быть, очеркиет не сумел как
следует расспросить Ковалева, а тот, с
присущей ему скромностью, не счел нуж-
ным распространяться о себе? Но почему
М. Резницкий не поговорил ©. рабочими
бригады, с общественными и хозяйствен-
ными работниками участка?

Автор очерка недопустимо обелнил 00-
лик одного из лучних и известнейших
людей нашего строительства.

№ сожалению, досадные — неточности

ветречаются и в некоторых других очер-
ках о Каховке.

В очерке Ивана Пюпы, опубликован-
ном в 6-м номере журнала «Ртчизна» 33
1951 год, говоритея:

«..Вторично Иван Новиков освобождал
Каховку 2 ноября 1943 года от титлеров-
ских орд...» Это неверно! Иван Григорье-
вич Новиков, широко известный человек
нашего строительства, в 19483 году в Ка-
ховке не воевал.
	В 7-м номере журнала «Октябрь» опуб-
ликован очерк Николая Асанова «Они рабо-
тают в Каховке». Автор сообщает об Ан-
дрее Гавриловиче Цурикове,  секретаре
партбюро, вынеешем на своих плечах
большую часть организационной работы
первых месяцев. строительства, несколько
общих слов и единственную индивидуаль-
ную примету: у Цурикова якобы «веселые
черные глаза». Но и эта единственная
подробность неверна — глаза у Андрея
Гавриловича не черные, а серо-голубые.
	Некоторые. очерки о строителях Ваховки
пишутся в лениво-созерцательном, игри-
во-безмятежном тоне. «...Вто едет парохо-
дом из Киева вниз но Днепру до Каховки
или до самого Херсона, тот увлеченно лю-
бустся веей окружающей красотой, и сло-
ва наивдохновеннейших певцов и поэтов
невольно всплывают в памяти. Про Днепр
в такую пору хочется. говорить. пес-
цей...» — пишет, например, Иван Цюпа.
А дальше в его очерке идет холодное и еу-
хое, ремесленническое перечисление Ффами-
лий строителей, похожее на телефонный
справочник, не всегда, к тому же, с точ-

ными адресами.
Ворьба старого и нового, присущая лю-
	бому процессу развития, проявляется и у
	телей своим примером. Это было 3 апреля,
& 15 мая бригада каменщиков Петра Кова-
нева начала поточное строительство стан-
хартных домов соцналистического города
Новая Каховка.
	Совершенно напрасно удивляется очер-
кист М. Резницкий: «Каково же было на-
ше удивление, когда мы узнали, что Ko-
валев приобрел специальность каменщика
меньше трех месяцев назад, уже здесь на
строительстве...» Преимущество поточно-
расчлененного метода, внедренного на всех
участках нашей стройки бригадой Акаде-
мии архитектуры УССР, в том и состоит,
что любой человек может с первого же
дня начать выполнять работу каменщика,
плотника. Не заметить этого на нашей
стройке — значит, думать пПо-старинке,
поистине, «слона-то и не приметить».

Бригада каменщиков Петра Ковалева,
включившиеь в поток, возводит только
бутовые фундаменты домов. Следующая за
ней бригада каменщиков Николая Тельни-
ка кладет кирпичные цоколи, и только.
На потоке сборки стандартных домов мож-
но обойтись 6e3 каменщика-универсала.
Здесь осуществлен стахановский принцин
специализации, разделения труда.

Это открывает тирочайлгие перспективы
для повышения производительности труда.
Блатодаря применению поточно-расчленен-
ного метода мы смотли в июле на одном
лишь втором участке, где работает Петр
Ковалев, «епускать со строительного кон-
вейера» по три дома ежедневно. Не заме-
тить этого нового -—— значит, вообще ниче-
го не заметить на нашем строительстве!

Чуткий ко веему смелому и передово-
му, коммунист Ковалев одним из первых
сумел использовать преимущества нового
поточно-расчлененного метода строитель-
erga. Включившись в поток, он уже че-
рез несколько дней сумел сократить свою
бригаду с двенадцати человек до восьми
при том же объеме н лучшем качеетве ра-
боты. А через месяц бригада Ковалева в
отдельные дни возводила по два фундамен-
та вместо одного.

Строители Каховекой ГЭС быстро оце-
нили и ‘полюбили ‘умелого организатора-
массовика Метра Афанасьевича Ковалева.
В июле его избрали председателем цехова-
го профсоюзного комитета, объединяющего
около трехеот рабочих. Товарищ Ковалев
не раз остро и дельно критиковал на пар-
тийных и профсоюзных собраниях «невзи-
рая на лица» и хозяйственных руководи-
телей и общественных работников стройки.
	Достаточно увидеть, как Петр Афанасье-
	вич, высокий и прямой, сдержанный и
	Каковы же они-— строители Каховки!
	После ‘войны я бывал в Москве, в
Ленинграде. У меня там много фронтовых
друзей. Своими глазами видел, какими
бурными темпами растет наша социали-
стическая промышленность, как раецве-
тают наши города. Хотелось самому  боль-
me делать для скорейшего построениязком-
МУНИЗМА.
	Не выдержал, наконец, поехал в `Дон-
басе. Пошел работать в шахту.
	Стал я бригадиром на подземных рабо-
тах. Выработку мы давали неплохую, за-
рабатывал я до пяти тысяч рублей в ме-
сяц. Работа интересная, с самыми совер-
шенными в мире механизмами. А машины
я люблю. Еще мальчишкой сутками «нро-
падал» около тракторов.

Осенью 1950 года газеты стали пуб-
ликовать решения Совета Министров о
великих стройках коммунизма. О волне-
нием и гордостью за свою страну — онлот
мира — читал я эти решения. Мною овла-
дела настойчивая мысль: «Я должен быть
там, на этих стройках!..>

3 апреля 1951 года Петр Ковалев вы-
ехал с первой партией строителей за две-
надцать километров от Каховки на выпу-
чие пески около села Влючевое. Резкий
восточный ветер засыпал людей песком,
застилал солнце пылью. Автомашины He
	могли подойти ® будущей площадее: ново-
го города. Нервые строительные материа-
лы полвозились тракторами:
	Предетояла работа, которая, казалось,
ничем не напоминала будущего размаха
великой стройки. Надо было соорудить
будку прораба и заложить Фундамент под
цементный склад.

Солнце жгло, пыль хрустела на зубах,
заворяла глаза. Никакого подобия тени!
Посльнналиеь голоса отдельных нытиков:
«А мы думали...» «Мы ждали другото...»
«Что мне делать здесь с моей квалифика-
цией?..»

Опытный пропатанлист и агитатор, Во-
валев отвечал нытикам: «А вы как дума-
ЛИ — стройка коммунизма начнется сразу
с полного коммунизма? Она, в частности,
потому и называется великой  стройкой,
что нам придется преодолеть на ней ие-
малые препятствия».

Н высококвалифицированный рабочий,
офицер Советекой Армии, педагог-комму-
нист Ковалев первым взялся за лопату,
	первым начал ворочать тяжелые бутовые
	камни для фундамента, воодушевляя строи-
	В. ДРУЖИНИН,

парторг ЦН ВКП(6) на строительстве
Каховской ГЭС

Ф

Австрию. Награжден многими орденами и
	медалями,

В армин Ковалев стал коммунистом. За
несколько лет прошел он путь от рядово-
ro солдата до лейтенанта. В последние го-
ды войны — помощник начальника штаба
полка по разведке. Семь ранений, послед-
нее из них тяжелое.

Kak BUNT читатель, никакой «робости»
и прежде не замечаловь в характере Во-
валева, Наоборот, отвага, уменье быстро
ориентироваться в любом незнакомом и
сложном положении были присущи ему;
как и большинетву нашей молодежи.

После войны Петр Афанасьевич работал
	преподавателем физкультуры в шШколе-се-
милетке на Смоленцитие; помогал колхоз-
	никам укреплять вВозрожденные артели.
упорно работал над повышением своего
теоретического уровня. Коммунисты избра-
ли тов. Ковалева секретарем партийной
организации, охватывавшей коммунистов
семи колхозов.
	— Работать приходилось трудновато,
особенно потому, что колхозы были раз-
бросаны,— рассказывает тов. Ковалев. — И
все же я отдохнул, оправился после ране-
ний. Построил дом для своей семьи, пова-
дил в саду двадцать яблонь. В прошлом
году они начали плодоносить. Приобуели
мы корову, поросенка. Жена моя, Лина
Андреевна, разводила кур. Одним словом,
дом — полная чаша.
	Сыновья наши, Михаил и Биктор, рос-
хи хорошо. Михаил учитея на «отлично».
Вазждый день я проверял, как Миша тото-
вит уроки, и это настолько вошло в при-
вычку в семье, что когда меня не было
дома, маленький Витя ‘требовал: «Миша,
неси свои тетради, я тебя проверю».

По вечерам у нас в доме собирались

педагоги школы. Велись горячие споры в
путях науки, о новых произведениях ли-
	зат ес о АСТ < Зы

АЕ п oe
тературы. Обеуждалиеь международные со-
бытия. Часто мне. приходилось выступать
	C локладами по волхозам.
	Центральный Вомитет ВАШ) в своих
исторических постановлениях по идеологи-
ческвим вопросам резко осудил некоторых

оторванных от жизни литераторов и раз
ботников искусств, рисовавших советеких

людей примитивными и малокультурными.

Постановления ЦА партии по идеологи-
ческим вопросам сыграли огромную роль в
развитии советской литературью Смело
вторгаясь в жизнь, писатели наши актив-
Но помогают партии в деле воспитания
масс. _

Однако до сих пор иногда появляются
в печати произведения, еозданные наспех
по устаревшим шаблонам. :

Есть еще, оказывается, литераторы и
журналисты, которые в порядке кавале-
рийекого налета «знакомятея» е великими
стройками, их людьми, проявляют нол-
НУЮ бозответетвенноеть в  освешений
деятельности тружеников этих строек.

21 июля в херсонекой областной газете
«Налднепровекая правда» появилея боль-
шой очерк М. Резницкого` «Каменщик-ком-
мунист Петр Вовалев»,

Автор очерка вкладывает в уста наше-
то известного каменщика такие. целиком
вымышленные слова: «Не имея специаль-
ности (1), я работал сначала на разных
полеобных работах. Присматриваясь к ра-
боте каменщиков, решил, что смогу рабо-
тать не хуже... Долм (!) я не отважи-
валея (!) нросить самобтоятельной работы,
наконец, решил, что уже время выходить,
как говорится, в люди (!) Мою просьбу
уловлетворили, и я стал каменщиком...»

Робким человеком изображен Петр Во-
валев в очерке М. Резницкого! А в жизни
Ковалев совсем иной. Ваков же он на са-
MOM деле?

Петр Афанасьевич Ковалев родилея в
1920 году в деревне Сторино, Смоленской
области, рос без отца. Благодаря совет
ской власти и колхозному строю закончил
COMHICTRY, потом курсы _ тракториетов,
	затем Полуторагодичную школу мелданиза-
		торов. Работал мотористом, травтористом-
комбайнером, шофером, слесарем седьмого
разряда, механиком автогаража.
	годы войны Петр Ковалев — развед-
чик, привел за полтора тода девяносто
семь «языков». Осробождал от фашиет-
ских захратчиков Украпну, Румынию,
Венгрию, Чехословакию, Югославию,
	И все-таки временами казалось, что
живу я как-то слишвом «тихо», недоста-
точно делаю для будущего, для славы Ро-
ДИНЫ.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	№ 99 21 августа 1951 г,