‘Читатель продолжает раз10в0р
		опенка эта зависит от количества «пройг-
ранных» и «выигранных» дел (без учета
их характера), а иногча и того хуже — ©?
умения давать юридические заключения,
не противоречащие мнению алминистрато-
pa... Чтобы этого избежать, может быть,
полезно поставить юрисконсульта на ра-
боте в независимое положение, скажем, в
такой же мере, как это сделано в OTHO-

шений главных бухгалтеров,
Совсем не упорядочен вопрос 0б оплате

работы FOPHCROHCYUbTOR A 0 совместитель-
	CTBA‘
Думаю. что выражу общее мление своих
	товаришей по профессии. если скажу: п0-

ge
	Е Ч ЕТ

ра, наконец, обратить внимание на работу
	советского юрисконсульт.
В МЕЛЬНИКОВА,
	МОСКВА
	юрисконсульт Коминтерновского
райжилуправления
	Недавно в «Литературной газете» были
опубликованы Письма и статья 0 совет
ских адвокатах. Авторы, между прочим,
писали, что о профессии адвоката мало го-
ворят и еще меньше пишут.

Мне хочегся обратить внимание обще-
ственности еще на одну профессию, о го-
торой совсем ничего не геворят. нигде пи-
чего не пишут и, что самое главное, ра-
ботниками которой никто ве руководит.

Может быть, это гакая-нибуль нивомУ
не нужная, отжившая свой век профес-
сля? Нет. тысячи людей заняты ею, 4
наши вузы ежегодно выпускают сотни н0-

вых специалистов.
Я имею в виду профессию  юриской-
	CYADTa.
Гели алвокаты организованы в колле-
	PHH HMA руководят президиумы коллегий
адвокатов и органы Министерства юстиции,
еслн они имеют Положение о своей работе
п их деятельность контролируетея, то ра-
бота юрисконсультов целиком предостав-
	‚лена самотеку,
	НАУКИ.
	„В МИРЕ
	Л. СОЛОМЯНСКАЯ
		У синезо мо
	Двое мальчуганов сидели, поджав коле-
ни, на берегу и. не отрывая глаз, следили
за поплавками своих удочек. Зевать было
нельзя. Пока мы переходили по пловуче-
му зыбкому мостику, высокий рыжий
мальчуган лва раза успел подсечь леску.
Снав c крючка бьющуюся рыбешку, он
деловито насаживал ее на кукан и снова
закилывал удочку. Второму рыболову, по-
моложе, почему-то не везло, и он с 3за-
вистью косилея на счастливого соседа...
В общем все было обыкновенно. В июль-
ский день двое мальчутанов улили рыбу
на берегу... Но какой реки? Реку назвать
трулно. Мальчишки-рыбаки сказали, что
это просто «новая река». В планах Дон-
ского строительного района она называет-
ся «Устьевая часть 122-10 канала». А
строители говорят, что это участок стар-
mer лесятника Екатерины Ивановны Яр-
	BHHOH.

Река появилаеь здесь в прошлом году,
когда фреза землесосного снаряда № 307
врезалась в песчаный берег Дона. Теперь
донская вола вошла уже на несколько ки-
лометров в будущий канал. Она подошла
почти в тому месту, где стронтся трина-
днатый шлюз, а совсем недавно стояло се-
о Ильевка, в котором и жили мальчуга-
ны-рыбаки. . .

Со старшим десятником Батей Яркиной,
хозяйкой устья новой реки, мы перешли
по мостивку в рыбакам.

Старший десятник — в спортивных бо-
соножках и голубой косынке, укрывшей
от солнца тугой узел кое. Катя Яркина
нагнулась в ребятам.

— Придется, друзья, попросить Bas
смотать удочки. Сейчас на этом участке
мы начнем подрывать пни... Приходите
завтра... А что ловится в нашей реке? —
се любопытством спросила она вдруг.

— Разное: толовли, чухонь— ответил
рыжий рыболов, оказавшийся Юрием Глу-
ющенко, старшим сыном Ивана Ивановича
Тлущенко, известного в этом строительном

районе стахановца-бульдозериета.

— Вот видите, на нашем канале появи-
лись первые рыбаки, — рассмеявитись,
сказала Ватя и ушла опять на другой бе-
рег к скреперам и бульдозерам.

Я с рыбаками на попутной машине по-
ехала в Новую Ильевку. Дорога шла ни-
зиной, где недавно вдоль берега вертаявэй
Карповки лепились мазанки и сады, где
и сейчас еше видны квадраты огородов и
стоят никому теперь не нужные старые
плетни. 0ба мальчугана внимательно емитг-
рели в их сторону. Я полумала, что они
разглядывают свое прежнее место житель-
ства, но ошиблась. Мальчики смотрели
дальше, туда, Fie над высоким гребнем
свежих отвалов земли врашалаеь стрела
экскаватора. Ковш, поднявшись, проносил-
ся на тросах и опрокилывался над верши-
ной крайнего отвала. Еще не успевало рас-
таять в воздухе желтое облачко пыли,
ЕЗЕ КОВШ ПОЯВЛЯЛСЯ снова и снова выбра-
сывал грунт.

Юрий знал все марки машин, всех ма-
шинистов называл по фамилии. Он мот.
сообщить цифры рекордных выработок с
такой же точностью, с какой болельщики
футбола — счет побед любимых команд. И
В этой освеломленности — не просто маль-
чишеское любопытство, здесь живая. лич-
ная заинтересованность. Строится его ка-
нал. Отроится дамба его Карповекого во-
дохранилища, вода которого холжна подой-
ти к его селу, к первой улице, которую
уже назвали Набережной. Канал еше толь-
ко строится, а с ним уже связаны судьбы
и мечты людей — больших и маленьких.

— Ты кем хочешь быть, Анатолий? —
спросила я младшего.

— Летчиком,— не задумываясь,  с006-
naa on.— Юра тоже летчиком хотел быть,
& теперь передумал.

— Я еше не совсем передумал, — ото-
звался Юрий и, помолчав немного, доба-
вил: — В Калаче, говорят, скоро техникум
речной откроют.

— Что же, Юра, значит, в капитаны?

— Может, и в капитаны... А может, в

агромелиораторы.

— Л тоже, может быть, в капитаны, —
в разлумье добавил Анатолий.
	Некоторое время тому назад среди раз-
личных кругов населения можно было
встретить людей, с увлечением читавших
и комментировавших кем-то распростра-
ненный рецент, — как нало питаться,
чтобы «оставаться молодым и здеровым».
Для вяшей убедительности все реклами-
руемые советы приписывались одному из
старейших Hallux ученых, который якобы
полелился своим жизненным опытом с кор-
респондентом несушествующего  медицин-
ского журнала.

Фальшивка вскоре была разоблачена. Но
нельзя, однако, пройти мимо того ‘интере-
са, с которым были встречены эти даже
явно несостоятельные советы. Институт
питания Академии медицинских наук
СССР. Ученый медицинский совет Мини-
стеретва здравоохранения СССР и хругие
учреждения почти ежедневно стали полу-
чать запросы о том, насколько правильны
советы, якобы данные известным ученым.
Поступают ве новые предложения и даже
пелые трактаты о средствах и режимах пи-
тания для продления жизни и отдаления
старости людей. Все эти предложения ча-
ше всего не имеют под собой научных 06б0-
снований, но и они свидетельствуют о не-
ослабевающем интересе советских людей к
проблемам рапионального питания, как к
одному из важнейших факторов жизни че-
ловека. сохранения его здоровья и работо-
способности.

Великий русский ученый И. П. Павлов
писал: «Вели чрезмерное и исключитель-
ное увлечение едой есть животность. то и
высокомерное невнимание к еде есть не-
	благоразумие..:»
_ Каждая советская семья стремится наи-
более рационально построить режим пита-
ния взрослого и ребенка, пожилого и моло-
дого человека. В сожалению, однако, это-
му законному желанию населения не идут
		минералов
	и удостоена Сталинской премии Kak вВЫ-
лзюшееся довтижение советской науки.
	В сложных  исслелованиях ЖидвиИхХ И

газообразвых включений минералов
О ола ба еле аа ба < СИМ Он
	Н. Ермаков шел оригинальным Путе* . Ve
разработал новую методику и сконструи-
ровал AIA   исслелований  портативную,
умешающуюся на ладони термокамеру,
которая позволяла повышать и измерять
температуру включений от 100 ло 600
градусов (а именно в этом интервале a
образовывалась главная масса кристаллов,
имеющих промышленное значение). Co-
едннение термокамеры с микроскопом гало
возможность наблюдать за происходящими
изменениями в иселелуемых вкаючениях.
	Особый интерес представили наблюле-
ния за такими включениями, В воторых
одновременно сохранились тверлое, жидкое
ий газообразное вещества. соответствующие
разным  Фазам образавания минералов.

Увеличивая ‘температуру, исслелователь
мог видеть. как постепенно тверлые вклю-

чения растворялись, а  жилкие  превра-
шались в газ. и. наконеп.  происхолил
взрыв. Условия. при которых Н. Ер-
макову удавалось превращать включения
всех трех физических состояний в O1H0-
родную массу, по мнению ученых. при-
близительно соответствуют условиям обра-
зования этих: минералов,

Исследования Н. Ермакова помогают
раскрытию тайны рождения минералов,
что имеет большое научное и практиче-
	ское значение.
	Рождение
	В прозрачных минералах можно обна-
ружить пузырьки, заполненные жидкостью
или газами. В науке они известны пол
названием включений. Включения наблю-
даются почти во всех минералах.
	Еще в годы раннего средневековья 3а-
чинатель узбекской Науки  ал-Бируни
(973—1048 гг.) называл’ обнаруженные
им в кристаллах сапфира и других минера-
лов пузырьки с возлухом и жидкостью
«соками земли». Ученые подтверлили его
гениальную догадку: включения  прел-
ставляют собой остатки того раствора или
расплава, из которого кристаллизовализь
минералы много миллионов лет назад.
	Эти «узники», захваченные при Aapa-
станипй одного слоя кристалла на другом,
будучи герметически замкнуты,  сохра-
нились п ло наших дней. Мо словам вы-
дающихея советских геологов А: П. Кар-
пинского и Я. В. Самойлова, остатки ми-
нералообразующей о среды «представляют
драгоценный матерпал для самых важных
BHIBOAOB 0 происхождении минералов».
Олнако долгие голы изучение их чосило
описательный характер.
	Первую серьезную попытку прониквуть
в тайну рождения минералов слелал мо-
лолой советский ученый Н. Ермаков,
ныне преполающий в Львовском универен-
тете. Докторская диссертация ученого-но-
ватора., подводившая итоги десятилетнего
иеслелования в области минералообразую-
	щих растворов, опубликовава в 19350 году
	Волхоз имени Вирова переехал на HOBOS
место в. прошлом году, и хотя, уезжая,
люли брали в в0бой даже старые плетни,
перевозили на новое место вишневые кус-
ты и яблони, было бы неправильно ду-
мать, что жизнь в Ильевке какой была,
такой и осталась. И не в том, конечно,
только дело. что построили новые дома и
поставили их прямыми улицами; что в 2о-
мах этих зажглось электричество и зазву-
чело радио,— состоялось переселение лю-
дей в новую жизнь, наполненную новыми
интересами.

Правда, вода еще не подошла. Еще скот
страдает без сочных кормов и в кэлодцах
мало волы, и трулно на новом месте с ого-
	родами... Но когда Ha сетования жены
Касьян Евстафьевич Беленков,  колхоз-
ный конюх, ответил: «Что же, ста-
	руха! Может, бросим все здесь и alga
на старое место»,— Акулина  Атальевна
удивилась, потом, рассердившись, начала
было корить мужа, но, заметив, что он
шутит, засмеялась сама: «Ты 910 же,
отеп, от синего-то моря да уезжать?»

С «синим морем» — Карповским = водо-
хранилищем, которое разольется здесь на
четыре километра в ширину и восемна-
япать в длину, связаны уже реальные хо-
зяйственные расчеты колхоза и личные
планы людей. .

Поля поливного хлопка, электрические
плуги, электрическая стрижка овец, меха-
низированный транспорт на молочно-товар-
ной ферме, новый фруктовый сад, ферма
водоплавающей ` птицы... — таким будет
хозяйство колхоза;

B 1952 году в Калачевеком районе бу-
дет орошено 22 тысячи гектаров полей,
обводнено 50 тысяч гектаров степи. Это
новые пастбиша, сенокосы, это обилие
кормов! Вот в эти тысячи гектаров. вхо-
	дят и поля колхоза имени Вирэва.

Акулина Агапьевна Только что  верну-
лась © колхозной бахчи. Голова и лицо
укутаны от солнца белым платком, видны
только веселые, смеющиеся глаза.

— Ч же Касьян  Евстафьевич, яб-
поньками не похвалитесь? — подзадорива-
ет она мужа.

— Яблоньками можно.— не смутившись,

отвечает он.-— На старом месте у нас воз
	не лома росли лесные я0лоньки-дички.
	Росли, как хотели. Ёто`о них думал’ л0--
	лоньки эти я хотя и выкопал, пересадил,
но к корневищам привил теперь мичурин-
ский сорт «бархатный анис»... Зачем же
здесь. в новом саду, лесные дички растить?
На новом месте —— по-новому жать.
		ОТ РЕДАКЦИИ. Мы получили еше
несколько бисем читателей. ставящих
“ТОТ же вопрос о правах и обязанностях

юрисконсультов. о руководстве их ра-
	ботой. Напомним. что еше в марте 1927
Вад: Вы ree, NAmepTsALOeR TPH НА CH cccP
	гола по постановлению CHK
«в целях объединения Юрис
	«в целях объедивения Юрисвовсуль-
тов учреждений н предприятий в их
практической работе, а также выявле-
	реоуюших правового
были учреждены спе-
	ния вопросов, требующих
	YperyNHPOBahhar, О yrreinaem Mee
циальные совешания юрисконсультов

при местных прокурорах. Бюро таких
совешаний должны были руководить
работой секций по различным вопросам
права.

Однако эти совешания при прокуро-
рах лавным-давно уже не сушествуют,
а новых Форм объединения юрискон-
	сультов нет. Мало этого — до сих пор
нет елиного Положения о юрисконсуль-
	тах, деятельность их викто не YU tb pic
вает и не направляет, они полностью
разобщены.

Ответственность за всё это несет Ми-
нистерствс юстиции СССР. Пора ему
заняться деятельностью  юрисконсуль-

TOA.
	Никто не объединяет, никто не знает
и не проверяет кадров  юрисконсультов.
Никто не занимается повышением их спе-
пиальной квалификапии. Нет и Лозож»-
ния о правах и обязачнноетях юриекон-
	сульта.
	А между тем юрисконсульты ведут 01-
	ветственную работу по защите прав и BH
тересов государственных и общественных
организаций, зашите прав рабочих и глу-
	жаших. разъяснению законов, УЧАСТИ в
	составлении различных юридических A0-

кументов й материалов и т. п.
Среди них имеются высококвалифициро-
ванные спениалисты различных отраслей
советского права, знающие и любящие
свою работу. зачастую многие голы рабо-
таюшие в одной и той же системе народ-
ного хозяйства. Имеются, к сожалению. И
совсем случайные люли, без юридического
образования, иногда полуграмотные (не
только в специальном. но даже в общем
	значении этого слова).
Опенку работы юрисконсульта дает ру-
	воволятель учреждения или предприятия,
	в котором он служит И случается. 970
		Вместо грязевых ванн—ампулы
	Лечение грязями имеет свою вековую
историю. Оно связано с трудными для
больного процедурами. Чтобы достичь це-
лебного эффекта, больного «окутывали»
грязью, опускали в грязевые ванны. при-
кладывали к телу грязевые компрессы.
Главным 0бразом, суставные. накожные ий
некоторые другие ^ заболевания излечива-

лись таким способом.
	Ныне советские ученые открыли Иной
способ использования активных начал, со-
держащихся в лечейдных грязях,
	  В лаборагориях Центрального. госухаэст-
‘венного научного контрольного института
им. проф. Тарасевича из лечебной грязи
‘получен новый препарат — «пелоийдин».
Это прозрачная жидкость, на вкус напо-
минаюшая минеральную воду.
Клинические испытания показали боль-
шую ценность препарата. Сохраняя в 0с-
‘новном свойства грязи, св значительно
облегчает и ускоряет лечение многих тя-
желых заболеваний. Пелоилин помогает
успешно бороться также с язвой желуд-
ка и двеналцатиперетной кишки. дизенте-
‘рией, колитами и гастритами,  воспали-
	ривет от
	В городе Куйбышеве издается. областная
мололежная газета «Волжский KOMCOMO-
	леп» К годовшине со дня опубликования
	постановления Совета Министров СССР о
строительстве Куйбышевской гидроэлектро-
станции редакция решила. выпустить. специ-
альный номер. Редакция хотела опублико-
вать пожелания молодым строителям ми-
нистра электростанций тов. Д. Г. Жимери-
на. На его имя была послана телеграмма
следующего содержания:

«Москва. Министерство электростанций
СССР Товарищу Жимерину.

Уважаемый товарищ Жимерин!

Редакция куйбышевской молодежной. га-
зеты «Волжский комсомолен» просит вас
прислать несколько слов, обращенных К
молодым гидрестроителям. Желательно по-
лучить ответ к 17 августа. Заранее благо-
дарим. Желаем вам доброго здоровья и
новых успехов в вашей плодотворной - ра-
	боте.

Релактор МАРФИН».
	Точно в срок, 16 августа, редакция по-
лучила вместо приветствия министра нечто
	невразумительное.
	ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ
	тельно-гнойными раневыми инфекциями и
другими болезнями. Пелоидин принимают и
как внутреннее лекарство, его можно
впрыскивать под кожу, вводить в вену.

Институт получает много писем от
больных, испытавших на 66ебе целебное
действие нового медицинского срелства. В
отзывах подчеркивается преимущество пе-
лоиднна. который помогает паииентам про-
ходить курс лечения. не отрываясь от
сволх обычных занятий.
	Данные поликлиник поедприятий элек-
тропромылленности Москвы, Грасносовет-
ской инфекнионной больнины и других
мелицинских учреждений подтверждают
эффективность и стойкоеть лечения новым
прераратом и быстрое восстановление тру-
доснособности больных:

Созлатели пелоилина-—прюфесеора А. Лей-
бензон и М. Приселков работают над даль-
нейшим  усовершенствозанием  препарзта.
До сих пор пелойлин изготовляли прейму-
щественно из лечебных грязей юга. Иселе-
дования показывают возможность исполь-
зования грязевых ресурсов некоторых 0зер
и лиманов других районов нашей страны.
	Рогулина! !
	«Куйбышев областной. Редактору тазеты
«Волжский комсомолец» Марфину.

На-ваше обрашение ‘министру электро-
станний Жимерину сообщаю: вам необхо-
димо обрагиться по подчиненности Куйбы-
шевгилрострой Комзину.

Зам. нач. канцелярии МЭС РОГУЛИН».

Редакция «Волжского комсомольца»
справедливо сочла ответ Рогулина ‘образ-
пом бюрократической отписки. «Волжский
комсомолец» хотел бы обратить внимание
министра Д. Г, Жимерина на этот факт.
Но как это сделать? Вэдь письмо или те-
леграмма, адресованные министру, опять
попадут к Рогулину. И снова вместо приве-
та придет «ответ»...

Вот почему редакция направила свою
переписку с Министерством электростанций
в «Литературную газету».

«Литературная газета» надеется, что ми-
нистр тов. Жимерин, прочитав эту  замет-
ку, все же откликнется на просьбу комсо-
мольской газеты написать несколько слов,
	Каслинские мастера
	художественный вкус, перенимают опыт
	старых мастеров?

Министерство сельскохозяйствевного ма-
шиностроения, в системе которого пахо-
mares Васлинский завол. совсем забыло
0 вековой славе завола. Еще p XIX Bene
каслинекие мастера завоевали всемирное
признание своими изящными изделиями из
чугуна.

То немногочисленное — художественно
литье. которое выпускает завол_ сейчас,
тоже прекрасно выполнено. Радуют глаз
литые из черного металла статуэтки:
«Всадник, садящийся на лошадь», «Джа-
гитовка лезгин». «Охотники с борзыми co-
баками». Хороши бюсты великих русских
писателей и композиторов. Олнако кто же
авторы тех подлинников, с которых лелают
копии каслинские мастера? Это все те
же молели, которые служили им и в прош-
HOM веке,

А гле же работы советских скульпторэв,
отражающие наши сегодняшние дни? По.
чему они отсутствуют в списке художест-
венных излелий Ваелинского завола?
		Н. БОДАШКОВ,
старший технолог литейного цеха
	Я прочел в «Литературной газета»
статью Е. Катерля «Долговекое мастер-
ство» и полностью согласев с выводама

автора.
	После окончания Московского автомехз-
	нического института я был направлен яз
работу. в город Касли. С нетерпением ехзл
я на‘ прославленный уральский °авол,
радуясь возможности познакомитьея в из-
вестным всему миру каслинским литьем.
изучить технологию отливки ажурных тон-
костенных тарелочек. статуэток. бюстов.
Где. как не на Васлинском заволе. можно
Научиться мастерству ° художественного
ЛИТЬЯ.

Олнако меня постигло разочарование:
торшки, сковородки — вот та продукция,
над которой трудятея знаменитые каслин-
ские мастера. В литейном. ‘цехе в трудом
найдешь пыльную тесную  клетушку —
фориовочный «зал», где работает едва ви
десяток Формовщиков-художников.

Спору нет. нужны горшки и сковород-
RA; AO нельзя допустять. чтобы эти пред-
меты ширпотреба почти совершенно вытеЕс-
нили художественное литье. Для чего же
тогла ученики ‘каслинского ремесленного
училища ежегодно проходят практику на
участке художественного литья? Где ca-
вершенетвуют дальше они свое мастерство.
	В редакцию «Литературной газеты» по-
ступило письмо наших читателей с недо-
пустимом поведении директора  Телятин-
ского детского лома {Тульская область)
	Донекая улипа. шестой дом — так на-
звал свой алрее Юрий Глущенко. Все пра-
Вильно, только дома, собетвенно, еще нет.
Посреди болыного двора, гле зеленые гряд-
ки уже обсажены молодыми кустами виш-
ни и терна, лежат пока бревна сруба. Но
зато сооружена великолепная деревянная
качель, украшенная сверху моделью caMo-
лета. Раскачиваясь, Анатолий Глущенко
взлетает вверх и вниз, а пропеллер дере-
вянного самолета вкругитея и жужжиг.
	— Б кухоньке пока живем, дом в OCe-
ни поставим, — говорит бабушка Феона
Егоровна. Ей 79 лет. Она невысокая,. ху-
денькая и очень подвижная. Только что
ве можно было видеть на крутой лесенке.
Стоя у самой крыши, Феона Егоровна бы-
стро и умело подмазывала  глинобитные
стены маленькой кухни.

А в тени на лавочке в это время шел
интересный разговор двух внуков Феоны
Егоровны: младший, Анатолий,  оконча-
тельно «избрал» себе профессию капита-
на. Пароход свой он, разумеется, назовет
«Валерий Чкалов»! Это была справедливая
дань своей первой мечте о профессии лет-
чика, с которой он сейчас расставался.

— Повелу через море пароход...

— Пою бабушку не забудь, когда по-
плывешь тут мимо, откликается  Фео-
на Егоровна,— погуди погромче, я выйду.
на бережок нашего синего моря и погля-
ву, как Анатолий Иванович кораблем
управляет...
	Колхоз имени Кирова,
Калачевского района
		[10 следам неопубликованных писем
	просвешения РСФСР, куда релакпия пере-
слалз жалобу, сообщает, что факты, из:
ложенные в письме наших читателей, в

основном подтвердились.
	Богданович с работы снята. ОблОоНО
приняты меры к лальнейшему укреплению
руководства детским дсмом.
	самой лаконичной, простой, доступной и
даже увлекательной форме в ней должно
быть изложено все, что достигнуто нашей
наукой в области питания. Эти сведения
не должны носить общего характера.
Надо рассказать читателю о значении
ROHR pPeTHBIX питательных веществ И c
потребности в них организма в зависи-
мости от возраста. вида труда, климата,
воздействия внешней’ среды. Нужны кон-
кретные, научно обоснованные рецепты
По питанию. %
	Много важных полезных фактов и ре
комендаций. кзсающихея сохранения зло-
ровья. много ярких и острых мыслей,
афоризмов, высказываний крупнейших на-

ших ученых — физиологов, гигиенистов,
биологов.  клиницистов — должно быть

преподано читателю в этой книге. Важно,
чтобы она была хорошо иллюстрирована,
	снабжена наглядными таблицами, красоч-
ными схемами и ©. д.
	Внига должна содержать и практические
советы по составлению рационов и приго-
товлению пиши. В частности. надо на-
учить население щироко пользоваться. рас-
пространенными в нашей стране овошами,
ягодами. которые по своим витаминозным
свойствам во многих случаях ‘не уступают
питрусовым плолам и прочим южным
фруктам. Необхолимо также разъяснить чи-
тателю, что высокое качество питания AO-
стигается широким использованием разно-=
образных и полезных пищевых пролуктов,
8 отнюдь ве преимутественным включо-
	нием в рацион деликатесов и дорогостоя-
DAK acer.
	И чем скорее возьмутся за создание та-
кой книги научные работники Института
питания Акалемии мелицинских наук. Ми-
нистеретва здравоохранения CCCP. Hucta-
тута санитарного просветения и Госулар-
ственного мелининекого ‘издательства, тем
быстрее мы ареградим путь всякого рода
фальшивым й врелным советам. невежест-
вевным penentay no ПИТАНИЮ И «сохране-
вию молодости» Наш долг — вооружить
советского человека знаниями. которые п5э-
	могут ему построить евой индивидуальный
	режим питания, а это сыграет немаловаж-
ную роль в деЙствительном сохранении и
укреплении его здоровья.
	обрашенных к молодежи великой стройки,   А. Богданович, которая издевалась над со-
	в то же время «по подчиненности» оце-
нит бюрократическую отписку канцеляри-
ста Рогулина.
	горчипа и пр. Эти вещества, как известно,
способны убивать вредные бактерии. Но
сам автор этого открытия предостерегает:
«В увлечении некоторые врачи даже
склонны рассматривать фитонциды как па-
нацею ‘от всех болезней». Б. Токин призы-
вает клиницистов в максимальной осторож-
ности, ибо «олно дело — убить бактерию
или протозоа вне, организма, другое— убить
их в больном организме... Еели здеровый
кролик переносит без вреда огромное коли-
чество фитонцидов,` то это еще не значит,
что во всех случаях применения н больно-
му организму. человека эти вещества еовер-
шенне безобидны». Тем не менее находят-
ся еше такие вульгаризаторы, которые
пропагандируют чеснок, лук как универ-
сальные средства’ целебные при всех
условиях.

Недавно в журнале «Октябрь» (N 6,
1951 г.) опубликована статья М. Мекле-
ра «Проблема долголетия». Ничтоже сум-
няшеся автор советует всем: «Полезно еже-
дневно в начале обела употреблять лук».
Врелный и невежественный совет! Для не-
малого числа людей. у которых имеются
нарушения желулочно-кишечного тракта
(например, язвенная болезнь), следование
совету Меклера может окончиться печаль-
но. Этот же автор далее сообщает: «Влаго-
даря фитонцидам человек может избавить-
ся от многих болезней. Фитонцилов много
в луке. особенно в чесноке, Чеснов—вер-
ное лечебное средство». По незнанию или
по странной забывчивости М, Меклер не
сообщает, чта летучие вещества, имеющие-
ся в чесноке. весьма неблагоприятно ©т-
ражаютея на почках. Люди. слепо поверив-
шие советам этого автора, увлекитисв.
чрезмерным употреблением чеснока. могут
нанести своему здоровью неноправимый
вред.

В некоторых брошюрах встречаются
чаете веправильчые B противоречивые

данные. которые вызывают нелоумение у
читателя.

Всесоюзное общество по распростране-
нию нолигических и научных знаний из-
дало публичную лекцию В, Ильина—«Со-
хранение высокой трулоспособности в ерел-
	вольного, необоснованного содержит эта.
лекция.
	трудниками детдома, увольняла неугодныхл
ей людей, грубо зажамала самокритику,
Управление детских домов Министерства
	Непонятно, на каком основании В.
Ильин рекоменлует измерять количество
пиши в условных единицах? Молодому
мужчине он рекомендует 10 условных ели-
ниц, пожилому — 9, молодой женщине —
8. а пожилой — 7,5. Что это за единицы
и можно ли всем людям определенного
возраста рекомендовать одинаковое коли-
чество пищи? Почему зимой пиши нужно
принимать на четверть больше, чем ле-
том? Какой пиши?
	Часто в статьях, брошюрах и даже в
больших учебниках по гигиене и физио-
логии авторы некритичееки . используют
сведения зарубежных ученых. Особенно
это относится к физиологическим нормам
питания различных профессиональных и
возрастных групп населения. Данные co-
ветских ученых в 9э10м вопросе принци-
пиально резко отличаются от данных за-
рубежных етран. Нормы питания. опубли-
кованные в США в 1949 г., прочат рабо-
чему классу полуголодное существование и
не обоснованы никакими эксперименталь-
ными исслелованиями, Советские ученые
разработали оптимальные, лдифференциро-
ванные нормы питания для различных
групп населения в зависимости от возра-
ста. профессии, климата и всех условий

внешней среды как социально-бытовых,
так и биологических.
	Нора уже. чтобы кажлый советский
гражданин знал, что слелано наукой в
этой важной области, Наука должна пол-

сказать ему, как правильно питаться. как

разумнее тратить свои трудовые средства.
предназначенные па питание.
	Очередная задача, стоятая перед уче-
ными, очевидно. заключается в том, чтобы
шире развернуть пропаганлу достижений
науки о питаями. ла и не только в этих

вопросах, но и в гигиене трула, жилища.
в личной гигиене. Вее это вахолится в
	тееной взаимосвязи и требует широкого
осветения.
	Нам думается, что слелует. наконеп, по-
ставить церел учеными-спепиалиетами кон-
кретную залачу: лать широкому читателю
популярную книгу о питании Это не
лолжна быть книга для вливики. аля вра-
Wa BIH работников дизтетического питания.
	Это будет настольная книга для семьи В
	альшивка о питании и наука
	®
Проф. О. МОЛЧАНОВА.
	директор Института питания Академии
медицинских наун СССР
		траты энергии человеческого организма
(количественная сторона питания), но и
потребность организма в различных пище-
вых веществах (белки. жиры, углеводы,
витамины, минеральные соли), Советские
физиологи вынесли исследования в этой
области за пределы лаборатории. Питание
люлей и те изменения, которые происхо-
ANT в их организме в связи в характером
питания, изучались на заволах, в школах,
в учреждениях. Установлена зависимость
траты пищевых веществ от ряда факто-
ров: возраста. вила труда, климата, состоя-
ния самого организма.

Изучены и разработаны методы лечеб-
ного питания при язвенной и гипертониче-
ской болезнях. заболеваниях печени, сер:
дечно-сосудистой системы, при различных
нарушениях обмена веществ. при туберку-
	Лео, Сскарлатине. дизентерии и т, д.
Конечно, в вауке о питании имеется
еше много неиселелованных вопросов. В
	связи с развитием мичуринекой биологии
и павловекой физиологии перел советеки-
ми учеными стоят большие залачи как-в
области науки о питанни, так и в области
гигиены в широком понимании этого слова.
	Но и тот уровень знаний, который доетиг-
нут в наетсяшее время. позволяет значи-
тельно улучшить организанию питания
каждого. научить людей правильно иеноль-
зовать пишевые шюлукты, организовать
злоровое питание семьи и больших коллек-
THBOB. :

Все эти успехи нашей науки о питания
широким кругам паселения незнакомы. Не-
удивительно поэтому. что порою имеют
	  хождение веякого рола невежественные ре-
	пепты питания лля «еохранения MOJIONO-
сти», До сих пор. распространяютея неле-
пые мнения о существовании каких-то
исключительных и универсальных пище-
вых средств. прелохраняющих организм от
всяких заболеваний. от староети.

Велико значение открытия советским
ученым Б. Токиным Ффитоянилов — лету-
чих вешеств. выделяемых такими расге-
ниями, EAB AYR, чеснок, красный перец,
		навстречу наши научные учреждения, ор-
ганы здравоохранения, издательства.

В нашей стране издано немало книг,
обобщающих опыт и достижения советской
науки о питании. Таковы труды учеников
И. П. Павловя — К. Быкова, И. Разенкова и
др., монографии: но физиологии нитания —
Б. Лаврова. по гигиене питания — Ф. Бу-
дагяна, по лечебному питанию—М. Певз-
нера, 0. Гордона. М. Маршака и многие
другие. Но все эти книги расечитаны на
специалистов, на учащихся выеших учеб-
ных заведений. Популярные же издания
содержат лишь общие материалы о роли
питания и значении отдельных пищевых
веществ для организма В них нет сведе-
ний 0 том, как индивидуально построить
питание человека в зависимости от вы-
полняемой работы. от состояния здоровья,
от места, где проживает этот человек, и
т. дл. Нет у нас до сих пор популярной
настольной книги, которая лала бы лако-
ничные и вместе с тем научно обоснован-
ные и исчерпывающие ответы на интере-
сующие советских людей вопросы рапио-
нального нитания. И это в нашей стране,
фактически создавшей науку о питании
людей!

Основы современного передового учения
о физпологии питания заложили корифеи
научной мысли И М. Сеченови И. П,
Павлов. «Пима, которая попадает в орга-
низм И здесь изменяется, распадается,
вступает в новые комбинапии и вновь
распадаетея. олипетворяет собой  жизнен-
ный пропесе во всем его объеме...».—= то-
ворил Навлов. Развивая великое наследие
Сеченова и Павлова, советские ученые
хвинули далеко вперед вопросы физиоло-
гии. гагиены и биохимии питания.
	Работами М. Шатерникова и его уче-
ников определены не только суточные за-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 “--. 25 aprycra 1951 r Ne 101