НАУКА ДОЛЖНА
СЛУЖИТЬ МИРУ _
	ХХ век — эпоха : ° Может быть, и не

вылающихея — дости- b случайно 10, Что в
жений науки. 060- Акад. Д. СКОБЕЛЬЦ ТН. первых рядах много-

бенно — внушительны © т миллионной армии
	успехи новеишеи фи-

зики. Если еше в кони? ХХ века ученые, в
сущности, неясно представляли себе ато-
мы и электроны, 19 в ХХ веке мы глубо-
ко проникли в область физических явле-
ний. невидимых “и неосязаемых. От ‘при-
вычных болыних физических тел «макро-
мира», состоятих из громадного числа
атомов, мы перешли вначале к эвепери-
ментальному изучению самих атомов, т. е.
в мир стомиллионных долей сантиметра.
Вслел за тем началось исследование этом-
ного ядра — объекта, в сто тысяч раз
более мелкого, чем атом. Своеобразные и
необычные принципы теории относитель-
пости и квантовой механики составили не-
обходимую ° теоретическую основу для
уразумения «микражира». Ft настоящему
гремени уже во многом изучены мельчай-
гие частички материи — атомы,  элек-
троны, протоны, нейтроны, мезены и т. д.
Перед учеными наряду с силами тяготения
и электромагнитными силами предстали
новые, пока мало еше исследованные —
так называемые ядерные силы, играющие
леключительно большую роль в прироле.
	Наиболее замечательным свидетельством
	могущества новейшей физики явилось 08-
	ладение атомной, или, точнее, внутриядер-
ной, энергией. Однако этим дело, конеч-
но, не ограничивается. Оптические методы
анализа, новые замечательные применения
так называемых «полупроводников» и
электронный микроскоп, впервые позво-
ливший увилеть вирусы и даже некоторые
крупные молекулы, —— таковы лишь от-
дельные примеры ценнейших практических
следствий новых физических открытий.
Ныне, восходя от микромира к привычным
физическим телам, мы еплошь и рядом
совсем по-новому раскрываем их особен-
ноети и свойства. Выдающиеся успехи
сопровождают изучение молекулярных про-
нессов, агрегатных состояний вещества,
кристаллов,  жилкостей, электрических
свойств тел и т. д. Чрезвычайно важными
данными обогащается оптика, радиофизи-
ка, теплофизика — все без исключения
разлелы физических наук.

Физические методы исследования и их
результаты оплодотворяют и многие другие
науки, прежде всего химию и биологию.
Идеи физиков, буквально еше вчера ка-
завигиеся «чисто теоретическими», сегод-
ня оборачиваются к нам своей  практиче-
ской стороной, открывая возможности са-
мых разнообразных и высокоэффектявных
технических нововведений. Величайшие
едвиги происходят, впрочем, не только в
наибслее близкой мне области физичезких
наук, во и во всем естествознании во-
общие. /

Мы, ученые, хорошо понимаем, что все
эти поразительные завоевания научной
мысли могут иметь неизмеримое, MOUTH
безграничное значение для блага челове-
чества. В наши дни, в середине ХХ века,
наука H TDYA епособны поставить челово-
	честву материальное изобилие. обеспечить о
	каждому высочайший жизненный уровень.
	ОлнаЕо непременным условием лостиже-
НИЯ этих - пелей является передовая, под-
линно демократическая организация 0об-
щества и прочный мир между народами.
	Вот почему ни один честный ученый в
любой стране не‘может во наше время ук-
лониться от прямого ответа на вопрое о ето
общественной позиции, тесно связанный ®
вюПроеом о назначении и судьбах той об-
ласти науки, в которой: он работает.
	Могут ли ученые дольше терпеть, что-
бы их открытия использовались BO 339
людям, для разрушительных милитарисг-
CRUX пелей?
	Не настало ли время для того, чтобы
все научные результаты применялись ие-
ключительно в интересах мирного созида-
ния, социального прогресса, процветания и
счастья народов?

Эти вопросы являются сейчас основны-
ми для каждого честного деятеля науки.
	В капиталистических странах, гле roc-
HOACTSYHT монополии, видящие свою цель
в выколачивании сверхприбылей и в от-
ганизации ‘чудовищных войн, и ге поэто-
му наука служит прежде всего для разра-
ботки новых средств массового истребле-
ния и разрушения, ученый должен обла-
дать большим о мужеством - и смелостью,
чтобы поднять свой голое против войны,
за лучшее социальное устройство, за ис-
пользование научных достижений в инте-
ресах народа. И тем не’ менее ряды ‘уче-
ных, о0сознавших необходимость и ›неот-
ложность борьбы с нависшей угрозой
третьей мировой войны растут там с ка-
жлым днем.
	/ сторонников мира мы
видим известнейших представителей физи-
ческой науки. Международное движение
сторонников мира возглавляет Француз
Жояис-Пюри  -— один из наиболее выдаю-
шихся физиков нашего времени, замеча-
тельный исследователь атомного ядра. В
числе крупнейпгих деятелей этого движе-
ния можно назвать англичанина, выдаю-
шегоея физика Дж. Бернала. Активными
боршами за мир являются также извест-
ные физики — американец Моррисон,
бельгиен Козинс и др.

Широко известны коллективные и ин-

дивидуальные выступления многих про-
грессивных и просто трезво мыслящих
ученых © требованиями прекратить изго-
товление атомных бомб, запретить все ви-
ды оружия массового уничтожения, даль
возможноеть науке внести  соответетвую-
ший ее значению вклад в развитие между-
народного сотрудничества. Мы, ученые, ©
удовлетворением сознаем, то в грандиоз-
ном движении в защиту мира, охватившем
ныне все страны и континенты, столь
видная роль принадлежит злеятелям науки.

Вместе © тем с большим сожалением
приходитея говорить о том, что далеко не
Bee люди, причастные к науке, понимают
меру своей ответственности за будущее
человеческой, цивилизации. (Со страниц
буржуазной прессы и в эфире раздаются
каннибальские призывы некоторых, по
преимуществу англо-саксонских «ученых»,
к скорейшему применению атомных бомб,
газов, бактерий, а также таких, во мно-
том фантастических военных средств, как
радиоактивные туманы или межконтинен-
тальные ракеты. В то же время многие
видные буржуазные физики используют
свою науку лля обоснования реакщионней-
ших идеалистических взглядов, для про-
наганды агностицизма и мистики, агрессии
и расизма.

Возникает вопро, имеют ли право эти
лина, выступления которых столь печаль-
ным образом напоминают  воинственные
крики пешерных дикарей. называться уче-
ными? :

Исключительная роль в международной
борьбе за мир принадлежит ученым Co-
ветского Союза, идущего во главе народов,
борющихся за демократию и социализм.
После исторического выступления товарища
Сталина 9 февраля 1946 года советская
наука вступила в новую полосу небыва-
лого развития и расцвета. Последние годы
были ознаменованы рядом открытий и ис-
следований, имеющих большое принципи-
альное значение и высокую практическую
ценность. Именно советским физикам обес-
печены благоприятные условия для широ-
кой и всесторонней разработки вопросов
практического использования — атомной
энергии в мирных целях. Советские уче-
ные плодотворно работают над созданием
новой физической картины мира. Эта ра-
бота осуществляется ими тем успешнее,
чем глубже они овладевают неисчернаемой
мудростью марксистско-ленинской филосо-
un. .

Советекому народу необходимы вое за-
	воевания науки. Ё№му He опасен, а на9бо-.
	рот, необходим новый колосеальный  екз-
чок вперед в развитии производительных
сил, возможность которого обеспечивается
достижениями современной науки. .
	Высшей и благородной целью советеко-
го народа является безграничное усиление
господства человека над стихийными сн-
лами природы. Именно этой цели слу-
жат и все без исключения усилия совет-
ских ученых.

Дла всего этого мы нуждаемся в мира,
прежде всего в мире. У нас не вызывает
сомнений принципиальная возможность
мирного сосуществования различных  с0-
циальных систем. Превращая пустыни ‘в
цветущие сады, мы не можем примирить-
сея с опасностью превращения культурных
стран в выжженные пустыни.

Мы уверены, что миролюбивые люди
земного шара способны предотвратить во-
енную катастрофу. Мы верим в конечную
победу сил, борющихся за мир, за разум-
ное использование достижений науки, за
будущее человеческой культуры. Мы убе-
ждены, что сбор лоднисей под 0Обраша-
нием, призывающим к заключению Пакта
Мира между пятью великими державами,
способен, наряду с другими важными ак-
циями сторонников мира. помешать войне.
	Отавя свои подписи под Обрашением,
мы протягиваем руку дружбы передовым
ученым всех стран, всем честным людям
BO всех концах мира, зовем их к между-
народному сотрудничеству в интересах ми-
pa и блага народов.
	Анатолий АГРАНОВСКИИ
		лаем это, у нас пойдут такие темпы, ®
которых сейчас мы не смеем и мечтать»,

Великий “вождь советского ‘народа ска-
san это в 1981 году — двадцать лет назад,
		nok тлыбиной. И разговор у него солид-
ный. обетоятельный, И ‘китель парусино-
вый на вее пуговицы  застегнут. словно
ему жара нипочем. Он тоже загорел —
нет на Песчаном бледнолицых людей. Но
его загар ударяет в краесноту. И белесые
брови да русые щеточкой усы смешно
выделяются на этом ° пропеченном крас-
HOM HNO. °

Много еще можно бы найти отличий в
двух мастерах. если поискать. Но прихо-
дит в голову другое: разные-то они раз-
ные, а сошлиеь и дружат, потому что
одинаковые. В главном одинаковые: и Во-
рожцов и Андреичев — рабочие  совет-
ского времени. И. хотя олин начинал свой
трудовой путь на Урале, . другой — на
Волге. один на севере, другой — на юге,
оба они работали на стройках сталинских
пятилеток,

Ворожпов пришел на уральскую строй-
ку из деревни с четырехкласеным образо-
ванием. Окончил лгколу ФЗУ. Потом без от-
рыва от производетва— вечерние курсы по
врубовой машине, Школу мастеров
по технике безопасности. В Гидропро-
екте — курсы буровых мастеров. И снова
вечерние курсы, семинары. школы. тех-
Нику... Я познакомился с буровиками,
Богла они — очень торжественные, при

галстуках -— ехали катером ва правый
	берег сдавать экзамены по седьмому ра2-
ряду. :
— Помучаешься, тогда и научишься!
Спросите Андреичева, спросите любого
из рабочих — какая бы ни была биогра-
	  фия, в этом отношении будет та же кал-
	тина. Все годы эти люди. имеющие ог-
ромный практический опыт, учились, из-
учали технику, осваивали науку. Отсю-
да их совершенно новый подход к борь-
бе за темпы, верно предугаданный секре-
тарем партийной организации...
Вспомним. как здесь же, в Сталинграде,
	добивались темпов в годы первой пягя-
летки. В августе 1929 года на еталан-
градском Тракторострое побывал епеци-
альный корреспондент «Правды» Николай
Погодин. И первая же его корреспонден-
пия именовалась «Темп».
	«Мы не умеем считать дни,— писал
он тогда. — На Тракторострое теперь умеют
считать часы. Темп делается изумительно
просто. То. что можно сделать сегодня,
должно делаться сегодня, то, что можно
сделать сейчас, должно делаться сейчас».

‘O том, как «делался темп», Н. Погодин
подробно рассказал в своей пьесе того же
названия. Драматург приметил в жизни
и почти документально (это легко почув-
ствовать. вели прочесть пьесу следом за
газетными очерками) перенес в свое про-
извеление множество точных и лдостовер-
ных теталей.
	«Мы, металлисты, вызвали строителей
HG соцеоревнование потому, что. тот темп,
который здесь взят, надо усилить еще,
улвоить...— говорил зерой пьесы рабочий
Ераличкин. — Мы вчера постановили: эс-
ли увидим, ‘Что контрольные сроки сдачи
металлических работ будут срываться. мы
станем работать не десять чаеов, а двев3З-
mats в сутки. Если бы нае капита-
лист заставил работать лишние полчаса,
мы бы устроили ему забастовку, & злесь
мы станем работать... Ни черта! Живем:
Но наш завод. наша. пролетарская ‘гэр-
дость, наша крепость будет воздвигнута
за полтора года!..»

Впервые в истории на строительные
леса поднялся человек, освобожденный от
эксплуатации. работающий на самого се-
бя. Этот новый человек проникся Tan
труловым онтузиазмом. той волей к тру-
ху, упорством, о которых мечтал Ленин.
В-год великого перелома товариш Сталин
писал уже о развертывании творческой
инициативы и могучёго трудового подъс-
ма миллионных масе рабочего класса.
	Так случилось «чуло»: советский рабо-
чий, вооруженный лопатой. телегой. тач-
кой. перекрыл строительные темпы инлу-
стриальной Америки. И мистер Картер.
инженер-янки, не’ смог скрыть  восхище-
ния: «Темп Сталинград — очень хорошо!»

Но время продолжало лететь вперед. В
апреле 1931 года на Сталингралекяй
тракторный приехал Серго Орджоникидзе.
Прошел по цехам огромного, к сроку вы-
строенного завода, побеседовал с инжене-
рами, техниками, рабочими. а потом ска-
зал коллективу открыто и честно, как
это делал всю жизнь: -

«Здесь говорили 0 темпах. Если по-
смотреть со стороны, то кажется, что
темпы у нае такие, будто мы выпускаем
несколько сот или тысяч тракторов. Но,
в сожалению. этого нет. То. что я вижу
У вас, это не темпы, а суета».

Пафос строительства надо было лопол-
нить пафосом освоения новой техники.

Как конкретно, на деле добиться ново-
го повышения темпов? Как всегда, путь,
определивший судьбы нашей борьбы и
побел, указал товарищ Сталин.

«Нам осталось немного: изучить тех-
	Приходит к начальнику экспедиции 0у-
cae с ‘правобережья Шетр Черепанов и
	POBHR 6 ро
кладет на стол чертеж нового водоотбор-

ника — сложного прибора для. взятия
ры ее ет Тоба Н Е «llprs-
	грунтовых вод с ‘больших глубин. «Прив-
цип,— говорит, — прост. Вода тяжелее
Вода стремится заполнить пуето-

воздуха.
ту. Вилите? Тут, проходит трубка, чтобы

избавиться от аэрации...»

Принцип оказалея не так-то уж прост.
Буровику, который  училея в девятом
классе вечерней школы рабочей мололе-
жи. пришлось далеко опередить Школь-
ную программу по алгебре и тригономет-
рии. приобрести логарифмическую линей-
ку дли расчетов,  Коисультироваться ©
инженерами по сложным вопросам физн-
БИ И ХИМИИ.

Через неделю водоотборних вышел уже
из мастерской. Это была легкая, обтеказ-
мой формы металлическая сигара, оостоя-
Wat из нескольких десятков деталей.
«Водоотборник Черепанова» был опробован
на скважине, он значительно ускорил
проведение сложных опытов.

Новые люди пришли на великие строй-

ки коммунизма. С одной стороны. это
ученые. подобные Леонову.— они работа-
ют непосредственно на строительных пло-
	щадках, на шахтах, в шурфах. С другой
стороны. это практики, полобные Черепа-
нову, — они в совершенстве овладели
	техникой. Содружество этих людей и CO-
здает новый невиданный темп,
		«Нам осталось немного;
изучить технику, овладеть нау-
ксй. И когда мы сделаем это,
у нас пойдут такие темпы,
о которых сейчас мы не смеем
и мечтать».
	И. СТАЛИН. 1931.
			Wi poT OHH Е о.
в. 49004 гола Остров Печ
	ный... Мощный гусеничный трактор мед-

ленно ползет вперед. Стальной  т10е
тянетея от него к высоченной выш-
	aan ee тт

ке. Она глубоко вепахивает рыхлый п6-
сок и. двагается, гордо возвышаяеь над
островом. на новое место. Несколько pa-
бочих идут следом. Один время от вре-
мени поправляет черный кабель, змеив-
тийся за копром. Ла Иван Конетантич9-
	вич Андреичев озабоченно следит за выт-
кой: вылержит ли?

Но вот трактор начал пыхтеть, как
бы с одышкой, копер двигался в6е мед-
ленней и медленней, тракторист вое вре-
мя оборачивается назад...

— Cro-0-oii!

Это Анлреичев кричит высоким, осип-
шим от волнения голосом.

Теперь начинается самое главное; до-
везти-то он довез, а сможет ли установить
точно в указанном месте? Все‘кидаются к
копру.

— Алексей! — кричит {ндреичев трак-
тористу.— Правую ногу подай вперед!
	И это у них продумано. Трактор медлен-_
	но пятится ‘назад, ослабляет трос, затем
спорачивает в сторону, снова движется
вперед, медленно, осторожно... И вот дрог-
нула, шагнула «правая нога» двенадцати-
метрового копра. Ronep остановился точно
над колышком, забитым топографами и
отмечающим положение новой скважины,

—- Хорош! -—— откровенно ликует Андрей
Ворожцов. И этот здесь — пришел` не в
	свою смену: праздничный костюм, кепка
	на затылке, папироска в зубах.
	Й трактор круто, на одной гусенице
	псворачивается вокруг своей оеи и торо-
питея за новой вышкой. которая уже под-
	готовлена к переселению, ждет его на про-
	TEBOTONORHOM берегу острова _ Несчаного.
Вот, собственно, и все. Вместо напря-
женного тяжелого труда -—— свалить выш-
	KY, разобрать, перевезти По частям, сноза
смонтировать—прогулка по острову. Buc-
CTO трех суток —— двадцать минут, Темпы!
	А ведь, в сущности, ничего хитрого они
не придумали. Просто умело применились к
новой обстановке. Конечно, Ворожцов и
Андреичев использовали здесь свой навык.
Вернувшись с партийного собрания, они
прежде всего стали копаться в памяти: что
бы применить из своего поистине огромного
практического опыта. Ворожцов бурил в
Заполярье со льда. Й, конечно, вепомнил,
как перевозились там вышки без’ демон-
тажа, на тяжелых санях. Андреичев хоро-
140 помнил другое: бурение с плотов в
Куйбышеве: подойдет к пловучей буровой
катерок, зацепит тросом и повезет по реке,
куда душе’ угодно. г

Правла, и в TOM HW в другом случае
«скользить» копру было легко: вода и лед.
А здесь —— земля-матушка. Но опять-таки:
вакая земля? — рыхлый песок. Вдобавок,
разве мы располагали прежде тракторами
такой мошностя и полвижности?.. «Попро-
буем? »—предложил порывистый Ворожцов.
«Погоди. Обдумать такое дело требуется», —
возразил рассудительный Андреичев.

Опыт опытом, но здесь мы сталкиваемся
с совершенно новыми чертами, евойствен-
ными рабочим нашего времени. И навыка
их, И догадка, которая всегла была свой-
	ственна русским  мастерювым,  умножены
большими, недоступными для рабочего
прежнего времени знаниями. Эти люли
	действительно изучили технику! Потому
	они и сумели произвести ‘все необходимые
расчеты, выбрать трос нужного диаметра,
правильно расположить крепления, разра-
ботать сложную «технологию» ‘ движения
вышки. И сложнейшие агрегаты — фабри-
ки-буровые — спокойно, ‘без единой apa-
рии, без единой поломки поползли по зех-
ле во всех направлениях.
	вогла смотришь на остров Песчаный с
самолета, видишь, что весь он исчерчен
ровными полосами. Будто какие-то весе-
	дые великаны бегали здесь на лыжах в31-
	пуски. Эти «лыжни» — следы путешеет-
вуюших копров, Других способов  «монта-
	жа» вышек на острове сегодня не при-
знают.
		°С человеком редкой  епециальноети
пришлось мне познакомиться в Оталин-
траде. Вооруженный фотоаппаратом, аль-
бомами и. этюдниками, оно бродил по
берегам Волги, ° по трассё  Велго-Дона
й фотографировал, зарисовывал, писал
красками то. чего завтра не будет.

Очень торопился этот человек. Разверз-
шееся дно котлована, которое он зарисо-
вывал (говоря техническим языком, доку-
ментировал) сегодня, завтра покрывалось
бетоном. Глубокая балка Забазная, кото-
рую он фотографировал, продираяеь по
расползшейся глине, в скором времени за-
валивалась грунтом (ето тысяч  кубомет-
ров!): через Забазную  прокладывалоеь
поссе. Й лаже Волга, вечная Волга изме-
нялась на глазах. Упустишь время локу-
ментации паводка — и конец, этого уже
не вернешь. Тысячи лет будут еще волж-
ские берега омываться вешними водами,
но такого разлива больше не будет. Не
будет! Следующий весенний  павохок,
встретит против Сарентекого острова тра-
Hut и бетон — входные ворота Волго-Ло-
Ha...

Да. бывигий учитель рисования, кото-
рый. прибыв на великую стройку, стал
старшим . техником по документации, —
Василий Дмитриевич Рыжков понял
злесь. что такое время. Но то тягучее,
Как патока. время, о котором говорят, что
оно тянется сонно. И не то пустое время,
которое летит без толку, проносится, не
оставляя следов. Ha Волго-Доне и в
‘Сталинграде живет время, хозяйски взя-
Toe в руки, взвешенное до секунд, насы-
щенное трудом, втиснутое в строгие рам-
ки плана. Короче — время, несущее на
себе большевистекие темпы. 3

Там, где возьмет начало Цимлянское
водохранилище, над южным откосом кот-
‘лована высится деревянная башня. Она
очень высока и массивна. Но не повто-
рите оптибку многих приезжих, не прини-
майте эту башню за важный объект
стройки. В будке, Ha большой высоте,
установлен всего-навсего киноаппафат —
единственный, пожалуй,’ неподвижный
прибор на Bee этой стройке. С постояй-
ной точки киноапнарат снимает по одно-
му вадру в день. И каждый день он ени-
маот новые кадры — старые не повто-
ряются!

Так снимали прежде распускающуюся
розу. Кадр в день, —а когда пускали эту
киноленту с обычной скоростью-—24 кад-
ра в секунлу, то на глазах у изумлен-
ных зрителей появлялея зеленый росток,

набухал, раскрывался бутон, раслуежалиеь
один за другим нежные лепестки..

Сегодня  кинооператоры а Ha
стройку. где плотина растет е такой по-
	истине железобетонной послелователь-
ностью. в таком етрого расечитанном рит-
	ме. что снимаи один кадр в день, — и
перех зрителем как ожившая сказка,
возникнет, расцвегет за несколько. минут
BCH гигантекая стройка на тихом Дону.
	Дни неповторимы. Того, что было вчэ-
ра; не увидищь сегодня.

Время, сроки, темпы... ‹ Этим живут
сейчас на стройках коммунизма. ‘За врэ-
менем следят, за сроки отвечают, за темп
ведут неустанную борьбу. С одинако-
вым волнением высчитывают дни, часы,
сокунды и волгодонцы, которые весной
должны принять на воду донские и воля:-
ские корабли; и строители  Сталинграл-
ской ГЭС, которые сегодня пока толь-
RO подтягивают тылы, готовясь в основ-
ным работам.
		Позвонил в экспедицию Федор Георгя-
	евич Логинов и сообщил, что уже в эт9м.
	ГОЛУ. ДО ЗИМЫ, строители намерены при-
	ступить к рытью котлована. Начальник

Сталинградгидростроя настойчив.  Про-
звучала уже знаменитая Фраза: «Дай-
	те фроят работ!» А на острове Песчаном,
rie намечалея наиболее ответственный
	котлован под гидроэлектростанцию, стг9я-
ли еше хлесятки вышек, проводились COT-
	ни опытов. Ни геология, ни гидрогеолэ-
гия района не были изучены е необходн-
мой полробностью.

Начальник экспедиции  Припотень ие
одну ночь думал над тем, как повысить
темп работ. Надо будет добавить на ост-
рове буровые комплекты. Добиться бес-
перебойной подачи энергии —— еще одну
передвижную электростанцию туда пере-
бросить. Перейти. на круглосуточную pa-
боту — в три емены. бурить... Но как ни
крути, все равно не поспеть к сроку!

Теологи были согласны с ним. Слиш-
вом уже сложен для бурения геологиче-
екий разрез острова. Вверху лежит слой
песка — метров двадцать. Проходить его,
чтобы получить качественные  керны,
нужно ‘ударно-канатным бурением. Затем
идет прослой скального песчаника —
сантиметров семьдесят. Тут уж необходи-
	мо колонковоюе бурение, а значит, C9-
всем другая вышка. Ниже снова пе-
сок. Значит, ° снова одемонтируй  тяже-
лю колонковую вышку. и: привози из
	екважину ударно-канатный копер. А на
важдый перемонтаж — трое суток!
Силят pYROBOAHTeCAR, ломают головы.
	Вее это так. все это справедливо — и
трудности, и сложный для бурения геоло-
	  гичеекий разрез. и TO, YPO OHH HM TAK Bee
		время перевыполняют планы. Но можно
ли допустить, чтобы мощный земенарях,
который ужеов конце сентября должен
будет пробивать пионерную траншею к
центру острова Песчаного, стоял в 6e3-
действии из-за них, изыекателей. Не бы-
ло такого и быть. не может!
	Слово берет Семен Николаевич Ёто-
ров — начальник лаборатории и секретарь
партийной организации.

— Народ надо поднять. У нас в экс-
педиции сорок. коммунистов. А комсомоль-
цев сколько, а непартийных большевиков!
№ ним пойдем. Им расскажем 0 значении
темпов великих строек коммунизма. Рас-
скажем, как учит боротьея ‘за темпы
товарищ Сталин. Й тогда... — он сказал
это как-то особенно  залушевно.— тогла
наши люди такое придумают, о чем сей-
чае мы и мечтать не смеем! ‘
	...Й BOT мы знакомимся с двумя буро-
виками, двумя мастерами. Андрей Roa-
стантинович Ворожцов paboraer на Шез-
чаном в первую смену, Иван Конетанти-
нович Андреичев — во вторую. 0баони—
старпгие мастера механического бурения.
	опытные мастера: у Ворожцова cram
пятнадцать лет, У Андреичева = ДВ
ath. ~
	Познакомищься с ними, обязательно по-
разишься: до чего же разные люди! Вер-
но, пожалуй, говорят, что чаще веего та-
кие сходятся. Ворожцов — порывиетый,
увлекающийся, шумный. Вепочка набек-
рень, ворот. белой рубахи расетегнут, ру-
ки в непрестанном движении. Загорел он
до черноты, и волосы иссиня-черные,
кудластые — как есть, цыган.
	„ Андреичев — само спокойствие. Вы-
сокий, грузный.  солилный — сидит эта-
		Содружество ученых и практиков увели-
чивает и темп стройки и темп научных ис-
следований. Мы можем смело говорить об
ускорении наиболее тонких, сложных,
творческих работ — о новом темпе науч-
ного труда.
	Вот с трассы СОталинградекого  маги-
стрального канала сообщают, что обнару-
жены трещины в хвалынеких  глинах.
Серьезная проблема: не будет ли просачи-
ваться в землю вода, когда ве пустят по
каналу?

Rak полагалось «по правилам» строить
в этом случае работу? Практики должны
были послать свои карты, ‘геологические
разрезы, лабораторные анализы, описания
в научно-исследовательские институты
нескольких городов, списатьея с учеными
итхитх
	В тот день, когда пришло сообщение о
трещинах, в Сталинграле находились учег
	ные из Москвы, Иенинграда, Боронежа,
Кинтинева, Ростова. Начальник  экспеди-
ции направилея в дома для приезжих,
	шутливо именуемые здесь «академическим
городком», и объявил, что самолеты по-
даны.

Через час «акалемический городок» на-
ходилея в далекой степи. Первым из го-
стей опустился в глубокий шурф Георгий
Павлович Леонов из Московского универ-
ситета, один из лучших знатоков геологии
Поволжья. Остальные участники  совеща-
ния силели на корточках вокруг.
	— Считаю. что трещины эти экзоген-
	ного происхождения, — гудел из глубин
голос докладчика.

_ — Her an там плоскостей  скольже-
ния? — интересовались сверху ONMMTOHSH-
		«И ибо смерть, либо догнать и перегнать
передовые капиталистические страны».
	Бладимир Ильич Ленин произнес эти
слова накануне Октября. С первых дней
советекой власти вопрос о темпах не схо-
AHI С повестки дня нашей партии.
	«Мы отстали от передовых стран
на 50 — 100 лет, — говорил Иосиф
Виссарионович Сталин в 1931 голу. — Мы
	должны пробежать это расстояние в лесять
лет. Либо мы сделаем это, либо нае co-
мнутх, а

Гитлеровские захватчики пытались нае
смять. И не смяли. Не емяли потому,
	4TO темпы нашего роста были ‚невидан-

ными в мире.
	Сегодня наша  Ролина сильна, Rab
никогда: Но советский народ, народ-созида-
тель, хорошо знает, что и сегодня, как
прежде, темпы нашего движения к комму-
низму определяют судьбы мира во всем
мире.

— Чем скорее мы воздвигнем питадель
мира — нашу Сталинградекую ГЭС,— го-
ворил на партийном собрании Семен Ни-
колаевич Егоров,— тем скорее наступит
	время, когда наша страна будет гаранти-
рована от всяких случайностей!
	06 этом знают, это помнат всегда, в эт0
верят всем сердцем миллионы людей, ко-
торые работают на Волге, на Дону. на
	Ты -и Е EPO

Днепре, на Аму-Дарье и Ha всех других
	великих и малых советеких стройках.
	Время, сроки, темпы... Этим. живут на
стройках коммунизма.
		Темпы BO имя мира, темпы во
победы коммунизма.
	СТАЛИНГРАД
	С честь полета Крякутнотло
	Работы талантливых русских изобрета-
телей имели большое значение для разви-
тия воздухоплавательной техники и н3-
всегда вошли в историю воздухоплавания.
Первые в мире проекты управляемых
аэростатов появились в России. В нашей
стране предпринимались и первые попыт-
ки постройки дирижаблей. Олна из них
относится к 1812 году. когла под Мо-
	сквой началась побтройка дирижабля,
предназначенного для борьбы е наполеэ-
новской армией. Общеизвестна вылающшая-
	ся роль, которую сыграли в развитии
воздухоплавания русские ученые М. В. Лё-
	моносов, М. А. Рыкачев, Д. И. Менделеев,
М. М. Поморцев, В. 9. Циолковский, С. А.
Чаплыгин.

Воздухоплавание в нашей странеи сей-
Час продолжает служить на пользу чело-
веку. Полеты на свободных аэростатэх.
полчае весьма длительные и на больших
высотах, систематически применяются в
научных целях. В настоящее время из 24
уировых рекорлов по разделу возлухопла-

вания 19 принахлежат советеким спортс-
менам. я

В день 220-летия полета Крякут-
ного с одной из площадей Рязани стар-
	тует в агитационный полет свободный
зэростат «ССОР-ВР-73».
	220 лет назад рязанский  подьячий
Крякутный совершил первый в мире полет
на воздушном шаре, открыв перед челове-
чеством путь к завоеванию воздуха. В
Центральном доме авиации им. М. В. Фрун-
зе (Москва) открылась выставка, поевящен-
ная памяти зачинателя отечественного
воздухоплавания. На ней представлены
документальные материалы о первом воз-
душном шаре и о полете Врякутного, прэд-
принятом в 1731 году. Рязанский подья-
чий более чем на полстолетие опередил
французов братьев Монтольфье, повторив-
ших его опыт лишь в 1783 году.

В том же 1783 году в России уже вы-
шла первая печатная работа по воздухо-
плаванию — «Рассуждение о шарах, горю-
чим веществом наполненных и по воздуху
летающих» (под горючим веществом под-
разумевалея водород, которым стали тогда
наполнять аэростаты), а член Российской
академии наук Л. Эйлер дал первый рас-
чет подъема аэростата. В 1804 тоду Рос-
сийская академия наук организовала пер-
вый в мире полет аэростата с научнымия
целями, Наблюдения на борту этого аэро-
стата, достигшего высоты трех тысяч
метров, вел акалемик Я. Захаров.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 22 сентября 1951 г. № 113
	солидный — сидит эта-   нику, овладеть наукой. И когла мы еле-

Теологи возвращалиеь домой е хорошим
чувством; мнение ученых было единым-—
трещины ве имеют широкого распростра-
нения н опасности для канала не пред-
отавляют.
	Таких примеров можно бы привести
немало. Но взаимоотношения строителей.
буровиков. геологов в ученым миром ме-
нее всего можно назвать односторонними,
ижливенческими. Люди практики не толь-
Бо берут от науки. но помогают науке,
	двигают BE вперед.
	На Ноа Волго-Донского судоходного канала. Земснарял за’ работой.
Рис. П. ГРЕЧКИНА.