ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯИТЕСЬ!
	№ 112 (2830)
—
	Женщины
	Международные
	ОТКЛИКИ
	CrOBOP
R BALIMATTOHE
	конференции B Lat-
‘кая  тазета «Нью-
		торячим БЛЮчЧом LETH
трудовая жизнь. Все, от
мала до велика, рабо-
тают ради счастья сво-

ей любимой Родины,
‚НЫ — вам инь.
И когда я слышу, что

американо - английские

[И р   поджигатели войны хо-

тят разжечь новый ми-
ровой пожар, что они
продолжают свои преступления в Корее,
гневом загорается Moe материнское

серце.

От имени миллионов матерей, на себе
перенесптих все ужасы и несчастья вой-
ны, я имею право заявить врагам мира:
«Не позволим вам, господа, затеять но-
вую бойню!»

Отрадно сознавать, что живешь в та-
кой сильной и могучей стране, которой
не страптны никакие грозы, не страшны
беды, что с нами великий и родной
товарищ Сталин-—защитник мира и правды
wa земле!
	Мой голое, голос матери,—в защиту
мира во всем мире, за светлое солнце
счастья над всей землей. От всего сердца
я приветствую Пажт Мира между пятью
великими державами. Это предложение
нашего правительства выражает волю
веех честных людей.
	К. ЧАЙКИНА,
	и тр
нее ПИ М
	Цена 40 коп.
	Четверг, 20 сентября 1951 г.
	нашей страны—
за мир!
	Мне шестьдесят два года. Из них луч-

шую половину я прожила при советской
власти и вижу, что это самая справед-
ливая власть на свете. Только при ней
мы, простые люди, стали легко и свобод-
не хышать.
‘За свою долгую жизнь я пережила не
одну войну. Во время недавней войны я
потеряла свою дочь — комсомолку Лизу.
Ее расстреляли в поселке Пеню фашисты
за То, что она несла людям сталинекуто
правду. В бою под Новосокольниками по-
тиб мой сын Степан. Тогда же я потеряла
и мужа:
	Наш колхоз ло войны жил: счастливо й:
	ботато. Мы пезнали настоящую, светлую
жизнь. Но оккупанты дотла сожгли на-
шу деревню Руну, не оставили от нее
камня на камне. А сколько безвинных
людей расстреляли враги — не сосчитать!

С какой душевной радостью мы стали
возрождать артельное о хозяйство после
войны! На помощь нам пришлю родное
Советское государство, Теперь в нашем
укрупненном колхозе «Мервое мая» вновь
	Борьба за жизнь человека — что MO0-

жет быть благороднее для деятеля наукн!
Человек — это звучит гордо, говорил ве-
ликий гуманист Горький, и мы гордим-
ся, что эти слова сказаны нашим писате-
лем, сказаны на нашей земле.
‚ Жизнь, старость и борьба co crapo-
стью — эти важнейшие проблемы биоло-
тической науки уже давно занимают уче-
ных многих стран. Но только в Советской
стране благодаря освобождению трудящих-
ся от гнета экоплуататоров, неуклонному
культурному росту, повышению матери-
ального благосостояния Macc и невидан-
ному расцвету науки впервые в историй
созданы условия для теоретического и
практического решения вопросов продле-
‘ния жизни человека. Статистика показы-
вает, что средняя продолжительноеть жиз-
ни человека в Советском Союзе — самал
высокая на земле.

Мы располагаем и другими данными.
Они свидетельствуют о том, что капита-
лиетический строй несет трудящимся бы-
струю «естественную» смерть. Непосиль-
ный труд, жестокая экеплуатация вызы-

вают прежлевременную старость.
	‚Человеконенавистники из лагеря под-
жигателей войны создают фабрики по
разведению бактерий чумы и других 00-
лезней для распространения эпидемий.
мы изыскиваем все новые и новые спосо-
бы борьбы с бактериями всех видов.

В Америке и Англии поджигатели вой-
ны, занятые гонкой вооружений, снижают
жизненный уровень народа, уменьшатот
заработную плату, разрушают экономику
своих стран. У нас же мысли направле-
ны на непрестанное улучшение жизни

трудящихся.
	Я вхожу в палату. Передо мной семь
маленьких кроваток и в них крохотные
ребятишки. Мы должны вырастить их
красивыми, здоровыми людьми. 0 них,
вот 06 этих семи самых маленьких CBO-
их гражданах, уже заботится страна. Это
для них на колхозных полях собирают
нынешний обильный урожай, это для них
шьют первую одежду из самых красивых
тканей, это для них написано и пишется
столько прекрасных книг. Им предстоит
торло назвать свою первую весеннюю за-
труду привычным словом: «Волго-Дон»,
а затем учить в школе, уже как а3буч-
ную истину: «Аму-Дарья впадает в Кас-
пийское море...»

Во имя их счастливого детства и моло-
дости, во имя жизни каждый из нас готов
схватить за руку тех, кто швыряет на де-
тей бомбы и именует это «высшей спра-
ведливостью цивилизации».

Всю жизнь я работаю зкушером. Через
мои руки прошло более десяти тысяч ново-
рожденных. Те, кого я когда-то принимала
в жизнь, сейчас приходят ко мне матеря-
ми. Никогда еще не рождались такие
крепкие, здоровые дети, как сейчас. Ran
на подбор девять-десять фунтов, а TO
и больше. Вот этим-то крепышам мы ий
должны обеспечить спокойное небо, цве-
тущую землю, счастливую жизнь.
	Мне, как врачу, пришлось участвовать
	в недавней войне. Своими глазами я ви-
дела страдания и муки людей. Необходимо
сделать — и мы сделаем — все для того,
	По проселочным и шШоссейным дорогам
нашей республики идут колонны автома-
шин с зерном. Почти на каждом грузови-
ке красный кумач лозунга или прочно
укрепленный щит, на котором два вырази-
мельных слова: «Урожай мира».

Я думаю о том, как в это же время по

американским дорогам мчатся машины с
трузом смерти. В ящиках везут боеприпа-
сы для солдат так называемой «армии
ООН», разбойничьей армии, покрывшей
себя позором на века своими злодеяниями
в Корее.
‚ Мы живем, трудимся для жизни. Мы
боремся за мир. потому что за нами—буду-
mee. B мирном созидательном, творческом
труде наш народ видит свою ясную и свя-
щенную цель. Для нас труд — счастье,
приближающее нас к коммунизму.

Заокеанские империалисты и их запад-
	ноевропейские . вассалы борются против

мира, потому что мир ^ для них убыто-
чен. Им нужна война (для того, чгобы
	сейфы ва Уолл-стрите и Сити были mepe-
полнены золотом. Они боятся мира, пото-
му что боятся народов своих же стран.

Как мать, я заявляю: пусть проклятие
матерей всего мира падет на ваши головы,
поджигатели войны!

Несколько лней назал в Со10зе писате-
лей Латвии я беседовала с товарищами,
многих из которых не видела все лето. Я
слышала о том, что один закончил роман
о рабочем классе Советской Латвии, дру-
	После окончания ROR
Франциско американекая
	Hopr тайме» отмечала, что теперь «ос-
новное внимание» сконцентуиювано на
	германской .
	сан-франциеский
	НЫЙ На подготовку
	ие» сконцентрировано на
проблеме. И действительна,
ий «договор»,  направлен-
товкуУ войны на Лальнем
	Востоке. дополнен теперь вашинтгтоневим
	сговором Ачесона, Шумана и Моррисона,
	цель которого заключается в воссоздании
гитлеровского очага агрессии в Евро.
	Смысл «декларации» и «коммюнике»,
принятых на вашингтонском совещании,
сводится к предельно яеному сигналу,
данному министерским «трио»  герман-
ским милитаристам: вооружайтесь до зу-
бов, набирайте пушечное мясо в атланти-
ческие армии Эйзенхауэра.
	Три министра одобрили в Вашингтоне
«план Шумана» — программу  объедине-
ния под эгидой США военно-промыштлен-
ного потенциала Рура с тяжелой про-
мышленностью Франции, Италии, Бель-
тии, Голландии, Люксембурга, а также
«план Плевена», предусматривающий =0-
здание «европейской армии» с участием
западногерманского вермахта. На этой ое-
нове Ачесон, Моррисон и Шуман намере-
ваются заключить, как они сами выра-
жаются, «контракт» с кликой западнотер-
манских милитаристов. Согласно «KOH~
тракту» марионеточный боннекий канц-
лер Аленауэр должен предобтавить США
пушечное мясо, а Ачесон, Моррисон п
Шуман — вступить в «новые отношения»
с Западной Германией.

Эти «новые отношения», как явствует
Из «коммюнике» и «декларации» вантинт-
тонского совещания, мало чем отличают-
ся от старого оккупационного  статута.
Интервенционистекие войска США и Ан-
TAHA, называвшиеся ранее оккупационной
армией, остаютея в Западной Германии
под именем «оборонительных».  Гаулей-
тер из Пентагона, именуемый верховным
комиссаром, возводитея в ранг поела.
«Контракт» американских имперналиетев
й боннских реваншистов ведет к беесроч-
ному диктату США в Западной Германия.
3а ширмой продиктованных ° гобударот-
венным департаментом США «плана Шу-
мана» и «плана Плевена» Западная Гер-
мания окончательно превращается в плац-
дарм американской агрессии.

Как показывают ‘последние события,
американские империалисты лихорадочно
торопятся создать массовую — западногер-
манскую армию. Накануне переговоров в
Вашингтоне разъездной американский
шериф Аверелл Гарриман встретилея в
Аденауэром и передал ему инструкции
Уолл-стрита. Гарриман одобрил ‘абсигно-
вание 24 ‘миллиардов марок на ‘создание
первых двенадцати западногерманских ди-
визий. Вроме того, Аденауару было при-
казано‹ принять ‘меры для возрождения
военно-морского флота и авиации. По сэ-
общениям печати, в новый  запалноге»-
манский возлупный флот’ будет включено
2.000 реактивных самолетов. Американская
тазета «Чикаго сам энд тайме» пишет по
Этому поводу, что тактическая авпация
Аденауэра будет более сильной, «чем та,
	которая была у Гитлера перед началом
второй мировой войны».

Олневременно° в Западной Германии
	идет оурная закулисная  «работа»_ Весь
милитаристекий сброд занят подготовкей
Е созданию западногерманеких войсковых
соединений. Генералы спешно. возрождают
германский генеральный штаб. А некий
Ганс Ульрих Рудель. бывший полковник
гитлеровской ‘авиации, ныне олин из ру-
коволителей массовой милитаристской ор-
ганизации «Добровольческий корпус Tep-
мании», не так давно прямо заявил, что
Западная Германия должна иметь сто ди-
визий в целью завоевания «немецкого
жизненного пространства».

Вашингтонский сговор трех министров
легализует реваншистскую  леятельноеть
германских милитаристов. Срыв Потедам-
ского соглашения, закрепление раскола
Германии, блок -Уолл-стрита е ‘рурскими
магнатами, воссоздание вермахта и, накэ-
Hel, открытое включение Западной Гер-
‘мании в Атлантический пакт.на очерэдной
сессии Совета Северо-атлантичеекого. е0ю-
за — таковы элементы подготовки к раз-
вязыванию новой войны в Европе.

‚Немецкий народ решительно высказы-
вается против вашингтонских решений,
против ремилитаризации Западной Tep-
мании. В  Обращении Народной палаты
Терманской Демократической Республики
ко.всему неменкому народу и к боннекому
федеральному парламенту предложено co-
звать Обшегерманское совещание предета-
вителей Германской Лемократической Рес-
публики и Западной Германии для обсу-
ждения вопроса 0 провелении  общегер-
манских свободных выборов и 06 ускоре-
нии заключения мирного договора с еди-
ной, демократичеекой, миролюбивой Герма-
нией.

Миллионы люлей во всем мире привет-
ствуют это решение Народной палаты
Германской Демократической Республики.
Миллионы людей во всем мире отвергают
антинародный  предательский сговор аг-
рессоров в Вашингтоне, которые пытают-
ся толкНУТЬ Народы в пекло новой войны.

Новый польский фильм
	Варшава в первые годы после освобож:-
дения. Город, разрушенный немецкс-фа-
шистскими захватчиками, быстро воссга-
навливается усилиями трудового назода,
ставшего хозяином родной страны, На этом
фоне развертывается действие кинокомедии
«Мое сокровище», снятой польскими вчне-
матографистами. Фильм разоблачает вся-
кого рода «бывших» людей, высмеирает
обывателей и мешан, этравленных жадно-
	стью и жаждой обогащения.

Картину снимал режиссер М. Леонард по
сценарию Л. Старского и Р. Невиаровича;
операторы — С. Крушинский и М. Веосчи,
В фильме заняты актеры, уже’ извествые
	нашим зрителям по другим польским ки-
нокартинам.
	экраны.
	Бскоре фильм выходит на советекие
	НАША СОВЕГСКАЯ ЖИЗНЬ

От корреспондентов «Литературной газеты»

Подписи мира
	Ее встречают радушно в каждом доме,
‘усаживают за стол и всей семьей внима-
тельно слушают. К ее интересным и всегда
по-особому новым беседам так привыкли,
что, случись, задержится она на день-два,
‘Ha десятидворке заволнуются: Me стряс-
лось ли чего с Карповной, не заболела ли?

Она знакома всем не только по книге
П. Вершигоры «Люди с чистой совестью».
Отважную белорусскую партизанку-развед-
чицу Карповну, ту Карповну, которая сме-
ло проникла в расположение   словацкого
полка и вручила командиру письмо Ков-
пака, хорошо знают в каждом доме. До
подробностей знают, где и за что она по-
лучила каждую из четырех правитель-
ственных наград (четвертую, орден «Знак
Почета»,—за плодотворную педагогическую
деятельность). Знают про благодарности
партизанского командования, даже про ча-
сы, подаренные ей бойцами-разведчиками.
Вспоминают иногда и про ее именное ору-
жие...

Вот и сегодня, тесно сгрудившись вокруг
Александры Карповны Демидчик, пожвзлые
хлеборобы и молодежь слушают ее нето-
ропливый рассказ о войне и мире.

— Получила я на днях три письма: од-
Ho—c Урала, другое — из Сибири, тре-
тье — из Крыма. От бывших партизан-раз-
ведчиков. О разном пишут товарищи.
Рассказывают о своей работе, вспоминают,
как шли рейдом на Карпаты, как воевали
в пинских лесах. Одной мыслью проникну-
‚ты письма: мир нужен нам, советским
людям; длительный, прочный мир!

Просто и ярко рассказывает Карповна
о великом движении в защиту мира, с ги-

гантских стройках на советской земле, о
  родной деревне Кирово, заново отстроен-
HOH после войны, и о добротной хате, где
сейчас проходит беседа; не так давно ее
	хозяин справил новоселье.

Много дел в эти дни у Александры
Карповны, директора Наровлянской сред-
ней школы. Председатель ме содей-
ствия сбору подписей под бращением
Всемирного Совета Мира, агитатор и Чаен
Общества по распространению политиче-
	ских и научных знании, она проводит боль-
шую работу по разъяснению миролюбивой
политики советского правительства, разоб-
лачению кровавых замыслов американских
империалистов.

И после каждой беседы, кажлого докла-
да она уносит © собой. вместе с десятка-
	  ми новых подписей под Обращением свет-
	лое чувство. гордости за советских людей,
	единодушно поднявшихся на борьбу 3a

мир.
Б. ГЛИКИН
НАРОВЛЯ.
	дудбожник

Anenpotsca
	а ССР
. Фо
	УНИВЕРСИТЕТ
	ского маляра. С войсками Советской‘
Армии. он дошел до Висмара, что севернее:
	CO CTPOHKH~B
	На географическом факультете Москов-
ского университета обычный учебный день.
	Раздается звонок, возвешая конец переры-   Берлина. На стройку нового здания универ-.
	ва между: лекциями. Умолкает многоголо-
сый шум, только что наполнявший кори-
доры.

— Среди студентов, зачислен-
ных на первый курс, вы можете
встретить и строителей высотного
здания университета, — рассказы-
вает заместитель декана геогра-
фического факультета В. Веде-
неева.

Мы знакомимся с ними. Сту-
дент В. Козлов, сын кунцевского
рабочего-токаря, на строительстве
высотного здания был слесарем-
электриком.
	— В августе прошлого года, —
говорит он,—мы прочитали в «Ли-
тературной газете» письмо под за-
главием «Мы ждем вас в унн-
верситете!», обращенное к моло-
дежи нашей стройки и подписан-
ное руководителями Московского универси-
тета. Вскоре были созданы и курсы по пед-
готовке к экзаменам для рабочих, не имев-
ших законченного среднего образования.
С нами занимались преподаватели, аспи-
ранты и студенты университета. В июле я
сдал экзамены на аттестат зрелости, а
осенью —и приемные испытания. И вот
сбылось то, очем я мечтал еще на фронте...

Второй наш собеседник — П. Маслов-
ский — уроженец Сибири, сын колхозника.
В годы Великой Отечественной войны он
также был на фронте. Участвовал в осво-
бождении Праги, штурме Берлина. Па
строительстве университета он работал
шофером грузовой машины.

Первокурсник С. Ицканов — сын москов-

оситета поступил механиком по автоделу, а!
затем работал начальником автоколонны, ,
состоящей из шестидесяти грузовых машин..
	Студент И. Хмелевской, сын колхозника
Курской области, был на строительстве ко-
чегаром, а позднее—слесарем-монтажником.

Благородное стремление к знаниям, го-
рячо поддержанное советской обществен-
ностью, привело участников строительства
Дворца науки на Ленинских горах в уни-
верситетские аудитории. Десятки строите-
лей стали студентами (в том числе и заэч-
никами) различных факультетов универся-

тета.
	НА СНИМКЕ (слева направо): С. Ицка-
	нов, И. Хмелевской, П. Масловский и

В. Козлов.
Текст В. РЕУТА

Фото Е. ТИХАНОВА
	мать Героя Советского   Союза
Лизы Чайкиной
	жхх
	se ye yy
		‚. Огромные, .поистине небывалые . пер-
спективы раскрываются в стране Советов
для развития науки. Советская наука,
основанная Ha  маркеистеко-ленинском
учении, непосредственно руководимая
товарищем Сталиным, уже не только до-
гнала, но и в ряде областей превзошла
достижения науки за пределами нашей
страны, разбила многие идеалистические
установки реакционных буржуазных уче-
ных. В частности, в биологии, области, в
которой я работаю, нанесен  сокруши-
тельный Удар идеалистическому учению
Вирхова, Вейсмана, Менделя и Моргана.
Труды Мичурина, Лысенко, Павлова, Га-
малея, а также учение о развитии жиз-
ненных процесоов в доклеточном периэде
раскрыли новые перспективы для разре-
пения практических вопросов медицины
и сельского хозяйства. С новых позиций
изучаются теперь патологические процес-
сы, происхождение. злокачественных опу-
холей, процессы заживления ран, тканз-
вая терапия, происхождение жизни на
земле.

Каждая минута нашей трудовой твор-
ческой жизни укрепляет мир во всем ми-
ре. Мы боремся за счастье для всех чест-
ных людей на земле.

Советские ученые работают во’ имя
мира, во имя счастливого будущего наше-
го народа, наших детей. И нет среди нас
человека, который бы в радостью не по-
ставил свое имя под Обращением о заклю-
чении Пакта Мира. Мы видим в Пакте
Мира залог укрепления дружбы народов,
и мы толосуем за этот Пакт, за созидание,
за творчество, за счастье на земле.
	ou Г ae NOE”

О. ЛЕПЕШИНСКАЯ,
		TITOKQPEHHE ПРОСТРАНСТВА
	селки Севера, те, где можно было от-
	крыть почтовые отделения.

Тогда возникла идея сплошной  радио-
фикации всех колхозных поселков Таймы-
ра. Радио должно говорить в каждом до-
ме, в каждом чуме! Каждый житель тун-
дры должен знать новости в один час с
москвичами!

Не мало пришлось потрудиться над ре-
шением этой задачи партийным и совет-
ским органам Таймырского национального
округа: надо достать оборудование, подго-
товить и кадры работников колхозных ра-
диоузлов — кадры свои, из местного насе-
ления.

И вот совсем недавно теплоход «Иосиф
Сталин», флагман пассажирского флота
Енисея, доставил в Дудинку последние 2+
комплекта полного оборудования радиоуз-
лов с запасными леталями и набором пи-
тания для батарей на весь полярный гол.
Теперь во всех до единого рыбачьих и
охотничьих колхозах будут слушать
по радио новости вместе со всей Совет-
	ской страной.
С. САРТАКОВ
	КРАСНОЯРСК
<
	Беспредельными всегда казались про-
странства Таймырского полуострова. В лю-
бом направлении ехать сотни и сотни ки-
лометров. Открытая безлесная тундра. Зи-
мой здесь жестокие  пятидесятиградусные
морозы, снежная пурга, а летом — непро-
холимые лежат болота. Но в тундре жи-
вет много советских людей. Ненцы, саха,
нганасаны — коренное население’ Таймы-
ра — объединились ‹ в промысловые колхо-
зы и успешно занимаются оленеводством,
рыбной ‘ловлей, охотой на пушного зверя.
	Пришла в тундру советская власть, и
вместе с нею пришли самолеты, радиостан-
ции. Сразу сблизились расстояния между
«материком» и тундрой. И если раньше
северяне всякую землю, с которой только
в короткое полярное лето можно было со-
общаться пароходами и больше ничем,
называли «материком» и называли всерь-
	ез, так, словно сами и вправду жили на
острове, теперь, говоря «на материке», они
лукаво подмигивают: мол, сами понимай-
те, что это сказано в шутку, по привычке.
	Но все же самолеты и радио свя-
зали накоротко только крупнейшие по-

х
	профессор, лауреат Сталинской премни
	чтобы предотвратить возможность повто-

рения этого!
Все шире развивается здравоохранение

в нашей стране. Особенно заметно это на
селе. Известно, что в деревнях царской
России от эпидемий каждый год вымирало
громадное число людей. А сейчас студен-
там-медикам многие инфекционные болез-
ни приходится изучать только в теорли.

Вот, к примеру, наша Виноградовская
районная больница. Еще не так давно в
ве родильном отделении было две койки, а
сейчас пятнадцать, в больнице был один
врач, а теперь семнадцать; есть у нас
рентгеновский, физиотерапевтический ка-
бинеты, пункты переливания крови и
скорой помощи, клиническая лаборатория,
детская и женская консультации.

Я была делегатом на Московской обла-
стной конференции сторонников мира. Как
врачу, как представителю самой гуманной
профессии, мне радостно было слышать
единодушную клятву делегатов: все совет-
ские люди подпишутся под Обращением
Всемирного Совета Мира о заключении
Пакта Мира между пятью великими дер-
жавами. Обязательно!

Когда я вернулась к себе в Виноградо-
во, первыми мне показали тех самых се-
мерых крепышей, которые только что ро-
дились. Они спокойно спали в своих кро-
ватках. Моя Ролина, мой народ чутко обе-
	регают их покой.
К. МАЛЮТИНА,

заслуженный врач РСФСР
	той написал поэму для детей . школьного
возраста, третий работает. над либретто
оперы о возрождении деревни, сожженной
в годы оккупации гитлеровцами.

Мы, советские писатели, как и весь со-
ветский народ, заняты мирным творче-
ством. Мы — пропагандисты мира и труда.
Мне вспоминается осень прошлого ‘года,
Второй Всемирный ` конгресе сторонников
мира, израненная врагом, но уверенно и
смело поднявшаяся” из руин, отважная и
миролюбивая Варшава.

Когда мы, советские делегаты, появля-
лись в зале или на улице, незнакомые лю-
ди подходили к нам, сердечно пожимали
руки и говорили;

— Мы учимея У вас бороться за мир.

Это наполняет наши сердца гордостью и
радостью. Это ко многому обязывает каж-
дого советского человека.

Товарищ, на тебя смотрят честные лю-
ди земного шара. У тебя они учатся 0о-
роться и отстаивать мир.

Ты для них — пример в жизни и в
борьбе. Поэтому, подписавшись под. нето-
рическим Обрашением Всемирного Совета
Мира, возвращайся к станку, к трактору,
к письменному столу, в научную лабора-
торию с новыми силами для труда, твор-
чества, борьбы для счастья народа.

Помни: за нами будущее! Мы отстоим

В один из хмурых. осенних дней 1944
года на берегу Днепра у мольберта сидел
молодой человек. Перед ним открывался
вид на взорванную плотину, в рваные про-
боины которой с шумом устремлялась во-
да: Такой`и нарисовал свою первую кар-
тину о Днепрогэсе Юрий Сагайлак.

Демобилизованный из армии, он стал
работать художником Днепрогэса. С тех
пор им создано много картин, запечатлев-
ших важнейшие этапы восстановления
плотины и гидростанции. Он написал око-
ло 1200 портретов стахановцев, выполнил
полторы тысячи сатирических плакатов
«Днепростроевский ёж», много ‘рисунков
для многотиражной и стенных газет.
	Картины Сагайдака не раз экспонирова-.
	лись на выставках, их можно увидеть и в
	краеведческом музее. Его полотно «Плоти-
ва Днепрогэса» передано в дар чехосло-
вацкой рабочей делегации, которая два
года назад посетила Запорожье.

Все свои картины Сагайдак передал ны-
не управлению Днепрогэса. (Они будут
выставлены ‘в специальном зале.
	Н. ПЕЧЕРСКИЙ
ЗАПОРОЖЬЕ
	ДОЛГОЖИТЕЛИ СЕВЕРА
	Принято думать, что только благодатная
природа Юга лучше всего способствует
долголетию людей. Оказывается, что ина
Дальнем Севере немало стариков, живу-
щих сто и больше лет.

Орочке Анне Васильевне Акунка из се-
ления .Джугжу 120, лет. Почти век .про-
вела она`в глухой тайге, в темном и дым-
ном берестяном балагане и только в 1932
году поселилась в ‘бревенчатом доме. Сы-
новья и внуки ее вступили в колхоз, ста-
ли жить по-новому. Е

Ульчу Суйтан Уды из нижнеамурского
колхоза «Таймень» 93 года. Он охотник. а
рыболов. Каждую зиму, закинув за плечи
ружье, Уды отправляется в тайгу высле-
живать зверя. Капканы, расставленные им
	‚ охотника — твердая’ рука и зоркий глаз.
Суйтан Уды живо интересуется всем, что
происходит в ‘родной стране в за ее рубе-
жами; он постоянно слушает в своем дале-
ком амурском селении радио из Москвы.

Старейшему  охотнику-зверобою  чукче
Эттэнкуту из поселка Березово, Марков-
‘ского района, недавно- исполнилось - 100 лет:
‘но Эттэнкут не помышляет ,0б отдыхе.
Смело выходит он Ha вельботе в откры-
тое море, бъет нерпу,. моржа. Своей, отлич-
‚ной работой в колхозе: Эттэнкут заслужил
большое ‘уважение. р ва

Всех. долгожителей, дальневосточного .©е-
вера, перечислить‘ нет возможности. В од-
ном “Хабаровском крае проживает’ их‘ око-
ло’ трехсот’ человек; ‘и  ереди” них самый
старый человек-—Иван  Антонович : Чередни-

на снегу, никогда не остаются пустымя.   ченко,. 127. лет.
	А О ВЕ

`_С. БЫТОВОЙ
ХАБАРОВСК те.
		Даже в единоборстве с медведем старый
	  Суитан
	вышел недавно победителем. У
	Торжественный день в 1
		18 сентября в Пекине состоялюсь тор-
жественное заседание, посвященное вруче-
нию международной Сталинской премии
«За укрепление мира между народами»
видной общественной деятельнице Китай-
ской Народной Республики, члену Всемир-
ного Совета Мира, неутомимому борцу за
мир во всем мире Сун Цзин-лин.

Церемония вручения высокой натрады
происходила в зале Хуайжэнь, где два го-
да назад было образовано Центральное на-
родное правительство свободного Китая.
	Собравшиеся горячо приветствовали по-
явление славной дочери китайского наро-
да Сун Цзин-лин и членов Комитета по
международным Сталинским премиям Го
Мо-жо, Ильи Эренбурга и Пабло Неруды.
	Открыл заседание и горячо привететво-
вал Сун Цзин-лин. писатель То Мо-жо,
являющийся заместителем ` председателя
Комитета по международным Сталинским
	премиям.

На русском и’ китайском языках огла-
шается постановление Комитета по межлу-
народным Сталинским премиям о прису-
ждении Сун Цзин-лин за выдающиеся за-
слуги в деле борьбы за сохранение и
укрепление мира межлунаролной Сталин-
	ской премии «5а укрепление мира между
народами». :

С поздравительной речью обратился к
лауреату Илья Эренбург. Он пожелал Сун
	fe эх хх
	тельную войну на своей земле и у своих
соседей. Я принимаю эту награду от име-
ня народа, который с 1 октября 1949 го-
да испытывает ралость освобождения, Ha-
ционального единства и небывалой орга-
низации, направленной на мирное строи-
тельство. Я принимаю эту награду от
имени четвертой части человечества. к5о-
торая, исходя из своего опыта, с твердой
решимостью встала в ряды сторонников
мира во всем мире...
	В имеющей важное значение борьбе за
развитие нашей страны, в сопротивлении
американской агрессии, помоши Ворее ‘и
защите своих очагов китайский народ яс-
но понимает, кто постоянно находится на
нашей стороно и на чью горячую заботу
мы можем всегда рассчитывать. Наши кре-
стьяне и рабочие с полным основанием на-
зывают своих советских друзей «старшими
братьями» и смотрят на’ Сталина, как на
величайшего вождя всех сил мира. Узы,
связывающие нас, выковывались. на веем
протяжении лолгих ‘лет вашей `револтоци-

онной борьбы. Сегодня наше единство ¢
миролюбивым советским наролом и наше
	восхищение его гениальным вождем силв-
нее, чем когда-либо».

Чилийский поэт Пабло Неруда, высту-
пивший в конце заседания, прочитал про-
никновенные стихи, посвященные Сун
Цзин-лин. Мэр города Пекина Пын Чжэнь
горячо  позлравил лауреата международ-
	Вручение Сун Цзин-лин
международной Сталинской премии
«За укрепление мира
между народами»
		Пзин-лин здоровья и ‘новых успехов в
	борьбе за мир.

«Я перелаю вам медаль, — сказал Илья
Эренбург. — на ней изображен большой
друг, верный друг, неизменный друг
вашей. родины. Человек, © котором
се надеждой. думают люди ‘в пяти ча-
сетях. света. Я знаю. To всей вашей
	жизнью вы заслужили право Носить на
груди изображение Сталина».

Под бурные аплодисменты Илья Эрен-
бург вручил Сун Цзин-лин динлом лау-
реата международной Сталинской премии
и золотую нагрудную медаль с изображе-
	нием великого знаменосца мира
И. В. Сталина.

Тепло встреченная ‘присутствующими,
	Сун ИЦзин-лин произнесла ответную речь.
	Она сказала: «оа мир нельзя бороться в
одиночку. нужно выражать стремления и
надежды народных масс и действовать
вместе c ними. Вот почему я. принимаю
эту международную Сталинскую премию
OT имени своих соотечественников, ROTO-
рые на протяжении последних ста лет и
особенно на протяжении последних три-
	пати лет неоднократно видели опустоши-‹ ной Сталинской премии.