room гул Ученые спекулян

ся

Ы
	из америкагс
	В рассказе «Мои издатели» Марк Твэн
дал живую и для налцих дней; яркую“ ха-
рактеристику нравов американских изда-
телей. Все эти господа представляли ©0-
бой квалифицированных мошенников. Pac-
познавать их было тем труднее, что они
отнюдь не имели вида пройдох. Наоборот,
благочестие было на их лилах и в их 0б-
ращении; собираясь околпачить какого-НИ-
будь автора, они начинали это дело C м0
литвы. Konia писатель раекусил их, ©Н
стал заботиться только 0 TOM, вах бы
унести сво1о «репутацию незапятнанной oT
этих грязных дельцов».

Много десятков лет прошло е тех пор,
как появился этот рассказ, но и поныне
американская реакционная печать обма-
нывает честных людей, впутывает их в
свои грязные дела, спекулирует их име-
нами.

Как пример современного мошенниче-
ства можно привести некоторые так Ha-
зываемые научные журналы, вроде «Пеп-
холотических рефератов», «Журнала со-
циальной психологии» и «Журнала тене-
тической психологии». Поясним подроб-

нее, в чем тут дело.
Когда-то, пожаяуй, вышеназванные

журналы и имели право называться на-
	учными, если не считать HeZOCTATHOS,

обычно присущих буржуазной науке и
ee органам печати. Подчеркнем: имели

право...

Если зарубежные журналы, в ТОМ чи-
сле и американские, служат целям нау-
ки, мира и прогресса, советские ученые
охотно сотрудничают в них. Советские
ученые принимают активное участие в
различных международных научных KOH-
грессах и конференциях, направляют
статьи 0 своих работах в иностранные
научные издания.

До недавнего прошлого группа еовет-
ских ученых сотрудничала в некоторых
американских психологических журналах.
Известный психолог, ученик Бехтерева,
член-корреспондент Академии наук СССР
проф. В. П. Осипов входило в состав. ре-
дакции журнала «Психологические pe-
фераты». Член Академии педагогичесвах
наук проф. В. Н. Корнилов входил в со-
став редакции «Журнала социальной
психологии», а член Академии педагоги-
ческих наук проф. А. Р. Лурия — «Жур-
нала генетической психологии».

Так было вплоть до конца второй ми-
ровой войны. Но вот окончилась война.
Американский империализм разбогател на
чужой крови. Он прибрал к своим рукам
продажные правительства капиталистиче-
ских стран и нынче претендует на’ ми-
ровое господство. Подготовка к новой вой-
не, осуществляемая американскими’ реак-
ционными кругами, гонка вооружений и
роет. захватнических аппетитов привели
в серьезным изменениям во всей жизни
американского народа. Полицейские ме-
ры, направленные на удушение веяче-
ских свобод, неограниченный контроль
над мыслями, военная истерия, общий
упадок научной мысли оказали еильней-
шее влияние и на содержание . научных
журналов.

С окончанием второй” мировой войны
резко изменились тон и направление
журнала о «Ноихологические рефераты»,
«Журнала сопиальной психологии» и
«Журнала генетической неихологии».
Резко возросло в них число антинаучных
статей. Общий характер журналов стал
нестерпимым для каждого серьезного уче-
ного. За что ратует и что печатает, на-
пример, журнал «Исихологические рефе-
раты»?

Журнал претендует на подробную ин-
формацию ‘о психологической литературе.
выходящей во всех странах мира. За этой
претензией и «научной объективностью»,
словно за ширмой, скрывается реакдион-
нейптая, антинаучная и  антинародная
‘пропаганда. На страницы журнала выта-
скиваются различные  реазкпионные тео-
	рийки, не имеющие отноптения к дей-
ствительной науке. Трудно рассказать
в небольной газетной статье обо веей
	наукообразной чертовщине, которую пре-
подносит журнал своим читателям. При-
ведем всего лишь несколько примеров,
Огромное количество рефератов журна-
ла посвящено изложению и пропаганде
психоаналитической психологии.  Вну-
ается мысль о том, что, дескать, корень
всех общественных зол лежит в беесозна-
	тельных вомилевсах, пережитых В ДЕТ-
стве психических травмах ит. д. Эта
так называемая паука объясняет, ска-
жем, нещадную эксплуатацию трулящих-
ся, возникновение фашистских порядков,
	ких журнелово
	колониальный разбой, расовую дискрими:
нанию и. агрессивные войны, как порож-
дение... полового влечения личности!

Специальный раздел этого журнала,
носящий псевдонаучное название «Пара.
психология», _ отводится реферированию
книг и статей, посвященных... общению
с душами мертвых, мысленному воздей-
ствию на людей на расстоянии и тому
подобной чепухе.

Под видом отчета о «Научных иселюл-
ваниях» журнал печатает подробные 06.
зоры. книг... спиритов и астрологов..,

Не отстают от «ПМеихологических ре
фератов» и «Журнал социальной пеихо-
погии» и «Журнал генетической пеихо-
	логии». Последнии. занимзется, например,
	доказательством TOTO, TO SAN,
надлежащие к низшим классам, м
живают более низкий интеллектуальный.
	уровень, Чем люди средних в BbICHINY
классов» (статья Филлипса в сентяйрь
‘ком номере ‹ журнала за 1950 год). В
	eee an

статье Баттерворса и Томсона (номер жур
нала 38. март 1951 года) оправдывается
увлечение детективной литературой, куль-
тивирующей жестокость, разнузданноеть,
тем, что эти книжки, якобы, отражают
черты «мужеского отношения KR ANIM).

Спрашивается: кому все это нужн
Науке? Нет! Ученым лакеям имтерир-

пизма? Да!
Возникает вполне законный вопрос

могут ли принимать участие в подобных.
«научных» журналах, пропагандирующих
мракобесие и веяческую чертовщину, с-
	ветские ученые, служащие передовой на
				ма Оу т ae

‘Вот почему еще ‘в 1946. году mop.
	В П Осипов прекратил всякие отноше.
	ния е журналом «Психологические рефа-
раты»: и нисьменно потребовал снятия
своей фамилии со страниц журнала. Ру-
ководнтели журнала привинулись глухо-
немыми. Ответа на это требование не 1
следовало, и имя крупного — советского
ученого продолжало значиться на стра-_
ницах журнала. В 1947 тоду проф. 0ел-
пов скончался. 06 этом редакция журна-
ла была дважды  извещена, И что #9)
Может быть, фамилию умершего нрофес-
сора сняли со страниц журнала? И в
бывало! Фамилия проф. Осипова нужна
журналу для поддержания своего авторт-
тета. Несмотря на неоднократные нато
минания, Журнал «Психологические pe
фераты» продолжает печатать имя про},
Осипова среди имен членов редакционной
коллегии. *

Аналотичные требования © вых
из состава редакций послали в «Журн
социальной психологии» проф. К. Н. №:
ниловои в «Журнал генетической психо-
логии» проф. А. Р. Лурия. И что me?
Эти журналы продолжают печатать име-
на советских ученых в составе редакций,
Почему, спрашивается? Опять-таки для
поддержания авторитета — антинаучных
американских журналов.

Советские ученые рептительно отказы
ваются брать на себя какую-либо ответ-
ственность за реакционную антинаучную
пропаганду журналов типа «Пеихологи-
ческие рефераты», «Журнал социальной
психологии» или  «/урнал генетической
психологии». Однако редакции этих жур-
налов решили спекулировать их имена

ми. На обложках своих изданий OHH Mo \
метают фамилий лип которых AM Bue
	мещают фамилии лиц, которых AM Bue >»
годно называть в составе редакций,
Списки этих. лиц составляются © учет
трех факторов. Во-первых,  географиче-
ского. Надо, чтобы редакторы были рас-
сеяны по всему миру и тем демонстриро-
вали «всемирный» характер издания. В
вторых, имена редакторов должны 33у-
чать авторитетно и, таким образом, при-
крывать любую ахинею, которую журна
печатает. В третьих,— и это самое важ-
ное,— редакторы должны = предетавлять,
по возможности, самые разные направле
ния научной мысли. Тогда в ответ в
любое обвинение в тенденциозноети, pe
акционности, мракобесии журнал может
назвать имя редактора, которое знаменует
честную науку.

Бизнесмены понимают выгоду, которую
приносит им одно только упоминание 62-

милий советских ученых. Бизнесмены
продолжают свое темное дело, вопрек
протестам наших профессоров. — Молятся
	ли они при этом, как и их предки, опи-
санные Твэном,—это, в сущности, не имет
значения...

Презрением наполняется сердце катдо
го порядочного человека при виде этот
печатного мошенничества гангстеров ам!
	риканекой печати.
	UY PMTATRAB H KHHI A

ТУТ

Ф °
По старой
пословице
	В библиотеке донецкой шахты № 1-2
«Красный Октябрь» хорошую нужную кни-
гу ‘достанешь не всегда. А книжный мага-
зин находится далеко от шахтерского по-
селка — в городе.

Прошлым летом домохозяйка Евлокия
Степановна Кравченко рептила организовать
книжную торговлю в поселке. Она попро-
сила директора Гнакиевского книжного
магазина тов. Т. Кротову выделить книги
для продажи шахтерам. Директор магази-
на согласилась с предложением Евдокии
	(тепановны. .

На поселковом базарчике, аккуратно раз-
ложив на прилавке произведения советских
писателей, научно-популярную литературу,
тов. Кравченко начала. торговать книгами.
Все, что смогла принести с собой 53-лет-
няя женщина, было раскуплено буквально
в несколько часов.

Так инициативная домохозяйка добро-
вольно взялась за полезное и благород-
ное дело распространения литературы.

Однажды тов. Кравченко вместе с дирек-
тором книжного магазина решила обра-
титься с просьбой к председателю руднич-
ного совета тов. Горбачеву о выделении
помешцения для книжного киоска.
	Тов. Горбачев принял их очень холодно
и не сказал ни да, ни нет. Тогда они обра-
тились к секретарю игахтной партийной ор-
ганизации и к председателю комитета проф-
	союза, 8
Те обешали или подыскать подходящее
	помещение или в самое ближайшее время
построить книжный киоск,
	Однако с тех пор прошел уже год, а
обещание не выполнено. Псвидимому, руко-
водители шахтной партийной организации
придерживаются пословицы — «обещанного
	три года ждут».
Ф. СТРЕБКОВ,
	ДОНБАСС
	проходчик шахты № 1-2
«Красный Октябрь»
	>
	зыззвоооноояонирчоивосииовосова наи
	Велика тяга советских людей к книге.
Недавно секретарь Днепропетровского обкома КП(б)У тов, В. Климушев
	рассказал oO большой любви к книге
	на страницах «Литературной газеты»
	колхозников и рабочих области и о вначительных успехах, достигнутых мест-
	ными Книготоргующими организациями.

КА РЕ В IES OE

Спрос на.книги в нашей стране, особенно в послевоенные годы, гигантски
	возрос. Издательства не успевают
ления на литературу, хотя книги выпус
	ках тысяч названий,
Но и в тех случаях, когда книг бы
	удовлетворить всех требований Hace-
каются огромными тиражами и в десят-
	вает достаточно, не всегда книготоргую-
	Голос рабочего
читателя
	Недавно в поселке Харьковского трак-
торного завода, по инициативе совета со-
действия при книжном магазине № 12,
состоялась конференция покупателей. На
конференции присутствовали рабочие, ма-
стера, инженеры, ученые, врачи, ‘педагоги,
	библиотекари, работники райкома KOM~
сомола, пропагандисты.

Директор книжного магазина Tor.
	А. Гончаренко рассказал © большой помо-
щи, которую оказывает магазину совет
содействия. Члены совета — заведующая
районной библиотекой тов. М. Косачевская
и преподаватель литературы средней
школы тов. М. Петренко — регулярно чи-
тают лекции в рабочих общежитиях о ли-
тературе, рассказывают о новых книгах.

Участники конференции указали на не-
 лостатки в работе издательств.

Очень мало издается популярных техни-
ческих книг для мастеров и квалифициро-
ванных рабочих, а также различных спра-
вочников. .

Издательства выпускают много цезной
научно-технической литературы, но © Мас-
совых производственных профессиях не-
	редко забывают.
Нужны издания, помогающие повышать
	квалификацию  токарям,  фрезеровиикам,
слесарям, шлифовщикам, строителям фаз-
личных специальностей и т. д.

Нужны справочники металлиста и Ма-
шиностроителя, термиста и сварщика.

Рабочий и мастер требуют пособия по
материаловедению, по деталям машин, по
технологии металлов, ждут книг, обобщаю-
цих передовой опыт стахановского труда,
	показывающих последние достижения оте-
чественной науки и техники, книг, хоропю
оформленных, обильно снабженных иллю-
страциями,

Конференция покупателей книжного ма-
газина № 12 Харьковского облкниготорга
от имени всех покупателей Орджоники-
дзевского района просит — издавайте
больше книг для рабочих, книг, помотаю-
ших усвоить передовые методы производ-

ства.
	ШЕВЧЕНКО, председатель совета
содействия покупателей  ГОНЧА-

РЕНКО, зав. магазином № 12; ди-
КАНЬ, депутат Верховного Совета
СССР; ПОДВЕСЬКО, мастер, лау-
реат Сталинской премии; МЕДЯНИК,
токарь-стахановец; НЕСТАЙКО, зав.
технической библиотекой; ЛУПАН-
ДИН, фрезеровщик-стахановец; ПРО-
СЯНИКОВ, мастер; ЧЕРНИЛЕВ-
СКИЙ, модельщик-стахановец, депу-
тат горсовета СТАВИЦКИЙ, сле-

сарь-стахановец; ГАПОНОВ,  crap-
ший мастер ФАУСТОВ, кузнец-ста-
хановец; СВИЧКАРЕВ, —инженер-
	электрив

®

х
		щие организации, особенно потребительская кооперация, умеют их продавать.
Ниже мы публикуем письма читателей, в которых говорится о достижениях
	и нелочетах КНИЖНОЙ торговли.

ezebheenaa ti

ет Таймыр
	демии наук, Главсевморпути, Министерства
рыбной промышленности, почти не попа-
	дают в отдаленные раноны.
Суля по отпискам Московской конторы
	«Книга-почтой», ее работникам безразлич-
но, кто к ним обращается — житель Тай-
	мыра, Чукотки или крупного города, имею-
щий возможность в любой библиотеке до-
стать нужную ему книгу. Крайкниготорг не
учитывает запросов читателей и оставляет
отдаленные районы без литературы, кото-
рая там крайне необходима.

Следовало бы завести такой порядок,
при котором издательства и книготорги бы-
ли бы просто обязаны отправлять опреде-
ленное количество экземпляров книг в ме-
стности, о которых написано произведение.

Руководители книготоргующих организа-
ций должны, наконен, понять, что сейчас
специальные, научные издания He являют-

ся уделом «избранных».
А. ШАДРИН,
		редактор окружной газеты
«Советский Таймыр»
	торговать
	равнодушие мешает деятелям потребкоопе-
	рации увидеть это.
Горновское сельпо, кроме магазина в
	Горно, имеет еще 8 торговых «точек». Но
ни одна из них -не продает литературу. Не
лучше обстоит дело с продажей книг в
Околовском, Избищенском и Амнищевском
сельсоветах.

В почтовом отделении Горно за перего-
родкой висит витрина с надписью: «Но-
винки литературы». На ней ровно 10 книг
научно-популярной  библиотечки: «Химия
вокруг нас», «День и ночь», «Как видит
глаз» и другие. Все издания 1948 года.
Я это называется «новинками»!
	В шкафу почтового отделения мы обна-
	ружили 10 посылок с литературой для
колхозов. Причем 8 из этих библиотечек
	были посланы из района более двух лет
назад. В посылках мы нашли: Краткий
курс истории ВКП(б), «Основы  земледе-
лия» В. Вильямса, «Советская Белоруссия
в новой сталинской пятилетке», рассказы
В. Короленко, стихи Максима Танка. На-
чальник отделения связи тов. Урбан даже
не знал, что в посылках... книги.

Две остальные посылки посланы в марте

этого года  колхозам им. Фрунзе и
им. Дзержинского. Они лежали два меся-

ца в шкафу без движения.

Нет, в Плешеничском районе не умеют
продвигать книгу к читателю. А руководи-
тели районных организаций на это не
обращают никакого внимания.
	И. ОБОДЕНКО
ПЛЕЩЕНИЦЫ 5
	Минской области БССР
©

оно ииоаононио асов овянавона

Вас ожида
	Два года назад в издательстве Академии
наук СССР вышла в свет книга А. Попова
«Нганасаны» — монографический труд 10
этнографии малочисленной народности, про-
живающей на Таймыре. Несомненно, для
таймырцев это произведение представляет
большой интерес, тем более, что в библио-
теках округа, да и в окружном музее нет
ни одной работы по истории, экономике и
этнографии ‘народностей, населяющих
округ.

И вот уже более года редакция окруж-
ной газеты просит Крайкниготорг и «Кни-
гу—почтой» направить в округ хотя бы один
экземпляр этой книги. На наши запросы
или не отвечают, или советуют обратиться
в другое место, или просто отказывают:
книги нет. То же произошло с заказом на
книгу `Н. Болотникова «Никифор Беги-
чев» — книгу о нашем  земляке-следопыте
и исследователе Таймыра—и на труд лау-
реата (Сталинской премии С. Киселева
«Древняя история Южной Сибири».

Специальные работы, выпускаемые обыч-
но малыми тиражами издателиствами Ака-
		Не умеют
	Учителя Горновской семилетней школы
решили провести в школё обсуждение кни-
ги лауреата Сталинской премии Ивана
Шамякина «Глыбокая плынь». Подготовку
они начали за два месяца. :

Побывав во всех книготоргующих орга-
низациях района, они нигде не смогли
достать этой книги. Не удалось найти и
журнал «Полымя» № 10 за 1947 год, где
это произведение было напечатано.
	Так обсуждение и не состоялось,
	Недавно мы зашли в центральный мага-
зин потребительской кооперации Горнов-
ского сельсовета. За прилавком, под ниж-
ней полкой, в фанерном ящике от спичек
лежали книги, покрытые пылью и паути-
ной. Заведующая магазином Н. Пригора
по нашей просьбе выложила книги на
прилавок. Здесь мы увидели сочинения
М. Горького, рассказы Л. Н. Толстого и
много других произвелений. Среди них
была и нужная нам «Глыбокая плынь»
И. Шамякина.

По чистосердечному признанию тов. При-
горы, в 1951 году она не продала ни одной
книги... Да и немудрено! Кому же придет
в голову, что книги лежат в ящике под
полкой?

Мы рассказали об этом ‘председателю
Плещеничского райпотребсоюза тов. Маль-
ковичу. А он спокойно изрек:

— Книг не берут.

Трудно придумать более нелепый ответ.
	Читатели настойчиво ищут книги, а при-
	‘лавки сельских магазинов пусты. Только
		Проводники-
КНИГОНОШИ
	— Граждане пассажиры, в нашем поез-
де организована продажа литературы. Об-
рашайтесь к проводнице Марии Фесь-
ко, — раздается голос диктора в поезде,
идушем из Минска в Москву,

Два-три раза, в свободное от дежурства
время, проходит по вагонам Мария Фесь-
ко, чтобы предложить пассажирам газету,
журнал или книгу.

Продажа книг в поездах дальнего следо-
вания — не новое дело для проводников
станции Минск. У них уже накопился не-
малый опыт.
	Привлечение проводников к распростра-
нению книг, газет и журналов с каждым
днем приобретает все большие и `большие
размеры. Это благородное дело заслужива-
ет всяческой поддержки. Следует подумать
над улучшением условий для распростра-
нения книг проводниками. В поездах нет,
например, полочек для хранения литерату-
ры. Обычно книги хранятся в служебном
отделении в мешках. Следовало бы каж-
дого проводника-книгоношу снабдить че-
моданом: пришел в вагон, раскрыл чемо-
дан — и вся литература видна, как на вит-
рине. Надо решить также вопрос о базах,
снабжающих проводников книгами. Сейчас
они получают литературу только в киосках
	«Союзпечати».

А, БАЧИЛО.
МИНСК
		Нельзя ли
без ошибок?
	Если читатель возьмет первый том ро-
мана Л. Толстого «Анна Каренина», из-
данного в 1950 г. Латвийским государст-
венным издательством (редактор Г. Голо-
вин), то на странице 411 он прочтет: ‘«Раз-
вод по нашим законам,—сказая он (адво-
кат) с легким оттенком неодобрения К на-
шим законам...» Мы бы тоже отнеслись «с
легким неодобрением» к корректорской
ошибке, если бы она была только одна.
Но читаем дальше: «..затем  безвестная
пятилетная отлучка...х «..выпустил из две-
ри клиента и, остававшись один...» (стр.
413).

На странице 241 читатель никак не мо-
жет разобраться в следующем тексте:

«Не говоря уже о том, что Кити инте-
ресовали наблюдения над отношениями
этой девушки к г-же Шталь и к другим
незнакомым ей лицам, Кити, как это часто
быывает, испыты- ее Варенька, а другие
звали «т-Ше Варенька», Не говоря чувет-
вовада, по встречающимся взглядам, что
и она нравится».

Ножалуй, и корректировавшие эту книгу
	тт. М. Красавицкая и Д. Шварцберг ни-
чего не поймут в этой абракадабре...
	Хочется напомнить издательстрам, 910
советский читатель требователен к Кни-
гам, к авторам, к издателям и полигра-
фистам. Его интересует не только содер-
	жание книги, но и ее грамотность

оформление.
И. ДЕМЕНТЬЕВ,
гвардии старший сержант
		Книжный прилавок
в Парголове
	Магазин культтоваров Парголовского
сельо Ленинградской области хорошо
организовал продажу литературы.

_С наступлением лета директор культ-
мага тов. Я. Хазанов открыл книжный
прилавок на улице около магазина. В этом
ларьке продаются и репродукции картин
мастеров советской живописи.
	Тов. Я. Аазанов — инициативный работ-
ник. Он подбирает книги по темам и со-
ставляет библиотечки для колхозника,
	школьника, учителя, политработника.
Такие библиотечки охотно приобретают
избы-читальни, библиотеки, клубы, а также
школьники, колхозники, учителя, arpo-
номы. .
Парголовский магазин культтоваров хо-
‚рошо связан со всеми местными органи-
зациями, учреждениями и правлениями
	колхозов. Его работники пользуются за-
служенным уважением среди населения.
	А. МИХАЙЛОВ
	Анижный магазин
	Районный книжный магазин Чадыр-Лун-
ги в 1950 году продал 500 тысяч книг на
335 тысяч рублей, превысив алан на 100
тысяч рублей. Покупатель предъявляет
нам, работникам книжной торговли, высо-
кие требования. Удовлетворить же пол-
ностью спрос населения мы не можем.
	районные магазины поступает мало
произведений лауреатов Сталинской пре-
мии. Нехватает и  сопиально-экономиче-
	ской, сельскоховяйственной, научно-попу-
лярной литературы.

По желанию колхозников в прошлом
году мы открыли книжный киосков селе
Твардица, а в нынешнем —в селе Валя
Перха Новая.

Мы укомплектовали 20 колхозных биб-
лнотек, продав им литературы на 28 ты-
сяч рублей. Много книг покупают и сами
	колхозники. Тодоров из колхоза «Совет-
	‘ская Молдавия» приобрел книг на 1500
		в моллавском селе
	рублей, Папуров — на 500 руб. и т.д.
Среди населения быстро расходятся про-
изведения классиков марксизма-лениниз-
ма, русских и советских писателей.
	Руководители Молдавского книготорга
не считаются с требованиями работников
	нашего районного магазина, не интересу-
ются запросами населения, не изучают
	профиля района, не практикуют обмена
опытом между магазинами. Поэтому час-
то с областной базы засылают в районы
неподходящую литературу, которая лежит
много месяцев.

Молдавполиграфиздат систематически
опаздывает с присылкой литературы к
юбилейным датам. Такое. положение не-
	терпимо,
	М. ВИШНЕПОЛЬСКИЙ,
заведующий книжным магазином
	МОЛДАВИЯ
	е издания
	ка начать всестороннее знакомство ©
полным собранием сочинений Л. Н. Тол-
стого с первого его произведения. При
этом нельзя забывать, что даже иску:
шенный читатель, хоропю знакомый с
творчеством того или иного  писателя-
классика, в советском издании как бы
заново его перечитывает. Ведь в дорево-
люционной России собрания сочинений
великих писателей, поэтов, ученых никог-
да не издавались так полно. К редакти-
рованию их наши издательства привле’
кают виднейших академиков, профессо-
ров. Тщательно сверяются тексты с под-
линниками, восстанавливаются все купю-
ры, внесенные царской цензурой, приво-
дятся различные варианты отдельных глав
и эпизодов, показывающие, как работал
автор над своим произведением, составля-
ются комментарии и примечания.
	Нет сомнения, что вся эта большая и
важная работа ‘в известной степени обес:
ценивается тем, что книги выпускаются
не в порядке очередности.
	Чем же это объясняется? Вот что пи:
шет в редакцию заведующий производ-
ством 1-й Образцовой типографии имени
А. А. Жданова тов. В. Петрушко:
	«Все дело в том, что первый TOM,
как правило, выпускается с вступи;
тельной статьей, характеризующей
творчество писателя. А для того, что-
бы подготовить такую статью, изда-
тельству нужны, оказывается, многие
месяцы и даже годы.

В нашей типографии находятся в
производстве собрания сочинений Л. Н.
Толстого и Т. Драйзера. Из 14 томов
Л. Н. Толстого 8 томов набраны и
подписаны к печати еще в середине
1950 года. Первый том находится в
производстве с 14 марта 1950 года и
также подписан к печати в прошлом
году. Но печатать его нельзя из-за от-
сутствия вступительной статьи, котофая
	вот уже больше года
готовится издательством

=  и до сих пор не сдана
в типографию.

То же было и с сочи-
нениями Т. Драйзера. Первый том был
сдан в набор в июле 1950 г., а вступи-
тельная статья — в декабре.

Таких примеров можно привести де-
сятки, буквально по каждому изданию.
Нередко’ надолго’ задерживает  печата-
ние книг #... отсутствие примечаний.
Второй том сочинений Л. Н. Толстого
в 365 страниц был подписан к печати
через три месяца после сдачи в набор,
а примечания к нему на 10 страницах
делались... ровно год!’ И так с каж-
дым томом».
	С каждым томом! Этому и более или
менее удовлетворительного объяснения не
придумаенть. Почему, например, «Огонек»
из года в год выпускает собрания сочи-
нений Толстого, Тургенева, Чехова, Сал-
тыкова-Щедрина, пусть в худшем офор-
млении, но зато всегда с первого тома и
точно в намеченные сроки?
	В долгу перед ‘читателями находятся
также издательства Сельхозгиз, Академ-
книга, срывающие своевременный выход
книг по подписке, и Медгиз, произвольно
сдваивающий томы.
	Ha своевременный выпуск подписных
изданий — это одна сторона вопроса, Не
менышее значение имеет H празильная
организация подписки. Между тем книго-
торгующие организации недостаточно хо-
рошо изучают запросы читателей, беспла-

ново распределяют подлисные издания по
стране.

Болыпинство ‘центральных издательств
и все книготорги подчиняются непосред-
ственно Главполиграфизлату. Но` серьез-
ные недостатки, связанные с выпуском и
распространением подписных изданий, ви-
димо, не вызывают у его руководителей

тревоги, хотя жалобы на это поступают
от подписчиков не первый год.
	М. АМШИНСКИИ,
	В. ИЛЬИН
	ен

’ подписка на мно-

готомный труд «Опыт со-

ветской медипины в Ве-

ликой Отечественной вой-

не 1941—1945 годов». Труд издается в 35
томах“.

«Принимается подписка на б-томное из-
дание собрания сочинений А. Н. Толстого»..,

Эти и подобные им объявления часто
можно увидеть на рекламных щитах, в га-
зетах, услышать по радио. Каждое такое
объявление в день подписки собирает у
прилавков книжных магазинов большие
очереди. Будь то собрание сочинений Пуш-
кина, Лермонтова, Чехова или труды ве-
ликих ученых Павлова, Мичурина, Тимиря-
зева, будь то научно-технический словарь
или энциклопедия — во всех случаях спрос
превышает предложение, во всех случаях
подписные издания расходятся буквально
в три-четыре дня,

Наши издательства показали свои в03-
можности, хорошо оформив и оперативно
доставив подписчикам сочинения Пушкина,
Лермонтова, Гоголя и некоторые другие
	издания.
Однако в болыпинстве случаев издатель-
	ства не выполняют своих обязательств пе-
ред читателями, безответственно относятся
к выпуску подписных изданий и не счита-
ют, видимо, нужным обеспечивать их выход
точно в намеченные сроки.

Вот что пишет в редакцию «Литератур-
ной газеты» Герой Советского Союза
гвардии полковник С. Демьяновский:

` «Любое учреждение, предприятие, за-

вод, фабрика, цех имеют свои планы,

за выполнение которых они ведут борь-
бу. ив большинстве случаев—успешную.
Имеют ли издательства ‘свои планы?
В первых числах января 1949 г. при-
вималась подписка на настольный эн-
циклопедический словарь в двух томах.

Выпуск ожидался в первой половине

1949 г. Деньги уплачены. Пронило. более
двух с половиной лет, а о выходе сло-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	6 сентября 1951 г. — № 106
		TlognucHei
	варя — ни слуху, ни духу. На. мои He-

однократные попытки узнать, когда же

выйдет это издание, мне отвечали; не
знаем».

Факт—не единственный ‘и даже не са-
мый вопиющий, Подписка на Малую тех-
ническую энциклопедию была объявлена в...
1996 году. Прошло 16 лет. За это время
не вышло ни одного тома из трех, на-
меченных к изданию, а все попытки под-
писчиков получить вразумительный ответ
на вопрос, выйдет ли и когда именно
эта энциклопедия, не увенчались успе-
хом. Немногим болыше посчастливилось
и тем товарищам, которые нодписались в
1936 году на Болыпую техническую энци-
клопедию (второе издание). До 1941 года
вышло 14 томов, но после войны не вышло
ни одного тома. Что будет дальше — тоже
неизвестно.

Не лучше рассчитывается с подписни-
ками и Гослитиздат. С той поры, когда
была принята подписка на 90-томное пол-
ное собрание сочинений Л. Н. Толстого,
минуло почти четверть века. Гослитиздат
выпустил 42 тома.
	Не выполняет своих обязательств Гос-
литиздат и в послевоенные годы, Нодпис-
ку на полное собрание сочинений А. П.
Чехова Гослитиздат объявил в 1944 году.
Издание должно было быть завершено в
3 года, но до сих пор подписчики ждут
последнего тома. В 1947 году была откры-
та подписка на двенадцатитомное собрание
сочинений Н. А. Нэкрасова, причем изла-
тельство заверяло тогда, что уже в 1950
	году подписчики смогут получить послед-
	ний том. Идет к концу год 1951-й, но за
Гослитиздатом числится не один, а 3
тома. 3

Нарушает. Гослитиздат и общепринятый
порядок очередности выхода томов.
	Совершенно понятно желание подписчи-
	Строительные плиты из костры
	Вдоль стен одной из лабораторий н-
ститута химии Академии наук БССР стоят
полутораметровые коричневые плиты раз-
ной толщины и плотности. Менышие по
размеру плиты стопками лежат на столе и
верстаке. Часть из них покрыта лаком,
часть — клеевой и масляной краской, неко-
торые отделаны под мрамор. Это — образ-
цы нового строительного. материала, полу-
ченного лабораторией: плиты из льняной
костры.

Изыскивая способы использования расти-
тельных отходов для нужд народного хо-
зяйства, коллектив лаборатории, под руко-
водством кандидата технических. наук Ф. Ф.
Дербенцева, прежде всего заинтересовался
самым распространенным видом таких от-
ходов — льняной кострой. Как известно, при
обработке льна лишь 28 процентов его вы-
ходит в Чистое волокно, все остальное
представляет собой отходы — льняную кост-
	газете «Советская Кубайь» от 9 янва-
ря 1951 года появилась рецензия А, Рябчен-
ко на сборник стихов молодого кубанского
поэта И. Белякова «Зеленый друг». На-
зывается она «Стихи орадостном детстве».

В рецензии сказано, что в сборнике на-
шло отражение «все счастье советского
детства», что автор «вместе с богатыми
красками приролы Кубани подметил и
верно отобразил Новое и существенное
сельского пейзажа (!)—глубокое проникно-
вение в труд и быт колхозной о деревни
науки, техники и культуры»,

Особенно удачными А. Рябченко счел
стихи «Ружье», «На охоте», «Кукла», «Py-
чей». «Эти стихотворения, — сказано ‘в pe-
цензии, — пронизаны теплым и хорошим
юмором, знанием детской ‹ психологии.

Вместе с шуткой автор умело проводит B
них нужные мысли».
	А вот другая рецензия, напечатанная
	ру, которая обычно сжигалась или же про
сто выбрасывалась.

Сейчас учеными разработан эффективный
метод, первичной обработки костры,
Неболыпие плитки, изготовленные из этой
массы в лабораторных условиях, при ис}
пытаниях показали, что они удовлетворяют
более высоким требованиям, чем те, KOTO
рые предъявлялись к термоизоляционным A
строительным плитам, выпускаемым про:
мышленностью из дорогостоящего сырья —
бумаги, целлюлозы, древесины. р

пыты были повторены в Центральном
научно-исследовательском институте бума
ги в Ленинграде и вбольших масштабах —
на ленинградских бумажных . фабриках
имени Володарского и имени Горького.

Установлено, что одна тонна льняной о:
стры дает свыше 200 квадратных ме“
ров первосортного термолзоляционного 4
строительного материала.
	‘акже в газете Советская Кубань», но
уже в номере от 12 августа 198] года, под
	a -~- ah
названием «В отрыве от жизни». Автор!
и: Ах
	EEE Пе

1. Салькова. Из этой рецензии мы узнаем,
	что стихи И. Белякова «Ружье», «Ha oxo-
те», «Кукла», «Ручей» неудачны. В НИХ
«удивительное однообразие тематики И
полное отсутствие какой-либо серьезной
идеи». ‘Оказывается, никакого проникно-
вения в труд и быт колхозной деревни
тут нет, «Эти стихи написаны о природе
вообще, вне в емени, под ними можно по-
ставить любую дату, отнести их к ХУШ
и ХХ векам», «Мы не узнаем из них, —
пишет Л.’ Салькова, — о счастливом дет
стве наших детей...»

Итак, А. Рябченко и Л. Салькова пря:
держиваются противоположных мнений 06
одних и тех же стихах И. Белякова. А вот
У редакции «Советской Кубани», как внд-
но, своего мнения по этому поводу нет.
	Кому слодует верить?
	}\
	fd},
		Ky

ae