В Моллавии плохо
	еаигами
	Bam me обетоит дело
	ТОрГгГУЮТ
	Я познакомился с кандидатом Филоло-
гических наук Верой Кузьминичной Ша-
балиной у книжного киоска B Кишинев-
ском университете. Она так горячо выска-
зывала продавцу свое недовольство 10
поводу отсутствия нужных ей для работы
БииГ. 910 я невольно заинтересовался, о
каких книгах идет речь,

Оказалось, что тов. Шабалиной нуж-
ны «Лекции по истории русской литера
туры ХХ века» под редакцией Н. Глаго-
лева и А. Белкина, «Идеи и образы совет-
ской литературы» А. Тарасенкова, «Мая-
ковекий в первые годы советской власти»
Е. Наумова.

— Ну что этоза книжная торговля, —
в возмущением говорила Вера Кузьминич-
на.-— когда нельзя достать нужной литера-
туры!

В университетском киоске не бывает
сочинений лауреатов Сталинской премии.
Выдающиеся произведения советской ли-
тературы не доходят до студентов и пре-
подавателей.

— Сколько раз я подавала  киоскеру
заявки на произведения М, Шолохова,
Н. Островского, В. Ажаева, 9. Вазаке-
вича, Т. Семушкина, а толку никакого, —
жаловалась мне В. Шабалина.—Этих книг
нет даже на республиканских базах Вни-
готорга.—я тула обращалась! Попробуйте-
ка при таких условиях требовать от сту-
дентов знания советлекой литературы!..
	В Шабатлина сообщила такой факт.
	Молдавский государственный универся-
тет получил из Министерства высшего 0б-
разования требование прислать отзывы 0
лекциях по зарубежной литературе, из-
данных МГУ. Но как же обсуждать и ре-
цензировать эти лекции, когда их в Ви-
шиневе днем с огнем нельзя сыскать?..
Почти. все издания на русском языке при-
ходится приобретать окольными путями,
через знакомых и друзей, которые бывают
в Москве.

Директор Молдавского книготорга Д. Бу-
любаш ne 603 горечи признал, что
новинки художественной литературы ва
русском языке в Молдавии — редкость.
Главполиграфиздат не считается с запро-
сами читателей и дает Молдавии очень
мало литературы на русском языке,
	Работник Министерства сельского  хо-
зяйства ©. Трофимов рассказывал, как он
искал некоторые книги, которые он 06е-
	щал выслать отцу в колхоз «Новая
ЖИЗНЬ».
— 3. книгой С. Вабаевского «Кавалер
	солотой Звезды» я охотился четыре меся-
па, а за книгой В. Ажаева «Далеко от
Москвы» — два года!

В республике 69 книжных матазинов и
3 киоска. При этом 40 пропентов худо-
жественной литературы берут библиотеки.

Ure же остается лля общей продажи?

Зато наредкость шедро Главполиграф-
издат посылает сюда ноты. Уже боль-
ше чем на четверть миллиона рублей ско-
пилось Нот в магазинах и на базе Молдав-
кииготорга. д их все шлют и шлют 063
	  всяких поббьб. Нричем нередко новторно
	посылают одно и то же. Работников Мол-
ларкниготорга нелавно «обрадовал» Глав-
	полиграфиздат, сообщив, что для респуо-
лики запланировано нот еще на 300 ты-
сяч рублей.

Посылать ноты в Молдавию, безусловно,
нужно. Но нужно и знать меру!

Год пазах ЦА КП(б) Молдавии подверт
резкой критике работу книготорговых op-
танизаций. Их деятельность была призна-
на неудовлетворительной. В тешении, в
частности. было отмечено. что в респу-
	НОВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ
МУЗЕЯ РЕВОЛЮЦИИ
	ПИСЬМО В РЕЛАКНИЮ
	Героические страницы истории нашей Ро-
дины вызывают чувство восхищения и гор-
дости советских людей, огромный интерес
простых людей всего мира. Побывать в Госу-

дарственном музее революции СССР счя-
тает своим долгом каждый москвич, каж-

дый. приезжающий в столицу даже на
короткое время. Только за один прошлый
год музей посетило более миллиона чело-
век. «Значение подобных музеев лля всей
нашей партии и для подрастающего поко-
ления молодежи, в особенности, огром-
	но», — записал А, А. Жданов в 1924 году
ЛЕ
	Экспозиция музея, как известно, осве-
щаег период с 1890 года до победы Вели-
кой Октябрьской социалистической рево-
люции. Ныне ведется работа над новой
экспозицией, которая расскажет о после-
октябрьском периоде истории нашей Роли-
	ны. Директор музея тов. А. Толстихина
рассказала корреспонденту «Литературной
газеты».
	— Новая экспозиция, над которой мы
сейчас работаем, будет доведена до на-
ших дней. Посетители смогут познакомить-
ся с различными документами, - печатными
произведениями, вещественными реликвич-
ми, фотографиями и художественными
‘картинами, иллюстрирующими различные
этапы революций и жизни нашей страны.
	[Музей собрал уже’ свыше пяти тысяч
новых экспонатов. `Мы получили произве-
дения В. И. Ленина и И. В. Сталина на
языках народов СССР и на иностранных
языках, несколько архивов ученых и об-
щественных деятелей, книги советских пи-
сателей, юбилейные ткани, письма воинов
и строителей, снимки начала работ на ве-
ликих стройках коммунизма, модели раз-
личных машин и многое другое
	Паш музей создавался самим народом,
участниками революционной борьбы. Ра-
бочие, красногвардейцы и красные парти-
заны приносили сохранившиеся у них до-
кументы и реликвии. Сейчас советские
	Затянувш
	Бурный рост градостроительства и рас-
цвет архитектуры в нашей стране вызва-
ли, как никогда, болыной спрос на кадры
скульпторов. В числе немногих учебных
заведений будуших скульпторов готовит
Московская средняя художественная школа.
	Правительство обеспечило школу всем
необходимым для успешной ее работы. В
текущем году школа передана`в ведение
Академии художеств СССР. С большой
любовью к своей смене мастера искусств —
скульпторы и художники — помогают пе-
дагогам поднять уровень художественного
воспитания питомцев школы.
	Однако вся эта благоприятная обстанов-
ка в работе художественной школы омра-
чается фактом незаконного захвата части
	плошади здания школы посторонним
учреждением, что срывает план занятий
ребят-скульпторов. Возмутительнее всего
	то, что захват этот совершил... Комитет по
делам искусств при Совете Министров
РСФСР.
	В результате около ста учеников при-
	По следам выступлений
	«ПРИВЕТ ОТ
	люди продолжают эту традицию, — они пе-
редают в дар музею различные материалы
и веши, связанные с историей нашей страны
	в послеоктябрьский периол.

Тракторная бригада депутата Верховно-
го Совета СССР, ‘лауреата Сталинской
премии Дарьи Гармаш из Рыбновской
мтс. Рязанской области, передала музею
знамена, завоеванные ею в годы войны и
в мирное время за самоотверженную ра-
боту на полях. Фотоальбом «Село Кузь-
минское» и другие фотодокументы расска-
зывают о передовом Рыбновском районе,
в жизни которого, как в зеркале, отража-
ются огромные социалистические преобра-
зования, происходящие в наши дни в кол-
хозной деревне. Ткачихи и прядильшицы
«Трехгорки» передали в дар музею шесть
венных экспонатов. Среди них — портрет
И. В. Сталина на белом сатине, сделанный
по эскизу главново художника Комбината
М. Хвостенко, панно на искусственном
шелке «800 лет Москвы», печатный цвет-
ной рисунок на сатине «20 лет Октября»,
плакат-платок «Победа» и др.

Значительный интерес представляют по-
ступившие для новой экспозиции музея
книги, труды и фотографии советских пи-
сателей и ученых с их автографами. Так,
на своем капитальном исследовании о
происхождении клеток из живого вещест-
ва и роли живого вещества в организме
проф. О. Лепешинская йаписала: «Музею
Революции от автора книги — старого
большевика его кусочек революционной
деятельности в науке на 80 году жизни».
	Особое место в музее занимает выстав-
ка подарков товарищу И. В. Сталину. Для
нее. непрерывно продолжают поступать
лучшие творения народных талантов —
сердечное выражение глубокой призна-
тельности и пламенной любви трудящихся
всего мира к великому вождю, учителю и
другу. Эти новые экспонаты будут выстав-
лены для всеобщего обозрения.
	ееся дело
	шлось поместить в неприспособленную для
занятий, холодную комнату и в подвал
школы, где лепка (материал лепки — сы-
рая глина) происходит при электрическом
свете. Это совершенно недопустимо!

Комитет по делам искусств при Совете
Министров СССР неоднократно указывал
председателю Комитета по делам искусств
при Совете Министров РСФСР тов, Будае-
ву на необходимость немедленного осво-
бождения комнат школы. Однако тов. Бу-
даев не торопится с выполнением этих ука-
заний.
	Уважаемый товарищ редактор! Мы про-
сим «Литературную газету» помочь нам в
справедливом решении этого затянувше-
гося дела.
	В. МУХИНА,
Е. ВУЧЕТИЧ,
КУКРЫНИКСЫ
От редакции. Аналогичное письмо по-
ступило в «Литературную газету» от ро-
а комитета Московской сре,-
ей художественной школы.
	«Литературной газегы»
	POT Y JI KK A Als
	У НАС НА ЗАВОДЕ
	времени, потребного для всех 16 опера-
ций,— 629 секунд! Не «круглые» 630 и
не 625, а 6291! Это не прихоть рациона-
лизатора, это наиточнейший подсчет. На
одну операцию положено 35 секунд, дру-
гая отнимает 17, а вот операция всего в
3 секунды! Это график стахановского
труда, это борьба за технический прэ-
rpece.
	Павел Петров ежедневно выполняет не
меньше двух норм. Но его не удовлетво-
ряют личные успехи в овладении техни-
кой, накопление знаний и опыта только
для себя. Он хочет, чтобы к этому стре-

мились и его товарищи по работе.
	Таков путь к цеховой  стахаповской
школе, руководителем которой стал ком-
мунист Павел Петров. Все обученные им
регулировщики тоже дают теперь двой-
ную выработку:

Друтой пример. Слесарь-механик Ни-
колай Розенталь — с виду очень снокой-
ный, даже несколько медлительный в дви-
жении человек.

Охнако. он неё так уж спокоен, . когда
дело касается экономии государственных
ередств. По официальной справке, им по-
дано 79 рационализаторских прехложе-
ний и заявок на изобретения, из них
внедрено — 47. В результате сэкономлено
1.021.000 рублей.
	На протяжении многих лет на заводе
решалась задача: как автоматизировать
регулировку ‘одного из самых массовых
изделий — реле. ‹ Регулировка реле —
чрезвычайно трудоемкая ручная работа.
Инженеры трудились над решением этой
проблемы. А помот им рабочий Николай
Розенталь. Он решил сложную техниче-
скую залачу автоматической регулировки.
	За участие в создании АТС новых cu-
стем Николай Розенталь и ряд других
членов нашего заводекого коллектива удо-
стоены высокого звания лауреата Сталин-
ской премии первой степени,
	«Беспокойный» рационализатор Нико-
лай Розенталь, окончивший на заводе
ФЗУ в 1931 году и ставший, подобно
Е. Колобковой, В. Воронцову и многим
другим, большим специалистом в широ-
ким техническим кругозором, не одинок
в нашем вотлестиве.
	Вот молодая работница Нина Гошнева.
Она нашла возможноеть эковомить там,
где, казалось бы, это вовсем было исклю-
чено, — в сборочном цехе.
	Эксцельсиор — шелковый  обмоточный
материал, очень дорогой материал. Нича
Гошнева предложила употреблять ленту
эксцельсиора шириной не в 18 миллимет-
ров, как было принято, а в 13 миллимет-
ров. Правильно предложила. Получилась
большая экономия.
	Перело мной ‘все та же официальная
справка. За послевоенную пятилетку на
заводе внедрено 1957  рационализатор-
ских предложений, давших государству
9.210.000 рублей экономии. Это на на-
шем заводе. А я знаю, например, что в
Ленинграде, на Кировском заводе, лишь за
пять месяцев ‘1951 года резлизовано бо-
лее 600 рабочих предложений, давших
заводу условно головой экономии свыше

1? миллионов рублей.
	Пусть лживые «голоса Америки» назо-
вут какой-нибудь их завод, где происхо-
дило бы что-либо подобное. Да и возмож-
но ли вообще это там, где сама природа
капиталистического мира препятствует
творческому расцвету личности рабочего
	человека!
А. АДЕЕВ,
	днректор ленинградского ордена
Ленина завода «Красная заря»
	печи
		(Сейчас, в дни, когда советские люди
подписывают Обращение о заключении
Пакта Мира между пятью великими дер-
жавами, невольно думаешь о тех, кто C
тобой вместе трудится сегодня, создает во
имя мирной жизни материальные ценно-
сти, кто непрерывно совершенствуется и
растет, полностью раскрывая свои талан-
ты, свои человеческие творческие возмож-
ности. ‘

Вот, например, судьба Елены Сергеев-
ны Колобковой. Девушкой пришла ona aa
завод, не имея никакой квалификация.
Начала работать в монтажном цехе, посту-
пила затем учиться в техникум при заво-
де и успешно окончила его.
	В монтажном цехе тов. Вюлобкова стала
работать бригадиром, мастером.

Елена Сергеевна очень способный че-
ховек. В 1949 году ее послали в Москву
на монтаж крупной автоматической теле-
фонной станции. С нею отправлялось сорок
человек, которыми она должна была ру-
KOBOLHTD.
	Вюнечно, некоторые сомнения у меня,
как у директора завода, были. Елепа
Сергеевна молода, монтаж — сложное де-
ло, сумеет ли Волобкова, вдали от опыт-
ных советчиков, сама все обдумать и при-
нять верное решение? И я поехал в Мо-
скву, чтобы увидеть работу бригады на
месте. Всё мои сомнения разом развея-
лись. Хорошая была работа, умная!
	По возвращении бригады из Москвы
мы решили назначить Е, Колобкову заме-
	стителем начальника того цеха, в и
CHa работала и училась.
	Однако содержание и объем работы мэч-
тажного цеха сложны. Может быть, преж-
де назначить Е. Волобкову в меньший
цех, чтобы она попривыкла к ответетвен-
ной должности командира производства?
Однако Е. Колобкова по своей скромности
и на это не ренгилась: «Не справлюсь!».
Пришлось. убеждать ее, привести в при-
мер другого нашего способного работника—
В. Воронцова, окончившего ФЗУ и вырос-
шего до начальника цеха, через который
проходит все новое, что создается на за-
воде. Мы напомнили Волобковой, что по-
стоянная связь ее с ‘коллективом поможет
ей стать настоящим руководителем.

Теперь Е. Колобкова — заместитель
начальника монтажного цеха.
	Судьба этой девушки — одно из’ бес-
численных свидетельств того, что в на-
шей стране все делается для роста
и развития творческих сил молодежи. Из
коллектива нашего завода в нынешнем
году учатся: в школах рабочей молоде-
жи — 190 человек, в техникумах — 80,
в институтах — 50. С этого года у нае
открылся заводской филиал энергетиче-

ского института.
	Регулировщик Павел Петров пришел
на завол в 1945 году из армии, после ра-
нения. Вначале он не имел никакой ква-
лификации. А теперь занят очень еслож-
ной и трудоемкой работой — регулировкой
так называемого искателя автоматичеекой
телефонной станции. Отрегулировать 14
искателей в смену — это была норма.
Навел Петров стал регулировать за смену
36 искателей.

Вот таблица, которая называется «Маи-
выгоднейшая последовательность регули-
ровки искателей «ШИ» — на основе опы-
та стахановца Петрова». Характерно, что
в таблице употреблено слово «наивыгол-
нейшая». Да, это превосходная степень й
слова и работы!
	Таблица состоит из 16 клеток. В клет-
ках написано. в какой послеловательно-
	CTH нужно производить операции и сколь-.
ко времени полатается на каждую. Сумма

тецерь, СПУСТЯ
	roar

В 1950 голу в Молдавкниготорге числи-
лось 120 клигонош, а-сейчае их меньше
100. В Оргеевском районе, например, чис-
титея олин внигонопва, но’ он торгует вли-
	Oba Se ТТ

гами в киоске Вокорузинского сельсвохо-
зяйственноио техникума. Население три-
диати семи сел этого района оставлено без
всякого обслуживания. В городе Opreepe
есть кпижный магазин, но У ного крайне
ненривлекательный вил. Окна в мМага-
зине грязные, на витрине лежит вое-

we мара rannpawtiny nanea_

Rena LTepaTypa HO Ad UIA By len Mee
тазина. Пользующиеся большим спросом
книги валяются на складе. Завелующая
магазином Е. Воллюкова в течение мно
гих дней держала на склале книгу С. Ва:
блевского «Кавалер Золотой Звезды». Бни-
ги А. Кожевникова. В. Попова. А. Воло-
шина в излании «Роман-газеты» лежат на
складе месяцами, а продавцы отвечают 1о-
купателям, что этих книг нет. Не тор
питея тов, Кордюкова и © выдачей под.
писных изданий.

‚ Лореволюцйонная молдавская деревня
книг не видела. А теперь нет здесь дома,
где бы не читали и не учились.

Один только  чалыр-лунтский магазин
Райкниготорга за короткое время укомилек-
товал 20 колхозных библиотек. Много кол-
хозников блатголаря хорошей работе заве-
лующего магазином М. Вишнепоаьского
имеют инливидуальные библиотеки.
	— Могла я приезжаю в деревню, —рае-
	сказывает книгоноша из  Чадыр-Лунги,
все — от велика до малого — ко мне
навстречу бегут, обижаются, что мало
	привез литературы. делают заказы. ,
	Мечта книгоноши © большем ассорти»
менте книг для деревни вполне осущест
вима. Этого не хотят понять руководите-
ли республиканского Ёниготорга, Потреб-
союза и Союзпечати. на которых возложе-
	на почетная залача распространения Te.
чатного слова. Руководители этих органи-
запий не вынолняют решений ЦА компа
тии Молдавии и Совета Министров Мол:
давской ССР of увеличении Числа клим-
HOM, о расширении сети киосков и мам.
SHIIOB.

0 книгонотах можно было бы не то
ворить, если бы книга в Молдавии продви-
галась в деревню через сельские лавки
потребкооперации. Но послущайте, что г-
ворят о книжной торговле руководители
республиканекого Потребсотоза.
	— Наше ли лело возиться C книгами! —
	заявил заместитель председателя  10-
требсоюза тов. Охотский.

А вель кооперация является  оелов-
	ной торгующей организацией в сельских
местностях. Ёй, казалось бы, «и книги в
руки». Но нередки случаи, когда завезен:
ные в сельмаги книги месяцами лежат нс-
распакованными.

По откровенному признанию’ одном из
ведуших  таботников — Молдавпотребсоюза
Г. Бородаева, в районах скопилось больше
чем на миллион рублей устаревшей лите-
ВЕТ  ne

Белотинском и Бричанском райпо ©.

со1озах  (прелседатели тт. Рабиков и He
помняший) товарные остатки литературы
в десять раз превышают нормативы, &в
Кишкаренском районе «заморожено» ни
на 84 тысячи рублей.

А чего бы, казалось, проше-—= разгрузить
склады и вынести из них книги на при
лавки книжных магазинов и лавок сельпо.
	С. РЕЧКИН
			Так была озаглавлена заметка, опубли-
кованная в «Литературной газете» 25 ав-
густа. В заметке говорилось о бюрократи-
ческом ответе зам. начальника канцелярии
	Министерства электростанций CCCP тов.
Рогулина на телеграмму редакции куйбы-
шевской газеты «Волжский комсомолец»,
	тов. Жимерину с просьбой написать для
газеты несколько строк, обращенных к
молодым гидростроителям.

Бюро партийной организации канцелярии
министерства, обсудив заметку «Привет от
Рогулина!», признало ее правильной и стро-
го указало тов. Рогулину на допущенную
	обратившейся к министру электростанций  ] им ошибку. - - т _ [облике плохо ‘используются книгоноши.  . КИШИНЕВ
ИИ ИИ ИИ ими

ного образования Джунусовым Султаном  “ .   TH девочкой -—— невысокая, хрупкая, ¢

и инспектором т. Волковым. В ней сказано:
	‚ «Дана Балыкчинской райпрокуратуре в
том, что учительница Човтальской семи-
летней Школы Макиль Малабекова в Ra-
ком году работала учительницей нам не-
известно. Тажже неизвестны причины et
освобождения».
	Джунусов, присутствующий здесь, 0-
общает нам, что специальный инспектор,
проверявший работу Чоктальской школы,
обнаружил там факты преступного нару-
шения советских законов Каптагаевыми..
что Макиль была отетранена от работы
без ведома РОНО и что ее меето в школе
самовольно занял малограмотный отец Са-
ламата Турсунбай RKanraraes.
	HOD ВИНоВ-
	— Так почему же до сих
ные не наказаны?
	Джунусов недоуменно пожимает пле-
чами.
	Может быть, в деле мы найдем этому
объяснение? Читаем дальше.
	Вот постановление 06 избрании меры
пресечения, подписанное прокурором
Балыкчинекого района Иссык-Кульской
области Киргизской СОР. Ваптагаев и Бек-
кельдиев арестованы.
	Снова листам страницы.

Вот, наконец, дело передано в вул. Но
Из уда оно вскоре возвращается ва до-
следование. Это доследование проходит в
рекордно короткие сроки,
	15 декабря 1950 года вызваны в про-
куратуру сразу всё свидетели. Шри хо-
просах существо дела. не меняется. Но ка-
ков же результат?

Дело прекращено. .

«...В настоящее время  (Малабекова)
продолжает совместную жизнь (с Ваптагае-
вым), поэтому ранее предъявленное обви-
нение отпалает и нет достаточных улик
для предания дела сулу». Так звучит по-
становление о прекращении дела.

Вакпе сложные мотивы послужили по-
BOAOM в тому, чтобы уголовное дело было
прекращено? Может быть, прокурор елед-
ственного отлела республики тов. Высоких,
виза которого стоит на папке дела, сможет
объяснить нам, почему ушли от справел-
ливого наказания люди, преступно пытаю-
щиеся утверждать чуждую советскому об-
шеству мораль? -
	Прокуратура п суд обязаяы были разо-
браться во всем, раскрыть советекам лю-
дям подлинную сущность всего совершив-
шегося в семье Каптагаевых. Они обяза-
ны были подумать нал вопросом; можно
ли носителям  Феодально-байских пере-
HUTKOB доверять воспитание наших тетей?
	тый урожай и спешили скорее закончить
обмолот. Макиль работала вместе со все-
ми. Неизвестно, откуда возле нее появилея
двоюродный брат мужа — Дуйшебай Бек-
кельдиев. Дуйшебай eran задевать Ма-
киль, отнимать у нее лопату. Й вдруг
раздался крик. Колхозники увидели ber-
кельдиева, убегающего ¢ тока. Яркое
платье Макиль мелькало между шестерней
и приводным ремнем молотилки. Быстро
остановили мотор. Женщина была 663
сознания. На машине ее доставили в боль-
ницу в Рыбачье, оттуда перевезли ao
Фрунзе, в клинику профессора Ахунбаева.

Несколько месяцев продолжалась борь-
ба за жизнь Макиль. Когда же Макиль
вернулась домой, у нее не было трех ре-
бер, не действовала рука...

А через некоторое время из Чоктала от
Ваптагаевых в Темировку, к брату Ма-
БИЛЬ, Пришло письмо’ ,

«Забирай сестру, она нам больше не
нужна».

И Макиль уехала домой, к матери...

— Ее муж за это в тюрьме сидел, ==
раздается в наступившей тишине голос.

—щ Значит, велось следствие?

— Около года вызывали в район сви-
детелей, а потом дело прекратили, Гово-
рили, нет улик.

— Но разве исковерканная судьба =
Это не улика?

Непроницаемой маской покрылосеь лицо
говорившей © нами женщины. Только
скорбные складки легли вокруг рта.

*
	После долгих поисков в архивах район-
ной прокуратуры из шкафа прекращенных
дел извлекается, наконец,  объемистая
панка. На обложке ве значится: «Дело по
обвинению Беккельдиева Дуйшебая и Вап-
тагаева Саламатах...

В деле 60 листов. Здесь хопросы обви-
няемых, свидетелей, справки, постановле-
ния, вырезка из газеты «Комсомолец Вир-
тизии»— сигнал о преступлении.

В показаниях одного из свидетелей мы
читасм:

«В 1945 г. Макиль Малабекова район-
вым отделом народного образования на-
значена учительницей в Чоктальскую
школу и работала там ло 1947 гола. Как
	не соответствующая к работе, снята ¢ ра-
боты».
	А Через несколько страниц — офици-
альная справка, подписанная заведующим
Балыкчинским районным отделом на1р0д-
	В зелени садов раскинулось на бере-
гу Иссык-Вуля киргизское селение Теми-
ровка. Улицы его, прямые и длийные, за-
крыты от палящего зноя кронами строй-
ных тополей с белыми, как у березы.
стволами. .

Черег Темировку проходит Шоссейная
дорога, соединяющая ‘отдаленные районы
республики с ее центром. С утра, едва
зажгутсея вершины гор, просыпаетея на
дороге жизнь. Машины с турбинами для
колхозных электростанций, с тюками шер-
сти, с хлебом проносятся по дороге. Мед-
ленно передвигаются арбы. полные яблок,
на мотоциклах и велосипедах едут люда
по своим делам, скачут всадники в бе-
лых войлочных шляпах.

Bee это с дететва наблюдала совегекая
девочка Макиль Малабекова. родившаяся
	В этом прекрасном селений. Она училась
	в школе, где наизусть учили стихи .65-
ветских Цоэтов, где читали книги совет-
ских Писателей, где по газетам следили.
как живет вся наша огромная страна, нал
чем трудятся ее люди. Макиль, еще буду-
чи девочкой в пионереком галстуке, знала,
что может войти в эту жизнь наравне со
всеми, работать, создавать прочную осно-
ву для будущего.

Мы приехали в Темировку, чтобы
встретиться 6 Макиль, Но в доме, где она
живет, никого не оказалось. Решили по-
дождать ее на берегу арыка, возле дороги.

Гнала пасти козу старая Карачач, уви-
дела незнакомых людей — остановилаеь.
Ехал в пастбища Чалагыз Мелетов — co-
шел с коня, поздоровалея. Подошла жен-
щина с девочкой в малиновом платье.

Завязалась беседа. Мавиль здесь peo
знают. Она выросла на глазах у этих лю-
дей. Сколько хорошего услышали мы о
Макиль!

— Веогда читала нам газеты, раеска-
зывала о жизни, —— вспоминает Карачач.

— Я учился в ней, — оказало Чала-
гыз. —В школе она была прилежной,
трулолюбивой.

— А как любила детей! — восклицает
ЖЕНЩИНА. .

— Почему вы говорите так, будто Ма-
киль нет в Темировке? Куда же она да-
валась? — спрашиваем мы.

— А еб нет. Она уехала ‘учитья в
HACTHTY?.

Не близок путь ло Пржевальска, но
мы обязательно решили увидеть Макиль,
поговорить в ней. ,

ke
*

Наше разговор происходит в аудитории
Пржевальского учительского института.
Макиль сидит у стола. Она кажется поч-
	юным бледным лицом и пухлыми губам,
Она в темном костюме, с косой, забранной
под платок. Левая рука Макиль в Темной
перчатке беспомощно лежит на коленях.
Макиль волнуется. Мы заставили ее в6по-
мНнить самые тяжелые дни евоей жизни,

— Бак только я пришла в дом и:
жа, —— говорит она, — Bee стали УЧИТЬ:
«Так ходи. так делай. Нам нужна рабочая
сила, и для этого ты послана нам алла-
хом». Свекровь Какилей ругала меня 1а-
КИМИ ядовитыми словами, каких не 34-
булу всю жизнь. Свекор Турсунбай 0то-
брал у меня классный журнал и сл
преподавать в моем классе. Все. что я
зпала, чему меня учили в школе, в пио-
нерском отряде, в RomcomMowtie, свойм гне-
том раздавили... «Запомни, ты родилёь
женщиной! » — говорила мне евокровь.,
«А разве среди Жонщия, -— возражал
я, — нет таких, которыми гордится вир-
гизсвий чарод?»... И я называла Фатиму
Нургазиеву — министра здравоохранения,
Биби Керимджанову — кандидата филоло-
гических наук, Акиму Джолдошеву — ди-
ректора учительского института;  Апису
Омурову и Айпек Айтвулову — депум-
тов  Берховног Совета Киргизии, А
сколько киргизов прославилось, работал
на колхозных полях! Я пыталась рабска-
зывать 0 них свекрови. «Я хочу быть 10-
стойной их, брать е них пример и со Bpe-
менем своим трудом завоевать уважение
варода». Мои слова не находили откли-
Ка... «Зачем мне дали знания, , — думала
я, — зачем научили жить по-новому, 34
чем открыли все дороги? Ведь не для то-
го, чтобы я выбрала худшую из них —
дорогу назад!»

Так рассказывает Макилк о 6ебе, о 630-
ей сульбе, ® том, как ссорилась она ©
свекровью, как в тот черный для Hee
день на току она гнала от себя РБоккель-
	дева, а он упорно задевал ее и, наконец,
толкнул в машину
	Горьки слова Макиль: Ей обилна He
только безнаказанность Каптагаевых нон
	TO, что опа отстала от школьных подруг. .
	— Я бы могла давно быть вместе ©
ними, -—— говорит  женшина. — Я хочу
	OLE OLE ENE SED we SNe

быть учителем! Я посвящу этому всю
МОЮ Жизнь
	В добрый путь. Макиль! Это твое upa-
во. Лучшие из людей твоей Родины 3ав06-
вали его для тебя, AIA Beex киргизеких
жевщин, ддя всех женщин страны. 5%
право закреплено советскими законами.

нужно беспощадно карать тех, кто по-
сягает на это священное право!

г. ПРЖЕВАЛЬСК,

Киргизской ССР
	Налисали нам о Макиль ее друзья. Они
рассказали о судьбе этой киргизской де-
вушки, воспитаннице советской школы,
попавшей в семью, где в отношениях к
женщине царили Феодально-байские nepe-
житки. Они возмущались тем, что в жеето-
кой борьбе старого © новым комсомолка
Макиль оказалась одинокой. Они неголо-
вали, что руководители района, зная о
сульбе Макиль, о покушении на ее жизнь,
равнодушно прошли мимо преступления,
Письмо было кратким. Многое в нем оста-
валось неясным.

_ Вот что мы узнали, выехав на родину
Макиль, где она росла в детстве, гдз
училась в школе, где учила ребят, где
работала на полях колхоза «Тегизчиль».

woe
‘se
	Чоктальская  семилетняя школа. Не-
большое здание за широким глиняным ду-
валом, позади которого сад. Молодые де-
ревья урюка, яблони. тополя, а вместо из-
городи колючий чичирканак. Сюда осенью
1945 гола Балыкчинекий районный отдол
народного образования направил на рабо-
ту Макиль Малабекову после том. как
она успешно закончила в Темировке еред-
нюю школу. Два гола преподавала Макаль
в младших классах. Затем ивожиланно в
начале третьей осени она оставила школу
и учительский институт, кула поступила
учиться заочно. Причиной этому послу-
жило замужество молодой учительницы.
В семье. куда попала Макиль Малабекова,
жили по старым, отвратительным зако-
нам адата. Эти законы когда-то обрекали
женщину на вечное рабетво.
	— Я хочу учить и учиться, — сказа-
ла Макиль мужу.— Я че хочу отставать
от тебя.

— Кобыла на скачках приза не полу-
чит! Эту старую пословицу не забы-
	_вай,— грубо оборвал жену Саламат, кото-
	рый сам в это время был  заочником

Пржевальского учительского инетитута,
— ФМенщина приходит в дом в мужу,

атобы работать на него. Лля этого ее co-
	здал аллах,— сказала свекровь цакилей.
Она требовала, чтобы Макиль емири-
mach co своей участью, чтобы забыла
мир, в котором выроела.
— Вы знали  Малабекову? — спраши-
ваем директора Чоктальской семилетней
школы Рыспека Аблысерова.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 2 октября 1951 г, № 117
	Толен ШАМШИЕВ,
В ШАПОШНИКОВА
		— При мне она не работала.
	— Может быть, в Школе остались
учителя, знавшие Макиль? — снова об-
pamaemca к Аблыесерову.
	— здесь работает ее муж.
	И вот перед нами высокий худой чело-
век. Он сутулитея, прячет глаза. 0 жене
говорит скупо и неохотно.
	— сошла‘ из школы, потому что ока-
залась неспособной к работе.

— Странно, почему это’ обнаружи-
лось сразу после замужества?

— Не знаю. Не интересовался. Спро-
сите в POHO. Tam все известно.

Почему так односложно и холодно от
вечает нам Каптагаев? ;

— Работала в колхозе, попала под мо-
лотилку, 8 когла вернулась из больницы,
захотела от меня уйти и ушла. Больше я
о ней ничего не знаю.

— А как она работала в колхозе?

— Пойдите в колхоз — там вам рас-
скажут...

Откула такая черствоеть и равнодушие
У этого молодого человека?

Мы решили поговорить © колхозника-
ми. спросить их мнение о Макиль.

Волхозницы хорошо помнят свою на-
стойчивую, смелую подругу.

— Трудолюбивая, энергичная, она все-
гда стремилась быть впереди веех, — рас-
сказывает о Макиль Сабира Алиевз.

— Все колхозники ве хвалили, — под-
держивает ев Аписа Ибравва. — Только
свекровь ни разу не назвала ее по имени.
Вес зло произошло из-за свекрови. Не хо-
тела она, чтобы Макиль работала в колхозе.

Мы просим женщин рассказать, что
произошло е Макиль.

Макиль пришла в колхоз векопе после

того, как перестала работать в школе. Она
не была членом колхоза. Управивиись 6

домашними лелами, она ходила помогать
Болхозникам обрабатывать поля, убирать
урожай. forza ее спрашивали, почему она
это делает, Макиль отвечала: — Я выпол
вяю мой комсомольский долг.

Олнажты осенью ва току было особен-
но много работы. Колхозники еняли бога-
	\