Общественный труд в Ф* AARON ИЗ бут Сук
коммунизму» А. Бессаловых

Kapa мет оо ова reopen СОКОЛОВ if. oro: attra
дил новый тип крестьянина , o механизированио тому
включающий  механизиу..

е совершенно новыми чер-
coun. Bo многом уже стерлась  граль  ванную сортировку, бункерные весы п

между городским и сельским  набеле-   зернопогрузчик, предложенный  инжене.

Huey. В самом деле, неграмотных Te-   Pow М. Соколовым и заведующим м
т ине число   теоекой А. Наказным из совхоза имени
		Калинина; компрессорный наеое для за.
правки тракторов горючим, предложенный
бригадиром тракторной бригады, Героем
Социалистичеекого Труда И. Стратиевко
из Курчанской МТС; агрегат для повадки
желудей гнездовым способом, предложен.
ный заведующим мастерской А. Наказных
	ный заведующим мастерской д. паказных
и рабочими А. Лупоносовым и A. Poroau-¢
ным из совхоза имени Калинина.

Характерно, что все изобретения неф
требуют больших затрат, могут быть из-

Aapakrepyo, YTO BEG Bee a
требуют больших затрат, могут быть HB.
готовлены из местных материалов и 1о-
этому производство их легко осуществим.

Опыт сельских изобретателей и радцио-
нализаторов заслуживает Широкого изу.
чения и обобщения. В этом отношении, +
	сожалению, делается еще немвого.

Возникает законный вопрос: почему
конференция сельских рационализаторв
и изобретателей состоялась только в Паз-
	ловеком районе?

Нужда в этом большая. Ведь факт, что
большинство ценных ‘изобретений сель.
ских Новаторов становится — достояние
только одной бригады, в лучшем слу.
чае — колхоза. И зачастую люди изобре-
тают уже изобретенный порох. Tpancuop-
тер для погрузки зерна в автомашину
изобретен во многих колхозах и в каждох
по-разному. В результате — ненужная,
трата энергии и времени. i

До сих пор многие сельские изобрела

ли и рационализаторы работают разоб-
щенно, HM He оказывается необходимая

техническая помощь, консультация. А бы: ,
	вает и так; что ценное предложение зати-
рают чиновники и бюрократы. Так, He
давно возмутительно отнеслись работнизм
краевого управления. сельского хозяйства
к изобретению комбайнера Ново-Пласту-
новекой МТС тов. Чуприны. Этот комбай:
Hep изобрел прибор для изготовления спе
бок, которыми полотна транспортеров ком.
байнов прикрепляются к планкам. До сих
пор все МТС края делают ‘такие скобл
вручную, затрачивая ежегодно огромные
средства. Прибор Чуприны с февраля про-
шлого года стоит в кабинете заместителя
начальника краевого управления сельско-
го хозяйства mo MTC тов. Ермолаева. Ero
опробовали, одобрили, вынеели решение.
но забыли внедрить в производство,
	Не мешало бы некоторым руководящим
товарищам вепомнить замечательные сло-
ва великого Сталина, сказанные им на Пз]-
вом Всесотозном совещании стахановцев: «В
самом деле, миллионы трудящихся, pabo-
чих и крестьян трудятся, живут, борют-
ся. Кто может сомневаться в том, что эти
люди живут не впустую, что, живя и 0--
рясь, вти люди накапливают громадный
практический опыт? Разве можно сомне-
ваться в том, что руководители, пренебре-
гающие этим опытом, не могут считаться
настоящими руководителями?»

Разве в Курганинском, Лабинском, Гиз-
	гинском и многих других районах Пубани.
нет новаторов производства?
	Наконец. почему бы не собрать kpae-
	вую конференцию?
	перь на селе почти не вотретипть, число
людей со средним и выешим образованием
рестет год от году, в каЖдом колхозе де-
сятки индустриальных специальностей. Ва-
кая разница между сельским электриком и
городским? Между сельским киномеханил
ком и городским? Между сельевим иофе-
ром и городеким? бельскоховяйственное
производство становится разновидностью
индустриального труда. Машины вытесня-
ют тяжелый ручной труд крестьянина.
Неуклонный — рост сельскохозяйственной
техники, механизация трудоемких процес-
сов помогают pocTy культуры хлеборобов.
	Вак и в городе, на селе теперь растет
число новаторов производства, изобретате-
лей и рационализаторов.
	В отличие от прошлых лет в нынеш-
нем году на токах кубанских колхозов
было не столь многолюдно. Объяснение
простое; сельские изобретатели и рацио-
нализаторы механизировали очистку,
сушку и транспортировку зерна.

На току третьей полеводческой брига-
ды укрупненного колхоза имени Сталина,
станицы Ивановской, работала зерноочи-
стительная машина, изготовленная в ар-
тельной мастерской по чертежам колхоз-
ника Михаила Тятого.  Производитель-
ность этой машины — 90 ‘Sonn B сутки.
В действие она приводится электриче-
ством. Обслуживают её всего четыре кол-
хозницы. Если бы не механизация зерно-
очистки, здесь понадобилось бы иметь де-
еять сортировок и 50 колхозников.
	Автопогрузчик конструкций того RE
Михаила Тятого в течение пяти минут
	загружает звтомашину. Сделан он по ти-
пу транспортера, приводится в движение
мотором садового опрыскивателя «Пионер»
мощностью в три лошадиных силы. Загру-
зив автомашину, колхозники передвигают
автопогрузчик и начинают с его помощью
производить воздушную сушку зерна. За
десять часов они просушивали до 100 тонн
зерна.

Знаменательно, что накануне жатвы в
передовом районе Кубани-—Навловеком —
состоялась первая районная конференция
сельских рационализаторов и изобретате-
лей, на которую собралось более 300: че-
ловек. Никогда ранее на Кубани, Ставро-
	  полье. на Дону таких конференций не про-
	воДилосЬ.

Высокую техническую культуру и ду-
ховный рост советского крестьянина про-
демонстрировала конференция в Павлов-
ском районе. Здесь были обсуждены во-
просы, волновавшие хлеборобов в пред-
уборочные дни: механизация очистки и
погрузки зерна, электрификация токов, ме-
ханизация хлопкоуборочных работ и жи-
	`вотноволческих ферм. Был создан район-
	ный. технический совет сельских изобрета-
телей и рационализаторов.
	Конференция одобрила наиболее ценные
изобретения, усовершенетвования и ра-
ционализаторекие предложения Новаторов
тля внедрения в колхозное и совхозное
	производство. В их числе: зерноочисти-
тельный агрегат, изготовленный  колхоз-
	ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ

®
Федор- ЭИНБАУМ

od
	эстонцам жить привольно, пгироко. Вот на-
тлядная подробность: за сто лет. в Эетонии
было осушено всего лишь 75.000 гектаров
болот. Ныне, по сталинскому предначер-
танию, колхозники Эстонии получат
270.000 тектаров осушенной. земли.

..На площади Раекоя, в Таллине, вы-
сится тотическое здание городской рату-
ши. Свыше 600 лет здесь сидели люди,
управлявшие городом и страной.

Когда входишь под каменные своды
дома со стрельчатыми окнами, дубовыми
панелями облицовки, будто  вдыхаешь
пыль столетий. В зале заседаний, зави-
мающем всю глубину дома, видишь скамьи
с тончайшей искусной резьбой конца
ХУ века. Одна из них изображает голову
мужчины с вырезанным языком. Работа
средневекового художника символизируе
молчание, которое должен был хранить
городской советник по поводу дел, совер-
шавигихся в ратуше... :

Так было в давние времена. А потом,
уже недавно, здесь же пятсовское прави-
тельство оптом и в розницу расторговыва-
ло иностранцам национальные богатства
страны -—— бекон, лен, сланцы, масло, дре-
весину, яйца.  Фашистекие правители
Эстонии вполне усвоили завет символиче-
ского средневекового человека с вырезан-
ным языком — завет о молчании. Именно
в городекой ратуше был подписан акт о
передаче богатейшего сланцевого бассей-
на Эстонии — Кохтла-Ярве — в руки ан-
тличан и шведов. Именно здесь утвержда-
лись темные сделки с банкирами Сити и
Уотл-стрита за счет народных страданий,
народных слез. Никогда в ратуше не 55-
народовались, например, факты антисани-
тарии, тяжелых условий жизни в рабочих.
районах Сийтеи, где труженики ютились в
сырых, мрачных бараках.

Теперь из верхних окон здания можно
увидеть лицо этих районов — благоустро-
внные дома, выстроенные за два послед-
них года, сочную зелень скверов, молэ-
дые саженцы, асфальт улиц.

Ныне в здании ратуши заседает город-.
ской Совет депутатов трудящихся. В од-
ном из помещений — большая карта, ото-
бражающая итоги послевоенной пятилетки
Эетонии. Разноцветные кружки, бисер
условных значков рассказывают о вопло-
щенных в жизнь мечтаниях народа. Ра-
достные итоговые цифры опубликованы
этим летом: в сравнении с 1945 годом ко-
доссально возросли выпуск валовой про-
дукции промышленности, добыча сланцев,
торфа, производство кирпича, производ-
ство электроэнергии.

Шумит столипа Эстонии. У причалов
порта разгружаютея мощные теплоходы,
доставившие оборудование для строящихся
предириятий. Таллинский завод «Вольта»
освоил производетво новой серии асин-
хронных  электродвигателей.  Сверкают
звездной ночью огни восстановленной «Вал-
тийской мануфактуры», перерабатываю-
ней узбекский и казахский хлопок в доб-

ротные ткани. ;
Мне пришлось недавно MobHBATh Ha 34-

воде «Вольта». Со знатным строгальщи-
ком депутатом Верховного Совета респуб-
лики Августом Кууском мы обходили
цехи. Всюду новое, первоклассное оборудо-
вание — станки и прессы с клеймами
советских заводов. На площадке лестницы
труппа молодых рабочих читала свежую
«молнию», выпущенную бригадой, заня-
той срочным заказом для Сталинградской

Tac.
Широкоплечий Кууск, улыбаясь, ска-

ай.
— А,все-таки, знаете, что самое заме-
	чательное у нас? Люди, которые научи-

лись жить и думать по-новому.
Тогда мне вспомнилась встреча со
	школьниками в горняцком городке Кохтла-
Ярве. Это было пять лет назад. Учитель,
	пожилой шШирокоскУлый человек в дзу-
	бортном пиджаке, рассказывал ребятам о
будущем облике родного поселка и всей
Эстонии. Указка в его руках, двигаясь по
районам карты, вдруг словно уходила
куда-то вдаль... Из окна неказистого зда-
ния школы был виден уголок тогдашней
территории поселка:  неблагоустроенный
старый рынок с крестьянскими телегами,
увязшими но ступицы в густой, масляни-
стой ‘от шлака грязи. Я представил себе
цветущий социалистический Кохтла-Ярве,
детей, присутствовавших на том уроке,
Многие из них, конечно, стали теперь
строителями шахт, бурильщиками, техни-
ками.

Словно помолодели, набралиеь свежих
сил и старые шахтеры, работавшие когда-
то на англичан, владевших сланцевыми
ботатетвами Эстонии. А на месте пусты-
рей и завалов шлака по сталинскому
предначертанию вырос новый тород. Вею-
ху здесь новостройки, блещущие стеклом
и свежей краской, молодая зелень.
	На одной из шахт работает молодой 6у-
рильщик Энн Фук. Шахта, где он трудит-
сл, оснащена превосходно: ленточные и
пластинчатые транспортеры, валковые и
вибрационные грохота. контактные элек-
тровозы, новейшие врубовые машины.
Средняя производительность рабочего уве-
личилась здесь только за последний год в
полтора раза. Выросла намного добыча
сланца. Фук и другие бурильщики, вы-
росшие за эти годы, опережают время —
дают на-гора сланец в счет грядущих лет.

Таких в нынешней Эстонии много.
Кристьян Кярбер — каменщик-скоростник,
мой знакомый Август Вууск — crpo-
тальщик таллинского завода «Вольта», ра-
ботаютщий. на шести станках, текстильщи-
цы Кренгольма, освоившие новаторский
метод Марии Рожневой, машиностроители
Таллина, льнопрядильцицы Пярну...

Люли новые, смелые и культурные.
	Подлинная культура всегда была пасын-
ком у эстонской буржуазии. Ее травили.
Немногие книжные магазины Таллина
были завалены обывательской макулату-
рой. Высшее образование было привиле-
гией сыновей заводчиков и Лавочников.
Ныне советская власть широко распахну-
ла двери во все храмы науки для детей
рабочих и колхозников. В республике 7
высших учебных заведений, 47 технику-
мов. Этим летом в Тарту открылась Сель-
скохозяйственная академия. Введено вее-
общее обязательное обучение. За no0-
следнее время в Эстонии изданы миллионы
экземпляров книг. Переведены на эстон-
ский языв  труды Маркса, Энгельса,
Ленина. Сталина,
		Ирасив Таллин в августе! Весь город
опоясан тугим кольцом креностных стен
и башен; густую синюю тень дают каш-
таны и сосны, благоухают цветники садов
и парков, мечтательна гладь окрестных
прудов и озер...

В прошлом туристские справочники и
путеводители уделяли рекламное внима-
ние дремлющей старине города — полу-
осыпавшимся равелинам, узким непроез-
жим улочкам се газовыми фонарями на
углах, полустертым гербам на фасадах
тотических домов и церквей. Советские
архитекторы бережно охраняют достопри-
мечательности. Таллина,  реставрируют
старину, изучают его историческое пронт-
Hoe. .

Но сегодняшняя красота города полнее
всего ошущается не здесь. Пройдитесь ве-
чером по обширной площади Сталина, в
центре, где растет белое полукружие до-
мов, вступающих в строй год за тодом.
Побывайте на улицах Теестусе, Маяка и
Асула, в рабочих районах. где появились
‘кварталы новых домов, здания школ, клу-
бов, и вы почувствуете дыхание нового
торода, помолодевшего, в строительной пы-
ли, в блеске электрических огней. 0 смыс-
ле этих перемен как-то сказал мне извест-
ный в республике садовод-мичуринец Отто
Крамер:

— Сорок с лишним лет выращиваю я
цветы для родной Эстонии. По-новому
переосмысливаешь красоту цветка, когда
видишь его в палисадниках рабочего Ron-
ли, в колхозных садах Иыгева и Харью...

Невиданный подъем во веех отраслях
экономики и культуры — вот сегодняшний
облик Советской Эстонии.

Помнитея, пять лет назад мне довелось
побывать на собрании инициативной груп-
пы одного из новорожденных колхозов Ра-
плаского района. В почти пустой комна-
те расеелись на принесенных из дому та-
буретках крестьяне — загорелые, кряжи-
стые люди в грубошерстных пиджаках, их
жены в полосатых юбках, белоголовые, го-
лубоглазые ребятишви. Выл вечер. Лам-
па-«молния» скупо освещала взволнован-
ные лица. 0 чем говорилн тотда крестья-
He, задумавшие строить коллективную
жизнь, объединившие свои нелегкие в
прошлом судьбы? 0 завтрашнем. Вак бле-
стели эти глаза, старые и молодые, как
вздымались в волнении огрубевшие от
трудов руки, когда обсуждалиеь первые
замыслы — строительство большого обще-
ственного коровника, подготовка высоко-
сортных семян, запашка целины, правиль-
ный научно обоснованный севооборот! Да,
в полунищем когда-то районе товорилось
о далеко идущих планах. Вскакивал, те-
peta  поношенную шляпу, бывший
«попе» — батрак — и спрашивал: . правда
ли, что Советское государство поможет ocy-
ществить механизацию, даст тракторы,
комбайны? Пожилая женщина интересова-
лась: что такое электродоилка и верно ли,
что можно правильным рационом повыеийть
удойность каждой коровы до 2.000 литров

в ГОд:..
Пак быстро шагает вперед советская
	жизнь! Ныне колхоз «Уус Элу» Раплаг-
кого района стал миллионером. В хозяй-
стве появилось все, о чем могли только
мечтать тогда крестьяне, — электродойлки,
	__ Чолотилки. силосо-соломорезки. Механизи-
	ровано большинетво процесеов труда —
подача воды в коровники, работа зерносу-
шилок. На колхозных полях выращен 6бо-
татый урожай. Он будет ступенью в борь-
бе народа за зажиточноеть, за культуру,
за новую красоту жизни...

Решающие сдвиги произошли в сель-
ском хозяйстве Эстонии.

В основном завершена коллективизация
крестьянских хозяйств. Они обелужива-
ются мощной советской техникой — в
pecnybanke кв концу пятилетки было 56
МТС. В дни уборки на поля без межей
выходят самоходные комбайны. льноком-
байны, работают 1600 сложных молотилок.
Сотни мощных гусеничных тракторов. де-
сятки экскаваторов и  канавокопателей
врезаются в вековечные болота, мешавшие
			От Тахиа-Гаша до Красноводска на
	1.100 километров растянется  строи-
тельство Главного Туркменского. кана-
ла. Для оказания медицинской помощи
и культурно-массового обслуживания
строителей на трассе канала Научно-
исследовательекий — институт обще:
ственных и промышленных сооруже-
ний Академии архитектуры СССР раз-
работал проекты передвижных амбула-
торий, клубов и кинотеатров на бар-
жах и автомашинах.

Передвижные амбулатории будут
иметь ‘рентгеноатптараты,  зубоврачеб-
ные кабинеты и небольшие’ лаборато-
рии для срочных анализов.

Клубы на автомашинах оборудуются
библиотеками-читальнями, ‘радиоузла-
ми, кинопередвижками и тематически-
ми выставками. Клуб-автомобиль мож-
но превратить в эстраду для высту-
пления артистов, откинув одну из 6o-
ковых Стен. На снимке: модель клу-
ба-автомобиля осматривают  действи-
тельный член. Академии архитектуры
CCCP H. Колли (слева) и автор про-
екта инженер-архитектор И. Мальцин.
	Фото С. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО
			С. МАРШАК Сад
перел школой
	Пришли на пустырь
Перед школой московской,
Где долго скучала земля,
Сирени кусты®

И березки-подростки,
Каштаны, дубы, тополя;
	„В осеннее время,

Когда перед школой
Ребята, как пчелы,
_Гудят,

Елце приезжают

Сюда новосёлы —
Деревья не больше ребят.
	здесь выше деревьев
Сквозная ограда.

Стволы молодые. стройны.
Сквозь легкую зелень
Растущего сада

Четыре дороги видны.
	Но будет пора —
И. листва, зеленея,
От улины сад. заелонит.
	Нод будущим дубом
	В Москве, в одном из концертных за-
лов стоит на эстраде черный рояль, похо-
жий на глыбу блестящего антрацита. Доб-
ротно и искусно изготовлен этот инстру-
мент. Он удовлетворяет всем строжайшим
требованиям советских — исполнителей.
Рояль изготовил 79-летний мастер-само-
учка, конструктор таллинской фабрики
Эрнст Хийс. В буржуазной Эстонии только
смеялись над многолетними исканиями
Хнйса: кому нужен эстонский рояль, ког-
да коммивояжеры из Европы и Америки
навязывают _инетрумеяты — заграничных
	марок... Теперь этот рояль, получивший
	великолепные отзывы лучших советских
виртуозов, будет выпуекаться серийно на
таллинской Фабрике для концертных пло-
щадок всего Союза.

Я присутствовал при испытании рояля
на фабрике, где работает Эрнст Хийе. Вог-
да мастер подсел к клавишам и открыл
крышку, блеснули золотые буквы под
пюпитром: «Советская Эстония». И будто
вплелись в звуки вибрирующих струн все
песни раскрепощенной мирной земли —
напевы колхозников Харью, веселые поль-
ки рыбаков Муху, гул экскаваторов, `осу-
шающих болота, рокот заводов Таллина,
гле люли уверенно строят коммунизм.
		В широкой аллее
	Большая скамейка стоит.
	Строители жизни,
Создавшие планы
Тенистых лесов и садов,
В ростках увидали
Большие каштаны,
Высокие клёны,
Дубы-великаны

И липы грядущих годов.
	И в сад превращая
_Пустырь этот голый,
Услышали шелест листвы
За всеми открытыми
Окнами школы

Одной из окраин Москвы.
	проникновении в денетвительность, в за-
коны природы, в человечности, гуманно-
сли и т. д. События народные, современ-
ные им проблемы находят горячий  от-
клик в их переживаниях. Отклик на про-
исходящее вокруг-— одно из. непремен-
ных условий настоящей лирикя.

И чем крупнее поэт, тем сильнее в его
лирике выражалотся ето гражданские чув-
ства.

Каждый поэт — сын своего времени,
степень и направленность его граждан-
ских интересов определяются конкретной
исторической обстановкой, его участием в
общественной жизни. Без этого понять его
творчество нельзя. Так, например, великие
русские классики. творившгие в обстанов-
ке подъема демократических сил обще-
ства, значительно шире проявляли свои
гражданские чувства в лирике, чем тад-
жикские классики, творившие в условиях
закоснелого феодализма. \
	И думается, что понять по-настоящему
творчество таджикских классиков можло,
только изучая и сопоставляя их произ-
ведения с творчеством русских класси-
ков. Чувства, скрытые зачастую под алле-
горией, ‘под’ нарочито индивидуализиро-
ванным восприятием жизни, в лействи-
тельности были чувствами передовых лю-
дей, пробуждавиих «чувства добрые».
	Вогда же государственные, обществен-
ные интересы неразрывно связаны ев ин-
тересами каждого гражданина, когда каж-
тый сам принимает участие в создании
лучших Форм общественной жизни, как
это мы. видим у нас, естественно, что ли-
рические произведения выражают в зяа-
чительной мере эмоциональную  взволно-
ванность гражданскими чувствами. Oro,
на мой взгляд, главная особенность совет-
ской лирики.
	Б самом деле, если проследить отли-
чЧительные свойства некоторых  поэтиче-
оких пролзведений последних лет: ‘Ни-
колая Тихонова — «Грузинская весна»,
цикл стихов Веры Инбер — «Путь воды»,
стихи Михаила Исаковекого, Александра
Твардовского, Самеда Вургуна, Гафура Гу-
ляма, Андрея Малышко, то при всем раз-
личии литературного почерка этих поэтов
и национальных особенностей их поэзии
есть нечто общее, стилевое для веех: это
преобладание гражданеких мотивов в их
лирике.
	Для каждого из них характерно расигя-
рение кругозора, диапазона чувств лири-
ческого героя.
	зЛИТЕРАТУРНОЯ ГАЗЕТЫ»
	«ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСИ ПОД ЗАМКОМ»
	лишена возможности Экспонировать произ:
		Так было озаглавлено письмо студентов
Алма-Атинского художественно-театрально-
го училища, напечатанное в. «Литера-
турной газете». В письме говорилось о
том, что Казахская государственная худо-
жественная галлерея, располагающая кар-
тинами величайших русских художников-
резлистов, не имеет сноего помещения и
	На днях заместитель председателя Алма:
Атинского горисполкома тов. Ахмедов
сообщила редакции, что помещение Казах:
ской государственной художественной гай
	лерее предоставлено.

втортатья
	своему преломляется призыв.  вторгатья
в жизнь!),

Советские люди побеждают природу,
строят новое общество, усваивая’ крим
чески все ценное, что созлало челове
ство. Наши поэты должны  присталью
изучать творчество наших классик.
Думается мне, каждый найдет в нм
именно то. что он ищет Я лично ищу в
	И
x
rT
В
о
р
Y
iC
TT
В
Dy
al
I
ЦЫ
п
ро
Я
В
Ле
¥H
И
Я
Г
DAK

ae
	данеких чуветв. лирической  взволноваие
	ности общественными проблемами, Русские ти
и таджикские классики очень помогаю?
мне в работе, в решении творческих 33-
дач.

Изучая наследотво великих русски
классиков, нельзя не подивиться их 7 м.
нию жить чувствами своего народа, BH fy y

сказывать Через ©воего лирического repo
	чувства наролные.
	Многие называют это публицистиче-
ской поэзией. Нет, это че просто публи-
цистическая поэзия, которая всегда суще-
ствовала и имела прекрасные образцы ‘в
прошлом. На мой взгляд, это лирика, но
гражданская лирика, ставшая такой пото-
му, что лирический герой современности
сам стал подлинным гражланином.

Гражданекая лирика — это иное каче-
	ство передачи публицистических тем.
Специфика ee в том, что передаются
субъективные, эмоциональные пережива-
	ния человека, глубоко взволнованного 00-
щественными событиями и рассказываю-
щего именно о личном своем волнения,
т. ев. выражаются личные переживания
поэта, его лирического героя.

И в этом плане советские поэты, на-
званные мной выше, как и многие. лру-
гие, не названные, достигли большого
мастерства. Стихи Михаила Исаковского,
например, поражают своей органичноетью,.
они текут легко и естественно, Это пон-
знак глубоко пережитой темы, искреннего.
и органичного выражения поэтом своих
лирических чувств, своих раздумий. Вот
и второе качество подлинно современной
лирики: раздумья поэта, размышления
лирического героя о жизни, окружающей
его. Они существовали и в поэзии про-
лого, но меняются времена, меняется
предмет раздумий, меняется и сам раз-
мышляющий герой.

Современный лирический герой совет-
ского поэта раздумывает 060 всем видея-.
HOM с точки зрения советского человека,
перестраивающего мир, строителя- комму-
нистического общества. Герой этот. опеча-
лен, видя, что люли других стран еще не
свободны. Эта печаль вызывает у него
гневный протест. призыв к действию. Е
борьбе за свободу. Такие размышления,
на мой взгляд, тоже лиричны и харак-
терны для лирических произведений co-
ветеких поэтов O зарубежных странах.
Прекрасный пример таких стихов лал ве-
ликий Маяковский, так писал Тихонов.
своего «Сами»...

Как же научиться высокому  мастер-
ству именно советского лирика? Лля это-
го в первую очерель нало быть на уровне
чуветв и мыслей передовой чаети совет-
ского народа. Потому что лирика, выяв-
ляющая интимные чувства поэта, есть
самая искренняя форма искусства, тре-
бующая широты кругозора,  богатетва
чувств, лирика — поэзия  пристрастных,
	глубоко переживающих все окружающее,
чуждых равнодушию людей (и тут по-
	Мысли о гражданско
	Мирзо ТУРСУН-ЗАДЕ
>
	гражданекой лирики присутствуют в
творчестве ночти всех классиков, они
совершенны по форме, ортаничны вложен-
ному в них пламенному солержанию. Ёто
затомния торжественные оды самых пре-
восходных поэтов, посвященные правите-
лям’ Немногие. Но кто забудет гневную
сатирическую оду Фирдоуси султану
Махмуду?

Вак бы красивы ни были звуки сами

но себе — красит стих глубина’ содержа-
ния. мысли, чувства. Й в этом главное.

Вот такие произведения классиков и
вечны, и незабываемы.` Причем здесь не
обязательна прямая публицистическая на-
правленность,

Вепомните Омара Хайяма. Его стихи
многим кажутся только проповедью ухода
от жизни, но как прекраюно поэт возму-
щаетея неизбежностью смерти. В гневе
его слышитея досада на ограниченность
человеческих знаний, которые еще не мо-
гут отерочить смерть. Именно гнев, а не
мечта о загробном мире, вызвав к Жизни
его гениальные строфы:
	Я в этот мир пришел — богаче стал ли
он?
Уйду — великий ли потерпит он урон?
	О, если б кто-нибудь мне объяснил
^ зачем я,
	Из праха вызванный, стать прахом
обречен?..
	Когда б я властен был над этим небом
злым,
Я б сокрушил его и заменил другим,
Чтоб не было преград стремленьям
благородным,
И человек мог жить, тоскою не томим!
	Разве это не созвучно чувствам, дви-
гающим сегодня ученых на борьбу в 60-
лезнями, со смертью, со старостью?

Неувялаемость  четверостиший Омара
Хайяма именно тем и обусловлена, что
Поэт выразил эти человеческие, граждан-
ские, глубоко гуманистические чувства со
всей силой своего великолепного поэтиче-
ското мастеретва.
	И когла размышляешь о проблемах ма-
	С малых лет наши дети зачитываются
произведениями  таджикоких классиков,
бессмертных поэтов Рудави, Фирдоусм,
Хафиза, Сзади, Хайяма, Камоля Худжан-
ди, Джами, Бедиля и других.

Дети становятся взрослыми, некоторые
из них делаются поэтами; а большинство
остаэтся только любителями литературы,
любознательными читателями. Но неизсла-
лимы в памяти всех звучные острови про-
изведений классиков.

В чем же секрет неувядаемости ях
творчества, вечности их произведений?
Этот вопрос, наверно, не раз задавали ce-
бе не только писатели. ;

Конечно, в высокой, совершенной фор-
ме произведений. Ho только ли в этом?
Попытайтесь разобраться, какие стихи з3-
помнились вам навсегда -— ведь не все
же? И, вепомнив, вы заметите, что оста-
лись в вашей памяти те стихи, которые
наполнены большими мыслями, причем
мыслями прогрессивными, гуманными, от-
вечающими вашим интересам, вашим
взглядам на жизнь.

Человек, далекий от общественных ия-
тересов, обычно запоминал из произведе-
ний классиков лишь те стихи, которые
выражали глубоко интимные пережива-
ния. Но передовые читатели веегда нахо-
дили у классиков ответ на свои граж-
данские чуветва, запоминали мудрые из-
речения, учащие человека жить и бороть-
ся. Для них творчество классиков стззо-
вилось образцом, «книгой жизни». Ибо
всякий великий поэт, умеющий привлечь
интерес к своим лачным, порой интим-
ным переживаниям, был охвачен и граж-
ланекими чувствами, иначе он не был бы
велик для своих современников, а тем 60-
лее для потомков.

У нас, в таджикской печати, часто раз-
даются голоса, обвиняющие классиков в
«узорчатости», «красивости», преоблала-
нии личной темы и т. д. Все это в твор-
честве наших классиков веть. Но ограни-
чивать лишь этими свойствами их поэ-
зию — значит отказываться от величай-
wero поэтического наследства. Мотивы
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	1 сентября 1951 г. Ne 104
	й лирике
	сателями. то вновь и вновь хочешь про-
	Ниънуть в секрет поворения умов и душ,
которым владели  тениальные мастера
прошлого. Перечитывая лирические сти-
хи наших классиков, лирику великих рус-
ских поэтов, чуветвуешь, что тебе ближе
всего те произведения, в которых звучат
гражданские мотивы,

Вепомните ‹...чуветва добрые я лирой
пробуждал» — у Пушкина, «Я лиру по-
святил народу своему» — у Некрасова и
многие ‘другие стихотворения классиков,
проникнутые гражданскими мотивами.

Издавна считалюсь, что лирика — 970
род поэзии, преимущественно выражаю-
щий личные настроения и переживания
поэта. Но если даже добавить распростра-
ненное утверждение, что это род поэзии
с преобладанием эмоционально-субъектив-
ных моментов, то и тогда эти теоретиче-
ские определения не противоречат моей
мысли.
	Наиболее значительна та лирика, кото-
рая выражает эмоции, субъективные мо-
менты, личные настроения и пережива-
ния поэтов, вызванные его гражданскими,
общественными чувствами.

Мне думается, что ATO утвержденяе
становится справедливее год от года, век
от века. Именно оно определяет основное
отличительное свойство нашей советокой
	ДИ ИИ,
	Как и вое друпие свойства, это умен
	the
тоже воститывается aA является ^олним wil.
	необходимых условий MaACTEPCTBA,

Moe eee бы а en Se

Мы не отрицаем талант и гениаль)
НОСТЬ. HO Это -—— как дикий персик, A)
ливающийся сладостью после мичурия
ской прививки всето опыта человечества
после овладения мастерством. hark ww BY)
	после овлаления мастерством. har go в»
в жизни, мастерство даеля прежле Beer »
	ДОМ.
	. Без труда нет успеха. без преодолениг
трудностей не может › быть достижений,
Й хочу поговорить именно of этих тру}

востях, Которые стоят перед всеми намь №
которые еще не преодолены нами и, №
		Чем выше ступень общественного с0-
знания людей, тем больше чувства A
мыели людей направлены на гражданские
и общественные вопросы. Подлинное раз-
витие субъекта, индивидуальности 8в03-
можно ‘только в бесклассовом обществе
велелетвие развития у людей их общеет-
венного сознания. Переход к этому п
определяет новые черты, главенетвующие
в современной советекой лирике.
	Лирика издавна выражает субъектив-
ные переживания поэта, и чем эти пере-
живания вначительнее, чем они больше
соответетвуют переживаниям многих лю-
дей, тем эта лирика сильнее, доходчилее
и популярнее. Чем богаче мир пережива-
ний поэта, тем крупнее его лирика.
И когда мы говорим о. гениальных п0э-
тах прошлого, то гениальность их и 34-
ключается в мудрости, богатстве чувств,
	Должен прямо сказать: я приналлелу,
	Тем писателям. которые пишут е боль.

шим трулом. Мне кажлое стихотворение
даелея нелегко. Я бы даже сказал. что ®,
RAKIBIM годом — все  трулнее и труднее,
(Спешу оговорить: длительность облумый,
вания не всегла залюг хорошего качества.
бывает, что самое удачное pemenne Opt ,
ходит быстро, почти сразу. И Kak an,
бывает ралостно! Ho это случается, №,
моему глубочайшему убеждению, тольк”
тогла; ‘когла тема совиалает ¢ опытоу р
человека. еели он голами  ривашивай
	Свои Думы о ней. еечли нисэтель находит
	CH BO всеоружии мастерства).
	Погла-то я писал дегко, но сейчас
люблю _ перечитывать етарые свои CTUXH. § м
	Почему? Да потому, что хотя многи
стихи были написаны искренно, я №
раскрывал в них совой собетвенный опыт,