Письма. в Редакцию
	О библиографии
местной периодики
	«Газета живет один день». Эта Фраза
требует серьезной поправки. Материал, на-
печатанный в газете, как и всякий печат-
ный материал, сохраняется долго, но ра-
зыскать его при отсутствии указателей
чрезвычайно трудно. Этим и объясняется
незначительное и случайное использование
газотных материалов прежних лет в теку-
щей практической, а также в литератур-
ной и научной работе.

Регистрация статей центральных газет
осуществляется в настоящее время Bee-
	ще РЕ >

ga > тт
 гоюзной КНиИЖнНой палатой, выпускающей
	«Летопись газетных статей». но никто не
осуществляет библиографию периодики,
выходямей в краях и областях. Нам не-
известно ни одното указателя местной пе-
риоднческой печати.

На местах нет органа, который считал
бы эту работу своей обязанностью. Мы
предлагаем, чтобы деле библиографии ме-
стной периодики взяли в свои руки редак-
ций областных и краевых газет, распола-
гающие квалифипированными кадрами и
возможностями для издания.
	А. ХРАБРОВИНКИЙ
	Психологии--экспериментальную базу.
	$
А. КОСИЧЕВ,
	В истекшем учебном году были ploctaB-
лены новые общие и специальные курсы
и спецееминары. С больнити успехом про-
шли такие курсы, как «Значение. учения
Павлова для психологии», «Учение Лав-
това и основные проблемы психологии»,
	«Взаимодействие первой и второй сиг-
нальных систем» и другие. Они вызвали
большой интерее у студентов. Отэадно,
	что почти все курсовые И динломные ра-
боты студентов психологического отделе-
ния были связаны © павловским учением
о высшей нервной делтельности, с прак-
тикой советской школы.
	Однако психологическое отделение МГУ
испытывает большие трудности, ‘с которы-
ми Московский университет самостоятель-
no, без помощи Министерства высшего
образования, справиться не может. Иросъ-
ба Московекого университета в миниетез-
ству в отношении пенхологического отде-
ления была очень скромная: ректорат
МГУ просил создать при пенхологическом
отделении кафедру выешей нервной дея-
тельности, увеличить число лаборантов,
вылетить препараторов п лекционных асен-
стентов по психологии, ввести штатную
должность заведующего психологическим
отлелением.
	В конне апреля 1951 года пришел
ответ Министерства выешего образования,
подписанный заместителем министра
тов. Михайловым. В св0ем ответе
тов. Михайлов отверг просьбу МГУ, откло-
нил все предложения, направленные на
улучшение дела подготовки психологиче-
ских кадров. Судя по ответу, тов. Михай-
лов не счел нужным разобратьея по суще-
ству в этом деле. Он даже не пригласил
к себе для беседы работников . универеи-
тета, профессоров психолотичесто:с огде-
ления.
	Свой отказ в создании кафедры выс-
шей нервной деятельности тов. Михай-
лов мотивирует тем, что якобы для такой
кафедры нет необходимых ‘кадров. Но этот
аргумент показывает, что заместитель ми-
нистра тов Михайлов не знает фактиче-
ского положения дел. В действительности
в составе кафедры психологии МТУ имеются
вполне квалифицированные специалисты,
способные возглавить ‘работу кафедры
высшей нервной деятельности. Нужны ли
нам такие кафедры? Судя по ответу
тов. Михайлова, не нужны. А между тем
создание хотя бы двух-трех кафедр выс-
шей нервной деятельности при крупных
вузах, несомненно, обеспечило бы подго-
товку нужных кадров в этой важной 06-
ласти науки и помогло серьезно улучшить
преподавание психологии.

Новые задачи, вставшие перед пенхоло-
гией после павловской сессни, большой
объем лабораторных работ требуют серьез-
ной материальной базы, значительного
числа лаборантов,  препараторов, лекци-!
онных ассистентов. Однако в Министер-
стве высшего образования уже после пав-
ловской сессии вынаштивались проекты.
ликвидации самостоятельного  пеихологи-
ческого отделения в МГУ и зодготовки!
впециалистов-психологов Ha базе общего
философского образования, без солидной
анатомо-физиологической г. эксперимен-
тальной основы. Министерству высшего
образования пора, наконец, понять, что
калры советских пенхологов нельзя гото-
вить в отрыве от лабораторных опытов и
экспериментальных исследований. Необ-
ходимо как можно скорее поставить пре-.
подавание психологии Ha  эксперимен-
тальную базу.

Фф`изнь показывает серьезное отставание
сихологин п педагогики от требований
современности. Работники этих наук дают
мало научных трудов, не проявляют актив-
ности в исследовании жизненно необходн-
мых вопросов, мало проводят творческих
обсуждений научных проблем, слабо раз-
вертывают критику и самокритику.
	Тлавная причина отставания психоло-
гин заключается в том, что эта наука в
течение длительного времени была ото-
рвана от павловского учения. Учение Нав-
лова о высшей нервной деятельности до
сих пор’ не стало  естественно-научной
основой психологий.
	На научной сессии Академии наук
СССР и Академии медицинских наук по
физиологическому учению академика И. П.
Цавлова приводились многочисленные при:
меры недооценки и прямого игнорирова-
ния психологами учения Павлова. Доста-
точно указать, что в книге проф. С. Ру-
бинштейна «Основы общей пеихологии»,
насчитывающей почти 700 страниц, об
учении Павлова говорится мимоходом
только на шести страницах. Учеб-
ные пособня по пенхологни проф. В. Kop-
нилова также обходят павловское учение.
А проф. Н. Левитов в своих «Очерках
педатогической психологии» даже не упо-
минает имени Павлова. Стыдно признать-
CH, но, очевидно, наши психологи по-на-
столщему не знают учения акад. И. П.
Павлова о высшей нервной деятельности.
	Матерналистическая психология не мо-
жет развиваться без павловского учения
о высшей нервной деятельности. Научная
сессия Академии наук СССР и Академии
медицинских наук, носвященная теорети-
ческому наследию акад. И. П. Павлова, со
всей остротой и‘наглядностью продемон-
стрировала это положение. В противном
случае психология неизбежно потрязнет в
болоте идеализма и перестанет быть нау-
кой.
	В. Н. Ленны еше в 1594 году наметил
пути развития пенхологической науки.
В своей геннальной работе «Что такое
«друзья народа» и как они воюют против
социал-демократов?» он раскритиковал аб-
страктные метафизические схемы психоло-
тов-идеалистов, оторванные от материаль-
ной основы пеихических процессов.
	Определяя задачи и пути развития
психологин, В. И. Ленин писал, что «про-
тресе тут должен состоять именно в том,
чтобы бросить общие теорин и философ-
ские построения о том, что такое душа, и
суметь поставить па научную почву изу-
чение фактов, харахтеризующих те HAIN
другие психические пропессы». Ленин
указывал, что научная психология должна
прямо взяться «за изучение материального
субстрата психических явлений — нерв-
ных процессов».

Великий русскнй ученый И. НП. Павлов
своим учением о физиологии высшей нерв-
ной деятельности, составившим эпоху в
развитии науки, заложил естественно-на-
учные основы психологии. Павлов глубоко
понимал условия успешного развития пен-
хологни. Без исследования нервных прэ-
цессов, составляющих материальный суб-
страт психических явлений, не может
быть п психологии. Вот почему И. П. Нав-
лов так страстно призывал к «законному
браку» физнологии и пеихологни. В са-
MOM деле, как можно изучать и решать
такие важнейшие п сложнейшие пробле-
мы пенхологии, как проблемы восприя-
_тыя, ощущения, представления, памяти,
	НИКОЛАЕВ. (Наш корр.). Сюда достав-
лен из Ленинграда изготовленный там
большой бронзовый бюст А. М. Горького:
Он будет установлен в селе Кандыбиче, с
которым связано несколько тяжелых дней
в жизни А. М. Горького.
	ГОРОВ, Ян ПОЛИЩУК,
	спениальнью - норреспонденты
	_ «Литературной газеты»

ОТ ТУРИСТ
	ВЕЗДЕ ПОБЫВАТЬ,
ЪСЕ УВИДЕТЬ
	Тысячи молодых людей. да ий ПОЖИЛЫЬХ
тоже, именуемых В дальнейшем туриета-
ми, ежегодно бролят. по отрогам Алтая,
плавают на шаюпках по озеру Селигер,
перекликаются с друзьями В чашобе Ran-
казского заповедника. Армия туристов
пополняется ежечасно, Ведь недаром В
этом году одно ТОЛЬКО туристско-эксвур-
сионное управление ВИСИС едва смогло
обслужить 46 тысяч человек, страетно
жажлавших путешествовать. А в добро-
вольном общество «Наука» па каждую
туристекую путевку претендовало 14 че-
ловек. Конкурс, не меньший, чем для По-
етупающих в Московский университет!

Трудно учесть группы туристов, которые
организованно движутся по различным
маршрутам с путевкой в кармане, Еще труд-
нее отразить в цифрах количество энту-
зиастов, которые отмеряют километры по
дорогам и тропам, так сказать. неоргани-
зованно, не обращая внимания на отеут-
ствие путевки. Такой вид туризма назы-
вается самолеятельным. Й если первые,
преодолев солидную дистанцию по прото-
фенному, изученному инструкторами = My-
тй, могут отлохнуть в тепле турбазы и
воспользоваться заранее оплаченным 06е-
дом. то вторые... Вторые идут на свой

страх и риск.
	С ДОБРЫМ СЛОВОМ
В КАРМАНЕ
	Мы присосдинились в небольшой груп-
пе самодеятельных туристов, которая
направлялась в lines. Наши  епут-
ники — студенты-историки избрали ин-
тересный маршрут Kuen — Триполье —
Переяслав-Хмельницкий — Канев — Чер-
кассы. Почему именно этот маршрут пред-
ставляет для них интерес? Нет нужды
говорить о памятниках Киева. Они обще-
известны. Триполье связано с упоминае-
мыми в любом учебнике археологическими
раскопками так называемой «Трипольской
культуры». В гражданскую войну в этом
селе совертили свой полвиг комсомольцы,
	зверски замученные белогвардейскими

бандами.
‚ В Переяславяе Богдан Хмельницкий
	объявил о присоедянении Украины к Mo-
скве. В Каневе находятся могила Т. Г.
Шевченко и музей великого кобзаря. На
высокой приднепровской круче похоронен
А. П. Гайдар. В городе: можно осмотреть
библиотеку-музей имени этого замечатель-
ного писателя. В нескольких километрах
ог Канева раскинул свой уголья биогеогра-
	фический заповедник Киевского  государ-
ственного университета.
В перечне маршрутов, утвержденных
	ВЦСНС, мы, разумеется, такового He на-
шли. В туриетско-экскурсионном  управ-
лении ВЦСПС по Украине рекомендуется
всего лишь... два маршрута: по Виеву п

Закарпатью.
Узовив недоумение на наших лицах,
	Пи
	Борис Е
	ристского ШЛЯХО
	самой широкой постели —^ На  матути
земле, покрывшись самым широким од
лом — небесным сводом,
	Канев известен не только CHUMAH Исто;
рическими местами, но и тем, че ти
когда-то существовала туристская бам,
Но о восстановлении ее ничего но слы.
хать. Впрочем, это нае и не удивило. Ту.
ристекие базы вообще не пользуются 0.
 осклонноетью профсоюзов. В Алупке Ло

es -@-AN MIN.
	туриста занят пох санаторий N93 BUCIC

as perenne

в бывшей турбазе Ленинграда сеичас гор-
суд. на реке Чусовой, в Кауровке, тури.
„ток вытеснили курортники. Так же в
	Молотове кой области и на Алтае,

эк куда же податься туристам в п
	pede. ненных местах, и в Ваневе, в ак
ности?”
	Сколько мы Ви ХОДИЛИ 19 славвуу
городу artery. никакого намека №
0, что здесь HPO-TO интересует
путвшественниками, И вот, наконец, м
	были приятно поражены. ВБ местной па.
рикмахерской рядом © тарифом Ha брить
борох и усов висел цлакат: «Товарищи!
Славайте нормы на значок «Турист CCCP!
Вот оно! Ну. а что делать‘ тем, кто №

босет бороду и усы?
	33-й ВИД СПОРТА
	В феврале этого года на пленуме вое
союзной секции туризма веплыл вдруг
жгучий вопрос: что же такое в конце
концов туризм? И какое место занимает

ен в спортивном етрото?
Холили-ходили,  работали-работали. и

вот нате вам! Раздались голоса, что ту-
ризм—это вовсе не спорт. Кто-то сослалея
лаже на словарь Ушакова: «Турист—%®-
ловек, занимающийся туризмом, путете-
ствующий для ‘отдыха, развлечения к.
удовлетворения своей любознательноети»,

Эта дискуссия разгорелась не случайно.
Туризму, как это ни странно, приходится
еще бороться с косностью многих физ-
культурных руководителей. Иной спортив-
ный деятель, находясь под впечатлениех
позавчерантнего футбольного состязания,
недружелюбно косится на молодых людей
с рюкзаками за плечами: «Какой от них
толк? Хотя бы по дороге гири поднимали,
что ли...»

В мощном аппарате Комитета по делам
физкультуры и впорта УССР туризм опе-
кает олин человек. Мы долго искали вто
по коридорам и комнатам, пока не узна-
ли. что он в длительном отъезде. Но не-

{
	ужели же никто, кроме него, не моде
посвятить нас в тайны всеукраинского

туризма?
	’ Заместитель начальника  учебно-сто]-
тивного отдела тов. Подольский замахал

руками:
— Этим я не занимаюсь. Туризм меня

не касаетея.
	Начальник отдела тов. Буцыгии OTs
тил столь Же кратко, но более обобщенно,
	— Я не в курсе. И вообще о туризм
вам никто ничего не скажет.

Заместитель председателя комитета
тов. Никонов даже рассердился:

— У маня 32 вила спорта. Если я no
каждому. буду беседовать. лично, ‚знаете,
что получится?..

Мы догалались, чтб получится, и по-
кинули кабинет. Очевидно, так же дело
обстоит не только на Украине. Ведь не-
спроста же за прошлый год в Белорусени,
Азербайджане, Литве, Молдавии, Таджи-
киста не. Туркмении, Барело-Финской
республике ни олин человек не сдал нор-
мы на значок «Турист СССР»...

Вот письмо в редакцию П. Васильева из
г. Шахты: «Я имею третий разряд по ту-
ризму. Несколько раз пыталея  организо-
вать секлию в Артемовеком шахтоуправ-
лении. Председатели районного ий 0блт-
ного советов общеетва «Пахтер» говорят:
«Не будем этим заниматься». А вель меня
беспокоят, сотни людей: почему нет сэк-
ции? Газета «Араеный шахтер» не печа-
тает материалов о’ туризме».

Туристекая армия ждет внимания к
своему делу. Ей нужны книги о Родине,
справочники, учебные кинофильмы. El
нужны снаряжение. наконец, методические
материалы и программы,

— Внимание, товарищи! Идет турист!

Thom
	Дайте ему дорогу!
	зам. декана философского фанультета мгу

им. М. В. Ломоносова
		внимания, роли, характера и т. Х., 063
учета физиологии высшей нервной дея-
тельности? А на базе правильного, науч-
ного решения этих проблем может успеш-
HO развиваться и педагогическая наука.
	Само собой понятно, что органическое
слияние физиологии высшей нервной дея-
тельности с ‘психологией требует боль-
нтих лабораторных и экспериментальных
работ. Каждый психолог должен отлично
влалеть техникой и методикой  прове-
дения пеихо-физиологического эксперимен-
та. Крупнейшим недостатком научной и
педагогической работы в области психоло-
гни является разрыв теории и практики,
крайне ничтожный объем эксперименталь-
ных и лабораторных работ. Нередко пеи-
хологи пытались (особенно до павловской
научной сессии) решать сложнейшие. про-
блемы психологии чисто умозрительным
путем, при помощи голых абстракций,
надуманных апрпорных схем и отвлечен-
ных логических построений в отрыве от
лабораторий, эксперимента.

Казалось бы, что застой, отетавание,
явно неблагополучное положение се пре-
подаванием психологии и педагогики дол-
жны были встревожить Министерство
высшего образования, в. ведении которого
находится значительное число кафедр пе-
дагогики и психологии.
	Однако Министеретво высшего 0бразо-
вания не только не заинтересовалось со-
стоянием пеихологни и педагогики, под-
готовкой кадров по этим важным науч-
ным диспиплинам, но даже не прислуша-
л0сь К тем конкретным предложениям, на-
правленным Ha преодоление отставания
психологии и педагогики, на улучшение
дела подготовки научных и педагогичо-
CRUX кадров по этим дисциплинам, в част-
ности по неихологии, которые исходили от
работников вузов. Нокажем это на приме-
ре отношения Министерства выешего 06-
разования к пеихологическому отделению
и кафедре психологии МГУ.

В составе философского факультета Мо-
сковекого государственного университета
имени М. В. Ломоносова имеется пенхологи-
ческое отделение, на котором обучается
170 студентов и 20 аспирантов; кроме то-
то, при филологическом факультете МГУ
имеется отделение логики и психологии,
на котором обучается 140 студентов.
Психологическое отделение философского
факультета призвано готовить высококва-
лифицированные кадры преподавателей и
научных работников в области пеихоло-
тии. Носле павловской сессии двух акале-
мий на психологическом отделении МГУ
была проведена коренная перестройка
всей научной и учебной работы. Был со-
ставлен новый учебный план, предусмат-
ривающий подготовку психологических.
кадров на базе павловского учения‘ о выс-
шей нервной деятельности, были корен-
ным образом переработаны, по существу,
созданы заново, все программы общих и
специальных курсов, резко’ увеличено
число часов на освещение вопросов, евя-
занных е физиологией высшей нервной,
деятельности, анатомней и физиологией
человека, значительно возросли лаборатор-
но-экспериментальные работы.

Претензии
к «Роман - газете»
	Если предположить, что каждый нс-
мер «Роман-газеты» читают только два
‘человека, то и тогда у нее окажетея мил-
нон читателей. Внушительная цифра!
Она ко многому обязывает и редакторов
этого издания и работников Гослитиздата.
Гели спозлание с выходом в свет не-
	терпимо в отношении толстых журналов,
печатающих в каждом номере новые про-
изведения нескольких авторов, То тем бо-
лее это. недопустимо для «Роман-газеты»,
в каждом номере’ которой печатается толь-
ко одно или даже часть произведения.
Толетые журналы выходят в свет свое-
временно, & «Роман-газета» не считается
с. календарем. Ноябрьский номер за
1950 год прибыл к подписчикам во вто-
рой половине января 1951 года. Не улуч-
шилось положение и в 1951 году—«Роман-
тазета» отаздывает на несколько месяцев.
Когла же, наконец. «Роман-газета» будет
	выходить в срок?
П. ФАЕРМАН
	Карта в книге
	Госкультпроеветиздат дважды — в 1949
и в 1951 гг. — выпустил ‘книгу И. Виноку-
рова и Ф. Флорич «Подвиг адмирала Не-
вельского». Книга издана чеплохо, с хоро-
шими иллюстрациями. А вот карты, по ко-
торой можно было бы проследить труд-
ный и славный путь доблестного русского
моряка, в ней нет. В 1950 году вышла в
свет книга Хуан Ай «Бурное десятилетие»
(Государственное издательство иностран-
ной литературы). На трехстах страницах
		этой книги—сотни географических названий. работники управления наперебой приня-
Примечания с объяснениями исторических лись рассказывать о состоянии туризма
событий. Китая в книге есть, но карты   на Украине.

опять нет. . — М 9 С:
Как же читать такие книги? Конечно, массовость: _ лабовато.

можно пойти в библиотеку, ‘добыть  Боль-
шую Советскую Энциклопедию или геогра-
фические атласы. Но разве всегда и у всех
есть на это время?

Необходимо все книги путешествий, гео-
графических исследований и героических
похолов снабжать картами, так как даже
на картах СССР, не говоря уже о картах
	— ‘Организация? Не ва высоте.

— Актив? Только сколачиваем.

— Базы? Проето туго...

И лействительно, е первым пунктом об-
стояло слабовато. За весь сезон управле-
ние дало напутствие в форме «маршрут-
ной книжки» только тысяче туристов.
`В туристском управлении. расположенном
	зарубежных стран, нет многих › названий   ef arae am manua unm um
упоминающихся в такой литературе. Мог  В Нескольких шагах от Днепра, нет ни
же Учпедгиз выпустить с картой труд! одной байдарки. В здании бывшего клуба
	проф. Г. С. Кара-Мурзы «Гайпины».
Издательствам не нужно скуниться
	издательствам ве нужно скунпиться на
карты, когда они необходимы для понима-
	ния текста.
О МАНУИЛОВА,.
	заслуженный деятель искусств Киргизии
		туристов — ныне общежитие,
— Так чем же мы можем помочь ту-

ристам? — разволят руками в управяе-
нии. — Разве только добрым словом, да
билетом на пароход.

Мы воспользовалиеь последним предло-
жением и на следующий лень с борта па-
	а В к - ¢ }
рохода высаживалиеь В Триполье. Эго

место часто посещаетея туристами, Чо.
гостиницы или дома для приезжих зааеь.
	нег. За несколько дней до нас триполь-
	свим гостеприимством — воспользовалась
большая группа путешественников из
Киева. Они близко познакомились He
	только с местными достопримечательно-
стями, но и с количеством осадков. вы-
	›  падающих за ночь. Туристы ночевали на
	Вуз без
	a ИИ ИИ НИНИИИННИИИ
	В селе Канлыбине
	В этом селе, шестьдесят лет назад, сн
выступил в защиту несчастной женшаны,
	преданной мужем на позор и муку (зас-
	этих же ме-
‚возле Очахова,
	сказ «Вывод»). Позднее,
стах, на солепромыслах
	произошли события, описанные в рассказе
«На соли».

Бюст А. М. Горького, А
для установления в Кандыбине, находит-о
	ся сейчас в Областном музее краеведения.
	пишет Бойко. — Пытался с ними 0б этом
говорить, совестил, но ничего не помогло.

Да полно, слова ли это отца? Он не в
состоянии навести элементарный порядок
в собетвенном доме? Да что это за отец,
который «частично» знает об издеватель-
ствах над дочерью и ничего не может
поделать!..

Сам Бойко в отношениях © Тамарой
немногим уступал жене и теще. Папаша
частенько уезжал в командировки и при-
возил огтуда подарки всем, кроме Та-
мары. Он епокойно взирал на то, что да-
же в его присутствии жена натравливала
сводных братьев на светру, что девочку
укладывают спать в уголок на тряпки, что
жена без конца кричит на Тамару, бьет
ребенка. Родной отец оказалея не только
безвольным, но и черствым человеком.

В нашем обществе, правда, все реже,
но еще ветречаются люди, подобные Бой-
ко. Они готовы произносить трескучие ре-
чи о коммунистической морали, о важно-
сти укрепления семьи и воспитания де-
тей. а сами остаются пошлыми меща-
нами и эгоистами в своей собственной
жизни. Именно таким оказался В. В. Бой-
ко. Товарищи дважды предупреждали его,
требовали навести порядок в семье, прз-
кратить бесчеловечное отношение к Т3-
маре, но и это не помогло.

Советские люди нетерпимо относятся 5
тем, кто не отказался от диких пере-
житков прошлого. Таких отцов и ма-
терей наш народ не только презирает, во
‚и сурово наказывает. Так случиловь и В
Тацинской. Фельетон районной газеты
глубоко взволновал всех трулящиахея рай-
	она, вызвал широкие отклики, Горняки,
колхозники. строителя. связисты, желез-
	нодорожники, учителя,  медицинекиеь ра-
ботники, домашние хозяйки, комсомольцы
и пионеры прислали в редакцию десятки
коллективных и индивидуальных писем.
В каждом письме — требование строго на-
казать В. В. Бойко и его распоясавшихся
родетвенниц.

Фельетон обсуждался на собрании ком-
муниетов  шШахтоуправления. Участники
собрания с гневом говорили 06 обыватель-
ском поведении Бойко. Партяйное собрание
	единодушно поетановило исключить его из
рялов ВКИСб). Это решение утверждена
Танинеким райкомом партии. Бюро рай-
	кома. кроме того, поручило  районному
прокурору тов. Ситникову начать уголов-
	ное преследование жены и теши Бойко.
	Так советские люли по достоинству
оценили жестокое. антнобщественное 1пэ-
	веление обывателей,
	Ran будто бы все ясно’ Мы спросили
o6 этом у секретаря райкома ВКП(б) тов.
	Сухова.
	Дело Тамары Бойко
	советская Родина
лучших матерей. А
вот в Тацинекой на-
	В. ПОНЕДЕЛЬНИК,
	В редакцию т9-
ПИНСЕСЙ районной г3-
	Реты «знамя Ильи-
	— Нрокурор нам еще не докладывал, —-
ответил тов. Сухов, — следствие, вероят-
	Но. продолжается.
	Но тут же выяенилоеь нечто странное:
	прокурор и не собиралея докладывать
результатах следствия. В редакцию рай
	онной газеты он черным по белому нз-
	писал: «Материал по фельетону «Солныш
	Ко» 0 плохом воспитании ребенка Гр-нэм
Бойко В. В. производством прекращен,
		нанеге
семь
	Бойко В. В. производством пре
так как расследованием фактов
ния побоев девочке со стороны
Бойко не установлено».
	объяснение своей позиции тов. Сият-
ников раскрывает весьма объемистое де-
ло 06 издевательствах над Тамарой Бойко.
	— Мы не установили фактов побоев
Гамары с0 стороны мачехи и неродной
бабки,— с прокурорской невозмутимостью
	KRCHCTATHDVeT он.
	ча» зашла жена ста- собственный норреспондент ШЛИСЬ ABE Aen

хановца местного «Литературной газеты» ны, которые своим
шахтоупра в ления. ° поведением оскверни-
Мать большой и ли святое и всем до-
дружной семьи, она рогое имя — мать!

рассказала сотрудникам тазеты про пе-  Екатерина Васильевна Бойко и ee мать
чальную судьбу живущей по соседству Агафья Васильевна оказались носителями
	пережитков прошлого, воскресили недоб-
рый. старый смыел слова — мачеха.
	Попав к ним, маленькая Тамара иепы-
тала Участь той бедной падчерицы, о кэ-
торой так много повествуется в старин-
ных сказках. Здесь в семье господствова-
ли героини давно ушедшего прошлого —
злая мачеха Екатерина Васильевна и
неукротимая в  самодурстве Tella —
Агафья Васильевна. Пятилетний  «чу-
жой» ‘ребенок оказался помехой в до-
ме. В их отравленном злостью мозгу евер-

лила одна мысль: как избавиться от Та-
мары.
	На плечи девочки взвалили самую тя-
желую работу по дому. Тамара в любое
время суток и в любую погоду должна
была приносить воду в больших  ведрах
из колодца. таскать дрова и уголь, чи-

стить и топить печи, ухаживать за коро-
вой и птицей.
	Девочку мучили не только  непосиль-
ным, изнурительным трудом. Каким вол-
нующе радостным бывает для каждого
ребенка первый день посещения школы,
когда все кругом нарядно и солнечно! По
злому капризу мачехи и бабкл Тамара
была лишена этой радости. В школу ола
принела одетой хуже всех, без уе
и тетрадей.

Семья заместителя главного инженера
шахтоуправления материально обеспечена
хорошо, ни в чем не нуждается. Почему
же тогда так много горя и страданий вы-
пало на лолю маленькой Тамары?
	В этой истории, пожалуй, самая. непри-
глядная роль принадлежит Василию Ва-
сильевичу Бойко. Коммунист,  руководя-
щий работник шахтоуправления допустил,
чтобы жена и теща измывались нал де-
вочкой. вал ero ребенком. Нам довелось
	прочитать объяснение самого папаши ча
сей ечет:
— Я частично (!) знал 0 том, что же-
	на п теща плохо относятея в Тамаре, —
	девятилетней Тамары Бонко. \

_ По велению материнского сердца при-
шла простая созетекая женщина в газе-
ту. Она не могла оставаться  равнодуш-
ной. виля. как издеваются нал ребенком,
Мололые журналиеты Вера Соболева и
Владимир Гамаюнов горячо  заинтересо-
рвались судьбой Тамары.

Сотрудники редакции тщательно про-
верили сообщенные им Факты, беседовали
со многими соседями Тамары, побывали в
школе, на работе ее отца. А 20 мая газе-
та опубликовала фельетон «Солнышко».
Так возникло дело Тамары Бойко, крайне
редкое, исключительное для нашей дей-
ствительности.

Дело это взволновало трудящихея все-
го района.

Девять лет назад Василий Васильевяч
Войко оставил свою жену. Тамаре тогла
было четыре месяпа. В тот же год мать
Тамары покинула станицу, и дальнейшая
судьба этой женшины неизвестна. Отец эт-
дал дочь на воспитание к бабушке в дерев-
ню. Вскоре у отца Тамары появилась но-
вая семья — жена, теща и двое детей.
С этого времени забывчивый папаша пере-
стал помогать воспитанию дочери. И то-
тла бабушка была вынуждена привезти
девочку к отцу, заместителю главного ин-
женера Тацинского шахтоуправления тре-
ста «Богураевуголь» В. В. Бойко.

В нашей стране многие тысячи совет-
ских патрноток по собственной  инициа-
тиве стали родными матерями для детей-
	сирот, воспитали и воспитывают Из HHA
полноценных граждан. активных  стрзи-
телей коммунизма. Советское  госулар-
	ство окружает наше юное поколение отЕ-
ческой заботой п лаской, расхолует Aa
воспитание, отдых и лечение детей огром-
ные средства. Славой и почетом отмечает
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	18 сентября 1951 г, № 111
		лозной промышленности. Наркомат’ израсхо-
довал на его оснашение свыше трех мил:
лиопов ‘рублей и превратил институт 3
крупное учебное заведение. Когла же ин-
ститут перешел в реление Министерства
PLICHIETO образования. из его учебных
планов, по непонятным причинам, искаю-
чили важнейшие специальные предметы,
что отразилось на качестве подготовки
специалистов; систематически, из гола в
год начали сокрашаться выпуски инжене-
ров-технологов, & студентов старших кур!
вов стали переводить в другие вузы, 3)
пять последних лет на оборулование пн“.
ститута почти He отпускалось средь.
Неудивительно поэтому, что оборудование.
его мастерских и лабораторий сейчае и

стает от современных требований бучах-
ней промышленности.

Пе пора ли поставить вопрос о переда
че Технологического инетитута им. В. \
Молотова Министеретву бумажной п 1
	ревоперерабатывающей промыпгленноети
СССР?
	Ленинградский технологический инети-
тут им. В. М: Молотова — единелтвенный в’
стране вуз. готовящий инженеров для
бумажной о промышленности. В нем обу-
чается 1100 студентов. На его кафедрах
видные ученые занимаются большой на-
учно-исследовательской деятельностью и
подготовкой аспирантов для научной ра-
боты. Институтом организованы курсы
для усовершенствования инженеров, pa-

ботающих на предприятиях бумажной про-
мышленности.
	Известно, что. бумажная ‘промышлен-
ность очень нуждается в высококвали-
фицированных специалистах. Естествен-
но, что Министерство бумажной и дерево-
перерабатывающей промышленности СССР
старается помочь развитию этого инсти-
тута. Недавно руководители министер-
ств» поднесли ему ценный подарок:
бумагоделательную машину.

Однако у Министерства высшего обра-
зования СССР иная точка зрения. Пода-
ренную бумажную мапгину оно не только
	— A непосильная работа, которую ма-
ленькая Тамара выполняла по. принужде-
нию мачехи и бабки? А то, что девочку
не кормили, понуждая заниматься попро-
шайничеством? Ведь все это подтверждено
десятком свидетельских показаний. Разве
за эти издевательства над ребенком нельзя
наказывать виновных?
	—щ Видите ли.-— ответил нам на эти
вопросы районный прокурор,— в уголов-
ном кодексе нет такой статьи, которая
давала бы право привлекать к судебной
ответетвенности за подобные факты. Я со-
ветовалея 0б этом с заместителем проку-
рора Ростовской области тов. Пелипенко,
и он рекомендовал дело прекратить.

В Ростове-на-Дону мы обратились к
заместителю областного прокурора тов.
Пелипенко.

— Здесь что-то напутал районный
прокурор,-— ответил тов. Пелипенко. —
Мы ему лишь советовали, как лучше
провести следствие по делу об издеватель-
ствах нал Тамарой Бойко...

Не беремся утверждать, где напуталя
прокуроры — в Тацинекой или Ростове-на-
Дону, Ясно одно: именно они, защитники
прав человека, оказались в данном случае
равнодущными людьми.

Нет. дело Тамары Войко нельзя считать
законченным. Суд над теми, кто отнамал

у Тамары счастье лететва. должен состо-
	яться.  Гаково справедливое требование
общественности.
	ТАЦИНСКАЯ Ростовской области
	не хочет устанавливать, Но просит «34; ,,   .
р ми OT
ненадобностью» взять обратно. Министерство, руковолящее этих

Судьба вуза сложилась нетлачно. Он  РАслями промышленности, кровно заинте
	ресовавное в процветаяий такого ву
сумеет быстро превратить его в учебно
	входит в Главное управление химико-тех-
нологических вузов Министеретва выесеше-
	I : р J Awe ,
го образования. По своему профилю ин-   ЗАВеление, А ыы
ститут не подходит к этому главку. нужды  целлюлозно-бума

Нало заметить, что с 1944 по 1946   СТва.

М АМШИНСКИЙ
		год институт им. В. М. Молотова находился
в ведении Наркомата бумажной и пеллю-
	В письме в редакцию «Литературной
	газеты» тов. Аржанов жаловался на ве-

правильную подрезку и плохую охрану

зеленых насажлений в Москве.
Корреспонденция была ‘направлена в
	Управление озеленения исполкома Москов-
ского городского Совета, которое празна-
ло критику правильной. Для устранения
недостатков в ведении зеленого хозяйства
	[10 следам меопубликованных писем
	управление разработало технические пра
вила ухола за деревьями н кустарниками
и разослало их всем своим районным KOH
торам.

В то же время перед исполкомом Ме
сковского Совета поставлен вопрос о пре
	ведении инвентаризации 82ех  зелены
насаждений горола и передаче их 10
ответственное хранение веломствам, предл
	приятиям и другим организациям.