ЛУЧШИЕ И
МЕХАНЧИ
	Влонитея E Ronny
осень. Собран хлеб. По-
сеяны озимые. Затих на п. МОЛ‹
курских полях грохот
тракторов, шум самоход-.
ных комбайнов. Тысячи и тысячи машин
	‘вернулись в усадьбы МТС в ожидании
	PONCHO TS,

На курских полях в нынешнем тоду
работало несколько тысяч комбайнов —
в три в ляшним раза больше, чем два го-
да Назад. Техническая  вооруженность
	куреких и и колхозов уже сейчас 00ес-
	печивает механизапию 95—99 процентов
основных сельскохозяйственных работ.
Техники, ‘и притом новой, совершен-
ной — дизельных тракторов, самоходных
комбайнов, работало этим летом  неви-
данное количество. Пришло время про-
знализировать. Kak была использована
	эта техника, все ли резервы были исполь-
	зованы. А резервы эти поистине огромны,
если принять 50 внимание большие колеба-
ния производительности труда механиза-
торов.

Средняя выработка в мягкой пахоте на
один пятнаднатисильный трактор в прош-
лом году составила по области 536,9 тек-
тара, а но Уразовской МТС она достигла
695 тектаров. Но в той же Уразовской
МТС в бригадах тт. Сукачева и Татари-
нова на каждый условный тражтор 38
прошлом году было выработано (в мягкой
пахоте) по 800 гектаров, а в бригаде

. Евтушенко — воето 570. Почему полу-
чается так, что лучший тракторист стац-
ции тов. Ерохин в прошлом году вырабо-
тал 1500 тектаров, а «ерелний» водитель
тов. Чесовекий — только 742?

Происходит это, на напг взгляд; потому;
что в Министерстве сельского хозяйства,
в его управлениях машинно-трактерных
станций и сельскохозяйственной пропа-
тандьы, B их органах на местах плохо
изучается и не внедряется передовой опыт
B Tpartery всех МТС.

Между тем следовало бы поучиться это-
му у работников социалистической промыш-
ленности. Назпи передовые инженеры и
техники планомерно, организованно, как
это сделал инженер-новатор Ф. Ковалев,
изучают и отбирают лучшие приемы,
разрабатывают на их основе новые, ра-
циональные рабочие гроцессы, которые
‘становятся обязательными для каждого
рабочего. В свете всего этого необходимо
сказать 06 одном интересном, имеющем
государственную важность предложении,
с которым выступил коллектив  Уразов-
ской МТС Курской области.

Речь идет о том, чтобы инженерно-тех-
нические работники управления МТС,
производственно-территориальных  управ-
лений МТС, управления сельхозпропатан-
ды и областных научно-опьытных учреж-
дений организованно, планомерно изучали
и отбирали лучшие рабочие приемы. пере-
довых механизаторов. Это значит; что
специалисты с помощью передовых меха-
низаторов на протяжении. некоторого вре-
мени должны проанализировать приемы
работы группы трактористов,  комбайне-
ров, малтинистов и на оенове полученных
малерналов создать новые, рационально
построенные табочие процессы, которые
	должны быть описаны в’ специальных
	бронгюрах, памятках, инструкциях, `пла-
каТах.

Не дело не только и не столько В том,
чтобы разработать и описать эти процес-
сы,-надо внедрить их в практику, сделать
обязательными для каждого механизалюра,
как обязательным является на заводах
технологический процесс; разработанный
на основании данных науки и опыта
новаторов производства.

Творческая мысль передовых тютей со-
циалистического земледелия неустанно
ищет путей повышения производительно-
сти машинно-тракторного парка. Прешел-
We зимой коллектив Дорогощанской МТС
Курской области выдвинул ценное предло-
жение: чтобы обеспечить отличную работу
	MINH, надо звести гарантийные Taciion-
		«СРЕДНИЕ»
ЗАТОРЫ -
	_ та на отремонтирован-
КОЕДОВ ные травторы и сельхоз-

орудия. Смысл  отого

1 : предложения ‘состоял в
том, чтобы важдый, ETO
ремонтировал тот или иной узел, агрегат,
деталь, давал гарантию отличной работы
Узла или детали в течение всего сезона.
Тарантийные паспорта были введены, и
уже за первый, самый напряженный ме-
CAI весенних полевых’ работ ° количество
простоев тракторов этой МТС из-за техни-
Wet Rex неисправностей резко уменыци-
лось: Выработка ‘на каждый условный
трактор, по сравнению © пропилогодней,

возросла почти на 25 процентов. Каждые.

четыре трактора ‘работали за пять мантии.

® божалению, Курское областное управ-
ление сельского хозяйства не поддержало
дорегощанских механизаторов и не рае-
пространило их отыт во всех MTC обла-
сти.

Сама жизнь подтвердила острую необ-
холимость именно ортанизованного, & He
кустарного в каждой МТС изучения и

внедрения. прогрессивных методов экеплоа-.

тации мапинно-тракторного парка. В той
же Уразовской МТС участковые механики
тт. Рубежанский и Шелайкин, изучив
в переловых бригадах ‘тт. Сукачева и Бон-
дартенко практику проведения технических
Ууходов, отобрали наиболее созершенные
рабочие приемы и внедрили их во всех
тракторных бригадах. В результале время,
хоторое занимал в бригаде ежедневный
технический уход, сократилось © 2 часов
до 40—50 минут, повьюилась культура
эксплоатации мапин, и BCR это снизило
простои тракторного пафка на 40 процен-
в. .

Но, повторяем, если рим делом будет
заниматься каждая MTC сама по себе,
неизбежны кустаруничество и поиски того,
что уже найдено другими. Во время убо-
Точной произошел в Курской области сле-
дующий случай. Встал вопрос о том, что-
бъ оборудовать комбайны  приспюсобле-
ниями для третьей очистки зерна, что во
	много раз. сократило бы потребность в ра-
бочей силе на токах и ускорил бы вы-
полнение хлебопоставок. Работники об-
ластной опытной станции неделю ломаля
голову над конструкцией приспособления,
дело не лалилось: А потом оказалось; что
в одном из совхюзов области ‘успепино при-
меняют это приспособление,  позамметво-
ванное у комбайнеров Ставрополья. Зна-
чит, изобретали уже давно изобретенное
и проверенное жизнью.

Ценность инициативы уразовских ме-
ханизаторов в том и состоит, что они
предлагают изучать спыт иоваторов орга-
низованно, в широких государственных
масштабах. р

Предложения уразовеких механизаторов
были по достоинству оценены и поддер-
жаны новаторами социалистическото зем-
леделия, лауреатами Сталинских премий
А. Осъкиным, Н. Бредюком; Герояма Co-
циалистического Труда И: Шадцким,
Я. Шульюй, многими коллективами МТС
Курской области. Не оценили и не под-
держали ценной инициативы только те,
кто должен был ухватитьея за нее в пер-
вую очередь, — руководители: ° Вурокого
областного управления, сольского хозяй-
ства — тов. Тараков,- Управления МТС —
тов. Михальченко и управления сельхоз-
пропатанды — тов. Вузнецова.

Не поддержали пефедовой коллектив и
в Министерстве сельского хозяйства СССР.
Правда, заместитель министра тов. Вучу-
мов высказал свое одобрение по пюводу
предложений уразовцев на страницах. об-
лаютной газеты, но этой  платоничеекой
похвалой все и кончилось:

А ведь речь идет. о том, чтобы приве-
сти в действие еще не тронутые огромные
резервы колоссального малтинно-тоактор-
ного парка страны, о повышении культу-
ры ‘ето экеплоатации; о подъеме урожай-
ности. Это задача большой государствен-
ной важности, и решать ее Halo по-госу-
	даротвенному.
		142-ЛЕТНИИ
_ БРИГАДИР.
	с
	кладывая яйца в различные места расте-
ний заразихи, и зимует в ее’ стеблях,

1950 год можно считать переломным в
истории злой заразихи. Советский человек
на борьбу с ней впервые мобилизовал. фи-
гомизу. Для этого нужно было накопить
во в достаточном количестве, Вот что @-
Начали те «заготовки» заразихи, которые
так поразили колхозников Одесщины.
	Здесь мы не будем описывать, Kak Ce-
менные коробочки были сняты с заготов-

локных стеблей, как связывали заразиху
в пучки, как хранили ее в сухих погре-
	бах, как проводили  экспериментальную
работу со стеблями заразихи, в которых
покоилиеь  коконы Фитомизы.. Скажем
	только, что когда в конце апреля и в Ha-
чале мая 1950 года произвели анализ, то
выяенилось, что все порезимовавиие  ку-
колки фитомизы живы и здоровы.

10 мая, за месяц до появления на
поверхности почвы первых растений за-
разихи, на посевы подсолнечника вынеели
100.000 обезглавленных стеблей прошао-
годней заразихи, в которой зимовали коко-
ны Ффитомизы.
	И утром, и в полдень, и вечером Мат-
ковский с0 своими помощниками ходил
по полю и подечитывал, сколько мущек

сидит на молодых растениях заразихи,
15 июля Матковский с товарищами
с тревогой наблюдал, как силы врага Bee
время увеличивались. 28 июня на одном
участке в триста квадратных метров бы-
ло уже растений заразихи 1.400 ¢ более
чем 20.000 семенных коробочек (а вецом-
ним, сколько семян в одной коробочке!).
Казалось. что союзник сплоховал и мед-
ленно работает. плохо размножается,
	И к концу лета точно определили, что
на тех участках, куда была  вынесела
фитомиза, перезимовавшая в сухих погре-
бах, было уничтожено 98 процентов семян
sapasuxu! И даже те 2 процента, которые
остались целыми, оказалось, потеряли всхо-
жесть. Выяснилось также, что для полно-
го уничтожения семян заразихи требуе-
ся 10—12 тысяч мушек на один гектар. А
этого не так трудно добиться в любом кол-
хозе, ведь численность фитомизы весной
на полях зависит OT того, сколько ее Ha-
копили, размножили, сохранили и вынес-
ли весною на поле. Тысячи, десятки, сот-
ни тысяч рабочих дней можно _ сэконо-
мить, выпуская на поля Dmromuay, приру-
ченную человеком.

В 1951 году с полей nneraryra ироиз-
водственный опыт уже входит в практи-
ку ‘сельского хозяйства. В него включи-
лись все колхозы и совхозы Беляевского
района Одесской области. ‘В каждом и
них осенью было собрано по 3—5 тысяч
стеблей заразихи © фитомизой. И с весны
этого года они уже вступили в бой с з-
	‘разихой на посевах подсолнечника, Toma
	тов и вапусты.
	то параллельно тому в природе шел и
остественный отбор, совершенствовавший
заразиху, которая постепенно _ приспос9б-
тяласъ и к новым (иммунным) сортам.
	Тогда с заразихой стали бороться иначе.
Решили на том поле, гле рос подеолнеч-
ник, пораженный ею, несколько лет. подрлд
не сеять ни подсолнечник, ни какую-ли-
бо другую культуру, на корнях которой
может жить этот паразит. Считали, что
за восемь -—— десять лет все семена зара-
зихи, осыпавшиеся в землю, наверняка
погибнут, и тогда снова можно будет вы-
COHTL- HA этом поле подсолнечник, поми-
	доры или коноплю.

Но разве может помириться советский
человек с такой медлительной мерюй борь-
бы?

Если ни в рукопашной схватке, ни
хитростью (совооборотом), ни селекциой
человек до сих пор не’ мог победить злой
заразихи, значит, надо искать какие-то
новые пути. Надо было применить какуто-
то новую тактику для того, чтобы вы-
играть войну против заразихи,

Как-то на совещании в инотитуте Лы-
сенкоа сказал: каждый вид имеет, обяза-
тельно имеет свою «холеру». За этой
шуркой Матковекий разглядел серьезное...
	И действительно, ведь в природе ка-
ждый вид существует, в конечном ече-
те; за счет  жизнедеятельности  дру-
THX Видов. Нало лишь WOGHaTb за-
кономерности этой межвидовой борьбы, и
тогда, управляя ею, люди смогут достиг-
нуть больших побед. Вредная  черепаш-
ка жила и блатоденствовала за счет
пшеницы. Люди мобилизовали маленькое
насекомое — теленомуса, создали наилуч-
шие условия для его процветания, и он,
откладывая свои яички в яички черепаш-
ки, прекрасно отблатодарил человека за
заботу о нем. 2

Значит, и сейчас надо было привлечь
союзников, мобилизовать против заразихи
силы самой природы. Должна же быть
стоя «холера» и у. заразихи...

Если теленомус, защищая растения, на-
падал нз других насекомых, то теперь
Матковский хотел применить другой ход—-
найти такое насекомое, которое само на-
падало бы на растение, но не. на всякое,
а только и именно на заразиху...

Перерыв уйму книг и статей, Матков-

ский узнал; что в 1911 roxy под Сара-
товом, под Воронежом и на Вубани энто-
мМолюгами на цветках заразихи была най-
дена мушка. На растительном  паразите
6  ыл обнаружен свой палазит — насеко-
3190, мушка... И называли эту мушку
‚фитомизой,
° Матковский бросился на поля подсол-
нечника и конопли. Это. была жаркая и
трудная работа, потому что фитомиза
‘очень мала — без лупы ее трудно разгля-
деть, и притом она очень подвижна.

Летом 1948 тода Матковский установил,
чо мушка-фитомиза имеется и на полях
Олесщины, Николаевщины и Ёировоград-
чины. Она откладывает яйца на цветках
заразихи. И когда из этих яиц выходят
личинки, пища для них уже созрела: это
семена заразихи. Съев семена, ‘личинки
проходят внутрь по стеблю, copepmientta
‘уничтожая растение. -

Матковевий был. счастлив! Comin
‘найден; но ‘он еще слаб. Надо. помочь ‘ему,
нужно сделать так, чтобы он YER
всю заразиху.

В природе фитомиза питается только
заразихой всех видов. Этот ‘ответ радовал

исследователей. Он означал, что от фито-
	мизы никаким растениям, вроме заразихи,
вреда не будет.

На юге Украины Фитомиза дает 3—4
поколения за лето, и каждая самка от-
кладывает примерно 150 яиц. Одна пара
может за лето дать потомство до 750.000
штук. Зимой, когда нет семян заразихи,
фитомизу можно подкармливать  сиропа-
ми — медовым или сахарным. Она размно-
	кается только при 25—30° тепла, от-
	en chop подписей под Обращением Bee-
мирного Совета Мира. Ни единого чело-
века не было на селе, кто не поставил
бы своей подписи под Обращением. Люди
знают и верят, что если всем миром, то
можно остановить войну.
		`Еетв Ba свете растение, название котэ-
poro звучит, как брань, — заразиха. Да
ame часто прибавляют Е этому — злая...
И действительно, ломкие и прямые стебли
‘аразихи, словно змеи, покрыты чешуйка-
ми, заменяющими листья, и He зеленые
они, 8 ‘беловатые, бледные, словно. изму-
ченные тяжелой болезнью. Но заразихой,
да еще злой, называют это растение не за
внешний его облик, а 33 образ жизни.
Самостоятельно жить зарфазиха не может.
Она присасывается. в корням других ра-
стений и так энергично выезсывает соки
лавр» что те зачастую быстро гиб-
	«хозяев», 11 1G м a vate ON
‘нут. Часто заразиха снижает урожай
prpoe, а случается, что и полностью
	уничтожает CTO.

По всему этому было непонятно, по-
чему осонью ` 1949 тода на ‘полях кот
ов и вовхозов вокруг Одессы етали со-
	oe ee

» чтобы вохрапить. № ‘тому же не всякие
растения годились для «заготовок», 8 толь-
ко особые, с какими-то не сразу видны-
мя следами мушки с незнакомым именем.
И глядя на озабоченное. обветренное лицо
Слепана Тимофеевича Матковското, кото-
рый распоряжалея этими непонятными
«заразихо-заготовками», колхозники ToBo-
рили: — Значит, наверное, нашли и wa
заразиху управу.

Колхозники знали, что  Матковский
заведует энтомолотической лаборато-
рией орденоносного Всесоюзного селекци-
онно-генетического института им. Т. Д. Лы-
сенко. Он им много в 6808 время помог в
борьбе с вредной черепаанкой.

Той осенью собрано ^ было большое
количество стеблей заразихи, таких, ка-
кие нужны были Матковокому.

Но все же, когда 10 мая 1950 хода эту
перезимовавшую в помещениях  заразиху
стали выносить на поля института и под-
	‘звешивать к стеблям подсолнечника, иные
	с сомнением покачивали головой, & дру-
гие попросту были ветревожены,
Но тревога ета была неосновательна.
Не один десяток лет ученые отыскива-
ли способы борьбы с заразихой.
Во-первых, с нею боролись по способу,
определенному старинной народной посзо-
	вицей: дурная трава с поля вон .. To
ость выпалывали. Но это тяжелая и хло-
потливая работа, которая требует массы
трудовых усилий. Чтобы выполоть зарази-
ху на одном тектаре, десять-пятнадцать
человек должны работать целый день от
зари до зари.
Е тому же стоят проглядеть лишь не-
сколько тастений, как в следующее лето
	‘ке нато начинать сызнова. Одно расте-
	ние заразихи приносит до ст  паятиле-
	CATH тысяч мелких, словно пыль, легко
расссиваемых ветром юемян. Одной се-
четной коробочки вполие достаточно,
	чтобы снова забелиать целый reerap!..
	. Надо, значит, вывести такие сорта под-
солнечника, которые не боялись бы за-

разихи.
Это был многолетний и кропотливый

труд. Он начался задолго до революции,
и. наконец, в 1919 году селекционер Са-
	фатовской опытной станции, В. Плачек
объявил, Что ему: «удалоер“ выделить
три  еемыи, наслелотвенный « характер
	иммунитета которых ие подлежит сомне-
НИЮ». «+

Выведение подсолнечника, устойчивого
к заразихе, продолжалось. И вот черз
несколько лет, в 1926 году, профессор
С. Жегалов сообщил: «В настоящее времл
можно ‘считать заразиху совершенно по-
бежденнюй, так как введение в культуру
	сортов, иммунных против нее, устраняет
необходимость какой-либо дальнейшей
борьбы!..»
	Но радость была  преждевременна...
Многие сорта, которые вначале кажутся
«заразихо-выносливыми», — сравнительно
быстро теряют устойчивость, потому что.
	вели для улучипения подсолнечника селек-
ционеры применяли искусственный отбор,
	шум подняли —— никуда, говорят, со сво-
ей земли не пойдем. Так и остались. Лес
нам бесплатно дали, & лес по округе то-
же, что земля, — сплошь раненый, в
осколках весь. Сколько топоров, пил из-
вели! Постронлись на воронках, так и
живем. Только народ минами до сих пор
напуган. Их и нет совсем, а все боязно.
Осколки да воронки на полях пахоте ме-
шают, механизацию на земле проводить
BOT как трудно.
	А ведь машин в Старорусском районе
куда больше, чем до войны. Толь-
RO тракторный парк  увеличилея поч-
ти B полтора pasa. Да четырнадцать
самоходных комбайнов, вызывающих вос-
хищение видавших виды сельских меха-
низаторов, семнадцать льнокомбайнов, де-
сятки тракторных молотилок, других ма-
пгин, переданных на вооружение колхо-
зам! Нельзя и представить себе, каким
обильным, богатым был ‘бы этот край
южнее озера Ильмень, коли не война, не
разруха, принесенная фашистскими пол-
чищами. Потому так настороженно при-
	клушиваютея люди к проискам врагов
мира.

Недавно в Новгороде проходила 06-
ластная конференция сторонников MH-
	pa. Медниковские колхозники послали
туда делегатом учительницу Александру
Ивановну Лунову. Всю жизнь прожила
она в этом районе. Ее учениками стали
внуки первых ое учеников, Отлично знает
Александра Ивановна, что значит война
для простых людей.
	— Зайдите ко мне на урок, — гово-
PRT она, — и вы увидите самые страш-
ные, последствия войны. В классе у ме-
ня три инвалила. Подумать только!.. А все
из-за войны..: У пас на селе я вроде как
згитатор, Ну, скажите, кого мно агити-
ровать? Каждый кому хотите расскажет,
что такое война, и расскажет лучше ме-
ня. Я, знаете, уезжала на конференцию
в область. Ветретили меня колхозницы,
как раз на работу шли, попрощалиеь и
наказ дают: «Ты, Александра Ивановна,
скажи там за Hac, чтобы войны не бы-
10!» Вам, может быть, покажется это
сменным, наивным. А по-моему, нет.
От уверенности это идет, OT TOTO, ITO
сообща войну можно остановить, если всем
миром...._ 7

Вернулась Александра Ивановна через
неделю и привезла новость — начинает-
	it, МОЛОКОЕДОВ
п
	В Лерикском районе, Азербайджан-
ской ССР, у подножья Талыщских гор,
живет 142-летний `колхозник Махмуд
Эйвазов. Несмотря на возраст, он чув-
ствует себя бодро, прекрасно видит и
	слышит. Возглавляемая WM вторая
бригада колхоза «Комсомол» два года
держит ‘переходящее Красное ° знамя
колхоза.

У Эйвазова большая и дружная.
семья — сто восемнадцать сыновей, до-
черей, внуков, правнуков, праправну-
ков, живущих в том же селе.

— Тяжело было в старое время, —
говорит он. — Сорок лет пас я скотину
богачей. Гнул спину, чтобы самому
не умереть с голоду и семью прокор-
мить. Теперь, сами видите, как живу.
Одного хлеба мы получаем десятки
тонн! А сколько сыра, масла, мяса!
Когда меня спрашивают, сколько. мне
лет, я отвечаю: столько, сколько -со-
ветской власти! Хочу своими глазами
увидеть коммунизм!

На снимке: Махмуд Эйвазов прини-
	мает переходящее Красное знамя кол-
хоза, которое завоевала его бригада.
		Текст Ф. МУСТАФАЕВА
Фото Л. КОРЕЦКОГО

enmnuses
	Москву приезжают.
корейские артисты‘
	На концерты в Москву и Ленинтрал
приглашена  болыная труппа корейских
артистов в составе 87 чедовек. В. нее вхо-
дят хор, танцевальный коллектив, ан
самбль национальных инструментов и ео-
листы — певцы, танпоры, музыканты.

Советские зрители в прошлом тоду по-
знакомились с прекрасным искусством
замечательной танцовщицы и  балетмей-
	cTepa Цой Сын Аи, ее дочерм балерины
	Ан Сын Аи, крупного музыкального дея-
теля Ан Ги Ок. Концерты, которые дали
тогда наши друзья, прошли © громадным
успехом. « .
° Во время пребывания корейских” арти-.
стов в Москве американкие ифтериалеты
и их марионетки — лисынмановцы  раз-
вязали в Корее войну.  Актеры-патриоты:
поспешили на родину, чтобы вместе со
своим народом принять участие в епра-
ведливой освободительной борьбе.

На Международном фестивале молодежи
в Берлине в числе других делегатов Ко-
реи была, как известно, и группа арти-
	‚стов, а стеди них — Пой Сын Хи и Ан
	Com Ам. Пюсле фестиваля, по просьбе
различных  организащий стран народной
демократии, корейские артисты совершили
большую поездку по Восточной Европе.
Сейчас они заканчивают гастроли в Бол-
тарии и на днях выезжают в Советский
	CCIO3.
	На днях мы узнали, что на полях ВБ.
ляевекого района злая заразиха с 10:
мошью фитомизы повсеместно уничтожена,
В одних местах она истреблена на 97—
98 процентов. в других полностью. Вол.
хозы имени’ Лысенко, «Вторая пятилет
ка», «Красный луч» и многие ^ други
совсем избавились от заразихи, “Такие 2
результаты достигнуты и на обмирных
полях. самого, института иона произво
	ственных посевах в ряде колхозов. и 0608:
	хозов Одесского. пригородного района. (
весны 1952 года этот биологический №8
од борьбы с сорняком будет применятья
уже во многих районах страны.
	Так в содружестве с природой, повна-
вая ее законы и применяя их, человек бе
рет себе на службу еше один вид насеко-
мых — к пчеле, тутовому  шелкопрял,
теленомусу, трихограмме теперь  прибаз-
ляет он еще и новое оружие — фитомтыу,
	1 с каждым годом применение ото
оружия будет распространяться до тех пор
пока совсем не изгонят с наших полей,
пока дочиста не уничтожат губительниу
посевов — злую заразиху..:
	простые слова проидут через линию hpor-
та, достигнут стен Кремля, воэвестят 0
делах и чувствах советских граждан, ви-
менно попавших под фашистское ярмо.
Стремясь поведать о своих. чувствах 2
настросниях,. тысячи людей оскреплял
своей рукой обращение к. вождю, поди
сывали письмо в то время, когда каж-
дая подпись грозила им лютой смертью,
Сборщики подписей пробирались в села,
где зимовали вражеские гарнизоны, ноча-
ми ходили по избам, читали письмо, и но
вые подписи появлялись на страничках
простых школьных тетрадей.
И. вот теперь довелось мне попасть
этот. район. ии!
Высохшими болотами, вдоль змейк-
реки Полисти добралиеь мы до колхоа
имени Сталина, что на добрый десямк
километров раскинулся вокруг Заполы,
В Белебелковеком районе во время войны.
из двухеот пятидесяти селений уцелею.
лишь семь. Остальные пожгли каратели,
расправляясь с партизанским краем. Те
перь на месте сожженных поселков. <
ди полей, в перелесках стоят новые избы:
Колхоз строит свою Форму. Хоропгий, Ope
венчатый двор—длиной метров сто. Трух
но поверить, что такую махину постав:
Ла за лето строительная бригада из им
человек. ^
С какой гордостью показывают сти“
тели плоды трудов своих, водят по к!
TOMY двору, где нехватает лишь пола, 1
настойчиво просят не курить, carrot!
не случилось белы». И снова, как всюх,
едва зайдет речь о восиной угрозе, nr
рятея лица и взоры уходят вдаль, наст
роженные, суровые. Все это люди, кот
рые когда-то в партизанском Rpae mol!
писывали письмо товарищу Сталину,
сейчае в мыслях своих обрашалотея они в
		эеликому человеку — знаменосцу ми
ВЮ всем мире.
	A
А бригадир их, Awnerrop Wran Annem
	EE OE

MOBY, B партизанекие голы cay них
	SOATHCH Под письмом и готовил продукы
для ленинградцев. Работает он сейчае 1
строительной бригаде. а рядом со строй
кой — могила сына. Нохоронил его здесь:
на погосте в сорок втором году. Найти 2
	20. всем крае человека, не пострадавшей
От войны?
	Вак-то так, получилось, что борьбу al
мир в колхозе возглавили Rag pas Te Or
		i
	жнее озера
	Юрий КОРОЛЬКОВ,

специальный корреспондент
«Литературной газеты»
	ление Медниково. Земли его подходят в
самому городу. Два тода село было ape-
ной кровопролитных боев. Мне когда-то
приходилось видеть его в стереотрубу ©
переднего края, На месте селения тяну-
лись ходы сообщения, бородавками выпи-
рали блиндажи, и не оставалось ни еди-
ной постройки, плетня или дерева.
	С секретарем райкома партии Влали-
миром Ивановичем Кухаревым, в прошлом
разведчиком-партизаном, заехали мы сю-
Да среди дня, в рабочую пору, когда на-
род был на поле. На единственной улице,
сплошь изрытой заброшенными траншея-
ми и блиндажами, увидели молодото пзу-
ня, окруженного ребятишками, Парень
BOSHICH около конной жнейки и на чу-

гунной плите клепал поломанные зубья
машины.

— Вы смотрите, — сжазал сокоетать
райкома, -—— этому парню до войны было
лет восемь, от силы десять. Он и не пом-
HUT ее как следует. А война каждый
день напоминает ему о себе. Напоминает
и портит жизнь, мешает работать.
	Вухарев подошел к парню и присел
рядом на корточки.
	авалия?!
	— 1, Виколай, опять
Проволоку, что ли, намотал?
	— Да нет! Проволоку она режет, за-
зубрина останется и все. А это осколок,
во какой подвернулся, аж  хряеную! Я
нынче, Владимир Иванович, третий раз
чинюсь, Просто беда. И в кузницу пере-
стал ездить — сам наловчилея. Зубья-то
от старой жнейки беру...

Выяснилось, что если бы не осколки,
тусто посеянные в войну на полях кол-
хоза, Николай Румаев мог бы вдвое, если
не втрое, быстрее убирать хлеб.

В Старорусском районе после войны
были сняты сотни тысяч мин и @yracon!
Земля была нашиигована толом.

Председатель колхоза Михаил Иванович
Примаков весьма образно вспоминает о
первых послевоенных годах:

— Воротилея я с фронта, поставили
меня на колхоз, будто с паранпотом спу-
стили на минное поле. Ни пройти негде,
ни проехать. Ребятишек со дворз выпу-
сетить страшно, Предложили на другое

‚ место пересолиться, да где там! Бабы
	От Валдая ло Старой Руссы поезд идет
часов пять. По мирному возмени дорога
не дальняя. Но в годы войны половину
этого пути в: местах, носивших в-свод-
ках несколько лирическое название —
	южнее озера Ильмень, — шли мы здесь
	месяцев тридцать, не меньше.

Земля, на которой приходилось — cpa-
жаться, отбивая натиск врага, влечет к
себе и волнует не меньше, чем родные
места. Потому и не было удивительным,
что в соседнем купе пассажиры, оказав-
шиеся однополчанами, так жадно глядели
в окна, горячо спорили. Поезд  оста-
навливалея по расписанию на станциях,
запомнившихея по другим, не мирным
	-ззпомнившихея по другим, не мирн
_ временам, — Лычково, Пола, Нарфино...
	за окном стояла сухая, прозрачная
осень. Багряными гроздьями золотилиесь
березы,  трепетала листва беспокойных
осинок. Однополчане сравнивали — осень
такая же, какая была в сорок первом.
Веюминали латы событий и названия
	окрестных сел, говорили 0 речках. мель-
	хавших за переплетами мостовых ферм.
А речек здесь много, текут они парал-
лельно друг другу, пересекая железную
дорогу.

Сидевшие за стеной  товорили долго,
неторопливо, голоса их отчетливо доно-
сились сквозь размеренный стук колес.
Товорили об урожае, о том, что год от то-
Да жить становится куда легче. Глубоко
ВЗДоХхНУВ, КТО-ТО сказал:

— Дел у нас не переделать! Сколько
трудов в землю надо вложить! Каждому
ведь свое. Вот Туркменский канал. стро-
ят, орошать земли будут. А у нас от во-
ды деваться некуда. Болота, почитай, до
самого Покова. Говорят, осушать будут...
За мир-то у вас подписывались?
	-— А как же! Вому хочется войну
снова переживать! Не охота воевать,
братцы, но уж если... — В голосе гово-
рившего появились жесткие нотки. — Не
от слабости стоим мы за мир — от могу-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	16 октября 1951 г. № 123
	Если oor Старой Русеы  большаком
проехать километров шестьдесят на юг,
можно попасть в село Белебелку, в рай-
онный центр, вытянувшийся вдоль доро-
ти на высоком берегу каменистой реки
Полисти. Сам по себе район этот cestuac
мало чем примечателен — так, средний,
& TOMY же отдаленный от областзого
центра. Ho лет десять назад привлекал
он всеобщее и восторженное внимание
советских людей, хотя и не знали онп
тогда ето названия, а Шменовалея он
просто Энским. ›. ,

Зимой 1942 года в этих краях произо-
шло собъыгие, которое эхом раскатилось
по всей стране. Из глубокого немецкого
тыла на нашу сторону вышел 0603 в две-
сти € лишним подвод: колхозники при-
везли продукты для блокированного Ле-
нинграда. Заломнились бородатые заин-
девевшгие лица возчиков, усталые и сча-
стливые, вереница крестьянских розваль-
ней, . груженных кладью, лошади, тоже
заиндевевиие, как бороды возчиков... Мы
присутствовали при завершении волную-
щего всенародного полвига.
	06% пришел из партизанского края,
центр которого располаталея в южной ча-
сти Белебелкювюкото района, Henonoper-
	ныв, сильные духом люди, страждущие
под иноземным игом, испытывая нужду
во всем, собирали тайком продукты и.
	минуя Фатистсекие заставы, глухими тро-
пами провели 0603 через линию Фротта.
Сотни центнеров хлеба, мяса, крупы,
масла, жиров доставили они борющемуся
Ленинграду. Но еще более доропим и
боеценнымх был привет Ротине, который
привезли с собой посланцы партизанского
	рая, —— несколько десятков TIKOTBHBIY
тетрадей, сплошь испешренных тысячами

похписей, Это было письмо великому
Сталину:
	«Дорогой Иосиф Виссарионович! — nn-
сали колхозники. — Пламенный привет
шлем Вам, любимому отцу и учителю на-
	ему, мудрому полководцу. Пусть эти
	чести нашей. Глянуть только, какая у нас
силища! Пусть уж лучше нас не трево-
жат, не трогают!..
	заглянул в купе, пытаясь утадать,
хому принадлежат последние елова. Но
сделать этого не смог: сидело там человек
шесть. Шо напряженно-нахмуренным ли-
цам было ясно: так думали все и сказать
это мог каждый.
	Поезд подходил к Старой Руссе.
2.
	То ли разговоры в соседнем купе, то ли
родные по фронту места напомнили мне
минувшие тоды. Вспомнилась и Старая
Русса такой, какой она была десять лет
назад, когда мы покидали ее, — опрят-
но-зеленая, печально затихшая. Встала в
памяти и встреча с городом. То было че-
рез два с половиной года, в день 0680-
бождения Старой Руссы,

Пасмурный февраль. Среди развалин—
ни живой души. Все мертвое и пусто, так
пустынно, что в центре города спутнули
мы зайцев—двух русаков. Древнего города
с тысячелетней историей не существова-
ОЕ
	И вот через несколько лет. снова иду
я по Старой Руссе. Город отстроилея, под-
нялся из пепла. Он существует, живет.
И на месте садов, фастолтанных в со-
ъженных войной, впервые в этом году
зацвели молодые детевья.
	Многое пережила, выстрадала Старая
Русса. Даже среди  многострадальных го-
родов наших, захлестнутых войной, ей
выпала особенно горькая доля. Городу.
	Rak человеку, трудно устоять ABA © поло-
ВИНОЙ гола на попотнем rnan А Cranaa
	Русса была именно таким городом. Пото-
му, как бы много ни сделали теперь го-
рожане в сравнении с тем, что было
здесь в сорок четвертом году, городу еще
далеко до старого. ловоенного облика.
	Есть под Старой Руссой маленькое се-