олагоролная миссия
	RONAN быть отражены
советской — литературой,
ибо солдаты. стоящие
	  Выше качество
	на страже мира, вместе
со всем народом борют-

совотсной литерат Ур b) Semi

Чем больше и важ-
нее тема произвеления.

художественного
перевода!

‹ Совещание в ССП Таджикистана

Neearen ИПТТИОНОР wtarnaess war ier . nk. We
	Десятки миллионов подписей под 06-
ращением Всемирного Совета Мира о за-
хлючении Пакта Мира — грозное пред-
упреждение поджигателям новой войны.
	СТАЛИНАБАД. (Haw норр.). Три хня
продолжалось совещание по вопросам худо-
жественното перевода. созванное Сою39м
		eee

5 сго художественной форме.
Между тем в ряду боевых, влохновен-

a a
	ee Ae   ЧЫХ Произв: fi AELALY na wm : EEE ER. оне: ahaa жественного перевода, созванное Союзом
I IEEE INE EEN a

В Советской стране все слои населения c ий DYE Tub need р 3a MAD eee советских чисателей Таджикистана. /

скательных пи- Г : -

единодушно HOLepRABAWT oro Ofpanioume careneli a nerpebopatersune № 123 (2841) Вторник, 16 октября 1951 г CTOBAC ОНО, Янь ВИ

р ных редакторов, У р * Цена 40 коп. тики, писатели республики проделали

и полны решимости отстаивать дело ми-   как видно полагающих, что «тема выве-
ра и безопасности народов. Уже собрано зет», порой появляются вещи слабые, ce- серьезную исследовательскую работу по
. ?

почти 97 миллионов noammeet. Con moe ina PB cance Oe

a eM ae AM

а ОФ SEN A DOAK CALGOBIC, CO-
рые. В некоторых областных альманахах,
Таких, например, как «Литературный Дон-
баес» и «Литературный Саралов», встреча-
ются безликие стихи о мире, стихи, кото-

mares)

почти 97 миллионов подписей. Сбор про-
холжается. Все взрослое население Совет-
ского Союза подписывается под Обраще-
нием Всемирного Совета Мира.

РИ,
ener Amn oY we eeene me.

Lh ne we eee

C HAYATA KAMNAHHH TO 10 oKTaE

ря

серьезную исследовательекую работу по
сличению переводов в оригиналами. Это
позволило им выявить серьезные оприбки
в переводах на русский язык, & нередко и
	Советский писатель, пишущий сегодня
© мире, как никогда, чувствует свою от-
ветственность перед миллионами читате-
лей. Он говорит от их имени, он говорит для
них, его слова ждут все борющиееся про-
тив войны. Ответственность каждото поэ-
та и прозаика, каждого драматурга и
очеркиста растет, как растет само лви-
	жение борцов за мир.

Непреложным законом советской лите-
ратуры с первых лет ее существования
стале—всегда быть вместе с народом, на
переднем врае ее борьбы. Для литературы,
родявшейел в день провозглашения перво-
10 па земле свободного и миролюбивого
государства, естественно стремление к
миру, к пропаганде мирных и гуманных
идей. Наша литература, пресмница бес-
смертных традиций А. Пушкина, Н. Го-
голя, Н. Некрасова, J. Толстого, А. Чехо-
ва, не может призывать к войне, к
убийству, к истреблению людей, не может
не отстамвать законное право всех люлей
земли на счастливую жизнь, мирный
труд, светлое будущее.

Быть глашатаем передовых идей, быть
Участником  справедливейшего из хвиже-
ний современности, быть солдатом, аги-
татором многомиллионного и многонацио-
нального лагеря мира — высокая честь.
для каждого советского писателя, блато-
родная миссия всей нашей литературы.

Советская литература стоит сегодня в
первой шеренте защитников мира.

Лучшие наши поэты, прозаики. драма“
	турги крелят дело мира и дружбы меж-
ду народами, сочетая большую обществен-
ную деятельность с плодотворной творче-
ской рабоюй. А. Фадеев, _Н. Тихонов,
И. Эренбург, А. Сурков, А. Корнейчук,
В. Василевская, К. Федин, Б. Полевой и
многие, многие другие напти писатели сло-
BOM и делом отстаивают мир, мобилизуя
своих соотечественников и всех прогрос-
сивных людей планеты на решительный
отлор полжигателям новой войны.
	Долг советском писателя — запечат-
лоть в художественных образах героев на-
шего времени — строителей коммунизма,
бесстрашных борцов за мир. Долг на-
ших писателей — беспощадно ‘разобла-
чать безотказным оружием слова всех
врагов мира, в какие бы маскировочные
одеяния они ни рядились.

_У нас уж‘ стало хорошей традицией,
что писатель, побывавший за рубежом, по
возвращении домой рассказывает своим
	И Е SY ERIN EA ZENG RA

рые по форме своей недостойны большой
темы. В сборниках «За мир» иркутских и
краснодарских поэтов рядом с волнующи-
ми поэтичными произведениями уживают-
ся невразумительные, аморфные вещи. Из
стихотворения в стихотворение кочуют в
таких книгах одни и те же образы, олни
	и те же интонации. Многими молодыми,
да и маститыми поэтами тема мира не уг-
лубляется, а обедняется. Писатель должен
расширять главную тему сегодняшнего
дня — искать новый материал, новые об-
разы, новые приемы, чтобы еще действен-
ней помогать народу, борющемуся за мир.

Тема мира, дорогая для каждого литерз-
тора, вызвала к жизни, например. такую
форму, как коллективный сборник стихов.
Несколько авторов, часто пишущих даже
на разных языках, объединяются и ‘публи-
куют в одной книге пронизанные общей
идеей стихи и песни о мире. У нас есть
внига «Поэты мира в борьбе за мир»,
У нас есть немало хороших книг стихов о
мире, выпущенных в Москве, Ленинграде,
Сталинабаде, Киеве и других городах стра-
ны. Таких книг нужно больше, и должны
они быть полноценными. Издательству
«Советский писатель», первым выпустив-
шему такой сборник стихов «За мир, за.
демократию», следует издать новые сбор-
ники стихов советских поэтов и сбор-
ники публицистики. Нужно, чтобы изда-
тельства республик и областей также из-
давали такие книги, помогающие великому
делу борьбы за мир и безопасность наро-
дов. }

Хорошая песня сплачивает народы в их
совместной борьбе. Мы по праву гордимся
тем, что песни наших советских поэтов
М. Исаковского, Е. Долматовского, Л. Оша-
нина ноются на разных языках в самых
отдаленных уголках земли.

Но печать не раз указывала, что
тексты песен порой  сочиняются  людь-
ми, не имеющими ничего общего с настоя-
щей поэзией. Не к чести нашей поэзии,
что вместо песен боевого накала иногда
проникают в наш обиход песни, ‘слова
которых натисаны холодными ремеслен-
никами.

Редакции журналов должны так плани-
ровать материал, чтобы тема мира по-бое-
вому и разнообразно была представлена в
каждом из номеров журнала. В журнале
«Знамя» (тлавный редактор В. Кожевни-
ков) тема мира прочно утвердилась, как
	главная, проходя красной нитью на про-
	исвафения подлинников.

Ученый секретарь Института языка и
‘литературы Таджикской академии наук
М. Занд подробно проанализировал «воль-
ный» перевод И, Сельвинского знаменитой
«Сатиры на султана Махмуда», принздле-
жащей Фирлоуси. Некоторые строки этого
стихотворения, являющегося одним из яр-
вих образцов тираноборческой тралипии
		таджикской классической литературы, в
переводе звучат, как панегирик султану
Махмуду. Так, например, переводчик npa-
писал Фирдоуси отсутствующие у автора
строки: «Векам я передал твой властный
лик вождя», зато выбросил. характеристи-
ку, которую Фирдоуси дал Махмуду, как

человеку, «ум которого не достигает ве-
са одного ячменного зерна».
	Ответственный секретарь ССП Таджи-
кистана Мирсаид Миршакар привел при-
меры несоответствия некоторых переводов
В. Державина и С. Липкина оригиналам:
	На совещании был вокрыт ряд фактов
нетребовательности переводчиков к ориги-
налу, что привело к появлению в печати
идейно-порочных произведений. Так, опуб-
ликован перевод Т. Стрешневой стихотво=
рения Д. Сухайли «Тарас Шевченко», в
котором поэт представляет дореволюцион-
ную Россию, как мир, покрытый мраком,
без единого светлого пятна, мир, в кото-
ром не раздавались голоса свободы и про-
теста, Переводчица еще более усугубила
недостатки этого стихотворения.
	Профессор-востоковед М. Дьяконов. вы-
ступивший на совещании, говорил о необ-
ходимости всячески стимулировать рост
числа переводчиков, знающих таджикский
язык. Поэты, не знающие языка, лолжны
работать вместе с опытными переводчика-
ми, владеющими таджикским языком.
	Выступившие в прениях филолог Р. Не-
менова и литературовед Ю. Бабаев на при-
мере русского издания романа «Бухара»
С. Айни показали, как переводчик С. Бо-
родин в угоду занимательности пожерт-
вовал многими важными подробностями
идейного характера. Так, он исключил в
своем. переводе сцену. показывающую про-
тест передовых женщин того времени, в
другом эпизоде С. Бородин исказил дей-
ствительность, представив работу дехкан
на богача; как... постройку ими собствен-
ных дач для оттыха.
	Существенным недостатком в работе
совещания явилось слабое внимание его
Участников в вопросу о качестве перево-
дов художественной литературы на тал-
WHECKEH язык. А ведь в этом отношении
в Таджикистане далеко не благополучно.
К переводам подчас допускаются люди слу-
чайные, далекие от литературы, во многих
изданиях имена переводчиков даже не про-
ставляются. И вот «В людях» Горького пе-
реведено, как «Среди людей». «Воскресе-
ние» Толетого переведено таджикеким сло-
вом «НЯькшамбе» (воскресенье, Kak лень
недели), хотя следовало:  «Зинлаша-
ви» (т. е. возрождение к новой Жизни).
До последнего дня в республиканской по-
чати не было ни одной критической
статьи, посвященной вопросам переводов
на таджикский язык. В рецензиях каче-
ство переводов. как правило, не оцени-
вается. В Союзе советских писателей Тад-
щикистана нет даже секции переводчиков,
нет переводчиков -— членов ССП.
	(Серьезные замечания, слеланные участ-
никами совещания в адрес переводчиков,
деловая, принципиальная критика сыгра-
ют свою роль в подготовке всесоюзного

совещания по вопросам художественного
перевоха.
	———
	ПОДПИСАЛОСЬ 56.129.946 советских ГРАЖДАН

собствует еще большей мобилизации трудящихся на-

шей страны на дальнейшее укрепление Советского
государства как оплота мира во всем мире.
	На предприятиях, в учреждениях, колхозах, МТС,
совхозах, учебных заведениях страны состоялись мас-
совые митинги и собрания трудящихся, посвященные
сбору подписей под Обращением Всемирного Совета
Мира. Во всех союзных и автономных республиках, в
краях и областях РСФСР ‘проведены конференции
сторонников мира, обсудившие задачи советского на-
рода в борьбе за сохранение и укрепление мира. На

ИЕН ae
	SS У РА

конференциях избраны республиканские, областные и
краевые комитеты защиты мира.
	В своих выступлениях на конференциях, митингах
и собраниях советские люди полностью одобряют
	Ба ЕК

_  MHpHY10 внешнюю политику Советского правитель-
ства, осуждают американо- английских империалистов,
	стремящихся развязать новую мировую войну, тре-
буют прекращения американской интервенции в Ко-

рее, решительно выступают против ремилитаризации
Западной Германии и Японии.
	Свои подписи под Обращением о заключении Пакта
Мира советские люди подкрепляют самоотверженным
трудом. Миллионы советских тружеников в эти дни
несут стахановскую вахту мира, взяв обязательства
повысить производительность труда, перевыполнить
производственные планы, повысить качество продук-

аа. a Га 8
	р а we
ции, образцово завершить сельскохозяйственные ра-
боты.
	Успешный ход сбора подписей в СССР под Обра-
щением Всемирного Совета Мира является ‘мощной
демонстрацией морально-политического единства со-
ветского народа, его преданности большевистской
партии, Советскому правительству, великому знаме-
носцу мира товарищу Сталину.
	Сбор подписей в Советском Союзе под Обраще-
нием Всемирного Совета Мира о заключении Пакта
	Мира между пятью великими державами продол-
жается.
	В Советский Комитет защиты мира поступили дан-
ные о ходе начавшейся в сентябре с. г. в СССР
кампании по сбору подписей под Обращением Все-
мирного Совета’ Мира о заключении Пакта Мира
между пятью великими державами.
	Сообщения из союзных республик, краев и обла-
	стей показывают, что все народы Советского Союза,
все слои населения нашей страны единодушно под-
держивают Обращение о заключении Пакта Мира и
полны решимости отстаивать дело мира и безопас-
ности народов.

настоящее время сбор подписей развернулся во
всех районах страны и принял подлинно всенародный
характер.

По сведениям, поступившим в Советский Комитет

защиты мира от республиканских, краевых и област-
ных комитетов защиты мира, с начала кампании по
10 октября с. г. под Обращением Всемирного Совета
Мира о заключении Пакта Мира между пятью вели-
кими державами подписалось 96.729.946 советских
‘граждан.
С болыпим успехом проходит сбор подписей в сто-
лице нашей Родины Москве, где под Обращением
подписалось уже 2.840.769 человек. В Ленинграде
поставили ‘свои подписи под Обращением 1.465.075
человек, в городах и селах РСФСР — 51.778.465 чело:
век, в Украинской ССР — 18.617.592 человека, в Бе-
лорусской—4.569.800 человек, в Узбекской—2.868.393
человека, в Казахской — 2.501.107 человек, в Грузин-
ской — 2.181.061 человек, в Азербайджанской —
1.579.799 человек, в Литовской — 1.465.747 человек, в
Молдавской — 1.321.790 ‹ человек, в Латвийской —
1.239.418 человек, в Киргизской — 717.563 человека,
в Таджикской — 656.490 человек, в Армянской —
800.795 человек, в Туркменской — 399.184 человека,
в Эстонской — 621.567 человек, в Карело-Финской —
239.427 человек.

Кампания по сбору подписей под Обращением Все-
мирного Совета Мира проходит в СССР в обстановке
огромного политического и трудового подъема и спо-

МИР, ТРУД, СЧАСТЬЕ
		Заметки писателей— членов Комитетов защиты мифа
	Новый белостенный дом
	: $ ®
В САЛЬСКОЙ СТЕПИ
	сгоит ПА римую глубину народной любви и пре-

mew ео нь ee me eee
	ВСТРЕЧИ
	цанности к человеку, вселяющему в серл-
ца непоколебимую веру в победу сил ми-
me ahha
	р OMEN ER УР:

ра. Андрей Федорович .   рассказал далее,

как все участники собрания подхватили
предложение комбайнера Толстого и как
	иннодушно подписались под Обращением
Всемирного Совета Мира.
	Рассказ Полухина о собрании незамет-
но перешел на тему повседневной трулдо-

вой жизни МТС, окружающих колхозов,
всего Целинского района. Секретарь рай-
кома.стал задавать вопрос за вопросом —
как работники МТС готовятся ранать
	-адачи механизации в новом  сельскохо-
зяйственном году?”

— Весь облик нашего района разитель-.
	году, как вы знаете, наши колхозы по-
сеяли около пяти тысяч гектаров хлопка.
В будушем году посевы хлопка увеличат-
ся до семи тысяч гектаров. Вот соседи =
веселовские колхозники — уже получают
воду для своих полей. Когда же к нам
придет вода? Скоро, очень скоро! Ho
	ждать, ‘сложа руки, мы не намерены.
Болышая вода — большие планы, а. для
них нужны люди,
	„.Разговор входил в HOBOS, He менее
оживленное фусло. Каждый стал вносить
свои предложения. Слушая этих охвачен.
ных одним стремлением к миру людей,

а а ntere en lnc
	De BOSMOOKHO, немыслимо представить, нто-
бы кто-нибудь в этой степи думал бы

иначе. У всех одна светлая мечта о
вдохновенном творчестве и мирном сози-
	даниш. -

Г. IOJIOXOB-CHHABCKHA,
член Ростовского областного комитета

защиты мира
	Сальский район, Ростовской области
&
	А вот другая встреча, Меня попросили,
как автора рассказов © горестной судьбе
беднянких детей и женщин-узбечек до
революции, а также как члена республи-
канского Комитета защиты мира, побесеё-
		большом светлом классе собралось
около сорока девочек. На ученической
доске чья-то детская рука вывела мелом
слова: «Мы дети Сталина, мы хотим ми-
pals,

Когда я кончила беседу, в классе еше
долго стояла тишина; Как много мыслей
и чувств прочла я в эти минуты в’ глазах
школьниц! И вот поднялась со своего ме-
ста олна девочка и тихо спросила:
	— Можно и нам подписать Обращение
против войны? Мы ведь уже взрослые...
Так в эти дни все, от взрослых до ма.
лых живут олной мыслью — внести свой
вклад в общую борьбу за мир, Потому
	что мысль © войне противоестественна,

чужда каждому узбеку, как чужда’ всем
честным люлям земли.

Айдын САБИРОВА,
республиканского Комитета
защиты мира
	читателям о виденном: о своих встречах,   тяжении всего года от романа к роману.
	0 наших друзьях, о их пламенных меч-
тах, о врагах и O их нравах, 0 мыс-
лях и чувствах, возникших у него
вдали от Родины и продиктованных нейз-
менным стремлением советского человека
видеть всех людей земли такими же с5во-
бодными и счастливыми, как его соотече-
CTBCRHUKH.
	Неправильным было бы сводить гене-
ральную тему современности — тему борь-
бы за мир— к одним только произведе-
ниям, налисанным на зарубежном мате-
риале. Тема ‘мира значительно шире.
Строители Сталинградской ГЭС, ветавшие
на Вахту мира, кубанекие колхозники,
убравшие урожай мира, советские люди,
строящие коммунизм, борющиеся за свое
мирное счастье, —вот герои вдохновенных
стихов, раксказов, пьес, романов на са-
мую главную тему дня — тему мира.

Тема мира — это тема труда во имя
иира, тема борьбы трудящихся 3a свою
своболу, тема подвига и массового героиз-
ма защитников мира, борющихея против
поджигателей новой войны. Круг вопро-
сов, объединенных этой темой, велик.
Так, например, ратный труд солдат Co-
ветской Армии входит в нем. Отвечая
корреспонденту «Правды» насчег атомно-
а оружия, товарищ И. В. Сталин сказал,
что надо любого агрессора «встретить
во всеоружии». He значит ли ero,
что мирные будни наших cormT тоже
	от повести к повести, от цикла стихов и
поэмы к очерку и статье.

И в других журналах—в «Новом мире»,
«эвезде», «Октябре»—опубликованы произ-
веденил советских писателей и демократи-
ческих писателей Европы, Азии, Америки,
очерки и публицистические статьи о борь-
бе за мир. Но в наших журналах в осве-
щении борьбы 38 мир нет должной
системы, мало еще значительных произве-
дений прозы, поэзии, драматургии, отра-
жающих нынешний этап борьбы за мир
во всем многообразии и сложности.

О мире сегодня пишут все советские
писатели, твердо помнящие заветы М. Горь-
кого и В. Маяковского, которые всем сво-
им творчеством, всей своей жизнью утвер-
ждали идею мира и дружбы между наро-
дами на земле, срывали маску лицемерия
с империалистов, ‚ поджигателей войны.
И сегодня вся наша литература, все напги
писатели, от известных ло начинающих,
должны чувствовать себя, как Роворил
В. Маяковский, «мобилизованными и приз-
ванными» всепобеждающей Армией Мира.
Быть солдатом этой Армии — большая
честь для советского писателя. От писате-
ля в этой борьбе за мир требуется напря-
жение всех сил.

Создавать книги о борьбе за мир — долг.
советской литературы!
	ОНИ ЖИЗНИ
	Мне, как члену республиканского Коми-
	тета защиты мира, вместе с поэтом Пав-
лом Вилипом и лауреатом Сталинской
премии композитором  Маргером Заринь
пришлось побывать на днях в колхозе
«Лачплесис» Огрского района. Перед на-
шей поездкой в газетах был напечатан
рапорт великому Сталину о завершении
плана хлебозаготовок по нашей  респуб-
лике. Колхозники дали стране на девять-
сот с лишним тысяч пудов пшеницы боль-
ше, чем в прошлом году, и в два с поло-
виной раза больше, чем сдавали кресть-
янские хозяйства до коллективизации, —
так выросли урожайность и пашни.

Дорога шла‘ вдоль живописных берегов
Даугавы. Мелькали березовые рощи, ого-
ленные октябрьским ветром, сады и ку-
старники, тронутые позолотой осени.

Эта ‘дорога мне хорошо знакома. В 1944
году в такие же осенние дни я возвра-
щался по ней домой. Сады были выруб-
лены, села сожжены...

Прошло ‘всего семь лет! А какие изме-
нения! .

В колхозе ¢Jlaunnecuc» нас встретил
председатель Эдгар Каулинын, сильный,
темнолицый от загара, одетый легко, не-
смотря на сильный ветер. Он был одним
из первых энтузиастов создания колхозов
в Латвии. Говорит медленно, спокойно,
взвешивая каждое слово:

— Хвастать особенно нечего, но кое-что

уже сделано...
	Но в глазах его я замечаю лукавую
усмешку,— посмотрите, мол, что прячется
за этим «кое-что». Доход колхоза сейчас
составляет почти полтора миллиона рублей.
Строятся животноводческие и птипеводче-
ские фермы, увеличилась земельная пло-
щаль, растет поголовье скота, воздвигну-
ты новые постройки, жилые дома колхоз-
ников. Люди живут радостно, спокойно,
уверенно.

здания школы © нами поздоровался
русоволосый, крепкий мальчик с двумя
красными нашивками на рукаве.

— Сын колхоза, будущий — агроном,—
сказал председатель. :

Этого мальчика-сироту приютили в дни
войны крестьяне, а вырастил колхоз. Он
русский по национальности. Отец погиб
на фронте, мать умерла.

Я думал о людях, которые растят этого
мальчика. Американские  империалисты
пытаются воспитать из молодого поколе-
ния наемных убийц. Мы в своей стране
	‚растим из молодежи агрономов и салово-
	дов, токареи и инженеров, = землеустрои-
телей и машинистов паровозов.

— Все ли колхозники подписались под
Обрашением Всемирного Совета Mupa?—
спросил я.

— Когла мы закончили уборку, — отве-
тил Каулиньш,— в колхозе уже не оста-
валось ни одного человека, который не
поставил бы свою подпись под этим бла-
городлным документом. Мы и урожай свой
назвали урожаем мира.
	‘..Когда мы возвращались — обратно,
осенние сумерки окутали землю, но во-
круг были вилны огни — огни колхозов.
	школ и жилых домов, огни мирной жизни.
			Жан ГРИВА,
республиканского Комитета
	защиты мира
	ровной и гладкой, как дощатый настил,
степи. В домике, напоминающем своим
архитектурным стилем скорее `какой-ни-
будь павильон, чем контору МТС, опрятно
и чисто. .

Позади конторы Олышанской МТС —
кирпичное здание мастерских, внушитель-
ная шеренга запыленных работяг-комбай-
HOB, поставленных на зимний отдых.
	В кабинете директора Петра Федорови-
ча Слюсарева собрались: секретарь Це-
линского райкома ВКП(б) А. П. Дани-
ловский, заместитель директора по поли-
тической части А. Ф. Полухин, старший
агроном Е. В. Галкина, старший механик
П. Е. Какаулис, заведующий гаражом
И. В. Бабушев, приехавший из Ростова
писатель — член областного Комитета 3a-
щиты мира и еще несколько человек.

На днях в Олыпанской МТС подписы-
вали Обращение Всемирного Совета Ми-
	ра о заключении Пакта Мира межлу
пятью великими державами. Впечатление
ог собрания, на, котором подписывали
	этот документ, было еще очень свежо, и
Андрей Федорович Полухин, с виду стро-
гий и сдержанный человек, подробно рас-
сказывал о выступлениях участников  с0-
брания. :

— Все дали обязательство в срок за-
кончить подъем зяби и подготовить ма-
стерские к ремонту тракторов. Комбай-
нер, он же токарь, Андрей Толстой, участ-
ник Великой Отечественной войны, внес
предложение отремонтировать трактор-
ный парк к 21 декабря — годовщине со.
дня рождения И. В. Сталина. Он сказал:
«Мир и имя Сталина полны для нас од-
ного смысла — это жизнь и счастье!»
	It олухин окинул всех потеплевшим
взглядом, и все заново ощутили неизме-

©
	Недавно я была в Ташкентском театре
оперы и балета имени Навои. До начала
спектакля ‘в залах фойе собралось много
народа. :

Я присоединилась к одной из групи,
где заметила несколько знакомых.

Многие из них были делегатами нелав-
ней республиканской конференции сторон-
ников мира, других я встречала на сессии
Верховного Совета республики. Разговор
шел о булчичных делах. Художник Самык
	Абдуллаев рассказывал о своей‘ новой
картине, народная артистка республики
Мукаррам Тургунбаева советовалась с
	друзьями, как лучше выразить чувства на-
рода’ в создаваемом ею танце мира, ма-
шинист ‘Дехкан Султанов упомянул о
	своем новом скоростном рейсе мира.
Слушая эту беседу, я думала о том, что
в их страстной любви к жизни и творче-
ству заключены могучая. непреклонная во-
ля народа к миру, его стремление бороть-
ся и отстоять дело мира до конца. Просто
и в то же время ярко выразила эти _на-
строения лауреат Сталинской премии, бу-
харская колхозница Хурмат Тишаева.
	— Вы знаете, Айдын  апа,— сказала
она,— у меня все время такое чувство,
что я слишком мало сделала, чтобы под-
крепить свою подпись под Обращением.
Хочется сделать очень много!
	ПОД ВЫСОКИМ
НАПРЯЖЕНИЕМ
	СТАЛИНГРАД. (Наш корр.). Те, кто в
эти дни бывал на трассе Волго-Донского
канала, внимательно наблюдали за смель-
чаками, которые вели работу на ог-
ромной высоте, под проводами  высоко-
вольтной линии электроперехачи.
	Ток в сети не был выключен. Напря-
жение доходило до тысячи вольт, а элек-
тромонтажники спокойно и уверенно пол-

вешивали на опоры высоковольтной да-
НИИ второй провод.
	Еще не так давно это казалось невов-
можным. Когда на Волго-Доне вступили в
строй мощные землеройные машины, бе-
 Фонные заводы и подсобные предприятия,
срочно потребовалось провести ‘из Сталин-
града вторую высоковольтную линию,
полвешивая дополнительный провод на
существующие мачты. Обычная практика
требовала полного отключения действую-
щей линии, так как работа Под  напря-
жением весьма опасна. Это значило, что
экскаваторы,  земснарялы, заводы долж-
ны бездействовать лва месяца.
	Электромонтажники «Донбасеетьстроя»
предложили способ подвески олектролинии
под высоким напряжёнием. Была разра-
ботана 060бая инструкция по безопаено-
	КОГТИ ДЛЯ Тех, кто будет вести работы. Bee
	специальную полго-
	монтажники прошли
товку.
		Праздник народнозо искусства
	Постановкой пьесы Н. Винникова
«Степь широкая» в исполнении театраль-
ного коллектива Выборгского дома куль-
туры (Ленинград) 14 октября в Москве
открылся заключительный тур Всесоюзно-
го смотра художественной самодеятель-
	SOCTH.

Около полутора миллиона человек, 114
тысяч различных коллективов приняло
участие в этом смотре, который в течение
1950—1951 года прошел по всем ‘районам,
областям, краям и республикам страны.

В заключительном туре смотра высту-
nut 4000 человек — лучшие  самодеятель-
ные коллективы и талантливые исполните-
ли Российской Федерации, Украины, Бело-
руссии; Грузии, Азербайджана, Узбеки-
стана, Латвии, Эстонии и других брат-
ских ^ республик. Среди них — хоровая
капелла Уральского вагонного завода, хор
Челябинского тракторного завода, канат-
ного завода города Харькова, Московского
автозавода имени Сталина, объединенный
кор московских текстильшщиков @ другие.
	НПокажут свое искусство ансамбль песни
	„И пляски трамваино-троллейбусного управ-
	ления города Тбилиси, ансамбль песни и
пляски Дворца культуры железнодорож-
ников г. Ташкента. Танцевальные коллек-
тивы клуба имени «Правды» (г. Днепро-
дзержинск) и Гомельского клуба желез-
нодорожников исполнят украинские и 6е-
порусские народные танцы.
: концертах выступят симфонические и
духовые оркестры, оркестры народных
инструментов. .

Впервые на смотре самодеятельности
булут поставлены оперные = спектакли.
	Оперный коллектив Ленинградского дворца
культуры им. Кирова покажет «Русалку»
Даргомыжского и <«Сорочинскую ярмар-
ку» Мусоргского.
своем искусстве участники самодея-

тельности стараются отразить кипучую,
созидательную жизнь нашей страны, про-
никнутую горячим стремлением народа к
радостному и мирному труду-

Болынинство спектаклей, которые уви-
дят. зрители на заключительном Type
смотра, посвящено современным темам:
театральный коллектив Центрального клу-
ба автозавода имени Молотова поставил
пьесу С. Алешина «Директор»; пьесу
И. Эфендиева «Светлый путь» —о совет-
ских нефтяниках — сыграют работники ба-
кинских промыслов — члены коллектива
Дворца культуры имени Сталина.

В исполнении Воронежского хора строи-
телей прозвучат новые песни о великом
	Сталине, о мире, о строиках коммуниз-
ма — песни, сложенные самими участни-
ками хора.
	До 24 октября продлится театральная
декала смотра, во время которой высту-
пят 15 драматических коллективов Москвы,
Ленинграда, Горького, Орши, Ворошилов-
прада и других городов.

21 октября. начнется показ концертных
программ. ©

30 и 31 октября в Большом театре Сою-
за ССР состоятся заключительные кон-
церты.

Смотр завершится  конференциями его
участников, где ведущие мастера искусств
подробно проанализируют творчество са-
модеятельных коллективов. :
	Небольшой коллектив, возглавляемый
старшим прорабом И. Шербань, проявил
исключительную самоотверженность. Про-
кладка линии протяженностью в 73 ки-
лометра, закончена на двс недели раньше
намеченного срока. С подлинным геройз-
MOM трудились на. полвеске линии моло-
	дые монтажники А, Захаров, (. Синель-
ников, верхолаз П. Губарь. переклалчики
проводов Н. Лакизо, А. Толетыга. Технику

Е; т
	EE NS AN

безопасности работающих обеспечил инже-
нер Б. Комиссаров.
	Бторая линия высоковольтной переда-
чи ветупаст в стой. “~~
	ТАШКЕНТ