Талантливый большевиетекий
утководитель
	ча на посту PyhoBdr
дителя Московской
областной и городской
партийной  оргализа-
ции — крупнейшей
организации BRIG).
	Советскме люди 0е-
режно хранят в 630-
вй памяти светлый
образ Александра Сер-
геевичаА  Шеобакова,
	К 50-летию со дня рождения
А. С. Шербакова
		ЗАНОННЫЕ
ПРЕТЕНЗИИ
	Письмо в редакцию
	Вся страна участвует в великой стройке
коммунизма — строительстве Каховской
ГЭС. Вносят свой вклад в общее дело. и
работники искусства. Творческие коллекти-
вы артистов =— частые гости строителей
	Каховки.

Рабочие, молодежь стройки тепло встре-
чаюТ артистов. Приятно после трудового
дня послушать хорошие стихи, песню, по-
смотреть танцы. Это дает зарядку, помо-
	гает B TPYAe.
В июле-августе у нас состоялись кон-
	перты Тамары Ханум, симфонического ор-
кестра УССР под управлением Н. Рахлина,
капеллы. «Думка», засл. арт. РСФСР
Александровича, испанского. певца Фер-
нандо Кардона, коллектива Ленинградской

эстрады.
Хорошее впечатление осталось об этих

концертах.

С подъемом провела свой концерт. Тама-
ра Ханум. Перед началом концерта кол-
лектив передал’ своим слушателям брат-
ский. привет от строителей Туркменского
канала. Привет туркменским собратьям
просили передать и строители  Каховки.

Мы не любим и не принимаем лишь
концертов, данных «с ходу», заездом,
лишь ради выполнения гастрольного пла-
на или ради отметки в «творческом отче-
тез: «был в Каховке».

Ho, к сожалению, именно таким было
состоявшееся недавно выступление Госу-
дарственного эстрадного оркестра под ху-
дожественным руководством Л. Утесэва,
Многие строители Каховской ГЭС слуша-
ли Утесова и раньще. С нетерпением жда-
ли они здесь хорошей новой программы.
Возможно, Л. Утесов и не знал даже, что
специально для выступления его коллекги-
ва в течение одного дня в Ключевой бы-
ла построена эстрада...
	Но выступление оркестра оставило у
многих законное чувство досады и неуло-
влетворенности. Неподготовленная  про-
грамма, составленная из старых, давно
слышанных песен и плоских шуток. Обыч-
ный гастролерский концерт, поставленный
наспех, с непонятной торопливость:о. Тра-
дипионный вступительный марш, традици-
онная заключительная песенка («Прощаль-
ная ленинградская»). А между ними —
дряхлые шутки о хитром школьнике, об-
манувшем своего папашу, известный «фо-
кус» с «гипнотизированием» ансамбля, во
время которого солисты оркестра смеются
скучными, деревянными голосами.
	Программу, данную в Каховке, киезля-
не слушали несколько лет назад в Киеве,
одесситы — в. Олессе, туляки —в Туле. А
песен о наших днях, о сегодняшних подви-
гах советских людей. в концерте не бы-
ло... Мы хотим, чтобы Л. Утесов понял
нас и причину нашего огорчения. Мы хо-
тим, чтобы к будушим концертам для
строителей великих строек коммунизма сн
относился серьезно и вдумчиво, Вель вы-
	ступление с творческим рапортом перед
строителями — дело чести для советского
артиста. :
	Инженер-строитель Н. КАНЮКА,
прелселатель постройкома. УГС «Дне-
простроя» В, НИКИФОРОВ, член ко-
	митета комсомола  «Днепоостроя»
Г. ВМЕЛЬЯНОВА и др.

КАХОВКА >
		Но следам выступлений
	«итератирной газеты»
	«Больше бумаги стране,»
	Под таким заголовком в «Литературной
газете» от 18 августа была опубликована
передовая ‘статья, в которой говорилось о
низком . качестве бумаги, выпускаемой не-
которыми предприятиями Министерства бу-
мажной и деревоперерабатывающей про-
мышленности СССР. Заместитель Mi-
нистра бумажной и деревоперерабатызаю-
щей промышленности тов. К. Вейнов со-
общил редакции, что министерство прини-
мает меры к скорейшему освоению лроиз-
водства полноценной бумаги на бумажных
фабриках — Нижне-Днепровской, Kameno-
горской и других. Качество продукции
этих фабрик с каждым месяцем улуч-
шается.
	Нашлись, вместе в тем, и другие охот-
	ники поживиться за счет русского добра.

В 1898 году на Камчатке появилея не-
кий Вашингтон В. Вандерлип, вгент Рок-
феллера и Гардинга. Недавно американ-
ский журнал  «Пасифик хисторикал
ревью» (август 1948 года) напечатал про-
странную статью, посмертно прославляю-
щую проделки этого авантюриста. Самое
название статьи-—«Вандерлип — хан Кам-
чатви» — почти не требует пояснений.
Атент Рокфеллера ucraa на Камчатке
нефть и золото. Позднее он выступил с
диким предложением «купить Камчатку».

Так тафты, рокфеллеры, гарриманы и

иже © ними с давних пор рвались на
русский Север.
			Институты и техникумы не так дави
Гроводили в путь CBOHX  ВЫПУСЕНИКОВ.
Оноши и девушки вступили в жизнь с
юолышой верой в свой завтрашний Jems.
[а и о чем беспокоиться, если для них от-
рыты все пути и дороги,

Незадолго до вручения дипломов мне
тригилось побывать в Сельскохозяйствен-
10й академии имени Тимирязева. Выпуек-
тики собирались группами, говорили горя-
10, вслух мечтали о TOM, как они уже
	‚ Гоа применят свои знания в Зеальном
		еле, рисовали радужные перепективы.
)ни уже вошли, как входит хозяин. в
большую жизнь своей страны. Иначе и
16 может быть: такова уж природа совет-
‘KOH молодежи -— во всем  созидательном,
ITO происходит у нас в стране, видеть
‚вое, родное.

Олин из выпускников с тревогой спро-
ил, пошлют ли ого на опытное поле, —
зму хотелось попасть работать именно ту-
а. А худонькая. застенчивая девушка до-
зерительно сказала: «Я очень хочу ско-
ее поехать в родной колхое. Теперь я су-
	нею вырастить такой урожай, о кототюм
	ы мечтали с подругами».

Девушка вернулась в родной колхоз, а
ололой агроном работает на опытном по-
е. Большие у них планы. большие
	` урремлелия. Rar правило, руководители OD-
	‘анизаций понимают эти сокровенные по-
иыслы нашей мололежи и заботливо OT-
кликаются на них. Но, к сожалению. кос-
	де существуют и исключения...

Нравильный подбор и расстановка ка-
хров решают успех. дела. Однако и Мини-
стеретво хлопководства УССР не всегда
придерживается этого правила.  Заведую-
щий Геническим отделом  хлопководства
тов. Волик, присутствуя на коллегии ми-
нистеретва, пожаловался:

—= Иогда же вы дадите нам главного
агронома? Сами знаете, крайне необходим
споциалист-хлонковод! .

— Пришлем! — заверили его.

И действительно, не успел. тов. Волик
доехать до Геническа, как перед ним прел-
стал е направлением Облхлопкоуправления
тов. Бараджаев. Велика была  благолар-
ность тов. Волика министерству, но преж-
девременна. Очень скоро выяснилось. что
прибывший товарищ десять лет работал
старшим агрономом Крымского зерносовхо-
за и культуры хлончатника не знает... А
областное управление и миниетеретво спо-
	койны — «специзлист» послан.
ae
ate
	Трудно переоценить значение агронома, в
колхозе. Это — инженер сельского хозяй-
ства, заинтересованный в успехе своего
дела, большого и трудного.

В Геническом районе главным агрономом
и председателем агрономического совета
работает Иван Францевич Липец. Много
полезного мог бы он дать `району, однако
возможностей для творческой работы у
него нет.

— Канцелярщина замучила, — жалуется
он, — подумайте только, ежедневно полу-
чаю 30—40, а в «урожайные» дни до
60 разных приказов и указаний. И все
с пометкой: «Ответить срочно». Где же
тут взять время, чтобы выехать В колхоз,
помочь молодому агроному?

Откуда же столько директив? Й все ли
они имеют отношение к обязанностям аг-
ронома? Раскроем папку дел: вот указа-
ние исполкома райсовета депутатов трудя-
щихся 0б открытии яслей в колхозах.
Оледующий документ — о ведении дел в
колхозных родильных домах. На обоих
пиркулярах строгие резолюции: «Тов. Ли-
пец — дла срочного принятия мер».

Уже вошло в привычку работников 0б-
ластного управления сельского хозяйства,
не задумываясь, механически переносить
директивы, касающиеся одного района, на
другой. Только этим можно объяснить тот
факт, что Областное управление сельского
хозяйства в начале весны прислало оче-
редное послание, в котором району были
предложены стандартные сроки сева и
нормы высева семян.

— Позвольте, — стал возражать тов.
Липеп, — ваша директива нам He  подхо-
дит. Ведь это же приведет к нарушению
правил агротехники. Разрешите поступать
на основе местного опыта,

— Не позволим! — строго ответили ру-
ководители Облсельхозуправления. — Сле-
дуйте нашим диреютивам.

Но как же можно следовать, вели ци
куляр явно ошибочный? На засодании аг-
рономического совета все 34 агронома
пришли к единодушному решению: дирек-
тива директизой, а сеять надо, с00бразу-
ясь с климатическими условиями района.
Отступление от шаблона принесло отлич-
пые результаты —— был получен высокий.
урожай.

По существующим между машинно-трах-
тооными станциями и колхозами логоворам
МТС обязана обеспечить участкового агро-
нома бидаркой, а колхоз — лошадью. В
сожалению, руководители колхозов имени
Ворошилова, «Червонный партизан», имени
Кагановича, имени Шевченко пе выпол-
няют этого пункта.

Много вполне справелливых требований
У молодых специалистов. Нало думать, что
Министерство сельского хозяйства и Ми-
нистерство хлопководства УССР, наконец,
позаботятся 96 удовлетворении этих требо-
ваний.
	Е ВНЗИЧЕСК, Херсонской области
	Галина ДРОБОТ
Oo
	ловец -—— вначале слелали лесомелиоратором; 1
	а затем превратили в диспетчера Ново-
алексеевской МТС.
ыы

Велика воспитательная роль старшего.
	агронома МТС. Опытной рукой он должен
тактично, но твердо направлять работу не
уверенного в своих силах молодого спе-
циалиста.. Будет совсем не плохо, если
поможет ему составить: рабочий план, бхе-
му севооборота, выйдет вместе с ним в по-
ле и на живых примерах расскажет об
особенностях ‘ухода за новыми культура-
ми. Однако старший агроном МТС тов, Се-
мейко придерживается иных взглядов.

— Я вовсе не хочу подменять участ-
кового агронома, — заявляет он.

Й не «полменяет», но‘и не учит моло-
дого работника. В самом деле, вряд ли
можно считать примерным Такое «воспита-
ние», когда молодой агрохимик Антонина
Яворская в течение года крайне слабо
проявляла себя.

— Она  безинициативна, — оправды-
вается тов. Семейко.

Так ли это? Думается, что нет. Окон-
чив Лнепронетровский ‘сельекохозяйствен-
вый институт, девушка, по назначению
министерства, приехала в Новогригорьев-
скую МТС. —С чого начать? — задала
она себе вопросе и не нашла ответа, а
старший агроном во-время не подсказал.
Молодая специалистка растерялась. Пона-
добилось вмешательство директора MTC
тов. Пикульского, чтобы Антонина Явор-
ская после года пребывания в МТС, пока
еще робко, но все же взялась за работу.
И, может быть, в этом году на запрос ин-
ститута о результатах ее годичного труда
она уже напишет обстоятельный и инте-
ресный отчет.

Впрочем, случай с Антониной Ярорекой
не единичный. Тов. Семейко глубоко уве-
рен, что, если раз в десять дней он про-
ведет в МТС совещание с агрономами, то
этим его роль наставника молодежи впол-
не исчерпывается. Постоянное, вдумчивое
и любовное воспитание мололежи он пол-

меонил фоомальным проведением декадных
совешалний.
	3 2%
	пламенното . борца за
дело трудящихся, талантливого больше-
	вистского руководителя и виднейшего го-
сударетвенного деятеля.

Верный ученик и соратник великого
Сталина, А. С. Шербаков снискал любовь
и уважение советского народа своей неуто-
мимой борьбой за счастье трудящихся, за
победу и упрочение социализма, беззавет-
ным служением. партии, своему народу,

Сын рабочего, А. С. Щербаков с ane-
надцати лет начал работать в типография,
потом на железной дороге. Рано начинает-
ся революционная жизнь Александра Сер-
теевича. В 1917 roxy шестналцатилетним
юношей он вступает в ряды  Врас-
ной гвардии и с оружием в руках защи-
шает от врагов молодое социалистическое
государбтво трудящихся. В этом же году
Александр Шербаков вступает в союз ра-
бочей молодежи, а в 1918 -году становится
членом коммунистической партии.
	С юй поры н ло конца своей жиени он
уверенно шел по ленинско-сталинскому
пути. В течение четырех лет, с 1918 по
1922 год, А. С. Щербаков был на руко-
водящей работе в комсомоле, сначала в
Центральном Комитете комсомола, затем в
Средней Азии, Он вкладывает всю’ свою
страсть, все свое незаурядное умение в де-
ло коммуниестического воспитания молоде-
жи. Нозднев он учится в коммунистиче-
ском университете имени  Сверллова,
затем паправляется партией на руковоля-
щую работу в нижегородекую-— ныне горь-
ковскую--организацию ВКП(б). Затем он
учится в историко-партийном институте
красной профессуры, где е присущей ему
энергией и настойчивостью изучает мар-
кеистоко-ленинекую теорию.
	Белед за учебой, в течение четырех лет,
Александр Сергеевич работает в аппарате
ЦЕ ВКН(б). В 1934 тоду, после ‘первого
Всесоюзного съезда советских писателей,
он избирается ответетвелным секретарем
Союза писателей. Человек широкого госу-
дарственного ума и большой культуры,
Александр Сергеевич неуклонно проволил
хннию партии в литературе. Он прилагает
много усилий для сплочения. советских ху-
дожников сл@ва, решительно борется про-
тив чуждых влияний в литературе, против
пережитков рапповщины, за утверждение
метода социзлистического реализма в твор-
честве писателей.

А. М. Горький высоко ценил работу
тов. Шербакова на посту секретаря Сою-
за писателей.

«В комплиментах, нокренних © моей
стоны и заслуженных Вами, — писал
Алексей Максимович A, С. Шербакову в
одном из своих писем, — Вы, наверное,
не нуждаетесь, но все же с большой pa-
лобтью отмечу: чувствуется, что в лице
Вашем литература найлет пастыря и орга-
низатора социально-ценных сил». И впо-
слелствин. занятый крупной партийной и
	государственной работой. А. С. Щербаков
	живо интересовалея работой Союза писате-
лей, жизнью и трулом того или иного ли-
	тератора. Coperckagd литература многим
обязана А. С. Шербакову, который и в го-
ды войны с болышим вниманием относился
& творчеству наших писателей.

Находясь поочередно на постах второго
секретаря Ленинградского обкома
ВКНСб), первого секретаря Восточно-Сибир-
ского, Донецкого обкомов, тов. Щербаков
показал себя одним из крупнейших орга-
низаторов социалистического строительства
в СССР. > .

С особенной полнотой  pacrpsrica
незаурядный талант Александра Сертееви-
	Здесь, под  непосредетвенным   PY Ries
ством товарища Сталина А. С. Щербаков
стал вылающимея организатором партии-
но-политической работы, умело’ направлял
деятельность партийной организации CT0-
липы.

Руководитель ленинско-сталинского ти-
па, А. С. Щербаков внимательно относил-
‘ся к инициативе трудящихея, горячо под-
держивал всякое разумное начивание.

В речи на ХУШ съезде партии A. C.
Щербаков говорил: «Мечты советских
трудящихся очень быстро осуществляются
в реальной жизни, потому что между меч-
той советского человека и действитель-
ностью нет разлада, потому что трудя-
щиеся работают не покладая рук над. осу-
ществлением планов, намечаемых нашей
партней... Трудящиеся знают, что слова
большевиков не расходятся © делом, что
советская действительность часто 0619-
няет самые смелые мечты. Вот почему 50-
	ветекие трудящиеся глубоко уверены в

своей окончательной победе».
Для А. С. Щербакова интересы Родины
	всегда были превыше всего. Он был не-
примирим к недостаткам, требовал от
всех работников большевистекого отнопе-
ния к порученному делу, умения смотреть
вперед.

«Товарищ Сталин учит нас,— говорил
тов. Шербаков,— нельзя жить, как трава
растет, прошлого не анализировать, о 6у-
дущем не думать, кругом He смотреть.
А у некоторой части людей еще есть Ta-
кая наклонность к беспечности. С этны
мириться нельзя. Надо упорнее воспиты-
вать трудящихся в духе социалистической
дисциплины и организованности, в духе
повышения требовательности к себе и дру-
ТИМ. 24а. !

Во время Великой Отечественной войны
тов. Шербаков сочетал руководящую дея-
тельность в партии в качестве секретаря
ЦК ВЕП(б) с работой начальника Главно-
ro политического управления Советской
Армни и начальника Совезлского Инфору-
бюро. В период военного времепи развер-
нулись его выдающиеся организаторские
способности. его кипучая энергия.
	Котда над Москвой нависла непосред-
ственная опасность, он стал одним из ор-
ганизаторов обороны столицы. Он подни-
мает москвичей на производство вооруже-
ния для армии, на строительство мощных
оборонительных рубежей под Москвой.
	А. С. Щербаков был пламенным пропагам-
дистом великих идей Ленина — Сталина.
В своих докладах, посвященных ленин-
ским годовщинам, он показывал народу,
как успешно под руководством товарища
Сталина осуществляются в нашей-— стране
ленинские заветы. Эти доклады, яркие по
свежести мысли, глубокие по содержанию,
сыграли немалую роль в идейно-политиче-
ском воспитании кадров.

10 мая 1945 года перестало биться пла-
менное сердце замечательного большевика.
Тов. Шербаков. скончался на другой день
после празднования исторической победы
советского народа, Ему не удалось увидеть
нлоды великой победы, достижению кото-
рой он отдал все свои силы. Он умер на
боевом посту, отдав все силы и вею ки-
пучую энергию делу строительства социа-
лизма, делу победы над немецко-фапгиет-
скими захватчиками.
	Физнь и деятельность А. С. Щербако-
	ва — яркий пример беззаветно служения
народу.
	золотом отливает стерня, ее ровные мас-
зивы то тут, то там переходят в курганы
заскирдованной соломы. Много этих огром-
ных скирд — убран хороший урожай.

° Участковый агроном из МТС имени
Сталина Николай Иванович Трофименко
говорит:

— Теперь уже скоро поднимутся наши
лесные полосы, по соседству с Каховкой
пройдет Южно-Украинский канал. Изме-
Нится в здешних местах климат, и. надо
в этому готовиться. Скажем, исследовать
почву, выделить участки для выведения
гибридных семян, проверить действие ми-
неральных удобрений.

— Что же мешает?

’ — Да так уж повелось-—не любят экс-
‘периментировать в здешних колхозах, Не
только опытного поля.  рабочего-то места
	‚у агронома нет. Нришли из района. на-
	пример, планы осеннего сева. Нужно их
обдумать, разверстать по бригалам. Иду я
„5 бухгалтеру, прошу — пусти на краенех
стола...

Выло у мололого специалиста большое
стремление — дать каждому  колхознику
агротехнические знания, с этой целью он
создал  агрономический кружок, привез
учебники. В колхозе появились книги Ти-
мирязева, Вильямса, Лысенко. Для заня-
тий отвели кабинет председателя колхоза.
Сегодня помещение занято, завтра... Не
состоялось одно занятие, второе. Интерес у
	 ROAUXOQHMKOB к учебе стал гаснуть. и веко-
	ре кружок распалея. РЕ

’ После окончания сельскохосяйственного
техникума тов. ВБовалева была направлена
в колхов  на должность участкового атро-
нома. Работа ладилаеь, но девушка забо-
лела, а когда выздоровела, ее место было
уже занято.   :

Молодого агронома послали работать по
специальности в другой колхоз, а затем
‘перевели в МТС энтомологом.

— Я но соглаена с новым назначени-
ем, — заявила Вовалева, — не хочу терять
квалификацию.

Старший агроном невозмутимо возразил:

— Бакой год прошу Облеельхозуправле-
ние прислать энтомолога — не дают. Что
поделаешь? Не упорствуйте, принимайте
дела.

Полевол стал энтомологом. и никого это
	не трогает, как никого не беспокоит и TO,
что другого молотого агронома — Top. Mon
	В Геническом районе работают 34 агро-
нома, большинство из них — молодежь.
Много у них смелых творческих замыслов.
Но все ли молодые агрономы находят пра-
вильное применение своим силам?

Основная, техническая культура, кото-
рая выращивается в районе, — хлопчат-
ник. Естественно, что специалисты, на-
правляемые сюда Министерством сельского
хозяйства УСОР, должны быть хлопково-
дами. Однако участковый агроном колхоза
имени Кагановича тов. Паргамин не знает
агротехники хлопчатника. Им закончен
Золотоношекий сельскохозяйственный тех-
никум, вылускающий свекловолов. Вак же
случилось, что он попал на этот участок
сельского хозяйства? Оказывается, произо-.
шла ошибка с назначением.

Подобные случаи происходят из года в
год и уже вполне узаконены  миниетер-
ством. Вместе с тов. Паргаминым в хлоп-
ководческие районы были направлены 52
свекловода. На обучение их  затрачены.
большие государетвенные  средетва, но
приобретенные ими знания не пригодились.

Странная практиха Министерства сель-
ского хозяйства Украины проявляется и в
другом. Вот уже больше двух лет Гени-
ческий районный отдел сельского хозяй-
ства проент командировать к нему на ра-
боту мелиораторов и энтомологов. Но ми-
нистерство отвечает; ``

— Нет таких специалистов у нас, по-
	ставьте на их место полеводов. Какая раз-
нипа? Те же агрономы!..
		В те хе годы была предпринята наглая
попытка отторгнуть от Советекой Россия
	остров Брангеля. Инициатором этой затеи
	выступил канадекю-американский  поляр-
ный деятель Вильялмур Стефанссон.
	Б сентябре 1921 года на остров Вран-
геля прибыл отряд оккупантов. На оетро-
ве был поднят британский флаг.
	Быесте с ви с трибуны ваналекого
парламента премьер-министр Канады Ma-
кензи Кинг заявил, что остров  Вранге-
ля — принадлежность Канады. -
	`После. энергичных протестов Советского
правительства Великобритании пришлось
отмежеваться от не в меру ретивого и
слишком откровенного канадского премье-
ра. Тогда за это грязное дело взялись аме-
риканцы,

Летом 1924 тода известный американ-
екий «олений король» Карл Ломен послал
KR острову Врангеля шхуну «Герман». До
цели судно не дошло — американцы под-
няли Флаг США на соседнем небольном
острове Геральд. а

Обнаглевших иноземцев, пробравитихся
на советекий остров, вывезла на материк
экспедиция на канонерской лодке «Крас-
ный Октябрь» под командованием гидро-
графа Б. В. Давылова.

Когла на острове Врангеля уже суще-
ствовало советское поселение и полярная
станция, газета «Аляска уикли» (от 4 ию-
ня 1926 гола) напечатала сообщение
0 том, что оленеводческая и торговая ком-
	цания hapia dlomena сделала... «офици-
	альную заявку» на остров Врантеля.

В том же 1926 и в следующем году в
районе острова Врангеля и к запалу от
него, злостно нарушая воздушную грачи-
цу СССР. летал небезызвестный Уилкинс,
тот самый Уилкинс, который ныне явлает-
ся консультантом архии США и с пеной
У рта призывает использовать подводные
лодки для скрытого проникновения подо
льдом в северным берегам СССР. чтобы от-
туда реактивными снарядами уничтожить
русские прода.

Таковы факты «мирной» деятельности
америханеких ‹«негопиантов»!
		Вюльский полуостров, в пограничные pall-
оны CCCP.

’ В 1929 тоду небезызвестный Херст
рьяно добивался у международного обще-
‚ства «Аэроарктик». собиравшегося изучать
Землю Франца Иосифа, Новую Землю и Ce-
верную Землю с помощью дирижаблей,
монопольного права на производство... аэ-
рофотосъемок Советской Арктики. Херст
настаивал, чтобы всем другим участникам
экспедиций «Аэроарктик», в том числе и
советским ученым, фотографирование с
воздуха во время экспедиций было запре-
meno, Монополистекие претензии Херст,
как и следовало ожидать. провалились.

Журнал «Контакт», орган «Междуна-
родной лиги авиаторов» (февраль 1929
года, № 24), высказывался о планах
«Аэроарктик» вполне определенно: «Олной
из главных целей экспедиции является
установление. в каких. условиях могли
‘быть организованы места для посадок,
‘созданы базы и т. д.>. Журнал подчеркя-
вал, что специальные базы, создаваемые
на европейском и азиатском материках,
будут иметь крупное стратегическое зна-
чение. ,

Еще в 30-х голах американские штабы
стали открыто готовить военный плацларм
для нападения на советский Север. В
1939—1941 гг. разрабатывались ouepa-
тивные планы строительства военных баз
на Аляске, на мысе Баррюу, в Номе, Бе-
теле и в других пунктах.

Начавшаяся вторая мировая война по-
зволила маскировать военное  строитель-
ство на Аляске якобы целями войны с
Японией. Против небольшого японского
десанта на лвух островках Алеутской гря-
ды численностью в 8.5 тысячи человек
американцы восрелоточили на Аляске, ни
мало ни много, 150 тысяч солдат и офи-
церов. Даже комиссия военного веломства
США, изучавшая впоследствии войну Ha
Тихом океале, и та сочла необходихыи
заявить, FTO захват япондами лвух оетро-
BOB носил характер «символической окку-
папии», Армию на Аляске американцы
готовили не против «римволической» япон-
ской опасности, & ЛЯ ПоОТгоТОовкя той me

чамон кровавой авантюры, которую в свое
BOOM Пора:
	Seve BASHA по приказу `американ-
ских монополий генерал Гревс.

ek
	Сетуя по поволу «железного за навега»,
госпола геополитики из «Нэпгнл лжиогра-
OAR мэгэзин», конечно, обошли молчанием
Факты истории, А они-то ап раскрывают
	СЕ С ен а.

SCTHUHOG лицо и намерения современны
«мирных» торговцев С \.
	ак янки рвались на русский Север
	°
М. ЧЕРНЕНКО, Г. АГРАНАТ
$
	В свете истории становятея особенно
наглядными и те разбойничьи  пла-
ны, которые вынашивают ныне «мирные
торговцы» с Уолл-стрита.
		Поскольку болтовня о «железном зана-
	. BOCe> продолжается уже длительное вре-
	мя, шрюпагандистам Уолл-стрята прихо-
‘дитея разнообразить свои сюжеты. Резуль-
татом этого и явилось, повидимому, со-
общение, которое преподнес своим читате-
IAM американский географический журнал
«Нэшнл джиографик мэгэзин». Сей жур-
нал  непререкаемо сообщил 0б опуска-
нии железного заназеса на Этот раз... «на
малой сцене». _

Оказывается, под «малой сценой» жур-
нал разумеет остров Ратманова на даль-
нем северо-востоке нашей страны. Что же
касается «опускания занавеса», то оно,
по утверждению журнала, состояло в
TOM, что три года назад ‘советские ногра-
ничники выставили с упомянутого остро-
ва восемнадцать разведчиков, которые
пытались высадиться на советекях бере-
Fax пол вижом «мирных торговцов».

Независимо от того. имела ли масто эта

история на острове Ратманова на самом
	деле или она существует только
 в воображении сотрудников журнала.
ее можно было бы оставить без вни-
	мания. Примечательно другое: по сей день
тоспода американские геополитики,  оче-
вилно. убеждены в исконном праве аме-
риканцев высаживаться и хозяйничать на
островах и побережье советского Севера.

Саусуверенность и наглость американ-
ских геополитиков, конечно, смехотвор-
ны, однако они имеют давнюю историю.

Хорошо известно, что ва протяжениий
второй половины ХХ в первой четверти
ХХ века агенты американских монополий
открыто и безнаказанно хишничали на
дальнем северо-востоке России. Они рас-
считывали прибрать в рукам Чукотку,
Камчатку, а затем и безграничные про-
сторы Сибири. Покупая в 1867 году Аляс-
ку, наиболее ретавые конгрессмены Co
елиненных Штатов че скрывали того, что
эта лалекая северная земля нужна им как
плацларм для захвата северной я восточ-
ной Азии, Уже тогла зарождалиеь планы
превращения Тихого океана в закрытое
«панамериканекое» озеро. а хищничество
’амезиканеких торговых монополий  полу-
чило в литературе известность пол иие-
нем «аляскинского HANPABICA BAD амери-
канской экепаноии,
		Несмотря на возмущение русской обще-
ственности, несмотря на то, что специаль-
но  командированные  правительственные
чиновники полностью выявили истинное
лицо  «Северо-восточного сибирского об-
щества», оно существовало до 1912 года.

В конце ХГХ века в США американский
геополитик Вильям Гильпин выдвинул
проект захвата русской Сибири путем
сооружения «международной» железной
дороги, в состав которой должен был
войти действующий великий сибирский
железнодорожный путь. Американские мо-
нопелии ухватились за эту идею, Был
создан синдикат для проклалки магистра-
ли «Транс—Аляска— Сибирь» якобы для
соединения прямой железнолорожной ли-
нией Нью-Йорка и Парижа. Пол Беринго-
вым проливом намечалось соорудить тон-
нель. Небезызвестный Теодор Рузвельт, а
затем сменивший его Тафт выступали ак-
тивнымй поборниками этой затеи.
	В течение ряда лет агенты железноло-
рожных королей США Эдварда Гарримаза
(отца известного врага нашей страны) и
Хилла настойчиво обивали пороги госу-
дарственного совета ‘и совета министров
России. Они локазывали, что синдикат,
организовавшийся в США, может на свой
личные средства построить дороту от мыса
Дежнева до Иркутска общей протяжен-
ностью в 5000 верст. В качестве вомпен-
сации американцы требовали  «веего
лишь» передачи им сроком на 90 лет без-
возмезлно и в полное MX распсряжение е
предоставлением «всех прав государетва»
по 12 верст o каждой сторовы будущей
дороги, т. е. в общей сложности 120 ты-
еяч кватратных километров русской зем-
ли. Помимо этого, синдикат вастаивал на
предоставлении ему права по всей терри-
тории северо-востока России скупать зем-
ли, площадь которых не ограничивалась,
сооружать всякого рола дороги, создавать
пароходства, закладывать шахты и ру1-
наки. строить заволы, а также завозить в
любом числе американских рабочих и тех-
ников. Таким образом, дело шло о захва-
те американцами всей территории русехо-
го северо-востока, превышающей  террито-
рию любого европейского государства.
	Несмотря па 10, что американцы Nor-
купили некоторых русских государетвен-
ных деятелей. проект концессии был в
конечном счете правительством отклонен
в результате сильной оппозиции влиятель-
ных кругов кёпиталистической России.
	Едва окопавшись на Аляске, вмери-
канцы превратили Ном и другие поселки
в базы разнузданной контрабандной тор-
говли. Ежегодно десятки шхун шныря-
ли влоль русского берега от Камчатки до
Колымы. Во многих бухтах Чукотокого
полуострова были организованы фактории.
Спаивая чукчей и эскимосов, контрабанди-
сты за бесценок скупали и увозили пуш-
нину. Невиланного размаха лоетиг хищ-
нический промысел морского зверя в рус-
ских водах. Mopma американцы били
только ради клыков, варварски подрывая
самую основу существования берегового
населения. Почти целиком были выбиты
киты. Истреблялись котики Командорских
островов. и

Вскоре, однако, грабительская торговля
и промысел перестали удовлетворять лю-
бителей чужого добра. Американцы стала
подбираться к горным богатствам северо-
востока России. ‘

B ronne XIX pera в Петербурге близкий
KO XBopy отставной полковник Вонлярляр-
ский организовал «Северо-восточное  си-
бирское акционерное общество». которому
были предоставлены монопольные права
на разведку и эксплуатацию. ископаемых
богатств Чукотки. Вонлярлярекий был пол-
ставным лицом: за ним стояли аляскин-
ские компании, контролируемые банками
Моргана. Лаже отчеты общества, и те пи-
сались в США и в готовом виде присыла-
лись в Петербург.

Заполучив право распоряжатьел богат-
ствами Чукотки. финансовые тузы США
организовали ‹ рзепролажу земельных
участков мелким американским  предпри-
нимателям — золотоисвателям  (‹проспек-
торам»). В печатной рекламе морганов-
ская монополия широко оповещала о том,
что она обладает концессией на Чукот-
‘ском полуострове в 100 тысяч квадрат-
  вых верст, и приглашала желающих
	вступить в ней в соглашение лля пройз-
BOICTBA разведок и добычи золота.
	В годы военной интервенции против
молодой Советской республики, когда кро-
вавый генерал Греве пыталея силой ору-
жия обеспечить осуществление захватни-
ческих планов американского империализ-
ма, крайний северо-восток России оказал-
CH отрезанным от остальной  стра-
ны. ‹ «Мирные» американцы,  орудовав-
шие здесь, почувствовали себя полными
хозяевами положения.

В качестве главного контрагента аме-
риваноких хишников на Чукотке похви-
зался бывший алясвинский золотойска-
тель Олаф Свенсон. Не было бухты, ку-
да не заходили бы шхуны Свенеона. Сре-
ди местного кулачества у него подобра-
лась широкая агентура. Вея добыча Свен-
сона уходила в Ном (Аляска) и Сиэтл
(СПА). В. 1922 году Свенсон завез на
Чувотку  золотопромывательные машины.
Ему казалось, что теперь, наконец, при-
Шло время осуществить давние планы.

Помимо Свенсона, на территории севе-
ро-востока, включая Вамчатку, оперирова-
ло (по лалеко не полным ланным). свыше
трех десятков агентов крунных американ-
ских и англо-канадеких фирм.

Весь этот ©брол воскресйл нравы, ву-
ществовавшие в средние века. в пору пер-
вопачального ограбления островов и м3-
териков, открываемых европейцами. За
шкуру белото медвеля платили несколь-
ко пачек патронов. за тушу оленины —
перочинный нож. винчестер ценился во
столько песцов. сколько их укладывалось
от земли до мушки ствола,

Даже после то как Красная Армия
вышибла интервентов с Дальнего Востока,
любители чужого лобра не унялиеь.

Немало долларов ушло ва снаряжение
на Охотском побережье (в 1924—
1925 гг.) банд Юсупа Галиберова.
	Убелившиеь в том, что проникновение
на советский Север прямым путем невоз-
можно, американские монополии стали
использовать лля развелывательных пелей
международные полярные экспедиции.

В 1927 году американский «Фонл
Тауры Спелман Рокфеллер» навязывал
Фритьюфу Налсену леньги для сзаряже-
ния «этнографической экспедиции» на
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 9 октября 1951 г. № 120