икваннуинданалчия

Комментарии читателей
	‹ комментариям издателей
	С. Малкиель, © большим подобо-
расхваливает американскую
лкалемию Вест-Пойнт. Этот из-

газеты
страстием
военную
	вёстный веему миру ПИТомнив ase pial
ского милитаризма изображается коммен-
таторам, как храм’ науки и центр подго
товки просвещенных офицеров, одинаково
приголных Kak для военной, так и rpas-
	данской службы.

В действительности же в этом заведе-
нии завершили свое образование и восли-
manne такие палачи и поджитатели войны,

Е
	ЗОВ ВВ: В. Ч ЗУ ЕТ,

лк Макартур и Эйзенхауэр. Не только в
	HO H B прошлом. столетии ПИ-

наше время,

НЕ А о

томпы Вест-Пойнта проявляли себя как ре-
„пионеры и тупые солдафоны. Во всех раз-

ea wet’ ae Ww...
	GCOHHHYIBAX BOHHAA Sth ees
ки Филиппин, Панамы и других страя
	руководящую роль итрайя бо
офицеры вест-пойнтекой выучки. Они же
возглавляли карательные экспедиции про-
тив индейских племен, уничтожая огнем
я мечом коренных жителей Америки.
	Такова правда 0б американском Bect-
Пойнте. Зачем же понадобилось автору
комментариев описывать несуществующие
добродетели американской военной акаде-
мии?

«Оклеветал,— отмечает далее С. Маз
киель,— комментатор в своих объяенени-
ях индейское племя команчей, изобразив
их разбойниками с большой дороги. `Хо-
рошо известно, что американские захват-
чики безжалостно уничтожали индейские
	ая. приеваивали их земли, а уцелев-_
	ших индейцев насильно загоняли 8B pes
зервации. Лишенные свободы и cpeqcrm
	существования; индейцы обречены на вы- ›
				i i

мирание. Американский писатель Говард
фаст в своем романе «Последняя граница»
правдиво показал ужасающее положение
индейцев в резервациях и их отчаянную
борьбу за свободу...»

Читатели справедливо возмущены тем,
Что объяснения к изданной в Литве пове-
сти Марка Твэна извращают исторические
	ОЗктТыЫ.
	Государственное издательство хуто”
ственной литературы Литовской СОР вы-
пустило массовым тиражом сатирическую
повесть Марка Твэна «Янки при дворе
короля Артура» (редактор С. Боярските).
Издательство сопроводило книгу подроб-
ными объяснениями к авторскому‘ преди-
словию и тексту повести, что безусловно
правильно, так как Марь Твэн упоминает
0 многих исторических событиях и лич-
ностях. Однако качество предлагаемых
объяснений, искажающих исторические
факты, вызвало справедливое возмущение
	читателей.
Кандидат технических наук И. Левин-
	ский пишет:

«В нашей стране каждому школьнику
известн®, что изобретателем первой паро-
вой машины является Иван Ивановяч
Ползунов, который задолго до Джемса Уат-
та постронл двухцилиндровую паровую
машину. Известно также, что первая пря-
дильная машина с 30 самопрядными ко-
лесами была изобретена русским — Родно-
ном Глинковым». Известно также, что 38-
долго до Морзе телеграф создал русскай
изобретатель Павел Львович Шиллинг И
усовершенствовал Борис Семенович Якоби.
	Но этого, оказываетея, не знают ни
автор объяснений, ни редактор КНИГИ
С. Боярските. ибо в тексте объяснений
	написано следующее.

«Шотландец Джеме Уатт (1739—1819)
прославился созданием первой паровой
машины” Англичанин Ричард Аркрайт
(1732—1792) — изобретатель бумагопря-
дильной машины... . Самюэль Морзе
(1791—1872) — американский физик и
	художник, прославленный изобретатель
электромагнитного самопишущего телегра-
фа...»
	В этих объяснениях, как справедливо
указывает И. Левинский, игнорируется
приоритет русских изобретателей, повто-
ряется лживая легенда о принадлежности
ряда изобретений иностранцам. Автор кэм-
ментариев. пишет другой читатель нашей
	СЕРЬЕЗНЫЕ НЕДОСТАТКИ
ВАШЕЙ МАШИНЫ _

Открытое письмо машиниста-экскаваторщика Волго-Дона
В. И. ЕРМОЛЕНКО коллективу Ново-Краматорского
завода имени :Сталина

cen seeresvornrenes:
	_ Лело мира
	ых руках!
	войной землю. Мы не допустим новой
	войны!
Гнев и ненависть зажигают в серлцах
	миллионов простых людей мира неслыхан-
ные злодеяния американских бандитов в
Корее. И еще теснее силачиваются ряды
защитников мира; еще более крепнет их
решимость положить конец кровавым 38-
мыслам имперналистов. На всех матери-
ках земного шара с каждым днем крел-
нет могучий и грозный голос ` миллионов
борцов за мир. Под знамя мира, высоко
поднятое великим Сталиным, вотают все
миролюбивые народы земли.

Советские люди гордятся своей социз-
листичееской Родиной — могучим  оплотэм
мира и безопасности народов.

С чуветвом огромного удовлетворения
встретил каждый советский ` человек ре-
шение Советского Комитета защиты
мира о сборе подписей под Обращени-
ем Всемирного Совета Мира о заключении
Пакта Мира между пятью великими дер-
		Гафур ГУЛЯМ
	в належн
	Ярко светит солнце Москвы, солнце

Еремля, наполняя сердца простых и чеет-
ных людей земли силой и решимостью

бороться за мир. Под лучезарным его сия-
нием родилась и льетея нынче над про-
сторами моей Родины звонкая, радостная
песня счастья, песня труда, творческого

созилания, песня мира.
	«Миру — мир» — звучит победы песня,

Фронт народный с каждым днем
сильней,

Посмотри — в просторах поднебесья
Белый голубь — вестник мирных дней.
	От Москвы — красавицы-столицы
Свой победный начал он полет.
Черчиллям и трумэнам не спится —
Эта птица спать им не дает.
	Счастье мира — ты, Москва родная,
Солнце мира — Сталин наш родной.
Всей земли покой оберегая,

Мы стоим за Родину стеной. ,
	Мира мы хотим! Но нам не страшен
Подлой клики истеричный вой.
Знает враг о грозной силе нашей

И всемирной славе боевой.
	Миру — мир! Стремленье непреклонно.
Миру — мир! — победный лозунг наш.
О, Москва! С тобою — миллионы.

Прав людских ты неусыпный страж.
	Радостью великой окрыленный,
Видит нынче каждый человек:
Близится, тобою вдохновленный,
Коммунизма лучезарный век.
	Во имя коммунизма, во имя мира и
счастья трудятся и побеждают миллионы
простых людей моей Родины. Пафосом
творческого созидания, думами о мире и
вчастье народа наполнен трудовой день
RARMIOTO советского человека.
	Недавно я побывал в гостях у своего
друга, прославленного мастера хлопковод-
ства, председателя колхоза им. Вагановича
Янги-Юльского района, дважды Героя С5-
циалистического Труда — Хамракула Тур-
сункулова. Мирным творческим трудом 33-
HATH люди колхоза. Еще недавно мерт-
вую Шаариханскую степь они преврати-
ли в бескрайние хлопковые поля, на ко-
торых выращивают рекордные урожаи.
	Влохновенными делами мирного созида-
	ния живет мой народ. Ночетный член
Академии наук Узбекистана, лауреат
Сталинской премии народный мастер
	„Уста-Ширин Мурадов. украшает чудесным
орнаментом здания новостроек. 0 великом
Сталине, о мире и труде слагает свои
дестаны народный поэт Узбекистана
Ислам-шаир. Яркими, солнечными  узора-
ми расписывает ткани на Маргеланском
шелковом комбинате молодая  узбечка.
Ученые Узбекистана ведут изыскатель-
ские работы на великой стройке комму-
низма — Главном Туркменском канале.
Советские люди украшают родную зем-
лю прекрасными зданиями школ, библио-
тек, университетов, театров, дворцов куль-
туры, разбивают сады в пустынях, ебору=
жают гигантокне каналы и гидроэлектро-
станции, Советскому ° человеку, каки
воем. людям труда, на всех материках
земли нужен мир. Еще свежи в памяти
народов ужасы нелавних военных 0е1-
	ствий. Нам не забыть нашу израненную
	СТАЛИНГРАД. (Наш корр.). Одним из
интереснейнгих сооружений Волго-Донско-
го канала являются Береславские аварий-
но-заградительные ворота. В случае необ-
ходимости они позволят производить pe-
монт значительного участка канала 63
спуска воды из водохранилища.

Первого апреля начался монтаж ворот.
За девять месяцев необходимо было. со-
брать и смонтировать 370 тонн металло-
конструкций. Сейчас сентябрь, а монтаж
ворот почти закончен. В гигантском теле
	Руд. БЕРШАДСКИИ
	Велика ответственность советских машиностроителей за качество тех агрега-
тов, которыми оснашаются стройки коммунизма, Вооружать строителей ruraur-
	первоклассной техникой — это для со-
труд. часть своей души:
	ских электростанции, плотин и каналов
ветского человека значит вкладывать в
	И как горько должно быть тем маниностроительным коллективам, чья ра-
бота еще недостаточно качественна, чьи усилия В борьбе за своевременное и
добросовестное выполнение заказов великих строек еще уступают по результа-
	там усилиям других производственных -
	коллективов.
ranmuka канала Bonro-flon тов. В. И.
		факте, когда марка известного завода
	Публикуемое сегодня письмо экскаваторщика канала
	Ермоленко сообщает 06 одном таком
	оказалась не на высоте. Больше десятка экскаваторов «ЭШ-1» Ново-Крама-
торского машиностроительного завода работают на трассе канала Волго-Дон,
и многие из них простаивают из-за. серьезных недостатков конструкции и не-
доброкачественного изготовления деталей.

Краматорнам следует внимательно прислушаться к критическим замечаниям
машиниста-экскаваторщива Ермоленко и сделать для себя необходимые выводы.

сну нозачеанив РРЕРРА

звонили око вова иооов авиа кото:
				строительства убедили меня в другом.
Запомнилаеь одна цифра, которую и вы
должны знать. За три месяца этого года
работающие у нас «ЭШ-1» простояли
8.300 часов. Только из-за плохого каче-
ства цепей и Тросов потеряно 1.360 ча-
сов! Вдумайтесь, товарищи, в эти цифры.
Ведь за 8.300 рабочих часов можно бы-
ло вынуть полтора миллиона кубометров
	‘земли!
Разве можно мириться е ovum?
	Сейчас мы Часто работаем «велепую».
Как только глубина котлована превыша-
ет пять метров, машинист уже не видит
дна забоя ‘из-за горы натасканного грун-
та. При повороте «ЭШ-1» влево кузов
экскаватора загораживает все перед нами.

Нам думается, что кабину с пультом
управления следует вынести впереди
приподнять. Тогда эти недостатки будут
устранены. Вообще следовало бы кабину
управления отделить от машинного зала,
Tak Kak при обрыве подъемного трога
возможны елучаи падения тяжелого ме-
таллического троса рядом с машинистом.

Мы получаем от вас запасные части к
«ЭШ-1». Но часто они изготовлены так
небрежно, что приходится терять много
времени на устранение дефектов. Расска-
жу о последнем факте, Лопнули проуши-
ны фрикционной ленты подъемного бара-
бана. Срочно доставили новые. Но ленты
оказались плохо подогнанными, и AX He-
льзя было установить. Ито-то из ваших
товарищей на заводе небрежно, халтурно
работал — вот и пришлось везти нам эти
ленты в мастерскую и там исправлять.
В результате экскаватор простоял три
часа.

Такие случаи, товарищи ново-краматор-
цы, к сожалению, не редки. Вак правило,
шестерни вала подъемного барабана слабо
напрессованы, и мы сами закрепляли их.
Многие детали изготовлены из. некаче-
ственного литья. В. ступицах попадаются
раковины. Ла попробуйте-ка сами вни-
мательно проверить любую партию дета-
лей. которые отправляете на строитель-
ство канала, и вы обнаружите много ле-
феклов; :

Просто удивительно, как завод такой
высокой технической культуры мог вы-
пустить машины с такими серьезными не-
достатками, не устранив их. своевременно.
А\А сигналов ‘о дефектах конструкции
«ЭШ-1» былю немало.
	Я пишу вам of этом нотому, что верю,
что вы отнёсетесь к моему письму с
должным вниманием и примете’ вое He-
обходлимые` меры. чтобы экскаватор Ново-
	Араматорского завода славился так же,
как «Уралец», «Ковровец»,  «Баррика-
дец» и другие экскаваторы, выпуекае-
	В. ЕРМОЛЕНКО,

машинист шагающего
экскаватора «ЭШ-1» № 4
	мые  советекими заводами.
	ВОЛГО-ДОН
	Дорогие товарищи! Уже больше года я
работаю на  шагающем  экекаваторе
«9-1», ` выпущенном вашим. заводом.
Вместе c машинистами Михаилом Свина-
ренко и Василием Червинским мне дове-
лось монтировать эту машину. На ней
же мы прорыли значительный учаеток
канала в Донском строительном районе.

Й вот на основании своего опыта я
должен вам сказать, что мы, экскаватор-
щики, недовольны вашей машиной. , Мы
могли бы вырабатывать много больше,
если бы «ЭШ-Т» не имел серьезных. де-
фектов. У нас, машинистов, сложилось
твердое мнение, что по своим конструк-
тивным качествам, прочности, производи-
тельности мапина, выпущенная  Ново-
Краматорским заводом, уступает другим
советским экскаваторам.
	За семнадцать лет работы машинистом
мне приходилось управлять различными
экскаваторами. У меня накопился извеет-
ный опыт. И дело, которому мы’ отдаем
сейчас все свои силы и знания, обязы-
вает меня честно и прямо сказать вам о
замеченных недостатках.

Строители первой великой стройки
коммунизма борются за каждую рабочую
минуту, чтобы выполнить слово, данное
товарищу Сталину, и закончить сооруже-
ние’ канала в сроки, которых еще не зна-
ла история. Поэтому вы должны  пони-
мать, как тяжело бывает, когда в дни
отромного трудового напряжения на трас-
се канала машина вдруг выбывает из
строя хотя бы на один час. А в тече-
ние года наш экипаж потерял вотни ча-
сов из-за недостатков «ЭШ-1». Один чае
простоя — ato 150—200 кубометров не-
вынутой земли. Представляете, сколько
мы могли бы еще вынуть грунта, если
бы все Te, кто делая экскаватор «ЭШ-1»,
своевременно устранили его недостатки и
дефекты.

Особенно неудачны, на мой взгляд, у
этой машины тормоза и управление ими.
Из-за них мы потеряли много рабочего
времени. Не продумана схема электропри-
	BOL потъемной и тяговой. лебедки, которая
	не обеспечивает точного управления, нлаз-
ной работы механизмов и надлежащей за-
щиты их.от перегрузок, особенно пря ра-
боте в тяжелых условиях. Цепи ковша до
того непрочны, что их приходится часто
менять. Я подсчитал, что из-за замены и
ремонта цепей и тсов мы простояли
	около 150 часов! \
Быстро изнашиваютея колодки фрик-
	ционных и тормозных лент. Слабое место
в машине — трехетупенчатый = главный
редуктор. Заводу следует основательно пе-
ресмотреть все болтовые соединения. - Нет
буквально ни одного дня, чтобы нам не
приходилось крепить машину. А ведь на
все это уходит время!

Вначале я думал, что эти дефекты
присущн только нашей машине. Но бесе-
ды © другими машинистами, работающи-
	ми на <«ЭШ-1», совешания в управления
		Сегодня на полях солнечного Узоеки-
стана созрел обильный урожай хлопка.
Началась пора уборки. На решение пле-
нума Советского Комитета защиты мира о
проведении в СССР сбора подписей под
Обращением. Всемирного Совета Мира уз-
бекские хлолкоробы отвечают новыми тру-
довыми победами.

— Узбекский народ, — говорит брига-
дир колхоза им. Алишера Навои Орджо-
никидзевекого района Хаджыхон Латыф-
ходжаева, — отдает все силы борьбе за
дальнейшее укрепление могущества Co-
ветского (Союза. Наш высокий урожай
	хлопка -—— это урожай мира. Высоким уро-
жаем, самоотверженным трудом мы голо-
суем за мир, отстаиваем дело мира.
	Мысли и чувства узбекских хлопкоро-
бов выразил ферганский колхозник 43
сельхозартели «Слалинабад» тов. Ватыров.
- — Kar свое родное, кровное — дело,
встретили мы призыв ‘пленума  Совет-
ского Комитета защиты. мира, — говорит
он. — Наш народ, как и все народы С0-
ветской страны, не хочет войны. Свиде-
тельством ‘наших мирных устремлений
является наш труд на благо Родины. Мы
знаем — каждый лишний килограмм хлоп-
ка, вырашенный нашими руками, — это
новый вклад в строительство  коммуни-
стического общества. Все, как один, мы
поставим свои подписи под Обращением
Веемирного Совета Мира. Великому делу
мира посвящают узбекские хлопкоробы
свой высокий урожай. Присоединяя свой
голос к голосу всех честных людей земно-
го шара, клеймящих позором поджигате-
лей новой войны, мы обещаем неустанно
бороться за дело мира; крепить своим
трудом могущество великой Советской
державы.

Неделю назад в моей семье произошло
радостное и торжественное событие —
младший сынишка Мирзо впервые сел
за школьную парту. Перед мальчиком,
большой и светлый путь, счастье творче-
ского труда. Я знаю, ничто не омрачит
его радостного детства. Его жизнь, его
счастье, его будущее зорко охраняют мил-
лионы пламенных борцов за мир, веля-
кий отец и учитель свободолюбивых на-
родов. гениальный знаменосец мира во
	всем мире — родной Сталин.
				сам его объем не определены, и во вих
университетах этот предмет читается по-
разному (например, история Черногории в
олних университетах читается  отдельн,
	“ B других включается в историю Сербин
	ит. д.).

За 6 лет министеретво не провело ни
одного совещания, ни разу не опублико-
вало никаких методических материалов.
Только в начале прошедшего учебного
года, то-есть спустя пять лет, миниотер-
ством был разослан проект программы,
разработанный МГУ. Но проект оказался
совершенно неудовлетворительным, 1
внее в дело никакой ‘ясности и подвергся
справедливой резкой критике на страчи-
цах журнала «Вопросы. историй».

Меры для упорядочения и `улучиения
чаения этого курса в университетах :9-
вершенно необходимы. Вместе с тем ясто,
	В 1945 году Министерство. высшего
образования СССР ввело на исторических
факультетах всех  универоитетов ‘обяза-
тельный курс истории западных ий южных
славян. В прошлом учебном году препода-
вание истории западных и южных славян
было значительно распвирено -—6 70 лед-
ционных часов до 100.

Важность и серьезность этого куоса
определены всемирно-исторической ролью
славянеких народов в истории Европы.
Русские ученые, и особенно. советекие,
много слелали для изучения прошлого
братских славянских народов, оказали
серьезную помощь ученым стран народной
демократии в создании марксистской исто-
риографии прошлого своих народов.

Введение курса история западных и
южных славян — нужное и важное дело.
Но Министерство выстпего образования не
проявило нужной заботы об организации
правильного преподавания HOBOTO  пред-
мета,

Чтение курса сопряжено © большими
трулностями. История западных и южных
славян никогла ранее в полном объеме
He читалась, и не существует никаких
работ и учебников 10 этим вопросам.
Лишь по отдельным периодам имеются
сводки фактического материала. Трактов-
ка же его предоставлена соображениям
самих преподавателей.

Большие трудности вотречают и студен-
ты, которые изучают  прелмет и сдают
экзамены, не имея сводной литературы.

Отсутствие программы привело к тому,
	что содержание вурса, методика чтения
		что решить этот вопрос велометвенных ~
			путем, с помощью одной или двух кафеду,
как показал уже неудачный опыт состав.
ления программы, невозможно. Нужно при-
влечь к этой работе широкий круг прею-
давателей, научных  работников-славяно-
ведов, провести всестороннее ‚ обсуждение
проектов программ и учебников, нужно
дать, наконец, нашим университетам пол-
ноценную программу и учебные пособия
по курсу истории западных и южных
славян.
	Б. ДИВИНСКИЙ,
преподаватель истории западных и
южных славян Казахского госу-
дарственного университета
		Береславские ворота
	строящейся плотины Береславского водо-
хранилища, упираясь в русло канала, под-
нялись створы заградительных ворот, Об
их размерах можно судить хотя бы по To-
	му, что толщина средней части  сооруже-
ния равна четырем метрам.
Коллектив монтажников, возглавляемый
	инженером Н. Володиным, добился высо-
кой производительности труда. В’ сентябре,
почти на три месяца’ раньше установлен-
ного срока, первое сооружение Волго-Дон-
ского канала будет полностью готово.
		обложение виноградников. — Расшифровал
же их доктор исторических наук М. Дь-
KOHOB.

Но разве исчерпываются достижения 0о-
ветских археологов Средней Азией! Это лишь
один из многих районов их деятельности,
А открытия, относящиеся к прошлому (-
бири и позволяющие проследить общность
культуры сибирских племен с племенами,
населявшими  Китай, Монголию, — культу-
ры, отличавшейся, таким образом, широ-
чайшим распространением! А исследования,
которые провела доктор исторических наук
Т. Пассеек по трипольским  раннеземле-
дельческим поселениям...
	Советские археологи за последнее пяти ?
	пегие впервые ввели в науку данные ‹
	оронзовом веке на территорий Boerouasl
	Сибири, обогатили историю ценнейшим м
териалом о скифах. позволяющим отчетли-
	во предотавить их хозяйственный и с011- {и
альный строй. разработали историю дев   в
	Nf
Xs
	И
				него государственного образования на те)‘
ритории СССР — государства Урарту (#-
следования доктора исторических нае
Б. Пиотровекого), создали монументаль-
ную картину развития ремесла в де:
ней Руси (работы доктора исторических
наук Б. Рыбакова). окончательно paz
	певоторых других зарубежных ученых,
булто бы одни обособленные племена еще
во время древнего палеолита пользовалиеь
лишь бесформенными осколками камня, В
то время как другие — неизмеримо 602
совершенными рубилами, и что, мол, И
атих изначально существовавших двух
«культур» и велут свое происхождение
современные «господствующие» a «moaui
ненные» расы. Безукоризненно поставле!е
ными раскопками шелльских и ательеки
	стойбищ, на которые ссылалея Брейль, +
		ветсвие археологи неоспоримо доказали
полную вздорность этих «научных» Bb
	wicTOR и несоответствие их конкретных
археологическим давным. а
				Историческая наука — плацдарм негре
кращающейея илеологической борьбы, (6:
ветокие археологи вооружены в этой 6005-_
бе самым передовым учением — маркейет“
ско-ленинекой теорией, они окружены -_
ботой и вниманием Советского государства,

NN че

TIOOHORbIO нарола к их делам. Оттого тар

oceans, Fo...
	настойчиво и плодотворно трудятся ой,
добывая из недр земли И 60 дна №
рей, озер и рек, новые данные в прошаох

народов, населяющих нашу Родину.
	товарища Сталина: создавая историю СССР,   Техников дополняют лингвисты: назва-
	не сводить ее толькю к истории Вели-
короссии и не отрывать последнюю от
истории других народов СССР и общеевре-
пейской и мировой истории. :

Советская археология — на подъеме.
Особенно мощно вооружили ее гениальные
статьи товарища Сталина по вопросам
языкознания. Камня на камне не оставив
от марристеких измышлений о происхожде-
нии народов путем серии фантастических
«перевоплощений», они дали археологам
ясную перопективу: что изучать и как
изучать, как подходить к вопросу © про“
исхождении народов, опираясь на истори-
ческие факты, а не на домыслы, анализи-
руя вею сумму добытых сведений, а не
только те, которые удобно ложатся в зара-
нее придуманную схему, работая в тесном
содружестве с представителями всех смеж-
ных исторических диецинлин — лингви-
стами, этнографами и т. д., постоянно пом-
НЯ, что нет такой конкретной историче-
ской дисциплины, которая была бы в ©9-
стоянии одна отразить все многообразие
исторического процесса.

Содружество предетавителей других наук
с историками и археологами приносит цен-
ные плоды. Вот, например, доктор техниче-
ских наук Ф. Тавалзе разработал тему «Тех-
нологяя изготовления медных и бронзовых
предметов, найденных при археологиче-
ских раскопках в Грузии». -

Марке писал: «Такую же важность,
как строение останков костей имеет для
изучения организации исчезнувших жп-
вотных видов, останки средств труда име-
ют для изучения исчезнувших обществен-
но-эвономических формаций. Экономиче-
ские эпохи различаются но тем, чтоб про-
изводитея, а тем, как производится, каки-
ми средствами труда», ,

Ф. Тавадзе увлекательно рассказы-
вает в своей работе, как техники пришаи
на помошь историкам. Работники лабора-
тории металловеления Института металла
и горного дела Грузинской академии наук
посредством микроекопических иселедова-
ний, рентгена, химического и спектраль-
ного анализа восстановили процеее изго-
товления найденных археологамя медных
и бронзовых изделий. Становитея я*ен
уровень развития общества того времени.
Еще за 3.000 лет до п. в. предки совре-
менных кавказских народов отлично справ-
лялисъ с выплавкой меди из руды, с ее
ROBROM, © изготовлением литых поедметов.
	ния металлов на грузинском языке имеют
собетвенно-картвельское происхождение,
они не заимствованы из других языков, —
и это служит лишним доказательством сз-
мобытности металлургической культуры
древнейших кавказских племен.

А о размахе производства металлическях
изделий говорит такой факт: слитки меди
были обнаружены, нанример, в Гори, гле
нет собственных месторождений медных
руд. значит, литейные мастерские. суше-
ствовали и в отдалении от пунктов пер-
вичного металлургического производства и
снабжались полуфабрикатами для вториз-
ной переплавки и отливки металлических
изделий.

История в нашей стране — наука, в
развитии которой. кровно заинтересован
весь народ. Краеведческий музей Северо-
Осетинской АССР получил, например,
только за один 1950 год свыше тридцати
ценных археологических экепонатов от
краеведов республики — колхозников, ра-
бочих, учащихся, служащих. .

Сведения, сообщенные музею города По-
ти рыбаком-колхозником П. Квачадзе. пэ-
ложили начало. подводным раскопкам ва
дне Палеостомского озера, бывшего когла-
то частью Колхидекого залива Черного
моря. Впоследствии наносы реки Риони
превратили его в 03еро, и теперь колхоз-
нив Квачалве разглядел на дне его остатки
древнего поселения.

Уже всемирно-известными стали такие
археологические открытия в Средней Азан,
как исследование проф. С. Толестовым
культуры древнего Хорезма и найденной
им древне-хорезмийской письменности; ча-
ходка доктором исторических наук А. Ок-
ладниковым. скелета  мальчика-незндер-
тальца в пещере Тешик-Таш — первая на-
ходка неанлертальца в Средней Азии, раз-
бивающая расистские теорий о немногих
пеографических пунктах проиехожления
человека. Раскопки  соглийского гороха
Пянджикента и дивных фресок в его хра-
ме члепом-корреспондентом Акалемии наук
CCCP А. Якубовским позволили ИЗУЧИТЬ
среднеазиатский город того периода, когда
начали складываться феодальные — отна-
шения. Открытие неизвестной ранее науке
парфянской письменности =— заслуга экс-
педиции доктора исторических наук
М. Массона, который обнаружил архив
написанных на парфянском языке нало-
	говых документов П века дон э та
	овое о оревнем
	лога о найденных неолитических рыбо-
ловных крючках), художники в текстиль-
ной фабрики (эти тщательно срисовывали
богатейшие орнаменты, которыми укра-
шены многие откопанные археологами
вещи)...

В последние недели войны, в 1945
году. когда еше шли ожесточенные‘ бои
по разгрому гитлеровских полчищ. а земля
нашей Родины дымилась открытыми рана-
ми, советские ученые паметили пятилет-
ний комплексный план археологических
исследований: тому, кто строит будущее,
история особенно пеяна и важна. Вак ска-
зал товарипг Молотов в докладе о ХХП ю-
довщине Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции:

«...настоящий протресс. который возмо-
жен только на базе социализма, должен
опираться на всю историю народов и на
все их достижения в прошлых веках, дол-
жен раскрыть подлинный смысл истории
жизни народов, чтобы полностью obecne-
чить славное будущее своего народа и,
вместе с тем. светлое будущее всех на-
ролов».

И вот пятилетие прошло. За это время
только Академия наук СССР провела 71
археологическую экспедицию. А ведь надо
еше учесть сотни экспедиций местных на-
учно-исследовательских учреждений. му-
зеев и т. д.! Советские ученые ведут рас-
копки Ha всей территории СССР, причем
не только в хороню разведанных и обжи-
тых местах, но и на Чукотеком полуостро-
ве, в бухте Амбарчик. в Магадане, в Сред-
ней Азии, на Таймыре. Никакие препят-
ствия их не останавливают. Одних обжи-
тает солние пустынь. у других сводит
руки от вечной мерзлоты на раскопках
Пазырыкских курганов. третьи карабкают-
ся по козьим тропам в горах Памира.

_ Особенно широк размах архезлогических
исслелований wa мастах великих стоек
	вослсдогании Иа местах Bea RA строек
коммунизма. В будущем голу. например,
окажутея затопленными Пимлаянекиям MO-
	рем остатки хазарекой крепости Саркел,
которая в 965 году была завоевана Свято-
славом после чего на её месте возник
превнейший русский горол Нижнего Ло-
на — Белая Вежа. flo Саркел — Белая
Вежа не пропалет лля науки. В смету
	стреятельства Бодго-дона Рилючены RpYT-
	нейшие ассигнования на раскопки, экека-
ваторы строителей заботливо обходят места
работы археологов. И исследования, прово-
димые доктором исторических — наук
М. Артамоновым, проливают яркий свет на
культуру хазар и дают много нового ‘для
объяснения отношений древней Руси с ко-
чевниками. .
Такая же картина на строительстве
Буйбышевской ГЭС, тле под руковод-
ством доктора исторических наук.
Смирнова одновременно работает шесть отря-
дов и групп. Не покладая рук. трудятея
археологи на Мингечауре. На трассу Глав-
ного Туркменского канала перенесла свою
деятельность экспедиция проф. С. Тол-
стова, выдающиеся исследования которого,
посвященные Хорезмекому оазису и древ-
ней системе ирригации, сыграли серьез-
ную роль в правильном решении проблемы
Узбоя. Вблизи Кремля в Москве, на месте
строительства высогного административ-
ного здания в Зарядье, с 1949 года напря-
женно работает московская экспелиция кан-
дидата исторических нзук М. Рабино-
Baya. Ее открытия позволили датировать
‘возникновение города на месте Москвы по
крайней мере одним-двумя столетиями
раньше, чем о столице нашей Родины впер-
вые упоминает летопись. На территория
большого посада Х-Х[ веков, тянувшего-
ся’ полосой по берегу Москвы-реки, раз-
копаны остатки металлургической, литей-.
но-ювелирной и кожевенно-сапожной  Ма-
стерских, отыскана отлетевшая от какого-
ти товара. привезенного в ‘этот посал из
Германии, таможенная пломба ес гербом
(посох и перчатка) католического еписко-
па, скорее всего — кельнского, умершего
в Х! веке, Все это’ свидетельствует о боль-.

шом экономическом значении посада на

берегу Москвы-реки еще до татарского на-.
шествия и опровергает мнения 0 тогдашней
отсталости этого края.

Почти четыреста печатных листов ис-.
‘следлований советских археологов опубли-

‘ковал Институт истории материальной
	ковал Институт истории материальной
культуры за один тольк 1950 rox
(a за всю  послевоенную пятилетку —
	свыше тысячи). Речь miter oO изучении
	древней истории всех народов, насо-
ляющих Советский (008. Это — задача,
полностью. вытекающая яз ° указаний
	Американская «археологическая» экспе-
диция некоего Смитта, начиная с 1949 го-
да, ведет в Турции на горе Арарат настой-
	чивые поиски остатков... Ноева ковчега!
Эта бредовая затея, — вполне, впрочем,
достойная родины устроителей «обезьянь-
его’ процесса», —была бы лишь смешна,
если бы с Арарата не просматривалаеь сто-
лица Советской Армении Ереван с ее заво-
хдами, аэропортом. гилротехническими со-
оружениями, железными и шоссейными
дорогами. Само еобой понятно, чте «труды»
этой «археологической»» экспедиции не
опубликованы. :

После войны археологические работы в
капиталистических странах и их колониях
вообще резко сократились: доллары. кото-
рые вложены в ‘самолеты. бомбящие исто-
рические памятники в Корее, приносят
больше прибыли, чем затраты на раскопки
исторических памятников... «

Тех, у кого нет будущего, прошлое не
интересует. Оно их страшит. Их страшат
законы исторического развития. предека-
зывающие им гибель. И ноэтому в хрони-
ке исторических событий они выбирают
лишь 70, что им нравится. Буржуазные
археологические журналы и издания пол-
ны статьями, воспевающими периоды реак-
ции в истории. Нроявляется повышенный
интерес к замкам феодалов. к церкви, в
церковному искусству. Раздолье ‘на стра-
нипах этих изданий расистеким теориям...

Все это представляет собой разительный
контраст с гигантским размахом археологи-
ческих работ в нашей стране. В этом году
в Москве состоялись сессия Отделения ис-
тории и философии Акалемии наук СССР и
пленум Института истории материальной
культуры, посвященные итогам археологи-
ческих иселелований зз первую послевоен-
ную пятилетку. Кого только нельзя было
встретить в конфеоени-зале! С блокнота-
ми в руках ученые-историки, студенты,
преподаватели школ. геологи строительства
Сталингралекой ГЭС, ихтиолог в форме
Министерства речного ‘флота (в перерыве,
я видел, он подошел к олному из локлад-
чиков и обстоятельно расспрашивал архео-
				ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	11 сентязря 1951 г. № 108