В
ay
ih
1H
		ПМТЕРАТУРА
	На страже мирного труда   “же Рассказы
	Завтра День тан-
`кистов.

Учрежденный по
постановлению Пос-
зиднума Верховного
Совета. СССР пять лет
	hfs

первоклассными 006-
выми машинами. На-
ша промышленность
в последние три го-
ха войны производи-
ла ежегодно свыше
самохолных орудий и
	Беседа с генерал-лейтенантом
танковых войск
	Б. Г. ВЕРШИНИНЫМ
		тысяч танков,
бронемашин.
	о русских
	Поклонник старины и усердный иска-
тель редкостей. Н. С. Лесков так и не до-
копался до источника дошедигих до него
неясных сведений о туляках, ездивших 3a
границу и споривших е иноземцами. Он
положился. на слух и по-своему его пере-
сказал. Получился рассказ о несведущем,
но бойком самородке Левше, который, Kak
известно, блоху подковал. Сказ о левше
был своеобразным ‘откликом Ha . rope Ha-
родное: в Крымской войне обнаружилась
отсталость страны. Охнако. при всей своей
сатирической остроте «Сказ 0 TYIbCKOM
косом левше и о стальной блохе» прини-

жал образ выходца из народа, русского
умельца, сотворившего во славу русской
смекалки никчемное техническое Чудо.
Чудо это Лесков принимал как повод 1о-
меряться сноровкой, a пользы от нем не
ждал. :

А между тем старинные русские масте-
ра создали первые в мире заводские па-
ровые машины, = «самобеглую» коляску,
самолействующие механизмы.
	Тверской «губернский механик» Лев Са-
бакин создал собственные винторезные и
сверлильные станки, а его сподвижник
Алексей Сурнин вывел изобретенный пе-
тровским соратником Андреем Нартмвым
суппорт (служащий для крепления и по-
дачи резца на токарном станке) из музея
и царской мастерской на завод и 1по-
строил. первые копировальные станки.
Изобретенный и построенный в России
станок был потом приписан  Тенри Мод-
злею.

Свыше ста лет проаболани на Туль-
ском оружейном заводе созданные солда-
том Ораниенбургского батальона Яковом
Батишевым володействующие «машины
для обтирания наружности стволов», Ka-
	ждая из которых заменяла пять рабочих.
	Сабакин и Сурнин, & с ними еще один
туляк *— Леонтьев. в котором есть извеет-
ные. основания видеть прообраз  лесков-
ского левши, действительно и побывали
В Англии и спорили с ачгличанами.
	По-новому расеказывает для детей эту
правдивую историю В. Шкловский. 0т-
радно отметить, чт, обращаясь ю ието-
рии отечественной техники, писатель не
поел по хоженым тропам. Повесть «0 ма-
стерах старинных» — плод  самостоятель-
ных и увлекательных исследований.
	Его Лев Сабакин, попав в Англию,
смотрит на чужеземный мир любопытными
глазами, но немногое ему приходится здесь
перенимать. Оказывается, и ею и Cyp-
нина послали искать рукавицы, которые
у них за поясом. Нет, не о шуточной дло-
хе идет речь, а о том. чем люди живы ий
чем сильны государства, — о металле, ‚ 05
орудиях труда и орудиях боя.

Сабакин и Сурнин это— не caMo-
родки-недоучки, а образованнейшие лю-
ди свозго времени. Сабакин — корреснон-
дент журнала, издаваемото русским эко-
номическим обществом. и автор передовой
	«Лекции об огненных машинах». Он оста-
вил в своих записках единственный в
своем роде очерк английских рудников
конца ХУШ века. В. Шкловский xopomo
сделал, что привиек эти документы.

На собрании бирмингамекого -«Лунного
общества» среди знаменитых фабрикантов
стальных изделий, мастеров и астрономов
Сабакин провозгласил тост за 10, чтобы
пушки его страны были самые лучшие.
Вернувшиеь домой, он сделал вее, что за-
рисело от него, дабы «грозны были стан-
ви русских заводов». В Туле u Ceerpo-
ренке Сабакиным и Сурняным с простыми
«работными людьми» были построены ма-
шины. которые решили судьбу и исход
многих битв. Историю русской техника
В. Шкловский связывает с русской исто-
рией. Интересно (хотя слишком  кон-
спевтивно) рассказывает он, например, о
том, как во время Отечественной войны
1812 года Кутузов, стоя под Тарутином,
защищал пути не только на юг России,
но прежде Beer к тульсвим заводам. Вак
раз в это время туляки вооружали пла-
товские полки. В Туле тотла работало на
производство оружия 14 типов  специали-
зированных станков.

Но вот о самих-то этих. станках, о ра-
боте мастеров над их еозданием в книж-
ко сказано непомерно мало. Ходошо  ил-
	В. Шкловский. «О мастерах стазинных».
	Ред. Н. Максимова. Детгиз. 1951 г. 104 ств;
	умельцахж
	зюстрировав книгу рисунками H. hyss-
	мина, Детгиз, повидимому, не захотел
«портить» оформление чертежами 36
бретений русских техников. А ведь чер-
тежи сохранились, хотя ло сих поро не
	опубликованы. .
Рассказы В. Шкловского - «0 мастерах
старинных» истеричны. Мы имеем при
	этом в виду не только точность детален
быта того времени, но и уменье автора
воссоздать историческую атмосферу, в ко-
Торой жили герои книги.

Рассказывая о тбм, как Яков Батищев
создал в Туле первый станок, обрадаты-
вающий одновременно несколько  дета-
лей, — первый атрегатный станок! —
В. Шкловский не забывает и о борьбе ку-
старей-оружейников против новой завод-
ской техники.

Эта борьба вокруг машин, сметающих
старые способы производства, особенно
жестока в дымной Англии. Англия спеш-
но вооружается, продолжая освашвать за-
хваченные ею морские пути. Разбогатев-
шие сыновья небольших мастеров мечтают
уже строить машины для всего мира, а
пока жадно выхватывают, а иногда и по-
просту кралут технические идеи у соседей.
	В. Шкловский сумел показать звериный
оскал молодого английского империализма.
Очень выразительно (ла к тому же и
вполне современно) звучит, например, диа-
лог между Сабакиным и английским гор-
Нняком, всю жизнь прожившим в подзем-
ной тьме вместе со слепыми лотпадьми.
	«—Щ Сколько вы зарабатываете,  госпо-
дин Роберт? — спросил Сабакин.

— Я старый человек, - увлончиво
	ответил провожатый, — и не хочу быть
выброшенным  на землю. Я никогда не жа-
ЛУюбЬ.

_ —_ Разве вам не скучно жить веегда
под землей?

— Я привык. Я не боюсь... Нет — я
боюсь, я боюсь остаться под открытым
небом, уважаемый сэр. Нищие должны со-
держаться советами прихолов, и мне никто
не даст жить нигде наверху, где хватает
своих ниших. Меня зароют когда-нибудь
здесь, если все будет благополучно...

— Сколько же вы. зарабатываете?

— Если вы хотите мне дать шиллинг,
сэр. то дайте. Уверяю вас, что хотя я
ничего не плачу за помещение, нэ после
TOTO, Kak A покупаю хлеб и сыр, я уже
не боюсь потерять деньги».

Но старую Россию В. Шкловекий изо-
бражает слишком обобщенно. Автор изто-
рической книги ни на минуту не должен
упускать‘ из виду свою обязанность оди-
наково бережно донести до читателя те
два чувства, которые вызывает в нас
образнение к страницам прошлого, — гор-
дость за бесконечно талантливый, безгра-
нично одаренный могучий русский народ,
создавший великое государство, и нена-
BHCTh, жгучуюси непримиримую, к душ-
ной Россий помещиков-крепостников.

Книга «0 мастерах старинных» закан-
чивается 1812 годом. Это был год славы
русского оружия и выдающихся  техни-
ческих свершений. Но в послесловии на-
до было бы подробно рассказать о после-.
дующем упадке Тулы.

Суонину и Сабакину довелось неплохо
поработать на своем веку; Одна
ко же не случайно следы их oTMeH-
ных достижений так  затерялись в CTa-
рой России. He случайно при Ни-
колае [ тот же Тульский завод про-
изводил отеталое оружие, а блястатель-
ный новатор, один из крупнейших техни-
ков своего. времени Лев Сабакин лолжен
был униженно просить (о чем напрасно
не упоминает В. Шкловский). чтобы ему
помогли «в рассуждении пропитания на.
‘случай совершенной дряхлости»...

Работа, проделанная В.  Шкловеким,
заслуживает продолжения. Вповь пречтен-
ные страницы истории техники неправиль-
но делать достоянием только детской ау-
дитории. Внигу о Батищеве. Сабакине и
Сурнине надо издать для взрослых, Co-.
проводив ее чертежами, научным апнара-
том и обстоятельным послесловием.

В сожалению. нельзя назвать излатель-
	ство, которому можно выло бы прямо адре-
	совать такое пожелание. Ни одно из них
не считает своим родным делом издание
художественной литературы, посвященной
науке. и технике в их прошлом и H3-
CTO SIEM.
	пиальных выступлениях вокрыли те ошид-
ки, те нелочеты, которые имеют место в
отдельных произведениях армянских 1п0э-
тов. Собрание вполне оправдало себя.

Этого нельзя сказать 0 совещании
критиков. где обсуждался вопрос о задачах
литературной критики Армении. Докладчик
С. богомонян поставил ряд принципиаль-
ных вопросов. н9, в сожалению, выступ-
ления прошли на низком уровне. Не было
активности, многие критики предпочли от-
молчаться. Почему? Потому, что собрание
не было хорошо подготовлено.

Можно привести много примеров. когда
на обсуждении рукописи того или иного
писателя присутствовала лишь одна треть
членов секции, когда обсуждение на сек-
ции подменялось обсужденаем на заседа-
нии ее бюро.

Чтобы организационно укрепить секцию,
необходимо ‘избрать в 6юр0 актив-
ных и работоспособных людей, необходим
постоянный контроль CO стороны секрета-
риата. Надо уничтожить  изолированноеть
секций друг от друга, уничтожить практи-
ку «неховшины». ’Межеекционные обеу-
жления рукописей вызовут широклй ин-
терес среди писателей.

Следует добиться, чтобы обсуждение
книг затрагивало Живые интересы писате-
лей. чтобы оно стало жизненно необходи-
	мым MIA важлого писателя. злесь мы стал-
	киваемся © комплексом вопросов, 068 -раз-
решения которых  секционно-творческля
	работа не сдвинется с мертвой точки. Bo-
первых, надо обсуждать рукопись по су-
	‚шеоству, а не формально. hak проходят ча-
	стенько обсуждения на собраниях секции
прозаиков? Познакомиться предварительно
с обсуждаемым романом имеют  возмож-
ность лва-три человека. а на собрании чи-
тают «отрывки». Спрашивается, каких ре-
зультатов можно ждать от такого обсуж-
дения? Какую пользу может получить ав-
тор? Естественно. в лругой раз писатель
рукопись в секиию не понесет. Именно
так получилось Y Hac c обсуждением po-
	мана А. Сираса «Арарат». Сирас нуждался
в советах, в товарищеской помощи. Шо вы-
	XYPOHHKA
	И ИСКУССТВО ЗА РУБЕЖОМ
	Сборник рассказов
`Кришана Чандра
	«Пламя и цветок» — так называется
книга рассказов известного индийского
прогрессивного писателя Кришана  Чанд-
ра, вышедшая недавно в Индии в перево-
де на английский язык.

«Еришан Чандр — один из выдающих-
ся писателей и знатоков прозы на языке
урду, активный участник неуклонно рас-
тущего движения борьбы за мир, пига-
тель. весьма популярный в Индии. Выход
в свет сборника его рассказов в перэводе
на английский язык является значитель-
ным. событием в литературном мире», —
пишет в рецензии на этот сборник bou-
бейский ежёнедельник «Кросероудс».

В книгу «Пламя и ‘цветок» вошли pac-
	сказы о тяжелом положении индийских
трудящихся, 06 их борьбе за лучшую
жизнь («Шветы красны», «Пешаварекий
	экспресс»). В сборник включены также
рассказы Кришана Чандра, разоблачающие
американскую интервенцию в Ш№орее («Пи-
вовая дама», «Письмо к первому амери-
канскому солдату, убитому в Корее»).
	«Геррнбургский репортаж»
	  На сцене немецких театров е большим
успехом идет сатирическое обозрение 13-
вестного немецкого поэта, члена Всемир-
‘ного Совета Mapa Бертольта Брехта н
‘композитора Пауля Дессау — «Геррибург-
ский репортаж».

В обозрении оживают события  нетав-
него прошлого, когда большая группа
юных немецких ‘патриотов, `возвращав-
шаяся в Западную Германию из Берлина
со Всегерманского слета молодежи, под-
верглась нападению и была арестована
дленауэровскими полицейскими в районе
местечка Геррнбург. Обозрение `начинает-
ся с рассказа о TOM, Bak «немцам от
немцев грозит наказание за т0, что в
Германию шли из Германии». На вопрос
западногерманского ‚ полицейского: «Что
же вы увидели в Берлине? »,— хор
юношей и девушек, одетых в голубые
блузы, поет песни о народных предпрая-
тиях, о стадионе имени Вальтера Ульбрих-
та, 6 счастливой и мирной жизни в Гер-
манской Демократической Республике. На
требование полицейского: «Знамена убрать!
Любек о мире не должен знать!»,— моло-
дые борцы за мир отвечают песенкой,
высмеивающей боннских правителей.
	В последней сцене показано, как моло-
хежь водружает голубой флаг на здании
главного вокзала в Любеке. Обозрение за-
канчивается торжественной хоровой пес-
ней о новой Германии, о борьбе за мир,
	96 страниц —
35 ‘убийств
	‚ Разоблачению пагубного влияния мар-
шалтизации Англии на культурную жизнь
страны посвящен специальный выпуск
прогрессивного английского литературного
журнала «Арена».
	Фурнал публикует выступления ряла
передовых деятелей культуры Англии и
США. В статье «Вниги для детей» анг-
лийский педагог Петер Маугер говорит о
тлетворном влиянии на школьников иу-
портируемых в Англию из США «комик-
совх — книжек с грубо намалеванными
картинками, прославляющих  америкая-
ских гангстеров.

Разбирая подробно такое издание —
журнал «Ганз» («Ружья»),— Петер Мау-
тер пишет, что на 36 страницах одного из
номеров этого журнала летям AeMOHCTPH-
руется 35 убийств. «Дети и подростки, —
товоритея в статье,— регулярно  читаю-
щие американские «комиксы», привыкают
думать, что «американцы — высшая ра-
са, неамериканцы — низшая раса, а жн-
тели стран, не входящих в Северо-атлан-
	тический блок, являются некими зловред-
ными существами...» Петер Маугер при-
зывает бороться © засильем «комиксов»
на книжном рынке Англии.
	единство и свободу.
	Библиотеки прогрессивной
литературы
	Французский прогрессивный еженедель-
ник «Леттр франсэз» из номера в номер
публикует сообщения о создании так на-
зываемых «Библиотек битвы за книгу» в
городах и селах Франция.

Организация «Библнотек битвы за кни-
гу» — новый этап широко проводящейся
во Франции кампании за распространение
передовой литературы. При «Леттр фран-
693» создан специальный центр, который
высылает по требованию организаций и
	частных лиц комплекты книг Вместв ©
указаниями, как работать библиотекарю.
	Наряду в книгами Французских про-
грессивных писателей, в комплекты ввлю-
чены также произведения советских ав-
торов.

Сетв библиотек прогрессивной литера-
туры ширится с каждым днем. Передовая
писательская общественность Франции
	ставит своей целью создать в ближайшие
месяце около 5 тысяч «Библиотек битвы
	за КНИГУ».
	Американский «памятник»
Виктору Гюго
	В дни празднования двухтысячелетия
Парижа жители столицы Франции, прохо-
дя по площади Виктора Гюго, в недоуме-
HHH останавливались перел тем местом,
Tie раньше стоял памятник великому
французскому писателю. Важлому парн-
жанину хорошо известно, что осенью
1941 года немецкие фашисты сняли брон-
зовую статую Виктсра Гюго © пьедестала
п отпоавили на переплавку. Недлоумение
и негохованне парижан вызвал тот факт,
	что на месте памятника писателю была
установлена... новейшая модель фордов-
екого легкового автомобиля (см. фотоени-
MOR).

Хозяйничающие в Нариже коммивоя-
жеры Уолл-стрита не остановились перед
тем. чтобы в погоне за рекламой осквер-
нить священное для каждого француза

иесто.
	1 ьеса, запрешенная датскими
реакционерами
	В конце прошлого гола Королевский
театр в Копенгагене принял к постановхе
	пьесу датского драматурга Мотенеа Чинка
пол названием «Воздай кесарю прах».

Главную роль в этой пьесе должен был
играть известный датский актер 906е
Роде. Предполагалось, что. премьера сэ-
стоится осенью этого года. Однако, как
сообщает датская газета «Политикен», у
руководства театра возникли серьезные
сомнения в отношении этой пьесы, тав
как она... написана в защиту мира и со-
держит выпады против гонки вооруже-
НИЙ,

Директор театра Брендстедт обратилея в
инспекционный совет рикслага с просьбой
дать заключение о пьесе Линка. Инспек-
ционный совет решил, что пьеса должна
быть запрещена, ибо она «находитея в
противоречии с проводимой в настоящее
время политикой». Это возмутительное
решение норвежекая газета «Фрихетен»
называет «вопиющим примером  полити=
	ческой цензуры и страха перед миром».
	казад День танкистов, отмечаемый с тех
пор ежегодно, стал таким же традицион-
ным праздником советских людей, как п
День ‘авиации, День артиллерии, День
Военно-Морского Флота. Торжественно
празднуя День танкистов, советский народ
и его армия чествуют героических защит-
ников нашей Родины — советских танки-
стов —и отмечают успехи танкистов и
танкостроителей в выполнении задач, по-
ставленных нашим правительством и
	. реликим Сталиным.
	Великий вождь и полководец товарищ
Сталин высоко оценил действия советеких
танкистов в боях за Родину. «В геды 8е-
ликой Отечественной войны, — указывает
товарищ Сталин, -— бронетанковые и Me-
ханизированные войска Советской Армии
сыграли выдающуюся роль в деле разгро-
ма фашистсной Германии и империалисти-
ческой Японии. На полях сражений с0-
ветские танкисты показали беспримерное
мужество и с честью выполнили свей
долг перед Родиной».

Великая Отечественная война убеди-
тельно показала превосходство советской
военной мысли над всеми западными бур-
жуазными теориями и, в частности, в во-
просе 0б эффективном использовании бро-
нетанковых и механизированных войск.
Вспомним, сколько раз были биты Совет-
ской Армией и ее бронетанковыми  вой-
сками дивизии гитлеровского танкового
стратега Гудериана, того самого Гудериа-
на, который ныне, по сообщениям газет,
подвизаетея в роли как бы учителя аме-
риканекой военщины.

Осуществляя гениальные сталинские
планы разгрома захватчиков, наши броне-
танковые и механизированные войска в
тесном взаимодействии с другими родами
войск наносили сокрушающие удары по
врагу, преследовали, окружали,  громили
крупные группировки противника. До-
статочно вспомнить окружение 330-ты-
сячной  труппировки гитлеровцев пох
Сталинградом, окружение немецких диви-
зий в районах Корсунь-Шевченковского,
Яссы — Кишинева, в Белоруссии. Восточ-
ной Пруссии, при взятии Берлина.
	После взятия Берлина, по приказу Bep-
ховного Главнокомандующего И. В. Сталина
танковые и механизированные соединения
совершили беспримерный по своей стреми-
тельности рейд через Судетские горы в
район Праги и 9 мая освободили столицу
Чехословакии, Ныне на одной из цент-
ральных площадей Праги стоит на высо-
ком постаменте ‚советский танк «Т-34»,
воздвигнутый благодарным народом Чехо-
словакии в память о великом освободитель-
ном потвиге наших танкистов.
	Памятники, подобные этому, можно
увидеть сегодня и в других городах Espo-
пы, разрушение которых было предотвра-
щено благодаря стремительным боевым
маршам советских танкистов. Советские
танки, поднятые на гранитные постамен-
ты в тородах Европы, — это знак любви
и уважения в великой Советской Армии-
освободительнице, избавившей народы Ев-
ропы от ига фашистеких оккупантов.
	Танвисты, вернувшиеся после оконча-
ния войны в своим нирным профессиям,
водят. ныне могучие” корабли-комбайны,
убнрая обильные  колхозные  урожзи;
онн —=в передовых рядах стахановцов
наших заводов, фабрик.

Советская Армия, 6® бронетанковые и
механизированные войска стоят на стра-
же мира и безопасности нашей Родины,
бдителько охраняют мирный созидатель-
ный трул нашего народа.

Ham, танкистам, ‘хочется сегодня на-
помнить писателям, что подвиги танки-
стов недостаточно увековечены советской
литературой. И хочется спросить:“ почему
в иных романах и повестях на военные
темы танкисты вообще He присутствуют,
словно и на самом деле была хоть одна
мало-мальски крупная операция, в вото-
рой ‘бы они не участвовали?

Приходится сожалеть и по поводу того,
что писателями вовсе забыта и  cero-
пняпгчяя жизнь еоветеких танкистов.
	Мы ждем от писателей-фронтовиков и
особенно от TCX, ETO служил и часто бы-
вал в танковых чаетях (а таких писало-
лей немало), произведений, в которых в
художественной форме были бы воплоше-
ны образы  героев-танкистов,  доблестно
сражавшихся с врагом в годы Великой
Отечественной войны и надежно охраняю-
ших ныне мирные. рубежи нашей Родины.
	Советские бронотанковые и механизи-
	рованные войска — детище и гордость со-
	BeTchOro народа.
	Россия является ролиной танка. Иззе-
	стно, что еще до первой мировой войны
DYCCRHMH  конетрукторами был  созлан
	проект первой везлеходной боевой маши-
	ны. Но в условиях косности и бюрокра-
тизма правящих кругов царской России
проект так и не был осушествлен.
	Только после Великого Октября в ходе
	гражданской войны, под непосредственным
	руководством В. И. Ленина и И. В.
Сталина, было положено начало отечест-
венному танкостроению и заложены осно-
вы развития бронетанковых и механизи-
рованных войск. Партия большевиков,
	‚ Фенин и Сталин, создавая Советекую Ар-

мию для защиты социалиетичеекого госу-
дарства, уделяли большое внимание раз-
витию бронечастей и созданию советекого
танкостроения,
	Вуесте ве ростом всей Советекой Армпи
и Военно-Морекого Флота наши бронетан-
вовые и механизированные войска крепи-
ли свою мощь, совершенетвовали боевую
технику и воинское мастерство. Ocyme-
ствление сталинской политики индустриа-
лизации страны создало прочную, базу для.
развития не только всех отраслей мирной
экономики, но и для оснащения Советекой
Армии первоклассной боевой техникой.

Наши танкисты  сознают, что всеми
своими победами в боях за Родину очи
обязаны заботам большевистской партии
и Советского правительства об укреплений
бронетанковых и механизированных войск
Советской Армии,  организаторекому и
полководческому гению товарища Сталина.
Наши танкисты хорошо знают, как MHO%D
времени и внимания уделял товарищ
Сталин развитию танковой промышленно-
сти; воспитанию кадров танкистов в ду-
хе советского патриотизма, как заботился
он 06 улучшении боевых качеств новых
машин. _

Наши танкостроители успешно выпол-
нили задание товаришга Сталина, построив
	замечательные советские танки, равных
которым не имеет ни одна страна.
	Б годы .Великой Отечественной войны
TAKACTOR BMécTO co Bceelt Советеной Ар-
мией 6 честью выполнили свой долг перед
Родиной. В борьбе с врагами нашей Роди-
ны танкисты проявили высокий героизм,

+ ВОНЕСКОО УМЕНИе.
		Известно, что гитлеровская Германия в
начале войны © нами имела численный
перевес в танках. Но, ` как отмечал
товарищ Сталин в ноябре 1941 года, со-
ветские танки по качеству превосходили
немецкие, а наши славные танкисты и
артиллеристы и в то время не раз обря-
щали в бегство хваленые немецкие вой-
ска с их многочисленными танками, Прз-
восходетво советской экономики над эко-
номикой фашистской Германии, разверты-
вание в труднейпшгих условиях нашей про-
мынленности на Востоке,  самоотвержен-
ный труд рабочих, инженеров, конструкто-
ров позволили в короткий срок ликвили-
ровать количественное превосходство вра-
та в боевой технике, дать столько танков,
сколько было необходимо для разгрома
захватчиков.
	_ ‘Bech народ создавал бронетанковые вой-
ска. В фонд строительства танковых ко-
лонн советские патриоты внесли около 6
миллиардов рублей. Великий трудовой
подвиг совершили в годы войны танко-
строители,  обеспечившие нашу армию
						ходе в свет его роман подвергся суровой
критике. Но если бы книга ‘была подверг-
нута серьезному  профессиональному ана-
лизу на секции прозаиков (и He только
прозанков), то. безусловно, автор учел
бы критику товарищей по перу и. улучшил
бы свой роман.
	То же случилось и с неудавшимися ро-
манами «Огни» Нор-Айра и «Испытание»
Bb. Стаффи. 0ба романа посвящены очень
важной и нужной теме — показу рабочего
класса Армении. новой технической интел-
лигенции. Несерьезное, непринципиальное
отношение со стороны секции прозаиков к
этим романам, впервые в армянской лите-
ратуре отображающим рабочую жизнь, по-
мептало правильной ориенгировке авторов.
Такие «обсуждения» не единичны и po-
няют авторитет секции.

Думается, один из серьезных недостат-
ков — замкнутость творческих секций,
своеобразный их «акалемизм». Это отно-
сится и к стилю и к форме работы. Уста-
новился некий штами. Я уверен, в. работе
секции было бы больше жизни. если бы
на обсуждение больших  произвелений
приглашались работники тех областей хо-
зяйства или культуры, о которых в этих
произведениях идет речь. У нас приняты
такие созместные обсуждения устраивать
после выхода книги в свет. Но жизненная
необходимость ликтует обсуждать рукопись
вместе с читателями до выхода книги из
печати.
	сожалению, среди некоторых пиесате-
лей и срели некоторых руководителей сек-
пий бытует ошибочное мнение, что работа
секции — это. специфическая работа. что.
нА. ее собрании произведения разбипаются с
узко-профессиональной точки зрения и чет.
необходимости привлекать товарищей «0.
стороны». Между тем, какую большую.
пользу могли бы принести тому же Пор-
Айру. автору романа «Огни», посвяшщен-
ного жизни коллектива ереванского элек-

тромашиностроительного завола. руковоли-
	тели. инженеры. передовые мастера и за
	бочие этого предприятия! Еще лучше, если
	бы секция прозаиков организовала обсуж-
дение рукописи романа на самом заводе.
	Мне кажется, творческие секции в рес-
публиках не должны ограничивать свою
деятельность обсужлением произведений
только своих членов. На живом примере
русских классиков и классиков своего на-
рода, на выдающихся произведениях совет-
ской классики писатели должны изучать
язык и стиль болыних мастеров слова,
лепку образов. композицию произведений.
Такие обсуждения во многом помогут на-
шим писателям. и в первую очередь моло-
дым, поднять профессиональное macrep-
ство. В сожалению, подобных обсуждений у
нас не было. Совершенно прав также тов.
Леберехт, ставя. вопрос 06 обсужлении
произведений писателей напиональных рес-
публик в творческих секциях Союза пиеа-
телей СССР в Москве.
	Необходимо со всей рептительноствю под-
Черкнуть, что в оживлении работы твор-
ческих секпий большую толь призваны
сыграть партийные организации Союза пи-
сателей каждой республики. Первичные
партийные организации ССП обязаны: вся-
чески помогать секлиям в осуществлении
их ответственных залач.
	Серьезное значение имеет освещение
деятельности творческих секций в литера-
турной печати. Пора распрощаться с ко-
роткими. сухими и бесцветными инфориа-
циями. На страницах литературной печати
должны появляться отчеты е подробным
анализам обсуждений и их оценкой. При-
мер лолжна подать «Литературная газета».
& сожалению. в «Литературной газете»
слишком мало интересных информапий о
секиионной работе. «Литературная газета»,
подняв на своих страницах вопрос о лея-
тельности секций, обязана птироко осве=
щать творчеекую жизнь как московских
секций. так и секлий Союзов ‘советских
	“>.
	‘писателей братеких роспублик.
	Раззовор на больидю тему
	Гурген БОРЯН,
	секретарь правления Союза
советских писателей Арменин
		каждый писатель должен твердо знать,
что там он получит полную.  всесторон-
нюю. объективную оценку своего труда.

Для того, чтобы секция стала жизненно
необходимой для писателя, секретариат
каждого Союза писателей, председатель и
бюро секции должны решить две основные
задачи: во-первых, укрепить секцию opra-
низационно и, во-вторых, укрепить ве
творчески.

Что я подразумеваю под организацион-
ной стороной? Мы в большинстве случаев
плохо подготавливаем занятия секпий, пу-
скаем их на волю самотека. Секретариат
Союза писателей обычно утешает себя тем.
что писатели придут, выскажут свое мне-
ние о произведении. председатель секции
обобщит — и дело сделано. А дело и не на-
чиналось!

У нае установился такой порядок: сек-
	ретариат обсуждае? «06060й важности»
творческие вопрэсы, обсуждает книги ши-
роко известных ‘писателей, а секциям
	оставляет «второстепенных». Бывает, что
месяцами ни один член секретарната не
заглядывает на секлии. А ведь секретариат
обязан помочь руководству секции так ор-
ганизовать собрание, чтобы оно crane
явлением в творческой жизни писательской
организации.

Нелавно в Ереване мы провели собрание
секлии поэтов с участием критиков и про-
запков. В свете редакционной статьи
«Нравлы» против идеологических извраще-
ний в литературе MH обсулили ряд книг
армянских. поэтов. Секретариат ССП Арме-
нии и руковолетво секций поэтов тщатель-
но полготовили собрание. Поэты, критики
и прозаики заранее ознакомились с книга-
ми поэтов, облумали свои выступления. и
обсуждение прошило активно, на высоком.
уровне, Докладчик Н. Зарян в своем солер-
жательном доклале. поэт Г. Эмин, профес-.
сор Г. Абов. прозаик А. Сирас, критик,
	В. Мнацаканян и другие в свойх принци*
	Вопрос © работе творческих секций Сою-
за писателей, поднятый на страницах «Ли-
тературной газеты» в статьях В. Кюва-
левского, А. Фадэзева и Г. Леберехта, —
чрезвычайно важный и жизненный вопрос.
то сути дела, вся творческая деятельность
‚Союза писателей зиждется на работе
‚ этих секций. Стало быть, разтовор о их ра-
боте — это разговор о самом существен-
ном в жизни каждой писательской орга-

низации.

До сего времени мы не можем быть до-
вольными работой наших творческих сек-
ций. Ни организационно. ни творчески она
не удовлетворяет нас. Во многих респуб-
зиканских союзах писателей секции еще
He стали настоящей творческой лаборатс-
ривй в самом широком понимании этого
ctopa Они не пользуются должным авто-
ритетом и доверием писателей, еще многие
товарищи недооценивают их значение. 06
этом со всей серьезностью говорилось и У
нас, в Армении, на недавно состоявшемся
пленуме Союза советских писателей.

В чем же дело? Быть может. секции -—
не та форма творческого контакта, которая
способна объединить писателей? Быть мо-

Ба а: п А а ел обе АЗ ЕЗАа НТ.
	  “жет. они устарели, и необходимо подыскать
	иные методы  внутритворческой жизни
Союза писателей? Нет, секции являютея
самой присмлемой Формой творческого 96-
щения писателей. В рамках секций могут
плодотворно. всесторонне и глубоко обсуж-
`даться произведения, ставиться широкие
проблемы советской литературы и ее тео-
рии. Забывать о секциях-——это значит, Kak
правильно замечает тов. Фадеев, забывать
©б общественных формах творческой рабо-
	ты Союза пясателей.
	Армении. Информацию 06 этом собрании
редакция решила поместить на четвертой
странице. На мой вопрос, а почему нёена вто-
рой или на третьей, тов. Мнацаканян отве-
тил, что редакция обычно помещает ‘инфоз-
мации на четвертой, а основные статьи —
на первой, второй или третьей страницах.
Дело, конечно, не столько в том, на какой
странице напечатать статью, сколько в не-
верном отношении к информации с работе
	секщии Союза писателей. Газве это не
основной материал? Я не могу yrsep-
жлать, что редактор  «Грахкан  Терт»
	недооценивает поэтическую севцию и
работу. Склонен думать, что он, так же
как и мы. поэты, озабочен улучшением ее
деятельности. Но у нас стало косной тра-
дицией — смотреть на работу творческой
секции, как на второстепенное дело, а не
как на одно из главных звеньев  творче-
ской жизни. Должен добавить к этому, что
информации о собраниях секций обычно
пишутся сереньким языком,  несодержа-
тельно. поверхностно. Й это болезнь He
только литературной газеты Армении,
Ha и других республиканских литератур-
ных газет. . т
Наша первая и основная задача состоит
в том, чтобы поднять’ авторитет секдни, ее
значение. Причем одними только резолю-
циями или администрированием мы ничем
не добъемся. Заранее можно сказать -—
«оживление» такими «методами» останет-
сея на бумаге.  Секлии так должны
организовать свою деятельность, чтобы
кажлый писатель испытывал внутреннее
тяготение к ним, желание принести свою
рукопись в секцию. Другими словами,
	Принпоминаю очень характерный случай.
Недавно у меня был разговор е ответствен-
ным редактором «Гракан Терт» («Литера-
турной газеты») тов. В. Мнапаканяном.
Речь шла © собрании секции поэтов ОСП
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 107 8 сентября 1951 =. 8