д, ЛЫСЕНКО
	Академик Т.
	Лепешинской
оние видов
	Не менее важными являются поло
и экепериментальный материал 0. Б. Ле.
нотинской и для построения правильной
	теории видообразования.
	ЗЕЕ РТ.

Нашей мичуринской биологией уже 963-
увречно показано я доказано, Что одии
растительные виды порождаются другими
ныне существующими видами. Значит,
мичурииская биология показала, что ин-
дивидуумы существующих растительных
BHIOB порождаются не только им подо.
ными индивидуумами этих же видов, в1-
пример, рожь рожью, ячмень ячмене
ил и.; она показала, что индивидуумы
этих видов могут порождаться и в с0т-
вететвующих условиях порождаются и дру-
глми видами.

Теперь уже накоплен большой факти-
ческий материал, товорящий © TOM, чт
	рожь может порождатьея пшеницей, при-)
а НИ Ор topo:
	чем разные виды ‘пшенипы могут пор,
ждать рожь. Те же самые виды шиеницы’
могут порождать ячмень. Рожь может так
же порождать пшеницу. Овес может по-
рождать бвсюг и т. д. Bre зависит от ye-
лорий. в которых развиваются данные ра.
стения.

Теоретическая основа данного фактиче-
ского материала та же, что и для мат-
риала. добытого Ольгой Борисовной Jone
шинской. Научные положения 0. Б. Лепе-
шинекой утверждают, что. клетки могут
формироваться‘ не только из клеток, но и
дз вещества, не имеющего клеточной
структуры. Научные положения, на осно
ве которых создавался фактический мате-
риал о превращении одних вилов в другие,
говорят то же самое: индивидуумы ханноо
Била могут порождатьея не только данным
вилом, но и индивидуумами другого вида!
(само собою понятно, не любого).

Но не только это роднит научные поло-
жения Лепешинекой с разрабатываемыхи
	нами положениями.
Работы Лёпешинсекой, показавшие, чт
	$ Е о рт. Ю

клетки могут образовываться и Не из кле-
	ток. помогают нам строить теорию превра-

щения одних видов в другие.

В самом деле, теперь уже неопровержи-
мо доказано, и любой интересующийся
легко может сам убедиться, что в тел
растительного организма ‘того или иного
вила зарождаются, Формируются зачатки
тела иидивидуума другого вида.

Каким путем это происхолит? Mozno a1
ссбе предетавить, Что, например, клетка
	тела пшеничного растения превратилась в
	ВИТЬ. Этом
	клетку тела ржи?
Этогозя себе не могу предет
	не может быть.
Мы себе представляем это дело так: в
	теле пшеничного растительного организ“,
при воздействии соответствующих условий
жизни. зарождаются крупинки ржаноо
тела. Мо это зарождение происхолит в
путем превращения схарого в новое, в лан.
ном случае клеток пшепицы в клетки
ржи. а путем возникновения в педрах Te
AY организма данного. вида, из вещества,
па имеющего клеточной структуры. 5ру-
пинок тела другого вида. Эти крупинки
вначале также могут не иметь клеточной
структуры, из них уже потом формируют:
ся клетки и зачатки другого вила.

Вот что лают нам для разработки To
pun вилообразования работы Ольги Бори
сбвны `Лепешинской.

Научные положения, добытые 0. Б. №
пешинекой. вместе с длугими ‘завоевания:
ми науки лягут в Фундамент нашей par,
вирающейся мичуринской биологии. 3
	елной книге
	упоминаются в книге фамилии совремиг
ных советских хуложников-шрифутовиков.
(Г. Банниковой, Н. Кудряшова и других),
шрифты которых получили общее призиа
ние и выпускаются для широкого приме
нения.

Практическая часть работы Т. Купыи
столь же порочна, как и теоретическая.
Так. в книге рекомеплуютея для исполь
зования в архитектуре  русекие алфави-
ты. построенные на чуждой пм латинекой
основе (таблицы 13. 14, 18, 28). Авт
широко пропагандирует также шрифты,
имевшие распространеняе в период го
полетва в дореволюционной России стим
«модерн».

Неизвестно, зачем автор вводит IM
русских шрифтов иностранные Halen
вания: «пиронезн», «римский», «рома!
ский» ит. п. .

Книга издана тирзжом`в 50.000 экз. 1
призвана совершенствовать графику be
ших архитектурных шрифтов. Ho Karan
эта не достигает своей цели. Она распре
страняет в широких кругах архитектор ,
художников, инженеров и учащейся №
лолежи чуждые советскому  исвуссти
образцы шрифтов..

В. ВИНОГРАДОВ, /
ученый секретарь BHHTO
	полиграфии и издательств
В. ИСТРИН,
кандидат технических наук
	Работы О. Ь.
	м преврае:
	Ольга Борисовна Лепешииекая своей

работой внесла большой вклад в теорию
биологической науки. Она эксперименталь-
образовы-

но показала, что клетки могут
ваться не только из клеток, но и из Ре
шества, не имеющего клеточной структу-
ры. Это имеет колоссальное значение для
развития теории биологической науки, для
правильного понимания развития органи-
ческого мира, для понимания He только
индивидуального развития организмов (он-
тогенеза), но и родового’ развития, превра-
щения видов (филогенеза).

В самом деле, если представить себе,
как ло сих пор в науке и делалось, что
клетки развиваются только из клеток и
что они якобы не могут развиваться И3
вещества, не имеющего структуры клетки,
то нельзя при этом опираться на теорню
	развития, нельзя вообще ясно предета-

eee a weeny
	Pee т, Ра се а

рлять себе, как развивается органический
	мир.
На® ясно, что когда произносишь слово
	«развитие», те это всегда должно связь -
ваться с тем, что все, что способно раз-
визаться, имеет начало и конем. По ста-
рой же теории, Которая утверждает, что
клетки развиваются только ‘из клеток,
начала клетки якобы не бывает, она все-
тда из клетки. Такое представление He
научно, оно не соответетвует действитель-
ному развитию неё только живой природы,
	но и вообще всей природы.
Для работников биологической науки,
	ЕР Зое?

которые стоят на позициях маркоистской
теории развития, ясна ложность положе-
	ния. утверждающего, что растительные Я
	животные клетки развиваютея только Hs
	Правильное теоретическое предетавле-
	ние, что клетки могут развиваться и из
вещества, не имеющего клеточной струк-
туры, теперь экспериментально  0обосно-
вано работами Ольги Борисовны Лепе-
шинской. В этом большая заслуга Ольги
Борисовны.

Если клетки образуются только из кле-
ток, да еше себе подобных, то каким же
путем из яйцеклетки при развитии орга-
низма получаются самые разнообразные
ткани. с самыми разнообразными клетка-
ми? Долее. каким путем образуется, фор-
мируется сама яйцеклетка?

Ведь яйцеклетка не просто клетка, она
уорфологически не похожа на обычные
клетки. Поэтому-то она и называется не
просто клеткой, а яйцевой клеткой. Пу-
тем деления каких клеток образуется яй-
цевая клетка? Каким образом простое де-
ление яйцеклетки может дать клетки раз-
личных тканей и органов, вовсе не похо-
жие ни по форме, ни по своему содержи-
мсму на яйцевую клетку? Можно ли пра-
вильно представлять себе развитие opra-
низма из зачатка. из яйцеклетки, не ло-
пуская образевания, зарождения клеток
из неклеточного вешества? Мне абсолют-
но ясно. что без признания’ зарождения
клеток из неклеточного вешества  невоз-
можна теория пазвития организма.

Ольга Борисовна Лепенгинекая, как уже
товорилось. экспериментально” показала,
что клетки не только’ могут. зарождаться,
но закономерно зарождаются в любом op-
ганизме, и в особенности в начальных
оталнях его развития. из вещества, m9:
	имеющего структуры клетки.
Это положение и экепериментальный
	материал. добытый Ольгой” Борисовной 4е-
	пепгинекой. являются исходными для по0-
нимания DAA 80100с0з теории индивиду-
	альпого развития организма.
	Борис ГОЗБАТОВ
	_ °
Письмо товарищу
у

o
	их капиталам, и тогда они три шкуры
содрали б с них, как сдирают сейчас с
Парижа и Рима.

`Мы воевали с фашизмом за мир и спра-
ведливость во всем мире, они «воевали»
за прибыли, за барыши. Мы ‘громили фа-
шизм, они —— делали ‘бизнее. Беего за не-
сколько дней до окончания войны, когда
в этом уже не было никакой необходимо-
сти, американцы разбомбили” чехословац-
кие заводы Шкода. Это они — «делали
бизнес». Я был после войны в Маниле,
столице Филиппия: Этот город, тоже раз-
рушен и разрушен нев бою. Два дня ам»-
риканские батареи громили пустой город,
из которого давно уже ушли японцы, гро-
мили сосредоточенно и планомерно: де-
‘дали бизнес. Как ярко сказались в этой
отвратительной бомбардировке мирного го-
рода и трусость американских BOAR U
алчность их боесов.

Да, много руин осталось на земле после
той войны. Но американские гангстеры
просчитались: ни Сталинград, ни Донбась,
ни Варшава, ни Будапешт не пошли к
ним в кабалу.

Веем народом мы стали восстанавливать
шахтерский край. Еще не остыла зола на
пепелище, а в ней уж копошились ребя-
тишки-школьники и Домохозяйки: разы-
скивали инструменты и бережно склады-
	вали в сторонку. Старики зашевелились
на своих огородах, стали откапывать за-
	годя припрятанные отбойные. молотки,
обушки и топоры и сносить на шахту.
Они  повиновались  исконному  чуветву
советского человека, который не может
спокойно видеть развалин, чтоб не взять-
ся за молоток. Они твердо знали, что шах-
та будет жить, должна жить! Они крепко
верили в победу и знали, что победа эта
принесет мир. Мир! Самое дорогое слово
тля советских людей! Мир и Труд!
	Враг был еще на Петровке, а в Сталино
между воинскими эшелонами уже стояли
платформы в мошными машинами и ме-
ханизмами. Это партия наша, Советское
государство вдохновили патриотический
почин рабочих, подкрепили их инициативу
могучей техникой. Врага еще не прогнали
за Молочную, a в. Жлданове уж закинала
стройка.

Но ты этого не видел, товарищ. Помню,
когда мы расетавались © тобой, тогда, во-
семь лет назад, на окраине Сталино, ты
сказал мне, показывая на догорающие го-
ловешки:

— Теперь все это будет ждать нас, по-
ка мы отвоюемся.

— Отчего ж? И без нас начнут восста-
новление.

— Кто? — горько возразил ты. — Где
рабочне: руки взять? Вот они, эти руви—
	автомат держат. ы
Я пояимаю тебя: когда три гола ви-
	лишь, как падают срубленные снарядами
	зосны, трудно поверить, что гГде-т9 из
таких же сосен ‘делают корабельные

мачты.
Да. ты ушел тогда из  охваченного
	огнем Донбасса дальше. на запад, за реку
Молочную. Но в забой вместо тебя пошла
твоя младшая сестренка, пошли шахтер-
ские жены; шахтерские невесты, шахтер-
ские дочки. Непокоренные старики, которых
враг. нагайками не мог заставить. рабо-
тать, теперь сами добровольно и радостно,
словно молодость к ним вернулась, пошли
на шахту.

Вея страна двинулась на помощь loa
бассу. Из Сибири, Караганды, е Урала с
первыми же эшелонами приехали на ро-
дину прославленные донецкие мастера,
золотые руки, те, кого, по мудрому слову
Сталина, в свое время перевели на восток,
а теперь возвращали Донбассу. Они вер-
нулись, обогащенные новым опытом рабо-
ты, и вместе с ними со веех концов стра-
ны ехэли в Лонбаесе добровольцы.
	А ты шел на запад, товариш. Пядь за
пядью освобождал ты родную украинскую
землю. Но ты и не думал тогда, что оево-
бождаешь от фашистской неволи будущих
строителей Донбасса. Ты уходил дальше
на запад. А освобожденные тобой запо-
рожские, черняговскне,  каменец-подоль-
ские. волынские дивчата и хлопцы еха-
ли в Лонбасе. Ехали е пеенями, — хоро-
шие у нас песни, товарищ! С песвямя
они и работали в Донбассе.

Восставовление Донбасса!

Вот лежат передо мною уже пожелтев-
шие от времени листовки тех лет, бое-
вые ° шахтерские  AHCTOBRA, «МОЛНИИ»,
стенгазеты, и каждая строчка. в них —
свидетель таких трудовых подвигов, Ra-
ких не знал мир. Они скупо рассказыва-
ЮТ 06 этом. в те горячие дни не до вуд-
	рявых слов было! Но я вижу, вижу за
этими драгоценными  строкамя дорогих
мне людей и великие их дела. Вижу. как,
риекуя жизнью, спускаются по. канату в
затопленную еще шахту первые шахтеры-
разведчики; как ныряют в ледяную воду
слесаря. отыскивая насосы; как в ство-
лах. на подвешенных люльках качаются
проходчики: как бесстрашно вхохят в за-
валенные и нарушенные штреки первые
крепильщики...

И мне кажется. я слышу, как ликуют
шахтеры, когда, ‘наконец, обнажается от
воды первый горизонт, когда открывается,
наконец, перед забойщиками дорогая. знз-
комая лава, подруга шахтереких  труло-
вых ночей. и первая вагонетка с углем
торжественно, медленно подымается на-
ropa...

Еще война шумела неподалеку. Еще
затемнение не было отменено, еще во
всем мире горько пахло кровью и поро-
KOM и вашингтонекие факельщики лихэ-
радочно думали, как бы затянуть при-
быльную войну, а в этих незабываемых
птахтереких листовках уже каждое слово
	радостно кричало о победе и мире. И во
имя этого мира, мира на всей земле, без-
занетно трудились люди.

Ла, ради мира, а не ради новой войны
восстанавливали мы Лонбасс.
	Как беспощадно бичевали эти шШахтер-
ские листовки тех близоруких руководи-
телей, которые, прикрываясь  «требовз-
ниями войны», хотели строить шахты на

ЖИВУЮ нитку, шахты-времянки.
— He на время восстанавливаем мы

нашу шахту, — гневно говорил на слете
ударников  навалоотбойщик Степан Ру-

бан. — На века!
На века! Оттого и стал наш Донбасе

еще лучше, еще краше, ведичественнее

и нарядней, чем был до войны, что мы
строили его не для войны, а для мира,

для счастья и радости людей.
—- Хотите ли вы мира? — спрашивают

у нас иногда недоверчивые иностранные
гости.

Да! Да, господа! И 06 этом вам скажет
не только каждый советский человек, 06
этом Вам скажег каждое наше дело... Не
для войны, а для мира пришли в лаву
эти новые мудрые машины, несказанно
облегчившие труд. шахтера. Не’ новую

взрывчатку для истребления человечества.

испытывает в своих опытных штреках
Макеевский научно-исследовательский ин-
ститут, а способы, как обезопасить лю-
дей в шахте от внезапных взрывов газа и
пыли. Не для войны, а для Мира, для

счастья н радости людей разбит этот но-
вый парк возле самой шахты, благо-

устраивается поселок,  асфальтируются
дороги, строятся больница, ‘стадион, ясли,
оевобожлаетея от лесов здание нового те-
	атра,
Ла. мы страстно хотим мира! Больше,
	чем кто-либо на земле.
Есть в Лонбаесе несколько шахт, вото-

рые не восстановлены и не будут вос-
остановлены никогда. Ты знаешь эти шах-
ты, товарищ. Ты думал о них, когда шел
в смертельный бой. Ты не забыл их и
сейчас. Их забыть нельзя.

Скромные памятники стоят над ними.
Вместо копров — седой террикон, как мо-
тильный холм, мрачно возвышается рядом,
Вечером сюда приходят поплакать вдовы.
Это — шахты-могилы. Братекие могилы
замученных гитлеровцами шахтеров. Ты-
сячи невинных людей живыми и Мертвы-
ми были брошены в стволы этих шахт.
Брошены только за то, что они люди.

Tosapum! Раны войны зарубцевалиеь в
Донбассе. А эта нет. Этого мы никогда не
забудем!

В эти сентябрьские дни вспомни 06
этих могилах, товарий! Вспомни для то-
ro, чтобы новым убийцам не дать боль-
ше воли разбойничать на земле.

Спросят: что еше можешь сделать для
мира ты, советский солдат, освободивиший
мир от фашизма?

Многое. очень многое можем мы сде-
лать. И ты, п я, и наши товарищи 80
всем мире. все честные люди земного ша-
ра’ Дружной стеной мы можем встать п
преградить путь войне. И война не прой-
			1.

Товарищ!

Tie tH работаешь сейчас? В. Донбасее,
на Днепре, на Урале? Давно мы не виде-
лись. с тобой.

Мы расстались ровно восемь. лет назад,
в одно раннее утро. Это утро я хочу тебе
напомнить. . .

Что было восьмого сентября 1943 годл?
В ту ночь небо зарозовело необыкновенно
рано, — раньше, чем взошла заря. Не-
доброе то было зарево! — горел город, ко-
торый мы шли освобождать. Горел город, в
котором нам е тобой был люб и  дорэг
каждый камень. Горел наш родной го-
род — Сталино.

Ето зажгли не снаряды, не бомбы.
нем нельзя было сказать, что он 1по-
страдал в бою. Его подожгли. Подожгли
обдуманно и злонамеренно. ‘Факельщики
в зеленых и черных гитлеровских мунди-
рах сожгли наш герод — дом за домом,
квартал за кварталом, сожгли потому,
что не сумели покорить.

Гле-то на окраине нам попался один
такой факельщик,— он не услел убежать.
Опьяненный разгулом огня, занахом гари
и крови, он бежал. по улице. и размахивал
своим злодейским. факелом; казалось, он
пляшет вокруг пожарища, и что-то ван-
нибальское, пещерное было в этой пляске.
` Ты схватил его за руку.

— Ла что же ты, тад, делаешь? 3а-
чем?—всердцах вскричал ты.—9т0 ж не
крепость, не военный ‘склад. Тут же мир-
ные люди живут, детишки... Что ж тебе
детишкй-то сделали? :

„Но ‘он не понимал тебя. Не понимал не
потому, что не знал по-русеки. Он. не по-
нял бы. если б ты то же. самое сказал на
языке его отца. Он не мог тебя понять.
Ты был человек, а он — фашист. Ты был
солдат, а он-— убийца. Твоим идеалом
всю жизнь было: строить и украшать, его
«идеалом» — убивать и жечь. Так воспи-
тал его бесноватый фюрер.

Он стоял перед нами, дрожа от живот-
ного страха. и факел дрожал и чадил в
	его руке. Его грязная зеленая куртка бы-  ,
	ла распахнута. Рукава закатаны по J0-
коть; при свете факела шерсть на его ру-
ках и волосатой груди казалась рыжей,
она стояла сейчас дыбом, и Bech on был
похож на дикаря, выползшего из пещеры,
из глуби веков, из эпохи бронтозавров-
ящеров. И только автомат на его груди
был от двадцатого века.

Конечно. ты запомнил ето лицо — ведь
он сжег твой родной город: Но ты думал,
что больше никогда уж не встретийтеся с
ним. Ты вырвал факел из его рук, затоп-
тал и пошел дальше, на запад.

И когда в Берлине ты настиг и. растоп-
тал самых главных факельщиков, ты по-
думал было, что теперь никогда больше
не будет оскверняться гарью и дымом чн-
стое небо мира. Ты и твои товарищи
жизни не жалели, чтоб было так. ^

Но вот прошло всего несколько лет, и
снова заволокло небо черной хмарью. Го-
рят мирные хижины во Вьетнаме, льется
невинная детская кровь в Ворее, амери-
канские бомбы падают на мирные города
и на мирных поселян. И новые факель-
щики пляшут и Фотографаруются вокруг
отня, они фотографироваться любят.

На этих новых факельщиках другая
одежда, но повадка у них та же. Й так же
закатаны рукава по локоть, чтоб сподруч-
нее было душить и убивать, и так же рас-
пахнуты настежь куртки, — ведь ¢ 0ез-
оружными женщинами воюют эти амери-
канские «вояки». Да, это не солдатский
вил, Но они и не солдаты. У них волоса-
тые руки убийц и челюеть гориллы и
низкий л0б пещерного дикаря. И новый
бесноватый фюрер ведет их на новый
	разбой.
Вемотрись в портрет этого бесноватого,

товари ‹ Узнаешь? - Пусть. волосатая
	трудь спрятана под крахмальной маниш-
кой. а безумные глаза укрылиеь за дым-
чатыми очками. Но это тот же Ффакель-
щик, что сжег наш родной город. Только
теперь, одержимый злой ненавистью к 9ч6-
ловечеству, он хочет зажечь Bech MHD.
Даже от самого имени его пахнет гарью.

Товарищ!

В эти сентябрьские дни все честные
люди мира вновь и вновь подымают свой
голосе против новой войны. Пусть же в
этом хоре громко прозвучит и твое слово,
слово русского солдата, который в^ мае
1945 года на площади у рейхстага затоп-
тал факел войны не затем, чтобы пламя
HOBO войны вепыхнуло опять над миром!
	Ze

Товарищ!

Восемь лет прошло ‘с того утра, когда
мы е тобой расстались. Восемь лет! Дети,
которые родились в нашей стране в то
утро; на днях в первый раз пошли в
школу.

Я не знаю. бывал ли ты в Сталино по-
сле войны. Если не был, приезжай. Тебе
обязательно надо приехать! Помнишь,
шли мы тогда по опаленной донецкой
земле и только одно видели — огромное
кладбище городов и заводов, ни одна тру-
ба не лымилась. Ни одного целого кой-
ра не было над шахтами. ни одной целей
котельной не осталось на заводах. Горы
изуродованного. искореженного мертвого и
черного металла — вот что мы видели.
И только с терриконов да с шлаковых
отвалов, как и прежде, подымалась к нам
‘буро-рыжая пыль. Пыль былой добычи,
былой трудовой славы.

У тебя на глазах блестели слезы, това-
ращ. Да и у меня тоже. Да, мы плакали
H HO скрывали своих солдатских @лез. А
наши тоглашние. «союзники» не’ могли
скрыть своей ралоети. В своих банков-
ских конторах они весело отщелкивали
на счетах: разрушен Сталинград, сожже-
на Варшава, в руинах Будапепег. Они ве-
ли радостный счет руинам. Они ловольно
потирали руки, предвкушая будущие 6a-
рыши. Для всех люлей мира’ развалины —
это горе. Для капиталиетов — это добыча.
	Для них это только поле большого бизне-
са. И они уже прикилывали прибыли ва
костяшках. Они нетерпеливо ждали, что-
бы и Сталинград, и Донбаес, я Варшава,
и Будапешт пришли яа поклон К ним, К
	ПЕНЗА. (Наш корр.). Исполнилось
пестьдесят лет?со лня рождения писатель-
ницы и фольклористки Александры Пет-
		ЗЕТА
		me. Студентка Ш курса Т. Теплова
работает над эскизами для задуманной
— ыы т
	к
ею ‘картины «Прошлое Волги».
Фото В. СТЕПАНЕНКО
	Издательство
«Знание»
	Беседа с председателем прав-
дения. Всесоюзного общества
по распространению политиче-
ских и научных знаний акаде-
	миком А. И. Опариным
	Огромна тяга советских людей в зна-
ниям. Сразу. же после организации Вее-
союзного общества по распространению
политаческих и научных знаний оно 3а-
воевала большую популярность в стра-
не: даже самые просторные залы столицы
часто не могли вместить веех желающих
послушать лекции. организуемые обще-
ством. Сама жизнь подсказала  необ-
ходимость , издания лекций в виде бро-
шюр-стенограмм. При обществе был G02
дан релакционно-издательскиай’ ‘отдел. 3a
истекшие четыре года только в Москве
выпущено более 850 брошюр, тираж ко-
торых превысил 82 миллиона экземпля-
ров. В республиканских, и областных eT-
делениях общества также организовано
издание лекций, читаемых в Москве и
нз местах, налажена подписка на изда-
ния общества. Й все же этого оказалось
совершенно недостаточно.
	Ностановлением правления Беесотюзного
общества по распространению  политиче-
ских и научных знаний созлано издатель-
слвэ «Знание». Прелседатель праваения
академик А. И. Опарин в беселе с коррэе-
пондентом «Литературной газеты»  рас-
сказал: .

— Основной задачей нового издатель-
ства являетея издание и распространение
брошюр—стенограмм публичных лекций,
научно-популярной литературы;  плака-
тов, наглядных пособий, периодических
изланий, научных докладов и других ра-
бот по вопросам:  маркеизма-ленииизма,
внешней и внутренней политики CCCP,
советской экономики, политического, эко-
номического и культурного развития на-
циональных республик, мирового хозяй-
етва и мировой политики, истории меж-
дународных отношений, политической
зкономин. юридических, исторических, фи-
лософских, филологических, технических
H других наук. Годовой объем работы но-
вого издательства определен в 700 назва-
ний, 1470 печатных листов (110 мил-
лионов листев-оттисков). Уже в будущем
году печатная продукция общества по
сравнению в нынешним годом возрастет
в 2.5 pasa. .

_Сейчае чиело подписчиков ‘на броптю-
	ры-лекции достигает 228 тысяч. Несом-
ненно. зто число уже в ближайшем 0у-
	душем увеличится, по краинеи мере,
вдвое. Помимо стенограмм публичных
лекинй.  Излательетво будет выпускать
	многоцветные ‘альбомы и плакаты, посвя-
щенные актуальным вопросам ‘современ-
ности. В чаетности, намечено издание сз-
рии’ плакатов «Новые  гилроэлектростаи-
ции». «Астрономия», «Ломоносов», серий
0б опыте новаторов промышленности и
сельского хозяйства, передвижных выста-
вок «Великие стройки коммунизма», «Hra-
ги выполнения послевоенной сталинской
пятилетки». На основе «Воскресных чтэ-
ний», которые проводятся в Политехни-
ческом музее, будет выпушен сборник
«Достижения советской науки и техни-
ки». Библиотека  полготавливает К изла-
нию рекомендательные списки  литерату-
ры в помощь занимающимея само0образо-
ванием. В качестве авторов популярных
изданий, помимо ученых, привлекаются
новаторы производства и сельского х0о-
зайства.
	В составе излательства «Знание» co
злаются редакции: общественно-политиче-
ских наук; естественных наук и медици-
ны; техники; сельскохозяйственных наук
и колхозного производства; литературы И
искусства: наглядных пособий.
				Товаращ: т ]
На лнях мне довелось быть На празд-
	Anke. Это был скромный с виду празднак»
не гремела музыка, не лились речи, да и
людских толи не было.

Выл пустынный уголок донецкой зем-
ли. скошенная трава и колышек. И над
этим колышком мы все и склонились.
Инженер-строитель, мархнейдер, двое ра-
бочих И я. .

А вокруг нас тихо шелестела золотая

предосенняя. стень. Далеко на горизонте,
как курганы, синели острые вершины тер»
рнконов. В небе смутно рисовались строгие
вышки копров, и оттуда глухо  доноеи-
лись 10 нас знакомые голоса шахты: кряк
«кукушкн», лязг железа да ровное гу-
ление вентилятора. Там грохотала  боль-
шая индустриальная жизвь, . привычная
для нашего уха п глаза, здесь — еще ца-
рила тишина степвая...
_ Мы стояли. ва границе будущего Боль-
moro Донбасса. И скромный колышек этот
означал. что. скоро здесь будет новая,
совсем новая шахта. Вет именно тут, где
колышек. пройдег оеь ствола. А там, где
шумит сейчае золотое подсолнечное море,
тогда будет. электростанция. Подсолнухи
последний раз цветут здесь.

А там, нал балочкой. станет поселок.
Нет, город. И в этом шахтереком городе,
где все от тротуара до дворца культуры
будег новым, совеем новым, где не бу-
дет, конечно. ни землянок, ни времянок,
ни шанхайчиков, в этом новом прекрас-
вом белокаменном ‘и зеленом городе ета-
HYT жить люли: сперва — строители, пэ-
том — лобытчиви.

Й скоро они сделаютея старожилами
этой шахты, которой сейчас еще нет, у
которой сейчае aer Lame настоящего име-
ни, — и они полюбят ее и ласково назо-
вут «матушкой» и «кормилицей». У них
полятея лети. и здегь в первый раз пой-
	дут они в школу и в HepB раз в шах-
ту. И левочкя будут. тут весело и беспеч-
но PACTH вместе со своими сверстницами
липками, ‹ тянуться Bee вверх и вверх!
И лень’ ото дня будет подыматьея ввызь
молодой террикон, а ствол шахты будет
ухолить всв глубже и глубже в недра.
Злесь возьмут свое начало будущие
ттахтерекие линастии, злесь ‘обнаружатся
	новые горняцкие таланты, ABATCA Новые  .
	имена новаторов и уверенно войдут в 60-
звездие славных имен Донбасса.

Il see новые и новые колышки будут
появлятьея здесь, в этой пустынной ете-
пи. и Лонбасе будет расти все дальше и
	MADE.
Lvrer? Byzet! Непременно ‘будет! Бу-
	Доне. как будут  гидроэлектростанции-
богатыри на Волге, как будет Аму-Дарья
	впалать в Каспий.
Рулет потому, что мы © тобой, това-
	рищ. строим дело мира и значит — непо-
	белимое дело.
Смело глялим мы в наш завтрашний
	день, товарищ; день коммунизма.
Тело мира и знамя мира в надежных
	и мудрых руках, в фуках великого

Сталина!
Мир победит войну!
	СТАЛИНО. (По телефону)
		Об олной вр
	Ениг, посвященных рисункам и шриф-
там, у нас почти нет. Еетеслвенно, что
советские художники, архитекторы и ин-
женеры были обралованы. узнав O появ-
лении-в конце 1950 гола книги Т. Куцы-
на-—«Начертание шрифтов», выпушенной
Государственным ‘издательством архитек-
туры и градостроительства. Однако пер-
вые же страницы книги вызывают у чи-
тателя глубокое ‘недоумение.

Автор пишет, например, что «в основу
кириллицы легло чисьмо, составленное из
заглавных букв, а глаголицы из етроч-
ных букв». Между тем, во времена воз-
никновения этих алфавитов в славянском
письме не существовало никакого дедения
на прописные и строчные буквы. Столь
же невежественны утверждения автора 0.
том, будто бы глаголица  примевялась,
наряду с кириллицей, до начала ХУШ
века, и о том, что петровский граждан-
ский шрифт «широко применяется и те-
перь», правда, как говорит автор, «в его
рафинированном виле» (erp. 5).

Еще большее удивление вызывает сде-
ланный автором анализ развития шрифта
в советское время. Самым лучшим совет-
ским шрифтом, единственным, ‘0 котором
упоминает в своем очерке автор. является,
булто бы, шрифт антиква «эмке»; между
тем, этот прифт не имеет никакого при-
	менения в советских изданиях и по своему
рисунку является полражаняем иностран-
	ым юбразцам. Наоборот, совершенно He
	РАСКОПКИ ГОРОДИЩА —
- TEPBETE
	ТЕРВЕТЕ. (Латвийская ССР). `Экспеди-
ция Института истории материальной куль-
туры Академии наук Латвийской ССР про-
	вела здесь раскопки древнего городиша,
которое в Х !-ХИ веках было крупнейшим
укрепленным пунктом племени земгалов.
Как свидетельствуют летописи, в районе
этого городища происхедило немало сра-
жений между земгалами и вторгнувшимися

на территорию Латвии немецкими псами-
рыцарями.
	Археологи нашли несколько сот предме-
тов быта, относящихся к ХГ-ХИ столе-
тиям. Находки подтверждают тесные свя-
зи племени земгалов с русскими княжест-
вами.

©

Растет книжный фонд
	ПРОСКУРОВ. (Наш корр.). До Октябрь-
ской революции на Пололни насчитывалось
всего три библиотеки. Сейчас в каждом
селе, на кажлом предприятии созданы свои
библиотеки. Трудящихся области обслужи-
вают одна областная, 485 сельских, кол-
хозных, заводских, 38 районных, 5 город-
ских, 14 детских библнотек.  Их фонд воз-
рос ло 850 тысяч томов и теперь’ намного
больше, чем сн был в довоенном 1940 году.

Более 200 тысяч трудящихся являются
постоянными читателями этих библиотек.
		ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ»
	«После опубликования в «Литературно
газете» статьи И. Сергеева  «Пагын\к
Главполиграфиздата» коллегией Fagan
графиздата была создана комиссия по 12
аботке мер, связанных с деятельность
сесоюзного  научао-исследовательского 1
ститута полиграфической промышленно
и техники. Институтом были представлен
прелложения, направленные на улучшен
работы, которые рассматривались ком“
	сией.

Однако никаких решений по бы
просу ни комиссией, ни руководством [128
полиграфиздата до сих пор se принято,
В частности, помещение институту ®
выделяется, производственной базы nonpex}
	нему нет, надстройка здания института
производится».
	Кто же все-таки прав?

Заместитель вачальника  Главполиграй
излата тов. С. Семенов утверждает,
принимаются меры к устранению указ!
ных в статье недостатков, а и. о. директор?
института тов. В. Лопатухин сообщает, 91
все осталось попрежнему.

Не является ли сообщение Главпо
графиздата простой отпиской?
	 «ПАСЫНОК ГЛАВПОЛИГРАФИЗДАТА»
	О недостаточном внимании Главполиграф-
издата к Всесоюзному научно-исследова-
	издага К осесоюзному научно-исследова-
тельскому институту полиграфической про
мышленности и техники, об отсутствии у
	института экспериментальнои базы rOBOpA-
	лось в статье «Пасынок Г лавполиграфизда-
та», опубликованной в «Литературной га-
	зете»  2 июля с. г.
	Редакция получила ответ на статью от
заместителя начальника Главполиграфизда-
	та тов. С. Семенова, в котором он сообща-
ет, что критика Главполиграфиздата при-
знана справёелливой, Коллегия  Главполи-
графиздата приняла решение о создании
комиссии для разработки практических ме-
роприятий по оказанию помощи и устране-
нию недостатков в работе института,
Статья «Пасынок Главполиграфиздата»
и передовая статья «Литературной газеты»
	от 28 июня под заголовком «Неотложные
	задачи развития полиграфии» обсуждались
на партийном собрании сотрудников произ-
	водственно-технического управления * Глав-
полиграфиздата

По решению партийного собрания при-
нимаются меры к устранению указанных в
статьях недостатков.

Но вот что пишет по этому вопросу и. о.
директора института тов. В. Лопатухин:
	ААА ОАО
	Юбилей писательницы А. П. Анисимовои
		ровны Анисимовой — автора сказок,
хов и песен.
	Советскому читателю известно несколько
сборников ее произведений («Песнв про
войну», «Песни и сказки», «В полевом про-
сторе»). Она составила большой c6op-
ник «Песни ‘и сказки Поимского рай-
	она», изданный в Пензе. Перу А. Аниси-
мовой приналлежит ряд песен и припевок
из жизни колхозной деревни, которые во-
шли в репертуар хора имени Пятницкого
и Северного хора.

Состоялась встреча писательнины с мест-
ной интеллигенцией. Организована выстав-
	ка ее произведений.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГА
9 13 сентября 1951 г.
	№ 109!нвик