сказывания Пушкина и революционных
демократов. Белинский и Герцен считали
Новикова великим и необыкновенных  чэ-
ловеком и внолне разделяли мысль Пуш-
вина о. том. что Новиков. воторый «Bele
	ЖИЗНЬ УПОТреоил BO: благо отечества»,
	i

Работа Г. Макогоненко посвящена из-

pocTHOMY общественному деятелю, литера-
тору и издателю ХУШ в. И. И. Новикову.
Достоинство книги — прежде всего в во
четкой идейной целеустремленности. Ав.
тор наносит еще один удар космополити-
чекой теории буржуазно-дворянеких
историков и литературоведов о якобы на-
самостоятельном характере русской обще-
ственной мысли и русской литературы.
“Он убедительно показывает, что русское

” просветительство. видным представителем
зоторого ‘был Н. И. Новиков, целиком
порождено условиями общественной жизни
России.

В смране единственным в те воемела
борцом с крепостническим строем быль
Ерестьянетво. Русекие просветители,
зотупившие в борьбу с самодержавием п
врепостничеством, главным образом пол
влиянием освободитезьного движения Rpe-
стьянства, невольно проникались его чая-
ниями и надеждами. В силу atoro neper-
вая общественная мысль России ХУШ ве-
58 в лице Новикова и особенно Радищева
получила более демократический и pala-
кальный характер, чем предреволюцион-
зая просветительская идеология франнуз-
сдлх Философов-энциклопедистов, являв-
пихся, по существу, предетавителями под-
ниающейся к власти буржуазии.

’ Русское просвещение, как это верно от-

‚ мечает Г. Макогоненко, резко противостоя-

10 поевдопросветительской демагогии Ёка-
терины Ц, либеральная болтовня кото-
ий хотя и вызвала сочувствие `уч-
тивых Французеких философов, но не об-
уанула русских мыслителей, неустачяо
разоблачавших лживые заявления Екато-

ПИНЫ,

оначительная роль в борьбе прозвети-
pateiell с самодержавием и тиранией при:
’ вадлежала Н. И. Новикову.
	иберально-буржуазное и. RBOPAH CHOC
dntepatypepercHnea XIX века немало по-
трудилось над тем, чтобы создать клевет-
ническую легенду о Новикове, грубо из-
вращавшую его облик. Его объявили ре-
акционером, консерватором, + MUCTHROM,
малообразованным типографщиком. Остатки
el летепды, как правильно указывает
автор, не преодолены еще до сих пор.

Внига Макогоненко, решительно опро-
вергая подобные легенды, по-новому ри-
ут облик Новикова и намечает новые
пути изучения его деятельности.
	Автору удалось этого достигнуть преж-
Ie 86610 благодаря использованию попе.
	AL AA lA OA использованию Неиз-
RECTHBIX £0 CHX MOP архивных матераа-
в. Особенно интересными оказались
	ромеканные им документы 10 службе
H. I. Новикова в Комисспи по составле-
вю нового Уложения в 1767—1769 pr
	Нменно там, в Комиссии, в проникну-
THE болью и обидой речах крестьянских
{путатов, а не в акаломически слоеой-
	Г. Макогоненко. Николай Новиков и рус-

а wah ane
	чи Просвещение ХУ! века. Гослитнздат.
1951 г, 543 стр.
	х етски!

У БЛАГОВЕЩЕНСК, Амурской области.
(iu Kopp.). B зале и wa сцене” = дети.
Одни в качестве зрителей, другие —арти-
тов. Идет спектакль «Конек-горбунок»,
Сотни глаз, обращенных ‘на сцену, горят
пюбопытством, После каждой картины в
зале раздаются шумные аплодисменты —
остановка нравится.

Детский самодеятельный театр при бла-
тозещенском Доме пионера и школьника
Пользуется. большой популярностью. Он
организован три года назад. В двух основ-
WIX студиях TeaTpa — драматической и
хореографической — в первый гол` занима-
		Собрание сочинений
Шандора Петефи
	Впервые на русском языке издается со-
брание сочинений великого венгерского
	поэта 4андора Петефи (в Четырех томах).
Книги его стихов. как известно. —неолно-
	кратно выпускались В русских пе-
реводах. Только за последние три года

сборники избранных стахотворений Пете-
Фи выходили в Москве. Киеве и Тбилиси.
	ЗАМЕТКИ
	О) КАНЛИГАХ

«ПЕСНЯ С ЛНЕПРА»
	который дважды строил Лнепрогэс»: о не-
разрывном единстве в годы войны `фронто-
внков — украинца и белоруса, родивших-
сея на берегах одной великой реки —
Днепра; о связях народов Грузии и Ук-
раины — «Митинг на могиле Давила Гу-
рамишвили в Миргороле», поэта. погребен-
ного в земле братской республики.
	Тема дружбы народов нашей страны в
	стихах й. Бышеславекого естественно фас-
ширяется, и мы читаем стихи о судьбах
трудящихся зарубежных стран, которые
равняются в своей борьбе на людей стра-
ны Советов. Поэт говорит о польских кро-
стьянах, приехавиих на экскурсию в ук-
раинекий колхоз, пишет стихи, которые
называютея «Тарас Шевченко — Назымх
	«Несня с Днепра» — так назвал свою
книгу живущий на Украине русский поэт
Леонид Вышеславский. Книга открывается
стихотворением «Мова», в котором сжато
и образно сформулирована тема дружбы
русского п украинского наротов-братъев.
	я помню у Карпат кремнистую дорогу,
там, раненный в бою, я услыхал слова:
«Нчого, друже м... Здобудем
	С. ВОЛК, Г. ПАВЛОВА
©
	гых сочинениях Монтескье, справедлино
указывает [. Макогоненко. следует некать
истози проникнутой сочувствием п ло.
	ER A an een

бовью к крепостному люду проеветитель-
ской программы Новикова.
	В своих сатирических журналах «Тру-
тень» и «Живописец» Новиков накануне
восстания Пугачева оесмелилея  atTENnEITo
	ВЫСТУПИТЬ В защиту ‘крепостного
	СА 2ААЕЕ

ьыенус1100  &рестБ-
	Автор подробно останавливаетея на зпа-
	=, Е © Uae

MCHHTOM «9трывке из путешествия В.
	“ у EER EER ER ENE RI, ERECT OF БОШ.
«подвннул на полвека ооразованноеть на- Гослитиздат, Кроме того, выпустил боль.

шего народа». Прогрессивный — характер   шой однотомник, включимиий свыше 8000
его мировоззрения и‘ антикрепостниче-   стихотворных строк поэта. Более тысячи
			ские убеждения  подчеркивались
Черныитевеких в Добролюбовым.
	` Ценность трула  Макогоненко
	открыто чаетея в том, что при веей высокой. оцён-
	ке деятельности Новикова автор не скры-
вает беспомощности его положительной про-
граммы. В отличие от Радищева. филогу-
фа-матерналиета и революционера. Нови-
	экземпляроюз опнотомника было послано в
	Венгрию по просьбе отдельных лиц и ya-
реждений. Когда примерна `год спустя в
Будапеште вышло двухтомное собрание
сочинений Пушкина на венгерском языке,

на супер-обложке первого тома сообща-

лось, что оно является ответом и благо-

перемогу,
бо з нами Стал е, бо з нами е
Москва!»

В кривбасских рудниках, у вышек
Борислава,
	в распаханной степи у юного леска
о будущем гремит — простой и
величавый —
	дарностью Советскому Союзу за прекрас-
ное издание произведений Петефи.
	eee mae Bee lL ИР.

подписанном ‘буквами И. Т., п «Пнеьмах

Фалалея». Первое из этих произвелений

приписывали 10 последнего времени Рали-
шеву, а второе — Фоивизину. Отвергнуя
применявшийся ранее . формалистическяй
метод анализа этих произведений п проти-
вопоставив ему метод сопоставления идей-
ных мотивов Творчества Радищева и По-
викова, Г. Макогоненко убедительно Lona

зал принадлежноеть данных ‘произведений

нозиковскому перу.

«Главной идеей. политической задачей
радищевекого «Путешествия из Петербур-
га в Москву» является доказательства

9-12

ОВ был только просветителем-моралиетом.

Гели. Радищев военоннял наиболее cnab-
ные стороны крестьянской — идеологии —
непримиримую. ненависть к помещикам и
готовность к революционным › действиям,
то Новиков разлаелял слабые свойства этой
идеологии -— перу в возможность мирного
решения векового спора с крепостниками
й палежлу на «херолего» ‘царя.

Следует отметить, что Г. Макогоненко
иногда непомерно переоценивает зяелуги
Новикова. Вряд ли можно считать” его за-
чинателем критического реализма в рус-
ской литературе, Эта честь бесспорно при-

ТТ Е

В первое собрание сочинений (оно бу-
дет. подписным) войдет почти все. что со=
здал великий венгерский поэт-революцио-

нер за свою недолгую жизнь (около 95.000

стихотворных строк и проза). В первых

двух томах публикуются стихотворения

1842—1849 гг. В третьем томе — девять
поэм, из которых восемь до. сих пор не
переводились на русский язык. В их чис-
ле — большая революционная поэма «Апо-
стол»; написанная в период революции
1848 гола‘и опубликованная после смерти
поэта со значительными цензурными изъ-
ятиями. Первое полное издание ее появи-
лось только после освобождения Венгрии.

Советские. читатели познакомятся и с

Ури = гоблин оо од лат

стихи

величавый —

всегда живой язык Шевченко и

Франка.

Он мне поддержкой был в походе том

суровом,

к звучанию его я с детских лет

привык,

й хочется сказать всесильным русским

словом,

что значит для меня украинский язык!

Остальные сборника как бы

уточняют и развивают благородную и глу-
бокую. мысль заглавного
Поэт пишет

ео.

стихотворения.

0 том, как в 1920 году в

Mand bulls $1арас IWIOCBYECHRI —— пазыму
Хикмету», рассказывает о встрече делега-

тов Украины с прогресеивными украинца-

ми ‚Канады.

Внига у Л. Вышеслазского получилась
цельная. В ней подкупает скромноеть,
ясность поэтической интонации.  отеут-
ствне риторики. Правда, ов иных cTH-
хотворениях  («Юность».  «Баллала 0
зеленом — шлеме». «Валлала 0 трех
братьях» и некоторых других)  сдержан-
ность, свойственная автору, производит
впечатление бесстрастности, а скупость—
скудости наблюдений и средетв изображе-
ния. Вызывает возражение обилие стихов
	надлежит Радищеву :
	94 узко литературные. книжные темы.
	Во при всем том лирический герой
«Песни с Днепра» будет радушно встре-
чен читателями. как современник. олно-
полчанин, товарищ.

. П. КАТИН
	TY

Аарькове И. В. Сталин, тогла возглавив-
пий Украинский созет трудовой армии,
повел трудящихся республики ‘на восста-
новление разрушенного войной народного
хозяйства; он рассказывает 0б украинском
представителе в ООН, сыне «того народа,
	первым крупным произведением поэта, на-
писанным, когда ему было 22 года,—сати-
рической поэмой «Сельский молот», не пе-
реводившейся на иностранные языки. На-
писанная в своеобразной манере, она пред:
ставляет большие стилистические трудно-
сти для’ перевода. Однако советские n03-
ты справились с переводом этой поэмы, а
также венгерских народных песен, текст
которых принадлежит Петефи.
	В четвертом томе. знакомящем с прозой
	тезиса, что восстание. крестьянекая рево-
Люция есть единственный 61060б унячто-
	кения крепостничества... «Отрывок пу-  Полемику Макогоненко с дореволюцион-
тешествия», ...обличая  «рабслво и бе1-  НЫМи — историками и дитературоведачи
	следовало бы больше направить и против
современных буржуазных ученых. злост-

но искажающих историю русского наро-
да и, в частности, историю русекой обще-
ственной мыели ХУШ века.
	гость», покоится на идее урегулирования
отношений межлу помещиком и крестья-
нином на началах  натриархальных...»
Автор убедительно показывает. что аява-
	дочные инициалы И. Т. означают: Изда-
тель Трутна.
	Больше половины книги Г. Макогоненно
посвятил мало изученному и игнорируз-
MOMY до сих. пор иселедователями м0-
сковскому периоду жизни и деятельности
Новикова, Он верно отмечает, что Нови-
кову всегда был чужд  мистицизмо не-
приемлемо масонское бегство от лействи-
	Убелительную и порою очень оетрую
	НЕУДАЧНЫЙ СБОРНИК
	Таким доверяет народ мой
Грядущее нашей страны.
	Ничего, кроме громких слов, не найтет
читатель и в ‘стихотворениях ‘«Мента»,

«Дай руку, друг». «румба рек», «Сёет-
ры» и др.
Призыв автора:
Нам нельзя от жизни отставать,
Новой жизни новые приметы
Должен мастер кистью рисовать,
	— остается только призывом.
Так. стихотворение «Художник» не г0-
держит ни единой приметы наших лней:
	На лугах ромашки расцвели,
И глаза раскрыли незабудки,
Мотыльки бесшумным хорсволом

Закружились в солнечных лучах,
Радуясь безоблачной погоде.
	В ‘другом стихотворении илиллически
воспевается некий отвлеченный садовник.
0 том, что это наш современник,  мож-
но догадаться лишь по тому, что на его
ногах

Желтым светятся огнем
Ленинградские штиблеты.
	Многие стихотворения пикла «Строите-
ли земли» вообще не имеют смысла:
«Скрипач», «Зайчонок». «А годы прой-
дут», «Приметы жизни» и др. И подобные
стихи составляют немалую часть сбор-
	Нива, так значительно названного «аста-
фетой мира».
	CG ШПУНГИН
	СПАССКОМ-ЛУТОВИНОВЕ
	see Be NES

OE RM ae м РАЯ AEE Ne RE UES
етоит   писателя, даны отрывки из романов, рас-

философского   сказы, публицистические выступления,

. страницы из дневника 1848 года, избран-
оруженосца американского ияпериализуа ные письма. Эта часть наследия, за ис-
Дьюи 0 ТОМ; ЧТО «в России за всю 6

_ ключением нескольких произведений, поме-
историю не было демократической тради- щенных в однотомнике, излается на рус-
ЦИИ»!

ском языке впедвые ия впаскрывалет nenen

В самом деле, чего, например,
кощунственное заявление

FO ИВ

Латвийское издательство
свет книгу стихов Е.  Соменовекого
«Эстафета мира». Автору, молодому
рижекому поэту, пишущему на русеком
языке, нельзя отказать в поэтическлх

‘выпустило’ в
	&нига Г. Макогоненко всем евойм ма-
	способностях. Некоторые стихи сборника.
	такие, как «Слово о матери», «Песня от-
	ском языке впервые и раскрывает перед
советскими читателями всю силу револю-
	циовного духа великого  пясателя, его
	тельности, ненавистна
ведь нассивности .

Изданием светской литературы, полез-
ных и дешевых книг для нарола Hosn-
ков серьезно противолейетвовал попыткам
павестного мистика Шварца и других
масонов подменить просвещение народа
проповедью веры в божественное  отЕро-
вение и провидение,

Рисуя облик Новикова.

масонекая пропо-

Макогоненко

териалом и устремленносетью опровергает
все эти клеветнические домыслы. Думает-
ся, что критика нынешних буржуазных
фальсификаторов должна найти В книге

еще более прямое и непосредственное
выражение.
Заглавие вииги  обязывало автора

глубже п Шире обрисовать пругих тотлати-

них русских просветителей (Козельский.
Десницкий, Аничков и др.).

и а о ее

IIE NE EY Е ЗУ ЛЕ Е SACRED NE eM
патриотиз\

.‚ любовь к наролу и родине,

которой он отдал весь свой талант и
ЖИЗНЬ. Е

<..Прочтите книги, которые я написал,

это порядочная груда, — писал Шандор

Петефи в-своем письме к жителям Киш-
Куншага в 1848 году. — По ним вы уви-
дите, насколько я всегда любил народ,
стоял на его стороне и боролся за него.
Легко быть другом народа тенерь, когда
народ стал хозяином на родине...: но я еше
тогла был другом народа, когла его прези-

TENE OME REID ENA AINA QM RANI ERSE OSE
праваяется в полет»,

«Янки Джон» и
некоторые други, подкупают  искрен-
ностью, написаны — поэтически-взволно-
ванно.

Олнако в целом сборник вызывает чув-
ство неудовлетворения.

Глубокое поэтическое раскрытие
ствительности автор нередко
холодной декларацией.

Характерно стихотворение

дей-
подменяет

«Слута на-
	В книге почти не затронуты некоторые
важные проблемы — роль Новикова ‘в
разработке русской  псторни, его борьба
за чистоту русского литературного языка.
	Как признает сам автор. им не в пол-
ной мере использованы архивные доку-
менты. Иселелование нуждается в более
обстоятельном введении. В заключение
следовало больше сказать о судьбах всего

идейного наследия просветителей ХУШ
века.
	В целом же книга Г. Макогоненко —

серьезный вклад в советское литературэ-
вВеление.
	свое призвание. Галя Макеева по оконча-
нии средней школы поступила на учебу в
Московский государственный институт теа-
трального искусства имени А. В. Луначар-
ского. Кира Антонова—в балетную студию
Большого  тватра. Мальвина Иванова и
Людмила Зубова выступают на сценах
профессиональных театров: одна—в Ар-
мавирском, а другая—в Хабаровском
театре музыкальной комедии.

Благовещенский детский самодеятельный
театр-—единственный на Дальнем Востоке.
Его коллектив делает большое и благород-
ное лело.
	рода». Оно посвящается избраннику рес-
публики, депутату Верховного Совета.
Благодатная тема! Но поэт не сумел ху-
дожественно убедительно разработать ев.

На фронте под Москвой поэт встретил
своего героя. Снова он увидел его через
пять лет в агитпункте уже депутатом. Но
ни ono живой черточки этого человека
не показал позт, ни мысли, ни чувства не
вложил он в стихотвотение. Й стихи метят
	автору. Слова в них стерты, образы скуч-
НЫ.
	Стихотворение, В особенности последние
его сетки, риторично:
	Гвардеец труда благородный,
Герой отгремевшей войны...
	ОРЕЛ. (Наш корр.). И. С. Тургенев в
одном из писем о Спасском-Лутовинове
писал: «Крыши все раскрыты, заборы по-
валились, нигде не видать ни одного ново-
го строения — за исключением кабаков...»
Сейчас, здесь укрупненный колхоз имени
И. С. Тургенева.

Радуют глаз новые дома, общественные
постройки, молодые посадки. В селе есть
семилетняя школа, носящая имя писателя.
	рали и меня тоже презирали в оскорбляли,
как защитника народа. За эти свой труды я
мечтаю только об олной награде — чтобы
вы меня поставили на такое место, где я
смогу и дальше трудиться ради вас и где
смогу принести вам больше пользы, чем
приносил ло сих под».
	В издании собрания сочинений Петеби
участвуют в качестве переводчиков поэты
Н. Тихонов, М. Исаковский, С. Маршак,
	В. Инбер, Б. Пастернак. В. Левик. Л. Мар-
	тынов, В. Звягинцева Н. Чуковский,
М. Замаховская, С. Обрадович и И. Ми-
римский. Том прозы переведен А. Красно-
вой — редактором-составителем всего со-
брания сочиненйй. Предисловие написал
	А. Гидаш. Издание будет осуществлено в
1951-=1952 годах.
	——— — < ———
	СБОРНИК СТИХОВ
«МЫ ЗА МИБ»
	ИРКУТСК. (Наш корр.). Вышел из пе-
чати сборник стихов иркутских поэтов
«Мы ‘за мир», которым поэты-сибиряки от-
кликнулись на призыв подписаться под
Обрашением Всемирного Совета Мира.

Наряду с произведениями известных си-
бирскому читателю поэтов в сборнике на-
печатаны стихи рабочего Иванюкова, сол-
дата Попова, офицера Перевалова, инже-
нера Киселева и других.
	этой семьи родятся под барабанный треск
прусских военных маршей. От рождения
предназначенные Молохом капитализма
на убой, они становятся либо солдатами,
либо рабочими заводов, производящих ору-
дия убийства — орудия войны. Когда при-
ходит время, они бесславно гибнут либо
на полях сражений, либо, как крысы, по-
	гребенные под развалинами в подвалах.
	Фильм «Воричневая паутина» режиссе-
ра В. Штаулте и сценаристов В. Штаудте
и 9. Влайн повествует об истории другой
рабочей семьи. Двадцать лет небольших че-
ловеческих радостей и больших горестей!
Двадцать лет оптибою и заблуждений! С
беспощадной реалистической точностью в
фильме показано, как коричневая паутн-
на клейкими нитями опутывала простых
люлей Германии, лелая их вольными или
невольными соучастниками преступлений
фашизма. Неизмеримо выросло мастерство
режиссера В. Штаудте, ранее  поставив-
шего фильм «Они не скроются», выросло
политическое сознание всего  дружного
коллектива молодой кинематографии де-
мократической Германии.
	Лучшим свидетельством этого явился
фильм «Совет богов», поставленный ра-
жиссером Е. Метциг по еценарию Ф. Воль-
фа и Ф Гехта. Немецкие прогрессивные
	художники, HOCTABHB этот этапный для
германской кинематографии фильм, вста-
ли в первую шеренгу борцов за мир. В
основу. сюжета фильма легли подлинные
факты, ставшие известными после про-
цесса военных преступников из концерна
«И. Г. Фарбениндустри». Художники, е0-
здавшие фильм. залались целью  ввеети
зрителя в чортову кухню, на которой
дьявольские повара международных моно-
полий изготовляют варево войны. Шаг зз
тагом авторы фильма разоблачают дея-
тельность американских и германских
капиталистических групп, связанных ме-
Жду с0б0ю неразрывными. узами.

Фильм «Совет богов», так же как
фильмы «Пестроклетчатые» и  «Коричне-
вая паутина», внес значительный вклад
в дело демократического обновления ду-
ховной жизни германского народа; в 00-
mee лело борьбы за мир. HO спла этих
фильмов в разоблачении, а не в ут-
верждении, Центральный положительный
	герой. за душу которого ведет борьбу ху-
хожник, во всех трех фильмах еще нелрок
и пассирен.
	подчеркивает его гуманистические черты,
ярко проявившиееся в отношении его к
колониальному хищничеству буржуазии.
Он страстно обличал  бесчеловечные ate-
стокости. творимые «белымн  человерами
	над черными их. собратьями» B Только
что получившей независимость Америка,

Н с гневом осудил свиреное влалычество
	над Индией английской Ост-Индской ком-
ПАНИИ.
	Большое значение в восстановлении
правды о Новикове, в разрушении леген-
ды 0 нем имеют приводимые в книге вы-
	ETC EEAUESETT
	детский самодеятельный театр
	Амурской области.   лось около шестидесяти школьников, сей-
	час в театре 126 человек.

За время существования театр подгото-
вил и показал двадцать спектаклей; авто-
ром двух из них явился его художествен-
ный руководитель Юрий Николаевич Пет-
ровский. Хореографическое отделение
театра осуществило постановку балетов
«Коппелия» и «Красный мак» (в упрощен-
ной редакции). Сейчас в театре идет репе-
тиция нового спектакля «Том Кэнти» (по

мотивам Марка Твэна, автор инсценировки
(С Михалков). $
	Некоторые школьники нашли в театре
	клуб, библиотека, лекторий, медицинский

пункт, отделение связи, магазин.
Колхозники выписывают на триста. дво-

ров более 500 газет и журналов. В сель-
	ской и школьной библиотеках—свыше 800
	читателей. В советские голы более 350 де-

тей спасских тружеников стали агронома-
MH, учителями, врачами,

ролесомелиораторами,
виками.

инженерами, аг-
геологами, худож-
			профсоюз, и только профсоюз
  панацеей от всех бел.
	«Профеоюзы вещь прочная, они пере-
живут и Гинденбурга!» Тарифная сетка,
хоровые кружки, «приличные  проте-
сты» — привычная рутина, отвлекавшая
целые слои рабочего класса от всякой
революционной борьбы! Но Пауль еше
живет хотя бы иллюзией. Cem его, Ганс
Шмидеке. во имя крохотного ‘мешанского
благополучия уже елепо работает на фа-
шизм, на войну. «Мы не можем этого
изменить», — вот символ его веры.
	Слесарь Ганс Бенке из фильма «По-
ричневая паутяна» во имя все того же
маленького счастья идет работать в на-
циетскую типографию. Конечно, он не
считает себя заодно се этими коричневы-
ми. Протест? Да, протест. Но какой? Ку-
киш в кармане. Хитро обмануть геетанов-
ца, не ответив на гитлеровское привет-
ствие... В конце концов, этот субъеклив-
но честный и безусловно хорошей души
человек с отвращением, но весе же вету-
	пает в

«партню фюрера». — Извечный
узенький мир немецкого мешанства!
«Клайн, абер майн» — маленькое, но
moe!
	И разве не заражен, в бущноети, тем
же страшным ядом «маленького существо-
вания» доктор химии Шольн из фильма
«Совет богов»? «Я ученый. Я ничего не
понимаю в политике...» И вот доктор
Шольц, работая нал производными гидро-
зина (чисто научная проблема!), факти-
чески изобретает отравляющие вещества,
которые впоелелетвии будут использованы
для массового уничтожения людей в ла-
терях смерти. Нужны были огромные исто-
рические потрясения для того, чтобы
сдвинуть, наконец, ‘с места сознание бес-
численных Шмидеке, Бенке, Шольцев!
Нужны были катастрофы, исторические и
личные, для того, чтобы все они по-раз-
ному, разными трепинками и разными
дорогами пришли вк нензбежному выводу:
«так больше не лолжно быть».
	Правильно ли сделали авторы Филь-
мов. улелив так много внимания именно
этим героям, чьей трагической ошибкой
была традиционная пассивность? Да, пра-
вильно. Вонечно; эта’ пассивность, в вос-
питании которой сыграла немалую роль
многолетняя предательская работа вож-
дей ‘правой социал-демократин, была 60-
лезнью. разъедавшей большие слои гер-
манского народа. Она значительно облег-
	чила путь фашизму. во многом способет-
	вовала его темным преступленаам.
	Но Германия знала WH других героев —
	настоящих, мужественных борцов за 0у-
дущее человечества.  Ёристально чистый
Карл Либкнехт, ‘несгибаемый вождь гер-
манских пролетариев Эрнет Тельман, сот-
HH и тысячи борцов, чьи имена никогда
не забудутея, десятки тысяч безыменных
героев, простые. люди, отлавшие евою
жизнь за ечаетье народа! Рабочие и ин-
Теллигенты, лучшие представители сопизл-
	демократии, ставшие в тяжелой борьбе;
вопреки измене своих вожлей. плечо к
	плечу с коммунистами. Вакне характеры!
Бакая воля к борьбе! Какая вера в ко-
нечную победу!

«Будем ли мы живы или нет... но про-
грамма наша будет жить! Она будет гос-
подствовать над миром  освобожденного
‘человечества, несмотря ни на что!» Эти
предемертные слова Либкнехта стали жиз-
ненной программой бесстрашных. чей свя-
той труд вохранил хотя бы часть немец-
Кого народа от растленного яла фацизма.
Илохы их героической работы — в. сегол-
няшнем дне новой, демократической Гер-
мании.

В сожалению. как только авторы вы-
шеназванных фильмов касаются жизни ге-
роев. не сдавшихся фашизму. как только
касаются они великих революционных
традиций германского народа. язык филь-
мов становится невнятным, бледным, невы-
разительным. Цроизоньло это в сильной сте-
нени оттого, что авторы сузили рамки дей-
ствия. Они замкнули его в скорлупу ce-
мейной ячейки. Герои, сопротивлявшиеся
фашизму, показаны только через евон с8-
мейные связи. Поэтому основное лело их
жизни, их отважное общественное елуже-
	ние народу .свользит по фильмам лишь
отраженных светом. Так, только через
семейные связи знакомятся зрители ©
	антифашистом Куртом Бланком в фильме
«Коричневая паутина». И хотя судьба
Курта как булто и служит тем сюжетными
стержнем, вокруг которого оборачиваются
сульбы всэй семьи Бенке, но, показанный
в первую очередь как «зять» и почти не
показанный в главяом деле своей жизни,
он проходит по фильму блелным риторн-
ческим знаком, лишенным живой, жпз-
ненной. человеческой характеристики. ,

Замкнутость действия семейным Еру=
гом прелопрелелила суженность сопиаль-
	(Окончание на 4-й стр.)
		ЛИГЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	№2 119 6 октября 1951 г.
	‚ Доро:за вперед
	того, чтобы, оглушив немецкий народ
фантастическим бредом своих разгорячен-
ных мозгов. лишить его вообще всякой
способности Е мышлению.
	Нервейшим долгом прогрессивной He.
	мецкой интеллигенции, = прогрессивных
немецких хуюжников было помочь вер-
нуть народу.  пережившему невиданную
	Ватаютрофу, ясность мысли, а для этого в
первую очередь следовало ` обратиться к
истории, рассказать миллионам, блуждаю-
щим в потемках, что же фактически бы-
л0 на самом деле,
	Проза, поэзия, драматургия, плоды му-
жественного труда  писателей-антифашя-
стов, в мрачные годы гитлеровекого рай-
ха продолжавших вне пределов  родияы
бороться за душу народа, етали только
тенерь доступны широким кругам немец-
ких читателей. Ряд произведений перело-
вых немецких писателей, созданных ими
уже после войны, у самой колыбели но-
вой демократической Германии, се разной
степенью  талантливости, с разной сте-
пенью политической  точноети, в cBOD
очередь, рассказывали народу о правте
истории. С наибольшей полнотой и хуло-
жественной силой рассказала о подлин-
HOH истории минувшего двалдатипятиле-
тия писательница Анна  Зегере в своем
романе «Мертвые остаются молодыми».
	’ Огромное достоинство романа Зегерс. xopo-
	шо известного советским читателям,
ObIIO  H в том; Что, не скрывая тяжелых
заблуждений прошлого, писательница воз-
вращала немецкому народу его революци-
онные традиции, а следовательно, и исто-

рический оптимизм,

Немецкие кинематографисты, поетавив-
шие фильмы «Пестроклетчатые», «Корич-
невая паутина», «Совет богов», пошли в
своей работе путями, близкими в тем пу-
TAM, которыми шли передовые  помецкае
писатели.  Обращенные в прошлому. ях
Фильмы. устремлены в будущее. «Так
больше не должно быть» — вот  цонт-
ральная тема, как бы объединяющая вов
	три Фильма.
	Действие фильма  «Нестроклетчатыс»,
	поставленного ‘режиссером В, Метциг по
сценарию Б. Ватерштрадт. начинается в
	Beero. лишь через ` тод ©  неболь-.

MN после окончания второй  миро-
88й войны на экранах советской золы

оккупации Германин появился художеют- .

ный фильм «Они не скроютея»
(«Убийца среди нас»). Фильм этот был

ал их о

$
Заметки о художественной

кинематографии
демократической Германии

©
	первенцем новой демократической герман-
ской кинематографии. Групиа  прогрее-
свных немецких  кинодеятелей, объеди-
ВИВШИХСЯ В винообщество «Дефа». no-
ставила перед собой благородную цель Co-
Чания кинематографии для народа и о
‹ Народе, создания кинематографии, должен-
‚лующей служить передовым бойцом
	ЕВ из пепла немецкой куль-
ТУРЫ.
	#

Отгремели последние залпы великой
блтвы. Майский ветер нес нал городами
Германи черные вихри гари. красную
	1ЫМь кирпичей. Люди-тени во страхом
зыползали из щелей и кротовых нор. ку-
4 их загнала война. Потрясенные. ози-
ли они мир, вставший перед нимй хао-

(ду развалин.

[о виноват во всем этом?

то виноват в беселавном марше фашиз-
43, залившем кровью Европу? Кто ви-
В084т в проклятой войне, кончившейся
Mu Германии тавим  небывалым, тавим
позорным поражением? Кто виноват в
ни истреблении миллионов JI0-

Вто виноват? На этот неумолимый во-
рух, поставленный самой историей. co
‘‘мятением й горечью пытались найти в
fe LEH ответ миллионы немцев. Пытался
Найти на него ответ и главный герой
Фпльма «Они не скроются», бывший во-
‘нный врач,

С большой силой рассказано обо всем
оу в фильме, талантливо поставленном
№жиссором В. Штаудте. Но, рассказывая
0 смлтении и хаосе, царивших в первые
УЧИ после окончания войны в сознании
з ATHY немецких интеллигентов, хулож-
fa, работавшие над Фильмом, подчас
И сами казались охваченными этим хао-
им. Реь колорит фильма, работа опера-
1108, работа актеров — все носило HA
6 отпечаток давящей мрачности. Дей-
вие Фильма развивалось лишь в- плаче

J

Да и ответ, им найлонный, Фактически
был лишен какого бы то ни было 0000-
щающего значения. В конце концов, чуть
не главным виновником всех  бедот-
вий для героя оказывался капитан гитае-
ровекой армии Краузе, во время войчы
зверски уничтожавший мирное население
временно захваченных германской арми-
ей областей. Все неголование, вся нена-
висть героя направлялись именно на это-
го рядового негодяя фашиста.

Вместе в тем Фильм «Они не скроются»
показал. что молодая демократическая
кинематография Германии уже на первом
этапе своего становления располагает та-
лантливой реяойсеурой, прекрасными ак-
терами, операторами, художниками. Онис
большой человеческой болью поведали о
белствиях, постигших нацию, Вместе co
всеми честными людьми Германии ис-
кренно и честно искали онй путей к но-
вой правде. Ho, будучи по самой сути
своей лишенным исторической перспек-
тивы, ясности исторического мышаения,
фильм не смог дать достаточно ясного от-
вета на поставленный им вопрос. Для
того, чтобы понять, кто же действитель-
но виноват во всех бедствиях, постигших
немецкий народ, народу нало было вер-
нуть историю, украленную у него фаши-
CTCKRAMH «итеологами». :

x

Философия?! Единственная философия—
это’ «молчаливая Философия войска!» На-
ука?! Единственная наука — это «наука
войны!» Школа?! Учитель — фельлфебель,
«начальник штурмового отряда просвеще-
ния!» Ученики — солдаты! — Созидание?!
«Созидательна только война!» Религия?!
Ну, что ж! «Нагорная проповедь, в сущ-
ности, тоже военный\ приказ, призываю-
щий молодежь к 600!» История?! «В чор-
ту историю, если она нам мешает!» И
вот, вместо какого бы то ни было пред-
ставления 0 реальном историческом про-
		морально-пенхологичееком, Герой в по-   цессе — «Миф ХХ столетия!» 11883 году и кончается уже в наши ana.   Рабочий Пауль Шмилеке из «Пестро-
СКА ответа на мтчивтиий его вопрос Так безларные пошлые  гитлеровские Фильм рассказывает историю RECROIRRAX   K.1eTHATHIN». Активист “реформистского
WoL почти 10 полной безчалежности. «литературные политики» сделали Bee Jan поколений одной рабочей овмьи. Дети профсоюза, верит B TO, что именно ero