a COs OE SOE 8 BSE PSOE ONE 8 OE FEES PEE TEES FFE OF OE 8 EE TREE SOT EE SORE OS EOFS RES TES COP SE DOSS OE EVER TOE R COEDS STHU POSS HOSEN ESTEE TWEET
		КОГДА ОКОНЧЕНА СМЕНА
	двадцати ВИ, секунд, — и Все ПЯТЬ да-
Дим. , м

Юра yowexnyacit.

— Ну, набчет пяти ты не торопись.

Слав смену, он натянул комбинезон, и
втроем мы направились к повелву,

— Тут главное. чтобы машина была
	в порядке, —, говорил Юра... — 16:
нику любить Надо. — (И он неожидая-
но вздохнул — Мне бы Вот на «Уральцео»
поработать...
	° — А чЧ10 вам мешает?’

— Электрику я плохо знаю...

Я выразил. удивление, Как. это’ Юра,
умеющий выжать из своето экскаватора
все возможное, так странно отделяет
«технику» от1«электрики»...

— А чего к ‘тут отраняого? В меха-
Низме все ясно — шестерни да тайки. А
	как заберешься на «уралец», увидишь
Bee эти защитные реле да магнитные
станции — голова кружится... Там 0бра-
	ЗОвАНие НУЖНО!
	донские. воды двинутся в аи Ha
Сальские степи..

Экскуреня была рассчитана ва пятьде-‘
car человей. Желающих поехать оказа-
логь свыше двухсот! Легко представить
себе горечь и разочарование тех’ ста пя-
TUTCCATH молодых рабочих, ° которым
пришлось. вернуться. домой...

Один этот факт убедительно показыва-
ет, с какой жадностью стремитея моло-
дежь к знаниям 0 своем невиданнм в
истории строительстве. Этот факт . ropo-
DUT H O TOM, как мало заботятея в Новэ-
	Соленовеком ‚ 00. удовлетворении этих. 3а-
	конных и естественных стремлений...
	Леша Бокатов рассказывал мне о лек-
торах: из Москвы, которые в непонятным
упорством вот уже второй месяц читают
в пустом зале одну и ту же лекцию. Тов,
Козлов — заведующий парткабинетом —
показал мне план лекционной работы, в
котором на три месяца заплапирована
лишь одна самая общая лекция, рассказы-
вающая о народнохозяйственном значении
Пимлянекого гидроузла.
	Но вель на стройке работают, сюда по-
стоянно приезжают видные — ученые,
крупнейшие инженеры. Неужели лаурез-
ты Сталинской премии ПИ. В. Шелухия
или Б. М. Шкундин, конструкторы мощ-
нейших, единетвенных в мире земенаря-
дов. не могут рассказать о гидромехани-
зации, возникшей и получившей неви-
данное развитие в нашей стране? Неужели
С. В. Маркелов, крупнейший специатиет-
бетонщик, не может расеказать о чудес-
ных. целиком автоматизированных бетон-
ных. заводах, позволивших строителям
Цимлянской ГЭС оставить позади все бы-
лые рекорды суточной кладки бетона?

Конечно, могут! И могут сделать это
просто ‘и. увлекательно, как никто другой!

На стройке не знают и не замечают пере-
	XOBHROB производетва, кроме нескольких
‘человек, фамилии которых упоминаются
	во всех торжественных случаях.
	— Знаете вы Юру Савина?’ — енросил
я Лиду Шербакову, секретаря комитета
комеомола Унравления гидромеханизации.

— Савинова? — Она залумалась:—
Савинова. конечно, знаю. Не лично, нрав-
qa, a так... Мо плакатам и сводкам...

— Савина, — осторожно потравил я.—
Он работает у вас экекаваторщиком,

Лида облегченно вздохнула.

— Ах, Савин... Так он же не комсо-
молец...

— А разве вы не должны интересо-
ваться несоюзной молодежью?

Теперь Лида улыбалась, точно удивля-
яеь моей наивноети.

— Слушайте, у меня же их полторы
тысячи! Не могу же я о каждом думать!
 Я ни в чем не убедил эту девушку.

В июле Юра Савин заработал семь с
лишним тысяч рублей. Это очень солид-
ный, но отнюдь не исключительный за-
работок для молодых механизаторов Цим-
лянской ГЭС: страна щедро оплачивает
их самоотверженный. гезоичеекий  трут.
	Но возникает проблема; куда и как
расходуют молодые. ‚рабочие такие  боль-
тие ‘ленъги. как ‘используют они свой
	д

Mocyre’: ¢ т к
Мне кажется, Ч. ano He праздный во-
	прос, ибо он неизбежно приведет нас к
другим вопросам, имеющим огромное вос-
питательное значение.
	Pte SN орет

„Ну, хорошо. У Юры Савина есть мать,
ость отчим — хорошие ‘советские люди,
воепитавигие ‘своего сына, привившие ему
	тлубокую любовь K своей Родине, Ha-
учивитие его отдавать все силы, ве ©1о-
собности на благо Родины. Юра живет в
семье. Он ‘воем’ обеспечен, купил” недавно
ружье, мечтает о мотоцикле.

Но ведь на стройке огромное количе-
ство молодежи. живущей самостоятельно,
не пслытывающей на 6е6е  повоедневного
облагораживающего влияния семьи, — мо-
лолежи. подвержениоей всяким и (окажем
прямо!) нодчае дурным влияниям.

Вуда и как расходуют они деньпи, где
проводят свободное время? Эти вопровы
Неотделимы от главной, решающей прэ-
блемы —— воспитания строителей комму-
низма.

Просмотрите ‘афиши клуба. Ростовское
отделение Тлавкинопроката снабжает
строителей затертыми затраничными филь-
мами, а такие картины, как «Донецкие
шахтеры», «Кавалер Золотой Звезды»,
«Стальной солдат», попадают сюда се двух-
трехмесячным опозданием и демонстри-
руттся день-два, так что их не успевает
увидеть и треть строителей.

Ростовская областная филармония на-
правила в Вово-Соленовекий целый поток
тастролеров. И несмотря на то, что их
«концерты» проходят при пустом зале,
«универсальные комики» с завидным по-
стоянством заменяютея представителями
никому неведомых «оригинальных жан-
ров», а оперетта лилипутов — «TeaTpa-
лизованными цыганами».

Строители грандиозной  гидростанции
задают законный вопрос: почему из круп-
ных актеров нашей страны только М. Д.
Михайлов смог дать здесь несколько кон-
цертов? Почему из нашей многочиеленной
и талантливой театральной  молодежя
только группа студентов Московской кон-
	‘серватории выступила на строике с
показом своего искусства? Почему не
на стройке, а в ростовском цирке —
	в Ростове — идет талантливо, интересно
поставленный парад-пролог, посвященный
строителям Волго-Дона?’ Почему ня
один из ростовеких театров не был на
Пимлянекой ГЭС?
	Некоторые руководители областных и
местных общественных оргачизаций ечи-
тают, что-де поздно уже разворачивать на
стройке культурную, воспитательную,
учебную работу, что незачем уже повы-
лать квалифицированных лекторов, орга-
низовывать поездки театров и концерт-
ных бригад. Строительство, мол, вступи-
ло в период завершающих рабт u
якобы только им, этим работам, должно
быть отдано всё внимание.

Нет нужды доказывать ошибочность
подобной точки зрения.
++
	..Уезжая из Ново-Соленовского, я на
рассвете направился. ко пристани. Дорога
	  лежала вдоль пульповода — здоровенной,
1в два обхвата чугунной трубы, по котэ-
	рой от земснарядов. идет в земляной пло-
тине грунт. Вее’ звуки: и гудки Tlapo-
	возов, И металлический грохот копров,
забивающих шпунтовые сваи, — остались

позади. Только в трубе тихо звенел и пе-
реливалея лонскоюй песок.
	Из тумана выдвинулись две фигуры.
Я узнал Савинаи его неразлучного друга.
— Видали? — похвасталея Юра, под-
нимая сетку. Я рассмотрел в ней черную
крачку и трех тиркушей. — Тремя вы-
стрелами енял!
- Й через минуту добавил:

— Ая заявление подал. В школу pa-
бочей молодежи. Я ев добъю — эту элек-
трику!

Мы попрошалиеь. Ребята исчезли в ту-
	мане. Чугунная труба еще долго переда-
вала гулкие отзвуки их шатов.
	НОВО-СОЛЕНОВСКИЙ,
Ростовской области
	Кирилл КОСЦИНСКИИ,
	специальный корреспондент
«Литературной газеты»
	Вторично в этот день я встретил Юру
Савина в «Летнем саду». В новом костю-
ие, в сбитой на затылок кенке, он сидел
  на скамье перед вытоптанной клумбой.

В саду было пыльно и неприютно.
Яркие фонари освещали жиденький ряд
чахлых акаций. Слева, от танцилощадки
доносилось шарканье ног...

Склонив голеву в мехам, полузакрыв
тлаза, Юра медленно перебирал клавитеи,
Рядом с ним сидел Леша Бокатов — рос-
лый парень в армейской  гиминаетерке.

— Где были? — спросил Леша.

Я сказал, что был в клубе.

— Лекцию слушати? 0 молодежи?

Я сказал, что. лекция называлаеь «Вом-
мунистическое воспиталне молодежи»,

Бокалов помолчал. Нотом сказал нето-
ропливо:
	— Когда эту лекцию в первый раз
	читали, пробиться вельзя было. Из №М0ек-.
	вы, из IU комсомола, лектор прлегжал, А
потом другой, третий — и вое та же лек-
ция. Хоть бы примеры разные были,

Юра взял звучный аккорд п откинулея
в спинке стула. На ето лице была наия-
сана скука.

— Спать пойти, что ли? — спросил
он, ни. к кому не обращаясь.

-— А может в кино? — предложил Bo-
катов. .

Юра отрицательно мотнул головой.

— А ну ето! Двадцать раз одно и т9
же... .
Ost BIPYT поднялся и, завинув гармонь
за спину, ваправилея к выходу.

2s
oo”

С Юрой Савиным я познакомилея не-
скольвими часами раньше возле экскава-
тора. Мне рассказывали, что он приехал
на строительство Цимлянской ГЭС сем-
надцатилетним юношей ене в те времена,
котда огромный котлован, плотина, шлю-
зы, ла и сам рабочий поселок сущеетво-
вали только на широких листах  свето-
копировальной бумати.

Юра начал работать учеником у своего
отчима — знатного экскаваторщика Ива-
на Семеновича Лухонина.

Два с ноловиной года прошлое е тех
пор. Неузнаваемо изменилась стройка.
На головокружительную высоту подня-
лась бетонная плотина. ‚Стальная  сте-
на будущих причалов возникла в степи.
Могучие  земонаряды, десятки экекавато-
 рев перевернули тысячелетние пласты
‚ земли...

Ученик ‹ мапеиниста стал бригадиром
‘ эвипажа одного из лучших ‘на стройке
экскаваторов. А недавно Юра Савин уста-
новил рекорд: триста сорок процентов
плана!

_ ..«Вовровец» работал в степи. Из глу-
бокого рва стремительно взлетал налолнен-
ный грунтом ковш. Блестя свежим лаком,
экскаватор бесшумно поворачивалея, и над
отвалом возникало желтое песчаное облако.

Юра сидел в кабине машиниста. Перед
ним  тянулея. длинный ряд  рычатов.
Сосрелоточенно следя 3a ковшом, Opa
касался то одного, то другого рыча-
та, И тяжелая, неповоротливая машина
превращалась в живое существо -—— так
осмысленно и методично вгрызалась она
в черную грудь забоя. . а
_ В стороне, на груде только что выну-
той земли, стоял. Леша Божатов.
	— Тридцать секунд! — кричал. ов,
поднимая над головой три пальца и не
отрывая глаз от чаеов.— Опять тридцать!
Лвалцать восемь! — Он наполовину co-
тнул средний палец. — Двадцать пять!

Выжженная солнцем, поросшая молоча-
ем степь полото. спускалась в Дону. Го-
рячий ветер вздымал невысокие пыльные
емерчи. :

Со стороны поселка показались три
человека.

— Шабат! — крикнул Леша и резко
опустил: руку.— Смена пришла.

Юра остановил экскаватор и соскочил
‘на землю. Небольшого роста, в трувах и
кепке, неведомо как держащейся на за-
тылке, он походил на мальчика.

— Ну как? — спросил я— Много ce-
тодня выдали?

— Ничего... Кубометров пятБеот..:

— Четыре нормы, — вставил Bora-
тов.-—= А CCE удастся сократить цикл ле
	тросов ово вонононаровочаячоа с

eee

фабрики имени Петра
	у ткацких станков HO
	ие опрятные постели, белоснеж-
еты. За здороввем старых TKa-
	дома не оторваны OF
ых собраниях, постоянные
лекции, посмотреть кино-
	рабочие. Молодежь
	В доме для престарелых текстильщин Московской
ана MURVT ^ велованы Фоула: проработавитие
	Алексеева живут ветераны труда,
50-60 лет.
	В просторном помещении чисто, уютно. Мягкие о
’ занавески на охнах, зеркальные шкафы, цветы.
	чих наблюдает врач. У них есть своя столовая.
Несмотря на преклонный возраст, обитательницы
	жизни фабрики. Они — почетные гости на торжествени
посетители клуба, куда приходят послушать доклады,
	фильм или спектакль.
	У них много друзей. Часто заходят к ним инженерь, par”

приходит послушать рассказы старых ткачих о прошлом. В.
Вот и сегодня к ветеранам труда пришла молодая ткачиха

о: mn em ATT
	тат районного Совета Т. Клюева. Она
	фабрики.
На снимке:
и Ф. Калугина,
	Т. Клюева и престарелые ткачихи Е, Каливина,
	И яе удивлением узнал, что Юра Са-
вин, еще во время войны закончивиьий
четыре класса, в тех пор нигде не учил-
ся. Узнал я и другие, не менее странные
вещи: один из лучших стахановцев строй-
ки, парень, показывающий подлинные
чудеса трудовой доблести, имеет лишь
самое общее представление 06 особенно-
etax Цимлянеюй ГЭС — представление,
составивщееся = главным образом по
статьям в газетах. ;

В кабинете ros. Тукайло, заместите-
ля начальника строительства, я ветре-
Тил однажды. иргурмана-дальневосточника
Н. Никифорова. Приехав в отпуск в
Москву, он решил «завернуть» в Ново-
Соленовекий. чтобы ‚ПОТОМ ‚рассказать зем-
лякам о грандиозной стройне. -

Десятки и сотни людей с той же
целью приезжают сюда eo Beex концов
страны. И ‘это понятно: великие стройби
коммунизма приковывают х 6606. внимая
ние не тольно советских людей, но и
веевго человечееттва :
	Но вот возле плотины работают на
сварке арматуры две девушки, две подру-
ти: Мана Болдырева и 308 Полякова.
lim, участнидам сталинской  новоетрой-
ки, завидуют. тысячи юношей и деву-
1162. Завидуют той доброй, хорошей за-
вИСТЬьЮ, которая не мешает радоваться ах
успехам.
`Маша Боллыфрева сказала мне однажды:

— Ая ведь и не знаю, откуда пойдет
в плотине вода?’ Где будет Цимлянекое
море? Нам никто ве рассказывал об этом...

И не странно ли, что эти люди— и
Юра Савин, и Маша Болдырева, и многие
другие — только по ростовским и ‘цент-
ральным газетам узнают о том, что про-
исходит в соседних районах стройки?!

Недавно комсомольцы третьего строи-
тельного райсна решили провести экекур-
сию на Донской матистральный ‘канал.
Там, на водоразделе между Доном и Ма-
нычем, московские метростроевцы соору-
жают полземный тоннель, По которому
	принесла показать образцы продуксие
	О. Никулина
	Фото В. ЛЕОНОВА
ws

зозьнерожьань вой

cate a ndhSehee® CHCLUSEEEBDADR TOONS

Письма жителей
Opeeneio Hoeiopooa
	При раскопках в Новгороде. археологи-
ческая экспедиция Академии наук СССР
обнаружила редчайшие образцы русской
письменности Х-—ХУ веков. Большинство
их. -—— частные нисьма новгородских граж-
	лан, имеющие неоценимое значение дия
	изучения истории русского языва.
	Находки сделаны во время раекопок н4
Холопьей улице, где было обнаружено
несколько. десятков домов и 25 мостовых,
сменявших одна другую на протяжении
веков. т

Возглавляющий экспедицию профессор
А. Арциховский рассказал корреспонден-
ту «Литературной тазеты» некоторые по-
дробности © найденных письмах.

— Наша тлавная находка, — сказал
он, — это отлично сохранившиеся древне-
русские грамоты — свитки из березовой
коры, свернутые в трубочку. Буквы на
них рыцараианы специальным костяным
инструментом, который нами также най-
ден. Инструмент представляет собой изящ-
но отделанный, отполированный остроко-
нечный стержень с отверстиями для но-
шения на поясе.

Свитки написаны на древнерусском
языке. В них представлены образцы. жи-
вой речи жителей Новгорода XI—XIV Be.

В первой найденной трамоте содержит-
ся перечень налогов, которые платили
	крестьяне ряда новгородских сел вавому-
то боярину. Все. налоги о исочиелены в
«белках» (вероятно, беличьих шкурках).
Как известно, опубликовано много иселе-
дований о повинноетях крестьян тех же
новгородских сел, но более поздних эпох.
Теперь мы сможем заглянуть в более ран-
ние эпохи.

Следующий свиток, повидимому, содер-
жит записи ростовшика, в которых пере-
числены его должники. Например: «У Во-
земута две куницы, у Филипна две куни-
цы, у Намеета две бели, у Вихтимаса две
белоки» ит. д.

Частные письма посвящены различным
бытовым, семейным и хозяйственным во-
просам. В одном из них содержится прось-
ба «постоять за нашего сироту»...

‚ Самая древняя грамота ХТ века — «Or
Тостяты в Василию» рассказывает 06 oA-
	ров можно было бы привести десятки.
Очевидно, что рукопись этой книги в про-
цессе ее подготовки к печати не фелакти-
ровалась специалистамя-астрономами. Кни-
га Г. Гурева «Что такое Вселенная» (Toe-
техиздат, 1950 г.) стоит выше его поеды-
дущих книг, однако это является заелу-
той не автора, а научного редактора кни-
ги проф. П. Паренаго, по многочисленным
указаниям которого рукопись была пэд-
вергнута радикальной переработке.
	. 3a последние годы улучшилось Rave~
ство популярных брошюр и книг, а неко-
торые из них, заслуживают высокой опен-
ки. В. брошюрах Н. Сытинекой «Есть
ли жизнь на небесных телах» и А. Маеге-
вич «Источник энергии Солнца и звезщ»
(изд. Академии наук СССР, 1949 г.) ло-
XOXTHBO изложены сложные астровомиче-
ские проблемы. В книге ВБ. Воронцова-
Вельяминова «Очерки о Вселенной» (Гоз-
техиздат. 1951 г.) хорошо показаны co-
временные взгляды на вопросы строения
и развития небееных тел -и вселенной в
целом, хотя автор ве сумел еще преодо-
леть недостатки языка и етиля изложе-
ния. Заслуживает упоминания книга
10. Переля «Выдающиеся русские зетро-
номы» (Гостехиздат, 1951 г.), раекры-
вающая приоритет русских ученых во
многих областях астровомии. Живо. ин-
тересно и в доступной массовому читате-
лю форме написаны книги М. Ивановеко-
го «Лороги к звездам» (издательство «Мо-
лодая гвардия», 1950 г.) и «Разведка ла-
леких миров» (Детгиз, 1951 г.), в кото-
рых автор увлекательно рассказывает
историю астрономических открытий я яр-
	KO показывает роль русеких и советских

ученых в развитии астрономической
науки. ‘
	Необходимо, чтобы в нашей научно-по-
пулярной литературе появилось еще боль-
ше хороших. популярных книг по астро-
номии, написанных в боевых марвеизт-
ско-ленинских позиций, проето и лохол-
чиво излагающих вопросы мироздания, Та-

кие книги нужны нащему советекому чи-
тателю._
	Проф. Б. КУКАРКИН,
A. APCEHBER
	ном сомейном конфликте. Сын жалуется
	на отца, женившегося на двух Новых 6
нах и отнявшего у него имущество.

Наконец, одна из грамот содержит от-
рывок какого-то поэтического произведе-
ния. В. ней написано:

«Есть град между небом и землею, а к
нему едет посол без пути, сам в нам ве-
зет грамоту неписану».

Время, к которому относятся грамоты,
‘установлено двояко: по археологическим
слоям и по форме букв, которая из века
в век менялась.
	‚ — Найденные грамоты,—заявил проф.
А. Арциховский, — ни в Roem случае
нельзя назвать каким-то архивом. Они ob-
наружены на большом расстоянии одна
от одной и в разных слоях. Несомненно,
что при расширении раскопок в этом
районе будет найдено много новых гра-
MOT, и древние новгородцы заговорят с
нами о своей жизни сотнями голосов.
	Наши раскопки доказали, вопреки ут-
верждениям буржуазных историков, ши-
рокое распространение в древней Руси
трамотности. Многие найденные предметы
мечены буквами -—— инициалами  владель-
цев. Грамотный плотник вырубил  топо-
ром на первом венце деревянного .сру5а
	букву А (славянская цифра TD. Ha крыш-
	ке кадушки глаголицеи —— древним рус-
ским шрифтом — написано: «мень», что
значит налим.

Экспетипия нашла множество гамых
	различных вещеи, отражающих вее сторо-
ны культуры и быта тех эпох. Замеча-
тельно сделана из кости плоская фигурка
русалки с развевающимися волосами —
она пьет из кубка. Среди художественных
изделий из дерева есть изображения лю-
дей и животных, еложные геометрические
и растительные орнаменты, детские иг-
рушки, весла, прядильные и  ткацкие
станки. Найлено также много печатей ro-«
	сударетвенных чиновников и частных лид
со всевозможными эмблемами.
	Немало обнаружено железных орудий
труда и оружия. Наиболее интересна
большая плотничья пила XI Beka: до сих
пор ученые не имели данных о примене-
нии плотничьей пилы в древней Руси.
Археологам удалось найти железную гирю
весом в шесть фунтов. Это самая большая
гиря из известных науке древнерусских
гирь. Она предназначалась для весов, на
которых можно было взвесить груз ло
	шести пудов (новгородцы имели весы так
называемого десятичного типа).
				`Волгодонстрой. В студии радиоузла Донского строительного. района. Читает
свои стихи тракторист Виктор Мусин. Слева — мастер. строительства Карповской
	Фото С КРОПИВНИЦИКОГО
	астрономов. Например, в кните №. Баева  о Говоря о.
и В. Щишакова «Начатки мироведения»   астрономии,
	(Молотовское областное государственное
издательство. 1949 г.) лишь мельком
	упомянут М. В. Ломоносов в связи в от-
	крытием атмосферы на Венере и букваль-
но на одной странице в конце книги со-
общается о Н. Парийском, В. Фесенкове
и 0. Шмидте в связи с. космотоничеекими
гипотезами. Как можно, излагая сведения
по звездной астрономии, не упомянуть
имен В. Струве, М. Ковальского и А. Бе-
лопольскотю, а говоря о кометах, забыть
имена Ф. Бредихина и С. Орлова?

Ha протяжении позледних столетий
русскими астрономами о выполнены. рабо-
	ты, имеющие выдающееся, принципиаль-
	Но важное значение. Они открыли новые
пути во многих разделах астрономии.
Советокая астрономия по праву занимает
ведущее положение в области  иселелова-
ния поглощающей материи в Галактике,
в изучении комет и метеоров. Советекая
служба времени передает самые точные
сигналы в мире. Приоритет советской
астрономической науки в области  иссле-
дования переменных звезд и в изучения
малых планет общеизвестен. Вее это бла-
годарный материал для популяризации
советской науки. . .

Ответственность за недостатки, доволь-
но чаето встречающиеся в нашей  попу-
лярной астрономической литературе, нуж-
но возложить как на астрономов (именно
они, как правило, выступают авторами
BHUT и брошюр), забывающих  подчае
принцип партийности в науке, так и на
работников нашего философского фронта,
которые до сих пор не уделяют должного
внимания такой важной для  мировоззре-
ния науке, как астрономия. Характерно,
что в журнале «Вопросы философии»
еще не появилось ни одной статьи по
проблемам астрономии. Между тем о03-
местная работа астрономов и философов
содействовала бы разрешению многих су-
щественных вопросов, помогла бы
нашим астрономам преодолеть также неко-
торую робость, проявляемую в Популяр-
ной астрономической литературе при кри-
тике современных — илеалнетаческих Тео-
	рии буржуазных ученых.
	водонасосной станции С, Д. Парамонов.
	О научно-популярной
	литер@туре по астрономии
	Большое разнообразие нашей популярной
астрономической литературы вызвано пре-
mae всего огромным интересом советеких
людей к этой области науки.
	Многие  научно-популярные книги и
брошюры пю астрономии удовлетворяют
высоким требованиям, но имеет хождение
немало и таких произведений, качество
Которых весьма невысокое. В ряде книг
й брошюр астрономия представлена как
наука, не связанная. с борьбой. мировеззре-
ний. Борьба материализма pore: идезлиз-
Ма сведена только к борьбе: между наукой.
и религией и бтнесена ко временам Попер-
ника, Галилея и Ньютона. У читателей та-
кие к иги создают ложное впечатление,
будто бы идеологическая борьба в астро-
номии давно закончилась и ныне не имеет
ни былой остроты, ни принципиальной
важности.

Мы лалеки от мыели, что в бронюрах,
популярно излагающих элементарные 06-
новы астрономии, возможно дать вееето-
роннютю критику идеалистических теорий
современных буржуазных астрономов, но,
если авторы говорят о борьбе науки и
религии во времена Коперника, они обя-
заны остановить внимание читателя на
TOM, что в современной астрономии про-
должаетея острейшая борьба материализ-
ма против идеализма и поповщины. Таки-
ми объективистокими ошибками страдают
произведения И. Полака «Как устроена
Вселенная», №. Отородникова «На чем
Земля держится», М. Субботина «Проис-
хождение ‘и возраст Земли». В некоторых
брошюрах вопросы борьбы  материализиа
против идеализма рообще обходятся мол-
‚чанием. Например, в брошюре A. debe-
  хинского «В мире звезд». Все названные
работы выпущены Гоетех излатом в
1946—1949 годах.

Другим довольно распространенным
недостатком в нашей популярной  лита-
ратуре является слабое освещение дости-
	жении и открытий русских и советских
	Нропатачда естественно-научных — зна-
ний, как основы материалистического ми-
рововзрения, имеет большое значение для
коммунистического воспитания трудящих-
ся. В этом отношении среди естественных
наук одно из главных меет принадлежит.
астрономии.

Занимаяеь изучением строения м раз-
вития вселенной, т. е. вопросами, ‘имею-
щими непосредственное отнопение в ми-
ровоззрению, астрономия стала ареной
острой идеологической борьбы. Буржуаз-
ные ученые, состоящие на службе импе-
риалистической реакции, протаскивают в
астрономию идеализм.

Астрономия и ев история дают бота-
тейший материал для иллюстрации ленин-
ской теория познания, являются яркими
примерами торжества диалектического ма-
териализма, вооружают материалистов для
борьбы против идеалистов.

Популярная литература по астрономии
холжна отвечать высоким требованиям.
Е ним относятся прежде всего требования
изложения научных вопросов © марксиетско-
ленинских позиций, показа превосходства
нашего мировоззрения и нашей науки над
буржуазными мировоззрением ‘и наукой,
критики идеалистических взглядов и тео-
рий буржуазных ученых. Популярность,
доступность изложения не должны итти
в ущерб научному уровню, не должны
лолменяться упрощенчеством.

Наша популярная астрономическая ли-
тература представлена большим количе-
ством книг, брошюр, статей и лекций,
‘расечитанных как на широкие слои на-
‘селения, так м‘ на читателей, имеющих
более высокий общеобразовалельный уро-
вень. Наряду е брошюрами и статьями,
посвященными отдельным вопросам астро-
номии, имеются книги; дающие предетав-
ление 06 астрономической науке в целом.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
> 20 centaOpa 1951 r. Ne 112
	Товоря о популярной литературе по
астрономии, нельзя пройти мимо работ
Г. Гурева. Им  нашиеано большое
количество популярных статей, брошюр и
книг. Пространная книга Г. Гурева «би-
стемы мира от древнейших времен до на-
щих дней» (издательство «Московский ра-
бочий»; 1950 г.) етрадает серьезными
недостатками, объективиетеким  подхолом
в изложению истории астрономии. Объек-
тивизм автора’ особенно проявился в ха-
рактериетике современной буржуазной
космологии. Только в последней, 33-й по
счету, главе «Причины кризиса естество-
знания» и в заключении книги Г. Гурэв
делает полытку дать оценку классовому
существу. буржуазной Hays, сводя в
основном рассуждения к конфликту ‘меж-
ду знанием и верой.

Тов. А. А. Жданов на ный
дискуссии, осуждая работы ИЛА
«Люперниковская ересь в прошлом и на-
стоящем», заметил, что такого рода сочи»
нения, повернутые в прошлое, уводящие
мысль от ответственных тем современно-
сти, ведут к известному возрождению схо-
ластики. Однако Г. Гурев не сделал для
вебя выводов из этой критики и продол-
жает писать в том же духе, что и преж-
де. Упрощенчество, неточноеть и неряш-
ливость формулировок, недопустимые, не
имеющие ничего общего с описывасмым
явлением сравнения и примеры наподня-
ют произведения этого автора. В книге
«Системы мира от древнейших времен до
наших дней» на стр. 322 Г. Гурев
утверждает, что блатодаря вращению вз-
ша Галактика (звездная система, в кото-
рой нахоцится Солнце) сохраняет свою
форму и не рассемваетея в пространстве.
На самом деле происходик как раз обрат-

Вращение звездной системы  приво-
лит к изменению ее формы и нисколько
не мешает происходящему в лействитель-
ности процеесу рассеяния. На стр. 386 в
качестве аргумента против сшибочной ги-
потезы Джинеа о происхождении планет
приводится Ффапт существования  расти-
тельности на Мареев. Этот факт не имеет
никакого отношения к гипотезе Лжинса и
	отнюдь ge опровергает ее. Таких пПраме-
	ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ
	«ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЕГ.
	«ПЛОХОЙ ПЕРЕВОД»
	«Литературной газете», № 75 от
26 июня с, г. была опубликована статья
Л. Нестеренко «Плохой перевод»,  содер-
жащая критику перевода романа Ст. Тудо-
ра «День отца Сойки», выполненйого

КОР СВЕ ЧР

2. Гарсисом. Роман вышел в издатель-
стве «Советский писатель».
	Статья Л. Нестеренко обсуждалась на
заседании бюро секции переводчиков лите-
ратур народов СССР Союза писателей
с привлечением творческого актива.
	Обсуждению предшествовала работа. вы-
деленной бюро секции комиссии, прове-
рившей изложенные в статье факты
	Бюро секции, совместно с творческим
активом, признало что В. Тарсис в своей
деятельности переводчика руковолствуется
ошибочными ‘° принципами, допуская  про-
извол по отношению к авторскому ориги-
налу, Это повлекло за собой ий искажение
мысли автора, пренебрежение его пиза-
	тельской манерой и неоправданные купю-
ры и добавления.
	Вместе с тем бюро секции отметило,
что, правильно в общем сигнализировав о
недостатках перевода В. Тарсиса, тов. Не-
стеренко не осведомил релакцию «Литера-
турной газеты» в своей причастности
	` этому переводу, отредактированному и
одобренному им в Гослитизлате.
	— СИравелливость требует  отметить,—
сообщает также в своих выводах бюро
	eee о т.

секнии, что В, Тарсас делал свой перевод
для издательства «Советский писатель» по
первоначальному, неизданному тексту ро-
мана Ст. Тудора, поэтому некоторые упре-
ки в адрес переводчика необоснованны, так
как Л. Нестеренко сравнивал перевод
В, Тарсиса’ с текстом романа, изданным
позднее на Украине.

а основании развернутого обсуждения
рецензии «Литературной газеты» бюро сек-

ции сделало Ряд практических выводов,
касающихся редактирования переводов.
	н