Из РЕДАКЦИОННОЙ ПЕРЕПИС№!

Т,

НЕПРИГЛЯДНАЯ! ИСТОРИЯ
	(цитируем дальше)
монтные организации
работой отказались
	Дау знает»

Знает * ли. что
«.строигельные и ре
	Mecatl назад, 23 ее On
оны я AJ/Ma-aTHHcKoro.
	рр уе че

председателя исполкома Алмата с
горсовета т. Ахмедова подписала адре;о-
вы хе

ЕТ
	Ванное редакции «Литературной газеты»
письмо, в котором сообщила, что наконеи:

РИ:
	Е: ПР ПРЫ Т ЕА —.

vO черные дни Казахской государственной
художественной галлереи в Алма-Ате. ото-
шли в прошлое: горсовет обеспечил галле-
рею нужным помещением. ;

Что и говорить, весть была долгождан-
ной! Алма-атинский горсовет не торопился
обрадовать ею жителей казахской столины.

ас
	Усиокоительная бумажка, выпорхнувшая
из-под пера т. Ахмедовой 1! августа, —
ответ на письмо читателей, напечатанное
	в «Литературной газете» еще 13 января
1951 г. Таким образом, понадобилось семь
	месяцев. чтобы принять меры по коллек“.
	тивному письму /8 алма-атинцев.
`Художественная галлерея Алма-Аты —
единственная в Казахстане — ценнейшее
собрание произведений живописи и скульп-
туры. Музеи Москвы и Ленинграда, по-
братски поделившиеся. с Алма-Атой свои-
ми ценностями, когда К 15-летию Совет-
ского Казахстана галлерея создавалась,

отправили в Алма-Ату сотни полотен Ве-
нецианова, Тропинина, Айвазовского, Куин-
	джи, Верещагина, Шишкина, Левитана,
Крамского, Репина. С тех пор фонды гал-
лереи еще пополнились.

Во время войны здание галлереи ис-
пользовали для нужд войны. Никому, ко-
нечно, и в голову не. пришло возражать:
раз нужно — значит, нужно. Однако, когда
война кончилась, старого здания галлерее
не вёрнули, но и нового тоже не предоста-
вили. Галлерея оказалась на «птичьих пра-
вах». Некоторую часть полотен удалось
«пристроить» в оперный театр, который
великодушно согласился выставить их В
фойе.

Остальное пришлось свернуть в трубки и
	свалить в двух крохотных комнатушках
краеведческого музея.
Жителей столицы Казахстана лишили
	возможности знакомиться с выдающимися
твбрениями живописцев и скульпторов, а
студентов художественных учебных заве-
дений Алма-Аты — учиться по ним. Ката-
строфически разрушавшиеся фонды галле-
реи представляют собою громадную мате-
риальную ценность. По самым скромным
подсчетам, 2700 экспонатов галлереи оце-
ниваются в 2 миллиона 300 тысяч рублей.
	Вот какие факты лежали в основе пись-
ма 78 алма-атинцев, напечатавного в «Ли-
тературной газете»; вот на что спустя
семь месяцев ответила, наконен, т. Ахме-
дова в своем письме, опубликованном на-
ми   сентября.

Но, как выяснилось, ответ т. Ахмедо-
вой — не более, чем отписка, одна из тех
отвратительных отписок, которые. основа-
тель Нашего государства В. И. Ленин за-
клеймил характеристикой: формально пра-
вильно. а по сути издевательство.
	Тов. Ахмедова известила редакцию, что
«для размещения Казахской государствен-
	ной художественной галлереи предостав-
лено помещение».

Выделено ли помещение?
Да, выделено. Горсовет предоставил
	галлерее” помещение по ул. Виноградова,
	We 632.
	Но что оно собою ‘представляет?
	«Указанное помешение, — пишет ‹дирек-
тор’ галлереи т., Плахотная, — деревянное,
с покосившимися и обвалившимися стена-
ми, покривившимися окнами, прогнившим
полом, без рам и стекол, является частью
здания, вторая ’половина которого разо-
брана из-за ветхости, и требует капиталь-
ного ремонта в суммё 125 тысяч рублей.
	‚Помимо указанного, помещение заселено
жильцами, художественной мастерской
отделейия Художественного фонда и ма-
стерскими Энергосбыта с высоковольтным
напряжением; здание: весьма огнеопасно. и
неизвестно, когда освободится полностью».
	  совет?
	Знает ли 0б этом Алма-атинский гор-

as,
	из-за загруженности jeanne tee’

емонтные работы, а сде-
принять на себя рамонтные работы, асе
	В р йо se
лать ремонт. хозяйственным способом гал-
лерея не имеет возможности из-за отсут.

строительных материа-

ствия транспорта,
лов и лимита Ha безлюдный фонд зара-
	4 этого за-
	ла — трест столовых И ресторанов — 01564

зался от него по причине,
	признана уважительной: в, зале BEARATANO
потолка -- ои рух-

существенной детали...
нул! -
Напомним Алма-атинскому горсовету,
д также заместителю председателя Совета
Министров Казахской ССР 1. Кунаеву
сше некоторые подробности этой, непри-
		вестны, но заслуживают того’ аижия 562

известными и читателю).
Вопрос о предоставлении... помещения

галлерее разбирался в LIK KIT(6) Kasaxcta-
на еще 25 мая 1950 г. ЦК КП(б) Казах-
обязал Алма-атинский горсовет и
по делам искусств КазССР
открыть галлерею к августу 1950 г. Конт-
роль за выполнением этого решения был
возложен на т. Кунаева, и 3 января 1951 г,
т. Кунаев от имени Совета Министров
республики, хотя и с недопустимым ‘опоз-
данием, обязал горсовет предоставить гал-
лерёе здание по улице К. Маркса, которое

стана
Управление

ранее занимала телефонная станция,

Почему исполком Алма-атинского Topco.
вета не выполнил этого решения Совета
Министров КазССР? Почему в своем от
вете-т. Ахмедова обошла это молчанием?
Почему, наконец, т. Кунаев не проследил
за выполнением собственного распоряже-
ния? Разве он не был обязан сделать это?

Или, может быть, OH забыл о нем?
	Нет, он знал, что решение правитель
ства сорвано самоуправством  уполномо-
ченного Министерства связи СССР по
КазССР +. Елибаева. Когда работники
	тыс

галлереи пришли занимать отведенный им
дом бывшей телефонной станции, их туда
с ведома т. Елибаева попросту не пусти»
ли, а когда они продолжали настаивать
на своем, заместитель начальника линей-
но-технического узла Розенберг прибегнул
к физической силе...

Об этом диком’ произволе директор гал-
лереи т. Плахотная немедленно сообщила
государственному  арбитру. Арбитр при:
знал захват здания связистами  незакон-
ным и обязал телефонную станцию очи
стить помещение к Б февраля 1951 г. -

Олнако связисты, как говорится, и В
ус не дули.

Тогда т. Плахотная обратилась к т. Ку-
наеву. Но т. Кунаев че нашел ничего луч»
шего, как умыть руки: «Hy что‘ ж,
связисты проявили оперативность, галле»
рея — неповоротливость. Пусть неудачник
плачет!» ‘

Управление связи чувствовало себя за
т. Кунаевым, как за каменной стеной,
А галлерее т. Кунаев предложил ‹удовле-
	твориться саманными стенами: он посове-
	товал т. Плахотной, раз связисты  впикак
не ‘уступают, осмотреть саманно-камыши-
товый сарай на базарег «Совсем неплохой
Е oy abe b
Лишь -когла о м галлереи. Kater
рически. отказалась от. каких бы то ни бы-
ло. разговоров о сарае, ‚исполком Алма-
атинского горсовета «подобрал» ей другое
помещение — те самые руины на улице
Виноградова, о которых т. Ахмедова очко-
втирательски сообщила редакции...
Неприглялная история. продолжается,
	Решения партийных. и советских органи-
эзтпий Казахстана все еше остаются на
	заций Казахстана все еще остаются на
бумаге. Мы уверены, что виновные в BO03-
	мутительном. пренебрежении к выдающим-
ся культурным ценностям Советского. Ка-
	захстана будут строго наказаны.
	Почему бы сейчас в начале Люсинов-
ской узицы не установить бюст или ‘на-
стенный барельеф героини © A краткими,
но вдохновенными словами, примерно так,
как это сделано на могилах революционе-
ров в Ленинграле, на Марсовом поле, но
рассказать о ее жизни. о е борьбе? Ака-
	демия архитектуры выпускает серию Lei
	о древних и новых советских горолах. je
л0 полезное, заслуживающее — одобрения,
но молодежи нужны книги не только 00
архитектурных памятниках, но и о па-
мятниках. революции. Полезную книгу
П. Сытина «Прошлое Моеквы в названнях
улиц», изданную «Московским рабочим»,
все же путеводителем по революционной
Москве считать нельзя; о ХУП веке там
рассказано куда интереснее, чем о 1917
годе... Мы хотим читать не только 6я0-
графии знаменитых  воотечественников,
которые издает «Молодая гвардия», но и
биографии городов, заводов, улиц, а 10:
pow и зданий... Молодым ткачам «Трех
горки» повезло: история их мануфактуры
запечатлена в романе Вяч. Ковалевского
«Хозяин трех гор». Но ведь удивитель-
но. что в библиотеке «Трехгорки» есть
всего-навсего один, ла и то уже  потре-
панный экземпляр этого романа. А моло-
дые читатели ждут. несколько . месяцев,
когда-то подойлет их очередь! Нам прее
ставляется неправильным, что Трудрезелв-
издат публикует хуложественные — книги
только о ремесленниках. “Вероятно. надо
бы создать целую библиотечку для ремес-
ленников, в которой нашел бы достойна
место, например, и роман Вяч. Ковалев:
ского. Обществу по распробтранению по-
литических и научных знаний следовало
бы. подготовить цикл, чекций о револт*
ционной Москве, об истории наших‘   круп”
нейших заводов и Фабрик. }
	’СОловом, есть тьма нерешенных ‘ponne-
сов важного и политически неотложного
лела воспитания молодых рабочих, дя и
вообще советекой молодежи на тралидиях
революции, на традициях истории ° стаха-
новского. движения. А решать эти вопро
	сы нало побыстрее. ибо нелостаточно обу-
чить TORAPHOMY делу пятналпатилетнего
	паренька. Ето надо дисциплин ировать, В
нем надо воспитать упорство,  настойчн-
вость, непоколебимо страстное желание
патриотическим трудом укреплять могу-
щество советской - Отчизны, не только
сохранять, но и обогашать бессмертные
традиции рабочего класса. _
	Нусть в юных сердцах пылает «...чуВ-
ство революционной национальной Top
	дости, способное хвигать горами, способ-
ное творить чудеса»!
	РДЗОЛА.
	Необходимость объединения в рядах воци-
ал-демократов русских, трузин.  арман,
азербайджанцев и представителей других
национальностей для совместной борьбы
	‘против самодержавия и капитализма. .
	донин Неоднократно отмечал ‚ правиль-
нов. решение национального вопроса г-
циал-демократами Закавказья. В 1913 т.в
одном из писем М. Горькому Денин писал:
«У нае и на Кавказе с.-д. грузины --
армяне татары-К русские работали вме-
	ста в единой с.-д.- организации -бель--  .
	ше десяти лет. Это не фраза, а пролетар-
ское решение национальное вопроса.
	Единственное решение».

На страницах «Брдзолы» широко осве-
щалобь рабочее движение. Здесь давались
подробные сообщения о стачках рабочих
не только в Закавказье, но и в других
тородах и промышленных центрах России.
	Б газете систематически помещалиеь
статьи и отдельные сообщения о кресть-
янском движении и революционном дви-
жении студенчества.

В «Брдзоле» печатались и стихи. Бы-
ли переведены на грузинский язык и
опубликованы тексты «Варшавянки» п
«Марсельезы», был нанечатан ряд ориги-
нальных стихотворений, преникнутых ду-
хом борьбы и веры в победу революции, —
«Газете «Булзола». «Двадцать второе аи-
	реля».
Сталинская «Брдзола» имела широкое

распространение среди трудящихся 33-
	кавказья. Она проникала в гущу кресть-
янства, студенчества и даже в солдатские
масвы царской армий. «Брдзола», kan Wt
«Искра», пользовалась глубоким уваже-
нием рабочих. Они встречали ее, как`свою
родную газету, тщательно оберегали от
царских ищеек. поддерживали ее денеж-
ными средствами.

Старые рабочие Закавказья Г. Нинуа,
Г. Лелаанвили и др. раесказывают в своих
воспоминаниях, Что, ознакомившись 6
«Брдзолой», они сразу почувствовали ее
коренное отличие от легальных газет. Про-
стым, понятным для рабочих языком га-
зета разъясняла насущные вопросы paso-
чего движения, определяла путь револю-
ционной борьбы.

«Эта газета — настоящая бомба! Там,
гле она упадет и взорвется, — вое  заж-
жется огнем революции!» — так, по слэ-
вам старых рабочих Закавказья, воеклик-
нул Ладо Кецховели, снимая в машины
последний экземпляр первого номера гз-
зеты. Каждое выстунление сталинской
«Брдзолы» раздувало пламя революцион-
ного пожара, разгоревшегося из ления-
ской «Искры» и дотла спалившего  1во-
рянско-поменичью монархию и буржуаз-
ную власть в России... :

«Брдзола» прекратила свое’ существо-
вание в декабре 1902. года; всего было
выпущено четыре номера газеты. В марте
1903 года’ по решению первого съезда кав-

эзских  социал-демократов она слилась
¢ тазетой «Пролетариат», выходившей н%
армянском языке. Был создан орган Вав-
казското союза РСДРП «Пролетариатис
Брлзола» («Борьба пролетариата»), начав-
ший выходить на русском, грузинеком и
		MHHCROM ЯЗЫывах.

- СТАЛИНСКАЯ „5
	®
К 50-летию со времени
выхода nepeoto номера
° зазеты и ВЕ

$
	Основные руководящие статьи, напеча-
танные. в «Брдзоле». были... написаяы
И. В. Сталиным и Лало Кецховели. В этих
статьях глубоко освещаются  теоретиче-
ские, программные и тактические вопрэ-
сы марксиетекой партии, обобщается опыт
	OO се  Са

не только” закавказекого” и. общероссий-  .
	ского. но и Мирового рабочего движения.
	В первом номере газеты в передовой
статье «От редакции» товарищ  Оталия
дает классическое определение задач, 60-
держания и направления газеты, как важ-
нейшего › средетва ‚ революционной борьбы.
Товарищ Сталин указывает в передовой,
что первейшая обязанность газеты, Как
органа социал-демократов, состоит в том,
что она должна возглавлять рабочее дви-

жение, указывать ему путь, беречь от
ошибок. стоять как можно ближе к ра0о-
чей массе. иметь возможность постоянно
влиять на нее, быть ее сознательным и
руководящим центром.

«Таким образом. грузинская  социал-
демократическая газета, — писал товарищ
Сталин. — должна давать ясный ответ на
всо вопросы. связанные с рабочим движе-
нием, разъяснять принципиальные вол-
росы, разъяснять теоретически роль рабо-
чего класса в борьбе и озарять CBETIN
научного социализма каждое явление, с
которым сталкивается рабочий».

`Товарищо Сталин указывает в этой
статье на необходимость тесной связи
грузинского рабочего движения с обще-
российским рабочим движением под руко-
водством РСДРИ.

Задачи, поставленные товарищем
Сталиным. были блестяще выполнены га-
зетой «Ррдзола».

Статья товарища Сталина «Российская
воциал-демократичеекая партия и ee бли-
жайшие задачи». напечатанная во вто-
ром-третьем номере . «Брдзолы». по. сво-
ему содержанию примыкает к трудам.
В. И. Ленина <С чего начать?» и «Что
лелать?». Эта статья является образцом
‘глубокого научного обоснования 08060-
длительной роли рабочего класса, идеоло-
гии и тактики революционных  социал-
демократов. Разоблачая взгляды «экономи-
стов», И. В. Сталин всесторонне раскры-
вает  ленинекую идею необходимости
сбединения научного социализма CO CTH-
хийным рабочим движением, необходимо-
orn создания самостоятельной. сильной,

лоченной марксистской партии.

«...Сопнал-лемократии, писал товарищ
Сталин, — необходима сильная и тесно
сплоченная организация, а именно — ор-
ганизация партии, которая будет сплоче-
на не только по названию, но и по своим
основным принципам и тактическим
взглялам. Наша задача — работать нал
созданием ‘такой сильной партии, которая.
будет вооружена твердыми принципами
‘и несокрушимой конспирацией».

Из номера В номёр  пропатанлировала
`«Врдзола» ‘ ‘ленинскую ‘илею гегемонии
пролётарната во буржуазно-демократиче-
‘ской революции. «Брдзола» решительно

отставала ленинскую идею союза pabo-
чего класса п крестьянства в революции.

Сталинская «Брдзола» последовательно
несла в массы илею пролетарского интер-
национализма. Она разоблачала сущноеть
буржуазного национализма и горячо при-
зывала укреплять дружбу между  рабочи-
мн и трулящимися различных националь-
ностей России. В сетатьях ^ теварища
Сталина. Лало Кецховели и в других ма-
терпалах и статьях, опубликованных в
	«Брлзоле». систематически  разъяснялатгь
	°

Вит. ВАСИЛЕВСКИЙ
‚ &

горами. способное творить чудеса».
	И. В. Сталин указывает, что .«руководи-
тели революционных рабочих всех стран
с жадностью изучают  поучительнейшую
историю рабочего класса России»... Несом-
ненно, что именно эта поучительная исто-
рия, конкретно, зримо выраженная в ре-
вслюционных и трудовых традициях наро-
да или города, завода, и является лучшим,
наивернейшим  ередством  коммунистиче-
ского воспитания молодых рабочих, да и
не только рабочих, но и студентов, стар-
шеклассников, пионеров, — словом, всей
молодежи.

Не мешало бы перенять. ‘у Советской
Армии величавый церемониал встречи мо-.
лолых солдат. Казармы нарядно при-
браны, у входа привететвенный лозунг,
повар постарался и приготовил отменно
вкусный обед. Вечером встреча с героями
нелавних боев. увлекательные рассказы о
	боевом пути полка... А разве нельзя
устроить. чтобы и ремесленников встреча-
	ли директор завода, инженеры, ‚ седоусые
	ветераны труда, и чтобы все они были,
как в дни праздников, при орденах. и мз-
далях. Вынесено и развернуто полученное
заводом Знамя Совета Министров СССР.
‘Звучит оркестр. Директор и старики ведут
новичков по цехам...

` Молодые. но уже известные в Москве,
стахановцы Завода шлифовальных станков

Саша Саратов. Вася Цаплин, Толя Турков
‘навеегла запомнили, как они были обра-
	1 лованы. когда в цехе ветрегил их НЦавел
	Борибович Быков (тот самый Быков!),
дружелюбно заговорил, сказал. что он бу-
ет: обучать ‘их скоростному резаняю.
	‘‚Бесьма внимательно относятся’ ко моло-
дому пополнению на Трехгорной мануфак-
type им. Ф; 9. Дзержинского — храни-
теяьнице боевых традиций Врасной Прес-
Чи: Леско вообразить, какое волнение ох-
затывает” молодых текстильщиков. входя-
щих на фабричный двор!.. В центре —
величественное скульптурное изображение
отца л наставника советской молодежи
И. В. Сталина; правее. в глубине  дво-
ра. — памятник тому, чьим именем Ha-
	звана «Трехгорка». И сразу веплывают в
	памяти бессмертные строки:
	Пятьдесят лет назад, в‘ еентябре ‘1901 г.,
эъшел в свет первый номер нелегальной
марксистекой газеты грузинских социал-
демократов «Брдзола» («Борьба»).

«Брдзола» была лучшей ‚после «Иекры»
марксистской газетой в России.

Основанная по инициативе И. В. Сталина
и В. 3. (зло) Кецховели, ° она выходила
при их ближайшем участии и непосрех-
етвенном PYKOBOACTBE.

«Врязола» печаталась в Баку в неле-
тальной типографии «Нина», организован-
ной по предложению товарища Сталина
ero верным ‘соратником и’ ближайшим
другом Ладо Кецховели. Активное участие
принимала в создании типографии тиф-
лисекая руководящая социал=демократиче-
ская грунпа, во главе которой стоял
товарищ Сталин. ты

Излание газеты было поручено Л. Кец-
ховели. который поддерживал ^ тесную
связь се товарищем Сталиным.

Ленинская «Искра» горячо. приветствь-
вала выход в свет «Брдзолых». ,

«Брязола»  издавалавь свыше года.
Несмотря на свое непродолжительное су-
тествование, «Брдзола» сыграла выдаю-
щуюся роль в созданий марксистской пар-
тии ин силочении ‘пролетариата и кресть-
янетва Закавказья для борьбы против
	самодержавия.

‘ee
	кетов

кило очонаяеве

Сталинская «Брдзола», как и ленинская
«Искра». появилась на рубеже ХХ века,
в, uo словам И. В. Сталина,

„в России подымалась величайшая на-
а революция. ве тлаве которой сто-
ял революционнейший в мире. пролета-
риат. имевший в своем распоряжении та-
кого серьезного союзника, как революци-
онное крестьянетво России».
	Нарастание революционного движения в
России вылвигало перед рабочим классом
неотложную задачу создания единой,
боевой, сплоченной марксистской партии.

_ Борьба за создание марксистской пар-
тии. партии нового типа, принципизльно
отличной or  реформистеких — партий
_П Интернационала, являлась главной за-
дачей русского пролетариата.

На пути создания такой партии в Poc-
сии стояли большие трудности. Этому ме-
шали не только репрессии царизма, но и
наличие оппортунистических течений в
рабочем движении в лице «экономистов»,
Которые отрицали необходимость единой
пролетарской партии, пропагандировали
кустарничество, идейный и организаци-
онный  разброд,  неразбериху в рабочем
движении. Без разгрома «экономистов»
нечего было и думать о создании партии
нового типа. Эту задачу блестяще выпол-
нияи великий Ленин и организованная им
тазета «Иекра».
	Борьба Ленина’ и «Искры» за партию
нового типа в Россини встретила горячую
поддержку со стороны товарища Сталина,
стоявшего во главе революционных соци-
зл-лемокоатов Закавказья.
	Созданная и руководимая товарищем
Сталиным «Брдзола» с первого дня своего
выхола последовательно  пропагандирова-
ла илеи «Искры», неустанно боролась за
осуществление ленинского плана создания
марксистской партии, за идейное и  орга-
низапионное сплочение закавказских с9-
циал- демократов ДлЯ РОИА борь-
бы.

_ Следуя во веем по пути. ленинской
«Искры», газета «Брлзола» была блестя-
щим коллективным организатором,  луч-
шим пропагандистом и атитатором Закав-
казской революционной социал-демократи-
ческой организации..

Защищая в духе ленинской «Искры»
теоретические основы  революционнота
марксизма и насущные залачи, классовой
	борЕбы = пролетариата, «Брдзола» вела
борьбу с грузинскими «экономистами»,
легальными марксистами, националиета-
	ми п всяческими оппортунистами.
		В Радищевском музее
	ПЕНЗА. (Наш. _корр.). Здание Радищев-
ского’ `музея в Верхнем Аблязове. значи-
	тельно’ расширено и `благоустроено.
	За последнее время фонды музея попол-
нились новыми экспонатами. Из Киева
получена книга А. Радищева «Путеше-
ствие из Петербурга в Москву» в украин-
ском переводе; из Ташкента — объемистый
том «А. Н; Радищев», выпущенный на уз-
бекском языке, Скульптор М. Радищев
прислал бюст и барельеф своего предка,
а  саратовское товарищество  «Худож-
ник» — пять копий с портретов семьи пи-
сателя. Более шестидесяти’ республикан-
ских и областных газет, ° издательств и
библиотек ‘предоставили печатные работы,
посвященные Радищеву.
	партии и ревком... На пороге экекуреан-
тов‘ вегречает диреклор музея Cep-
гей Павлович Симонов. старый > больше-
вик, участник ‘баррикадных боев” девять-
сот пятого гола. Свыше 5000 посетите-
	лей — ремесленников. школьников, моло-
	ых ткачей и металлистов — только в
этом году побывало в музее. Все здесь-—й
портреты дружинников, и оружие, кото-
рым дрались пресненцы, и гудок Брест-
	ских мастерских, по зову которого 7(20)
	декабря 1905 года Пресня поднялась на
Gol. воодушевляет, волнует молодежь,
является главою  поучительнейшей исто-
рии рабочего класса России.

И вот после таких отрадных примеров
вдумчивого, серьезного отношения к вос-
питанию молодого поколения на боевых
традициях как-то странно, да и. стыдно
увидеть в полутемном вестибюле  управ-
ления трамвайного депо имени Петра
Щепетильникова забытый,  потускнев-
ший портрет. Вто изображен на нем? Из
разговора ‘с работниками управления депо
не сразу удается выяснить, что это и есть
портрет рабочего-революционера, славного
сына партии большевиков. в честь кото-
	фого, во славу которого; и наименовано
дено.

— Шепетильников? Мы пробовали co-
бирать о нем материалы, — смущенно
	признается секретарь партийной органи-
заций` депо М. А. Баранова, — сестер его
разыекали... Года два назад это было!
А потом все как-то заглохло; Вероятно, в
Музее революции есть матёриалы...
`Севретарь  парторганизации ‚ признает,
что молодежь депо не знает о жизни ий
революционной деятельности Щепетиль-
никова. Действительно, молодые трамвай-
щики ничего не слышали 0 ‘рабочем-бор-
це, чье имя носит. лено: Пора бы на каж-
лом заводе позаботиться, чтобы рабочие
знали славное ‘прошлое. своего предирия-
тия. Пусть около. портрета Петра Шене-
тильникова Каждый сможет прочесть
краткую биографию _ рабочего-революдио-
пера. Тогла молодой рабочий обязательно
OCTRHOBUTCA, не раз`и н6в два нрочитает
жизнеописание револющнонера, задумается...
В олном из. цехов Вировского завола в
Ленинграде етойт бережно: бохраняемый
станок. на котором до революции работал
Maxana Иванович Калинин. История? Да,
поучительнейшая история рабочего клас-
са России. Музейный экспонат? Да, п
музейный экелонат, но прежле веего —
пламенный призыв к’ молодежи учиться
на примере жизни великого - революцио-
Hepa! 2
	Всепобеждающее социалистическое ^сд-
	райком  ревнование, ставшее жизненной ° потрео-
	Прошло полвека со времени выхода
первого‘ номёфа славной сталинской газе-
ты «Брдзола». Вруннейпгие ‘ события ^ про-
изошли за это время в жизни нашей. стра-
ны. Партия ‘большевиков, за создание ко-
терой.: вместе с «Искрой». самоотвержен-
на боролась «Брдзола», ведет советский
наро. по дорогём побед, к коммунизму. .

Славные традиции ленинской «Искры»
и сталинекой «Брдзолы». стали нестъем-
лемыми принципами большевистской не-
чати. Ее боевой дух; высокая идейность,
тесная связь с народом являютея вдох-
новляющим примером Хля прогрессивной
	течати всего мира. г
: 9 Т. ЗЕЛЕНОВ
	ему житье...
	Юноше,
‘обдумывающему житье,
решающему — °
сделать бы жизнь с кого,
скажу
не задумываясь:
— Делай ве
с товарища
Дзержинского:
	‚ На стене ткацкого корпуса начертаны
золотыми буквами имена героев 1905 го-
да, расстрелянных царскими  палачами.

«Спите, дорогие товарищи... Вы первые
подняли знамя восстания. Мы донесли его
до диктатуры. пролетариата. Клянемся то-
нести до торжества коммунизма.

От рабочих Краснопресненской

_ ‘ Трехгорной мануфактуры».

И утверждая, что неразрывна связь
героических поколений, что’ традиции де-
вятьсот пятого года не только ` бережно
сохранены, но ий приумножевы в ‘труде,
рядом помещены‘ портреты знаменитых
стахановцев «Трехгорки»:  крутильщицы
М. В. Семиной, многостаночницы Т. П.: Уда-
ловой, депутата Верховного Совета CCCP
А. М. Штыровой, лауреата Сталинской
премии Владимира Ворошина:..

Нам довелось побывать в красном угол

Ke ремонтно-механического отдела ситце-
набивной Ффабряки сна. беседе о декабрь-
‘ском восстании на’ Пресне. С молодежью
говорил мастер Иван Егорович  Евтеев,
более четверти века трудовой жизни от-
давший родной «Трехгорке».

«Надобно знать, — писал А. М. Горь-
кий, — рель ‘каждого наиболее типичного
‘завода каждой ‚области производства, —
` завода, как двигателя  промьииленноети,
как школы техников и школы революцно-
неров. завода, как воспитателя классового,
революционного самосознания рабочих и как
организатора, Участника гражданской вой»
ны. Нало знать завод в его современном
значений. как организатора социалистиче-
ского сознания и социалистического про-
изводетва». . .

Beceza mactepa Евтеева ¢ «юношами,
обдумывающиии житье», — и ‘есть живая
история <«Трехгорки». как школы револю-
ционеров, ‘как воспитателя классового,
революционного самосознания рабочих...

Молодые краснопресненцы не раз. бы-
вали в небольшом деревянном . домике. на
Большевистекой улице — в историко-рево-
люционном музее «Красная — Пресня».
Здесь в октябре 1917 года был райком

ностью каждого советского человевба, п9-
родило и повседневно рождает ‹ героев
труда, первооткрывателей новых. путей в
технике, ‘людей новой, революционной
энергии и мысли, как вазывал сих
А. М. Горький. Пусть же Молодые щах-
теры не забывают славные трудовые под-
	виги недавно скончавшегося. Никиты
Изотова. одного из первых  органя-
заторов = социалистического соревнова-
	ния в угольной промышленности. Пусть
0браз Макара Мазая, талантливого стале-
вара ’Мариупольского завода имени
Ильича, стойкого патриота,  загубленного
фашистами, служит для молодых  стале-
варов вдохновляющим примером в труде
ий борьбе. О. Макаре Мазае написана поэ-
ма... ‹ Хотелось бы поскорее увидеть и
биографию Мазая; узнать, что в Мариуис-
ле открыт музей, рассказывающий о вы-
дающемся советском сталеваре.

В Златоустовском краеведческом музее
обширно представлены материалы о 603-
дателе русской булатной стали Павле
ПЛетровиче Аносове. Не ‘только злато-
устовцы, но и жители Южного Урала—
частые посетители этого . замечательного
хузея. Вак было бы хорошо, если бы в
экспозиции музея нашли достойное места
и рекорды нашего современника Василия
Амосова. знаменитого златоустовского ма-
стера скоростных плавок.

„Не надо забывать, что жизнь нашей
молодежи протекает не только на заводе,
но и в городе. Если справедливо, что ар-
хитектура — окаменевшая музыка, то на-
ши ‘советские города = воплощенная. в
камне победная музыка Революции. Есть
в. Москве Люсиновская улица, бывшая
Малая Серпуховка. Названа она так по
имени  павшей в бою  революционерки
Люси. Люсиновой. Тысячи людей живут,
работают, Учатся на этой прямой, нынче
зеркально асфальтированной улице. Знают
ли они о Люсе Люсиновой; помнят ли ее?
Секретарь  парторганизации _ эксеперимен-
тального молочного завода тов. Шилович,
услышав. такой вопрос, © сомнением  по-
качал головою. з

— Врял ли кто ИЗ ‘сотрудников знает,
а уж мололежь-то подавно.. .

И на Москворецкой’ прядильно- ткацхой
фабрике молодые ткачихи. нё слыхали. о
Люсиновой, а ведь многие ‘не только ра-
ботают, HO и живут Ha улице, само. на-
звание которой’ гласит о бессмертии peso-
люционерки. Только Светлана Румянцева
кое-что знает, но в этом вет заслуги
парторганизации Фабрики. 0 Любе Люси-
новой рассказывали’ на сборе пионерекой
дружины в школе № 553. тле училась
	Румянцева...
	)ноше, обдумыва:
	М. Пришвин однажды писал 0. чув-
стве сорадования, Которым щедро обладал
Алексей Максимович Горький, переживав-
ший творческую удачу любого советского
писателя. как свою личную удачу. Благо-
родное чуветво это — всеобщее, типиче-

ское, весьма характерное для людей со-
пиалистической эпохи.
	Не раз приходилось мне наблюдать, как
юнопга. почти. подросток, в ладно пригнан-
ной форме фемесленника, впервые входил
в величественно - просторный цех... Здесь
он будет трудиться во славу и процвета-
ние советской Родины! Много будет в его
жизни суровых испытаний, он познает
счастье творческой победы и горечь
неудач, прилежанием и упорством OH 3a-
воюет высокое мастерство, но никогда уже
не повторится . столь радостный, столь
светлый день — первый день Труда!
	Но почему-то первые дни трудовой вах-
ты новичка часто заполнены не созида-
тельным трудом, о котором он. страстно
мечтал, к которому стремился на школь-
ной . скамье. а тосвливым . ожиданием в
прокуренных  комнатушках — то пропу-
ска, то ордера в общежитие, то постель-
ных принадлежностей... Конечно, и орде-
ра; и пропуска- нужны, но нельзя ли все
эти процедуры сократить, упростить, -что-.
бы они не заслоняли праздничного, харак-
тера дня: вступление 8 трудовую семью.
завода лля рабочего молодняка — BCOTAA-
праздник, всегда торжество!

Надо: помнить, что-в Советской стране
завод, ‘Фабрика — не ‘Только  производ-
ство. скажем. машин или тканей, или.
консервов. _ Социалястическое  предиряя
тие — цитадель, р ради-
ций рабочего класса, это — цеятр твор-
ческой мысли Новаторов, это — живая
летопись величия п славы - стахановевого.
труда! Вее мы недавно е огромным волне-
нием читали опубликованные в ХИ томе
Сочинений И. В. Сталина” влохновенные.
	слова о: русеком рабочем” классе, о России.
	революционной, Росси Радищевых. и
Чернышевеких, Желябовых и Ульяновых,
Халтурнных и Алексвевых: «Вее это’ все-
	ляет (не может не вселять!) в сердца руг-
ских рабочих чувство революционной- на-
пиональной гордости, способное о двигать
							ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	15 сентября 1951 г. Ne 110