Ilo страницам

«Зери и популит» — Ал-
бания, «Работническо де-
ло» -—— Болгария.

партнеров. Американские нефтяцпые MOHO-
полин успели неплохо нажиться на англо-
иранском конфликте. Прекращение поста-
иск нефти из Абалана вынудилю АНГЛИЮ
закупить в Соединенных Штатах на остро
дефицитные доллары 2,5 миллиона TOU
очищенных нефтепродуктов и 1,5 милли-
она тонн сырой нефти. Американские ком-
пании пол шумок проникли на нефтлные
рынки, доступ на которые до недавнего
времени им преграждала бывшая Англо-
	Иранская компания.
Й этому. собственно, и ©де лась тактика
	американцев. Возмущение английских по-
пират ор гропвотомотвом» американского
	QUTUKOB “BEPOTOMCTBOM% = aM Up iced tititull’
партнера выразнл 5 октября В своей пред-
выборной речи один из лейбористеких
«бунтовщиков» Стенли Эване. Он нала-
дал на Соединенные Штаты aa 10, что
они «цинично пренебрегли» английеки-
ми интересами в Иране, и намекнул на
роль, сыгранеу о в этом доле посетивигим
Тегеран «небезизвестным мистером Мак-
ги» — помощником государственного сек-
ретаря по делам Ближнего Востока. Юго-
Восточной Азни и Африки. Свое выступле-
ние Эванс с горечью закончил цитатой из
библии: «Иметь неверного друга хуже,
чем оказаться в зубах у дракона».
Конечно, подобные упреки не произво-
дят ни малейшего впечатления на амери-
ванских монополистов, для которых кас-
соваЯ книга превыше всякой библии. Счи-
тая преждевременным открытое, выступле-
ние американских нефтяных компаний на
иранской ецене, они прибегли пока что к
тактике  «нросачивания». Из Нью-Йорка
сообщают, что государственный  лепарта-
мент негласно «посоветовал» уолл-стритов-
ским нефтяным магнатам  пюслать своих
специалистов в Иран на место эвакуиро-
ванных англичан. Любопьно, ITO B ka-
честве возможного «технического диреклу-
ра» абаланского нефтеперегонного завода
иранская газета «Эттелаат» называет не-
коего Уолтера Леви-—того самого, который
полвизалея в Тегеране в качестве пра-
вой руки «честного маклера» Гарримана!
	В связи © приездом в Нью-Норк д-ра
Мосалдыка в американской печати  цир-
кулируют п более далеко идущие проекты
разрешения иранского кризиса в интере-
сах американских монополий. Так, «Нью-
Порк таймс» 8 октября писала о плане
создания в Иране «международной вефтя-
пой компании, подобно той, которая дей-
ствует в Ираке». Газета уточняла, что яо-
вая компания должна принадлежать Co-
	одиненным Штатам, Англии, Франции и

Голландии.
Размечтартиеь, американские дельцы
	не дали себе труда  разъясвить, В Чем
может состоять для Ирана привлекатель-
ность этого империалиетического проекта
	замены англииеского влалычества господ-
	тлемого Соединенными Штатами. Никто
еще не локазал, что попасть в зубы волку
	приятней, чем побывать в зубах гпены.
	Можно ожилать, что иранекая  делега-
ция, прибывшая в Нью-Йорк на засела-
ния Совета Безопасности, подвергнетея
усиленному нахиму. Уже сейчас вокруг
постели больного Мосадлыка, находящего-
ся в одном из нью-йоркских госпиталей,
вперемежку в локторами хлопочут амери-
канские липломаты. Они явно надеются,
что вдали от бурлящего Тегерана, в od-
становке, гле иранский народ не может
непосредственно сказать свое слово и вы-
казать свою волю. им удаетея  продви-
нуть вперел свои планы.
	15 октября Совет Безопасности соберет-
ся AH рассмотрения иранского вопроса.
за спиной иранского нарола англо-амери-
канские империалисты рассчитывают за-
вЛЮчЧиТьЬ сделку. которая Помогла бы им
удержать пранскую нефть.
		ЗО«ВУТ
	Семь месяцев английский империализм
ведет необъявленную войну против иран-
ского народа. В ней не участвуют солда-
ты. Ее ведут политики, дипломаты, бан-
киры. Роль тяжелой артиллерии выполня-
Of реакционная печать, обрушивающая
на Пран залпы угроз и демагогических
увещеваний.

Иран держат под прицелом не только
лондонские газеты. В устье реки Шат-эль-
Араб, близ Абадана, крейсируют авглий-
ские военные корабли. В Басре, на иран-
ской границе, сосредоточены английские
На рашткютисты. $

В последние дни сделана попытка с5-
здать против Ирана единый фронт колони-
альных держав, задающих тон в Органи-
зации Объединенных Наций, 1 октября
Совет Безопасности, вопреки протестам со-
ветского представителя, включил иран-
ский вопрос в свою повестку дня.

Поволом для развязывания всех этих
враждебных действий послужило, как из-
вестно, решение иранокого меджлиса на-
ционализировать нефтяную  промышлен-
НОСТЬ. Именно эта пенытка восстановить
попранни » ` Права иранском  нарола на
природ: о ‘оратетва своей страпы вызва-
ла взрыв” ярости в лондонском Сити.
Между тем, что может быть справедливее
желания иразиев самим пользоватьея бла-
гами, которыми природа одарила их стра-
ну?

Aurao-Hpancnas нефтяная компания,
как огромная пиявка, присосалась к Ира-
ну, вытягивая из страны все жизненные
соки. Аяглийскне  концессмонеры, сидя
где-нибудь в Лондоне, жирели на крови и
поте иранских «кули», а рабочие Ага-
Джари и Абалана, каки 20 и 30 лет на-
зад, ютились в конурах, страдали от хо-
лода и голода, умирали от непосильного
труда и болезней. 0б этой горькой судьбе,
общей для всех стран Ближнего и Срелне-
го Востока, сирийекая газета «Ан-Наср»
	  образно писала: «Мы нахолимся на поло-
	жении верблюда, несущего по пустыне
воду на своем горбе, но никогда не имею-
щего возможности утолить свою жажду».
	В послевоенные годы  лейбористекая
пропаганда без устали трубила 0б отказе
от «империализма ХХ века», о начале
новой эры «просвещечного юотрудничест-
ва» Англии с народами Азии и Среднего
Востока. События в Иране наглядно ил-
	люстрируют эти заявления буржуазных
демаготов. В 1951 году  лейбористекая
дипломатия применяет к незавнонмому
	Ирану, члену Организации Объединенных
Наций, худшие методы колониальной по-
литики. В ход пущены все средетва — от
экономического давления до открытых
угроз вооруженного вмешательства.

10 сентября английское правительство
в виде репрессии лишило иранское пра-
вительство права распоряжаться принад-
лежащими еху капиталами, находящими-
ся в английских банках. Одновременно
Лондон объявил 00 отказе снабжать Иран
необходимыми ему товарами. Смысл этих
мер, позапмствованных из арсенала эко-
номической войны, один: удушить Иран
голодом, чтобы таким образом сломить
волю иранского народа в борьбе за неза-
ВИСИМОСТЬ.

За последние месяцы лондонские газе-
ты вак бы снова воскресяли язык, пото-
рым английские иупериалисты пользова-
лись во времена Ост-Инлекой компании.

6 сентября консервативная «Дейли те-
леграф энд Морнинг пост» угрожающе
сообщала, что правительство ‘его величе-
ства вскоре, возможно, решит, «не тре-
буют ли обстоятельства» английской ок-
купации Абадана. «Дейли мейл» 11 сен-
тября многозначительно писала © «Вруп-
нейшей с момента начала нефтяного кон-
	фликта концентрации военных кораблей в
	требуют Пакта Мира!
	АНГЛИЯ. Сбор подписей под Обращением Всемирного
Совета Мира на улицах Лондона. «Мы хотим жить», —
с этими словами юноши поставили свои имена под призы-
	Снимок из английского журнала «Чэллендя»
	oO

>
	Мароль
	Призыв  Веемирного
Совета Мира о закло-
чении Пакта Мира меж-
ду пятью великими
державами находит вею-
AY самый сердечный
отвлиЕ, С каждым днем
возрастает число под-
писей под этим метори-
чесвим документом. Ря-
дом © поллисью pado-
чего мз Детройта стоит
имя инлийското кресть-
	янина. Бместе с совет-
оким ученым  Обраще-
ние полтисала  китай-
		Л. СЕДИН
©
	Персидском заливе». Наконед, «либераль-
	ная» газета «Ньюс  кроникл», разъяс-
Had причины неуступчивости  Лонлона,
прямо писала, Что, «надеясь содейство-
	вать свержению Мосаддыка, АНГЛИЯ СТре-
мится в конечном счете возобновить пе-
реговоры © более благоразумным ий более
ответственным правительством».

Носущиеся из Лондона тромы и мол-
нии только подчеркивают  непримнири-
мую враждебность политики  американо-
английского блока стремлениям  угнетея-
ных стран Е экономической и полнтиче-
ской независимости.

С первых дней апгло-иранекого кон-
бликта буржуазная пропаганда призывала
Тегерая ‘смириться перед Лондоном, по-
	скольку, как утверждалось в одном
американских  меморандумов, национали-
зация иранской нефти якобы «ипотрясет
	основы свободного мира». Этот лицемер-
ный довод обернулся, однако, против тех,
кто ето выдвинул. Неужели «единство
«евоболноге мира» становится более проч-
ным при узурпации и нарушении прав
слабых наций? — возмущенно спрашивает
иранская газета «Сетаре».— В таком слу-
чае увольте нас из рядов этого свободного
мира и разрешите укрыться в рядах не-
свободного мира»...

Бесцеремонное и грубое вмешательство
английских империалистов во внутренние
дела Ирана наглядно показывает народам
Ближнего и Среднею Востока, чего они
могут ждать ог заправил «свободного ми-
ра», как величают свой союз англо-аме-
риканские партнеры по Атлантическому
блоку.

ck
*

Другой важный урок иранских coént-
ТИЙ — это Новое, разоблачение амерлякан-
ской  политийа по отношению к борьбе
народов колониальных и зависимых стран
24 независимость. . Вопреки очевидным
	за независимость, о обопреки очевидных
фактам, Соединенные Штаты еще пыта-
ются прикидыватьея «другом»  вародов
	Ближнего и Срелнего Востока. Официаль-
ная пропаганда Вашингтона осмеливается
даже рекламировать «антиколониальный»
характер своей политики, не знающей- де
иных интересов. кроме бескорыстной по-
мощи униженным и оскорбленным.
Такую позицию Пыталея занять Ва-
шингтон и в англо-пранском конфликте.
Уолл-стритовский магнат Гарриман, напя-
лив тогу миротворца, примчалея в Теге-
ран в качестве «посредника». Последую-
щие события, однако, помогли сорвать с
него эту маску. Отказ Соединенных Шта-
	тов предоставить Ирану ранее 0о0е-
щанный заем, что совпало с экономиче-
екими санкциями англичан. показал, что
	на деле Вашингтон присоединяется К 0ло-
каде Ирана. В Совете Безопасности аме-
риканский представитель Остин велел за
английским делегатом. Джеббом повторил
насквозь лживое утверждение 0 TOM,
будто национализация  Англо-Иранской
нефтяной компании представляет собой
«угрозу миру и безотаеноети».

Но англо-пранский конфликт обнажил
м глубокие противоречия между имнериа-
листами, То, что пишется сейчас в миро-
вой печати по поводу «ближневосточного
Дюнкерка», как окрестили газеты эвакуа-
цию англичан из Абадана, проливает до-
полнительный свет на американскую по-
литику в вопросе of иранской нефти.

Проводимая США политика «честного
маклера» продиктована отнюдь не беско-
рыстными симпатиями к Ирану, а жела-
нием заставить англичан потесниться и
пустить в свою «вотчину» американских.
	Поступь НОВОЙ Жизни
	Среди гор Шиштавец, в бассвине 0ур-
	ной реки Черная Дрин, раскинулась 0)-
ласть Аюма. Ошь занимает большую тер-
риторию, но населенных пунктов Здесь не
много и расположены они друг от друга
на большом расстоянии. В дерезнях нема-
по домов, построенных ее во времена
байрактаров *, с узкими окнами в вид
OOH HI.

«Эти старинные дома, — пишет газета
<Зери и популит», — напоминают гор*
цам — жителям Люмэ о прошлой жиз.
ни, полной ссор и вражды, жизни в

нищете и голоде,
Байрактары, действуя по принципу
	«разделяй и властвуй», сеяли рознь и
вражду между крестьянами. Как рас-
сказывают жители деревни Уймишут, ux
	байрактар толкнул Дервиша Доми ка
‘бийство Рамалана Зазгочи, а затем,
	убийство Рамадана Зазгочи, а затем,
ссылаясь на обычай кровной мести,
призывал родственников последнего к
убийству Доми и его близких. И по-
добных случаев было в области Люмз
немало.

..Сейчас, после семи лет существо-
вания народной власти, крестьяне Лю-
мэ не хотят даже и вспоминать о ста-
ром, позорном обычае кровной мести,
а их дети могут узнать о тяжелиях вре-
менах владычества байрактаров о толь-
ко по книгам, которые они научились
читать в школах, впервые открытых
здесь народной властью»,
	С каждым днем развиваются новые: от-
ношения между людьми, Там, где когда-то
господствовали обычаи кровной мести, ваз
чинает торжествовать братская дружба
между людьми, возникают сельскохбзяй-
ственные кооперативы, в которых, кре-
стьяне сообща строят новую жизнь,
	Расцвет Слатина
	ская мать. БВ еражзо-
meen Кое и снеж-
ной Ислантии, в дале-
хом Иотаннесбурге и
Terepane, в Шаг и
Париже простые TWA
приветствуют великое
ЗВоззвание Мара.
Подавляющее = боль-
TMWECTBO пахелен
стран народной де №
кратий уже присседи:
нилось в Обращению
Зеемирното Совета. Ми-
pa. Самоотверженню, не-
смотря на. угрозы и
‘преследования 06 <т9- — АНГЛИЯ. бо
роны  Реавщии, прово- Совета Мира на
aap chop qoqmmeelt бор-_ с этими словами _
пы за мир в капитали- POM O MBPO
хтичаеких государствах. —
т Публикуемые нами
фотоснимки  показыва- _
от, ках - проходит кампания сбора подписей.
я *
  Coney тысяч англичан уже  скрешили
Жволми подписями Обращение Всемирного
Совета Мира. «Обязуюсь содействовать
заключению Пакта Мира между пятью ве-
зикими державами во имя спасения вее-
общем мира». — торжественно обещают”
участники многочисленных митингов, Ео-
торые происходят и в крупных городах, и.
в мелких населенных пунктах Англив. У.
заводских ворот, на автобусных останов-
хах, в фойе кинотеатров, на улицах и в.
парках сторонники мира проводят беседы,

р

Crm

56 борьбе против угрозы войны. Слушате-
Ли, как правило, тут же подтисывают
требование о заключении Пакта Мира.
Прогрессивная английская печать с00б-
пает 06 усиёхах, которых добились сбор-
тики подписей. Вот несколько примеров,

характеризующих возросшую активность
	  HACAITIPEIVH,
	Груниа молодежи в Горбалее (район
Глазго) за пять дней собрала 1.300 ` пол-
писей, другая группа сторонников мира
только за один день собрала около 900
подплеей. Широко известно в Англии имя
Этель Барри, 69-летней жительницы (С9л-
форда (Ланкашир); она собрала более 1.100
подписей пол Обращением.

Газега «Дейли уоркер» опубликовала
письмо 15-летнего Майкла из Ратине
(Денбишир). Прилагая три заполненных
бланка Обращения, юный сборщик подпи-
	сей просит выслать ‘ему еще несколько
бланков.
‘a .

В Фннляндии более  полумиллиова
	граждан высказалось за заключение Пак-
та Мира между великими державами.

Успешно прошла «Неделя мира» в гу-
бернии Хяме; здесь сторонники мифа ре-
шили собрать в середине октября допол-
нительно 50 тысяч подписей под Обраще-
нием. В коммунальной общине Мянття
уже собрано дополнительно не 500, ках
предполагалось, а 685 подпиеей. В Там-
пере и его пригородах в первые же дни
«Недели мира» к Обращению присоедини-
тось около 3.000 человек.

В 25 коммунальных общинах страны
Обращение Всемирного Совета Мира под-
держано значительно большим  количе-
ством людей, нежели в свое время Сток-
гольмекое Воззвание. Среди наиболее ак-
тивных сборщиков — Ноханнее Кето, со-
бравигий свыше 2.000 подписей, и АЙ-
ли Пасанен, которая вместе с 12-летним
сыном собрала 450 подписей.
	В трудовом  кооперативно-земледельче-
	ском. хозяйстве имени Георгия Димитрова
объелинилось 630 семей болгарского села
Слатипа.

«Быстро растет хозяйство кооперати-
ва, — пишет «Работническо дело», —
все богаче и зажиточнее становится
жизнь крестьян. В небольшом искус-
ственном озере, сооруженном коопе-
раторами, разводится рыба. Олна за
другой поднимаются новые обществен»
ные и хозяйственные постройки, ра»
стет поголовье скота — коров, овеп,
свиней. Каждый крестьянии на 504-
ственном опыте все более убежлается
в преимуществах совместного  хозай-
ствования. Bot, например,  возчик
Ивятко Тончев, Вместе с женой on
выработал 550 трудодней»,

В деревне выросли замечательные люли,
энтузиасты коллективного труда Стоян
Ангелов, Стоян Лишев, Марийка Ивтева,
улостоенная звания лауреата Димитров-
		ской премии.

» Байрактар — глава рода. в период rt
дализма фактический владыка целой груп.
пы деревень.

ПОПРАВКА
	«Литературной газете» от 11 октября
1951 года в корреспонденции «За. дальней»
ший подъем ‘азербайджанской литературы»
конец пятого абзаца первой колонки сле:
дует читать: ‘«Недавво ЦК КП(б) Азер-
байджана осудил практику редакций рес-
публиканского журнала «Пионер», опубли-
ковавшего  илейно-порочные стихотвопечия
«Леса» Г. Абас-зале и «Кто больше поле-
	зен» Д. Джабар-заде».
	ФИНЛЯНДИЯ. Сбор подписей под
Обращением о заключении Пакта Мира
	в деревне Кейкиэ.
		Снимок из немецкого журнала
<Пейт им бильд».
		(Окончание. Начало на 2—9-й стр.)
	пор обращалось меньше, чем на борьбу e
вульгаризуами,

Влассики русской литературы всегда
боролись против изукрашенности слота.
Пушки пронизировал над теми литера-
торами, которые не могут просто ска-
зать «дружба», а обязательно пишут
«сие священное чувство, коего благород-
ный пламень. и проч.»
	Олнако еще очень часто в произвеле-
ниях наших писателей, в том числе и.
заслуженно признанных, появляются Эти
«неприятнейшие красивости». Простой,
энзргический язык В. Ажаева в романе
«Далеко от Москвы», разумеется, много
выиграл бы, если бы в нем не появлялись
такие уже отмечавнтиеся критикой «кра-
соты стиля»: «Не дай теперь мне  уме-
реть, — шептала Таня в каком-то ис-
ступлении. лаская лицо РБеридзе пылаю-
шими руками».
	«Ужасы словесной красивости» ocoben-

но часто появляются в произведениях м0-
лотых писателей.
	Вепоминаются слова Горького. который
в рассказе одного молодого автора гово-
рил: «вместо простоты ‘автор стремится
найти красоту и находит неприятнейшие

красивости».
	4.

Наша литература широко разлвинула
транипы изображаемого. Ей хоступен HE
	только мир личных чувств и перемава-
ний человека, Но п его общественная
практика, обогашающая ero внутренаий
мир. Мы не прелставляем cede нашего
современника. который не размышлял бы
H не говорил ва политические темы.
Публицистическая речь. бывшая некогда
достоянием немногих, бесконечно расши-
рила свою сферу. Не только в хоклале,
но я в житейском разговоре советский че-
товек затрагивает большие и важные те-
мы современности: от интересов своего
‘завода или колхоза 10 межлунаролных
событий. Все это его глубоко волнует, вос-
принимается им страстно, обретает жа-
вую фориу выражения.

Существенным образом  изменалоеь в
нашей литературе представление о п09-
тичности. Повседневная трудовая леятель-
	НОСТЬ Forte ~
я ‹ литературой:
	=.

PCE

oy660TaM
	то, что некогда считалось будничеым и
лежащим за пределами искусства, етало
предметом его изображения, раздвинув ий
границы поэтяческого языка.
	» Изображая человека в труде, еоветекие
писатели птироко показывают  произвол-
ство. Из этого обстоятельетва  некогорые
участники обсуждения сделали  непра-
BUALHbI Вывод 0 Том, Что в языке худо-
жественного произведения могут быть
применены любые технические термины,
даже такие; которые непонятны широко-
му читателю. Т. Трифонова писала, на-
пример, о технических терминах, приме-
ненных 6. Горбатовым в олной из сцея
его романа «Донбасс», таких, как «фу-
TOPRAD, «пика», «земник». «пачка угля»,
«Куток», «подбой», что «в контекете, в
глубоко напряженном описании трудово-
го подвига... вое ‘эти не известные широ-
кому читателю слова становятся  понят-
НЫМИ...»
	Неужели сцена рекорда проиграла бы
в своем напряжении, если бы читатель
не был рынужтен о значеаии олнях слов
	смутно догалыватьея. а за разъяснениями
	других обрашатьея в словарю?
	Нагромождение непонятных  техниче-
ских терминов может превратиться в фор-
малистнческое любование словом.
	Стоят й в этой связи напомнить веские
высказывания наших классиков. «Мы не
‘охотники до ученых терминов и употреб-
ляем их только в случае крайней необхо-
димости».— писал Н. А. Некрасов. «Уча-
  щнеся. вообще, употребляют горазло
р трудных терминов, чем выучив-
шиееся», — замечал Герцен. «Нельзя зло-
употреблять техническими терминами», —
‘ прелостерегал Горький.

Участники обсуждения коснулись
проблемы неологизмов.
	Товарищ Сталин говорит:  <...язык,
собственно ем словарный состав, на-
ходптея в состоянии почти  непре-
рывного изменения. Непрерывный poet
промышленности И сельского хозяй-
ства. горговли я транепорта. техника aA
‘вауки требует от языка пополнения его
еловаря новыми словами и выраженяями.
	необходимыми лля их работы. И язык.
A€ NOC DGICTBERAD oTpamad aTa НУЖЛЫ.
	пополняет свой словарь новыми словами...»
	„Это высказывание товарища Сталина о
закономерности появления новых елов име-
ет непосредственное отношение к проблеме,
неологизмов. Выводы товарища Сталина
о путях развития языка, о путях вовер-
шенствования и обогащения его. словар-
ного состава дают твердый критерий для
оценки  неологизмов. Товарищ Сталин
учит, что развитие языка происходит пу-
тем развертывания и совершенствования
основных элементов существующего язы-
ка. Это значит, что неологизмы возникают
из существующих элементов ‘основного
словарного фонда, образуются по  дейст-
вующим в языке законам  словообразова-
ния и применяются на основе сложив-
шихся в языке грамматических правил,
то-есть выражают новое содержание, на
порывая с языковой традицией. Иначе и
быть не может. Если бы неологизмы воз-
никали на «пустом месте», из «ничего»,
они были бы непонятны. Но важнейшее
требование Ев языку-—— его  общепонят-
ность, ибо, как учит товарищ Сталин,
«без языка, понятного для общества и
общем для его членов, общество прекра-
щает производство, распадается и пере-
стает существовать. как общество».
	Следовательно, критерием для оценки
правомерности и неправомерноети  приме-
нения неолотизма являетя его  понят-
ность, которая зависит от связи неологиз-
ма в языковой традицией. Большинство
неологизмов Маяковского основано на глу-
бочайшем знании законов русского сло-
вообразования. В самом деле, и «езла в
незнаемое», и «медногорлая сирена». п
«шаги саженьи» — вое эти слова и 060-
роты, которых не найдешь ни в. одном
словаре. общепонятны, потому что бес-

спорна их связь с живой языковой тра-
типией.
	’Но есть, конечно, у Маяковского, 0е9-
бенно в его ранних стихах, неологизмы.
далекие от языковой традиции, в кото-
рых словообразовательные элементы. по-
	служившие их оеновон. ваетолько екры-

ты 38 непривычной формой, что они Te
рестают быть общепонятными. допускают
различные толкования. Совершенствуя
евой поэтический язык. В. Маяковекий
	отказывался от нНеРологизмев такого типа.
Говоря 0 неологизмах, слелует учигы-
вать. что словарь живого языка состоят
	не только из уже существующих елов. но! ке писателя богатство языка общеварод-
	A из потенциальных возможностей их 05-
разования. В эмоциональной речи зача-
стую рождаются слова. ве прелусмотрен-
ные словарем, но образованные по всем
законам языка и совершенно понятные в
данном контексте. У людей, знающих и
чуветвующих язык, таких  эмоциональ-
ных новообразований в речи очень много.
Чехов написал однажды, что он «оравно-
лушел ко всему». Это слово, абсолютно
понятное и очень выразительное, не во-
шло в общенародный обиход, ибо было
созлано как стилистический прием для
данной речи. Такие неологизмы, которые
возникают как поэтический образ. понят-
ный в том контексте, в котором они поя-
вились, — широко распространенное явле-
ние в языке писателей. Осуждать их на
основании того, что их вет в словаре об-
щенародного языка, неверно. Они есть в
нем потенциально, в виде тех элементов

основного словарного фонда, из когорых
они образованы.

А.М. Горький, резко осуждавший всякое
языковое штукаретво, то-есть выдумыва-
ние непонятных, порывающих с языковой
традицией слов. не только признавал пра-
во писателя, хоропю знающего язык. ©0-
здавать новые слова. но и призывал к
этому. Он говорил в одной из бесед с на-
чинающими писателями: <...мы сами, ли-
тераторы, обязательно  будом заниматься
созданием новых слов... Этого требует ca-
ма действительность».
	Итак, архаизмы, и диалектные слова,
и профессиональные выражения, и техни-
ческие термины, и неологизмы -—— все это
может быть применено тольке при том
условии, что каждое из этих лекоических
средств будет общепонятно в языке’ худо-
жественнога произведения и будет слу-
жить раскрытию его солержания.
	ПВародноеть языка писателя достигается
отнюдь не стилизацией под якобы кресть-
янскую речь. не неумеренным нагромож-
дениех диалектных и областных речений.
а ясностью.  общеповятностью. умением
применять все средства. которые писате-
лю лает бесконечно богатый и беспрерыв-
Ho обогашающтийся общенаролный язык.
	Пародность языка писателя неразрыв-
но связана с наролностью его творчества.
Чем больше сторон жизни народа он
отразил. чем глубже их раскрыл, чем пол-
нее выразил исторические сульбы народа.
	тем пароднее его произвелвьние, г
Чьм глубже и полнее раскрыто в язы-
	ного, тем вароднее язык его. произведений.
Неларом товарищ Сталин употребляет по-
HATHA «общенародный язык» и «язык
Пушкина», как равнозначащие,
Общенародный язык. бесконечно бога-
тый ий беспрерывно обогащающийся, да-
ет языку писателя вое необходимые сред-
ства выражения и вее возможности для
образования новых средств. Залача писа-
теля — обогащать язык ввойх произвеле-
	ний, употребляя все богатства языка об-
щенародного. .
		Пушкинското языка В статьях 0 Лири
Пушкина — таков дизпазон возможностей
Белинского в анализе проблем языка!
Поучительные примеры анализа  етила
В евязи с анализом идейного содержания
дает рецензия „.Н. Лобролюбова «Новые
стихотворения В. Бенедиктова». в которой
Добролюбов всем ходом‘ беспощалного кри-
гического анализа стиля Бенедиктова 10-
казывает, что особенности этого стиля 00-
рождены общественной инертностью ood
та, его аполитичностью, как сказали бы
мы сейчас. Статья, которая началась с
разговора о гиперболических и вычурных
образах, переходит в блестящую характе-
ристику различных общественных течений
в литературе послепушкинсекого периола,
Именно на этом пути целостного ана-
лиза художественного произведения наша
критика сможет добиться тех успехов,
которых от нее ждут писатоли й чата-

тели.
Обязательный залог этих успехов —

тверлое прелставление о том, что борьб

34 богатство нашей литературы  прелпо-

лагает многообразие творческих — индиви-

дуальностей.

`В вопросах языка и стиля особенно
	ветерпима критика нивелирующая, педан-
тичная и догматическая.

Оценивая язык  хуложественном про-
извелония, нужно помнить зэмечательные
слова В. И. Ленина: «...ЛиТературное ле-
10 всего менее поддается механическому
равнению, нивелированию,.. Спору нет, в
этом деле безусловно необходимо обеспече-
ние большего простора личной — инициз-
тиве, индивидуальным CRAQHHOCTAM, про
	стера мысли и фантазии, форме и содер-
жанию».
		9 частники дискуссии высказывали уп-
реки в адрес литературной критики. напо-
миная, что во многих критических рабо-
тах. появившихся за послелнее время.
внимание к языку художественного про-
изведения выражается лишь в некотором
количественном увеличения частных за-
мечаний, причем во многих случаях эти
замечания носят весьма субъективный
характер. Справедливо говорила в статье
«Об одном ‹упущении» критики» В. Гера-
сиуова: «Плохо булет, если в результа-
те закономерно возросшего внимания к
вопросам стиля фигурировавший в Конце
критической статьи «довесок» е характе-
ристикой языка расширится только коли-
чественно, если критнк в завидным усер-
дием булет его обогащать лишь за счет
«наглядных примеров» и «иллюстраций».
	вырванных из живой органически единой
ткани произведения».

Критики. приступающие к разбору язы-
ка литературного произведения, — полага-
ются, главным образом, на интуипаю. Чув-
ство языка, чувство стиля — короче. ху-
дожественный вкус очень важен лля кри-
тика. Но он должен опираться ва линг-
вистические познания, которых вашим
литераторам зачастую  нелостает. Стоит
вспомнить. что Белинский был олним из
крупнейших знатоков. русского языка. ав-
тором грамматики и Бяла рецензий на
языковелческие книги.

От научного анализа грамматических
явлений в его работах по рубкой — гоам-
	ОРЛА RE ONE MGV aAA EU PV OCR грау-
матике 40 влохновенной, звучавшей. как

стихотворение в прозе. характеристики
	Главный редактор К. СИМОНОВ.
Редакционяая коллегия: в ar
	°соежолонная коллегия: Б. АГАПОВ,
Н. ГРИБАЧЕВ, Г. ГУЛИА, А. КОРНЕЙЧУК
		А. КРИВИЦКИЙ,
редактора).
	Гениальный  трул  товаришз И. В.
Сталина «Марксизм и вопросы ABZHIRO@HA-
вил» вдохновляет ‘советских писателей
на упорное и неустанное совершенствова-
Не. ввоего языкового мзстерства. литера
туровелов и критиков—на глубокое и все-
стороннее изучевие проблем языка ху1о-
жественной литературы во имя дальней“
шего роста советской литературы, во имя
созлания советекой классики!
	А. АНАСТАСЬЕВ. Н АТАРОВ,
	ии бывший
искусства — К 4-02-29. К 4-01-83,

™ K 4-11-68. Kamuvrarsan  vPeN
	Алрес редакции и издательства: Москва 51, Цветной бульвар, 30 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — К 4-04-62; разлелы: литературы a
внутренней жизни — К 4-08-89, К 4-72-88, международной жизни — К 4-03-48, К 403-66, науки —Б 3-27-54, огдел информации — К 4-08-69, писем — К 0-75-23, издательство
	р: Др Е ЛЕВ = ВЕС УЗ OO EE OE meee EE DS EU NS 1 eS. K

ЕК 5-00-00

‹воппова-Степанова. Москва. Пушкинская площаль 5.