WHCLBMA B
	OATHIY ШАГАЮЩИЙ
	производственных достижений ‘и целых
цехов и отдельных новаторов производ-
ства, неутомимых изобретателей и рацио-
нализаторов, которых, кстати сказать, на
заводе насчитывается немало. Вот не-
сколько цифр: за 1950 год внедре-
но 3900 рационализаторских предложе-
ний, поступивших от рабочих и инженер-
но-технических работников и. давших
42 миллиона рублей экономии; за семь
месяцев этого года внедрено’ в производ-
ство 2 412 предложений, дающих свыше
99 миллионов рублей экономии:
	Борис Иванович Сатовский рассказывал,
что во время создания рабочего проекта
пятого шагающего конструкторы и техно-
логи стали втуник, когда потребовалось
решить, каким образом на поворотной
платформе экскаватора будут растачивать-
ся три отверстия. Платформа весит 150
тонн, размер ее —20 Ж 11 метров. Не
было такого станка, на котором такая «де-
таль» могла бы быть обработана. Около
двух месяцев решали эту задачу. Неожи-
ланно было предложено рационализаторами:
	заранее; если так можно выразиться, за-
	готовить эти три злосчастные «дырки»,
то-есть ‘при изготовлении платформы вва-
рить в нее три предварительно обработан-
ных металлических стакана. Таких остро-
умных технических находок было немало.
Некоторые из них решали судьбу крупных
узлов машины, некоторые — отдельных
мелких деталей, но все они в совокупно-
сти представляли собой нескончаемый по-
тоЕ новаторских предложений, тот самый
«творческий конвейер», который составля-
ет главное «оборудование» социалистиче-
ского предприятия и без которого не могло
бы быть наших великих производетвенных
достижений.
	Как возник этот «творческий конвейер»?
Отнюль не стихийно. Его создала, партий-
ная организация завода, поддерживающая
все новое, передовое и обеспечивающая
условия для широкого развития новатор-
ской мысли. Секретарь партийного коми-
 ета и парторг ЦЕ ВКП(б) на заводе Ми-
хаил Герасимович Овсянников, характери-
зуя эту область партийной работы, сказал:
«Мы не можем ограничиваться фиксацией
происходящего, регистрировать  доетиже-
ния И недостатки — мы всегда должны
работать е опережением». И, видимо, желая
разъяснить нам важность этой мысли, он
тут же сформулировал ее еще раз несколь-
ко иначе: «Коммунисты всегда должны
смотреть вперед, двигать технический про-
rpéce».

Что окрыляло многотысячный коллектив
Уралмаша в его самоотверженной работе?
	Быть может, лучше всего об этом было
сказано на собрании четвертого участка
цеха металлических конструкций, где ‘шла
сборка пятого шатающего и где бригады
знатных стахановцев Василия Машошина
и Ивана Войтенко, побивая собственные
рекорды, поставленные при монтаже пре-
дыдущих экземпляров машины, намного
опережали график работ. На собрании,
посвященном сбору подписей под Обраще-
нием Всемирного Совета Мира, Иван
Войтенко сказал:  «Собираемый сей-
час в нашем цехе пятый шагающий экека-
ватор мы называем машиной мира. Он бу-
дет прокладывать трассы оросительных ка-
налов, чтобы ‘превратить сухие етепи в 00-

татые, плодородные поля».
	«Машина мира!» — великолепное на-
звание. Действительно, можно ли лучше
назвать те могучие механизмы, с помощью
которых советский народ преображает са-
мый лик родной земли, чтобы покончить
	с засухой, с суховеями, с пустынями, что-
бы превратить всю нашу землю в цвету-
щий сад?

..Машина мира! Уже недалек тот день,
когда в канале, вырытом этой машиной,
сольются воды Дона и Волги, Не за горами
те дни, когда с помощью таких машин
мира будут созданы величественные соору-
жения у Куйбышева и Сталинграда, на
Днепре и Аму-Дарье. Советский народ
строит их в неколебимой уверенности,
что машины мира сильнее мынин войны.
	СВЕРДЛОВСК.
	нений понятно, на чем основывал вонст-
руктор свою уверенность. Надо оказать,
что во время беседы Борис Иванович был
необычайно скуп на слова, когда ему при-
ходилось рассказывать © своей собственной
работе. И это делалось не из ложной скром-
ности, а из глубокого убеждения, что с0-
зданный под его руководством проект заме-
чательной машины мог родиться на свет
лишь в результате творческой работы боль-
ого талантливого коллеклива. Он все вре-
мя обращал наше внимание на работу ©во-
их ближайших помощников, называл имена
инженеров других заводов, в частности,
Харьковского электромеханического заво-
да (ХЭМЗ), московского треста «Электро-
привод», ленинградского завода «Электро-
сила» и др. Желая подчеркнуть, что с0-
злание экскаватора «ЭШ-14/65»— коллек-
тивный труд многих советских людей, он
рассказал и о том, как группа научных
сотрудников Института органической хи-
мии Академии наук CCCP во главе с
профессором Шостаковеким, узнав 06 oco-
бенностях конструкции советского шатаю-
щего экскаватора, по собственному почи-
ну разработали рецепт  ‘незамерзающей.
жицкости для его гидросистемы, юбеспе-
чив таким образом надежность работы Ma-
шины при самых сильных морозах.
Уверенность инженера Сатовского, не-
сомненно, покоилась еще и на том, что он
ясно видел силу советекой школы экска-
ваторостроения, самобытность  MyTH ce
развития. Ведь именно это и позволило
Уралмашзаволу создать такую машину,
которая является самой мощной в мире и
самой надежной из машин этого типа,
Недаром золгм-донстроевцы, получив для
эксплоатации первый экземпляр шагаю-
щего экскаватора, сумели не только бы-
стро освоить проектную мощность, но и
добились увеличения его производитель-
ности еще на 20—25 процентов.
Первый шатающий был создан Урал-
машзаводом досрочно — ко дню семидеся-
тилетия товарища Сталина. С тех пор
выпущено еще четыре малины, и каж-
дый новый экземпляр был не простой ко-
пией предыдущего, а более соверненным
образцом, показывавииим, что творческая
мысль заводеких конструкторов и произ-
водетвенников неутомимо двигалась впе-
pea. Ecin первые два шатающих имели
ковш емкостью в 14 кубических метров
и длину стрелы 65 метров, 70 nocae-
дующие три при ковше емкостью в 10
кубических метров имели стрелу длиной
75 метров. Изготовляющийся сейчас ше-
стой экскаватор будет иметь 75-метровую
стрелу ‘с ковшом емкостью 14 кубических
метров, а к 7 ноября конструкторы обя-
зались закончить разработку проекта ма-
шины с ковшом объемом в 18 кубиче-
ских метров и длиной стрелы 65 метров.
Но конструкторы работают не только
над увеличением объема ковша и удли-
нением радиуеа действия экскаваторов.
На пятом шагающем значительно улучшен
шагающий механизм, что, в частноети, по-
зволяет машине преодолевать больший
подъем. Значительно упрощена  гидроси-
стема, в результате чего облегчается 0б-
служивание механизмов во время эксплоа-
тации и ремонта. В каждом пз ‘мноточие-
ленных нововведений конструкторов скво-
зит одна и та же забота: облегчить труд
людей, управляющих машиной, лать про-
изводственникам возможность строить ее
быстрее и дешевле. :
Известно, что Уралмализавод —= гигант-
ский завод с большими производетвенными
площадями, великолепным оборудованием,
позволяющим создавать самые сложные
машины. Но даже и для такого завода-
тиганта выпуск шагающих экскаваторов
является делом нелегким. Так, например,
масштаб сварочных работ превзошел все,
с чем приходиловь иметь дело ранее. При
сварке одной только поворотной платфор-
мы потребовалось положить четыре кило-
метра сварного шва и наплавить пять

тонн металла. Выпуск шагающих экекава-
торов — славная летопись многочисленных
	Налб
	AH TAH

В НОВОМ
БОТАНИЧЕСКОМ
		Мих. МАКЛЯРСКИИ,
	специальный корреспондент
«Лигерьтурной газеты»
			Ленинградская типография «Печатный
Двор» — крупнейшее полиграфическое
предприятие нашей страны, оснащенное
новейшими машинами отечественного про-
изводства. Однако в работе типографии
много недостатков, и главный из них —
неполная загрузка механизмов.
	В августе, например, ротационный цех
не выполнил плана по печати только по-
TOMY, что из-за нехватки бригад простаи-
вали машины.

По этой же причине простаивает до по-
ловины машин в плоскопечатном цехе и в
швейном зале.

Примеры равнодушного отношения К
использованию и освоению машин, к 60-
жалению. не ограничиваются этим.
	«Штуковку» , переплета (склеивание
двух картонок для переплета) одна работ-
ница за 8 часов делает вручную в коли-
честве полторы тысячи штук. Машина,
усовершенствованная  стахановцами тт.
Панковым и Скуковским, делает за это же
время 12—14 тысяч крышек. Однако, не-
смотря на это, штуковку на машину не
переводят, предпочитая работать  по-ета-
ринке.

Нелавно «Нечатный Двор» получил ма-
шину, полностью делающую мягкие крыш-
ки. В цехе этой машиной пользовались
всего лишь 3-—4 дня. Когда обнаружились
мелкие недостатки; руководители типогра-
UH остановили машину, ссылаясь на то,
что получается повышенный процент бра-
ка. Руковотители, видимо, не понимают,
что за четыре дня нельзя научить людей
работать на сложной машине.
	Мощность наборного цеха значительно
превышает потребность прелприятия. Од-
нако Главполиграфиздат загружает его на-
бором всего на 50—60%, ав то же вре-
мя перегружает набором другие типогра-
фии. Объем печатной продукции плани-
руетея Союзполиграфпромом без всякого
учета пропускной способности оборудова-
ния типографии.

Часто Союзполиграфиром в течение ме-
сяца меняет план, в результате еще боль-
ше увеличивается путаница в работе.

Безалаберное «планирование», плохая
организация трула, неоперативная диспет-
черизация, слабое знание оборудования ма-
стерами отдельных участков и смен,
отсутствие помощи молодым специалистам
в освоении новых механизмов — Все это
приводит к неполному использованию ма-
шин и к хропическому  певыполнению
плана.

Бывают ‘случаи, когла начальник цеха
pe знает, что он будет делать завтра.
Очень часто в разгаре производетвенного
процесса выясняется, что пустили в рабо-
ту книжку тиражом в 50 тысяч, пере-
плотных же крышек для нее заказали 49

тысяч, а вклеек — 45 тысяч.
Коллектив крупнейшей типографии

страны хочет и может решать важные
залачи, поставленные перед ним партией
	и правительством. Надо только решитель- \.
	но взяться за немедленное устранение су-
ществующих неполадок, начать борьбу с
госностью и отсталостью, которые: имеют
	еще место.
В. СОКОЛОВСКИЙ

ЛЕНИНГРАД
	_ В конце сентября коллектив  Ураль-
ского завода тяжелого машиностроения
имени С. Орджоникидзе праздновал свою
новую трудовую победу; завод изготовил
пятый шатающий экскаватор.
	Совсем еще недавно, года полтора на-
зад, это словосочетание — «шатающий
экскаватор» — имело определенный смысл
лишь для Специалистов. Людям же, не
знакомым с производством и экеплоатацией
землеройных машин, чудилось при этом
прежде всего подобие гпигантоких ног, на
которых стоит и с помощью которых шаг
за шагом. передвигается  тысячетонная
махина, вгрызающаяея в землю. Теперь
это наивное представление сменилюсь Go-
лез правильным: широко стало известно,
что стоит экскаватор на опорной плите
диаметром в 12 метров и только изред-
ка перемещается, делая за каждый «шаг»
полтора метра`при помощи двух лыж,
вытвигающихеся вперед и временно при-
	нимающих на себя тяжесть всей
конструкции. Стало также широко из-
EaCTHO, UTO He в «шагании» заклю-
чаютея главная особенность и приме-
	чательность машины, созданной уралма-
певцами, а в ее мощности, в ее гигант-
ской, поражающей человеческое  вообра-
жение произволительности. (1000 же
передвижения есть лишь естественное
«следствие» ев размеров, точнее сказать, —
ее веса: при работе на слабых грунтах
гусеничный ход, которым обычно снаб-
жены экскаваторы, не мог бы служить.
надежной опорой для такой машины.

Известно, что каждая из таких ма-
шин ©10с0бна выбрать за сутки и пере-
местить на расстояние до 120 метров
десять тысяч кубометров грунта, заменяя
4 тысяч землекопов.

Да, все это теперь хорошо известно, и
нет, пожалуй, сейчас в нашей  страпе
машины более популярной, чем шатало-
щий экекаватор. Он в сознании шизохих
масс стал не толькю неотъемлемой де-
талью «пейзажа» величественных строек
коммунизма, но и одним из ярких
символов сооидания, символов нынешнего
этапа строительства  коммунистического
общества. Действительно, как можно
представить себе без этой машины и пэ-
добных ef землеройных механизмов TY
грандиозную етроительную работу, кото-
рую по сталинскому плану ведет наш на-
род?

Подечитано, что на строительстве ка-
налов и  гидроэлектростанций в течение”
нескольких лег потребуется вынуть и
переместить свыше полутора миллиардов
кубических метров грунта. Этот объем
работы, для характеристики которого ня-
какие известные прилагательные, вроде
«Циклопических», уже явно непритолны,
не мог бы быть выполнен теми средетва-
ми механизации, какими до сих пор рас-
полагала наша строительная промышлен-
ность.

Перех машиностроителями, ° создателя-
ми землеройных машин — экскаваторов,
землесосных снарядов и т. п., возник-
ли задачи, которые еще вчера были
лишь предметом дерзновенных  мечта-
ний конструкторской мыели. И совет-
скому тяжелому машиностроению — ем
конструкторам, технологам, организаторам
производства, его армии рабочих-новато-
ров — эти задачи оказались вполне по
плечу. Конструктор шагающего экскава-.
тора, дважды лауреат Сталинской премии,
Борие Иванович Сатовский сказал между.
прочим:

— Ели потребуется создать землерой-
ный механизм © ковшом больших тазме-
DOB, чем четырналцатикубовый, то, я не
	сомневаюсь, советская вонетрувкторакая
мысль и © этим заданием справится с
честью.
	Он сказал это именно межлу прочим,
как о чем-то само собой разумеющемся, и
его собеседнику, уже успевшему перед
этим в общих чертах ознакомиться 6 ис-
торией создания советского экскаватора
«ЭШ-14/65». было и без хальнейших пояс-
	ИКаАаэл
	Присоединение в 1825
году Восточной Армении 3. ГРИ
к Россий имело большое .
прогрессивное значение
для судеб армянского на-
рода, для развития ар-
мянской культуры и общественной мыели.
«...Россия— указывал Ф. Энгельс, — дей-
ствительно играет прогрессивную роль по
отношению в Востоку».

секретарь ЦК
	Именно в результате этого присоедине-
ния, в результате благотворного влияния
передовой демократической,  революциов-
ной общественной мысли России культура
армянского народа, его литература й ис-
кусство, несмотря на жестокую  колони-
альную политику русского царизма, по-
лучили могучий толчок в своем развитии.
	Кав известно, господство  переидекой
и турецкой тирании, бесконечные войны,
погромы и грабежи. безудержный  произ-
зол и нешадная эксплуатация со стороны
ханов-захватчиков привели к тому, что
армянская культура, литература и исвус-
ство, имевшие многовековую историю, в
начале ХХ века оказались в состоянии
полного упадка:

Армянская реакция в лице феодальной
церкви и церковников, используя  нахо-
дящиеся в ве распоряжении  материаль-
ные возможности, открывала типографии
_и издавала книги, в которых пропаганди-
ровались религиозные предрассудки и
суеверия. :

После присоединения Восточной Арме-
nun к Poccnm армянская литература
стряхнула с себя узы  ередневековой
ограниченноети. Создалазь новая армян-
ская литература ХГХ века, которая от-
	крыла новую эпоху в истории армянской
Культуры.

Не может быть никакого сомнения в
том, что наша новая литература, публи-
цисфика и Журналистика не могли бы
достичь той высоты, Ha которую под-
	ЛИТ
	ЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	Когда на Ленинских горах Москвы
	началось строительство высотного
здания Московского университета,
по соседству приступили к со-

зданию и самого большого в мире.

ботанического сада. Он занимает
38 гектаров —в шесть раз больше
старого Ботанического сада МГУ на
1-й Мешанской улице.

Наиболее крупным будет дендра-
рий; в нем высаживается до тысячи
различных деревьев и Кустарииков,
получаемых из различных стран ми-
ра. Здесь же. сооружаются пруды ий
волоемы для прибрежных и водных
растений.

Второе по территорий место отво-
длится мачуринскому  плодо-ягодному
саду. где ученые и студенты будут
заниматься созданием новых со`тов
плодовых деревьев. Уже высажены
триста яблонь.

В центре новото ботанического са-
ла разместится альпинарий — искус-
ственныё миниатюрные горки. На их
склонах будет представлен расти-
тельный мир горных и каменистых
районов Кавказа, Крыма, Средней
Азии, Алтая, Дальнего Востока, по-
лярно-альпийская флора СССР иза-
рубежных стран. Между горами воз-
никнет озеро, которое. будет соби-
рать многочисленные потоки «горных
рек» и «ручейков».

Вблизи горных «вершин» создают-
ся участки декоративных и цветущих
кустарников, многолетних цветов,
применяемых для озеленения  горо-
дов, подбирается богатая коллекция
роз, а также растений с непрерыв-
ным цветением — с ранней весны и
до поздней осени.

В настоящее время на территории
будущего сада и на шоссе, связы-

вающем высотное здание университе-
та с городом, идет посев. многолет-
них цветов и посадки пятидесятилет-
них лип, серебристой ели, сибирской
лиственницы, хуи, каштана, тополя,
клена...

Текст П. МАКРУШЕНКО
Фото Е ТИХАНОВА

>
	арене

Авторский кабинет
	РИГА. (Наш корр.). Ценную инициативу
проявил республиканский Дом науки и
техники, создав авторский кабинет стаха-
	новтев и инженерно-технических работни-.
	ков. Здесь обсуждаются трулы новаторов
	производства, . рациоснализаторские предло-
жения и изобретения, даются. консульта-
ЦИИ.
	©. >
Авторский кабинет подготовил к изда-
нию «Стахановские листки»—об опыте ра-
боты инструктора скоростных методов об-
	работки металла Н. Сотинова и токаря
Н_ Ткачева.
	торый в условиях армянской действитель-
ности, вдохновленный идеями русских ре-
волюционных демократов, стал во главе
	сторонников крестьянской революции.
Микаэл Налбандян был одарен и орга-
низаторбким талантом ° революционного

деятеля-практика. Свою  деятельноеть,
связанную с программой русских револю-
ционеров, он успешно развернул также за
пределами Восточной Армении и России,
даже среди находившихея под влалыче-
ством султанекого деспотизма западных
армян.

Роль Микаэла Налбандяна В историй
развития армянской революционной мыс-
ли чрезвычайно велика. Его знаменитые
публицистические, философекие, художе-
ственные, критические произведения от-
крыли новую эпоху в истории армянской
общественной мысли. Вак революционный
демократ, Налбандян в своих блестящих
произведениях отстаивал права простого
армянского народа.

Великий ‘публицист © полным правом
MOT сказать 0 себе:
	«Мы добровольно посвятили себя защи-
те интересов простого народа. Мы не от-
давали своих сил и своего пера на служ-
бу богачам, которые под защитой вороха

своих денег неуязвимы и под властью
тиранов, ;
	Но несчастный армянин — этот экс-
плуатируемый, жалкий, нищий, нагой и
голодный армянин, притесняемый не
только чужеземцами и варварами, но. и
собственными богачами, собственным ду-
ховенством и полуграмотными грамотеямя
или Ффилософами-богами, — вот этот армя-
HHA @ полным правом привлекает к себе
наше внимание. и именно ему; не колеб-
	Ясь И МИгГа, посвятили мы все наши спо-
собности.
	Защищать попранные права этого армя-
нина -—— вот емыел и цель всей нашей
жизни. И для достижения этой цели мы
не должны отступать ни перед тюрьмой.
ни перед ссылной, сражаясь He тольно
словом и пером, но и оружием и кровью.
Если в день некий удостоимея мы взять
оружие в руки, — постараемся омыть и
освятить своей кровью свободу, которую

fo этого проповедывали только словом»
(подчеркнуто мною. — 3. Г.).
	Полгола без новых книг
	Город Оха-на-Сахалине насчитывает не-
сколько десятков тысяч жителей, более хе-
сятка школ. техникумов. ремесленное учи-
лище. В городе живут рабочие, инженеры,
техники, учителя, врачи.

Открытый в городе магазин Вниготорга
ежедневно посещают люди разных Bospa-
стов и профессий. Они спрашивают: что
нового сегодня в магазине?

— Все, что у нас есть,— на полках, —
отвечает заведующий магазином тов. Вол-
ROB.

—— Tax это же самое было и месяц
назад.

Как же получилось, что в городе в та-
ким большим населением нельзя купить
книгу? .

Дело в том. что Оха отрезана от мате-
рика, и литература доставляется туда на
пароходах в течение короткого навигаци-
	‚  онного периода.
	Несколько pad охинцы обращались в
Роскниготорг © просьбой организовать до-
ставку книг самолетами в течение веего
гола. но из этого ничего не вышло. `Так и
пустуют книжные полки магазина более
полугода.

Не могли охинцы добиться разрешения и
на создание при книжном магазине буки-
нистического отдела. А такой отлел необхо-
ким, так как жители Охи принуждены
платить за старые книги на базаре втри-
дорога.
	Партия и правительство проявляют ог:
	ромную заботу о людях. в том числе и 9
тех. которые работают на далеких окраи-
	нах, А вот работники  Роскниготорга
«экономят» на культурных запросах на-

селения.
И. СТИХИН
	ОХА-на-САХАЛИНЕ
	По следам выступлений «Литературной газеты»
	«ПОДПИСНЫЕ ИЗДАНИЯ»
	уже вышедших первых четырех томов, в
этом году будут выданы подписчикам пя-
	тый, шестой и седьмой томы, В конце го-
па выйдет также и последний том полно-
го собрания сочинений А. Чехова.
	Последние три`тома Н. Некрасова нахо °
дятся в производстве в будут разосланы
подписчикам в первой половине будушего
	года. .
’В течение трех ближайших лет будет
завершено излание юбилейного собрания
	сочинений Jl. Толстого.
	Под таким заголовком 6 сентября этого
года в «Литературной газете» была опуб-
ликована статья, подвергавшая критике
деятельность Гослитиздата, связанную с
выпуском и распространением подписных
	издании.
По поводу этой статьи директор Гос-
литизлата тов. А. Котов сообщил, что
	Гослитиздат принял меры к ускорению вы-
хода в свет очередных томов собрания co-
чинений Л. Толстого в 14 томах. Кроме
	«ПОМНИТЬ О СЛАВНОМ ПРОШЛОМЬ.
	Так называлась заметка А. Брызгали-
на, опубликованная в «Литературной газе-
те» 19 июля 1951 г. В заметке говорилось
о неудовлетворительной охране памятви-
ков a мест историко-революциовных собы-
тий в Орехово-Зуеве.

Заместитель председателя Орехово-Зуев-
ского горисполкома тов. Саломатина со-
общила редакции, что горисполком, при-
знав заметку правильной, принял решение
«Об установлении новых и реставрации
сушествующих мемориальных досок и пПа-
	Овеянные духом Чернышевского, эти
строки рисуют Микаэла Налбандяна во
всем его величии и душевной красоте.
	заметка А. Брызгали-   мятников в местах
	мятников в местах историко-революциов»
ных событий». Это решение будет осуше-
	ствлено до 1 декабря. Мемориальная доска
о пребывании И. В. Бабушкина в доме
	№ 16 по улице Лапина будет установлена
	по окончании ремонта этого дома,

Скверы, где происходили революцио!
ные события и установлены памятники, в
настоящее время благоустроены.

В будущем году решено благоустроить
места, где были похоронены участники
съезда ковровских железнодорожников,
расстрелянные в 1905 году.
	Исключительный интересе и большую
ность для истории развития армяе-
	ской общественной мысли  прелетавлям
	лен совершенно свободным и, таким 00-
разом, не будет решен этот войрос, тб он
разрубит узел топором», — писал Налбан-
ДЯН.

Само собой разумеетея, что революци-
	онная деятельность Микаэла Налбандяна.
	обусловливалась не только идейными свя-
зями армянского публициста в русскими
революционными демократами. — «Вопрое
о земле и свободе» волновал также армян-
ское общество, и вокруг этого вопроса
шла борьба между армянскими общест-
венными течениями. Говоря о революци-
онном периоде 60-х годов, Ленин пиеал:

«Пресловутая борьба крепостников и
либералов, столь раздутая и разукрашен-
ная нашими либеральными и либерально-
народническими историками, была борь-
бой внутри господствующих классов,
большей частью внутри помещиков, борь-
бой исключительно из-за меры и формы
уступок. Либералы так же, как и вре-
постники, стояли на почве признания
собственности и власти помещиков, осуж-
дая с негодованием всякие революцион-
ные мысли об уничтожении этой собст-
венности, о полном свершении этой вла-
сти.

Эти революционные мысли не могли не
бродить в головах крепостных крестьян.
И если века рабства настолько забили и
притупили крестьянские массы, что они
были неспособны во время реформы ни на
что, кроме раздробленных, единичных
восстаний, скорее даже «бунтов», не осве-
щенных никаким политическим созвани-
ем, то были и тогда уже в Роесии ре-
волюционеры, стоявшие на стороне Rpe-
стьянства и понимавшие всю  узость,
все убожество пресловутой «крестьянской
реформы», весь ее крепостнический ха-
рактёр, Во главе этих, крайне немного-
численных тогда, революционеров стоял
Н. Г. Чернышевекий».
	Поскольку армянская общественная
жизнь была теснейшим образом связана
е русской общественной жизнью, еете-
	ственно, что и в Армений происхолила обрь-
ба между помещиками и революционерами,
отвергавшими помещичье право на владе-
ние землей. В голове армянского беззе-
мельного крестьянина Не могли не бро-
дить Такие же революционные мысли,
	Микаэл Налбандян был тем деятелем, &0-
	Защишая простой армянский народ от  То новое, что внесено Налбандяном в 00-
	«собственных богачей», духовенства и
реакционных «грамотеев», Налбандян fio-
ролея также против чужеземных угнета-
телей. Так, в знаменитом своем труде
«Земледелие как верный путь» on ocobo
отмечает безрадостную жизнь изнываю-
щих под турецким игом западных армян,
е возмущением рисует дикость и варвар-
ство леспотической султанской Турции.
	В понимании задач  национально-06в0-
бодительной борьбы Налбандян стоял на
той же платформе, что и русские револю-
ционеры-демократы. Он был далек or Ha-
циональной ограниченности.
	Проповедуя принцип равноправия на-
родов, он CO справедливым негодованием
осуждал агрессию и колонизаторекую по-
литику реакционных буржуазных rocy-
дарств, разоблачал реакционную сущность
этой ПОЛИТИКИ насилия.
	«До сих пор у миродержавных деспо-
тических государств, — писал  Налбан-
дян, — был один лживый довод, который
ныне уже не может их оправдать или
выдержать критику человеческого разума.
Что же это ‘был за довод? А тот, что, ока-
зывается, могучие государства властвова-
ли над разными странами и разными на-
родами лишь для того, чтобы о цивилизо-
вать варварство. Оказывается, не личная
выгода, — 0, нет, боже сохрани! — чело-
веколюбие вынуждает их порабощать раз-
ные народы, ибо эти народы отеталы и
не цивилизованы.

Англия ежемесячно завозит в Житай
три парохода опиума, отравляет народ и
вместо этого яда ежемесячно вывозит по

три парохода серебра: это же безнрав-
ственно! }
	-— Но она распространяет цивилиза-
ЦИЮ... 1 `

— Пруссия, бывшая первопричиной
смерти Польши, оттягала у нее Познан-
ское ВОРводеТво И ЛУШиИтТ 6го!..
	— Но опа распространяет цивилиза-
ЦИЮ...»

Налбандян  обновательно изучил все
	тонкости маскировки колонизаторекой по-
	литики буржуазных государств.
	ласть философии. Революционный evo
крат, он является последователем Mmate-
риалистической философии. И в этом во
просе Налбандян был очень многим 06я-
зан великим русским революционерам-де-
мократам — Герцену, Чернышевекому п
их единомышленникам, в рядах которых
стоит и он сам.
	Налбандян критикует идеализм eres
и под благотворным влиянием русской
философской мысли поднимается нм
ограниченностью фейербаховекого материа-
лизма, приближаясь к материалистическо-
му пониманию истории, хотя в вопроем
государства и права, свободы и насидия,
классовой сущности государства. экономи
	ческих проблемах в его трудах встреча
ются противоречия.
	Являясь воинствующим материалистои,
Налбандян рассматривал философию 9
точки зрения её активного возлействия
на общество. Он в презрением говорит 0
идеалистических философских системах,
справедливо считая их реакдионными,
вредными для преобразования жизни тру-
дящихся и вообще необоснованными 1
бездоказательными EMVAPCTBOBAH ASMA):
	Приведем ряд его суждений, характерных
в Этом отношений»
	«Человек лишен жилья, лишен ‘хлеб,
лишен одежды, между том природа требу-
ет своего; если можешь найти разумный
и естественный путь, гуманные средства,
чтобы человек обрел жилье, имел хлоб,
прикрыл свою наготу, удовлетворил ecTe-
ственные нужлы, — вот этот путь и #9
средства являются призванием филосо“
	фии; всю остальную философию. Rotopad
	не связана с природой и яе применима #
ней... оставь при себе». :

Отметим, чте Налбандян, в ланном слу»
чае, под «природой» понимает реальную,
действительную общественную жизнь. В
другом месте он в том же духе пашет:

«Стремисв действительно  улучиитв
жизнь своей нации, и пусть вся BOM
мудрость будет направлена к новой жиз
	ни, Если софизм, являющийся, в сущие
	HATH HR Такие выдаю-
OPAH, ‘щиеся культурные дея-
116) Apmenuu тели, как основополож-
ник новой — армянской

литературы Хачатур

Абовян и Микаэл Нал-
бандян, если бы армянекая культура не
была связана с передовой русской культу-
рой.

Огромное значение присоединения  Ар-
мении к России и то прогревсивное влия-
ние, которое в результате этого присоеди-
нения оказала русская революционная об-
щественная мысль на армянскую общест-
венную мысль, блестяще выражаются в
мировоззрении и всей деятельности вели-
кого армянского демократа и революцио-
	нера Микаэла — Налбандяна -—— писателя,
критика, публициста, философа, обще-
ственного деятеля.

Выдающийся общественный и куль-
	турный деятель Миказл Налбандян являл-
ся проводником революционной  демонра-
тичесной идеологии в армяненой действи-
тельности, крепно связавшим армянскую
революционную мысль с русской револю-
ционной мыслью.

Известно, что Микаэл Налбандян был
тесно связан с находившимися в Лондоне
русскими  революционно-демократическими
деятелями — Герценом, Огаревым и их
идейными единомышленниками. Не подле-
жит сомнению, что Микаэл  Налбанлян
многому учился у Белинского, Чернышев-
ского и Добролюбова.
	Налбандян находился в рядах самых
передовых  мыслителей-современников, С
присущими его учителям — русским ре-
волюционным  - демократам — последова-
тельностью п глубиной сн. анализирует
тяжелое положение крестьянства, создав-
шееся в результате «крестьяяской ре-
формы», блестяще разъясняет вею сущ-
ность этой «реформы» и рекомендует
крестьянству решить дело топером. Так.
подобно Чернышевекому, он приходит к
убеждению, что освобождение народа
невозможно без революционной борьбы.
	«Если своевременно но проявить разу-
	ма и раб со своей землей не будет объяв-
	3. ГРИГОРЯН,
секретарь ЦК КП(б) Армении
				18 октября 1951 г. № 124