Насущная задача
критики
	ПИИАНИИИНОННЦИЙ
	Литература народов Советского Comsa
развивается, как единая многонациональная
по форме, социалистическая по содержа-
нию литература. Еще на первом Веесоюз-
пом съезде советских писателей основопо-
ложник литературы социалистического рез-
лизма Алексей Максимович Горький опре-
делил значение Союза советских писателей
тем. что в нем «разноплеменная, разно-
явычная литература всех наших  респу-
блик выступает как единое целое перед
лицом пролетариата -Страны Советов. пе-
ред лицом революционного пролетариата
всех стран и перед лицом дружественных
нам литераторов всего мира».

Время, когда судить о состоянии лите-
ратуры нашей страны можно было на ое-
новании изучения одной только советской
русской литературы, давно и бесповорогно
миновало. В самом деле, можно ли предета-
вать себе советскую поэзию без Джамбула
Джабаева, Гамзата Цадаса, Сулеймана Сталь-
ского, Самеда Вургуна, Якуба Коласа, Ар-
кадия Кулешова, Яна Судрабкална. Га-
фура Гуляма, Мирэо Турсун-зале, Павла
Тычины, Андрея Малышко и многих, мно-
тих других? Наряду с романами лучших
	русских советских писателей, наряду с
«Молодой гвардией» А. Фадеева,  «Сча-
стьем» П. Павленко, «Повестью о лег:
	‹тве» и «Вольницей» Ф. Гладкова, «Дале-
ко от Москвы» В. Ажаева, «Необыкновен-
‘ным летом» К. Федина. широчайшие мас-
сы читателей любят и ценят произведения
С. Айни, «Бурю» В. Лациса, «Абая»
М. Ауэзова, «Землю зеленую» А. Унита.

Перед советской критикой’ стоит  за-
дача активно возлействовать на весь лите-
ратурный процесе, быть силой, влияющей
на развитие лнтературы. Но состояния и
тенденции развития советской литературы
нельзя правильно понять, не учитывая со-
стояния и развитвя литератур братских
	народов.

Часто мы говорим, что писатели нмии
еще далеко не достаточно работают над те-
_мой рабочего класса. Можно ли при этом
	положении вещей пройти мимо  положи-
тельного опыта азербайджанских  литера-
торов, создавших за. несколько послелних
	лет ряд интересных произведений, осве-
макщих жизнь и борьбу рабочего класса
у нас и за рубежом? Имеем ли мы право
обойти молчанием ту борьбу, которую ве-
дут писатели Казахстана 33 овладение
этой важнейшей темой современности? Не
поучителен ли успешный опыт изобра-
жения роста и укренления рабочего клзс-
(а, который можно почерпнуть в романе
в. Надкми «Весенние ветры» или в 19-
мане-хронике А.  Гулайтиса-Гузявичюса
	«Правда кузнеца Игнотаса»?

С другой стороны, нашим  писате-
лям существенно, полезно и учиться на
ошибках, трезво и вдумчиво анализиро-
вать недостатки. Есть немало писателей,
уходящих в своем творчестве в. далекое
прошлое. Разве не поучительны для них
серьезные идейно-хуложественные срывы
такого литератора, как А. Белиашвили,
потерявшего в своем романе ‘«Бесики»
ивотворную тему народа?

Еели только в послевоенные годы все-
народным признанием, выражающимся в
ежегодном присуждении Сталинских пре-
ний, отмечено 70 произведений, принад-
лежащих перу писателей братских рес-
публик, то-есть почти половина всех
улостоенных этой высокой награды про-
изведений, — то вряд ли можно претен-
довать на плодотворное изучение и актив-
ное воздействие на литературный процесс,
не зная и не изучая творчества лучших
представителей братских литератуу.
	910 относится не только к русской ли-
тературной критике. Важно и нужно, что-
бы украинские критики опирались Ha
опыт не только украинской и русской ли-
тературы, но и латвийской, казахской,
узбекской, чтобы литераторы Латвии, орп-
ентируясь на русскую советскую литера-
туру, не забывали о судьбах литературы
	белорусской или дагестанской, чтобы
азербайджанские критики обращались к

творчеству Упита и Гузявичюса, Creab-
	Maxa и Кулешова.

Процесс развития многонациональной со-
ветской литературы есть исторически обу-
словленный, елиный в своем многообразии
	процесс. Игнорировать это обстоятельство
	в критике — значит безнадежно отставать
от жизни. Обобщая положительный опыт
писателей  фазличных — национальностей,
указывая на их нелостатки, критик помо-
тает  распространению этого опыта на вею
советскую литературу, помогает избегнуть
ошибок и овладеть достижениями, с1069б-
ствует обогащению и росту всей нашей

литературы в целом.
	Достижения  лите-

алача ратур братских наро-

дов СССР не остались

вне поля зрения на-

шей критики. За по-

Л следние годы в печа-

ти появляется все

больше статей и ре-

цензий. посвященных произведениям писа-
телей братских республик.

Олнако этого еще лалеко не достаточно.
Многие наши критики и литературове-
ды считают возможным заниматься про-
блемами советской художественной лите-
ратуры в отрыве от литератур братских
народов СССР. Можно назвать весьма не-
много развернутых проблемных статей, в
котерых произведения братских литератур
фигурировали бы не в виде перечисления
лауреатов, а являлись бы наравне с про-
изведениями русских советских писателей
объектами серьезного разбора, опорой oc-
новных положений автора.

Характерно, что некоторые известные
Еритики. как, например, В. Александров,
Н. Лесючевский, за последние три года не
выступили ни одного раза по вопросам ли-
тератур братеких народов. А другие —
В. Ермилов, Б. Соловьев, А. Макаров,
Ю. Лукин — ограничились единичными
выступлениями.

Зачастую авторы рецензий  доволь-
ствуются енисходительным  пересказом со-
держания произведения. Это относится в
значительной мере и к тецензиям Tex
немногих критиков, как, например, Л. Кли-
мович, П. Скосырев, Г. Корабельников,
В. Гольцев, которые посвятили себя лите-
ратурам братских народов.

Во многих статьях, посвященных про-
изведениям братских литератур, отсутет-
вует сопоставление этих произведений с
‘произведениями других литератур и даже
‘великой русской литературы. Это глубоко
неправильно, так как критик, перестав-
пгий следить за русской литературой и за-
‘ниматься ею, теряет ориентир. В сожа-
лению, у нас еще мало критиков, законо-
мерно сочетающих в своей работе интерес
к литературам различных братских нацио-

нальностей с повседневным активным вни-
манием к литературе русской.

Высокая требовательность, к которой
призывает нас партия, должна стать осно-
вой для суждений о произведениях писз-
телей братских народов. Существующая до
сих пор в нашей критике «вежливая»,
ложно-благожелательная снисходитель-
ность к произведениям. этих литераторов —
явление, глубоко чуждое духу нашего об-
щества, законом развития которого являет-
ся честная, требовательная и нелицепри-
ятная критика и самокритика.

Чем, например, поможет поэтам Бурят-
Монголии «юбилейная» заметка Вл. Смыс-
лова, опубликованная в седьмом номере
журнала «Звезда» за 1951 тод, или ка-
кое подспорье в доработке романа «Сыр-
Дарья» получит С. Муканов от напечатан-
	ной в том же журнале пересказывающей
статьи Й. Басалаева? Какие задачи ставит

перед Г. Башировым обстоятельно-похваль-
ная рецензия, с которой выступила
Л. Бать в седьмом номере‘ «Октября»?

Статьи и рецензии, помещаемые в аль-
манахе «Дружба народов», роль которого
в развитии литературното творчества брат-
ских народов должна быть особенно вели-
ка, зачастую также носят случайный
характер и сводятся к тому же пересказы-
ванию идей и сюжетов различных художе-
слвенных произведений.
	Изучение литератур братских народов
требует глубокого знакомства с жизнью
и литературой республик, требует, что-
бы критики выезжали на места так
же, как это делают лучшие наши перевод-
‘чики. Критик, равно, как и писатель и пе-
реводчик, должен всесторонне изучать
историю, экономику и культуру интере-
сующей его республики, т. е. знать ее
жизнь в полном объеме.

Следует признать, однако, что изучение
‘братских литератур у нас поставлено еще
весьма плохо. Уже с вузовской скамьи на-
чинается неблагополучие в этой области.
Как известно, ни в одном высшем учебном
зателении нашей страны не читается
цельного курса, дающего представление о
советской литературе, как литературе еди-
ной в своем национальном многообразии.
Ни в одном научно-исследовательском ин-
ституте и ни в одной творческой органи-
зации не сосредоточены вопросы плано-
мерного и глубокого изучения братских
литератур народёв СССР. Так же неудовле-
творительно обстоит дело и с изучением
критиками языков братских наролов.

Прямая обязанность правления Corsa
советских писателей— основательно проду-
мать и решительно улучшить всю систему
руководства братскими литературами на-
родов СССР е тем, чтобы обеспечить для
всех отрядов единой советской литературы
действенную творческую помощь со сто-
роны нашей критики и литературоведения.
	Ленинградский корреспондент «Ли-
тературной газеты» связался по радио
с судами Балтийского морского паро-
ходства, находящимися в дальнем пла
	вании. Он попросил советских торго-
вых моряков рассказать о трудовых
	успехах, которыми ответили они Ha
призыв Советского Комитета зашиты
мира, и о том, что довелось им уви-
деть за рубежом.
Передаем ответы, полученные © те-
плохода «Димитрий Донской» и паро-
< ходов «Белоостров» и «Менделеев».
	Стахановский
рейс мира
	С глубоким волнением и радостью сту»
шали мы по радио призыв Советекого Ёо-
митета защиты мира. Все члены нашего
экипажа с великой радостью поставят
свои подписи нод Обращением и подкрепят
их стахановеким трудом. Ham длительный
рейс через Северное море, Атлантический
океан, Средиземное море, Красное море,
Индийский океан и Желтое море мы реши-
ЛИ Назрать Стахановским Рейсом Мира.
	...Мы, моряки, часто посещаем инострач-
ные порты и города, наблюдаем их жизнь
и нравы. На днях, проходя Суэцким ка-
налом, мы увидели арабов-бурлаков. Изну-
ренные непосильным трудом, изнемогая от
невероятной жары, они тянули тяжело
нагруженную камнем баржу. у руля кото-
рой стоял десятилетний мальчуган. Здесь
же. несколько поодаль, на берегу канала
виден был крикливо раснисанный ресто-
ран, гле пьянствовали янки и их при-
служники — английские колонизаторы.
	А вот другая картина. На берегах ка-
нала много оползней и обвалов. Чтобы от-
ремонтировать канал, англичане согнали
сюда тысячи арабов. Вся работа произво-
хитея вручную, абсолютно без механиза-
ции. Еше издали мы заметили в канале,
У его берегов движущиеся черные точки.
Подойдя ближе, увидели страшную картя-
ну — арабы, погружаясь в воду с голо-
вой, вытаскивали со дна камни и на го-
лых плечах, по горло в воде, переносили
их на берег. Живут арабы здесь же, на
берегу, в ямах. Одеты они в лохмотья.
Мы не видели ни одного человека, кото-
рый`имел бы здоровый вих. ни одного
юноши © веселым взглядом.
	А. СПАССКИЙ,
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	Вторник, 18 сентября 1951 г.
	Михаил СОКОЛОВ.
	специальный корреспондент
«Литературной газеты»

В небе горит яркое, по-летнему  теп-
moe солнце. Нал поймой Дона. над тм-
	нутыми осенней позолотой деревьями и
побуревшими от пыли займищами и
окрестными хуторами тихо струятся дро-
‚жащие марева.

В етепи виднеются запыленные ветря-
ки и хаты. невысокие редкие деревья,
бродят  понукаемые  пастухами коровы,
овцы, козы. Курятся степные вихри пыли,
да летают грачи и сороки. Знакомая
с летства картина: извечные степные
пейзажи, необъятная ширь!

Теперь над Доном, займищами и леса-
ми вздымаются гигантекие краны, как
горы соли, белеют насыпи песка, и ухо-
дят вдаль желтые валы из глины. А в03-
ле них раскинулся город с железными
дорогами, CO всевозможными  постройка-
ми, в высоченными мачтами и дымками
паровозов, электролиниями и телефонными
проводами, наполненный тысячами людей.

Мы были здесь несколько месяцев на-
зад, видели плавно, величественно катив-
ний свои воды тихий Дон и этот вдруг
выросший на пустыре, за Доном,  инду-
стриальный городок.

И вот мы стоим на сорокаметровой
вышке. Перед нами гигантская плотина—
южный ‘берег будущего Циилянекого
моря. В плотине остался лишь узкий,
шириной в восемьдесят метров, ITPOTOR
для Дона. Он стеенен со всех сторон 6е-
лыми песками, и кажется, вот-вот  сом-
кнутся они там, на самом узком месте,
и Дон остановится и не потечет больше в
Азовское море...

Одним из самых значительных событий
в строительстве Цимлянекого гидроузла
является сегодня перекрытие Дона. Тыся-
чи лет несла великая русская река свои
воды по дедовекому руслу, уходила из
него и вновь возвращалась. А люди толь-
BRO тяжко вздыхали и с тревогой посмат-
ривали вокруг: куда кинетея Дон в бли-
жайшие годы?

Строители Цимлянского гидроузла пре-
градят этот вековечный путь мощнейшей
плотиной. повернут Лон в новое русло и
соберут его вешние воды в Цимлянское море.
`Ответственнь и сложна работа! В прак-
THRO строителей известны случаи, когла
перекрытые реки. бывало, сносили потом
все со своего пути и доставляли немало
хлопот. Несколько месяцев назад здесь
‘был котлован, вырытый на месте осушея-
ного озера Сусарева. В котловане снова-
ли бесчисленные машины, тракторы,
поворачивали хоботы могучие п0р-
тальные ‘краны,  волокли землю  буль-
лозеры. качал пульпу-нееок стоявшей в
тлубине котлована  земенаряд, а возле
высоченных мегаллических Ферми — эста-
кады был лес стальных  хитросплетений
арматуры. Сварщики ходили по тому ле-
су с электросварочными контактами и
озаряли небо красивыми сполохами голу-

вых лучей.
	канала она поднимется хо уровня peru,
перемычка, отделяющая канал от реки,
будет полностью фазмыта, строители от-
кроют донные отверстия в плотине, и
вода пойдет на нижний бьеф. Так посте-
пенно, минуя одно гидротехническое со-
бсружение за другим, Дон пройдет новых
руслом.

Здесь рассчитывают точно, наверняка.
Й стихия отетупает ве дальше перед
Ттением советекого человека. .
	Несколько часов назад мы были на
месте раскопок древнего Хазарското waper-
ва, У развалин города Саркела. Смот-
рели на останки людей и животных,
живших в этих местах более тыслчи лет
назад, наблюдали, как девушки осторожно
ножами снимали покров земли с лежавших
рядом двух небольших гончарных кувши-
нов, сгребали щетками известковую пыль с
плиты, DO, которой в яме хранились
когда-то продукты питания, слушали увле-
кательный рассказ руководителя раеконок
проф. М. Артамонова о далекой похоронен-
ной под землей жизни и думали: белее
тысячи лет назад здесь проходил Дон, и
люди кормились от него и находили у нз-
го защиту от ‘недругов, но потом покинул
людей Дон и ушел за многие километры,
й люди кинули евои места и ушли но-
ближе к воде, к жизни.

Й кажется просто невероятным, что вот-
Рот скоро еюла придет колоссальное коли-
чество речной воды, станет на этом древ-
нем месте Цимлянское море.

Какая же сила может повернуть сюда
BUY HW создать тут море? Эта сила — со-
ветские люди, советская культура, совет-
ский социалистический строй, сталинский
план переустройства земли на благо чело-
веку. Эта сила поворачивает реки и обра-
зует моря там, где никогда не было воды.
Эта сила возводит в степях Дона грандиоз-
ное сооружение, обуздывает реку. и поворз-
чивАет ее туда, куда надо советеким людям,
	Дон! Бековая легендарная река начала
новую жизнь. Скоро строители засыплют
камнем расщелину, намоют на камень ты-
сячи пулов песка, и навеки покинет Дон
свое дедовское русло в этих местах и бу-
дет литься, веселоз бежать под плотиной.
	А потом, когда все работы. будут заков-
чены, соберет он свои воды в Цимлянском
море, полымет их на лесятки метров и
рухнет оттуда реками и волопалами, чтобы
рращать турбины, которые дадут жизнь
машинам. А часть воды пойлет по ороси-
тельным каналам на поля колхозов и сов-
X030B. у

И булет наш народ © благодарностью
смотреть на добрые дела тихого Дона, ко-
торым научили его советские люли. строи-
	  тели, новаторы, люди сталинской эпохи.
	ПИМЛЯНСКИИ ГИДРОУЗЕЛ
	]Г сентября. (По телефону)
	Все лля мира. Все сулх — мир!

— (улх! — говорят мне, узнав, что я
еду в Москву.

— Сулх! — говорит мне. колхозный
ОХОТНЯК.
	С той. поры, когла на таджикском бере-
гу выросли большие стада колхозных эвеп,
с афганского берега повадились полосатые
охотники за овцами — тигры. Охотник-
` колхозник вырыл ямы и запасся арканом.
Тигр был взят в плен живым.

— Весь земной шар знает, что мы —
‘мирные люди, но в обилу себя не лалим.—
говорит охотник, размахивая арканом, —
ни четвероногим, ни двуногим  хиш-
никам, ни летающим крепостям, ни на-
палмовым бомбам ве проникнуть сюха —
здесь поджигателей ждут яма, аркан.
Улипа Уолл-стрит упирается прямо в клад-
бише,— я об этом читал, — а наши социа-
листические стройки вырастают на бере-.
гах жизни, на реках Няндж, Вахш, Аму-
Дарья. Волга, Днепр, Дон, .

Десятки миллионов советских m0-
дей полнишутся под Обращением о Пак-
те Мира. Им, их подписям булут светить
огни сталинских строек. Опуская перо в
чернильницу, каждый вспомнит слова
Сталина: «Мир будет сохранен и упрочен,
‘если народы возьмут дело сохранения мира
в свои руки и будут отстаивать его до
конца».
	Сегодня, когла на наших таджикских
полях раскрываются последние коробочки
белого хлопка, напоминающие стаи голу-
бей мира, наши дехкане подпишутся от
всей души за мир всего мира, за спокой-
Hoe детство норвежеких- детей. за счастье
франпузских подростков. за честную, д0б-
рую жизнь германских юношей...
	На хлопковых полях, на кирничах. сло-
женных возле строек, на’ корамичееких
блоках. на тележках с раствором цемента,
на горячей земле виногралников труловые
руки подпитшутся под Пактом Мира. Они
полпишутея под тем, пол чем мы в Мо-
скве единолушно подписались на пленуме
Советского Комитета защиты мира. Ona
вместе с нами поллержат призыв  Все-
мирного Совета Мира — о заключении
Пакта Мира между пятью великими дер-
DOT
	Нолобно тому, как каналы соелинят ре-
ки и моря, так илеи, которыми жавут совет-
ские люли; созлаюшие гигантские стройки
коммунизма. прохолят через серлна всех
передовых людей земного mapa и соеди-
няют их в борьбе за мир. который побелит
войну! Люли лоброй воли с честью BhI-
полнят указания знаменосеца мира Иосифа
	Виссарионовича Сталива.
СТАЛИНАБАД
	Теперь под нами, как бы выходя из
земли, выросла железобетонная плотина.
На несколько десятков метров поднимет
она уровень Дона. Слева — пгирокая бе-
тонная площадка, длинный ряд похожих
на скалы рассекателей и водобойная сте-
на: они холжны успоковть бурный поток
воды, который устремится слюда весной
1952 года.
	В основании плотины оставлены мно-
гочисленные донные отверстия — затво-
ры. На время, пока будет строиться гид-
ростанция, пока не доведут до проектной
отметки ее железобетонную плотину, че-
рез эти отверстия пройлет Дон. Он придет
сюда по каналу—своему новому руелу —
и даст строителям возможность  завер-
шить земляную плотину, которая перего-
POLAT ‘старое русло.
	Семь с половиной миллионов кубомет-
ров земли увезли строители из котлована
да ввезли сюда ABA с половиной миллиона
кубометров плогных грунтов. Около BOCh-
мисот тысяч кубометров бетона и пятьде-
сят тысяч тонн стальных ковструкций
самых разнообразных толщин вложили
они в тело плотины, и теперь она звели-
em выросла из вековечных недр

она.

До сих пор люли беспокоилйсь лишь 0
том, чтобы не мешать Дону нести свои
воды. Они отгородились от реки дамбой
пятнаднатиметровой высоты, построили
через Дон мосты и дороги, поставили у
его берегов мощный землесос, чтобы очи-
щать реку от песка.

Сейчас же строители перешли в на-
ступление.
	Мы видели, как в верхнем бьефе пло-
тины кипела работа. Днем и ночью здесь
рылн землю экскаваторы, люди делали
высоченную стену возле стального забора
из Нолос и шпунтин, замащивали откосы
камнем, заливали днище будущего русла
Дона бетоном.
	Но как спустить воды Дона с высоты
	нескольких десятков метров в HOBLE
русло? He разобьют ли они одних
	ударом все сооружения, не наделают
бед строителям, вложившим сюда неисчис-
лимое количество энергии, стали, бетона,
государетвенных средств?
	Строители решили: сначала сравнять
уровень воды в канале и в Дону, а уже
	потом размыть перемычки при Помощи

землесосов. Так и делается. ’Заработала
насосная станция. и вола по трубопрово-
	  ду пошла в канал — межлу перемычкой и
  плотиной. Когда в предплотинной части
	aH TEETER PEALE CETTE ETE EET
	=“

”
	CV JI K-
				первый помощник капитана тепло-
хода «Димитрий Донской»
	Встреча.
с докером
	На призыв Советского Вомитета защи-
ты мира экипаж парохода «Белоостров»
ответил новым трудовым подъемом. Па-
лубная команда пол руководством старше-
то помощника Батюхина и бопмана Цки-
тишвили провела большую работу по ок-
packe корпуса судна. надстроек и мачт.
  Старший механик Николаев дал ява ра-
ционализаторских прелложения,  реализа-
ция которых значительно упростит обелу-
живание и ремонт главного двигателя. Ма-
шинная команда заново отрегулировала
парораспрелеление главной машины.

..Будучи в Англии, мы посетили don-
дон и его порт, гле вилели развалины до-
мов в центре и на окраинах, халупки из
фанеры и железа, в которых ютятся сот-
ни семей. Мы познакомились е одним из
  докеров, работавших на разгрузке нашего
  судна. В недавнем прошлом он был солдз-
  том, участвовал в войне, дважды ранен.

— Простые люди Англии не хотят вой:
ны, — сказал он. — Что мы получили в
результате мук и лишений, перенесенных
в прошлую войну? Полуголодное, нищее
существование. Мой сын, механик, рабо-
тает в порту простым грузчиком.

Экипаж парохола «Белоостров» заявля-
ет: мы с радостью поставим свои полпиеи
под Обрашением Всемирного Совета Мира
и подкрепим их еще большей трудовой
активностью.

С. МАКАРОВ,
первый помощник капитана паро-
хода «Белоостров»

ee И РОО О ИИ

На Суэцком
	Наш пароход «Менделеев»  возвратает-
ся в ролную Балтику из дальнего рейсл.
Мы побывали в портах Индии — Валькут-
те и Бомбее, были на Цейлоне, заходили в
Ахен, Порт-Саид и Оран. Гололающему #a-
роду Индии мы доставили зерно.
	То, что многие из нас знали по книгам,
тазетным статьям. мы теперь увидели соб-
ственными глазами. Гнет и бесправие —
такова участь колониальных наролов. По-
ражают две крайности — богатство и ни-
щета, роскошные дворпы, виллы англичая
и жалкне лачуги из. досок, жести, цино-
BOK, тряпья, в которых живет полавляю-
щая часть населения. Многие не имеют и

этото жалкого крова — в Бомбее мы ви-
дели тысячи люлей, спавших на вамнях
панели. На улицах живут целыми семья-
MH, на улицах рождаются, на улицах
умирают!
	На рабочем митинге в Бомбее, на кото-
рый нас пригласили индусские текстиль-
шики, мы были свидетелями проявлений
огромной симпатии к Советскому Союзу,
к товарищу Сталину. Нас, гостей из вели-
кой советской лержавы, по инлусскому
обычаю увенчали гирлянлами живых ипве-
тов. Мы видели, как  загорались глаза,
как светлели лица, когла кто-нибуль из
наших товарищей, окруженный толпой,
отвечал на вопросы о свободной semana
советских люлей. Но лица хмурились, ку-
лаки гневно сжимались. когла речь захо-
лила о событиях в Корее, о жестокости. с
которой подавляется освободительное дви-
eine в AZUH.
	Олин из участников митанга. рабочий-
индус. рассказывая. что в Индии вербуют-

ся солдаты для войны во Вьетнаме, CRa~
зал”
	— ...Охотников не находится. Пусть
капиталисты попробуют повоевать сами’.
	А, ПОЗДНЯКОВ,
хода ‹Менделеев»

Vi AP
	Сегодня мы с поэтом Дехоти и группей
писателей на катере поднимаемся вверх
по Аму-Дарье. Мы проплываем у берегов
Вахшской долины, ныне. в наши  совет-
ские дни, именуемой Долиной Счастья.
	элесь таджики собирают лучший хлопок
мира.

Кзтер скользит вверх по аму-дарьин-
ским волнам; железный нос катера разре-
зает воды двухиветной реки; мы прибли-
жаемся к истокам Аму-Дарьй — двум слив-
munca рекам — Вахшу и Пянджу. Два
цвета струй говорят о том, что эти реки
родились в разных грунтах, но, кроме цве-
та, их ничто не разделяет.

Не таковы ля наши народы?’ Их
путь навеки слит, стал единым, а раз-
личия между ними говорят только о бо-
татетве оттенков нашей советской жизни.

Направо. — берег Афганистана. У это-
го берега нет своих катеров, нет своих
пароходов. Наш катер плывет вверх по те-
чанию вечером. Большая луна освещает оба
берега. На советском то и дело возникают
созвездия электрических огней — освеше-
ны колхозы, освещены новые социалиети-
ческие городки. На афганском берегу темно.
Электрическая станция мощностью не бо-
лее средней нашей межколхозной электро-
станции есть только в Кабуле, столице
Афганистана.

На темнеюших холмах афганского бере-
га стоят пограничники. Они наблюдают за
огнями нашего катера. —

—- Сулх!  — раздается в носа нашего
катера, слово, любимое всеми честными
людьми трудового народа и на том ‘берегу:
«Мир!»

Остановка. Нас окружают колхозники,
рослые, загорелые люди. Они внимательно
слушают новые стихи.

Стихи говорят о цветущих таджик-
ских колхозах, Это и есть  сулх — мир.
В кишлаках новые дома культуры, в них
делятся опытом наши  таджики-лысен-
ковпы. талжики-мичуринцы, и это тоже
сулх — мир. Новые сорта тонковолокии-
стого хлопка, новые виноградные лозы,
новые районированные. сорта пшеницы —
это тоже сулх — мир! Волокно джута вы-
пустил новый вахшекий завод впервые в.
этом году для того. чтобы собрать в лжу-_
товые мешки первые питрусовые  илолы.
	Таджикистана, выращенные в этом году.
Й это сулх — мир!
	И еще одна остановка — на этот раз
неподалеку от хлопковой плантапии. Мно-
	гие коробочки уже раскрылиеь и светлеют
пухлыми легкими белыми пятнами моло-
	TOTO хлопьа.
	МИРЗО ТУРСУН-ЗАДЕ
х
	— Взгляните. на эти поля, — говорят
один Из колхозников, в душе немножко
поэт.— Не кажется ли вам, что вперемеж-
ку с белыми пучками спелого хлопка на
поле силят и миллионы белых голубей
	мира’ .

Я оглядываю поля. Потом смотрю
на людей, живущих поэзией  прав-
ды наших советских дней. И мне
кажется. что вся  Вахшекая  лолина
	действительно упизана живыми голубями,
чье изображение я`видел на стадионе Буф-
фало в Париже. вилел в Польше, в Индии.

Уж скоро заря; нал катер поднимаетея
все вверх по реке. Мы видим на берз-
гах уже не хлопок, & спелые виноградные
гроздья, ноля наливной пшеницы, и нам
кажется, что и здесь вперемежку с вино-
градом и пшеницей белеют голуби мира.

Потом мы пересели в автомобиль, и он
побежал вверх по ущелью, влоль бурно
стремящейся вниз реки. У кишлака Сангту-
да мы познакомились с таджиком-экскава-
торшиком; он выполняет свыше трех норм,
но горд не только своим экскаватором, но
и личной библиотекой. Собранная им за
многие годы. ова при первом же раесмот-
рении показывает свое оеобое качество.
Когда мы обратили внимание экскаватор-
шика и читателей его библиотеки на то,
что это книги преимущественно о мире, о
труде, он воскликнул:

— Но ведь у нас и пишут вниги
больше веего о мире!

Не олин этот экскаваторшик, — многие
крановшики, бульлоззршики на великих
сталинских стройках — в Туркмении, на
Волге, в Крыму, на Днепре — имеют прх
спбе такие же библиотеки. такие же кни-
	ги, как зеркало отражающие мирную
жизнь и мирные устремления советских
народов.
	— Я не думал, — сказал Дехоти, в03-
вращаясь нз катере вниз по Вахшу,— что
маленькое путешествие по реке в пределах
Таджикистана откроет мне все краски лля
будущей туркменской поэмы. Мысли co-
ветских людей елины ий ясны.

И снова короткие привалы, снова к нам
подходили люди, просили книг, требовали
читать стихи.

Мне думается, что Дехоти прав — 10-
вольно подняться по дороге вверх к ка-
менному Хорогу, посмотреть на дела тад-
жиков. чтобы понять дела туркмен, кото-
рые стоят у бетономешалок. впервые пере-
рабатывающих грубые пески пустыни, ви-
	когда —- от нзчала марозлания —— не сму-
	  живитие строительным материалом.
	Собрание писателей Ленинграда
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр,). В Белом зале
Дома писателя имени Маяковского состоя-
лось собрание литераторов,  посвяшеннов
подписанию Обращения Всемирного Сове-
та Мира о заключении Пакта Мира между
пятью великими державами.

Выражая чувства всех присутствующих,
докладчик Н. Никитин сказал:

— Советский народ, сплоченный вокруг
своего правительства, партий и товарища
Сталина. идет во главе сил мира. Мы за-
няты мирным строительством, ‘трудимся
нал выполнением наших великих жизнен-
ных задач, возводим стройки коммунизма.
Мы — за летство. не знающее воздушных
тревог, з&а спокойную старость, за науку
во благо, а не во врел человеку. Ставя
свои потписи под Обращением Всемирного
Совета Мира. мы протягиваем руку друж-
бы всем честным людям земного шара,

Н. Никитин, призвал писателей созлавать
художественные произвеления,  рассказы-
	‘вающие о самоотверженной борьбе совет-
ского народа и простых людей всех стран
	за мир.
— Tam, rae мрачные силы фашизма,
говорят: — «ВОЙНА!» мы говорим: —
	«МИР!». И это слово на всех языках вме-
сте с нами повторяют свободолюбивые на-
роды,— сказал В. Рождественский.

0 патриотическом долге советского пи-
сателя — быть на перелнем крае развер-
нувитейся грандиозной битвы 2а мир —
говорил Б. Чирсков.

С речами выступили также А. Дымшиц,
К. Серебровская, 0., Берггольн.

Писатели Ленинграда с громад-
ным воодушевлением приняли текст
ПАСЬИЗ любимому вождю — товарищу
И. В. Сталину, :

Собрание ‘окончено. Писатели подходят
в столикам, на которых белеют листки с
Обращением Всемирного Совета Мира.
Каждый ставит свою подпись.