упвенный образ

Задавшись ‘целью. написать художе-
ственную биографию Кецховели, И. Лиса-
швили прежде всего опирается на фак-
тический материал. Все основные, значн-
тельные эпизоды романа строго фактичны.
Документы, хранящиеся в Тбилисском
филиале ИМЭЛ, в Доме Кецховели, мемуа-
ры и воспоминания, а также живые люди
подтверждают правдивость жизнеописания
Кецховели. Большую помощь оказала
автору книга Л. П. Берия «№ вопросу 00
истории болышевиетских организаций в
Закавказье». .

Но автор создает и ряд вымышленных
лиц И энизодов. Таков, например, бсаетой
старец Зураб — собирательное лицо, при-
званное воплотить угнетение  бесправ-
ного народа. Судьба этого человека впер-
вые всколыхнула впечатлительную душу
мальчика Jato. Той же цели служит
аробщик Бартломэ, в образе которого во-
нлощены природный юмор, смелость И
непокорность передовых крестьян. Вы-
мышлены также  возаюбленная Ладо —
Ганна и погибающий от чахотки юноша
Гоги, образы которых, к сожалению, мало
удались автору: вентиментальная трактов-
ка не даег ощутить их как жизненные,
правдивые.

В эпизодах, посвященных - идейной боръ-
бе двух направлений в «Месаме-даси»,
автор не сумел раскрыть тлубину острой
борьбы революционной марксистской
группы в составе Сталина. Кецховели и
Цулукидзе с оппортунистами, ве сумел по-
казать победоносное превосходство идей
Сталина и его соратников над оппортуни-
стическим мировоззрением. большинства
«легальных маркеистов»—булуших главл-
рей грузинского меньшевизиа. Это круп
ный недостаток. который A. Тисашвяли
	предстоит самым решительным образом
преодолеть,
	Художественное — вовдействие романа
снижается п схематизмом в изображении
некоторых героев. Если образ Кецховели
в целом удался автору, если по роману
можно проследить деятельнутю, боевую
ЖИЗНЬ dlaxo, его рост и развитие (хотя
местами и этот центральный образ не-
сколько обеднен), 10 многие окружающие
Кецховели и близкие ему люди налелены
только именами ий беглыми, ничего не вы-
ражающими характеристиками. А эти Г
POH, носящие в романе только имена,
составляли блестящую плеяду людей, прн-
частных К AYXOBEOMY формированию Лало
Кецховели. Это были люди, без органиче-
ской связи 6 которыми Ладо mor бы
остаться мятежным олнночкой:
	Туманна и непонятна в романе линия
старшего брата Ладо, Нико Кецховели.
Переводчики Н. Чхеидзе и А. Кочетков
отнеслиеь к работе с чувством большой
ответственности, точно передав и содэр-
жание и художественное свособразие ро-
мана. Однако, яваяяеь квалифицирован-
ными лигераторами, они, наравне с- ро-
дантором А. Келенлжеридзе, могли бы ука-
зать автору на недостатки романа. В част-
ности, они могли бы помочь автору изба-
вить роман от тех стилистических, услов-
wo литературных «красивостей», которые
. Чисашвили встречаются нередко. Для
а укажем на такие фразы: «Ганна
встала, откинула косы за плечи и засты-
ла, глядя на луну, застыла; словно вн-
денье `из сказки», Man: «Высокий, строй-
ный, с курчавыми черными” Золосами, с
высоким лбом и большими медово-карими
глазажи, в которых таплюь выражение
какой-то сдержанной силы, Лало стоял
перед Танной, каз олицетворенная загадка».
Пожелаем автору, че жалея временля и
энергии, устранить вое эти досадные нело-
четы: обаятельный образ Кепховели бес-
	спорно завоюет любовь советеного -чига-
теля, поэтому хочется видеть его в романе
наиболее совершенным.
	го образования. Это профессия, в которой
многие киноработники НаходяР себя, ста-
новятся опытными, незаменимыми масте-
рами своего дела. Десятилетиями выпод-
НЯЯ МНого0бразные ассиствнтекие обязан-
ности по ряду фильмов,. они вносят свой
вклад в развитие советекого  кпноискус-
ства. Работа абеистента почти всегла яв-
	ляется нужным этапом для художника,
становящегося впоследетвии  режиссером-
постановщиком.  В зрелые CBOH годы 0ч
обычно в благодарностью — веноминает
	Bp когда, прежде чем начать cawo-
стоятельную ‘работу, был весистентом у
`КОГО-Либо из крунных мастеров,

Вредно, однако, когда, невзирая на уже
‚явно проявившуюся способность человека
RK самостоятельной работе, на долгие годы
искусственно затягиваетея этот период
_ассистентуры. Опыт показал, что при
слишком долгом пребывании в ассистея-
тах (и в особенноетя при еще  елишком
частом сведении этой работы к выполне-
нию; главным образом, технически-адми-
нистративных функций) молодой : pe-
жиссер уже не развивает в себе, а, на-
оборот, начинает постепенно утрачивать
навыки, нужные самостоятельному ре-
жиссеру. Он утрачивает способность са-
мостоятельно решать художевтвенные за-
дачи.

Между тем тарифпо-квалификационная
система, принятая в Министерстве кино-
матографии, прохнолагает почти непремен-
ное многолетнее пробывание молодых pe-
жиссеров именно на ассистонтевой рабо-
те. По этой системе, если придерживать-я
ве с0 всей строгостью, между защитой
диплома и первой самостоятельной поста-
нозкой непременно должно пройти десять-
пятнадцать лет, если не больше,

В большинстве случаев выпускник ре-
жиссерского факультета получает разряд
ассистента ПГ категории. Чтобы перейти
во П категорию, om должен Принять
участие не менее чем в постановке двух
фильмов. При существующих темпах ра-
боты нал Фильмом это означает в лучитем
случае срок в два — два с половиной гола.

Право па переход из П категории в
дает участие в работе над тремя полно-
метражтыми = фильмами. Прелноложив
идеальную возможность бесперебойной
работы. мы все же должны отвести ва
этот этап еще три-четыре гола.
` Перед ассистентом   категории откры-
вается возможность получить звание вто-
рого режиссера ИП категории, Для такого
перевода требуется участие в работе пал
пятью полнометражными фильмами. Два
фильма требуются, чтобы перейти в
	число вторых режиссеров   категории,
	Памяти Аркадия
Гайдара
	К 10-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ
	«Прошло десять лет с той поры, когда-=
совсем еще молодым — ушел от нас Арка-
дий Гайдар. Жизнь его была недолгой,
трудной, счастливой. Смерть ево была му-
жественной... Гайдара не стало... Но книги
его остались в строю. Они продолжают
сражаться за великие цели нашей бтраны,
	за ее будущее, за будущее всего челове
чества — за коммунизм»,
	Так пишет А. Кононов в своей вступи-
тельной статье к новому’ однотомному из-
данию сочинений А. Гайдара, выпускае-
мому Детгизом в октябре — к десятилетию
сд дня смерти писателя. Все, что написал
А. Гайдар для детей, войдет в новый од-
нотомник. В нем будет помещена и кино-
повесть «Комендант снежной крепости»,
выпущенная в 1945 году и не вошедшая в
прежние собрания сочинений.
	«Голько что (в первом варианте) я за-
кончил сценарий фильма «Комендант снеж-
ной крепости». -- писал автор, —= Это вторая
(самостоятельная) серия «Гимура и его
команды». Сейчас я должен сесть в зано-
во переработать «Коменданта» в повесть.
Действие ее происходит в семье капитана
	артиллерии Максимова в дни войны с бе.
лофиннамин. ..»
	Из автобиографии А. Гайдара и вступи-
тельной статьи. которыми открывается кни-

га, дети узнают о жизни и творчестве за-
мечательного писателя, «человека смелой

мысли и отважного сердца, ясноглазого
мечтателя, друга советской детворы ий до
	конца своих днеи — верного Родине сол-
дата».

#
*

Детгиз выпускаег в новых изданиях
	ол отдельных произведений А. Гайдара.
олько что вышла книга «Чук и Гек» с
иллюстрациями Д. Дубинского, ‘удостоен-
ными Сталинской премии. «Тимур и его
команда» выхолит с иллюстрациями ху-
дожника В. Ладягина. Трехсоттысячными
тиражами издаются повесть <Р.В.С.» и рас-
сказ «Горячий камень» Тираж книг
А. Гайдара, выпускаемых Детгизом в
1951 году, достигает миллиона экземпля-
ров.

Произведения А. Гайдара издавались в
нашей стране 868 раз в количестве 11.812
тысяч экземпляров, в переводах на 56
языков (данные на 1 августа 1951 года).
Наибольшее распространение получили но-
вести «Тимур и его команда». издававииа-
	ся 94 раза, и «Школа», выдержавшая 52
издания. у
	3a рубежом произведения А. Гайдара
выходили 62 раза на 13 языках.

———®Ф———

[Новые книги
	Калинин А. Красное’ знамя. Роман.
«Молодая гвардия». 478 стр.

Карим Х. Весенийй сад. Стихи и поэмы.
Авторизованный. перевод с башкирского.
«Советский писатель». 128 стр,

Колосов А. Светлые воды. Рассказы для
эстрады. «Искусство». 104 стр.

Комаров П. Сочинения. Хабаровск,
Дальневосточное государственное издатель:
ство. 559 стр. :

Лекции по исторни русской советской
литературы. Кн. 1. Издательство Москов-
ского университета. 188 стр.

Почивалин Н. Простые герои. Стихи. Ал-
	ма-Ата. Казахское государственное изда-
тельство художественной литературы. 71
стр.

Рыленков Н. Великая Pocctaus. Пъ-
	весть. «Советский писатель» 240 стр.

Садовяну М. Митря Кбкор. Повесть; Пе-
ревод ›с румынского А. Лубо. ° Издатель-
ство иностранной литературы. 144 стр,

Сенни Г. Никита Изотов (1902—1951).
Углетехиздат. 180 стр,

Соколов А. и Кушнарев Е. Три круго-
светных плавания М. П. Лазарева. Геог-
рафгиз. 208 стр,

Татарские рассказы. Казань. Татгосиз-
дат. 248 стр. В книге рассказы К. Налж-
	ми, Г. Баширова, А. Кутуй, А. Абсалямо-
pa, А. Шамова, М. Амира, Ф. Хусни,
А. Еникеева; Г. Галеева и И. Гази. .
	Еще один фильм ‘может привести к
званию режиссера П категории; два сле-
дующих — & званию режисвера”1 ватего-
рии. И, наконец, еще два дают право на
высшую Категорию «рёжиесера-постанов-
щика».

Правда, речь идет о званиях, и они не
всегла соответетвуют (в ту или иную с19-
рону) фактически выполняемой работе. Но
CAMA сложная система присвовния званий
в принципе предполагает, что от получе-
ния режиссерского диплома ло получения
звания «режиссер-постановщик», как. бы
утвержлающего право на вполне само-
стоятельную работу, должно пройти более
пятнадцати лет,

Подобные механические рогатки перах
творческой молодежью возведены в зна-
чительной мере‘ иснусственно:

Это произонмо из-за недостаточной 3a-
интересованности в притоке свежих сил.
Ибо только такой незаинтересованнотью
можно объяснить тот факт, что до cut
пор остается  непродуманным, неясным
для Министерства - кинематография и его
студий, как должен расти и работать мо-
лодой режиссер, пришедший е инотитут-
ской скамьи в творческую организацию,

Результат налицо: как мы уже говори-
ли, в 1950 году не выпущено: ни. одного
фильма, который поставил бы мололой
или хотя бы относительно молодой режис-
сер из числа окончивших Государственный
институт кинематографии за последние
15 лет.

C певниманием к правильному росту
творческой молодежи тесно связан суще-
ственный вопрос о явно — нелостаточном
	воличестве выпускаемых у нас художе-
ственных фильмов.

В чем причина этого?

Оправдательная аргументация Мини-
стерства кинематографии обычно олно-
сторонние сволится только к отстававию
сценаристов, в малому чиелу  полноцен-
	вых сценариев.

Сценариев полноценных в идейно-хуто-
жественном отношения. действительно,
сейчае далеко не достаточно, Лричипы oro-
го явления заключаются в том, ITO е0-
вершенно неудовлетворятельна существу-
ющая система организаций  ецепарного
портфеля. Из рук вон плохо поставлено
тематическое планирование, ;

shasyseb ta недостаток сценариев. ми-
нистерстрво, однако, ло сих пор веб еще He
проявляет стремления  расптирить круг.
кинолраматургов. В плане, о котором
недавно локлалывал совету министерства
зам. министра тов. Семенов. фигурировали.
в качестве епРНаристов лишь два выпуек-
	ника БВГИВ, Им поручена — все по то-

SAMETKH O KHHTAX

«ЗАРУБЕЖНЫЕ ВСТРЕЧИ,
	но могут. И все упреки; которые прихо-
дитея делать сегодня И. Гайлаенко, отно-
сятся и в его редактору В. Марченко,
Главы своей книги автор саройт по-раз-
ному, это естественно и оправданно, йбо
по-разному ирихолиловь бывать ему в 3а-
рубежных портах—полодту иди всего по
нескольку часов. по-разному вотречаться
в людьми, обстоятельно разговаривая илн
всего-навсего обмениваяев дружеским ру-
копожатием. Иногда глава состоит из ие-
скольких живых наблюдений, ярких не-
многословных штрихов. иногда — из пуб-
лицистического монолога, иногда в цент-
ре внимания писателя —= газетный факт,
который помогает сделать ему верное
обобщение. Но случается. Что скулость
ваблюлений автор пытается заменить су-
	хим. многословным пересказом. повторением
	виленного другими, и тогла внимание чи-
тателя ослабевает, резко ухудшается язык
повествования.

Закономерно стремление писателя рас-
сказать обрааным языком о виденном и
перезкитом. Но когда это стремление —
самопель. образность становится ложной
красивестью, вроде такой: «людей... кор-
	мили нагайками и олевали в синяки»,
KPHTACPOBCKHO подводники и летчики...

+ a
упивалиеь xXepecow Hf анисовой настой-
	Кои—погом и кровью трудящихся» ит. п.

Эти и другие недостажки--плохие  эпи-
теты. вызывающие улыбку в самых не-
подхолящих местах (например, о корове
нишего феллаха автор говорит — «неболь-
шая корова» или о женшине. потерявшей
на войне мужа и сына,— «безродная ста-
рушка» ит. п.), злоупотребление одним
и тем же приемом (например,  басенное
отождествление зверей и людей) — севиле-
тельствуют о малой  требовательности
И. Гайдаенко К себе. -

Молодому литератору и бывалому море-
холу, много видевшему, но еше не вла-
деющему мастерством прозаика, необходимо
внимательно и вдумчиво работать над язы-
‘KOM своих пооизведений,
	Семен ГУДЗЕНКО
	Бывалый человек, мною и далеко пла-
вавший, написал книгу о своих встречах
в портах пятнадцати морей и трех океа-
нов. Не праздным туристом, охотником за
сногошибательной экзотикой, а тружени-
ком моря, доброжелательным другом всех
простых людей нутешествовал И, Гай-
даенко по свету, пристально вематриваясь
в жизнь народов, в перемены, происшедз
шие На всех материках после окончания
второй мировой войны. Он не внервые хоз
дил за границу, и У Гибралтара. rie за
скалистыми горами продолжает борьбу
героический испанский народ, ему вспом-
нилось легендарное судно «Комсомол»,
потопленное в 1936 году пиратами гене-
рала Франко, а у берегов — Аветралии —
конец сурового 1941 гола. когла в этой
	халекой стране весе честные люди были
Нашими верными союзниками в войне,
решающей сульбы человечества. И эти
	воспоминания — их за долгие голы служ-
бы в торговом флоте накопиловь немало—
углубили книгу, раздвинув рамки обыч-=
ного путевого дневника. Анита И. Гай-
даенко «Зарубежные встречи», выпущен:
ная Одесским областным издательством,
лает читателю новые и разнообразные еве-
дения 06 отдалеппых странах, малоописан-
ных островах, глухих колониях. © нравах
и быте их обитателей. Трудно перечислить
все, 0 чем рассказал И. Гайдаенко, pac-
сказал со знанием дела, е убежленностью
советского человека, Его встречи люль-
ми, странами, островами, пароходами—6о-
злают широкое полотно жизни народов, во-
торые, наперекор своим продажным прави-
тельствам и жандарму планеты-—США. 00-
рются за мир. равняя свои ряды на CCCP.
И описания того, как в разных странах
встречают наших моряков. являются, по-
жалуй, самыми внечатляющими страница-
МИ КНИГИ.

Вывалые люди-—=моряки, геологи, ин-
женеры, колхозники — часто сами берут-
ся за перо и с неожиданной яркостью
пишут свои первые в жизни книги. Но без
	помощи. опытного, е. хорошим вЕхсом, ре-
	дактора такие книги полноценными быть!

Революционная деятельность великого
Сталина и его славных соратников не раз
служила источником вдохновения для гру-
зинских поэтов и драматургов, Вепомним
поэтическую эпопею Г. Леонидае «Сталин»,
поэму Гр. Абашидзе «Весна в черном го:
роде», «Прощание с Цулукидзе» ИН. Аба-
шидзе, историко-революционные . драмы
«Из искры...» Ш. Дадиани и «Юность
вождя» Г. Нахуцришвили. Эти произвеле-
Бил являются значительными достиже-
ниями грузинских поэтов и драматургов.
Ту же линию продолжает И. Лисашвили
в прозе, посвятив свой роман «Кецхове-
ли» ближайшему соратнику товараща
Сталина на заре революционной борьбы
в Закавказье,

На первых страницах романа. выше:
	‚ шего недавно в Тбилиси в русском пере
	воде, вырастает обаятельный 0браз вне-
чатлительного мальчика, чуткого к от-
крывающимея перед ним явлениям жиз-
ни. Медленно катится арба по пыльной
дороге. Ладо везут учиться в Гори. В час
разлуки с семьей в душе мальчика остро
запечатлелись и родной дом; и величавые
горы, и мать, завтывшая в тоске у калит-
ки. Мальчик вступает в новую жизнь.
Круг неразрешимых вопросов мучает его:
что такое экзекуция? Почему брат не во-
put в бога? Почему отец требует у 2р0б-
щика уплаты какого-то налога, как те
стражники с нагайками, которые убили
слепого Зураба? Чем сильны князья?
С этими вопросами перестуйает Ладо по-
рог горийского четырехклаесного духовно“
	то училища.
	Тина ДОНЖАШВИЛИ
°

щую и направляющую роль товарища
Сталина в революционной борьбе грузин-
ского пролетариата.

Глубокое впечатление оставляет ‘сцена
последней встречи Кецховели и Сталина.
Ладо привез из Баку первый номер нелё-
гальной газеты «Брдзола»  («Ворьба»),
напечатанный в бакинской типографии,
которая была организована по заданию
Сталина. При расставании Ладо взял У
Сталина статьи для следующих номеров
газеты.

«— Прощай! — сказал он другу.

— Нет, до свидания, Дадо!

Ладо ушел...

Сосо задумчиво стоял у дверей. Он был
встревожен. Какое-то неизъяснимое чув-
ство говорило ему, что он никогда больше
ве увидит Мадо. И он стал ходить по ком-
нате. Образ Ладо — завершенный 06р4%
ИСТИННОГО революционера — неотступно
стоял перед его глазами, и в ушах неу-
молчно звучала порывиестая, пламенная
речь ушедшего друга».

Правдиво изображены в романе отно-
шения Ладо с отцом — священяиком. Сна-
чала межху ними назревает глухой Row-
фликт, но под влиянием любимого сына,
под влиянием благородных поступков. ко-
торые в.душе отец не может не оценить,
старик незаметно для самого себя идет на
уступки сыну. Расшатанная «крамольны-
ми» идеями сына, в нем заметно коле-
блется вера. Узнав о злодейском убийстве
Ладо. старый священник, всенародно со-
рвав с груди крест и швырнув его в
грязь, восклицает: «Вот — в знак гнева
моего и презрения к богу и парю...» Эта
финальная сцена написана сильно. Во0б-
ще финальные эпизоды улаются И. Лиса-
швили. С подлинным драматизмом описа-
ны. последние ‘дни и гнуснов убийство
двадцатисемилетнего адо в тюремной ка-
мере Метехекого замка 17 ‘августа 1903
года.

Сталин в это время был брошен в Ку-
таисскую тюрьму. Й сюда долетела чвр-
ная весть. «Ты ‘пронес свою жизнь, как
факел, через мрак этих дней; от детеких
лет до самой смерти. Теперь погасили
тебя, но не погасить им солнца нашего
будущего!.. Мы = отомстим!» — говорят
Сталин, мысленно прощаясь со своим вер-
ным соратником и другом.

Роман написан Й. Лисашвили в жанре
художественной биографии. ванр художе-
ственной биографии сам по себе опреде-
ляет характер сюжета и композиции. Что-
бы воспроизвести в пределах этого жанра
богатейшую интеллектуальную и душев-
ную жизнь героя, автор использует раз-
личные приемы художественного пове-
ствования. В основном он рисует эпизоды,
в которых герой действует непосредетвен-
но. Бместе с тем автор стремится каждой
репликой Ладо в диалогах раскрыть ту
	нли иную черту его характера. Той же
цели служит и раскрытие отношения к
герою других действующих лиц, их мыс-
ли и речи о Ладо. «Это— костер, который
горит и не угасает», — говорят о Ладо
друзья. С характерной для всего романа
безыскусственностью описывает И. ЛисАа-
швили чувства участников нелегального
собрания в Циеве; «Им хотелось, чтобы
юноша продолжал говорить, чтобы слова
лились нескончаемым потоком, чтобы ни-
когда ‘не ‘иссяк влдохновенный призыв.
Они видели в этом юноше образ будущего,
они любили это будущее, поетому любили
и самого юношу». Роману присущ и тот,
если можно так выразиться, залутевный
подтекст, в котором видна любовь автора
RK своему герою. заражающая читателя,
	ва, добивались права первой  самостоя-
тельной постановки для молодых режиссс-
ров (С. Герасимов. М. Ромм, Г. Алексан-
	дров, С. Юткевич, М. Донекой. Однако
ОНИ. ВИДИМО, не проявили AOURHOH © на-
	стойчивости в своих стараниях, He нод-
HLA этот вопрос в большой общественной
трибуны как один из важнейших . для
будущих судеб всей нашей кинематогра-
фии, а министерство, в свою очередь, не
поняло, что забота о выдвяжении снособ-
ной режиссерской молодежи — это забота
о будущем советского ‘кино:

‚Несмотря на то, чт вина  злевь была
обоюлной, Министерство кинематографии,
погрешив перед ибтиной, предночло всю
вину целиком переложить на плечи ре-
жиссеров старшего поколения.

«Многие видные  режиссеры-постамов-
щики,— говорилось в изланном 2 апре-
ля 1949 года приказе № 106-М, —устра-
HHIHCh OT дела воспитания и выдвиже-
ния кадров молодых режиссеров и за по-
следние 10—15 лет неё подготовили 4H
одного самостоятельного режиссера».

Так же настойчиво обходя собственные
недостатки и в другом приказе, изданном
гл спустя (приказ № 157-М от 4 июля
1950 г.). министерство обвинило в
нелоопенке «подготовки творческой смё-
	НЫ»... руководство — Подведомственных
студий.

Но положение в студиях лишь отража-
ет систему, укоренившуюся во всей ки-
нематографии; оно возникло вследствие
того, что творческая режиссерская емена
зачастую рассматривается. как излишчяя
обуза, а He как источник дальнейшего
развития и расцвета советского кино-
искусства. :

Неверно изображать дело тав, будто
затор. мешающий выдвижению творческой
молодежи, возник вследствие каких-то
«объективных причин», проистекающих
от «исключительности» — кинематографии
й дающих ей незавидное право готовить
калры, ве подчиняясь тем общим совет-
ским законам, по, которым развиваются
Bce области нашего хозяйства и куль-
туры.

Вместо того, чтобы устранить причи-
	ны. мешающие выдвижению уолодых De~
жиссерских кадров, министерство узано-
нивает некоторые из НИХ _В CBOHX HH-
струкциях. Более того, эти причины на-
холят свое отражение В существующей
тарифно-квалификационной системе.

В основе этой системы лежит теория
многолетнего постепенного «прорастания».
ассистента в режиссеры. Профессия асеи-
	стента режиссера — профессия важная и
требующая высшего кинематографическо-
	В часы глубокого горя, при вести 6
	‚ смерти матери, Ладо слышит такие сло-
	за утешения: mA

«Крепись, брат,.. у нас Bee впефеди,
Надо бороться за будущее... Passa не
стоит отдать свою жизнь за народ?» —
говорит ему старший брат Нико.

«Ты потерял мать, но не надо отчан-
заться. Будущее зовет нас. Й будущему
хлжны мы посвятить нашу жизнь», —
товорит любимый учитель и друг Ладо,
Софром Мгалоблишвили.

Под влиянием. свободолюбивых, силь-
ных людей, формировался характер Ладо,
Он умел выбирать товарищей ш крепко
хранить дружбу на протяжении всей сво-
ей недолгой жизни. У Ладо много дру-
sell, но ближе всех ему Сосо Джугашвили.

Глубоко волнуют в романе страницы,
посвящениые дружбе двух пламенных пе-
волюционеров, которая началась в горий-
ском училище и длилась внлоть до траки-
ческой гибели Ладо от пули царского па-
Яача. Они были вместе в тифлисеких
жоезнолорожных мастерских, где юный
(Сталин руководил несколькими рабочими
кружками и был организатором забаетов-
хи. Они были вместе у Соленого одера,
Когда общепризнанный вожак рабочих,
био Джугашвили организовал первую в
Грузии маевку.

Raz известно, зарождение первой марк-
систекой социал-демократической  органи-
зации и распространение идей марксизма
в Грузии и Закавказье связано с возник-
	новеннем в 1098 тоду группы «Месама-.

дави», В 1897 году в эту группу ветупна
dato Кецховели. а через год в нее вошел

товарищ Сталин, внеся © собой НОВУЮ,

мощную революционную . струю. Buyron
«Месаме-даси» оформилась революционная
марисистская группа во главе с товарищем
Сталиным. Неутомимо, шаг за шагом pa-
зоблачает она оппортунистическую приро-
ду большинства «Месаме-даси» и ведот
борьбу 34 организацию социал-леуократие
ческого лвижения в Грузии и Закавказье
по ленинеко-искровекому прияпипу, -
Й. Писашвили сумел показать руководя-
	И. Лисашвили. Кецховели. Роман. Изда-
ее «Заря Востока». Тбилиси. 1951.
стр.

т оч ge
	курению В. Венгеров вот уже семь лет
ботаетея ассистентом режиесера на «Лен-
фильме». Режиссер Ф. Эрмлер, приемот-
	ревшийся к Венгерову за годы совместной
работы, давно уже пытался доказать его
право на самостоятельную постановку,
Однако его хлопоты не увенчались ус-
нехом.

< В довументальной кинематографии ра-
ботают А. Граник й Т. Родионова. Дваж-
ды им была обеацана  вовмеетная поста-
новка художественного фильма. И дваж-
ды обещания министерства остались ч6-
выполненными,

После нескольких таких же неосуще-
ствленных обещаний, потеряв надежду
На самостоятельную постановку, оставал
работу в кино Г. Сеидбейли. Он обратился
® литературе, напечатал хорошую по-
ресть «У наб в Астаре».

Так и не иепробовав на протяжении
возьми лёт своих сил, оказалиеь недавно
Уволенными ИЗ кинематографических
студий три бывших выпускника-отлични-
ка. Таким образом, из вето выпуска
Ни блин человек Re работает сейчас по
	той специальности, какую ему дало выс-
	ee  институтекое образование. А ведь
пример этого выпуска — далеко не худ-
luni. Все же восемь человек из пятна-
дцати остаются, по крайней мере, в систа-
ме Министерства кинематографии. Не каж-
ani выпуск может похвастать и этим...

Приведем еще один показательный
пример, относящийся к воспитанникам
режиссерского факультета другого выпу-
ска.

Выпускники режисверского факультета
ВГИК Егоров и Победоносцев в качестве
своей дипломной работы защитили  сцена-
рий «Три солдата». Затем они поставили
в Театре киноактера ими же написанную
На основе сценария пьесу под тем же на-
званием. Спектакль был отлично встре-
чен и прессой п зрителем (а также и ми-
	‚ нистеретвом), Но авторы й постановщиевя
	этого спектакля Егоров и Победоносцев
40 сих пор не могут получить в кино са-
мостоятельной работы.
_ Вее эти примеры говорят © том, что
отсутствие в нашей кинематографаи ху-
ложественных фильмов, поставленных м0-
лодыми режиссерами, обусловлено вовсе
не недостатком подходящих кадров. Спо-
собная, подготовленная, жалная до дела
мололежь ость в нашей кинематографии.

Ивогда пытаются вину 38 отсутствие
молохых режиссерских кадров в кино пе-
реложить на старших мастеров.

Факты говорят, что это обвинение однэ-
Gono,

Так же. как Ф. Эрмлер для В. Венгеро-

«ГП1артизанскими тропами»
		Недавно изданная в Симферополе книга
Е. Степанова «Партизанскими  тропамя»
рассказывает о боевых делах крымеких
‘партизан в годы Великой Отечественной
ВОЙНЫ.

События, о которых пишет Е. Степа-
нов, охватывают период с августа 19483 г.
	па апрель 1944 г. В это время партизан-
ское движение в Крыму приняло наиболь-
	я ы - ©
шии размах, В Крыму тогла хлеиествовали о
	три врупных партизанских — соединения:
Северное — в Зуйских лесах, Росточное—
в районе Старого  Ирыма и Южное —в
Алуштинских лесах. Сравнительно неболь-
шая паощадь крымских лесов создавала
затрудненные условия для действий пар-
тизан, и тем не менее силы их неизменно
росли, улары по врагам становились все
более вффективными,

. Степанов был участником  парти-
занской войны в Крыму. Собранный им
материал послужил основой не только Tad
описания боевых действий и рейлов. пао-
	Директор ильнетской семилетней школы
(Татарская АССР) И. Филиппов написал в
	редакцию о том, что на родине первого ма-
	рийского поэта и бабнописна Михаила Сте-
пановича Герасимова (Микая) забыли о
своем талантливом земляке: не пропаганли-
руют произведений Микая, мало заботятся
о его семье. Редакция просила обществен-
ные организации Марийской и Татарской
АССР обратить внимание на этот ‘сигнал.
	MY же методу искусственного . спарива-
ния — работа над одним сценарием ‘се пор-
тивного фильма, И... для перестраховки
другой еценарий на ту же тему поручен
Е. Помещикову. Видимо, с калрами моло-
ABIX сценаристов происходит то же, чо
и с режиссеревими кадрами.

Достижения втарых мастеров нашего
кинематографического искусства бееспор-
пы. Качество картин, выпускаемых ими,
В большинстве случаев высоко. Из гола в
гот создаются фильмы, заслуживающие лю-
бовь зрителя в нашей стране и за ее пре-
делами.

Ho этих фильмов слишком мало: воли-
чёство их Нё растет, в тозвремя как тре-
бованпия зрителя непрерывно возрастают.

Фильмы, выпускаемые советской кине-
матографией, должны быть только хоро-
ШИМИ. с
  Это бесспорно.

Но Министерство кинематографии ис-
пользует эту бесспорную  предпосылку,
утвержлая далее: «Наши фильмы должчы
быть только хорошими, поэтому мы вы-
пускаем их мало»,

А это уже совершенно неверно,

Мало сказать, что нам нужны  хоро-
шие фильмы; нам необходимо много хоро-
ших фильмов, a

Обеспечить создание большого количе-
ства хороших фильмов полноценвыми  сце-
нариями — это задача, которая стоит не
только перед Миниетерством кинематогра-
фии, но и В равной мере перед Союзом
советских писателей.

Неправильно и непонятно было суще-
ствовавшее до самого последнего времени
положение, при котором Министерство
кинематографии и (0103 писателей кива-
ли друг на друга. пытаясь сложить е сз-
бл вину в отсутствии настоящей заботы
0 спепарном портфеле киностудий,

Colos писателей никем не освобожден
от работы ве мололыми сценаристами, от
обязанностей по привлечению писателей
для работы в кино, Сейчас эта работа
запущена. Вывести ве из этого  состоя-
ния-—непременная и неотложная залача.

Точно так же и с министерства викто
и пикогда пе снимал заботы о сценар-
Ном портфеле,

Институт кинематографии за годы ево-
его существования выпустил более лвух-

сот мололых киносценаристов, Спраши-
вается; гле эти люли и Tae написанные
ими сценарии? Спрашивается aaa чего
	министерство ‘выпустило. этих 200 (лве-
сти!) спенаристов, лля чего  лавало им
специальное выешее образование. если
они По этой специальности не работают
	и сценариев для Кино He пишут? Ha
	  тизан Северного соединения, но и для
‚ раскрытия высоких моральных качеств
  HaporHbix метителей. Раздвигая рамки 0а-
тального повествования, писатель, A STO
` овобенно ценно, характеризует организую-
‚щую, руковолящую роль партий в парти-
занеком движении, говорит о связи нар-
‚Тизан 6 подпольными партийными орга-
‚ Низациями, знакомит читателя е разными
 еторонами партизанекого быта.
	внига Е; Степанова подкупает свозй
правдивостью, документальной точностью.
Автор нигде но позволяет себе отетупяс-
ния от Фактов.
	«Партизанские тропы» ‘написаны слер-
жанно и просто. Не увлекаясь ни эвзотн-
вой крымских горных и лесных пейза-
жей, ни романтикой постоянных опаено-
стей партизанской жизни, Е, Степанов @
воодушевлением повествует о гербических
делах своих товарищей.
	А. ЧЕРНЕНКО
	/10 следам неопубликованных писем
	Секретарь Марийского обкома ВКП (6)
тов. Кондратьев сообщает, что намечен ряд
мер для увековечения памяти ‘первого ма-
рийского поэта. В частности, возбужденс
ходатайство перед  Татарским  обкомом
ВКП(б) о присвоении имени Микая ильнет-
ской семилетней школе Бондюжского райо-
на. Выпушен сборник произведений поэта.
Марийскому комитету . радиоинформации
поручено организовать передачи, посвяшен-
ные жизни и творчеству Микая.
	практике подавляющее большинство этих
людей вообще утратило ВСЯКУЮ связь 6
кинематографией. А ведь если бы XOTH
половина названного количества сценаря-
CTOB fpu- УСЛОВИИ Своего COOTBETCTBILA
этому званию работала Но епедиальное” я,
студии могли бы в принципе вассчиты-
	вать на получение только ‚от. этого круга о
	195—100 сиё-
	авторов-профессионалов
Нариев в гол.
	дело подготовки еценариев должно быте
решительно улучшено — эт0 лело чести
Министерства кинематография и Союза
писателей. Олин из самых решающих
способов для этого — широкая подготовка
молодых кадров сценаристов и настоящая
	творческая помощь уже существующим
Молодым валрам.
	У нас в стране должно делаться и бу-
дет делаться много хороптих сценариев.

Но эти сценарли должны создаваться
не только в расчете на все одних и тох
же 15—20 ведущих мастеров-режисев-
ров.

Эти сценарии должны создаваться и в
расчете ва выросшую талантливую ре-
Жиессерскую молодежь. Часть, в при этом
значительная часть, сценариев должна за-
ранее планироваться именно в расчете на
	Hee, на ев самостоятельную работу, рост
й совершенетвование.
	Больше: хороших кинофильмов! — та-
	ково законвое требование десятков MUA
лионов советских лютей.
	Это требование не может быть пол»
ностью выполнено без решительного пе-
релома в отношении к молодым кадрам
нашей кинематографии. bes nx HOBCEeTHCR-
	ного выращивания, точно так же, как
требование народа —= «больше Xoporntux
	КНИГ!» — немыслимо выполнить без еже-
одного, непрестанного ‘роста-молодых кал-
ров литературы, без соединенных усилий
всего общего оркестра литературы.

Эту проблему необхолимо всерьез 0бсу-
лить ий Министерству кинематографии. и
кипематографической общественности.

Тут. уместно напомнить 0 слелующем:
о‘ пелостатках в работе Министерства Rite
нематографии ‘нередко сигнализирует пе-
чать, часто указывают Ha них в своих вы-
ступлениях творческие работники. Олнако
министежтво ме имеет в обычае завать
явные ответы в печати, —= когла и ка
	(Окончание на 4-й стр.).
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	№ 114 25 сентября 1961 г.